--PAGE_BREAK--На этом этапе аудитор формирует свое мнение о предприятии.
2) Заключение договора на проведение аудиторской проверки.
Предполагается, что письму-обязательству предшествует предложение клиента аудитору на проведение аудита. Во избежание недоразумений во время выполнения обязательства как аудитор, так и клиент заинтересованы в оформлении данного письма-обязательства до начала выполнения обязательства. В письме-обязательстве аудитор подтверждает согласие принять свое назначение, оговаривает цель и масштаб аудита, степень ответственности, форму отчетов, предмет и сроки проверки, объем аудиторских услуг, размер и условия оплаты, ответственность сторон. В договоре по соглашению сторон могут быть предусмотрены также иные условия, в том числе размеры дополнительной оплаты аудиторской работы в зависимости от полученного экономического эффекта или санкции за некачественное ее исполнение за счет собственных средств договаривающихся сторон.
Расходы, связанные с оплатой аудиторских услуг, выполняемых на условиях договоров, относятся проверяемым хозяйствующим субъектом на затраты, включаемые в себестоимость продукции работ, услуг).
3) Планирование аудита: составление плана и программы.
После ознакомления с предприятием и согласованием сторон аудитор переходит к составлению плана и программы своей работы.
В общем плане на практике выделяются следующие разделы:
— ознакомление с предприятием;
— договор;
— программа;
— процедуры;
— заключение.
В программе более подробно рассмотрены пункты плана с определение времени проведения того или иного раздела плана, а также распределением обязанностей в случае если проверка проводится не одним аудитором. В программе указывается цель аудита, основные участки работы, характер проверки и ее продолжительность.
4) Системное изучение выполнение аудиторских процедур.
Проверка начинается с общего обзора отчетных форм, то есть проводится формальная проверка полноты и правильности заполнения реквизитов, отсутствия ошибок в тексте и цифрах, особое внимание обращается на правильное составление баланса.
5) Составление заключения по результатам аудита.
Выполнение аудитором (аудиторской фирмой) договора определяется актом приема-сдачи аудиторского заключения или другого официального документа, если иное не предусмотрено в договоре.
Аудиторское заключение составляется с соблюдением соответствующих норм и стандартов и должно содержать подтверждение или аргументированный отказ от подтверждения достоверности, полноты и соответствия законодательству бухгалтерской отчетности заказчика.
В результате перехода на международные стандарты аудита форма заключения может быть следующих видов:
1) Безусловно положительное заключение – значит в результате проверки нарушений аудитором не обнаружено и замечания отсутствуют.
2) Условно положительный отчет – при проверки были выявлены искажения отчетной информации, но они являются несущественными и не влияют на результат отчетности.
3) Отрицательный отчет – в таком случае отчетность в большей мере искажена ее нельзя считать объективной и она вводит в заблуждение пользователей этой информацией.
4) Отказ от выражения мнения – в случаях ограничения аудитора в масштабе его проверки и невозможности получения достаточных доказательств.
На стадии планирования аудиторской работы аудитор использует модель аудиторского риска для оценки необходимого количества доказательств и для планирования объемов и сроков работы.
«Аудиторский риск» означает риск того, что аудитор дает несоответствующее аудиторское заключение, когда финансовая отчетность существенна искажена. Аудиторский риск имеет три компонента:
«Неотъемлемый риск» подверженность сальдо счетов или классов операций искажениям, которые могут быть существенными в отдельности или совокупности с искажениями в других сальдо счетов или классах операций, при допущении отсутствия соответствующего внутреннего контроля.
«Риск контроля» — риск того, что искажение, которое может иметь место в сальдо счетов или классах операций, не будет своевременно предотвращено или выявлено и исправлено системами бухгалтерского учета и внутреннего контроля.
«Риск необнаружения» состоит в том, что аудиторские процедуры по существу не обнаружат искажение, имеющееся в сальдо счета или классах операций, которое может быть существенным в отдельности или в совокупности с искажениями в других сальдо счетов или классах операций.
Модель аудиторского риска представлена в виде формулы:
AR= IR * CR * DR, где:
AR – совокупный аудиторский риск;
IR – неотъемлемый риск;
CR – риск контроля;
DR – риск необнаружения.
В общепринятых аудиторских стандартах выборочный контроль определен как процесс применения аудиторских процедур для меньшего, чем 100 %, числа записей по счету или хозяйственных операций (сделок) определенного класса с целью оценки некоторых характеристик счета или класса операций.
Идея выбора выдвигалась в связи с объяснением процедуры тестирования внутреннего контроля, которая, как было сказано, проводится в два этапа:
1) определение генеральной совокупности, из которой будут отобраны
элементы, предназначенные для проверки;
2) выработка действий по сбору необходимой информации.
Чтобы понять определение выборочной проверки, необходимо помнить следующее: процедура проверки относится к общим процедурам контроля (проверка арифметических расчетов, результаты визуальных наблюдений, подтверждение, сканирование и итоговый анализ). Сальдо счетов представляют собой итог, состоящий из множества элементов. Хозяйственные операции (сделки) представляют собой класс операций, если они имеют одинаковые характеристики, такие как получение наличных денег или их выплата, но результаты которых просто не просуммированы и не представлены в виде сальдо счета в финансовой отчетности.
При проведении аудиторской проверки три фактора являются наиболее важными: ее характер, распределение процедур по срокам проведения и объем необходимых работ (т. е. масштаб проверки).
Различают семь основных видов процедур: проверка арифметических расчетов, визуальное наблюдение, подтверждение, устный опрос, документальное подтверждение, сканирование и итоговый анализ.
Распределить процедуры по срокам — это значит указать, когда какая процедура должна выполняться. Об этом будет сказано далее.
Выборочный контроль характеризуется, прежде всего, масштабом проведения, т. е. объемом работ, которые необходимо выполнить. Согласно аудиторским стандартам, характер и распределение процедур по срокам тесно связаны с содержанием рассматриваемых вопросов, тогда как их масштаб в большей степени зависит от необходимой точности и достаточности результатов проверки.
Аудитор должен получить представление о системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля, достаточное для планирования аудита и разработки эффективного подхода к аудиту. Аудитор должен использовать профессиональное суждение для оценки аудиторского риска и проведения аудиторских процедур, необходимых для снижения этого риска до допустимо низкого уровня.
1.4 Методы и приемы аудита.
Методические приемы аудита – это специфические приемы, разработанные на основе достижений практики, а также развития экономических и юридических наук. Эти приемы сформировались в зависимости от целевой функции аудита и во взаимосвязи с общенаучными методами.
Методические приемы аудита можно объединить в следующие три группы:
1. расчетно-аналитические;
2. документальные;
3. обобщение.
