Реферат по предмету "Биология и химия"


Разум в живой природе

Э. Г. Гаузер
Предисловие автора
Первоначальноэта работа была написана в качестве реферата по философии во время моей учебы васпирантуре (т.е. в 1990г.). Несмотря на то, что я в разное время прочитал всеуказанные в списке книги, я не стал делать классический учебный реферат(сборник из цитат разных авторов), а под видом реферата описал свои собственныевзгляды на указанную проблему, основанные как на этих и других книгах, так и насобственном опыте, рассуждениях, анализе и т.п.
Запрошедшее время я, конечно, прочитал еще разные книги (одна из них внесена всписок литературы), кое-что еще обдумал, но в целом свое мнение не изменил.Данный вариант представляет собой тот реферат, но переработанный, дополненный инесколько скорректированный как с литературной точки зрения, так и с научной.
Всвое время этот реферат был написал «на одном дыхании», но, конечно,я не считаю его образцом ни с литературной, ни с любой другой точки зрения ипрошу отнестись к этой работе серьезно, но не предъявлять к ней очень жесткиетребования, не с этой целью она написана.
Разумеется,мне было бы очень интересно узнать мнение и тех, кто согласен со мной, иособенно тех, кто не согласен, только прошу последних приводить научныеаргументы, а не просто ругаться и ссылаться на авторитеты (в т.ч. и свойсобственный).
Итак,если будете читать, — не торопитесь, работа большая, но «воды» тутнет.
Введение
Однимиз основных понятий теории познания является отражение. «Отражение — всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении особенностей объектаили процесса». [9, с.961]. Отражение в различных формах присуще всем телами объектами. Отражение подразделяется на физическое, химическое, биологическое,психологическое т.д. Например, алмаз оставляет след на стекле и этот процессможно назвать отражением. Отражение бывает и в живой природе, в виде ощущения,восприятия, раздражения и т.п. Высшая форма психического отражения — мышление.Принципиальная разница между отражением в живой и неживой природе состоит втом, что только в живой природе результат отражения используется объектом длясамоприспособления, самосохранения и т.п. Понятие отражения входит и вобщественную жизнь. Данная работа посвящена отражению в живой природе, поискуразума, мышления, сознания.
Жизньна Земле возникла около 3-4 миллиардов лет назад. Точная дата не установлена,все время находят остатки ранней жизни, срок отодвигается назад. Человекпоявился поздно, дата его появления тоже точно не установлена, колеблется, помнению разных ученых, от нескольких сот тысяч до нескольких десятков миллионовлет назад. Так или иначе, появившись и осознав свой разум, человек увидел, чтоего окружает богатейший мир живого. Сразу появился вопрос: что движет животными,есть ли у них разум? Этот вопрос сопровождает человечество все время егосуществования. За его историю взгляды на этот вопрос неоднократно менялись,боролись идеалистический и материалистический подход к нему, ставились опыты иделались теоретические заключения.
Вопросэтот актуален и сейчас. Он имеет не только научное или практическое значение,но и философское. Человека всегда интересовало, одинок ли он в мире, есть лиеще кто-то где-то, кто имеет разум и способен на сознательные поступки. Все этивопросы связаны и с тем, что именно называть разумом, какой процесс можноназвать мышлением, что является критерием этого?
Актуальностьэтого вопроса имеет три аспекта: научный, практический и философский. Почему?
Чтокасается научной актуальности, то здесь все просто: есть проблема, ее надоисследовать. Человеку свойственно любопытство, любознательность, он хочетузнать больше, чем знает в данный момент. Кроме того, решение какой-то проблемывсегда расширяет возможности науки, ставит новые вопросы и снова движет наукувперед.
Практическаяактуальность. Допустим, удастся доказать разумность какого-то вида животных,удастся найти общий язык, т.е. общаться. Это открывает огромные перспективы.Если речь идет о дельфинах, то они могут оказать неоценимую помощь в делеспасения тонущих кораблей, поиске пропавших без вести людей, поиске на морскомдне или в толще воды объектов, полезных ископаемых, обнаружении разрывовподводных кабелей и во многих других случаях. Кроме того, разумность означаетналичие определенного набора знаний. Дельфины появились раньше человека, у нихдругая среда обитания и другой образ жизни. Трудно даже представить, сколькоинтересного и полезного могут они рассказать человеку. То же самое можносказать и о собаках, обезьянах, слонах… Разум человека может творить чудеса,а, объединившись с другим разумом, может сделать еще больше. И не приходитсясомневаться в том, что ни одно разумное животное (кроме человека) не допуститборьбы с природой, ее загрязнения, отравления и уничтожения.
Третийаспект — философский. Что такое разум, мышление, психика? Одинок ли человек,обладающий этими качествами? Как и почему появился разум, зачем он природе?Случайно ли его появление на Земле или он распространен во Вселенной? Может лион быть другим, или разум, присущий человеку, универсален? Разумное существодолжно общаться с себе подобными. Существуют ли другие способы общения, кромеречи и мимики? Может ли разум воздействовать на что-то или взаимодействовать счем-то без видимой линии связи или может только непосредственно, с помощьючего-либо? Существует ли мировой разум, и есть ли душа у живого существа?
Всеэти вопросы связаны друг с другом, их много и они очень важны. Не ответив наних, трудно, почти невозможно (или не почти?) ответить на вопрос, которыйставит перед собой каждый из нас: кто я, зачем я, откуда я и куда?
«Приходнаш и уход загадочны, их цели
Всемудрецы Земли осмыслить не сумели.
Гдекруга этого начало, где конец,
Откудамы пришли, куда уйдем отселе?»
— спрашивает Омар Хайям. А вдруг ответ на этот вопрос знают дельфины? Собаки?..Знают, но не могут нам сказать, поскольку мы их не понимаем, не признаем ихразум и не пытаемся с ними заговорить. Кто знает? И потому очень важно искатьобщий язык, понять, есть ли еще разум в мире.
Итак,с актуальностью все ясно. Что же сделано уже в разрешении данного вопроса?
Вдревности человек обожествлял окружающую природу, оживлял ее, т.е. емупредставлялось живым все, что его окружало. Имея разум, человек считал, что егоимеют все, и поэтому был уверен в разумности животных.
Потомпоявились религии. Те, которые зародились на Ближнем Востоке и имеют общиекорни (и вообще много общего), а именно, иудаизм, христианство и ислам,объявили своим последователям, что разум есть только у человека, созданногоБогом по его образу и подобию. Все остальные «божьи твари» — неразумны.
