Введение
Агропромышленный комплекс Украины – крупное межотраслевое образование,органичная часть экономики страны, включающая совокупность отраслей, связанныхмежду собой процессом воспроизводства, основная задача которого – обеспечениепродовольственной безопасности страны, оптимальных норм питания населенияУкраины, создания экспортного потенциала сырья и продовольствия. Сфера егодействия охватывает три четверти территории Украины, на которой проживает третьнаселения и формируется почти 60% фонда потребления, создается 17% ВВП.
Важной составляющей АПК является сельское хозяйство, единица валовойпродукции которого создает условия для производства более десяти ее единиц вдругих отраслях экономики страны. Данная отрасль обеспечивает занятость 4 млн.чел. сельского населения, способствует созданию рабочих мест в связанных с нейсферах производства, развитию сельских территорий, защищает общество ототрицательных последствий чрезмерной урбанизации. Именно поэтому ЗакономУкраины от 15 мая 1992 г. «О приоритетности социального развития села иагропромышленного комплекса в народном хозяйстве» ее развитие признаноприоритетным.
Со времени обретения Украиной независимости приняты свыше 150законов, связанных с сельскохозяйственной деятельностью и селом, направленныхна повышение уровня жизни сельского населения, но они не имели положительноговлияния и не улучшили жизнь людей в сельской местности страны. Ситуация в этомсекторе экономики остается довольно сложной и неадекватной его роли вгосударстве. С переходом экономики на рыночную основу сельское хозяйство какотрасль с сезонным производством и замедленным оборотом капитала поставлено вхудшие условия по сравнению с другими отраслями. Индекс роста цен на продукциюсельского хозяйства за 1991–2007 гг. был в 7 раз ниже по сравнению спромышленными товарами.
1. Состояние
Низкая эффективность сельскохозяйственного производства пока чтоне обеспечивает расширенное воспроизводство.
Достаточно напомнить, что производство валовой продукции в 2007 г.уменьшилось против 1990 г. почти на 41%, в том числе растениеводства – на27 и животноводства – на 53%. За тот же период производство зерна сократилосьна 42,5%, сахарной свеклы – на 62, молока – на 50, мяса – на 56%, а сахара,крупы, муки, колбасных изделий – на 65–76%, вследствие чего уровень потребленияосновных пищевых продуктов на душу населения значительно отстает от научнообоснованных норм. Так, в 2007 т. рациональные нормы потребленияосновных продуктов питания на 1 чел. были обеспечены по молоку имолокопродуктам лишь на 58%, мясу и мясопродуктам – 57, яйцам – 86, овощам – 73,плодам, ягодам и винограду – на 45%.
Следствием кризиса развития сельских территорий и сельского хозяйствастали отсутствие мотивации к труду, безработица, бедность и трудовая миграция,упадок социальной инфраструктуры, углубление демографического кризиса иотмирание сел. Среднегодовая зарплата в сельском хозяйстве в 2007 г. былав 1,9 раза ниже, чем в среднем по экономике страны, и в 2,2 – чем вотраслях промышленности. За чертой бедности находится каждый третий крестьянин.
Угрожающие темпы приобретает деградациядемографически-воспроизводственного, следовательно, и трудового потенциаласела. В течение жизни одного поколения (1980–2005 гг.) численностьсельского населения уменьшилась на 6,1 млн. чел., или в 1,4 раза, коэффициентсмертности возрос с 14,4 до 19,8% и превысил показатель по городскому населениюв 1,4 раза. Трудовая занятость сельского населения за 2001–2007 гг.уменьшилась на 7%, а в сельскохозяйственных предприятиях – в 2,7 раза. Наличиеосновных жизнеобеспечивающих факторов в сельских населенных пунктах (учрежденийобразования, здравоохранения, культуры, быта, коммунального хозяйства и др.)значительно меньше потребностей и достигнутого уровня в городах. В частности, в2007 г. обеспеченность потребностей в детских дошкольных заведенияхсоставляла 29%, школах – 46, фельдшерско-акушерских пунктах – 53%. Лишь 22% селимели водопроводы, 46 – газ и 3% – канализацию.
До опасных пределов активизировались миграционные процессы и,особенно, сельской молодежи. Лишь в 2007 г. из села выбыли свыше 200 тыс.жителей. Сокращение численности сельского населения сопровождается дроблением исворачиванием поселенческой сети. Процесс обезлюдения сел, начавшийся еще всоветские времена, продолжается. Общее количество сел за 1991–2007 гг.уменьшилось на 252 единицы, а средняя их людность – с 589 до 534 чел. (на9,3%), причем доля сел с населением до 100 чел. (группа риска) возросла с20 до 24%.
Основной капитал отрасли за 1996–2007 гг. уменьшился в 1,6раза, а в сельскохозяйственных предприятиях – в 3 раза. Доля сельскогохозяйства в основных фондах всей экономики сократилась с 14,3 до 5,7%. Обеспеченностьаграрных предприятий тракторами, комбайнами и другой техникой составляет 45–50%потребности. Свыше 90% имеющихся технических средств нуждаются в замене из-заих изношенности.
Начиная с2001 г. государство сделало первые реальные шаги по формированию аграрнойполитики, придав данному процессу системный характер. При этом использовалисьразработки аграрной экономической науки, что существенно способствовалоулучшению экономического состояния в отрасли. Так, в 2007 г. производствоваловой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств увеличилосьна 26%, зерна – 19,1, сахарной свеклы – 21,3, овощей – 28,3, мяса – 4,5 и яиц –на 60% по сравнению с 2000 г., а производительность труда всельскохозяйственных предприятиях возросла за этот период при производствезерна в 1,4 раза, сахарной свеклы – 2,1, картофеля и овощей -1,7 и вживотноводстве – в 1,8 раза.
