Кислоты (модульный урок) Цель: познакомить учащихся с органическими и неорганическими кислотами, присутствующими вокруг нас; подробно рассмотреть строение и свойства неорганических кислот; научить работать с научной, научно-популярной литературой и страницами Интернета; научить писать уравнения химических реакций, отражающих свойства кислот. Во время выполнения работы можно задать вопросы преподавателю (в чате: вторник, четверг - с 17.00 до 20.00) или по e-mail. I Знакомство с кислотами
Кислоты постоянно присутствуют вокруг нас – это и дождевая вода, и «химическое оружие» растений и насекомых, и витамины, немало кислот и в нашей пище, и в организме человека, животных и птиц. Рассмотрите картинки. Используя любые источники информации (Интернет, энциклопедии для детей, справочники по химии) сделайте презентацию в программе Power Point по теме «Кислоты вокруг нас». В своей презентации вы можете использовать данные картинки или нарисовать свои, или использовать картинки
из других источников информации. Выполнить работу необходимо в течение 7 дней в программе Power Point и прислать презентацию преподавателю. Все присланные работы будут выложены на сайт, вы сможете оценить каждую из них и узнать для себя что-то новое и интересное. Желаю удачи! II Неорганические кислоты. Состав. Классификация Кислоты - это сложные вещества, в состав которых обязательно входят атомы водорода.
Именно водород и определяет общие свойства кислот: в растворе они имеют кислый вкус; они реагируют с металлами с выделением водорода (правда, не все и не со всеми металлами); изменяют окраску специальных органических красителей — индикаторов. Лакмус в кислотной среде красный (кислота—краснота). Чтобы подчеркнуть исключительную роль водорода в составе кислот, в химических формулах кислот его ставят на первое место. Атомы или группы атомов, входящие в состав кислот помимо водорода, называют кислотными
остатками. Кислоты — это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков. Если в состав кислотного остатка входит кислород, такая кислота называется кислородсодержащей, если атомов кислорода нет — бескислородной. Число атомов водорода, входящих в состав кислоты, определяет две характеристики: основность кислоты и валентность (заряд) кислотного остатка. Пример (см. табл.): КИСЛОТА КИСЛОТНЫЙ ОСТАТОК название формула основность формула название валентность
азотная HNO3 одноосновная NO3 нитрат I серная H2SO4 двухосновная SO4 сульфат II фосфорная H3PO4 трехосновная PO4 фосфат 1. Продолжите начатую таблицу, записав в нее следующие кислоты: HCl, HBr, H2S, H2SO3, HF, H2CO3, HI, H2SiO3. Используя учебник или справочник по химии, назовите эти кислоты и соответствующие им названия солей. 2. Классифицируйте данные кислоты на кислородсодержащие
и бескилородные кислоты. Задание выполнить в течение 7 дней в программе Word и прислать преподавателю. III Составление формул кислот по кислотному оксиду и наоборот Пример 1. Составьте формулы кислот, соответствующих оксидам углерода (IV) и азота (V). Надо мысленно (а на первых порах и на черновике) - сложить химические формулы оксида и воды, только водород вынести на первое место: Пример 2. Напишите формулы оксидов, соответствующих серной кислоте
(H2 SO4) Для операции, обратной рассмотренной в предыдущем примере, надо как бы, «вычесть» ВОДУ из кислоты 1. Составьте формулы кислот до валентности кислотных остатков: a) SO2(II); б) РО4 (III); в) NO2 (I); г)Сl (I); д)СО2(II); е)S(II). 2. Даны формулы веществ: Сu, Al2O3, СО2, BaSO4, Сl2О7, MgO, NaNO3, HCl, H2SO3, О2, CaO, HNO3, N2О5, AgCl,
Fe. Выпишите формулы оксидов неметаллов, солей, оксидов металлов, кислот и назовите их. 3. Из задания 2 составьте формулы кислот из соответствующих им кислотных оксидов и назовите их. 4. Из задания 2 напишите формулы оксидов, соответствующих выписанными вами кислот. Задание выполнить в течение 7 дней и прислать преподавателю. IV Химические свойства кислот Краска индикатора лакмус становится красной в кислоте
Вещества Металл Неметалл Основный оксид Основание Соль кислота соль и водород реагируют по-разному соль и вода соль и вода новые кислота и соль Изучите на примерах как писать уравнения химических реакций Реакция 1. Металл + кислота = соль + водород Тип реакции — реакция замещения. Признак реакции — выделение газа. При составлении уравнений реакций не забывать, что водород выделяется в виде двухатомных молекул H2! Осуществимость — необходимо выполнение двух условий:
1) с кислотами (кроме азотной и концентрированной серной) реагируют только металлы, находящиеся в ряду активностей металлов до водорода (см. схему); 2)при реакции металлов с азотной и концентрированной серной кислотами водород не выделяется, эти кислоты действуют на металлы по своим законам. Кремниевая кислота вообще не реагирует с металлами, потому что не растворяется в воде. кислоты реагируют с цинком кислоты не реагируют с медью Пример: С какими из перечисленных веществ вступает в реакцию хлороводородная
(соляная) кислота: Na2О, Сu, SO3, Zn? Составьте уравнения возможных реакций. 1. Определяем принадлежность заданных в условий веществ к соответствуюцим классам и тут же проверяем, реагируют ли они с кислотами. Получается: Na2О — основный оксид — реагирует (получается соль и вода); Си — металл, находящийся в ряду активности после водорода, — не реагирует; SOз — кислотный оксид — не реагирует; Zn — металл, находящийся в ряду активности до водорода, — реагирует
(получается соль и водород). 2. Чтобы составить уравнения реакций, определим валентность металлов (натрий — I, цинк — II) и составим формулы солей учитывая, что валентность кислотного остатка Сl составляет I. Осталось записать уравнения реакций: Na2О + 2НСl = 2NaCl + Н2О; Zn + 2НСl= ZnCl2 + H2. Реакция 2. основный оксид + кислота = соль + вода Тип реакции — реакция обмена.
