Реферат по предмету "История"


Генри Форд - основатель корпорации "Ford Motor Company"

Реферат
Тема:Генри Форд — основатель корпорации «Ford Motor Company»

Оглавление
Введение
1 Основные биографические данные Генри Форда — основателя корпорации «Ford Motor Company»
2 Генри Форд какреформатор промышленного производства
3 Социально-экономическиеэксперименты Генри Форда
3.1 Основные положениясоциальной программы
3.2 Создание «сельскойпромышленности»
Заключение
Список использованных источников

Введение
Человека, которыйничего не слышал об автомобильном гении Генри Форде, найти сейчас очень сложно.«Говорим Форд — подразумеваем автомобиль,говорим автомобиль — подразумеваем Форд». Примерно так говорили в 20-е годыпрошлого века простые американцы, признавая заслуги одного из лучшихбизнесменов ХХ века.
В чем же секрет успеха основателя корпорации «Ford Motor Company»- Генри Форда?
Одни знают, чтоименно он назвал среду самым продуктивным днем недели, другие — что самыйлучший цвет машины по Форду — черный и все его оттенки, третьи ошибочнополагают, что именно он изобрел автомобиль. В то время, когда на сотни тысячкарет приходилось всего около ста «моторов», да и те были забавой для богатыхлюдей, именно Форд сделал машину доступной, не роскошью, а средствомпередвижения. Генри Форд понял, что его стране нужен такой автомобиль, которыймог бы себе позволить практически любой работающий американец. И он сделал это,причем это был автомобиль, собранный из лучших материалов по последнему словутогдашней техники.
Производствопрактичных и недорогих автомобилей (базовая модель «Форд T» стоилавсего-навсего 260 долларов США), которое организовал Генри Форд, позволилоулучшить жизнь множества людей во всем мире. Внедрив конвейерную сборку, Фордне только наладил массовый выпуск автомобилей, но и направил развитиепромышленности по новому пути.
Личностью ГенриФорда интересовались многие исследователи. Кто-то считал его примитивистом,кто-то — невежественным гением. Действительно, блестящий инженер, собравшийвокруг себя таких же трудоголиков, как и сам, скромный миллиардер, пекущийся онуждах среднего класса, и в то же время упрямый, мстительный человек. Кем жебыл этот великий и ужасный Генри Форд? Как он пришел к созданию своейкорпорации, своего автомобильного гиганта?
Цель данной работы— проследить становление Генри Форда как личности, которой сопутствовал успех;как основателя корпорации «Ford Motor Company».
В соответствии с целями необходимо решитьследующие задачи:
— рассмотреть кратко биографию Генри Форда;
— охарактеризовать сущность системы управления ипроизводства на «Форд Моторс Компани».
— проанализировать его социальные программы.
Основным источником для написания курсовой работыявилась книга Бориса Михайловича Шпотова «Генри Форд: жизнь и бизнес», а также автобиографическиепроизведения самого Генри Форда «Моя жизнь, мои достижения», «Сегодня изавтра».
Высокопрофессиональное мнение Шпотова о многихаспектах политики Генри Форда помогло составить наиболее полное представлениеоб изучаемом вопросе.
Кроме того, многие вопросы из жизни Фордараскрываются в книге «My Forty Years With Ford» Чарльза Соренсена,который на протяжении почти сорока лет был основным помощником и сподвижникомГенри Форда.
Также использованы материалы из:
-   «Мир в XX веке» О.С.Сороко-Цюпы,В.П.Смирнова, А.И.Строганова;
-   «50 знаменитыхбизнесменов XIX ─ начала XX вв» Е.К.Васильевой, Ю.С.Пернатьева;
-   «История экономики»Г.П.Вощанова, Г.С.Годзина и другие;
-   электронные ресурсыИнтернет.
Работа состоит из введения, основной части,заключения и списка использованных источников. Общий объем работы 27 страниц.

1Основные биографические данные Генри Форда — основателя корпорации«Ford Motor Company»
История успеха Генри Форда — это тернистый путь, пройдя который,деревенский мальчишка с ирландскими корнями стал основателем современногокапитализма.
Фееричная история семьи Форда началась задолго до рожденияавтомобильного магната. Дед Генри — Джон Форд со своей семьей прибыл в Америкуиз Ирландии в середине XIX века. На новом месте ему пришлось все начинать снуля. В чужой стране, без друзей, знакомых и крыши над головой Джон Фордрассчитывал только на себя и потому много работал. Позже его внук сформулируетглавный принцип всех Фордов: «Не бойся будущего и относись с почтением кпрошлому. Неудачи дают повод начать все снова и действовать умнее».[1]Трудолюбие ирландских переселенцев сослужило хорошую службу семье.
Сын Джона — Уильям к моменту рождения Генри уже твердо закрепилсяв Новом Свете. У него была большая ферма в штате Мичиган, где 30 июля 1863 годаи родился первенец, ставший в будущем автомобильным магнатом. Он был однимиз восьми детей Уильяма и Мэри Форд. Когда родителямне требовалась его помощь на ферме или когда он сам не былзанят починкой часов или сельскохозяйственной техники, Генри посещал занятияв местной сельской школе. В итоге он научился основамарифметики, чтения и письма.
Жизнь семьи протекала довольно однообразно: вместе с родителямидети хлопотали по дому, работали на ферме, пасли свиней, пропадая с утра довечера в поле. У Генри имелись все шансы стать крепким хозяйственником на фермеотца, но этому не суждено было случиться. Его гораздо больше интересовалоустройство и действие механизмов. Мальчик постоянно что-то свинчивал иразвинчивал, изучал устройство простейших приборов, встречавшихся в доме отца,разбирал механические игрушки братьев и сестер. Семейные легенды Фордов гласят,что стоило в доме появиться новой игрушке, как дети прятали ее от будущегоавтоконструктора с криками: «Только не давайте игрушку Генри!»
Генри, как и всехдетей, интересовало устройство предметов. Но если другие дети просто ломаливещи, докапываясь до сути, то Генри проявлял недюжинные для своих лет терпение, педантичность и осторожность.
Когда юному Форду исполнилось 12 лет, отец подарил мальчикукарманные часы. Тот не утерпел и тут же вскрыл их, чтобы посмотреть механизм.Быстро разобравшись в устройстве часовых шестеренок, он начал чинить часы повсей округе, ремонтируя также кофемолки, молотилки и другие механическиеприборы соседям-фермерам. Так Генри заработал свои первые деньги.
