Реферат по предмету "Безопасность жизнедеятельности"


Среда проживания человека. Опасные и вредные факторы среды проживания

КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
подисциплине
«Безопасностьжизнедеятельности»
Тема:«Средапроживания человека. Опасные и вредные факторы среды проживания»

План
Введение
1. Окружающаясреда. Взаимодействие природы и общества
2. Опасные ивредные факторы среды проживания
2.1 Природные факторыопасности
2.2Химические и биологические факторы опасности
2.3Биологические факторы опасности
2.4Психофизиологические факторы опасности
3. Факторы,влияющие на продуктивность труда
Литература

Введение
С развитием человеческой цивилизации и научнотехнического прогресса проблемы отношения между природой и обществом постояннообостряются. Резкое увеличение за последние столетия промышленного и сельскохозяйственногопроизводства, развитие транспорта, энергетики, химизация, возрастаниеурбанизации негативно влияют на окружающую среду. Следствием негативныхпоследствий научно-технического прогресса являются:
- загрязненностьатмосферного воздуха, водоемов,
- деградациягрунтового покрытия,
- снижениезапасов природных ресурсов,
- нарушениестабильности экологических систем и многое другое.
Таким образом, настала необходимость активнойборьбы с этими проблемами, которые угрожают жизни людей. Наиважнейшей проблемойсегодняшнего дня с этой точкой зрения является наступление экологическогокризиса, а затем и экологической катастрофы.
В конце XX века человечество уже реально ощутиловозможность окончания своего существования на ЗЕМЛЕ.
Все перечисленное выше подчеркивает необходимостьзаниматься проблемами безопасности жизнедеятельности человека на самом высокомуровне. Знания экологических проблем, принципов и способов обеспечениябезопасности, взаимосвязи между здоровьем людей и биосферой позволят студентам,как будущим специалистам объектов хозяйственной деятельности, практическирешать вопросы, связанные с жизнедеятельностью людей в системе «человек-проживание-машина».

