Содержание
Введение
1.Необходимость формирования кооперативного движения
2.Объединение кооперативов России
3.Интеграция агропромышленного комплекса
4.Перспективы развития кооперации в XXI веке
Заключение
Литература
Введение
В ХХI столетии успехи развития экономики, как в мировомсообществе, так и в России во многом будут зависеть от того, насколькочеловечество сможет эффективно и масштабно использовать положительный опыт,накопленный предыдущими поколениями.
Современная мировая практика, а также отечественный опытсвидетельствуют, что поступательное развитие сельского хозяйства в значительнойстепени будет определяться использованием преимуществ кооперации.
В настоящее время в России происходит возрождение системысельскохозяйственной кооперации, которая начала формироваться еще в 19 веке,была восстановлена в период НЭПа, но затем в результате политики сплошнойколлективизации единственной формой кооперации в сельском хозяйстве былиобъявлены колхозы. После принятия закона «О кооперации в СССР» 1988 г. всельском хозяйстве стали создаваться отдельные кооперативы, однако этот процессне стал массовым.
Среди форм коммерческих организаций наиболее ограниченной длясельского хозяйства является именно кооперативная форма. Создание системысельскохозяйственной кооперации – вопрос социальной, политической иэкономической важности.
Право граждан и юридических лиц на созданиесельскохозяйственных кооперативов и их союзов вытекает из провозглашенныхКонституцией Российской Федерации прав каждого на объединение и на свободноеиспользование своих способностей и имущества для предпринимательской(экономической) деятельности. Особое значение имеет и то, что Закон осельскохозяйственной кооперации впервые в законодательстве четко закрепляетгарантированность государственной поддержки сельскохозяйственных кооперативов иих союзов.
Гражданский кодекс Российской Федерации регулирует основныечерты правового положения кооперативов как юридических лиц, основания ихвозникновения и порядок осуществления ими права собственности, а такжеустанавливает нормы о договорных и обязательственных отношениях, которыераспространяются и на отношения с участием сельскохозяйственных кооперативов.
Выход аграрного сектора на более высокий уровень развитияпредполагает широкое применение эффективных моделей кооперации и интеграции сельскихтоваропроизводителей и агросервисных предприятий кооперативного типа. Всё это иопределило актуальность данной работы.
Цель работы: изучить тенденции развитиякооперативного движения в России в конце XX – начале XXI века.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучитьнеобходимость формирования кооперативного движения;
2. Раскрытьособенности объединения кооперативов России;
3. Охарактеризоватьособенности интеграции агропромышленного комплекса;
4. Описатьперспективы развития кооперации в XXI веке.
Анализ положения дел в агропромышленном комплексе показывает,что на данном этапе ни одна из сфер АПК не в состоянии в одиночку выйти изэкономического кризиса. В связи с этим важнейшим условием активизациидеятельности предприятий АПК может стать объединение их усилий на основекооперации и интеграции как важнейшего фактора стабилизации экономики.
Основная социально-экономическая задача сельскохозяйственнойкооперации состоит в том, чтобы создать организационно-правовую систему защитыинтересов сельскохозяйственных товаропроизводителей в условиях рыночныхотношений путем создания на демократической основе самоуправляемых формхозяйствования.
Принятие Федерального закона «О сельскохозяйственнойкооперации» и других нормативных актов, существенно расширяют правовую основусельскохозяйственного кооперирования.
1. Необходимость формирования кооперативногодвижения
Возникновение первых кооперативныхорганизаций в России относится к 60-м годам XIX в.,то есть к тому же времени, когда они стали распространяться в передовых странахЕвропы. Более того, Россия даже опережала в этом отношении многие из них.
В России зачинателями кооперативногодвижения были братья Лучинины, создавшие ссудосберегательное товарищество в 1865 г.в селе Даровитое Ветлужского уезда Костромской губернии. Подчеркнем, что речьидет о товариществе, официально оформленном, имеющем утвержденный властямиустав. К тому времени в разных местах Российской империи уже существоваломножество стихийно образовавшихся товариществ и артелей. Рязанские крестьяне, атакже жители приволжских губерний сколачивали бурлацкие артели; артелями жебрали в городах строительные подряды. Все это – временные объединения, несвязанные с сельскохозяйственным трудом, хотя были и такие. Например, наУкраине широкое распространение получили так называемые «супряги», когданесколько крестьянских дворов, имевших по одному волу, объединялись дляпроведения глубокой вспашки. Обеспокоенные обнищанием крестьян власти поощрялиподобные объединения. В Шадринском уезде Пермской губернии земская управа в1891 г. выдавала ссуды безлошадным крестьянам (таковых в уезде было 38%) сцелью приобретения одной лошади на несколько человек. Окрепнув, хозяин порывалс подобного рода «кооперативом».