Однако, несмотря на определенные положительные сдвига, в аграрнойсфере существует много нерешенных проблем. Не уменьшается количество убыточныххозяйств, удельный вес которых составляет 38% общего их числа, продолжительноевремя остается низким уровень использования сельскохозяйственных угодий. Вотрасли самая низкая заработная плата, довольно слабая социальная защищенностькрестьян по сравнению с другими отраслями экономики. Не менее важна проблема обновлениямашинно-тракторного парка хозяйств, осуществления технологическойпереориентации на современные ресурсосберегающие технологии производстваконкурентоспособной продукции. Слишком много нерешенных проблем вживотноводстве. В стране не хватает мяса и молокопродуктов, а значительноеколичество произведенной животноводческой продукции не находит каналовреализации из-за низких ее качества и платежеспособности населения.
2. Перспективы
Для обеспечения дальнейшего развития аграрной сферы государстваКабинет Министров Украины в 2007 г. утвердил Государственную целевую программу развития украинского села на период до 2015 г. Главная цель программы – обеспечение жизнедеятельности сельскогохозяйства, его конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках,гарантирование продовольственной безопасности страны, создание условий длякомплексного развития сельских территорий, сохранение сельского уклада жизни икрестьянства как носителя украинской идентичности, культуры и духовности. Приэтом на первый план в ней выдвигаются не экономическая парадигма хозяйствования,а человек, обеспечение нормальных условий его жизнедеятельности.
Низкая эффективность современной аграрной политики, прежде всего вчасти земельной и бюджетной, – важнейшая причина сельского кризиса. И делоздесь не только в дефиците средств государственного бюджета на поддержкуаграрного сектора. Чрезвычайно большая проблема – несовершенство механизмовраспределения как земельных ресурсов, так аграрного и социального бюджетов.Даже при тех же бюджетных возможностях изменение принципов бюджетногообеспечения и совершенствование системы распределения денежных средств иконтроля за их использованием могли бы значительно способствовать улучшениюситуации на селе. Вместе с тем следует учитывать, что государственноесубсидирование – это лишь средство поддержки аграрного развития, а не егоосновной источник. Главное внимание должно быть сосредоточено на привлеченииинвестиций, прежде всего внутренних, в аграрный сектор, на улучшении общегоинвестиционного климата в стране.
В этом отношении сдерживающим фактором является незавершенностьурегулирования земельных отношений, законодательного, институционального иорганизационного обеспечения рынка земли. В странах ВТО общепринято, чтоединица ресурса, вложенная в любую сферу экономической деятельности, должнаобеспечить определенную сумму прибыли, чтобы удовлетворить экономическийинтерес таких вложений. В I и III сферах АПК этот принцип соблюдается, как и вдругих сферах материального производства. Однако в Украине ресурс земли неимеет стоимости, на нее не распространяется типичная для других отраслейметодология ценообразования, кредитования, страхования и т.д. Составляющиеэкономики здесь формируются без ее участия. Как следствие, надлежащих доходовна ресурс земли крестьянин не получает, а потому утрачиваются интерес к труду,желание жить в сельской местности.
Дляустранения этого экономического парадокса учеными ННЦ «Институт аграрнойэкономики» еще в начале 90-х годов прошлого века была разработана схема проведенияаграрной реформы, направленная на выравнивание искаженных по отношению ксельскому хозяйству экономических законов, с учетом исторических реалий имирового опыта, обоснованы составляющие аграрной реформы, этапы ееосуществления.
В результате реформы собственниками земельных участков сталиграждане. Часть создаваемой земельной ренты они получают в виде арендной платы,а остальная ее часть перераспределяется между посредниками. Чтобы этопредотвратить, нужно признать землю капиталом и включить ее стоимость вэкономическое обращение, что будет способствовать повышению доходности сельскихтоваропроизводителей и обеспечению расширенного воспроизводства в аграрнойсфере. Для решения этой проблемы ученые института приняли участие в подготовкепроектов Законов Украины «О рынке земли», «О государственном земельном кадастре»,которые, к сожалению, до настоящего времени не приняты Верховной Радой Украины.Кроме того, внесены изменения и дополнения к Законам Украины «Об ипотеке земли»,«Об аренде земли», «О плате за землю» и некоторым другим.
Следует исходить из того, что в себестоимость продукции включаетсяарендная плата за землю. Это – объективный процесс, составляющая рынка землиуже работает. Необходимо сделать следующий шаг в освоении рынка земли – черезнорму прибыли предусмотреть получение в сельскохозяйственном производстведоходов на основные и оборотные фонды, а также на землю.
Особая роль в развитии земельных отношений отводится государству,которое будет обеспечивать:
– осуществление инвентаризации и зонирования земель разногоцелевого назначения;
– стимулирование изъятия из интенсивного использованиядеградированных, малопродуктивных и техногенно загрязненных сельскохозяйственных угодий;
– обеспечение устойчивого функционирования мелиоративныхсистем, улучшения состояния и эффективности использования мелиоративных земель;
– защиту и воспроизводство плодородия почв;
– формирование и функционирование рынка земель сельскохозяйственногоназначения с обеспечением защиты прав субъектов рынка;
– формирование экосети как эффективного механизма сохраненияландшафтного биоразнообразия;
– развитие конкурентоспособного землепользования на основекооперации, интенсификации, концентрации и специализации производства ипартнерских производственных отношений.
