--PAGE_BREAK--1.2 Регламентация аудиторской деятельности в Республике Беларусь
Основным регламентирующим документом аудиторской деятельности в Республике Беларусь является Закон Республики Беларусь от 08.11.1994г. № 3373-XII (ред. от 04.01.2010) «Об аудиторской деятельности».
В настоящее время в Республике Беларусь формируется четырёхуровневая система нормативного регулирования аудита.[14]
I уровень — это Закон «Об аудиторской деятельности», который определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве её необходимого и равноправного элемента. Для Республики Беларусь это особенно важно, так как государственный контроль исторически превалировал над другими видами контроля. Именно принятие закона позволяет считать, что становление аудита в республике состоялось.
II уровень — Указы Президента, постановления Совета министров РБ.
III уровень – система нормативного регулирования аудиторской деятельности, представленная Правилами аудиторской деятельности, утверждаемыми министерством финансов РБ. Основное значение Правил – установление нормативного аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности.
IV уровень – методики аудиторской деятельности, регулирующие порядок осуществления аудиторами проверок применительно к отдельным отраслям по отдельным вопросам налогообложения, финансов и по специальным аудиторским заданиям. К этому же уровню относятся внутренние стандарты, устанавливаемыми профессиональными аудиторскими объединениями для своих членов. Требования этих стандартов не могут быть ниже требований Правил и не могут противоречить им.
Эти документы должны содержать сведения по применению стандартов организации на основе стандартов аудиторской деятельности (внутрифирменные стандарты). Внутрифирменные стандарты базируются на законодательных и нормативных актах, международных и отечественных стандартах и должны включать в себя основополагающие и конкретные процедуры проведения аудита. Итоговым документом разработанных внутрифирменных стандартов может быть приказ об утверждении внутрифирменных стандартов, подписанный руководителем фирмы и утвержденный советом учредителей аудиторской фирмы. Основные направления разработки внутрифирменных стандартов можно условно разделить на стандарты в области этики поведения аудитора, стоимости по внутрифирменному документообороту и стоимости в области методологии проведения проверок по направлениям аудита – общий, банковский, страховой, аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов.[14]
Аудит товарных операций на предприятиях оптово-розничной торговли осуществляется на базе приведенных ниже нормативных документов:
1. Закон Республики Беларусь от 08.11.1994г. № 3373-XII (ред. от 04.01.2010г.) «Об аудиторской деятельности».
2. Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчётности» от 18.10.1994г. № 3321-XII.
3. Указ Президента Республики Беларусь от 07.03.2000г. № 117 «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров».
4. Указ Президента Республики Беларусь от 29.06.2000г. № 359 «О порядке расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь».
5. Положение о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.09.2008г. № 1290.
6. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008г. № 192 «Об утверждении типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная» и Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная».
7. Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007г. № 180.
8. Инструкция по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденная Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17.04.2002г. № 62.
9. Инструкция по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003г. № 89.[18]
1.3 Цели и задачи аудита товарных операций на предприятиях оптовой торговли
Целью аудиторской проверки товарных операций является формирование мнения о достоверности показателей отчетности в соответствии применяемой в организации методики учета и налогообложения товарных операций действующим в Республике Беларусь нормативным документам. Это достигается проведением проверок на существенность, а также структур контроля и системы бухгалтерского учета и оценкой риска аудита, который зависит от характера запасов предприятия и их важности для бухгалтерских отчетов. Проверка товарных операций рассматривается как основная часть аудита на тех предприятиях, где их величина существенна. [12]
В процессе проверки аудитор должен установить:
· реальность наличия и существования товаров;
· все ли товарные операции, которые должны быть отражены на счетах учета, действительно в них представлены;
· является ли организация собственником всех товаров, т.е. имеются ли на них имущественные права, а суммы, отраженные как задолженность – обязательствами;
· правильность оценки товаров и связанных с ними обязательств;
· правильно ли выбраны и применялись принципы учета товаров.
Эти основные вопросы аудитор должен изучить, дать им оценку, высказать суждение в аудиторском заключении и сделать предложения по выявленным нарушениям и отступлениям от установленных правил учета.[16]
ООО «ИНИ-ком» – малое предприятие, основной вид деятельности – оптово-розничная торговля продуктами питания. Товар доставляется автомобильным транспортом. Реализация товаров осуществляется оптом и в розницу за наличный и безналичный расчет. Таким образом, для данной организации товарные операции занимают основное место в учете.
продолжение
--PAGE_BREAK--ГЛАВА 2. ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ В ООО «ИНИ-ком»
2.1 Организационно — экономическая характеристика предприятия
Общество с ограниченной ответственностью «ИНИ-ком» создано 19 февраля 2005 года, является юридическим лицом, имеет расчётный счёт в банке.