Примерно в том же возрасте он испытал первое «техническое»потрясение, оказавшее непосредственное влияние на его дальнейшую жизнь.Возвращаясь из города на ферму, Генри с отцом неторопливо ехали на телеге,когда, распугав лошадей, мимо промчался локомобиль — огромная шипящаясамоходная машина на пару. В тот день юный Генри Форд дал себе клятву, чтопосвятит свою жизнь механике.
Как часто именно враннем возрасте проявляются способности человека, и задача родителей — неупустить момент, помочь развиться таланту. Отец Генри понял это и не сталзадерживать сына на ферме. Неизвестно, подозревал ли старший Форд, что у сынаблестящее будущее, но он явно ему не препятствовал.
В 1879 году, когда Форду исполнилось 16, он, не сказав никому нислова, отправился испытывать судьбу в Детройт. Поначалу устроился подмастерьемна судостроительный завод братьев Флауэр, а по ночам подрабатывал помощникомчасовщика. Жизнь была тяжелая, денег едва хватало на пропитание, но Генриполучил здесь очередной бесценный урок. Как-то заводской инженер, увидев, какмолодой человек с трудом везет тяжело нагруженную тележку, крикнул ему:«Упирайся крепче пальцами ног, тогда у тебя все получится». Форд на всю жизньзапомнил слова, невзначай брошенные ему старшим товарищем. Позже, когда онстанет крупнейшим автопромышленником Америки, он выбьет эту фразу на стене всвоей инженерной лаборатории.
Первая попытка Форда оставить отцовскую ферму и посвятить своюжизнь изучению механических приборов не увенчалась успехом. Поработав механикомна локомобилях фирмы «Вестингауз» и сконструировав первую тележку навелосипедных колесах, молодой человек поддался уговорам отца, предложившего ему40 акров земли вместе со спокойной сельской жизнью, и вернулся на ферму.
Казалось, теперь его мечте не суждено было сбыться. Но Форд неявлялся бы Фордом, если бы сломался. Вернувшись на ферму, он не смог, какпросил отец, навсегда забыть о машинах. К будущему автоконструктору обратилсяза помощью сосед-фермер, который приобрел сельскохозяйственную молотилку. Он досмерти боялся «дьявольского» изобретения и не знал, с какой стороны к нейподступиться. Генри помог ему и вывел молотилку работать на соседское поле.Вскоре Форд стал единственным человеком в окрестностях, который знал, какобращаться со сложной техникой. Он начал работать на других фермеров, платившихему приличные деньги.
Существует легенда, что Генри навсегда запомнил номер своей первоймашины — «345» и, будучи уже влиятельным автопромышленником, приказал своимпомощникам найти эту молотилку. Машину нашли, разобрали, почистили, смазали,собрали и доставили Форду. Магнат залез в нее и отправился в поле молотить, каккогда-то в юности. В этот знаменательный день ему исполнилось 60 лет. А покаФорд был молод и беспечен, он ездил по всему штату в хорошем дорогом костюме счемоданчиком инструментов и чинил сельхозтехнику для фермеров, зарабатываянеплохие деньги.
Возвращение на ферму из Детройта, которое на первый взгляд моглопоказаться поражением Форда в борьбе за осуществление своей мечты, на поверкуоказалось его победой. Позже, став крупнейшим американским промышленником,Генри Форд признавал, что благодаря возвращению домой, он обрел главноеслагаемое своего успеха — жену Клару Брайант: «Моя жена верила в мой успех ещекрепче, чем я. Такой она была всегда».[2] Пока Генри Фордизучал научно-технические журналы, собирал механизмы, жена Клара разделяла егомечты о создании автомобиля. Она в подробностях интересовалась его делами, ноникогда при этом не вмешиваясь. Вместо нее в очередной раз вмешался случай: насоседней ферме размещался упаковочный завод, где Генри увидел «молчаливогоОтто» — машину, которая приводилась в действие не паром, а бензином. Форд сразупонял, что, если оснастить этот механизм колесами и рулем, может получиться то,о чем он мечтает всю жизнь, — автомобиль.
Вернувшись домой, Генри собрал вещи и вместе с Кларой вновьотправился в Детройт. Уильям Форд, заглянув в гости к сыну, обнаружил уютныйфермерский домик опустевшим. На этот раз машины отобрали у него сына навсегда.В Детройте Форд поступил на должность инженера в местную электрическую компаниюЭдисона. Ночами он пропадал в небольшом сарае возле своего дома, где конструировалдвигатель для будущего автомобиля.
На службе в электрической компании Эдисона Генри предложили занятьруководящую должность, но Форд чувствовал, что, если он хочет воплотить своимечты в жизнь, ему придется перестать работать на других и отправиться всамостоятельное плавание.
Свой первый двигатель внутреннего сгорания он собралв 1893 г., а его первый автомобиль с четырехтактным двигателемпоявился на свет еще через три года. Самый легкий из первыхавтомобилей, к раме которого крепились четыре велосипедных колеса, он,по-видимому, уже тогда подсказывал мысль о том, что его создательв дальнейшем будет делать акцент на низкой стоимости своей продукции.Г.Форд продал первую модель и использовал деньги для сборки второгоавтомобиля, который, в свою очередь, также был продан ради обеспеченияфинансирования работ по созданию третьей машины. В этом отношенииФорд также заметно отличался от многих других пионеров автомобилестроения,не расстававшихся со своими творениями. Эта его особенность позволялапредугадать, что в будущем он будет активно стремитьсяк экспансии за счет увеличения продаж на массовом рынке,не рассчитывая на обеспечиваемое продажами эксклюзивных моделейбогатым клиентам внешнее финансирование.
Генри долго не мог найти единомышленников, которые согласились бывложить деньги в его проекты, отказы сыпались один за другим. Лишь в 1903 годуему удалось зарегистрировать легендарную «Форд Моторс Компани», а самому статьглавным управляющим предприятия. Форд начал выпускать пробные модели Ford, ноони не пользовались успехом. Изобретатель не переставал искать причину своихнеудач, и однажды его осенило: надо создать простой и доступный автомобиль.Машину, которую сможет приобрести не только богач, но и рядовой американец.Автомобиль не для роскошной жизни, а для обычных клерков и фермеров,отправляющихся с утра на работу. Генри сразу понял, что это гениальная идея,которая сделает его богатым и наводнит Америку машинами. Наконец в 1908 годубыла создана та самая общедоступная модель — Ford T, получившая в народеласковое прозвище «Жестяная Лизи». Этот автомобиль взорвал рынок и сталнастоящим символом Америки начала ХХ века.
