РОСОБРАЗОВАНИЕ
Государственное образовательноеучреждение
высшего профессионального образования
«Пензенская государственнаятехнологическая академия»
Факультет вечернего обучения
Кафедра:Технологии и инженерные средства защиты окружающей среды
РЕФЕРАТ
на тему: «Правовыенормативно-технические и организационные основы защиты населения и территорий вчрезвычайных экологических ситуациях. Роль и место защиты населения итерриторий в ЧЭС. Принципы организации»
Выполнила:студентка группы 05ЭК1в АрхипкинаО.Н.
Руководитель: доцент Бубнова Н.Я.
Пенза 2009 г.
Содержание
Введение
1. Общие сведения о чрезвычайныхэкологических ситуациях (ЧС). Роль государства в предупреждении ЧС и защитеграждан
1.1 Виды и причины ЧС
1.2 Роль государства в обеспечениибезопасности
1.3 Государственная политика вобласти защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного итехногенного характера
2. Основные законы,нормативно-правовые и организационные по функционированию системы по гражданскойобороне, предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
2.1 Федеральный закон «О защитенаселения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»
2.2 Положение «О единойгосударственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» (РСЧС)
2.3 Организационные указания поподготовке населения РФ в области защиты от ЧС
3. Организационная структура органовзащиты населения и территорий
3.1 Общая организация МЧС России
3.2 Единая государственная системапредупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)
3.3 Силы и средства РСЧС.
Заключение
Библиографический список
Введение
Обществостановится все более зависимым от техносферы. Ее разрушение равносильнокатастрофе, а бесконтрольный неограниченный рост техносферы приводит зачастую кдеградации окружающей природной среды. При катастрофах разрушениям подвергаетсятакже социальная сфера обитания человека, отвлекаются значительные материальныеи финансовые ресурсы на ликвидацию последствий ЧС, что сказывается на уровнежизни людей. Системы социального обеспечения и здравоохранения начинают даватьсбои и порою просто не справляются со своими задачами. Поэтому защита населенияот ЧС является одной из главных задач государства.
Дляустойчивого развития любой страны необходимо принятие мер по сокращению ущерба,причиняемого ЧС. К сожалению, общество еще не овладело в достаточной степенимеханизмом управления столь большими системами, как «природа — техносфера —общество». Разноплановые задачи, которые должны решаться в интересах управленияриском, опираются на такие наукоемкие сферы, как физические механизмы развитияаварийных ситуаций и аварий, формирования опасных природных явлений, модели иметоды прогноза силы, времени и места их возникновения, способы предотвращенияих возникновения, снижения силы или смягчения последствий ЧС, экономическиеисследования, методы оптимального планирования.
Развитиесистемы предупреждения об опасных явлениях, способов уменьшения опасности исмягчения последствий ЧС считается одной из приоритетных областей деятельностина всех уровнях — международном, государственном, региональном и местном.
1 ОБЩИЕСВЕДЕНИЯ О ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЯХ (ЧС). РОЛЬ ГОСУДАРСТВА ВПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ЧС И ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН
1.1 Виды и причины ЧС
Чрезвычайнаяситуация — этосостояние, при котором в результате негативных воздействий от реализациикакой-либо опасности на объекте экономики, определенной территории илиакватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникаетугроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, экономике иокружающей природной среде.
ПричинамиЧС являются проявления определенных опасностей:
—природных (включая биологические и космические);
—техногенных;
—социальных.
Природнымипричинами чрезвычайных ситуаций являются опасные природные явления:
1.Геологические (землетрясения, оползни и обвалы, лавины, сели, просадки лессов,подтопление территорий);
2.Геокриологические (пучение, термокарст, термоэрозия, солифлюкция, суффозия,карст);
3.Геолого-гидрологические (цунами);
4.Гидрологические (наводнения, наледеобразование);
5.Метеорологические (сильные морозы, метели, засухи, ураганы, смерчи);
6.Биологические — природные пожары; массовое размножение сельскохозяйственных вредителей,болезни растений и домашних животных, эпидемии среди животных и людей. Выделяюттакже биогеохимические опасные явления — это выбросы опасных газов из водоемов (озер,болот) и др. К биолого-социальным ЧС приводят инфекционная заболеваемость игрупповые отравления людей; инфекционная заболеваемость сельскохозяйственныхживотных; поражения сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями;
Выделяюттакже экологические ЧС, связанные не с одномоментным ущербом, а сдолговременным изменением среды обитания. Они делятся на следующие группы.