Юридический и фактический адрес: 211092, Республика Беларусь, Витебская область, г.Толочин, ул. Тракторная, 1.
Предприятие основано на частной форме собственности и создано на неопределённый срок. Предприятие осуществляет оптово-розничную торговлю продуктами питания. Главной целью предприятия является получение прибыли.
Уставный капитал Общества составляет 40000000 (сорок миллионов) белорусских рублей.
Высшим органом управления общества является собрание учредителей. Оно собирается один раз в год для утверждения бухгалтерской отчетности, отчета директора, отчета главного бухгалтера общества, распределения чистой прибыли, решения стратегических вопросов деятельности общества.
Оперативной деятельностью общества руководит единоличный исполнительный орган – директор.
Общество самостоятельно заключает и контролирует исполнение хозяйственных и других договоров со всеми видами организаций, предприятий и учреждений, а также частными лицами.
Имущество предприятия образуется за счёт:
— уставного фонда;
— доходов, полученных от реализации продукции, работ, услуг;
— иных источников, не запрещённых законодательными актами Республики Беларусь.
Предприятие осуществляет бухгалтерский учёт результатов своей деятельности, ведёт статистическую отчётность. Организационная структура предприятия представлена на рисунке 1.
Рис.1 Организационная структура ООО «ИНИ-ком»
В таблице 1 приведен анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия.
Таблица 1 — Основные показатели деятельности ООО «ИНИ-ком»
за 2008-2009г.г.
Показатели
Ед.
Изм.
2008г.
2009г.
Абсолют-
ное
отклоне-
ние
(гр.4-гр3)
Темп
роста, % (гр.4/гр.3)
*100%)
Темп прироста,
%
(гр.6 – 100)
1
2
3
4
5
6
7
1. Объем реализации
Тыс.Руб.
280500,3
322500,9
+42000,6
115
+15
2. Выручка (без НДС)
Тыс. Руб.
237700,4
273300,8
+35600,4
115
+15
3. Себестоимость (расходы по приобретению и реализации)
тыс.
руб.
207700,2
230300
+22599,8
110,9
+10,9
4. Прибыль от реализации (стр.2 – стр.3)
Тыс.Руб.
30000,2
43000,8
+13000,6
143,3
+43,3
5. Налог на прибыль (стр.4*24%)
Тыс.руб.
7200,1
10300,4
+3100,3
143,1
+43,1
6. Прибыль после налогообложения (чистая прибыль) (стр.4 – стр.5)
Тыс.
Руб.
22800,1
32700,4
+9900,3
143,5
+43,5
7. Численность работающих
чел.
7
9
+2
128,6
+28,6
8. Затраты на 1 рубль объема реализации (стр.3/стр.1)
руб.
0,85
0,85
-
-
-
9. Рентабельность:
общая (прибыль/выручка)
расчетная (стр.6/стр.1)
%
12,6
8,1
15,7
10,1
+3,1
+2,0
-
-
-
-
продолжение
--PAGE_BREAK--
2.2 Изучение и оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля товарных операций
Аудитору в ходе проверки необходима убежденность в том, что система бухучета достоверно отражает хозяйственную деятельность проверяемого экономического субъекта. Система внутреннего контроля может способствовать формированию такой убежденности.
При оценке эффективности и надежности системы внутреннего контроля в целом аудиторская организация обязана использовать не менее трёх градаций: высокая, средняя и низкая.
Изучение и оценка особенностей систем бухучета и внутреннего контроля должны обязательно документироваться. Для этого используют тестовые процедуры. Аудиторские организации самостоятельно разрабатывают методики изучения систем бухучета и внутреннего контроля. Мнение аудитора об организации бухучета и внутреннего контроля является основанием для планирования дальнейших аудиторских процедур.[11]
Знакомство с системой бухучета включает в себя изучение, анализ и оценку сведений о следующих сторонах хозяйственной деятельности:
1. учетная политика и основные принципы ведения бухучета;
2. организационная структура подразделения, ответственного за ведение бухучета и подготовку отчетности;
3. организация документооборота;
4. порядок отражения хозяйственных операций в регистрах бухучета;
5. роль и место средств вычислительной техники в ведении учета и подготовке отчетности;
6. средств контроля, предусмотренные в отдельных областях системы учета.
Система внутреннего контроля должна включать в себя:
1. систему бухучета;
2. стиль и основные принципы управления экономического субъекта;
3. его организационную структуру;
4. распределение ответственности и полномочий;
5. порядок подготовки бухгалтерской отчетности для внешних пользователей;
6. отдельные средства контроля.
