Практические аспекты организацииэкономической работы в аграрных предприятиях
На основереформирования и трансформационных процессов в сельском хозяйстве Луганскойобласти созданы новые организационно-правовые формы сельскохозяйственныхпредприятий рыночного типа.
По состояниюна 01.01.05 г. их было 340.
С цельюизучения состояния организации экономической работы на аграрных предприятияхобласти было проведено анкетирование руководителей и специалистов 46 хозяйств,что составляет 13,5 % их общей численности.
Из них 27обществ с ограниченной ответственностью, 6 акционерных обществ открытого изакрытого типа, 8 фермерских и частных предприятий и 5 прочих агроформирований;в распоряжении которых имеется 104400 га сельскохозяйственных угодий,функционируют 185 производственных подразделений, а численность работниковсоставляет 5180 человек (табл. 1).
Таблица 1
Характеристикааграрных предприятийПоказатели Всего В том числе ооо АО
фермерские
и частные
предприятия прочие количес тво уд. вес, % колич ество уд. вес, % колич ество
уд
вес, %
колич ество
ество уд вес. % колич ество уд. вес, % Число предприятий 46 100 27 58,7 6 13 8 17,4 5 10,9
Площадь
сельскохозяйствен ных угодий, га 104400 100 68749 65,8 5161 4,9 8176 7,8 22314 21,4 Численность работающих, чел. 5180 100 3149 60,8 801 15,5 230 4,4 1000 19,3
Число
производственных
подразделений 185 100 121 65,4 16 8,6 14 7,6 34 18.4
Проведенноеанкетирование позволило сделать вывод о прямой зависимости между уровнемэкономической работы на предприятии и результатамипроизводственно-экономической деятельности.
Экономическоеобоснование принимаемых управленческих решений, направленных на максимальноеиспользование имеющихся ресурсов и возможностей, эффективная системаорганизации оплаты труда и материального стимулирования позволяет предприятиямдобиваться высоких показателей.
Однако, впоследние годы на большинстве аграрных предприятий ослаблено внимание к планово-экономическойработе, что привело к недостаточной экономической обоснованности управленческихрешений стратегического и оперативного характера, недостаточному использованиюмотивационного механизма в условиях переходной экономики, что в конечном итогепривело к низкой эффективности хозяйственной деятельности.
Характер,формы и методы экономической работы на предприятиях в современных условияхсущественным образом меняются по сравнению с ранее существующими.
Вместе с темпочти 35 % исследуемых агроформирований не имеют штатных работников планово-экономическойслужбы (табл. 2), что отрицательно сказывается на результатах производственно-экономическойдеятельности.
Таблица 2
Наличие исостав экономической службыВопросы Всего В том числе ООО АО фермерские прочие и частные предприятия коли УД- коли УД- коли УД- коли УД- коли УД- чест вес, чест вес, чест вес, чест вес, чест вес. во % во % во % во % во % Есть ли в хозяйстве планово- экономическая служба 46 100 27 100 6 100 8 100 5 100 Да 30 65,2 20 74,1 3 50 3 37,5 4 80 Нет 16 34,8 7 25.9 3 50 5 62,5 1 20 Состав экономической службы 29 - 18 - 5 - 3 - 3 -
Вэкономической работе на предприятиях одно из ведущих мест принадлежитпланированию.
Грамотноразработанные, сбалансированные стратегические и текущие планы,предусматривающие эффективное использование всех имеющихся ресурсов, с учетомтекущей и прогнозируемой конъюнктуры и выбором оптимальных каналов реализации продукции- основа успешной производственно-экономической деятельности аграрныхпредприятий.
Однако в рядехозяйств плановая работа находится в запущении! состоянии и не отвечает требованиям сегодняшнегодня.
В ЗАО «Чаривнедиво» Свердловского района, СПК «Диброва» Кременского района, частной агрофирме«Схид» Антрацитовского района планирование вообще не ведется и никакие видыпланов не составляются. В СООО Белокуракинская МТС «Альянс» разработан толькооперативный план, в Беловодском ООО «Колос-2002» разработан только бизнес план,в СООО «Ясеновское» Антрацитовского района — только финансовый план и т.д.
