Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Аудит бухгалтерского учета и отчетности предприятия

Содержание
Вступление
1.Суть и значение аудита состояния бухгалтерского учета и отчетности
2.Характеристика финансово-хозяйственной деятельности и организация внутреннего контроля ЧП «Побережье»
3.План и программа аудита бухгалтерского учета и отчетности
4.Методические приемы аудита и порядок получения аудиторских доказательств
5.Обобщение результатов аудита и использование их системой управления предприятия
Выводы и предложения
Список использованных источников
Приложения
Вступление
Контроль наряду с планированием, регулированием, учетом и анализом является одной из функций управления любого предприятия. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначением является обеспечение соблюдения законодательства в процессе формирования и использования финансовых ресурсов, оценка экономической эффективности финансово-хозяйственных операций во всех звеньях экономики.
Развитие предпринимательства, возникновение новых организационно-правовых форм предприятий и многообразных форм собственности коренным образом повлияли на механизм системы финансового контроля в стране. Аудит, являясь методом осуществления вневедомственного независимого финансового контроля, не подменяет государственный финансовый контроль. Однако его основными субъектами являются, прежде всего, предприятия и организации негосударственного сектора экономики. Они не входят в систему имеющихся в стране министерств и ведомств и по этой причине не охватываются ведомственным контролем. И в отличие от государственного контроля аудит выполняет скорее роль советника, консультанта, помощника всем специалистам, занимающимся обработкой и использованием бухгалтерской информации. Аудит не только оценивает достоверность бухгалтерской отчетности предприятия, законность совершенных хозяйственных операций, но и помогает выявить допущенные ошибки, исправить их, а также рекомендует построение такой системы учета, которая позволит в дальнейшем максимально избегать ошибок.
Динамично изменяющееся законодательство в области бухгалтерского учета, аудита и налогообложения, внедрение в практику современных информационных технологий, использование опыта ведущих зарубежных стран требуют от аудиторов особой подготовки. Они должны уметь быстро ориентироваться в сложившейся ситуации, хорошо знать действующее законодательство, применять эффективную методику аудиторской проверки. Это возможно при условии подготовки и внедрения в практику работы аудиторских организаций внутренних стандартов аудита и рациональных методов контроля качества аудита.
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов аудита бухгалтерского учета и отчетности предприятия.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
1. изучить сущность аудита и аудиторской деятельности, особенности аудиторских проверок в современных условиях;
2. рассмотреть правовые основы аудиторской деятельности; нормативные документы, регламентирующие проведение аудита; основные этапы подготовки и проведения аудиторской проверки бухгалтерского учета и отчетности;
3. составить аудиторское заключение проверки бухгалтерского учета и отчетности ЧП «Побережье», опираясь на документацию и бухгалтерскую отчетность фирмы за 2008 год.
Объектом исследования является ЧП «Побережье». Предмет исследования – результаты аудиторской проверки бухгалтерского учета и отчетности.
Информационное обеспечение проводимого исследования составляют различные литературные источники, национальные нормативы аудита, данные бухгалтерского учета и финансовой отчетности анализируемого предприятия.
В ходе написания курсовой работы были использованы различные методы и приемы исследования такие как: анализ и синтез, монографический метод, методы финансового анализа, а также основные методы аудиторской проверки.
1.Суть и значение аудита состояния бухгалтерского учета и отчетности
Под аудитом бухгалтерского учета и отчетности понимается независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией и имеющая своим результатом выражение мнения аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта.
На макроэкономическом уровне аудит выступает как элемент рыночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется следующими обстоятельствами:
-бухгалтерская отчетность используется для принятия решений заинтересованными пользователями ее, в том числе руководством, участниками и собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работниками, заимодавцами, поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, органами власти и общественностью в целом;
-бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов, в частности применения оценочных значений и возможности неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной жизни; помимо этого, достоверность бухгалтерской отчетности не обеспечивается автоматически ввиду возможной пристрастности ее составителей;
-степень достоверности бухгалтерской отчетности, как правило, не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за затрудненности доступа к учетной и прочей информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской отчетности экономических субъектов.
Целями аудита бухгалтерского учета и отчетности являются формирование и выражение мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях.
В ходе аудита бухгалтерского учета и отчетности должны быть получены достаточные и уместные аудиторские доказательства, позволяющие аудиторской организации с приемлемой уверенностью сделать выводы относительно:
-соответствия бухгалтерского учета экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;
-соответствия бухгалтерской отчетности экономического субъекта тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта.
Основными задачами проверки бухгалтерского учета на предприятии является:
— всестороннее изучение организации учета и контроля за рациональным использованием денежных средств и материальных ресурсов, обеспечением собственности предприятия;
— установление полноты, своевременности и достоверности отображения хозяйственных и финансовых операций в первичных документах и учетных регистрах в соответствии с действующими национальными положениями (стандартов) бухгалтерского учета, других нормативно правовых актов относительно ведения бухгалтерского учета;
— контроль за обеспечением внедрения современных технологий сбора и обработки учетно-экономической информации;
— контроль за достоверностью отображения в бухгалтерском учете и финансовой отчетности количественных и качественных показателей работы предприятия.
Бухгалтерский учет на предприятии должен вестись непрерывно — со дня регистрации предприятия к его ликвидации. Ответственность за организацию бухгалтерского учета и обеспечение финансирования фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах, сохранение обработанных документов, регистров и отчетности в течение установленного срока, но не менее трех лет, несет владелец или уполномоченный им орган (должностное лицо), который осуществляет руководство предприятием в соответствии с законодательством и учредительными документами.
На первом этапе проверки аудитор должен ознакомиться со структурой бухгалтерского аппарата предприятия, организационными формами и методами ведения бухгалтерского учета. Согласно действующему законодательству, для обеспечения ведения бухгалтерского учета предприятие может самостоятельно различные формы его организации.
Руководитель предприятия обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить неуклонное выполнение всеми подразделами и работниками, причастными к бухгалтерскому учету, правомерным требованиям бухгалтера относительно соблюдения порядка оформления и представления к учету первичных документов.
Обеспечивает соблюдение установленных единственных методологических принципов бухгалтерского учета главный бухгалтер или лицо, на которого положено ведение бухгалтерского учета на предприятии.
Аудитор должен проверить, не ограничиваются ли на предприятии права главного бухгалтера и как он исполняет свои обязанности. Во время проверки работы учетного аппарата предприятия следует выяснить: как распределяются обязанности между работниками бухгалтерии, обеспечены ли они инструктивными материалами и вычислительной техникой, настроенное на предприятии систематическое изучение ли нормативно правовых актов по вопросам организации бухгалтерского учета, составления отчетности, экономического контроля. Во время рассмотрения должностных инструкций рабочих бухгалтерии, аудитор должен установить, нет ли случаев, когда на отдельных ее сотрудников, которые имеют право подписывать документы на отпуск материальных ценностей и выдачу денежных средств или занятые обработкой таких документов, неправомерный положено выполнение обязанностей, связанных с материальной ответственностью за эти ценности.