Составить уравнение этой реакции проще, чем уравнение реакции 1, потому что формула кислоты нам уже известна; зная ее, просто получить и формулу кислотного остатка, и его валентность. Дальше поступаем так же, как и в предыдущем примере. При составлении уравнения реакции не забудем, что выделяется вода! Пример: Составьте уравнение реакции между оксидом алюминия и хлороводородной кислотой.
1. Вспомним формулу хлороводородной кислоты — НСl, ее остаток Сl(хлорид) имеет валентность I. 2. По периодической системе Д.И. Менделеева установим, что валентность алюминия III и формула его оксида Аl2Оз. 3. Составим формулу продукта реакции - соли (хлорида алюминия): АlСlз. 4. Запишем уравнение реакции и подберем в нем коэффициенты:
Аl2Оз + 6HCl = АlСlз + 3H2O Реакция 3. Основание + кислота = соль + вода Эта реакция носит специальное название — реакция нейтрализации, потому что в ходе ее кислота и основание как бы взаимно уничтожаются. Тип реакции — реакция обмена. Признаки реакции: выделение тепла, изменение окраски индикатора, для нерастворимых гидроксидов— исчезновение осадка. Чтобы составить уравнение реакции нейтрализации нужно сделать следующее:
1) определить валентности металла и кислотного остатка; 2) составить формулу образующейся соли; 3) записать уравнение реакции и подобрать коэффициенты. (фото как из малинового раствора при добавлении кислоты получается прозрачный раствор; фото2 –к голубому осадку прилили кислоту и он растворился) Реакция между кислотой и основанием в результате которой образуется соль и вода называется реакцией нейтрализации. NaOH +
HCl = NaCl + H2O Реакция 4. Кислота + соль = новая кислота + новая соль Тип реакции — реакция обмена. Признаки реакции — выпадение осадка или выделение газа. Осуществимость: реакция возможна, если получается нерастворимая соль (см таблицу растворимости) или нерастворимая, нестойкая или летучая кислота. Полезно знать: что среди важнейших кислот, содержащихся в таблице: • нерастворимая — кремниевая (H2SiO3); • нестойкие — угольная (Н2СОз =
H2O + CO2) и сернистая (Н2SОз = Н2О + SO2); • летучие — сероводородная (H2S), а также НСl, HBr, HI, НNОз — но только в отсутствии воды и при нагревании. Чтобы составить уравнение реакции, надо проделать следующие операции: 1) составить схему реакции, для чего определить формулы получающихся соли и кислоты (в этом лучше всего поможет таблица растворимости или знание валентности);
2) проверить условие осуществимости реакции (таблица поможет и в этом); 3) если реакция осуществима — записать уравнение реакции. Если получаются угольная или сернистая кислоты — сразу записать продукты их разложения (оксид и воду). HCl + AgNO3 = AgCl + HNO3 Выполните предложенные упражнения: 1. Закончите уравнения реакций и подберите коэффициенты: а)
СаО+НзРО4 —> б) Na2О +Н2СОз —> в) Fе2Оз + H2SО4 —> г) ZnO + HNО3 —> 2. Составьте уравнения реакций между веществами: а) иодоводородная кислота и оксид бария; б) серная кислота и оксид железа (III); в) азотная кислота и оксид лития; г) фосфорная кислота и оксид калия. 3. Напишите 4 уравнения реакции, характеризующих химические свойства соляной кислоты. Во всех случаях укажите тип химической реакции. 4.
Составьте уравнения реакций нейтрализации: а) гидроксида натрия серной кислотой; б) гидроксида бария азотной кислотой; в) гидроксида кальция соляной кислотой. 5. С какими из перечисленных веществ может вступить во взаимодействие серная кислота, находящаяся в водном растворе: оксид магния, хлорид бария, серебро, оксид углерода (IV), алюминий, гидроксид калия, нитрат натрия? Напишите уравнения осуществимых реакций.
6. Напишите уравнения реакций, позволяющих осуществить превращения по схемам: Задание выполнить в течение 7 дней и прислать преподавателю. Если вы разобрались в данной теме и легко справляетесь с заданиями, то можете прислать выполненную работу раньше указанного срока и получить другие более сложные и интересные задания. Желаю удачи! Учитель химии, методист ОМЦ ЗАО Махиненко
Е.Н.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |