Реферат по предмету "Ботаника и сельское хоз-во"


Современное состояние сельского хозяйства в Казахстане

ВВЕДЕНИЕ
Республика Казахстан — государство, расположенное в глубине Евразийскогоматерика, на стыке двух континентов — Европы и Азии. Независимость страны былапровозглашена 16 декабря 1991 года, а 21 декабря того же года она вошла всостав СНГ.
Территория Казахстана простирается от нижнего течения Волги на западе доподножия Алтайских гор на востоке, занимая два часовых пояса, а также отЗападно-Сибирской низменности на севере до пустыни Кызылкум и горной системы Тянь-Шаньна юге. Протяженность с запада на восток превышает 3000 км, с юга на север – 1700 км.
Территория республики занимает 2724,9 тыс. кв. км. По площади онанаходится на втором месте в СНГ и на девятом в мире. На западе, севере исеверо-востоке Казахстан граничит с Россией, на юге — с государствамиЦентральной Азии — Узбекистаном, Кыргызстаном и Туркменистаном, а наюго-востоке — с Китаем. На юго-западе омывается водами Каспийского моря. Общаяпротяженность сухопутных границ составляет почти 11,6 тыс. км, а морских — 600 км.
Расположившись на огромной территории, Казахстан является одной измалонаселенных стран мира — 5,6 чел. на 1 кв. км. Общая численность населенияпо состоянию на 1 января 2007 года равна 15394,6 тыс. чел., из которых 57%проживают в городах.
Актуальность. Одной из главных проблем Казахстана, является обострениеэкологической ситуации в связи с интенсивным хозяйственным освоениемтерритории. Важным сектором экономики Казахстана является сельское хозяйство.Площадь сельскохозяйственных угодий страны составляет 76,5 тыс. га, т том числепашни — 24,1 млн. га, пастбищ — 46,5 тыс. га. На севере климатические условияблагоприятствуют выращиванию яровой пшеницы, овса, ячменя и других зерновыхкультур, а также позволяют развивать овощеводство, бахчеводство и возделыватьряд технических культур — подсолнечник, лен-кудряш, табак и др. На югереспублики, в предгорной полосе и в долинах рек, где много тепла, приискусственном орошении дают высокие урожаи хлопчатник, сахарная свекла, желтыйтабак, рис, плодоносят сады и виноградники. Природные условия Казахстана, ихмногообразие обуславливают значительные потенциальные возможности для развитияживотноводства. В республике традиционно занимаются овцеводством, коневодством,верблюдоводством, разведением крупного рогатого скота.
Пустынные и полупустынные территории в центральной и юго западной частяхКазахстана широко используются как сезонные пастбища для скота. В качествелетних пастбищ используются горные луга на востоке и юго-востоке республики.
Цель — поэтапно раскрыть развитие сельского хозяйства в РеспубликеКазахстан и найти пути совершенствования сельского хозяйства в Казахстане.
В данной курсовой работе мы рассмотрим основные исторические тенденцииразвития сельского хозяйства в Республике Казахстан, современное состояние ипроблемы аграрного сектора экономики.
Задачи:
— раскрыть историю развития сельского хозяйства республики;
— рассмотреть важные аспекты сельского хозяйства Казахстана;
— дать характеристику природных условий для ведения сельского хозяйства;
— охарактеризовать процессы аграрного производства.
Практическая значимость. Практическое значение определяется вопросами,которые связаны с особенностями природных условий, с уровнем развития аграрногосектора, а также с материально-технической базой.
Собранные и обобщенные мной материалы могут быть использованы работникамиземельных комитетов, преподавателями и студентами вузов естественногонаправления, учителями школ и т.д.
1. Экономическая сущность сельскогохозяйства
1.1 Историческое развитие сельскогохозяйства в Казахстане
Продовольственные затруднения конца 40-х-начала 50-х г. привели к поискамвластями путей выхода из кризиса. Началось повышение закупочных цен на продукциюколхозов, уменьшение обязательных поставок, списаны долги колхозов,находившихся на грани разорения. Однако без коренной ломки всей экономическойсистемы поднять сельское хозяйство было невозможно. Поэтому увеличение объемапродукции было решено достигнуть путем механического расширения посевныхплощадей.
Освоение целинных земель. В 1954 г. ЦК КПСС принял решение о расширении посевных площадей в стране за счет освоения целинных земель в северныхрайонах Казахстана, в Сибири, на Урале и Северном Кавказе. Это были зонырискованного земледелия с очень уязвимыми к эрозии почвами и недостаточнойувлажненностью. Их распашка означала отказ от интенсивных методов агротехники,консервирование отсталых способов хозяйствования. Уже к августу 1954 г. в Казахстане было распахано 6,5 млн. га. К началу 1955 г. площадь обрабатываемых земель выросла на 8,5 млн. га, было создано 90 новых совхозов. С осени 1954 г. началось создание еще 250 совхозов. Всего в годы освоения целины (1954-1960гг.) былораспахано 25,5 млн. га. Для обеспечения новых земель рабочей силой былапроведена мобилизация добровольцев из западных районов страны, которым давалисьзначительные льготы — бесплатный проезд с имуществом, денежные пособия до 1тыс. руб., кредит на постройку до 20 тыс. руб на 10 лет, до 2 тыс. руб. наприобретение скота, освобождение от сельхозналога от 2 до 5 лет. Всего наосвоение целины в 1954-59 гг. было выделено более 20 млрд. руб.
Первые годы освоения целины, кроме засушливого 1954 г., были достаточно благоприятными. В 1956 г. в стране был собран рекордный урожай в 125 млн.тонн зерновых, из которых 50% было получено на целинных землях. Однаконарушение экологического равновесия и ветровая эрозия уже в конце 50-х годовстали превращаться в серьезную проблему. К I960 г. в Северном Казахстане из-занерационального освоения целинных земель из хозяйственного оборота быловыведено более 9 млн. га. почв. С начала 60-х годов начались периодическиезасухи, приведшие к катастрофе 1963 г., когда впервые страна была вынуждена дляобеспечения продовольствием закупить за границей 12 млн. т зерна на 1 млрд.долларов. Эффективность целинных почв ежегодно падала и если в 1954-58 гг.средняя урожайность была 7,3 ц/га, то в 1961-65 гг. -6,1 ц/га.
Распашка гигантских площадей целинных земель привела к резкому сокращениюв Казахстане сенокосных и пастбищных угодий и началу длительного кризисатрадиционной отрасли сельского хозяйства республики животноводства. В 1955 г. пришлось принять специальное постановление ЦК КПСС и обязать 47 степных районов и 225 совхозовразводить мясной скот. Начались работы по орошению земель и расширению кормовойбазы. В результате с большим трудом удалось поднять общую численность скота вреспублике к 1960 г. до 37,4 млн. голов (в 1928 г. — 29,7 млн. голов). Тем не менее, рост численности населения привел к определеннымзатруднениям в обеспечении продовольствием, что заставило власти в 1962 г. впервые пойти на повышение цен на мясо на 30% и на масло — на 25%. Планируемого увеличенияпроизводства мяса в три раза не получилось.
Отрицательно на сельском хозяйстве сказалась и реорганизация МТС(машинно-тракторных станций) с обязательным выкупом техники колхозами исовхозами. Более благополучные хозяйства, несомненно, выиграли от реформы иполучили возможность улучшить организацию труда. Однако многие колхозы попали вкритическое положение, т.к; выкуп техники изъял все средства, полученные врезультате повышения закупочных цен, и потребовал новых государственныхдотаций. Эта реформа вызвала отток квалифицированных специалистов-механизаторовиз села и сокращение парка сельскохозяйственных машин. В Казахстане сокращениебыло покрыто только присылкой техники на освоение целины.
В целом, освоение целины превратило Казахстан в один из крупнейшихпроизводителей зерновых в мире и в то же время заложило причины длительногокризиса сельского хозяйства в республике в последующие годы.
Развитие сельского хозяйства в бО-е-80-е годы. Начало 50-х годовзавершило процесс отчуждения производителей от земли и средств производства. В1961-65 гг. в Казахстане было проведено преобразование 1 022 колхозов в 619совхозов. Если колхоз был формально кооперативом с коллективной собственностью,то совхоз — государственное предприятие, т.е. без каких-либо компенсацийкооперативная собственность была превращена в государственную. Тяжелыесоциально-экономические условия на селе привели к увеличению в 60-х годахмиграции сельского населения в города. Даже перевод ряда хозяйств в 1967 г. на хозяйственный расчет не привел к коренному перелому. Усиление текучести привело крегулярному использованию в сельском хозяйстве труда армии и горожан, а такжеприглашением рабочей силы из других республик. Так, во время уборочных работ в 1968 г. в Казахстан было направлено 16 тыс. комбайнеров и несколько тысяч военнослужащих.Традиционным стало применение труда учащихся и студентов (т.н. сельхозработы).