Аудитор должен проанализировать укомплектованность штатов бухгалтерии, причины текучести кадров учетных работников, уровень их квалификации, мероприятия по повышению и подготовке бухгалтерских кадров за счет предприятия.
Аудитор должен проверить, обеспечивали ли главный бухгалтер или лицо, которому поручено ведение бухгалтерского учета на предприятии, последовательное (из года в год) соблюдение установленных единственных методологических принципов бухгалтерского учета. Причем изменение учетной политики возможно лишь в случаях, которые предусмотрены утвержденными Положениями (стандартами) бухгалтерского учета (ПБУ). Поскольку бухгалтерский учет ведется ежедневно с применением определенной учетной политики, предприятию необходимо, начиная свою деятельность (или с момента перехода на новые национальные ПБУ), сформировать свою учетную политику и закрепить ее в соответствующем приказе. --PAGE_BREAK--
Поскольку основными объектами, которые исследует аудитор, являются первичные бухгалтерские документы, учетные регистра и финансовая отчетность предприятия, то ему для правильной оценки предоставленной информации необходимо ознакомиться с принятой на предприятии учетной политикой. Для этого аудитору следует проверить наличие на предприятии соответствующего приказа об учетной политике.
Аудитору необходимо проверить основания перехода предприятия на упрощенную систему учета и отчетности, а также наличие на предприятии оформленного должным образом Свидетельства о праве уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства — юридическим лицом.
Основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы, которые фиксируют факты осуществления хозяйственных операций. Поэтому важным объектом аудита является постановка первичного учета на предприятии.
Первичные документы должны быть составлены во время осуществления хозяйственных операций, а если это невозможно непосредственно после их окончания. Для контроля и благоустройством обработанных данных на основании первичных документов могут складываться возведенные учетные документы. Проверяя первичные документы и учетные регистры, необходимо установить, имеют ли они все обязательные реквизиты, предусмотренные действующим законодательством, а именно: название документа; дату и место составления; название предприятия, от имени которого составлен документ; содержание, объем и единицу измерения хозяйственной операции; должности лиц, ответственных за осуществление операции и правильность ее оформления; личная подпись или другие данные, которые дают возможность идентифицировать лицо, которое принимало участие в осуществлении хозяйственной операции.
Информация, которая содержится в принятых к учету первичных документах, систематизирует на счетах бухгалтерского учета в регистрах синтетического и аналитического учета путем двойной записи. Регистры бухгалтерского учета должны иметь название, период регистрации хозяйственных операций, фамилии и подписи или другие данные, которые дают возможность идентифицировать лица, которые принимали участие в их составлении. Ответственность за несвоевременное составление первичных документов и регистров бухгалтерского учета и недостоверность отображенных у них данных несут лица, которые составили и подписали настоящие документы.
Одним из направлений рационализации бухгалтерского учета на предприятии есть разработка графиков документооборота. Такой график предусматривает все виды первичной документации, сроки их создания, проверки и обработки с привлечением оптимального числа подразделов предприятия и исполнителей. Выписка из этого графика вручается каждому исполнителю, ответственному за своевременное и доброкачественное формирование документов в сфере его деятельности. Во время ревизии проверяется наличие таких графиков на предприятии и сдержки сроков представления первичных документов и внутрихозяйственной отчетности в центральную бухгалтерию филиалами, представительствами, подразделами и другими отделенными подразделами предприятия.
Важное значение для функционирования системы учета имеет строгое соблюдение корреспонденции счетов, которая предусмотрена Планом счетов бухгалтерского учета предприятий, организаций и учреждений. Если во время проверки бухгалтерских регистров будут обнаруженные нарушения установленной корреспонденции счетов, аудитору следует тщательным образом выучить содержание первичных документов, которые должны были быть основанием для правильных бухгалтерских записей, и проанализировать последствия этих ошибок. Особенно тщательным образом следует рассмотреть записи, которые были сторновані, а затем вместо них сделаны бухгалтерские записи. Иногда это позволяет установить факты маскировки недостачи и разворовывания ценностей и других нарушений финансово хозяйственной дисциплины.
С целью обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятия обязанные проводить инвентаризацию активов и обязательств, во время которой проверяется и документально подтверждается их наличие, состояние и оценка. Аудитор должен проверить своевременность и периодичность инвентаризаций, особенно тех, проведение которых является обязательным согласно действующему законодательству.
Таким образом можно сделать вывод, что при проведении аудита бухгалтерского учета и отчетности аудитор обязан установить соответствие финансовых или хозяйственных операций экономического субъекта действующим в Украине нормативным актам. Аудитор проверяет соответствие совершенных экономическим субъектом финансовых и хозяйственных операций применяемому законодательству для того, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений.
2.Характеристика финансово-хозяйственной деятельности и организация внутреннего контроля ЧП «Побережье»
Частное предприятие «Побережье» расположено по адресу: г.Симферополь, ул.Крымской правды 8а.
Частное предприятие «Побережье» зарегистрировано05.07.2002 года решением Исполнительного комитета Симферопольского городского Совета г. Симферополя. Свидетельство о государственной регистрации от 05.07.2002 года №1 882 120 0000 001493, код формы собственности 20 (частная). Код субъекта хозяйствования по ЕГРПОУ: 32088615.
Предприятие встало на налоговый учет 09.07.2002г. в ГНИ г.Симферополя, регистрационный номер 6718-Ц.
Данные о регистрации субъекта хозяйствования как плательщика НДС, свидетельство от свидетельство от 11.07.2002г. №00954866выданное ГНИ в г.Симферополе. Индивидуальный налоговый номер плательщика НДС 320886101296.
Уставный фонд на момент создания субъекта хозяйствования в соответствии с учредительными документами не оговорен, на 01.01.2009г. не сформирован.
Годовой отчет о финансово-хозяйственной деятельности ЧП «Побережье» составлен на основании проинвентаризированных статей баланса.
Для более полного анализа хозяйственно-финансовой деятельности ЧП «Побережье» рассмотрим показатели его финансовой отчетности в динамике за последние 3 года работы (2006-2008гг.).
Финансовое положение предприятия можно оценивать с точки зрения краткосрочной и долгосрочной перспектив. В первом случае критерии оценки финансового положения — ликвидность и платежеспособность предприятия, т.е. способность своевременно и в полном объеме произвести расчеты по краткосрочным обязательствам.
Таблица 1Показатели финансового состояния ЧП «Побережье» за 2006-2008гг.
Наименование показателей
2006
2007
2008г.
Собственные оборотные средства, тыс.грн
449,7
519,5
348,2
Коэффициент маневренности капитала
0,06
0,01
0,13
Коэффициент текущей ликвидности
1,29
1,54
1,33
Коэффициент быстрой ликвидности
0,97
0,35
0,25
Коэффициент абсолютной ликвидности
0,02
0,002
0,04
Коэффициент покрытия запасов
0,30
0,52
0,30
Как видно из таблицы 1, на протяжении последних 3-х лет работы предприятие ЧП «Побережье» имеет собственные оборотные средства, однако в основном источником покрытия текущих активов являются заемные средства (главным образом, кредит банка). С точки зрения финансового анализа, предприятие можно считать финансово устойчивым. Однако следует отметить, что в течение анализируемого периода, значение этого показателя сократилось (на 101,5тыс.грн), что связано в первую очередь с тем, что сумма кредита, который предприятие берет в банке увеличилась.
