Реферат по предмету "Безопасность жизнедеятельности"


Психология безопасности и ее место в системе наук

Котик М. А.
Психология безопасности как отрасль психологическойнауки
Любаянаука или ее отрасль (область науки) всегда имеет свой предмет и объектисследования. Так, например, объектом психологической науки является главнымобразом человек (эта наука изучает и другие живые существа), а предметом —закономерности психического отражения им объективной реальности. Объектомпсихологии труда является трудовая деятельность человека, а предметом —психологические факторы, влияющие на ее процесс и результаты.
Психологическиевопросы безопасности по традиции принято связывать с психологией труда, и этообстоятельство, вероятно, обусловило тот факт, что изучение этих вопросовгодами велось главным образом в области производственного исельскохозяйственного труда — основных объектов исследования данной отраслипсихологии. Этому способствовало и то обстоятельство, что именно в названныхвидах труда наиболее часто возникали несчастные случаи и здесь они носилинаиболее тяжелый характер, что влекло за собой наибольший ущерб экономическогои социального порядка.
Сразвитием более молодых отраслей психологии — военной, инженерной, авиационнойи космической — обнаружилось, что психологический аспект безопасности в трудевоенного или оператора (в том числе летчика, космонавта) [19, 79] не менееактуален, чем в труде рабочего. Поэтому в каждой из этих отраслей сталисамостоятельно выделяться и изучаться вопросы безопасности рассматриваемыхвидов деятельности.
Следуетотметить, что проблемы безопасности присущи не только тем видам деятельности, гдеиспользуется техника. Так, например, труд следователя, милиционера, гдеприходится иметь контакт с преступниками, зачастую оказывается более опасным, чемтруд обычного рабочего. В нем имеют место и элемент высокой опасности, исредства защиты, и необходимость риска, и многие другие факторы, которыеявляются объектом изучения психологии безопасности труда. Труд врачаоказывается также нередко связан с высокой опасностью заразиться и тяжелозаболеть, к тому же в деятельности врача существует опасность причинить вредбольному. Известно, что, когда человек непреднамеренно наносит повреждениедругому, он обычно переживает свою ошибку тяжелее, чем тогда, когда наноситтакое же повреждение самому себе. Поэтому опасность ошибиться в серьезнойхирургической операции или при применении сильнодействующего лекарствапереживается врачом часто значительно сильнее, чем опасность получить травму напроизводстве — рабочим. Осознание степени риска, его необходимости, цены ошибки,использование средств защиты и многие другие факторы, связанные с опасностью, нередкоприсутствуют и в деятельности спортсменов.
Извсего сказанного следует, что психологические проблемы безопасности трудаприсущи целому ряду весьма различных видов деятельности. Отсюда также вытекаетзаключение, что нельзя ограничивать круг этих проблем вопросами толькопроизводственного и сельскохозяйственного труда. Поэтому психологиюбезопасности, вероятно, целесообразно рассматривать не как раздел психологиитруда, а как некоторую отрасль психологической науки, изучающую психологическийаспект безопасности в разнообразных видах деятельности.
Связьпсихологии безопасности деятельности с другими отраслями психологической наукиграфически представлена на рис. 1.1.
Правомерностьданного подхода подтверждается и следующими соображениями. В наше времяпсихологические вопросы безопасности, в зависимости от конкретного видадеятельности, исследуются по-разному: существует свой подход к изучениюбезопасности труда заводского рабочего, свой — к безопасности шахтеров, своимиспецифическими путями изучается безопасность труда летчиков, безопасностьдорожного движения, безопасность спортивной деятельности и пр., то естьпроисходит подчинение этих исследований специфике отдельных видов деятельности,их дробление исходя из особенностей используемых в них орудий. Фактически жесуществует одна общая психологическая проблема — изучение закономерностейдеятельности человека в условиях физической опасности и поиск путей обеспеченияее безопасности, в центре которой стоит человек — субъект деятельности, а не ееорудия. При таком подходе к организации исследований открываются возможностидля выявления общих психологических закономерностей, присущих различным видамдеятельности, связанным с опасностью. И именно эти общие теоретическиеположения должны лечь в основу частных исследований, проводимых с учетомспецифики отдельных видов деятельности, объединив их в единое научное русло.Тогда-то на общей научной базе станут возможными и более продуктивныеисследования безопасности в отдельных видах деятельности, способствующиеразвитию и обогащению всего этого научного направления.