Начало 70-х гг. ознаменовалось попытками интенсифицировать сельскоехозяйство на основе комплексной механизации, химизации и мелиорации земель.Планировалось перевести животноводство на промышленную основу. В 1977 г.началась поддержка частного сектора в сельском хозяйстве, были сняты ограниченияна поголовье домашнего скота, увеличена площадь приусадебного участка. В начале80-х годов продолжающаяся стагнация в сельском хозяйстве заставила власти пойтина еще более радикальные реформы. Были образованы агропромышленные комплексы свключением сельскохозяйственных, научно-исследовательских и промышленныхпредприятий, введен бригадный подряд, однако эти меры не дали желаемогорезультата. Те тенденции, которые были заложены в сельском хозяйстве еше в 50-егоды продолжали нарастать. Валовый сбор зерна и поголовье скота росли медленно,остро чувствовался недостаток рабочей силы, с конца 70-х годов вновь островстала проблема обеспечения населения мясными и молочными продуктами. ЕжегодноСССР вынужден был закупать за границей около 40 млн. тонн зерна.
Казахстан был одним из основных производителей мяса, шерсти и зерна вбывшем Советском Союзе. Однако в 1990-х годах сельскохозяйственное производствосократилось.
Посевные площади в 1991-1997 уменьшились на 13,2 млн. га (38%). В 1997было произведено 12,4 млн. т зерна — на 3% больше, чем в 1991. В то же времяпроизводство сахарной свеклы, подсолнечника, картофеля и овощей сократилосьсоответственно на 82%, 50%, 31% и 8%. Производство мяса снизилось на 53%,молока на 40%, яиц — на 70%. Практически вдвое сократился экспортный потенциалсельского хозяйства страны. Резкое сокращение сельскохозяйственногопроизводства связано как с миграцией сельского населения, особенно немцев, таки с нерешенностью вопроса о собственности. Добыча и переработка полезныхископаемых.
В 1989 в Казахстане было добыто 23,8 млн. т железной руды и 151,9 тыс. тмарганцевой руды, произведено 6,8 млн. т стали и 5 млн. т чугуна. К 1997 объемпроизводства черных металлов сократился на 45%, цветных металлов — на 16%. Встране имеются значительные запасы хрома, свинца, цинка, урана, молибдена,бокситов, фосфатов и меди, однако их разработка требует значительныхкапиталовложений. Крупнейшие иностранные инвесторы Казахстана — «Шеврон», «Эльф-Акитэн», «Аджип» и др. Насередину 1998 в Казахстане зарегистрировано 1388 действующих предприятий синостранными инвестициями из 81 страны. Производство потребительских товаров. В1989 ок. 75% промышленного производства Казахстана приходилось на тяжелуюпромышленность и только 25% — на производство товаров народного потребления. К1997 доля производства потребительских товаров сократилась до 17%, посколькуказахстанская промышленность не выдержала конкуренции с китайскими, турецкими идругими зарубежными производителями.
Сельское хозяйство является одной из ключевых отраслей экономикиКазахстана. Уровень развития аграрного сектора всегда выступал и продолжаетвыступать определяющим фактором экономической и общественно — политическойстабильности казахстанского общества.
Являясь одним из приоритетных направлений развития экономики республики,сельское хозяйство располагает огромным потенциалом и большими резервами.Разнообразные климатические условия Казахстана позволяют выращивать почти всекультуры умеренного теплового пояса и развивать животноводство.
Общий анализ ситуации в агропромышленном комплексе Казахстана Аграрныйсектор Казахстана имеет следующие характеристики:
• общая площадь земель сельскохозяйственного назначения – 222,6 млн.га,из них под пашней находится 24 млн. га (10,8%), сенокосами 5 млн. га (2,2%),пастбищами 189 млн. га (85%);
• численность сельского населения – 7,3 млн. человек, или 47,2% от общейчисленности населения страны;
• резко выражена горизонтальная и вертикальная зональность почвенного ирастительного покрова. В лесостепной и степной зонах находится 10% всех земель,в полупустынной и пустынной – около 60%, в горных областях – около 5%;
• все земледельческие зоны страны характеризуются низким количествомгодовых осадков – 150-320 мм.;
• отсутствие выхода к морю, что создает существенные сложности длядоступа к внешним рынкам;
• самодостаточность обеспечения по большинству продуктов питания, заисключением таких видов продукции, как сахар, растительное масло, мясо птицы,овощи и фрукты в периоды межсезонья;
• специализация северных регионов на выращивании зерновых культур иживотноводстве; южные регионы, где орошение имеет существенное значение, имеютбольшую диверсификацию возделываемых культур (зерновые, масличные,плодово-ягодные культуры, овощи, хлопок);
• оценка производства валовой продукции сельского хозяйства в 2007 годуна 1 га пашни составляет 47,5 тыс. тенге, производство продукции сельскогохозяйства на 1 работника, занятого в сельском хозяйстве составляет 453 тыс.тенге;
• является крупным экспортером пшеницы и муки (входит в 10-ку мировыхэкспортеров), значительную долю в общем экспорте сельхозпродукции страны имеюттакже хлопок (15%), кожа и шерсть (25%);
• отрасль животноводства является традиционной для Казахстана, при этомпочти 90% скота находится в домашних хозяйствах населения;
• средний возраст парка сельхозтехники составляет 13-14 лет, принормативном сроке эксплуатации 7-10 лет; 70% имеющегося парка сельхозтехники –производства до 1991 года;
• ограниченность предложения финансовых услуг сельхозсектору. По оценкамВсемирного банка неудовлетворенная потребность в кредитных ресурсах по самымконсервативным оценкам оценивается примерно в 1 млрд. долл. США в год.
С целью подъема экономики села за последние десять лет были принятыгосударственные и отраслевые программы по развитию и поддержке АПК и села,подкрепленные солидными финансовыми ресурсами.
1.2 Экономическое состояние сельскогохозяйство в Казахстане
Развитие сельского хозяйстваосуществляется в двух формах: экстенсивной и интенсивной. Под экстенсивной понимаюттакую форму развития сельского хозяйства, при которой объемы продукцииувеличиваются за счет расширения площадей обрабатываемой земли, природныхкормовых угодий и использования естественного плодородия почв на неизменнойтехнической основе. При интенсивной форме объемы продукции увеличиваются врезультате улучшения использования обрабатываемой земли, повышения еепродуктивности на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, совершенствованияформ организации производства.
Экстенсивный путь имел важноезначение для увеличения производства продукции на ранних этапах развитиясельского хозяйства. Однако освоение новых земель продолжается и в настоящеевремя. Вместе с тем исторический опыт развития большинства стран мирапоказывает, что основным и наиболее перспективным направлением развитиясельского хозяйства является интенсификация.
Объективными предпосылкамиинтенсификации сельского хозяйства являются:
-ограниченность земель, пригодных длясельскохозяйственного использования;
-развитие производительных сил,совершенствование орудий и средств обработки земли;
-общественное разделение труда;
-рост городского населения,потребности в сельскохозяйственных продуктах.
Интенсификация не исключает иэкстенсивное освоение земель, необходимость в котором возникает в двухситуациях: когда невозможно покрыть растущий спрос на продукты сельскогохозяйства только за счет интенсификации; если расширение посевных площадейпозволяет при равной сумме капитальных и текущих затрат получить большепродукции, чем при интенсификации.
Преобладание экстенсивного илиинтенсивного пути развития сельского хозяйства зависит от сложившихсяэкономических условий — наличия свободных земель, возможности дополнительныхвложений, спроса на продукцию, эффективности производства. На практикеувеличение продукции часто происходит посредством применения двух формодновременно. При этом необходимо иметь в виду, что экстенсивная форма развитиясельского хозяйства при определенных условиях может быть эффективной,следовательно, экстенсивное развитие нетождественно неэффективности.
Интенсификация сельского хозяйства — это основная форма расширенного воспроизводства, осуществляемая путемсовершенствования системы ведения отрасли на основе научно-техническогопрогресса для увеличения выхода продукции с единицы площади, повышенияпроизводительности труда и снижения издержек на единицу продукции.
При определении интенсификациинеобходимо исходить из характерной для нее тройственной взаимосвязи: затраты — земля продукция. Однако продукция может быть получена и при отрицательномвлиянии интенсификации на окружающую среду, поэтому одним из необходимыхусловий данного процесса является экологическое благополучие.