ВXX веке на значительной части суши стала господствовать т.н.«материалистическая» наука. Эта наука отрицала наличие бога в любомсмысле этого слова и отрицала все религиозные постулаты и подходы. Однако, идеяоб уникальности человеческого разума новой науке понравилась. Мировуюизвестность имеет русский ученый И.П.Павлов, живший в начале XX века, онполностью отрицал наличие разумного поведения у животных, считал, что вся их жизньсвязана с условными и безусловными рефлексами. В последние десятилетия наукапродвинулась далеко вперед и учение И.П.Павлова приходится уточнять.
Большуюработу в данной области ведут крупнейшие зоопарки мира, заповедники инациональные парки. Важная роль отводится изучению поведения животных вестественных условиях или близких к естественным, хотя определенные результатыможно получить и в лаборатории.
Приизучении этого вопроса необходимо учитывать, что среда обитания у животных ичеловека различна, животные находятся гораздо ближе к естественным, природнымусловиям, чем человек, который фактически создал себе искусственную, далекую отприроды среду. Животные и их разум (если он есть) гораздо лучше приспособлены кжизни в природе и гораздо хуже к жизни в человеческих условиях, чем самчеловек. Такое различие обязательно должно отразиться на процессе мышления уживотных, их сознании и поведении. Зачастую человек пытается просто перенестина животных свою логику, свою модель поведения в различных ситуациях, свойуровень развития, привычки и саму обстановку.
Говоряо разумности, необходимо дать какие-то критерии этого понятия, т.е. какимикачествами должен обладать разум и его носитель. Обобщив современныепредставления об этом вопросе, можно сказать, что разум должен обладатьследующими качествами:
1)наличием языка, т.е. способа кодирования информации и умения ее расшифровывать,передатчика и приемника этой информации;
2)осознанием своего «я», т.е. умением отличать себя самого от другихподобных разумов, сохранить и защитить свой суверенитет;
3)внутренней потребностью общаться с себе подобными, т.е. поддерживать обменинформацией между носителями разума;
4)наличием абстрактного мышления, т.е. способностью оперировать отвлеченнымипонятиями и отклоняться от прямой логики в случае необходимости;
5)(активным изменением среды обитания).
Последнийпункт взят в скобки, т.к. разум не обязан менять среду, да и не всегда можетэто сделать. Но наличие резкого изменения среды может быть признаком разума. Чтокасается логического мышления, то оно не требует наличия разума как такового иможет быть представлено просто системой жестких связей, передающихся понаследству. Во всяком случае, логикой обладают примитивные организмы и дажесозданные человеком машины, которые не могут быть отнесены к разумнымсуществам.
Приизучении организмов, претендующих на разумность, экспериментально сравнительнолегко обнаружить наличие языка (п.1), хотя его расшифровка бывает крайнетрудоемкой и не всегда приводит к успеху. Так же сравнительно легко проверитьп.3 (высокоразвитые животные, отделенные от себе подобных на длительное время,заболевают и могут даже погибнуть). Можно обнаружить экспериментально и наличиеабстрактного мышления, образного, да и логического тоже (п.4). В работеисследователя самым трудным оказывается п.2., т.е. обнаружить у животного«самосознание» очень и очень сложно. Дав животному имя и приучив егок этому имени, можно искусственно выделять его и отделять от собратьев, но этоне дает ответа на вопрос, поскольку не ясно, как же такое разделение происходитв природе. Несомненно, что у всех животных, живущих стаями, семьями и томуподобными группами, также есть какие-то внутригрупповые имена или нечтоподобное. Но это опять-таки не означает наличия самосознания у данногоорганизма. Поэтому этот пункт остается самым малоисследованным, самым сложным,самым «неустойчивым».
Впоследние годы религия снова стала влиять на умы людей, но мы не будем в даннойработе рассматривать религиозный подход к проблеме. Почему?
Делов том, что вполне признавая наличие Бога, вовсе не обязательно признавать то,что говорят люди от его имени. К сожалению, до сих пор процесс познанияразделяется на «традиционный» (иными словами«материалистический») и «нетрадиционный» (фактически«религиозный»). Это неверно, поскольку мир, каков бы он ни был, един,и попытка разделить познание на два непримиримых пути, никак не может привестик истине. Кроме того, идеалистический путь познания, к сожалению, оперирует восновном не фактами из окружающего мира, а ссылками на древние книги, мифы,экстрасенсорные источники и т.п. Вполне возможно, что все они — правда, нопоскольку доказательств нет, а сами эти мифы не всегда логичны и частопротиворечивы, обсуждение их будет вынесено за рамки данной работы.
Итак,есть ли разум у животных? Дальше мы попробуем ответить на этот вопрос, учитываяпоследние достижения науки, но не принимая их за абсолютную истину, а вносятуда и свое мнение, которое, конечно, также абсолютной истиной не является.
Глава 1. Основные этапы развития психики животных
Развитиеживотного мира шло постепенно. Конечно, не приходится говорить о разуме упростейших — бактерий, инфузорий и т.п. Кишечнополостные, черви — их поведениетакже очень просто и не требует гипотезы о разумности. Членистоногие — насекомые, пауки, ракообразные. Здесь уже поведение гораздо сложнее иразнообразнее, особенно у насекомых.
Известно,что среди насекомых есть виды, живущие большими поселениями, семьями. Например,муравьи, пчелы. Если найти большой муравейник в лесу, долго сидеть рядом инаблюдать, то возникает мысль о сознательном поведении муравьев. Каждый живойорганизм имеет наследственный набор как внешних признаков, так и простейшихвидов поведения. Это инстинкт, который есть у всех, и у человека тоже. Но когдасмотришь на муравьев, трудно убедить себя, что их поведение объясняется толькослепым врожденным инстинктом. Установлено, что у сообщества муравьев есть свойязык. Язык этот химический, слова его — специальные химические вещества — феромоны. Муравьи выделяют в каждой ситуация свой феромон, а другие, обследовавусиками эту метку, понимают, что хотел сказать им тот муравей. Феромоны бываютполовые, смерти, опасности, сигналы о пище, «иди за мной» и т. д.Наблюдая, как согласованно действуют муравьи, как слажены и рациональны ихдействия, сознаешь, что они просто разговаривают друг с другом не звуком, какмы, а химическими соединениями. И, разговаривая, сообщают друг другу всюнеобходимую информацию. Итак, они разумны?
Увы,нет. Разум только тогда разум, когда может рассуждать (в том числе иабстрактно), сопоставлять факты и делать выводы. Муравьи на это не способны,что очень легко доказать. Ученые давно сделали такой опыт: капнули на живогомуравья феромон смерти. И… остальные муравьи поволокли его хоронить. Он,конечно, отбивался, «дрался н кусался», но раз от него пахнет смертью- его надо хоронить. После похорон муравей вставал, отряхивался и полз обратнов муравейник. Его снова тащили хоронить. И так до тех пор, пока не улетучилсязапах феромона смерти. Тогда его оставили в покое. Тут налицо явноинстинктивное поведение и о разуме речи нет. Очевидно, что и остальные ихчудеса тоже подчинены инстинктам.
