СОДЕРЖАНИЕ
1. Оценка опасностей,обеспечение производственной безопасности и гигиены труда
2. Психологическиеосновы безопасности
3. />Оказаниепервой помощи пострадавшим
Список использованной литературы
1. ОЦЕНКА ОПАСНОСТЕЙ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ИГИГИЕНЫ ТРУДА
Нарядус численными, балльными и другими (оценки) опасностей и вредностей наиболеераспространенным в последнее время является риск или уровень риска,представляющий по сути частоту реализации опасностей.
Уровеньриска рассчитывается отношением числа каких-либо негативных последствий пвзаимодействия людей с природной илипроизводственной средой (заболевания, травматизм и др.) к их максимальновозможному числу N заопределенный период (например, год). Так, рискгибели работающего на промышленных предприятиях Беларуси Rпрбудет равен отношению среднестатистического числа ежегодно погибающих п≈ 300человек к числу работающих N ≈ 3 млн человек:
/>,
изчего следует, что ежегодно из каждых десяти тысяч работающих погибает в среднемодин человек [6, с.22].
Рискможет быть индивидуальным или групповым (социальным), т. е. риск для группылюдей.
Впоследнее время в большинстве стран мира концепция абсолютной безопасности(обеспечения нулевого риска) отвергнута как несоответствующая законамсовременной среды обитания (так как в действующих системах невозможнообеспечить 100% безопасность). Вместо концепции абсолютной безопасностииспользуется концепция приемлемого (допустимого) риска. Ее суть состоит встремлении к такой безопасности, которую приемлет общество в данный периодвремени в зависимости от его социально-экономического развития.
Приемлемыйриск сочетает в себе экологические, технические, экономические, социальные иполитические аспекты и представляет собой некоторый компромисс между уровнембезопасности и возможностями его достижения. Так, затрачивая чрезмерныесредства на повышение безопасности технических систем, можно нанести ущербсоциальной сфере (сокращение выполнения социальных программ). При увеличениизатрат на развитие технического уровня производства технический риск снижается,однако растет социальный. Суммарный риск имеет минимум при определенномсоотношении между инвестициями в техническую и социальную сферы. Этообстоятельство учитывается при выборе риска, с которым общество на определенномэтапе вынуждено мириться.
Максимальноприемлемым уровнем индивидуального риска гибели считается риск, равный 10-6в год, а пренебрежительно малым – 10-8 в год.
Уровеньбезопасности можно повысить, оптимально расходуя средства на совершенствованиетехнических систем и объектов, организационные и административные мероприятия(подготовка персонала), а также экономические мероприятия (страхование,денежная компенсация ущерба, платежи за риск и др.).
Воснове управления риском лежит методика сравнения затрат и получаемых выгод отснижения риска.
Вобщей теории обеспечения безопасности принципы, методы и средства представляютсобой определенные этапы. Знание их различий и связей играет важную роль впрактике производственной безопасности.
Посути принцип представляет собой идею,мысль или основное положение решения той или иной проблемы. Метод— это путь, способ достижения цели, использующийзнания наиболее общих биологических, физико-химических и иных закономерностей.
Средстваобеспечения безопасности — это организационное, конструктивное и материальноевоплощение выбранных принципов и методов, их конкретная реализация [8, с.79].
Принципыобеспечения безопасности весьма многообразны. По признаку реализации их условноможно классифицировать на ориентирующие, технические, управленческие,организационные и др.
Ориентирующиепринципы являются основополагающими. Они определяютнаправление поиска тех или иных решений и служат в качестве методологической иинформационной базы.
