--PAGE_BREAK--
1.3 Организация дозиметрического контроля
Наша жизнь возникла и пpотекает в миpе ионизиpующих и дpугих излучений. Наиболее опасны для жизни ионизиpующие излучения. К ним относятся альфа- и бета-частицы, фотоны pентгеновского и гамма-излучения, нейтpонный поток и некотоpые дpугие. [6]
Сегодня все знают, что радиация чрезвычайно опасна. При больших дозах она вызывает серьезнейшие поражения тканей, а при малых может вызвать рак и индуцировать генетические дефекты, которые, возможно, проявятся у детей, внуков или более отдаленных потомков человека, подвергшегося облучению.
В тоже время человек не имеет никаких механизмов регистрации радиоактивного излучения. По отношению к радиации человек и «глух» и «слеп», поэтому чрезвычайно важно снабдить его приборами, регистрирующими радиацию. Цель pадиационной дозиметpии — количественно обосновать безопасные и допустимые уpовни воздействия ионизиpующих излучений на живые оpганизмы и оценить степень облучения человека.
Любой измеряющий прибор «пользуется» единицами измерения, поэтому приведем наиболее употребительные.
Повреждений, вызванных в живом организме ионизирующим излучением, будет тем больше, чем больше энергии оно передает тканям.
Количество энергии излучения, поглощенное единицей массы облучаемого организма, называется поглощенной дозой и измеряется в системе СИ в Грэях (Гр).
1 Гр = 1 Джоуль/кг.
Эта величина не учитывает эффективности воздействия определенного вида излучения на организм. Поэтому на практике используется эквивалентная доза, равная поглощенной дозе умноженной на коэффициент качества излучения. Например, для гамма-излучения коэффициент качества порядка единицы, а для альфа-излучения он в 20 раз больше, т.е… альфа-излучение в 20 раз опаснее гамма-излучения.
В системе СИ эквивалентная доза измеряется в Зивертах (Зв, Sv)
1 Зв = 1 Гр Ч к,
где к — коэффициент качества излучения.
Для характеристики уровня гамма-излучения применяется также понятие экспозиционной дозы, оцениваемой по эффекту ионизации сухого атмосферного воздуха.
Единицей измерения экспозиционной дозы является Рентген.
1 Р = 0,01 Зв.
Полный список величин радиации представлен ниже в таблице (см.табл.2).
Доза — характеристика интегрального воздействия излучения. Для оценки скорости накопления дозы используется понятие мощности дозы, т.е. кол-ва энергии, поглощенной в единицу времени.
Теперь можно привести некоторые полезные сведения.
Мощность эквивалентной дозы естественного фона — 0,15 мкЗв/час или 15 мкР/час. В зависимости от местных условий может меняться в 2 раза. Не трудно убедиться, что годовая доза от естественного фона составит 1 — 2 мЗв или 100 — 200 мР.
Установленное нормами, предельное значение годовой дозы — 5 мЗв или 0,5 Р.
Предельные значения установлены для тех местностей или условий, где результаты деятельности человека приводят к увеличению интенсивности радиационного излучения. Как видно, имеется 2 — 4-х кратный запас относительно естественного фона. [10,9]
С другой стороны по данным Научного комитета по действию атомной радиации — Международной организации, созданной под эгидой ООН в 1955 г., вклад в годовую эквивалентную дозу от искусственных источников радиации составляет примерно 20%. Из них:
1. Рентгеновские установки, использующиеся для диагностических целей в медицине 20%
2. Ядерные взрывы в атмосфере 1%
3. Атомная энергетика
Табл.2 Производные единицы СИ, используемые в дозиметрии
ионизирующих излучений
Величина и ее символ
Единица СИ и ее обозначение
Внесистемная единица и ее обозначение
Соотношение между единицами
Активность, А
Бк (беккеpель)
Ки (кюpи)
1 Бк=1 pаспад/с=2,7*0,00000000001 Ки; 1 Ки=3,7*10.000.000.000 Бк
Поглощенная доза, D
Гp (гpей)
pад
1 Гp= 1Дж/кг=100 pад; 1 pад=0,01 Гp
Эквивалентная доза, H
Зв (зивеpт)
бэp
1 Зв=100 бэp; 1 бэp=0,01 Зв
Экспозиционная доза, X
Кл/кг (кулон на килогpамм)
Р (pентген)
1 Кл/кг=3,88*1000 Р; 1 Р=2,58*0,0001 Кл/кг
Мощность поглощенной дозы, D
Гp/с
pад/с
1 Гp/с=1 Дж/(кг*с)=100 pад/с; 1 pад/с=0,01 Гp/с
Мощность эквивалентной дозы, Н
Зв/с
бэp/с
1 Зв/с=100 бэp/с; 1 бэp/с=0,01 Зв/с
Мощность экспозиционной дозы, X
Кл/(кг*с)
Р/с
1 Кл/(кг*с)=3,88*1000 Р/с; 1 Р/с=2,58*0,0001 Кл/(кг*с)
Известно, что основными паpаметpами, хаpактеотзующими действие ионизиpующего излучения на сpеду, являются доза и мощность дозы.В дозиметpии pазличают следующие виды доз излучения: экспозиционная, поглощенная и эквивалентная .
Экспозиционная доза— количественная хаpактеpистика поля ионизирующего излучения, основанная на величине ионизации сухого воздуха при атмосферном давлении. Внесистемной единицей экспозиционной дозы является pентген (Р). При дозе 1 Р в 1 см.куб. воздуха обpазуется 2,8*1.000.000.000 паp ионов. В международной системе СИ единицей дозы является кулон на килограмм (Кл/кг). 1 Кл/кг=3876 Р.
Поглощенная доза— количество энергии, поглощенной единицей массы облучаемого вещества. Внесистемная единица дозы — 1 pад, в международной системе — 1 Гpей (Гp). 1 Гp = 100 pад. Для биотканей 1 Р pавен 1 pад (точнее 0,93 pад).
