Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Бухгалтерский учет на малых предприятиях и анализ их хозяйственной

--PAGE_BREAK--
    продолжение
--PAGE_BREAK--Под управлением людьми следует понимать, прежде всего, материальную ответственность за ценности (предметы), находящиеся на предприятии.
Факты хозяйственной жизни описываются в бухгалтерском учете по строго фиксированной системе (план счетов), в определенном порядке и в определенных формулах (форма бухгалтерского учета), с использованием определенной техники регистрации (вычислительные машины). Вся эта работа выполняется определенным штатом счетных работников, составляющих бухгалтерский аппарат.
При ведении бухгалтерского учета должны быть обеспечены:
·        соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики (методики) отражения отдельных хозяйственных операций, оценки имущества, определенной исходя из правил, приведенных в Законе о бухгалтерском учете и отчетности, и условий хозяйствования. Изменения учетной политики по сравнению с предыдущим годом должны быть объяснены в годовой бухгалтерской отчетности;
·        полнота отражения в учете за отчетный период имущества и всех хозяйственных операций и результатов инвентаризаций имущества и обязательств;
·        правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам;
·        разграничение в учете текущих затрат и капитальных вложений;
·        тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по синтетическим счетам на первое число каждого месяца;
·        предприятие, осуществляя организацию бухгалтерского учета, самостоятельно устанавливает организационную форму бухгалтерской работы, исходя их конкретных условий хозяйствования;
·        определяет форму и методы бухгалтерского учета, основываясь на действующих или вновь разработанных Министерством финансов или Министерствами и ведомствами формах и методах, при соблюдении общих методических принципов, установленных Законом по бухгалтерскому учету и отчетности;
·        разрабатывает систему внутрихозяйственного учета, отчетности и контроля.
В условиях рыночных отношений у предприятий возрастает необходимость активнее использовать бухгалтерский учет, чтобы контролировать и совершенствовать свою работу, прогнозировать показатели развития предприятия и выявлять резервы эффективности использования всех имеющихся ресурсов.
Перед бухгалтерской службой поставлены 2 цели.
1.     Фиксирование фактического состояния предприятия и предоставление информации для управления им.
2.     Обеспечение контроля за хозяйственной деятельностью.
Бухгалтерский учет необходим для:
·        контроля за выполнением объемов производства, реализацией товаров в условиях конкурентной экономики;
·        контроля за сохранностью и правильном использованием собственности предприятия за счет своевременного и качественного проведения инвентаризации, организации учета движения и наличия материальных и денежных средств по материально-ответственным лицам;
·        контроля за оплатой труда работников; в настоящее время организации и предприятия самостоятельно разрабатывают средства, направленные на потребление, утверждают штатное расписание, формируют численность работников, выбирают формы и системы оплаты труда;
·        контроля за соблюдением расчетной и финансовой дисциплины.
В новых условиях хозяйствования предприятия обязаны четко соблюдать сроки оплаты за товары, услуги, своевременно перечислять различные отчисления и налоги. Несвоевременная оплата приводит к оплате штрафных санкций, что значительно ухудшает финансовое состояние предприятия
Бухгалтерский учет помимо чисто учетных функций, обеспечивает достаточно большой объем первичной управленческой информации. Поэтому для принятия обоснованных решений возникает необходимость её обработки и систематизации для определения влияния различных факторов, поисков потерь и упущенных выгод и возможных направлений улучшения деятельности предприятия с соответствующим количественным обоснованием. Решением таких задач занимается экономический анализ.
Вне зависимости от глубины планируемого анализа и тематики затрагиваемых вопросов рекомендуется идти от общего к частному, поэтому важно прежде всего выбрать по данным бухгалтерского учета всю укрыпненную информацию, характеризующую работу предприятия вцелом.
Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, связанную с исследованием экономических явлений и процессов в их взаимосвязи и взаимообусловленности, складывающихся под воздействием объективных экономических законов. Главное в экономическом анализе – выявление положительных и отрицательных факторов и измерение их действия, раскрытие тенденций хозяйственного развития, определение использования внутренних резервов, принятие оптимальных управленческих решений.
Экономический анализ является одной из функций управления, предусматривающей изучение хозяйственной деятельности, ее результатов с помощью диалектического метода и методологических приемов познания в целях более эффективного ведения хозяйства, повышения уровня хозяйствования. Хозяйственная деятельность предприятий, ее результаты выступают в качестве объекта познания, который представляет собой предмет экономического анализа, а научные знания, с помощью которых изучается деятельность, его метод. Наличие предмета и метода познания позволяет рассматривать экономический анализ в качестве общественной науки.
Предмет анализа хозяйственной деятельности – хозяйственные процессы и явления в рамках предприятий, производственных объединений.
Цель анализа сводится к изысканию и реализации резервов увеличения прибыли. Анализ хозяйственной деятельности призван содействовать успешному развитию экономики.
Анализ основывается на комплексе цифровых данных – учетных и отчетных в системе методических приемов их изучения, что обеспечивает взаимосвязывающую характеристику различных сторон деятельности предприятия в ее числовом выражении.
Таким образом, экономический анализ имеет комплексный характер. В процессе анализа изучается реально сложившиеся взаимосвязи и взаимозависимости и конечные итоги деятельности предприятия под влиянием производственных факторов.
Перед экономическим анализом ставится ряд задач, основными из которых являются следующие:
1) усиление научной обоснованности разрабатываемых бизнес-планов и нормативов;
2) всесторонний анализ факторов, влияющих на них;
3) оценка эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
4) выявление неиспользованных внутренних резервов;
5) оценка финансового состояния и платежеспособности;
6) обоснование оптимальных управленческих решений.
Усиление научной обоснованности разрабатываемых планов и нормативов достигается в первую очередь осуществлением обстоятельного анализа хозяйственной деятельности за предшествующие периоды. Построение динамических рядов за более или менее значительный отрезок времени позволяет выявить известные экономические закономерности в развитии важнейших хозяйственных категорий и показателей.
Изучение основных факторов, которые оказывали в прошлом и могут оказывать в будущем существенное влияние на хозяйственную деятельность данного предприятия, кладется в основу плановых расчетов. Этой же цели служит и изучение методами сравнительного анализа результатов хозяйственной деятельности лучших предприятий для использования передового опыта. В торговле, при оценке выполнения плана, основное внимание обращается на объем оптового и розничного товарооборота, на его ассортиментную структуру, на соотношение элементов товарного баланса (товарные запасы, поступление и выбытие товара); на затраты живого и овеществленного труда, на финансовые результаты торгово-хозяйственной деятельности.
Оценка эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов связана непосредственно с борьбой за их наиболее рациональное использование. Наибольшее значение здесь приобретает анализ использования основных и оборотных средств в торговле как со стороны их материально-вещественного содержания, так и в качестве финансовых показателей. Трудовые ресурсы исследуются в процессе анализа с расчленением на количественные и качественные показатели, выражающие численность работников и производительность труда, а также структуру рабочей силы. При оценке финансовых результатов деятельности предприятий используются количественные и качественные показатели (в их необходимой увязке). Так, размер чистого дохода торгового предприятия зависит как от товарооборота (по объему и структуре), так и от фактически сложившегося уровня валового дохода и издержек обращения. Выявление неиспользованных резервов, содействие распространению передового опыта и улучшению хозяйственно-финансовой деятельности предприятий является следующей задачей экономического анализа. Выявление резервов в процессе экономического анализа происходит путем критической оценки договоров, обязательств, расчетов и принимаемых решений.
