Реферат по предмету "Экономика"


Макроэкономические показатели результативности экономики РБ

Содержание:
Введение
1.        Макроэкономическиепоказатели результативности рыночной экономики: сущность, виды и измерение
2.        Анализ динамикирезультативных показателей национальной экономики Республики Беларусь: методыоценки, тенденции
3.        Проблемы иперспективы повышения результативности экономики Республики Беларусь
Заключение
Список литературы

Введение
Макроэкономическаятеория, макроэкономика, исследует поведение экономики в целом, а также еёкрупных секторов, таких как государственный и частный сектор, государственныефинансы и денежно-кредитную сферу, топливно-энергетический комплекс,аграрно-промышленный комплекс, военно-оборонный комплекс, выявляет зависимостимежду важнейшими общеэкономическими показателями. В этом состоит предмет макроэкономикикак раздела экономической науки.
В макроэкономикеанализируются, например, последствия увеличения дефицита государственногобюджета для экономики, причины резкого падения темпов экономического роста, отчего зависит снижение темпов инфляции. Этот перечень можно продолжать. Если вмикроэкономике, например, изучают, от чего зависит цена продукта, то вмакроэкономике — уровень цен в экономике в целом, то есть уровень инфляции.
Знаниемакроэкономики необходимо для любого человека. Оно даёт возможностьориентироваться в тех экономических процессах, которые происходят на уровненациональной экономики, понимать смысл происходящих событий, особенно действияправительства в сфере экономической политики, оценивать возможные перспективы ипринимать решения в соответствии с этой оценкой.
Особеннознания макроэкономики необходимы для экономистов и менеджеров. Оценка общейэкономической ситуации, прогноз важнейших макроэкономических показателейтребуется при принятии многих управленческих решений. Например, принимаярешение о расширении производства и дополнительных инвестициях, необходимознать прогноз общей экономической активности, возможных изменений ставокпроцента по долгосрочным кредитам, инфляционные ожидания, а также представлятьсебе как возможные изменения макроэкономических показателей связаны между собой.
Милтон Кайерс, президент «Star Sprinkler Corporation»(США, г. Милуоки), в лекции для слушателей Программы МВА в Российском университетедружбы народов сказал: «Значение макроэкономики для менеджера растёт по мереего служебного роста в рамках компании, а также по мере расширения масштабов еёдеятельности, тем более, когда компания начинает действовать за рубежом».[5]
Важнейшимизадачами изучения макроэкономической теории являются:
·         во-первых,знакомство с основными макроэкономическими показателями и проблемами;
·         во-вторых,выявление и объяснение важнейших связей и зависимостей междумакроэкономическими проблемами и между макроэкономическими показателями,другими словами знакомство с макроэкономическими моделями;
·         в-третьих,формулировка основных направлений макроэкономической политики на основемакроэкономической теории, выявление механизма, то есть методов и инструментов,реализации макрополитики.
О состоянииэкономики в целом, об её макроэкономических проблемах и перспективах можносудить по различным показателям, большинство из которых публикуются органамигосударственной статистики. Например, об уровне инфляции свидетельствуют такиепоказатели как индекс потребительских цен и индекс цен производителей, осостоянии внешней торговли — масштабы экспорта и масштабы импорта товаров иуслуг. Перечень макроэкономических показателей может быть очень большим.
Важнейшиемакроэкономические показатели:
— объём итемпы роста валового внутреннего продукта (ВВП),
— объёмпотребления,
— масштабынакопления,
— валовыеинвестиции,
— государственныерасходы и доходы,
— размерыэкспорта и импорта,
— числозанятых и норма безработицы,
— индексыцен,
— денежнаямасса (денежные агрегаты),
— ставкапроцента (ставка рефинансирования),
— курснациональной валюты
— сальдоплатёжного баланса.
Данная тема курсовойимеет большую актуальность, т.к. перед Республикой Беларусь в настоящее времяостро стала необходимость в увеличении темпов экономического роста в связи сотсталостью национальной экономики. Поиск путей его достижения является однимиз приоритетных проблем для нашей страны.
Экономический ростявляетсяодной из самых важных частей экономического развития общества, а такжесоциально – культурного, политического и т.д. Об экономическом росте судят поосновным макроэкономическим показателям, таким как ВВП, ВНД и НД.
Целью написания даннойработы явилось исследование сущности макроэкономических показателей РеспубликиБеларусь, анализ их динамики, изучение экономического состояния РеспубликиБеларусь.
Предметом исследования являютсямакроэкономические показатели нашей страны за последние несколько лет, включая2009 г.
Задачами являются:
1.        изучение понятияи видов макроэкономических показателей
2.        анализ динамикирезультативных показателей
3.        изучение проблеми перспектив повышения результативности экономики
В первой главе изложена сущность макроэкономических показателей,способы их измерения. Во второй главе проводится анализ динамики результативныхпоказателей национальной экономики Республики Беларусь. В третьей главеобсуждаются основные проблемы и  перспективы развития экономики нашей страны.
Данная  курсовая  работа была написана с помощью различной литературы,относящейся к макроэкономической теории, а так же с помощью государственныхсайтов Республики Беларусь. Основные источники, которые использованы в этойкурсовой работе это: Макконнелл и Брю “Экономикс”; Шимов “Национальнаяэкономика Беларуси”, и были взяты статистические данные из СтатистическогоЕжегодника Республики Беларусь за 2009 год, были использованы и другиелитературные и электронные источники. Все используемые источники перечислены всписке литературы в конце данной работы.
 

1. Макроэкономическиепоказатели результативности рыночной
экономики: сущность, виды и измерение
РеспубликаБеларусь расположена в центре Европы. По ее территории пролегают самые короткиетранспортные коммуникации, связывающие страны СНГ с государствами ЗападнойЕвропы. Беларусь имеет общую границу с Польшей, странами Балтии, Россией иУкраиной.
ТерриторияРеспублики составляет 207 тыс.кв. километров, численность населения — около 10млн. человек, 70% его сосредоточено в городах. В столице Беларуси – городе Минске — проживает около одной пятой населениястраны. В соответствии с административным делением Республика имеет шестьобластей. Государственными языками являются белорусский и русский. Наиболее распространенныеязыки делового общения — русский, английский, немецкий.
РеспубликаБеларусь — унитарное демократическое социальное правовое государство (статья 1Конституции Республики Беларусь). В соответствии со статьей 8 КонституцииРеспублика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международногоправа и обеспечивает соответствие им законодательства. Государственная власть осуществляетсяна основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Беларусь- президентская республика. Президент Республики Беларусь является главой государства,гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.
Беларусь — одноиз экономически развитых государств СНГ. В ее экономике доля промышленностисоставляет около 1/3 объема национального продукта. Наибольшее развитиеполучили такие отрасли промышленности как автомобилестроение, тракторостроениеи сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение и производствоподшипников, электротехническая промышленность, добыча и переработка нефти, производствосинтетических волокон, минеральных удобрений, фармацевтическая промышленность,производство строительных материалов, легкая и пищевая промышленности.Характерной чертой национальной индустрии является производство готовойпродукции, большая часть которой поставляется на экспорт. Природные условияРеспублики Беларусь позволяют успешно производить такие высокодоходные товарныевиды продукции как молоко, говядина, свинина, мясо и яйцо птицы, зерно,картофель, лен-долгунец, сахарная свекла и др. Большое внимание уделяется техническомупереоснащению промышленности, перерабатывающей сельскохозяйственную продукцию,наращиванию экспортного потенциала аграрного сектора.
