Реферат по предмету "Разное"


А. С. Пушкина "Станционный смотритель" урок

Тема: Образ "маленького человека" в повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" (урок №1).Класс: 5 класс, общеобразовательный.Учитель: Воротникова О.В., МОУ СОШ №29 г. Липецка «Университетская».Цели урока: 1. Показать особенность сюжета и композиции пушкинской повести, развести понятия «автор», «герой», «рассказчик», ввести учащихся в мир «маленького человека», помочь обучающимся почувствовать трагизм положения в обществе людей, подобного ранга. 2. Развить умения и навыки анализа текста, монологическую речь, память. 3. Воспитать доброе отношение к людям, пробудить сочувствие и сострадание к герою повести.Оборудование: текст повести «Станционный смотритель», текст предисловия к «Повестям Белкина», интерактивная доска, слайды (фотографии имения в Болдино, табель о рангах). Приемы: слово учителя, комментированное чтение, выразительное чтение, беседа по вопросам.Литература:Баженова Е. Прелесть нагой простоты // Первое сентября, 2006, №11Бедрина А.М. А.С. Пушкин. "Станционный смотритель" http://festival.1september.ru/articles/416979/Пушкин А.С. «Повести Белкина»http://www.rvb.ru/pushkin/01text/06prose/03edit/0893.htmПушкинское Болдино http://boldino.narod.ru/LG/photo.htmСтепанова С.И. Образ "маленького человека" в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель"http://festival.1september.ru/articles/574144/Ход урока^ Рассказ учителя (по ходу рассказа на экране появляются слады с изображением памятных мест). Среди многих памятных мест России, связанных с жизнью и творчеством Пушкина, по-особому примечателен уголок земли в юго-восточной части бывшей Нижегородской губернии - село Большое Болдино. В творческой биографии поэта ему принадлежит роль не менее значительная, чем известному селу Михайловскому. Сюда, в родовую вотчину своих предков, поэт приезжал три раза. Его пребывание в Болдине было сравнительно непродолжительно - немногим более пяти месяцев в общей сложности. Но именно здесь Пушкиным созданы наиболее значительные произведения 1830-х годов. В этих местах поэт провел осень 1830 года, отмеченную небывалым взлетом творческого вдохновения. Всю осень 1830г, с сентября по декабрь, Пушкин провел в полном одиночестве в Болдине и вернулся в Москву только в начале декабря. Осень всегда была самым любимым временем поэта. Творческий подъем, который он ощущал в это время года, был особенно велик в Болдинскую осень 1830года. «Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал. Вот что я привез сюда: 2 последние главы «Онегина», совсем готовые в печать. Повесть, писанную октавами (стихов 400). Несколько драматических сцен или маленьких трагедий, именно: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы» и «Дон Жуан». Сверх того, написал около 30 мелких стихотворений. Хорошо? Еще не все (весьма секретное). Я написал прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется». Что же это за весело написанные повести, заставившие хохотать замкнутого, всегда печального поэта Баратынского? Это «замечательные анекдоты», занимательные истории? Да, в них ощутимо веселое лукавство ума, русский юмор, добрая насмешливость, склонность к сатире и пародии. Но это вовсе не исключает присутствия мыслей, пушкинской глубины и серьезности в разработке тем и характеров» (Из письма П.А.Плетневу). Этими произведениями и являются «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». В них Пушкин выступил в роли бытописателя, изображающего современную ему жизнь обыкновенных людей. Они написаны на сюжеты из русской действительности. Их героями стали провинциальные помещики и уездные барышни, армейские офицеры, ремесленники-торговцы, бедный чиновник четырнадцатого класса. Повести эти были первыми завершенными произведениями Пушкина в прозе. Создание прозаических произведений, объединенных лицом вымышленного автора, было задумано Пушкиным ещё до 1830г. Меньше чем через неделю по приезде в Болдино, 9 сентября, им закончен "Гробовщик",14 сентября - "Станционный смотритель" (в тот же день была набросана новая черновая редакция предисловия "Повестям", в основном соответствующая окончательному тексту), 20 сентября - "Барышня-крестьянка", после почти месячного перерыва написаны две последние повести: "Выстрел" - 14 октября и "Метель" - 20 октября. Пушкин разложил повести не по времени написания, а исходя из несомненного композиционного расчета, чередуя повести с "неблагополучными" и "благополучными" концами. Такая композиция сообщала всему циклу, несмотря на наличие в нем и глубоко драматических положений, общую оптимистическую направленность.^ Почему они объединены в цикл? Почему Пушкин намеренно отказывается от авторства этих повестей и передает его Ивану Петровичу Белкину, человеку вымышленному, да еще и покойному?^ Для этого разберемся кто такой Иван Петрович Белкин? Прочитать предисловие. Облик кроткого и смеренного И.П. Белкина, возникающий из предисловия к ним, набросан Пушкиным в добродушно-шутливых тонах. И.П.Белкин родился "от честных и благородных родителей в 1798 году в селе Горюхино". "Был росту среднего, глаза имел серые, волоса русые, нос прямой; лицом был бел и худощав". "Вел жизнь самую умеренную, избегал всякого рода излишеств; никогда не случалось... видеть его навеселе..., к женскому полу имел он великую склонность, но стыдливость была в нем истинно девическая". Осенью 1828 года этот симпатичный персонаж "занемог простудною лихорадкою, обратившеюся в горячку, и умер... ". А в конце октября 1831 года появились "Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А.