Аудитор оценивает систему внутреннего контроля в три этапа:
· общее знакомство с системой внутреннего контроля;
· первичная оценка надежности системы внутреннего контроля;
· проверка эффективности системы внутреннего контроля.
Аудиторской организации в начале работы следует получить общее представление о специфике деятельности и системе бухучета. [16]
Для изучения системы бухгалтерского учета товарных операций и внутреннего контроля приводятся положения учетной политики, принятой в ООО «ИНИ-ком» на 2010 год.[9]
«1.Бухгалтерский учет на предприятии осуществляется главным бухгалтером.
2.Бухгалтерский учет ведется в соответствии с нормативными документами, утвержденными Правительством и Министерством финансов Республики Беларусь. Форма ведения учета журнально-ордерная. Технология обработки информации автоматизированным способом.
5.Инвентаризация имущества и финансовых обязательств проводится не реже одного раза в квартал, согласно приказа руководителя. Выявленные при инвентаризации недостача или порча товаров в пределах норм естественной убыли списываются на затраты.
11.Стоимость товарно-материальных ценностей, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения, с учетом расходов, связанных с их приобретением.
12.Определение фактической себестоимости товарно-материальных ценностей, списываемых в связи с реализацией или иным выбытием, производится по себестоимости первых по времени приобретения товарно-материальных ценностей.
16.Ведется раздельный бухгалтерский учет оптовой и розничной торговли.»
По итогам общего знакомства аудитор принимает решение о том, что он может полагаться в своей работе на систему внутреннего контроля ООО «ИНИ-ком», а потому необходимо осуществить оценку надежности системы внутреннего контроля.
Процедура оценки надежности осуществляется на основе методики и приемов, которые аудитор разрабатывает самостоятельно
Для оценки системы (состояния) бухгалтерского учета и внутреннего контроля применено следующее тестирование (Таблица 2).
Таблица 2 — Тест для оценки системы учета и внутреннего контроля
товарных операций
№ п/п
Содержание вопроса
Варианты ответа
Уровень оценки
да
нет
1
2
3
4
5
1
Имеется ли в организации служба внутреннего контроля?
+
Низкий
2
Имеются ли отдельные должности кладовщика и грузчика?
+
Низкий
3
Заключены ли договора о материальной ответственности с материально-ответственными лицами?
+
Средний
4
Имеется ли учетная политика?
+
Высокий
5
Отражен ли в учетной политике метод оценки товаров?
+
Высокий
6
Ведется ли на складе раздельный учет товаров по разным видам деятельности (опт и розница)?
+
Средний
7
Ведется ли количественно-суммовой учет товаров на складах?
+
Высокий
8
Проводится ли обязательная инвентаризация товаров?
+
Высокий
9
Проводится ли внезапная инвентаризация товаров?
+
Средний
10
Сверяются ли данные бухгалтерского учета товаров с данными складского учета?
+
Высокий
11
Ведется ли учет договоров с покупателями?
+
Средний
12
Ведутся ли на складе карточки складского учета товаров?
+
Высокий
13
Сверяются ли эти данные с данными складской программы?
+
Высокий
Всего:
10
3
Если количество заданных вопросов принять за 100%, то 10 положительных ответов из них составит: 10/13*100% = 76,92 % .
Зная количество ответов, характеризующих уровень организации контроля в процентах, с помощью специальной таблицы 3 можно дать оценку состояния внутреннего контроля.
Таблица 3 — Оценка состояния внутреннего контроля
Количество ответов, характеризующих уровень организации контроля, в %
Оценка состояния внутреннего контроля
менее 70
низкий уровень
от 70 до 90
средний уровень
свыше 90
высокий уровень
76,92 % положительных ответов находится в диапазоне «от 70 до 90», которому соответствует средний уровень состояния внутреннего контроля.
Следовательно, система бухучета и внутреннего контроля ООО «ИНИ-ком» показал, что её состояние находится на среднем уровне.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.3 Расчет уровня существенности и аудиторского риска
Основной целью аудита является установление достоверности бухгалтерской отчетности. Однако аудиторские организации не должны устанавливать достоверность отчетности с абсолютной точностью, но обязаны установить её достоверность во всех существенных отношениях. Информация об отдельных активах, обязательствах, доходах и расходах, хозяйственных операциях, а также составляющих капитала считается существенной, если её пропуск или искажение может повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе финансовой отчетности. [15]
Под уровнем существенности понимается то предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которой пользователь перестанет быть в состоянии делать на её основе правильные выводы.