Расчетно-аналитические приемы- это традиционные приемы экономического анализа (сравнение, группировки, цепные подстановки, балансовые увязки и т. д.), аналитическая проверка, статистические и экономико-математические методы.
Наиболее распространенным методическим приемом получения аудиторских свидетельств является аналитическая проверка. Она представляет собой набор следующих процедур:
- анализ соотношения различных финансовых данных или финансовых и нефинансовых показателей;
- сравнение фактических данных с прогнозами других анализов;
— сравнение последних отчетных данных с аналогичными данными прошлых периодов, показателями аналогичных предприятий, среднеотраслевыми показателями;
- исследование неожиданных отклонений;
- анализ действия непредвиденных факторов;
— оценка результатов анализа информации, полученной от других лиц.
Аналитическая проверка будет более эффективна при ежегодном сборе сведений о клиенте, когда записи клиента собираются в файлах компьютера и разрабатывается программное обеспечение аудиторского контроля.
Документальные методические приемы – информационное моделирование, нормативно-правовое регулирование, проверка (исследование) учетных документов.
Информационное моделирование – совокупность данных об объекте исследования, зафиксированных на определенном носителе информации (первичные учетные документы, учетные регистры и отчетность и др.)
Целью информационного моделирования в аудите является систематизация нормативно-правовой, плановой, бухгалтерской информации об объекте исследования для изучения его состояния, участия в процессах хозяйственной деятельности.
Нормативно-правовое регулирование – это исследование функционирования объекта аудиторской проверки относительно норм и правил, предусмотренных законом, нормативными документами, правилами.
Проверка (исследование) учетных документов – приемы установления достоверности осуществления хозяйственных операций. Их целесообразности и эффективности. Ими являются: способы проверки документов, приемы фактического контроля, наблюдение, вычисления, опрос, инспекция и др.
Классификация методических приемов проверки документов опирается на внутренне присущую ей последовательность контрольных действий и их логическую взаимосвязь. В числе основных способов документального контроля следует выделить:
- формальную;
- арифметическую;
- юридическую;
- логическую;
- сплошную, не сплошную, также выборочную;
- встречную проверку;
- способ обратного счета;
- оценку законности и обоснованности хозяйственных операций;
- восстановление учета.
Все вышеперечисленные методы и приемы аудита обеспечивают получение аудиторских доказательств, которые собираются с целью подтверждения утверждений финансовой отчетности, или обнаружения существенных искажений, содержащихся в утверждениях финансовой отчетности.
Утверждения финансовой отчетности – это утверждения руководства субъекта, представляемые прямо или иным образом, которые включаются в финансовую отчетность. Они подразделяются на следующие категории:
1) Существование, наличие: актив или обязательство существует на определенную дату;
2) Права и обязательства: актив или обязательство принадлежит субъекту на определенную дату;
3) Явление, возникновение: в течение отчетного периода была осуществлена операция или произошло событие, имеющее отношение к субъекту;
4) Полнота: нет неотраженных активов, обязательств, операций или событий, а также нераскрытых статей;
5) Оценка (распределение стоимости): актив или обязательство отражаются по соответствующей балансовой стоимости;
6) Измерение: операция или событие отражаются по соответствующей сумме, а доход или расход относятся к соответствующему периоду;
7) Представление и раскрытие: статья раскрывается, классифицируется и излагается в соответствии с применяемой концептуальной основой представления финансовой отчетности.
Согласно Международным стандартам Аудита 500 «Аудиторское доказательство» аудитор должен получить достаточные соответствующие аудиторские доказательства с целью формулирования разумных выводов, на которых основывается аудиторское заключение.
«Аудиторские доказательства» — это информация, получаемая аудитором в процессе формулирование выводов, на которых основывается аудиторское заключение. Аудиторские доказательства включают в себя информацию, извлекаемую из первичных документов и учетных записей, лежащих в основе финансовой отчетности, а также подтверждающую информацию из других источников.
Аудиторские доказательства получают в результате проведения соответствующего комплекса тестов контроля и процедур по существу. При некоторых обстоятельствах доказательства могут быть получены полностью на основе процедур по существу.
Тесты контроля – это тесты, выполняемые с целью получения аудиторских доказательств пригодности организации и эффективности функционирования системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля.
Процедуры по существу – это тесты, выполняемые с целью получения аудиторских доказательств для обнаружения существенных искажений в финансовой отчетности, используются для снижения запланированного риска не выявления ошибок. Они подразделяются на три вида:
1) Детальные тесты операций
2) Тесты сальдо счетов (тестирование сальдо баланса)
3) Аналитические процедуры.
Для получения аудиторских доказательств аудитор выполняет одну или более из следующих процедур по существу:
— инспектирование – проверка записей, документов или материальных активов. Проверка обеспечивает аудиторские доказательства различной степени надежности, которая зависит от их характера и источника, а также от эффективности внутреннего контроля над процессом их обработки.
— наблюдение- наблюдение за процессом или процедурой выполняемыми другими лицами, например, аудитор может наблюдать за проведением подсчетом товарно-материальных запасов сотрудниками субъекта или выполнением контрольных процедур, не оставляющих аудиторских следов.
продолжение
--PAGE_BREAK-- — опрос – поиск информации у осведомленных лиц в пределах или за пределами субъекта. Опросы включают в себя как официальные письменные опросы, адресованные третьим сторонам, так и неофициальные устные опросы, адресованные лицам внутри субъекта. Ответы по опросам могут предоставить аудитору информацию, не имеющуюся у него ранее, или подтверждающие аудиторские доказательства.
— подтверждение – предоставление ответов по опросу, чтобы подтвердить информацию, содержащуюся в учетных записях. Например, аудитор обычно запрашивает подтверждение о дебиторской задолженности непосредственно у дебиторов.
Подсчет- проверка арифметической точности первичных документов и учетных записей или выполнение независимых расчетов.
– аналитические процедуры – анализ важных коэффициентов и тенденций, включая вытекающее отсюда исследование колебаний и взаимосвязей, которые непоследовательны другой релевантной информации или отличаются от прогнозируемых сумм, а также тщательное рассмотрение бухгалтерских записей на предмет наличия необычных статей.
2 ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИЯ АУДИТА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ
2.1Ознакомление с деятельностью предприятия ТОО «Павлодарзернопродукт»
Изучаемое предприятие Товарищество с ограниченной ответственностью «Павлодарзернопродукт» (ТОО «Павлодарзернопродукт») является самостоятельным юридическим лицом и зарегистрировано Департаментом Юстиции Павлодарской области 31 декабря 2003 года за № 12984-1945-ТОО.
Товарищество создано и действует на основании Гражданского Кодекса Республики Казахстан, Закона Республики Казахстан “О товариществах с ограниченной и полной ответственностью”, устава и учетной политики.