В конце 1910-х-начале 1920-х гг, карьера Генри Форда достигланаивысшей точки. Для его компании это десятилетие стало периодом устойчивойфинансовой экспансии. В 1945 году, передав, наконец, дела компании своему внукуГенри Форду II, он ушел с поста президента своей корпорации, и спокойно жил сосвоей женой, Кларой, в своем имении «Фэа Лейн», в Дирборне до своей смерти 7 апреля1947 году, в возрасте 83 лет.
Генри Форд II вдохнул в «Ford Motor Company» новую жизнь. Онреорганизует систему набора персонала, применяет для разработки стратегии фирмыизвестные ему с войны методы «мозгового штурма», приглашает группу системныханалитиков. В результате реорганизации увеличивается продажи автомобилей и,соответственно, прибыль компании, строятся новые заводы, открываются дваогромных испытательных полигона и инженерно-исследовательские лаборатории,появляются новые модели.
По условиям завещания Генри Форда 95% акций компании перешлик Фонду Форда. Этот филантропический доверительный фонд был основанв 1936 году для обеспечения семейного контроля над компанией. В 1956году основная часть его акций была продана на открытом рынке и Ford MotorCompany приобрела основные черты типичной американской корпорации, а ФондФорда стал самым богатым частным фондом в мире.
Таким образом, «Форд Мотор Компани» стала гигантскиминдустриальным комплексом, охватившим весь мир. В каком-то смысле, история ГенриФорда и «Форда» – это современная история Америки.

2Генри Форд как реформатор промышленногопроизводства
Когда мы говорим о неизменныхуспехах и достижениях западного общества, рано или поздно задумываемся, какиеименно факторы привели к тому, что экономика этих стран так стремительновырвалась вперед. Эксперты неизменно называют свободу предпринимательства,неприкосновенность частной собственности и многое другое. Однако есть ещекое-что — это наука управления, менеджмент.
В определенные периоды историипоявлялись талантливые менеджеры, изобретавшие новые приемы управления. Генри Форда считаютсоздателем «отрасли отраслей» XX века и человеком, благодаря которомупромышленная революция достигла кульминационной точки развития.
С самого начала своей деятельности Генри Форд хотел производитьмассовые автомобили, у которых был бы очень простой дизайн и низкая стоимость.В те годы очень немногие могли позволить себе автомобиль. Форд же хотел«посадить мир на колеса» и поэтому стремился сделать машину, доступную самымшироким слоям населения. Моделью всех моделей стала модель T (1908 год),которую прозвали «Жестяная Лизи», популярность которой была таковой, чтокомпании Форда не успевали делать заказы. В первый же год были проданы более 10000 автомобилей данной модели. Таковая лавина заказов принудила Генри находить что-топринципиально новое в организации труда.
Однако в то время компания Ford, как и другие производители,собирала автомобили только на заказ. Автомобиль тогда буквально строили, какдом. Сначала механик и его бригада разыскивали и заказывали необходимые детали,а затем приступали к поэтапной сборке автомобиля, начиная с шасси и несущейрамы. Форду постоянно не хватало квалифицированных рабочих для выпускаавтомобилей «ручной сборки». Уровень производства оставался низким, а цена наавтомобили по-прежнему не могла быть снижена из-за высокого уровня оплаты трудаквалифицированных механиков.
Г-н Форд справедливо полагал, что если каждый рабочий будетоставаться на одном месте и выполнять свою одну определенную операцию, тоавтомобиль будет собран быстрее, и бесконечные часы человеческого трудасократятся. А для этого рабочий не должен переходить от секции к секции, астоять на одном месте. Это сохранит множество рабочих часов. Чтобы проверитьэту теорию, на заводе в Хайланд Парке (штат Мичиган), шасси будущих автомобилейсоединили прочным канатом и физически тянули за веревку. Вдоль этой линиирасставили рабочих, которые занимались поэтапной сборкой автомобиля по мерепродвижения автомобильных шасси. Хронометраж поражал. Модели Т сходили сконвейера со скоростью одно авто каждые 10 секунд в протяжении рабочего дня.Так было сотворено общее создание автомобилей.
В 1913 году Генри Форд на заводе в Детройте начали реализоватьновую схему работы по внедрению и установке в цехах предприятия беспрерывнойлинии по сборке автомобилей модели «Т». Это послужило началом настоящегоиндустриального переворота.
Но Форду и этого было не достаточно. Так как лавина заказов на егоавто не спадала, в 1913 году первый раз в мире Генри применяет способстандартизации взаимозаменяемых частей изделий и конвейеру технологию сборкиавтомобилей. Это позволило ему лишь за год поднять производительность труда на40 — 60%.
Чтобы достичь своей цели и создать народный автомобиль, ГенриФорду необходимо было повысить уровень производительности предприятия. Первымшагом к автоматизации производства стала установка Фордом и его инженерамистанков для изготовления различных автомобильных деталей. Также былиразработаны новые методы сборки автомобильных узлов, благодаря которым процесспроизводства значительно ускорился. Сборочная линия на первом заводе Форда вХайдленд Парке стала отправной точкой для развития массового производства вовсем мире.
Создавая схему работы своих предприятий, Генри Форд воспользовалсяопытом, накопленным его предшественниками. Одним из них был Элиу Рут,разработавший для Сэмьюэля Кольта процесс производства, включавший раздельныеэтапы сборки. Эксперимент продолжался, и методика становилась более совершеннойс каждым днем, приближая появление настоящего массового производства.
Чтобы сократить затраты на высокооплачиваемых специалистов ГенриФорд стандартизировал все детали. Теперь их могли собирать инеквалифицированные рабочие. Тщательно было продумано и устройство сборочногоконвейера, что позволило максимально оптимизировать работу производственнойлинии.