Для определения уровня существенности устанавливается система базовых показателей и порядок определения существенности. Существенность зависит от величин показателя отчетности. Аудитор оценивает то, что является существенным по своему профессиональному суждению. При разработке общего плана аудита аудитор устанавливает приемлемый уровень существенности с целью выявления существенных искажений с количественной точки зрения. Тем не менее, качественный характер искажений тоже принимается во внимание, так как пользователь может быть введен в заблуждение некачественным описанием, например, учетной политики, или отсутствием раскрытия информации о нарушении нормативных требований, которые при применении к ним санкций могут оказать значительное влияние на результаты деятельности.
Различают три уровня существенности.
К первому уровню относятся ошибки и пропуски, суммы которых так малы и по своему содержанию так незначительны, что никак не могут повлиять на решение пользователей этой отчетности, такие ошибки и пропуски считаются несущественными.
Ко второму уровню относятся существенные ошибки и пропуски, влияющие на принятие пользователями тех или иных решений.
К третьему уровню относятся такие ошибки и пропуски в учете и внешней отчетности, которые ставят под вопрос достоверность и объективность всей отчетной информации. Полагаясь на такую информацию, пользователи могут принять в корне неправильное решение.[5]
При оценке достоверности отчетности аудитор определяет, является ли совокупность неисправленных искажений, выявленных в ходе аудита существенной? Совокупность неисправленных искажений включает:
· конкретные искажения, выявленные аудитором, включая результаты неисправленных искажений, выявленных во время предыдущего аудита;
· наилучшую аудиторскую оценку прочих искажений, которые не могут быть конкретно определены (т.е. прогнозируемые ошибки).
Уровень существенности рассчитывается следующим образом.
По итогам отчётного периода в экономическом субъекте определяются финансовые показатели, перечисленные в первом столбце таблицы. Их значения заносятся во второй столбец, от этих показателей берутся процентные доли, приведенные в третьем столбце таблицы, а результат заносится в четвертый столбец. Затем находится среднее значение, которое может быть округлено в пределах 20% в наименьшую или наибольшую сторону. Если отклонения наименьшего и наибольшего полученных показателей значительны от среднего и от всех остальных, то аудитор принимает решение отбросить эти значения для подсчета среднего значения показателей четвертого столбца.
Рассчитаем уровень существенности на примере системы базовых показателей в ООО «ИНИ-ком». Единица измерения: тыс. руб.
Таблица 3 – Базовые показатели для нахождения уровня
существенности
Наименование
базового показателя
Значение базового
показателя бухгалтерской отчетности
Доля, (в %)
Значение,
применяемое для
нахождения уровня существенности (ЗН)
1
2
3
4
Балансовая прибыль предприятия
5980,0
5
299,0
Валовой объем реализации без НДС
100050,0
2
2000,0
Валюта баланса
82360,0
2
1647,0
Собственный капитал
51920,0
10
5192,0
Общие затраты
предприятия
98940,0
2
1979,0
ИТОГО
339250,0
-
11117,0
Рассчитаем уровень существенности:
УС = (299+2000+1647+5192+1979)/5=2223,4
Показатели, используемые при расчете уровня существенности, не должны отличаться от их среднего значения более чем на 20%.
Откл.%(1)=((2223,4-299)/2223,4)*100%=86,55%
Откл.%(2)=((2223,4-2000)/2223,4)*100%=10,05%
Откл.%(3)=((2223,4-1647)/2223,4)*100%=25,92%
Откл.%(4)=((2223,4-5192)/2223,4)*100%=133,16%
Откл.%(5)=((2223,4-1979)/2223,4)*100%=10,99%
С учетом того, что несколько показателей (в том числе минимальное и максимальное)отличаются от среднего (2223,4 тыс. руб.) более чем на 20%, необходимо определить новое значение уровня существенности:
УС = (2000 + 1979)/2 = 1989,5 тыс. руб.
Это и будет уровень существенности, данное значение можно округлить в пределах 20%, что составляет 2000,0 тыс. руб. Уровень существенности означает предельное значение ошибки, допустимое в финансовой отчетности, в пределах которой на основе этой отчетности можно будет делать правильные выводы.
Аудиторский риск – это риск выражения аудитором ошибочного мнения в случае, когда финансовая отчетность содержит существенные искажения.
Аудиторский риск состоит из трех компонентов: неотъемлемый риск, риск средств контроля и риск необнаружения. При оценке рисков необходимо использовать не менее трех градаций: высокий, средний и низкий.
Неотъемлемый риск (НОР) означает подверженность остатка средств на счетах бухгалтерского учета искажений, которые могут быть существенными при допущении отсутствия необходимых средств внутреннего контроля. Для проведения оценки НОР аудитор полагается на свое профессиональное суждение для того, чтобы учесть следующие факторы:
- специфические особенности деятельности предприятия;
- опыт и квалификацию бухгалтерского персонала;
- возможность контроля за деятельностью субъекта со стороны собственника.