Точно так же на несколько дворов иногдаприобреталась одна корова; содержали ее по очереди, а долю своего молока каждаяхозяйка получала ежедневно.
Можно привести много примеров подобногорода примитивных кооперативов, рождавшихся из стремления к выживанию. Однако,говоря о кооперации, мы имеем в виду объединение усилий достаточно устойчивыххозяйств, производящих продукцию не только для внутреннего потребления, но и нарынок. Можно говорить об определенных рамках, за пределами которыххозяйственные субъекты или граждане не имеют интереса или не могут быть членамикооперативных товариществ. Ведущему крупное сельское хозяйство землевладельцу,располагающему собственной инфраструктурой, кооператив не нужен. С другойстороны – не от всякого желающего может быть польза кооперативу.
«Кооперация открывает двери для всех,но не все в них входят. На практике она существует лишь для трудящихся классовсовременного общества, но не для капиталистов.
Но и здесь внизу, среди трудящихся,имеются свои пределы для кооперации. Так, полезным членом потребительскогообщества может быть только тот, кто располагает определенным (постоянным) и несовсем незначительным доходом.
Поэтому беднейшие элементы современногообщества так же мало пригодны для потребительской кооперации, как и болеебогатые… Кредитные кооперативы пока более привлекают крестьян среднейсостоятельности; маломощное крестьянство в более ограниченной степени участвуетв кредитных товариществах, а более значительное крестьянство занимает вкредитных кооперативах следующее место за средними крестьянскими группами.Вообще, членами сельскохозяйственной кооперации, естественно, могут быть тольколица, имеющие какое-либо свое земледельческое хозяйство, заинтересованные в егоподдержании и улучшении».
Пока крестьянское хозяйство остаетсянатуральным, пока оно само обеспечивает себя всем необходимым (равно как ипотребляет практически все, что производит), оно мало приспособлено ккооперации и, строго говоря, не нуждается в ней. С развитием рыночной экономикиситуация меняется. Мелкие хозяйства, вполне способные производитьсельскохозяйственную продукцию с не меньшей эффективностью, чем крупные,оказываются бессильными конкурировать с ними в сфере производственной икоммерческой инфраструктуры. Естественной реакцией становится объединение ихусилий.
«Способы, какими мелкие земледельческиехозяйства пользуются, чтобы поставить себя в соответствие с требованиями,создаваемыми современным развитием экономических отношений, заключаются всоединении в разные союзы, товарищества, как с целью организации кредита для сельскохозяйственныхцелей, так и для совместного сбыта и закупки продуктов, а иногда и длясовместного производства».
Со временем кооперация сталарассматриваться уже не только как желательная, но и как обязательнаяпредпосылка выживания крестьянских хозяйств, что дало основание дляутверждения: «…кооперативное начало – единственный и неизбежный способ длямелкого земледельческого хозяйства отстоять свои законные интересы всовременном меновом хозяйстве, приспособления земледельцев к рыночнымотношениям».
Появление первых кооперативов именно в60-е годы связано с двумя обстоятельствами. Первое – отмена крепостного права ипоявление юридически свободных крестьян, хотя их экономическаясамостоятельность и была ограничена общиной. Второе – утверждение в России местногосамоуправления в форме земства (1864 г.). Впервые в истории Российскогогосударства были образованы властные структуры, представлявшие и защищавшиеинтересы самого многочисленного и в то же время самого униженного в странесословия.
2. Объединение кооперативов России
Деятельность объединений сельскохозяйственных предприятий, какассоциаций и союзов юридических лиц регулируется положениями статей 121–123 ГКРФ.
Объединения в форме ассоциаций или союзов создаются коммерческимиорганизациями в целях координации их предпринимательской деятельности, а такжепредставления и защиты общих имущественных интересов. Ассоциации и союзыявляются некоммерческими организациями.
Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельностьи права юридического лица.
Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза)несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке,предусмотренными учредительными документами ассоциации.
В сельском хозяйстве наиболее распространенными являются союзы(ассоциации) кооперативов, а также ассоциации крестьянских (фермерских)хозяйств.
Согласно законодательству России кооперативы могут самостоятельно илисовместно с другими юридическими лицами в целях координации своей деятельности,а также представления и защиты общих имущественных интересов, осуществленияаудиторских проверок кооперативов по договору между собой создавать объединенияв форме союзов (ассоциаций) кооперативов.
Основными учредительными документами союза (ассоциации) являютсяучредительный договор и устав, подписанные и утвержденные его членами.
Член союза (ассоциации) вправе безвозмездно пользоваться его услугами,по своему усмотрению выйти из союза (ассоциации) по окончании финансового года.В этом случае он несет субсидиарную ответственность по обязательствам союза(ассоциации) пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода.