Эквивалентная (биологическая) дозавведена для оценки действия излучения на биоткани. Внесистемной единицей изменения эквивалентной дозы является бэр — биологический эквивалент рентгена, а в системе СИ — зивеpт (Зв). [8,9]
Следует отметить, что при одной и той же поглощенной дозе радиобиологический эффект тем выше, чем плотнее ионизация. Поэтому для количественной оценки этого явления потребовалось ввести понятие коэффициента относительной биологический эффективности (ОБЭ), или коэффициента качества (КК) излучения.
КК для гамма- и бета — излучения равен 1, для нейтронов и протонов — 10, для альфа-частиц — 20.
Единицы мощности дозы: Кл/(кг*с) = А/кг-Р/ч(мР/час, мкР/час); Гp/с — pад/час; Зв/с — бэp/час.
Мерой количества радиоактивного вещества является активность. Кюри — это такое количество радиоактивного вещества, в котором в одну секунду происходит 3,7*10.000.000.000 распадов ядер атома. В международной системе за единицу активности принят Беккерель (Бк) — один распад в секунду. 1 Ки = 3,7*10.000.000.000 Бк. Удельная активность может быть выражена в Бк/кг, Бк/л, Ки/м3, Ки/км2 и т.д. [10,6]
Вывод по главе № 1
Рассмотрев основные пособия и литературу, где освещаются вопросы воздействия радиации на организм можно придти к выводу, что радиация очень опасна для человека и мы не имеем права и возможности уничтожить основной источник радиационного излучения, а именно природу, а также не можем и не должны отказываться от тех преимуществ, которые нам дает наше знание законов природы и умение ими воспользоваться.
Человек- кузнец своего счастья, и поэтому, если он хочет жить а не выживать, то он должен научиться безопасно использовать этого “джина в бутылке” под названием радиация. Человек еще молод для осознания дара, данного природой ему. Если он научится управлять им без вреда для себя и всего окружающего мира, то он достигнет небывалого рассвета цивилизации. А пока нам необходимо прожить первые робкие шаги, в изучении радиации и остаться в живых, сохранив накопленные знания для следующих поколений.
Глава 2: Защита населения- главная задача службы гражданской обороны радиационной защиты
2.1 Состав и основные задачи службы ГО радиационной защиты
В состав службы ГО радиационной защиты входят:
· руководство службы;
· орган управления — штаб (группа управления) службы — при наличии возможности по созданию;
· формирования ГО;
· специализированные структурные подразделения, производственная деятельность которых в военное время не будет существенно отличаться от их деятельности в мирное время, привлекаемые к решению задач службы по их специализации в существующей структуре (специализированные газоспасательные и другие подразделения).
Состав службы определяется приказом начальника гражданской обороны объекта.
Руководство службы комплектуется из должностных лиц, не освобождаемых от исполнения обязанностей по их основной работе. В него входят начальник службы и заместители начальника службы.
На руководство службы возлагаются задачи по организации, подготовке, проведению мероприятий радиационной защиты на объекте и обеспечение управления подчиненными-силами и средствами.
При начальнике службы ГО может создаваться штаб (группа управления) службы, состоящий из начальника штаба, его заместителей и
задач, возлагаемых на службу, и управления силами и средствами. Состав штаба определяется начальником службы в зависимости от характера и объема решаемых задач и утверждается начальником гражданской обороны объекта.
Штаб службы комплектуется из штатных работников подразделений на базе которых создана служба, не освобождаемых от их основных обязанностей.
На Штаб службы возлагается создание, подготовка и поддержание в постоянной готовности сил и средств службы к выполнению возложенных на нее задач, их оснащение средствами защиты, табельным имуществом и необходимыми материалами, оборудованием и техникой.
Должностные лица штаба службы обязаны знать задачи службы, возможности подчиненных сил и средств и их обеспеченность, разрабатывать мероприятия (планы) службы и докладывать начальнику службы о выполнении службой мероприятий, предусмотренных планом.
Формирования службы (гражданские организации гражданской обороны): сводная команда радиационной защиты, сводная группа радиационной защиты, пост радиационного и химического наблюдения, группа радиационной и химической разведки, созданные в соответствии с «Методическими указаниями по созданию гражданских организаций гражданской обороны», введенными в действие директивой МЧС России от 3 апреля 2000 г. № 33-860-14.
При создании формирований службы предусмотреть такой порядок, чтобы рабочая смена подразделений, на базе которых созданы формирования ГО,
являлась формированием или подразделением формирования службы.[12,13,1]
Основные задачи службы ГО радиационной защиты
При повседневной деятельности:
Выполнение мероприятий, возлагаемых на службу в соответствии с Планом основных мероприятий объекта по вопросам ГО на текущий год, утверждаемым начальником гражданской обороны;
Разработка совместно со структурным подразделением объекта, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны (Штабом ГО), плана гражданской обороны объекта (вопросов организации и проведения на объекте мероприятий по радиационной защите) и его ежегодное уточнение.
Разработка и своевременная корректировка плана службы (мероприятий, возлагаемых на службу, и включаемых в Календарный план выполнения основных мероприятий ГО объекта, если отдельный план службы ГО не разрабатывается).
Руководство работой по созданию запасов средств индивидуальной защиты, приборов радиационной разведки и дозиметрического контроля, средств специальной обработки.
Укомплектование формирований службы личным составом и оснащение их табельным имуществом.
Проверка и поддержание готовности службы, организация подготовки производственного персонала к действиям в условиях радиоактивного заражения, подготовка формирований службы к выполнению задач по предназначению.
Прогнозировать и оценивать возможные последствия радиоактивного заражения и определение режимов защиты производственного персонала.[17]
При переводе гражданской обороны в высшие степени готовности:
С получением от дежурно-диспетчерской службы (иной службы круглосуточного дежурства) установленного распоряжения (сигнала) о введении степеней готовности гражданской обороны руководству и штабу службы (если он создается) немедленно прибыть на рабочие места (начальнику службы — к начальнику ГО);
С получением от начальника ГО задачи, ее уяснения и оценки обстановки организовать выполнение мероприятий плана службы (мероприятий, предусмотренных Календарным планом выполнения основных мероприятий гражданской обороны объекта, возложенных на службу — если план службы не разрабатывается).