Для нашего примера НОР увяжем с оценкой системы бухгалтерского учета «средний».
Риск средств контроля (РСК) означает риск того, что искажения, которые могут иметь место в отношении остатка средств по счетам бухгалтерского учета, и быть существенными, не будут своевременно предотвращены или обнаружены и исправлены с помощью систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Чем эффективнее система бухгалтерского учета, тем ниже фактор его риска. Для оценки РСК аудитор применяет специальную аудиторскую процедуру – тестирование. Между риском средств контроля и информационной базой аудита существует прямая зависимость: если НОР принят аудитором эффективным, то объемы информации для тестирования могут быть уменьшены.
Оценка средств контроля должна быть увязана с оценкой системы внутреннего контроля. Для нашего примера, как видно оценка имеет значение «средний уровень».
Риск необнаружения (РН) означает риск того, что аудиторские процедуры по существу не позволяют обнаружить искажения остатков средств по остаткам бухгалтерского учета. Этот показатель качества работы аудитора в большей мере зависит от его уровня квалификации и стажа работы, нежели от специфичности деятельности клиента. РН- это риск, который аудитор хочет определить на тот случай, если он не сумеет найти ошибки и пропуски во внешней отчетности аудируемого лица. Между РН и информационной базой аудита существует обратная зависимость: уменьшение РН приходит к необходимости увеличения объемов данных для тестирования, т.е. если аудитор хочет быть уверен в своей работе, он устанавливает низкую величину РН и привлекает большие объемы разнообразной информации о клиенте для проверки. Существует обратная связь между РН и комбинацией НОР и РСК: высокие значения НОР и РСК обязывают аудитора снизить величину РН, чтобы свести аудиторский риск до приемлемого значения, низкие значения НОР и РСК позволяют аудитору допустить в ходе проверки более высокий РН.
Допустимые значения РН для различных соотношений НОР и РСК приведены в таблице:
Таблица 4 — Взаимосвязь между компонентами аудиторского риска
Неотъемлемый риск
Риск средств контроля
Риск средств контроля
Риск средств контроля
высокий
средний
низкий
высокий
наинизший
Ниже
средний
средний
ниже
средний
выше
низкий
средний
выше
наивысший
Как видно из таблицы РН в нашем примере для комбинации НОР «средний» и РСК «средний» тоже оценивается как «средний».
Формула аудиторского риска выглядит следующим образом:
АР = НОР + РСК+ РН, а так как для нашего примера все компоненты равняются значению «средний», то и значение АР будет оцениваться как «средний».
продолжение
--PAGE_BREAK--2.4 Программа аудита
Специфика экономического субъекта, объем и сложность работы по его проверке каждый раз требует определения четкой последовательности шагов при проведении аудита и правильного распределения обязанностей между аудиторами, если проверку проводят несколько специалистов. При разработке плана и программы аудиторской проверки используется аудиторский стандарт «Планирование аудита».
План аудиторской проверки отражает укрупненные группы аудиторских работ по объектам и группам хозяйственных операций, сроки исполнения работ и исполнителей. План составляется в письменной форме. Цель составления плана: предварительно определить объем и характер необходимых тестов; оценить затраты времени и труда по их проведению; достичь взаимопонимания с клиентом по всем основным вопросам до начала проверки; иметь доказательства обоснованности выполнения аудита и качества его проведения у данного клиента.
Для детальной проверки товарных операций разработан общий план аудита, который служит руководством при разработке программы аудита.
Аудиторскую проверку операций товарных операций целесообразно проводить в такой последовательности:
1. Изучение положений учетной политики по направлениям данного участка проверки.
2. Оценка степени надежности системы внутреннего контроля в отношении товарных операций, для этого:
провести обследование складского хозяйства и состояния складских помещений;
изучить организацию материальной ответственности и отчетности материально ответственных лиц;
проанализировать состав товаров на отчетную дату;
проверка состояния и организации синтетического и аналитического учета товарных операций.
Детализацией общего плана аудита является аудиторская программа, которая является перечнем аудиторских процедур по каждому виду аудиторских работ. Аудиторские процедуры можно определить как совокупность операций обработки данных, выполняемых для достижения целей аудита при проверке конкретных хозяйственных операций с применением определенных аудиторских приемов.
В программе аудиторской проверки указываются:
1. Содержание процедуры.
2. Используемые документы.
3. Характер проверки (сплошная, выборочная, визуальная и т.д.).
4. Закрепление обязанностей за членами бригады аудиторов.
5. Предполагаемая продолжительность проверки и сроки ее начала и окончания.