1. Окружающая среда. Взаимодействие природы иобщества
Жизнь и деятельность человека происходит в средепроживания, которую подразделяют на производственную и непроизводственную.
Основными элементами производственной среды являются труд и природнаясреда, непроизводственной среды – природная среда и общая культура субъекта
Общуюкультуру составляют такие элементы, как нравственная культура, общеобразовательная,правовая и культура общения,
Средапроживания (среда обитания) – окружающая человека среда» обусловленная вданный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических,социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное илиотдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.
Окружающая среда (взаимодействие природыи общества) – это «биосфера» внешняя оболочка Земли», которая охватывает частьатмосферы, гидросферы и верхнюю часть литосферы взаимосвязанная биохимическими циклами миграции веществ иэнергией.
Атмосфера
Атмосфера – воздушная оболочка Земли, состоящая из смесигазов, в которой преобладают кислород, и азот. Масса атмосферы составляет 5·1018т. Характеристикой атмосферы является атмосферное давление, которое определяется,высотой местности над поверхностью моря, а также состоянием атмосферы, т.е. наличиемобласти низкого давления – циклона иди области высокого давления – антициклона,Изменение атмосферного давления в пределах 760-780 мм рт. ст. опасности дляжизни человека не представляет.
Атмосфера делится на слои, в которых в зависимостиот высоты меняется температура.
К атмосферным слоям Земли относятся:
- тропосфера(9-18 км);
- стратосфера(50-55 км);
- мезосфера(80-90 км);
- термосфера(90-800 км);
- зкзосфера(свыше 800 км).
В составе атмосферы также выделяют озоносферу. Этот слой находится навысоте 20-50 км и является щитом от ультрафиолетового излучения Солнца.
В состав атмосферы входят: азот 78%, кислород 21%,аргон 0,93%.
На долю углекислого газа, неона, гелия и другихгазов, которые присутствуют в атмосфере, приходится не более 0,04%.
Температура атмосферного воздуха изменяется от–880С до +600С. В то время как температура внутренних органов человека за счеттерморегуляции его организма сохраняется близкой к 37 0С. При выполнениитяжелых работ и при высокой температуре окружающего воздуха температура теламожет повышаться на 1 - 2 0С Наивысшая t внутренних органов,которую выдерживает человек +430С, минимальная +250С;
Основным компонентом атмосферы является водянойпар (ватмосфере он составляет до 13 тыс. км3) – источник формирования осадков.
Наличие в атмосфере водяного пара и двуокисиводорода защищает земную поверхность от чрезмерного охлаждения, создавая такназываемый парниковый эффект.
Объем выброса парниковых газов на страны СНГсоставляет 13,5%.
Если количество углекислого газа в атмосфереудвоится по сравнению с периодом 1955 года, то средняя температура на планетеувеличится на 1,5-4,50С по сравнению с современной (150С), что приведет кэкологической катастрофе (таяние ледников с глобальным затоплением материковпланеты). Известно, что подъем уровня Мирового Океана на 6 м приведет к затоплению1/6 суши Земли.
Большая угроза повисла над разрушением озоновогослоя (тропосфера 11,2м. + стратосфера 39 км). Появились озоновые дыры надАнтарктидой и Арктикой.
Основной вклад в разрушение озонового слояпроизводят соединения водорода, азота, хлора, фреона. Области с уменьшеннымсодержанием озона (40-50%) называется озоновой дырой. Уменьшение толщины слояозона на 1% (средняя толщина слоя озона, приведенная к плотности воды,составляет 2,5 мм) приводит к увеличению потока губительного ультрафиолетовогоизлучения на 2%, а, следовательно, заболевания людей раком кожи на 4%.
По оценочным данным техногенное разрушениеазонового слоя в 2000 г. достигло – 3%, а к 2050 г. может достичь 10%.
Крометого, постоянное вымывание диоксидов серы и азота в тропосфере ведет кобразованию кислотных дождей.
Источникамикислотных дождей являются газы, содержащие серу и азот. Наибольшую опасностькислотные осадки представляют при попадании в водоемы и почву, что приводит куменьшению рН воды. При изменении рн воды меняется структура почвы и снижаетсяее плодородность.
В целом воздействие окружающей среды на человекавызывает болезни: аллергию, бронхо-легочные заболевания, болезни почек, крови,слизистых оболочек, кожи, центральной нервной системы, раковые болезни, сердечно-сосудистыезаболевания и т.д. Резко возросла детская смертность, рождение дебилов..
Источники загрязнения атмосферы:
- естественные(космическая пыль, пепел от извержения вулканов);
- антропогенные(производственная деятельность человека, металлургия, нефтяная и химическаяпромышленность).
Самыми распространенными токсическими веществами,загрязняющими атмосферу, являются: диоксид серы, оксиды азота, углеводороды.Гидросфера
Гидросфера – это водяная оболочка Земли,занимающая 70% земного шара.
Гидросфера составляет около 1,4 млрд.км5 воды, ався планета вмещает около 1,6 млрд.км3 воды или 0,25% массы Земли.
Полезный запас доступной пресной водысосредоточено в реках, озерах и под землей на глубине до 1 км и исчисляется 3млн. км3.
Современная потребность человечества в водеоценивается в 4 тыс.км3.
Потеря организмом 10-20% воды приводит к гибели.Норма потребления воды составляет 300 г на 1 кг массы тела.
Пресные воды загрязняются теми же видами нечистоти выбросов как и почва. Загрязнение воды патогенными микробами происходит прикупании. Купающийся человек вносит в воду около 460 мг органических веществ иоколо 3,4 млрд. бактерий, в том числе до 20 млн. кишечных палочек. В водесодержится около 13 тыс. токсических веществ.
За последние годы резко ухудшилось состояниегидросферы.
По гидробиологическим показателям 12% водныхобъектов Украины можно отнести к условно чистым. 32% находятся в состоянииантропогенно-экологического напряжения (умеренно чистые), остальные 56%являются загрязненными.
Объем вод с различной степенью очистки,сбрасываемых в водостоки и водоемы всех видов составляет 90% от всей забираемойводы.
Считается, что разлитая на поверхности воды нефть(сырая) на 35% испаряется за сутки, а оставшиеся 65% – за 10 лет.
Раковые заболевания резко возрастают прихлорировании пресной воды, загрязненной фенолами. Хлорированная вода на 20%увеличивает риск заболевания раком мочевого пузыря и почек и на 40-50% – ракомжелудка, кишечника и печени. На сегодня известно около 100 заболеваний, которыенам «дарит» питьевая вода.
Источники загрязнения гидросферы:
- поверхностные;
- бытовые;
- производственные;
- радиоактивные(испытания ядерного оружия, аварии на АЭС, сбросы радиоактивных отходов вморе).
Способы очистки воды:
- механические;
- физические(с помощью ультрафиолетовых лучей);
- химические;
- биологические;
- транспортные;
- сельскохозяйственные.
Основными источниками загрязнения гидросферыявляются промышленность и сельское хозяйство,
Биологические загрязнения – попадают в водоем сбытовыми и промышленными стоками, в основном с предприятий пищевой,медико-биологической, целлюлозно-бумажной промышленности
Химические загрязнения поступают в водоем спромышленными поверхностными и бытовыми стоками. К ним относятся:нефтепродукты, тяжелые металлы, минеральные удобрения, моющие средства,пестициды.
Физические загрязнения поступают в водоемыстоками при сбросах из выработок шахт, при смывании с территорий промышленныхзон, транспортных магистралей, осажденной атмосферной пыли.Литосфера
Литосфера – это земная кора, внешняя твердая оболочказемного шара.
Основная часть литосферы состоит из вулканическихпород, 95% среди которых на континенте составляют граниты, а в океане базальты.Литосфера является местом содержания всех минеральных ресурсов, а такжеявляется территорией антропогенной деятельности человека.
Общая площадь суши Земли составляет 149,1 млн.км2 из них пригодно для обитания 133 млн. км2.
Источники загрязнения литосферы:
- добычаполезных ископаемых;
- захоронениеотходов производства и бытовых отходов;
- военныеотходы.
При наличии заводов по переработке отходов при ихполной переработке позволяет городу с населением 1 млн. чел. получить в год до1500 тонн металла и почти 45 тонн смеси, используемой в качестве удобрения.Биосфера
Биосфера – область распространения жизни наЗемле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы,не испытавших техногенного воздействия. Главная функция биосферы заключается вобеспечении круговорота химических элементов и осуществляется при участии всехнаселяющих планету организмов. Нижняя граница биосферы опускается на 2-3 км насуше и до 1-2 км ниже дна океана. Верхней границей служит защитный озоновыйэкран на высоте 20-25 км, выше которого ультрафиолетовая часть солнечногоспектра исключает существование жизни.
Техносфера
Техносфера – регион биосферы, в прошломпреобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия техническихсредств в целях наилучшего соответствия своим материальным исоциально-экономическим потребностям (техносфера – регион города илипромышленной зоны, производственная или бытовая среда).
Появление техносферы привело к тому, что биосфераво многих регионах нашей планеты стала активно замещаться техносферой.
Техносфера – детище 20 века, приходящее на сменубиосфере.
К новым техносферным относятся условия обитаниячеловека в городах и промышленных центрах, производственные, транспортные ибытовые условия жизнедеятельности. Практически все урбанизированное населениепроживает в техносфере, где условия обитания существенно отличаются отбиосферных, прежде всего, повышенным влиянием на человека техногенних негативных факторов.
Негативные воздействия техносферы на человека иокружающую среду.
- непрерывноепоступление в техносферу отходов промышленности, энергетики, средствтранспорта, с/х производства, среды быта;
- эксплуатацияв жизненном пространстве промышленных объектов и технических систем (средствтранспорта, энергоустановки, движущиеся механизмы, герметические системы сповышенным давлением), обладающих повышенными энергетическими характеристиками;
- проведениеработ в особых условиях (работы на высоте, в шахтах, перемещение грузов, работыв замкнутых пространствах);
- спонтанновозникающие техногенные аварии на транспорте, на объектах энергетики,промышленности, а также при хранении ВВ;
- несанкционированныеи ошибочные действия операторов технических систем и населения;
- воздействиестихийных явлений на элементы техносферы (промышленные объекты, транспортныемагистрали и др.).
загрязнение техносфера производительность труд