Коэффициент маневренности капитала характеризует ту часть собственных оборотных средств, которая находится в форме денежных средств, т.е. средств, имеющих абсолютную ликвидность. В 2008г. значение этого коэффициента возросло до уровня 0,12, что положительно характеризует динамику этого показателя. Коэффициент текущей ликвидности возрос и в 2008 году составил 1,33. В 2007г. наблюдается скачек роста данного показателя. Значение коэффициента текущей ликвидности по годам свидетельствует о том, что сумма оборотных активов предприятия покрывает сумму текущих обязательств. Коэффициент быстрой ликвидности в 2008г. по сравнению с 2006г. существенно сократился на 0,72, а коэффициент быстрой ликвидности незначительно возрос на 0,02. Это означает, что в 2008г. на 1грн текущих обязательств приходится 0,25грн текущих активов (за исключением запасов), и 0,04грн денежных средств предприятия.
В целом, финансовое состояние ЧП «Побережье» можно охарактеризовать как устойчивое, однако на протяжении анализируемого периода наблюдается отрицательная тенденция уменьшения некоторых коэффициентов ликвидности и показателей платежеспособности, что свидетельствует о дестабилизации финансового состояния предприятия. Коэффициент абсолютной ликвидности имеет очень низкое значение.
Таблица 2Показатели финансовой устойчивости ЧП «Побережье» за 2006-2008гг.
Наименование показателей    продолжение
--PAGE_BREAK--
2006
2007
2008г.
Коэффициент концентрации собственного капитала
0,23
0,36
0,27
Коэффициент финансовой зависимости
0,77
0,64
0,73
Коэффициент манёвренности собственного капитала
0,05
0,004
0,11
Коэффициент структуры долгосрочных вложений
0,0006
0,0008
0,0008
Коэффициент отношения собственных и привлечённых средств
0,31
0,56
0,58
Доля собственного капитала предприятия на протяжении 2006-2008гг. существенно не изменилась (возросла на 4%) и в 2008г. составила 27% от общего размера средств предприятия. Как следствие сократился коэффициент финансовой зависимости и в 2008г. составил 0,73. Такое изменение связано с увеличение суммы краткосрочного кредита банка.
В 2006-2008гг. сумма долгосрочных обязательств составляет всего 1,2тыс.грн., в связи с этим крайне низкий уровень коэффициента структуры долгосрочных обязательств (в 2008г. 0,0008).
Динамика такого показателя как коэффициент соотношения собственных и заемных средств свидетельствует о том, что за анализируемый период возросла финансовая зависимость предприятия от привлеченных средств. В 2006г. на 1 грн заемного капитала приходилось 0,31грн собственных средств, к 2008г. – 0,58грн. Следовательно, анализ показателей финансовой устойчивости характеризует ЧП «Побережье» как финансово зависимое предприятие. Завершим анализ предприятия оценкой деловой активности, которая будет направлена на анализ результатов и эффективность текущей основной деятельности фирмы.
Таблица3Динамикапоказателей эффективности деятельности ЧП «Побережье» за 2006-2008гг.
Наименование показателей
2005
2006
2007г.
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств
1,52
1,40
1,61
Коэффициент оборачиваемости авансированного капитала
1,50
1,38
1,56
Рентабельность авансированного капитала
0,18
0,04
0,06
Рентабельность собственного капитала
0,76
0,10
0,24
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств показывает, что на протяжении года оборотные средства предприятия проходят около двух оборотов. Это связано со спецификой основного вида деятельности фирмы – общее строительство капитальных зданий и сооружений — требующего определенных временных затрат.
Коэффициент оборачиваемости авансированного капитала незначительно возрос (на 0,06), наибольшее значение приходиться на 2008г. и составляет 1,56, а именно 1,56грн выручки приходиться на 1грн вложенного капитала.
Рентабельность деятельности ЧП «Побережье» снизилась по всем показателям, и в 2008г. составила – 6% и 24%, что означает, что на 1 грн авансированного капитала приходиться 6 копеек прибыли, и на 1 грн собственного капитала приходиться 24 копейки прибыли.
Таким образом, можно сделать вывод, что на протяжении 2006-2008гг. ЧП «Побережье» работает эффективно и получает прибыль, однако существуют некоторые проблемы с улучшением общего и финансового состояния предприятия в связи с погашением кредита банка. В целом за анализируемый период финансовое положение ЧП «Побережье» укрепляется, что дает возможность предприятию работать более эффективно.
Ведение бухгалтерского учета на исследуемом предприятии обеспечивается автоматизированной программой учета «1С-Бухгалтерие 7.7». Документы, формируемые системой бухгалтерского учета ЧП «Побережье»дают третьим сторонам, управленческому звену и сотрудникам предприятияинформацию о совершенных хозяйственных операциях.
В системе бухгалтерского учета данного предприятия используется два основных типа данных:
-нормативно-справочная информация (НСИ);
-данные по хозяйственным операциям.
НСИ имеет постоянный или почти постоянный характер и периодически используется при обработке прочей информации. Например, тарифная сетка используется для расчета заработной платырабочих ЧП «Побережье», а предельные размеры кредита для покупателя — для принятия решения о приеме заказов или об отказе от них.
Данные по хозяйственным операциям носят в каждом конкретном случае индивидуальный характер. Так, например, сведения о числе часов, которые данный сотрудник отработал за конкретную неделю, используются для расчета его заработной платы. Ошибки в НСИ имеют более серьезные последствия по сравнению с ошибками в данных по хозяйственным операциям, посколъку повлияют на эти данные прежде, чем будут исправлены.
Цели системы внутреннего контроля и примеры средств контроля на ЧП «Побережье, используемых для их достижения, приводятся в Приложении №1.
3.План и программа аудита бухгалтерского учета и отчетности
Для качественного выполнения проверки в установленные сроки аудиторской организации необходимо составить продуманный план предстоящих работ.
Планирование аудита осуществляется с целью:
— установить объем проверяемой информации, время проведения проверки, а также величину и состав группы аудиторов, привлекаемых для проверки;
— определить перечень аудиторских процедур и методику их применения;
— определить состав информации, которую клиент должен предоставить для установления возможности применения выборочных методов контроля.
В соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Планирование аудита» аудиторская организация должна согласовать с клиентом основные организационные вопросы, связанные с проведением проверки, до написания письма-обязательства и до заключения договора о проведении аудита. Поэтому предварительное планирование осуществляется еще на стадии определения объема аудита, то есть в процессе знакомства аудиторов с финансово-хозяйственной деятельностью клиента и оценки степени влияния на нее внешних и внутренних факторов.
Аудиторы должны получить необходимую информацию на основе личных бесед с руководством и специалистами предприятия, осмотра производственных помещений и мест хранения ценностей, изучения бухгалтерской и статистической отчетности, учредительных и различных других внутренних документов, материалов проверок налоговых органов, службы внутреннего аудита и т. д. Такая информация обобщается в рабочем документе «Основная информация о клиенте» (Приложение № 2).