Однимиз ориентирующих принципов является принцип системности, который состоит в том,что любое явление, действие, всякий объект рассматривается как элемент системы.Под системой понимается совокупностьэлементов, взаимодействие между которыми может приводить к одному, либо кразным результатам. В первом случае система называется определенной, во втором — неопределенной. Уровень неопределенности системы тем выше, чем больше разныхрезультатов может появиться. Неопределенность порождается неполным учетомэлементов и особенностями взаимодействия между ними. Так, системный подход кпрофилактике какого-либо негативного результата состоит в том, что прежде всегодля конкретных условий определить совокупность элементов, образующих систему снегативным результатом. Исключение одного или нескольких элементов разрушаетсистему и устраняет такой нежелательный результат. Таким образом, принцип системностизаключается в рассмотрении явлений с системных позиций в их взаимной связи ицелостности. Система не является чистым механическим сочетанием элементов, апредставляет собой качественно новые образования. Каждая система входит всостав другой системы, которая в свою очередь является частью еще большейсистемы и т. д., образуя подсистемы и суперсистемы. Принцип системностиотражает универсальный закон диалектики о взаимной связи явлений. Онориентирует на учет всех элементов, формирующих рассматриваемый результат, наполный учет обстоятельств и факторов, необходимых для решения проблем,связанных с обеспечением благоприятных условий труда [2, с.19].
Важнейшимориентирующим принципом является также принцип деструкции, заключающийся в том,что система, приводящая к опасному результату, разрушается за счет исключенияиз нее одного или нескольких элементов. Этот принцип органически связан спринципом системности и характеризуется такой же универсальностью.
Кориентирующим принципам относятся принцип снижения опасности и принцип ееликвидации. Первый заключается в использовании решений, которые направлены наповышение безопасности, однако он не обеспечивает достижения необходимого(нормируемого) уровня. Принцип ликвидации негативного результата состоит в устранениитех или иных производственных факторов, что достигается комплексом мер поизменению технологий, модернизации оборудования, совершенствованию организациитруда и др.
Техническиепринципы, использующие в основном физико-химические законы,направлены на непосредственное предотвращение действия опасностей. Так, принципзащиты расстоянием, относящийся к данной группе принципов, заключается вустановлении такого расстояния между человеком и источником опасности, прикотором обеспечивается требуемый уровень безопасности. Принцип защитырасстоянием основан на том, что уровень опасных и вредных факторов уменьшаетсяпо определенному закону в зависимости от расстояния. Например, плотность потокаэлектромагнитной энергии уменьшается обратно пропорционально квадратурасстояния.
Принциппрочности состоит в том, что в целях повышения уровня безопасности усиливаютспособность материалов, конструкций и их элементов сопротивляться механическимвоздействиям. Этот принцип реализуется с помощью коэффициента запаса прочности,который определяется как отношение опасной нагрузки, вызывающей недопустимыедеформации или разрушения, к допустимой нагрузке. Например, для защиты отпоражения электрическим током применяют изолирующие средства, обладающиевысоким коэффициентом механической и электрической прочности.
Принципслабого звена как один из технических способов заключается в примененииослабленных элементов различных устройств, которые разрушаются или срабатываютпри определенных значениях факторов, обеспечивающих сохранность устройств(объектов) и безопасность персонала. Так, для защиты электроустановок от выходаиз строя и от пожара, для обеспечения электробезопасности персоналаиспользуются плавкие вставки предохранителей и др.
Принципэкранирования состоит в том, что между источником опасности и человекомустанавливается преграда, обеспечивающая защиту от опасности. Так, для защитыот электромагнитных полей используются экраны из материалов с высокойэлектрической проводимостью, обладающие как отражательной, так и поглощающейспособностью в зависимости от их конструкции [4, с.150].
Управленческиепринципы определяют взаимосвязь и отношения междуотдельными стадиями и этапами процесса обеспечения безопасности. К этой группепринципов относятся принцип плановости, принцип стимулирования, принципкомпенсации, принцип эффективности и др.
Согласнопринципу плановости на определенный период должны устанавливаться конкретныеколичественные показатели, задания и др.
Принципстимулирования означает учет количества и качества затраченного труда иполученных результатов при распределении материальных благ и моральномпоощрении.
Принципкомпенсации состоит в предоставлении пострадавшим различных льгот с цельювосстановления или предупреждения нежелательных изменений всостоянии здоровья.
Принципэффективности заключается в сопоставлении фактических результатов с плановыми.Так, при реализации трудоохранных мероприятий оценивают их социальную иэкономическую эффективность.
Организационныепринципы включают в себя принцип защиты временем, принципнормирования, принцип эргономичности и др.
Принципзащиты временем предполагает сокращение продолжительности пребывания людей вусловиях воздействия высоких уровней опасных и вредных факторов (например, привыполнении работ в антенном поле радиопередатчика, в условиях радиационногооблучения, шума и др.).
