Реферат по предмету "Экономика"


Коэффициенты в непроизводственной сфере

Оглавление
Введение
1.Непроизводственная сфера: понятие и роль в общественном воспроизводстве
2. Статистиканародного образования
3. Статистикакультуры и искусства
4. Статистиказдравоохранения
5. Статистикатуризма
Заключение
Списоклитературы

Введение
Непроизводственнаясфера — совокупность отраслей, продукция которых выступает в виде определеннойцелесообразной деятельности (интеллектуального продукта, услуги и др.).
Актуальностьданной работы заключается в том, что большинство отраслей, входящих в даннуюсферу, непосредственно связаны с удовлетворением потребностей людей в продуктахнематериального характера или услугах, и их изучение важно для выявления причиннеудовлетворенности населения теми или иными социально-культурными услугами.
Цельюкурсовой работы является статистическое изучение непроизводственной сферы. Внепроизводственную сферу входят отрасли: образование, здравоохранение, культураи искусство, фундаментальная наука и научное обслуживание, физкультура и спорт,социальное обеспечение, включая различного рода социальные службы, управление ит. д.
Достижению поставленной цели способствовало решениеследующих задач:
— определение понятия непроизводственной сферы;
— определение роли сферы в общественномвоспроизводстве;
— анализ статистических данных отдельных отраслейнепроизводственной сферы;
— изучение причин динамики показателей отраслей.
Объектомисследования являются отрасли непроизводственной сферы.
Предметом –статистические данные для каждой отрасли.
Статистическиеданные взяты за последние 6 – 8 лет, то есть за 2002-2010гг. (2004-2010гг взависимости от наличия данных отрасли). По некоторым отраслям данные имеютсятолько за последние 3 года (2008-2010гг). Также нет некоторых данных заопределенные года.
Географическиерамки определены всей территорией Российской федерации, так как можно болееподробно рассмотреть динамику и выявить наиболее значительные скачкипоказателей.
В ходе статистического изучения отраслей непроизводственнойсферы был использован анализ статистической информации на основе примененияобобщающих статистических показателей.
Структура работы построена на анализе статистическихтаблиц, относящихся к каждой отдельной отрасли непроизводственной сферы.

1. Непроизводственная сфера: понятие и роль в общественномвоспроизводстве
Современная непроизводственная сферапредставляет собой значимую часть мирового экономического пространства,включающую подавляющее количество предприятий. В нем занято большинствотрудоспособного населения. Они производят заметную часть валового национальногодохода.
Развитие непроизводственной сферы отражаетразвитие общественных потребностей, изменение их структуры по мере повышенияуровня жизни населения. Во всех индустриально развитых странах в связи сразвертыванием НТР с середины XX в. четко выделился и стал динамичноразвиваться блок отраслей нематериальной сферы, продукция которых быланаправлена на развитие человеческого фактора: образование, здравоохранение,услуги социального характера и др.
Многообразие условий их функционирования иорганизации труда делает ее гарантом практически всеобщей занятости. При этомлюди не просто находят место работы, но, имея возможность выбора профессии исферы трудовой деятельности исходя из своих личных склонностей (психологическиеи социальные особенности, структура личностной мотивации, культурные иэтнические стереотипы), в идеале достигают преодоления отчуждения труда,превращения его из обязанности в условие самореализации. [1, C.4]
Следует отметить, что непроизводственнаясфера удовлетворяет лишь вторичные потребности и менее важна, по сравнению спроизводственной, которая удовлетворяет первичные потребности человека. Однакопо мере развития общества их диапазон становится все шире, а необходимостьудовлетворения – все насущнее. Жизнь современного человека невозможна безпредприятий здравоохранения, образования, правопорядка. Даже организация досугаи развлечений как условие снятия стрессов и перегрузок, свойственныхсовременному производству, представляются социально значимыми.
Непроизводственная сфера взаимосвязана сматериальным производством. Работники материального производства в обмен науслуги, создаваемые в непроизводственной сфере, представляют продукты своеготруда для обеспечения жизненных средств работникам непроизводственной сферы иматериальных условий их трудовой деятельности (основные непроизводственныефонды).
Услуги работников непроизводственной сферывходят в личное потребление работников материального производства. С точкизрения воспроизводственного процесса, включения услуг в сферу личногопотребления не означает их абсолютного исчезновения. В противном случае немогло бы быть и речи об экономических отношениях в непроизводственной сфере. Своеобразныйхарактер воспроизводимости услуг, включаемых в личное потребление, состоит втом, что непроизводственная сфера создает объективные предпосылки длявозобновления воспроизводственного процесса. Во-первых, услуги некоторыхотраслей непроизводственной сферы входят в издержки производства рабочей силы ивоспроизводятся работниками в процессе производства. Во-вторых, сфера личногопотребления, взятая в совокупности всего общественного воспроизводства,представляет собой общественный процесс.
Потребление материальных благнепроизводственной сферой вытекает из общественной необходимости существованиятруда работников непроизводственной сферы и порождает экономические отношенияприсвоения материальных благ работниками непроизводственных отраслей. В свою очередь,это требует постоянно возобновляемых затрат труда на производство материальныхблаг для непроизводственной сферы. [2, С.188]
Развитие непроизводственной сферы зависитот уровня производительности труда работников материального производства. Чемон выше, тем большими возможностями располагает общество в выделении трудовых иматериальных ресурсов в непроизводственной сферы.
В России в непроизводственной сфере занятоне многим более 30%. Большой удельный вес по числу занятых в непроизводственнойсфере занимают такие отрасли, как просвещение, культура, здравоохранение,производящие специфические предметы потребления, которые К. Маркс назвалуслугами. Эти предметы потребления, не имеющие вещной формы, используются впроцессе их производства. Поскольку они не принимают вещной формы, то не могутнакапливаться и тем самым участвовать в образовании национального дохода, новходят в фонд личного потребления общества. [3]
Итак, непроизводственная сферахарактеризуется:
1) вещным и не вещным характеромпроизводимого продукта;
2) индивидуальным способомвоспроизводства;
3) особенностью коммуникации производителяи потребителя, определяемой как обслуживание;
4) низкой степенью организованностипроизводства;
5) минимальной механизацией;
6) отсутствием разделения труда икооперации работников.2.Статистика народного образования
Образование— процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. Впроцессе образования происходит передача от поколения к поколению знания всехтех духовных богатств, которые выработало человечество.