В соответствии с приведенным выше планом разработаем программу аудита товарных операций (Таблица 5).
Таблица 5- Программа аудиторской проверки товарных операций
Проверяемая организация __________________ООО «ИНИ-ком»
Период аудита ________________________01.01.2010-01.04.2010
Количество человеко-часов ____________________________8 ч/ч
Аудитор ________________________________________Савицкая Е.А
Планируемый аудиторский риск______________________ средний
Планируемый уровень существенности ______________2000 т. руб.
№
п/п
Перечень аудиторских процедур
Период проведения
Ф.И.О. аудитора, отв. за проведение процедуры
Использумые рабочие документы
Характер проверки
1
2
3
4
5
6
1
Ознакомление с организационной структурой предприятия.
19.04.10
Савицкая Е.А
Сплошной
2
Ознакомление с учетной политикой предприятия.
19.04.10
Савицкая Е.А
Сплошной
3
Осмотр склада, ознакомление с условиями хранения товаров.
19.04.10
Савицкая Е.А
Сплошной
4
Проверка заключения договоров о материальной ответственности.
19.04.10
Савицкая Е.А
Сплошной
5
Проверка соответствия данных инвентаризации данным бухгалтерского учета.
19.04.10
Савицкая Е.А
РД 1
Выборочный
6
Проверка наличия и правильности договоров поставки с поставщиками товаров.
19.04.10
Савицкая Е.А
Сплошной
7
Проверка документального оформления поступления товаров от поставщиков, правильность отражения в бухгалтерском учете.
19.04.10
Савицкая Е.А
РД 2,
РД 3
Выборочный
8
Проверка документального оформления реализации товаров покупателям, правильность отражения в бухгалтерском учете.
19.04.10
Савицкая Е.А
РД 4
Выборочный
9
Проверка операций по списанию товаров.
19.04.10
Савицкая Е.А
Выборочный
10
Письменная информация аудитора руководству
19.04.10
Савицкая Е.А
РД 5
продолжение
--PAGE_BREAK--ГЛАВА 3. МЕТОДИКА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ООО «ИНИ-ком» И ЕЁ ЗАВЕРШЕНИЕ
3.1 Источники и методы сбора аудиторских доказательств
Результатом работы аудитора является составление аудиторского заключения. Для того чтобы иметь основания для выводов по основным направлениям аудиторской проверки, аудитор должен собрать соответствующие доказательства. Информация, собранная и проанализированная аудитором в ходе проверки, служит обоснованием выводов аудитора и называется аудиторскими доказательствами. Собирая аудиторские доказательства, аудитор использует следующие методы:
1. Инспектирование – это проверка записей, документов или материальных активов. Этот метод в приведенной программе аудита товарных операций используется во всех пунктах аудиторских процедур.
2. Наблюдение – это отслеживание аудитором процесса или процедуры, выполняемой другими лицами (наблюдение аудитора за пересчетом материальных ценностей или отслеживание выполнения процедур внутреннего контроля, по которым не остается документальных свидетельств для аудита).
3. Запрос – поиск информации у осведомленных лиц в пределах или за пределами экономического субъекта. Запрос по форме может быть как официальный письменный, адресованный третьим лицам, так и неформальный устный вопрос, адресованный работникам экономического субъекта. В п.7 программы аудита товарных операций использован письменный запрос, адресованный руководству ООО «АГРО» по поводу реальности поставок товаров.
4. Пересчет – проверка точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях, либо выполнение аудитором самостоятельных расчетов. Пересчет использован в пунктах 5, 7, 8, 9 приведенной аудиторской программы. [11]
3.2 Проведение процедур средств контроля, процедур по существу и их документирование
В этом разделе осуществлен весь перечень аудиторских процедур, перечисленных в программе аудита, и приведены составленные рабочие документы аудитора.
Выдержка из Правила «Документирование аудита»
1. Настоящее правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования к составлению документации в процессе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.
2. Аудиторская организация и индивидуальный аудитор (далее именуются — аудитор) должны документально оформлять все сведения, которые важны с точки зрения предоставления доказательств, подтверждающих аудиторское мнение, а также доказательств того, что аудиторская проверка проводилась в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
3. Под термином «документация» понимаются рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора, либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита. Рабочие документы могут быть представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде или в другой форме.
4. Рабочие документы используются:
при планировании и проведении аудита;
при осуществлении текущего контроля и проверки выполненной аудитором работы;
для фиксирования аудиторских доказательств, получаемых в целях подтверждения мнения аудитора.
Далее будут рассмотрены процедуры по существу по разработанной программе аудита товарных операций ООО «ИНИ-ком».
А. Ознакомление с организационной структурой предприятия.