П. Это был кроткий, честный, добрый юноша, отставной офицер и помещик, получивший свое первоначальное образование от деревенского дьячка и на досуге заинтересовавшийся изящной словесностью. Эпиграф ко всем повестям из фонвизинского «Недоросля» подчеркивает эту народность и простоту (если не сказать – простоватость) Ивана Петровича. Он и собрал эти «простые» повести, причем записал их от разных рассказчиков (они названы в предисловии), обработав их по своему умению и усмотрению. То есть «Повести Белкина» рассказаны как простые занимательные истории об обычных людях простого звания (История рассказана титулярным советником А.Г.Н.), а автор-собиратель их – маленький человек из этой же среды. За ними и через них видна низовая, простая, народная Россия с ее реальными заботами, каждодневным бытием.^ Для чего Пушкин скрывается за маской? Таким образом, Пушкин как настоящий автор повестей скрывается за двойной цепочкой простодушных рассказчиков, и это дает ему большую свободу повествования, создает немалые возможности для комизма, сатиры и пародии и в то же время позволяет выразить свое отношение к этим историям. С полным обозначением имени настоящего автора, Александра Сергеевича Пушкина они вышли в свет в 1834-м. - Кто такой писатель? Реальный человек, который живёт в реальном мире. - ^ Кто является писателем повести «Станционный смотритель»? А.С. Пушкин.- Кто такой автор-повествователь? Это тоже реальный человек? Нет, это персонаж художественного мира, который представляет писателя в произведении.- Кто автор повести? И.П. Белкин.- А кто такой рассказчик? Нет, ему писатель поручил рассказать о событиях, происходящих с героями.- Кто является рассказчиком в «Станционном смотрителе»? История рассказана титулярным советником А.Г.Н.- Название. О ком пойдет речь? Смотритель - должностное лицо, выполняющее обязанности по надзору, охране. Станционный смотритель - начальник почтовой станции; устар.-О чем говорит помета УСТАР. ? Читаем текст.Ребята, вы, наверное, помните, что во времена Петра I был создан документ, в котором было указано распределение чинов от высшего к низшему. Так называемый табель о рангах.- К какому классу относится должность станционного смотрителя? - Посмотрите по таблице, как называется чин 14 класса? Табель о рангах (с изменениями и дополнениями 18 — нач. 20 вв.) 1-й Канцлер Действительный тайный советник 1-го класса 2-й Действительный тайный советник 3-й Тайный советник 4-й Тайный советник (до 1724) Действительный статский советник 5-й Статский советник 6-й Коллежский советник 7-й Надворный советник 8-й Коллежский асессор 9-й Титулярный советник 10-й Коллежский секретарь 11-й Корабельный секретарь (первоначально морской чин) 12-й Губернский секретарь 13-й Провинциальный секретарь Сенатский регистратор Синодский регистратор Кабинетский регистратор 14-й Коллежский регистратор - Где мы встречаем это словосочетание? эпиграф- Почему же повесть так называется? Почему чин, должность вынесены в название и более того в эпиграф? «Коллежский регистратор, Почтовой станции диктатор»- Какая авторская мысль за этим стоит? Автору важно подчеркнуть, что это чиновник самого низшего класса, которого любой может обидеть.- Какая вторая проблема поднимается Пушкиным в повести? Проблема отношений сильных и малых мира сего, проблема «маленького человека» - Начиная с произведения А.С.П., в литературе звучит тема « маленького человека», которая продолжится в творчестве Гоголя, Достоевского и др. русских писателей. Но новаторство принадлежит Пушкину. Он первым в литературе сделал главным героем человека совсем обыкновенного, чиновника низшего класса и сумел вызвать сочувствие читателя к нему. Сама повесть открывается авторским отступлением о судьбе станционных смотрителей — достойных сострадания чиновников 14-го класса, на которых каждый проезжающий считает своим долгом выместить раздражение. Что же приходится терпеть станционному смотрителю, найдите в тексте. Дом смотрителя, стоящий у дороги, с покривившимся плетнём, убогими воротами, и вокруг — пустота, ни души, ни избы. Только открытый со всех сторон горизонт, унылый, однообразный пейзаж и небо. Уставшие лица путников, каждый из которых считает своим долгом выместить раздражение. Обращается внимание читателя на то, что во внешне бестолковом и бесхитростном исполнении своих обязанностей этими людьми кроется нелегкий, часто неблагодарный труд, полный хлопот и забот. В ту пору, когда Пушкин создавал "Станционного смотрителя, в силу вступили законы, оберегавшие фельдъегерей, ямщиков и смотрителей от "обид и произвола": "…путешествующим строго запрещается чинить смотрителю притеснения и оскорбления или почтарям побои; за все такие поступки взыскано будет по 100 рублей в пользу почтовой экономической суммы". "Чтобы смотрителю лучше дышалось, во всех почтовых домах устроить в окошках форточки для впущения воздуха", - рекомендует инструкция от 30 сентября 1825 года. Ряд предписаний наделяет смотрителей весьма ответственными полномочиями: так, "если между почтарями и извозчиками окажется человек преданный пьянству, злонамеренный", то хозяин станции может сам заменить нерадивого другим, благонадежным; "если почтарь окажется виновным в медленном возвращении на станцию, то смотритель обязан приказать почтовому старосте, чтобы он наказал того почтаря при нем и при собрании других почтарей розгами". Эти же инструкции добавляют для станционного смотрителя обязанности, которых и без того было хоть отбавляй: чтобы появлялся он всегда в форменной одежде, чтобы всюду было чисто и опрятно, чтобы никто не шумел и не кричал. Наконец, "все правильные требования всякого проезжающего немедленно исполнять с кротостью и учтивостью, не позволяя себе ни малейшей грубости". В противном случае "Правила для желающих принести жалобу в обидах, причиненных на станции" предусматривают наказания самому смотрителю.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.