Член союза (ассоциации) может быть исключен из него по решениюостающихся членов союза (ассоциации) в случаях и в порядке, которые установленыучредительными документами союза (ассоциации). В отношении ответственностиисключенного члена союза (ассоциации) применяются правила, относящиеся к выходуиз союза (ассоциации).
Прием в союз (ассоциацию) новых членов осуществляется в порядке,предусмотренном уставом союза (ассоциации). Вступление в союз (ассоциацию)новых членов может быть обусловлено их субсидиарной ответственностью пообязательствам союза (ассоциации), возникшим до их вступления.
Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств могут создаваться путем объединения самостоятельныхкрестьянских хозяйств, либо в случаях преобразования колхозов и совхозов порешению их коллективов.
Фермерские ассоциации могут преследовать как непредпринимательские цели, так икоммерческие. В последнем случае ассоциация должна быть зарегистрированакак участник предпринимательской деятельности.
Ассоциация действует на основе устава, утверждаемого ее участниками, имеет права юридическоголица и подлежит государственной регистрации в органах местного самоуправления впорядке, установленном действующим законодательством для предприятий.
Крестьянские хозяйства, входящие в ассоциацию, сохраняют самостоятельность,права на земельные участки и юридического лица.
Фермерские ассоциации на базе бывших колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий могутсоздаваться лишь при условии предварительного раздела имущества, атакже передачи, продажи земельных участков гражданам в установленном порядке.
Запрещаются действия, ведущие к принудительному созданию ассоциаций крестьянскимихозяйствами.
Главной целью ассоциацииявляется увеличение доходов ее участников и рост уровня ихсоциально-экономического развития на основе организации совместногопроизводства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.
Задачами фермерской ассоциации являются:
– коллективное регулирование межфермерских взаимоотношений;
– внедрение эффективных форм кооперации во всех сферах деятельности;
– формирование сбалансированной материально-технической базы исоциальной инфраструктуры коллективного пользования;
– коллективная защита законных интересов и прав участников переддругими предприятиями, организациями и учреждениями.
В первые пять летпосле создания ассоциации фермерских хозяйств они освобождаются от уплатыналогов на доходы.
Для реализации своих целей и задач фермерская ассоциация вправе:
– осуществлять согласованные между ее участниками общие действияв области коммерции, финансов и кредита, технического развития;
– создавать ассоциированные финансовые средства и материальныересурсы путем добровольного отчисления, централизовать отдельные производственно-хозяйственныефункции;
– регулировать взаимоотношения между ее участниками с помощью расчетныхцен, тарифов и расценок.
Стоимость имущества,находящегося в коллективной (неделимой) собственности ассоциации илипакета акций, принадлежащего ей, не может превышать сорока процентов соответственносовокупной стоимости имущества всех ее участников или стоимости всехакций ассоциации.
Среднегодовая сумма ассоциированных на добровольной основе финансовыхсредств не может превышать десяти процентов от совокупных доходов ееучастников в среднегодовом исчислении за последние три года.
Фермерская ассоциация не отвечает по обязательствам ее участников, а участники неотвечают по обязательствам ассоциации, если иное не предусмотрено уставом,а также за исключением случаев, когда ассоциация выступает гарантом.
Крестьянское хозяйство– участник ассоциации вправе выйти из нее с сохранением обязательствперед ее участниками в соответствии с заключенными договорами.
Ассоциация ликвидируется по решению ее участников.
Ликвидация ассоциации осуществляется в порядке, установленномдействующим законодательством для ликвидации предприятия. Имущество,находящееся в коллективной (неделимой) собственности ассоциации и остающееся послеликвидации ассоциации, распределяется между ее участниками всоответствии с уставом ассоциации.
По своему статусу и специфике экономической деятельности кооперативныеобъединения многообразны.
Объединение (союз, ассоциация)сельскохозяйственных кооперативов может быть создано на базе коллективногочленства в нем первичных кооперативов в качестве самостоятельного юридическоголица, со статусом некоммерческой организации, действующей набесприбыльной основе. Объединение не имеет распорядительных функций поотношению входящих в него кооперативов. Одновременно объединение будетпредставлять и защищать интересы своих членов в местных, областных ифедеральных структурах власти, а также осуществлять информационную, консультационную,учебно-просветительскую деятельность и вырабатывать необходимые рекомендации винтересах развития своих членов. По мере дальнейшего развития кооперации могутбыть созданы территориальные, отраслевые и территориально-отраслевыекооперативные объединения или союзы.
В качестве финансовой базы ассоциаций и союзов будут выступать, как и вкооперативах, паевые взносы их членов – вступительные, первоначальные итекущие, размер которых будет устанавливаться их учредителями.