2. Опасные и вредные факторы среды проживания
По характеру действия на организм все факторы(согласно ГОСТ 12.1.003-74) делятся на: а) вредные; б) опасные.
К вредным относятся факторы, которые становятся вопределенных условиях причиной заболеваний или снижения работоспособности:
- запыленностьи загазованность воздуха;
- шум;
- ионизирующиеизлучения;
- тяжелыйфизический труд;
- токсическиевещества;
- загрязнениеводы и продуктов питания;
- неправильноеосвещение;
- монотонностьдеятельности и др.
Опасными называют факторы, которые приводят вопределенных условиях к травматическим повреждениям или внезапным и резкимнарушением здоровья.
- огонь;
- транспортныесредства и подвижные части машин;
- отравляющиевещества;
- острыеи падающие предметы и др.
Негативные факторы в быту:
- воздух,загрязненный продуктами сгорания природного газа, выбросами ТЭЦ, промышленныхпредприятий;
- водас избыточным содержанием вредных примесей;
- недоброкачественнаяпища;
- медикаменты;
- табачныйдым;
- бактерии,вирусы и др.
Опасные и вредные факторы по природе действияподразделяются на:
— физические;- биологические;
— химические;- психофизиологические.
К физическим опасным и вредным факторамотносятся;
движущиеся машины и механизмы, подвижные частиоборудования, неустойчивые конструкции и природные образования;
- острыеи падающие предметы;
- повышениеи понижение температуры воздуха и окружающих поверхностей;
- повышеннаязапыленность и загазованность;
- повышенныйуровень шума, акустических колебаний вибраций;
- повышенноеили пониженное барометрическое давление;
- повышенныйуровень ионизирующих излучений;
- недостаточноеосвещение, пониженная контрастность освещения;
- повышеннаяяркость, пульсация светового потока.
 