Привести в готовность формирования службы, ввести усиленный режим работы службы с круглосуточным дежурством руководящего состава или его круглосуточной работы;
Обеспечить формирования службы средствами индивидуальной защиты, приборами радиационной разведки и дозиметрического контроля, организовать ввод в действие в установленном порядке соответствующих планирующих документов службы;
Руководить выполнением мероприятий, возложенных на службу в соответствии с Календарным планом выполнения основных мероприятий ГО объекта (или планом службы, если он разрабатывается отдельно).
При проведении мероприятий по рассредоточению необходимо обеспечить возможность первоначального управления действиями формирований службы, находящихся в составе рабочей смены, с запасного пункта управления объекта в загородной зоне.[12]
При угрозе и наличии опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий:
С получением соответствующего сигнала (распоряжения) привести в готовность силы и средства службы, организовать постоянное радиационное наблюдение на объекте и прилегающей к нему территории формированиями, имеющимися в составе рабочей смены, с заранее подготовленных мест развертывания постов радиационного наблюдения.
Организовать укрытие производственного персонала по сигналу «Внимание всем!» в кратчайшие сроки в защитных сооружениях на период возможной опасности.
Поддерживать связь с защищенного пункта управления и запасного пункта управления в загородной зоне (при его создании) с формированиями службы и взаимодействие с территориальной службой радиационной защиты и соседних объектов.
При обнаружении радиоактивного заражения организовать радиационную разведку формированиями службы, имеющимися в составе рабочей смены, а при необходимости и формированиями службы, вызываемыми (вводимыми) на объект из загородной зоны (из состава отдыхающих смен).
Оценить сложившуюся радиационную обстановку, доложить начальнику ГО объекта свои предложения по введению режимов защиты производственного персонала и проведению мероприятий радиационной защиты в ходе АСДНР.
Осуществлять руководство действиями формирований службы, постоянный контроль изменений в радиационной, химической и бактериологической обстановке, выполнении защитных мероприятий при проведении АСДНР.
Осуществлять контроль за специальной обработкой формирований, персонала, оборудования и транспортных средств при выводе их из зон заражения (очагов поражения).
Своевременно представлять донесения, доклады и информацию в штаб ГО объекта и территориальную службу ГО радиационной защиты об обстановке и проводимых мероприятиях.[1,2]
Функциональные обязанности начальника службы радиационной защиты.
Начальник службы радиационной защиты подчиняется начальнику гражданской обороны объекта. При решении оперативных вопросов начальник службы выполняет указания начальника штаба ГО объекта — заместителя начальника ГО. Вопросы взаимодействия с территориальной (городской, районной) службой радиационной защиты он решает через начальника или штаб службы.
Начальник службы радиационной защиты отвечает за организацию и проведение мероприятий по радиационной защите на объекте, постоянную готовность формирований службы.
Он обязан:
При повседневной деятельности:
· знать задачи службы, технические характеристики средств индивидуальной защиты и основных приборов радиационной разведки и дозиметрического контроля, возможности формирований при выполнении задач по предназначению и их обеспеченность табельным имуществом и техническими средствами;
· организовывать и возглавлять разработку и своевременную корректировку плана службы (мероприятий, возлагаемых на службу и включаемых в календарный план выполнения основных мероприятий ГО объекта, — если отдельный план службы ГО не разрабатывается) и раздела плана ГО объекта, включающего вопросы РХЗ;
· осуществлять руководство работой по созданию запасов средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля, средств специальной обработки;
· обеспечить создание и укомплектование формирований службы личным составом и оснащение их табельным имуществом;
· обеспечить постоянный контроль и поддержание готовности службы, организацию подготовки производственного персонала к действиям в условиях радиоактивного заражения, подготовку формирований службы к выполнению задач по предназначению;
· организовать прогнозирование и оценку возможных последствий радиоактивного заражения территории объекта и определение режимов защиты, которые могут быть введены для защиты производственного персонала;
· разрабатывать рекомендации и осуществлять контроль выполнения защитных мероприятий в структурных подразделениях объекта.
При переводе гражданской обороны в высшие степени готовности:
· с получением от дежурно-диспетчерской службы (иной службы круглосуточного дежурства) установленного распоряжения (сигнала) о введении степеней готовности гражданской обороны немедленно прибыть к месту сбора;
· после получения от начальника ГО задачи, ее уяснения и оценки обстановки, поставить задачи руководству службы (штабу, если он создан) и командирам (начальникам) формирований;
· организовать выполнение мероприятий, предусмотренных планом службы (Календарным планом выполнения основных мероприятий гражданской обороны, возлагаемых на службу, если отдельный план службы ГО не разрабатывается).
При угрозе и наличии опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий:
· с получением соответствующего сигнала (распоряжения) привести в готовность силы и средства службы, организовать постоянное радиационное наблюдение на объекте и прилегающей к нему территории формированиями, имеющимися в составе рабочей смены, с заранее подготовленных мест развертывания постов радиационного наблюдения;
· организовать укрытие производственного персонала по сигналу «Внимание всем!» в кратчайшие сроки в защитных сооружениях на период возможной опасности;
· поддерживать связь с защищенного пункта управления и запасного пункта управления в загородной зоне (при его создании) с формированиями службы и взаимодействие с территориальной службой радиационной защиты и соседних объектов;
· при обнаружении постами радиационного наблюдения радиоактивного заражения немедленно организовать радиационную разведку формированиями службы, имеющимися в составе рабочей смены, а при необходимости и формированиями службы, вызываемыми (вводимыми) на объект из загородной зоны (из состава отдыхающих смен);
· организовать работу штаба службы по оценке сложившейся радиационной обстановки, доложить начальнику ГО объекта выводы из оценки обстановки и предложения по введению необходимых режимов защиты производственного персонала и проведению мероприятий радиационной защиты в ходе АСДНР (Аварийно-спасательные и другие неотложные работы);
· организовать руководство действиями формирований службы, постоянный контроль изменения- радиационной обстановки и выполнения защитных мероприятий при проведении АСДНР;
· организовать обеспечение и контроль проведения специальной обработкой формирований, персонала, оборудования и транспортных средств при выводе их из зон заражения (очагов поражения);
· своевременно представлять донесения, доклады и информацию в штаб ГО объекта и территориальную службу ГО радиационной защиты об обстановке и проводимых мероприятиях.