Вступительные взносыпоступают полностью в распоряжение объединения и возврату не подлежат.Первоначальные и текущие взносы в совокупности составляют паевой капитал.При выходе из объединения каждый член может получить свой пай.
Величина вступительноговзноса каждого участника объединения прямо пропорциональна числу егоиндивидуальных членов к моменту вступления в объединение. При увеличении числачленов осуществляется соответствующая доплата, при уменьшении – уже выплаченныесуммы возврату не подлежат.
Величина текущих паевых взносов определяется процентом (обычно 1–2) отчислений схозяйственного оборота (дохода или прибыли) каждого члена объединения.
В случае надобности в объединениях могут создаваться специализированныеструктуры, действующие как в административном подчинении, так и на хозрасчетнойоснове.
Кооперативные объединения могут создаваться физическими лицами путемобъединения крестьянских (фермерских) хозяйств или личных подсобных хозяйствнаселения. Организационно-правовое оформление данного процесса завершаетсясозданием вертикальных фермерских кооперативов. Такой кооператив можетдействовать на основе договора его членов.
Крестьянские (фермерские) хозяйства могут кооперироваться с территориальнопримыкающими коллективными формами производства, без которых им в современных условияхв ряде случаев трудно работать.
На данном этапе кооперативное сотрудничество может развиваться в рамкахобъединений самостоятельных кооперативов на основе межхозяйственной кооперации.
3. Интеграция агропромышленного комплекса
Термин «интеграция» происходит от латинских слов integration (восстановление) и integer (целый). Он означаетвосстановление целостности единства, объединение в целое ранее обособленныхчастей, явлений, процессов, экономических субъектов, углубление ихвзаимодействия, развития связей между ними.
Экономическая интеграция проявляется как в расширении и углублениипроизводственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов,объединении капиталов, так и в создании друг другу благоприятных условий дляосуществления экономической деятельности, снятия взаимных барьеров.
Экономическая интеграция происходит как на уровне национальных хозяйствстран, так и между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями.
Различают следующие виды интеграции: интеграциявертикальная – производственная кооперация предприятий одной отрасли илиблизких по характеру отраслей промышленности, специализирующихся наизготовлении узлов, деталей и заготовок, комплектующих и других изделий,необходимых для конечного продукта; интеграция горизонтальная –объединение предприятий, производство которых характеризуется технологическойобщностью и однородностью выпускаемой продукции; интеграция «круговая» –слияние компаний, выступающих на одном рынке, но не конкурирующих между собой; интеграцияорганизации – процесс объединения усилий разных подразделений длядостижения целей организации; интеграция прогрессивная – интеграция вмаркетинге, заключающаяся в попытках фирмы получить во владение или поставитьпод более жесткий контроль систему распределения; интеграция регрессивная– интеграция в ходе маркетинга, заключающаяся в попытках фирмы получить вовладение или поставить под более жесткий контроль своих поставщиков;интеграция финансовая – процесс гармонизации и унификации налоговых систем,бюджетной классификации, бюджетного процесса, государственных расходов, системыконтроля со стороны центральных эмиссионных банков за деятельностью кредитныхинститутов в целях большей координации внутренней и внешней экономическойполитики государств, входящих в региональные группировки; интеграцияэкономическая – сближение и взаимоприспособление национальных хозяйствобеспечивается концентрацией и переплетением капиталов, проведениемсогласованной межгосударственной экономической политики.
Успешного развития интеграционных процессов невозможнодостичь без учета организационно-экономических факторов, соотношение изначимость которых меняется в зависимости от макроэкономичесой ситуации встране. Современные тенденции таковы, что происходит переплетение факторов,одновременно стимулирующих и сдерживающих развитие агропромышленной интеграции.
Факторы, стимулирующие развитие агропромышленнойинтеграции.
1. Восстановление между сельским хозяйством иперерабатывающей промышленностью разрушенных производственно-хозяйственных связей.Сначалом аграрных преобразований, в основе которых была положена реорганизациякрупного товарного производства, высокоэффективные агропромышленныеформирования (объединения, комбинаты) были реформированы. В этом смыслеинтеграционные процессы в современных условиях носят характер реорганизации, неозначающий, однако, восстановление прежней для дореформенного периода структурыАПК. В 80-е годы агропромышленная интеграция не выходила за рамкигосударственной и государственно-колхозной собственности. В современныхусловиях при реализации рыночных принципов интеграция строится на имущественныхмеханизмах. Это обусловлено реформированием и реструктуризацией не толькосельскохозяйственных, но и перерабатывающих предприятий.
2. Реализация принципа выгодного обмена припродвижении продукта от производителя к потребителю. Известно, чтоэквивалентность в организации межхозяйственных связей может соблюдаться привысоком производственно-экономическом уровне сельскохозяйственногопроизводства, резкое снижение его приводит к кризисному состоянию не толькосельскохозяйственных, но и перерабатывающих предприятий.