Следовательно, под интенсификациейсельского хозяйства следует понимать дополнительные вложения материальныхсредств, а иногда и живого труда на той же площади, осуществляемые на основесовершенствования техники и технологии производства с целью увеличения объема продукциипри одновременном росте экономического плодородия земли.
Данное определение раскрываетматериальную основу интенсификации, которую составляют дополнительные вложениякачественных средств и квалифицированного труда. В ходе интенсификации затратыматериальных ресурсов (овеществленного труда) увеличиваются, а живого трудасокращаются, так что совокупные затраты труда в целом на единицу продукцииуменьшаются.
Под дополнительными вложениями следует понимать затраты материальныхсредств и труда на единицу площади, которые превышают уровень затрат в базовыйпериод или в базовом хозяйстве, осуществляются с целью повышения плодородияпочв, увеличения выхода продукции с единицы площади. В сущности, понятие«добавочные вложения материальных средств и труда» предполагает изменение форморганизации производства, преобразование техники и технологии.
1.3 Материально-техническая база сельского хозяйства
Важнейшим условием эффективного использования богатых природных ресурсовв сельском хозяйстве является его механизация и электрификация, осуществлениетехнической политики в этой отрасли. Во времена Советского союза был достигнутвысокий уровень оснащенности сельского хозяйства энергетическими исельскохозяйственными машинами, оборудованием проведение реформ обусловилорезкий спад спроса на технику и научно-техническую продукцию. Значительнаячасть технических средств давно исчерпала эксплуатационный срок Износ основныхпроизводственных фондов в сельском хозяйстве и ряде отраслей пищевой иперерабатывающей промышленности составляет 40 — 70 %. По состоянию на 1.01.99г. в целом по республике на 100 крестьянских хозяйств приходилось по 43трактора, 22 тракторных прицепа, 19 грузовых автомобилей, 14 зерноуборочныхкомбайнов, 27 сеялок, 14 плугов, 10 культиваторов, 12 косилок, по 1 доильнойустановке и электростригальному агрегату. В целом за годы независимости уровеньобеспеченности аграрного сектора техникой сократился более чем в 50 раз.Движение по пути реформ усугубило существовавшие долгие годы трудности вобеспечении паритета цен. Источником роста цен на средства производства длясела явились огромные наценки снабженческих организаций, которые сами оказалисьбез собственных средств, и НДС, который начислялся на каждом промежуточномэтапе продвижения товара к потребителю. Повышение цен на приобретаемуюсельхозпроизводителями продукцию промышленности во многом зависело от ихизменение на энергетические ресурсы. Для сельского хозяйства характерна высокаястепень риска, связанная с непредсказуемостью климатических условий. Оно самоне может сохранить ценовой паритет прежде всего из-за отраслевых особенностей:производство устойчиво по ассортименту и сезонности; сельский производительприобретает и использует средства производства, как правило, не зная цен насвою продукцию. Эта особенность вынуждает многие государства применять особыемеры по защите сельских производителей от ценового диспаритета. Ценоваяполитика зарубежных стран, включая страны ЕС, направлена на защиту интересовкак потребителей так и производителей сельхозпродукции. Это осуществляетсяустановлением предельных — верхних и нижних цен. В США, например, ценовомугосударственному регулированию подвергалась не вся продукция сельскогохозяйства, а часть базовых товаров — 14 важнейших. Для нас в качестве базовых могутвыступать зерно, семена масленичных культур, корнеплоды сахарной свеклы,хлопок, молоко и мясо. Одна из главных проблем сельского хозяйства — ухудшениекачества сельскохозяйственных угодий и защита культур. Любой статистическийотчет из года в год выдает отрицательный баланс питательных веществ на пахотныхземлях во всех регионах республики, когда вынос элементов питания превышаетвнесение в почву удобрений, при том, что почвы Казахстана в своем естественномсостоянии и так обладают низкими продуктивными свойствами и постоянно нуждаютсяв улучшении.
По данными службы химизации, казахстанская пашня ежегодно теряетбезвозмездно 2,5 млн. тонн питательных веществ, когда для восстановления почвтребуется производить и вносить в земли 1,8 млн. тонн фосфорных, 1,1 млн.азотных и 0,4 млн. тонн калийных удобрений. В 1998 году по сравнению с 1997годом производство удобрений сократилось в 7 раз, а по сравнению с 1990 годом — в 73 раза, причем выпуск фосфорных удобрений уменьшился в 7 и 87 разсоответственно, азотных — в 7 и49 раз, а калийные туки вообще не производятся втечение пяти лет. В 1998 году производство азотных удобрений в 2,2 раза быломеньше объемов их внесения под различные культуры. Объемы использования азотныхудобрений катастрофически уменьшились — по всем сельскохозяйственным культурампрактически в 34 раза. Понятно, что эти показатели в нашей республике еще неговорят о переходе на альтернативное органическое земледелие, котороепереживает настоящий бум в Европе и США, не жалеющих средств на выращивание ипотребление экологически чистых продуктов. У нас речь идет не о желаемомотсутствии нитратов в приобретаемых продуктах, а о естественно возникающейпроблеме падения урожая, на значительную часть которого распространяет аппетитывсякая насекомая гадость. Можно заострить внимание только на одном фактепотерь, связанных с отсутствием химической обработки посевов: из -за этогореспублика, не учитывая нашествия саранчи, и так, по данным статистиков,ежегодно теряет 3,4 центнера зерновых с 1 гектара земли.
Наши фермеры ссылаются на недоступность и дороговизну химическихминеральных удобрений. Но не используется и органическое сырье.Анализируяситуацию, отечественные статистики подметили такой факт, что за период1990-1998 гг. удобренная органическими веществами площадь сократилась с 688тысяч до 8,8 тысячи га, или в 78 раз. И ее доля после такого уменьшениясоставляет лишь 0,1%. Если в 1990 году под все сельскохозяйственные культурыбыло внесено 22,4 млн. тонн этих удобрений, то в 1997 году — лишь 57 тысяч тонн, что в 394 раза меньше, чем в 1990 году, и на 45% меньше уровня 1997 года. Вто же время, даже имеющееся поголовье КРС позволяет производить требуемыеобъемы органических удобрений для улучшения качества земель. В результатетакого отношения к плодородию земли, согласно официальной информации,среднегодовая урожайность зерновых культур и хлопка — сырца за пятьлет(1993-1998) по сравнению со среднегодовой в 1986-1990-х годах снизились натреть, картофеля — на пятую часть, овощей — почти на2/5, подсолнечника на зерно- в 3 раза, а сахарной свеклы — в 2,5 раза.
Основным средством производства в сельском хозяйстве является земля. Посравнению с другими средствами производства она имеет ряд особенностей: земля — вечное, незаменимое, ограниченное и свободно не воспроизводимое средствопроизводства. В различные земельные участки обладают относительно устойчивойкачественной неоднородностью и характеризуются определенным и постоянным ихфизической неперемещаемостью; как средство производства земля может функционироватьтолько в совокупности и во взаимодействии с другими средствами производства; Ив процессе рационального использования земля не только не изнашивается, но ипостоянно улучшается. Из рассмотренного в работе, можно сделать вывод, чтоКазахстан обладает богатыми земельными ресурсами, которые можно использоватьдля развития различных подотраслей сельского хозяйства: в растениеводстве иживотноводстве. Но, в результате накапливавшихся долгими годами нерешенныхпроблем этой отрасли, земля — главное богатство в с/х, доведена до совершеннонеудовлетворительного состояния: падает плодородие почв, осложнено обеспечениеземель водой, большое количество земель заброшено и выведен изсельскохозяйственного оборота.

2. Приватизация в сельском хозяйстве в Казахстане
2.1 Приватизация – формы, цели и признаки
ВКазахстане, в законодательных и нормативно-методических документах по проблемамрыночной экономики, рассматриваются термины «Разгосударствление» и«Приватизация».
Разгосударствление-преобразованиегосударственных предприятий с передачей функций хозяйственного управления исоответствующих полномочий непосредственно хозяйствующим субъектам.
Приватизация-приобретение у государства гражданами и юридическими лицами объектовгосударственной собственности или акций государственных акционерных обществ.
Всоответствии с разработанной программой в республике осуществляетсяприватизация государственных предприятий и организаций с преобразованием их вчастные или смешанные государственно-частные акционерные компании и товарищества.
Приватизациюосуществляет Государственный комитет Республики Казахстан по государственномуимуществу и его территориальные органы с участием министерств, ведомств иместных администраций.