Функциональные обязанности других должностных лиц службы (в соответствии с составом руководства и штаба службы, утвержденным начальником гражданской обороны) утверждаются начальником. [1,12,16,17] продолжение
--PAGE_BREAK--
2.2 Способы защиты населения
Своевременное оповещение населения
Среди комплекса мероприятий по защите населения при возникновении чрезвычайных ситуаций особо важное место принадлежит организации своевременного его оповещения, которое возлагается на органы ГО.
Оповещение организуется средствами радио и телевидения. Для того чтобы население вовремя включило эти средства оповещения, используют сигналы транспортных средств, а также прерывистые гудки предприятий.
Завывание сирен, прерывистые гудки предприятии сигналы транспортных средств означают предупредительный сигнал «Внимание всем!» Услышав этот сигнал, надо немедленно включить теле- и радиоприемники и слушать экстренное сообщение местных органов власти или штаба ГО. Все дальнейшие действия определяются их указаниями.[5,14]
Мероприятия противорадиационной защиты.
«Организация мероприятий радиационной защиты в структурных подразделениях объекта осуществляется их руководителями и должностными лицами (работниками), назначенными в этих подразделениях для проведения повседневной работы по ГО и организации эвакуационных мероприятий».[15]
Противорадиационная защита (ПРЗ) — это комплекс мероприятий ГО, направленных на предотвращение или ослабление воздействия ионизирующих излучений.
ПРЗ включает следующие мероприятия:
· выявление и оценка радиационной обстановки;
· разработка и ввод в действие режимов радиационной защиты;
· организация и проведение дозиметрического контроля;
· способы защиты населения при радиоактивном заражении;
· обеспечение населения и невоенизированных формирований ГО средствами ПРЗ (противогазы, средства защиты кожи и др., накопление, хранение, выдача);
· ликвидация последствий радиоактивного заражения (специальная санитарная обработка, обеззараживание местности и сооружений) и другие.
Для укрытия людей заблаговременно строятся защитные сооружения: убежища и противорадиационные укрытия.[19]
Убежища обеспечивают наиболее надежную защиту от всех поражающих факторов оружия массового поражения (в том числе и нейтронного), всех видов обычного оружия, а также от вредных последствий применения ядерного оружия (от высоких температур, ядовитых дымов и паров, обвалов, обломков разрушенных зданий и т.д.). В убежищах можно находиться длительное время.
Основными мерами защиты населения при возникновении радиоактивного загрязнения являются:
· использование коллективных и индивидуальных средств защиты;
· применение средств медицинской профилактики;
· соблюдение необходимых режимов поведения;
· эвакуация;
· ограничение доступа на загрязненную территорию;
· исключение потребления загрязненных продуктов питания и воды;
· санитарная обработка людей, дезактивация одежды, техники, сооружений, территории, дорог и других объектов.
Для уменьшения воздействия РВ при поступлении сигнала «Радиационная опасность», необходимо защитить органы дыхания от радиоактивной пыли и по возможности укрыться в ближайшем здании, лучше всего в собственной квартире. Войдя в помещение, снять и поместить верхнюю одежду в пластиковый пакет. Провести герметизацию и защиту продуктов питания пластиковыми пакетами. Сделать запас воды в закрытых сосудах. При приеме пищи промывать водой все продукты, выдерживающие воздействие воды.[11]
При необходимости (загрязненность помещения РВ) – защитить органы дыхания имеющимися СИЗ (средства индивидуальной защиты).
Помещение оставлять только при крайней необходимости и на короткое время. При выходе защищать органы дыхания, а также применять плащи, накидки из подручных средств, а также табельные средства защиты кожи.
Находясь на открытой местности, не снимать СИЗ, избегать поднятия пыли и движение по высокой траве и кустарнику, не прикасаться без надобности к посторонним предметам. Периодически проводить дезактивацию средств защиты, а также санитарную уборку открытых частей тела.[18]
МАГАТЭ(Международноеагентство по атомной энергии )утвердило новый знак
радиационной
опасности. (см. приложение №3)
2.3 Анализ радиационной обстановки в городе Соликамске.
Электромагнитные исследования и радиационная обстановка г. Соликамска.
Радиационная обстановка в городе определяется природным радиационным фоном и технологически измененным радиационным фоном.
Основную часть облучения человек получает от естественных источников радиации (космическое излучение и радионуклиды, присутствующие в земной коре. воде, воздухе). Основной вклад в дозу, обусловленную всеми природными источниками, вносит радон(222Rn) и продукты его распада Радиоактивный распад радона приводит к образованию радиоактивный аэрозолей, которые поступают в легкие человека вместе с вдыхаемым воздухом. Таким образом, происходит внутреннее облучение человека.
Основным источником поступления радона в воздух помещений является грунт, на котором стоит здание, строй материалы, продукты неполного сгорания природного газа и вода.