ТОО «Павлодарзернопродукт» отвечает по всем своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Учредитель товарищества не отвечает по его обязательствам и несет риск убытков, связанных с деятельностью товарищества в пределах стоимости внесенного им вклада. Учредителем товарищества являются физическое лицо – гражданин РК.
Уставной капитал в размере 30 000 000 тенге представляет собой вклад в уставный капитал а также оборотных средств в виде безналичных денежных средств на расчетном счете ТОО «Павлодарзернопродукт».
Товарищество имеет самостоятельный баланс, расчетный и валютный счет, круглую печать со своим наименованием.
Основной целью деятельности предприятия является извлечение чистого дохода, а также удовлетворение общественных потребностей в товарах, работах и услугах.
Основными видами деятельности являются:
3 коммерческо-посредническая деятельность;
4 торгово-закупочная деятельность;
5 оптовая и розничная торговля широким ассортиментом товаров;
6 выпуск и производство товаров народного потребления.
Рассматриваемое нами предприятие выполняет следующие основные функции:
- закупка материалов;
- хранение;
- производство готовой продукции;
- сбыт;
- доставка.
Управлением предприятия в целом занимается директор. В его ведении находятся вопросы стратегического характера.
Заместитель директора подчиняется непосредственно директору и фактически управляет деятельностью компании на оперативном уровне. Он контролирует деятельность всех отделов. Также в его компетенции вопросы движения финансовых потоков.
Центральная проблема организации предприятием заключается в производстве готовой продукции, а точнее в грамотном управлении в целях получения наибольшей прибыли.
В виду небольшого размера рассматриваемого предприятия закупка и продажа находится в одних руках. Т.е. эти вопросы рассматриваются заместителем директора, в компетенцию которого входят вопросы закупки товарно-материальных ценностей, и сбыта готовой продукции под общим руководством директора фирмы. Преимущество этой формы состоит в том, что заместитель директора владеет сферой сбыта и информацией о спросе, что дает ему быстро реагировать на изменения на рынке. На предприятии не используется разделения в соответствии с группами товаров, степени обслуживания, величине покупателей и т.д.
Закупки и сбыт подразумевают следующие функции: поиск поставщиков, выбор наиболее выгодных поставщиков, поддержание постоянных связей, транспортировка, возврат товара, слежение за товарными запасами на складе, поиск покупателей, рекламная политика, сбор заказов, отгрузка, доставка и др.
Организационная структура ТОО «Павлодарзернопродукт» представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 Организационноая структура ТОО «Павлодарэернопродукт»
Бухгалтерия непосредственно занята учетом всей хозяйственной деятельности предприятия. В отдел бухгалтерии входит экономист, который занимается просчетом смет и управлением производственного процесса.
ТОО «Павлодарзернопродукт» осуществляет закуп зерновых культур для производства продукции (муки, фасовка круп и т.д.). К числу клиентов относятся такие компании как: ТОО “Кэми”, ТОО “Мука-Казахстан”, ТОО “Цесна-Мак”, ТОО “Ак-бидай” и другие.
ТОО «Павлодарзернопродукт» является монополистом в своей сфере деятельности однако существуют мелкие конкуренты, это в основном клиенты фирмы. Эти компании занимаются скупкой готовой продукции с последующей ее перепродажей.
Бухгалтерская служба (бухгалтерия) в ТОО «Павлодарзернопродукт» (схема 2) организована в соответствии с «Положением об организации бухгалтерской службы» и требований стандарта бухгалтерского учета 24 “Организация бухгалтерского учета на предприятии”. Ее задачей является обеспечение формирования полной и достоверной информации о производственно-хозяйственных процессах и финансовых результатах деятельности ТОО «Павлодарзернопродукт», необходимой для управления предприятием.
Бухгалтерская служба в ТОО «Павлодарзернопродукт» организована в соответствии «Учетной политикой» и ее задачей является обеспечение формирования полной и достоверной информации о производственно хозяйственных процессах и финансовых результатах деятельности ТОО «Павлодарзернопродукт», необходимой для управления предприятием. Информация в бухгалтерию поступает в первичных документах и отчетах снабжения, производства, складов и отдела сбыта и отражает движение готовой продукции.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета субъекта, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель.
Общее руководство бухгалтерским учетом и отчетностью осуществляет главный бухгалтер. Главный бухгалтер полностью отвечает за состояние дел организационного характера: организацию учета, своевременность отчетности, анализ динамики дебиторской и кредиторской задолженности, финансовых показателей и другие. По функциональной части он непосредственно занимается ведением главной книги, составлением бухгалтерского баланса и финансовой отчетности, ответственен за взаимоотношения с бюджетом, ведет учет внеоборотных активов и капитала предприятия, а также доводит до подчиненных инструкции и указания управленческого характера.
Персонал бухгалтерии должен хорошо знать всю систему учета и отчетности для того, чтобы уметь быстро и безошибочно ориентироваться в хозяйственной обстановке, понимать рыночную ситуацию и ее тенденции. Они должны строго соблюдать положения, инструкции и другие нормативные акты, регламентирующие деятельность предприятия, организацию бухгалтерского и налогового учета. Бухгалтер по производству – расчет калькуляции себестоимости на продукцию, составление калькуляции себестоимости; Экономист-бухгалтер – анализ затрат производственно-экономического состояния, составление статистических отчетов; Кассир – оформление первичных документов, составление отчета кассира; Бухгалтер материальной группы – выполнение работы по учету движения ТМЗ, оформление поступления и расходования материалов, составление ежемесячных отчетов по материалам. Организация и учет инвентаризации ТМЗ.
Бухгалтер по заработанной плате – учет рабочего времени и расчет заработанной платы, отчисления и удержания из заработанной платы, составление ведомости удержаний, свода начислений. Ведение расчетов с бюджетом в соответствии с налоговым законодательством за соответствующий период. При освобождении главного бухгалтера от должности производится сдача дел вновь назначенному главному бухгалтеру в процессе которой проводится проверка состояния бухгалтерского учета и достоверности отчетных данных с составлением соответствующего акта, утверждаемого руководителем субъекта. ТОО «Павлодарзернопродукт» ведет бухгалтерский учет активов, собственного капитала и обязательств, осуществляемых им хозяйственных операций способом двойной записи в соответствии с ТПС БУ, с 01.01.2008 года ТОО «Павлодарзернопродукт» переходит на международные стандарты финансовой отчетности.
В ТОО «Павлодарзернопродукт» учетная политика разработана главным бухгалтером предприятия в соответствии с требованиями Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона № 2732 от 26.12.1995г. «О бухгалтерском учете», СБУ РК № 28, других законодательных и нормативных актов РК и с учетом конкретных производственно-экономических условий деятельности предприятия и утверждена приказом об учетной политике директора.