Принципнормирования состоит в регламентацииусловий, соблюдение которых обеспечивает заданный уровень безопасности.Например, соблюдение предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ из трубпромышленных предприятий позволяет обеспечить в жилой зоне предельно допустимыеконцентрации для населения.
Обеспечениебезопасности может быть достигнуто посредством реализации трех основныхметодов.
Первыйметод состоит в пространственном (или временном) разделении рабочей зоны, гденаходится человек в процессе деятельности (гомосфера), и пространства, вкотором постоянно или периодически возникают опасности (ноксосфера). Этот методможет быть реализован с помощью дистанционного управления техпроцесса, использованияпромышленных роботов и т. п.
Второйметод заключается в нормализации ноксосферы путем исключения опасностей, сиспользованием комплекса средств защиты.
Третийметод включает систему приемов и средств, направленных на адаптацию человека к соответствующейсреде и повышение его защищенности (обучение, использование средствиндивидуальной защиты, профессиональный отбор и др.) [7, с.198].
Напрактике для решения вопросов безопасности используется комбинация этихметодов.
Средстваобеспечения безопасности подразделяются на средства коллективной ииндивидуальной защиты (СКЗ, СИЗ). Последние в свою очередь делятся на группы взависимости от характера опасностей, от которых они защищают, конструктивногоисполнения, области применения и т.д. Так, все средства индивидуальной защиты взависимости от назначения подразделяются на следующие классы: изолирующиекостюмы, средства защиты органов дыхания, одежда специальная защитная, средствазащиты рук, средства защиты ног, средства защиты головы, средства защиты лица,средства защиты глаз, средства защиты органов слуха, средства защиты от паденияс высоты и другие предохранительные средства, защитные дерматологическиесредства, средства защиты комплексные и др.
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
Дляобеспечения безопасности в процессе трудовой деятельности на практике широкоиспользуются результаты таких областей науки, как психологиятруда, изучающая психологические аспекты трудовойдеятельности, инженерная психология и эргономика — процессы информационноговзаимодействия человека с техническими системами и требования, предъявляемые кконструкции машин и приборов с учетом психических свойств человека, а также психология безопасности, предметомисследования которой являются психические процессы, состояния и свойствачеловека, оказывающие существенное влияние на безопасную деятельность людей.
Успешноефункционирование системы «человек-машина» возможно при наличии не менее пятиследующих видов совместимостей: информационной, биофизической, энергетической,пространственно-антропометрической и технико-эстетической.
Информационнаясовместимость состоит в обеспечении такой информационной модели устройства(машины) — средств отображения информации и сенсомоторных устройств (органыуправления — рычаги, ручки, кнопки, выключатели и др.), которая бы отражала всенужные характеристики машин в данный момент и позволяла оператору безошибочнопринимать и перерабатывать информацию в соответствии с егопсихофизиологическими возможностями (особенности внимания, памяти и др.) [5,с.98].
Успешноерешение этой задачи способствует безопасности труда оператора, повышает егопроизводительность, точность, качество и надежность работы системы.
Биофизическаясовместимость предполагает создание параметров (характеристик) окружающей среды(уровней шума, вибрации, освещения, микроклимата и т. п.), соответствующихнормативным документам и обеспечивающих приемлемую работоспособность инормальное физиологическое состояние оператора.
Энергетическаясовместимость предусматривает согласование прилагаемых усилий, затрачиваемоймощности, скорости и точности движений органов, которые управляют машиной(оборудованием), с оптимальными возможностями оператора.
Пространственно-антропометрическаясовместимость предполагает' необходимость учета размеров тела человека, еговозможности обзора внешнего пространства, рабочего положения (позы) припроектировании рабочего места (определения зоны досягаемости для конечностейоператора, выбора габаритов и конструкции рабочего стола, сиденья, расстоянияоператора до приборного пульта и т.п.).
Технико-эстетическаясовместимость заключается в обеспечении удовлетворенности человека от общения смашиной, от трудового процесса, за счет дизайна прибора или устройства [9,с.453].