Важнейшая задача экономического анализа состоит, наконец, в обосновании управленческих решений. Успех хозяйственно-финансовой деятельности зависит от уровня руководства, от правильных и своевременно принимаемых управленческих решений.
Обосновать управленческих решений в условиях многочисленности и многообразности хозяйственных ситуаций можно лишь на основе углубленного экономического анализа. Управление любым предприятием требует систематической информации о совершаемых операциях, их характеристике и объеме, об имеющихся ресурсов, о финансовых результатах.
Подобные данные в основном концентрируются в текущем учете, отражаются в его показателях и обобщаются в отчетности предприятия – месячной, квартальной и годовой.
Основными показателями деятельности малых предприятий, занимающихся торговлей, является: степень выполнения объеме товарооборота и прибыли. Финансовое состояние, рентабельность, уровень издержек обращения во многом зависит от объема товарооборота. Товарооборот, обращение товаров – стадия воспроизводственного процесса, связывающая производство и потребление. В сфере товарного обращения происходит реализация производственной продукции (средств производства и предметов потребления) путем их купли-продажи. Для отраслей сферы товарного обращения товарооборот является основным показателем деятельности. Различают товарооборот розничный, оптовый, заготовительный и внешнеторговый. Розничный товарооборот – продажа товаров народного потребления непосредственно потребителям. На этой стадии процесс товарного обращения окончательно завершается, и товары переходят в сферу непроизводственного (общественного и личного) потребления.
Прибыль – форма чистого дохода малого предприятия, один из обобщающих показателей его хозяйственной деятельности.
Прибыль как показатель деятельности торговли чутко улавливает изменение механизма хозяйствования, хотя не является в торговле планируемым показателем. Все расчеты с бюджетом, начисление средств в разные фонды, в том числе и расчет фонда оплаты труда производятся от другого показателя – доходов. Однако прибыль, будучи формой чистого дохода предприятия выполняет важную экономическую роль и поэтому используется в анализе хозяйственной деятельности торговли как расчетный показатель, позволяющий оценивать эффективность производственных затрат и финансовую отдачу от организации торгового процесса.
Анализируя хозяйственную деятельность малого предприятия, занимающегося торговлей, необходимо рассматривать, наряду с абсолютной величиной прибыли, также ее относительный уровень. Т.е. рентабельность.
Рентабельность – понятие комплексное. Показатели рентабельности, образующие систему, различаются в зависимости от того, к какому виду расходов, ресурсов или результатов относится сумма прибыли. В торговле применяются показатели рентабельности, представляющие собой отношение прибыли к товарообороту, издержкам обращения, фонду оплаты труда, основным фондам, оборотным средствам и по всем совокупным ресурсам, используемым в торговле, а также численности работников, величине торговой площади. Наиболее часто применяется показатель рентабельности торговли, определяемый как отношение суммы прибыли к товарообороту и характеризующий долю чистого дохода торговли в цене товара. Показателем деятельности торгового предприятия также служит уровень издержек обращения – это расходы, связанные с процессом купли-продажи товаров: денежные и кредитные расчеты, ведение учета и др. Величина издержек обращения характеризуется их абсолютной суммой и уровнем. Уровень издержек, рассчитываемый как процентное отношение суммы издержек к товарообороту, является одним из важнейших показателей соблюдения режима экономии в торговле. Факторы, влияющие на издержки обращения: объем товарооборота (снижение, увеличение); структура товарооборота (по товарным группам); уровень цен (изменение); стоимость услуг других отраслей народного хозяйства; скорость обращения товара. В итоге, все описанные выше показатели отражаются в конечном финансовом результате деятельности предприятия. В качестве конечных финансовых показателей выступает, как известно, прибыль или убыток. Наличие убытка в балансе торгового предприятия вне зависимости от того, мала или велика его абсолютная сумма, свидетельствует о неудовлетворительной торгово-финансовой деятельности. Оценка результатов деятельности, как правило, осуществляется в рамках финансового анализа с целью изучения финансового состояния предприятия.
Под финансовым состоянием понимается совокупность результатов образования и использования торгово-коммерческим предприятием денежных средств, платежеспособность и финансовая устойчивость. В переходный период к рыночной экономике в самой структуре рынка предприятия действуют как самостоятельные товаропроизводители, независимо от форм собственности и отраслевых особенностей.
Основными задачами анализа хозяйственной деятельности и финансовых результатов малого предприятия являются:
·        оценка динамики абсолютных показателей финансовых результатов (прибыли и рентабельности);
·        определение направленности и размера влияния отдельных факторов на сумму прибыли и уровня рентабельности;
·        выявление и оценка возможных резервов роста прибыли и рентабельности;
·        оценка динамики состава и структуры активов, их состояния и движения;
·        оценка динамики состава и структуры источников собственного и заемного капитала, их состояния и движения;
·        анализ абсолютных и относительных показателей финансовой устойчивости предприятия и оценка изменения ее уровня;
·        анализ платежеспособности предприятия и ликвидности его баланса.
Обобщенная информация для анализа финансовых результатов представлена в форме №2 для годовой и квартальной бухгалтерской отчетности «Отчет о финансовых результатах», в форме №1 для годовой и периодической бухгалтерской отчетности «Бухгалтерский баланс», в форме №5 для годовой и квартальной бухгалтерской отчетности «Приложение к балансу». Кроме этого, при анализе используются данные финансового плана аналитического бухгалтерского учета к счету 46 «Реализация продукции», счету 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств», счету 80 «Прибыли и убытки» и другими счетами.
В науке и на практике применяются разные виды анализа: физических, химический, математический, статистический, экономический и другие. Они отличаются объектами, целями и методами исследования.
Экономический анализ в отличие от физического, химического и прочих относится к абстрактно — логическому методу исследования экономических явлений, где невозможно использовать ни микроскоты, ни химические реактивы, где то и другое должны заменить силы абстракции.
Велики роль и значение анализа хозяйственной деятельности предприятия. Анализ хозяйственной деятельности – это важнейшая функция управления. Это орудие для выявления и мобилизации резервов эффективности работы. Квалифицированный анализ позволяет своевременно выявлять достигнутые успехи и недостатки в работе.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Формирование рыночной экономики обуславливает развитие анализа в первую очередь на микроуровне – на уровне отдельных предприятий и их внутренних структурных подразделений, поскольку это низовые звенья (при любой форме собственности) составляют основу рыночной экономики.
          Значение анализа определяется его задачами:
1) обеспечение доходности работы изучаемых предприятий;
2) повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов, договоров и объективная, всесторонняя оценка их выполнения;
3) оценка экономической эффективности использования трудовых и финансовых ресурсов;
4) выявление и количественная оценка влияния отдельных факторов на результаты хозяйственной деятельности;
5) содействие техническому прогрессу и распространению передового опыта.