Вобразовании статистика является одним из важнейших инструментов, позволяющихправильно планировать стратегию дальнейшего развития.Одна из ведущих задач статистики заключается в измерении образовательногопотенциала общества; в изучении процессов его формирования, дифференциации ииспользования. Образовательных потенциал общества – накопленный поколениямиобъем и качества знаний и профессионального опыта, которые усвоены населением ивоспроизводятся через систему образования. [4]
СогласноЗакону Российской Федерации «Об образовании», Российское образованиепредставляет собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом изкоторых функционируют государственные, негосударственные, муниципальныеобразовательные учреждения разных типов и видов:
— дошкольные;
— общеобразовательные;
— учреждениядля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
— профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.);
— учреждениядополнительного образования;
— другиеучреждения, предоставляющие образовательные услуги. [5]
Статистикадошкольного воспитания собирает данные, характеризующие численность детей,посещающих постоянные детские дошкольные учреждения (ДДУ). Собираются данные очисле детских дошкольных учреждений, численности воспитателей и заведующих,форме оплаты труда и сумме оплаты родителями услуг по содержанию детей в этихучреждениях.
Наконец 2010 года 45607 ДДУ посещало свыше 5 млн.чел.
Таблица2.1.
Числодошкольных учреждений и численность детей в них, Российская Федерация, значениепоказателя за год.*год 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 число ДДУ, единиц 50647 49253 48232 47835 46675 46518 45696 45730 45607 численность детей, тыс. чел. - 4246 4267,3 4321,3 4422,6 4530,4 4713,2 4906,3 5105,4
*Данные с сайта www.gks.ru/
Таблица 2.2.
Численностьнаселения в возрасте 1-6лет, тыс. чел., Российская Федерация, значениепоказателя на 1 января,*год 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 численность населения 8130,9 7931,8 7780,2 7695,7 7742,7 7927,6 8111,9 8305,6 8505,2
*Данные с сайта www.gks.ru/
Как видно изтаблицы 1.2. число дошкольных учреждений сокращается, в то время какчисленность детей в возрасте 1-6 лет растет. За последние восемь лет (2002-2010гг)численность детей дошкольного возраста выросла на 4,6%, а число ДДУ сократилосьпочти на 10%, но в то же время растет количество мест в этих учреждениях. Этоположительно влияет на обеспеченность детей сетью дошкольных учреждений: данныйпоказатель вырос на 3,4%.
Таблица 2.3.
Обеспеченностьдетей дошкольными учреждениями (в процентах от числа детей 1-6 лет), процент,Российская Федерация, значение показателя за год*год 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 показатель 56 57,2 58,1 57,6 57,7 57,3 58,3 59,2 59,4
*Данные с сайта www.gks.ru/
Но дефицитдетских садов приводит и к ухудшению условий содержания детей. Мест не хватает,поэтому укрупняются группы, вместе находятся дети разных возрастов, нарушаютсяи воспитательные принципы, и элементарные санитарные нормы. К тому же, многимженщинам приходиться сидеть дома с детьми (40% детей не обеспечены местами вДДУ), что серьезно влияет на экономическую ситуацию, так как половинуэкономически активного населения составляют женщины.
Статистикаобщего образования собирает данные о числе общеобразовательных учреждений,численности учащихся в них, педагогического состава и другие. Школьноеобразование — важный элемент образования в современном обществе, формирующий уребёнка базовые знания и навыки. Школы в России дают обучаемым так называемоесреднее образование. Нормативные сроки освоения общеобразовательных программ поступеням общего образования, принятые Постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 23 марта 2003 г. № 224:
I ступень(начальное общее образование) — 4 года;
II ступень(основное общее образование) — 5-6 лет;
III ступень(среднее (полное) общее образование) — 2 года.
По данным наначало 2010 года численность обучающихся в государственных и муниципальныхобщеобразовательных учреждениях составляет свыше 13 млн. чел.
Таблица 2.4.
Численностьобучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, тысячачеловек, Российская Федерация на начало учебного года.*год 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 всего 20033 19363 18372 17254 16098 15112,8 14302,5 13694,7 13363,3 начальные 419 400 376 356 327 298,2 265,8 260,5 242 основные 1078 971 879 796 709 645,8 607,3 577 570,8 средние (полные) 18002 17488 16631 15635 14612 13739,1 13022,2 12475,6 12186,1 учреждения для детей с недостатком умственного или физического развития 514 504 486 467 450 429,7 407,2 381,7 364,4
*Данные с сайта www.gks.ru/
Как видно изтаблицы 1.5 за 2002-2010гг численность обучающихся сократилась на 33,2 %.Сокращение числа учащихся связана в первую очередь со снижением общероссийскихтемпов рождаемости и всей численности населения России. В связи с этимуменьшается и количество учреждений среднего (школьного) образования, особенноэто заметно в сельской местности.
Таблица 2.5.
Число государственных и муниципальныхобщеобразовательных учреждений (без вечерних (сменных) общеобразовательныхучреждений), единица, Российская Федерация, на начало учебного года*год 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 городская местность 21271 21335 21178 21040 20901 20404 20075 19690 19259 сельская местность 45157 44836 43801 42719 41573 40367 38628 36020 34309 всего 66428 66171 64979 63759 62474 60771 58683 55710 53568
*Данные с сайта www.gks.ru/
За 2002-2010гг. число общеобразовательных учреждений в городах сократилось на 9,5 %. Всельской местности за тот же период это сокращение составило свыше 24%.
Системапрофессионального образования включает разветвленную сеть государственныхвысших, средних специальных, профессионально-технических учебных заведений;институты повышения квалификации специалистов с высшим образованием; учебныецентры для переобучения безработных; отделения и филиалы зарубежных учебныхзаведений; негосударственные учебные заведения.
Государственнойстатистикой учитываются число профтехучилищ, численность учащихся в них, в томчисле по отделениям на базе основной (базовой) школы, на базе средней школы игруппы молодежи, не получающей среднего образования. Изучается движениеучащихся: прием и выпуск. Численность выпущенных (подготовленных) рабочихкадров распределяется по отраслям экономики и профессиям.
Основнойформой подготовки специалистов выступает обучение в средних и высших учебныхзаведениях. Статистический учет и анализ деятельности учебных заведений данныхвидов описываются следующей системой показателей, которая содержится вгосударственной статистической отчетности, предоставляемой в конце учебногогода: показатели численности, состава и движения учащихся; численностьпедагогических кадров; показатели материально-технического обеспечения учебныхзаведений; выборочные опросы студентов по самым разнообразным проблемамсамообразования.
Таблица2.6.
