ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ:
«РЕМОНТ МАШИНОТРАКТОРНОГОПАРКА НА ПРИМЕРЕ ХОЗЯЙСТВА „НИВА“
Введение
Ремонт как важнейшеесредство повышения уровня технической готовности эксплуатируемых машин иоборудования, получил научное обоснование.
С увеличениемтребований к проведению ремонтно – обслуживающих работ в условиях современногоразвития экономических отношений все большей необходимостью становитсяреконструкция и техническое перевооружение ремонтных мастерских.
Имеющаяся вналичии ремонтная мастерская, оснащена устаревшим оборудованием,производственные площади не эффективно используются, устаревшие методы проведенияремонтов, а так же экономически не целесообразная организация труда.
При наличииразнотипного машинотракторного парка, возникает необходимость реконструкции итехнического перевооружения ремонтной мастерской.
При появлениинового технологического оборудования, расширяются возможности ремонтной базы. Вмастерской стало возможно применение не обезличенного метода ремонта. Поэтомуреконструкция является одним из главных методов снижения себестоимости ремонта,снижение затрат на запасные части за счет расширения их восстановления, так каксебестоимость восстановленной детали всегда ниже новой. Это позволит снизитьсебестоимость ремонта и услуг, установить сроки рационального проведениятехнических обслуживаний и ремонтных работ, повысить качество и надежность, техническиевозможности машинотракторного парка.
1. Анализхозяйственной деятельности ТОО «Нива» и обоснование проекта
1.1Характеристика землепользования хозяйства
Землепользованиехозяйства расположено в северной части Беловского района Кемеровской области.
Центральнаяусадьба ТОО «Нива» – село Мохово находится в 20 километрах от районного центра – города Белово и в 100 километрах от областного центра – города Кемерово. В существующих границах территория хозяйства представляет собой единыймассив, вытянутый с севера на юг.
ТОО «Нива»образовалось на основе совхоза «Моховский» в 1994 году, который в свою очередьорганизовался на базе колхозов «Имени Калинина», «Авангард» и «Путь Ленина» в1960 году. В 1974 из совхоза «Моховский» на площади 15981 га образовался вновь организованный совхоз «Новый».
В границахземлепользования хозяйства находятся участки постороннего пользования, из нихнаибольшими по площади являются: разрез «Моховский», шахта «Инская», шахта«Сигнал», ГШУ (Грамотеинское шахтоуправление).
Поклиматическому районированию Кемеровской области территория товариществаотносится к умеренно – теплому, недостаточно увлажненному району. Климатическиеусловия характеризуются следующими показателями:
сумматемператур воздуха выше плюс 100С равна 2073; среднегодовоеколичество осадков 415 мм; средняя продолжительность безморозного периода89 дней; последние заморозки наблюдаются в начале июня, первые – в началесентября; толщина снежного покрова на выровненных участках не более 30 см,в логах – до 110 см, преобладают ветра юго–западного и южного направлений.Положительной стороной климата является обилие солнечного тепла в периодвегетации, что значительно компенсирует краткость периода положительныхтемператур и ускоряет развитие растений.
Землепользованиехозяйства по характеру рельефа можно разделить на два геоморфологическихрайона.
Первый –относится к полого – увалистой равнине. Характерной для этой части являетсячередование холмов и увалов, разделяющихся заболоченными логами. Увалы тянутсяс востока на запад. Их протяженность достигает 5 км и ширина до 1,5 км.Поверхность пашни сравнительно ровная, лишь отдельные участки чередуютсялощинами и буграми. Склоны пологие, только южные достигают до 80.Лога достигают по ширине до 250 метров, а по длине до 4 км.
Второй район– пойма реки Иня с притоками Бочат и Мереть. Пойма реки Иня вытянута сюго-востока на северо-запад. Этот район характерен множеством впадин, озер истариц. Часть поймы представляет собой заливные луга, используемые по сенокосыи пастбища. Пониженные участки заболочены.
Почвенныйпокров представлен почвами черноземного типа, имеющий высокое природноеплодородие занимает преобладающее место в структуре землепользования. Черноземы,лугово-черноземные и серо – лесные почвы составляют основу почвенного покрова.Черноземы и серо – лесные почвы занимают увалы водоразделов и побережье рекиМереть, Еловка, Уроп. Пахотные земли расположены на черноземах. На пастбищах исенокосах расположены лугово-черноземные почвы.
Часть пашниподвержена водной и ветровой эрозии, а так же находится в эрозионно-опасном состоянии.
По характерурастительности территория хозяйства относится к лесостепной зоне. Естественнаярастительность представлена древесной и травяной совокупностью. Древеснаярастительность носит характер перелесков и представлена в основном осиной иберезой. Из кустарников преобладают черемуха, смородина, по берегам рек изаболоченным местам – тальник. Луговой покров в основном представлен смесьюзлаково-бобовых трав: тимофеевка луговая, мятлик, клевер, вика и т.д.
1.2Краткая характеристика хозяйства
ТОО «Нива» – хозяйствомолочного направления. Основной удельный вес производственной деятельностизанимает животноводство.
На начало2000 года общая земельная площадь хозяйства составляет 11 341 га.
Таблица 1.1. Структураземельных площадей ТОО «Нива»Наименование земельных угодий Площадь, га
Общая земельная площадь
Всего хозяйственных угодий
В том числе:
пашня
сенокосы
пастбища
Площадь леса
Пруды и водоемы
Приусадебные участки, коллективные сады и огороды работников хозяйства
11 341
9 350
6 540
1 224
1 478
878
48
1 140
Основноепроизводство и трудовые ресурсы сосредоточено в двух населенных пунктах,находящихся на значительном расстоянии друг от друга.
В селе Моховонаходится центральная усадьба. В нее входят центральная контора, автопарк,ремонтно-механическая мастерская, отделение №1, а так же бригада по обслуживаниюмолочного стада, тракторно-полеводческая и по выращиванию молодняка КРС.
Основныепункты сдачи сельскохозяйственной продукции, получения топлива, запасных частейи удобрений находятся в городе Белово, а так же, частично, в городе Кемерово.
Связьцентральной усадьбы с отделениями и пунктами сдачи сельскохозяйственнойпродукции осуществляется по дорогам общего назначения с асфальтовым покрытием.В хозяйстве имеется телефонная и диспетчерская связь по рации (местная).
Основнойформой организации труда является производственная бригада. Она представляетсобой коллектив работников, оснащенный необходимыми средствами труда дляпроизводственной деятельности. Ежегодно по отделениям и бригадам доводитсяхозрасчетное задание на производство сельскохозяйственной продукции и другихобъемов работ.
В хозяйстветесно увязано взаимоотношение всех служб: животноводство, растениеводство,строительство, служба механизации и обслуживания, производственные бригады суправленческим аппаратом.
1.3 Характеристикаживотноводства
Основнымнаправлением хозяйства является молочное скотоводство, а так же имеетсянебольшая группа лошадей. динамика поголовья и размещение скота по отделениямпоказана в таблице 1.2
Таблица 1.2. Динамикапоголовья и размещение скота по отделениямПоказатели Всего по хозяйству По отделениям №1 №2
Всего КРС, гол
В том числе коров, гол
Всего лошадей, гол
В том числе взрослые, гол
Всего сельхозугодий, га
В том числе пашни, га Работник в сельскохозяйственном производстве, всего чел.
Приходится КРС на 1 работник, чел.
В том числе коров, гол
Приходится КРС на 100 га с/х угодий, гол
В том числе коров, гол
802
260
23
21
9350
6540
246
3,3
1,1
8,6
2,8
516
173
15
14
6210
4360
164
3,2
1,1
8,3
2,8
286
87
8
7
3140
2180
82
3,5
1,2
9,1
2,7
Из таблицы1.2 видно, что распределение поголовья по отделениям хозяйства довольноравномерно. При этом учитывается наличие работающих и площади сельхозугодий.
Анализируясостояние животноводства за последнии три года, можно сделать вывод, что вхозяйстве наблюдается интенсивное сокращение поголовья скота. Так 1997 годубыло 1135 голов крупного рогатого скота, а в 1999 году уже стало 802 головы.Снижение поголовья составило 70,7%. Это связано с экономической нестабильностьюв стране, переходом рабочих на более доходные предприятия. Состав поголовья КРСпоказан в таблице 1.3.
Таблица1.3. Среднегодовое поголовье животных, голВид животных 1997 г. 1998 г. 1999 г.