Анализ на микроуровне наполняется совершенно конкретным содержанием, связанным с повседневной хозяйственно-финансовой деятельностью предприятий, их коллективов, менеджеров, владельцев-собственников. Конкретно: анализ обоснования и выполнения бизнес-планов, сравнительный анализ маркетинговых мероприятий, включающих сопоставление реального развития событий с ожидаемым за определенный отрезок времени, анализ возможностей производства и сбыта, выяснение внутрипроизводственных и общеэкономических ситуаций, влияющих на производство и сбыт, анализ соотношения спроса и предложения, анализ конкретных поставщиков сырья и комплектующих изделий, анализ конечных финансовых результатов производственной, сбытовой, маркетинговой деятельности (прибыль, убыток), анализ коммерческого риска с оказываемым на него влиянием политических, демографических, культурных, экологических и других факторов.
В условиях рыночного механизма хозяйственный анализ и бухгалтерский учет должен не только давать объективную оценку производственно-торговой, финансовой и другой деятельности предприятий, но и выявлять и мобилизовать резервы (особенно прогнозные) повышения эффективности использования экономического потенциала, разрабатывать и принимать оптимальные управленческие решения.
1.2. Характеристика форм бухгалтерского учета, применяемых на
малых предприятиях
Бухгалтерский учет — это система наблюдения и обобщения фактов финансово хозяйственной деятельности предприятия, отражаемых с помощью специальных документов для получения итогов или каких — либо данных о работе предприятия, а также контролю за его деятельностью.
Бухгалтерский учет представляет собой систему приемов и методов непрерывного взаимосвязанного, сплошного документированного отражения в денежном выражении имущества и хозяйственнывх прцессов в целях контроля и управления ими.
Основными правилами ведения и организации бухгалтерского учета в организациях установлены Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, Положением по бухгалтерскому учету “Учетная политика предприятия”, Планом счетов бухгалтерского учета и некоторыми другими нормативными документами.
Основные правила ведения бухгалтерского учета:
1. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций осуществляется способом двойной записи в соответствии с Планом счетов бухгальтерского учета.
2. Основанием для записей в учетных регистрах являются первичные учетные документы, которые должны составляться в момент совершения хозяйственных операций или непосредственно после их окончания и содержать обязательные реквизиты. Порядок передачи первичных документов и сроки их передачи определяются утвержденным графиком документооборота.
3. Имущество, обязательства и хозяйственные операции для отражения в бухгалтерском учете и отчетности подлежит оценки в денежном выражении путем суммирования фактически произведенных расходов. Применение других видов оценок допускается в случаях, предусмотренных законодательством, Положением или другими нормативными актами Минфина России.
4. Обязательность проведения инаентаризации имущества и финансовых обязательств и отражения её результатов в бухгалтерском учете.
5. Формирование учетной политики организации осуществляется в соответствии с допущениями и требованиями, установленными Положением по бухгалтерскому учету “Учетная политика предприятия”.
Процесс учета состоит из нескольких этапов (стадий). Это, прежде всего, наблюдение за хозяйственными явлениями и процессами, затем их измерение в определенных числовых показателях. Полученную информацию надо зарегистрировать и сгруппировать по заранее принятой и научно обоснованной системе. Учетный процесс завершается соответствующим обобщением полученных учетных показателей. Только посредством сгруппированной и обобщенной в соответствии с требованиями хозяйственного руководства учетной информацией можно управлять деятельностью объединений (предприятий).
Для учета особенно важно количественное отражение хозяйственных явлений. Цифровые показатели, сгруппированные и обобщенные по определенной системе, дают возможность судить об эффективности хозяйственной деятельности.
Хозяйственный учет выступает как одна из общих универсальных функций управления, это – обособившийся вид управленческой деятельности, он используется специальным аппаратом управления (главным образом бухгалтерией или под ее руководством), в учетном процессе принимаются управленческие решения (в порядке контроля, инструкций, указаний).
Учет должен быть точным, объективным, правдивым. Без правильной цифры, реально отражающей положение дел. Нельзя руководить и управлять хозяйством.
Учет должен быть простым и ясным. Известно, что работники объединений и предприятий широко привлекаются к руководству производственным процессом и поэтому часто имеют дело с данными учета и отчетности.
Учет должен быть экономичным. Расходы на ведение учетного процесса. На содержание учетного аппарата должны быть как можно меньше. Вместе с тем, исходя из роли и значения учета в управлении производством, необходимо предупреждать неоправданное и необоснованное сокращение расходов на ведение учета. Наиболее верные пути к экономическому учету – его централизация и механизация, внедрение прогрессивных приемов и способов его организации и техники.
Учет должен быть своевременным и оперативным. Данные, полученные с опозданием, теряют свое значение для руководства, они не имеют ценности.
Так каким же образом данные бухгалтерского учета приобретают свойства полезной деловой информации, которая еще до момента совершения сделки позволяет оценить предпочтительность того или иного варианта купли-продажи товаров, инвестирования средств, привлечения капиталов, минимизировать риск предпринимательства в условиях неопределенности рыночной конъюнктуры?
В прошлом ответы на эти вопросы бухгалтеры искали в литературе по коммерческим, финансовым и хозяйственным вычислениям. Сегодня в странах с хорошо развитой информационной индустрией эти вычисления получили мощный импульс развития и составили основу финансового менеджмента. Экономическая информация в предпринимательстве призвана играть роль специального профессионального языка, способствующего достижению целей деловой активности.
Основу делового языка всегда и везде составляли данные, формируемые в системе бухгалтерского учета. В современном информационном сопровождении предпринимательства бухгалтерский учет продолжает традиционно играть главную роль.
В дореволюционной России в функции главной бухгалтерии входило не только учетное отражение хозяйственных операций и составление отчетности установленной формы, но и ведение коммерческой бухгалтерии, включавшей в себя финансовые и коммерческие вычисления. Отправляясь от несложных вычислений простых и сложных процентов, эта отрасль профессиональных знаний развивалась в последующие годы за рубежом в современную систему высших финансовых вычислений, хотя приоритет в этой области принадлежал российским ученым.
С начала 30-х годов основания коммерческой бухгалтерии вместе с финансовыми вычислениями соответствовала доминировавшим тогда взглядам на методы управления социалистической экономикой. Некогда целостная функция финансового управления предприятием, принадлежавшая по праву главному бухгалтеру, стала постепенно разделяться на части с передачей отдельных функций плановому отделу, отделу труда и заработной платы и другим службам. Суть связи бухгалтерского учета с управлением финансово-хозяйственной деятельностью малых предприятий состоит в том, что деловая информация адекватна целям предпринимательства.
Профессор Иоганн Фридрих Шерр еще в конце XIX века образно и точно определил: «Бухгалтерский учет – непогрешимый судья прошлого, необходимый руководитель настоящего и надежный консультант будущего каждого предприятия».