1)Экологические ЧС, связанные с изменением состояния суши (почвы, недр,ландшафта):
—катастрофические просадки, оползни, обвалы земной поверхности из-за выработкинедр при добыче полезных ископаемых и другой деятельности человека;
—наличие тяжелых металлов (в том числе радионуклидов) и других вредных веществ впочве (грунте) сверх предельно допустимых концентраций;
—интенсивная деградация почв, опустынивание на обширных территориях из-заэрозии, засоления, заболачивания почв и др.;
—кризисные ситуации, связанные с истощением невозобновляемых природных ископаемых;
—критические ситуации, вызванные переполнением хранилищ (свалок) промышленными ибытовыми отходами, загрязнением ими окружающей среды.
2)Чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состава и свойств атмосферы (воздушнойсреды):
—резкие изменения погоды или климата в результате антропогенной деятельности;
—превышение предельно допустимых концентраций вредных примесей в атмосфере;
—температурные инверсии над городами;
—«кислородный» голод в городах;
—значительное превышение предельно допустимого уровня городского шума;
—образование обширной зоны кислотных осадков;
—разрушение озонового слоя атмосферы;
—значительное изменение прозрачности атмосферы.
3)Чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состояния гидросферы (воднойсреды):
—резкая нехватка питьевой воды вследствие истощения водоисточников или ихзагрязнения;
—истощение водных ресурсов, необходимых для организации хозяйственно- бытовоговодоснабжения и обеспечения технологических процессов;
—нарушение хозяйственной деятельности и экологического равновесия вследствиезагрязнения акваторий внутренних морей и мирового океана.
4)Чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состояния биосферы:
—исчезновение видов животных, растений, чувствительных к изменению условий средыобитания;
—гибель растительности на обширной территории;
—резкое изменение способности биосферы к воспроизводству возобновляемых ресурсов;
—массовая гибель животных.
1.2Роль государства в обеспечении безопасности
Государствов соответствии с действующим законодательством является основным субъектомобеспечения безопасности граждан. Свои функции в этой области государствоосуществляет через совокупность органов законодательной, исполнительной исудебной властей, прокуратуры, государственных, общественных и иныхобъединений, организаций и граждан. Таким образом, граждане, общественные ииные организации и объединения также являются субъектами безопасности, обладаютправами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии сзаконодательством РФ, законодательством и нормативными актами субъектовФедерации. Имеются также государственные организации, непосредственнообеспечивающие безопасность; контрольные и надзорные организации; организации,осуществляющие мониторинг отдельных составляющих безопасности.
Однойиз функций государства является обеспечение безопасности граждан и окружающейсреды, а обеспечение безопасности жизнедеятельности людей и организацийявляется важнейшей государственной задачей. Данное положение вытекает изестественного права, из него вытекают основные права человека, важнейшим изкоторых является право на жизнь и здоровье. Конституция РФ провозглашает, чточеловек, его права и свободы являются высшей ценностью. Фактически действующееправо (позитивное право) закрепляет в законах основные права человека(например, право на все то, что необходимо для сохранения и продолжения жизни)и вытекающие из них права.
Правочеловека на жизнь и здоровье охраняется законом. Поэтому обязанности пореализации данного права возлагаются на государство, которое определяетсоответствующие обязанности органам государственного управления, организациям игражданам, а также их права и ответственность.
Возникновениечрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, величинапричиняемого ими ущерба во многом зависят от своевременности и точности ихпредсказания, от принятия предупредительных мер защиты.
Государственнаястратегия снижения рисков и смягчения последствий ЧС базируется на следующихпринципах:
—высшего приоритета человека, закрепленный провозглашением в качестве целигосударственной стратегии минимизации человеческих жертв при ЧС;
—приоритета здоровья человека — в соответствии с этим принципом при любых ЧСнеобходимо стремиться к тому, чтобы ущерб здоровью людей, попавших в ЧС, былсведен к минимуму, который только возможен в каждой конкретной ситуации;
—экологического императива — повреждающее воздействие на окружающую природнуюсреду в ЧС должно быть сведено к минимуму;
—защиты культурного наследия — при любых ЧС необходимо, чтобы ущерб культурнымценностям был сведен к минимуму;
—обоснования — меры по управлению рисками и смягчению последствий ЧС должныстроиться с учетом баланса затрат и предотвращенного ущерба (не толькоэкономического, но и политического, социального, экологического);
—оптимизации — выбор мер защиты должен максимизировать чистую пользу;
—регионального императива — при реализации стратегии снижения рисков и смягченияпоследствий ЧС необходимо учитывать природные, этнокультурные,политико-экономические и другие особенности региона ЧС;
—локального реагирования — основные мероприятия по реализации государственнойстратегии снижения рисков и смягчения последствий ЧС должны проводиться наместном уровне; ответственность за их проведение должна возлагаться на местныеорганы власти.