Стратегической задачей аграрной политики государствав экономической сфере прежде всего является формированиеэффективного конкурентоспособного агропромышленного производства, котороесможет обеспечивать продовольственную безопасность страны и наращиваниеэкспорта отдельных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия.Основой для повышения эффективности производства в АПК и доходов сельскогохозяйства являются рост технологического уровня аграрного производства,внедрение ресурсосберегающих и экологически чистых технологий в результате поддержкисоответствующих исследований и введение системы консультирования в сельскомхозяйстве.
Непосредственнов сельском хозяйстве для приостановки спада производства срочно нужно:
– осуществить финансовое оздоровление, в том числе за счет реструктуризациизадолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей бюджетам всех уровней,государственным внебюджетным фондам, поставщикам топливно-энергетическихресурсов;
– ускорить разработку и внедрение новых механизмов хозяйствования,которые бы обеспечивали адаптацию предприятий к рыночным условиям, а такжеэкономические условия для оптимизации ценовых соотношений между продукциейсельского хозяйства и других отраслей экономики страны;
– создать государственные резервные продовольственные фонды,в первую очередь зерна, и организовать государственное регулирование их рынков;
– организовать специализированную финансовую систему обслуживаниятоваропроизводителей АПК;
– обеспечить мобилизацию государственных кредитных ресурсов и создатьсоответствующие условия для привлечения частных инвестиций в производствосельскохозяйственной техники, расширение лизинга на благоприятных условиях;
– восстановить, с учетом рыночных отношений, системустрахования в сельском хозяйстве;
– разработать мероприятия по восстановлению техническойоснащенности сельского хозяйства.
Следует отметить, что немало из намеченного удалось реализовать, иэто обеспечило положительную динамику развития АПК. Государство приформировании продовольственного рынка отдает приоритет развитию отечественногопроизводства, благодаря чему полностью обеспечивает внутренние потребности втаких продуктах, как зерно, мясо и молокопродукты, сахар, овощи, плоды,картофель, растительное масло и др. Однако следует принять дополнительные мерыпо восстановлению специализированных зон производства этих продуктов,осуществлять взвешенный торговый протекционизм, который бы исключал демпинг навнутреннем рынке и недобросовестную конкуренцию.
На современном этапе основная задача государственной аграрнойполитики в Украине заключается в обеспечении научных и инновационных началприостановления спада и наращивания объемов производства конкурентоспособнойсельскохозяйственной продукции. Для решения этих задач необходимо определитьприоритеты в аграрной науке и инновационной деятельности на ближайшуюперспективу, в частности, предусмотреть перестройку социально-экономическихотношений, развитие сельских территорий, отечественного сельскохозяйственногомашиностроения и технического сервиса, расширение применения биотехнологийэнергосбережения.
Особое значение приобретает наращивание товарных объемов зерна,подсолнечника, сахарной свеклы, кормовых культур, продукции овощеводства,бахчеводства, виноградарства и садоводства. Поэтому организационную основу увеличенияпроизводства должны составлять научно обоснованные меры по реструктуризацииотраслей, совершенствованию структуры землепользования, обеспечениюбездефицитного баланса питательных веществ в почве, повышению эффективностииспользования орошаемых и осушенных земель, а также применение органическогоземледелия. В кормопроизводстве необходимо увеличение площадей естественных икормовых угодий за счет вывода из состава пашни эродированных и других низкопродуктивныхземель для их дальнейшего залуження.
Серьезные изменения нужно осуществить на рынке минеральных удобренийи химических препаратов. Для этого необходимо ввести гибкое регулированиеуровня экспортных пошлинных ставок и с учетом изменения мировых цен сделатьвнутренний рынок как минимум равно привлекательным с внешним. Целесообразношироко практиковать гибкие таможенные сезонные режимы с повышением экспортныхставок в период пикового спроса на внутреннем рынке.
Основными приоритетами научного обеспечения развития животноводстваследует считать:
– улучшение существующих и выведение новых отечественныхпород и типов молочного и мясного скота с генетическим потенциалом, соответственно,8–10 тыс. кг молока от коровы в год и 1300–1500 г. среднесуточныхпривесов;
– ускоренное формирование отрасли специализированногомолочного и мясного скотоводства, уменьшение удельного веса говядины вструктуре мясных ресурсов с 70 до 48–50% и соответствующее увеличение доли свининыс 20 до 30% и мяса птицы – с 9 до 15%;
– разработку и внедрение современных конкурентоспособных технологийпроизводства животноводческой продукции;
– обеспечение отрасли отечественными ветеринарными препаратами науровне не менее 90% от потребности, профилактику особо опасных болезней.
Научные исследования в сфере переработки и реализации продукциидолжны быть направлены на оптимизацию продуктовых подкомплексов АПК, разработкумер по углублению кооперации и интеграции между производителями ипереработчиками продукции, совершенствование взаимозависимости и взаимосвязеймежду ними, а также на удешевление реконструкции перерабатывающих предприятий,стимулирование развития саморегулирования и самообеспеченности в регионах ит.д.
На государственном уровне необходимо поддерживать технологическоеперевооружение перерабатывающей промышленности, внедрять упрощенные процессы врезультате применения импортного оборудования.Это обеспечит ускорениеразвития рыночной инфраструктуры и повышение конкурентоспособности продукции навнутреннем рынке. Следует также восстановить на новой технологической основемощности предприятий тракторного и сельского машиностроения, развиватьдолгосрочные партнерские отношения с международными корпорациями, ужеосвоившими рынок Украины, заключать с ними стратегические альянсы дляпроизводства запасных частей и перенесения максимальной частивоспроизводственного процесса в нашу страну.