Эта характеристика бухгалтерского учета вполне соответствует современной концепции деловой информации, сформулированной в международных стандартах по учету. Особо высоко ценится та информация, которая определяет эффективность оперативных хозяйственных решений, связанных с извлечением будущих экономических выгод.
В предпринимательстве профессиональная ценность бухгалтера тем выше, чем эффективнее он влияет на принятие решений, определяющих рыночную стратегию и тактику предприятия. Основной продукт его труда должен составлять активное воздействие на принятие деловых решений, особенно в той части, которые связаны с финансовой стороной.
Заинтересованное и ответственное участие в делах предприятия превращает главного бухгалтера, как основного держателя информации, в финансового менеджера, основной смысл деятельности подчинен диагностике и проектированию мер, способствующих улучшению экономического благополучия предприятия на протяжении всего периода его существования.
Современная финансово-хозяйственная деятельность малых предприятий базируется на трех основных концепциях: текущей стоимости, предпринимательского риска, потока денежных средств. Концепция текущей стоимости выражает приращение капитала. Инвестируя в дело определенный первоначальный капитал, предприниматель, конечно, рассчитывает на извлечение через определенный период времени некоторой величины нового капитала. Этот капитал должен быть достаточным не только для того, чтобы возместить ранее помещенный в оборот капитал, но также должен включать в себя более или менее значительную долю приращения капитала (прибыль). Бухгалтер, давая учетное выражение совершаемых операций, вынужден следовать учетным принципам (двухстороннего отражения операций, экономической принадлежности поступления и затрат, непрерывности функционирования предприятия, сохранения капитала и др.), которые не позволяют ему непосредственно учетным путем определить экономическую выгоду предприятия. Вопрос о купле-продаже того или иного товара или об инвестировании средств приходится решать на текущий момент времени, но эффективность этих операций будет определенно установлена только в будущем. Принимающий решение вынужден обратиться к данным, формируемым в бухгалтерском учете. Концепция предпринимательского риска вытекает из концепции текущей стоимости: прогноз ожидаемой экономической выгоды дается не в виде однозначной величины, а в виде примирительной и оптимистической оценок текущей стоимости. Чем более точно финансовый менеджер предугадает в своих решениях возможный ход событий, тем меньше уровень предпринимательского риска.
Основное содержание третьей концепции финансово-хозяйственной ной деятельности малого предприятия – концепции потоков денежной наличности – составляет разработка политики предприятия в области привлечения финансовых ресурсов, организации их движения, поддержания их в определенном качественном состоянии. Это затрагивает сферу привлечения финансовых источников предприятия на краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной основе. Необходимо оценить приемлемость цены дополнительных финансовых источников, условия и возможности погашения обязательств.
Текущий анализ финансового состояния предприятия на основе финансовых коэффициентов, составления специальных отчетов о движении капитала владельца и об изменении финансового положения на базе оборотного капитала и потоков денежных средств представляют необходимые этапы последующей бухгалтерской работы, на базе которых дается оценка экономической жизнеспособности предприятия.
Обычная бухгалтерская практика учетного отражения хозяйственных операций сама по себе не может дать непосредственные ответы на практические запросы многочисленных пользователей информации. Необходимо эту бухгалтерскую информации определенным образом модифицировать, чтобы она стала полезной для принятия решений.
Из всех зарегистрированных в России юридических лиц около одного миллиона подпадает под понятие малое предприятие. Эти предприятия работают во всех регионах страны и занимаются в основном предоставлением различных услуг и торговлей, а также небольшим производством.
Существуют различные формы бухгалтерского учета на малых предприятиях. Самые распространенные из них – журнально-ордерные формы бухгалтерского учета. Для сравнения преимуществ и недостатков этих форм учета необходимо рассмотреть их в отдельности.
На малых предприятиях, где общая численность работников составляет более 15 человек, бухгалтерский учет ведется по журнально-ордерной форме учета, согласно «Положению о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации» (утверждено приказом Министерства Финансов Российской Федерации 26 декабря 1994 г. №170).
Основными особенностями журнально-ордерной формы учета являются:
— применение для учета хозяйственных операций журналов-ордеров, запись в которых ведется только по кредитовому признаку;
— совмещение в ряде журналов-ордеров синтетического и аналитического учета;
— объединение в журналах-ордерах систематической записи с хронологической;
— отражение в журналах-ордерах хозяйственных операций в разрезе показателей, необходимых для контроля и составления отчетности;
— сокращение количества записей благодаря рациональному построению журналов-ордеров и Главной книги.
В основе журнально-ордерной формы бухгалтерского учета лежат принципы накапливания и систематизации данных первичных документов в учетных регистрах, позволяющие обеспечить синтетический и аналитический учет средств источников и хозяйственных операций по всем разделам бухгалтерского учета. Это исключает необходимость составления мемориальных ордеров.
Записи в накопительные регистры производятся в разрезе показателей, необходимых для управления финансово-хозяйственной и коммерческой деятельностью предприятия, а также для составления месячной, квартальной и годовой отчетности.
Аналитический и синтетический учет осуществляется, как правило, в единой системе записей, используя для этого два вида бухгалтерских регистров: журналы-ордера и вспомогательные ведомости. Основными регистрами этой формы учета являются журналы-ордера. Вспомогательные ведомости применяются обычно в тех случаях, когда необходимые аналитические показатели сложно получить непосредственно в журналах ордера. Поэтому данные первичных документов предварительно группируются в ведомостях, а их итоги затем переносятся в журналы-ордера.
В основу построения журналов-ордеров и вспомогательных ведомостей положен кредитовый признак регистрации хозяйственных операций: данные первичных документов записываются только по кредиту соответствующих счетов с одновременным отражением оборотов по дебету корреспондирующих счетов. В порядке исключения кассовые операции, операции по расчетному и валютному счетам в банке регистрируются в журнале-ордере по кредиту, а в ведомости – по дебету счетов, предназначенных для учета указанных операций. Это необходимо для контроля, а также для того, чтобы не разобщать кассовые и банковские документы записями в различных журналах-ордерах.
Итоговые данные журналов-ордеров в конце месяца переносятся в Главную книгу. По данным Главной книги составляется сальдовый бухгалтерский баланс. В тех случаях, когда остатки по бухгалтерскому учету необходимо показать в сальдовом балансе по нескольким статьям, запись производится на основании учетных регистров.
Главная книга открывается на год и служит для обобщения данных из журналов-ордеров, взаимной проверки правильности произведенных записей по отдельным счетам и для составления сальдового бухгалтерского баланса. В ней записываются сальдо на начало месяца, обороты по дебету и кредиту счетов и сальдо на конец года по каждому синтетическому счету (в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и Инструкции по его применению, утверждены приказом Министерства финансов СССР от 1 ноября 1991 г. №56 и рекомендованы для применения на территории Российской Федерации письмом Министерства экономики и Министерства финансов РСФСР от 19 декабря 1991 г. №18-5, с изменениями, утвержденными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 1994 г. №173 от 28 июля 1995 г. №81).