С тех пор, как Беларусьвступила на тропу рыночных отношений, многое в жизни претерпело изменения.Изменились деньги, изменились законы, изменились условия производства, да исамо производство. Повсюду провозглашается отказ от старыхкомандно-административных методов в пользу свободным рыночным отношениям,честной конкуренции, уничтожению государственной монополии. Созданиеэкономической системы нового типа, преодолевающей недостатки прежней командно-плановой и обеспечивающей рост эффективности хозяйствования – довольно сложныйпроцесс. Сложность обусловлена не только грандиозностью задач по реформированиюсуществующей экономической системы, но и необходимостью одновременногопреодоления кризисных явлений в экономике, унаследованных отадминистративно-командной экономики, и обострившихся вследствие вступления обществав переходную экономику.
Переживаемый Республикой Беларусь экономический кризистребует принятия комплексных мер, направленных на его преодоление и системноереформирование экономики. Инструментом такого согласования показателейэкономической политики может служить макроэкономическая модель.
В странах с развитой рыночной экономикой большинствосреднесрочных макроэкономических моделей базируется на регрессионных методах,которые по своей сути предполагают некоторую неизменность динамикитехнологических факторов, результатов институциональной деятельности иэкономического поведения в сравнении с базовым периодом. Представляетсяочевидной проблематичность подобного инструментария для моделирования экономикипереходного периода, отличающегося нестабильностью экономических процессов. Болеетого, применение моделей в переходной экономике было затруднено переводомстатистики Беларуси на принятую в международной практике систему национальныхсчетов и в этой связи наличием слишком узкой информационной базы. Последнееделает объясняющую способность модели весьма ограниченной. Необходимо такжеиметь в виду, что в переходный период не могут быть использованы положениятеории рыночной экономики без внесения в нее корректив. Применительно к моделиэто касается, прежде всего, выбора факторов, объясняющих поведение экономическихпоказателей.
C 1994 г. в НИЭИМинэкономики Республики Беларусь началась разработка собственной среднесрочноймакроэкономической модели. Основная цель первого этапа работы — созданиекомплексной макромодели, позволяющей осуществить прогноз взаимосвязанныхпотоков материально-вещественных и денежно-финансовых ресурсов в экономикереспублики. По аналогии с моделью Всемирного банка в основу модели был положенметодологический принцип потока финансовых средств, согласно которому доходыодного сектора служат расходами другого. При этом в модели выделены четыревнутренних сектора экономики — домашние хозяйства, нефинансовые предприятия,сектор государственного управления, банковский сектор, а также внешний сектор.
Конечной целью построения модели является разработкаинструмента, который позволил бы в зависимости от проводимой экономическойполитики и развития экономической конъюнктуры осуществлять прогноз комплекса непротиворечащих  друг другу  счетов  основных  секторов  экономики.
Использование в моделипринципа  методологии  потока  финансовых средств автоматически предполагает прогнозированиев разрезе секторов  экономики и отслеживание движения потоков между секторами. Каждыйсектор имеет информационную базу для прогнозирования финансовых и нефинансовыхпотоков: сектор  госуправления — государственная финансовая статистика;домашние хозяйства — баланс доходов и расходов населения; банковский сектор — денежно-кредитный обзор; внешний сектор — платежный баланс; в целом поэкономике — счет национального дохода и продукта. Исключение составляет лишьсектор нефинансовых предприятий, для прогнозирования показателей которогоинформационная база отсутствует. Поэтому в рамках модели доходы и расходыданного сектора определяются как балансирующие элементы между соответствующимипоказателями национального дохода и показателями секторов государственногоуправления и домашних хозяйств.
Характернойчертой современного развития международных экономических отношений являетсятенденция к увеличению степени открытости национальных хозяйств. Участие страныв системе международного разделения труда во многом обусловлено степеньюоткрытости ее национальной экономики по отношению к внешнему миру.
Подмалой открытой экономикой понимается экономика страны, которая осуществляетвнешнеэкономические связи. В качестве макросубъекта помимо домашних хозяйств,фирм, государства выступает заграница (остальной мир). Экономическое развитиестраны определяется не только состоянием макрорынков, но и мировых рынков. Вусловиях глобализации внешняя торговля и развитие финансовых и техническихконтактов с зарубежными странами, а также связи в области образования икультуры оказывают растущее влияние на состояние национальных экономикотдельных стран. Открытая экономика представляет собой хозяйство, направлениеразвития которого определяется тенденциями, существующими в мировой экономике.
Малаяоткрытая экономика принимает такую ставку процента, какая установлена намировых финансовых рынках. Под малой открытой экономикой понимается экономика,которая представляет собой небольшую долю мирового рынка. При доступе намировые финансовые рынки подразумевается, что правительство не препятствуетмеждународному заимствованию и кредитованию.
Конец XX в. для экономики Республики Беларусь был поистине судьбоносным– распался Советский Союз, разрушилась административно-командная системапланирования и регулирования экономики, все бывшие союзные республики оказалисьв глубоком политическом и экономическом кризисе. В сжатые сроки необходимо былосоздать собственную государственность, национальную банковскую систему и ввестинациональную валюту,  сформировать систему управления экономикой, рациональносочетающую методы государственного регулирования и рыночные механизмы хозяйствования,адаптировать предприятия к условиям конкуренции на мировых рынках товаров иуслуг.
Сегодня Беларусьобладает достаточно сильной промышленной базой, квалифицированной рабочейсилой, традициями экспорта товаров, она расположена вблизи как богатых западныхрынков, так и обширных рынков Востока. Наша республика ¾ одно из экономически развитых государств СНГ. В ееэкономике доля промышленности составляет около 1/3 объеманационального продукта. Наибольшее развитие получили такие отрасли промышленностикак автомобилестроение, тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение,станкостроение и производство подшипников, электротехническая промышленность,добыча и переработка нефти, производство синтетических волокон, минеральныхудобрений, фармацевтическая промышленность, производство строительныхматериалов, легкая и пищевая промышленности. Характерной чертой национальнойиндустрии является выпуск готовой продукции, большая часть которой поставляетсяна экспорт.
Государственная политика Республики Беларусь в областивнешней торговли и осуществляемые государством практические меры позволяютхозяйствующим субъектам всех форм собственности, в том числе иностранным,работать в любой, не запрещенной законом и не наносящей ущерб экономике, сферепредпринимательской деятельности.
Главный торговыйпартнер Беларуси — Россия, товарооборот с которой в 2008 году составляет около10 миллиардов долларов (58,7 процента общего товарооборота) [15]. В структуреэкспорта на долю транспортных средств (тракторы, грузовые автомобили,велосипеды) приходится 17,9 процента; машин, оборудования, механизмов (бытовыехолодильники, телевизоры, подшипники, электронные интегральные схемы) — 13,8;химической продукции — 11,5; текстиля и изделий из него — 11,5; недрагоценных металлов— 9,2 процента. В структуре импорта 27,5 процента составляют минеральныепродукты; 15 — машины, оборудование, механизмы; 13 — продукция пищевойпромышленности; 12,5 — недрагоценные металлы; 10,4 процента — химическаяпродукция. В Беларуси зарегистрировано около 1500 совместных предприятий синостранными партнерами. Объем производства продукции совместных предприятийсоставляют более 20 миллиардов белорусских рублей; экспорт — 210 миллионовдолларов; импорт — 320 миллионов долларов. Приведенные показателисвидетельствуют о сильной ориентированности белорусского производства навнешние рынки, о том, что основными внешнеэкономическими партнерами РеспубликиБеларусь остаются страны СНГ и прежде всего Российская Федерация, с которой унас установились особые политические и экономические отношения в рамках созданияСоюза двух государств.