Анализнесчастных случаев, аварий, катастроф, пожаров и других нежелательных событий иявлений показывает, что значительное место среди них занимают, как ужеотмечалось, организационно-психологические причины. Основными из них являютсянизкий уровень профессиональной подготовки, недисциплинированность, пренебрежительноеотношение к требованиям безопасности, допуск к опасным видам работ лиц сповышенным риском травмирования, пребывание людей в состоянии утомления илидругих психических состояниях, повышающих вероятность травмирования.
Учетна практике психологических особенностей и закономерностей может способствоватьзначительному повышению безопасности трудовой деятельности.
Вструктуре психической деятельности человека различают три основные группыкомпонентов: психические процессы, психические свойства и психическиесостояния.
Психическиепроцессы являются основой психической деятельности.Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы(ощущение, восприятие, память и др.).
Психическиесвойства (особенности) характеризуют качества личности(интеллектуальные, эмоциональные, волевые, моральные, трудовые). Они устойчивыи постоянны во времени.
Психическиесостояния определяют особенности психической деятельности вконкретный момент (период) и могут положительно или отрицательно сказываться натечении всех психических процессов.
Эффективностьдеятельности или работоспособность базируется на уровне психического напряжения(стресса). Чрезмерные формы психического напряжения обозначаются какзапредельные, вызывающие дезинтеграцию психической деятельности, что снижаетуровень психической работоспособности.
Возможныдва типа запредельного психического напряжения — тормозной и возбудимый.
Тормознойтип характеризуется скованностью и замедленностьюдвижений. При этом снижается скорость ответных реакций, замедляетсямыслительный процесс, ухудшается память, появляется рассеянность и другиеотрицательные признаки, не свойственные данному человеку в спокойном состоянии.
Возбудимыйтип проявляется гиперактивностыо, многословностыо,дрожанием рук и голоса. При таком состоянии у людей обнаруживаются несвойственные им раздражительность, вспыльчивость, резкость, грубость,обидчивость.
Такимобразом, длительные психические напряжения и особенно их запредельные формыведут к выраженным состояниям утомления.
Кособым психическим состояниям, имеющим значение для психической надежностиперсонала, относятся пароксизмальные расстройства сознания, психогенныеизменения настроения и состояния, связанные с приемом психически активныхсредств (транквилизаторов, стимуляторов, алкогольных напитков).
Пароксизмальныесостояния — это группа расстройств, вызванных заболеваниями головного мозга идругими причинами (эпилепсия, обмороки).
Психогенныеизменения настроения и аффективные состояния возникают под влиянием психическихвозбуждений. При этом проявляются безразличие, вялость, общая скованность,заторможенность, замедление мышления.
Аффективныесостояния (взрыв эмоций) могут развиваться под влиянием обиды, оскорбления,производственных и других неудач. В таком состоянии у человека развиваетсяснижение объема сознания. При этом возможны резкие движения, агрессивные иразрушительные действия. Лица, склонные к аффективным состояниям, относятся ккатегории с повышенным риском травмирования.
Лекарственныеи алкогольные изменения психического состояния возникают в результатеупотребления различных психофармакологических средств.
Приемлегких стимуляторов (чай, кофе) способствует повышению работоспособности, априем активных стимуляторов (например: первитин, фенамин) может вызвать отрицательныйэффект — ухудшение самочувствия, снижение скорости реакции и др.
Употреблениетранквилизаторов типа седуксен или элениум оказывает выраженное успокоение ипредупреждение неврозов, одновременно снижая психическую активность, замедляетреакцию, вызывает апатию и сонливость.
Пьянствои алкоголизм также оказывают отрицательное влияние на работоспособность, апосталкогольная астения (похмелье), кроме того, ведет к заторможенности иснижению чувства осторожности [5, с.101].
Таким образом, контроль психическогосостояния персонала, занятого на ответственных работах, и принятиеадминистративных мер могут положительно влиять на сокращение травматизма иповышение надежности работы сложных систем.