На этапе предварительного планирования осуществляется общее знакомство с системой внутреннего контроля.В соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита» в процессе такого ознакомления аудиторская организация получает общее представление о специфике и масштабах деятельности предприятия, системе его бухгалтерского учета, структуре службы внутреннего аудита и ее месте в системе управления, составе решаемых внутренними аудиторами задач, их профессионализме, регулярности и качестве проводимых ими проверок, принятых мерах по обеспечению сохранности имущества, надежности бухгалтерского учета и достоверности отчетности.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Если по результатам общего ознакомления будет сделан вывод о ненадежности системы внутреннего контроля, «низком» ее уровне, то полагаться на эту систему нецелесообразно. Наоборот, если, по мнению внешних аудиторов можно доверять системе внутреннего контроля предприятия, то им предстоит выполнить в дальнейшем первичную оценку надежности этой системы и подтвердить достоверность такой оценки на этапе выполнения аудиторских процедур по однородным группам хозяйственных операций.
Затем формируется группа аудиторов и распределяются обязанности и ответственность между ними. В состав группы для проведения проверки включаются квалифицированные (старшие, ведущие) аттестованные аудиторы, назначаемые ответственными за выполнение отдельных разделов аудита, и аудиторы-ассистенты. Последние, как правило, не имеют аудиторских аттестатов и выполняют комплекс работ по сбору аудиторских доказательств, их документированию и анализу. При этом следует учитывать бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита, предполагаемые сроки работы, количественный состав группы, должностной и квалификационный уровень членов группы. Указанные сведения обобщаются в рабочем документе «Состав аудиторской группы и распределение обязанностей внутри группы» (Приложение №3).
Начиная разработку общего плана и программы аудита, аудиторская организация должна получить дополнительные сведения о проверяемом предприятии, которая обобщается в рабочем документе «Дополнительная информация о клиенте». В процессе подготовки общего плана и программы аудита дается предварительная оценка эффективности системы внутреннего контроля на предприятии, устанавливается приемлемый уровень существенности и аудиторского риска, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной, выявляются значимые для аудита области, намечается объем и последовательность выполнения аудиторских процедур, выбираются методики контроля.
Достоверность бухгалтерской отчетности во всех существенных отношенияхпредставляет такую степень точности ее показателей, при которой квалифицированный пользователь этой отчетности делает правильные выводы и принимает правильные экономические решения.
Аудиторы обязаны принимать во внимание две стороны существенности: качественную и количественную. С качественной точки зрения они должны использовать свое профессиональное суждение для определения того, существенны ли отмеченные в ходе проверки отклонения. С количественной точки зрения устанавливается, превосходят ли по отдельности и в сумме обнаруженные отклонения количественный критерий – уровень существенности.
Уровень существенности— это предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которой ее квалифицированный пользователь с большой степенью вероятности делает неправильные выводы и принимает неправильные экономические решения.
Концепция существенности (материальности) используется как основа для планирования проверки при определении содержащих ошибки статей бухгалтерской отчетности, оценки материалов собственных исследований и принятия решений о содержании аудиторского заключения. В соответствии с нормативом аудиторской деятельности «Существенность и аудиторский риск» перед началом проверки аудиторская организация должна решить, какую общую сумму ошибки следует считать существенной. Такая предварительная оценка позволяет аудиторам организовать процесс сбора необходимых доказательств. При этом принимается допущение, что число аудиторских доказательств обратно пропорционально установленному уровню ошибки.
Поэтому на практике различные аудиторы по-разному решают проблему определения существенности. Некоторые прибегают к точным количественным критериям оценки, другие полагаются на свой опыт и интуицию, считая, что отклонение показателя до 5%будет незначительным, а свыше этой величины — существенным. При этом во внимание принимаются различные факторы:
-абсолютная величина ошибки. Для различных условий она может быть признана или допустимой, или неприемлемой;
— относительная величина ошибки — это отношение вероятной ошибки к базовой величине, в качестве которой принимается валовая прибыль, сумма активов, сумма текущих активов и др.
-содержание статьи отчетности. Возможные ошибки по счетам ликвидных активов рассматриваются как более существенные вследствие их относительной «доступности» для нарушений;
— конкретные цели использования аудиторского заключения;
-неопределенность финансового положения предприятия предполагает возможность утраты им платежеспособности в обозримом будущем требует от аудиторской организации более строгих критериев оценки материальности;
-кумулятивный эффект. Аудиторам следует оценивать общий эффект известных и возможных ошибок.
Аудит бухгалтерской отчетности всегда связан с риском двух видов: предпринимательским и аудиторским.
Предпринимательский риск означает, что аудиторская организация может полностью или частично не получить оплату за выполненную работу независимо от ее результата из-за конфликта с клиентом, или к ней могут быть применены штрафные санкции. Он определяется рядом факторов: конкурентоспособностью аудиторской организации, финансовым состоянием клиента, характером операций клиента, компетентностью администрации и учетного персонала и др.
Аудиторский риск — риск неэффективности аудиторской проверки, то есть риск выдачи заключения о достоверности бухгалтерской отчетности при наличие в ней существенных ошибок и пропусков.
Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией для ассистентов аудитора, а для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы — одновременно и средством контроля качества работы.
Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.
Программа тестов средств контроля— это перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Тесты средств контроля помогают выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.
Аудиторские процедуры по существу— это детальная проверка правильного отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора для таких детальных конкретных проверок. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и составить программу аудита по каждому разделу бухгалтерского учета.
Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
По окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудита должны быть оформлены документально и завизированы в установленном порядке. (Приложение №4)
4.Методические приемы аудита и порядок получения аудиторских доказательств
Источники получения аудиторских доказательств являются:
 — первичные документы экономического субъекта и третьих лиц;
 — регистры бухгалтерского учета экономического субъекта;
 — результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта;
 — устные высказывания сотрудников экономического субъекта и третьих лиц;
 — сопоставление одних документов экономического субъекта и другими, а также сопоставление документов экономического субъекта с документами третьих лиц;
 — результаты инвентаризации имущества экономического субъекта, проводимой сотрудниками экономического субъекта;
 — бухгалтерская отчетность.
Наиболее ценными аудиторскими доказательствами считаются доказательства, полученные аудитором непосредственно в результате исследования хозяйственных операций.
Определение достаточности аудиторских доказательств зависит от конкретных обстоятельств проверки.
Аудиторский риск уменьшается, если аудитор использует доказательства, полученные из различных источников и разные по форме представления. Если доказательства, полученные из одного источника, противоречат доказательствам, полученным из другого источника, аудитор должен использовать дополнительные аудиторские процедуры, чтобы разрешить возникшие противоречия и быть уверенным в достоверности собранных доказательств и обоснованности полученных выводов.
Если экономический субъект не представил аудиторской организации существующие документы в полном объеме, и она не в состоянии собрать достаточные аудиторские доказательства по какому-либо счету и (или) операции, аудиторская организация обязана отразить это в отчете (письменной информации руководству экономического субъекта) и имеет право подготовить аудиторское заключение, отличное от безусловно положительного.