Республика Беларусьпроводит многовекторную внешнеэкономическую политику, направленную наукрепление роли страны в мировом сообществе, расширение и закреплениеперспективных рынков для отечественных товаров и услуг. Создана развитаядоговорно-правовая база международного  сотрудничества: Беларусь являетсяучастницей около 2700 международных договоров.  Беларусь осуществляетвнешнеторговое  сотрудничество более чем со 140 странами мира.
Характеризуя нашиотношения со странами “дальнего” зарубежья, следует отметить, что на первомместе здесь идет Германия, которая является вторым после России торговымпартнером Беларуси, опережая Украину, Польшу, Латвию, Литву, Италию и США.
Уровень экономикиРеспублики Беларусь, как и любой другой страны, характеризуютмакроэкономические показатели. Ключевыми макроэкономическими показателямиявляются валовой внутренний продукт (ВВП) и национальный доход (НД). Крометого, для анализа макроэкономической ситуации используются показатели темпаинфляции, уровня занятости, безработицы, валютный курс и др. В ежегодныйПрогноз социально-экономического развития Республики Беларусь включается 16важнейших параметров: ВВП, продукция промышленности, продукция сельского хозяйства, инвестиции в основной капитал, производство потребительских товаров, в томчисле продовольственных и непродовольственных, объём внешней торговли, в томчисле экспорт и импорт, реальные денежные доходы населения,  розничныйтоварооборот, платные услуги населению,  уровень рентабельности реализованнойпродукции промышленности, энергоёмкость валового внутреннего продукта, ввод вэксплуатацию жилья за счёт всех источников финансирования.
Основные макропоказатели рассчитываются в системе  национальных счетов (СНС), или национальногосчетоводства (СНС применяется сегодня более чем в 150 странах мира  с рыночнойэкономикой).
Валовой внутреннийпродукт (ВВП) — это один из важнейших показателей системы национальныхсчетов, который характеризует конечный результат производственной деятельностиэкономических единиц — резидентов и измеряет стоимость товаров и услугпроизведенных этими единицами для конечного использования. ВВП являетсяпоказателем произведенного продукта, который представляет собой стоимостьпроизведенных конечных товаров и услуг. Это означает, что стоимостьпромежуточных товаров и услуг, использованных в процессе производства (таких,как сырье, материалы, топливо, энергия, семена, корма, услуги грузовоготранспорта, оптовой торговли, коммерческие и финансовые услуги и т. п.), невходит в ВВП. Кроме того, ВВП — это внутренний продукт, потому что онпроизведен резидентами. К резидентам относятся все экономические единицы(предприятия и домашние хозяйства) независимо от их национальной принадлежностии гражданства, имеющие центр экономического интереса на экономическойтерритории данной страны. Это означает, что они занимаются производственной деятельностьюили проживают на экономической территории страны длительное время (не менеегода). Экономическая территория страны — территория, административноуправляемая правительством данной страны, в пределах которой лица, товары иденьги могут свободно перемещаться. И наконец, ВВП — это валовой продукт, потомучто он исчисляется посредством вычета потребления основного капитала.Потребление основного капитала представляет собой уменьшение стоимостиосновного капитала в течение отчетного периода в результате его физического иморального износа случайных повреждений, не носящих катастрофическогохарактера.
Теоретическивнутренний продукт должен определяться на чистой основе, т.е. за вычетомпотребления основного капитала. Однако для определения потребления основногокапитала в соответствии с принципами системы национальных счетов требуютсяспециальные расчеты на основе данных о восстановительной стоимости основныхфондов, сроке их службы и износе по видам основных фондов. Амортизация поданным бухгалтерского учета не подходит для этой цели. Не все страны производяттакие расчеты, а те, которые производят, используют различные методы. Такимобразом, данные о ВВП более доступны и сравнимы между странами, и поэтомупоказатель ВВП получил более широкое распространение, чем чистый внутренний продукт.
ВВП может быть исчисленследующими тремя методами:
1) как сумма валовойдобавленной стоимости (производственный метод);
2) как суммакомпонентов конечного использования (метод конечного использования);
3) как сумма первичныхдоходов (распределительный метод).
В основе расчёта ВВП производственнымспособом лежит такой показатель, как валовой выпуск. Представляет собойстоимость товаров и услуг, произведённых хозяйственными единицами – резидентами– за определённый период. Сюда относят производство промышленной и сельскохозяйственнойпродукции в стоимостном выражении, перевозку грузов, стоимостьстроительно-монтажных работ, производство других отраслей. В стоимость услугвключают услуги оптовой и розничной торговли, материально – техническогоснабжения и заготовок, услуги связи, здравоохранение, культуры науки,общественных организаций, услуги органов государственного управления, обороны,финансовых учреждений, пенсионное обеспечение, услуги различных организаций пообслуживанию предприятий и учреждений. В объём валового выпуска такжевключается некоторые категории произведённых, но реализованных благ.
При применении способа конечногоиспользования ВВП предстанет как конечное потребление материальных благ иуслуг, капиталовложения, прирост материальных оборотных средств и сальдовнешнеторговых операций. Таким образом, ВВП будет включать четыре потокарасходов:
·         Во-первых,потребительские расходы. Это расходы домашних хозяйств на предметы потреблениякраткосрочного и длительного пользования, а также расходы на услуги. Для обозначениясовокупности указанных расходов на услуги. Для обозначения совокупностиуказанных расходов применяется буква С;
·         Во-вторых,государство в лице своих органов власти выступает как потребитель, производязакупки товаров и услуг, например военной техники. Расходы государства напотребления обозначаются G.Необходимо отметит тот факт, что государственные трансфертные платежи,поскольку эта категория расходов не отражает увеличения текущего производства иявляется просто передачей части государственных доходов определённым категориямлиц.
·         В-третьих,валовые частные внутренние инвестиции (I). Они представляют собой расходы частногопредпринимательского сектора данного государства на прирост инвестиций в данномгоду (чистые инвестиции), а также инвестиционные товары, предназначенные длявозмещения потреблённых машин, оборудования, приборов и т.п., т.е. амортизацию.