Согласно СБУ № 1 «Учетная политика и ее раскрытие», учетная политика – это представляет принципы, методы, основы, условия, правила и практику, принятые учредителями ТОО «Павлодарзернопродукт» для ведения бухгалтерского учета и составления отчетности исходя из потребности предприятия и особенности его деятельности. Ответственность за организацию бухгалтерского чета возлагается на руководителя. Бухгалтерский учет осуществляется главным бухгалтером.
Учетная политика разработана на основании:
— Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»;
— Казахстанских стандартов бухгалтерского учета;
— Методических рекомендаций к СБУ;
— Типового плана счетов бухгалтерского учета.
В учетной политике ТОО «Павлодарзернопродукт» по состоянию на 01.01.2007г. раскрыты следующие области учета:
1) Общая характеристика предприятия,
2) Общие положения учетной политики предприятия.
3) Учетная политика в области учета затрат.
Расходы признаются в бухгалтерском учете методом начислений и отражаются в финансовой отчетности в счетах раздела 8 Типового плана счетов согласно Казахстанским стандартам бухгалтерского учета (КСБУ) и 70 подраздела согласно Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО).
В соответствии с СБУ7 «Учет товарно-материальных запасов» при планировании, учете и анализе затрат, образующих производственную себестоимость, применяются различные виды группировок:
1) по месту возникновения затрат;
2) по видам работ, услуг;
3) по видам расходов — по элементам и статьям калькуляции.
По элементам указывают, что именно израсходовано в производство, а по статьям калькуляции — для исчисления отдельных видов продукции;
4) по способу отнесения на себестоимость продукции затраты подразделяют на прямые и косвенные.
Затраты на производство включаются в себестоимость продукции того отчетного периода, к которому они относятся.
Объектом исчисления себестоимости произведенной готовой продукции является один килограмм, одна тонна продукции.
При планировании, учете и анализе затрат образующих производственную себестоимость пpодукции в ТОО «Павлодарзернопродукт» применяются следующие виды гpуппиpовок:
1)По экономическим элементам
Затраты на производство продукции (работ, услуг) группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:
-материальные затраты;
-затраты на оплату труда;
-отчисления от оплаты труда;
-износ основных средств;
-прочие.
2)По способу включения в себестоимость
Затраты по предоставленным услугам подразделяются на прямые и косвенные.
Прямыми считаются расходы, которые могут быть прямо и непосредственно включены в себестоимость услуг по данным первичных документов по учету потребленных pесуpсов.
Они учитываются в pазpезе следующих счетов:
901 (8012) «Материалы»
Основанием для списания материалов служат Акты на списание материалов, утвержденные руководителем и подписанные комиссией, с приложением лимитно-забоpных карт или дефектных ведомостей.
902 (8013) «Оплата труда»
Учитывается заработная плата производственных рабочих. Основанием для начисления служат табеля учета расхода рабочего времени, утвержденные и подписанные директором ТОО «Павлодарзернопродукт».
903 (8014) «Отчисления от оплаты труда»
Косвенными считаются расходы, связанные с производством нескольких видов продукции (оказанием нескольких видов услуг).
В гpуппиовке затрат по статьям косвенные образуют комплексные статьи, состоящие из затрат, включающих несколько элементов.
Они учитываются на счетах подраздела 93 (804) " Накладные расходы"
В состав расходов включаются затраты, пpедусмотpенные Методическими рекомендациями к СБУ N 7«Учет товаpно-матеpиальных запасов » в части фоpмиpования состава затрат и классификации затрат, включаемых в себестоимость продукции(работ и услуг)
930 (8041) «Накладные расходы», где производится обобщение накладных расходов, учтенных на транзитных одноэлементных счетах:
934 (8045) «Ремонт основных средств»
935 (8046) «Износ основных средств»
937 (8048) «Арендная плата»
938 (8049) «Прочие», где учитываются прочие одноэлементные расходы подразделений и производственных служб, не учтенные по счетам 931-937:
— связанные с содержанием и эксплуатацией оборудования и др. рабочих мест;
— связанные с содержанием зданий, сооружений и инвентаря;
— затраты по рационализации и изобретательству;
— затраты по проведению испытаний, опытов, исследований;
— расходы на служебные командировки;
— расходы на связь;
— канцелярские расходы;
В конце месяца суммы, учтенные по счетам 931-938, списываются на счет 930, а затем на 904(924) «Накладные расходы».
На расходы периода относятся все остальные затраты, которые образуются во времени, вне прямой зависимости от объемов основной деятельности предприятия. Это — общие и административные расходы; — расходы на выплату процентов за кредит.
Они не включаются в себестоимость продукции и учитываются в том отчетном периоде, в котором они были понесены.
— Подотчетные суммы, израсходованные для пpиобpетения запчастей, хозяйственного инвентаря, канцтоваров и т.п. на рынках, не имеющие оправдательные документы, списываются на затраты при наличии служебной записки подотчетного лица и акта инвентаризационной комиссии (материальные ценности на склад приходуются обычным порядком)
продолжение
--PAGE_BREAK-- — Пpедпpиятие компенсирует затраты по использованию личного имущества pаботников, используемого в служебных и производственных целях при наличии договоров и расчетов, позволяющих отнести затраты на себестоимость.
— Организационные расходы, если они не признаны в качестве вкладов в Уставный капитал, относятся на расходы периода.
4) Учетная политика в области учета товарно-материальных запасов.
Счета данного раздела включают в себя следующие подразделы:
— 201(1310) «Сырье и материалы»
— 203(1310) «Топливо»;
— 204 (1310) «Тара и тарные материалы»;
— 205 (1310) «Запасные части»;
— 206 (1310) «Прочие материал»;
— 221 (1320) «Готовая продукция»;
— 222 (1330) «Товары приобретенные».
Оценка выбытия товарно-материальных запасов осуществляется по методу средневзвешенной стоимости.
Учетная политика в области учета товаров.
Данный подраздел включает в себя счет 221 (1320) «Готовая продукция», 222 (1330) «Товары приобретенные».
Учет готовой продукции ведется на счете 221 (1320) «Готовая продукция» в разрезе каждого наименования готовой продукции с сортировкой по артикулам. Готовая продукция учитывается по фактической себестоимости, списывается согласно метода специфической идентификации.
Инвентаризация всех товарно-материальных ценностей производится в соответствии с графиками, утвержденными первым руководителем предприятия, но не реже одного раза в год.
В учетной политике оговорены случаи, когда инвентаризация проводится в обязательном порядке:
— при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
— при установлении фактов хищения или злоупотреблений, а также порчи основных средств и/или товарно-материальных запасов;
— в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
— при реорганизации организации перед составлением разделительного баланса и в других случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан;
— при составлении годовой финансовой отчетности.