Числогосударственных и муниципальных образовательных учреждений среднегопрофессионального образования и численность студентов в них, РоссийскаяФедерация, на начало учебного года*год 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 число учреждений, единица 2589 2595 2626 2627 2637 2688 2631 2566 2535 численность студентов, тыс. чел. 2308,6 2409,8 2488,5 2501,6 2503,6 2473 2388,9 2288,5 2136,1
*Данные с сайта www.gks.ru/

Сокращениечисленности студентов в образовательных учреждениях среднего профессиональногообразования связано не только с снижением уровня рождаемости России, а в первуюочередь с увеличившимся престижем высшего образования. Сейчас на рынке труда восновном требуются высококвалифицированные специалисты, поэтому дети послешколы все чаще поступают в высшие учебные заведения.
Таблица 2.7.
Числогосударственных и муниципальных образовательных учреждений высшегопрофессионального образования и численность студентов в них (по формамобучения), Российская Федерация, на начало учебного года*год 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 число вузов, единиц 607 621 655 652 662 655 660 658 660 численность студентов, тыс.чел. — очное 2441,9 2657 2861,6 3009,9 3143,6 3195,2 3251,2 3240,7 3152,8 — очно-заочное (вечернее) 258,6 285,4 298,8 301,8 300,3 299,9 291,3 280,4 269,4 — заочное 1518,8 1783,6 1973,4 2164,9 2279,4 2348,3 2443,2 2532,4 2636,9 — экстернат 51,5 71,4 94,9 119,6 136,8 141,9 147,4 154,8 155,7 всего 4270,8 4797,4 5228,7 5596,2 5860,1 5985,3 6133,1 6208,4 6214,8
*Данные с сайта www.gks.ru/
За восемь летувеличилось число учреждений высшего профессионального образования, что связанос большим количеством желающих получить высшее образование. Численностьстудентов с каждым годом значительно растет по всем формам обучения, всего онаувеличилась на 45,5% за период 2002-2010гг.
Растетпопулярность и негосударственных учреждений высшего профессиональногообразования.
Таблица 2.8.
Числонегосударственных образовательных учреждений высшего профессиональногообразования и численность студентов в них (по формам обучения), РоссийскаяФедерация, на начало учебного года*год 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 число вузов, единиц 358 387 384 392 409 413 430 450 474 численность студентов, тыс.чел. — очное 183,3 223,6 242,4 266,7 289,9 312,8 330,9 330,6 304,4 — очно-заочное (вечернее) 43,6 50,2 47,2 49,5 61,5 71,3 81 72,4 74,3 — заочное 243 354,5 426,5 538,8 663,1 683,7 752,7 835,5 903,9 — экстернат 0,7 1,2 2,7 4,5 9,6 11,5 12,2 14,4 15,7 — всего 470,6 629,5 718,8 859,5 1024,1 1079,3 1176,8 1252,9 1298,3
*Данные с сайта www.gks.ru/
Числонегосударственных вузов увеличилось на 32,4%, а общая (по всем формам обучения)численность студентов в них выросла в 2,8 раза (на 175,8%).
На протяжениипоследних лет зафиксирован значительный рост числа высших учебных заведений. Вомногом этот рост обеспечен за счет увеличения численности негосударственныхвузов. Изменилась соотношение студентов получающих высшее образование наразличных формах обучения. Незначительно выросла доля студентов, получающихвысшее образование на очной и очно-заочной (вечерней) форме обучения. Наиболеезначительно — доля студентов-заочников и студентов, обучающихся на экстернате.
Статистикасреднего и высшего профессионального образования имеет положительную тенденцию.В стране станет больше специалистов с высшим образованием. Но есть иотрицательные стороны у этой тенденции.
1.Количественная потребность в молодых специалистах, имеющих высшее специальноеобразование, вряд ли увеличилась за эти годы (скорее наоборот).
2. Качествообразования не улучшается.
3. Процентталантливых детей практически не вырос.
4.Руководство (и в какой-то мере преподаватели) платных высших учебных заведенийзаинтересованы в том, чтобы студентов училось как можно больше. Часто возникаетнеобходимость выбирать между прибылью и качеством образования.
5. Врезультате увеличения числа выпускников значительно возрастает числоспециалистов, имеющих право (и желание) занимать должности, не допускающиеотсутствие высшего образования. И эти места занимают не всегда лучшиевыпускники. 3. Статистика культурыи искусства
Статистикакультуры и искусства как отрасль социальной статистики отражает деятельность вобласти культуры и искусства, поддающуюся количественному анализу.
Деятельностьв области культуры и искусства охватывает сферу производства, сохранениянационального культурного достояния, распределения и потребления населениемдуховных ценностей. Существует разветвленная сеть специализированныхорганизаций и учреждений, предназначенных для осуществления деятельности вобласти культуры и искусства: музеи, театры, библиотеки, клубы и т.д., а такжеперсонал, профессионально занимающийся этой деятельностью.
Задачистатистики культуры и искусства заключаются в наблюдении за деятельностьюорганизаций и учреждений культуры, с одной стороны, и приобщением (участием)населения к тем или иным видам культурной деятельности, с другой стороны. [6]
Государственнаясистема статистического наблюдения в сфере культуры и искусства основана напрохождении статистической информации через органы Министерства культурыРоссийской Федерации, Комитета Российской Федерации по кинематографии,Государственной компании «Российский цирк» и Российской Книжнойпалаты.
ГоскомстатРоссии осуществляет сбор и обрабатывает отчетные данные о деятельности массовыхбиблиотек, учреждений культуры клубного типа, музеев и театров, не относящихсяк ведомству Минкультуры России, с последующей передачей полученной информации вМинкультуры России, для формирования сводных итогов о деятельности этихучреждений. По отрасли статистики культуры осуществляется сплошное федеральноестатистическое наблюдение с годовой периодичностью.
Массовые(публичные) библиотеки — общедоступные библиотеки, которые предоставляютвозможности пользования их фондами всем слоям населения без ограничений поуровню образования, специальности, вероисповеданию и другим признакам. [7]
Вгосстатистике учитываются ежегодно по следующим показателям: материальная базаи технические средства библиотек, число посещений и читателей, состав идвижение библиотечного фонда, межбиблиотечный абонемент, число библиотечныхработников по уровню их образования и стажа, поступление и использованиефинансовых средств. При предприятиях и учреждениях, высших и среднихспециальных учебных заведениях, других учреждениях имеются также научные,учебные, технические и другие специальные библиотеки. Учет таких библиотекосуществляется путем проведения переписей.
Таблица 3.1.
Числообщедоступных библиотек, тыс.ед., Российская Федерация, значение показателя загод*год 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 городская местность 12,4 12,3 12,9 13 12,2 11,3 11,9 11,4 10,6 сельская местность 38,8 38,9 38,1 37,9 37,7 38,2 36,4 36,1 36,4 всего 51,2 51,2 51 50,9 49,9 49,5 48,3 47,5 47
*Данные с сайта www.gks.ru/
Данныетаблицы 2.1 показали, что количество общедоступных библиотек с каждым годомуменьшается, это связано с недостаточным финансированием библиотек и снижениемчисла посещений читателей.