Процесс производства был разделен на несколько основных этапов,благодаря чему скорость сборки выросла в четыре раза. Ввод в эксплуатациюнепрерывно движущейся линии сборки ходовой части машин, сделал возможнымдоставку на главный конвейер необходимых узлов и комплектующихв точно заданное время. Там, где раньше на полную сборку одного шассиуходило двенадцать часов, теперь требовалось чуть более полутора, что позволяетускорить процесс сборки автомобильных шасси в 8 раз.
Это является одним из примеров тех усовершенствований,которые сделали Г. Форда всемирно знаменитым.
Сначала в каждом цеху существовала своя движущаяся линия сборки,однако вскоре Форд принял важнейшее решение – соединить все линии в одинбеспрерывный конвейер. Заключительнымшагом стало создание единого конвейера, проходившего через множество цехов, вкоторых поэтапно собирался автомобиль. В результате готовый автомобильвыводился с заводского конвейера уже на собственном ходу.
Помимо основного конвейера существовали и дополнительныедвижущиеся линии, обеспечивавшие своевременную подачу необходимых деталей всборочные цеха. Точность и быстрота стали залогом успеха массового производстваво всем мире. Производство модели «T» достигло рекордного уровня – каждые 10секунд с конвейера сходил готовый автомобиль. Форд снизил цены на своюпродукцию и увеличил в два раза минимальную оплату труда, которая теперьсоставляла 5 долларов в день. Компания Форд смогла не только наладить выпускпервоклассных автомобилей, но и значительно увеличить свою прибыль.
Форд действительно разработал системы производства, сборкии транспортировки, оказавшиеся беспрецедентными по своей мобильностии размерам и предвосхитившие появление в конце XX в.методов «точно вовремя». Компания осуществляла производство и сборкупрактически всех узлов выпускавшихся автомобилей, используя постояннодвижущуюся ленту главного сборочного конвейера и многочисленные снабжающиеее деталями вспомогательные линии, а также применяя принципвертикальной интеграции взаимодействующих между собой подразделений.
Созданный Фордом конвейер толкал маховик технического прогрессадважды. Первый раз он сделал возможным массовое производство машин. Второйраз, через несколько десятилетий, он позволил создать линииавтоматизированной сборки. Ведь даже сейчас вряд ли удастся создатьэффективный универсальный робот-сборщик, который сможет в одиночкусобрать, скажем, радиоприёмник. А вот на конвейере можно расставитьдесятки и сотни различных автоматов, каждый из которых быстрои точно выполняет свою функцию.
Таким образом, влияние Форда на бизнес ХХ столетия и его вклад ворганизацию труда и производства сложно переоценить. До него в Америке не былоделового человека такого масштаба.
Форд предопределил стратегию развития современного промышленногопроизводства всего столетия. Суть этой стратегии заключается в производствеотносительно недорогой продукции, но очень продуманно распространяемой.Согласно А. Чандлеру, самой сильным качеством Форда как создателяавтомобильной индустрии США было понимание значения «производительности».
Он действительно пересадил всю Америку на колеса, автомобиль сталдоступен среднему американцу.
Форд во многом сумел добиться своей цели — облегчениятруда за счет использования механизмов и создания большого числановых рабочих мест, разрабатывая систему занятости, производстваи маркетинга. Он действительно разработал в высшей степенирациональную и прекрасно организованную систему производства. Сила егоподхода к вопросам управления заключалась в его прагматичномноваторском внедрении возможного.
3 Социально-экономические эксперименты Генри Форда
Генри Форд вошел в историю не только как один из пионеровавтомобилестроения и основатель «Ford Motor Company», но и как инициатор многихпроектов в различных областях. К числу наиболее крупных можно отнестисоциальную программу 1914-1920 гг., центральным пунктом которой былоустановление самой высокой в то время оплаты труда промышленных рабочих присоблюдении ими определенных условий, и строительство малых предприятий всельской местности (1919-1945 гг.).
Веря в безграничные возможности реальной экономики иматериального прогресса, Форд утверждал, что массовое производство удешевляеттовары, делает жизнь комфортнее, создает новые рабочие места, а высокий объемприбыли дает возможность «поделиться» ею с рабочими. Рост производитель-ноститруда и рациональное использование ресурсов, считал Форд, способны сделатьпроцветающей любую страну, покончить с бедностью и безработицей.
Экономические проекты Форда совмещались с социальнымиутопиями и популистскими рецептами. Будучи полновластным хозяином компаниизакрытого типа, доходы которой по мере развертывания производства росли сголовокружительной быстротой, он обладал самой широкой свободой действий.
Очень показателен с точки зрения хозяйственной идеологииГенри Форда административный принцип, в соответствии с которым строилсяорганизацион-ный порядок на всех без исключения фордовских предприятиях. Этотпринцип был ранее положен в организацию самих Соединённых Штатов Америки итеперь, воспринятый «величайшим сыном своего времени» как Священное Писание, суспехом внедрялся в машиностроительную индустрию.
Звучал он так: как можно меньше административного духа вделовой жизни и как можно больше делового духа в административном деле. Напрактике это означало, что все работники фордовского предприятия относились ккатегории материально ответственных лиц.3.1 Основные положения социальной программы
Форд уловил возникшую в начале ХХ в. новую тенденцию –возможность производить жизненные блага в таком количестве, чтобы хватало навсех, в то время как люди веками стремились отнимать их друг у друга. Однакочтобы реализовать эту возможность, считал Форд, предприниматель долженнаучиться получать прибыль не за счет снижения заработков и повышения цен, апосредством эффективной организации производства и материального стимулированияработников, которым следует рационально использовать растущие заработки.Дисциплинированные, трудолюбивые, трезвые, бережливые люди всегда живут лучше.Но как выработать такие качества у рабочих?
Население Детройта, где концентрировалась автопромышленностьСША, отличалось этнической пестротой. Наряду с американцами там проживалииммигранты, многие из которых не могли приспособиться к жизни в Америке и былиотнюдь не лучшими работниками. Они мало зарабатывали, мирились с плохимиусловиями труда, становились жертвами дельцов и мошенников.