2.1 Природные факторы опасности
— землетрясение;- холод;
— пожар;- водоемы;
— жара;- гроза;
— наводнение;- сильный снегопад;
— ураган;- сильный ливневый дождь;
и т.д.
 
2.2 Химические и биологические факторы опасности
Особую опасность представляют химические факторы,которые можно разделить на:
- промышленныеяды (растворители, красители);
- ядохимикаты(гербициды, пестициды), используемые с/х;
- лекарственныепрепараты, применяемые не по назначению;
- химическиевещества в быту, которые используются в качестве пищевых добавок, средствсанитарии, личной гигиены;
- боевыеотравляющие вещества.
В зависимости от характера действия на организмчеловека химические вещества делятся на:
- токсические;
- раздражающие;
- мутагенные;
- канцерогенные;
- наркотические;
- удушающиеи т.д.
Токсичные вещества – это вещества, которыевызывают отравление всего организма человека или влияют на отдельные системычеловеческого организма (например, на центральную нервную систему). Этивещества могут вызывать патологические изменения определенных органов,например, почек, печени. К таким веществам относятся такие соединения, какугарный газ, селитра, концентрированные растворы кислот или щелочей.
Раздражающие вещества – вызывают раздражениеслизистых оболочек, дыхательных путей, глаз, легких, кожи (например, парыкислот, щелочей, аммиак).
Мутагенные вещества приводят к нарушению генетическогокода. Это – свинец, радиоактивные вещества.
Канцерогенные вещества вызывают, как правило,злокачественные новообразования – опухоли. К таким веществам относятся асбест,никель, хром.
Наркотические вещества влияют на центральную нервнуюсистему (спирты, ароматичные углеводы).
Удушающие вещества приводят к токсическому отеку легких(оксид азота, оксид углерода).
Примером веществ, которые влияют нарепродуктивную функцию, могут быть радиоактивные изотопы, ртуть, свинец.
Сенсибилизаторы – это вещества, которые действуют какаллергены. Это – формалин, лаки на основе нитросоединений.
Отравляющими называются вещества, которые приводят кпоражению всех живых организмов, особенно людей и животных.
2.3 Биологические факторы опасности
Биологическими называются опасности, происходящиеот живых объектов. Носителями биологических опасностей являются все средыобитания (воздух, вода, почва), растительный и животный миры, сами люди.
Следствием биологических опасностей являютсяразличные болезни, травмы разной тяжести, в том числе, и смертельные.
Биологическими опасными и вредными факторами являются:
- патогенныемикроорганизмы (бактерии, вирусы, грибы и т.д.);
- растенияи животные.
Бактерии – типичные представителимикроорганизмов. Бактерии вездесущи и выносливы. Они не погибают ни в вечноймерзлоте, ни в космосе, не страшно для них и воздействие смертельной длячеловека дозы радиации.
Бактериальными заболеваниями являются: чума,туберкулез, менингит, столбняк и т.д.
Вирусы – мельчайшие клеточные частицы, состоящиеиз нуклеиновой кислоты и белковой оболочки. Вирусы полностью зависят от обменавеществ в клетке-хозяйке.
Вирусными заболеваниями являются: оспа, грипп,корь, свинка, краснуха и др.
Патогенные грибы вызывают болезни растений,животных и человека.
Около 700 видов болезней могут вызвать тяжелые исмертельные заражения.
По степени токсичности растения делятся на:
- ядовитые(белая акация, бузина, плющ). Ядовитыми являются также побеги и семена картофеляиз-за содержания соланина;
- смертельноядовитые (белена черная, дурман, белладонна).
Животные:
- скорпионы– укол жала скорпиона очень болезнен (возникает опухоль, озноб, повышаетсятемпература);
- клещи– вызывают болезнь чесотку.
 