Результаты инвентаризации оформляются актом. В случае выявления излишков, то они приходуются как прочий доход от неосновной деятельности ТОО «Павлодарзернопродукт» по счету 727 (6280). В случае выявленной недостачи по решению комиссии недостача списывается на виновное лицо по счету 334 (1283) либо на обще-административные расходы фирмы по счету 821 (7210).
5) Учетная политика в области учета основных средств и нематериальных активов.
Учет нематериальных активов ведется на счетах 102 (2730) «Программное обеспечение» и 106 (2730) «Прочие». Амортизация нематериальных активов ведется на счетах 112 (2741) «Амортизация нематериальных активов-программное обеспечение» и 116 (2741) «Амортизация нематериальных активов –прочие». Аналитический учет нематериальных активов в бухгалтерии и местах их использования и начисление амортизации ведется в ведомостях учета нематериальных активов.
Учет основных средств в бухгалтерии ведется на счетах:
— 123 (2410) «Машины и оборудование»;
— 124 (2410) «Транспортные средства»;
— 125 (2410) «Прочие»
Амортизация основных средств ведется на счетах:
— 132 (2421) «Износ машин и оборудования»;
— 133 (2421) «Износ транспортных средств»;
— 134 (2421) «Износ прочие».
Учет основных средств в местах их эксплуатации учитывается в ведомостях учета основных средств. Инвентаризация основных средств производится один раз в год (на 1 декабря).
В бухгалтерии основные средства учитываются в инвентаризационных ведомостях по первоначальной (восстановительной) стоимости.
Начисление амортизации производится по установленным нормам с применением равномерного (прямолинейного) метода списания стоимости.
6)Учетная политика в области учета денежных средств.
ТОО имеет расчетный, валютный и другие счета в банках. По счету 451(1010) открываются субсчета:
В учете денежных средств ТОО руководствуется действующими законодательными и нормативными актами, формирующими учетную политику.
7) Оценка и признание дохода.
Доход признается в бухгалтерском учете и отражается в финансовой отчетности методом начислений на счетах раздела 7 Типового плана счетов согласно КСБУ и 60 подраздела согласно МСФО.
8) Учетная политика в области учета финансовых результатов, использования чистого дохода, фондов, заемных средств и финансирования.
Кредиты банков и заемные средства привлекаются по решению учредителей на основе разрабатываемых соответствующими службами предприятия бизнес-планов на планируемый период (год, квартал).
9) Учетная политика в области общей организации учета.
Учет на предприятии полностью компьютеризован. Большинство отчетов (ведомостей хозяйственных операций) строится по принципу журналов-ордеров с учетом специфики предприятия.
10) Учетная политика в области обеспечения внутреннего и внешнего контроля.
Внутренний контроль за совершаемыми хозяйственными операциями возлагается на главного бухгалтера и аппарат бухгалтерии. Внешний контроль, в случае необходимости проверки, осуществляется по решению учредителей аудиторскими фирмами, на основе заключаемых договоров.
2.2 Цели и задачи аудита доходов и расходов
В процессе формирования финансовой информации, от момента сбора регистрации информации, обработки и систематизации, до представления систематизированной информации в виде финансовой отчетности, важен не только объект учета, но и субъект, осуществляющий все процедуры сбора и обработки информации.
Цель аудита учета доходов и расходов:
- подготовка и представление финансовой отчетности, полезной для потребителей, которая должна быть сопоставимой как с собственной финансовой отчетностью компании за предшествующие периоды, так и с финансовой отчетностью других компаний;
- подготовка и представление финансовой отчетности, достоверно и полно отражающая финансовое положение компании.
Процедуры сбора, регистрации и систематизации информации и окончательная финансовая отчетность во многом зависят от субъективного -мнения лиц, привлеченных к подготовке финансовой отчетности.
При этом возникает угроза преднамеренной или непреднамеренной дезориентации внешнего пользователя, поскольку финансовая отчетность, в некоторой степени, есть результат «субъективного представления об объектах учета».
Приступая к проверке аудитору необходимо изучить все нормативною документы, касающиеся порядка сбора, учета, формирования и признания доходов и расходов и другие.
В задачи аудитора при проверке учета доходов и расходов входит следующее:
- проверить соответствует ли ведение бухгалтерского учета принятой хозяйствующим субъектом учетной политике;
- своевременно ли поступают в бухгалтерию первичные учетные документы и как организован документооборот;
- полно, своевременно и правильно ли проведена инвентаризация имущества и обязательств и как отражены ее результаты в учете и отчетности;
- осуществляет ли главный бухгалтер контроль за законностью ведения хозяйственной деятельности за организацией и ведением бухгалтерского учета;
- обеспечивает ли организация бухгалтерского учета и контроля возможность предупреждения образования недостач, растрат, незаконного расходования имущества;
- своевременно ли ведутся учетные регистры и соответствуют ли данные синтетического учета аналитическому учету;
- и соответствует ли показатели финансовой отчетности данным главной книги.
При ознакомлении с предприятием и изучения его учетной политики, аудитору необходимо обратить внимание на предшествующей составлению годовой отчетности меры.
А именно проведение годовой инвентаризации имущества и обязательств предприятия.
До проведения инвентаризации аудитору следует запросить документы о результатах инвентаризации за прошлые периоды, проанализировать изменения в количестве и структуре запасов, обсудить с администрацией вопросы организации и проведения контрольно-инвентаризационной работы; ознакомиться с номенклатурой и объемами товарно-материальных ценностей, а также получить информацию обо всех местах их хранения; выявить дорогостоящие объекты и методы их учета; проанализировать систему внутреннего контроля, хранения и документирования движения ценностей; договориться об участии в инвентаризации компетентных специалистов и проинструктировать их.
Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета признаются: излишки — доходом и подлежат оприходованию, недостачи — расходом.
По окончании инвентаризации протокол постоянно действующей инвентаризационной комиссии с предложениями о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия имущества и данных бухгалтерского учета утверждается руководителем субъекта не позднее 10 дней после окончания инвентаризации.
Сроки и частота проведения инвентаризаций предусмотрены Законом о бухгалтерском учете и отчетности.
При смене материально-ответственных лиц, изменении формы собственности предприятия также требуется обязательное ежегодное проведение инвентаризации в конце года, но не ранее 1 октября отчетного года.
Следует иметь ввиду, что в обязанности аудитора не входит проведение инвентаризации, так как в Законе о бухгалтерском учете и отчетности эта обязанность возложена на руководителя предприятия.
Таблица 1 -Схема инвентаризации на предприятии
Объекты инвентаризации
Особенности проверки
1
2
Нематериальные активы
При инвентаризации нематериальных активов рекомендуется проверить:
правильность и своевременность отражения нематериальных активов в учете;
наличие документов, подтверждающих права организации на его использование (патенты, лицензионные соглашения, товарные знаки и др.).