ООО «ИНИ-ком» – малое предприятие, основной вид деятельности – оптово-розничная торговля продуктами питания.
Поставщик товаров – ООО «АГРО». Товар доставляется автомобильным транспортом. Реализация товаров осуществляется оптом и в розницу за наличный и безналичный расчет.
Ведется раздельный бухгалтерский учет оптовой и розничной торговли. Учет розничной торговли ведется по упрощенной системе с уплатой единого налога. Четкого разделения на оптовую и розничную торговлю в организации нет. Торговля осуществляется в одном торговом зале, используется одно складское помещение. Штат сотрудников состоит из директора, главного бухгалтера, оператора ЭВМ, менеджера, двух водителей, двух продавцов и кладовщика.
Бухгалтерский учет, складской учет ведутся автоматизированным способом.
В ходе камеральных проверок со стороны налоговых органов не обнаружено никаких нарушений по исчислению налогов.
В ходе ознакомления с организационной структурой предприятия не выявлено никаких подозрительных явлений, бросающих тень на репутацию предприятия, его руководства и сотрудников.
Б. Ознакомление с учетной политикой предприятия.
Выдержки из учетной политики предприятия, влияющие на отражение в учете товарных операций приведены в пп.2.2.
По мнению аудитора, учетная политика предприятия составлена грамотно, отражены необходимые моменты учета. Недостатком, по мнению аудитора, является то, что в учетной политике не указано, что затраты по доставке товара от поставщика не включаются в стоимость товаров, учитываются раздельно. При этом необходимо отметить, что нарушения законодательства нет и на финансовые результаты, начисление налогов данный факт не влияет.
В. Осмотр склада, ознакомление с условиями хранения товаров.
Помещение склада – кирпичное здание площадью 200 кв.м. Помещение отапливаемое, с хорошей вентиляцией. Установлены сигнализация и противопожарная система.
Товар располагается на специальных стеллажах и в холодильниках, имеются достаточные проходы между ними. К товару обеспечен удобный доступ.
По мнению аудитора товар содержится в хороших условиях, все требования по хранению продуктов выполняются.
Г. Проверка заключения договоров о материальной ответственности.
На предприятии за сохранность товаров отвечает материально ответственное лицо – кладовщик Костеж Е.В. С ней заключен договор о материальной ответственности.
Д. Проверка соответствия данных инвентаризации за 1 квартал 2010
года данным бухгалтерского учета.
По итогам работы предприятия за 1 квартал 2010 год 30 марта 2010 г. была проведена инвентаризация товаров на складе согласно приказу руководителя № 21 от 29.03.2010 г. По данным инвентаризации на конец 1 квартала 2010 года на складе предприятия имеется 2070 единиц товаров на общую сумму 15,9 млн. рублей. В балансе предприятия за 1 квартал 2010 года по строке 215 «Готовая продукция и товары для продажи» указана сумма 15,9 млн. рублей. Таким образом, по состоянию на 1 апреля 2010 года предприятие правильно отразило сумму товаров на складе.
Так как в бухгалтерском учете не ведется аналитический учет товаров, сделаем выборочную проверку товаров по данным инвентаризационной описи с данными складской программы, на основании которых ведется синтетический учет товаров в бухгалтерии. Результаты этой проверки отражены в РД 1 (приложение А).
Е. Проверка наличия и правильности договоров с поставщиками товаров.
ООО «ИНИ-ком» осуществляет оптово-розничную торговлю продуктами питания. Весь товар организация получает от поставщика ООО «АГРО» (г. Орша), с которым заключен договор поставки № 10 от 03.01.2009г. Договор пролонгирован на 2010 год. Согласно договору ООО «ИНИ-ком» получает товар на условиях отсрочки платежа.
Договор составлен в соответствии с требованиями законодательства, указаны основные моменты взаимоотношений покупателя и поставщика. Документ скреплен печатями и подписями руководителей.[2]
Ж. Проверка документального оформления поступления товаров от поставщиков, правильность отражения в бухгалтерском учете.
Товар доставляется автомобильным транспортом. Оприходование товара осуществляется на основании товарно-транспортной накладной кладовщиком ООО «ИНИ-ком» в присутствии водителя. При несоответствии фактического товара с документами составляется акт, который подписывают кладовщик, водитель и руководитель организации. Товарно-транспортная накладная является основанием для оплаты.[2]
Путем выборочной проверки проверим наличие и правильное оформление накладных на поставки товаров от ООО «АГРО». Результаты представлены в РД 2 (приложение Б).
Пошлем письменный запрос руководству ООО «АГРО» с целью подтверждения реальности поставок товаров, в котором попросим подтвердить выборочные поставки товаров. Результаты представлены в РД 3 (приложение В).