КРС, всего
В том числе:
Коровы
Быки – производители
Нетели и телки старше 2 лет
Молодняк и взрослый скот на откорме
Лошади, всего
В том числе взрослые
Из них – матки лошадей
1135
552
1
120
462
34
34
11
915
385
2
181
347
36
30
11
802
260
4
89
449
23
21
6
Хозяйствосодержит КРС черно – пестрой породы. Зимой содержание стойлово-привязное, летомпастбище – лагерное по группам. Пастбищный период длится около 110 – 125 дней,в зависимости от погодных условий и травостоя. В состав кормового рационавходят следующие корма: концентраты, сено, сенаж, солома и прочие корма. Расходкормов на 1 ц продукции приведен в таблице 1.4.
Таблица 1.4. Расходкормов на 1 ц продукции, ц кормовых единицВид продукции Расход кормов
Молоко
Привес молодняка
Всего условных голов, гол
Заготовлено кормов в кормовых ед. на условную голову
1,96
18,92
876,00
25,70
Изприведенных данных видно, что затраты кормов на производство продукции оченьвысокие. Расхождение с плановыми затратами составляет 122,5% и 171,6% по молокусоответственно и привесу.
Продуктивностькоров неустойчивая. За анализируемый период она изменяется от 1373 кг на одну фуражную корову 1997 году до 1211 кг в 1999 году. Это связано с плохой организациейтруда, рационом кормления, не сбалансированным по питательным веществам, низкимкачествам кормов и низкой кормовой базой. Основные показатели животноводства погодам приведены в таблице 1.5
Таблица1.5. Основные показатели отрасли животноводства в хозяйстве по годамПоказатели 1997 1998 1999
Среднесуточный привес, гр.
Получено приплода, гол
Прирост, ц
Себестоимость 1ц молока, руб.
Себестоимость 1 ц мяса, руб.
Рентабельность, %
По молоку
По мясу
312
519
813
258
2992
– 54,3
– 67,8
261
481
634
398
4962
– 61,7
– 73,0
257
361
584
525
4564
– 66,3
– 75,1
Из таблицывидно, что производство молока и мяса с каждым годом все более не рентабельно,особенно производство мяса. Валовой надой молока по сравнению с 1997 годомснизился на 55,5%, а мяса на 30,7%. На это повлияло уменьшение поголовьяживотных, в следствии уменьшения кормовой базы и сбалансированности кормовогорациона.
Животноводческиепомещения построены по типовым проектам. Их достаточно для содержания стада из1200 голов коров 400 голов молодняка на отделении №1. На втором отделениисоответственно 800 и 400 голов.
В помещенияхмеханизированы на 100% это обеспечение коровников водой и доение коров,остальные процессы мало или вообще не механизированы.
Анализируядеятельность животноводства, выявляются пути дальнейшего его развития:
1) увеличениеобъемов кормовой базы, а так же ее качество;
2)осуществление комплексной механизации основных процессов на животноводческихфермой;
3) повышениеуровня зоотехнического и ветеринарного обслуживания поголовья.
1.4 Характеристикарастениеводства
Растениеводствоявляется основным источником формирования кормовой базы животноводства.Установлена прямая зависимость между повышением темпов роста потребления кормови ростом объема производства продукции животноводства.
Структурапосевных площадей, урожайность культур, валовой сбор и урожайность продукции запоследние три года представлены в таблице 1.6.
Таблица 1.6. Структурапосевных площадей, урожайность культур, валовой сбор продукцииКультура Посевная площадь, га
Урожайность
ц/га
Валовый сбор
ц
Рожь
Пшеница
Ячмень
Овес
Сено
Зеленая масса
на сенаж 1997 1998 1999 1997 1998 1999 1997 1998 1999
120
1630
854
896
1187
1296
–
1405
287
202
1172
265
–
827
405
468
1167
295
13,5
8,6
3
7,6
5
105,7
–
16
10,4
11,9
5,1
114
–
13,3
6
11
4,85
96
1909
14022
2079
2746
5933
137005
–
22455
2658
1859
5864
30161
–
11001
2132
2167
5660
28390
Ростурожайности до последнего времени сдерживается относительно низкойинтенсивностью земледелия: неполным техническим вооружением, низким удельнымвесом мелиорированных земель, недостаточным уровнем химизации производства,использованием малоэффективных культур, плохой организацией труда. Серьезнымтормозом роста урожайности в хозяйстве является нарушение технологиипроизводства: несоблюдение севооборотов, сроков внесения удобрений исоотношение в них питательных веществ, не своевременное проведение мероприятийпо борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур, низкийуровень механизации.
1.5 Характеристикамашинотракторного парка
В настоящеевремя состав машинотракторного парка (за последние три года) изменилсянесущественно. На конец 1999 года по списку в хозяйстве было 34 трактора, 13грузовых и 7 легковых автомобилей, 8 самоходных комбайнов зерноуборочных и двакормоуборочных самоходных. Снижение состава машинотракторного парка связано состарением техники, а так же с нехваткой запасных частей. Ко всему сказанному следуетотнести и несвоевременное проведение технических обслуживаний и капитальныхремонтов. Состав машинотракторного парка приведен в таблице 1.7.
Таблица 1.7Наименование, марка Количество, шт.
Т – 75
Т – 74
Т – 150К
Т – 4А
К – 700 1
К – 701
МТЗ – 52
МТЗ – 82
ЮМЗ – 6М
Т – 40АМ
Автомобили
ЗИЛ – 130
ГАЗ – 53
УРАЛ
Легковые автомобили
Специальные машины
Комбайны
Дон – 1200
СК – 5 «Нива»
СКД – 6 «Сибиряк
6
2
3
3
2
2
1
2
8
6
1
5
6
2
7
2
1
4
3
Всегоэнергетическая мощность в хозяйстве 10 071 л.с. или 7412 кВт. Этоочень высокий показатель. Однако эффективность использования машинотракторногопарка остается еще не высокой, низка выработка тракторов, недоиспользуетсямощность силовых машин, тракторный парк используется в одну смену.
При болеерациональном использовании рабочего времени, в частности при переходе надвусменную работу во время посевной и уборочной компании можно было бызначительно повысить производительность труда и коэффициент использованиямашинотракторного парка, который на сегодняшний день составляет 31%. Так же накоэффициент использования парка влияет сезонность работ.
Недостаточныйуровень использования машинотракторного парка объясняется отсутствием вхозяйстве необходимого набора машин и орудий. Основной фактор повышенияэффективности использования парка – это рациональное использование икомплектование агрегатов.
На уровеньиспользования техники немаловажное значение оказывает обеспеченность хозяйстваквалифицированными кадрами механизаторов. В таблице 1.8 показана квалификациямеханизаторов за последние три года.
Таблица 1.8. КвалификациямеханизаторовМеханизаторы Численность по годам 1997 1998 1999
I
II
III
Всего:
11
14
12
37
9
10
15
34
10
11
18
39
Следующаяпричина низкого уровня использования машинотракторного парка – это слабаяремонтная база. При возможности отремонтировать неисправную технику своимисилами, из-за отсутствия запасных частей приходится отправлять ее в специальныеремонтные предприятия. Следовательно увеличивается время нахождения в ремонте изатраты на транспортировку.
Для болееполного использования возможностей машинотракторного парка, необходимо, чтобысостав МТП соответствовал молочному направлению хозяйства и его конкретнымвозможностям для более полной загрузки техники в течении всего года, повышатьее производительность.
1.6 Характеристикаремонтной базы
Ремонтнаябаза хозяйства включает в себя: механическую мастерскую, автогараж для грузовыхавтомобилей, гараж для тракторов и склад для новых запасных частей.
Механическаямастерская расположена на центральной усадьбе. Она была построена в 1986 году потиповому проекту №816 – 79. В ней проводят такие ремонтные работы, кактехническое обслуживание тракторов и автомобилей, текущий ремонт узлов иагрегатов сельско – хозяйственных машин в т.ч. комбайнов. Текущие ремонтытракторов и автомобилей.
В мастерскойдействуют следующие участки: участок по регулировке и испытанию топливнойаппаратуры, слесарно–механический участок, вулканизационный участок, кузнечныйи сварочный участки, участок ремонта электрооборудования, цех шлифовки, участокремонта двигателей, склады под хранение деталей, подлежащих восстановлению иинструментально – раздаточная кладовая. Техническое и технологическое оснащениемастерской оставляет желать лучшего. Основная часть оборудования неисправна илине соответствует технологическому процессу ремонта.