В аграрныхпредприятиях должен осуществляться постоянный контроль за поступлением средстви списанием затрат, рассчитываемый помесячно на год вперед.
Такой баланспоступлений и затрат, корректируемый ежемесячно, позволяет руководителям испециалистам постоянно контролировать экономическую и финансовую ситуацию напредприятии, видеть его возможности дальнейшего расширения производства,решения социально-экономических вопросов.
Дляобеспечения нормальной деятельности любого предприятия необходимо поддерживатьпозитивную разницу движения средств, то есть поступление средств должнопревышать их выбытие. Это позволяет избежать проблем с нехваткой денежныхсредств и обеспечить своевременные выплаты по первому требованию.
Однако только15 предприятий (34,9%) составляют баланс денежных поступлений и затрат по месяцами отраслям (табл. 3).
Таблица 3
Видыразрабатываемых плановВопросы Всего ООО АО В том числе прочие
фермерские и
частные предприятия количество уд. вес.% количество УД-вес. % количество ул. вес. % количество УД-вес. % количество УД-вес. % 1'а врабатываются ли в хозяйствах планы? 46 100 27 100 6 100 8 100 5 100 Да 43 93,5 27 100 5 83,3 7 87,5 4 80 Нет 3 6.5 - - 1 ,. 16,7 1 12,5 1 20 Если да, то какие 43 100 27 100 5 100 7 100 4 100 — Бизнес-план 25 58.1 16 59,2 3 60 3 42,9 3 75 — Инвестиционные проекты 7 16,3 4 14,8 > 20 1 14,3 1 25 — Перспективный план 8 18,6 4 14,8 2 40 1 14,3 1 25 — Текущий план 23 53,5 16 59,2 3 60 1 13 3 75
— План затрат и себестоимости
продукции 24 55,8 14 51,8 4 80 3 42.9 3 75 — Финансовый план 27 62,8 17 62,7 3 60 4 57,1 3 75 Хозрасчетные планы подразделений 14 32,6 10 37 2 40 - - 2 50 — Баланс денежных поступлений и затрат по месяцам и отраслям 15 34,9 9 33,3 2 40 1 14,3 3 75 — Оперативный план 10 23,3 4 14,8 2 40 2 28,6 2 50
Как известно,экономические расчеты должны исходить из
соответствующихтехнологических решений. Поэтому в хозяйствах особую значимость приобретаетразработка технологических карт с расчетом различных вариантов конкретногопроизводства для выбора наиболее оптимального.
При этомследует учитывать слабую техническую базу хозяйств и необходимость наиболеерационального использования имеющейся техники.
Однако в 33,3%обществ с ограниченной ответственностью технологические карты в последние годы вообщене разрабатывались (табл.4).
Таблица 4
Разработкатехнологических карт Всего В том числе ООО АО фермерские и частные прочие Вопросы предприятия коли УД- коли УД- коли УД- коли УД-вес, % коли УД- чест во вес, % чест во вес, % чест во вес, % чест во чест во
вес,
% Разрабатывались ли технологические карты возделывания сельскохозяистве иных культур за последние 3 года? 43 100 27 100 3 100 8 100 5 100 Да 26 60,5 18 66,7 1 33,3 2 25 5 100 Нет 17 39,5 9 33,3 2 66,7 6 75 - -
В большинствехозяйств не проводятся расчеты экономической целесообразности использования наполевых работах привлеченной техники.
В областидействует сеть машинно-технологических станций различных форм собственности,целью которых является получение прибыли.
Однако донастоящего времени практически отсутствуют машинно-технологические кооперативы,создаваемые самими сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Всоответствии с Законом Украины «О сельскохозяйственной кооперации» такиекооперативы носят неприбыльный характер. Они позволяют рационально использоватьи обслуживать сельскохозяйственную технику, снизить затраты на механизациюпроизводственных процессов и повысить урожайность сельскохозяйственных культур.