Некоторыесовременные ученые выдвинули идею т.н. «коллективного разума», т.е.они говорят о разумности не отдельного, например, муравья, а всего муравейникакак единого организма, т.е. большое количество маленьких разумов переходиткачественно в один большой. Кстати, это согласуется с некоторыми«нетрадиционными» представлениями о том, что «коллективный дух уживотных управляет многими физическими телами сразу». К сожалению, дажеесли верна идея об объединении разумов (что вполне возможно, в т.ч. и длячеловека), в случае муравьев полученный коллективный объект никак не тянет название Разума…
Судяпо всему, коллективное поведение пчел также объясняется не разумом, аинстинктом. Итак, насекомые в кандидаты на разумные существа пока не прошли.
Естьеще довольно низко стоящий тип животных — моллюски. Конечно, у устриц разуманет. Но вот осьминоги… Вроде бы они не совершает никаких сверхъестественныхпоступков, не пытаются вступить в контакт с человеком. Но, говорят, у них вглазах есть какая-то мысль… или чувства, а это взаимосвязано. Они не общаютсяс человеком, выпускают чернила и уходят. Но почему-то те, кто нырял в воду ивидел их вблизи, говорят, что не так просты осьминоги, как кажется. Надоисследовать, надо искать общения с ними. А вдруг?
Земноводные,пресмыкающиеся… Есть ли у них признаки Разума? Лягушки, змеи, крокодилы ичерепахи, ящерицы. Нет, нет у них мысли в глазах, они охотятся, едят,размножаются, охраняют потомство. Ничего более. Они не кажутся нам разумными,во всяком случае, в том смысле, как хотелось бы, хотя они поддаются обучению.
Чтокасается рыб, то и тут сомнений не возникает. В их глазах полная пустота ибезразличие, они абсолютно ничем не выдают наличия хоть слабого разума,сознания или признаков мышления. Ни окунь, ни треска, ни сельдь, ни даже акула,грозная и коварная. Их поведение просто до примитивности, не сложнее, чем учервей, например.
Рассмотримдва высших класса животных — птиц и млекопитающих. От всех остальных ониотличаются тем, что теплокровны, т.е. их организм поддерживает свою температуруна постоянном уровне, независимо от внешних условий. Для жизни это создаетбольшие преимущества, позволяя всегда быть готовым к движению, позволяя вестикруглый год активный образ жизни, оперативно реагировать на изменение внешнихусловий. Но есть ли у них разум?
Хорошоизвестна способность некоторых птиц разговаривать. Попугаи, вороны, скворцы,галки — общаясь с человеком, если он их тем более учит, начинают говорить,произнося не только отдельные слова, но и целые предложения. Очень часто этифразы произносятся птицей вовремя, к месту.
Споро том, сознательно или случайно, невпопад, произносятся эти фразы, не утихаетпо сей день. «И пусть не возражают, что попугай не понимает того, чтоговорит… В пределах своего круга представлений он может научиться также ипонимать то, что он говорит. Научите попугая бранным словам так, чтобы онполучил представление о их значении, попробуйте его затем дразнить, и вы скорооткроете, что он умеет так же правильно применять свои бранные слова, какберлинская торговка зеленью» [1, с.8]. Сейчас не модно цитировать Энгельса,да и не был он орнитологом. Тем не менее, некоторый опыт как мой, так и моихблизких (мой дед был известным биологом и ветеринаром), подтверждает оченьчастые совпадения смысла фраз, сказанных попугаями, и окружающей обстановки.
Вообщеу птиц, как и у большинства животных, есть свой язык, на котором они общаютсямежду собой. В языке этом есть не только видовые различия, но и индивидуальные,т.е. птицы одного вида, живущие на разных континентах, могут не понимать другдруга. Наверное, все же и у попугаев, и у ворон, например, нельзя исключатьналичие, пусть и примитивного по сравнению с нашим, но все же разума.
Уптиц есть еще одна интересная особенность. У всех нижестоящих животных процессразмножения происходит либо одной маткой и множеством самцов, образующих семью(у пчел, муравьев), либо случайным выбором друг друга самцом я самкой, при этомможет быть драка между самцами. Но все это на один сезон, через год всеначинается сначала уже с другими партнерами. У некоторых видов птиц этанеразборчивость отсутствует. Они образуют постоянные брачные пары, зачастую навсю жизнь, причем гибель одного из супругов может вызвать гибель другого, илиего дальнейшее одиночество, новой семьи он не заведет. Классический пример — лебеди. Чем это можно объяснить и что это значит?
Подробнорассматривать здесь тему любви невозможно, но вкратце придется. Длябиологического размножения и получения хорошего потомства необходимасовместимость, необходимо благоприятное сочетание признаков у обоих супругов.Природа придумала половое размножение для того, чтобы разнообразитьпоявляющееся потомство, чтобы был материал для естественного отбора. В принципеприрода заинтересована в том, чтобы самцы были «дон-жуанами», а самкибыли «легкого поведения», поскольку перекрестное спаривание разныхсамцов и самок между собой приводит к появлению очень разного потомства, ссовершенно разными признаками, что дает богатейший материал для отбора. Природене выгодно образование жестких постоянных семей. То, что такие семьи образуютсяу людей, объясняют любовью, т.е. влечением не только половым, физическим, но ипсихологическим, интеллектуальным, чувственным и т.п. Все это проявлениеразума, который позволяет человеку идти против природы, против ее интересов (ксожалению, довольно часто, и не всегда полезно).
Ачто заставляет птиц идти против природы, против инстинкта? Остаетсяпредположить, что им необходимо не только половое общение, но и какое-тодругое: интеллектуальное, духовное? А раз есть такое общение, значит, естьразум, нуждающийся в общении с себе подобными?
Такаягипотеза вполне имеет право на жизнь, и то, что лебеди вроде бы не общаются счеловеком, еще ни о чем не говорит. Разум тоже имеет свой уровень, возможновполне, что уровни у людей и птиц разные, либо разные сферы интересов, тогда импросто с нами неинтересно и в нас они не нуждаются, да и считают ли насразумными?..
Самыйвысокоразвитый класс на планете — млекопитающие. Они стоят выше птиц, у нихбольше объем мозга. Если у них есть разум, то он выше, чем у птиц, и можетприближаться к человеческому, так как и человек принадлежит к этому классу.Среди млекопитающих претендентами на разумность являются представителисобачьих, кошачьих, приматов (обезьян), дельфины, слоны, крысы. Почему именноони?