Основные средства
До начала инвентаризации основных средств проверяется:
1) наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных описей и списков по учету основных средств;
2) наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;
3) наличие документов на основные средства, сданные или принятые субъектом в аренду, на ответственное хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.
При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов в натуре и заносит в инвентаризационные описи полное их наименование, назначение и инвентарные номера. Инвентарные номера присваиваются объектам основных средств по мере их поступления по порядково-серийной системе.
Товарно-материальные запасы
При хранении товарно-материальных запасов в
разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки товарно-материальных запасов помещение пломбируется и комиссия переходит для работы в следующее помещение. Не рекомендуется вносить в описи данные об остатках товарно-материальных запасов со слов материально ответственного лица или по данным учета без проверки их фактического наличия. Инвентаризационные описи составляются отдельно на товарно-материальные запасы, находящиеся в пути.
Расчеты с дебиторами и кредиторами
Инвентаризация расчетов с банками по кредитам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами и другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета. Инвентаризационной комиссии путем документальной проверки рекомендуется установить: 1) тождественность расчетов с учреждениями банков, органами казначейства, финансовыми, налоговыми органами, со структурными подразделениями субъектов, выделенными на отдельные балансы; 2) правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.
Инвестиции
Проверяется наличие документов, подтверждающих произведенные затраты в ценные бумаги. Инвестиции в уставные капиталы других организаций, а также займы, предоставленные другим организациям, при инвентаризации должны быть подтверждены документами. При проверке фактического наличия ценных бумаг устанавливаются: правильность оформления ценных бумаг; реальность стоимости учтенных на балансе ценных бумаг; своевременность и полнота отражения в бухгалтерском учете полученных доходов по ценным бумагам.
Денежные средства и бланки строгой отчетности
Полный полистный пересчет всех денежных купюр, ценных бумаг, денежных документов, бланков строгой отчетности по видам с указанием в акте названия, номера, серии и номинальной цены и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги (акции, облигации, чеки, векселя и другие документы, выпускаемые в соответствии с законодательством в качестве ценных бумаг). Денежная наличность включается в акт по купюрам и сумме.
Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации — в годовой финансовой отчетности.
Практика показывает, что учет выявленных излишков и недостач ведет к отклонениям от предписанных норм бухгалтерского учета, например, часто недостачи засчитываются излишками в отношении разных товаров, излишки и недостача неверно отражаются на счетах бухгалтерского учета.
Излишки выявленные в ходе инвентаризации должны быть оприходованы по дебету и по кредиту счета 727 «Прочие доходы от не основной деятельности».
Выявленные недостачи должны быть отнесены на счет 333 «Прочая дебиторская задолженность.
Недостача товаров может быть отнесена на издержки, если виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом.
2.3 Оценка системы внутреннего контроля
Аудитор должен приобретать понимание системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, достаточное для планирования аудита и разработки эффективного подхода к проведению аудита. Для оценки аудиторского риска и разработки аудиторских процедур, необходимых для снижения данного риска до приемлемого низкого уровня, аудитор должен использовать профессиональное суждение. Система внутреннего контроля — это политика и процедуры внутреннего контроля, принятые руководством субъекта для целей правильного и эффективного осуществления деятельности, включая строгое соблюдение политики руководства, охрану активов, предотвращение и обнаружение мошенничества и ошибок, точность и полноту учетных записей и своевременную подготовку достоверной финансовой информации.
Компоненты системы внутреннего контроля показаны в таблице2.
Таблица 2 –Компоненты системы внутреннего контроля
Компоненты
Описание компонента
Ключевые факторы
1.Контрольная среда
Определяет мнение поведения организации, влияет на осознание системы контроля входящими в данную среду, является основой для всех других компонентах СВК
Факторы среды контроля:
— честность и этические ценности
— готовность быть компетентным (уровень квалификации и периодичность повышения)
— совет директоров, руководство компании, акционеров весь управленческий персонал
— организационная структура предприятия
— наделения полномочиями и ответственностью
— политика и практика управления человеческими ресурсами
2.Оценка
риска
Выявление, анализ и управления с субъектами риска имеющими отношения подготовки к фин.отчет., ее достоверному представлению в соответствии с СБУ
В процессе оценки необходимо рассматривать:
— взаимосвязь рисков и конкретных утверждений фин.отчет.
— обработка и подведение итогов фин. Данных
— внутренние и внешние события и обстоятельства
— специальное рассмотрение обстоятельств
3. Система БУ
Система БУ состоит из методов и записей созданных для индентификации сбора, анализа, классификацию учета операции субъектов, а также для обеспечения отражения в отчетности соответствующих активов и обязательств
Основное внимание системы БУ уделяется следующим операциям:
— эффективность системы БУ должна привести к ведению операции таким образом, чтобы предотвратить искажения в утверждениях руководства касательно финансовой отчетности
— система БУ должна представлять полный операционный след.
4 Контрольные процедуры
Политика и процедуры помогающие обеспечить выполнение директив руководства, а также то что предпринимаются необходимые меры для снижения риска возникающего при достижении задач субъекта
Средства контроля за обработкой информации БУ:
— общие средства контроля
— прикладные средства контроля
— документы и учтенные записи
— независимые проверки
— выполнение обзора
— мониторинг
— разделение обязанности
продолжение
--PAGE_BREAK--Разделение обязанностей подразумевает, что работники компании не выполняют несовместимые обязанности. Обязанности считаются несовместимыми в аспектах осуществляемого контроля, если работник, совершивший ошибку или мошенничество. Занимает должность, позволяющему ему скрыть этот факт при текущем выполнении своих обязанностей. Эффективность СВК должна обеспечивать:
— надежные средства охраны в виде сигнализации системы хранения ключей, печати, открывающихся сейфов;
— ограничение доступа к деньгам и товарно-материальным запасам (ТМЗ);
— наличие в достаточном объеме складских помещений, измерительного и весового оборудования и доступных мест хранения ТМЗ;
— систематическое обучение персонала, с правилами работы ТМЗ, переэкзаменовка материально-ответственных лиц (МОЛ) на предмет соответствия занимаемой должности;
— внезапные инвентаризации ТМЗ на складах и в кассе и товаров в магазинах.
На стадии планирования аудиторской работы аудитор использует модель аудиторского риска для оценки необходимого количества доказательств и для планирования объемов и сроков работы.
«Аудиторский риск» означает риск того, что аудитор дает несоответствующее аудиторское заключение, когда финансовая отчетность существенна искажена. Аудиторский риск имеет три компонента:
«Неотъемлемый риск» подверженность сальдо счетов или классов операций искажениям, которые могут быть существенными в отдельности или совокупности с искажениями в других сальдо счетов или классах операций, при допущении отсутствия соответствующего внутреннего контроля.