По даннымМирового банка экономический рост в переходной экономике на 64% обеспечиваетсяза счет человеческого фактора, что свидетельствует об особой актуальностисоздания действенного мотивационного механизма в аграрных предприятиях.
Рациональнаяорганизация оплаты труда и материального стимулирования, как основа действенногомотивационного механизма главное условие эффективных экономическихвзаимоотношений на предприятиях.
В условиях,когда централизовано устанавливается лишь минимальный уровень заработной платы,роль и значение экономической службы в выборе наиболее эффективных форм исистем оплаты труда с учетом специфических условий деятельности работниковразличных производственных подразделений, неизмеримо возрастает.
Следуетконстатировать, что уровень организации оплаты труда по сравнению с ранеедействующей, снизился. Заработная плата в большинстве хозяйств формируется поостаточному принципу, ее абсолютное значение гораздо ниже, чем в другихотраслях, снизился и удельный вес зарплаты в структуре производственных затрат;она перестала быть стимулирующим фактором развития производства.
Формы исистемы оплаты труда во многих хозяйствах неэффективны (табл. 5).
Таблица 5
Системыоплаты труда в хозяйствах Луганской областиВопросы Всего ООО фермерские и АО частные предприятия прочие кол уд. ячее вес,
копи
чест
во
уд.
вес,
%
коли
чест
во
уд.
вес,
%
коли
чест
во УД-вес, %
коли
чест
во"
уд-
вес,
%
Какие системы оплаты труда используются?
- простая повременная
- простая сдельная
- сдельно-прогрессивная
- сдельно-премиальная
- аккордно-премиальная
46
18
21
9
17
3
39,1
45,7
19,6
40
8,3
27
9
15
5
10
2
33,3
55,6
18,5
37
7,4
6
3
2
4
50 33,3
66,7
8
4
3
3
1
50
37,5 37,5 12,5
5
2
1
1
2
1
40
20
20
40
20 /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
В СПК«Диброва» Кременского района, СООО «Ясеновское» Антрацитовского района и некоторыхдругих хозяйствах используется только простая повременная система оплаты труда,а в ООО «Диброва» Меловского района и СООО «Шульгинка» Старобельского района ив ряде других агроформирований — простая сдельная.
Эти системы совершенноне связаны с конечным результатом производства и не заинтересовывают работниковв высоком качестве полевых работ.
Только в 3-ххозяйствах из 46 (8,3%) применяется аккордно-премиальная система оплаты труда,которая в максимальной степени обеспечивает связь между выходом продукции иразмером получаемого работниками вознаграждения. Такая система ранееприменялась практически во всех хозяйствах. Она показала свою эффективность, аее невостребованность в настоящее время можно объяснить двумя причинами: либонезнанием ее руководителями и специалистами, либо нежеланием их выплачиватьработникам доплату за полученную продукцию.
Таблица 6
Системыпремирования работников, применяемые в аграрных предприятиях Луганской областиВопросы Всего В том числе ООО АО
фермерские и
частные предприятия прочие количество УД-вес, % количество УД-вес, % количество УД-вес. % количество УД-вес, % количество УД-вес. % Разработана ли система премирования работников предприятий 46 100 27 100 6 100 8 100 5 100 Да 30 65,2 17 63,0 4 66,7 4 50 5 100 Нет 16 34,8 10 37,0 2 33,3 4 50 Если да, то работники премируются за 30 100 17 100 4 100 4 100 5 100 Качественное и своевременное выполнение работ 18 60 10 58,8 4 100 1 25 3 60 — Выполнение хозрасчетных заданий 4 13,3 3 17,6 - - - - 1 20 — Экономию Г'СМ 5 16,7 3 17,6 1 25 - - 1 20 — Перевыполнение плана производства продукции 18 60 12 70,6 2 50 2 50 2 40 — Высокое качество продукции 8 26,7 4 23,5 2 50 1 25 1 20 -Другое - - • - - - - - - Зависит ли оплата труда руководителей и специалистов от конечных результатов работы предприятия (подразделения) 46 100 27 100 6 100 8 100 5 100 Да 22 47,8 10 37 4 66,7 3 37,5 5 100 Нет 24 42,2 17 63 2 33,3 5 62,5 - -
Таблица 7
НормированиетрудаВопросы Всего В том числе прочие ООО АО
фермерские и
частные предприятия количество
УД-вес. %
100 количество уд. вес, % количество
УД-вес.