На ООО «ИНИ-ком» синтетический учет поступления товаров осуществляется следующим образом. Товар, поступивший от поставщика, приходуется на основании накладной и счета-фактуры. При этом отражается сумма НДС, так как заранее неизвестно, будет этот товар продаваться оптом или в розницу. Формируются следующие проводки:
а) Дт 19 «НДС по приобретенным ценностям» — на сумму НДС, указанную в счете-фактуре;
Кт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»;
б) Дт 41 «Товары» — на стоимость оприходованного товара;
Кт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»
Оплата поставщику осуществляется по безналичному расчету.
Дт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Кт 51 «Расчетный счет»
После оплаты полученного товара зачитывается НДС по расчетам с бюджетом, что отражается записью на сумму НДС по поступившим и оплаченным товарам:
Дт 68 «Расчеты с бюджетом»
Кт 19 «НДС по приобретенным ценностям».
Если полученный товар реализуется в розницу, формируются следующие проводки:
Дт 19 «НДС по приобретенным ценностям» – СТОРНО на сумму НДС товара, который нужно продать в розницу;
Дт 41 «Товары» – СТОРНО на стоимость товара, который нужно продать в розницу;
Кт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» — СТОРНО на стоимость товара, который нужно продать в розницу.
2. Дт 41 «Товары» – на стоимость поступившего товара с НДС, который нужно продать в розницу;
Кт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» — на стоимость поступившего товара с НДС, который нужно продать в розницу.
3. Дт 68 «Расчеты с бюджетом» — СТРОНО на сумму НДС товара, который нужно продать в розницу;
Кт 19 «НДС по приобретенным ценностям» — СТРОНО на сумму НДС товара, который нужно продать в розницу.
По мнению аудитора, синтетический учет поступления товаров осуществляется на основании действующего законодательства и не противоречит ему.
Проверка документального оформления реализации товаров покупателям, правильность отражения в бухгалтерском учете.
Для проверки документального оформления реализации товаров покупателям проведем выборочную проверку расходных накладных, счетов-фактур, наличие доверенностей. Результаты представлены в РД 4 (приложение Г).
На ООО «ИНИ-ком» синтетический учет реализации товаров осуществляется следующим образом. Товар реализуется оптом на основании накладной и счета-фактуры; в розницу – на основании накладной. Формируются следующие проводки:
1. Отгружен товар оптом
а) Дт 62 «Расчеты с покупателями» — на сумму отгруженного товара;
Кт 90-1 «Продажи»
б) Дт 90-3 «Продажи» – на сумму НДС;
Кт 62-НДС «Расчеты с покупателями»
в) Дт 90-1 «Продажи» – на сумму покупной стоимости товара;
Кт 41 «Товары»
2. Отгружен товар в розницу.
а) Дт 62 «Расчеты с покупателями» — на сумму отгруженного товара;
Кт 90-1 «Продажи»
б) Дт 90-1 «Продажи» – на сумму покупной стоимости товара;
Кт 41 «Товары»
Мнение аудитора – синтетический учет реализации товаров на предприятии осуществляется в рамках действующего законодательства, с применением утвержденных счетов. Организация ввела дополнительный субсчет 64-НДС «Расчеты с покупателями по НДС», на котором учитываются суммы НДС реализованного товара. При оплате данного товара покупателем формируется проводка:
Дт 62-НДС «Расчеты с покупателями» — на сумму НДС.
Кт 68 «Расчеты с бюджетом»
З. Проверка операций по списанию товаров.
На предприятии потери от брака, бой списываются в пределах норм естественной убыли на затраты. Списание недостачи за счет естественной убыли и боя товаров производится после инвентаризации на основе соответствующего расчета, составленного и утвержденного в установленном порядке.
Сумма товарных потерь вследствие естественной убыли при перевозках определяется исходя из массы товаров (нетто), принятых для перевозки, и нормы естественной убыли.
Потери при перевозках вследствие естественной убыли списываются по покупной стоимости записью:
Дт 44 «Расходы на продажу»;
Кт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Недостача, выявленная при приемке товаров (и превышающая установленные ранее нормы), оформляется соответствующим актом.
Если разница превышает норму естественной убыли, то поставщику предъявляется претензия, в которой излагается ситуация и выдвигаются требования на возмещение недостачи и, если в договоре были предусмотрены штрафные санкции, предъявляются требования по их оплате.
При этом на сумму недостачи товаров (сверх норм естественной убыли при наличии норм) составляется проводка:
Дт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;
Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
По мнению аудитора, списание потерь от брака и бой происходит правильно. В связи с тем, что объем таких операций очень незначителен, детальную проверку проводить не следует.
продолжение
--PAGE_BREAK--