Таблица 3.2.
Численностьчитателей общедоступных библиотек, млн.чел., Российская Федерация, значениепоказателя за год*год 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 численность читателей 59,6 59,4 59,2 58,9 58,2 58,1 57,8 57,1 57,5
*Данные с сайта www.gks.ru/
Снижениечисленности читателей в свою очередь связано с быстрым развитием иобщедоступностью интернета, электронных библиотек и книжных интернет-магазинов,в которых можно найти любую интересующую информацию более быстрым и легкимспособом, а также с медленным обновлением библиотечного фонда и снижениемколичества книг и журналов в библиотеках.
Таблица 3.3.
Число книг ижурналов общедоступных библиотек, млн. экземпляров., Российская Федерация,значение показателя за год*год 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 городская местность 659 657 655 650 637 624 613 610 611 сельская местность 368 365 359 357 351 353 345 335 331 всего 1027 1022 1014 1007 988 977 958 945 942
*Данные с сайта www.gks.ru/
Деятельностьв области производства и распространения кинопродукции представлена встатистике культуры и искусства данными о производстве фильмов и другойкинопродукции (количество наименований, запуска и выпуска из производства,отпускная стоимость и т.д.); об организации их киновидеопроката (числокиноустановок, в том числе широко- и узкопленочной, с обычным илиширокоэкранным показом, фактическая прокатная плата); о наличии, движении иэксплуатации киноустановок, видеозалов и видеосалонов, а также о количествезрителей, просмотревших художественные фильмы новых названий, и валовом сборе.
Таблица 3.4.
Выпускфильмов, единица, Российская Федерация, значение показателя за год*год 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Игровые фильмы (художественные) 51 60 68 73 93 94 115 117 - Мультипликационные фильмы 22 22 44 40 75 67 114 94 - Неигровые фильмы (документальные, научно-популярные) 246 240 300 369 389 606 469 545 -
*Данные с сайта www.gks.ru/
Увеличениеколичества выпущенных фильмов связано, во-первых, с растущей аудиторией, аво-вторых, с самим процессом производства фильмов, который стал болеедоступный, качественный в связи с развитием новых технологий. Новые технологиив сфере киноиндустрии привлекает большее количество зрителей в кинотеатры(например, выпуск фильмов в формате 3D).
Таблица 3.5.
Числопосещений киносеансов, тыс.чел., Российская Федерация, значение показателя загод*год 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 число посещений 42227,4 46380,2 47145,4 52442,5 49240,7 51780,3 49915 44491
*Данные с сайта www.gks.ru/
Но это неувеличивает количества киноустановок (кинотеатров), наоборот, за 2002-2009гг ихчисло снизилось более чем в 2,5 раза.
Таблица 3.6.
Числокиноустановок с платным показом (кинотеатров), ед., Российская Федерация,значение показателя за год*год 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 число кинотеатров 17989 17399 15387 14551 12901 11402 9072 7082
*Данные с сайта www.gks.ru/
Болееполовины государственных кинотеатров были переданы частным инвесторам, площадьбывших кинотеатров реформирована под другие учреждения, некоторые кинотеатры ивовсе снесены.
Музей — научно-исследовательское икультурно-просветительное учреждение, которое осуществляет комплектование,учёт, хранение, исследование и популяризацию памятников истории и культуры иприродных объектов, имеющее статус государственного (муниципального),независимо от его ведомственной подчинённости, т.е. самостоятельные музеи,музеи, входящие в объединённые дирекции, музеи-филиалы, выставочные залы,галереи, действующие на правах музеев. Музеи подразделяются территориально(республиканские, областные, краевые, районные, городские, сельские); попрофильным группам и типам: исторические, художественные, литературные, естественнонаучные,технические, архитектурные, комплексные (краеведческие), музеи-заповедники,отраслевые и другие. [7]
Статистическая отчетность содержитпоказатели: число единиц хранения основного музейного фонда с распределением ихпо видам (живопись, графика, скульптура, изделия прикладного искусства,документы, драгметаллы и др.); число экспонатов в экспозициях, показателинаучно-просветительной работы, количество выставок, число посетителей,показатели кадрового состава работников музея, зонирование музейных площадей,поступление и использование финансовых средств.
Таблица 3.7.
Число музеев (включая филиалы), ед.,Российская Федерация, значение показателя за год*год 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Краеведческие музеи 908 940 1011 1038 1064 1085 1150 1219 1249 Естественнонаучные музеи 38 40 42 43 38 39 40 41 38 Искусствоведческие 301 304 309 306 309 316 308 311 305 Исторические и археологические 465 485 481 492 497 492 498 529 539 Научно-технические 10 10 8 8 14 13 17 19 19 Комплексные 155 160 165 171 178 179 192 190 187 Специализированные и прочие 170 174 173 171 169 161 163 159 158 Всего 2047 2113 2189 2229 2269 2285 2368 2468 2495
*Данные с сайта www.gks.ru/
Наметившуюся в последние годытенденцию роста общего числа музеев в Российской Федерации можно объяснить нестолько открытием новых музеев, сколько открытием музеев, которыеотпочковались, вышли из большого комплексного музея и стали самостоятельными.Однаков сфере деятельности музеев ситуация сложилась достаточно критическая. Преждевсего это связано с недофинансированием отрасли, как следствие — слабаяматериально-техническая база музеев.
Сценическое и драматическоеискусство представлено в статистике сведениями о деятельности театров,концертных организаций, цирков, о числе соответствующих культурно-просветительныхучреждений и организаций, количестве представлений и их видов (вечерние,утренние спектакли, филармонические и эстрадные концерты, представления длядетей и др.), числе зрителей и сумме сборов.

Таблица 3.8.
Число профессиональных театров, ед.,Российская Федерация, значение показателя за год*год 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 число театров 547 556 571 568 579 588 590 594 586
*Данные с сайта www.gks.ru/
Данные таблицы 2.8 демонстрируютрост числа театров, который связан с увеличением финансирования данной отрасли,но одновременно снижается количество посещений театров.
Таблица 3.9.
Число посещений театров, млн. чел., РоссийскаяФедерация, значение показателя за год*год 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 число посещений 30,8 31 30,1 29,1 28,2 28 28,6 29,3 30,4
*Данные с сайта www.gks.ru/
Цирк — зрелищное предприятие,располагающее зданием с ареной (манежем), где даются цирковые представления, ипериодически меняющимся коллективом цирковых артистов. Цирки подразделяются настационарные (зимние и летние), передвижные (шапито), цирки на сцене, зооцирки.Статистическая отчетность цирков содержит показатели: число представлений,количество зрителей и сумма сборов.