2. Расчети обоснование необходимого состава машинотракторного парка
Необходимыйсостав машинотракторного парка можно определить несколькими методами. В данномдипломном проекте нет необходимости подробного детального рассмотренияструктуры технической оснащенности. Поэтому для расчета используем справочныеданные из (11), тогда необходимое количество техники по назначению и маркамопределяем по формуле:
N = (Н · П):1000 (2.1)
где N – потребность в машинахдля возделывания сельскохозяйственных культур, шт.;
Н – норматив потребности, число машин на 1000 га пашни или площади посева (по [11, приложение IV] для тракторов, комбайнов и сельскохозяйственнойтехники, по [табл. 87] для грузовых автомобилей)
П – площадьпашни, га, тогда получаем, что потребность хозяйства в тракторах типа «Кировец»равна
N = (0,89 · 4585):1000 = 4,08 шт.
Расчет остальной техники по формуле (2.1) не приводим. арезультаты сводим в таблицу 2.1.
Таблица 2.1. Необходимый состав машинотракторного паркаНаименование, марка машин Норматив потребности Площадь обработки га
Необхо
димое
число машин,
шт.
Планируе
мая годовая
наработка
мото/час,
га
Тракторы
К -700А, К – 700
Т – 150К
ДТ – 75М
Т – 74
Т – 4А
МТЗ – 82
ЮМЗ – 6М
Т – 40АМ
Автомобили
ЗИЛ – 130
ГАЗ – 53А
ГАЗ – 53Б
ЗИЛ – ММЗ – 555
ЗИЛ – 130В
УРАЛ – 375
Комбайны
Зерноуборочные
Кормоуборочные
Жатки
Плуги
Лущильники
Культиваторы
Сеялки
Косилки тракторные
Стогометатели
Пресс – подборщики
Грабли
Волокуши
Разбрасыватели удобрен.
Катки
Бороны дисковые
0,89
1,75
2,60
0,50
0,48
5,70
1,30
0,20
2,0
1,50
1,30
2,00
0,20
0,40
5,20
6,00
3,30
5,90
1,70
2,50
2,40
8,60
1,70
5,90
4,10
3,00
2,00
3,90
1,30
4585
4585
4585
4585
4585
4585
4585
4585
4585
4585
4585
4585
4585
4585
1700
350
3,30
5,90
1,70
4585
4105
1436
1436
1436
1436
1436
4585
3585
4585
4
8
12
3
2
26
6
1
9
7
6
9
1
2
9
2
7
27
4
11
10
3
9
6
4
9
14
6
950
1000
1200
700
940
1300
980
700
37 т/км
30 т/км
25 т/км
42 т/км
35 т/км 45 т/км
189
175
1700
4585
2105
4585
4105
1436
1436
1436
1436
1436
4585
3585
4585
При составлении табл. 2.1нами учитывались такие факторы, как: прежний состав машинотракторного парка;технология возделывания сельскохозяйственных культур; сроки проведения полевыхработ и другое.
В результатерасчетов нами получено, что для возделывания 6540 га пашни, 1224 га сенокосов и пастбищ хозяйству необходимо приобрести дополнительно к прежнемусоставу машинотракторного парка: 1 шт. – 701; Т150 – 5 шт.; ДТ – 75М – 6 шт.; Т– 74 – 1 шт.; МТЗ – 82 – 16 шт. Такие тракторы как Т – 4А, Т – 40АМ, ЮМЗ 6Муменьшили или оставили в прежнем составе, изменяя нагрузку на трактор. Этосвязано с их экономическими показателями (расход топлива и горюче – смазочныхматериалов) тракторов.
Автомобильныйпарк увеличился в 2,5 раза по сравнению с прежним составом автопарка на 1января 2000 года, а комбайны остались в прежнем количестве т. к. хозяйствоимеет нормативное число уборочных машин.
3. Расчет программыремонтно-обслуживающих работ
Оптимальноеиспользование машинотракторного парка основывается на базе научно обоснованной системытехнического обслуживания и ремонта, позволяющих обеспечит достаточнуюработоспособность и исправность машин.
Для расчетапрограммы ремонтной мастерской необходимо определиться с видами ремонтов итехнических обслуживаний проводимых в проектируемой ремонтной мастерской.
Анализируяструктуру ремонтной базы, распределяем работы следующим образом.
Ежесменное итехническое обслуживание №1 для тракторов проводим в гараже для тракторов.Техническое обслуживание №2 и №3, а так же текущий ремонт в проектируемоймастерской. Капитальный ремонт тракторов в мастерской разреза «Моховский, таккак она имеет необходимое оборудование и расположена в 4 км от мастерскойхозяйства. Сезонное техническое обслуживание тракторов и автомобилей проводитсядва раза в год и выполняется одновременно с очередным техническим обслуживанием№2 тракторов и техническим обслуживанием №1 автомобилей и поэтому отдельно непланируется.
Так жепланируем проводить техническое обслуживание №1 и №2 автомобилей и текущийремонт всех машин. текущие ремонты автомобилей не планируются, а выполняются помере надобности.
В мастерскойнамечаем проведение текущего ремонта всей сельскохозяйственной техники иоборудования животноводческих ферм.
Расчет начинаемс определения количества капитальных ремонтов т. к. без них нельзяопределить число текущих ремонтов и технических обслуживаний.
3.1Тракторы
3.1.1Количество капитальных ремонтов
количество капитальных ремонтов определяем по формуле [9, стр. 4].
nk=(Bn∙ N):Bk (3.1)
где nk- количество капитальных ремонтов;
Bn- планируемая годоваянаработка, мото/час
(см. табл. 2.1);
N – количество машинданной марки (см. табл. 2.1)
Bk- периодичность до капитального ремонта, мото/час[9, табл П 1.7]
Тогдаполучаем количество капитальных ремонтов для трактора типа «Кировец»
nk= (950 ∙ 4): 5900 =0,64
Полученныерезультаты округляем до 1, если nk > 0,85 и до 0, если
nk
По другиммаркам тракторов расчет не приводим, а указываем только конечные результаты:
Т – 150К: nk= 1; Т – 4А: nk =0; Т – 40АМ: nk=0; ДТ – 75М: nk = 2;
МТЗ – 82: nk = 5; Т – 74: nk = 0; ЮМЗ – 6М: nk=0.
3.1.2Количество текущих ремонтов
Количествотекущих ремонтов определяем по формуле [9, стр. 5]
nт=[(Bn∙ N):Bт] – nк.
где nт — количество текущихремонтов;
Bт – периодичность дотекущего ремонта, мото/час
[9, стр. 37].
Тогдаполучаем для тракторов типа «Кировец»
nт=[(950∙4):2080] – 0 = 1
По другиммаркам тракторов:
Т – 150К: nт= 1; Т – 4А: nт=0; Т – 40АМ: nт=0; ДТ – 75М: nт= 2;
МТЗ – 82: nт= 5; Т – 74: nт= 0; ЮМЗ – 6М: nт=0.
3.1.3Количество технических обслуживаний ТО – 3
Количествотехнических обслуживаний ТО – 3 определяем по формуле
[, стр. 5]
nто-3= =[(Bn∙ N):Bто-3] – nк — nт
где nто-3 — количество техническихобслуживаний №3
Bто-3 — периодичность до ТО –3, мото/час.[9, табл. П1.1]
для тракторовтипа «Кировец»
nто-3 =[(950∙4):960] – 0 – 1 = 3
По другиммаркам:
Т – 150К: nто-3= 5; Т – 4А: nто-3= 1; Т – 40АМ: nто-3=0;
ДТ – 75М: nто-3= 8; МТЗ – 82: nто-3= 10; Т – 74: nто-3= 1;
ЮМЗ – 6М: nто-3= 2.
3.1.4 Количествотехнических обслуживаний ТО – 2
Определяем поформуле [9, стр. 6].
nто-2=[(Bn∙ N):Bто-2] – nк — nт — nто-3(3.4)
где nто-2 – количество техническихобслуживаний №2
Bто-2 – периодичность до ТО –2, мото/час.[9, табл. П1.1]
Для тракторовтипа «Кировец»
nто-2= [(950∙4):240] – 0 – 1 – 3 = 11
По другиммаркам:
Т – 150К: nто-2 = 25; Т – 4А: nто-2= 6; Т – 40АМ: nто-2= 3;
ДТ – 75М: nто-2= 44; МТЗ – 82: nто-2 = 105; Т – 74: nто-2 = 7;.
