Мальцев В.В., Мальцев А.Ф. аспиранты кафедрыбезопасность жизнедеятельности
«Образующие»личности – этого высшего единства человека, изменчивого, как изменчива сама егожизнь, и вместе с тем сохраняющего свое постоянство, свою аутоидентичность».Реальным базисом личности человека является совокупность его, общественных посвоей природе, отношений к миру, но отношений, которые реализуются, а ониреализуются его деятельностью, точнее, совокупностью его многообразныхдеятельностей. Имеются в виду именно деятельности субъекта, которые и являютсяисходными «единицами» психологического анализа личности, а не действия, неоперации, не психофизиологические функции или блоки этих функций; последниехарактеризуют деятельность, а не непосредственно личность. На первый взгляд этоположение кажется противоречащим эмпирическим представлениям о личности и, болеетого, обедняющим их, тем не менее, оно единственно открывает путь к пониманиюличности в ее действительной психологической конкретности .
Важныйфакт заключается в том, что в ходе развития субъекта отдельные его деятельностивступают между собой в иерархические отношения. На уровне личности они отнюдьне образуют простого пучка, лучи которого имеют свой источник и центр всубъекте. Представление о связях между деятельностями как о коренящихся вединстве и целостности их субъекта является оправданным лишь на уровнеиндивида. На этом уровне (у животного, у младенца) состав деятельностей и ихвзаимосвязи непосредственно определяются свойствами субъекта – общими ииндивидуальными, врожденными и приобретенными прижизненно. Например, изменениеизбирательности и смена деятельности находятся в прямой зависимости от текущихсостояний потребностей организма, от изменения его биологических доминант.Другое дело – иерархические отношения деятельностей, которые характеризуютличность. Их особенностью является их «отвязанность» от состояний организма.Эти иерархии деятельностей порождаются их собственным развитием, они-то иобразуют ядро личности. Иначе говоря, «узлы», соединяющие отдельныедеятельности, завязываются не действием биологических или духовных сил субъекта,которые лежат в нем самом, а завязываются они в той системе отношений, вкоторые вступает субъект. Наблюдение обнаруживает те первые «узлы», собразования которых у ребенка начинается самый ранний этап формированияличности. Личность формируется во взаимодействии, в которое человек вступает сокружающим миром. Во взаимодействии с миром, в осуществляемой им деятельностичеловек не только проявляется, но и формируется. Поэтому-то такое фундаментальноезначение для психологии приобретает деятельность человека.
Формированиеличности предполагает развитие процесса целеобразования и соответственноразвития действий субъекта. Действия, все более обогащаясь, как бы перерастаюттот круг деятельностей, которые они реализуют, и вступают в противоречие спородившими их мотивами. Явления такого перерастания хорошо известны ипостоянно описываются в литературе по возрастной психологии, хотя и в другихтерминах; они-то и образуют так называемые кризисы развития – кризис трех лет, семилет, подросткового периода, как и гораздо меньше изученные кризисы зрелости. Врезультате происходит сдвиг мотивов на цели, изменение их иерархии и рождениеновых мотивов – новых видов деятельности; прежние цели психологически дискредитируются,а отвечающие им действия или вовсе перестают существовать, или превращаются вбезличные операции. Внутренние движущие силы этого процесса лежат в исходнойдвойственности связей субъекта с миром, в их двоякой опосредованности –предметной деятельностью и общением. Ее развертывание порождает не толькодвойственность мотивации действий, но благодаря этому также и соподчинения их, зависящиеот открывающихся перед субъектом объективных отношений, в которые он вступает.Развитие и умножение этих особых по своей природе соподчинений, возникающихтолько в условиях жизни человека в обществе, занимает длительный период, которыйможет быть назван этапом стихийного, не направляемого самосознанием складыванияличности. На этом этапе, продолжающемся вплоть до подросткового возраста, процессформирования личности, однако, не заканчивается, он только подготавливаетрождение сознающей себя личности.
Впедагогической и психологической литературе постоянно указывается то младшийдошкольный, то подростковый возрасты как переломные в этом отношении. Личностьдействительно рождается дважды: первый раз – когда у ребенка проявляются вявных формах полимотивированность и соподчиненность его действий (вспомнимфеномен «горькой конфеты» и подобные ему), второй раз – когда возникает егосознательная личность. В последнем случае имеется в виду какая-то особаяперестройка сознания. Возникает задача – понять необходимость этой перестройкии то, в чем именно она состоит. В движении индивидуального сознания, описанномраньше как процесс взаимопереходов непосредственно-чувственных содержаний изначений, приобретающих в зависимости от мотивов деятельности тот или инойсмысл, теперь открывается движение еще в одном измерении. Если описанное раньшедвижение образно представить себе как движение в горизонтальной плоскости, тоэто новое движение происходит как бы по вертикали. Оно заключается всоотнесении мотивов друг с другом: некоторые занимают место подчиняющих себедругие и как бы возвышаются над ними, некоторые, наоборот, опускаются доположения подчиненных или даже вовсе утрачивают свою смыслообразующую функцию.Становление этого движения и выражает собой становление связной системыличностных смыслов – становление личности .