·         В-четвёртых,часть товаров и услуг, произведённых в государстве, вывозится за её пределы(экспорт) и потребляется в других странах, поэтому их следует добавить. Сдругой стороны, импортные товары и услуги стоит вычесть, поскольку онипроизведены в других системах и не отражают национальное производство. Такимобразом, четвёртым компонентом является чистый экспорт, т.е. разница междуэкспортом и импортом. Исходя из изложенного выше, ВВП по способу конечного использованияравен:
ВВП = C+ I+ G+ Xn                                                                            (1.1)
В соответствии с распределительнымспособом ВВП – это общая сумма доходов всех хозяйственных единиц инаселения от всех видов экономической деятельности, а также амортизационныхотчислений. Точнее говоря, ВВП как поток доходов представлен, во-первых,доходами владельцев факторов производства (т.е. суммой заработанной платы,процента, рентных платежей и других имущественных доходов на собственность доуплаты налогов). Во-вторых, доходами государства в виде различных косвенных налогов.В-третьих, в доходах предпринимательского сектора необходимо учестьамортизационные отчисления, которые идут на покупку инвестиционных товаров.Можно учесть ВВП как сумму первичных доходов (заработанная плата, прибыль идругие доходы), перераспределённых доходов (проценты по вкладам, доходы отоблигаций, дивиденды, поступления по социальному страхованию) и амортизационныхотчислений. Формула расчёта ВВП распределительным способом:
 ВВП = W + Q + R + P + T                                                                      (1.2)
Стоимостная оценканационального продукта невозможна без учёта уровня цен. При текущей оценкенационального продукта используются рыночные цены, сложившиеся на моментоценки. Однако часто возникает необходимость сравнивать объём произведённогонационального продукта за разные промежутки времени. В этом случае нельзя применятьрыночные цены, так как они, особенно в условиях инфляции, могут существенноотличатся в начале и в конце временного интервала. Поэтому невозможно сделатьвывод, на основании чего произошёл рост национального продукта: за счётувеличения то ли объёма производства, то ли роста цен. Поэтому для проведениядостоверного макроэкономического анализа используются базовые или сопоставимые(неизменные) цены. С этой целью рассчитывают специальные индексы цен  –  дефляторывалового национального продукта. Номинальными макроэкономическими показателямиявляются показатели, измеряемые в текущих ценах, реальными – в базовых. Так, номинальныйВВП равен объёму конечного производства товаров и услуг, измеренному вценах текущего года. Реальный ВВП  –  это то же количество товаров иуслуг, измеренных в неизменных ценах базового года. Если мы разделим номинальныйВВП на реальный, то получим дефлятор валового внутреннего продукта. Онпозволяет измерить изменение среднего уровня цен по сравнению с базовым годом,т.е. величину инфляции в стране за тот или иной период. Другими словами,дефлятор ВВП характеризует относительное изменение цен в экономике, а необъёмов производства.
ДефляторВВП = (Номинальный ВВП / Реальный ВВП) × 100%       (1.3)
Из формулы становитсяочевидным, почему дефлятор ВВП отражает именно ценовые вариации – любоеизменение стоимости товаров и услуг без изменения их объёмов производствавлияет только на показатель номинального, а не реального ВВП.
Кроме валовоговнутреннего продукта в макроэкономике применяется другой показатель объёманационального дохода – валовой национальный доход (ВНД). Различия между ВВП иВНД незначительны. Они заключаются в разном подходе к их расчёту и в абсолютныхразмерах различаются в пределах 2%.
Валовой национальныйдоход (ВНД), вотличие от ВВП, отражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг,созданных не только внутри страны, но и за её пределами. ВНД рассчитывается также, как и ВВП, но отличается от него на величину, равную сальдо расчётов сзарубежными странами. Если к показателю ВВП добавить разницу междупоступлениями от первичных доходов из-за границы и первичными доходами,полученными зарубежными инвесторами в данной стране, это и есть размер ВНД.
Валовой национальныйдоход предназначен для отражения общих конечных результатов экономическойдеятельности в стране; для характеристики взаимосвязанных процессоввоспроизводственного процесса, процесса производства материальных благ, работ,услуг, распределения доходов, конечного использования национальных и привлечённыхвнешних ресурсов.
В экономической практикеиспользуется так же показатель “чистый национальный доход” (ЧНД), позволяющийизбегать многократного повторного счёта,  искажающего реальный объём ВНД. ЧНД –  это ВНД за вычетом той части созданного продукта, которая необходимадля замещения средств производства, изношенных в процессе выпуска продукции(амортизационные отчисления).
Важным макроэкономическимпоказателем является  национальный доход (НД). С точки зрениясобственников ресурсов, НД измеряет их доходы от участия в производстве затекущий период. НД определяется как сумма доходов всех владельцев факторовпроизводства, т. е. оценивается по факторной стоимости за вычетом косвенныхналогов. Как и ВНД, он может быть рассчитан по производству, распределению ииспользованию. Произведенный НД представляет собой основную часть, котораяостаётся после вычета из него амортизации, т. е. составляет сумму чистойпродукции всех предприятий и отраслей, производящих товары и услуги.
Важным показателем уровняблагосостояния и экономического развития страны служит личный располагаемыйдоход (ЛРД). Он представляет собой доходы населения (или домашних хозяйств)т. е. заработную плату, дивиденды, проценты, пособия за вычетом налогов идобавлением субсидий.
Для пересчётамакроэкономических показателей из текущих цен в неизменные, или сопоставимые,используются специальные дефляторы или индексы цен, в том числе дефляторы ВВП ииндексы потребительских цен (ИПЦ). Последние выражают относительное изменениесреднего уровня цен  широкой группы товаров за определённый период. НоминальныйВВП (в текущих ценах), делённый на ИПЦ, даёт реальный ВВП. Отношение же номинальногоВВП к реальному показывает его увеличение за счёт роста цен и называетсядефлятором ВВП. В отличие от индекса цен на товары и услуги дефлятор ВВПхарактеризует изменение оплаты труда, прибыли и потребления основного капиталав результате изменения цен, а так же чистых налогов.
Министерство статистики ианализа Республики Беларусь ведёт работы по внедрению  СНС в сотрудничестве смеждународными организациями (МВФ, Всемирный банк, Евростат), а также соСтаткомитетом СНГ.
Современнаястатистическая система Беларуси отражает ключевые явления и процессы,происходящие в экономической и социальной жизни страны, содержит информацию онаселении, его занятости, уровне жизни,  данные о национальном богатстве,национальных счетах, финансах, ценах и тарифах, инвестиционной деятельности,  оположении в основных отраслях экономики: промышленности, сельском хозяйстве,транспорте и др.
Статистическая системаБеларуси продолжает совершенствоваться как в контексте международных процессовв этой области, так и с учётом опыта  создания в стране статистической базы,адекватной углублению рыночного характера экономики и позволяющей болееэффективно  использовать косвенные регуляторы экономических процессов.Информация, которую обеспечивает система национальных счетов, является основойдля формирования и проведения в жизнь государственной стратегии, направленнойна улучшение функционирования всей экономики, включая  и рыночную экономику:без точных расчётов макроэкономическая политика базировалась бы в основном наинтуиции. Национальные счета позволяют комплексно анализироватьмакроэкономическую конъюнктуру, формулировать экономическую стратегию, вестимеждународные сопоставления, оценивать изменение национального богатства иплатёжного баланса и определять на этой основе  цели и инструментыэкономического развития страны.
Таким образом, можно говорить, что Республика Беларусь – это унитарное демократическое социальноеправовое государство, с трансформационной экономикой и множеством партнёров.Проанализировать и сделать выводы по состоянию экономики страны, можно с помощьюключевых макроэкономических показателей, таких как ВВП, ВНД и НД.[12]

2. Анализдинамики результативных показателей национальной экономики Республики Беларусь:методы оценки, тенденции
 
Для того чтобы определитьсостояние национальной экономики, необходимо получить представление ипроанализировать систему показателей, характеризующих макроуровень экономики.Более того, необходимо рассмотреть эти показатели в динамике, определивосновную тенденцию экономики в текущем периоде.
Для сравнительногоанализа экономического развития и уровня жизни различных стран, координации ихэкономической и валютной политики, принятия решений по экономическому инаучно-техническому сотрудничеству, по вопросам политического характерапроводятся международные сопоставления ВВП. Они представляют также большойпрактический интерес для международных организаций для решения проблемформирования бюджетов этих организаций, определения доли отдельных стран вфинансировании тех или иных проектов, предоставления кредитов и т.д. В рамкахООН разработана программа международных сопоставлений, охватывающая более 80стран, осуществление которой началось с 1970 г. Методологические принципы данной программы послужили базой для составления проекта международных сопоставлений врамках стран СНГ.