Таблица 3.10.
Число цирков, ед., Российская Федерация,значение показателя за год*год 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 стационарные 41 41 42 47 - 40 40 42 42 передвижные 21 22 22 24 - 27 27 26 26 Всего 62 63 64 71 66 67 67 68 68
*Данные с сайта www.gks.ru/
Как видно из таблицы 2.10 числоцирков за период 2002-2010гг изменялось не значительно, оно то увеличивалось,то уменьшалось.
По недвижимым памятникам истории икультуры собираются сведения об их количестве и видах (памятники археологии,истории, градостроительства и т.д.), источниках и освоении средств, выделенныхна ремонтно-реставрационные работы, общем количестве реставрируемых и сданныхпосле реставрации объектов.
Таблица 3.11.
Числонедвижимых памятников истории и культуры, состоящих на государственной охране,тыс. ед., Российская Федерация, значение показателя за год*год 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Памятники археологии - - 18,5 18,1 18 18,1 18,8 33,8 36,7 Памятники истории - - 23,6 24,2 24,2 24,1 24,4 33,9 35,9 Памятники градостроительства и архитектуры - - 38,5 42,6 42,6 42,7 43,2 60,3 66,2 Памятники искусства - - 2,9 2,9 2,9 2,9 2,9 3,1 3,9 Всего 84,9 85 83,6 87,8 87,7 87,8 89,3 131,1 142,7
*Данные с сайта www.gks.ru/
Увеличение числа памятников связанос открытием новых и присвоения культурного значения.
Анализ культурной деятельности встране будет неполным без характеристик работы учреждений клубного типа ипарков культуры и отдыха, которые проводят большое число мероприятийкультурно-досугового и культурно-оздоровительного характера. В статистическойотчетности этих учреждений содержатся сведения об их количестве, числепосадочных мест, зрительных и лекционных залах, числе и количестве досуговыхобъектов в парках культуры и отдыха; числе любительских объединений и кружков идругих формирований клубного типа; количестве культурно-досуговых ифизкультурно-оздоровительных мероприятий и численности лиц, принимавших в нихучастие.
Таблица 3.12.
Числоучреждений культуры культурно-досугового типа, тыс. ед., Российская Федерация,значение показателя за год*год 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 число учреждений 54,8 54,8 54,2 53,6 52,9 51,4 49,5 49,5 48,4
*Данные с сайта www.gks.ru/
По данным таблицы 2.12 числоучреждений культурно-досугового типа сократилось на 11,7%, что связано снедофинансированием данной области.4.Статистика здравоохранения
Медицинскаястатистика (синонимы: санитарная статистика, статистика в медицине издравоохранении, медико-санитарная статистика, статистический метод в медицинеи здравоохранении) — отрасль статистики, изучающая явления и процессы в областиздоровья населения и здравоохранения.
Основнымизадачами медицинской статистики, являются разработка специальных методовисследования массовых процессов и явлений в медицине и здравоохранении;выявление наиболее существенных закономерностей и тенденций в здоровьенаселения в целом и в различных его группах (возрастных, половых, профессиональныхи др.) во взаимосвязи с конкретными условиями и образом жизни: изучение иоценка состояния и динамики развития сети, деятельности учрежденийздравоохранения и медицинских кадров. [8]
Вздравоохранении статистические методы исследования используют для:
1) изученияздоровья населения и факторов его определяющих;
2) анализа,оценки и планирования медицинской помощи;
3)специальных научных исследований.
Такимобразом, можно выделить следующие разделы медицинской статистики:
— общетеоретические и методические основы статистики;
— статистиказдоровья населения;
— статистиказдравоохранения. [9]
Статистиказдравоохранения создает специфические методы и приемы сбора, обработки,передачи, хранения, анализа и оценки информации о состоянии и изменениях сети учрежденийи органов здравоохранения, их деятельности, кадров здравоохранения,медико-санитарного имущества и др.
Здравоохранениеохватывает деятельность больничных и лечебно-профилактических учрежденийразличных типов: больниц, диспансеров, поликлиник и амбулаторий, родильныхдомов фельдшерско-акушерских пунктов, станций скорой и неотложной медицинскойпомощи, санаториев для больных туберкулезом, санитарно-эпидемиологических идезинфекционных станций и т. д.
Таблица 4.1.
Числобольничных учреждений (по каждому типу) и число больничных коек, РоссийскаяФедерация, на конец года*год 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 число больничных учреждений, ед. 10704 10561 10340 10101 9847 9479 7478 6777 6545 число женских консультаций и детских поликлиник, ед. 16011 15858 15262 15253 15196 15006 13529 11473 11726 число фельдшерско-акушерских пунктов, ед. 44580 44325 43913 43636 43432 43053 42281 39808 39792 число станций скорой медицинской помощи, ед. 3172 3212 3252 3268 3266 3276 3223 3091 3028 число амбулаторно-поликлинических учреждений, ед. 21254 21348 21403 21467 22084 21783 18792 18301 15625 число больничных коек, тыс. ед. 1672 1653 1620 1597 1601 1575 1554 1522 1399
*Данные с сайта www.gks.ru/
Несмотря нато, что в среднем заболеваемость россиян растет, рождаемость такжеувеличивается, в настоящее время в России сокращается количествогосударственных лечебных учреждений и количество коек в больницах. По даннымтаблицы 3.1, число больниц к концу 2010 года по сравнению с 2002 годомуменьшилось на 4,2 тыс. или на 38,9%, число амбулаторно-поликлиническихучреждений на 26,5%, больничных коек — на 273 тыс. или 16%. Такое уменьшениебыло связано с переводом участковых больниц, не имеющих статуса юридическоголица, в структурные подразделения центральных районных больниц; с исключениеммедицинских учреждений Минобороны из отчетности; с закрытием больничныхучреждений, находящихся в аварийных и непригодных зданиях.
Рождаемость вРоссии увеличивается. В январе-октябре 2009 года количество родившихся составило1332,4 тыс. человек, за тот же период 2010 года родилось уже 1434,5 тыс.Несмотря на рост рождаемости число женских консультаций, детских поликлиник ибольничных коек для беременных и рожениц также сокращается. По сравнению с 2002годом женских консультаций и детских поликлиник стало почти на 4,5 тыс. меньше.Количество коек для беременных и рожениц в государственных больницах за этотпериод сократилось на 9 тыс. или 10%.
Но, тем неменее, увеличилась численность врачей и незначительно снизилась численностьмедперсонала.
Таблица 4.2.