1 00 количество
УД-вес. %
100 количество
УД-вес, %
100 Проводился ли за последние 5 лет пересмотр норм выработки и затрат? 46 100 27 100 6 100 8 100 5 100 Да 34 73,9 22 81,5 4 66,7 4 50 4 80 Нет 12 26,1 5 18,5 2 33,3 4 50 1 20 Проводилась ли за последние 5 лет фотография рабочего дня на производственных участках? 46 100 27 100 6 100 8 100 5 100 .Да 23 50 16 59,3 2 33,3 3 37,5 2 40 Нет 23 50 11 40,7 4 66,7 5 62,5 3 60
О слабойработе по разработке мотивационного механизма и управлению им в агарныхпредприятиях свидетельствует то, что в 16 из них (34,8%) вообще не разработанысистемы премирования работников (табл. 6) и только в 22 (47,8%) оплата трударуководителей и специалистов зависит от конечных результатов работыпредприятия.
Каксвидетельствуют данные табл. 7 недостаточно внимания уделяется нормированиютруда и сокращению непроизводительных затрат рабочего времени.
Так, запоследние 5 лет не производили пересмотр норм выработки и затрат 26,1 %предприятий, в том числе 33,3 % акционерных обществ, хотя и условияпроизводства и техника изменилась.
В половинехозяйств за этот период не проводились фотографии рабочего дня на производственныхучастках, что не дает возможности целенаправленно работать над сокращениемнепроизводительных затрат рабочего времени, устранением причин их вызывающих.
Общеизвестно,что в условиях рыночной экономики конкурентоспособность любого предприятия вомногом определяется качеством выполняемых работ и производимой продукции.
На выполнениеэтого условия должна быть направлена вся организационная, технологическая иэкономическая работа на предприятиях, усилия всех руководителей и специалистов.
Такая работабазируется на внутрихозяйственном использовании стандартов качества работ ипродукции.
Серьезнымнедостатком в работе аграрных предприятий является то, что в 28 из них (60,9 %)не разработаны и не используются стандарты качества работ и продукции. Особенноплохо дело обстоит в фермерских и частных предприятиях, где таких хозяйств 87,5% и в обществах с ограниченной ответственностью — 66,7 % (табл. 8).
Таблица 8
Использованиена предприятиях стандартов качестваВопросы Всего В том числе ооо АО
фермерские
и частные
предприятия прочие
коли
чест во УД-вес, %
коли
чест
во УД-вес, %
коли
чест
во УД-вес, %
коли
чест
во УД-вес, %
коли
чест
во УД-вес, % Используются ли в хозяйстве с гандарты качества работ, продукции? 46 100 27 100 6 100 8 100 5 100 Да 18 39.1 9 33.3 5 83,3 1 12,5 3 60 Нет 28 60,9 18 66,7 1 16,7 7 87,5 2 40
Из данныхтабл. 9 можно сделать вывод, что многие руководители и специалисты производственныхподразделений не проводят экономическое обоснование своих управленческихрешений. Это связано с определенными затратами в разных вариантах, что вызываетнеобходимость выбора оптимального из них.
Таблица 9
Экономическоеобоснование управленческих решенийВопросы Всего ООО В том числе прочие ЛО
фермерские
и частные
предприятия
коли
чест
во
уд.