В основе международныхсопоставлений обычно лежит ВВП, исчисленный методом конечного использования. Онпредставляет собой стоимость конечных товаров и услуг и является,следовательно, функцией двух наборов переменных величин — цен и количества(физического объема) товаров и услуг.
По данным статистики, взятыхиз Статистического Ежегодника Республики Беларусь, можно проанализировать, какизменялся валовой внутренний продукт с 1999 по 2008 гг.
Таблица 1. Анализ динамики ВВП РеспубликиБеларусь за период
1999 – 2008 гг. (в процентах к предыдущемугоду)Годы Валовой внутренний продукт Основные средства в экономике Инвестиции в основной капитал 1 2 3 4 1999 103,4 99,8 92,0 2000 105,8 100,2 102,1 2001 104,7 99,6 96,5 2002 105,0 101,1 106,0 2003 107,0 101,8 120,8 2004 111,4 101,5 120,9 2005 109,4 102,0 120,0 2006 110,0 102,5 135,2 2007 108,6 102,1 116,2 2008 110,0 103,0 123,5
Источник: СтатистическийЕжегодник Республики Беларусь, 2009, стр. 37, 38
Проанализировав даннуютаблицу можно сделать вывод, что за последние 10 лет темпы роста ВВП  почти неменялись. В 2008 году по отношения к 1999 году ВВП увеличился  примерно на 10процентов. Так же можно ещё сказать, что по данным Министерства статистики ианализа, объем валового внутреннего продукта за январь-сентябрь 2008 годасоставил в текущих ценах 93 164,8 млрд. рублей. Реальный объем производства ВВПбыл на 10% выше, чем в январе-сентябре 2007 года (в январе-сентябре 2007 годаприрост ВВП по отношению к январю-сентябрю 2006 года составлял 8,6%). Прогнозомсоциально-экономического развития Республики Беларусь на 2008 год предусмотренрост ВВП на 8-9%. Если сравнить этот показатель (10%) нашей страны споказателем Российской Федерации, то можно сказать, что по отношению к
Российской ФедерацииРеспублика Беларусь увеличила свой темп роста ВВП.
В целом объем ВВПБеларуси, рассчитанный по ППС, в 2007 г впервые превысил психологическизначимую отметку в 100 млрд долларов и составил 110,6 млрд долларов. Об этомсвидетельствуют окончательные данные глобального доклада Всемирного банка«International Comparison Program (Final Results)», подготовленного в февраледля 146 стран мира.
Глобальное исследованиевпервые проводилось экспертами сразу трех авторитетных мировых институтов –Всемирного банка, Организации экономического сотрудничества и развития иЕвростата, а также их региональных партнеров. Принципиальное достоинствосравнительного исследования Всемирного банка состоит в его методологии: всепоказатели рассчитывались с учетом паритета покупательской способности.
Паритет покупательной способности,в отличие от конвертации курсов национальных валют, которая использовалась ваналогичных исследованиях в конце 80-х – начале 90-х годов, учитывает разницуцен в странах и позволяет точнее сравнить реальные размеры их экономик – объемырынка, структуру экономики и покупательную способность денег.
По расчетам специалистовВсемирного банка, объем среднедушевого ВВП Беларуси, рассчитанный по паритетупокупательной способности, в 2005 г составил 8,541 тысяч долларов (66-е место вмире). В то же время в текущих ценах объем ВВП страны на душу населениясоставил 3,090 тысяч долларов (70-е место). [7]
Лидером среди стран СНГявляется Россия – объем среднедушевого ВВП по паритету покупательнойспособности составил 11,861 тысяч долларов в 2005 г (51-е место). Далееследуют: Казахстан – 8,699 тыс. долл. (63-е место), Украина – 5,583 тыс. долл.(77-е место), Азербайджан – 4,648 тыс. долл. (81-е место), Армения – 3,903 тыс.долл. (89-е место), Грузия – 3,505 тыс. долл. (96-е место), Молдова – 2,362тыс. долл. (104-е место), Киргизия – 1,728 тыс. долл. (114-е место) иТаджикистан – 1,413 тыс. долл. (121-е место). [2]
По расчетам специалистовВсемирного банка, среднедушевой ВВП в Беларуси в 2005 г составлял всего 20,5 %от среднедушевого ВВП США. Для России этот показатель равняется 28,5 %.
Cогласно расчетам специалистовВсемирного банка, в 2005 г объем ВВП Беларуси, рассчитанный по паритетупокупательной способности, составил 83,5 млрд долларов (63-е место в мире), вто время как в текущих ценах объем ВВП равнялся всего 30,2 млрд долларов.
Это связано с тем, чтосредний уровень цен в Беларуси примерно в три раза меньше, чем в США (уровеньцен в Беларуси составил 36 проц от уровня цен в США). В результате по паритетупокупательной способности в 2005 г доллар США должен был бы равняться 779 бел.рублей вместо фактических 2153,8 бел руб.
Таким образом, удельныйвес Беларуси в мировой экономике, исходя из паритета покупательной способности,в 2005 г составил 0,15 %, что соответствует удельному весу численности населениястраны в общей численности населения мира – 0,16 %.
Среди стран СНГ лидеромявляется Россия – удельный вес в мировой экономике в 2005 г составил 3,09 % приудельном весе численности населения 2,34 %.     
В 2006 г ВВП Беларусивозрос сразу на 10 % (в сопоставимых ценах), в 2007 году – еще на 8,2 %, а поитогам двух лет – более чем на 19 %. В текущих ценах ВВП Беларуси в 2007 годусоставил 96,087 трлн бел. руб. (1 долл – 2146 бел. руб.  на то время), чтосоответствует 44,7 млрд долл. Далее, принимая во внимание, что в 2006-2007 гг.инфляция в США составила 6,7 %, в Беларуси 19,5 %, а курс белорусского рубля поотношению к доллару укрепился на 0,2 %, можно рассчитать, что отношениесреднего уровня цен в Беларуси к среднему уровню цен в Америке возросло с 36 %в 2005 г до 40,4 % в 2007 г. [6]
С учетом этого, обменныйкурс по паритету покупательной способности должен равняться 868,2 бел. руб.вместо фактических 2148,89 бел. руб. (средневзвешенный курс на валютном рынке в2007 г). Отсюда логично вытекает, что ВВП страны по паритету покупательнойспособности составляет примерно 110,6 млрд долл. Иными словами, в 2007 гэкономика Беларуси впервые превысила психологически значимую отметку в 100 млрддолл.
Соответственно, в расчетена душу населения объем ВВП достиг рекордных 11,416 тыс. долл. Заметим, чтоздесь Беларусь вплотную приблизилась к Казахстану (11,615 тыс. долл.), которыйзанимает второе место среди стран СНГ. Лидирует же, по-прежнему, Россия –15,694 тыс долл. [15]
Характеризуя современнуюситуацию, необходимо отметить следующее: объем валового внутреннего продукта вянваре-октябре 2009 г. составил в текущих ценах 111,9 трлн. рублей и снизилсяпо сравнению с январем-октябрем 2008 г. в сопоставимых ценах на 1%. Прогнозомна 2009 год в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 29августа 2008 г. №459 предусмотрен его рост на 10-12%. Удельный вес в ВВПдобавленной стоимости промышленности составил 25,6%, сельского хозяйства –8,4%, строительства – 11,6%, транспорта и связи – 8,5%, торговли и общественногопитания – 10,2%. [9]
Динамика производствавалового внутреннего продукта характеризуется следующими данными:
Таблица 2. Динамика производства ВВПв 2008-2009 гг.