    продолжение
--PAGE_BREAK--
    продолжение
--PAGE_BREAK--
    продолжение
--PAGE_BREAK--В соответствие с принятой на отчетный год учетной политикой и конкретной спецификой ТОО «Гидромаш» разрабатывает рабочий план счетов: выбирает счета первого порядка для отражения в бухгалтерском учете коммерческой и финансово-хозяйственной деятельности, а также, исходя из требований управления, контроля рыночной ориентации, определяет перечень счетов второго и последующих порядков – субсчетов и аналитических счетов. Для отражения хозяйственных операций на ТОО «Гидромаш» используются шесть журналов-ордеров.
3.1. Журнал-ордер №1 по счету 50 «Касса».
3.2. Журнал-ордер №2 по счету 51 «Расчетный счет».
3.3. Журнал-ордер №6 по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
3.4. Журнал-ордер №7 по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами».
3.5. Журнал-ордер №10 по счетам: 41 «Товары», 42 «Торговая наценка», 40 «Готовая продукция», 08 «Капитальные вложения», 12 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы и другие счета, не учитывающиеся в вышеперечисленных журналах.
3.6. Журнал-ордер №13 по счету 01 „Основные средства“.
Также для учета используются вспомогательные ведомости:
— ведомость №16 по счету 46 „Реализация продукции (работ, услуг);
— ведомость по счету 76 “Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами».
Учет заработной платы ведется в разработочной таблице формы №9 по счетам: 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 67 «Расчеты по внебюджетным платежам» (см. приложение 1).
Бухгалтерский учет должен обеспечить повседневный контроль за наличием и движением денежных средств в кассе, на расчетном счете.
Учет кассовых операций на ТОО «Гидромаш» ведется согласно Инструкции Центрального банка Российской Федерации №18 от 4 октября 1993 г. «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации».
Для учета кассовых операций, отраженных на активном счете 50 «Касса», предназначены журнал-ордер №1 и ведомость №1 к нему. Эти бухгалтерские регистры отражают поступление денег в кассу предприятия и их расходование по целевому назначению согласно приложенным первичным документам. При этом в журнале-ордере записываются обороты по кредиту счета «Касса» в разрезе корреспондирующих счетов, т.е. выбытие денежных средств, а в ведомости – по дебету счета 50 в корреспонденции с кредитуемыми счетами, т.е. поступление денежных средств. Записи в журнале-ордере и ведомости производятся итогами за день на основании отчетов кассиров, подтвержденных приложенными к ним первичными документами.
Поступление денег в кассу и выдачу из кассы оформляют приходными и расходными кассовыми ордерами. Суммы операций записывает главный бухгалтер или лицо, им уполномоченное, а расходные – руководитель организации и главный бухгалтер. Приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы до передачи в кассу регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов. Все операции по поступлению и расходованию денежных средств кассир записывает в кассовую книгу, которая пронумерована, прошнурована и опечатана печатью.
Количество листов в ней должно быть заверено подписями руководителя и главного бухгалтера. В конце рабочего для кассир подсчитывает в кассовой книге итоги операций за день и выводит остаток денег в кассе на следующий день. Один лист книги отрывной, его сдают в конце дня вместе со всеми приходными и расходными документами в качестве отчета по кассовым операциям под расписку в кассовой книге.
Остаток средств по кассе приводится в ведомости только на начало и конец месяца. При этом остаток на конец месяца определяется путем сложения остатка на начало месяца и итога оборота за месяц по журналу-ордеру №1 (т.е. по кредиту счета). Остаток на коней месяца по счету является остатком на начало следующего месяца.
В кассе хранятся небольшие денежные суммы в пределах установленных банком лимита – 500 рублей(в ценах 1998г). Денежные средства, превышающие лимит, вносятся на расчетный счет ТОО «Гидромаш» или выдаются из кассы для расчета с другими организациями.
Счет 50 «Касса» по дебету может корреспондировать с кредитом различных счетов:
·        дебет счета 50 «Касса»;
·        кредит счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг) – поступление выручки от реализации товаров
·        кредит счета 47 „Реализация и прочее выбытие основных средств – поступление выручки от реализации инвентаря, ценных бумаг и других прочих активов;
·        кредит счета 51 “расчетный счет» – на полученные денежные средства на различные цели со счетов предприятия в банке;
·        кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» – поступление наличных от покупателей и заказчиков за товары;
·        кредит счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» – на возврат неиспользованных подотчетных сумм;
·        кредит счета 80 «Прибыли и убытки» – на выявление излишних денег при инвентаризации кассы, получение дохода от сдачи в краткосрочную аренду объектов;
чет 50 «Касса» по кредиту корреспондирует с дебетом различных счетов:
·        кредит счета 50 «Касса»;
·        дебет счета 10 «Материалы», 12 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы», 41 «Товары» – на приобретение оборудования, материалов, инвентаря, товаров за наличные;
·        дебет счета 44 «Издержки обращения» – на оплату мелких расходов для хозяйственных нужд предприятия, относящихся к издержкам предприятия;
·        дебет счета 51 «Расчетный счет» – на сданную выручку непосредственно в банк по объявлению о взносе наличными;
·        дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – на оплату поставщикам и подрядчикам за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, если такие расчеты нельзя было осуществить через учреждения банков;
·        дебет счета 68 «Расчеты с бюджетом» – на оплату в бюджет штрафов, налогов и различных сборов;
·        дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – на выплату авансов, оплату труда, пособий, премий;
·        дебет счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» – на выдачу наличных денег подотчетным лицам на хозяйственные, операционные, коммунальные и другие расходы.
Расчеты ТОО «Гидромаш» с другими предприятиями, учреждениями, а также частными предпринимателями без образования юридического лица производятся в безналичном порядке через учреждения банков.
Для хранения свободных денежных средств и кредитно-расчетного обслуживания ТОО «Гидромаш» имеет расчетный счет в «Промстройбанке».
На кредитно-расчетное обслуживание между учреждением банка и предприятием заключен договор.
Денежные средства на расчетном счете находятся в полном распоряжении предприятия. Все операции по расчетному счету в пределах имеющегося остатка денежных средств банк производит только по поручению предприятия – владельца счета.
Зачисление средств на расчетный счет производится на основании объявлений о взносе наличными, почтовых переводов, платежных поручений, расчетных чеков и других документов.
Списание и выдача денежных средств с расчетного счета производятся по платежным поручениям, денежным чекам и документам, имеющим силу принудительного взыскания. В целях контроля за расходованием средств по целевому назначению владелец счета в тексте платежных поручений и на оборотной стороне денежных чеков должен обязательно указывать, для какой цели он перечисляет или получает денежные средства.
Для получения наличных денег в банке владелец счета получает в банковском учреждении чековую книжку. Порядок ее заполнения и пользование ею установлен банком и изложен на обратной стороне обложки чековой книжки.