—национальной консолидации — реализация государственной стратегии должнастроиться на сочетании интересов и распределении ответственности междуфедеральным, региональным и местным уровнями, между государственными органами,частным предпринимательством и неправительственными общественнымиорганизациями, т.е. следует исходить из необходимости консолидации всехнациональных сил — государственных, частных и общественности;
—приоритета профилактики и предотвращения ЧС — идентификация, диагностика,мониторинг и оценка рисков с последующим прогнозированием и предотвращением ЧСдолжны лежать в основе всех мероприятий по реализации государственной стратегииснижения рисков и смягчения последствий ЧС. В основе этого принципа лежитдоказанный факт, что профилактика и предотвращение ЧС гораздо дешевле игуманнее, чем ее ликвидация;
—права на выбор — признание права отдельных людей и организаций идти насознательный риск проживания и деятельности в местах повышенной опасности исамостоятельно нести ответственность за собственный выбор, если это незатрагивает права других людей.
Общегосударственнойпроблемой в нашей стране является предупреждение ЧС природного и техногенногохарактера, максимальное снижение масштабов потерь. Для реализации новойстратегии необходимы создание методов и средств прогнозирования ипредупреждения и прежде всего оценка риска, разработка превентивных мер,предупреждение и обеспечение готовности к ЧС.
Предупреждениеи готовность к ЧС — это система, включающая мониторинг опасных природныхявлений, оперативную обработку и передачу информации, долго-, средне- икраткосрочные прогнозы, меры быстрого оповещения и реагирования.
Оперативнаяготовность к стихийному бедствию предусматривает: систему мер по предупреждениюнаселения в реальном режиме времени; подготовку лиц и специальных команд,которые будут участвовать в ликвидации последствий катастроф; оказаниесанитарно-медицинской помощи; резерв продуктов питания и предметов первойнеобходимости (жилья, одежды, полевых кухонь и т. д.). Система предупреждения иготовности эффективна только в том случае, если работает на всех уровнях — отместного до регионального и международного. Отсутствие какого-либо звена всистеме оповещения и готовности сводит к нулю усилия всех остальных звеньев.
Следуяновой стратегии, спасти людей и предотвратить огромные разрушения можно, есливвести достаточно продуманную систему прогноза и предупреждения, обеспечитьготовность на всех уровнях, включая население, специалистов, ученых,государственных деятелей. Население и местные органы обязаны проводитьпревентивные мероприятия, точно соблюдать требования безопасности, быстрореагировать на любые предупреждения. Ученые, практики и специалисты должнывести разработки по рациональному использованию территорий и строительствуустойчивых сооружений, осуществлять мониторинг и прогнозирование опасныхявлений, оперативно информировать органы государственного и местного управленияо грозящих катастрофах.
Задачагосударственных и политических деятелей сводится к инвестированию наиболееважных превентивных проектов, принятию решений о предупреждении населения иэкстренных мерах по заблаговременной подготовке к ожидаемому удару стихии.
1.3Государственная политика в области защиты населения и территорий отчрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Государственнаястратегия реализуется в государственной политике, которая должна включатьопределение: механизма реализации целей стратегии; критериев реализациистратегии; основных этапов реализации стратегии и их особенностей; приоритетовкаждого этапа реализации стратегии; направлений реализации стратегии на каждомэтапе; механизмов принятия решений при ЧС и основных методов оценкиэффективности принятия решений при ЧС.
Основойгосударственной политики в области защиты населения и территорий от ЧСприродного и техногенного характера должно стать управление рисками ЧС наоснове концепции приемлемого риска.