ЮМЗ – 6М: nто-2 =18
3.2Автомобили
3.2.1Количество капитальных ремонтов
Количествокапитальных ремонтов определяем по формуле
(3.1) nк =[(Bn∙ N):Bk]
где Bk– пробег до капитальногоремонта, тыс. км. [9,табл. П 1.32]
тогда для ЗИЛ– 130
nk= [(37∙9):230] = 1
По другиммаркам автомобилей
ГАЗ53А: nk= 1; ЗИЛ130В: nk =0; ГАЗ53Б: nk= 1;
УРАЛ375: nk = 0; ЗИЛ – ММЗ – 555: nk = 2.
3.2.2Количество текущих ремонтов
Количествотекущих ремонтов для автомобилей не определяется, так как они не планируются.
3.2.3Количество технических обслуживаний ТО – 2
Определяем поформуле [9, стр. 6].
nто-2= [(Bn∙ N):Bто-2] – nк
где Bто-2 — периодичность до ТО –2, тыс. км [9, приложение 4].
Тогда для ЗИЛ– 130
nто-2=[(37∙9):7] – 1 = 46
По другиммаркам автомобилей
ГАЗ53А: nто-2= 29; ЗИЛ130В: nто-2 = 5; ГАЗ53Б: nто-2 = 20;
УРАЛ375: nто-2 = 9; ЗИЛ – ММЗ – 555: nто-2 = 52.
3.2.4 Количествотехнических обслуживаний ТО – 1
Определяем поформуле [9, стр. 6].
nто-1 =[(Bn∙ N):Bто-1] – nк — nто-2 (3.7)
где Bто-1 – периодичность до ТО –1, тыс. км [9, приложение 4].
Тогда для ЗИЛ– 130
nто-1 = [(37∙9):1,7] – 1- 46 = 149
По другиммаркам автомобилей:
ГАЗ53А: nто-1= 93; ЗИЛ130В: nто-1 = 15; ГАЗ53Б: nто-1= 67;
УРАЛ375: nто-1 = 27; ЗИЛ – ММЗ – 555: nто-1 = 168.
3.3 Зерноуборочныекомбайны
3.3.1 Количествокапитальных ремонтов
Определяем поформуле (3.1) nк =[(Bn∙ N):Bk]
где Bn– планируемая годоваянаработка, га (см. табл. 2.1)
Bk– периодичность докапитального ремонта, га
[9, табл. П1.22] (3.1)
nк =[(189∙9):1200] =1
3.3.2 Количествотекущих ремонтов
Определяем поформуле (3.2)
nт=[(Bn∙ N):Bт] – nк
где Bт — наработка до текущегоремонта, га [9, приложение 4]
nт=[(189 ∙ 9):400]– 1 = 3
3.4Специальные комбайны
К специальнымкомбайнам относятся картофелеуборочные, силосоуборочные и т.д. В нашем случае –это кормоуборочные.
учитывая, чтокоэффициент охвата капитальным ремонтом составляет в среднем 20% [9], то числотекущих ремонтов ежегодно планируется в размере 80% т.е. nт = 1,6 ~1
3.5 Другиесельскохозяйственные машины
К другимсельскохозяйственным машинам относятся плуги, жатки, лущильники, культиваторы ит.д. (см. табл. 2.1). Их подвергают текущему ремонту ежегодно послеиспользования на полевых работах.
Поэтому числотекущих ремонтов этих машин равно их количеству.
Рассчитанноеколичество текущих ремонтов и технических обслуживаний тракторов, автомобилей,комбайнов и других сельскохозяйственных машин сводим в таблицу 3.1. В таблице:
n – это количестворемонтов или технических обслуживаний;
T – трудоемкость.
3.6 Расчеттрудоемкости ремонтных работ
3.6.1Трудоемкость ремонтов и технических обслуживаний Машино – тракторного парка
Определяем поформуле (7) [9, стр. 8] для машинотракторного парка (кроме текущегоремонта автомобилей).
Т = Тед.∙ n (3.10)
где Т –трудоемкость одного вида работ для данной марки машин, чел./час;
Тед –трудоемкость единицы ремонта или технического обслуживания, чел./час [9];
n – количество ремонтовили технических обслуживаний для одной марки машин.
Тогда длятракторов типа «Кировец»
Т = 385 ∙1 =385 чел./час.
Результатырасчетов вносим в таблицу 3.1, а сами расчеты по формуле (3.10) не приводим.
3.6.2 Трудоемкостьтекущего ремонта автомобилей
Определяем поформуле (8) [9].
Т =0,01 ∙Bn ∙ N
где Bn- планируемый пробегавтомобилей, км (см. табл. 2.1)
N – число автомобилейодной марки, шт.
0,01 –величина получена делением нормы времени 10 чел./час. на 1000 км.
Тогда для ЗИЛ– 130
Т = 0,01 ∙37 000 ∙ 9 = 3330 чел.
Суммируярезультаты расчетов трудоемкости ремонта и технического обслуживания Машино –тракторного парка, получаем основную трудоемкость ремонтно-обслуживающих работ,которую вносим в таблицы 3.1.
3.6.3. Трудоемкостьдополнительных видов работ
Трудоемкостьдополнительных видов работ в мастерской планируется в % к основной трудоемкости:
1. ремонти монтаж оборудования животноводческих ферм – 10%, что соответствует 2585,1 чел./.час
2. ремонттехнологического оборудования и инструмента мастерской – 8%(2068,1 чел./час).
3. Восстановлениеи изготовление деталей – 5% (1292,6 чел./час)
4. Прочиеработы – 12% (3102,2) (см. табл. 3.1.)
Суммируятрудоемкости основных и дополнительных видов работ, получаем общую годовуютрудоемкость ремонтных работ, которую вносим в графу 6 табл. 3.1
3.7Составление годового плана ремонтных работ
Годовой планвключает в себя все виды работ, выполняемых в хозяйстве. Он составлен в форметабл. 3.1.
Весь объемремонтно-обслуживающих работ распределяем по возможности по возможностиравномерно по месяцам. Это позволит содержать в мастерской постоянное штатноеколичество рабочих. При этом учитываются агротехнические сроки возделываниякультур, а тракторный парк имел максимальную техническую готовность в наиболеенапряженные периоды весенних и осенних полевых работ.
Прираспределении объема работ по месяцам учитывали следующие требования []:
1 работыраспределяются так, что бы в месяце было целое число ремонтов или техническихобслуживаний;
2 равномернопо месяцам планируются те виды ремонтных работ, объем которых нельзяпредусмотреть заранее. Это – «Восстановление и изготовление деталей» и «Прочиеработы»;
3. 65 – 85%ремонтов проводят зимой, остальные летом; причем летом ремонтируют гусеничныетракторы.
70 – 75%годовой потребности в техническом обслуживании тракторов выполняют в летнийпериод;
4. ремонткомбайнов и сельскохозяйственных машин планируется сразу после окончанияполевых работ;
5. текущиеремонты и техническое обслуживание автомобилей распределяются таким образом,чтоб за счет них выровнять загрузку по месяцам.
3.8Составление графика загрузки мастерской
Составляетсяон на основании годового плана ремонтных работ. По данным таблицы 3.1. составляемтаблицу 3.2. в которую помещаем виды и объемы ремонтных работ мастерской.
после этогоопределяем необходимое количество рабочих на каждый месяц по видам работ поформуле (9) [].
Кр =Т: Фн
где Кр — количество рабочих, чел.;
Т –трудоемкость определенного вида работ в каждом месяце, чел./час. (см. табл.3.2.)
Фн — номинальный месячный фонд времени рабочего при односменном режиме работы.
Тогданеобходимое количество рабочих для ремонта тракторов в январе
Кр =916:170 =5,38 чел.
Полученноеколичество рабочих округляем до десятых и вносим в таблицу 3.3.
По даннымтаблицы 3.3 строим график загрузки мастерской (см лист ПМДП 03. 00000 ГЗ).
На осиабсцисс откладываем в масштабе все месяцы года. а по оси ординат количестворабочих ро каждому виду работ, разделяя полученные площади штриховкой. Общееколичество рабочих в каждом месяце соответствует данным таблицы 3.3.
3.9Распределение годового объема работ по технологическим видам
Распределениегодового объема работ выполняем по показателям на основании опытных данных [].
