Реферат по предмету "Безопасность жизнедеятельности"


Стратегия развития образовательной области «безопасность жизнедеятельности в России»

Прошло13 лет после введения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» вроссийских школах и предмета «Безопасность жизнедеятельности» в высших учебныхзаведениях страны. Появление этих учебных дисциплин, по сути, стало интуитивнымотражением еще не вполне осознанной государственной и общественной потребности ворганизации целенаправленного, непрерывного, массового образования населения повопросам безопасности жизнедеятельности в связи с крайне обострившейсяпроблемой выживания России и всего человечества в условиях развивающегося встране глубочайшего системного кризиса, а также небывалого роста глобальныхвызовов и угроз.
Главныйрезультат минувшего периода заключается в том, что мы выстояли, находясь втяжелейших условиях неопределенности, отсутствия необходимой материальной иметодической поддержки, скрытого и открытого сопротивления чиновников, в томчисле в самом Министерстве образования, и даже протестных действий значительнойчасти педагогов и родителей.
Внедрениеи развитие курса ОБЖ, а параллельно с ним и БЖД, шло исключительно благодаряподвижничеству педагогов, специалистов МЧС, МВД, в меньшей мере Министерстваобороны, а также усилиям общественности.
Поданным МЧС России, в 76 регионах страны из 89 курс ОБЖ преподается в школе с 1по 11 классы и считается обязательным на региональном уровне. Появилась иутверждается в образовательной среде новая специальность 033300 – «Безопасностьжизнедеятельности». Квалификация – учитель безопасности жизнедеятельности.Сегодня уже 25 тысяч учителей, целая интеллектуальная армия безопасности,занимается обучением и воспитанием учащихся по вопросам, связанным собеспечением защищенности личности, общества, государства от внутренних ивнешних угроз в различных ситуациях социального, природного и техногенногохарактера.
Всвязи с преподаванием ОБЖ и БЖД в образовательных учреждениях Россиирасширились возможности науки по разработке теории безопасности. Более того,появились предпосылки для выделения ее нового направления – педагогикибезопасности. Подготовлены новые ученые в этой области – доктора наук,кандидаты наук. Тем самым закладывается фундаментальность содержания ипсихолого-педагогических технологий ОБЖ и БЖД, формирующих личность гражданина,ответственно относящегося к личной безопасности и безопасности других. Болеекачественными становятся учебники и учебные пособия по ОБЖ и БЖД, хотя на нашвзгляд, они все еще неудовлетворительные и далеко не отвечают своемупредназначению – воспитанию у учащихся и студентов культуры безопасности.
Настоящимпрорывом в закреплении статуса ОБЖ и БЖД в школе и вузе стало принятие ГосударственнойДумой в первом чтении проекта Федерального закона «О стандартах образования»(2002 г.), в котором курс ОБЖ был отнесен к категории «образовательная область»наряду с другими традиционными учебными дисциплинами. После этого, казалось,что уже ничто не помешает поступательному продвижению ОБЖ и БЖД в системеобразования России. Но не тут-то было.
Втом же 2002 году, уже после первичного решения Думы по поводу образовательныхстандартов, бывший министр образования Филиппов совершенно неожиданно дляпедагогический общественности распустил подготовившую этот документ группуФирсова В.В. и передоверил заниматься «реформой» российского образования такимодиозным деятелям, как Кузьминов (ректор Высшей школы экономики), Днепров(бывший Министр образования), Шадриков (бывший зам. Министра образования). Этилюди известны своими либеральными взглядами и приверженностью западнымценностям. Получив на определенных условиях деньги, и немалые, от Всемирногобанка, а возможно, и из других зарубежных источников на «реформу» образования вРоссии, эта группа, сумевшая привлечь на свою сторону Филиппова, попыталасьнавязать российскому обществу чуждые и крайне опасные по своим последствиямпредставления о том, чему и как следует учить наших детей. При этом главной мишеньюсвоих нападок они избрали ОБЖ – единственный предмет в школе о безопасности.Под видом необходимости освободить учеников от чрезмерной нагрузки онипредложили изъять его из школьной программы. Кузьминов в своей статье«Образование и реформа», опубликованной в журнале «Наука и жизнь», заявил, что«все предметы имеют право на существование, кроме ОБЖ».