Организационнойосновой управления рисками ЧС является единая государственная системапредупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Ворганизационном плане государственная политика в области обеспечения природнойи техногенной безопасности включает следующие основные направления:
— нормативно-правовоеи организаторское (государственное строительство);
— научно-техническое;
—предупреждение ЧС;
—смягчение последствий ЧС;
—образование, подготовка руководителей, специалистов и населения;
—международное сотрудничество.
Эффективностьуправления в области защиты населения и территорий от ЧС природного итехногенного характера зависит от совершенства его нормативно-правовогообеспечения. Любая деятельность в области защиты, если она не регламентированазаконами государства, обречена на низкую эффективность. Однако чтобы законы илииные нормативные правовые акты заработали, необходимы большая организаторскаяработа, целый комплекс мероприятий по правовому обеспечению деятельности вобласти предупреждения и ликвидации ЧС. Правовое обеспечение охватывает широкийкруг мероприятий нормотворческого, организационного, воспитательного иправоохранительного характера. К нормотворческой деятельности относитсяподготовка и внесение в законодательные органы проектов федеральных законов.
Однакофедеральные законы и нормативные правовые акты не могут эффективно действоватьбез создания соответствующей законодательной базы на уровне субъектов РФ, таккак в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление мер поборьбе с природными и техногенными бедствиями, их последствиями находится всовместном ведении РФ и ее субъектов.
Приэтом значимость деятельности самих территорий в области защиты от ЧСповышается. При создании нормативной правовой базы на уровне субъектов РФнеобходимо соблюдение следующих принципов:
—соответствия установок и положений законодательных актов и нормативныхдокументов субъектов РФ требованиям соответствующих документов РФ и нормаммеждународного права;
—охвата нормотворческой деятельностью всех основных видов деятельности попредупреждению и ликвидации ЧС;
—учета особенностей субъекта РФ.
Пакетнормативных правовых актов субъектов РФ по вопросам предупреждения и ликвидацииЧС, как правило, включает соглашение между Правительством РФ и органамиисполнительной власти субъекта РФ о разграничении полномочий и взаимодействии вобласти гражданской обороны, предупреждения и ликвидации ЧС; законы ипостановления, связанные с созданием резервов финансовых и материальныхресурсов для ликвидации ЧС, порядком финансирования мероприятий в областизащиты населения и территорий от ЧС и др.
Особоеместо занимает научно-техническая политика государства в области защитынаселения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. Практикапоказывает, что без должного научного обеспечения, разработки и привлеченияновейших технологий и технических средств эффективность противодействия ЧСнизка. Министерствами и ведомствами должны приниматьсяинженерно-технологические меры повышения безопасности функционирования объектовпромышленности, транспорта, систем жизнеобеспечения. Они включают: улучшениекачества проектирования, строительства и монтажа; обновление основных фондов;внедрение энерго-, ресурсосберегающих и других совершенных технологий;уменьшение объемов хранящихся и транспортируемых опасных веществ; создание эффективныхсистем технологического контроля и диагностики, безаварийной остановкитехнологических процессов, локализации или подавления аварийных ситуаций;оповещение об авариях; формирование высокопрофессиональных объектовыхспасательных служб и др.
Защитанаселения от природных и техногенных катастроф является одной из обширных сферприменения научно-технических достижений. К числу основных направлений НИОКР вданной области относятся: прогнозирование природных катаклизмов, вероятностнаяоценка возможности возникновения и разработка средств предупрежденияпромышленных аварий и катастроф, создание эффективных технических решений итехнологий поиска, спасения и реабилитации пострадавших, исследованиевозможностей выживания в экстремальных условиях, замена человека роботами наопасных работах.
2Основные законы, нормативно-правовые иорганизационные системы по гражданской обороне, предупреждению и ликвидациипоследствий чрезвычайных ситуаций
Важнейшейцелью формирования и реализации государственной политики в области защитынаселения и территорий РФ от ЧС является обеспечение нормативно-правовой базыМЧС России, основу которой составляют:
–федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуацийприродного и техногенного характера» [1];
–федеральный закон «О гражданской обороне» [2];
–положение «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС»(РСЧС) [5];
–организационные указания по подготовке населения РФ в области защиты от ЧС.
2.1Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного итехногенного характера»
Защита населения итерриторий от ЧС осуществляется в соответствии с законом «О защите населения итерриторий от ЧС природного и техногенного характера» и изменений в нем,введенных федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ.
Онопределяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защитынаселения и территорий от ЧС (ЗН и Т).
Чрезвычайная ситуация — обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций — комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Законсостоит из восьми глав и устанавливает: задачи РСЧС; гласность и информацию оЧС; принципы функционирования МЧС РФ; подготовку населения; порядокфинансирования и материального обеспечения мероприятий, а также государственнуюэкспертизу, надзор и контроль в области защиты населения. Закон определяеттакже полномочия органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местногосамоуправления, их обязанности, права и обязанности организаций, населения вобласти защиты населения и территорий от ЧС.
Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, а также по месту жительства.
Законом «О защите…» на органы государственной власти РФ и субъектов РФ, органы местного управления, а также на руководителей предприятий, учреждений и организаций, возложен ряд обязанностей по подготовке и координации деятельности органов управления, сил и средств для защиты населения и территорий от ЧС, по созданию резервов финансовых и материальных ресурсов и т.п.
Целямиданного федерального закона являются:
— предупреждение возникновения и развития ЧС;
— снижение размеров ущерба и потерь от ЧС:
— ликвидация ЧС.
Основныепринципы защиты населения и территорий от ЧС:
— заблаговременность мероприятий, направленных на предупреждение ЧС и максимальновозможное снижение размеров ущерба и потерь;
— учет экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий истепени реальной опасности возникновения ЧС при планировании и осуществлениимероприятий по защите населения и территорий;
— необходимая достаточность при определении объема и содержания мероприятий по защитенаселения и территорий и максимально возможное использование имеющихся сил исредств;
Согласноэтому закону в РФ создана «Единая государственная система предупреждения иликвидации чрезвычайных ситуаций» (РСЧС).
2.2Положение «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС»
Единаягосударственная система предупреждения и ликвидации ЧС образованапостановлением Правительства РФ от 05.11.1995г. №1113. Ныне действует Положение«О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» и в неговнесены изменения согласно постановлению Правительства [6].
«Положениео РСЧС» определяет принципы построения, состав сил и средств, порядоквыполнения задач и взаимодействия основных структур, а также регулируетосновные вопросы функционирования системы в РФ.
Обеспечениеработы и дальнейшего развития РСЧС является одной из основных функций МЧС РФ.Федеральным законом «О защите населения и территорий от ЧС природного итехногенного характера» и данным «Положением…» определены основные задачи РСЧС:
· разработкаи реализация правовых, экономических норм, а также осуществление целевых инаучно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и связанных срешением основных задач МЧС РФ;
· сбор,обработка и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
· прогнозированиеи оценка социально-экономических последствий ЧС;
· созданиефинансовых резервов и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
· осуществлениемероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, и проведениегуманитарных акций;
· международноесотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС;
· осуществлениегосударственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения отЧС;
· мониторинги определение риска возникновения ЧС и др.
Крометого, введены системы декларирования и паспортизации безопасности объектов экономики,которые стали эффективной формой государственного регулирования в сфереобеспечения безопасности населения и территорий от ЧС.
2.3Организационные указания по подготовке населения РФ в области защиты от ЧС
Подготовкаи обучение населения в области защиты от ЧС обязательна для всех граждан РФ иорганизуется в соответствии с постановлением Правительства РФ «О подготовкенаселения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера» [9] и«Организационно-методическими указаниями по подготовке населения в областиГОЧС». Они определяют общие для РФ организационно-правовые нормы создания новойгосударственной системы подготовки населения, задачи, формы и методы егообучения.
«Организационно-методическиеуказания…» издаются, как правило, ежегодно и дают анализ недостатков подготовкинаселения, ставят задачи, устанавливают организацию обучения населения исовершенствования учебно-материальной базы по ГОЧС на следующий год. Согласнодействующим нормативным документам обучение населения организуется по местуработы, учебы и жительства в соответствии с учебными программами.
Обучение по вопросам ГОЧСосуществляется в рамках единой системы подготовки населения к действиям вусловиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Главной задачей вобласти подготовки населения к защите от ЧС является дальнейшеесовершенствование системы защиты населения и территорий от опасностейприродного и техногенного характера на основе консолидации усилий Федеральногоцентра и субъектов РФ по развитию сил и средств, осуществляющих мониторинг,прогнозирование и своевременное проведение мероприятий, предупреждающих ЧС, атакже ликвидацию их последствий в кратчайшие сроки при сохранении устойчивогоуправления.