3. Повышение эффективности управлениясобственностью в акционерных обществах. Опыт приватизации государственныхперерабатывающих предприятий показал, что они преобразованы в основном воткрытые акционерные общества. Доля акций сельскохозяйственныхтоваропроизводителей в уставном капитале акционерных обществ колеблется: отналичия контрольного пакета (51%) до минимальной доли (не более 5–10%).Сложилось положение, при котором сельскохозяйственные товаропроизводители,получив формальное право на участие в управлении собственностью, не реализовалиего реально на практике.
В настоящий период при обосновании перспективных направленийинтеграционных связей, состава участников агропромышленных формированийпроявляется четкая тенденция к созданию интегрированных структур в формепроизводственно-торговых компаний холдингового типа, в которыхсельскохозяйственные предприятия играют подчиненную роль. В свою очередь, перерабатывающиепредприятия для повышения конкурентоспособности вырабатываемой продукциивынуждены реформировать организационную структуру.
4. Совершенствование механизмов координации иуправления в агропродуктовых формированиях. Как свидетельствует опыт зарубежных странс рыночной экономикой, баланс интересов участников достигается не только спомощью цен, но и организационно-управленческих мер воздействия.
Необходимостьинституциональной организации групп интересов в АПК касается, прежде всего,сельскохозяйственных товаропроизводителей, как менее организованных вконсолидации своих действий на продуктовых рынках. Напротив, умело отстаиваютсвои экономические интересы представители перерабатывающих и пищевых компаний.В настоящее время созданы Чайный, Сахарный, Мясной и Молочный союзы,учредителями этих союзов выступили перерабатывающие предприятия, торговыефирмы, а в некоторых – научные учреждения. Основная цель данных союзов –укрепление собственных позиций на рынках сырья и продовольствия. В этой связиповысилась значимость экономической защищенности товаропроизводителейсельскохозяйственной продукции, потребовалось их объединение в союзы иассоциации.
Побудительными мотивами развития агропромышленнойинтеграции служат следующие факторы:
– ведомственная разобщенность производства ипереработки сельскохозяйственной продукции, которая при отсутствии единогоуправления и слабой координации приводит к большим потерям;
– ускоренный рост концентрации промышленногопроизводства путем строительства крупных перерабатывающих предприятий,требующий для полной загрузки их мощностей стабильной сырьевой базы;
– углубление специализации и ростконцентрации сельскохозяйственного производства на принципах межхозяйственнойкооперации, создание сельскохозяйственных предприятий промышленного типа(комплексов по откорму свиней и крупного рогатого скота, птицефабрик, тепличныхкомбинатов) требуют четкой координации с предприятиями сферы переработки иторговли.
На эффективность работы интегрированных формирований во многомвлияют правильно установленные приоритеты в принципах их построения. Вагропромышленных формированиях происходит взаимодополняемость факторов,стимулирующих и сдерживающих развитие интеграционных процессов. Это следуетучитывать при разработке организационно-экономического механизма интегрированныхформирований. Соблюдение основных закономерностей построения интеграционныхмеханизмов позволит повысить эффективность управления этими процессами.
Основной отличительной особенностью развития связей в АПК условияхрыночной экономики является создание интегрированных формирований с помощьюмеханизмов, основанных, как на имущественной (акционерной), так и неимущественной(договорной) основе.
Основные принципы создания агропромышленныхформирований.
В условиях рынка концепция развития агропромышленной интеграцииосновывается на новых принципах и механизмах взаимодействия. Ведущее место вней должно отводится маркетинговой ориентации хозяйственных стратегий,вырабатываемых при решении задач по определению оптимальных взаимосвязей всистеме агропромышленных формирований. Решение стратегических задачпредполагает комплексность и в то же время этапность осуществляемыхмероприятий. Основное внимание при этом должно уделяться согласованиюинвестиционных программ, своевременной корректировки механизмов экономическихотношений и управления.
Главные принципы построения моделей агропромышленных формирований.
Добровольность. Решение о вступлениипредприятий и организаций в агропромышленное формирование принимается всоответствии с их уставами: по решению собрания акционеров (в акционерныхобществах), вкладчиков (в обществах с ограниченной ответственностью), членов (вкооперативах). Интегрированные структуры часто создаются по инициативе органовуправления. При этом весьма важно, чтобы процесс агропромышленной интеграциипроисходил на принципахне принужденной, а убежденнойдобровольности, не сводился к очередной компании реформирования в аграрнойсфере.
Адаптивность и организационная рефлективность. В условиях рыночныхотношений необходим поиск не только организационных форм, но и современныхподходов к организации управления. Партнеры по кооперации при этом должны уметьреагировать и маневрировать на правовом поле среди разнообразных норм ипринципов гражданского и налогового законодательств.