«Риск контроля» — риск того, что искажение, которое может иметь место в сальдо счетов или классах операций, не будет своевременно предотвращено или выявлено и исправлено системами бухгалтерского учета и внутреннего контроля.
«Риск необнаружения» состоит в том, что аудиторские процедуры по существу не обнаружат искажение, имеющееся в сальдо счета или классах операций, которое может быть существенным в отдельности или в совокупности с искажениями в других сальдо счетов или классах операций.
Модель аудиторского риска представлена в виде формулы:
AR= IR * CR * DR, где:
AR – совокупный аудиторский риск;
IR – неотъемлемый риск;
CR – риск контроля;
DR – риск необнаружения.
Аудитор должен получить представление о системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля, достаточное для планирования аудита и разработки эффективного подхода к аудиту. Аудитор должен использовать профессиональное суждение для оценки аудиторского риска и проведения аудиторских процедур, необходимых для снижения этого риска до допустимо низкого уровня.
Оценка внутреннего контроля на предприятии ТОО «Павлодарзернопродукт» была проведена на основании Стандартов аудита. В соответствии с этим стандартом эффективность и надежность системы внутреннего контроля в организации можно оценить как средняя.
Во-первых, система внутреннего контроля включает в себя надлежащую систему бухгалтерского учета, а именно:
1) в бухгалтерии находятся документы, регламентирующие создание и порядок ведения бухгалтерского учета
2) документы оформляются в соответствии с требованиями законодательства. Они последовательно пронумерованы, оформляются в момент или непосредственно после совершения операции.
3) поступление и движение материальных ценностей ведется не только в стоимостных, но и в натуральных измерителях, что позволяет говорить об эффективности и достоверности бухгалтерского учета материальных ценностей.
Во-вторых, была проанализирована контрольная среда ТОО «Павлодарзернопродукт».
Хозяйственная деятельность предприятия в целом соответствует требованиям действующего законодательства.
Организационная структура ТОО «Павлодарзернопродукт» не предполагает четкого разделения обязанностей, однако предусмотрено, чтобы работники не выполняли несовместимые функции, т.е. существует разделение выполнения функций управления и учета активов, осуществления хозяйственных и бухгалтерских операций. Приняты мере по обеспечению сохранности активов и бухгалтерских записей, а именно: создание запасных копий, защита компьютерных программ.
На предприятии ТОО «Павлодарзернопродукт» была проведена аудиторская проверка за 2007 год. По ее результатам внесли ряд существенных дополнений и поправок.
Также контрольная среда включает в себя и эффективную кадровую политику. На ТОО «Павлодарзернопродукт» кадровая политика проводилась устаревшими способами. При подборе кадров не использовались тестирование, анкетирование. Однако существуют и эффективные методы. Например, предприятие отправляет на стажировку и обучение молодых специалистов с целью их дальнейшего трудоустройства. Это говорит о том, что предприятие готовит себе необходимые кадры, компетентных и надежных работников.
Третьим элементом системы внутреннего контроля являются отдельные средства контроля. Так, одной из процедур внутреннего контроля является проведение сверок расчетов. В результате сверок составляются акты взаимной сверки расчетов, подтверждающие задолженности предприятий друг перед другом. Это позволяет осуществлять эффективный контроль за достоверностью отражения дебиторской и кредиторской задолженностей.
Проверка (исследование) учетных документов — приемы установления достоверности осуществления хозяйственных операций. Их целесообразности и эффективности. Ими являются: способы проверки документов, приемы фактического контроля, наблюдение, вычисления, опрос, инспекция и др.
Классификация методических приемов проверки документов опирается на внутренне присущую ей последовательность контрольных действий и их логическую взаимосвязь. В числе основных способов документального контроля следует выделить:
— формальную;
— арифметическую;
— юридическую;
— логическую;
— сплошную, не сплошную, также выборочную;
— встречную проверку;
— способ обратного счета;
— оценку законности и обоснованности хозяйственных операций;
— восстановление учета.
Все вышеперечисленные методы и приемы аудита обеспечивают получение аудиторских доказательств, которые собираются с целью подтверждения утверждений финансовой отчетности, или обнаружения существенных искажений, содержащихся в утверждениях финансовой отчетности. Применяя выше перечисленные процедуры аудитор при проверки доходов и расходов уделяет внимание на определенные моменты.
Данные годовой инвентаризации. Фактические остатки, на начало приведенные в описях сопоставляем с остатками товарного отчета на эту дату, данными журнала-ордера и Главной книги. Обороты по поступлению и выбытию имущества предприятия и остатки их на конец месяца, приведенные в Журнале-ордере сверяем с оборотами и остатками в Главной книге.
При проверке соответствия фактического наличия имущества по учетным данным помимо показателей годовой инвентаризации аудитор выбирает группу имущества, по которым проводит сплошную проверку в местах их хранения. Объектом внимания на этапе проверки состояния складского хозяйства являются:
- порядок хранения материальных ценностей на складах;
- соответствие мест хранения условиям сохранности.
Обычно контроль оприходованных ценностей осуществляется путем анализа расчетных документов поступающих от поставщиков. При этом проверке подвергаются следующие документы: товарно-транспортные накладные, счета- фактуры, журналы-ордера, Главная книга и баланс.
Для тестирования средств контроля на практике применяют тесты или вопросники по тестированию системы внутреннего контроля. В ТОО «Павлодарзернопродукт» при проверке текущих активов были использованы тесты контроля (Приложение Б ).
Основываясь на результатах тестов внутреннего контроля, аудитору необходимо оценить, насколько структура внутреннего контроля и его функционирование соответствует предварительной оценке риска внутреннего контроля. Оценка отклонений может привести в итоге к тому, что аудитор сделает вывод, что определенный ранее уровень риска внутреннего контроля следует пересмотреть. В таких случаях аудитору следует видоизменить характер, сроки и объем запланированных процедур по существу.
Изучив результаты тестирования, аудитор выясняет, на проверку каких участков направить свои усилия. Этими участками должны быть те, которые не подвергались контролю или мало контролировались бухгалтерией. При этом аудитор определяет, какие приемы проверки он будет использовать.
В ТОО «Павлодарзернопродукт» при проверке условий хранения ТМЗ были обнаружены следующие допущения:
— кладовщик не заполняет материальный ярлык на каждый номенклатурный номер.
— не опечатывает складское помещение в конце рабочего дня.
— не ведет количественный учет товара.
При проведении тестирования системы внутреннего контроля, финансовой отчетности был получены следующие аудиторские доказательства:
— учетная политика составлена грамотно, но в бухгалтерском учете имеются недочеты (номера счет-фактур и накладных ведутся не по порядку, синтетические счета учета запасов используются не по назначению);
После того как аудитор завершил изучение системы внутрихозяйственного контроля ТОО «Павлодарзернопродукт», оценил риск контроля и выполнил проверки операций, уместно разработать и выполнить аналитические процедуры и тесты статей баланса.