С цельюупрощения расчетов считаем слесарными работами, кроме действительно слесарных,разборочные, моечные, дефектовочные, сборочные, испытательно-регулировочные.электромонтажные, ремонт топливной аппаратуры; в столярно – молярные работывключаем также обойные и медницко-жестяницкие работы.
Расчетвыполняем в форме таблицы 3.4.
Таблица 3.4. Распределение годовогообъема работ по технологическим видам
Вид
ремонтных
работ
Общая
Тру
доем
кость
чел./час Распределение работ по технологическим видам станочные слесарные Сварочно-наплавочные Кузнечно-термические Столярно-малярные % чел./час. % чел./час % чел./час % чел./час % чел./час
ТР трак
торов 5137 13,7 703,8 72 3698,6 3,5 179,8 3,4 174,6 7,4 380,2
ТО
Трак
торов 3054,3 5 152,7 86,5 2642 4,5 137,0 3,0 91,6 1,0 30,6
ТР автомо
билей 8154,7 10,5 856,2 64,9 5292,4 1,8 146,8 4,6 375,1 18,2 1484,2
ТОав
томо
билей 4205,3 2 84,1 95 3995 2 84,2 0,5 21 0,5 21 ТР комбайнов 671 8,6 57,7 78 523,4 2,8 18,8 3,7 24,8 6,9 46,3
ТР сельхоз
машин 4629 12 555,5 48,5 2245,1 16 740,6 17 786,9 6,5 300,9
Ремонт и монтаж
ОЖФ 2585,1 15,5 400,7 36 930,6 24 620,4 15 387.8 95 245,6
Ремонт оборудования
мастерской 2068,1 21 434,3 61 1261,5 7,5 155,1 8 165,4 2,5 51,8
Восстановление и изготовление
деталей 1296,6 51,5 665,7 12 155,1 24 310,2 7,5 96,9 5 64,7 Прочие работы 3102,2 41 1271,9 35,5 1101,3 14 434,3 6,5 201,6 3 93,1 Итого: 34899,3 5182,6 21845 2827,6 2325,7 2718,4 /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
3.10Расчет численности производственных рабочих и другого персонала
3.10.1Режим работы и фонды времени
Принимаемодносменный режим работы мастерской при пятидневной рабочей неделе.Продолжительность рабочего дня 8,2 часа. Годовой номинальный фонд рабочеговремени и оборудования принимаем по [] равным 2070 часов. Годовой действительныйфонд времени станочников, слесарей, столяров, принимаем по [] равным 1840часов, кузнецов и сварщиков – 1820 часов. Годовой действительный фонд времениработы оборудования 2030.
3.10.2.Расчет числа производственных рабочих по видам работ
Расчет числапроизводственных рабочих производится в зависимости от объема соответствующихработ. При расчете числа рабочих различают списочный и явочный состав.
Списочныйсостав производственных рабочих определяем по формуле [12].
Рсп =Тг: Фдр,
где Рсп — списочное число рабочих какой либо профессии, чел.,
Тг — годовая трудоемкость соответствующих работ, чел./час. (см. табл. 3.4.)
Фдр– годовой действительный фонд времени рабочего данной профессии, 4.
Тогда числостаночников списочное
Рсп =5182,6:1840 = 2,8 чел.
Явочныйсостав производственных рабочих определяем по формуле []
Ряв =Тг:Фнр
где Ряв – явочноечисло производственных рабочих какой либо профессии, чел.;
Фнр– номинальныйфонд времени работы рабочих, ч.
Тогда.количество станочников явочное
Ряв= 5182,6: 2070 = 2,5 чел.
Результатырасчетов рабочих по (3.13) и (3.13) сводим в таблицу 3.5
Таблица 3.5. Количествопроизводственных рабочих различных профессий
Название профессии
рабочих
Трудоемкость
по
профессиям
ч/час. Количество рабочих, чел. Списочное Явочное Расчетное Принятое Расчетное Принятое
Станочники
Слесари
Сварщики
Кузнецы
5182,6
21845,0
2827,6
2325,7
2,8
11,9
1,6
1,3
3
12
2
1
2,5
10,6
1,4
1,1
3
11
1
1 Столяры 2718.4 1,5 2 1,3 1 Итого: 34899,3 19,1 20 16,9 17
3.10.3 Расчетчисленности вспомогательных рабочих, инженерно-технических работников и младшегообслуживающего персонала
Численность этихкатегорий рабочих определяется в процентном отношении к списочному составу производственныхрабочих:
Вспомогательныерабочие (электрослесарь, кладовщик-инструментальщик, разнорабочий) – 8% от числапроизводственных рабочих.
Младший обслуживающийперсонал (уборщик, курьер и другие) – 8% от суммы числа производственных и вспомогательныхрабочих.
Инженерно-техническиеработники и служащие (заведущий мастерской, инженер-контролер, инженер-нормировщик,мастер и другие) – 14% от суммы списочного состава производственных и вспомогательныхрабочих.
Результаты расчетавносим в таблицу 3.6.
Таблица 3.6. ШтатмастерскойКатегория работающих Количество человек
Основные рабочие
Вспомогательные рабочие
Инженерно-технические работники и служащие
Младший обслуживающий персонал
20
2
3
2 Итого: 27
4. Проектированиереконструкции ремонтной мастерской
4.1 Разработкасостава ремонтной мастерской
В проектируемойремонтной мастерской предусматривается разместить следующие участки:
1). Участок проверкии регулировки топливной аппаратуры.
На этом участкепланируется проводить проверку и регулировку, а также ремонт топливной аппаратурыдизельных и систему подачи топлива карбюраторных двигателей. Данный участок существуетна исходном предприятии, но не достаточно оснащен для проведения качественного ремонтаобъектов.
20. Участок проверкии регулировки гидросистем.
Данный участокбудем вводить в проектируемую мастерскую так как он отсутствует в существующей.На участке предполагается проводить сборку, разборку, дефектацию и испытание агрегатовгидросистемы тракторов, комбайнов, автомобилей и других сельскохозяйственных машин.В частности будет производиться ремонт масляных насосов, шлангов гидросистем, рукавови т.д.
3) Инструментально-раздаточнаякладовая.
Она является участкомпо ремонту инструментов и измерительных приборов то есть здесь будут производитьпроверку и регулировку измерительных приборов, монтажного инструмента, индикаторов,хранение новых и отремонтированных инструментов.
Данный участоксуществует в мастерской, но выполняет лишь функцию складского помещения.
4) Участок текущегоремонта двигателей.
На участке производятразборку, дефектацию и сборку двигателей. Этот участок предполагается не толькооставить, но и расширить его функциональные возможности.
5). Участок испытанияи регулировки двигателей.
В соответствиис тем, что в мастерской будет проводиться текущий ремонт двигателей, то введениеэтого участка вызвано технологией ремонта двигателей и обуславливается повышениемкачества ремонта. Данный участок существовал ранее в мастерской, но четыре годаназад был закрыт в связи с неисправностью обкаточно-тормозного стенда, что повлиялона качество ремонта.
6). Ремонтно-монтажныйучасток.
Является основнымпроизводственным участком. Здесь производят комплектовку и сборку непосредственнообъектов производства, а также проводят техническое обслуживание техники.
7). Электросварочныйучасток.
На участке проводятсяработы с применением ручной электродуговой сварки.
8). Участок разборкии мойки узлов и агрегатов.
В существующеймастерской такого участка нет, поэтому для повышения качества ремонта необходимоввести участок.
9). Куэнечно-термическийгазосварочный участок.
В этом участкепредполагается разместить кузнечное и газосварочное оборудование для их как раздельного,так и комплексного (совместного) использования. Это позволит проводить несколькоопераций с объектом, не перемещая его по участкам.
10). Участок вулканизационныхработ.
В существующеймастерской имеется такой участок. Здесь проводится ремонт воздушных баллонов тракторови автомобилей, а также комбайнов. В проектируемом предполагается установить стендыдля ремонта шин. Это связано с наличием в хозяйстве большого количества износившихсяи поврежденных шин.
11). Участок поремонту оборудования животноводческих ферм (ОЖФ) и сельскохозяйственных агрегатов.
В настоящее времясуществует только участок по ремонту сельскохозяйственных машин. Предполагаем ввестинаряду с ним участок, где можно было бы ремонтировать и ОЖФ. Это связано с тем,что на ферме нет мастерской, где можно контролировать основные параметры оборудованияиспользуемого в животноводстве.
12). Слесарно-механическийучасток.