Этапность. В процессе созданияматериально-технических и финансовых условий развития агропромышленной интеграциинеобходим переход от простых к сложным формам (от горизонтальных структур квертикальным, от производственных к производственно-торговым). Осуществляемыепроцессы децентрализации, связанные с диверсификацией производства,обусловливают поэтапно переход от одних организационных форм управления кдругим: от линейных к функциональным, далее к дивизиональным, затем к матричными сетевым.
Целостность и комплексность. При организации ифункционировании агропромышленных структур должна быть четкая согласованностьмежду всеми звеньями (участниками) интегрированного процесса. В целяхсбалансированности ресурсного обеспечениятребуетсясоблюдатьтерриториальнуюкомплексность. Взависимости отсостава участников интегрированногоформирования, их производственного направления, они могут выступать в видеорганизационно оформленного на определеннойтерриторииаграрнопродуктового комплекса, включающего всестадии производстваконечной продукции.
Поддержка и содействие со стороныоргановуправления. Эффективность работы агропромышленных формирований в значительноймере обусловлена характером взаимоотношений руководителей предприятий – потенциальныхучастников интегрированных структур с районными и областными органамиуправления.
Опыт показывает, что в тех регионах, гдеинтегрированнымхозяйственным структурам, оказывается необходимаястартовая материально-финансовая помощь, они работают более результативно.
Выбор «Ведущего звена» – предприятия-интегратора. Присоздании агропромышленного формирования возникает вопрос о выборе предприятия-интегратора.В такой роли может выступать экономически крепкое предприятие с устойчивымпроизводственным потенциалом. Предприятие – интегратор, по уровню развития,должно не только опережать, но и быть лидером среди участников ворганизационном и технологическом плане. При создании агропромышленныхформирований в мясном подкомплексе функции предприятия-интегратора может выполнятьспециализированное животноводческое хозяйство или перерабатывающее предприятие(мясокомбинат).
Оптимальность размеров. При организацииагропромышленных формирований должна обеспечиваться оптимальность их размеров.Преимущества крупного товарного производства позволяют добиться дополнительногоэффекта и проявляются на рынках сбыта продукции.
4. Перспективы развития кооперации в XXIвеке
Специфические особенности правового статуса кооператива, вкотором его член является одновременно работником кооператива и его хозяином,позволяют утверждать, что производственный кооператив более способен обеспечитьсоциальное равенство (именно равенство, а не уравниловку) его участников, чеммногие иные формы юридических лиц. Конечно, ни одна страна не может и не должнабыть обществом только «цивилизованных кооператоров». Многолетний опыт страндальнего зарубежья доказал, что для экономического благополучия крупный капиталнеобходим. Но производственные кооперативы, признанные в ряде стран третьимсектором экономики, участвуют в решении многих весьма болезненных проблемобщества: обеспечении занятости, дополнительных рабочих мест, в том числе длянаименее защищенных слоев населения: инвалидов, женщин, молодежи. Кооперативыспособствуют созданию столь необходимого стране класса средних собственников.Они хороши для организации небольших научно-исследовательских центров,формирования через союзы и ассоциации технопарков[1].
Подобные возможности кооперативов должны привлечь к нимвнимание представительных и исполнительных органов власти в центре и на местах,а также тех политических партий, других общественных организаций и движений,которые, как они утверждают, заинтересованы в формировании у нас подлинносоциального государства. Необходима помощь государства и общества длявозрождения кооперативного движения в России, что прямо предусмотрено в Законео производственных кооперативах, согласно которому органы государственнойвласти и местного самоуправления должны содействовать развитию кооперативов, вчастности, путем установления налоговых и иных льгот для кооперативов преждевсего в сферах производства товаров и оказания услуг, а также путемприоритетного обеспечения кооперативов нежилыми помещениями с правом их выкупа,земельными участками, доступом к получению государственных заказов и получениюнеобходимой для их деятельности информации. Пока можно говорить только осуществовании некоторых налоговых льгот, которыми обладают кооперативы, еслиони относятся к субъектам малого предпринимательства. Но и в отношении этихльгот не прекращаются атаки со стороны налоговых и финансовых органов.
Не обращено должного внимания на то, что производственныекооперативы, во-первых, – наиболее характерный субъект малогопредпринимательства, действующего в качестве юридического лица, основнымпризнаком которого является численность его работников. В отличие от участниковхозяйственных обществ, для которых труд в них не обязателен, членыпроизводственного кооператива, как общее правило, трудятся в нем. С учетомэтого обстоятельства кооперативы являются наиболее типичными субъектами малогопредпринимательства, нуждающимися в поддержке властных структур, в особенностив начале деятельности. В программах приватизации, например, можнопредусматривать преобразование небольших государственных и в особенностимуниципальных предприятий в производственные кооперативы, а не только вакционерные и другие хозяйственные общества.