Дляповышения роли и ответственности аграрной науки за развитие агропромышленногокомплекса следует законодательно признать развитие аграрной научно-техническойполитики и надлежащее научное обеспечение агропромышленного производства однимиз основных приоритетов АПК Украины. Назрела необходимость в Применениигосударственного заказа на разработку научно-технической продукции сопределением конечного результата и передаче государственному заказчику апробированныхновых организационно-экономических и технологических решений, техническихсредств, проектов, материалов, выпуска наукоемкой продукции. Для обеспеченияразвития аграрной науки, как предусмотрено Постановлением Верховной РадыУкраины от 3 июля 1999 г., необходимо ежегодно выделять из государственногобюджета средства в сумме не менее 1,7%, а в перспективе – 2,3–2,5% стоимостипродукции, произведенной в агропромышленном комплексе Украины. В настоящеевремя этот показатель не превышает 0,4%.
В системе таких мер должен найти место и Закон Украины «О рынкенаучной продукции», с помощью которого следует коммерциализировать научнуюдеятельность, ввести науку в рыночные отношения. Разработанные и сопровождаемыенаукой бизнес-программы, бизнес-проекты, бизнес-планы должны стать одним изосновных источников финансирования деятельности научных учреждений, творческихколлективов и т.д.
Успешная деятельность агропромышленного комплекса в значительнойстепени зависит от формирования и функционирования внутреннего аграрного рынкаи его инфраструктуры, создания эффективной маркетинговой сети движения сельскохозяйственной продукции отпроизводителя к потребителю, которая быобеспечивала паритетность экономических интересов производителей,переработчиков и потребителей. Производство должно стать составляющей аграрногорынка, поэтому крайне необходимо принять Закон Украины «Об организации иуправлении аграрным рынком», который должен четко регулировать функционированиеаграрного рынка, определить его функции и основы создания соответствующихинституций, которые бы обеспечивали оптимальное взаимодействие всех продуктовыхсегментов рынка, приоритетность сельского хозяйства как отрасли с замедленнымоборотом капитала, а также в связи с этим – государственной поддержки аграрногопроизводства и развития сельских территорий.
Кроме рыночного, следует принять законы прямого действия: функциональные,касающиеся всех продуктовых рынков – оптовых, городских, о фирменной торговле,торговых домах, а также предметные законы, касающиеся конкретных продуктовыхрынков – зерна, сахара, молока, мяса и др.
При решении задач развития рыночных отношений следует учитывать:необходимость существенного повышения роли государства в регулированиимежотраслевых отношений, формирования системы сельскохозяйственного кредита,осуществления товарных закупок и интервенций на рынке сельскохозяйственнойпродукции и продовольствия, причем не только зерна, но и всех других основныхвидов продукции; специфику агропромышленного производства и его роль как одногоиз основных секторов национальной экономики, влияющего на экономическую исоциальную ситуацию в стране; постепенное развитие рыночных отношений всоответствии с формированием экономических условий и инфраструктуры рынка;необходимость обеспечения государственной поддержки социальной сферы села,проведения рыночных преобразований, направленных на улучшение социальныхусловий жизни сельского населения.
Кроме того, развитие рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствиядолжно определяться уровнем доходности сельскохозяйственного производства;темпами формирования инфраструктуры рынка; развитием межрегиональных связей исовершенствованием организационных структур в сфере продвижения продукции отпроизводителя к потребителю; внешнеэкономическими факторами, в том числезащищенностью отечественного товаропроизводителя от недобросовестнойконкуренции импортеров, а также платежеспособным спросом населения.
Необходимопоэтапно разрабатывать и реализовыватъ на государственном и региональномуровнях целевые продуктовые программы.Прежде всего эту работу нужноразвернуть местным органам власти на уровне районов и областей. Государственнаяпрограмма должна направляться, прежде всего, на организацию межрегиональногообмена и поддержку товарного производства регионов с целью их самообеспечения.Для реализации целевых программ следует предусмотреть создание в центре и наместах специальных фондов по их бюджетному финансированию, а также из другихисточников. Деятельность таких фондов должна находиться под прозрачнымконтролем представителей товаропроизводителей АПК. Бюджетные операции по поддержкесельхозпроизводства особенно целесообразно применять в тех случаях, когда ценына сельхозпродукцию становятся ниже минимального уровня и не возмещаютнормальных расходов товаропроизводителей. Следует сохранить и по возможностиусилить государственную поддержку на региональном уровне рынков племенныхживотных, семян, посадочного материала. Это позволит повысить урожайностьсельскохозяйственных культур и продуктивность скота.
Нужен новый подход к формированию экономического механизма рынкасельскохозяйственной продукции и продовольствия. Следует осуществлятьмониторинг цен и своевременно принимать меры по совершенствованию ценовыхсоотношений, сохраняя принцип формирования рыночной цены на основе спроса ипредложения. Целесообразно введение механизма гарантированных цен на закупкитой сельскохозяйственной продукции, производство которой позволяет людям жить всельской местности, а также сохранение системы надбавок к ценам на отдельныевиды продукции исходя из значимости конкретного вида продукции для хозяйствтого или иного региона. Необходимо также с учетом экономической выгоды длясельского хозяйства расширять практику компенсации товаропроизводителямстоимости основных видов материально-технических и других ресурсов, ширеиспользовать договорные отношения, форвардные и фьючерсные контракты при закупкахсельскохозяйственной продукции с определением уровня цен реализации и условийих изменения.