Реформасобственности в Казахстане прошла уже два этапа. Первый этап охватил период с1991 по 1992 года и концентрировался, в основном, на продаже объектов торговлии сферы услуг, а также на передаче государственной собственности трудовымколлективам предприятий. В это время более 2500 крупных и около 4000 малыхперешли в негосударственный сектор экономики.
Приэтом полностью частным стало лишь каждое пятое предприятие, прошедшее черезразгосударствление, преимущественно в сфере сельского хозяйства, торговли,общественного питания и бытового обслуживания.
Второйэтап реформы проходил с 1993 по начало 1996 года. Все предприятия республики взависимости от численности персонала и отраслевой принадлежности были поделенына четыре группы, для каждой из которых предусматривались различные способыприватизации.
2.2 Принципы приватизации имущества государственных сельскохозяйственныхпредприятий
Существует около 4000 государственныхсельскохозяйственных предприятий и предприятий по переработкесельскохозяйственной продукции. Государственные предприятия коллективизируютсяи земля распределяется между отдельными членами коллектива.
Государственные предприятия сектора переработкисельскохозяйственной продукции и агросервиса также приватизируются по этойпрограмме с передачей акций коллективам, отдельным сотрудникам и сельскохозяйственнымпроизводителям. При этом цены устанавливаются на приемлемом уровне с поправкойна инфляцию. Несколько крупных перерабатывающих предприятий будут проданы поПрограмме приватизации по индивидуальным проектам.
Основными принципами приватизации имущества государственныхсельскохозяйственных предприятий являются:
преимущественное право трудового коллектива в выборе форм приватизации;
гарантированность получения каждым членом трудового коллектива своей долив приватизируемом имуществе государственного сельскохозяйственного предприятияв денежной или натуральной формах;
обеспечение равных правовых условий для создания различных формсобственности и хозяйствования;
сочетание возмездной и безвозмездной передачи имущества при приватизации;
сочетание коллективной и частной форм собственности на имущество сисключительной собственностью Республики Казахстан на землю и другие природныересурсы;
использование приватизируемого имущества для сельскохозяйственногопроизводства;
первоочередность приватизации имущества убыточных государственныхсельскохозяйственных предприятий;
необходимость увязки сроков приватизации с цикличностью и сезонностьюсельскохозяйственного производства;
обеспечение при приватизации неразрывности технологических процессовпроизводства продукции на птицефабриках, животноводческих комплексах, тепличныхкомбинатах и иных аналогичных объектах;
участие сельскохозяйственных товаропроизводителей в приватизациигосударственных предприятий материально-технического снабжения и агросервисногообслуживания, заготовки, хранения, переработки, транспортировки и реализациисельскохозяйственной продукции;
обязательность приватизации имущества государственныхсельскохозяйственных предприятий, включенных в программу разгосударствления иприватизации государственной собственности.
2.3. Объекты и субъекты приватизации
Объектами приватизации являются основные фонды и оборотные средствагосударственного сельскохозяйственного предприятия, включая объектысоциально-культурного, бытового и коммунального назначения, производственной исоциальной инфраструктуры, жилищного фонда, а также иные ценности, состоящие набалансе предприятия. Земля и другие природные ресурсы, являющиесяисключительной собственностью Республики Казахстан, приватизации не подлежат.Приватизация имущества научных, учебных, учебно-опытных,опытно-экспериментальных хозяйств, а также предприятий и организацийветеринарии, станций химизации и защиты растений производится в соответствии сперечнем, утверждаемым Государственным комитетом Республики Казахстан погосударственному имуществу и местными Советами народных депутатов попредставлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия РеспубликиКазахстан, Казахской Академии сельскохозяйственных наук.
Субъектами приобретения имущества государственных сельскохозяйственныхпредприятий являются их трудовые коллективы, граждане Республики Казахстан инаходящиеся на территории Республики Казахстан юридические лица, собственностькоторых не принадлежит государству.
При приватизации отдельных объектов отраслей сельского хозяйства винтересах обеспечения приоритетного права граждан республики ПравительствоРеспублики Казахстан вправе установить для участия в качестве покупателя цензпостоянного проживания на территории Казахстана не менее пяти лет.
сельский хозяйство приватизация

3 Пути совершенствования сельского хозяйства в Республике Казахстан и егоинтенсификации в условиях рыночной экономики
3.1 Программа «Аул 2003-2005»
Однако проведенная в рамках Программы работа Правительства оценена вцелом положительно. Впервые наметилась положительная тенденция в развитиисельского хозяйства в стране. По данным Агентства РК по статистике, объемваловой продукции сельского хозяйства в 2005 году составил 763,2 млрд тенге.Это больше, чем в 2004 году на 10 % и больше, чем в 2003 году на 25,7 %.Создано 208 тысяч рабочих мест, что в шесть раз больше, чем планировалось.Заработная плата сельскохозяйственных работников увеличилась в два раза.Возросла эффективность использования земли. Валовая продукция сельского хозяйствана 1 га пашни в сопоставимых ценах в среднем за 2003-2005 годы составила 11тыс. тенге, что на 7,5 % выше аналогичного показателя за 1999-2002 годы и на60,3 % – за 1995-1998 годы.
В рамках Программы проведен ряд преобразований в системе государственногоуправления отраслями агропромышленного комплекса (АПК).
Резко возросли объемы кредитования сферы агропромышленного комплексабанками второго уровня и сельскими кредитными товариществами (на сумму более 23млрд тенге и 13,6 млрд тенге соответственно).
Меры государственной поддержки семеноводства позволили увеличить долюкондиционных семян с 53 % в 2001 году практически до 100 % в 2005 году, приэтом доля семян 1-2 класса выросла до 70 %.
В рамках агропродовольственной программы «Казагрофинанс» разместил влизинг 3 166 единиц сельскохозяйственной техники, в том числе 1 495 комбайнов,964 трактора, 96 посевных комплексов.
Общее сальдо экспорта-импорта сельхозпродукции и продуктов переработкиявляется положительным, превышение экспорта над импортом составляет 35 %.
Все это было достигнуто благодаря значительному субсидированию сельскогохозяйства в рамках Государственной агропродовольственной программы РеспубликиКазахстан на 2003-2005 годы на сумму 145,8 млрд тенге. Таким образом, за 1вложенный государством тенге было получено продукции на сумму 14,15 тенге.Однако вложения бюджетных средств в сельское хозяйство Республики Казахстаннеадекватны полученным результатам.
В результате реализации Программы увеличились лишь количественныепоказатели. Качественные показатели оставляют желать лучшего. Так, в 2005 годубыло собрано около 13 млн тонн пшеницы. Но качество зерна по сравнению спредыдущими годами снизилось. Зерна 1 и 2 класса практически нет. Урожайностьосталась на прежнем уровне. Казахстан теряет свои экспортные позиции. И это притом, что конкуренция на мировом рынке зерна обостряется.
Министерством сельского хозяйства дана информация, что за первоеполугодие 2005 года количество предприятий по переработке сельскохозяйственнойпродукции и пищевой промышленности, внедривших международные системыменеджмента качества на соответствие стандартам ИСО 7970 – 89, ИСО 11051 – 89 иХААСП выросло с 20 до 27 единиц. Но предприятий – производителей сельхозсырьясреди них нет.
Основными причинами ухудшения качества зерна в 2005 году названы погодныеусловия в начале уборки урожая, проблемы с обеспечением уборочной кампании ГСМ,нарушением элементарных агротехнических сроков и правил посевасельхозпроизводителями.
Большинство сельхозпроизводителей не получили субсидий, предусмотренныхПрограммой. Так, в 2004 году было внесено всего 9,6 % минеральных удобрений,сельхозпроизводителями получено 15-20 % удешевленного ГСМ от общей потребности.Доля нерайонированных семян, использованных для посева в 2005 году, составила65 % от общего количества. Есть хозяйства, которые, несмотря на запрет,использовали при посеве некондиционные семена. По данным Агентства РК постатистике, в 2004 году только около 15 % агроформирований получили субсидии избюджета, немногим более 20 % – кредиты и займы. Основная доля средств длясубсидирования была направлена в хозяйства, являющиеся сельхозформированиямиколлективного типа – на базе бывших совхозов, а не фермерскими (крестьянскими)хозяйствами.
Анализ показывает, что уровень государственной помощи в расчете на 1 гектар пашни в Казахстане составляет 7 долл., тогда как в Канаде – 83, в США – 107, в Финляндии –500, в ЕС – 855.