Кооперативным объединениям (союзам, ассоциациям) следуетнастойчиво выходить с предложениями о создании по примеру многих других стран ворганах исполнительной власти подразделений по вопросам кооперации. Необходимо,чтобы Фонд поддержки малого предпринимательства оказывал целевым назначениемфинансовую поддержку производственным кооперативам, отвечающим признакамсубъекта малого предпринимательства.
Не должно остаться декларацией положение Закона опроизводственных кооперативах, запрещающее установление ограничений правкооперативов по сравнению с другими коммерческими организациями. Крайненеобходимо устранить из законодательства все нормы, дискриминирующиекооперативы. В частности, внести изменение в Закон о банках и банковской деятельности,предусмотрев в нем возможность создания банков не только в форме хозяйственныхобществ, но и кооперативных банков, существующих и успешно работающих во многихзарубежных государствах, в том числе и развитых.
Принятие законодательных актов о производственныхкооперативах должно сопровождаться конкретными шагами по их поддержке иразвитию в России. В основном документе для Всемирной конференции ООН на высшемуровне по вопросам развития, состоявшейся в Копенгагене в 1995 г.,отмечался большой размах современного кооперативного движения и содержалисьрекомендации ко всем странам-участницам ООН принять меры по его поддержке.Россия участвовала в работе этой конференции и должна следовать еерекомендациям.
Цели и задачигосударственной политики по поддержке АПК определены в одобренныхПравительством Российской Федерации документах: «Стратегиясоциально-экономического развития России на 2001–2010 годы» и «Основныенаправления агропродовольственной политики Правительства Российской Федерациина 2001–2010 годы».
Основным направлениемаграрной политики государства определено регулирование рынков:продовольственного, земельного, ресурсного.
Однако одно лишьрегулирование рынка не способно обеспечить решение главной задачи аграрнойполитики – восстановления производства. Наше разрушенное сельское хозяйствотребует радикальных мер со стороны государства. Речь идет о восстановлениипроизводства во многих случаях почти с нуля.
Потенциал фермерских иличных хозяйств во многих случаях исчерпан. Для вывода сельскохозяйственногопроизводства хотя бы на дореформенный уровень следует обеспечить рост его всредних хозяйствах, которые при незначительной помощи могут восстановитьпроизводство продукции.
Продовольственнаябезопасность как составная часть национальной безопасности призванагарантировать удовлетворение потребности в продовольствии населения страны.Необходимым условием продовольственной безопасности государства являетсяпродовольственная независимость, под которой понимается удовлетворение основнойчасти потребности населения в продуктах питания за счет внутреннегопроизводства. По международным меркам продовольственная независимостьдостигается при 80 – процентном потреблении отечественного продовольствия вобщем потреблении в стране, исходя из рациональных норм питания.
В России за последниегоды почти в два раза сократилось производство сельхозпродукции,продовольственная независимость государства по многим позициям утеряна.
Неуправляемое развитиерыночных отношений приводит к деградации сельского хозяйства.
Попытки построения системгосударственного регулирования АПК по западному образцу оказалисьнереализованными. Даже принятые законы «О закупках и поставкахсельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»,«О государственном регулировании агропромышленного производства» не работают.Многие постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации пофинансовой поддержке АПК также не выполнены или же их выполнение проводилось сбольшим опозданием, что намного снижало эффективность.
Вследствие значительногоснижения за последние годы среднедушевого уровня питания в стране имеютсявысокие потенциальные возможности спроса на продовольствие при росте реальныхдоходов и при стабилизации цен, что может стимулировать увеличение производстваи рост его эффективности.
Вложения в сельскоехозяйство могут вызвать увеличение спроса на продукцию в других, связанных сним отраслях. Необходимые предпосылки для этого имеются. Сохранилисьпредприятия сельскохозяйственного машиностроения, есть высокий невостребованныйнаучно-технический потенциал и интенсивные технологии, производится достаточноеколичество минеральных удобрений.
Заключение
Что лежало в основе решения об исключении кооперативов изэкономической жизни страны, принятого реформаторами экономики тех лет,неизвестно. Можно предположить, что от кооперативов отказались как отнегосударственной формы предприятия советского периода, чтобы открыть широкуюдорогу новым организационно-правовым формам частного бизнеса, преимущественноакционерным обществам и товариществам с ограниченной ответственностью.
Жизнь показала ошибочность отказа от кооперативов. Во-первых,потому, что людям ограничили право выбора, без которого ни одно общество неможет считать себя демократическим, а во-вторых, потому, что кооперативныеценности, которым привержено около 800 млн. человек в мире, нельзя исключить изжизни одним росчерком пера.