Вступление Украины в ВТО требует дальнейшего совершенствованияинфраструктуры аграрного рынка, создания эффективных систем регулирования иинформационно-аналитического обеспечения его участников, совершенствованиястатистики и прогнозирования, а также форм реализации аграрной продукции, содействияэкспортной деятельности товаропроизводителей и расширения государственнойподдержки внешнего маркетинга, повышения аграрного и экологического имиджаУкраины.
Одной из важнейших составляющих повышения эффективности аграрногопроизводства является финансовое обеспечение предприятий АПК, включаякредитование, налоговые отношения, финансовую поддержку сельскохозяйственныхтоваропроизводителей, страхование. Именно эти факторы, по признаниюмеждународных экспертов, на 80% формируют рыночную среду, без которойцивилизованный рынок не может существовать.
Приоритетным из перечисленных составляющих финансовых проблемявляется кредитование, что обусловлено спецификой сельскохозяйственногопроизводства, которая определенным образом влияет на кредитные отношения исущность которой заключается в продолжительном цикле производства, чтопредполагает повышенную кредитоемкость отрасли, потребность в кредитах вопределенные периоды года, а также привлечение кредитных ресурсов наотносительно длительный период.
В настоящее время, на наш взгляд, необходим постепенный переход откредитования аграрных предприятий как разовых разрозненных мер к кредитномуобеспечению отрасли. При этом имеется в виду целостная система взаимосвязанныхэлементов, предусматривающая поступление кредитных ресурсов субъектамхозяйствования на рыночных условиях с учетом объективных особенностей отрасли.Такая система должна иметь кредитную инфраструктуру, сориентированную наобслуживание АПК, а также соответствующие механизмы кредитных отношений с коммерческимибанками и внебанковского кредитования. На данном этапе развития экономики АПК всостав кредитной инфраструктуры, по нашему мнению, должны войти: Аграрный банк,Специальный кредитный фонд, кооперативные банки, кредитные союзы, коммерческиебанки. Условно такую систему можно назвать «Агрокредит». Кредитное обеспечениесельскохозяйственных товаропроизводителей важно формировать на рыночныхпринципах, но с элементами государственного регулирования как целостную системукредитования агропромышленного производства. Она должна предусматриватьследующее.
1. Банковское кредитование – введение механизмов стимулированияпредоставления средне- и долгосрочных кредитов коммерческими банками и другимифинансовыми структурами сельскохозяйственным предприятиям с использованиемГосударственного бюджета.
2. Внебанковское кредитование – расширение коммерческого кредитования,стимулирование развития реализации сельскохозяйственной продукции по форварднымконтрактам, использование тендерной формы обслуживания бюджетных кредитов,разработку механизмов микрокредитования.
3. Введение ипотечного кредитования под залог земли с реально действующиммеханизмом ее изъятия в случае невозвращения кредитов.
4. Кредитную инфраструктуру – формирование Аграрного банка и финансово-промышленныхгрупп с участием коммерческих банков, создание условий для формирования ифункционирования гарантийных финансово-кредитных учреждений.
5. Создание кредитных кооперативов и кооперативных банков, а такжеразвитие кредитных союзов на селе.
6. Механизмы гарантирования возврата кредитов – организацию государственнойрегистрации недвижимости, развитие оценочной и страховой деятельности, залогимущества и, особенно, земельных участков, страхование финансовых рисковкоммерческих банков и т.д.
Действующая система налогообложения аграрного сектораэкономикидолжна быть составляющей общегосударственной системы налогообложения,соответствовать ее принципам. Налоги как составляющая финансов должны бытьунифицированы для всех отраслей экономики, иначе не будет достигатьсясоблюдение одного из основных принципов налогообложения – равенство условий.Действующая в настоящее время в аграрном секторе налоговая система сводится квведению фиксированного сельскохозяйственного налога (ФСН) и рассчитана лишь до2010 г. Причем вследствие исключения из его состава взносов в Пенсионныйфонд, которые составляли в нем до 70%, изменились его экономическое содержаниеи размер, он утратил и без того сомнительную научную основу. В таком виде ФСНуже не вписывается в общегосударственную систему налогообложения. Все это, атакже присоединение Украины к ВТО и ориентация на стандарты ЕС объективнотребуют дальнейшего совершенствования налоговых отношений в аграрном сектореэкономики.
Именно потому основным налогом для сельскохозяйственных предприятийдолжен быть земельный. Для этого нужно предусмотреть систему санкций и льгот:первые связываются с нарушением землепользования, а вторые могут иметь болееширокий характер – освобождение от налога фермерских хозяйств на период ихобустройства, снижение ставок на время освоения земель, при выполнениигосударственных программ, при выкупе имущества работниками сельскохозяйственныхпредприятий. Должны освобождаться от налога также земли, введенные всельскохозяйственный оборот за счет кредитов, на срок их погашения и т.д.
Земельный налог должен быть основным, но не единственным видомпрямого налогообложения. Ведь сельскохозяйственное производство, как правило,многоотраслевое. Оно сочетает как чисто сельскохозяйственную деятельность, таки деятельность других направлений, удельный вес которых в перспективе будетвозрастать. Эти виды деятельности часто объединены в такой степени, что спозиций доходности рассматривать их отдельно нецелесообразно. Существуют такжепредприятия, организовывающие производство на кооперативных началах и потомуимеющие незначительную земельную площадь, что также должно учитываться приналогообложении.