Однозначно,формирование личности представляет собой процесс непрерывный, состоящий из рядапоследовательно сменяющихся стадий, качественные особенности которых зависят отконкретных условий и обстоятельств. Поэтому, прослеживая последовательные егосечения, как правило, замечаются лишь отдельные сдвиги. Но если взглянуть нанего как бы с некоторого удаления, то переход, знаменующий собой подлинноерождение личности, выступает как событие, изменяющее ход всего последующегопсихического развития .
Знания,представления о себе накапливаются уже в раннем детстве; в неосознаваемыхчувственных формах они, по-видимому, существуют и у высших животных. Другоедело – самосознание осознание своего Я. Оно есть результат, продукт становлениячеловека как личности, данный аспект проявляется в действиях во время сложных, либочрезвычайных ситуаций. Личность, наученная действовать в сложных ситуациях подвоздействием страха, в состоянии адаптироваться к нему и психологически чащевыходит победителем из экстремальной ситуации, при этом оказав помощь другимлюдям. Если ум и воля в какой-то степени подчинены человеку и регулируемые, тоэмоции зачастую возникают и действуют на поведение непроизвольно, помимо воли ижеланий. Следовательно, можно предположить, что, воздействуя на психикучеловека специальными методами и средствами, формируя его ум и волю, можнонаучить его на сознательном уровне понимать и контролировать такую эмоцию, какстрах. Этим занимаются все исследователи психики человека. Что нужно знать иуметь делать человеку, чтобы уменьшить чувство страха, растерянности, приобрестиуверенность, добиться комфортного состояния при неблагоприятной ситуации? Какбороться с тревогой, скованностью, боязнью, суетливостью, паникой и т. д., тоесть спутниками страха?
Содержаниеличности безопасного типа включает в себя возможности и способности человекаудовлетворять потребности в самореализации, самоопределении, самоутверждении, самостоятельностии самооценке, что составляет ядро личности. По вышерассмотренным качествам, присущимличности, люди делятся на тех, у кого эти возможности и способности есть, и натех, у кого они в какой-то степени ограничены. Личность безопасного типаотличается определенным уровнем психологической устойчивости и психологическойготовности к действиям в различных жизненных ситуациях. «Психологическуюустойчивость личности безопасного типа обусловливают стойкиеобщинно-коллективистские мотивы в поведении; знание окружающего мира; осознаниевозможных угроз и опасностей по отношению к себе. Психологическая готовностьличности безопасного типа объясняется предвидением опасностей, осознаниемвозможностей уклониться от опасностей; наличием навыка преодоления опасности».
Какличность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностьюего сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяетсяуровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются возможностиданного человека к участию в общественных отношениях. Существенной сторонойличности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своимобщественным и трудовым обязанностям. Личность безопасного типа, в социальномаспекте, выражается в активности человека в обществе, в применении опасных ибезопасных способов самореализации в условиях взаимодействия с природой, инфраструктуройгорода, общественно-правовых отношений в обществе, общения с другими людьми, своеголичного физического развития и выполнения других действий, а именно: служба вармии, взаимоотношения с государственными, административными иправоохранительными органами и др. Михайлов Л.В. определяет, что «основнымичертами личности безопасного типа можно назвать: общественно-коллективистскиемотивы поведения гражданина; бережное отношение к окружающему миру; грамотностьво всех областях обеспечения безопасной жизнедеятельности; наличие навыков защитыот угроз природы, людей, исходящих от внешних источников и из самого себя». А«содержание поведения личности безопасного типа определяется наличием трехосновных компонентов, единство и реальность которых существенно влияют наприобретения комфортного уровня взаимодействия личности и сред обитаниячеловека: предвидение опасности; уклонение от опасности; преодолениеопасности».
Сознаниесвоей обособленности позволяет индивиду быть свободным от произвольныхпреходящих социальных условий, диктата власти, не терять самообладание вусловиях социальной дестабилизации и тоталитарных репрессий. Автономностьличности – это ее обособленность от недостойных побуждений, сиюминутнойпрестижности и псевдосоциальной активности. Таким образом, общая цельформирования личности безопасного типа должна сводиться не только к выработкенавыков и умений, позволяющих правильно строить свое поведение и таким образомснижать уровень исходящих от себя угроз, а также осуществлять профилактикуопасностей, окружающих человека в современном мире, но воспитанию духовности.Ядро личности связано с ее высшим психическим качеством – духовностью.Духовность – высшее проявление сущности человека, его внутренняя приверженностьчеловеческому, нравственному долгу, подчиненность человека высшему смыслу егобытия. Духовность личности – ее сверхсознание, неугасимая потребность стойкогоотвержения всего низменного, беззаветная преданность возвышенным идеалам.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.bezopasnost.edu66.ru