3 ОРГАНИЗАЦИОННАЯСТРУКТУРА ОРГАНОВ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ПРИ ЧС МИРНОГО И ВОЕННОГОВРЕМЕНИ
3.1 Общая организация МЧСРоссии
МЧС России функционируетв соответствии с вышерассмотренными федеральными законами и « Положением оМинистерстве РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациипоследствий стихийных бедствий» [4].
МЧС России является федеральным органомисполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализациигосударственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также понадзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорийот чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасностилюдей на водных объектах. МЧС РФ осуществляет свою деятельность вовзаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органамиисполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления,общественными объединениями и организациями (объектами экономики). ДеятельностьМЧС по обеспечению безопасности населения является частью национальнойбезопасности РФ и в этом плане есть несколько направлений работы МЧС:
- организация, обеспечениепредупреждения и ликвидации ЧС;
- защита населения и территорий (ЗНиТ)от ЧС.
В «Положении о МЧС РФ»установлены задачи МЧС, основными из которых являются:
1. Защита населенияи территорий страны от последствий аварий (А), катастроф (К), стихийныхбедствий (СБ) и современных средств поражения (ССП), т.е. при ЧС мирного ивоенного времени;
2. Повышениеустойчивости функционирования ОЭ при возникновении ЧС мирного и военного времени;
3. Проведение АСиДНРпри ЧС мирного и военного времени.
Немаловажными являются иследующие задачи МЧС РФ:
— организация обучения иподготовки населения к действиям в ЧС;
— организация иосуществление госнадзора и контроля на территории РФ за выполнением мероприятийпо предупреждению ЧС и готовностью сил и средств ГОЧС к действиям привозникновении ЧС.
Согласно ПостановлениюПравительства РФ [4] на МЧС РФ также возложена обязанность ведения Реестраподводных потенциально опасных объектов во внутренних морях и территориальномморе РФ.
На территории РФ создано шестьрегиональных центров МЧС РФ: Центральный (г.Москва), Северо-Западный(г.Санкт-Петербург), Приволжский (г.Н.Новгород), Уральский (г.Екатеринбург),Дальневосточный (г.Хабаровск), Сибирский (г.Красноярск), Южный(г.Ростов-на-Дону).
Структура и организацияповседневного управленияМЧС РФ в области ГО, защиты населения и территорий, обеспечения пожарнойбезопасности и безопасности людей на водных объектах (ГОЧС) следующая:
а) Президент РФопределяет основные направления единой государственной политики в области ГОЧСи утверждает те или иные законы и т.п.;
б) Правительство РФруководит организацией и ведением работ в области ГОЧС;
в) МЧС РФ реализуетгосударственную политику в области ГОЧС, выполняет надзорные и контрольныефункции, возглавляет систему органов повседневного управления;
г) Органы исполнительнойвласти, руководители объектов экономики организуют и осуществляют мероприятияпо ГОЧС.
Руководители ГОЧС несутперсональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГОЧС.
Таким образом, МЧС РФосуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области ГО,защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности ибезопасности людей на водных объектах.
3.2 Единаягосударственная система предупреждения и ликвидации ЧС
Единая государственнаясистема предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) объединяет органы управления, силы и средствафедеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектовРФ, органов местного самоуправления и организаций (объектов экономики), вполномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения итерриторий от ЧС.
Единая система (РСЧС)состоит из функциональных и территориальных подсистем и действует на пятиуровнях:
— федеральном,охватывающем всю территорию России;
— межрегиональном –территория нескольких субъектов РФ;
— региональном –территория субъекта РФ;
— муниципальном –территория города (района, населенного пункта);
— объектовом – территорияобъекта экономики (ОЭ).
К федеральному уровнюРСЧС относятся органыуправления, силы и средства центрального подчинения федеральных органовисполнительной власти.
К межрегиональному уровнюРСЧС относятся органыуправления, органы исполнительной власти, силы и средства нескольких субъектовРФ. Он образован с учетом районирования территории РФ, которая поделена насемь, ранее указанных для РСЧС, регионов: Центральный, Северо-Западный,Приволжский, Уральский, Дальневосточный, Сибирский, Южный. Каждый регионохватывает территории нескольких субъектов РФ.
К региональному уровнюРСЧС относятся органыисполнительной власти, органы управления, силы и средства субъекта РФ.