2.4. Психофизиологические факторы опасности
В процессе своей деятельности человек используетне только свои физические возможности, но и расходует значительныепсихологические усилия, такие как особенности характера, волю, умственныеспособности и другие.
Опасные факторы, обусловленные особенностямифизиологии и психологии человека, называются психофизиологическими.
Психофизиологические опасности в современном миреявляются следствием целостности или разлада, стойкости или дисгармонии,спокойствия или тревоги, успеха или неудач, физического и моральногоблагополучия. На сегодня не существует ни одного фактора психофизиологическихопасностей, который бы не влиял на человека. Каждый из этих факторов в зависимостиот длительности действия можно отнести к постоянным или временным.
Психофизиологическими факторами потенциальнойопасности постоянного действия следует считать:
1. Недостаткиорганов чувств (дефекты зрения, слуха и др.).
2. Нарушениесвязей между сенсорными и моторными центрами, вследствие чего человек неспособен реагировать адекватно на те или другие изменения, воспринимаемые органамичувств.
3. Дефектыкоординации движений (особенно сложных движений и операций, приемов и т.п.).
4. Повышеннаяэмоциональность.
5. Отсутствиемотивации к трудовой деятельности (незаинтересованность в достижении целей,неудовлетворение оплатой труда, монотонность труда, отсутствие познавательногомомента, т.е. неинтересная работа и т.п.).
Психофизиологическими факторами потенциальнойопасности временного действия являются:
1. Недостатокопыта (появление вероятной ошибки, неверные действия, напряжениенервно-психической системы, боязнь допустить ошибку.
2. Неосторожность(может привести к поражению не только отдельного человека, но и всегоколлектива).
3. Утомление(различают физиологическое и психологическое утомление).
4. Эмоциональныеявления (особенно конфликтные ситуации, душевные стрессы, связанные с бытом,семьей, друзьями, руководством).
Деятельность человека можно разделить на двекатегории физическую и умственную.
Физическая деятельность – деятельность, связанная сконкретными предметными действиями (например, перевозка груза, инструментальноепроизводство и т.п.).
Умственная деятельностьсвязана с психическимипроцессами, во время которых человек планирует свои действия, оперируя образамии языковыми символами.
Человек в деятельности выступает как личность,которая имеет определенные мотивы и намеченные цели. Мотивами могут выступатьпотребности, чувства и т.п. Для осуществления деятельности необходимо иметьобъект деятельности, внутренние побуждения, а также соотношение побуждение ицелей человека, которые он хочет достигнуть в результате своей деятельности.Например, человека к деятельности побуждает или личное обогащение(удовлетворение своих потребностей), или невозможность физического существованиябездеятельности.
 

