--PAGE_BREAK--Подтверждение — аудиторская организация получает подтверждение в письменной форме от независимой третьей стороны о реальности счетов дебиторской и кредиторской задолженностей, остатков на счетах.
Запрос на подтверждение готовится от имени руководства в виде документа в адрес независимой стороны с требованием предоставить необходимую информацию аудиторской организации. Также при необходимости аудиторская организация может напрямую связаться с третьей стороной.
Если информация, полученная от третьей стороны, и информация в учетных записях расходятся, нужно сделать дополнительные процедуры для выяснения причины.
Наблюдение – полезная процедура для оценки системы внутреннего контроля.
Изучаются процессы, выполняемые другими лицами (наблюдение за пересчетом материальных запасов, осуществляемым аудиторской фирмой).
Прослеживание – аудитор проверяет некоторые первичные документы, правильное отражение соответствующих хозяйственных операций в бухгалтерском учете. Позволяет изучить нетипичные ситуации, отраженные в документах клиента.
Проверка документов – аудитор должен убедиться в реальности определенного документа. Выбирается определенная запись бухгалтерского учета и отслеживается отражение операции до первичного документа, подтверждающего реальность ее (операции) выполнения. Также изучаются результаты данной операции и влияние ее на конечный финансовый результат.
Составление альтернативного баланса – расширенный пересчет документов.
Данная процедура используется для получения доказательств о полноте отражения и реальности в учете готовой продукции (выполненных услуг) путем составления баланса израсходованного сырья и материалов по нормам на единицу продукции и фактического выхода продукции (выполнения работ). Это позволяет аудиторам выявить отклонения от нормативного расхода материалов и выхода продукции и убедиться в достоверности исчисления финансового результата.
По результатам деятельности предприятия за квартал, полугодие, год возможно получить сальдовый или оборотный балансы.
Работа трудоемкая, но она позволяет проверить ведение учета в целом.
Следующая процедура – устный опрос руководства и персонала экономического субъекта и независимой (третьей) стороны. Может проводиться на всех этапах аудиторской проверки, дополняет любые другие процедуры. Заранее могут быть приготовлены бланки с перечнем вопросов в целях фиксирования ответов опрашиваемых.
Результаты устного опроса записываются в виде краткого конспекта или протокола, с указанием данных (фамилия, имя, отчество) аудитора, проводившего опрос, и опрашиваемого лица. Все это приобщается к другим рабочим документам аудиторской проверки.
Сканирование применяют по конкретному направлению для изучения нетипичных операций в документации аудируемого лица. Например, сканирование кредитовых записей счетов расходов и подтверждение их данными первичных документов.
Рисунок 3 — Процедуры получения аудиторских доказательств
Аналитические процедуры – это оценка и анализ полученной информации, исследование показателей (экономических и финансовых) аудируемого лица, чтобы выявить искажения, их причины в бухгалтерском учете хозяйственных операций.
Аналитические процедуры выполняются на протяжении всего этапа аудиторской проверки, что повышает ее качество и сокращает трудозатарты. Их можно сочетать с другими процедурами на этапе исследования.
Процесс реализации аналитических процедур:
— определение цели процедуры;
— выбор вида и метода;
— выполнение процедуры;
— анализ результатов.
Типичные виды аналитических процедур (рисунок 4):
-сравнение показателей клиента со среднеотраслевыми данными – аудитор должен учитывать различия возможности специфичности продукции, учетной политике, экономических условиях разных предприятий;
— сравнение фактических показателей с плановыми – применяется клиентом для установления отсутствия факта изменения бухгалтерских показателей отчетного периода в соответствии с плановыми показателями;
— сопоставление изменений нескольких видов коэффициентов – аудитор на их основ делает вывод о жизнеспособности клиента;
— сравнение фактических показателей отчетного периода с показателями предыдущего периода – резкие колебания, связанные с погрешностями финансовой отчетности или изменением экономических условий, должны привлечь аудитора;
— сравнение фактических финансовых показателей с прогнозными, определенными аудитором.
Рисунок 4 – Типичные виды аналитических процедур
Доверие аудитора к результатам проведенных аналитических процедур зависит от:
— существенности анализируемых статей отчетности;
— результатов других процедур, направленных на эти же цели;
— величин отклонений показателей, используемых при выполнении аналитических процедур;
— применение небухгалтерских данных.