Исходя из этого возможны два варианта налогообложения доходов.Первый – налогообложение отдельно полученной прибыли от несельскохозяйственнойдеятельности. Второй – налогообложение совокупной прибыли хозяйства. Этиварианты могут существовать как альтернативные. С целью учета различных условийхозяйствования, финансового состояния и региональных особенностей длясельскохозяйственных предприятий нужно вводить необлагаемый минимум прибыличерез рентабельность. Взимать налог следует только с части прибыли,используемой на потребление.
Учитывая специфику фермерских хозяйств, объектом их налогообложениядолжен быть валовой доход, но взимать налог следует только с той его части,которую фермер использует на собственное потребление. При таком подходе будетсоблюдаться равенство условий налогообложения для всех форм хозяйствования.Поскольку фермер сам определяет пропорции распределения валового дохода, будетсоздаваться стимул для капитализации прибыли. В соответствии с этим требованиемцелесообразно разрабатывать учет и отчетность в фермерских хозяйствах.
В нынешних условиях хозяйствования расширилась сфера применениякосвенных налогов и отчислений в государственные специальные фонды. Длясельского хозяйства наиболее существенным из них является НДС, а из специальныхфондов – отчисления на социальное обеспечение и пенсионное страхование.
Требует существенного пересмотра отношение к местным налогам.Нельзя упрощенно подходить к системе местного налогообложения только потому,что средства от него не поступают в государственный бюджет. Она уже и теперьзанимает важное место в системе местного самоуправления, а в перспективе роль изначение местных налогов будут возрастать. Поэтому соответствующим должно бытьи отношение к их организации.
Страховая защита сельскохозяйственного производства– важный элемент системы финансово-кредитного обеспечения аграрнойсферы. Несмотря на это, страховой рынок в аграрной сфере остается наименееразвитым, что обусловлено рядом как объективных, так и субъективных причин.Одна из них, касающаяся не только аграрного сектора, – малоразвитостьстрахового бизнеса.
Основными критериями развития системы аграрного страхования должныбыть: прозрачность и доверие между участниками системы страхования, возможностьучета интересов всех ее участников при разработке новых страховых продуктов;добровольность участия в системе страхования, при условии регламентациидействий участников системы и контроля со стороны государства припредоставлении государственной поддержки; экономическая целесообразностьдеятельности на рынке аграрного страхования частных страховых компаний;эффективность использования государственных ресурсов на поддержку аграрногострахования.
Структурно система аграрного страхования должна включать следующихучастников:
– сельскохозяйственных производителей, которые будут получатьстраховые услуги;
– страховые организации, предоставляющие услугисельскохозяйственным производителям;
– государственные учреждения, реализующие политикугосударства относительно страховой защиты сельскохозяйственных производителей;
– вспомогательные организации – профессиональные иобщественные объединения, экспортно-правовые структуры.
Взаимодействие участников системы страхования определяется ихинтересами и возможностями. Сельскохозяйственные производители заинтересованы восуществлении страховой защиты с минимальными затратами, тогда как страховыекомпании стремятся к максимализации прибыли. Оптимум достигается черезравновесие спроса и предтожения на страховые услуги и влияние государства наэти процессы, в том числе и путем осуществления финансовой поддержки аграрногострахования. Правительство при наличии таких рычагов превращается в центральныйорган системы, обеспечивающий согласование интересов всех участников системыагрострахования.
Основной проблемой аграрного страхования на данном этапе егостановления является отсутствие концептуального видения развития этого сегментааграрного рынка. Поэтому разработка концепции развития страхованиясельскохозяйственных рисков – первоочередная задача научных учреждений.Параллельно с ее разработкой должно осуществляться совершенствованиесоответствующих нормативно-правовых актов, которые бы обеспечивали, преждевсего, прозрачность субсидирования страховых премий и реальное возмещениенанесенных стихийными бедствиями убытков.
Специфика сельскохозяйственного производства требует взвешеннойгосударственной политики протекционизма, Вбольшинстве стран с рыночной экономикой основной целью такой политики являетсяподдержка прибыльности сельскохозяйственного товаропроизводства и стабильнойэкономической ситуации в отрасли, обеспечение продовольственной безопасности,надлежащих условий для конкурентоспособных товаропроизводителей в международномразделении труда, предотвращение отрицательных процессов миграции и т.д. Дляэтого применяются разные подходы и механизмы, но преобладающим для большинствастран является бюджетное финансирование, позволяющее на более качественномуровне осуществлять планирование финансовых ресурсов, сосредоточивать их наприоритетных направлениях развития агропромышленного производства длядостижения максимальной эффективности финансовых инвестиций.
В аграрном секторе эта проблема из актуальной в первые годы его реформированияпревратилась в ключевую, которую не удалось надлежащим образом решить донастоящего времени. Однако нельзя утверждать, что этому вопросу не уделялосьвнимание, – имеются и определенные успехи в данном направлении. Достаточноотметить, что государственное финансирование сельского хозяйства за последниегоды увеличилось почти в 4 раза и в 2007 г. составило 11 млрд. грн.