Муниципальный уровеньРСЧС включает органыместного самоуправления, органы управления, силы и средства муниципальныхобразований.
Объектовый уровень охватывает территорию объектаэкономики (ОЭ) и включает руководство ОЭ, его органы управления, силы исредства.
На каждом уровне РСЧСсоздаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органыповседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальныхресурсов, систем связи, оповещения и информационного обеспечения.
3.3 Силы и средства РСЧС
В состав сил и средствРСЧС входят специально подготовленные силы и средства федеральных органовисполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органовместного самоуправления и объектов экономики, предназначенные дляпредупреждения и ликвидации ЧС. Состав сил и средств РСЧС определяетсяПравительством РФ.
Силы и средства единойсистемы (РСЧС) подразделяются на силы наблюдения и контроля, силы и средстваликвидации ЧС.
К ним относятся:
а) Силы и средстванаблюдения и контроля РСЧС – службы (учреждения) и организации функциональныхтерриториальных подсистем всех уровней РСЧС, осуществляющие наблюдение(мониторинг) и контроль за состоянием окружающей природной среды (ОПС), заобстановкой на потенциально опасных объектах (ПОО) и прилегающих к нимтерриториях, анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения.
Следовательно, силынаблюдения и контроля включают в себя органы, службы и учреждения, которыеосуществляют госнадзор, инспектирование, мониторинг и контроль, анализсостояния ОПС, ПОО, веществ, материалов и здоровья людей.
б) Силы и средства ликвидацииЧС – силы и средства территориальных и функциональных подсистем РСЧС,предназначенные для проведения АС и ДНР в зонах ЧС.
В состав сил и средствкаждого уровня РСЧС входят силы и средства постоянной готовности,предназначенные для оперативного реагирования на ЧС и проведения работ по ихликвидации.
Для предупреждения иликвидации ЧС создаются и используются: резервный фонд Правительства РФ; запасыматериальных ценностей; резервы финансовых и материальных ресурсов федеральныхорганов исполнительной власти; резервы финансовых и материальных ресурсовсубъектов РФ, органов местного самоуправления и объектов экономики.
Важной составной частьюРСЧС является автоматизированная информационно-управляющая система (АИУС),позволяющая обеспечить обмен информацией в интересах сбора, хранения какоперативных, так и статистических данных о ЧС. Целью развития АИУС являетсяинтеграция всех информационных ресурсов РСЧС, повышение оперативности, полноты,достоверности и устойчивости информационного обеспечения процессов управленияРСЧС.
В зависимости отобстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС функционирование РСЧСосуществляется по трем режимам:
а) в режиме повседневнойдеятельности – при отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территорияхили акваториях;
б) в режиме повышенной готовности– при угрозе возникновения ЧС;
в) в режиме чрезвычайнойситуации – при возникновении ликвидации ЧС.
Решение на ввод режимапринимают соответствующие руководители органов исполнительной власти в РФ.
Таким образом, итоги 15летнего периода функционирования РСЧС показывают, что РСЧС позволила объединитьв единый комплекс органы управления, силы и средства всех государственных иместных структур, объектов экономики на предупреждение и ликвидацию ЧС. Приэтом в рамках целостной системы сформирована и совершенствуется единаянормативно-правовая база МЧС РФ. Образовалась разветвленная эффективноработающая система управления, которая сейчас трансформируется вобщегосударственную систему антикризисного управления. В настоящее время формируетсяНациональный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС). Он представляетсобой территориально распределенный информационно-управляющий комплекс сэлементами, позволяющий управлять силами, средствами и ресурсами РСЧС и ГО вусловиях кризиса и ЧС. Наличие НЦУКС позволит вести постоянный мониторинг,анализ и оценку риска возможных ЧС, образовать единую информационную систему,скоординировать работу всех уровней управления, эффективно использовать вседоступные ресурсы.
Приоритетной в деятельностиРСЧС является работа в области предупреждения ЧС и смягчения их последствий. Разработаны и внедренымеханизмы государственного и экономического регулирования в вопросах снижениярисков ЧС, создана система их мониторинга и прогнозирования. Работа в этойобласти ведется в соответствии с федеральной целевой программой «Снижениерисков и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера в РФ до2010г.».