Численностьврачей всех специальностей (физических лиц) в учреждениях, оказывающихмедицинские услуги населению и численность среднего медперсонала на конецотчетного года, тыс. чел., Российская Федерация*год 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 численность врачей всех специальностей 680,2 677,8 682,4 686 688,2 690,3 702,2 707,3 703,8 численность медперсонала 1563,6 1544,4 1557 1551,5 1545,5 1529,8 1545 1542,5 1511,2
*Данные с сайта www.gks.ru/
Статистиказдоровья населения разрабатывает специфические методы и приемы сбора,обработки, анализа и оценки медико-статистической информации обо всех процессахи явлениях, характеризующих состояние и динамику здоровья населения, егокачественно однородных групп в связи с конкретными социальными, экономическимии природными условиями: демографические процессы, физическое развитие,заболеваемость населения, временная нетрудоспособность, инвалидность и др.
Показателиздоровья населения включают: демографические, заболеваемости и самооценкуздоровья населением.
Основными изних для измерения уровня здоровья являются демографические показатели, такие,как: средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении (всего, в том числедля мужчин и женщин), коэффициенты общей, повозрастной, в том числемладенческой, смертности (всего, в том числе для мужчин и женщин); показателисмертности, ее причины (всего и по половозрастным группам).
Ожидаемаяпродолжительность жизни при рождении — среднее количество лет, которое прожил быноворожденный младенец при условии, что в каждом возрасте условия длясохранения его жизни оставались такими, какими они были для соответствующейвозрастной группы в год его рождения. Показатель ожидаемой продолжительностижизни отражает состояние окружающей среды в стране, здоровье ее населения,бытовые и прочие условия жизни, а также качество доступной медицинской помощипо состоянию на определенный год.
Таблица 4.3.
Ожидаемаяпродолжительность жизни при рождении, лет, Российская Федерация, значение показателяза год*год 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 женщины 72,3 72,2 71,9 71,8 72,3 72,4 73,2 73,9 74,2 мужчины 59 58,9 58,7 58,6 58,9 58,9 60,4 61,4 61,8 оба пола 65,3 65,2 65 64,9 65,3 65,3 66,6 67,5 67,9
*Данные с сайта www.gks.ru/
Согласноданным таблицы 3.3, ожидаемая продолжительность жизни при рождении в среднемвыросла на 2 года, что говорит об улучшении условий жизни и здоровья населенияРоссии.
Реально жебольшой успех российской медицины – это сокращение младенческой смертности.
Таблица 4.4.
Число умершихна первом году жизни детей за год, чел., Российская Федерация, значениепоказателя за год*год 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 женщины 8038 7831 7704 7713 7249 6657 6419 6260 6202 мужчины 11248 11273 10703 10429 10090 9416 8660 8598 8234 оба пола 19286 19104 18407 18142 17339 16073 15079 14858 14436
*Данные с сайта www.gks.ru/
За 2002-2010ггмладенческая смертность сократилась более чем на 4,5тысячи человек в год или на25%, что свидетельствует об улучшении медицинского обслуживания в женскихконсультациях и детских поликлиниках, хотя их число сокращается (таблица 3.1.).
Заболеваемостьнаселения – показатель, статистически определяемый за некоторый период временикак количество впервые заболевших людей, приходящееся на 1, 10 или 100 тыс.человек населения. Статистика заболеваемости населения ведется как по отдельнымвидам болезней, так и по их группам (сердечнососудистые, онкологические,инфекционные и др.). Заболеваемость – это объективное массовое явлениевозникновения и распространения патологии (от лат. – отклонение от нормы) срединаселения, являющееся результатом воздействия генетических и экологическихфакторов и образа жизни.
Таблица 4.5.
Заболеваемостьнаселения отдельными инфекционными болезнями на 100 тысяч населения, единица,Российская Федерация, значение показателя за год* год 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Бактериальная дизентерия 123,5 76,61 55,72 49,73 47,15 42,72 25,23 22,3 18,2 Скарлатина 66,57 52,98 39,33 26,31 29,43 27,56 29,6 45,6 41,3 Дифтерия 0,53 0,63 0,54 0,46 0,35 0,25 0,12 0,06 0,04 Ветряная оспа 415,5 419,6 444,4 393,4 459,3 447,8 488,6 601,8 564,5 Брюшной тиф 0,2 0,12 0,13 0,13 0,13 0,14 0,11 0,06 0,05 Коклюш 20,54 8,32 3,78 8,73 7,67 3,23 5,74 5,7 2,5 Корь 3,29 1,43 0,4 2,29 1,69 0,29 0,69 0,11 0,02 Острые вирусные гепатиты 125,4 134,9 76,21 48,46 46,98 45,1 28,47 20,6 16,1 Острый гепатит А 57,35 79,36 46,92 28,3 30 30,23 15,71 10,3 8,1 Острый гепатит B 42,48 35,34 19,75 13,02 10,36 8,6 7,03 5,3 4 Хронические вирусные гепатиты 38,59 47,46 47,73 49,97 51,56 47,54 51,62 52,7 54,7 Грипп 2988,7 1391,6 1190,6 2416,9 640,4 638,1 352,1 354,8 227,2 Острые инфекции верхних дыхательных путей 20352,2 19058,6 19216,8 20023,2 18259,9 18581,9 18926,9 19480,3 19335,7 Педикулез 176,9 178,6 179,2 186 223,1 211 200,3 189,3 202,1
*Данные с сайта www.gks.ru/
Данныетаблицы 3.5 демонстрируют серьезное снижение заболеваемости населения.Заболевания некоторыми болезнями сведены практические к нулю (корь, дифтерия,брюшной тиф); лечение других болезней стало более эффективным, коэффициентзаболеваний снижен в несколько раз: дизентерией и острыми вирусными гепатитами– в 7, коклюшем – в 8, острым гепатитом В – в 10 и т.д. Это говорит осовершенствовании медицины, разработке новых лекарственных средств. Нозаболеваемость такими болезнями как ветряная оспа, педикулез и хроническиевирусные гепатиты увеличилась, причины могут быть различными.
Смертностьнаселения Российской Федерации является чрезмерно высокой – 14,6 чел. на 1000населения. Но в 2010 году смертность продолжала снижаться по всем основнымклассам причин смерти.

Таблица 4.6.