Эффективное использование бюджетных средств требует адекватнойдолгосрочной стратегии развития аграрного сектора экономики, концентрациифинансовых ресурсов бюджетов всех уровней на реализации приоритетныхнаправлений аграрной политики государства. Однако, на наш взгляд, в этой сфереостаются вопросы, требующие своего решения или применения других к немуподходов. Прежде всего необходимо уточнить основные направления и приоритетыгосударственной поддержки, к которым следует отнести:
– производство продукции растениеводства и животноводства,обеспечивающих продовольственную безопасность государства, продуктов питаниядля детей и отдельных социально незащищенных слоев населения;
– воспроизводство ресурсного потенциала сельскохозяйственныхпредприятий до уровня, который обеспечивает их конкурентоспособность; созданиесовременной производственной инфраструктуры – мелиоративных систем, предприятийпо переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, систем связи,интеграционных формирований с участием промышленного, банковского капитала,институциональных и индивидуальных инвесторов;
– инновационное развитие отрасли – прежде всего селекции врастениеводстве и животноводстве, внедрение современных технологий, подготовкуквалифицированных кадров для села, производство новых видов продукции ирасширение ее ассортимента, развитие образования и аграрной науки;
– развитие территорий и аграрного рынка, включающее: развитиена селе предприятий социальной инфраструктуры, создание условий для закреплениямолодежи на селе, строительство транспортных коммуникаций, развитиеинфраструктуры аграрного рынка.
Реализация цели и основных задач государственной поддержки предполагаетсовершенствование действующей нормативно-правовой базы путем внесения измененийв бюджетное и другое законодательство. Кроме того, необходимо принять ЗаконыУкраины «О государственных гарантиях финансового обеспечения программ развитиясельских территорий» и «Об антимонопольной защите сельскохозяйственныхтоваропроизводителей», а также внести соответствующие изменения и дополнения вЗакон Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства» и «Бюджетныйкодекс Украины» с учетом требований ВТО и стандартов ЕС.
Для улучшения финансирования аграрной сферы необходимо осуществитьопределенную перегруппировку объектов бюджетного финансирования. Исследованиепоказало, что, исходя из значимости объектов финансирования, их экономическогосодержания, а также учитывая прошлый опыт, целесообразно выделить следующиегруппы: государственные программы, целевые программы, меры постоянные и мерыразовые.
Основными принципами разработки и финансового обеспечения программдолжны стать: выбор главных направлений и приоритетов, разработка научнообоснованных и сбалансированных программ; целенаправленность, адресность,обусловленность и обязательная гарантированность в финансировании программ;концентрация ресурсов на стратегических направлениях; комплексный подход квыделению ресурсов в технологически соответствующем периоде и определенныхобъемах для реализации показателей программы; системность механизмовгосударственного финансового регулирования; равноправный доступсельскохозяйственных производителей всех форм собственности, привлеченных квыполнению программы, к финансовым, кредитным, материально-техническим и другимресурсам.
Таким образом, для эффективного использования бюджетных средствподдержку целевых программ следует осуществлять комплексно. Это предполагаетбюджетное финансирование в пределах нескольких взаимосвязанных программодновременно, поскольку отсутствие финансирования или недофинансирование однойиз программ может привести к разрыву всей технологической цепочки и повлечь засобой невыполнение всей программы. Принятие целевых программ должноосуществляться на основе оценки альтернативных вариантов решения проблемы сучетом экономических, социальных и экологических условий. Конечной цельюбюджетной поддержки должно стать наиболее полное продовольственное обеспечениевсех слоев населения, выход отечественной продовольственной продукции намировые рынки.
3. Совершенствование экономического механизма АПК
Одним из важнейших направлений повышения эффективности агропромышленногопроизводства является совершенствование экономического механизма АПК.Общепризнано,что земля, ее плодородие – один из главных ресурсов, незаменимый источниксуществования человечества, его благосостояния и доходов. Игнорированиестоимости земли и невведение ее в экономический оборот страны приводят кинвестиционной, кредитной и инновационной непривлекательностисельскохозяйственного производства. Поэтому аграрный сектор ежегодно теряетогромные финансовые ресурсы, необходимые, для укрепленияматериально-технической базы производителей и социального обустройства жизникрестьян. По этой причине лишь около 20% созданной ими прибавочной стоимостиостается в аграрной сфере, а 80% реализуется по разным схемам в других сферахэкономики (в торговле, банках), хотя данное соотношение должно быть обратным: 80%в пользу тех, кто создал прибавочную стоимость, а 20% – другим. Это требуетразработки новой модели экономического механизма в АПК. Прежде всего необходимоструктурировать все виды капиталов, функционирующих в экономике, с цельюгармонизации доходов при помощи экономических регуляторов, создать равныестартовые условия для всех сфер экономики, что позволит перевести аграрнуюсферу в активное русло саморазвития, управлять экономическими процессами.Доказано, что за счет создания одинаковых стартовых паритетных условий сельскоехозяйство дополнительно получит 5 млрд. грн. прибыли. Без решения даннойпроблемы нельзя говорить о европейских стандартах, следовательно, и овступлении нашего государства в ЕС.
Не менее важна разработка аграрной наукой рекомендаций по развитиюна селе производственных отношений рыночного содержания как основы аграрнойполитики государства. Такие отношения без земельных отношений не оправдалисебя, поэтому пришло время сделать их полноценными. Без собственника средствпроизводства и результатов труда не может быть товарно-денежных отношений – рыночногосодержания производственных отношений. Наоборот, будут развиватьсянеобязательность, безответственность, неплатежи, бартер и др.