Исходяиз принятого нами подхода, можно дать следующее определение выделенной намиотрасли психологии.
Психологиябезопасности — это отрасль психологической науки, изучающая психологическиепричины несчастных случаев, возникающих в процессе труда и других видовдеятельности*, и пути использования психологии для повышения безопасностидеятельности.
*Поскольку трудовая деятельность является наиболее распространенным видомдеятельности, то далее речь будет вестись главным образом о ней.
Объектомисследования психологии безопасности являются различные виды предметнойдеятельности человека, связанные с опасностью.
Предметомисследования данной области являются:
психическиепроцессы, порождаемые деятельностью и влияющие на ее безопасность;
психическиесостояния человека, сказывающиеся на безопасности его деятельности;
свойстваличности, отражающиеся на безопасности деятельности.
Психология безопасности труда и эргономика
Ужемного лет труд является предметом изучения целого ряда весьма разнообразныхнаук: физиологи и гигиенисты изучают биологический аспект труда и влияние нанего различных условий, психологи по труду и инженерные психологи — психическиепроцессы в трудовой деятельности, а также взаимодействие человека с машиной, антропометристыизмеряют двигательные возможности человека, специалисты по технической эстетикеизучают влияние фактора красоты на процесс и результаты труда, психологи, инженерыи врачи — вопросы безопасности труда и т. д. При этом каждый специалистпытается усовершенствовать главным образом интересующий его аспект труда.
Однаковсе эти характеристики в трудовой деятельности оказываются тесно связанными ивзаимообусловленными, и усовершенствование труда по любому из этих показателейтак или иначе ведет к изменениям других его показателей, причем нередко кизменениям неблагоприятным. На это обстоятельство ученые обратили внимание ужеоколо ста лет назад. Они высказали мысль о целесообразности создания единойнауки о труде — эргономики, предназначенной для разностороннего изучениятрудовой деятельности с позиций отдельных наук о труде и поисков комплексныхпутей ее оптимизации по критериям этих наук.
Нанеобходимость разработки комплексной науки о труде (эргономики, эргологии, илиэргонологии) указывали еще в первые годы Советской власти русские ученые В. М.Бехтерев и В. Н. Мясищев. В 1930 г. Н. А. Бернштейн в работе «Современнаябиомеханика и вопросы охраны труда» [21] впервые поднял вопрос обэргономическом подходе к решению проблемы безопасности труда. Отмечаяограниченность и консервативность профессионального отбора как подхода ксогласованию человека с техникой (даже животных сложно отбирать иселекционировать), он подчеркивает важность эргономического подхода ксогласованию техники и психофизиологических возможностей человека.
«Еслинельзя приспособить работника к орудию и обстановке, — писал Н. А. Бернштейн, —то следует приспособить орудия и обстановку к работнику. Если нельзя построитьпо техническому расчету всю систему «орудие — работник», то следует по крайнеймере 1) произвести расчет работника, «беря» его так, как он дан природой, и 2)рассчитать и построить орудие так, чтобы согласовать во всех деталях расчетэтой второй части системы с уже произведенным расчетом первой части, рассчитатьорудие так, чтобы вся система была цельной и могла безупречно работать. Этоположение определяет роль и участие биомеханики в области охраны труда» [21, 3—4].Хотя Н. А. Бернштейн, как физиолог, подчеркивал важность учета биологическихфакторов человека, его идею о создании цельной и безупречно работающей системыможно понимать как стремление к комплексному учету различных переменныхчеловеческого фактора. При этом ученый стоял на точке зрения необходимостиразработки объективных и научно обоснованных методов расчета и учетачеловеческого фактора при создании системы «орудие — работник». Пока же, отмечалон, одна часть этой системы рассчитывается, а другая берется без особыхрасчетов (а то и знаний).