Но даже и эти средства расходуются недостаточно эффективно. Актуальнойявляется проблема прозрачности и рациональности в использовании бюджетныхсредств. Многомиллиардные кредиты до последнего времени направлялись внереформированные секторы сельского хозяйства, в так называемые депрессивныехозяйства и слабым фермерам. Все эти огромные средства не приносили отдачи.Фактически деньги использовались лишь для поддержания минимального прожиточногоуровня, не создавая эффективной базы для дальнейшего развития. Сама схемавыделения средств, как показала практика, явилась непрозрачной и способствовалапорождению фактов коррупции.
Министерство сельского хозяйства РК не владеет информацией о степениэффективности работы хозяйств, получивших субсидии, и хозяйств, не получившихсубсидии в 2004 и 2005 годах. Можно предположить, что министерство считаетсвоей главной задачей лишь работу по распределению субсидий, но не мониторингрезультатов сельскохозяйственного производства после выделения средств.
Неясен и сам механизм субсидирования, по каким критериям выделяются средства.Министерство информирует, что субсидирование производится на основе заявок. Носколько заявок поступило и сколько хозяйств охвачено субсидированием, все лизаявки удовлетворены, были ли случаи отклонения заявок, не известно.
Ситуация с урожаем 2005 года свидетельствует о том, что в результатереализации Программы так и не было создано самого главного для повышенияконкурентоспособности продукции – высокотехнологичного сельскохозяйственногопроизводства.
Меры, предпринимаемые министерством для внедрения в процесс производствасельскохозяйственной продукции современных агротехнологий, сводятся в основномк внедрению влаго- и ресурсосберегающих технологий, расширению посевныхплощадей высокорентабельных культур.
По продуктивности полей и ферм Казахстан в 3-4 раза отстает от многихстран мира. Общие инвестиции, направляемые в сельское хозяйство Казахстана, впоследние годы не превышают 5 %.
Не снижается уровень импорта мяса. Согласно официальным статистическимданным, из общего количества потребляемого в год мяса Казахстан импортируетоколо половины. В 2004 году положение животноводческой отрасли еще не достиглоуровня 1995 года.
По информации Министерства сельского хозяйства РК, только 16 %произведенного в стране мяса, 13 % молока, 39 % шерсти, 1 % овощей, плодов иягод подвергаются переработке.
Положительная динамика сельскохозяйственного производства в целомобусловлена прибылью в растениеводстве, в то время как доходностьживотноводства пока неустойчива. Но без равномерного развития обеих частейневозможно полноценное развитие аграрного сектора. Животноводство должно игратьстабилизирующую роль, сглаживая провалы неурожайных лет в растениеводстве.
Существует и ряд других проблем: низкий технологический уровеньпроизводства продукции; низкий генетический потенциал скота; недостатки всистеме кормопроизводства; недостаточное кадровое, научное,информационно-маркетинговое и правовое обеспечение; невыполнение плана погосударственному закупу зерна; варварское использование земель без внесенияминеральных удобрений; отсутствие интереса у крестьян к элитному семеноводствуи животноводству.
Необходимо обратить внимание также на грамотный менеджмент и ценовуюполитику.
Устаревший парк техники требует обновления. За 3 года действияагропродовольственной программы обновлено только 15- 20 % всего паркасельхозтехники, причем половина из этого объема – за счет средств самихфермеров.
Требует совершенствования и Закон РК «Об обязательном страховании врастениеводстве», вступивший в силу с 1 апреля 2004 года в рамках Государственнойагропродовольственной программы Республики Казахстан. Согласно указанномузакону производители зерновых, масличных культур, хлопка и сахарной свеклы вобязательном порядке должны страховать свои риски по выращиванию этих культур.При этом страхованию подлежит не сам урожай, а затраты на его выращивание.
Пока охвачены страхованием, в основном, крупные хозяйства и связанные сними. На сегодня в стране застраховано более 60 % всей посевной площади. Суммавыплаченных страховых премий уже достаточно высока – 771,8 млн тенге постраховым договорам на сумму 34 млрд тенге. Всего же за время действия закона встране погибло 64 тыс. гектаров посевов из-за неблагоприятных погодных явлений– около 4 % от общей площади. Однако далеко не всем хозяевам, пострадавшим отнеурожая, были выплачены страховые премии. В страховые компании поступило 1567заявлений, а принято к оплате лишь 182 – менее 10 %.
Необходимо внести изменения в Закон РК «Об обязательном страховании врастениеводстве», тем самым усилив поддержку фермеров со стороны государства.Союз фермеров предлагает пересмотреть схему страхования по опыту Канады, Швециии Австралии, где фермеры вносят деньги на депозит и могут воспользоваться ими вслучае неурожая.
Все данные вопросы являются предметом пристального внимания депутатовгруппы «Аймак». В октябре 2005 года в Министерство сельского хозяйства РК былнаправлен депутатский запрос, касающийся вопросов реализации Государственнойагропродовольственной программы на 2003–2005 годы.
В своем ответе на этот запрос Министерство сельского хозяйства РКподтвердило, что ситуация по вопросу совершенствования механизма предоставлениясубсидий для сельхозпроизводителей с целью улучшения качества и объемовсельскохозяйственной продукции требует дополнительных разработок и вниманияПравительства. В настоящее время субсидирование сельского хозяйства фактическиявляется «черной дырой» бюджета страны.
Проблема развития агропромышленного комплекса в Казахстане усугубляетсятем обстоятельством, что при вступлении в ВТО и присоединении к Соглашению посельскому хозяйству Казахстан будет вынужден снижать уровень субсидирования всельском хозяйстве.
На сегодняшний день отечественная сельхозпродукция фактическинеконкурентоспособна. По данным Всемирного Банка Развития, производительностьтруда в сельском хозяйстве в республике в 5 раз ниже, чем в Восточной Европе.Установление защитных пошлин – решение временное. Все равно после переходногопериода придется открывать границы для дешевой продукции из-за рубежа. Вусловиях Казахстана сложность аграрных проблем смело можно удваивать. По даннымООН, из 272,5 млн га территории Казахстана опустыниванию подвержено 179,9 млнга, или 66 % всей площади. Ущерб от деградации пастбищ составляет 963 млндолл., упущенный доход из-за эрозии пашни – 779 млн долл., из-за вторичногозасоления – 375 млн долл. Общий ущерб от потери гумуса в Казахстане оцениваетсямеждународными специалистами в 2,5 млрд долл. Деградация плодородных земельпродолжается, отчасти из-за экологических проблем, отчасти – из-за примитивныхтехнологий возделывания земли. Климатические условия обрекают на сравнительноневысокую урожайность. По зерновым мы получаем в среднем около 10 центнеров сгектара.
За последние четыре года на различные программы поддержки сельскогохозяйства из бюджета Казахстана было выделено всего около 1 млрд долл.Субсидирование получения кредитов, удешевленного ГСМ и минеральных удобрений,элитных семян, на племенное дело в животноводстве – вот и весь перечень видовгосударственной поддержки сельхозпроизводителей.
Пока Казахстан не вступил в ВТО, у Правительства еще есть времяразработать стратегические программы по усилению субсидирования сельскогохозяйства на период перед вступлением и в переходный период после вступления вВТО.
В целом анализ итогов выполнения Государственной агропродовольственнойпрограммы Республики Казахстан на 2003-2005 годы свидетельствует об активизациидействий Правительства.
Президент Казахстана ставит вопрос о конкурентоспособности страны намировой арене и задачу вхождения в пятерку мировых экспортеров зерна.
Правительство РК предпринимает следующие шаги для решения задачи поразвитию сельского хозяйства в Казахстане.
Для определения перспектив развития агропромышленного комплекса до 2010года в июне 2005 года Правительство приняло Концепцию устойчивого развития.
Концепция предусматривает качественный рост технического оснащенияотрасли, ее индустриализацию, развитие инфраструктуры заготовки, переработки исбыта сельхозпродукции, реализацию конкурентных преимуществ Казахстана, совершенствованиегосударственного регулирования рынка продукции АПК и обеспечениепродовольственной безопасности страны.
Правительством поставлена задача пересмотреть структуру производствасельскохозяйственных культур и уже в 2006 году сократить площади под зерновымина 2,4 млн гектара, одновременно максимально используя оставшиеся площадипосевов для повышения урожайности. Валовой сбор зерна должен составить 11 млнтонн, и избавит страну от излишнего зернового балласта, и вполне обеспечит каквнутренние потребности Казахстана, так и экспорт.
Резкого качественного роста в зерновой отрасли намечено достичь за счетновых ресурсосберегающих технологий, которыми уже в этом году будут охваченыболее 1,5 млн гектаров посевных площадей. Внедрение таких технологий требуетнемалых средств, но государство готово пойти на расходы, которые принесутотдачу уже в ближайшие годы. Через два года такими технологиями должны бытьохвачены не менее 5 млн гектаров зерновых. При этом затраты сократятся на 15долл. на гектар, потребление ГСМ уменьшится в полтора раза, почти в два разасократится количество используемой техники.