В данный периодприоритетными направлениями совершенствования РСЧС являются:
а) продолжение развитиянормативно-правовой базы;
б) реформированиеспасательных сил. Для этого предусматривается:
- создать специальныеформирования взамен войск ГО;
- сократитьмобилизационную базу для развертывания сил и средств ГО в военное время, атакже в мирное время при крупномасштабных ЧС или в кризисных ситуациях;
- оптимизировать состави структуру группировки сил РСЧС в целях повышения готовности и эффективностиих использования;
- обеспечить социальныегарантии военнослужащим, пожарным и спасателям;
- модернизироватьсуществующую материально-техническую базу.
Все это осуществляетсясогласно «Плану строительства и развития сил и средств МЧС РФ на 2007-2010гг.».
Заключение
Чрезвычайныеситуации способны поставить под угрозу безопасное проживание людей на огромныхтерриториях, вызвать социально-политическую нестабильность и значительныйматериальный ущерб. Чтобы всего этого избежать, необходимы мероприятия, меры иорганизации по предупреждению ЧС.
Правовую основубезопасности жизнедеятельности составляют законы и постановления, принятыепредставительными органами Российской Федерации, и подзаконные акты: указыпрезидентов, постановления правительства Российской Федерации и входящих в неегосударственных образований, местными органами власти и специальноуполномоченными органами. Среди законодательных актов по организации работ вчрезвычайных ситуациях: Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного итехногенного характера». Среди подзаконных актов – Постановления правительства«О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации»,«О подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенногохарактера» и др. Основным законом государства является Конституция РоссийскойФедерации, а ее гарантом – Президент.
Нормативно-техническойосновой обеспечения безопасности жизнедеятельности составляетнормативно-техническая документация по охране труда, включающая государственныестандарты Российской Федерации, систему стандартов безопасности труда,отраслевые стандарты, санитарные правила, гигиенические нормативы, правилабезопасности, инструкции по безопасности.
МЧС РФ осуществляетуправление, координацию, контроль и реагирование в области ГО, защиты населенияи территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности.
Библиографическийсписок
1 Федеральный закон«О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»,21.12.1994г., №68 – ФЗ.
2 Федеральный законРФ «О гражданской обороне», 12.2.1998г. №28 – ФЗ.
3 Федеральный закон«О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силунекоторых законодательных актов РФ», от 22 августа 2004г. №122Ф – З.
4 Указ ПрезидентаРФ. Вопросы МЧС РФ. «Положение о Министерстве РФ по делам Гражданской обороны,чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», 11 июля2004г. №868.
5 ПостановлениеПравительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидацииЧС», 30 декабря 2003г. №794.
6 ПостановлениеПравительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от30.12.2003г. №794», 27 мая 2005г. №635.
7 ПостановлениеПравительства РФ «О подготовке населения в области защиты от ЧС природного итехногенного характера», 4.9.2003г. №547.
8 Акимов, В.А.Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуацияхприродного и техногенного характера: учебное пособие / В.А. Акимов, Ю. Л.Воробьев, М. П. Фалеев и др. изд. 2-е, перераб. – М.: Высшая школа, 2007.
9 Денисов, В.В. Безопасностьжизнедеятельности. Защита населения и территорий при чрезвычайных ситуациях:учебное пособие / В.В. Денисов, И.А. Денисова, В.В. Гутенев, и др. – М.: ИКЦ«МарТ», Ростов н/д: Издательский центр «МарТ», 2007.
10 Основы защитынаселения и территорий в ЧС; под ред. В.В. Тарасова. – М.: МГУ, 1998.
11 Твердохлебов,Н.И. Еще раз об изменениях в законодательстве по вопросам гражданской обороны//Гражданская защита. 2006, №8. С. 36 – 38.
12 Правовые,нормативно-технические и организационные основы обеспечения защиты населения итерриторий в чрезвычайных ситуациях: метод. разработка для студентов всехспециальностей дневной формы обучения./НГТУ; сост.: Л.Н. Борисенко, В.А.Горишний, В.Б. Чернецов, Н.Новгород, 2008. 47с.
13 Защита населенияи территорий от чрезвычайных ситуаций/ Под ред. М. И. Фалеева. — Калуга:Облиздат, 2001. — 480 с.
14 БубноваН.Я. Безопасность жизнедеятельности: Конспект лекций. Ч. 1. – Пенза: Изд-воПГТА., 2009. – 204 с.