Метод аудита — это совокупность приемов, с помощью которых оценивается состояние изучаемых объектов. Многообразные приемы можно объединить в три группы: определение реального состояния объектов, анализ, оценка.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Приемы первой группы — это осмотр, пересчет, измерение, позволяющие определять количественное состояние объекта; лабораторный анализ, цель которого — определение качественного состояния объекта; запрос; документальная проверка.
Цель заключается в определении основных положений и правил проведения аудита оценочных значений, содержащихся в бухгалтерской отчетности.
Задачами являются:
а) изложить аудиторские процедуры, предназначенные для проверки оценочных значений в бухгалтерском учете;
б) определить действия аудиторской организации по анализу результатов этих процедур.
Данные требования являются обязательными для всех аудиторских фирм и аудиторов, работающих самостоятельно в качестве индивидуальных предпринимателей, при осуществлении аудита, предусматривающего подготовку официального аудиторского заключения.
Цель аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия — установить соответствие организации бухгалтерского учета и учетной политики требованиям действующего законодательства и особенностям деятельности предприятия.
В процессе проведения проверки необходимо руководствоваться следующими основными нормативными документами:
Источники информации для проверки: Положение о бухгалтерии, должностные инструкции сотрудников бухгалтерии, график документооборота, описание технологического процесса компьютерной обработки учетной информации, Положение об учетной политике предприятия, результаты проводимых аудиторами устных опросов (бесед) и анкетирования сотрудников бухгалтерии и др.
Для достижения поставленной цели аудиторы должны решить следующие задачи:
— установить соответствие организационной структуры бухгалтерии и формы бухгалтерского учета условиям организации и управления предприятия;
— охарактеризовать системы документации и документооборота;
— дать оценку учетной политики предприятия.
В ходе проверки аудиторы на основании изучения Положения о бухгалтерской службе, должностных инструкций, устных опросов главного бухгалтера и сотрудников службы выясняют ее организационную структуру, распределение обязанностей, сложность выполняемых работ, уровень квалификации учетного персонала. Анализ объектов учета, видов и объема обрабатываемой учетной информации, использования компьютерных технологий в учетном процессе позволяет установить фактическую трудоемкость работ по отдельным группам хозяйственных операций и определить общую потребность в специалистах и их рациональное закрепление за участками учета.
Сопоставление фактической организационной структуры бухгалтерии с оптимальной и анализ применяемой формы бухгалтерского учета дает возможность аудиторам сделать вывод, насколько структура бухгалтерии и форма бухгалтерского учета соответствуют условиям организации и управления предприятия и обеспечивают полноту, своевременность и экономичность обработки учетной информации.
В процессе решения следующей задачи аудиторы изучают график документооборота и устанавливают: порядок оформления первичных документов и сроки сдачи их в бухгалтерию, состав форм внутренней отчетности и порядок их составления и представления, применяются ли типовые формы первичных документов, обосновано ли использование нетиповых форм и т. д.
На основе ознакомления с фактически сложившимся на предприятии документооборотом определяется обеспеченность структурных подразделений бланками первичных документов, реальные сроки их подготовки и сдачи в бухгалтерию, содержание первичных документов, создаваемых автоматизированным способом, структура форм внутренней отчетности. Сопоставление полученной информации позволяет сформулировать вывод о соответствии (или несоответствии) фактического состава используемых на предприятии первичных документов и форм внутренней отчетности и их движения требованиям действующего законодательства и особенностям предприятия.
В процессе оценки Положения об учетной политике устанавливается полнота отражения особенностей деятельности предприятия, правильность оформления этого документа и вносимых в него изменений.
Учетная политика предприятия должна включать следующие элементы:
— рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
-формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
— порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;
— методы оценки активов и обязательств;
— правила документооборота и технология обработки учетной информации;
— порядок контроля за хозяйственными операциями;
— другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Анализ аудиторской практики свидетельствует, что на отдельных предприятиях в Положениях об учетной политике указанные элементы только обозначены, а их подробная характеристика отсутствует. Это приводит к тому, что на предприятиях не обеспечивается четкий выбор из рекомендуемых нормативными документами вариантов оформления и отражения в учете определенных хозяйственных операций того варианта, который наиболее соответствует специфике предприятий.
Затем аудиторы устанавливают насколько система правил, используемых для реализации учетной политики на предприятии, соответствует следующим правилам, регламентированным действующим законодательством:
— неизменность принятой методики отражения хозяйственных операций, оценки имущества и обязательств в течение отчетного года, от одного отчетного года к другому;
— полнота отражения за отчетный период всех хозяйственных операций, имущества и результатов его инвентаризации;
— правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам;
— строгое разделение текущих затрат и капитальных вложений;
— тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на первое число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным аналитического и синтетического учета;
— использование метода двойной записи;
-разделение хозяйственной деятельности предприятия на отчетные периоды (месяц, квартал и год);
— соблюдение имущественной обособленности предприятия;
— предположение о непрерывности деятельности предприятия.
Несоблюдение названных правил приводит к искажению картины имущественного и финансового положения предприятия и должно рассматриваться аудиторами как неправильное ведение бухгалтерского учета.
Если при изучении Положения об учетной политике будет установлено, что в него вносились изменения, аудиторы должны подтвердить правильность порядка оформления и практического применения внесенных изменений. При этом следует учитывать, что изменение учетной политики предприятия может производиться в случаях:
— изменения законодательства Украины или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
— разработки предприятием новых способов ведения бухгалтерского учета, направленных на более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности или уменьшение трудоемкости учетного процесса;
— существенного изменения условий деятельности, которое связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности.
Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения руководителем предприятия. Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности предприятия, оцениваются в денежном выражении и раскрываются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.
В развитие учетной политики предприятия могут быть подготовлены инструкции и методики организации бухгалтерского учета конкретных хозяйственных операций. По данным этих документов аудиторы формируют представление о конкретных действиях администрации по оформлению, регистрации и обобщению фактов хозяйственной деятельности.
Обобщая результаты изучения организации бухгалтерского учета, предприятия аудиторы устанавливают соответствие организации бухгалтерского учета требованиям действующего законодательства и особенностям деятельности предприятия, определяют зоны повышенного риска при проверке однородных групп хозяйственных операций.
Как правило, аудиторской проверке подвергается отчетность экономического субъекта, которая включает:
— баланс предприятия (ф. № 1);
— отчет о финансовых результатах (ф. № 2).
Отчетность дополняется различными расчетными документами: по НДС, прибыли, расчеты по другим налогам (транспортному и др.). При проверке отчетности аудитор руководствуется следующими положениями:    продолжение
--PAGE_BREAK--
1. Инструкциями по заполнению форм отчетности;
2. Формой учета;
3. Данными инвентаризации, предшествующей составлению годового отчета.
Инструкции позволяют уточнить взаимоувязку форм, строк отчетности и особенности заполнения отчетных статей.
Форма учета оказывает существенное влияние на заполнение отчетности. Преимущественно на предприятиях и в организациях применяются формы учета: журнально-ордерная, мемориально-ордерная, журнал-главная, упрощенная и др. При использовании ПЭВМ может применяться любая из приведенных форм или, что наиболее эффективно, компьютеризированная форма учета, отвечающая эксплуатационным особенностям этих машин и позволяющая вести учет наиболее рационально.