Число умершихпо основным классам и отдельным причинам смерти в расчете на 100000 населенияза год, промилле, Российская Федерация, значение показателя за год*год 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 случайные отравления алкоголем 25,6 28,4 31 31,4 29,7 28,6 23,1 17,7 16,9 самоубийства 39,1 39,5 38,4 36,1 34,3 32,2 30,1 29,1 27,1 убийства 28,2 29,6 30,7 29,1 27,3 24,9 20,2 17,9 16,7 некоторые инфекционные и паразитарные болезни 24,9 24,3 25,6 25,9 25,7 27,2 25,1 24,2 24,3 новообразования 204,7 202,9 203,1 202,5 201,7 201,2 200,9 203 203,8 болезни системы кровообращения 846,1 864,6 907 927,5 895,4 908 864,7 833,9 835,5 болезни органов дыхания 70,2 65,5 70 70,5 64,6 66,2 58,1 54,8 56,0 болезни органов пищеварения 44,4 47,9 52,4 56,8 59,3 65,5 62,8 61,7 63,7 внешние причины 219 228,8 235,3 233,6 227,2 220,7 198,5 182,5 172,2 всего умерших от всех причин 1529 1555,7 1617,2 1644,2 1596 1609,9 1520,6 1463,9 1462,4
*Данные с сайта www.gks.ru/
По даннымМинздравсоцразвития РФ (таблица 3.7.), больше всего смертей в России зафиксированопо причине болезней системы кровообращения, на втором месте — появлениеновообразований. Эти показатели увеличиваются. Например, в 2010 смертность попричине болезней системы кровообращения увеличилась с 833,9 чел. на 100тыс.населении в 2009 году до 835,5 чел. Увеличился показатель смертей по причинеболезней органов пищеварения – с 44,4 чел. на 100 тыс. населения в 2002 году до63,7 чел. на 100 тыс. населения в 2010 году. Снижение показателя смертности вРоссии происходит за счет уменьшения случаев смерти от внешних причин (убийств,самоубийств, несчастных случаев).
Формированиездорового поколения — важнейшее условие общественного исоциально-экономического прогресса. Здоровье нации во многом зависит от началажизни человека. В свою очередь, многие составляющие здоровья детей напрямуюзависят от состояния здоровья матери, а также от качества медицинской помощи впервые годы жизни ребенка. Кроме медико-демографических показателей,характеризующих младенческую и материнскую смертность, имеются и характеристикиуровня и профилактики заболеваемости населения. Однако способностьМинздравсоцразвития России сформировать эти индикаторы ограничиваетсястатистическими ресурсами. [10]
В последние 10-15лет в РФ произошли и происходят радикальные изменения. Система статистикиздоровья населения и здравоохранения была и остается уникальной. Но ее важно нетолько сохранить, но и развивать дальше. Поскольку именно статистика призванаобеспечивать информационные потребности общества в достоверной, научнообоснованной, своевременной и полной информации.5.Статистика туризма
Статистикатуризма является отраслью социально-экономической статистики и исследуетвопросы развития туризма и туристской индустрии.
Предметомстатистики туризма является исследование количественной стороны состояния иразвития отрасли туризма в неразрывной связи с качественной стороной. Главной цельюстатистики туризма является статистическое обследование явлений, какограниченных рынками отдыха, так и охватывающих мировой рынок путешествий вовзаимосвязи различных характеристик туризма, как для самостоятельного анализадеятельности в этой области, так и для использования в качестве источникаданных для разработки связанных с туризмом показателей платежного баланса исоставления счетов СНС. Основными задачами статистики туризма являютсяорганизация статистического наблюдения за потоками туристов, местами ихразмещения, характеристиками поездок, оптовой и розничной торговлей,транспортом, строительством, занятостью, финансовым посредничеством, доходами ирасходами, связанными с туризмом на основе единой научной методологии, соответствующей международнымправилам и стандартам. [11]
Различают следующие типы туризма:
· внутренний туризм;
· въездной туризм;
· выездной туризм.
Материальной основой воспроизводственной деятельности любогохозяйствующего субъекта являются производственные потребности. Производственныепотребности в туризме выражаются в первую очередь в потребностях вматериально-технической базе. Материально-техническая база является основойразвития организованного туризма, так как она создает все необходимые условиядля обслуживания туристов полным комплексом услуг (размещение, питание,перевозка, лечение, экскурсии и др.).
В состав материально-технической базы туризма входят:
· туристские фирмы и агентства;
· гостиницы;
· туристские базы;
· предприятия питания и торговли;
· автотранспортные предприятия;
· пункты проката туристского снаряжения и инвентаря;
· бюро реализации туристских путевок;
· контрольно-спасательные службы (посты);
· туристские клубы, станции и т. п.
В России за 2004-2010гг число туристических фирм увеличилось почтивдвое.
Таблица 5.1.
Число турфирм, единица, Российская Федерация, значение показателя загод*год 2004 2006 2007 2008 2009 2010 Число турфирм 3345 4010 5079 5842 6639 6477
*Данные с сайта www.gks.ru/
Причинытакого увеличения предельно ясны – повышение спроса на туристические услугииз-за увеличившихся доходов многих слоев населения. Россияне чаще стали выезжатьна отдых в страны Ближнего Востока, Китай, Германия и в другие страны.
Таблица 5.2.
Числоотправленных туристов (граждан России), чел., Российская Федерация, значениепоказателя за год*год 2004 2006 2007 2008 2009 2010 Число туристов 2287423 3371760 4396342 5400527 7140768 7472295
*Данные с сайта www.gks.ru/
Как видно изтаблицы 4.2 граждане России стали выезжать за границу и путешествовать постране в 3,3 раза чаще в 2010 году по сравнению с 2004г. Из-за этогоувеличилось число реализованных путевок и соответственно их суммарнаястоимость.

Таблица 5.3.
Числореализованных путевок, единица, Российская Федерация, значение показателя загод*год 2006 2007 2008 2009 2010 Всего 2033615 4326110 4640608 5819349 4304597 Гражданам России по территории России 739000 1377625 1459890 1659468 1029981 Гражданам России по зарубежным странам 1140142 2747672 3027219 4056710 3183100 Иностранным гражданам по территории России 154473 - - - 91516
*Данные с сайта www.gks.ru/
Данныетаблицы 4.3 демонстрируют увеличение числа путевок более чем в 2 раза, причембольшая часть путевок реализована для граждан России. Число же путевок,реализованных для иностранных граждан, наоборот снизилось в 1,5 раза.
Таблица 5.4.
Стоимостьреализованных путевок, тыс. руб., Российская Федерация, значение показателя загод*год 2006 2007 2008 2009 2010 Всего 29846079 76300710 88748731 124132502,8 117811058,7 Гражданам России по территории России 7030125 13757064 20760775 26761269,5 17105212,1 Гражданам России по зарубежным странам 18842990 52727048 66578276 96307176,4 97686679,1 Иностранным гражданам по территории России 3972965 9816598 1409680 1064056,9 1066691,2
*Данные с сайта www.gks.ru/
Соответственноизменилась и суммарная стоимость реализованных путевок – в 2010 году стоимостьувеличилась в 4 раза по сравнению с 2006г.