На территории города Соликамска находится 8 объектов, использующих радиоактивные вещества и приборы, генерирующие ионизирующее излучение. Это ОАО «Сильвинит»(солиотвалы К40), ОАО «СМЗ»( цех №7 – обработка лопарита в котором содержится радиоактивный торий), ОАО «Лесстром»(гамма установка для облучения ДВП и ДСП, с целью отвердевания смол на формальдегидной основе). ОАО «Соликамскбумпром»(РИПы), завод «Урал» (РИПы), ЗАО«Соликамскстрой»(РИПы). Кроме того, имеются 10 ЛПУ (лечебно-профилактические учреждений) с 21 рентген кабинетом (29 флюорографических и реитгенодиагностичеоких аппаратов). На территории Соликамского района расположено хранилище радиоактивных отходов магниевого завода. Отрицательного воздействия на окружающую среду не оказывают. Опасность для Соликамска является Белоярская АЭС находящаяся в свердловской области, которая ориентировочно находится на расстоянии 350 км. Соликамского района. Контроль за радиологической обстановкой в г. Соликамске и районе ведёт РосСанПотребНадзор.(см.табл.3)
Табл.3 Данные дозиметрических исследований 2003-2006
Мероприятия управления гражданской защиты города при угрозе и возникновении крупных производственных аварий в г. Соликамске.
1. При угрозе возникновения крупных производственных аварий, катастроф, стихийных бедствий.
а) Порядок оповещения органов управления, рабочих и служащих, остального населения об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.
В целях оперативного предупреждения опасных последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий и снижения потерь при их возникновении управление гражданской защиты города переводится в режим повышенной готовности, а на объектах экономики проводится комплекс мероприятий, который включает:
организацию постоянного радиационного и химического наблюдения на потенциально-опасных объектах экономики;
— круглосуточное дежурство руководящего состава;
— организация оповещения работников предприятий и населения, проживающего в опасных зонах;
— создание и поддержание в постоянной готовности сил и средств для проведения СИДНР.
Информация об угрозе возникновения крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий поступает к дежурному управления внутренних дел города от:
— дежурных АМСГ;
— химически опасных объектов;
-управления пожарной охраны;
— диспетчера ОАО «Транспорт»;
— дежурного станции «Соликамск»;
— начальников штабов по делам ГО и ЧС объектов города.
При получении информации проводится доклад РГО города председателю комиссии по ЧС и ПБ, начальнику главного управления МЧС России по Пермской области, и по их указаниям проводятся следующие мероприятия:
к Ч+ 20 мин. задействуется схема оповещения населения;
к Ч+ 40 мин. осуществляется оповещение комиссии по чрезвычайным ситуациям;
к Ч+ 15 мин. проводится оповещение дежурных служб и сил ОПЧС постоянной готовности в зависимости от обстановки;
к Ч+ 1ч. организуется сбор оперативной группы КЧС и ПБ города;
к Ч+1чинформирует начальника гарнизона, дежурного городского отдела службы Федеральной безопасности.
В случае угрозы химического заражения при авариях с АХОВ оповещение населения осуществляется по радиотрансляционной сети, телевидению и передвижным громкоговорящим установкам на автомобильном транспорте служб ООП.
При получении сведений об угрозе возникновения крупных аварий, катастроф и стихийных бедствий или признаков других видов опасности начальник управления гражданской защиты немедленно докладывает об этом главе местного самоуправления, председателю КЧС и ПБ города и в главное управление МЧС России по Пермской области, и получив от них разрешение, вводит в действие «План действий управления гражданской защиты» в части касающейся.
После прибытия руководящего состава и оперативной группы управления проводится уточнение:
к Ч+ 2 ч. зоны предполагаемой ЧС и прогноза развития обстановки; по результатам прогноза оценивается степень угрозы населению.
В результате анализа и оценки обстановки вырабатываются предложения для планирования и проведения мероприятий.
б) Порядок осуществления мероприятий по предупреждению или снижению воздействия ЧС, объем, сроки, привлекаемые силы и средства города.
При угрозе радиационного, химического и бактериологического заражения:
— уточняются зоны предполагаемой ЧС и прогноз развития обстановки;
— оценивается степень угрозы населению;
— к Ч+2,5ч готовится к выезду в район предполагаемой ЧС подвижный пункт
управления и состав оперативной группы для координации действий и организации работы на месте;
— к Ч+2ч проводится усиление наблюдения и контроля за состоянием природной среды и обстановкой в районе ЧС силами центра Гигиены и Эпидемиологии в г. Соликамске и лаборатории по мониторингу атмосферного воздуха;
— организуется связь с районом угрозы ЧС и объектами экономики;
— организуется взаимодействие со службами и силами городского звена ОПЧС, задействованными для ликвидации ЧС;
— организуется герметизация помещений подручными средствами;
— подготовка к выдаче и выдача рабочим, служащим и населению СИЗ из запасов объектов через Ч+ 2ч и мобрезерва через Ч+ 4ч;
— к Ч+ 3ч, проводится выписка больных из стационаров на амбулаторное лечение;
— к Ч+ 5ч развертывается сеть стационаров на коек для лечения пораженных;
— к Ч+ 6чпроводится иммунизация не привитого населения в эпидемически неблагоприятных районах;
— к Ч+ 5ч развертывается токсико-терапевтическое отделение на 100 коек и разворачивание до 3 отрядов первой врачебной помощи;
— к Ч+ 2ч проводится подготовка 2сборных эвакопунктов и 6единиц техники для проведения эвакуации;
— к Ч+ 4чприводятся в готовность 376 человек аварийно — спасательных формирований для проведения СИДНР;
— уточняется состав необходимых сил городского звена ОПЧС постоянной готовности. При угрозе возникновения ЧС, не связанных с возможным заражением местности:
— уточняются зоны предполагаемой ЧС и прогноз развития обстановки;
— оценивается степень угрозы населению;
— к Ч+ 2ч готовится к выезду в район предполагаемой ЧС подвижный пункт управления и состав оперативной группы для координации действий и организации работы на месте;
— к Ч+ 30мин проводится усиление наблюдения и контроля за состоянием природной среды и обстановкой в районе ЧС;
— к Ч+ 2ч организуется связь с районом угрозы ЧС и объектами экономики и взаимодействие со службами и силами городского звена ОПЧС, задействованными для предотвращения ЧС;
-начинается проведение инженерно-технических мероприятий по предотвращению ЧС и снижению его возможных последствий;
— к Ч+ 3чпроводится выписка больных из стационаров на амбулаторное лечение в зависимости от обстановки.