Начнемс волков. Известно их коллективное поведение, известно, что на охоте волкииспользуют хитроумные засады, ловушки, переговариваясь друг с другом,корректируют свои действия в зависимости от ситуации. Известно много случаев,когда раненые или больные волки приходили к жилью человека и просили о помощи(несмотря на то, что человек истребляет волков). Идут к своему врагу, надеясьна помощь? То есть понимают, что человек может ее оказать, хотя этот волкникогда раньше ничего подобного от человека не видел. Значит, либо такаяинформация без потерь и искажений передается по волчьему миру, либо волкипросто знают о разумности и могуществе человека, о его возможностях. Знают илидогадываются. Но идут к человеку сознательно, против инстинкта самосохранения,ведь человек — враг, истребляющий волков и мешающий вообще им жить? Разве этоне признак какого-то разума?
Аближайшие родственники волков — собаки? Именно они сопровождают человечество вего жизни, помогая ловить преступников и спасать раненых, искать наркотики ипасти стада, водить слепых и доставать дичь на охоте. Даже поговорка есть:«Собака — друг человека». Но ведь в дружбе необходимо равноправие,значит собака хоть в чем-то равна человеку? Как и люди, собаки бывают умные иглупые, сообразительные и не очень. Считается, что когда собаку обучаютразличным командам, даже сложным, то она реагирует на интонацию голоса,выучивает ее и затем выполняет эту команду. Однако это неверно. Собака понимаетименно сами слова. Конечно, ее надо научить, причем разные собаки способнывыучить разное число команд и разные по сложности. Собаки отличают друг отдруга не только разные слова, произнесенные с одинаковой интонацией, но дажеочень близкие по звучанию слова. Мало того, собаки (хотя и не все, но это ещеинтереснее) часто реагируют на слова, сказанные не явно им, а просто в ихприсутствии в расчете на то, что собака не понимает. Еще как понимает! Собакаможет даже перехитрить человека, попытаться его обмануть, часто успешно. Собакавсегда знает, что сделала что-то плохое и в этом случае старается как-то задобритьчеловека, причем даже до того, как человек узнал о ее поступке. Тесное имноголетнее общение с собаками позволяет сделать вывод о том, что по крайнеймере часть признаков разума они имеют, причем довольно высокоразвитого. Ксожалению, здесь невозможно описать все достойные того случаи из моей практики,но сомнений в разумности собак, я думаю, нет ни у кого из тех, кто их имеет.Еще одним подтверждением разумности является и то, что разные собаки даже однойпороды имеют явные черты индивидуальности, в характере, поведении и т.п. (что,кстати, не позволяет говорить об одном духе, который управляет многими теламисобак).
Скошками и их родственниками дело обстоит сложнее. Кошки плохо обучаются (хотяпример известного всем Куклачева говорит обратное), они не привязываются кчеловеку (за редкими исключениями), судя по всему, понятия дружбы, взаимопомощис человеком для них отсутствует. Точнее, это очень редкое явление и не стольвыраженное, как у собак. Судя по всему, их уровень ниже собачьего, но точно сказатьнельзя.
Интереснымживым объектом являются крысы. Они относятся к грызунам, отряду, непретендующему на наличие большого интеллекта. Тем не менее крысы выделяютсяуровнем своего развития среди остальных грызунов. Крысы очень легкоприручаются, очень легко обучаются, причем довольно сложным действиям. Крысыразличают образы и быстро ориентируются в незнакомых условиях. Очень интересноколлективное поведение крыс. Если стая крыс находит незнакомый, но вроде бысъедобный объект, то на дегустацию посылается самая больная или старая крыса.Если она остается живой и невредимой, то вся стая набрасывается на еду, если жеона погибает, то крысы не притрагиваются к еде, запоминают ее запах и никогдабольше не подойдут к пище, имеющей этот запах. Известна огромная жизненная силакрыс, они выживают в условиях, когда погибают все другие животные. Все этопозволяет сказать, что разумом в какой-то степени крысы обладают.
Высшийотряд млекопитающих — приматы. Помимо обезьян, к этому отряду относится ичеловек, как самая умная и совершенная обезьяна. Кажется, что обезьяны должныстоять выше всех остальных животных. На самом деле отряд этот оченьразнообразен, включает примитивных ленивцев и высокоразвитых шимпанзе. Такиеобезьяны, как шимпанзе, горилла — относятся к человекообразным, т.е. онинаиболее близки к человеку, наиболее развиты. Обезьяны похожи на человека нетолько внешне. Например, поведение обезьян, их ужимки и кривляние оченьнапоминают поведение детей. Обезьяны в принципе агрессивны и имеют довольно тяжелыйи неприятный характер, но они легко обучаются, причем довольно сложнымдействиям. Если обезьяну поставить в трудное положение, то, скорее всего, онанайдет выход. Классический опыт — подвешивают банан к потолку, а на полу стоитобезьяна. В конце концов обезьяна возьмет палку и собьет банан, либо поставитдруг на друга какие-либо предметы, залезет на эту пирамиду и тоже получит свойбанан. В общем-то не возникает сомнений, что у человека и обезьяны есть общиекорни, предки. Во всяком случае, родство есть точно.
Уобезьян есть свой язык, они активно общаются между собой и они в принципе оченьчувствительны к ущемлению своего суверенитета. Обезьяны живут сообществами — стаями, где правит вожак и соблюдается строгая иерархия остальных членов стаи.Обезьяны издавна служат объектом научных исследований человека, особый интереспредставляет мозговая деятельность обезьян, так как их мозг в принципе наиболееблизок к человеческому, хотя и уступает ему во многом. Можно ли говорить оразуме у обезьян?
Некотороевремя назад в прессе появились сенсационные статьи об одной английскойисследовательнице, научившей за много лет нескольких обезьян языку глухонемых.В самом этом факте нет ничего особенного, т.к. попугаев можно научитьразговаривать по-настоящему. Но если попугаи всегда употребляют готовые фразы,сказанные человеком (пусть и получается к месту), то обезьяны сами составлялифразы из известного им набора слов. Конечно, правила грамматики они несоблюдали, слова употребляли в неопределенных формах, но сочетания этих словносили совершенно определенный и понятный человеку смысл, причем такиесочетания слов обезьяны никогда не слышали и не видели. Если эта сенсациядействительно есть, если в публикациях нет преувеличений или просто неправды — то это может означать только наличие разума хотя бы у данного вида обезьян.
Естьеще представители животного мира, претендующие на наличие разума. Это дельфины.Как только человек стал осваивать водные просторы Земли, он встретился с этимичудесными животными. Хоть дельфины и живут в воде, но относятся они кмлекопитающим, дышат воздухом, всплывая для этого на поверхность. Благодарявыталкивающей силе воды, они могут иметь большие размеры и вес, что абсолютноим не мешает. Кроме дельфинов теми же качествами обладают и киты. Но если скитами человек общался только на уровне их промысла (что, конечно, варварство),то общение с дельфинами проходило в более безопасных для последних условиях,известна масса случаев, когда дельфины спасали тонущих людей, помогали впоисках. Вообще ни одно из так называемых «диких» животных непроявляет такой четко выраженной любви и тяги к человеку. Нет ни одного случаявраждебного поведения дельфинов по отношению к человеку, хотя сам человек ведетсебя куда менее благородно. Чем это можно объяснить? Не тем ли, что дельфиныразумны и, возможно, стоят по этому показателю даже выше человека? Во всякомслучае, язык дельфинов очень богат, скорость передачи информации междудельфинами огромна и до расшифровки этого языка еще далеко, хотя нет сомнений вего богатстве, больших возможностях и необходимости для жизни дельфинов.
Глава 2. Место разума в природе
Существуетмножество различных (иногда противоположных) представлений о природе, о мире, оместе разума в этом мире. Идеализм считает, что сначала было сознание, т.е.,некий высший разум, который создал материю и, в том числе, человека и животных,но при этом все живые существа отличаются от неживых наличием души — некойнематериальной субстанции, которая существует вечно и после физической смертиорганизма улетает из него. Дальнейший путь души разные течения представляютпо-разному, но это сейчас не имеет для нас значения.
Согласнопредставлениям материализма, сначала была материя, в ходе развития которойвозникла жизнь, а затем и разумная жизнь, как высшая форма развития материи.Если исходить из таких представлений, получается, что граница между мертвым иживым, просто живым и разумным — четкая и жесткая. Но так ли это? Другой вопроссостоит в том, почему все же появилась разумная жизнь, зачем она природе,закономерно ее появление или случайно?
Смомента возникновения идеи радиоастрономии многие обсерватории круглосуточнопрощупывают небо в поисках сигнала, посланного другим разумом. Но пока тщетно.Или нет такого разума, или он не знает о нашем существовании, или просто нехочет с нами общаться — пока неизвестно. Но ведь есть и на Земле другая жизньи, может быть, чем искать разум в далеком космосе, лучше постараться найти егона Земле?
Всеживое на Земле делится на растительный и животный мир (есть еще простейшие иесть грибы, но это детали). Развивались эти миры параллельно, начавшись содноклеточных организмов. Затем возникли многоклеточные. Существование разумамы связываем с наличием мозга и его функционированием определенным способом.Мозг — составная часть нервной системы. У растений такая система отсутствует,да и вообще отсутствует понятие внутренних органов, что касается животных, топростейшие нервные узлы есть у червей, насекомых, зачатки мозга есть у рыб,змей. Но мозг — образование сложное, процесс мышления на основе исследований мысвязываем с корой больших полушарий.
Вотнекоторые данные о весе мозга [8]:
человек- 1,5 кг
дельфин- 1,5 кг
шимпанзе- 0,3 кг
кашалот-10,0 кг
голубойкит — 7,0 кг.
Правда,по отношению веса мозга к весу тела лидирует человек — 1.8%, а у кита всего0.007%. Но по абсолютному весу — 10 кг — мозг кашалота впечатляет. Как показалиисследования, лобные доли мозга у китов развиты не хуже, чем у человека иобезьян, а именно эти доли считаются очагом интеллекта и сознания. Что касаетсяисследований, то все животные, особенно киты и дельфины, исследуются в неволе,а можно ли судить о высоком разуме у каторжника или просто заключенного? Да итесты, по которым проверяли дельфинов, видимо, не очень хороши, так как позволилипоставить дельфинов между собакой и шимпанзе, а люди по этим тестам показалирезультат, худший, чем собаки и голуби.
Китывсе время переговариваются между собой, речь их очень разнообразна, особенномного говорят и поют киты в брачный период. Киты однолюбы, причемвзаимопонимание и поддержка существует не только между супругами, но и междусоплеменниками, а материнская любовь у китов вообще необыкновенно сильна.
Возможно,что природа пошла двумя путями: на суше к разуму пришли приматы в лицечеловека, а в воде — киты и дельфины? Почему бы и нет? Но между нами естьбольшое отличие: 90% информации человек получает с помощью зрения, у него естьруки и он живет на суше, окруженной воздухом. Наш ум настроен на окружающеепространство, устремлен к физической власти над окружающей средой, над вещами иявлениями, нацелен на изменение окружающего мира. Киты и дельфины практическивсю информацию получают с помощью слуха, он у них развит до предела. У них нетрук, они не могут физически влиять на окружающую среду. Они живут в воде, средес особыми свойствами, а дышат воздухом, что накладывает отпечаток на их образжизни. Вполне возможно, что у китов совсем иной склад ума, другая егоориентация, другое восприятие окружающего мира и совсем другие цели и желания.У них может быть другое качество разума и тогда все наши тесты к методыисследования попросту некорректны.
Авообще, что называть разумом? Являются ли вышеперечисленные критериинеобходимыми и достаточными? Существует ли четкая граница между разумнымиорганизмами и просто живым? Современная наука считает объект живым, если онобладает следующими признаками:
1)обмен веществ;
2)саморегуляция;
3)самовоспроизведение.
Применительнок биологическим объектам это означает необходимость питания, т.е. поглощения извнешней среды одних веществ, их переработку и выделение во внешнюю среду другихвеществ — результатов этой переработки. Для исправного функционирования системынеобходимо постоянно поддерживать ее внутреннее состояние, т.е. ряд параметровфизико-химического уровня. Цель такой жизни — размножение, т.е. созданиеподобных себе организмов, их рост, снова размножение и т.д. Цикл повторяетсямногократно, поддерживая существование данного вида.
Науровне растений этот цикл обеспечивается физикохимическими процессами,информация о которых передается по наследству. У животных работой организмауправляет нервная система, подчиняясь также наследуемым стереотипам поведения.Существуют три главных инстинкта, которые имеются у всех без исключенияживотных. Это инстинкт размножения, самосохранения и поиска пищи. Саморегуляцияосуществляется, как и у растений, по заданным программам без вмешательствавысших нервных отделов. Формы растительной и животной жизни на Земле оченьразнообразны. Все виды растений и примитивные виды животных ведут именно такойпростой образ жизни. Поведение их при этом может быть и довольно сложным (упчел, муравьев), но все они не отступают от жесткой программы, не проявляюткакие-либо свойства и типы поведения, которые не направлены на удовлетворениеэтих простых инстинктов.