 
В текущих ценах, млрд.руб.
В сопоставимых ценах, в % к соответствующему
периоду предыдущего  года
2008 г.
I квартал
II квартал
I полугодие
III квартал
Январь — сентябрь
Январь — октябрь
IV квартал
Январь — декабрь
2009 г.
I квартал
II квартал
I полугодие
III квартал
Январь — сентябрь
Январь — октябрь
25802,5
30149,1
55951,6
37833,0
93784,6
106495,4
35044,2
128828,8
28337,5
31845,1
60182,6
39796,0
99978,6
111901,4
111,2
110,4
110,8
111,2
110,9
110,5
107,5
110,0
101,1
99,6
100,3
98,9
99,7
99,0
Источник:Социально-экономическое положение Республики Беларусь в январе-сентябре 2009 г.:стат. доклад
Что касается общейсоциально-экономической картины Республики Беларусь за январь – сентябрь 2009года, то её можно охарактеризовать следующими данными, представленными втаблице №3.
Таблица 3. Основныесоциально-экономические показатели Республики Беларусь (за январь-сентябрь 2009 г.)/>
Январь-сентябрь
2009 г.
Январь-сентябрь
2009 г.
в % к
январю-сентябрю
2008 г.
Сентябрь 2009 г.
в % к
Справочно
январь-сентябрь
2008 г.  в % к
январю-сентябрю
2007 г.
сентябрю
2008 г.
августу
2009 г. Валовой внутренний продукт (оценка), млрд. руб. 99978,6 99,7 х х 110,9 Продукция промышленности, млрд. руб. 90615,8 95,5 96,3 100,4 113,4 Производство потребительских товаров, млрд. руб. 20924,1 99,4 99,5 111,6 113,1 продовольственных 11083,8 105,2 104,2 116,5 113,4 непродовольственных 8482,2 92,6 93,7 107,2 112,9 Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. 31043,5 114,5 103,9 121,5 123,0 в том числе строительно-монтажные работы 15151,4 124,1 127,2 145,1 121,7
Ввод в эксплуатацию жилья
за счет всех источников финансирования, тыс. кв. м
общей площади 4521,1 115,3 118,0 в 3,2р. 110,4 в том числе в сельских населенных пунктах и малых городских поселениях 1812,2 115,4 112,3 207,6 103,1 в сельских населенных пунктах 1231,0 103,4 89,1 191,0 99,6
Продукция сельского хозяйства
в хозяйствах всех категорий,
млрд. руб. 22220,6 102,4 х х 106,5
в сельскохозяйственных организациях1) х 107,1 х х 110,9 в хозяйствах населения х 94,2 х х 99,9
Производство продукции сельского хозяйства в
сельскохозяйственных организациях2), тыс. т
намолочено зерна в перво-начально оприходованном
весе (на 01.10.) 8496,3 96,6 х х 127,6 картофель (на 01.10.) 594,2 106,8 х х 89,0
овощи открытого грунта
(на 01.10.) 96,4 109,0 х х 105,7 сахарная свекла (на 01.10.) 1257,2 108,4 х х 116,7
реализация скота и птицы
на убой (в живом весе) 851,5 112,6 112,4 108,3 105,2 производство молока 4368,1 108,5 109,3 88,8 108,7 производство яиц, млн. шт. 1693,6 104,2 109,9 100,2 105,5 Перевезено грузов транспортом, млн. т 177,6 94,1 102,0 98,3 110,0
Грузооборот транспорта,
млн. ткм 38734,7 87,5 96,8 97,0 107,9
Розничный товарооборот,
млрд. руб. 40317,7 102,6 102,3 97,5 120,0
Численность безработных, зарегистрированных
в органах по труду,
занятости и социальной защите
(на конец отчетного периода), тыс. человек 42,2 106,1 106,1 94,7 85,6
в % к экономически
активному населению 0,9 Индекс потребительских цен х
107,93) 111,7 100,3
109,43) Индекс цен производителей промышленной продукции х
108,73) 110,0 100,6
115,13)
в том числе продукции производственно-
технического назначения х
110,33) 110,7 100,6
116,73)
Источник:Социально-экономическое положение Республики Беларусь в январе-сентябре 2009г.: стат. доклад.
В целом картина довольнастабильна по отношению к 2008 году, однако есть различия между ожидаемым результатоми результатом, который оказался на практике. Ниже приводится диаграмма (радар),наглядно характеризующая изменения основных показателей производства товаров иуслуг за январь-сентябрь 2008 и 2009 годов:
/>
Диаграмма 1. Измененияосновных показателей производства товаров и услуг за январь-сентябрь 2008 и2009 гг.
3. Проблемыи перспективы повышения результативности экономики Республики Беларусь
На основе ВВП рассчитываются показатели национальных счетов,широко используемые в экономической теории и статистике. Система национальных счетовсвязывает воедино важнейшие экономические показатели – объем выпуска товаров иуслуг, совокупные доходы и расходы общества. СНС представляет собой современнуюсистему сбора и обработки информации и применяется практически во всех странахдля макроэкономического анализа рыночной экономики. Она позволяет в нагляднойформе представить ВВП (ВНД) на всех стадиях его движения, т.е. производства, распределения,перераспределения и конечного использования. Ее показатели отражают структурурыночной экономики, институты и механизмы функционирования. Использование СНСнеобходимо для проведения эффективной макроэкономической политики государства,экономического прогнозирования, для международных сопоставлений национальногодохода. На рис.1 приведена краткая схема  Системы национальных счетов.
Национальное счетоводство — комплексная системапонятий, которые объясняют создание, распределение, перераспределение ииспользование валового национального продукта и национального дохода врамках экономической системы с определенной структурой и закономерностями функционирования.
 
/>
Рис.1.Показатели СНС
Модельнационального счетоводства ООН можно рассматривать как некоторую теоретическуюконцепцию, которая включает в себя: а) описание продукта и дохода нации, атакже их движение с точки зрения равенства инвестиций и сбережений; б) модельмежотраслевого баланса В.Леонтьева «затраты- выпуск»; в) анализдвижения (потоков) финансовых средств, отражающего встречное движениематериальных благ и услуг. Практической реализацией данной концепции является системанациональных счетов, т.е. конкретная статистическаясистема, базирующаяся на комплексе специальных балансов, в которых выраженыравновесные состояния совокупности операций обмена между участникамиэкономических отношений. [8, с.197]
Система национальных счетов — статистическаясистема, представляющая собой формализацию теоретической концепции национального счетоводства и состоящая из логически последовательной иинтегрированной совокупности счетов, таблиц и балансовых ведомостей, которыеотражают производство, распределение и использование валового национального продуктаи национального дохода страны.[2, с.85]Система национальных счетов является замкнутой системой, где все счета странымогут быть сведены в единую матрицу, отражающую все потоки (товаров, услуг,денег, финансовых документов) в национальном хозяйстве. Основными структурнымиэлементами системы национальных счетов являются: экономические функции — производство, потребление, накопление, посредничество в перераспределениидоходов; экономические операции — индивидуальные акты, которые совершаютхозяйственные единицы в процессе выполнения экономических функций (операции сматериальными благами и услугами, операции по распределению, финансовыеоперации и пр.); экономические агенты — субъекты экономических операций,принимающие хозяйственные решения (чистые отрасли, институциональные секторы);объекты экономических операций — товары, услуги, деньги, финансовые документы.В системе национальных счетов используется система двойной записи по методубухгалтерского учета. Метод построения системы национальных счетов заключаетсяв отражении всех экономических процессов как совокупности двустороннихопераций, совершаемых контрагентами. Национальное хозяйство представляется ввиде замкнутой модели; экономическая деятельность субъектов расписывается посчетам как потоки доходов и расходов.