Прежде чем приступить к проверке годовой отчетности, необходимо проверить данные, полученные при проведении инвентаризации соответствующих статей баланса: незавершенного производства, товаров и материальных ценностей, основных средств, денежных средств, расчетов.
Следовательно, каждая статья баланса на конец отчетного года должна быть подтверждена результатами тщательно проведенной инвентаризации. Все расхождения с данными бухгалтерского учета, выявленные в ходе проведения инвентаризации, должны быть исправлены и отражены в соответствующих учетных регистрах до представления годового отчета. Суммы статей баланса по расчетам с финансовыми, налоговыми органами должны быть согласованы с ними и тождественны. Расхождения по этим расчетам не допускаются.
При проведении проверки отчетности аудитору необходимо учесть, что сводную бухгалтерскую отчетность экономическим субъектам рекомендуется составлять по основным видам деятельности.
5.Обобщение результатов аудита и использование их системой управления предприятия
Завершающая стадия аудиторской проверки включает обобщение и оценку результатов проверки правильности составленной клиентом финансовой отчетности, формирования и представления аудиторского заключения. Это наиболее ответственный этап сложной и многофункциональной работы аудитора.
В результате аудиторской проверки выявляют те или иные ошибки в ведении учета, трактовке положений бухгалтерского и налогового законодательства. Именно они составляют существенную часть замечаний аудитора по результатам проверки. Прежде чем включить эти замечания в официальное мнение или аудиторское суждение, необходимо убедиться в их доказательности. Доказательствами в аудите служат документированные источники данных, полученных в результате аудиторской проверки достоверности бухгалтерской отчетности организации. Они включают документацию, регистры и отчетность бухгалтерского учета, расчеты аудитора, заключения экспертов, сведения, полученные от персонала проверяемой организации и третьих лиц. Состав и содержание аудиторских доказательств зависят от вида аудиторских процедур и объектов проверки. Более достоверными считаются доказательства, полученные от внешних источников информации по запросу.
Качество проверки во многом зависит от ее объема, т.е. от количества и индивидуального содержания аудиторских процедур, используемых в ходе аудита. Он определяется аудитором индивидуально по каждой проверке при разработке плана ее проведения и в ходе фактического осуществления. Объем аудиторской проверки зависит от масштабов предприятия, особенностей его бизнеса, принятого аудитором уровня существенности и допустимого риска. При выявлении необычных отклонений и возможного мошенничества объем проверки должен быть увеличен. Ограничение объема аудита необходимо раскрыть в аудиторском заключении.
Обобщая результаты проверки, необходимо помнить, что они в большинстве случаев основаны на выборочном изучении данных бухгалтерского учета и другой информации. Критериями аудиторской выборки могут быть существенность учитываемых показателей, их экономическое содержание, степень ликвидности активов, долговых требований и обязательств. Для обеспечения репрезентативности (представительности) выборки массовых операций (например, расчетов по оплате труда, учетных цен на отдельные виды материальных ресурсов) используют статистические методы выборочного контроля (случайного, системного, комбинированного отбора). Если выводы аудитора не распространяются на всю проверяемую совокупность данных, то возможно применение репрезентативных выборок. При определении объемов выборки следует определить аудиторский риск и величину предельно допустимой ошибки, отразить их в рабочей документации аудитора.
Аудиторский риск представляет собой вероятность наличия в бухгалтерской отчетности организации невыявленных существенных ошибок или искажений либо признание таковых в то время, как существенных ошибок или искажений в действительности нет. В международной практике различают допустимый, неотъемлемый и контрольный виды риска, в отечественной – риск договора оказания аудиторских услуг и риск аудита статей финансовой отчетности. Нормативом «Существенность и аудиторский риск» предусмотрена необходимость обособления внутрихозяйственного риска, риска контроля и риска необнаружения.
Особое внимание при обобщении результатов аудиторской проверки необходимо уделить операциям со связанными лицами, поскольку именно с ними связаны в большинстве случаев умышленные искажения бухгалтерской отчетности. Как известно связанными лицами считают юридических и физических лиц, способных оказывать непосредственное влияние на хозяйственную деятельность других организаций, и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. К физическим связанным лицам относят ближайших родственников руководства предприятий (супруги, дети, родители, братья и сестры супругов), если они имеют возможность оказывать существенное влияние на решения руководителей, а также должностных лиц, имеющих право распоряжаться большим, чем предусмотрено законодательством, количеством голосов при принятии важнейших управленческих решений. Юридическими связанными лицами могут быть организации, способные путем односторонне выгодных сделок и иных действий в свою пользу нанести экономический ущерб зависимому от них предприятию.
Официальными документами завершающей стадии аудита являются заключение (Приложение №5) и аудиторский отчет.
Заключение представляет собой официальное свидетельство независимых дипломированных профессиональных бухгалтеров, представляемое заказчику: совету директоров и акционерам предприятиям, а также банку, финансовому или налоговому органу и другим заинтересованным лицам. В нем приводится перечень форм отчетности, которые подверглись изучению на определенную дату, период, за который составлена эта отчетность, указание, какими стандартами руководствовался аудитор, заключение по существу результатов проверки и оценку применяемых предприятием принципов бухгалтерского учета. Положительное аудиторское заключение завершается утверждением, что бухгалтерская отчетность предприятия достоверно отражает его финансовое положение и отвечает принципам и правилам бухгалтерского учета в соответствии с действующим законодательством. Приложением к заключению аудитора могут быть рекомендации по совершенствованию бухгалтерского учета, финансовой стратегии предприятия, изменению его организационной структуры и систем управления.
Аудиторский отчет, или письменная информация аудитора о результатах выполненной по договору с клиентом проверки достоверности финансовой отчетности, представляется руководителям и (или) собственникам организации. Аудиторский отчет должен содержать подробные сведения о нарушении действующего законодательства, отклонениях от установленного порядка ведения бухгалтерского учета, существенных нарушениях в составлении финансовой отчетности и о других аспектах деятельности предприятия, предусмотренных договором на оказание аудиторских услуг. Отчет прилагается к аудиторскому заключению и является конфиденциальным документом. Замечания и ошибки, указанные в отчете, могут быть учтены и исправлены в ходе проверки. Его содержание на завершающей стадии проверки финансовой отчетности определяет вид аудиторского заключения о ее достоверности и соответствии во всех существенных аспектах принятым правилам ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой отчетности.
Результаты аудиторской проверки не только отражаются в письменном заключении и отчете аудитора, но и сообщаются руководству организации и ее собственникам (акционерам) в виде устного доклада. Из опыта практической работы по аудиту можно рекомендовать в этих докладах сообщить слушателям кроме мнения аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности результаты ее общего анализа. Это делает доклад аудитора более интересным и содержательным.
Во всех случаях аудиторы обязаны обеспечить конфиденциальность сведений и документов, полученных ими в ходе аудита, не передавать их третьим лицам, не разглашать в СМИ без письменного согласия клиента.