производственныйбезопасность психический медицинская помощь
3. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИПОСТРАДАВШИМ
Аптечкапервой помощи. Перевязочные материалы:бинты, вата, индивидуальные перевязочные пакеты, лейкопластырь, пакетики состерильными медицинскими салфетками, кровоостанавливающий жгут. Нашатырныйспирт (применяют для возбуждения дыхания, обработки кожи при ожогах кислотами,при укусах насекомыми); 5%-ный спиртовой раствор йода (для обработки ран);перманганат калия (марганцовка — для промывания желудка делает слабо-розовыйраствор, применяют также для обработки ран); питьевая сода (для промыванияжелудка, обработки кожи при ожогах); борный вазелин (для смазывания медицинскихсалфеток при закрытии проникающих ранений, смазывания кожи); активированныйуголь (5-10 таблеток растолочь и выпить при различных отравлениях); борнаякислота (раствором ее промывают глаза, обрабатывают кожу); нитроглицерин (приболях в сердце); анальгин, амидопирин (обезболивающие препараты); папаверин(применяет при болях в сердце, гипертоническом кризе); ножницы, нож, стаканчикдля приема лекарств, напальчники, запас питьевой воды.
Искусственноедыхание. Искусственное дыхание начинают проводитьнемедленно: при остановке дыхания, при редких и неритмичных дыхательныхдвижениях, при слабом дыхании. При проведении искусственного дыхания пострадавшегоукладывают на спину на твердый предмет или пол. Восстановление проходимостидыхательных путей осуществляют пальцем, обмотанным марлей или платком, при этомголову пострадавшего поворачивают в сторону. При подозрении на переломпозвоночника голову поворачивать, набок нельзя. При этом голову пострадавшегозапрокидывают назад. Оказывающий помощь одну руку проводит под шею, а вторуюкладет на лоб пострадавшего и надавливают.
Техникаосуществления дыхания «изо рта в рот»: одной рукой пострадавшему зашикают нос,а другой — нажатием на нижнюю челюсть открывают рот пострадавшего; направив влегкие воздух, оказывающий помощь плотно прижав свои губы ко рту пострадавшего,делает выдох.
Выдох надоделать энергичнее, чем обычно, наблюдая за грудью пострадавшего. Посленаполнения воздухом легких пострадавшего, о чем свидетельствует приподниманиеего грудной клетки, выдох прекращают, оказывающий помощь отводит свое лицо всторону и делает вдох. После того производят очередное вдыхание воздухапострадавшему, Частота искусственного дыхания — 16-20 вдохов в минуту. Послепервых 3-8 быстрых вдуваний воздуха в легкие пострадавшего проверьте пульс насонной артерии (на шее). Отсутствие пульса служит показанием для проведенияодновременно непрямого массажа сердца.
Особенностипроведения искусственного дыхания: губы оказывающего помощь должны быть плотноприжаты ко рту пострадавшего. Во время выдоха рот его должен быть открыт.Следить, чтобы у пострадавшего не происходило утечки воздуха через нос.
Искусственноедыхание необходимо продолжать: до восстановления самостоятельного, нормальногопо глубине, частоте и ритму дыхания; до прибытия врача или доставкипострадавшего в лечебное учреждение. В этом случае прекращение искусственногодыхания производят только по указанию врача.
Непрямой(закрытый) массаж сердца. Непрямой массаж сердцаосуществляют немедленно: при отсутствии пульса, при расширенных зрачках, придругих признаках клинической смерти.
Припроведении непрямого массажа сердца пострадавшего укладывают на спину,расстегивают одежду, оказывающий помощь становится сбоку от пострадавшего икладет ладонь одной руки строго на нижнюю треть грудины в поперечномнаправлении, а ладонь другой руки сверху первой. Пальцы обеих рук слегкаприподняты и не касаются кожи пострадавшего. Энергичными толчками, частотой 60раз в минуту, ритмично надавливают на грудину, используя не только силу рук, нои тяжесть тела. Критерии эффективности непрямого массажа сердца: эффективностьпроводимого массажа сердца подтверждается появлением пульса на сонной (на шее)или бедренной артерии. Спустя 1-2 минуты от начала проведения непрямого массажасердца, кожа и губы пострадавшего принимают розовый оттенок, зрачки суживаются.
Непрямоймассаж сердца проводят до восстановления устойчивого пульса, прибытия врача илидоставки пострадавшего в лечебное учреждение.