Будет также разрабатываться приемлемая политика объемов и направленияэкспорта зерна. Китай, Индия, Иран, Закавказье, Ближний Восток могут статьважнейшими объектами казахстанского зернового экспорта при условии ростакачества зерна. В этой связи уже сегодня предполагается модернизировать путитранспортировки казахстанского зерна и других сельскохозяйственных продуктов запределы страны.
Однако для того, чтобы увеличить экспорт зерна и войти в пятеркукрупнейших мировых стран – экспортеров зерна, предложенных на сегодняшний деньПравительством мер недостаточно.
Необходимо не только принять адекватную программу дальнейшего развитияагропромышленного комплекса, но и увеличить размер и виды субсидированияпроизводства сельскохозяйственной продукции, пересмотреть механизм страхованияв растениеводстве, усилить контроль за использованием средств, вложенныхгосударством в сельское хозяйство.
3.2 Современное состояние сельского хозяйства в Казахстане
В Казахстане началась одна из самых фундаментальных реформ в историинезависимого государства — земельная. В стране вводится частная собственностьна землю. Таким образом, по мнению экспертов, республика вновь подтвердила правобыть во главе списка лидеров либеральных реформ на постсоветском пространстве.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев считает земельную реформу новымэтапом в политико-экономической жизни государства и по значимости имасштабности сравнивает ее с приватизацией.
По мнению казахстанского лидера, сегодня одной из приоритетных отраслейстраны является сельское хозяйство, которое должно стать «стабильнымзвеном роста экономики». Правительство Казахстана обозначило триприоритета в развитии села: обеспечение продовольственной самодостаточности,увеличение производства сельскохозяйственной продукции на экспорт и создание населе «достойной среды обитания». В принципе государство и такпомогает селянам, например, каждый год выделяет около 30 млрд. тенге (около 204млн. долл.) в качестве дотации. Кроме того, дважды были списаны долги аграриевна 7 и 5 млрд. тенге (соответственно 47,5 и 34 млн. долл.). Однако одногобюджетного вливания недостаточно — нужны инвестиции. «Именно дляпривлечения инвестиций сельского хозяйства и вводится частная собственность наземлю, — отметил глава Казахстана. — Мы создадим рачительного хозяина земли,который будет заботиться о том, чтобы передать ее своим детям». В то жевремя Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что «никому земля бесплатноотдаваться не будет», но государство обязуется помогать «эффективномухозяину». «Сейчас земля эксплуатируется на износ. Те, кто варварскииспользует земельные угодья, должны знать, что государство их отберет — пришловремя привести законы в соответствие с жизнью», — особо подчеркнулпрезидент Казахстана.
Действительно, по данным республиканского Агентства по управлениюземельными ресурсами, случаи самовольного занятия земельных участков вКазахстане фиксируются очень часто. Также специалисты агентства отмечаютбольшой процент случаев нерационального использования землисельскохозяйственного назначения — на сегодняшний день в республике имеетсясвыше 176 тыс. гектаров земель, где возделывание сельскохозяйственных структурпроводилось вопреки существующим правилам. Примечательно, что среди нерадивыхземлепользователей числятся несколько министерств: энергетики и минресурсов,транспорта и коммуникаций, природных ресурсов и охраны окружающей среды…Поэтому в агентстве надеются, что земельная реформа поспособствуетрациональному использованию казахстанской земли.
По мнению большинства экспертов, частную собственность на землю вводитьнадо, потому что само понятие «государственная собственность» до сихпор в постсоветском сознании воспринимается как «ничейная». Причемземельная реформа поспособствует не только привлечению инвестиций на село.Сегодня неопределенный статус сельскохозяйственных угодий помогает уходить отналогов и государственного контроля: бесхозность земель создает дополнительныйсоблазн для чиновников, поэтому в большинстве случаев официально необрабатываемые участки на самом деле используются, и их хозяева имеют весьманеплохие доходы.
Однако, несмотря на очевидные плюсы реформы, по поводу принятияЗемельного кодекса в республике разгорелись нешуточные споры. И этонеудивительно. Приватизация земли — традиционный объект политических баталий вмолодых странах Содружества. В Казахстане на этот раз земельный вопрос сталпричиной острого противостояния между правительством и парламентом. Депутатывнесли более 700 поправок в подготовленный правительством документ, пять изкоторых наиболее радикально противоречат правительственной редакции. Врезультате бурной полемики Мажилис (нижняя палата парламента) республикифактически выразил недоверие кабинету министров, и тогдашний премьер ИмангалиТасмагамбетов подал в отставку.
Проведение реформы в этой области всегда вызывает сложную реакцию и вобществе, и в политике, однако в новейшей истории республики подобное произошловпервые, — комментирует председатель Мажилиса Казахстана Жармахан Туякбай. — Прежде всего депутаты не договорились с правительством о механизмах выкупаземельных угодий. Насколько под силу будет казахстанским фермерам покупатьземлю по цене от 35 тыс. тенге (230 долл.) за гектар? Для того чтобы на северестраны получить хороший урожай, необходимо приобрести 350 гектаров. На юге, где земля орошается, ее стоимость еще дороже — 1000-1200 долл. за гектар. Ещенемаловажный вопрос: куда направлять средства, полученные от продажи земли, — внациональный или специальный фонд?"
Вопрос о введении частной собственности на землю стал риторическим и дляпростых тружеников села. Действительно, обычному крестьянину покупка своегокуска земли вряд ли будет по карману. Однако, согласно соцопросам, 70% фермероввысказались за принятие Земельного кодекса. А фермерских хозяйств в Казахстанесегодня насчитывается около 115 тыс., причем ежегодно их число увеличивается — только в прошлом году в стране появилось 16 тыс. фермеров.
В принципе казахстанские крестьяне к приватизации сельскохозяйственныхземель готовы. Многие уже давно подсчитали, смогут ли выкупить или расширитьсвои пашни. Впрочем, до начала продажи земли еще как минимум два месяца. Какутверждают в Агентстве по управлению земельными ресурсами, еще предстоитразработать целую серию подзаконных актов, которые будут регулировать механизмынового кодекса. Местные же органы власти в ближайшее время должны определитьсяс максимальными размерами землевладений.
За период своей независимости Казахстан делает уже третью попыткуотрегулировать земельные отношения. Первая была предпринята в 1995 году тогдавышел соответствующий указ президента «О земле», имеющий силу закона.Этот документ сразу же окрестили «коммерциализированным», потому чтоон содержал такие категории, как «первичное и вторичноеземлепользование», и делал землю объектом бесконечного торга. Через пятьлет появился Закон «О земле», в котором круг временных хозяев — арендаторов был четко очерчен. Этот документ, действующий до сих пор,предусматривает частную собственность на землю, однако допускает лишьприватизацию огородов и приусадебных участков, а земли сельскохозяйственногоназначения (90 млн. га из 270 млн. га территории всей республики) могут толькоарендоваться. Оттого и этот закон сразу же был назван документом временногопользования.
Новое положение о приватизации сельхозземель тоже вряд ли будетбезупречным, однако есть все основания полагать, что именно этот документнаведет порядок в сельском хозяйстве страны.
Казахстан — девятое в мире по территории государство. Но 67% его земельотносится к разряду пустынь и полупустынь. То есть порядка 180 млн. га земли нина что не пригодны, однако оставшиеся земли могли бы стать стабильнымисточником дохода для крестьян и соответственно существенно пополнитьгосударственную казну.
Главным политическим аспектом акции можно считать тот факт, что свведением частной собственности на землю с помощью механизмов, отвечающихосновным международным стандартам, Казахстан становится в ряд государств сокончательно укрепившимися рыночными отношениями.
3.3 Кластерное развитие
В Казахстане наиболее перспективным подходом в дальнейшейреструктуризации экономики страны является кластерный подход, что и выделил нашПрезидент в своем послании. Кластер – это производственная система, состоящаяиз группы предприятий, объединенных между собой в единую технологическуюцепочку, где первичный продукт проходит все стадии переработки до конечнойпродукции, обладающей свойствами высшей степени готовности к использованию. Каку любой системы, у кластера есть определенные свойства. Это глубина переработкипродукции, охват цепочки производств, степень сложности данных видовпроизводств, количество переделов, наукоемкость, потребность в финансах, вкадрах, в оборудовании, машинах, механизмах, потребность в продукциисопутствующих производств, степень вовлечения в кластер национальной экономики.Кластер также имеет площадь размещения предприятия по территории: региональный,республиканский, международный. У кластера имеет значение то, насколько егоконечная продукция конкурентоспособна, наукоемка, долговечна, будет ли онаобладать внутренним спросом, а также будет ли на нее потребность на внешнихрынках, является ли сырье для нее постоянно быстро возобновляемым. А такжекакой результат дает этот кластер для деятельности региона, государства,континента, какие решаются социальные и политические интересы. Пофункционированию, кластер, замкнутая система, находящаяся по единымуправлением. Исходя из этого, при создании кластера в определенной области мыдолжны прежде выяснить все его достоинства и недостатки. И только после этогопринимать решение, где этот кластер использовать с поддержкой государства.