вес,
%
коли
чест
во уд. вес, %
коли
чест во УД-вес, %
коли
чест
во УД-вес, %
коли
чест
во уд. вес, %
Экономически
обосновывают ли
руководители и
специалисты
свои
управленческие решения 46 100 27 100 6 100 8 100 5 100 Да 3-4 73,9 19 70,4 6 100 5 62.5 4 80 Нет 12 26,1 8 29,6 1 16,7 3 37,5 1 20
Такоеположение вызвано, прежде всего, недостатками и упущениями в организацииэкономической работы на предприятиях и крайне низким уровнем экономическихзнаний руководителей и специалистов.
Практикапринятия экономически необходимых управленческих решений приводит кнеэффективному применению ресурсов и неиспользованию значительных резервов, нетребующих дополнительных вложений.
Проведенныеисследования показали, что в 69,5 % аграрных предприятий их производственныеподразделения не работают на хозрасчете (табл. 10).
Таблица 10
Наличиехозяйственного расчета на предприятияхВопросы Всего В том числе ООО АО
фермерские
и частные
предприятия прочие
коли
чест
во
УД-вес.
%
коли
чест
во УД-вес, %
коли
чесг
во уд. вес. %
коли
чесг
во уд. вес. % уд. вес. % уд. вес, % Работают ли подразделения на хозяйственном расчете 46 100 27 100 6 100 8 100 5 100 Да 14 8 29,6 1 16,7 2 25 3 60 Нет 32 19 70,4 5 83,3 6 75 2 40 счета на кажлое подразделение Да 32 69,6 21 77,8 3 50 3 37.5 5 100 Нет 14 30,4 6 22,2 3 50 5 62,5
Опытпередовых хозяйств показывает, что их успех обеспечивается, прежде всего, засчет эффективного менеджмента, в основе которого лежит максимальнаядецентрализация управления, расширения прав коллективов подразделений повопросам организации, управления и оплаты труда.
Первичныйтрудовой коллектив становится центром ответственности, объектом учета, анализа,хозрасчета. При этом каждый работник в коллективе должен ощущать своюзначимость, быть активным и заинтересованным участником производственнойдеятельности; хозяином используемых средств производства и полученныхрезультатов труда.
Именно впервичном коллективе формируется механизм сочетания личных интересов сколлективными — подразделения и хозяйства.
Коллективыпроизводственных подразделений, исходя из имеющихся ресурсов, должныпредусматривать в своих программах объемы производства и реализации продукции(работ, услуг); формирование и распределение хозрасчетного дохода, балансфинансовых доходов и затрат. Эти программы хозрасчетных подразделений должныбыть тесно увязаны с планами предприятия по выполнению внешних и внутреннихдоговоров и обязательств. Построение и организация хозрасчета должна отвечатьинтересам товаропроизводителей и учитывать конъюнктуру рынка.
Приэкономических взаимоотношениях между коллективами подразделений необходимоиспользовать либо рыночные цены решшзации продукции (работ, услуг), либорасчетные цены, учитывающие средний нормативный уровень рентабельности.
Результатыхозрасчетной деятельности должны полностью принадлежать коллективам первичныхпроизводственных подразделений и распределяться в соответствии с трудовымвкладом и владением капиталом (земельные и имущественные паи).
Особенновысок удельный вес таких предприятий среди акционерных обществ — 83,3 %,обществ с ограниченной ответственностью 70,4 %. Следует отметить, что в 33предприятиях (71,7 %) коллективы подразделений не имеют никаких прав поорганизации в них управления и оплаты труда (табл. 11)
Коллективымногих первичных подразделений практически не несут ответственности зарациональное использование земли, основных средств, окупаемость текущих затрат,а их оплата не зависит от конечных результатов производственной деятельности.
Важнымвопросом в организации экономической работы в аграрных предприятиях являетсяанализ итогов производственно-экономической деятельности.