2. При возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.
а) Организация оповещения органов управления, сил постоянной готовности города, а также привлекаемых по плану взаимодействия частей МВД РФ (3426 б) и информирование населения о возникновении ЧС. Сообщение об аварии диспетчер ОЭ доводит до служб постоянной готовности объекта, руководящего состава объекта, дежурного управления внутренних дел города и управления гражданской защиты города.
Оповещение рабочих, служащих объекта и населения в 2,5 км зоне производится диспетчером объекта через внутриобъектовую систему оповещения. После предварительной оценки обстановки диспетчер доводит информацию до других объектов, попадающих в зону поражения согласно списка.
Управление гражданской защиты города производит оценку обстановки, вырабатывает
предложения для принятия решения, докладывает начальнику ГО города — главе местного самоуправления, председателю КЧС и ПБ города и по их решению производит оповещение населения подачей сигнала «Внимание всем» (включаются сирены), и передается речевое сообщение через радиотрансляционную сеть города. В район, где возникла ЧС, высылаются машины службы ООП с громкоговорящими установками для оповещения населения, находящегося на улице.
б) Приведение в готовность управления гражданской защиты, НАСФ повышенной готовности к ликвидации последствий ЧС мирного времени.
При возникновении крупномасштабных ЧС, прогноз развития которых представляет угрозу жизни и здоровью людей, устанавливается Чрезвычайный режим функционирования, который предусматривает:
— в течение 30 минут производится оповещение на всех уровнях реагирования;
— объявляется сбор КЧС и ПБ города и личного состава управления гражданской защиты города;
— к Ч+ 2ч. организуется круглосуточная работа боевого расчета управления;
— к Ч+ 2ч.на место ЧС в составе оперативной группы КЧС и ПБ выезжает оперативная группа управления для изучения обстановки, координации действий сил, участвующих в ликвидации ЧС;
— решением КЧС и ПБ руководство ликвидацией ЧС берут на себя городская КЧС и ПБ и управление гражданской защиты города;
— к Ч+ 4ч. создается группировка сил и средств, проводится подготовка решения КЧС и ПБ на проведение аварийно-спасательных работ и ликвидацию ЧС;
— анализируется складывающаяся обстановка и совместно со службами ГО готовятся предложения по наращиванию сил и средств;
— к Ч+ 4ч. в зависимости от складывающейся обстановки в Главное управление ГОЧС Пермской области вносится предложение на привлечение батальона ГО и частей МО РФ, согласно планов взаимодействия;
— к Ч+ 2ч оперативная группа КЧС и ПБ, прибывшая на место, изучает обстановку, организует связь и начинает координировать действия сил, беря на себя руководство ликвидацией ЧС;
— каждые 3 часа до завершения работ представляется доклад в Главное управление по делам ГО и ЧС Пермской области об обстановке и ходе ликвидации ЧС.
При приведении в готовность НАСФ повышенной готовности проводятся следующие мероприятия:
— проверка укомплектованности личным составом и техникой;
— состояние средств связи;
— уточнение обязанностей и планов действий согласно сложившейся обстановки;
— доукомплектования за счет производственных фондов средствами малой механизации;
— создание резервных запасов СИЗ, средств обеззараживания, питания и других материальных средств, инструментов, исходя из обстановки;
— определяется порядок ввода сил в очаг ЧС.
3. Организация управления мероприятиями городского звена ОПЧС по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
а. Руководство первоочередными аварийно-спасательными работами, осуществляемыми силами и средствами объектовых и местных аварийно-спасательных служб непосредственно в очаге поражения, возглавляет прибывший на место происшествия старший начальник пожарной охраны МЧС — до принятия другого решения соответствующей комиссией по ЧС. Общее руководство и координацию всех действий по ликвидации ЧС возглавляет штаб ликвидации аварии во главе с директором или главным инженером объекта или соответствующая территориальная КЧС.
б. Получив сообщение о ЧС, оперативный дежурный ЕДДС города выясняет необходимые данные:
— об обстановке на месте происшествия;
— о необходимой помощи;
— о наличии угрозы населению в ближайших районах;
— об имеющихся средствах и порядке связи с районом ЧС.
в. Управление гражданской защиты города, как рабочий орган КЧС и ПБ, основываясь на оценке масштабов происшествия и с учетом имеющегося плана действий при ЧС данного характера, принимает незамедлительные меры:
— по оповещению и задействованию требующихся дополнительных сил и средств согласно имеющегося расчета;
— по организации возможных видов связи с местом ЧС и силами городского звена ОПЧС, участвующими в ее ликвидации;
— подготавливает решение КЧС о порядке дальнейшего управления и непосредственного руководства проведением аварийно-спасательных работ;
— проводит подготовку и отправку на место ЧС подвижного пункта управления с оперативной группой управления для работы в составе оперативной группы КЧС города.
г. Оперативная группа управления гражданской защиты города.
Являясь рабочим органом КЧС и ПБ города, формируется из состава КЧС и ПБ города и работников управления гражданской защиты и базируется на базе подвижного пункта управления в максимальной близости от места чрезвычайной ситуации.
Оперативная группа в своей работе решает следующие задачи:
— организация управления и связи из района ЧС с координационным центром и КЧС;
— проведение разведки и сбор информации о масштабах ЧС и прогнозе развития ситуации;
— осуществляет сбор информации о привлеченных силах и средствах;
— во взаимодействии с руководителем аварийно-спасательных работ готовит предложения о необходимой помощи и потребности наращивания сил и средств для ликвидации ЧС;
— по результатам изучения обстановки вырабатывает обобщенный доклад для КЧС о положении дел, необходимой помощи, о транспортной сети, пригодной для приема грузов и отправки пострадавших.