Такоеположение в этом вопросе, по мнению Бернштейна, ведет к тому, что человекломает машину, а машина повреждает человека. Инженер строит топку, но он обычноне знает допустимые температурные перегревы человека, которому предстоитработать у этой топки. «Поэтому, — заключает Н. А. Бернштейн, — охрана трудачасто становится бытовым компромиссом почти филантропического порядка, вместотого чтобы лечь в основу расчетов всей работающей системы в целом. Работникохраны труда должен по-настоящему не вносить поправки в готовую конструкцию, сделаннуюбез его участии, а участвовать как необходимый сотрудник в самом созидательномпроцессе» [21, 4].
Поставивеще в 1930 г. проблему согласования человека с машиной (задолго до появлениясовременной инженерной психологии и эргономики), Н. А. Бернштейн указывал насложность расчетов и алгоритмических описаний деятельности человека впроектируемой системе. Если нагруженный узел в машине можно сделать прочнее иэтим обеспечить ее более надежную работу, то значительно сложнее сделать так, чтобыбольшая физическая нагрузка падала на более крупные мышцы, чтобы более сложнаязадача решалась с большей активацией нервной системы и ее энергетическимобеспечением организмом. Причем, как показывает автор, даже очень небольшаяошибка в согласовании человека и машины может вызвать несчастный случай. Вподтверждение этого положения он приводит данные врача Мо-гилянской, котораяпоказала, что штамповщик убирает руку из опасной зоны за 0, 02—0, 04 с до паденияпресса (время простой сенсомоторной реакции отдергивания руки составляет 0, 1—0,15 с). Сложность расчета даже такого сравнительно простого элементадеятельности рабочего, как движение руки, обусловлена тем, что здесь приходитсяучитывать не только возможность движения (антропометрические данные), но и егоудобство, его естественность, привычность в условиях статики и динамики. Тотфакт, что силовая энергия в системе «орудие — работник» обычно подается извне иработнику приходится ловко манипулировать ею, порождает порой такие условия, чтодля успешного труда оказывается необходимым «акробатический» синтез силы иловкости.
Всесказанное свидетельствует о том, что для разностороннего изучения трудовойдеятельности необходим именно такой подход, который способен синтезировать всебе достижения ряда наук, изучающих трудовую деятельность человека с различныхточек зрения. Подобный подход лежит в основе современной эргономики, которая, объединяяв себе комплекс наук о труде, в то же время не является их простой суммой.
Современнаяэргономика выступает как интегральная наука о трудовой деятельности, служащаяцели повышения ее эффективности путем оптимизации условий и процесса труда повсем его существенным показателям. Следует заметить, что в понятие эффективноститруда здесь включается не только высокая производительность, достигаемая приминимальных затратах, но и положительное формирующее влияние труда на личностьрабочего, высокий уровень его удовлетворенности своим трудом и т. д.
Данныеэргономики, вытекающие из анализа различных сторон трудовой деятельности, используютсяпри разработке рекомендаций в системе научной организации труда (НОТ). ОднакоНОТ решает более широкую задачу, чем эргономика, — она оптимизирует труд нетолько исходя из создания более благоприятных условий для деятельности человека,но и с учетом производственных соображений технического, экономического иорганизационного порядка (рис. 1.2). Отсюда можно заключить, что охрана труда, вшироком смысле этого понятия, осуществляется при посредстве научной организациитруда. Эргономика, решая задачи оптимизации трудовой деятельности, способствуети охране труда, обеспечивая его гигиену и безопасность. И если гигиена трудаздесь организуется на основе требований физиологии и медицины, то эргономическийаспект безопасности труда решается главным образом при посредстве психологии.Нужно отметить, что эргономика занимается не только усовершенствованием условийтруда при существующей технике, но и разработкой рекомендаций по проектированиюновой техники и новой организации труда с позиций требований этой науки. Исходяиз психологических, гигиенических и прочих условий труда, она вырабатываетсоответствующие требования к технике, в том числе и к техническим средствамбезопасности труда. Следовательно, психология безопасности труда, с однойстороны, непосредственно решает задачи обеспечения трудовой деятельности сточки зрения повышения ее безопасности и, с другой — используется, как отрасльэргономики, для разработки более безопасных техники и условий труда, болеесовершенных средств защиты, также способствуя охране труда [181].
Извсего вышесказанного следует, что психология безопасности труда является иотраслью психологических наук, и областью эргономики (а через нее и научнойорганизации труда).
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.bezopasnost.edu66.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.