Впервые«отклонения» появляются у млекопитающих. Только им свойственнопонятие «игра». Игра вообще может быть абстрактной, т.е. «длядуши» и может служить моделью поведения, когда дети в процессе игрыприобретают навыки, знания и умение, необходимое во взрослой жизни. Такой типигр есть у человеческих детей (да и у взрослых), у щенят, котят, телят, лисиц ит.д., т.е. практически у всех млекопитающих. Но ведь такая игра — этофактически моделирование реальной ситуации, а раз есть моделирование, значитесть способность переносить понятия и образы из реальности на модель и обратно,т.е. есть способность рассуждать, анализировать и обобщать. Конечно, всеприобретенные в ходе игры навыки и знания, в конечном итоге будут использованыв борьбе за существование, в добывании пищи или «обольщении» будущегосупруга. Но ведь можно обойтись и без игр! Да и надо уметь играть, т.е. уметьотличать серьезное от «понарошку», реальное от «как будто»,и это уже мышление. Играющая собака кусает своего партнера (а что делать? Кромезубов инструмента для игры нет), но такие укусы безвредны и безболезненны. Т.е.собака знает, что сейчас кусание «понарошку» и не сжимает челюсти доконца.
Чтокасается игр «для души», то разобраться тут гораздо сложнее и еслиучесть, что склад ума у животных и людей бесспорно отличается, то, возможно,тут надо сначала разработать адекватные критерии, а потом уже искать такие игрыу животных. Главное отличие человека от животных — наличие рук, т.е.инструмента для преобразования природы, инструмента, конечно, гораздо болееудобного и универсального, чем зубы. А все остальные животные имеют толькозубы, так как их конечности не приспособлены для захвата, да и вообще любойтонкой работы. Исключение составляют только обезьяны, которое еще и хвостомпользуются активно, но и у них руки в основном являются средством передвиженияпо земле или по деревьям, в то время как у человека руки полностью освобожденыот этой функции. Поэтому у человека сильно развиты участки мозга, управляющиеруками, координирующие их работу, что позволяет человеку совершать действияруками с ювелирной точностью и очень разнообразно. Ни одно другое животное неспособно на такие действия. Это означает, что развитие мозга шло и идет уживотных в другом направлении. В пользу гипотезы о наличии какого-то разума уживотных говорит и еще один факт. Многие виды высших животных чувствуютприближение смерти, Значит, они способны отличить приближение смерти отприближения сна, т.е. понимают разницу между этими понятиями.
Вначале XX века благодаря работам И.П.Павлова биология и особенно физиологияпродвинулись далеко вперед. Павлов считал, что животными управляют инстинкты ичто мыслить способен только человек, в чем его принципиальное отличие от всехдругих организмов. Павлов даже штрафовал своих сотрудников за употреблениевыражений типа «собака подумала», «обезьяна решила» и т.п.Своими опытами Павлов доказал существование у животных безусловных ивозможность приобретения ими условных рефлексов. Впрочем, человек здесь ничемне выделяется, у него тоже есть рефлексы и инстинкты. Но проведение стольчеткой границы между человеком и всеми остальными животными создаетопределенные биологические и философские трудности. Если исходить изрелигиозных представлений, то все так и получается: Бог создал неразумныхтварей — животных, а потом по своему образу и подобию создал человека, наделивего разумом. Однако, если исходить из логики развития природы (да и множествафактов), то не совсем ясно, как получилось, что разум возник вдруг, из ничего,резким скачком? Каковы же современные представления по этому вопросу?
Жизньвозникла в океане. У одноклеточных существ не было органов чувств, не былонервной системы, они просто питались и делились. У многоклеточных животныхпоначалу тоже не было ничего, кроме пищеварительной системы, размножались онипочкованием (гидры, медузы). Но даже некоторое одноклеточные различали свет итьму. В воде хорошо передается звук и поэтому органы слуха или боковая линия урыб стали главным звеном у обитателей моря. У более поздних животных появилисьобоняние, вкус. Этими чувствами располагают и рыбы, и моллюски. На определенномэтапе развития животные стали осваивать сушу. Здесь очень важно зрение. Итак,сформировались еще в древности зрение, слух, обоняние (и вкус). Осязание,естественно, сформировалось еще раньше.
Наличиечувств позволило ориентироваться в окружающей среде, воспринимать информацию оее текущем состоянии и изменениях и корректировать свое поведение в зависимостиот этой информации. Сигналы от всех органов чувств собирает нервная система ипередает их в мозг для анализа. В философии это называется отражением. Ясно,что образ внешней среды, создаваемый в мозге — адекватно отражает свойисточник, в противном случае организм бы просто погиб, не справившись с борьбойза выживание. Но психическое отражение разное у разных типов и видоворганизмов.
Какустановлено, насекомые, черви и другие низшие животные отражают толькоотдельные свойства предметов (объектов), те из них, которые непосредственновоздействуют на их органы чувств. Деятельность этих животных управляетсясовокупностью их ощущений, которые, впрочем, могут быть переданы от одной особик другой (танец пчел). Это стадия элементарной сенсорной психики.
Следующаястадия — перцептивная психика. Отражаются предметы как совокупность свойств,возникает способность анализировать и обобщать, возникают образы отдельныхпредметов и вещей. Такой психикой обладают низшие позвоночные (змеи, лягушки,рыбы и т.д.).
Наибольшийинтерес представляет третья стадия развития психики — мышление. Биологическипроцесс мышления связан с корой головного мозга, в особенности лобными долямикоры. Наибольшее развитие лобные доли получили у обезьян, особенно у человека,а также китов, дельфинов. Высшая стадия развития психики характеризуетсяспособностями к проведению аналогий, к отражению не только свойств и целыхпредметов, но и ситуаций, отношений, связей и взаимодействия между объектами,умением моделировать ситуации, т.е. заменять ситуацию похожей, находить решениеи переносить его на исходную ситуацию.
Вреальности столь четкое разграничение стадий выполнить нельзя. Способность кмоделированию ситуации имеют волки, лисы, да и многие другие млекопитающие, атакже птицы. В результате многочисленных исследований были получены данные оналичии у обезьян способности к аналогиям, обобщениям, логическому мышлению, идаже к абстрактному. Обезьяна, если не может решить задачу сразу, прекращаетпопытки и отвлекается на что-нибудь другое. Через некоторое время она находит решение.Так же ведет себя и человек. Изучение дельфинов проводить сложнее из-заразличия в среде обитания, отсутствия у дельфинов конечностей и,соответственно, отсутствия у них возможности осуществлять какие-либо действия.Главная проблема на сегодня — изучение и расшифровка их языка. Это, пожалуй,единственная возможность найти с ними общий язык и проникнуть в их тайны.
Наличиеу животных высших типов мышления позволяет предположить, что развитие разумашло постепенно и переход от разума животных к разуму человека плавный, безбольших скачков, и ничто не мешает разуму развиваться в нескольких направленияхи, таким образом, нельзя исключать существования на Земле не менее высокогоразума, чем у человека, и, кто знает, может быть даже еще более высокоразвитого.