3. Факторы, влияющие на продуктивность труда
Изучение условий труда показало, что существуетмножество факторов, которые влияют на производительность труда.
Основные факторы влияния на производительностьтруда:
- организациярабочего места;
- режимнапряжения и отдыха во время работы;
- окраскастен помещения;
- отношениек работе.
Они формируют общее настроение на работу иоблегчают или усложняют появление трудовых усилий.
Разрабатывая критерии профессиографической оценки(описание характеристик работы) степени нервного напряжения в процессе работы,пользуются характеристиками, которые отображают напряжение сенсорного аппарата,высших нервных центров, которые обеспечивают функции внимания, мышления,регуляции движений. На сегодня составлены специальные таблицы классификации работыпо степени нервно-эмоционального напряжения, в основу которых положены следующиепоказатели:
- интеллектуальнаяи эмоциональная нагрузка;
- длительностьсосредоточенного наблюдения;
- количествопроизводственно-необходимых объектов одновременного наблюдения;
- количествосигналов в час;
- темп;
- времяактивных действий;
- необходимостьсамостоятельного поиска повреждений;
- монотонностьтруда;
- напряжениевзгляда;
- точностьвыполнения работы;
- сменность;
- режимтруда и отдыха.
Степень трудоспособностиопределяется также типомнервной системы. Сильный тип имеет наибольшую трудоспособность, слабый- незначительную.
Трудоспособность зависит от следующих факторов:
- возраст;
- здоровьечеловека;
- пол;
- навыкив работе;
- санитарно-гигиеническиеусловия и т.п.
В определенной степени на трудоспособностьвоздействуют и мотивация, и моральные и материальные стимулы.
Негативными эмоциями, которые снижаюттрудоспособность являются: страх, неуверенность, плохое настроение.
Положительными эмоциями, значительно продлевающихпериод стойкой трудоспособности, являются: уверенность, спокойствие, бодроенастроение
Продлить стойкую трудоспособность возможно засчет:
- оптимальногоуровня напряжения психофизиологических функций;
- комфортныхусловий труда;
- правильногосоединения режимов труда и отдыха;
- проведенияфизкультурных пауз и эмоциональной разгрузки;
- использованияспециальных психофармакологических средств или тонизирующих напитков;
- специальногоинформирования человека о результатах его деятельности;
- наблюденияи контроля за его работой.
Комфортные условия обеспечивают, кроме высокойтрудоспособности, хорошее самочувствие; при этом не возникают опасныенапряжения компенсаторных систем организма; здоровье человека не ухудшаетсядлительное время.
Известно, что на трудоспособность,производительность труда, на жизнедеятельность вообще влияет отдых. Отдыхможет быть двух типов – активный и пассивный.
Активный отдых– это, например, занятиеспортом, туристические поездки, походы в лес, путешествия, плавание в бассейнеи т.п. Именно активный отдых способствует повышению трудоспособности, улучшениюпсихического состояния личности, настроения.
Пассивный отдых– просмотр кинофильмов,прослушивание музыки сидя, лежа, чтение книг и т.п. Особым, но обязательнымвидом такого отдыха является сон.
Известно,что беспокойные ночи, неприятные сновидения с переживанием ужасов, опасностей,страха, когда жизнь вроде бы висит на волоске, а сил нет, чтобы оказать сопротивление– все это негативно влияет на состояние человека, а соответственно на активностиего жизнедеятельности.
На трудоспособность человека влияют и временагода. Например, снижение трудоспособности наблюдается весной, особенно уработников с нервно-эмоциональным перенапряжением.
 

Литература:
1. В.М. Лапин «Безопасность жизнедеятельностичеловека». Учебник. – Львов, 1998. – стр. 5 – 42.
2. ЖелибаЕ.П. «Безопасность. Жизнедеятельность». Учебник – Киев, 2001. – стр. 54-71,142-151, 204-207, 227-230.
3. Н.А.Касьянов «Безопасность жизнедеятельности». Конспекты лекций. – Луганск: ВНУ,1998.
4. Русак О.Н.«Безопасность жизнедеятельности». – С.-Петербург, 2001. – с. 150-151, 168-173.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.