Аналитические процедуры позволяют улучшить качество проведенной аудиторской проверки:
— на этапе планирования аудита содействуют пониманию деятельности клиента аудита, более точному определению аудиторского риска;
— на этапе проведения проверки аналитические процедуры используются аудитором для обнаружения и исследования необычных отклонений показателей бухгалтерской отчетности;
— в процессе завершения аудита применяют для окончательной проверки наличия в отчетности искажений или проблем, в результате чего выделяются области, требующие дополнительных аудиторских процедур.
3 Порядок документирования аудиторских доказательств
Аудиторская организация и индивидуальный аудитор должны документально оформлять все сведения, которые важны с точки зрения предоставления доказательств, подтверждающих аудиторское мнение.
Документация — рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита. Рабочие документы могут быть представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде или в другой форме.[5]
Рабочие документы применяются для:
— планирования и проведения аудита;
— осуществления текущего контроля и проверки выполненной аудитором работы;
— фиксирования результатов и выводов, сделанных на основе аудиторских доказательств.
Аудитор должен составлять рабочие документы в достаточно полной и подробной форме, необходимой для обеспечения общего понимания аудита. Он должен отражать в рабочих документах информацию о планировании аудиторской работы, характере, временных рамках и объеме выполненных аудиторских процедур, их результатах, а также о выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств. В рабочих документах должно содержаться обоснование аудитором всех важных моментов, по которым необходимо выразить свое профессиональное суждение, вместе с его выводами по ним. В тех случаях, когда аудитор проводил рассмотрение сложных принципиальных вопросов или высказывал по каким-либо важным для аудита вопросам профессиональное суждение, в рабочие документы следует включать факты, известные аудитору на момент формулирования выводов, и необходимую аргументацию.
Аудитор вправе определять объем документации по каждой конкретной аудиторской проверке, руководствуясь своим профессиональным мнением. Отражение в составе документации каждого рассмотренного аудитором в ходе проверки документа или вопроса не является необходимым.
Объем документации аудиторской проверки должен быть таков, чтобы в случае, если возникнет необходимость передать работу другому аудитору, не имеющему опыт работы по этому заданию, он смог исключительно на основе данной документации (не прибегая к дополнительным беседам или переписке с прежним аудитором) понять проделанную работу и обоснованность решений и выводов.
Форма и содержание рабочих документов определяются такими факторами как:
— характер и сложность деятельности аудируемого лица;
— характер аудиторского задания;
— требования, предъявляемые к аудиторскому заключению;
— необходимость давать указания работникам аудитора, осуществлять за ними текущий контроль и проверять выполненную ими работу;
— характер и состояние систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица;
— конкретные методы и приемы, применяемые в процессе проведения аудита.
Рабочие документы должны быть составлены и систематизированы таким образом, чтобы отвечать обстоятельствам каждой конкретной аудиторской проверки и потребностям аудитора в ходе ее проведения. В целях повышения эффективности подготовки и проверки рабочих документов рекомендуется разработать в аудиторской организации типовые формы документации. Такая стандартизация документирования облегчает поручение работы подчиненным и одновременно позволяет надежно контролировать результаты выполняемой ими работы.
Рабочие документы обычно содержат:
— информацию, касающуюся организационно-правовой формы и организационной структуры аудируемого лица;
— выдержки или копии необходимых юридических документов, соглашений, протоколов;
— информацию об отрасли, экономической и правовой среде, в которой аудируемое лицо осуществляет свою деятельность;
— информацию, отражающую процесс планирования, включая программы аудита и любые изменения к ним;
— доказательства понимания аудитором систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
— доказательства, подтверждающие оценку неотъемлемого риска, уровня риска применения средств контроля и любые корректировки этих оценок;
— доказательства, подтверждающие факт анализа аудитором работы аудируемого лица по внутреннему аудиту и сделанные аудитором выводы;
— анализ финансово-хозяйственных операций и остатков по счетам бухгалтерского учета;
— анализ наиболее важных экономических показателей и тенденций их изменения;
— сведения о характере, временных рамках, объеме аудиторских процедур и результатах их выполнения;
— доказательства, подтверждающие, что работа, выполненная работниками аудитора, осуществлялась под контролем квалифицированных специалистов и была проверена;
— сведения о том, кто выполнял аудиторские процедуры, с указанием времени их выполнения;
— подробную информацию о процедурах, примененных в отношении финансовой (бухгалтерской) отчетности подразделений и (или) дочерних предприятий, проверявшихся другим аудитором;
— выводы, сделанные аудитором, по наиболее важным вопросам аудита, включая ошибки и необычные обстоятельства, которые были выявлены аудитором в ходе выполнения процедур аудита, и сведения о действиях, предпринятых в связи с этим аудитором;
— копии финансовой (бухгалтерской) отчетности и аудиторского заключения и т. п.