Анализ эффективностифункционирования национальной экономики Республики Беларусь показывает, чторешение стоящих перед страной социально-экономических задач в значительнойстепени тормозится недостаточной отработанностью механизма макроэкономическогорегулирования хозяйственной деятельности. Во многом это обусловлено отсутствиемдолжной методологической разработки, прежде всего проблем денежно-кредитной ибюджетно-налоговой политики применительно к условиям Республики Беларусь.
Некритический перенос вбелорусскую действительность постулатов классических либеральных теорий,ориентированных на экономически рациональное поведение субъектов хозяйствованияи недооценивающих роль государства в управлении хозяйственными процессами, вопределенной степени тормозит развитие национальной экономики, в рамкахсложившихся институциональных ограничений вынуждая руководителей принимать решениябез должного научно-методологического обоснования. В результате странаиспытывает серьезный недостаток капитальных вложений, невысок уровеньконкурентоспособности белорусских товаров, чрезмерен уровень налоговой нагрузкина предприятия. Кроме того, темпы роста рублевой денежной массы опережаютпрогнозные показатели Национального банка Республики Беларусь, действиягосударственных органов управления в макроэкономической сфере часто вступают впротиворечие с интересами субъектов хозяйствования и поэтому оказываютсянедостаточно эффективными. Наличие указанных проблем создает трудности вобеспечении устойчивого экономического развития страны. Таким образом,эффективная реализация долгосрочных целей экономического развития РеспубликиБеларусь не может быть обеспечена без методологически обоснованной политикимакроэкономического регулирования, которая бы отражала специфику белорусскоймодели хозяйствования. [5]
В Основных положенияхПрограммы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010годы дана оценка достигнутого уровня социально-экономического развития впрошедшем пятилетии (2001 – 2005 годы), отражено положение Республики Беларусьв мире, определены цели, задачи и приоритеты социально-экономического развитиястраны на 2006 – 2010 годы, меры по их реализации, пути совершенствования макроэкономическихусловий, формирования эффективных экономических институтов и ожидаемыерезультаты выполнения Программы.
Беларусь  завершаетвторое пятилетие нового, XXI века. В отличие от первого пятилетия, закрепившегоположительные тенденции социально-экономического развития и выход РеспубликиБеларусь по большинству макроэкономических показателей на уровень докризисного1990 года, очередная пятилетка призвана обеспечить переход страны наинновационный путь социально-экономического развития. Этот переход предстоитосуществлять в сложнейших условиях мирового экономического развития, которыеопределяются нарастанием противоречий между обществом и природой в использованииминерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, запасы которыхограничены, а в ближайшие десятилетия важнейшие из них и вовсе будут исчерпаны,увеличением экономических, политических, культурных и других противоречий междуэкономически развитыми и развивающимися странами.
Мировые процессы будутопределяться прежде всего дальнейшей глобализацией, превращением экономикотдельных стран в элементы единого мирового хозяйства с постепенным переходом кпостиндустриальному информационному обществу, новой экономике, основанной назнаниях.
Согласно прогнозумеждународных организаций ожидается ускорение глобального экономическогоразвития: прогнозируется прирост мирового ВВП с 2,7 процента в 1986 – 2000годах до 3,7 процента в 2001 – 2015 годах. Производство ВВП на душу населения всреднем возрастет с 6,8 тыс. долларов США в 2000 году (в ценах 1995 года) попаритету покупательной способности до 10 тыс. долларов США в 2015 году, в томчисле в западноевропейских странах – с 21,5 до 31,1 тыс. долларов, в США – с 31до 43,8, в развивающихся странах – с 3,4 до 5,7, в постсоциалистических странах– с 7,8 до 15 (в России – с 7,5 до 16,2 тыс. долларов США).
Для того чтобы идти вногу с мировыми тенденциями, Беларусь должна максимально использовать своисильные стороны (потенциальные конкурентные преимущества): выгодноеэкономико-географическое и геополитическое положение; развитые системытранспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры; значительныеземельные, водные, лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых;относительно развитый научно-технический потенциал; достаточно мощнуюстроительную базу; высокий образовательный уровень населения и сложившуюсясистему подготовки квалифицированных кадров; многовекторные внешнеэкономическиесвязи.[7]
Подводя итог, хочется отметить, чтоанализ социально-экономической ситуации в стране показывает, что, несмотря наскладывающиеся положительные тенденции, на работу экономики продолжаетоказывать влияние ряд нерешенных проблем. Основными из них являются:
1)        наличиеорганизаций реального сектора экономики, имеющих неудовлетворительныерезультаты финансово-хозяйственной деятельности;
2)        относительновысокая материало- и энергоемкость производства, зависимость его от конъюнктурыцен на импортируемые топливно-энергетические и сырьевые ресурсы;
3)        слабаяинновационная активность;
4)        дифференциацияоплаты труда по комплексам, отраслям и сферам экономики;
5)        недостаточновысокий уровень пенсий, стипендий и других социальных выплат.
Учитывая, что в реальном секторе экономикив основном исчерпаны возможности наращивания производства за счет экстенсивныхфакторов, в будущем необходимо обеспечить модернизацию экономики путемвнедрения современных ресурсо- и энергосберегающих технологий, максимального использованияинтеллектуального ресурса страны на основе всестороннего гармоничного развитиячеловека.
Для улучшения социально-экономическойситуации в Республике Беларусь необходимо обеспечить:
1)        рост реальныхденежных доходов населения, в том числе заработной платы, пенсий, стипендий,пособий и других социальных выплат;
2)        работу органовгосударственного управления в интересах человека с целью удовлетворения егопотребностей;
3)        благоприятныеусловия для интеллектуального, творческого, трудового, профессионального  ифизического совершенствования человека;
4)        опережающееразвитие сферы услуг, и прежде всего образования, здравоохранения, культуры –основы совершенствования человеческого капитала;
5)        внедрениеповышенной системы социальных стандартов во всех сферах жизни общества;
6)        осуществление мерпо улучшению демографической ситуации в стране;
7)        повышениеэффективности агропромышленного комплекса, дальнейшее развитие социальнойинфраструктуры села;
8)        инновационнуюнаправленность развития экономики, более действенный механизм стимулированияразработки и реализации эффективных инвестиционных проектов и на этой основеповышения уровня конкурентоспособности экономики, включая структурнуюперестройку, технико-технологическое перевооружение и реструктуризациюпроизводств;
9)        расширениевзаимовыгодных экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья,прежде всего с Россией, другими странами СНГ, а также ЕС;
10)     национальнуюбезопасность страны.
Для реализации поставленных задачглавные усилия потребуется сконцентрировать на следующих приоритетныхнаправлениях:
1)        всестороннеегармоничное развитие человека, формирование эффективной системы здравоохранения;
2)        инновационноеразвитие национальной экономики, энерго- и ресурсосбережение;
3)        наращиваниеэкспортного потенциала страны;
4)        развитиеагропромышленного комплекса и сопряженных отраслей, социальной сферы села;
5)        развитие малых исредних городов;
6)        жилищноестроительство.