Покаостаются открытыми два главных вопроса, имеющих огромное, не толькоестественнонаучное, но и философское значение:
1)Что такое «мысль»? Какие процессы сопутствуют мышлению, вызывают его,управляют им, материальна мысль или нет? Что это — излучение каких-то волн,образование новых веществ, или еще другое?
2)Закономерно ли появление разума? Является он целью развития природы, еепобочным продуктом, или промежуточным? Имеет ли он границы своего развития иесли да, то чем они определяются?
Элементарнаясенсорная психика появилась после появления нервной клетки, т.е. клетки,специализирующейся именно на сборе и обработке информации, а также дальнейшемее использовании. Фактически нервная система — это управленческий аппараторганизма, а отдельная клетка — чиновник. Так как все чиновники высокиеспециалисты и работают в полную силу, то, вопреки жизни социальной, в данномслучае чем больше чиновников — тем лучше, тем выше возможности системы. Но дажеотдельная нервная клетка — это качественный скачок, это возможность пусть оченьпримитивно, но мыслить. И в этом смысле не имеет значения, сколько таких клетокимеет организм — одну, десять или миллиарды, этим определяется только уровеньмышления, но наличие мышления определяется существованием даже одной клетки ипринципиальное отличие существует не между человеком и собакой или даже рыбой,а между человеком и березой, грибом, амебой, губкой и т.п., ибо дажепримитивные черви поддаются обучению, так как у них есть нервные клетки.
Чтокасается второго главного вопроса, то здесь пока еще больше неясного, ответпредстоит искать долго. Конечно, если будет найден другой разум во Вселенной,или если удастся опытным путем доказать существование на Земле разума, равногочеловеческому или превосходящего человеческий по возможностям, то мыприблизимся к ответу на этот вопрос. Человечество очень хочет найти ответ. Чтож, подождем!
Глава 3. Разум и общество
Всеживые существа живут сообществами. Никто в природе не может быть изолирован отокружающего живого мира, от представителей различных видов животных, в томчисле и собственного вида. Совокупность животных одного вида, живущая наопределенной территории относительно изолированно от аналогичных образований,называется популяцией. Члены популяций могут жить изолированно друг от друга,имея свой охотничий участок, свою охраняемую территорию обитания (медведи), амогут жить стаями (или стадами), например, олени, зубры. Животные, живущиестаями, естественно, очень тесно общаются между собой, для чего необходимосуществование языка, т.е. известных всем членам стаи сигналов, обозначающихразличные объекты, ситуации и т.д. Обычно в пределах вида эти сигналыодинаковы, но бывают и исключения, тогда животные одной популяции не поймутживотных другой популяции. У животных, живущих группами, обязательно естьиерархия. Во главе стада стоит вожак, у многих видов животных есть«приближенные», есть стоящие в самом низу. Чем выше уровень развитияданного вида, тем большую роль в выборе вожака играют такие его качества, какхитрость, сообразительность, наличие большого опыта, в то время как у низкостоящих решающую роль играет физическая сила. Конечно, у животных отсутствуютвыборы по округам, животное становится вожаком «само по себе»,естественным путем, если оно пользуется уважением у всех членов стаи. Такойспособ «выборов» позволяет встать во главе стада действительно самомудостойному, что, к сожалению, не всегда встречается у людей. Члены одной стаиведут совместную «хозяйственную деятельность», т.е. вместе охотятся,вместе защищаются от врагов, вместе меняют место жительства (кочуют). У многихвидов стая (стадо) неоднородна, между ее членами существует разделение труда.Пока стадо пасется, несколько животных обозревают окрестности, чтобы вовремяпредупредить всех о приближении врага. У некоторых видов существуют«детские сады», где одна или несколько самок воспитывают всехимеющихся в стае детенышей.
Всеэто позволяет говорить о том, что социальная структура общества присуща нетолько человеку, но и животным. Происхождение человека, согласно общепринятымвзглядам, является следствием трудовой деятельности. Предками человека былиобезьяны, спустившиеся с деревьев на землю. На земле они стали постепенноходить на двух ногах, что позволило освободить руки для трудовой деятельности.Вначале эта деятельность заключалась только в кидании камней или добыванииплодов, но постепенно обезьяны стали сами создавать орудия труда — примитивныезаточенные камни, топоры. Здесь уже нельзя назвать их просто обезьянами, хотя,как свидетельствуют опыты, шимпанзе могут при необходимости создаватьпримитивные орудия труда. Процесс стал цепным, совершенствовались орудия — развивались руки и мозг, что позволило еще больше совершенствовать орудия.Вместе с развитием конечностей, мозга, скелета и т.п. шло и развитие языка,поскольку все усложняющаяся деятельность требовала все более подробногоописания и, соответственно, более высокого уровня обмена информацией.«Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумясамыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепеннопревратился в человеческий мозг» [1, с.8].
Возникаетвопрос: а если бы не было изготовления орудий труда, если бы тот далекий предокостался на дереве — были бы сейчас люди на Земле? И еще вопрос: может ли существоватьразум другого вида, например, пауки, осьминоги — могут ли они дойти до тех жепределов, что и человек? У них есть конечности и даже много, что, естественно,расширяет их возможности в сфере труда. Но ни пауки, ни осьминоги не пошли поэтому пути, по пути производственной деятельности. Однако означает ли это, чтоони не могли бы подняться к вершинам разума? И, как другие виды животных, тожеостались на низком уровне из-за невозможности заниматься активным трудом? Новедь выше уже говорилось, что у животных есть не только свои сообщества,которые можно назвать государствами (конечно, приближенно), но и трудоваядеятельность, причем зачастую довольно сложная. Однако, например, труд муравьевне сделал их особенно разумными.
Еслиже брать таких животных, как киты и дельфины, то у них нет конечностей ипоэтому они вообще не могут что-либо делать, т.е. хоть как-то менять окружающуюсреду, что-то изготавливать и т.п. Значит, разума у них быть не может? Нонеобходимо вспомнить, что кроме производственной деятельности человекусвойственна и духовная. И если в древности коллективы людей образовывались по«производственному принципу», т.е. для совместной охоты,строительства, защиты и т.п., то сейчас большая доля коллективов образуется по«духовному принципу», т.е. по общим интересам. Это не тольковсевозможные клубы, но и просто компании друзей, которых объединяют не только,или даже не столько общие интересы, но и просто взгляды, убеждения, чувства ит.п. И вполне можно предположить, что развитие разума может идти по этому пути,не по производственному, а по духовному, хотя бы у китов, дельфинов. Они ведьмного поют, много играют, у них очень богатые и разнообразные чувства и способыих выражения. Не исключено, что на суше природа избрала производственный тип развития,который привел к вершине разума — человеку, а в море избрала духовный принцип,который привел к другой вершине — дельфинам.