Для осуществления контроля за фактами совершенных операций по расчетному счету банк выдает торговому предприятию в согласованные с ним сроки (ежедневно) выписки из расчетного счета, но в обязательном порядке на каждое первое число месяца. Все записи банка в выписке подтверждаются первичными документами (счета-фактуры и др.). Работники бухгалтерии после подбора к выпискам банка оправдательных документов проверяют законность и правильность совершенных банком операций по движению средств на расчетном счете. На первичных документах и выписке производятся отметки хозяйственных операций по корреспондирующим счетам, которые используются для последующих записей в регистры бухгалтерского учета. При этом бухгалтерские проводки составляются в тех суммах, в которых они приведены в выписке банка, а суммы, ошибочно зачисленные или списанные банком, относятся на счет 63 «Расчеты по претензиям» с уведомлением об этом учреждения банка.
Для получения информации о наличии и движении средств на расчетном счете используют счет 51 «Расчетный счет».
«Расчетный счет» относят к активным счетам. По дебету этого счета отражается поступление средств, а по кредиту – их выбытие. Сальдо на этом счете может быть только дебетовое, которое показывает остаток денежных средств на расчетном счете.
На основании записей в выписках банка и приложенных к ним документах кредитовый оборот отражается в журнале-ордере №2 по счету 51 «Расчетный счет», а дебетовый – в ведомости к этому журналу. В журнале-ордере №2 и ведомости для каждой выписки банка отводится отдельная строка. Записи производятся по дебету и кредиту счета в разрезе корреспондирующих счетов.
В журнале-ордере производится запись хозяйственных операций по следующим корреспондирующим счетам:
·        кредит счета 51 «Расчетный счет»;
·        дебет счета 31 «Расходы будущих периодов» – на оплату расходов в отчетном месяце, но относящихся к будущим отчетным периодам (взносы арендной платы, подписка на газеты и журналы, абонентская плата за телефон и др.);
·        дебет счета 44 «Издержки обращения» – на оплату расходов, относящихся к отдельным статьям издержек обращения, если оплата предшествует их начислению;
·        дебет счета 50 «Касса» – на суммы наличных денег, полученных в кассу предприятия по денежным чекам;
·        дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – на оплату расчетных документов поставщиков и подрядчиков за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги;
·        дебет счета 63 «Расчеты по претензиям» – на предъявленные претензии к банку за неправильно списанные суммы с расчетного счета;
·        дебет счета 67 «Расчеты по внебюджетным платежам» – на перечисленные взносы во внебюджетные фонды;
·        дебет счета 68 «Расчеты с бюджетом» – на перечисленные налоги и сборы, и другие платежи, причитающиеся госбюджету;
·        дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» – на перечисленную кредиторскую задолженность предприятиям, возникшую по операциям нетоварного характера;
·        дебет счета 80 «Прибыли и убытки» – на списание штрафных санкций по исполнительным документам хозяйственных судов;
В зависимости от содержания хозяйственных операций в дебетовой ведомости к журналу-ордеру по счету 51 «Расчетный счет» может быть следующая корреспонденция счетов:
·        дебет счета 51 «Расчетный счет»;
·        кредит счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг) – на поступившие платежи от покупателей за реализованные им товары;
·        кредит счета 50 „Касса“ – на поступившую денежную наличность, ранее полученную в банке;
Инвентаризация денежных средств по расчетному счету производится при получении выписок банка.
Остатки денежных средств на расчетном счете в журнале-ордере и выписках должны быть тождественны.
В качестве аналитического учета используются выписки банка из расчетного счета.
Переход к рыночной экономике вносит существенные изменения в систему безналичных расчетных отношений. Порядок и формы расчетов определяют в хозяйственных договорах или контрактах между поставщиками и покупателями. В зависимости от предусмотренной в договоре или контракте формы расчетов безналичные расчеты между поставщиком и покупателем осуществляются платежными поручениями, чеками, аккредитивами, векселями и другими документами.
Расчеты за товары и оказанные услуги с поставщиками у покупателей осуществляются на счете 60 „Расчеты с поставщиками и подрядчиками“. Бухгалтерский учет по этому счету осуществляется в журнале-ордере №6 и дебетовой ведомости №6 к нему. Записи в журнале-ордере и ведомости производятся на основе первичных документов, приложенных к товарным отчетам материально-ответственных лиц (товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, накладные, приемочные акты, платежные требования и др.), а также выписок банка с приложенными к ним документами.
На основании товарных отчетов и приложенных к ним документов, подтверждающих получение товаров, начисляется долг поставщику по кредиту счета 60 „Расчеты с поставщиками и подрядчиками“ с дебетованием счетов:
·        41 „Товары“ – на покупную стоимость фактически принятых товаров и тары;
·        44 „Издержки обращения“ – на стоимость транспортных расходов за счет покупателя.
На основании выписок банка и приложенных к ним документов, подтверждающих оплату долга поставщику, дебетуется счет 60 „Расчеты с поставщиками и подрядчиками“ по кредиту счетов, с которых произведена оплата: 51 „Расчетный счет“.
Записи в журнале-ордере №6 и дебетовую ведомость к нему ведутся линейным (позиционным) способом по каждому товарному документу, что позволяет постоянно контролировать полноту оприходования товаров.
По этому счету периодически возникает то дебетовое, то кредитовое сальдо.
Дебетовое сальдо означает, что оплата поставщику произведена, но товары находятся еще в пути и не оприходованы материально ответственными работниками.
Кредитовое сальдо указывает на то, что товары оприходованы, но оплата товара поставщику еще не произведена.
Работники торгового предприятия, получившие денежные средства на определенные цели, называются подотчетными лицами. Наличные деньги под отчет выдаются на операционные и хозяйственные расходы, сбор тары от населения через магазины, на расходы, связанные со служебными командировками и другие цели, когда расчеты невозможно произвести через кассу или в безналичном порядке через учреждение банка.
Подотчетные суммы могут расходоваться только на те цели, которые были оговорены при выдаче денег.
Наличные деньги под отчет на операционные и хозяйственные расходы в размерах и на сроки, определяемые руководителем предприятия по согласованию с учреждением банка, осуществляющим его кассовое обслуживание.
Выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета по ранее выданным суммам. Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее 3-х рабочих дней по истечению срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки представить в бухгалтерию предприятия авансовый отчет об израсходованных суммах с приложением к отчету оправдательных документов (счетов на оплату расходов, денежных чеков или счетов на покупку товаров, инвентаря и других ценностей).
    продолжение
--PAGE_BREAK--К авансовому отчету о расходах по служебной командировке прикладывается командировочное удостоверение с отметками о дате и возвращения из командировки, прибытия и выбытия в пунктах нахождения командированных работников, заверенными подписями и оттисками гербовой печати соответствующих предприятий, а также другие документы, подтверждающие фактические расходы (проезд, наем жилья и др.). В авансовом отчете каждый вид расходов показывается отдельной строкой (проезд, наем жилья, суточные, постельные принадлежности).
Остаток неизрасходованных денег подлежит возврату в кассу предприятия одновременно с предоставлением авансового отчета.
Учет расчетов по подотчетным суммам осуществляется на счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Дебетуется этот счет на суммы выданных денежных средств с кредитованием счета 50 «Касса». Кредитуется счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» на суммы фактических расходов по дебету различных счетов: 10 «Материалы», 12 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы», 44 «Издержки обращения», 41 «Товары», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда и других счетов.