По результатам проведенного аудита были разработаны конкретные рекомендации по совершенствованию организации бухгалтерского учета на анализируемом предприятии:
1.Необходимо подтверждать совершенных бухгалтерских операций соответствующими первичными документами;
2.Проводить тщательный контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей.
3.Ежемесячно производить удержания из заработной платы в счет погашения недостачи товарно-материальных ценностей.
4.Предприятию рекомендуется в установленном порядке получитьлицензию на право осуществлять вид деятельности, который производился, но не был лицензирован.
5.Оценка списания материалов не закреплена учетной политикой. Предприятию рекомендуется выбрать один из способов оценки списания материалов и закрепить его в учетной политике.
6.В учетной политике предприятия отсутствовал порядок ведения учета готовой продукции. Предприятию рекомендуется выбрать один из методов учета готовой продукции и закрепить его в учетной политике.
В результате проведения внешнего аудита, принимая во внимание рекомендации, ЧП «Побережье» получило ценную информацию для улучшения ведения управленческого и бухгалтерского учета, что способствует повышению эффективности деятельности предприятия в целом.
Выводы и предложения
В процессе написания курсовой работы изучены теоретические основы аудита: сущность аудита и аудиторской деятельности, цели аудита бухгалтерского учета и отчетности. В процессе аудиторской деятельности немаловажное значение имеет вопрос правового обеспечения, изучение нормативных документов, регулирующих аудиторскую деятельность. По результатам проверки составлено аудиторское заключение.
Внутренний аудитвыступает неотъемлемой частью системы управленческого контроля на предприятии. Его цель – оценка эффективности функционирования системы управления. Она достигается в процессе контроля со стороны специального органа, создаваемого на предприятии (службы внутреннего аудита), за достоверностью бухгалтерской отчетности, исполнением смет расходов, сохранностью имущества, а также путем разработки предложений по совершенствованию методов организации производства, взаимодействия различных подразделений. В то же время внутренний аудит по содержанию и методам проведения имеет много общего с внешним аудитом и в значительной мере является информационной базой для последнего. При должной организации внутреннего аудита на предприятии существенно сокращаются объем и содержание внешнего аудита. Ответственность за организацию и состояние внутреннего контроля несет директор ЧП «Побережье». Однако в ходе производственной деятельности у предприятия возникла необходимость в проведении независимой аудиторской проверки с привлечением аудиторов-профессионалов. Аудиторской фирмой ООО «Экспресс-аудит» на договорной основе с ЧП «Побережье» был проведен внешний общий аудит с целью объективной оценки достоверности бухгалтерской отчетности ЧП «Побережье». Проводимая проверка носит инициативный комплексный характер. Ее основной целью была необходимость выявить недостатки в методике и организации бухгалтерского учета, составлении отчетности, налогообложении, разработать рекомендации по повышению эффективности деятельности предприятия. Применяемый метод анализа – выборочная проверка (по согласованию с ЧП «Побережье» для проверки и анализа были взяты данные за декабрь 2008 года).На предприятии был проведен подтверждающий аудит, которыйподразумевает изучение и подтверждение совершенных хозяйственных операций, оценку достоверности бухгалтерских документов и отчетности и носит рекомендательный характер.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Заключение аудиторской фирмы состоит из трех частей – вводной, аналитической и итоговой.
В аудиторском заключении были разработаны конкретные рекомендации:
1.Необходимость подтверждения совершенных бухгалтерских операций соответствующими первичными документами;
2.Проводить тщательный контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей.
3.Ежемесячно производить удержания из заработной платы в счет погашения недостачи товарно-материальных ценностей.
4.Предприятию рекомендуется в установленном порядке получитьлицензию на право осуществлять вид деятельности, который производился, но не был лицензирован.
5.Оценка списания материалов не закреплена учетной политикой. Предприятию рекомендуется выбрать один из способов оценки списания материалов и закрепить его в учетной политике.
6.В учетной политике предприятия отсутствовал порядок ведения учета готовой продукции. Предприятию рекомендуется выбрать один из методов учета готовой продукции и закрепить его в учетной политике.
В результате проведения внешнего аудита, принимая во внимание рекомендации, ЧП «Побережье» получило ценную информацию для улучшения ведения управленческого и бухгалтерского учета, что способствует повышению эффективности деятельности предприятия в целом.
Список использованных источников
1.Закон України «Про аудиторську діяльність» // Відомості Верховної Ради України. — 1993.—№ 23. — С. 243.
2.Закон України «Про бухгалтерський облік та фінансову звітність в Україні» від 16.07.1999 (зі змінами та доповненнями).
3.Кодекс професійної етики аудиторів України, затверджений рішенням АПУ №73 від 18.12.1998.
4.Національни нормативи аудиту, затверджені рішенням Аудиторської палати України 18.12.98.
5.Положення про порядок сертифікації громадян України, які мають намір займатися аудиторскою діяльністю, прийняте Аудиторскою палатою України 11.11.1993 .
6.Положення про ліцензування аудиту, затверджене Аудиторською палатою України 17.02.1994 (протокол 12)
7.Аудит та аудиторська діяльність/ Л.С. Шатковська, В.М. Жук, В.К. Савчук та ін.; за ред. Л.С. Шатковської. – К.: Урожай, 1996. – 256 с.
8.Аудит: Учебник для вузов / В.И. Подольский, Г.Б. Поляк, А.А. Савин и др.; Под ред. проф. В.И. Подольского. — 2-е изд., перераб. и доп. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 655 с.
9.Бавдей А. и др. Аудит и ревизия: Справ.пособие / Под ред.И. Н. Белого. — Минск: Мисанта, 1994. 221с.
10.Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация: Пер. с англ. / Научн.ред. И.И. Елисеева. Гл. ред. серии проф. Я.В. Соколов. — М.: Финансы и статистика, 1996. — 624с.
11.БілухаМ. Т. Курс аудиту. — Київ: Вища школа, 1998. — 574с.
12.Бычкова С.М. Доказательства в аудите. — М.: Финансы и статистика, 1998. — 176с.
13.Бутинець Ф. Ф., Бардаш С. В., Малюга Н. М., Петренко Н. І. Контроль іревізія: Підручник. — Житомир: ПП «Рута», 2000. — 509 с.
14.Вітвицька Н. С., Кузьмінська О. Е. Контроль і ревізія: Навчально-методичний поабник для самостійного вивчення дисципліни. —К.: КНЕУ, 2000. — 166 с.
15.Жила В. Г. Ревизия и аудит: Учебное пособие. — К.: МАУП, 1998.— 94с.
16.Захаркина И. Практические аспекты применения национальных нормативов аудита // Бухгалтерский учет и аудит.- 2002. -№ 11. с.51-53
17.Кармайк Д., Бенис М. Стандарты и нормы аудита. — М.: Юнити, 1995. —528с.
18.Кінащук Л. Організація та правове забеспечення аудиторської діяльності в Україні./ Л. Кінащук.// Підприємстництво, господарство і право.- Київ: Киев, 2004. №1. с.28-30
19.Кулаковска Л.П. Основи аудиту: Навч. посібник для студентів вищіх закладів освіти // Л.П. Кулаковська Л.П., Піча Ю.В. -К.: Каравела, Львів: новий світ 2000, 2002.-504с.