В январе 1914 года Форд сделал сенсационное заявление опредстоящей «революции в оплате труда»: рабочим его предприятий будетвыплачиваться надбавка из прибыли компании, которая повысит минимальный дневнойзаработок почти вдвое – до 5 долл., причем без увеличения продолжительностирабочего дня. Никто в промышленности не получал таких денег кроме рабочихвысшей квалификации или работающих сдельно. На предприятиях же Фордасуществовала только повременная оплата, при этом большинство операций нетребовало особого мастерства. Свое решение «автомобильный король» мотивировалтем, что рабочие являются такими же участниками бизнеса, как менеджеры ивладельцы капитала, и в силу этого должны иметь свою долю в прибылях. Другаяпричина – необходимость повысить эффективность работника, но не за счетувеличения нормы эксплуатации, а путем создания весомого стимула для отказа отвредных привычек и неустроенного быта, мешающих трудиться с полной отдачей.
Людям давался шанс «подтянуться», а компания должна былаэтому содействовать. Речь шла не о благотворительности и уравниловке – надбавкилишались те, кто тратил деньги не для своего блага (и блага компании), а наазартные игры, спиртное и т.п. Иммигрантам предоставлялись равные самериканцами возможности получения надбавки. Весной 1914 года компания Форданачала индивидуальную проверку быта и привычек рабочих и выплату надбавок (наменеджеров и служащих эта программа не распространялась).
Основные положения социальной программы, котораядорабатывалась в ходе ее реализации, сводились к следующему.[3]
На центральном автозаводе в Хайленд-Парке (пригород Детройта)продолжительность рабочего дня сокращалась с 9 до 8 ч, но вводилось три смены,на местных же сборочных заводах, где выпускалось меньше продукции, 9-часовойрабочий день сохранялся. Всем лицам физического труда, включая уборщиков,грузчиков и подсобных рабочих, предоставлялась возможность «участвовать вприбылях» посредством новой системы оплаты труда. В Детройте для рабочегостарше 22 лет она составляла не менее 5 долл. в день (независимо отквалификации и специальности), на сборочных заводах – не менее 4 долл., приэтом 5 долл. являлись предельной ставкой. Летом 1916 минимальный возраст дляполучения надбавки одинокими рабочими был снижен до 21 года, а женатые иимевшие иждивенцев допускались к участию в прибылях с 18 лет. С осени 1917 годанадбавку могли получать все рабочие, достигшие 18 лет, независимо от семейногоположения, при этом лишь требовалось, чтобы перед наймом на работу они не менееполугода проживали в Детройте.
Новая заработная плата вводилась только для непьющих,бережливых и усердных работников, а сбором соответствующих доказательствзанималась компания. К участию в прибылях не допускались временные рабочие, дляпостоянных же вводился 6-месячный испытательный срок, сокращенный до 30 дней в1919 году, когда надбавку заменили минимальной ставкой 6 долл. в день.
Прием на работу женщин Форд ограничивал, считая, что их место– дом и семья, а заработка мужа должно хватать на содержание семьи. Если же этафункция в силу разных причин ложилась на плечи женщин, их трудоустраивали. Воктябре 1916 года женщин уравняли с мужчинами в оплате труда. Все работницы,отработавшие более 6 месяцев на производстве, проходили проверку на предметполучения 5 долл. в день. В течение испытательного срока мужчинам и женщинамустанавливалась более высокая основная ставка (3,44 долл. в день) ипредоставлялся полностью оплачиваемый двухнедельный отпуск (имеющие же надбавкудолжны были отдыхать за свой счет от одной до двух недель).
Для рабочих учреждалась добровольная ссудно-сберегательнаякасса. В день получки желающие вносили туда по одному доллару, однако любойработник, даже не имевший вклада, мог под небольшой процент получить ссуду вразмере до 20 долл.
Фордом была установлена жесточайшая круговая порука. Замалейшую провинность или незначительный брак могла быть наказана не толькорабочая бригада, но и весь цех в целом. На рабочем месте запрещалосьразговаривать, курить, петь песни, смеяться, принимать пищу, отходить «поделам» и так далее.
Регулировалась даже личная жизнь, которую работник вёл запределами завода.
В начале 1914 гола был создан социологический отдел,изучавший поведение и материальное положение рабочих и дававший рекомендации вотношении выплаты надбавок. Наблюдение осуществляли около 50 инспекторов,которым выделялись служебные «форды». Они посещали жилища рабочих, беседовали сродственниками, соседями, домовладельцами (если рабочие снимали квартиры),записывая все сведения на особых бланках, а также давали полезные советы, в томчисле женам (по ведению хозяйства).
Задавались вопросы типа: «Что за человек Джо? Как проводитвечера? Пьет или нет? Как тратит деньги и имеет ли сбережения? На что в случаеболее высокого заработка употребит деньги?» Удовлетворительными считалисьответы: «Джо – хороший человек. Все вечера проводит дома, рано ложится спать,не употребляет спиртного. Имеет сбережения, а часть денег посылает родителям.Если будет получать больше, начнет копить на покупку дома». Инспекторрасспрашивал о семейном положении рабочего, количестве и возрасте иждивенцев,состоянии здоровья, узнавал, где он лечится, владеет ли жилищем или снимает его(и за сколько), имеет ли страховку и если да, то в каком агентстве и каковыстраховые взносы. Окончив расспросы, он просил передать рабочему, чтобы тотявился в контору и предъявил сберегательную книжку.
Инспектор записывал также и свои впечатления о тех, с кембеседовал, решая можно ли доверять этим людям. «Словесный портрет» рабочегосверялся со сведениями, полученными от него самого, но главную роль игралаоценка его другими людьми. За неверные показания о себе, не совпадающие сотзывами родственников и соседей или не подтверждающиеся наличием банковскойкнижки и свидетельства о браке, рабочего лишали надбавки.
Надбавку не давали, если рабочий проживал в убогом районе, вгрязном, тесном жилище, плохо питался, злоупотреблял спиртным, играл в азартныеигры, не имел счета в банке. Чтобы заслужить надбавку, не следовало посылатьбольшую часть заработка на родину, сдавать жилплощадь постояльцам, иметьсожительниц. Женам не полагалось работать, поскольку это снижало значениенадбавки, ухудшало быт, оставляло детей без присмотра.
Абсолютно убежденный в том, что он должен быть «отцом родным»для своих рабочих едва ли не в прямом смысле этого слова, Генри Форд считал,что имеет право не только на поощрения, но и на наказания.
«Провинившегося» предупреждали, лишали на месяц надбавки иустанавливали за ним наблюдение. Если за это время он исправлялся, ему возвращалиденьги полностью, если нет, то испытание продолжалось, а возвращаемая поисправлении сумма урезалась. И если было замечено, что рабочий вместо того,чтобы нести деньги в семью, пропивает зарплату в ближайшем баре, его увольняли,но «раскаявшегося» обычно восстанавливали, давая шанс начать все сначала.