Раны,кровотечения. Первая помощь: остановитькровотечение, защитить рану от загрязнения, ослабить болевые ощущения. Присильном кровотечении в виде пульсирующей струи накладывают выше раны жгут инатягивают его до молний остановки кровотечения. Под жгут надо положить запискус указанием времени его наложения, так как наложенный жгут нельзя держатьбольше двух часов, потому что прекращение притока крови больше итого времениможет привести к омертвению конечности.
Остановкакровотечения и предохранение раны от попадания в нее микробов достигаетсяналожением на рану стерильной повязки. Смазывать настойкой йода саму рану,промывать её водой, прикасаться к ней грязными руками или забинтовыватьгрязными тряпками не разрешается. Перед наложением повязки на кожу вокруг ранысмазывают настойкой йода или смазывают этиловым спиртом, одеколоном.
Инородныетела, внедрившиеся глубоко в ткани, извлекать нельзя, ибо это может вызвать илиусилить кровотечение.
Правилабинтования. Бинт должен быть плотноскатан. Бинтовать лучше свободным концом бинта справа налево. Начинаябинтовать, сделайте два оборота бинта вокруг места начала бинтования один наддругим. При бинтовании свободный конец бинта должен быть не длиннее 3-12 см. Бинтуйте конечность снизу вверх и изнутри наружу. При бинтовании бинт должен натягиватьсяравномерно. При бинтовании необходимо, чтобы каждый ход бинта покрывал 2/3ширины предыдущего. Старайтесь бинтовать параллельными ходами и скрещивать поодной линии на наружной стороне конечностями. Закончив бинтовать, надежнозакрепите бинт, если под рукой нет булавки, разрежьте конец бинта на протяжениинескольких сантиметров так, чтобы можно было обернуть конечность и завязатьузел.
Переломы. Признаки переломов: в месте перелома — боль, форма конечностиизменена (искривлена, укорочена, имеется ненормальная подвижность кости в местетравмы, возможен хруст от трения обломков кости друг о друга).
Основноймерой оказания первой помощи при повреждениях костей и суставов являетсясоздание покоя поврежденному участку тела. Состояние покоя достигаетсяиммобилизацией (фиксацией), служащей мерой борьбы с болью, шоком и защитой отраспространения раневой инфекции. Иммобилизация осуществляется наложением шин,которые накладывают так, чтобы суставы выше и ниже места перелома былинеподвижными. При этом конечность надо фиксировать в том положении, в которомВы ее застали.
Пострадавшемунадо дать обезболивающий препарат – анальгин, амидопирин, а также горячий чай.С поврежденной конечности снять одежду и обувь (лучше не стягивая, а разрезая).На рану накладывают повязку. При сильном кровотечении выше места переломанакладывают жгут, а затем осуществляют иммобилизацию конечности. Нельзянасильно вправлять конечность, удалять из раны или вправлять в нее костныеобломки, удалять из раны инородные предметы.
Припереломах ребер производят бинтование грудной клетки. Верхнюю конечностьиммобилизуют подвешиванием на косынке или бинте за шею. Нижнюю конечностьиммобилизуют длинней доской, которую прибинтовывают к раненой ноге, или путемсвязывания вместе здоровой и раненой ног.
Прииммобилизации предплечья, голени и бедра применяют по две шины, которыенакладывают с внутренней и внешней сторон конечности.
Повреждениекисти. При переломах кисти шину накладываютначиная с предплечья. При иммобилизации на ладонную поверхность кисти кладетсявалик. При переломах пальцев производят иммобилизацию всей кисти.
Травматическийотрыв пальцев, кистей, стоп, носа, ушей происходит при травмах режущимипредметами. В этих случаях производят обработку раны (бинтование, наложениежгута или закрутки), а отрезанную часть тела помещают в сосуд с чистой холоднойводой. Этот сосуд желательно обложить льдом. Раненого вместе с этим сосудом немедленнодоставляют в ближайшее лечебное учреждение.
Черепно-мозговаятравма. При черепно-мозговой травме бываетсотрясение или ушиб мозга, а также перелом костей черепа.