Спрашивается,почему враги России и внутренние, и внешние вдруг так ополчились против ОБЖ?Ведь они молчали, когда преподавание этого предмета сводилось к чистотехническим занятиям, например, по пожарной безопасности, а кое-где и к урокамбезопасного секса. Вышеупомянутый Днепров в своей концепции «реформы»образования, настаивал на том, что в системе образования должна рассматриватьсятолько личная безопасность учащегося во время его нахождения в школе, анациональная безопасность – это, дескать, удел Совета Безопасности. Днепровраскрылся тем самым. Стоило лишь сделать первые попытки поднять планку ОБЖ науровень национальной безопасности и включить это положение в концепцию иобразовательный стандарт, как противник всполошился. В качественно новомподходе к ОБЖ он увидел угрозу своим планам закабаления России, использованиянашей страны в качестве сырьевого придатка Запада, так называемого «золотого миллиарда».Ведь ученик, усвоивший, что такое национальная безопасность, осознавший свойпатриотический долг и получивший навыки обеспечения безопасности страны,никогда не согласится с колонизацией своей Родины и будет самоотверженнозащищать ее национальные интересы. Поэтому нападки на ОБЖ со стороны агентоввлияния Запада должны укреплять нас в правоте нашего дела, когда мы отстаиваемобразовательную область безопасность жизнедеятельности.
Мнехотелось бы поблагодарить каждого учителя безопасности жизнедеятельности,присутствующих здесь Сапронова, Сюнькова, Смирнова, Петрова и другихподвижников ОБЖ за их гражданский подвиг во имя внедрения, сохранения иразвития образовательной области безопасность жизнедеятельности. Этот подвиг неменее значим, чем героические дела в Великой Отечественной войне. Учительбезопасности жизнедеятельности находится сегодня на передовой защиты Отечества,обеспечения национальной безопасности России. Вопрос сегодня стоит так: будетобразовательная область безопасность жизнедеятельности ведущей дисциплиной вшколе и вузе – спасется, выживет Россия, если не будет, значит не будет иРоссии. Именно сохранение и развитие ОБЖ и БЖД дает шанс России на выживание,ее будущее.
Такаяпозиция основана на том, что и для России, и для всего человечества главнойпроблемой XXI века является выживание. Более ста лет назад великий ученыйМенделеев так сформулировал формулу жизни для России: уцелеть и продолжитьнезависимый рост. Она остается актуальной и сегодня, хотя и нереализуемой.Парадокс: страна вымирает, разрушается, а ее выживание еще не стало главнойцелью государственной политики, самого общества. У государства нет стратегиивыживания, а потому нет и стратегии образования.
Нанаш взгляд, стратегией выживания России, а следовательно и стратегиейобразования и, в первую очередь, образовательной области безопасностьжизнедеятельности, должно стать достижение гармонии развития человека,общества, государства, природы, российской цивилизации; их духа, тела,интеллекта. Для человека это означат прежде всего гармонию с самим собой, сприродой, обществом, властью, если, конечно, власть праведная, легитимная исправедливая.
Сегоднясреди педагогов и специалистов растет число сторонников мировоззренческогоподхода к образовательной области безопасность жизнедеятельности, когда ушкольников и студентов формируется осознание ими своего места в природе, вобществе, в мировом сообществе, своего отношения к окружающему миру. Именнотакой подход, мировоззренческая устойчивость, мировоззренческая культура позволит,в свою очередь, сформировать гражданскую, патриотическую позицию личности повсем вопросам внутренней и внешней политики, в сфере безопасности.
Вместес тем, тенденция мировоззренческого подхода к ОБЖ и БЖД еще не сталаопределяющей. Но если мы признаем, что разруха в головах, если мы признаемдуховные и нравственные императивы, высшие моральные ценности, то почемусоглашаемся с тем, что в ОБЖ и БЖД доминирует, подавляет катастрофная логика иметодология? Мы продолжаем ставить телегу впереди лошади, а значит обозобразовательной области безопасность жизнедеятельности не сдвинется с места.Конечно, важно научить учащегося тушить пожары, но еще важней, добиться того,чтобы у человека не возникала мысль совершить поджог. По статистике жепоследних лет большинство лесных пожаров стали следствием сознательных поджоговради корысти.
Проблемаформирования мировоззренческой устойчивости заключается еще и в том, что ум исознание человека уже не в состоянии угнаться за масштабными и глубокимипеременами быстро текущей жизни. Ректор Московского гуманитарного университетаИгорь Михайлович Ильинский считает, что отчасти поэтому наступил кризиспонимания происходящего и как следствие – нарастание хаоса и абсурда во всехсферах жизни и на всех уровнях управления вплоть до глобального. Растут угрозыдестабилизации мировоззренческого характера, дебилизации, которые имеют иглобальный, и региональный, и локальный масштабы. Соответственно растетуязвимость человека, социальных групп, общества, государства в духовной, ценностнойсфере. Произошло снижение «этической планки» и общекультурного уровня широкихнародных масс, т.е. понижение духовных моральных, интеллектуальных, физическихкачеств, необходимых для выживания.