Надбавку редко присуждали сразу, но возможность ее полученияпобуждала рабочего следовать всем рекомендациям компании – научитьсябережливости, чистоплотности, выкраивать деньги на хорошее жилище (трудолюбивыми непьющим предоставлялась для этой цели небольшая ссуда). Для иммигрантовявлялось обязательным изучение английского языка на бесплатных курсах (где «наобщественных началах» преподавали добровольцы из числа служащих компании), ажелательным – получение американского гражданства. Собственный дом и автомобиль«форд» считались высшим достижением. «Приманка» срабатывала: к концу 1916 г.почти 90% рабочих получали 5 долл. в день.
При найме работников в компании Форда отсутствоваладискриминация по состоянию здоровья, образованию, знанию английского языка,цвету кожи, вероисповеданию, национальности и гражданству, а также по наличиюсудимости. Практиковалось трудоустройство людей с физическими недостатками, втом числе инвалидов войны.
Осуществленная компанией классификация всех видов работпоказала, что из 7 882 различных операций 3 595 не требуют от работникафизического напряжения, 670 могут выполняться людьми без обеих ног, 2 637 – содной ногой, 715 – с одной рукой, 2 – без обеих рук, 10 – слепыми. В ноябре1917 г. среди рабочих насчитывалось более 6 тыс. инвалидов (18%), из которых85% хорошо справлялись с работой. С тех пор трудоустройство инвалидов сталотрадицией компании.
Был проведен добровольный эксперимент по «трудотерапии»,когда больные, находящиеся в фордовской хозрасчетной клинике и способные сидетьна кровати, выполняли в палате несложную работу по сборке приборов, получая приэтом заработную плату наравне со здоровыми. С разрешения судебных органов итюремного начальства отлучаться на завод Форда могли даже заключенные,зарабатывая как и другие работники, но с условием отбывания установленногосрока.
Социальная программа принесла ощутимые плоды. По даннымсоциологического отдела, сумма сбережений и денег, вложенных в дома и земельныеучастки, в расчете на одного рабочего компании выросла за январь 1914 – январь1917 гг. более чем в 3,5 раза. Процент англоговорящих поднялся с 64 до 88,получивших гражданство США – с 34 до 49, а лиц с нормальными жилищнымиусловиями – с 47 до 88. Доля рабочих с “хорошими привычками” к 1917 г.превысила 79%, семейных рабочих – выросла с 59 до 70%. В начале 1917 году 4%рабочих имели собственные дома и 27% приобрели их в кредит.
В начале 20-х годов рост спроса на рабочую силу обусловилповышение постоянной части заработка, так что стимулирующая роль надбавки резкоупала. После первой мировой войны инфляция обесценила дневной заработок даже в6 долл., а платить более высокую ставку компания уже не могла. Форд решил, чтопри поточном производстве более важное значение имеет жесткая дисциплина.Рабочих стали увольнять за малейший проступок.
Но Форд не был бы Фордом, если бы ограничился только лишькарательными мерами. Компания Форда взять на себя расходы по обустройству бытагорняков и лесозаготовителей, не снижая оплаты их труда. Она строила общежитияи семейные коттеджи с отоплением, электричеством, водопроводом и канализацией,которые сдавала в аренду, а также магазины, школы, больницы, спортивныеплощадки, дороги (совместно с властями штатов).
В отличие от других предпринимателей Форд понял, что главноев производстве автомобилей не высокий уровень их технической оснащенности, алюди, работающие на предприятии. Он применил революционный для того времениметод: промышленник стал платить своим сотрудникам хорошую заработную плату,понимая, что именно они — главное звено производственной цепочки. Предпринятыешаги выглядели не просто шокирующими – в то время они были настоящейреволюцией.3.2 Создание «сельской промышленности»
 
В начале 20-х годов Форд стал расширять производствоавтомобилей и тракторов, интегрируя его с источниками сырья и энергии. Компанияприобрела огромные земельные владения – участки для строительства ГЭС, лесныемассивы (включая плантации каучуконосов в Бразилии), угольные шахты, рудники,песчаные карьеры, железную дорогу с подвижным составом, флотилию транспортныхсудов. Это привлекло внимание «автомобильного короля» к проблеме рациональногоразмещения предприятий, транспортных путей, возможностям использованияразнообразных сырьевых ресурсов. Форд хотел превратить сельское хозяйство втакую же развитую сферу экономики, как промышленность, и осуществить ихинтеграцию. «Нет ничего невозможного, если не считать что-то невозможным», –твердил он берясь за очередной эксперимент.
Фермерам Форд советовал наращивать производительность труда сиспользованием тракторов, грузовиков и минеральных удобрений, создаватьперерабатывающие предприятия, а не кооперативы по сбыту, отказаться отбанковских кредитов. Он снижал цены на тракторы «фордзон», обещал пустить наполную мощность завод по выпуску нитратов и ГЭС в долине реки Теннеси наусловиях их приватизации или долгосрочной аренды. Оба объекта принадлежалигосударству и оценивались в 100 млн долл., в то время как Форд предлагал всего5 млн долл., гарантировав при этом электрификацию и мелиорацию прилегающейместности, которая не считалась перспективной для хозяйственного развития.Однако в 1923 году Конгресс запретил передачу федеральной собственности такогоразмера в частные руки.
На собственных же землях Форд развернул свой самый длительныйэксперимент – строительство мини-заводов (филиалов компании), использующихэнергию малых рек. «Автомобильный король» считал неразумной концентрациюпромышленности в городах и пытался мобилизовать даровую энергию воды для сниженияпроизводственных издержек. Фермеры, по его мнению, должны получать на местахоплачиваемую работу, для которой у них есть и время, и желание. Еще большевремени, полагал Форд, можно высвободить, если создать общинные коровники исвинарники, а лошадей заменить автомобилем и трактором.
Было принято решение вывести часть производства за город,подключить к местным источникам энергии и использовать работников из числасельских жителей. С 1919 году до начала 40-х годов на малых реках в штатеМичиган построили 20 небольших заводов по выпуску автодеталей и приборов, гдетрудилось от десяти до нескольких сот человек, включая женщин. Самым крупнымпредприятием с 2,5 тыс. работников стала Hamilton Factory на реке Майами.Энергию давали малые электростанции, строившиеся на месте старых заброшенныхплотин и водяных мельниц.