Среди основных элементов экономического механизма, влияющих науровень финансового обеспечения сельского хозяйства, ведущую роль играет ценовоймеханизм.Именно от уровня цен на сельскохозяйственную продукцию преждевсего зависит возможность повышения заработной платы работников аграрногосектора, эффективного использования банковских кредитов, своевременной уплатыналогов и сборов, страхования урожаев и т.д. Основой формирования цен врыночных условиях выступает соотношение спроса и предложения продукции. Вместес тем опыт развитых стран мира и отечественная практика показывают, чторыночная экономика не может обеспечить такую саморегуляцию цен на аграрномрынке, которая бы создавала условия для устойчивого развития сельскогохозяйства. С целью устранения несовершенства рынка объективно необходимовмешательство государства в механизм рыночного ценообразования, причемочевидно, что результативность такого вмешательства зависит прежде всего отуровня обоснованности цен купли-продажи сельскохозяйственной продукции.Следовательно, можно утверждать, что взвешенная ценовая политика государства нааграрном рынке – основа финансового обеспечения устойчивого развития аграрногосектора экономики.
Что касается совершенствования управления АПК, то здесь усилиявластных структур и научных работников должны быть нацелены на:
– формирование системы управления сельскими территориями, приближеннойк стандартам ЕС;
– развитие сети профессиональных и межпрофессиональныхобъединений с соответствующими полномочиями с целью защиты и сбалансированияинтересов их основателей и освобождения органов исполнительной власти отнесвойственных им функций;
– определение уполномоченного государственного органа по вопросамразвития сельских территорий;
– направление деятельности органов исполнительной власти на совершенствованиестратегического анализа, прогнозирования, мониторинга и осуществлениеконтрольных функций.
Агропромышленное производство – слишком ресурсоемкая сфера национальнойэкономики Украины, где вместе с землей сосредоточена почти половина капиталагосударства. Однако, как известно, эффективность АПК лишь на третьобусловливается вложениями в технику и оборудование, а все остальноеобеспечивается человеческим фактором. Отсутствие региональных программ развитиясельских территорий привело к значительному ухудшению демографической ситуациина селе, причем вследствие экономического неблагополучия количество работающихв сельском хозяйстве за последние 4 года уменьшилось вдвое.
Следовательно, важное направление аграрной политики Украины – развитие сельских территорий. Ученые при этом исходят из того, что без развития сельскихтерриторий благосостояние страны невозможно, ведь государство, в которомразвивается только центр (что, в основном, наблюдается в Украине), обречено набесперспективность своего существования. В настоящее время остро стоит проблемастремительной деградации сельской поселенческой сети, решение которой крайнеактуально и неотложно. Усилия государства по возрождению сельских населенныхпунктов, которых в Украине насчитывается 28,6 тыс., должны направляться наразработку и претворение в жизнь региональных программ социально-экономическогоразвития сельских территорий. Государство обязано инвестировать средства вразвитие этих программ, а их исполнители – охватить все без исключения сельскиенаселенные пункты, по каждому из которых предусмотреть меры, направленные наобеспечение нормальных условий жизни за счет ресурсов территорий, на которыхони расположены.
Проблемавосстановления и развития сельских территорий в соответствии с требованиями ЕСв научном и в прикладном аспектах чрезвычайно сложна, ее решение требует какдлительного времени, так и немалых расходов. Обобщая результаты исследованийотносительно трансформационных процессов и развития их в Украине, можно сделатьвывод, что перевод сельских территорий, которые занимают свыше 70% общейземельной площади страны, на модель устойчивого развития, создание во всехрегионах страны рациональной, с точки зрения экономики и экологии,поселенческой сети следует рассматривать как важнейшую задачу государственнойаграрной политики и, соответственно, аграрной науки.
Одним из наиболее актуальных направлений решения данной проблемыявляется формирование системы адресного обеспечения развития сельских поселенийпутем организации общегосударственного банка данных по разработкестратегических (на 10–15 лет) программ, которыми могут быть государственныекомплексные программы социально-экономического развития сельских территорий,государственные целевые программы социального развития села (жилья,образования, здравоохранения, культуры, быта ит. д.), региональные комплексныепрограммы развития сельских территорий, программы соответствующего развитиясельских территорий административно-территориальных единиц и др.
В этом контексте разработанный в ННЦ «ИАЭ» Паспорт сельскогонаселенного пункта решает проблему информационного обеспечения разработкипрограмм. Осуществление сплошной паспортизации сел Украины позволит проследитьреалии трансформационных процессов, демографической, экологической ситуации, атакже занятости населения, фактического состояния сельскохозяйственногопроизводства и функционирования объектов социальной сферы и на этой основеопределить приоритеты развития сельских населенных пунктов в пределах каждогосельского совета.
В настоящее время на повестку дня выдвигаются проблемы коренногоизменения жилищной политики, развития жилищного строительства главным образомза счет средств граждан, ипотечного кредитования и др. При этом важно сохранитьсистему обеспечения жильем наименее защищенных слоев населения, которая будетфинансироваться из государственного и местного бюджетов. Предметом особоговнимания должны быть стимулирование частного строительства на селе, поддержкамолодежного жилищного строительства. Активная жилищная политика, переход кширокомасштабному жилищному строительству – весомый фактор оздоровленияэкономики, интенсификации развития внутреннего рынка, усиления его социальнойнаправленности.
Вывод
На основеуказанного можно сделать вывод: в результате реформирования аграрного сектораэкономики возрастает экономическая эффективность производства вагропромышленном комплексе, повышается его кредитная, инвестиционная иинновационная привлекательность, что в конечном итоге станет решающим условиемобеспечения успешного развития сельских общин и территорий, производстваконкурентоспособной продукции не только для защиты внутреннего рынка, но и длявыхода с ней на внешний рынок, освоения европейских стандартов хозяйствования.