Примеров кластерного развития в мировой практике предостаточно. СоветскийСоюз развивался по данному направлению. Есть пример производства легендарногоГенри Форда по выпуску автомобилей, когда он создал единую систему и образовалсвою империю, охватывающую сферы: от добычи железной руды до выпуска конечнойпродукции – автомобилей. Плюс такого производства заключался в том, что оноработало, минус – в отсутствии конкурентной среды, когда предыдущие ипоследующие звенья цепочки вынуждены брать продукцию у своих, иной раз в ущербинтересам своего маленького передела. Что сказывалось на конкурентоспособностиконечной продукции.
По примеру развития экономик США, Китай и т.п., которые в ихреволюционный период становления, набирали темп развития с подъема сельскогохозяйства своей страны. Прогресс Казахстана возможен лишь с началомсельскохозяйственной революции в степном животноводстве, который обозначится вовсех областях общественной жизни: в технологической, экономической, социальной,интеллектуальной, культурной и политической. Освоение проекта позволит провестимодернизацию инфраструктуры и диверсификацию экономики, позволит уменьшитьзависимость страны от цен на энергоносители и металлы, расширит экспортныйпотенциал республики, укрепит продуктовую безопасность страны.
3.4 Проблемы и перспективы сельского хозяйства при вступлении в ВТО
Казахстан, как и многие другие страны уже десять лет стремится статьчленом всемирной Торговой Организации (ВТО). Желание благое, ибо это будетспособствовать дальнейшей интеграции страны в современные хозяйственные связи.
Процесс вступления Казахстана, как правило датируют моментом подачизаявки, т.е. 1996 годом. Процесс длится уже 10 лет. (Для сравнения: уКитая на это ушло 14 лет). В течение многих лет правительство Казахстанаутверждает, что осталось совсем немного до того момента, когда республикастанет полноправным членом этой организации. Однако, воз и ныне там.
Не будем обвинять правительство в медлительности, процесс этотдействительно сложный и продолжительный, а, самое главное, окончательноерешение абсолютно не зависит от желания одной страны.
Думаем, что винить казахстанское правительство в медлительности нет видимыхоснований. Разве что не стоит так часто и громогласно заявлять, что решение ужепринято. Вхождение в ВТО может состояться при учете сложного баланса интересов:во-первых, необходимо максимально отстаивать национальные интересы Казахстана;во-вторых, присоединение практически невозможно без учета интересовстран-членов ВТО.
При вступлении любой страны в ВТО имеются так называемые чувствительныеотрасли: отрасли, производители которых в наибольшей степени уязвимы, когдастрана становится членом данной организации.
В Казахстане имеются три чувствительные отрасли – сельское хозяйство, пищеваяи легкая промышленность.
Исторически (еще с советских времен) именно эти отрасли являются наиболеепроблемными секторами экономики республики.
Что же представляет собой сельское хозяйство Казахстана?
Думаем, что необходимо прежде всего обратиться к статистическим данным.
Площадь сельскохозяйственных угодий Республики Казахстан составляет 216.7млн. га, в том числе пашня – 22,6 млн. га, сенокосы – 5,0 млн. га, пастбища – 189млн. га.
Климатические условия республики позволяют в большинстве регионов выращиватьзерновые культуры, на орошаемых землях в южном регионе – возделывать хлопчатник,табак, рис, сахарную свеклу, а также виноградники и плодовые сады.
В то же время, по оценкам, биоклиматический потенциал земледельческой зоныв 2,7 раза ниже, чем в Северной Америке и Западной Европе.
Относительно низким является и качество земли.
Лишь 7,2 млн. га пашни имеют балл бонитета свыше 50 единиц, позволяющий эффективновозделывать сельскохозяйственные культуры.
Климатические условия Казахстана позволяют использовать естественные пастбищав качестве круглогодичной кормовой базы, что создает условия для развития животноводства.Однако ввиду недостаточной обводненности пастбищ в 2004 г. сельскохозяйственнымипроизводителями использовалось лишь 52,6 млн. га, или около 28% их общей площади.
В период трансформационных процессов доля сельского хозяйства в валовом внутреннемпродукте (ВВП) снизилась с 34% до 6,4%, т.е. более чем в 5 раз (табл. 1).
Такие структурные изменения соответствуют общемировым тенденциям. Для сравнения:доля сельского хозяйства в ВВП России за эти годы снизилась с 17 до 5 процентов,в Латвии – с 22 до 4 процентов, в Литве – с 27 до 6 процентов, в Эстонии – с 17до 4 процентов, в Чехии – с 6 до 3 процентов. Добавим, что в самых развитых странахдоля сельского хозяйства не превышает 1% ВВП.
Таблица 1. Структура ВВП Республики Казахстан, 1990-2005 гг. (в процентах)  1990* 1995 1997 1998 2000 2005** Валовой внутренний продукт 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 Производство товаров 66,5 42,3 37,0 37,9 45,9 43,5 Сельское, лесное и рыбное хозяйства 34,0 12,3 11,4 8,6 8,1 6,4 Промышленность 20,5 23,5 21,4 24,4 32,6 29,7 Строительство 12,0 6,5 4,2 4,9 5,2 7,4 Производство услуг 34,7 54,0 58,9 56,7 48,4 52,7 Торговля 8,2 17,2 15,7 15,1 12,4 12,4 Транспорт 8,6 9,4 10,3 12,3 10,0 9,6 Связь 0,8 1,3 1,4 1,5 1,5 2,1 Прочие услуги 17,1 26,1 31,5 27,8 24,5 28,6 Итого по отраслям 101,2 96,3 95,9 94,6 94,3 96,2 Косвенно-измеряемые услуги финансового посредничества
 
-0,9
 
-0,7
 
-0,5
 
-0,6
 
-0,9
 
-2,1 Валовая добавленная стоимость 100,3 95,6 95,4 94,0 93,4 94,1 Чистые налоги -0,3 4,4 4,6 6,0 6,6 5,9
Примечание: * – данные 1990 г. рассчитаны в рублевом эквиваленте, ** оперативныеданные
Динамика производства валовой продукции сельского хозяйства имеет неустойчивуютенденцию. В частности, темпы производства продукции животноводства растут медленно,а темпы роста продукции растениеводства имеют значительные колебания по годам.
Такая ситуация обусловлена двумя причинами.
Во-первых, в кризисные 90-е годы в животноводстве было отмечено значительноеснижение поголовья скота, а его нынешний рост предопределяется их медленным естественнымприростом.
Во-вторых, растениеводство весьма сильно зависит от природно климатическихусловий.
Основными производителями продукции сельского хозяйства являются личные подсобныехозяйства населения, на долю которых приходится более 50% валовой продукции отрасли,в том числе около 86% – продукции животноводства.
Анализ состояния сельского хозяйства свидетельствует, что в целом ситуацияздесь по-прежнему характеризуется нестабильностью и низкой конкурентоспособностью.Для развития сельского хозяйства страны характерен экстенсивный тип развития.
К числу основных проблем и факторов, ограничивающих развитие сельскохозяйственногосектора экономики республики, можно отнести:
— слабую конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции;
— снижение доли сельского хозяйства в конечной цене готовой продукции, посколькув процессе ее реализации возникает значительное число посредников, не имеющих отношенияк непосредственно к производству;
— высокий уровень накопленной задолженности сельхозпроизводителей по обязательствам;
— существенную зависимость сельского хозяйства от климатических условий;
— неэффективное использование природно-климатического потенциала местностипри возделывании сельскохозяйственных культур и выращивании животных;
— нерациональное использование пашни;
— многочисленность агропромышленных формирований, размеры которых не позволяютвести сельхозпроизводство с учетом наиболее полного использования материальных,трудовых и иных ресурсов;
— недостаток квалифицированных кадров и рост численности самостоятельно занятых,что является одно из причин низкой производительности труда в сельскохозяйственномпроизводстве;
— низкий уровень доходов сельского населения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный анализ позволяет сказать о том, что благодаря системной работепо осуществлению диверсификации растениеводства на основе его специализации, внедрениюв производство современных технологий и прогрессивных методов земледелия, ростуобъемов государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей увеличенопроизводство сельхозкультур.