Достоинства «сельской промышленности» широко рекламировались.Подчеркивались ее роль в повышении благосостояния фермеров, экономичность ипростота управления, высокая производительность, труд на свежем воздухе. Ставкизаработной платы были не ниже, чем у остальных рабочих компании. Сельскимжителям удавалось успевать и на завод, и на ферму на собственных автомобилях.
Малые предприятия стали любимым детищем Форда. Они не портилиландшафта, не загрязняли воду и воздух (только если река летом мелела,устанавливались вспомогательные паровые двигатели). Чистые цеха на фоне зеленыхнасаждений и водоемов выглядели очень привлекательно, став такой жедостопримечательностью для туристов, как основной завод компании. Форд считал,что новая организация производства исключила безработицу, текучесть рабочейсилы, стачки и профсоюзы, а благополучие занятых базировалось на совмещениидвух видов труда.
Однако в масштабе всей компании эти заводики давали мизернуюдолю продукции и были убыточны из-за небольшого объема производства,ограниченных энергетических и людских ресурсов, необходимых затрат на перевозкусырья и готовой продукции. Весной, когда уровень воды в реках повышался,большинство фермеров занималось полевыми работами. Сельские предприятия необладали хозяйственной самостоятельностью, хотя Форд и говорил о «децентрализациипроизводства»; он лично контролировал их работу. Вряд ли мини-заводысущественно повысили доходы фермеров, так как размещались в зажиточных районахневдалеке от Детройта.
«Автомобильный король» не жалел денег и времени, чтобыовладеть даровыми источниками энергии и создать новую организацию труда. Он неисключал возможности возвращения к жизни домашних мастерских, если придать имсовременную техническую базу. Другие промышленники не последовали примеруФорда, а среди городских рабочих не нашлось желающих поселиться «на природе».
Преемник и внук основателя компании Генри Форд II закрылпришедшие в упадок «деревенские заводы». В наши дни часть их отреставрирована ипревращена в музеи.
Некоторые исследователи сравнивали этот эксперимент Форда спроектами социалистов-утопистов, проповедовавших создание общин, где людизанимались бы попеременно ремесленным, сельскохозяйственным и умственным трудом,или с китайскими коммунами 60-х годов.
Однако идея Форда не имела ничего общего с ручным трудом,самообеспечением и коммунистическим распределением. В пропагандируемой имсельской промышленности присутствовали новейшая техника, повышениепроизводительности труда, работа на компанию.
В 30-е годы, увлекаясь сельским хозяйством, Форд стал однимиз крупнейших землевладельцев в США. Он интересовался мелиорацией, селекциейрастений, агрохимией, получением новых материалов «из того, что можно найти влесу или в поле». По его заданию специалисты инженерной лабораториипереработали сою в прочный материал типа пластмассы, построив из негоэкспериментальный автомобиль, на котором можно было ездить.
Форд предлагал заменители традиционных материалов –пластмассу из органических веществ вместо металла, молоко из сои, этиловыйспирт из зерна и картофеля вместо бензина, формовку кирпичей из земли,извлекаемой при рытье котлована.
На лесных промыслах он создал практически безотходные,экологически чистые производства, а служба утилизации использовала почти безостатка старые автомобили, металлический и деревянный лом, опилки,разнообразный мусор.
Собственные фермы Форда стали площадками для самых различныхопытов, окупаясь продажей продуктов питания.
Он уделял внимание благоустройству местности, гдерасполагались его владения.
Десятки миллионов долларов жертвовались на частные школы спрактическим уклоном (механика для мальчиков, домоводство и уход за больнымидля девочек).
Оценивая социально-экономические эксперименты Генри Форда,необходимо иметь в виду, что в период становления индустриального обществапредпринимательская благотворительность и патернализм в разных странахпреследовали, прежде всего, одну цель – интегрирование рабочих в системукапитализма. Расходы на улучшение жилищных условий, школы и больницыпромышленники считали в первую очередь производственной необходимостью, а затемуже моральным долгом. Недаром основоположник научного менеджмента Ф.У.Тейлорназвал заботу фабричной администрации о быте и досуге рабочих «дополнительнымфактором управления».
Особенность действий Форда состояла в том, что он сделал упорне на благотворительность и бесплатные социальные услуги, а на более высокийзаработок и индивидуальную ответственность рабочего за свое благополучие. Контролируемаянадбавка не просто увеличивала доход, но и прививала навыки рациональногопотребления, отвечавшие условиям жизни в индустриальном обществе.
Таким образом, хотя Форд и не был в прямом смысле словаизобретателем массового производства, повременного контроля над запасами,вертикальной интеграции, слегка грубоватой, но эффективной версиимаркетинговой концепции крупной автомобильной компании в качествемультинациональной корпорации, управления человеческими ресурсами иликорпоративной филантропии.
Однако он первым сумел практически реализовать эти идеи,значительно усовершенствовать их и эффективно объединить большинствоиз них вместе.
Фордистская система производства имеет 4 отличительных ключевыхэлемента:
1) Разделение труда — процессы разбиты на небольшие операции,которые могут выполнять низкоквалифицированный персонал. Высококвалифицирован-ныекадры заняты управлением, разработками и совершенствованием процесса.
2) Высокая стандартизация узлов, агрегатов и запчастей.
3) Организация не вокруг станков с определёнными свойствами, астанки размещены в необходимом для производства порядке.
4) Лента конвейера связывает различные стадии процесса.
Пытливость ума при неограниченных финансовых возможностяхпозволила ему стать незаурядным рационализатором и естествоиспытателем.
Какими бы драматическими не были изменения, произошедшие с «FordMotor Company» с момента ее создания в 1903 году, она была и остаетсясемейным предприятием и досих пор принадлежит наследникам основателя. Причем, в отличие от другихизвестных династий промышленников и бизнесменов, Форды до сих пор сохраняютсамую активную роль в управлении своей компанией. Им удалось внедрить исохранить такую систему, при которой, владея менее 10% всех акций «Ford MotorCompany», они обладают 40% голосов на собрании акционеров, то есть, обладаютпочти неограниченной властью над компанией.