            Основные показатели внешней торговли (миллионов долларов США)
2003
2004
2005
2006
2007
2008
Объем внешней торговли
Республики Беларусь
21504
30265
32687
42085
52968
71952
экспорт товаров
9946
13774
15979
19734
24275
32571
импорт товаров
11558
16491
16708
22351
28693
39381
сальдо
-1612
-2717
-729
-2617
-4418
-6810
со странами СНГ
13484
19201
18202
23121
30237
40317
экспорт товаров
5435
7318
7060
8609
11221
14360
импорт товаров
8049
11883
11142
14512
19016
25957
сальдо
-2614
-4565
-4082
-5903
-7795
-11597
со странами вне СНГ
8020
11064
14485
18964
22731
31635
экспорт товаров
4511
6456
8919
11125
13054
18211
импорт товаров
3509
4608
5566
7839
9677
13424
сальдо
1002
1848
3353
3286
3377
4787
Источник: официальный интернет-порталПрезидента РБ
Заключение
По окончании рассмотренияосновных макроэкономических показателей экономики можно сказать, что ониявляются отображением экономической ситуации в стране. Ключевымимакроэкономическими показателями являются валовой внутренний продукт (ВВП) инациональный доход (НД). Кроме того, для анализа макроэкономической ситуациииспользуются показатели темпа инфляции, уровня занятости, безработицы, валютныйкурс пи др. В ежегодный Прогноз социально-экономического развития РеспубликиБеларусь включается 16 важнейших параметров: ВВП, продукция промышленности,продукция сельского хозяйства,  инвестиции в основной капитал, производствопотребительских товаров, в том числе продовольственных и непродовольственных,объём внешней торговли, в том числе экспорт и импорт, реальные денежные доходынаселения,  розничный товарооборот, платные услуги населению,  уровеньрентабельности реализованной продукции промышленности, энергоёмкость валовоговнутреннего продукта, ввод в эксплуатацию жилья за счёт всех источниковфинансирования.
Основныемакропоказатели  рассчитываются в системе  национальных счетов (СНС), илинационального счетоводства (СНС применяется сегодня более чем в 150 странахмира  с рыночной экономикой).
Во всехстранах макроэкономическим показателям уделяется большое внимание, так кактолько на их основе можно делать выводы о благосостоянии страны в целом.  Исходяиз макропоказателей необходимо строить новую экономическую стратегию, решатьсложившиеся проблемы и т.д.
Данная тема курсовойимеет большую актуальность, т.к. перед Республикой Беларусь в настоящее времястала необходимость в увеличении темпов экономического роста в связи сотсталостью национальной экономики. Поиск путей его достижения является однимиз приоритетных проблем для страны. Именно детальное изучениемакроэкономических показателей  — выход из ситуации.
Из анализа динамики результативныхпоказателей, проведенного во 2 главе видно, что на сегодняшний день нашегосударство стало на путь стабильного развития, пусть и не слишком быстрого,следовательно, Беларусь постепенно преодолевает намеченные цели и выполняетнекоторые из поставленных перед ней задач.
 «Общими усилиямибелорусского народа без потрясений и социальных неурядиц за относительнонебольшой период времени построено полноценное независимое государство —Республика Беларусь, которое уважают и с которым считаются в мире. У нас нетантагонистических противоречий в государственной, экономической и духовнойжизни. А это, в свою очередь, создает необходимую основу для дальнейшего иуверенного движения вперед.
Что бы ни говорилискептики и оппоненты, наши достижения — результат собственного пути развития,основанного на принципах эффективного государственного регулирования экономикии осуществления сильной социальной политики.
Поэтому концептуальнаязадача современного этапа — добиться того, чтобы процессы интенсивного социально–экономическогоразвития стали необратимыми, приобрели характер устойчивой тенденции.
Нельзя забывать, что вскором времени нам придется держать отчет перед белорусским народом завыполнение задач, поставленных на третьем Всебелорусском народном собрании иутвержденных в Программе социально–экономического развития страны на 2006 —2010 годы.
Трудный период, которыйсегодня переживает мировая экономика и отчасти Беларусь, не закончится водночасье. Всем нам предстоит много и напряженно работать. В едином строю. Радисохранения и развития своей страны, способной обеспечить гражданам условия длябезопасной, стабильной и счастливой жизни. Это стоит того, чтобы потерпеть! Государствосо своей стороны приложит максимальные усилия, чтобы мы достойно пережили всеиспытания и вышли из них еще более сильными и сплоченными, чем раньше.»Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко.[7]
 

Списоклитературы
 
1.        Базылев, Н.И.,Базылева, М.Н. Экономическая теория: учебник для студентов экономическихспециальностей высших учебных заведений. – Мн.: Книжный Дом, 2004. – 608 с.
2.    Казак Ю. «Финансы иКредит», М.,1997,214с.
3.        МакконнеллК.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Учебник. Пер. с англ. — М.: Инфра-М, 1999, 486 с.
4.        Макроэкономика:Учебное пособие/ Т.С. Алексеенко, Н.Ю. Дмитриева, Л.П. Зенькова и др.; Под ред.Л.П. Зеньковой. – Мн.: Новое знание, 2002. – 244 с. – (Экономическоеобразование).
5.        Монография:Проблемы макроэкономического регулирования / А.И. Лученок, О.Л. Шулейко, О.И.Румянцева, М.В. Маркусенко и др. /Мн.: Право и экономика. 2005. Электроннаяверсия. – 178 с.
6.    Национальный статистический комитетРеспублики Беларусь– www.belstat.gov.by.
7.        Официальныйинтернет-портал Президента Республики Беларусь www.president.gov.by
8.    Романовский  М.В. Бюджет,  налогообложение  и  проблемы  создания финансового рынка./ Л.1996,39с.
9.        Социально-экономическоеположение Республики Беларусь в январе-сентябре 2009 г.: стат. доклад. //Мин-во статистики и анализа Республики Беларусь: www.belstat.gov.by.
10.     СтатистическийЕжегодник Республики Беларусь, 2009
11.     ЧубрикА. 10 лет роста ВВП/ Мн.: Право и экономика. 2005. Электронная версия – 21 с.
12.     Шимов В.Н.Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы.Направления развития. Механизмы управления. – Мн.: БГЭУ, 2005 г. – 844 с.
13.     Экономическаятеория. Учебник. / Под ред. В.Д. Камаева. — М.: ВЛАДОС, 1999. — Гл. 12-13, с.265-272, 282-286.
14.  Экономическая теория.Учебник. / Под ред. И.П. Николаевой. — М.: Проспект, 1999. — Гл. 11, c.176-189, гл.13, с. 209-223.
15.  www.prime-tass.by.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Основные направления внешней политики конца XIX начала XX вв.
Реферат Визитная карточка как вид документа
Реферат О военной службе в РФ
Реферат Николай Гумилев: судьба, биография, творчество
Реферат Б.Л. Пастернак "Доктор Живаго"
Реферат The Kyoto Protocol Essay Research Paper While
Реферат 1. Вбивство, тобто умисне протиправне заподіяння смерті іншій лю­дині, карається позбавленням волі на строк від семи до п'ятнадцяти років
Реферат Анализ внешней внутренней среды организации
Реферат Анализ работы подстанции "Южная" с исследованием надежности электроснабжения
Реферат Статистико-экономический анализ демографической ситуации в Калужской области на примере Боровского района
Реферат Квалификация подделки и использования подложных документов
Реферат Просторечные, разговорные слова и жаргорнизмы на материале статей газеты Известия
Реферат Питання деонтології в діяльності нотаріальних органів
Реферат К вопросу о политической программе Екатерины II В 1762-1768 гг.
Реферат A Compare And Contrast The Main Strengths