Развитие сельских территорий имеет свою специфику и неразрывно связано с сельскохозяйственнымпроизводством. Реструктуризацию надо проводить только при наличии реальных гарантийэффективного функционирования предприятий и соблюдении ими культуры землепользования.Эти два хозяйственно-экономического механизма в единстве не учитываются и реальноне действуют. Вследствие неучтенных моментов уровень экономического развития аулазаметно отстает от потребностей населения и общественных перемен в силу множествапричин:
— не сложилось хозяйственное отношение человека и гражданина к земле, а законодательствоземельных отношений не превратилось в действующий государственный механизм регулированияземельных отношений. Структурная слабость института аграрной реформы не в состоянииснять или решить вопрос об общественном неравенстве;
— сокращение государственных закупок. В этой сфере наблюдаются путаница икоррупция, а рыночная инфраструктура не развита. Нарушение законов ценообразованияили землепользования в АПК стало его характерным моментом. Расширяется интеграцияпосредников и налоговиков на основе взятки и сделки. Много лет подряд процветаетантиэкономическая деятельность посредников. Кризис взаимных платежей оказался выгоднымскорее посредникам;
— не развит казахстанский рынок средств производства и услуг для села. Отменамонополии государства на землю означала создание условий для развития в ауле различныхформ хозяйствования при свободе выбора их крестьянами. Рынок средств производстваи услуг нуждается в рыночных механизмах распределения ресурсов и установления связейпроизводителей и потребителей продовольствия и сельскохозяйственного сырья.
Пока система государственного регулирования сельского хозяйства не адекватнарыночным отношениям.
1) В работе были рассмотрены основные этапы исторического развития сельскогохозяйства;
2) дана оценка современного состояния сельскохозяйственного производства;
3) выявлены основные направления производственной и научно-исследовательскойдеятельности, рассмотрены перспективы развития;
4) дана подробная характеристика аграрного сектора и материально-техническойбазы в Республике Казахстан.
5) выявлены основные проблемы в области сельского хозяйства и пути их решения;
6) описана роль и значения проводимой аграрной реформы

Список использованной литературы:
1. Аубакиров Я.Н.Экономические проблемы стратегии Казахстана.- Алматы, 1997.
2. Валовой Д.В. Рыночнаяэкономика. Возникновение, эволюция и сущность. М.: ИНФРА — М, 2005.
3. Введение в рыночнуюэкономику Под ред. А. Я. Лившица, И. Н. Никулиной. — М.: Высшая школа, 2003.
4. Гамарник Г.Н.Управление экономикой Казахстана: методология, подходы, пути реализации.- Алматы.- 2002.
5. Жанкина Д.К. Иностранныеинвестиции в РК: плюсы и минусы. — Казахстан на пути к новой модели развития: тенденции,потенциал и императивы роста. Ч.4.-Алматы.-2001.- с.84.
6. Казахстан 1991-2006годы. Информационно-аналитический сборник под ред. А.А. Смаилова, Астана, 2007 г.
7. Казахстан на путик новой модели развития: тенденции, потенциал и императивы роста. Ч.1. — Алматы.-2007.
8. Камшибаев Р.А.Экономическая безопасность Казахстана: стратегия, система факторов.- //Казахстанна пути к новой модели развития: тенденции, потенциал и императивы роста. Ч.1.-Алматы.-2005.- с.102.
9. Кольцов В.И. Темпыи пропорции развития промышленности Казахстана. Алматы: Казахстан. — 1970. — 136с.
10. Кулекеев Ж.А.РеспубликаКазахстан: этапы реформ на пути долгосрочного роста.- //Казахстан на пути к новоймодели развития: тенденции, потенциал и императивы роста. Ч.1. — Алматы.-2004.-с.3.
11. Мамыров Н.К.,Саханова А.Н. и др. Государство, предпринимательство и общество. Кн.1.2.3.: Учебник.-Алматы.- 2002.
12. Мауленова С-Жс. Условия и факторы экономического развития Казахстана. — Казахстан на пути к новоймодели развития: тенденции, потенциал и императивы роста. Ч.1. — Алматы.-2001.-с.180.
13. Медуханова Л.А.Глобализация экономики: сущность и основные черты. Казахстан на пути к новой моделиразвития: тенденции, потенциал и императивы роста. Ч.4.-Алматы.-2001.- с.46.
14. Назарбаев Н.А.Казахстан 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев.Послание Президента страны народу Казахстана Казахстанская правда, 11 октября, 1997.
15. ПромышленностьКазахстана и его регионов 2002-2005. Статистический сборник /под редакцией Б.Султанова/.-Алматы.-2006.
16. РахматуллинаГ.Г. Приоритеты промышленного развития Казахстана // Казахстан. Спектр. 2007 — №2. С. 55-66.
17. Стратегическийплан развития Республики Казахстан до 2010 года. Утвержден Указом Президента РКот 4.02.2007 г. // Собрание актов. — 2007. — № 45-46. — С. 228-251.
18. Шиликбаев У.М.Проблемы развития промышленности и пути их решения. Транзитная экономика. — 2006.- № 6. — С. 45-56.
19. Экономическаяи социальная география Казахстана, учебник 9 класса, под редакцией М.Ш. Ярмухамедов.- Алматы, 1996.

Приложение
 
Растущие сельскохозяйственные потери и сокращающиеся сельскиедоходы
«Сейчас мы – однииз ведущих производителей в регионе, — гордо говорит фермер Дархан Тишабаев о своемпредприятии, которое выращивает пшеницу на севере Казахстана. – Но всего лишь нескольколет назад мы отставали от всех, боролись за выживание». Причиной такой переменыД. Тишабаев считает кредит, который он получил в рамках проекта, реализуемого приподдержке Всемирного Банка для оказания содействия частному фермерству в условияхпереходной экономики Казахстана.
Инициатором Проектапостприватизационной поддержки сельского хозяйства выступило Правительство РеспубликиКазахстан, обратившись во Всемирный Банк в 1998 году с запросом об оказании содействия.В то время аграрный сектор Казахстана был на самом низком уровне за 30 лет, значительнаядоля хозяйств несла потери, которые не переставили расти, а доходы на селе постояннопадали. Предыдущие усилия, которые включали приватизацию хозяйств и устранение государственногоконтроля над торговлей сельхозпродукцией, не смогли оживить сектор, главным образом,потому что нормативно-правовая и институциональная база страны в целом оставаласьслабой, а финансирование для фермеров практически не существовало. Так, банки боялисьвыдавать кредиты сельскохозяйственным предприятиям, которые, между прочим, давалирабочие места 25% работающего населения страны, из-за высокого уровня воспринимаемогориска и собственной нехватки долгосрочного капитала в банках.
Всемирный Банки Правительство Республики Казахстан начали проект стоимостью 15 миллионов долларовСША в рамках более широкомасштабной программы, нацеленной на совершенствование стратегическойструктуры и нормативно-правовой базы для финансирования села, на предоставлениеконсультаций и обучения новым сельским предприятиям, и на повышение доступа аграрногосектора к коммерческим финансовым услугам.
Проектом был выделен141 кредит на общую сумму 19 миллионов долларов США (при этом вклад Банка составил12,3 миллиона долларов США) через семь коммерческих банков. Кроме этого, было оказанотехническое содействие и проведены обучающие мероприятия. Процент погашения кредитовсоставил более 98%. Этот результат заставил многих банкиров пересмотреть свое первоначальноевосприятие сельских предприятий как рискованных и нестабильных. Во время визитовна местах стало очевидно, что проект позволил большинству участвующих фермеров повыситьсвой доход и уровень жизни, а некоторые даже смогли внести значительный вклад всоциально-экономическую деятельность своих сел.
Проект также помогв воплощении правовых реформ и позволил нескольким тысячам сельских предпринимателейпройти обучение экономике, маркетингу и техническим вопросам, что облегчило переходреструктурированных хозяйств и связанных с ними предприятий к новой форме экономики.
«Поддержка ВсемирногоБанка была огромной и своевременной, — говорит Д. Тишабаев, которому получение новыхсредств позволило приобрести современное оборудование и расширить свое производство.– Вместо того чтобы тратить свои силы на наладку доисторического оборудования, мысмогли полностью сконцентрироваться на земле и возделать всю площадь». И теперь,благодаря новым ресурсам, он и его коллеги могут даже арендовать дополнительныеплощади для возделывания.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.