В октябре 2001 года у руля корпорации встал представительсемьи Фордов — Уильям Клэй Форд-младший, правнук Генри Форда-старшего. И будучисейчас единственной на свете фирмой, прошедшей вместе с мировымавтомобилестроением весь его тернистый путь — от зарождения до сегодняшнейзрелости — компания Форда имеет полное право утверждать, что история века — этои ее история.
Ford Motor Company вступила в новый век в качестве четвертойпо величине корпорации в общем рейтинге мирового бизнеса и второй в составе«большой тройки» лидеров автомобилестроения.
Сегодня у компании есть свои производственные, сборочные иторговые центры в 30 странах мира. Форд ежегодно производит миллионы легковыхавтомобилей, грузовиков и тракторов и является лидером автомобильных продаж запределами Северной Америки.

Заключение
Резюмируя вышеизложенный материалоб основателе корпорации «Форд» кратко отметим следующее.
Генри Форд родился 30 июля1863 года в семье эмигрировавших из Ирландии фермеров; обучалсяна слесаря в Детройте; в 1896 году собрал первыйэкспериментальный автомобиль; в 1903 году основал Ford MotorCompany. Сумел предвидеть будущее автомобиля как массовогосредства передвижения.
Генри Форд был важнейшей творческойсилой, обеспечившей создание массового высокопроизводительного сборочногоконвейерного производства в целом и развитие автомобильной отраслии автомобилизации населения в частности. Он помог освобождениюзарождавшейся автомобильной отрасли США от финансовой зависимостиот Восточных штатов и добился сочетания высокопроизводительногомасштабного и вертикально интегрированного производства с высокимуровнем зарплаты и низкими ценами на продукцию. Его нововведенияшироко копировались в других отраслях и странах, хотя автомобили Fordпользовались исключительной известностью, прежде всего, благодаря применениюв них передовых технических достижений.
Достижения Фордаспособствовали процессу урбанизации, строительству дорог, развитию сельскогохозяйства и сферы обслуживания, не говоря уже о промышленномпроизводстве.
Оценка его личности и егодеятельности по-прежнему вызывают много споров. Им восхищались скорее вразвивающихся странах, чем в таких богатых традициями высококвалифицированноготруда государствах, как Германия или Великобритания. В его способеиспользования паблисити было много не только смелости, но и откровеннойкорысти.
В первые годы после смерти его вомногом основанная на интуиции практическая управленческая деятельность и методывнедрения инноваций активно критиковалась, но затем получили широкое признаниеу исследователей проблем менеджмента как неотъемлемая составляющая эффективногоповедения руководителя.
А.Невинс и Ф.Хилл рассматривали егокарьеру «как, возможно, наиболее впечатляющую и наверняка как самуюудивительную в истории американской промышленности».
Основные принципы производства, сформулированные Г.Фордом гласят:
1. Не бойся будущего и не относись почтительно к прошлому. Ктобоится будущего, т. е. неудач, тот сам ограничивает круг своей деятельности.Неудачи дают только повод начать снова и более умно. Честная неудача непозорна, позорен страх перед неудачей. Прошлое полезно только в том отношении,что указывает нам пути и средства к развитию.
2. Не обращай внимания на конкуренцию. Пусть работает тот, ктолучше справляется с делом. Попытка расстроить чьи-либо дела — преступление, ибоона означает попытку расстроить в погоне за наживой жизнь другого человека иустановить взамен здравого разума господство силы.
3. Работу на общую пользу ставь выше выгоды. Без прибыли не можетдержаться ни одно дело. По существу в прибыли нет ничего дурного. Хорошопоставленное предприятие, принося большую пользу, должно давать большой доход ибудет делать это. Но доходность должна получиться в итоге полезной работы, а нележать в ее основе.
4. Производить — не значит дешево покупать и дорого продавать. Этоскорее — покупать сырые материалы по сходным ценам и обращать их с возможнонезначительными дополнительными издержками в доброкачественный продукт,распределяемый затем среди потребителей. Вести азартную игру, спекулировать ипоступать нечестно — это значит только затруднять указанный процесс.
Несмотря на все ошибки, жизнь ГенриФорда — выдающийся пример осуществления смелых и во многом позитивных перемен.

Список использованныхисточников
1.  Борисов А.Б. Большойэкономический словарь / А.Б.Борисов. — М.: Книжный мир, 2003. — 895 с.
2.  Васильева Е.К. 50знаменитых бизнесменов XIX — начала XX вв. / Е.К.Васильева,Ю.С.Пернатьев. — Харьков: Фолио, 2004. – 510 с.
3.  Вощанова Г.П. Историяэкономики: Учеб. пособие / Г.П.Вощанова, Г.С.Годзина. — М.: ИНФРА-М, 2007. –255 с.
4.  Ишутина Е. Генри Форд — человек,которого избрал успех / Е.Ишутина. – 2004. – Деловой мир. — №8. – С.16.
5.  Клевалина Н. Генри Форд,король всея Америки / Н.Клевалина // Вокруг света. Рубрика «Люди исудьбы». – 2005. — №2. – С.22.
6.  Сороко-Цюпа О.С. Мир в XX веке: Учеб. пособие /О.С.Сороко-Цюпа, В.П.Смирнов, А.И.Строганов. — М.: Дрофа, 2004. – 304 с.
7.  Столяров Г. Места хватит для всех. Найджел Брэкенбери, управляющийдиректор и президент Ford в России / Г.Столяров // Ведомости. – 2008. — №35. –С.27.
8.  Тучков В. Генри Форд — кризисный менеджер / В.Тучков // FinTimes.ru. – 2009. — №10. – С.17.
9.  Форд Г. Моя жизнь, моидостижения. Сегодня и завтра / Г.Форд. — М.: АСТ, 2005. — 340 с.
10.  Форд Г. Сегодня и завтра/ Г.Форд. — М.: Альфа, 2000. – 300 с.
11.  Шпотов Б.М. Генри Форд:жизнь и бизнес / Б.М.Шпотов. — М.: КДУ, 2005. — 384 с.
12.  Википедия. Свободная энциклопедия.Форд Генри. Корпорация Ford Motor Company. [Электронный ресурс]. Режим доступа: ru.wikipedia.org
13.  Энциклопедический ресурс«Рубрикон». Генри Форд. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.rubricon.com
14.  Ford. Официальный сайт в России.[Электронный ресурс]. Режим доступа: www.ford.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.