Таблица 11
Присутствиеправ по организации и оплата труда в подразделениях сельскохозяйственныхпредприятийВопросы Всего В том числе ООО АО
фермерские и
частные предприятия прочие коли уд коли УД- коли УД- коли коли чест во вес, % чест во вес, % чест во
вес,
% чест во % чест во
уд вес,
% Имеют ли коллективы подразделений определенные права по организации в них управления и оплаты труда 46 100 28,3 27 100 6 100 8 100 5 100 Да 13 28,5 7 25,9 1 16,7 2 25 3 60 Нет 33 71,7 20 74,1 5 83,3 6 75 2 40
Если в целомпо предприятиям итоги в большинстве случаях подводятся, хотя 70,5 % из нихтолько по годовым результатам, то в 65,2 % предприятий итогипроизводственно-хозяйственной деятельности подразделений не анализируются.
Как правило,форма проведения — общее собрание или совещание у руководителя. Только в одномхозяйстве работает балансовая комиссия и в одном — бюро экономического анализа.Причем в 10 хозяйствах (21,7 %) никаких решений по итогам анализа хозяйственнойдеятельности не принимается (табл. 12).
В целом поитогам анкетирования можно сделать вывод о том, что в большинстве аграрныхпредприятий области организация экономической работы находится на низкомуровне, не отвечает требованиям современного периода и не обеспечиваетэффективное использование имеющихся резервов и возможностей.
Положениеусугубляется тем, что проведенное реформирование сельскохозяйственныхпредприятий привело к тому, что право собственности на средства производства(земельные и имущественные паи работников) не обеспечило право собственности нарезультаты производственной деятельности — продукцию и прибыль.
Таблица 12
Подведениеитогов хозяйственной деятельности
Вопросы
Подводятся ли итоги произвола вснно-мняйственной деятельности предприятия Всего В том числе прочие ООО АО Фермерские, частные предпри
количество
46 Ул вес % 100 количество уд вес,% 100 количество
УД. вес,
%
100
количес
тво уд вес. % 100
количес
тво уд. вес, % 100 Да 44 95,7 25 92.6 6 100 X 100 5 100 Нет 2 4,3 2 7,4 - - - - - - Пели да, го как 44 100 25 100 6 100 8 100 5 100 — ежемесячно 12 27,3 7 28 4 66,7 - - 1 20 — Ежеквартально 16 36,4 10 40 2 33,3 1 12,5 3 60 — По итогам года 31 70,5 15 60 6 100 7 87,5 3 60 Форма проведения — Совещание у руководителя 20 45,5 10 40 4 66,7 2 25 4 80 — Балансовая комиссия 1 2,3 1 4 — Бюро экономического анализа 1 2,3 1 4 — Общее собрание 23 52.3 13 29,5 2 33,3 4 50 4 80 1 кыводятся ли итоги производственно-хозяйственной деятельности подразделений 46 100 27 100 6 100 8 100 5 100 Да 16 34,8 II 40,7 2 33,3 - - 3 60 Нет 30 65,2 16 59,3 4 66,7 8 100 2 40 Принимаются ли решения по итогам анализа производственно-экономической деятельности предприятия (подразделения) 46 100 27 100 6 100 8 100 5 100 Да 36 78,3 22 81,5 5 83,3 5 62,5 4 80 1 |С1 10 21,7 5 18,5 1 16,7 3 37,5 1 20 Если да, то какие 36 100 22 100 5 100 5 100 4 100 — Приказ 27 75 18 81,8 3 60 3 60 3 75 — Постановление 13 36,1 10 45,5 3 60 - - - - — Другое - - - - - - 1 20 1 25
Действующая вУкраине система аренды не предусматривает права арендодателя определятьконечный результат производственной деятельности и даже условий аренды.Врезультате собственники земли и имущества стали наемными работниками уарендатора этого капитала и лишены права его управления и присвоениярезультатов своего труда.
Единство«собственник капитала — собственник продукта» оказалось разорванным и этопагубно сказалось на заинтересованности в высокопроизводительном труде иэффективном использовании имеющихся ресурсов.