Документы, входящие в состав рабочей документации, должны иметь:
— заголовок с указанием наименования проверяемой организации;
— назначение рабочего документа;
— дату срок выполнение аудиторской проверки;
— ссылку на источник сведений;
— порядковый номер;
— подпись аудитора, дату.
Сведения в рабочей документации строго конфиденциальны и не подлежат разглашению. Рабочие документы – собственность аудитора (аудиторской организации). Однако, часть документов и выдержки из них могут быть предоставлены по усмотрению аудитора аудируемому лицу. Они не могут заменить бухгалтерские записи.
Рабочая документация комплектуется в папки и хранится в архиве не менее пяти лет. При ее гибели назначается служебное расследование с последующим составлением акта.
Заключение
В данной курсовой работе были рассмотрены аудиторские доказательства, источники их получения, порядок ведения документации.
Аудиторские доказательства – это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора.
Отнести к аудиторским доказательствам можно:
— первичные документы;
— бухгалтерские записи;
— полученная из других источников информация.
Очень важно определить достаточность и надлежащий характер аудиторских доказательств.
Достаточность – это количественная мера аудиторских доказательств.
Надлежащий характер, в свою очередь, качественная оценка, определяющая совпадение доказательств с конкретными утверждениями и их достоверность.
Оценить количественную меру доказательств (достаточность) и качественную меру смысловой нагрузки доказательства к конкретным утверждениям (надлежащий характер) аудитор может с помощью следующих процедур:
— тестирование средств внутреннего контроля;
— проверка по существу.
По источникам доказательства делятся на:
— внутренние — доказательства, включающие в себя информацию, полученную от аудируемого лица в письменной или устной форме;
— внешние аудиторские доказательства – это доказательства, включающие в себя информацию из других источников (третьего стороны), представленную в письменной форме обычно по запросу аудиторской организации;
— смешанные аудиторские доказательства включают в себя информацию, полученную от аудируемой стороны в устной или письменной форме, подтвержденную третьей стороной в письменном виде.
По характеру различают:
— устные доказательства, полученные в форме заявлений руководства или при опросах персонала;
— визуальные – результаты наблюдения;
— документальные – информация, которая получена из бумажных, электронных и других носителей.
Источники получения аудиторских доказательств:
— первичные документы экономического субъекта и третьих лиц;
— регистры бухгалтерского учета экономического субъекта;
— результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта;
-устные высказывания сотрудников экономического субъекта и третьих лиц;
— сопоставление одних документов экономического субъекта с другими, а также сопоставление документов экономического субъекта с документами третьих лиц;
— результаты инвентаризации имущества экономического субъекта, проводимой сотрудниками экономического субъекта;
— бухгалтерская отчетность.
Процедуры получения аудиторских доказательств:
— пересчет документов клиента;
— экспертная проверка;
— инспектирование;
— инвентаризация;
— проверка соблюдения правил учета хозяйственных операций;
— подтверждение;
— наблюдение;
— прослеживание;
— проверка документов;
— составление альтернативного баланса;
— устный опрос;
— сканирование;
— аналитические процедуры.
Аудиторская организация и индивидуальный аудитор должны документально оформлять все сведения, которые важны с точки зрения предоставления доказательств, подтверждающих аудиторское мнение.
Документация — рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита. Рабочие документы могут быть представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде или в другой форме.
Документация должна систематизироваться и оформляться в соответствии с требованиями стандартов. Хранится в течении пяти лет.
Глоссарий
продолжение
--PAGE_BREAK--