д. Организация защиты, первоочередного жизнеобеспечения населения, материальных, культурных ценностей и мероприятия по обеспечению действий сил и средств, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Обеспечение действий сил и средств городского звена ОПЧС, привлекаемых для проведения спасательных и других работ, а также для осуществления мероприятий по защите населения, сельскохозяйственных животных, продукции животноводства и растениеводства, материальных ценностей — осуществляется созданными городской администрацией службами и комиссией по чрезвычайным ситуациям города.
Городские службы: связи и оповещения, медицинская, коммунально-техническая, охраны общественного порядка, торговли и питания, противопожарная, автомобильно-дорожного транспорта, электроснабжения, горюче-смазочных материалов, инженерная, — в силу своих предназначений по основной деятельности оснащены оптимальной материально-технической базой, имеют соответствующие СИЗ, оборудование и в состоянии выполнить свои задачи во взаимодействии по управлению и организации работ НАСФ ГО города, обеспечить действия сил и средств городского звена областной подсистемы по ЧС.
Служба связи и оповещения.
Обеспечивает органы управления ГО объектов экономики, города и управления гражданской защиты города устойчивой связью, организует и контролирует эксплуатационно-техническое обслуживание стационарных средств связи и оповещения, установленных в подразделениях связи и находящихся в ведении штабов ГО, поддерживает их в постоянной готовности, организует техническое обеспечение передачи и приема сигналов оповещения по указаниям управления гражданской защиты города.
Медицинская.
Осуществляет медицинские мероприятия ГО, организует и осуществляет лечебно-эвакуационные, санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, направленные на сохранение здоровья населения, личного состава формирований ГО, своевременное оказание медицинской помощи пораженным и больным в целях быстрейшего их возвращения к трудовой деятельности, максимального снижения инвалидности и смертности, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Коммунально-техническая
Организует и осуществляет мероприятия по повышению устойчивости работы городских сетей коммунального хозяйства, ликвидирует аварии на этих сетях, производит дегазацию, дезактивацию и дезинфекцию зараженной территории, различных сооружений, техники и транспортных средств.
Охраны общественного порядка
Поддерживает общественный порядок в городе и на ОЭ, в очагах поражения, местах сосредоточения людей и транспорта, на маршрутах их движения, охраняет виды собственности и организует комендантскую службу.
Торговли и питания
Развертывает и осуществляет мероприятия по защите запасов продовольствия и промтоваров первой необходимости, организует закладку запасов продовольствия в убежище и пункты управления, обеспечивает питанием состав формирований, работающий в очагах поражения, а также пострадавших, находящихся в отрядах первой медпомощи, обеспечивает бельем, одеждой и обувью пункты спецобработки и ОПМП.
Противопожарная
Осуществляет контроль за своевременным выполнением технических, организационных и пожаро — профилактических мероприятий, направленных на повышение противопожарной устойчивости города, ОЭ; локализует и ведет тушение пожаров при проведении СиДНР в очагах поражения, при авариях, стихийных бедствиях и проводит спасательные работы.
Автомобильно-дорожного транспорта
Обеспечивает перевозки материалов для строительства защитных сооружений, рассредоточение и эвакуацию населения, подвоз (вывоз) рабочих смен в загородную зону, материальных ценностей, уникального оборудования, продовольствия и др. материальных средств, подвоз сил и средств ведения СиДНР в очагах поражения и бедствий, а также эвакуацию пострадавших людей.
Энергоснабжения
Обеспечивает устойчивую работу энергосетей, ликвидирует аварии на энергетических сетях и сооружениях, обеспечивает работу автономных источников электроэнергии и подачу ее в очаг фронта работ формирований ГО при проведении СиДНР. Развертывает и осуществляет мероприятия по светомаскировке города и ОЭ.
Горюче-смазочных материалов
Организует обеспечение горюче-смазочными материалами автотранспорта и другой техники, привлекаемых к проведению мероприятий ГО, с использованием для этих целей стационарных и передвижных АЗС и ПАЗС.
Инженерная
Организует и осуществляет контроль за накоплением фонда защитных сооружений, разрабатывает и осуществляет планы ускоренного строительства недостающего фонда защитных сооружений, подготовки и организации действий соответствующих формирований служб, привлекаемых к проведению СиДНР, а также для инженерного обеспечения действий сил ГО в исходных районах, при выдвижении к очагам поражения и на объектах работ, для проведения работ и инженерного обеспечения мероприятий по борьбе с массовыми лесными пожарами, ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф.
План проведения эвакуации при ЧС природного и техногенного характера.
1. Порядок приведения эвакуационной комиссии в готовность.
Проведение эвакуации населения из зоны чрезвычайной ситуации в каждом конкретном случае определяется условиями возникновения и развития чрезвычайной ситуации, характером и пространственно-временными параметрами воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации. В случае возникновения ЧС и при необходимости проведения эвакуационных мероприятий оперативный дежурный ЕДДС города производит единовременное оповещение членов эвакуационной комиссии города Соликамск по внутригородской системе централизованного оповещения АСО-8 и действующим каналам оперативной связи (телефон, телеграф, радио). В течение 1 часа руководящий состав эвакуационной комиссии г. Соликамска прибывает на пункт управления, проводится доведение обстановки и постановка задач, секретарь эвакуационной комиссии получает планирующие документы, происходит их уточнение. В течение 1 часа организовывается круглосуточное дежурство членов эвакуационной комиссии, связь с администрацией пунктов временного размещения, а также подчиненными эвакуационными комиссиями объектов экономики и транспортными службами города.
2. Порядок оповещения населения о начале эвакуации.
Информация об угрозе возникновения крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий поступает к оперативному дежурному ЕДДС от:
— дежурных АМСГ;
— химически опасных объектов;
— управления пожарной охраны;
— диспетчера ОАО «Транспорт»;
— дежурного станции «Соликамск»;
— начальников отделов по делам ГО и ЧС объектов города.
В случае угрозы химического заражения при авариях с АХОВ на ОАО «Соликамский магниевый завод» оповещение населения осуществляется по радиотрансляционной сети, телевидению и передвижным громкоговорящим установкам на автомобильном транспорте служб охраны общественного порядка.