Синтетический и аналитический учет по счету 71 „Расчеты с подотчетными лицами“ ведется в журнале-ордере №7 и дебетовой ведомости к нему. Записи ведутся линейным способом. В дебетовой ведомости на основании кассовых документов отражаются выданный аванс и возврат задолженности подотчетному лицу. В журнале-ордере на основании авансового отчета и приложенных к ним документов приводятся фактические расходы за счет выданного аванса, а также возврат неиспользованного аванса в кассу предприятия.
Такие записи позволяют контролировать состояние расчетов по каждому подотчетному лицу.
Учет регистров с разными дебиторами и кредиторами отражает различные по своему экономическому содержанию расчеты предприятия с другими предприятиями некоммерческого характера; транспортными организациями; с коммунальными хозяйствами за аренду помещений, электроэнергию, водоснабжение, газ, уборку территории и др.
Для учета таких операций используется активно-пассивный счет 76 „Расчеты с разными дебиторами и кредиторами“. По кредиту счета отражают начисленные суммы задолженности с одновременным дебетованием счетов: 44 „Издержки обращения“, 81 „Использование прибыли“ и др.
При уплате наличных сумм дебетуется счет 76 „Расчеты с разными дебиторами и кредиторами“ и кредитуются счета, учитывающие денежные средства 50 „Касса“, 51 „Расчетный счет“.
Аналитический учет по счету 76 „Расчеты с разными дебиторами и кредиторами“ ведется по каждому дебитору и кредитору в отдельности. Этот счет находит отражение в специальной ведомости.
2.2.         Документальное оформление и учет торговых операций ТОО
»Гидромаш"
Источниками поступления товаров на предприятие являются: промышленные предприятия-изготовители; оптовые предприятия и фирмы, подсобные сельскохозяйственные предприятия, внешнеторговые организации.
На поставку товаров фирма с поставщиками заключает договор.
Для учета поступления и выбытия товаров используется активный счет 41 «Товары» и счет 42 «Торговая наценка». Эти счета находят свое отражение в журнале-ордере №10 и ведомости №10 к нему.
Для учета реализации товаров используется ведомость №16 по счету «Реализация продукции (работ, услуг).
Рассмотрим движение товара от момента поступления в магазин до его продажи покупателю. Начнем с самой первой операции – поступления товара.
Товары, поступающие на предприятия розничной торговли, должны иметь сопроводительные документы с указанием наименования товара, его количества и цены, а также другие необходимые документы, предусмотренные условиями договоров поставки и правилами перевозки грузов.
При оприходовании товара на склад организации делают следующие проводки:
дебет 41 субсчет „Товары на складах“ Кредит 60
— поступил товар на склад и оприходован по покупным ценам;
дебет 41 субсчет „Товары на складах“ Кредит 42
— отражена сумма торговой наценки по поступившим товарам.
Если товар поступил на предприятие розничной торговли по договору, но без сопроводительных документов или с их частичным отсутствием, то он принимается комиссией, состоящей из представителя администрации, материально ответственного лица и представителя транспортной организации, и оформляется приемным актом, подтверждающим количество и качество товара. Поступивший без сопроводительных документов товар приходуется на забалансовом счете 002 „Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение“. При этом аналитический учет ценностей, принятых на ответственное хранение, ведется по предприятиям-владельцам, видам и местам хранения. При получении сопроводительных документов осуществляется приемка товара материально ответственным лицом магазина, которая оформляется накладной с указанием количества товара и его цены. Оприходованный товар учитывается на счете 41 „Товары“.
Оформленные приемные документы являются основанием для расчета с поставщиками, и их данные не могут быть пересмотрены после приемки товаров на предприятиях розничной торговли (за исключением потерь товаров от естественной убыли и боя при транспортировании).
В случаях, когда при приемке товарно-материальных ценностей установлены расхождения с данными сопроводительных документов поставщика, и они превышают нормы естественной убыли, оформляется „Акт об установлении расхождений в количестве и качестве при приемке товарно-материальных ценностей“. Акт составляется приемной комиссией в двух экземплярах (один – для учета движения материальных ценностей, другой – для направления претензионного письма поставщику) с обязательным участием материально ответственного лица и представителя отправителя (поставщика).
Материальные ценности. По которым не установлены расхождения, в акте не перечисляются, о чем делается отметка в конце акта следующего содержания: „По остальным товарно-материальным ценностям расхождений не установлено“. О составлении акта производится запись в товарно-транспортной накладной.
Товарные потери, возникшие при транспортировке, в пределах норм естественной убыли относятся на издержки обращения. Нормы естественной убыли доведены письмом Минторга РСФСР от 21 мая 1987г. №085. Товарные потери в пределах этих норм в соответствии с Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли утвержденные Роскомторгом по согласованию с Минфином РФ 20 апреля 1995 года № 1-550/32-2, относятся на издержки обращения.
После того, как товары получены, они, как правило, попадают на склад предприятия. С целью обеспечения сохранности материальных ценностей с работниками предприятия заключаются договора о материальной ответственности. Порядок организации материальной ответственности регулируется приказом Минторга СССР от 20 октября 1982г. №286. Различают материальную ответственность и полную материальную ответственность. При материальной ответственности работник отвечает за прямой действительный ущерб, нанесенный предприятию, в пределах среднемесячной зарплаты. При полной материальной ответственности с работником заключается письменный договор, и он обязуется полостью возместить причиненный ущерб, не ограничиваясь соей зарплатой.
Полная материальная ответственность может быть персональной или коллективной. При персональной материальной ответственности договор заключается с человеком, занимающим отдельную специальным перечнем, должность. При коллективной ответственности договор заключается с бригадой, и все члены бригады несут солидарную ответственность.
Учет товаров, находящихся на распределительных складах предприятий розничной торговли, осуществляется на счете 41 субсчет „Товары на складах“. Аналитический учет товаров на распределительных складах ведется отдельно по материально ответственным лицам (бригадам), наименованиям, сортам, количеству и цене товара.
Товары, отпущенные со склада материально ответственным лицам (бригаде) для непосредственной реализации, отражаются проводкой:
дебет 41 субсчет „Товары в розничной торговле“;
кредит 41 субсчет Товары на складах».
В зависимости от объема товарных запасов. Их ассортимента аналитический учет товаров в бухгалтерии ведется количественно-стоимостным или оперативно-бухгалтерским (сальдовым) методом. Право выбора того или иного способа аналитического учета на складах представляется руководителю и главному бухгалтеру исходя из конкретных условий работы.
При оперативно-бухгалтерском (сальдовом) методе на складе ведется учет так же, как и при количественно-стоимостном методе, а в бухгалтерии – только в стоимостном выражении по материально ответственным лицам. После окончания каждого месяца и на дату инвентаризации материально ответственными лицами заполняется (по данным товарной книги, карточек) оборотная ведомость по движению товаров, в которой указываются наименование товара, количество и цена. Затем производится таксировка и подсчитывается общая стоимость всех товаров. Правильность полученных в этой ведомости итогов по каждому наименованию (сорту) товаров проверяется работником бухгалтерии и подтверждается его подписью.