Признакисотрясения или ушиба мозга: моментальная потеря сознания, головная боль, тошнота,рвота, головокружение, слабость. Часто наблюдается, кратковременная потеряпамяти. Пострадавшему угрожает удушье запавшим языком или рвотными массами,которые могут закрыть дыхательные пути.
Еслипострадавший без сознания, то полость рта надо очистить от рвотных масс иинородных предметов. Очистку полости рта производят пальцем, обернутым марлейили носовым платком. Пострадавшего уложить на бок или на спину, но головадолжна быть повернута набок. Это необходимо для предотвращения закрытиядыхательных путей языком или рвотными массами. На голову кладут холодныекомпрессы. При нарушении дыхания немедленно проводить искусственное дыхание.
Переломоснования черепа — одна из самых тяжелых травм вследствие повреждения головногомозга, опасности присоединения инфекции.
Признаки:выделение из носа, ушей, рта крови или прозрачной мозговой жидкости, скашиваниелица в одну сторону, кровоподтеки вокруг глаз, появляющиеся спустя несколькочасов после травмы в виде «очков».
Припереломах основания черепа необходима тщательная иммобилизация головыпострадавшего и немедленная доставка его в лечебное учреждение. При выделениикрови или спинномозговой жидкости никаких промываний водой делать нельзя,тампонов нельзя также вводить. Голову и шейный отдел позвоночника иммобилизуютпри помощи повязки, которая закрепляется под подбородком и фиксируется кносилкам. При бессознательном состоянии пострадавшего голову поворачивают набоки прибинтовывают к носилкам. Голову также можно фиксировать, обложив еёмешочком с песком, одеждой и пр.
Поврежденияпозвоночника и таза. Признаки поврежденияпозвоночника: боль в области таза, усиливающаяся при движении, выпячиваниеотростка позвонка в месте повреждения. Невозможность каких-либо движений вобласти позвоночника. При повреждении спинного мозга — паралич конечностей,нарушение функции тазовых органов (самопроизвольное выделение мочи и кала).
Перваяпомощь: пострадавшего уложить на твердый предмет (доску, дверь) и срочнодоставить в лечебное учреждение. Больной должен находиться только в лежачемположении: на спине — при повреждении шейного и грудного отделов позвоночника,на животе — при повреждении поясничного отдела позвоночника. Внутрь даютобезболивающие препараты — анальгин, амидопирин.
Признакипереломов костей таза: изменение формы таза, невозможность стоять, ходить,поднимать ногу. Пострадавшие лежат на спине с разведенными ногами,полусогнутыми в коленных и тазобедренных суставах. Нередко самопроизвольноевыделение мочи и кала. Первая помощь: пострадавшего уложить на жесткие носилки (доску,дверь). Ногам при помощи валика придают полусогнутое и слегка разведенноеположение. Внутрь пострадавшему дают анальгин или амидопирин. Пострадавшегосрочно доставляют в ближайшее лечебное учреждение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
1. Арустамов Э.А.Безопасность жизнедеятельности. М.: Дашков и К, 2009. — 452 с.
2. Бочаров Е.А., Бочаров Н.И. Ступени обучения выживанию. М.:Владос, 2008. — 204 с.
3. Вишняков Я.Д. Безопасность жизнедеятельности. Защита населенияи территорий в чрезвычайных ситуациях. М.: Academia, 2008. — 304 с.
4. Еремин В.Г. Безопасность жизнедеятельности в машиностроени.Учебник. М.: Academia, 2008. — 384 с.
5. Каракеян В.И. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособиедля ВУЗов. М.: Высшее образование, 2009. — 370 с.
6. МихнюкТ.Ф. Охрана труда:учеб.пособие. Мн.: ИВЦ Минфина, 2007. — 320 с.
7. Петров С.В., Макашев В.А. Опасные ситуации техногенногохарактера и защита от них. М.: Энас, 2008. — 224 с.
8. Сапронов Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности: Производственнаябезопасность и охрана труда на предприятиях автосервиса. М.: Academia, 2008. — 304 с.
9. Фролов А.В. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда.Р-н-Д.: Феникс, 2008. — 750 с.
10. Шлендер П.Э., Маслова В.М. Безопасность жизнедеятельности. М.:Вузовский учебник, 2008. — 304 с.