В настоящее время нет точных данных о количествесохранившихся или вновь возникших производственных кооперативов. В стране действуютпримерно 10 тыс. таких кооперативов. При этом многие из них были созданы до1991 г., но сумели с большими трудностями сохранить своюорганизационно-правовую форму.
Большинство ошибок в регулировании кооперативного движенияудалось исправить Гражданскому кодексу РФ и принятому на его основеФедеральному закону «О производственных кооперативах»[2],создавшие новую правовую базу для возрождения и развития подлинных кооперативовв сферах производства, услуг и других видах деятельности.
В дореформенный периодразвитие агропромышленного производства обеспечивало рост продукцииопережающими к росту населения страны темпами. В 80-х годах благодаря увеличениюдоли сельского хозяйства в национальном доходе началось преодоление отставаниясоциальной сферы села и выравнивания уровня оплаты труда в сельском хозяйстве ипромышленности. Положительные сдвиги достигались в основном за счетукрепления материально-технической базы и увеличения государственной поддержкиаграрного сектора.
Учитывая стратегическоезначение АПК для развития экономики страны, ее продовольственной безопасности,необходимо разработать и принять комплексную программу по его восстановлению и особенноглавной его сферы – сельского хозяйства.
В комплексе мер повосстановлению сельскохозяйственного производства одним из ведущихнаправлений определить всемерное увеличение поставок машин и оборудования длятехнического перевооружения сельского хозяйства, так как увеличениепоставок техники на условиях финансового лизинга не только дает наибольшийположительный результат для сельхозтоваропроизводителей, но и позволитвосстановить сельскохозяйственное машиностроение с неизбежным ростомпроизводства в других отраслях экономики.
Следует перейти напринцип финансирования наиболее эффективных проектов выхода АПК из кризиса, атакже проектов, необходимых для развития экономики страны. В соответствии сэтим должна быть перестроена система государственной поддержки АПК.
Литература
1. Федеральныйзакон Российской Федерации «О сельскохозяйственной кооперации» 8 декабря 1995 г.
2. Закон«О производственных кооперативах» 10 апреля 1996 г.
3. Закон«О потребительских кооперативах» 19 июня 1992 г.
4. Указ Президента Б.Н. Ельцина№323 от 27 декабря 1991 г. «О неотложных мерах по осуществлению земельнойреформы в РСФСР».
5. ПостановлениеПравительства №86 от 28 декабря 1991 г. «О порядке реорганизации колхозови совхозов».
6. Гражданский кодексРоссийской Федерации. Часть 1 и 2. М., 1995 г.
7. ПостановлениеКоллегии Минсельхоза от 7 июля 1997 г. «О программе развитиясельскохозяйственной кооперации на период до 2000 года». Информационныйбюллетень №9–10, 1997 г. М. Информагротех.
8. ЗаконСоюза Советских Социалистических Республик «О кооперации в СССР». М., 1988 г.
9. Комментарийк Федеральному Закону «О сельскохозяйственной кооперации». Издательство«Инфра». М., 1997.
10. Вопросытеории и истории кооперативного движения. Выпуск II. Сборник статей.Арзамас, 2004.
11. Гордеева А.В. Развитиепсихологии управления как актуальная задача в рамках кооперативного движения. //Фундаментальные и прикладные исследования. Научно-теоретический журнал №1,2003.
12. Гутман Г.В.,Дигилина О.Б., Чукин Н.И., Ситько В.П., Калмыков В.В. Формыкооперативного движения в условиях рыночных реформ. М., 2003.
13. Гутман Г.В.,Чукин Н.И., Калмыков В.В. Взаимосвязь экономической и социальнойфункций потребительской кооперации. М., 2002 г.
14. Ермаков В.Ф. Реализациясоциальной миссии: проблемы организации. // Там же, 2003 г., с. 78–83.
15. Лебедев А.Н. Молодежьи кооперативное движение. // Там же, 2003 г., с. 83–85.
16. Макаренко А.П. Народноепредпринимательство. // Там же, 2003 г.
17. Сельскохозяйственнаякооперация и ее роль в аграрных преобразованиях. Материалы региональнойнаучно-практической конференции/ Ред. С.А. Пахомчика – Тюмень, 1997.
18. Теплова Л.Е.и др. Кооперативное движение. М. Издательство РДЛ. 2003.
19. Ткач А.В. Сельскохозяйственнаякооперация. Учебное пособие. М., 2002.
20. Ткач А.В. Потребительскаякооперация России в рыночных условиях. // Там же, 2003 г., с. 37–44.
21. «Усилениеборьбы с бедностью – стратегия и социальная миссия потребительской кооперации».Обзор материалов и методические рекомендации по итогам научно-практическойконференции. Нижний-Новгород – Арзамас, 2003.