Данные таблиц4.3 и 4.4 доказывают, что въезд иностранных граждан в Россию значительноснизился.
Таблица 5.5.
Число принятыхтуристов (граждан других стран), чел., Российская Федерация, значениепоказателя за годгод 2004 2006 2007 2008 2009 2010 Число туристов 532847 683971 678197 657987 580366 198347
В 2006 годупо сравнению с 2010 иностранных граждан приезжало в Россию в 2,7 раза больше.Причины более чем явные: стоимость отдыха в России необоснованно завышена.Особенно завышены цены на аренду автобусов и на номера в гостиницах (причина –дефицит мест), причем число гостиниц в течении последних 5-7 лет увеличивается.
непроизводственный сфера показатель динамика
Таблица 5.6.
Числогостиниц, и аналогичных средств размещения, ед., Российская Федерация, значениепоказателя за год*год 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Число гостиниц и аналогичных средств размещения 4182 4120 3872 3915 4041 4812 5375 5917 6775
*Данные с сайта www.gks.ru/
Туристическую индустрию можно рассматривать каксовокупность гостиниц или иных средств размещения, средств транспорта, объектовобщественного питания, объектов и средств развлечения, объектовпознавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного значения,организаций, осуществляющих туристическую деятельность, организаций,предоставляющих услуги гидов-переводчиков.
Туристические услуги составляют значительную частьпотребляемых населением услуг и имеют специфический социально-оздоровительныйхарактер, т. е. отдых, возможность занятия спортом, участия вкультурно-массовых мероприятиях и др., сочетает в себе экономический,социальный, гуманитарный, политический, воспитательный и эстетический факторы.
Во многих странах туризм играет значительную роль вформировании внутреннего валового продукта, создании дополнительных рабочихмест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса.Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, кактранспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаровнародного потребления и другие, т. е. выступает своеобразным катализаторомсоциально-экономического развития.
Заключение
Современноеобщество все больше становится производителем услуг, а не продуктов.Потребление, таким образом, все меньше является лишь способом поддержания жизнии ее воспроизводства, а приобретает все новое содержание и возможности. Черезпотребление осуществляется социализация, коммуникация, отдых, релаксация и т.д.
В Россиинепроизводственная сфера развита недостаточно по сравнению с зарубежнымистранами. Именно такой вывод можно сделать, проанализировав статистику отдельныхотраслей данной сферы. Причем во многих отраслях даже нет тенденции ксовершенствованию, повышению показателей. В некоторых странахнепроизводственная сфера является основным источником внутреннего валовогопродукта. В России такие отрасли как здравоохранение, образование, культура иискусство финансируются недостаточно, что негативно сказывается на жизнинаселения.
Можноподвести следующие итоги:
1. Анализстатистики народного образования показал, что положительную тенденцию кразвитию имеет только высшее образование, в основном за счет увеличениянегосударственных вузов; недофинансирование дошкольного образования приводит куменьшению числа ДДУ, что негативно сказывается на развитии и воспитании детейи влияет на экономическую ситуацию в стране в целом; сокращение числа школпроисходит в основном из-за сокращения численности учащихся (в свою очередьсокращение происходит из-за естественной убыли населения), а также из-занехватки финансовых средств.
2. Негативнуютенденцию имеет статистика культуры и искусства, за исключением статистикимузеев и недвижимых памятников, число которых с каждым годом увеличивается.
3. Статистиказдравоохранения демонстрирует в основном положительную тенденцию: сокращениесмертности, увеличение ожидаемой продолжительности жизни, сокращениемладенческой смертности, сокращение заболеваемости населения, что говорит обулучшении предоставляемых медицинских услуг, о модернизации и развитииздравоохранения в России. Минусом является сокращение больничных учреждений икоек, которое существенно влияет на вышеперечисленные показатели.
4. Туризм вРоссии развивается самыми быстрыми темпами по сравнению с другими отрасляминепроизводственной сферы и, в общем имеет положительные результаты: увеличениечисла турфирм и реализованных путевок, числа отправленных туристов (гражданРоссии). Но, анализируя некоторые показатели статистики туризма, можно сделатьвывод, что привлекательность России для иностранных туристов снижается, этопроисходит из-за высокой стоимости предлагаемых туристических услуг.
Цель работысчитаю выполненной, мною была изучена и проанализирована статистиканепроизводственной сфера на примере отдельных отраслей: образования, культуры иискусства, здравоохранения, туризма. По каждой отрасли были рассмотреныпоказатели, наиболее точно отражающие положение, занимаемое вэкономико-социальной сфере, отражены основные причины изменений, происходящихвнутри отрасли.
Такимобразом, считаю, что изучение статистики непроизводственной сферы не менееважно, чем статистики материальной сферы, так как сфера услуг удовлетворяетмногие важные потребности человека.

Список литературы
1. Меньшикова, Г.А. Экономика исоциология непроизводственной сферы: учеб. пособие/ Г.А. Меньшикова. – СПб, 2003.– 195с.
2. Панов, А.И. О роли сферы услугв системе рыночной экономики/ А.И. Панов// Вестник Нижегородского университетаим. Н.И. Лобачевского./ Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского. – 2004. – С. 188-192
3. Экономический словарь. – Режимдоступа: abc.informbureau.com/
4. Социальная статистика/ под.ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистка, 2003. – 480с.
5. Закон Российской Федерации «Обобразовании»/ Собрание законодательства РФ, 1996г. от 13.01.1996 №12-ФЗ.
6. Статистика культуры иискусства.- Режим доступа: www.leasingworld.ru/kurs_soc_econom_stat/813-statistika-kultury-i-iskusstva.html
7. Основы статистическогонаблюдения в отраслях социальной сферы: Культура и искусство. – Режим доступа: www.gks.ru/scripts/free/1c.exe?XXXX10F.4.5.1.1/000190R
8. Медицинская статистика. – Режимдоступа: medarticle.moslek.ru/articles/24549.htm
9. Основы медицинской статистики.– 2010. – Режим доступа: medvuz.info/load/ozz_obshhestvennoe_zdorove_i_zdravookhranenie/osnovy_medicinskoj_statistiki/36-1-0-638
10. Мухина, Т.В. Информационныепотребности в статистике здоровья и здравоохранения/ Т.В. Мухина//Информационно-аналитический вестник. Социальные аспекты здоровья населения. – 2009.- №1.
11. Яковлев, Г.А. Экономика истатистика туризма: учеб. пособие/ Г.А.Яковлев. – М.: Издательство РДЛ, 2006. –376 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.