Необходимазначительная работа по обучению руководителей и специалистов аграрныхпредприятий приемам и методам экономической работы, планированиюпроизводственно финансовой деятельности, экономическому обоснованиюуправленческих решений, стимулированию труда и т.д.
Следуетразработать систему мер по оказанию консультационной, методической ипрактической помощи работникам предприятий АПК в рациональной организацииэкономической работы и обеспечению ее эффективности в условиях агрессивнойрыночной среды.
Необходимовозродить на новой рыночной основе систему планирования, куда входят:стратегические, текущие и оперативные планы; объекты планирования (общий планпредприятий и планы производственных подразделений и видов деятельности), атакже проблемы управления планированием, его организационного и информационногообеспечения и принятия решений.
В связи срезким изменением внешних экономических условий, переходом от производственнойк маркетинговой концепции хозяйствования следует уделить особое вниманиестратегическому планированию — разработке бизнес-планов и инвестиционныхпроектов.
Каждоепредприятие должно обосновать свою базовую стратегию, которая должна опиратьсяна систему продуктово-рыночных, ресурсно-рыночных и функциональных стратегий, атакже наметить пути перехода от одной базовой стратегии к очередной (выживание- стабилизация — рост).
Текущиегодовые планы должны быть в максимальной степени ориентированы на учеттребований рынка.
В каждомхозяйстве необходимо создать научно-обоснованную нормативную базу, котораяохватывала бы совокупность разных по уровню детализации трудовых, материальныхи финансовых норм и нормативов, порядок и методы их разработки и использованияв процессе планово-экономических и других расчетов.
Важноезначение для предприятия имеет совершенствование финансового планирования,которое отвечало бы современным условиям и социальным ориентирам.
Среди новыхпринципов организации финансового планирования основными являются:
-сравнениефинансовых затрат с доходностью и сроками их окупаемости;
-достижениемаксимально возможного уровня рентабельности и нормы прибыли;
-учет разныхстепеней отдачи направлений использования финансовых ресурсов;
-сбалансированиерисков, для чего затраты с высокой финансовой отдачей, но повышенным риском,необходимо разумно сочетать инвестированием средств в затраты, хотя и менеерентабельные, но с гарантированными доходами;
-финансированиедолгосрочных затрат наиболее экономным способом;
-методыпривлечения долгосрочных финансовых ресурсов, направления инвестирования средствнеобходимо увязывать с платежеспособностью и ликвидностью, чтобы не допуститьбанкротства.
Финансовоепланирование должно учитывать вероятность наступления определенных событий иодновременно разрабатывать модели поведения предприятия при смене ситуации сземельными, трудовыми и финансовыми ресурсами.
Списокиспользованной литературы
1. Бондаренко Л.Н.Страхование в условиях трансформации агропромышленного комплекса. — М:Перемена, 2007. — С. 24.
2. Гранатуров В.М.Экономический риск: сущность, методы изучения, пути снижения: Учеб. пособие. — М: Изд-во «Дело и Сервис», 2007 г.
3. Страхование иуправление риском: Терминологический словарь. — М.: Наука, 2004.
4. Човушян Э.О., СидоровМ.А. Управление риском и устойчивое развитие: Учебное пособие для экономическихвузов. — М.: Изд-во РЭА им. Г.В. Плеханова, 1999.
5. Ефимов С.Л.Энциклопедический словарь. Экономика и страхование. -М.: Церих-ПЭЛ, 2006. — С.417.
6 Новиков Е.Ф. Проблемывзаимоотношений с агропромышленной корпорацией / Рыночные отношения в АПКобласти: современное состояние и перспективы. — М.: Комитет по печати иинформации, 2008. — С. 52-55.
7. Страховой портфель(Книга предпринимателя. Книга страховщика. Книга страхового менеджера). — М.:«СОМИНТЭК», 2003 — 640 с.
8. Хохлов Н.В. Управлениериском: Учебн. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001 — С. 24-25.