На участке (восновном) предполагается проводить работы связанные с изготовлением новых деталей,например болты, гайки, шайбы, валы, оси, крышки, втулки и многое другое.
13) Участок медницко-жестяницкихработ.
На участке предполагаетсяпроводить ремонты связанные с системой охлаждения двигателей то есть ремонт радиаторов.Его будем вводить в проектируемую мастерскую.
14). Участок заправки.
Перед выходомобъекта из ремонта устанавливаем участок запраки, это позволит отказаться от использованиямобильных заправщиков. В мастерской нет стационарного поста заправки и это приводитк увеличению времени простоя отремонтированного объекта.
15). Участок проверкии регулировки электрооборудования.
Данный участокимеется в существующей мастерской. В нем проводят ремонты стартеров (электрических),генераторов, магнето и другого электрооборудования машинно-тракторного парка.
16). Участок проверкии зарядки аккумуляторных батарей.
На участке поводятремонт, зарядку, хранение и техническое обслуживание аккумуляторных батарей.
Кроме основныхпроизводственных участков в корпусе мастерской предполагаем разместить вспомогательныепомещения (административно-бытовые и складские помещения).
4.2 Расчети подбор оборудования
Количество основногооборудования: моечных машин, металлорежущих станков, стендов для обкатки и другиеопределяем расчетным путем. Остальное оборудование для выполнения всех ремонтныхработ подбираем с учетом имеющегося в наличии и рекомендуемого в технической литературеи типовых проектах ремонтных мастерских.
4.2.1. Расчетчисла моечных машин
Количество машинпериодического действия определяем по формуле [9. с. 79]
Sм = (Q ∙ t):(Фдо∙q ∙ ηо ∙ ηt);
где Q – общая масса деталей, подлежащеймойке, за год, кг.;
t – время мойки одной партиидеталей (по [9] t = 0,5 час)
Фдо– действительный фонд времени работы машины (см. раздел 3.10.1.)
q – масса деталей одной загрузкидля моечной машины по [9], c. 78;
ηо– коэффициент учитывающий одновременно загрузку машины по массе [9. с. 79];
ηt – коэффициент использованиямоечной машины по времени по [9], с. 79.
Общая масса деталейи узлов подлежащая мойке, равна [9]
Q = β (Qм1 ∙ n т1 + Qм2 ∙ n т2 +….), (4.2.)
где β – коэффициент,учитывающий долю массы деталей, подлежащих мойке, от массы машины [9, c. 18];
Q м1; Q м2 – масса машин, тонн. Принимаемпо [9, c. 91];
n т1; nт2 – число текущих ремонтовсоответствующих машин (см. таблицу 3.1).
Так как числотекущих ремонтов автомобилей неизвестно, для приближенного его определения общуютрудоемкость текущего ремонта автомобилей следует разделить на 200 человеко-часов.
Q = 0,6 (12∙ 1 + 7,5∙2 + 5,5 ∙ 5 + 5,5 ∙ 1 + 3,42 ∙ 1 + 3 ∙ 10 +
+ 3 ∙ 2+ 2,9 ∙ 11 + 4,3 ∙ 25 + 6 ∙ 4 + 5,92 ∙ 3 + 4 ∙ 1+ 1,76 ∙ 7 +
+ 1,26 ∙27 + 1 ∙ 4 + 1 ∙ 11 + 1,2 ∙ 10 + 0,8 ∙ 12 + 1,1 ∙3 +
+ 0,4 ∙9 + 0,3 ∙ 6 + 0,1 ∙ 4 + 2,2 ∙ 9 +1 ∙ 14 + 0,2 ∙ 6)
Отсюда Q = 206,1 тонн,
тогда Sм = (206,1 ∙ 0,5): (2030∙ 0,3 ∙ 0,8 ∙ 0,9) = 0,24 штук.
Следовательно,принимаем количество моечных машин равное
S м = 1.
Остальные машиныдля очистки деталей и узлов подбираем согласно технологическому процессу ремонта.
4.2.2 Расчетчисла металлорежущих станков
Количество металлорежущихстанков определяем по формуле
(15) [9].
Sст = (Tст ∙ k н):(Фдо∙ ηо)
где Тст– годовая трудоемкость станочных работ, чел.-час., (см. таблицу 3.5);
kн – коэффициент неравномерностизагрузки предприятия
(kн = 1,0 – 1,3 [9]);
Фдо– действительный годовой фонд работы станков при односменной работе см. раздел 3.10.1);
ηо– коэффициент использования станочного оборудования
(ηо = 0,86 – 0,9 [9]).
Sст = (5182,6 ∙ 1,3):(2030 ∙ 0,8) = 4,14 штук.
Принимаем, чтоSст = 4 штук.
Расчетное количествостанков распределяем по видам, пользуясь следующими соотношениями:
Токарные 35…50%,то есть 2 штуки;
Сверлильные 10…15%,соответствует 1 штуке;
Фрезерные 16…20%,то есть 1 штука;
Шлифовальные 10…20%,то есть 1 штука.
Полученное количествостанков распределяем по маркам (выбирая универсальные). Часть станков принимаембез расчета. Это такие станки как заточные, настольные сверлильные и т.п.
4.2.3. Расчетчисла обкаточных стендов
Число стендовопределяем по (16) [9]
Sос = (Nд ∙ t ц ∙ c):(Фдо∙ ηсо),
где Nд – число двигателей, проходящихобкатку. Определяем
по числу текущихремонтов машин, имеющих двигатели
(см. таблицу 3.1);
tц – время обкатки и испытаниядвигателей с учетом монтажных
работ (tц = 1,5…4 часа [9]);
с – коэффициент,учитывающий возможность повторной обкатки
и испытания двигателя(с = 1,15…1,05 [9]);
ηсо – коэффициент использования стенда
(ηсо = 0,9…0,95).
Sос = (67 ∙ 3 ∙1,15): (2030 ∙ 0,95) = 0,12 штук.
Принимаем одинстенд для обкатки двигателей.
Далее составляемведомость оборудования мастерской по участкам, в которую вносим все расчетное ипринятое оборудование, таблица 4.1.
4.3 Расчетплощадей
Площади производственныхучастков определяем по формулам
[1, с. 20].
Fуч = (Fоб + Fм) ∙ σ; (4.5)
Fуч = Fоб ∙ σ, (4.6)
где F уч – площадь участка, м2;
F об – площадь, занимаемая оборудованием,м2 (см. табл. 4.1)
Fм – площадь, занимаемая машинами,м2;
σ – коэффициент,учитывающий рабочие зоны и проходы
[1, табл. 46].
Тогда площадьремонтно-монтажного участка равна
Fуч = (16,22 + 44,9) ∙5,5 = 336,2 м2
Площадь участкапроверки и регулировки топливной аппаратуры равна
Fуч = 4,4 ∙ 5 = 22 м2
Результаты расчетоввносим в таблицу 4.1.
После определенияплощадей производственных участков определяем площади вспомогательных участков впроцентном отношении к общей производственной площади:
а) административно– бытовые помещения составляют 6% от производственной то есть 78 м2 (принимаем72 м2 );
б) складские помещениясоставляют 3% от производственной то есть 29,37 м2 (принимаем 36 м2).
Результаты вносимв таблицу 4.1.
4.4 Компоновкапроизводственного корпуса и расстановка оборудования
4.4.1 Компоновкакорпуса
Площадь существующеймастерской составляет 2304 м2. Для проектируемой мастерской необходимаплощадь (см. таблицу 4.1) вдвое меньше. В связи с этим от существующей площади отделяемкапитальной стеной 60 × 18 = 1080 м2. На оставшейся частиразмещаем производственные участки с учетом того, что часть участков необходиморазмещать вдоль наружных стен. К ним относятся такие участки как сварочные, кузнечные,медницкие. Производственные участки восстановления размещаем вдоль внутренней стены.Их размещаем так, чтобы направление движения деталей и сборочных единиц совпадалос ходом технологического процесса и основным грузопотоком. Внутритранспортные перемещениягрузов имели бы наикратчайшие пути.
Компоновку производственногокорпуса смотри на листе формата А1 под шифром ПМДП 04.00 0 00 ПМ.
4.4.2 Расстановкаоборудования
Оборудование впроизводственном корпусе размещаем в соответствии с нормативными требованиями [1,таблицы 48…51]. Оборудование на технологической планировке изображаем в виде контура,соответствующего его форме и габаритам. Нумерация оборудования по всему производственномукорпусу сквозная.