Анализируя бухгалтерские проводки по движению имущества предприятия и его обязательств аудитор определяет наиболее важные счета, сальдо по которым отражается в балансе.
Аудитор определяет для анализа кредиторскую задолженность и формирование себестоимости.
Анализируя кредиторскую задолженность, проводятся ряд процедур необходимых для доказательств: сбор актов сверок по кредиторам, проверка первичных документов (счетов-фактур, накладных), а так же подтверждение факта оплаты по счетам. Затем аудитор анализирует допустимый предел непогашенных счетов. При проверки кредиторской задолженности по ТОО «Павлодарзернопродукт» аудитор подтвердил неточность отражения в балансе из-за округления сумм в главной книге, по времени значительную задержку в оплате счетов кредиторов, что отрицательно сказывается на финансовом состоянии предприятия.
При анализе себестоимости услуг, а именно своевременности и необходимости списания товарно-материальных запасов, аудитор установил, что материалы приобретаются со значительным запасом, что приводит к потере ликвидности активов, списание материалов проводится после предоставления услуг и что очень важно: доходы по заявке и расходы (использованные материалы, зарплата) отражены в одном периоде. Таким образом наиболее важные статьи баланса на которые могли бы повлиять движения ТМЗ отражены точно.
При тестировании финансовой отчетности- баланса (Приложение А) не было обнаружено существенных искажений. Активы и обязательства предприятия отнесены верно и операции имеют место в том периоде, в котором были совершены. В учете не обнаружено не отраженных операций. Таким образом аудитор оценил степень искажения финансовой информации как несущественную и принял решение о условно положительном заключении.
Утверждения финансовой отчетности — это утверждения руководства субъекта, представляемые прямо или иным образом, которые включаются в финансовую отчетность. Они подразделяются на следующие категории:
— Существование, наличие: актив или обязательство существует на определенную дату;
— Права и обязательства: актив или обязательство принадлежит субъекту на определенную дату;
— Явление, возникновение: в течение отчетного периода была осуществлена операция или произошло событие, имеющее отношение к субъекту;
— Полнота: нет неотраженных активов, обязательств, операций или событий, а также нераскрытых статей;
— Оценка (распределение стоимости): актив или обязательство отражаются по соответствующей балансовой стоимости;
— Измерение: операция или событие отражаются по соответствующей сумме, а доход или расход относятся к соответствующему периоду;
— Представление и раскрытие: статья раскрывается, классифицируется и излагается в соответствии с применяемой концептуальной основой представления финансовой отчетности.
2.4 Программа аудита и аналитические процедуры
Работа аудитора строго организованный процесс, которому присущ] строго определенные этапы, порядок ведения, составление документации, осуществление аудиторских процедур.
На практике различают следующие этапы проведения аудита и проверки финансовой отчетности:
а) Предварительное ознакомление с предприятием — оценивание экономической среды в которой работает субъект, спад и рост деловой активности, налоговая политика субъекта, маркетинг, реализация продукции.
На этом этапе аудитор формирует свое мнение о предприятии. б) Заключение договора на проведение аудиторской проверки.
Предполагается, что письму-обязательству предшествует предложение клиента аудитору на проведение аудита. Во избежание недоразумений во время выполнения обязательства как аудитор, так и клиент заинтересованы в оформлении данного письма-обязательства до начала выполнения обязательства. В письме-обязательстве аудитор подтверждает согласие принять свое назначение, оговаривает цель и масштаб аудита, степень ответственности, форму отчетов, предмет и сроки проверки, объем аудиторских услуг, размер и условия оплаты, ответственность сторон. В договоре по соглашению сторон могут быть предусмотрены также иные условия, в том числе размеры дополнительной оплаты аудиторской работы в зависимости от полученного экономического эффекта или санкции за некачественное ее исполнение за счет собственных средств договаривающихся сторон.
Расходы, связанные с оплатой аудиторских услуг, выполняемых на условиях договоров, относятся проверяемым хозяйствующим субъектом на затраты, включаемые в себестоимость продукции работ, услуг).
в) Планирование аудита: составление плана и программы.
После ознакомления с предприятием и согласованием сторон аудитор переходит к составлению плана и программы своей работы.
В общем плане на практике выделяются следующие разделы:
- ознакомление с предприятием;
- договор;
- программа;
- процедуры;
— заключение.
В программе более подробно рассмотрены пункты плана с определение времени проведения того или иного раздела плана, а также распределением обязанностей в случае если проверка проводится не одним аудитором. В программе указывается цель аудита, основные участки работы, характер проверки и ее продолжительность.
г) Системное изучение выполнение аудиторских процедур.
Проверка начинается с общего обзора отчетных форм, то есть проводится формальная проверка полноты и правильности заполнения реквизитов, отсутствия ошибок в тексте и цифрах, особое внимание обращается на правильное составление баланса. В целях наиболее эффективного проведения аудита тематику аудита составляют в следующей последовательности:
-Аудит расходов
-Аудит доходов.
д) Составление заключения по результатам аудита.
Выполнение аудитором (аудиторской фирмой) договора определяется актом приема-сдачи аудиторского заключения или другого официального документа, если иное не предусмотрено в договоре.
Аудиторское заключение составляется с соблюдением соответствующих норм и стандартов и должно содержать подтверждение или аргументированный отказ от подтверждения достоверности, полноты и соответствия законодательству бухгалтерской отчетности заказчика.
Валовой доход представляет собой финансовый результат от реализации продукции (работ, услуг) и определяется как разность между доходом от реализации продукции (работ, услуг) и себестоимостью реализованной продукции (работ, услуг) в результате основной деятельности. Установив достоверность суммы дохода от реализации продукции, аудитор должен проверить статью «Себестоимость реализованной продукции (работ, услуг)», по этой статье отражается не полная себестоимость реализованной продукции, а производственная себестоимость.
Не менее тщательно следует проверить статью «Доход от основной деятельности». Величина дохода от основной деятельности определяется путем вычитания из валового дохода суммы общих и административных расходов, расходов на выплату процентов и расходов по реализации, в совокупности составляющих расходы периода.
В отличие от затрат на производство продукции эти расходы не зависят от объема производства и определены как постоянные расходы, не связанные с конкретными видами реализованной продукции или услуг, отсюда их целесообразно исчислять по периодам времени, а не на основе объема продукции.
Хозяйствующий субъект несет расходы периода даже в том случае, когда в течение определенного периода он ничего не продал. С точки зрения их отражения в учете и отчетности, основное отличие расходов периода от производственной себестоимости заключается в том, что расходы периода не относятся на остатки товарно-материальных запасов. Такой подход к их отражению в условиях рыночной экономики диктуется принципами осторожности, соответствия.
продолжение
--PAGE_BREAK--