Поэтомустоль актуальной является задача формирования у учащихся мировоззренческойустойчивости, культуры безопасности, способностей противостоять антикультуре,насилию, агрессии, преступности, наркомании, всем старым и новым порокам. Издесь я только напомню о нашей концепции формирования личности безопасного типакак главной задаче школы, которую наш Фонд национальной и международнойбезопасности выдвинул 12 лет назад. Личность безопасного типа – это человек,осознающий самого себя, высокий смысл своей деятельности, свое предназначение,стремящийся жить в согласии с самим с собой, окружающей средой, гармоничносочетающий в себе активное созидательное начало с противодействием злу радиблага России, сохранения жизни на Земле.
Формированиемировоззренческой устойчивости, психофизических качеств личности учащихся истудентов, умение преодолевать психологические стрессы, не паниковать,предполагает необходимость уделить большее внимание в школе и вузепсихогигиене, тому, что позволяет выработать духовный иммунитет от нарастающейагрессивной бездуховности. То есть, педагогу важно держать в поле зрения нетолько внешние факторы, но и внутреннюю среду обитания человека, еголичностное, душевное, духовное, психологическое пространство. Вспомним Тютчева:«Есть целый мир в душе твоей таинственно-волшебных дум, их заглушил наружныйшум». Психогигиена призвана помогать выстраивать гармоничное взаимодействиевнешней и внутренней среды обитания человека.
Почемутак важен в ОБЖ и БЖД духовный фактор? Потому, что значение его резко возрослово всех сферах жизнедеятельности, особенно в войне. Я придерживаюсь законанепрерывности войн, выведенного русским генералом Снесаревым, служившим и вЦарской, и в Советской армиях. Война лишь меняет свое обличье, что подчеркивалКлаузевиц. Она никогда не повторяется. Тем не менее, мы всегда готовимся кпрошлым войнам, поглощая национальное достояние и обрекая себя на неизбежноепоражение. Мы не признавали холодную войну войной, 3-ей Мировой войной, ипотерпели в ней жесточайшее поражение: не стало Советской России.
Сейчасидет 4-я мировая война за передел ресурсов и установление нового мировогопорядка, но мы опять не осознаем этого факта. Вместе с тем, эта война новоготипа разворачивается на трех театрах военных действий: геополитическом илифизическом; психологическом или информационным; духовном или цивилизационном.Главные сражения развертываются в духовной сфере. На одного убитого ввооруженной схватке приходится тысяча загубленных жизней в духовномпротивостоянии. Надо учитывать это, закладывая основы военных знаний в школе,иначе России очередного, теперь уже окончательного, поражения не избежать.
Мыпоследовательно выступаем за то, чтобы образовательная область безопасностьжизнедеятельности стала главной, системообразующей в школе, чтобы онасопровождала человека от первого крика до последнего вздоха. Это стратегическаязадача. А тактические задачи связаны с включением ОБЖ в основополагающиенормативные документы образования, с подготовкой кадров, с написаниемучебников, пособий, с совершенствованием качества обучения и воспитания.
Ссозданием Ассоциации педагогов и специалистов по безопасности жизнедеятельностиу нас стало больше возможностей для решения задач, касающихся развития нашейобразовательной области. Как председатель Ассоциации приглашаю Вас принятьсамое активное участие в ее деятельности. К сожалению, время для докладаистекло. Ближе ознакомиться с нашей новой общественной организацией Вы можетена сайте Фонда НИМБ, в апрельском номере журнала «ОБЖ. Основы безопасностижизни», в прямом контакте с членами Совета Ассоциации БЖД.
Внаших совместных усилиях – шанс выживания и воспроизводства России какгосударства и народа. Не упустить бы его!
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.fnimb.org


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Ткачество
Реферат Основные понятия и эксплуатации ВАТ
Реферат Жанр Божественной Комедии Данте
Реферат Современные подходы к диагностике профилактике и лечению гестоза
Реферат «Вечера на хуторе близ Закопане…»
Реферат Реалии международных отношений Центральной Азии в эпоху Средневековья по материалам эпоса МАНАС
Реферат Пятая колонна империи XIX век
Реферат Rise And Fall Of Fascism Essay Research
Реферат Why Homosexuality Is Abnormal Essay Research Paper
Реферат Основы фармакологии 3
Реферат Исследование спектров немодулированных и модулированных колебаний и сигналов
Реферат Othello Treatment Of Women Essay Research Paper
Реферат 2. Спеціальні вимоги до зарахування: математика, фізика/хімія, українська мова І література
Реферат Аспекти журналістської професії
Реферат Анализ и прогнозирование финансовой устойчивости предприятия На примере финансово-хозяйственной