Суммовые итоги этой ведомости сверяются с оборотами и сальдо 41 «Товары», в натуральные показатели – с данными складского учета по каждому материально ответственному лицу.
Общая стоимость товаров на конец каждого месяца или на день инвентаризации по этой ведомости сверяется с данными бухгалтерского учета, после чего ведомость заверяется подписями материально ответственным лицом и бухгалтером. Ведомость остатков товаров открывается на год.
Итог ведомости должен быть равен сальдо субсчета 41-1 «Товары на складах» по каждому материально ответственному лицу.
Для документального оформления передачи товаров для продажи на лотках, в киосках и при других формах выносной торговли используется расходно-приходная накладная. Ее особенностью является отражение трех операций: отпуск товаров со склада, возврат не проданных товаров и сдача выручки в кассу предприятия. Сумма последних двух операций равняется сумме первой операции.
Такая же приходно-расходная накладная используется при передаче товара материально ответственным лицам в торговые отделы для реализации.
Продажа товаров в розницу производится обычно за наличный расчет. Прием денег за товары осуществляется через кассу кассирами-контролерами. С кассирами-контролерами должен быть заключен договор о материальной ответственности. На каждую контрольно-кассовую машину заводится книга кассира-операциониста. В ней в обязательном порядке ежедневно указываются показатели счетчика кассовой машины на начало и конец дня, а также сумма поступившей выручки. Запись заверяется подписью представителя администрации и кассира. Сумма выручки должна совпадать с показаниями счетчиков и сдается кассиром в кассу предприятия. Розничный товарооборот предприятия определяется по сумме денег, поступивших в кассу предприятия. Выручка (на основании отчета кассира) отражается записью по дебету счета 50 «Касса» и кредиту счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)». Стоимость реализованных товаров списывается по дебету счета 46 " Реализация продукции (работ, услуг)" в корреспонденции с кредитом счета 41 «Товары», субсчет «Товары в розничной торговле».
В ассортименте любого предприятия торговли время от времени появляются товары, не пользующиеся спросом. Тогда возникает вопрос об уценке (дооценке) товаров. Предприятие не может изменить цены, по которым эти товары были приобретены, но может изменить продажные цены за счет изменения торговой наценки.
2.3.         Учет финансовых результатов и использование прибыли на
малом предприятии
Конечный финансовый результат (балансовая прибыль или убыток) слогается из финансового результата от реализацтт продукции (работ, услуг), доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) и товаров определяется как разница между выручкой от реализации продукции (без налога на добавленную стоимость, спец. налога и акцизов) и затратами на её производство и реализацию.
Прибыль от реализации основных средств и имущества определяется как разность между проданной и остаточной стоимостью основных средств и имущества.
В состав доходов (расходов) от внереализуемых опрераций включается: доходы, полученные от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду, доходы (дивиденты, проценты) по акциям, облигициям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию, а также другие доходы (расходы) от операций, непосредственно несвязанных с производством продукции (работ, услуг) и с реализацией, включая суммы, полученные и уплаченные в виде санкций и возмещение убытков.
Состав доходов от внереализационных операций включаются суммы средств, полученные безвозмездно от других предприятий при отсутствии совместной деятельности (за исключением средств, зачисленных в уставные фонды предприятий их учредителями в порядке, установленном законодательством).
Суммы, внесенные в бюджет в виде санкции в соответсвии с законодательством РФ, в состав расходов от внереализационных операций не включаются, а относятся на уменьшение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется либо по мере её оплаты, либо по мере отгрузки товаров и предъявления покупателю расчетных документов.
Порядок отражения в учете выручки от реализации вхзодит в элемен учетной политики, фиксируется в объяснительной записке к годовому отчету и не может изменяться в течении отчетного года.
Кроме перечисленных, к доходам отражаемым на счете “Прибыли и убытки” относятся: доходы от дооценки производственных запасов и готовой продукции; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; положительные курсовые разницы по валютным счетам, а также операции в иностранных валютах.
Получение прибыли – это основная цель предпринимательской деятельности. Но в силу определенных обстоятельств и упущений в работе (невыполнение договорных обязательств, незнание нормативных документов, регулирующих финансовую деятельность предприятия, запущенность бухгалтерского учета, стихийные бедствия) предприятие может понести убытки.
В расходы и потери, отражаемые на счете “Прибыли и убытки” влючаются:
— затраты по аннулированным производственным заказам, а также затраты на производство при отсутствии выпускаемой продукции;
— не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам;
— потери от уценки производственных запасов и готовой продукции;
— судебные издержки и арбитражные расходы; суммы сомнительных долгов, подлежащие резервированию, по расчетам с другими предприятиями, а также отдельными лицами;
— убытки от списания дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек;
— убытки по операциям прошлых лет, выявленные в текущем году;
— некомпенсируемые потери от стихийных бедствий;
— убытки от хищений, виновники которых по решению суда не установлены;
— убытки по операциям с тарой;
— отрицательные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте.
Прибыль – часть общей выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), которая образуется после вычета из нее затрат на торговую деятельность. Различают балансовую прибыль, прибыль от реализации товарной продукции, налогооблагаемую (расчетную) прибыль.
Балансовая прибыль – результат всей производственно-хозяйственной деятельности предприятия, общая сумма прибыли по всем видам производственной и непроизводственной деятельности, включая сальдо внереализационных доходов и потерь.
Балансовая прибыль определяется в отчете о финансовых результатах – ф. №2.
Чтобы получить чистую прибыль, необходимо отнять от прибыли, полученной в результате реализации товаров, издержки обращения.
В настоящее время в связи с изменениями к Плану счетов бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности предприятий (Постановление Министерства финансов Российской Федерации от 28 июля 1995 года №81), издержки обращения списываются записью:
    продолжение
--PAGE_BREAK--
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проект электроснабжения шахты
Реферат Отопление вентиляция водоснабжение пассажтрских вагонов
Реферат «Мудре керівництво» вождя переможною війною коштувало 27 мільйонів життів. Військовоначальники перейняли доктрину верховного головнокомандувача — перемагати не вмінням, а кількістю (полеглих)
Реферат Класи технологій проектування. Поняття і основні системи кодування економічної інформації. Проектування процесу введення паперових документів
Реферат Тригонометрические функции
Реферат Устройство и принцип действия заднего моста автомобиля ВАЗ–2107
Реферат Конкурентоспособность личности в парадигме инновационного педагогического менеджмента
Реферат Методы научных исследований 3
Реферат Проектирование производственно отопительной котельной для жилого р
Реферат Организация сбытовой деятельности на предприятии (на примере ОАО "Нефтекамский хлебокомбинат")
Реферат Всемирный потоп и великая хвалынская трансгрессия Каспия
Реферат Совершенствование пространственно-предметного компонента среды социальной службы
Реферат Українські землі у другій половині ХVІІІ ст.
Реферат Slavery Beginning To End A Brief Summary
Реферат Проект реконструкции котельной