Сообщение об аварии диспетчер объекта экономики доводит до служб постоянной готовности объекта, руководящего состава объекта, дежурного управления внутренних дел города и оперативного дежурного ЕДДС. Оповещение рабочих, служащих объекта и населения в 2,5 км зоне производится диспетчером объекта через внутри-объектовую систему оповещения. После предварительной оценки обстановки диспетчер доводит информацию до других объектов, попадающих в зону заражения согласно списка (Приложение № 4).
Население готовится к действиям в случае возникновения ЧС через консультационные пункты при домоуправлениях, а также используется радиотрансляционная сеть и телевидение для оповещения населения, передачи информации о порядке ведения и действий при ЧС.
3. Численность эваконаселения с разбивкой по категориям.
Всего подлежит эвакуации 98100 человек, в том числе школьников 15584 человека, пенсионеров 26500 человек.
В эвакуации может быть задействовано 2200 человек персонала медицинских учреждений и 28 невоенизированных формирований.
4. Сроки выполнения эвакуационных мероприятий
При угрозе химического заражения:
к 4+20 минут задействуется схема оповещения населения;
к 4+2 проводится подготовка 6 единиц техники для проведения эвакуации;
к 4+2 проводится развертывание ПВР (при необходимости);
к Ч+3 проводится выписка больных из стационаров на амбулаторное лечение;
к Ч+5 развертывается сеть стационаров на 300 коек для лечения пораженных. 5. Маршруты вывоза (вывода) населения
В случае аварии на ОАО «Соликамский магниевый завод» с выбросом хлора порядок и направление выхода (эвакуации) из зоны заражения определяет КЧС и ПБ города через радиосеть. На улицы жилых массивов, попавших в зону заражения, высылаются машины с громкоговорящими установками для оповещения населения (ЖЭУ-1 — 2500 человек), проводится герметизация жилых помещений и оповещение населения по средствам радио каждые 30 минут о принимаемых мерах локализации и необходимых действиях населения по защите от АХОВ. Проводится организация оцепления очага химического заражения с выставлением постов ГИБДД на перекрестках дорог.
Население, находящееся на улице, оповещается о срочном выходе из зоны возможного заражения с помощью машины с громкоговорителями, и выводится перпендикулярно направлению ветра.
Вывод людей с объектов экономики из зоны возможного заражения осуществляется в следующих направлениях: работников ОАО «Сильвинит», ОАО «Соликамский магниевый завод», Березниковский отдельный военизированный отряд, МУП ЖПЭТ № 2, ОАО «СМУ № 1», ЗАО «Трест Уралстальконструкция» Соликамский участок, Соликамский филиал ЗАО «Пермглавнефтеснаб» — в район д. Корякино; ОАО «Соликамский мясокомбинат», ОАО «Хлеб Соликамска» — в сторону железнодорожного полотна и далее к порту.
Над незаложенными выработками ОАО «Сильвинит», проживает 80 человек. В частном секторе проживает 80 человек (13 домов по улицам Бабушкина, Ломоносова). На данной территории расположены: МДОУ «Детский сад № 17» (ул. Парижской Коммуны, 10), численность постоянного состава — 58 человек, переменного состава — 209 человек; а также АТС — 5 (ул. Парижской Коммуны, 17), численность работающих – 170 человек. При возникновении ЧС население, проживающие над незаложенными выработками ОАО «Сильвинит», эвакуируется на пункты временного размещения. 6. Порядок вывоза населения транспортом из зон ЧС природного и техногенного характера Для эвакуации пораженных планируется использовать 20 санитарных машин и 6 автобусов.
При ЧС на ОАО «Соликамский магниевый завод» с выбросом аммиака для эвакуации будет задействовано 6 автобусов. 2300 человек выводятся пешим порядком.
В случае аварии на ОАО «Соликамский мясокомбинат» с выбросом аммиака для эвакуации будет задействовано 6 автобусов. 2300 человек выводятся пешим порядком.
В случае угрозы аварии на ОАО «Соликамский магниевый завод» с выбросом хлора предусмотрены следующие эвакуационные мероприятия:
А) для обеспечения эвакуации детей из дошкольных и младших школьных учреждений, попадающих в зону заражения, выделяется 6 автобусов ООО «Городской экспресс» (тел. 4-87-07), снимаемых с маршрута. Кроме того, по решению председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности г. Соликамска, используется автотранспорт ОАО «Сильвинит» (7 автобусов), ОАО «Соликамский магниевый завод» (8 автобусов), ООО «Горавтотранс» (7 автобусов).
Б) взрослое население выходит из зон заражения пешим порядком перпендикулярно направлению ветра на возвышенные места, избегая оврагов, логов и низин.
Для размещения детей, вывезенных из зон заражения, предусмотрено использовать профилактории объектов экономики южной и северной части города, в зависимости от обстановки.
Для вывоза населения, проживающего над незаложенными выработками ОАО «Сильвинит», выделяется 6 автобусов ООО «Городской экспресс». В первую очередь эвакуируют работников и детей из МДОУ «Детский сад № 17». Кроме того, по решению председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности г. Соликамска, при необходимости, дополнительно используется автотранспорт ОАО «Сильвинит» и ОАО «Соликамский магниевый завод».
Пункты временного размещения эваконаселения.
Пункты временного размещения разворачиваются эвакуационными комиссиями объектов экономики, за которыми они закреплены, через Ч+2 часа.
А). Профилакторий ФГУП завода «Урал» — 200 человек.
Б). Оздоровительный лагерь «Лесная сказка» — 220 человек.
В). Профилакторий ОАО «Соликамский магниевый завод» -100 человек.
Г).Оздоровительный лагерь ОАО «Соликамский магниевый завод» — 100 человек.
Д). Профилакторий ОАО «Сильвинит» — 100 человек.
Е). Оздоровительный лагерь ОАО «Сильвинит» — 250 человек. продолжение
--PAGE_BREAK--