4.5 Описаниетехнологического процесса ремонта
Технологическийпроцесс ремонта рассмотрим на примере ремонта трактора ДТ – 75 м.
С принятого времонт трактора снимают аккумуляторную батарею, аппаратуру, капот, электрооборудованиеи направляют на соответствующие участки, для последующего ремонта или на склад (еслинет необходимости в ремонте). Трактор разбирают на узлы и агрегаты, которые подвергаютмойке и дефектовке.
Далее шасси тракторапри помощи электротали перемещают на участок ремонтно-монтажный. На этом участкепроизводят комплектование трактора деталями и узлами поступающими из ремонта илисклада.
На участке проверкии регулировки топливной аппаратуры, на стенде производят проверку работоспособноститопливных насосов. Производят регулировку или замену плунжерных пар, форсунок иразличных уплотнений. Регулируют основные показатели насосов (расход топлива, егоравномерное распределение по цилиндрам и т.п.).
На участке ремонтагидросистем проверяют работоспособность масляных насосов и трубопроводов. Производятдефектацию и комплектование сборочных единиц.
На участке ремонтаэлектрооборудования проводят испытание генераторов, стартеров, магнето. В случаеобнаружения дефектов проводят операции по их устранению, либо производят заменунеисправных частей новыми или ремонтными.
Ремонт двигателейосуществляют на участке текущего ремонта двигателей. Здесь осуществляют полную разборкудвигателя, дефектацию деталей, притирку клапанов, их притирку. Затем производятобкатку с контролированием параметров и режимов обкатки.
После текущегоремонта агрегатов и узлов машины собираются на ремонтно-монтажном участке.
Последней операциейпо текущему ремонту является заправка машины горючесмазочными материалами.
Шприцовку машиныпроводят на ремонтно-монтажном участке, а заправку перед выездом трактора из мастерской.
5. Расчет расходаосновных энергетических ресурсов
5.1 Расходэлектроэнергии
В проектируемойремонтной мастерской электроэнергия расходуется на силовое питание и освещение мастерской.
5.1.1 Расходэлектроэнергии на силовое питание
Расчет электроэнергиина силовое питание начинаем с определения активной мощности на каждом участке мастерской
Wа = kc ∙ ∑ Wуст,
где Wа – активная мощность на определенномучастке, кВт;
k с – коэффициент спроса, учитывающийвремя работы
токоприемникови их загрузку по мощности [1, c. 304];
∑ Wуст – суммарная мощность на участке,кВт;
(см. таблицу 4.1)
Тогда для участкапроверки и регулировки топливной аппаратуры
Wa= 0,5 ∙ 3,6 = 1,8 кВт.
Расчет проводимпо всем участкам, результаты сводим в таблицу 5.1.
Годовой расходэлектроэнергии определяем по формуле [1, c24].
Таблица 5.1. Определениесуммарной активной мощностиУчасток
Wуст
kс
Wа
Участок проверки и регулировки топливной аппаратуры
Участок проверки и регулировки гидросистем
Инструментально-раздаточная кладовая
Ремонтно-монтажный участок
Участок текущего ремонта двигателей
Участок обкатки двигателей
Электросварочный участок
Кузнечно-термический и газосварочный
Участок заправки
Медницко-жестяницкий
Участок вулканизационных работ
Участок проверки и заправки аккумуляторных батарей
Участок ремонта оборудования животноводческих ферм и сельскохозяйственных машин
Слесарно-механический участок
Разборочно-моечный участок
Участок проверки и регулировки электрооборудования
3,6
13,6
5,1
6,6
1,7
26,9
44,0
14,6
4,4
4,0
3,51
0,12
6,6
28,5
13,2
4,0
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,3
0,3
0,7
0,5
0,5
0,5
0,5
0,15
0,6
0,5
1,8
6,8
2,55
3,3
0,85
13,45
13,2
4,38
3,08
2,0
1,76
0,06
3,3
4,28
7,92
2,0 ИТОГО: 146,73
70,73
i
Wг = ∑ Wai ∙ Фдо ∙kз,
1
где ∑ W ai – суммарная активная мощностьтокопотребителей на на всех участках, кВт (см. таблицу 5.1.);
Фдо– действительный годовой фонд времени работы токопотребителей (Фдо= 2030 часов);
kз – коэффициент загрузки токопотребителейпо времени
Тогда Wг = 70,73 ∙ 2030 ∙0,75 = 107686,4 кВт-час.
5.1.2 Расходэлектроэнергии на освещение
Определяем поформуле [, c. 24]
Wгос = Тос ∙(Fуч.1 ∙ So1 +….Fуч.i ∙ So i):1000, (5.3.)
где Fуч.1…Fуч.i – площади участков мастерской,м2 (см. табл. 4.1.)
Тос –годовое число часов использования максимальной осветительной нагрузки [, c. 25];
So1….Soi – удельная мощность осветительнойнагрузки для разных участков [1, c. 305].
Тогда Wг ос = 854 ∙ (24 ∙15+ 24 ∙ 15 + 27 ∙ 6 + 360 ∙ 15 + 36 ∙ 20 + 36 ∙ 15+ 36 ∙ 14 + 36 ∙ 14 + 72 ∙ 10 + 36 ∙ 15 + 18 ∙ 20+ 18 ∙ 20 + 72 ∙ 25 + 72 ∙ 29 + 180 ∙ 15 + 18 ∙20 + 72 ∙ 25 + 36 ∙ 8 + 69 ∙ 8) = 17180,8кВт-час.
5.2 Расходводы
Расход воды напроизводственные и хозяйственные потребности определяем по нормам [1, c. 166]
Суточную потребностьв воде принимаем в размере 0,035 тонн на один условный ремонт.
Тогда годоваяпотребность в воде равна
Рв =0,035 ∙ 253 ∙ Nд, (5.4)
где Nд – производственная программамастерской, количество
условных ремонтов;
253 – количестворабочих дней в году.
Тогда
Рв =0,035 ∙ 253 ∙ 116 = 1027,2 тонн.
В результате расчетовнами было определено необходимое количество электроэнергии и воды потребляемой производственнымкорпусом.
6. Конструктивнаячасть
6.1 Обоснованиевыбора разработки
Эксплуатация машинысопровождается процессами естественного изнашивания, следствием которых являетсяухудшение технико-экономических показателей ее использования. Для поддержания показателейв установленных пределах необходимо управлять техническим состоянием машины. Управлениеосуществляется путем реализации следующих мероприятий:
– обкатка машинстендовая и эксплуатационная;
– рациональноеиспользование;
– техническоеобслуживание;
– ремонт и хранениетехники.
Анализируя состояниеремонтной базы хозяйства нами было замечено, что в процессе ремонта двигателей отсутствуеттакая операция, как обкатка двигателей внутреннего сгорания. Исключение этой операциизначительно повлияло на состояние машинно-тракторного парка. С каждым годом у тракторови автомобилей сокращается межремонтный период эксплуатации, что в свою очередь ведетк повышению расходов на содержание техники.
На рисунке 6.1изображен график приработки трущихся поверхностей. Откуда видно, что для качественногосопряжения необходимо правильно притереть детали в начальный момент их совместнойработы.
Это обеспечитуменьшение начального зазора (S), при котором начинается эксплуатационный (рабочий) режим сопрягаемыхдеталей, что в свою очередь увеличит срок службы (Т) данного сопряжения.
Поэтому в данномпроекте нами разрабатывается стенд для обкатки двигателей внутреннего сгорания.С целью повышения качества ремонта и увеличения срока службы двигателей.
Отличительнойособенностью данного стенда, является то, что в нем в качестве электрической машиныиспользуется нерегулируемый двигатель переменного тока.
Такая особенностьустановки обеспечивает ее упрощение и расширение диапазона ее скоростей.
6.2 Назначениеи область применения стенда
Представленныйв данной конструкторской разработке стенд, предназначен для обкатки двигателей внутреннегосгорания. При помощи стенда можно контролировать процесс обкатки, снимая показанияс установленных на стенде приборов, и при необходимости изменять режим работы.
Предлагаемая установкаможет быть использована не только для обкатки и испытания двигателей, но также дляиспытания коробок передач, трансмиссий и т.п.
6.3 Описаниеустройства и принципа работы стенда
Предлагаемая установкасодержит электрическую машину, являющуюся в зависимости от режима испытания двигателемили генератором. Вал электрической машины соединен регулируемой бесступенчатой передачейс валом испытуемого двигателя.