20.Лушкин В. А., Пономарев В. Д., Яддин И. В., Ачкасов А. Е. Аудит. Учебное пособие. —Житомир, 1999. — 240 с.
21.Петрик Е. Аудит. Оценка системы внутреннего контроля предприятия в процессе независимой аудиторской проверки./ Е. Петрик.// Весник налоговой службы Украины: Журнал: Киев, 2003.- №19.с.59-63
22.Савченко В.Я. Аудит: Навчальний посібник: Навчальне видання.- К.: КНЕУ, 2005.- 322 c.
23.Симоненко Т. В. Аудиторская деятельность в Украине. – Х.: ООО «Конус», 1999. – 192 с.
24.Сойко В., Завгородній В. — Організація бухгалтерского обліку, економічного контролю та аналізу: Підручник. — К.: КНЕУ, 2000.— 260с.
25. Усач Б.Ф. Аудит: Навчальний посібник. /Б.Ф. Усач.- 2-е вид., стер.- К.Ж Знання-прес, 2003.-223с.
Приложение № 1
Цели внутреннего контроля в области системы бухгалтерского учета
Примеры средств внутреннего контроля, служащих для достижения целей
1. Система бухгалтерского учета должна отражать все санкционированные, и только санкционированные операции
Контроль доступа к терминалам, с которых осуществляется непосредственный ввод информации (пароли и прочие идентификационные процедуры):
— исключительный доступ для ограниченного круга пользователей
контроль за взаимосвязанными операциями
документальное подтверждение и санкционирование всех бухгалтерских записей
проверка полноты бухгалтерских записей при разноске их по счетам бухгалтерского учета и при вводе в компьютер
разделение обязанностей между подготовкой первичных документов, санкционированием хозяйственных операций и разноской по счетам бухгалтерского учета
2. Точная входящая информация
Внутренняя проверка на начальной стадии:
выборочные проверки суммирования расчетов
использование внутрифирменных должностных инструкций, профессиональная подготовка и эффективный надзор
регулярные проверки качества выполненного анализа
анализ внутренними аудиторами ошибок кодирования
3. Точная разноска по регистрам бухгалтерского учета
Регулярная сверка счетов:
регулярное составление пробного баланса
использование документов дебиторов и кредиторов для проверки точности остаток в журналах учета расчетов с дебиторами и кредиторами
сверка выписок банка и кассовой книги
контроль соблюдения сметы и прочие виды контроля за существенными суммами
4. Сохранность учетных документов    продолжение
--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--










12.08.09г.
Приложение №5
АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по результатам аудита бухгалтерской отчётности за 2008г.
I. Вводная часть
Сведения об аудиторской фирме
Юридический адрес г.Симферополь, ул.Севастопольская, 15, Телефон: (22) 63-10-20
Лицензия на проведение общего аудита выдана Аудиторской палатой Украины №5 на срок 3 года.
Свидетельство о государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью № 1 2227 885 6664 871 выдано Исполнительным комитетом Симферопольского городского совета 23 мая 2007года, ОКПО 23457896.
Расчетный счет № 26004484736592 в АКБ УСБ г.Симферополь.
Аудиторская проверка осуществлялась аудитором Кузнецовым А.А.,, квалификационный аттестат № 009846, выданный АПУ 29.01.08 и бухгалтером-экспертом Петровым И.П.
Сведения о субъекте и объекте проверки
Экономическим субъектом аудиторской проверки было Частное предприятие «Побережье» (далее по тексту ЧП «Побережье»).
Целью аудиторской проверки было подтверждение достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности за 2008год в соответствии с Законом Украины «Об аудиторской деятельности» от 22 апреля 1993 года № 3125-XIII .
Для аудиторской проверки экономическим субъектом были предъявлены:
— устав ЧП «Побережье»;
— Баланс (форма № 1);
— отчет о финансовых результатах (форма №2).
— данные главной книги и регистры бухгалтерского учета;
— выборочно первичные документы, необходимые для выполнения проверки.
II. Аналитическая часть
Отчет аудиторской фирмы
Нами проведен аудит бухгалтерского учета и отчетности ЧП «Побережье» за 2008год.
2. При планировании и проведении аудита отчетности, указанной в параграфе 1 настоящей части, нами рассмотрено состояние внутреннего контроля. Ответственность за организацию и состояние внутреннего контроля несет директор ЧП «Побережье».
3. Мы рассмотрели состояние внутреннего контроля исключительно для того, чтобы определить объем работ, необходимых для формирования аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности. Проделанная в процессе аудита работа не означает проведение полной и всеобъемлющей проверки системы внутреннего контроля ЧП «Побережье» с целью выявления всех возможных недостатков.
4. В процессе аудита нами не были обнаружены существенные факты, из которых можно было бы сделать вывод о несоответствии системы внутреннего контроля ЧП «Побережье» масштабам и характеру его деятельности.
5. Наше мнение о достоверности отчетности, указанной в параграфе 1 настоящей части, приведено в следующей части аудиторского заключения.
6. При проведении аудита отчетности, указанной в параграфе 1 настоящей части, нами рассмотрены соблюдения ЧП «Побережье» применимого законодательства Украины при совершении финансово-хозяйственных операций. Ответственность за соблюдение действующего украинского законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций несет директор ЧП «Побережье».
7. Мы проверили соответствие ряда совершенных финансово-хозяйственных операций применимому законодательству исключительно для того, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений. Однако цель проведенного нами аудита бухгалтерского учета и отчетности не состояла в том, чтобы выразить мнение о полном соответствии деятельности ЧП «Побережье» законодательству. Поэтому такое мнение мы не высказываем.
8. Результаты проведенной нами проверки показывают, что проверенные финансово-хозяйственные операции осуществлялись ЧП «Побережье», во всех существенных отношениях, в соответствии с указанным в предыдущем параграфе настоящей части законодательством.
III. Итоговая часть
Заключение аудиторской фирмы о бухгалтерской отчетности ЧП «Побережье» за 2008год.
1. Нами проведен аудит бухгалтерской отчетности ЧП «Побережье» за 2008год. Данная отчетность подготовлена бухгалтерией предприятия.
2. Ответственность за подготовку бухгалтерской отчетности несет главный бухгалтер ЧП «Побережье». Обязанность аудитора заключается в том, чтобы высказать мнение о достоверности во всех существенных аспектах данной отчетности на основе проведенного аудита.
3 Аудит проводился в соответствии с Законом Украины «Об аудиторской деятельности» от 22 апреля 1993 года № 3125-XIII .
4. По нашему мнению, прилагаемая к настоящему заключению бухгалтерская отчетность за исключением влияния на финансовую отчетность факторов, изложенных в разделе IIнастоящего заключения достоверна, то есть подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов ЧП «Побережье» по состоянию на 31 декабря 2008 года и финансовых результатов деятельности за 2008 год, исходя из требований Закона Украины «О бухгалтерском учете и отчетности в Украине» от 16.07.1999г. №996-XІV
Директор С.Ю. Никитин
Аудитор А.А. Кузнецов
Бухгалтер-эксперт И.П. Петров
14.08.09г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.