Врезультате, поглощенный производством, человек запустил духовное развитие,которое стало сильно отставать от технического, стал портить природу, губить итравить ее, стал воевать сам с собой за право владеть лучшими техническимисредствами, за богатство. А что же в море? А в море — полная гармония, никакихвойн между дельфинами не бывает, они наслаждаются жизнью, наслаждаютсяневедомым нам духовным богатством, создают мелодии и танцы. Только человек всебольше мешает им, уничтожая и их самих, и среду их обитания. И они уходят отвооруженного человека, но всегда приходят, когда он попадает в беду. Они даютнам уроки гуманизма, которые мы, к сожалению, очень плохо усваиваем.
Возникаетрезонный вопрос: неужели агрессивный, жадный человеческий разум есть вершина?Не является ли современное состояние человечества, которое пронизано войнами,болезнями, враждой, — следствием тупиковости его развития? Может быть, человекпошел по плохому пути развития, неперспективному? Природа поставила эксперименти он дал отрицательный результат? Да, конечно, человек создал в сфере науки иматериального благополучия огромный запас, достиг очень высокого уровня,дельфинам и не снилось… Все так, но нужно ли было это все? Мы ведь не знаемуровень развития науки у дельфинов, даже не знаем, есть ли она у них. А ведьони могут знать гораздо больше нас и не нуждаться при этом в космическихкораблях и атомных станциях. А материальное благополучие? Да ведь они живут вводе, у них совсем другая среда обитания, другое строение тела (кстати,строение их скелета близко к человеческому — совпадение?..), у них и другиепотребности, это естественно. И мы ведь просто не знаем, какие именно, и какони их удовлетворяют. Может быть мы сами себе создаем все эти условия, все этипроблемы. Ведь дельфинам не нужны самолеты, теплоходы, поезда и автомобили, имне нужно сельское хозяйство, они могут не заботится о том, как себя прокормить(да еще на маленькую зарплату), им не нужно телевидение и телефон, ибо у нихпрекрасный слух и они могут общаться голосом на больших расстояниях. И, ктознает, вдруг они могут общаться телепатией? Ведь есть гипотеза о том, что ичеловек когда-то использовал этот канал связи, но утратил его с развитиемтехники, и сейчас этот дар возникает только у отдельных людей, как атавизм. Аони не утратили…
Вообщечеловек сильно отошел от природы, утратил связь с ней, оставаясь при этом еечастью. И это противоречие больно бьет по человеку, он платит за это своимздоровьем, своим далеким будущим.
Заключение
Итак,есть ли ответы на вопросы, поставленные в самом начале этой работы? Ответы,конечно, есть, но чтобы их узнать, предстоит еще провести очень многоисследований, и можно быть уверенным в том, что ни биологи, ни кибернетики, нифизики и химики, ни философы в ближайшее время без работы не останутся. Да и вбудущем, очевидно, тоже.
Главныйвывод, который пока можно сделать, очень важен: разум в живой природе есть, ичеловек не является полным монополистом в этой области. Вопрос только в том,что же все-таки считать разумом? Представляется наиболее верной такая точказрения: психическая деятельность, т.е. отражение объектом окружающего мира,появляется у живых организмов только с появлением нервных клеток. Главноеотличие нервных клеток от всех остальных состоит в том, что все клеткиисточником своей деятельности имеют физические и химические законы иразнообразные химические реакции, сопровождающиеся образованием тех или иныхвеществ и также электромагнитными явлениями; результатом деятельности этихклеток также являются химические вещества и электромагнитные поля. Нервныеклетки совершают качественный скачок. Помимо всего перечисленного они используюти выделяют в результате своей деятельности информацию. Иными словами, еслиобычные клетки можно уподобить высокопроизводительным заводским цехам,автоматически производящим заданную продукцию, то нервные клетки — научно-исследовательскому институту, который ничего не производит, но затокоординирует работу заводов, дает им задания и, кроме того, осуществляет связьс другими министерствами, городами и странами, т.е. несет в себе иуправленческие функции. Цель существования нервных клеток — переработка информации.И число этих клеток, их внутренняя программа определяют интеллектуальный,психический и т.п. потенциал организма.
Другойважный вывод, который можно сделать из представленной информации, состоит втом, что для развития разума до высоких уровней требуются не только внутренниевозможности и ресурсы нервной системы, но и какой-то стимул, толчок. В развитиичеловека роль такого толчка сыграло начало трудовой деятельности. В развитииостальных животных такую роль могли сыграть как обычные природные измененияусловий, которые вообще привели к развитию жизни на Земле от простейших домлекопитающих, так и какие-то специфические толчки, которые нам поканеизвестны.
Итак,найдены ли ответы на поставленные ранее вопросы? Частично, да. Но не будемзабывать, что процесс познания бесконечен, что любое научное открытие ставитновые вопросы и часто ставит больше, чем решает. Но один ответ известен точно:человек должен, наконец, понять, что все живое на Земле имеет право на жизнь, ав условиях, когда именно в руках у человека сосредоточены огромные силы ивозможности, именно человек отвечает за природу, за ее сохранение и развитие.Иначе не может он считаться разумным, ибо настоящий разум должен быть добрым.Человек должен учиться этой доброте у животных, даже если их разум и не оченьпохож на его собственный. И только тогда, когда станет человек добрым ивеликодушным, только тогда он сможет найти общий язык с животными, только тогдаих разум и наш поймут друг друга.
Список литературы
1.Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. — М.:Политиздат, 1983.
2.Акимушкин И. Мир животных. Расскаэы об утконосе, ехидне, кенгуру и др. — М.:«Молодая гвардия», 1971.
3.Акимушкин И. Мир животных. Рассказы о зверях крылатых, бронированных и др. — М.: «Молодая гвардия», 1971.
4.Белькович В., Клейненберг С., Яблоков А. Наш друг — дельфин. — М.:«Молодая гвардия», 1967.
5.Гурев Г. Есть ли разум в живой природе. — М.: Госкультпросветиздат, 1949.
6.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М.: Издательство МГУ, 1981.
7.Фролов В.П. Высшая нервная деятельность (поведение) животных. — М.: Учпедгиз,195З.
8.«Планета китов», газета «Поиск», номер 18, 1990г. стр.8.
9.Советский энциклопедический словарь, изд. 4, М.: «Советскаяэнциклопедия», 1989.
10.Моуэт Ф. Не кричи, волки! — М.: «Мир», 1968.
11.Плыкин В.Д. След на воде. — Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1995
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.sciteclibrary.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.