Испытуемый двигатель1 (см. рис. 6.2) через муфту 2 соединяется с валом 3 фрикционнойпередачи 4. Корпус этой передачи жестко соединен с корпусом трехфазного асинхронногодвигателя 5 и образует с ним один блок. Этот блок опирается на три стойки12. При помощи гибких проводов электродвигатель соединен с сетью переменноготрехфазного тока. К блоку, образованному передачей 4 и электродвигателем5, жестко прикреплен рычаг 7, который через тросик 8 соединенс динамометром 9.
Все моменты, действующиемежду отдельными частями блока, замкнуты внутри блока и внешне не обнаруживаются,за исключением момента, передаваемого через вал 3 и муфту 2 испытываемомудвигателю 1. Этот момент вызывает соответственно равный по величине, но противоположнонаправленный, реактивный момент, действующий на подвижный блок электродвигатель– передача. Этот реактивный момент и воспринимается рычагом 7, воздействующимна динамометр.
Изменение передаточногоотношения фрикционной передачи можно производить посредством маховика 6.
Для замера оборотоввыходного вала передачи целесообразно к этому валу присоединить через винтовую паруколес валик10, служащий для соединения с тахометром или счетчиком оборотов.Для того, чтобы момент, снимаемый с этого валика, не влиял на показатели динамометра,валик 10 должен быть расположен в плоскости, перпендикулярной к главной осифрикционной передачи и электродвигателя.
При обкатке двигателяв начале фрикционная устанавливается на минимальное число оборотов на выходе, послечего включается электродвигатель. Включение электродвигателя можно производить привыключенном сцеплении испытываемого теплового двигателя. Затем, плавно включаютсцепление, по показаниям динамометра следует наблюдать за величиной момента, передаваемогоиспытываемому двигателю. Если этот момент окажется слишком большим, то это будетуказывать на какие-то недостатки в состоянии обкатываемого двигателя, которые должныбыть найдены и устранены.
По мере приработкидвигателя обороты его можно плавно повышать, изменяя передаточное отношение передачи.При этом все время можно будет наблюдать момент, необходимый для прокручивания двигателя.
После холоднойобкатки переход на горячую обкатку может быть произведен без каких-либо переключенийи остановок непосредственно включением подачи топлива. При этом тепловой и электрическийдвигатели поменяются местами: тепловой двигатель будет ведущим, а электрический– ведомым. При этом обороты электродвигателя, а также и теплового двигателя несколькоповысятся за счет того, что скольжение электродвигателя изменит свое направление.При холодной обкатке скольжение электродвигателя направлено против его вращения,и обороты электродвигателя ниже синхронных. При подаче топлива скольжение электродвигателябудет направлено в сторону его вращения, следовательно, его обороты будут нескольковыше синхронных. Электродвигатель превратиться в асинхронный генератор, превращаямеханическую энергию испытываемого двигателя в электрическую и направляющий ее вобщую электрическую сеть.
Изменяя передаточноеотношение фрикционной передачи, можно весьма энергично изменять обороты испытываемогодвигателя. Изменением подачи топлива можно в большей мере менять момент на валудвигателя, но при этом обороты его будут изменяться в небольших пределах, толькоза счет изменения скольжения асинхронного электродвигателя, работающего на генераторномрежиме.
Эта установкатакже может быть использована для испытания коробок передач, трансмиссий и т.п.
6.4 Параметрысуществующих стендов
Существует множествостендов для обкатки двигателей внутреннего сгорания, основные параметры части изних приведены в таблице 6.1.
Установки с механическойкоробкой передач для холодной обкатки имеют следующие существенные недостатки: ограничениечисла скоростей обкатки; невозможность плавного перехода с одной скорости на другую;переход на горячую обкатку и торможение происходит не плавно и не является прямымпродолжением холодной обкатки.
Установки с электродвигателем– генератором постоянного тока дороги и имеют целый ряд эксплутационных недостатков,в результате чего они не могут быть рекомендованы для применения в мотороремонтныхработах.
Таблица 6.1. Основныепараметры стендов для обкатки двигателей внутреннего сгоранияМарка
Мощ-
ность
двига-
теля
кВт
Синхрон-
ная
частота
об/мин.
Диапазон
частот
Номин.
момент
кГ∙ м
Максим.
момент
кГ∙ м
Холодн.
обкатка
Горячая
обкатка
СТЭ-14–1000
СТЭ-28–1000
СТЭУ-28–1000
СТЭ-40–1000
14
28
28
40
1000
1000
1000
1000
700–1450
400–950
200–1450
400–950
1600–3000
1100–2000
800–3000
1100–2000
10
28
28
40
20
56
56
80 /> /> /> /> /> /> /> />
6.5 Расчетпривода
6.5.1 Моментна выходном валу вариатора
По опытным даннымустановлено [14], что момент трения в начале холодной обкатки дизельных двигателейсоставляет [14, c. 29]
Мо =Мн ∙ (0,4 – 0,5), (6.1.)
где Мо –номинальный момент обкатываемого двигателя, кГ∙м
М о= 43,0 ∙ (0,4 – 0,5) = (17,2 – 21,5) кгс ∙ м.
Номинальныймомент приняли двигатель А – 41Т трактора ДТ – 75
6.5.2 Выборэлектродвигателя
Общий КПД привода
η = η12 ∙ η2 3∙∙η3 (6.2.)
где η1– КПД муфты (η1=0,98);
η2 – КПД пар подшипников (η2= 0,99);
η3 – КПД фрикционной передачи(η3 = 0,95).
η = 0,982∙ 0,993 ∙ 0,95 = 0,86
Мощность на выходномвалу редуктора
Nв = М в ∙ω в, (6.3.)
где Мв-моментна выходном валу редуктора
(Мв =М о = 21,5), кгс ∙ м;
ω в-угловаяскорость на выходном валу, с .
ω в= (π ∙ n):30 (6.4.)
n – обороты двигателя, подлежащегообкатке на
холодном режиме,об/мин.
ω в= 3,14 ∙ 1000:30 = 104 с .
Диапазон частотобкатки равный от 450 до 1000 об/ мин.
так как являетсянаиболее распространен.
Тогда N в = 215 ∙ 104 = 22360Вт.
Требуемая мощностьэлектродвигателя
N тр = N в: η (6.5.)
N тр = 22360:0,86 =26000 Вт.
По требуемой мощностивыбираем электродвигатель серии 4А асинхронный, закрытый обдуваемый, с асинхроннойчастотой вращения 1450 об/мин. и мощностью 22 кВт. так как перегрузка составляетне более 18%.
6.5.3 Передаточноечисло редуктора
u = n дв: n, (6.6.)
где nдв – обороты электродвигателя,об/мин.
u = 1450:450 = 3,2
6.6 Прочностныерасчеты
6.6.1 Диаметрвыходного вала редуктора (вариатора)
3
dв = √ (16 ∙ М в):(π ∙ [τ к]), (6.7.)
где [τ к] – допустимое напряжениекручения, МПа
3
d в = √ (16 ∙ 430 ∙103): (3,14 ∙ 20) = 47 мм.
6.6.2 Выбормуфты
Муфту для соединениявала обкатываемого двигателя с выходным валом редуктора выбираем по моменту равному
Мм =Мо ∙ 2, (6.8.)
где М м –момент передаваемый муфтой, Н ∙ м;
М о– момент на валу ДВС, Н ∙ м.
М м= 215 ∙ 2 = 430 Н∙м
Момент на валуобкатываемого двигателя приняли вдвое больше так как допускается двукратная перегрузка.Следовательно, выбираем 500 – 55 – 1 ГОСТ 20884 – 82.
Заключение
Анализируя материалы,приведенные в настоящем дипломном проекте можно сказать, что необходимо произвестиреконструкцию ремонтной мастерской ТОО «Нива».
В данном проектерешается вопрос о реконструкции мастерской. Также произведен подбор оборудованияпозволяющее повысить качество ремонта и снизить себестоимость продукции.
В результате реконструкциинами была получена годовая экономия в размере 68,5 тыс. рублей, при этом срок окупаемостисоставил 4,5 года.
Представлен вкачестве конструктивной разработки стенд для обкатки двигателей внутреннего сгорания,позволяющий повысить качество обкатываемых двигателей и этим самым увеличить межремонтныйсрок службы техники.
В проекте такжерассмотрены вопросы связанные с охраной труда и противопожарной безопасности.
В экономическойчасти приведен расчет основных показателей технико-экономической оценки, полученнойпосле реконструкции мастерской.