Реферат по предмету "Безопасность жизнедеятельности"


Правила безопасности водителя

Этикаводителя и его взаимоотношения с другими участниками дорожного движения
В присягеводителя, которую принимают водители многих зарубежных стран первым пунктомзаписано: «Я всегда буду любезным и вежливым по отношению к другим водителям ипо-товарищески с ними сотрудничать».
Дорога – рабочееместо для любого водителя и их взаимодействие во время работы по безопасномууправлению транспортными средствами позволит успешно выполнить эту работу илипривести к трагедии.
На Дорогахкаждый водитель постоянно взаимодействует с водителями транспортных средств,двигающимися в попутном и встречном направлении, маневрирующими, выезжающими избоковых проездов и площадок и даже просто стоящими на дороге. Попредназначению, характеру движения транспортных средств, по подаваемым ихводителями сигналам и многим другим признакам водитель обязан определять ихнамерения, предвидеть направления движения, маневры, что очень важно дляобеспечения безопасности движения. Ничто так не грозит серьезными осложнениямидорожной обстановки, как неожиданные для других участников движения действияводителей.
Среди всехтранспортных средств особое место занимают транспортные средства общегопользования, которым в силу их особого предназначения Правилами предоставленряд преимуществ перед другими видами транспорта. При движении по установленныммаршрутам они имеют право отступать от требований некоторых запрещающих ипредписывающих знаков. Кроме того, для них предусмотрены и другие преимущества,обеспечивающие им беспрепятственный проезд, особенно по дорогам с интенсивнымдвижением.
Внаселенных пунктах водители всех транспортных средств не должны создавать помехтроллейбусам и автобусам общего пользования, отъезжающим от обозначеннойостановки в попутном направлении. Правила обязывают водителей другихтранспортных средств уступить дорогу троллейбусу (автобусу), отъезжающему отостановки, замедлить движение или даже остановиться и дать возможность емувыехать на свободную полосу движения. На загородных дорогах таких требованийнет (рис. 46).
На дорогах с интенсивным или односторонним движением транспорта длятроллейбусов и автобусов общего пользования может выделяться специальнаяполоса. Над полосой или справа от проезжей части устанавливаются дорожныезнаки: 5.9. «Полоса для маршрутных транспортных средств» и 5.10.1. «Дорога сполосой для маршрутных транспортных средств».
По этойполосе движение других транспортных средств запрещается, ее нельзя пересекать,например, для заезда во двор или при выезде со двора, при перестроении дляповорота на перекрестке, на ней запрещены стоянка и остановка.
Иногдаполоса для маршрутных транспортных средств выделяется пунктирной линией.Движение по ней других транспортных средств и стоянка на ней также запрещаются.Однако на нее можно заезжать для посадки или высадки пассажиров, ее можнопересекать при выезде на дорогу с прилегающей территории, на нее можноперестраиваться перед перекрестком для выполнения правого поворота, не создаваяпомех для маршрутных транспортных средств.
Привзаимодействии с водителями других транспортных средств важную роль играютзвуковые, световые и другие (например, рукой) сигналы. Но некоторые водители внарушение Правил по разным причинам эти сигналы при маневрировании не подают.Этим они создают аварийную обстановку как для себя, так и для других участниковдвижения. Опытные водители обычно предвидят действия других и заранее принимаютмеры по предупреждению нежелательных осложнений.
Так,например, по перемещению к осевой линии или на полосу встречного движения безизменения скорости движения впереди идущего автомобиля опытный водительопределяет намерение его водителя объехать стоящее на правой стороне дорогитранспортное средство и принимает решение снизить скорость. Объезд стоящеготранспортного средства можно начать лишь тогда, когда водитель впереди идущегоавтомобиля его закончит.
Приследовании за транспортным средством с грузом в кузове или в багажнике на крышеводитель обращает внимание и на положение груза. Плохо закрепленный груз можетвыпасть на дорогу и создать препятствие для движения. Обнаружив такой груз,водитель подает звуковой или световой сигнал и старается обогнать транспорт сплохо закрепленным грузом. При обгоне с помощью пассажиров голосом или жестамиего водителю дают понять о плохо закрепленном грузе.
Подобным жеобразом следует оповещать водителя движущегося в попутном направленииавтомобиля, если у него неплотно прикрыта дверь, спущено колесо, плохозакреплен номерной знак и т.д.
Привнезапной остановке, идущего впереди транспортного средства непосредственно напроезжей части водитель также останавливает свой автомобиль. Объезжатьостановившееся транспортное средство с ходу ни в коем случае нельзя, перед ниммогут быть пешеходы или животные, неожиданно вышедшие на проезжую часть, груз,выпавший из кузова других машин, иное препятствие. Объехать остановившегосяможно лишь после полного выяснения обстановки.
Придвижении по щебеночной дороге, особенно по свеженасыпанному щебню или гальке,ветровое стекло может быть разбито и камнем, вылетевшим из-под колес встречногоавтомобиля. Современные легковые автомобили оснащаются ветровыми стеклами типа«тримплекс», состоящими из двух слоев стекла и специальной пленки между ними.При попадании камня такое стекло мгновенно покрывается множеством тонких трещини дороги не видно. Рассыпаться полностью стеклу часто не дает находящаяся в немпленка.
Приповреждении ветрового стекла водитель немедленно останавливается, не меняяполосы движения, и включает аварийную световую сигнализацию.
Оченьвнимательным надо быть при движении за такси или рядом с ним. Водитель такси можетсделать неожиданный маневр или остановиться по требованию пассажиров. К этомунадо быть всегда готовым.
Особогоотношения к себе требуют легковые автомобили с водителями-инвалидами, имеющиеручное управление. Они обозначаются лишь специальным опознавательным знаком«Инвалид», который устанавливается и спереди и сзади. Многие операции поуправлению водители-инвалиды выполняют только руками. Они медленно трогаются сместа, медленно выезжают на дорогу, медленно маневрируют. Любые операции сорганами управления водителями-инвалидами выполняются с задержкой. Учитываяэто, при следовании за таким автомобилем надо выдерживать дистанцию побольше,не следует сигналить инвалиду и требовать от него ускорения движения. Следуетиметь в виду, что при трогании на подъеме он может скатиться назад.
 
Спредставителями органов милиции и Госавтоинспекции
Взаимоотношенияводителя и сотрудника ДПС, категорий людей, непосредственно причастных кдорожному движению, складываются далеко не просто. Их невозможноохарактеризовать в двух словах, нельзя сказать, что здесь все благополучно. Умногих водителей вид человека с жезлом в милицейской форме не вызываетположительных эмоций, хотя они прекрасно понимают его функции. Они знают, чтоконтроль на дороге необходим. Без этого сегодня пока нельзя, и в обозримом будущемположение не изменится.
Откуда жеэто некоторое неуважение к действительно ответственной и очень важной работе?Дело, наверное, в том, что долгое время деятельность некоторыхгосавтоинспекторов была, скажем прямо, не на высоте. В газетах, по радио ителевидению рассказывалось о героических буднях нашей милиции, а водитель,садясь за руль автомобиля, наблюдал иногда совсем иные картины. Где же тевежливость, честность и принципиальность, глубокий профессионализм, отличноезнание своего дела, что неустанно пропагандировались средствами массовойинформации? Вместо этого зачастую нечто совсем другое, прямо противоположное.
Появится либлагоприятное, уважительное отношение к человеку в форме, если слышишь от него:«Эй ты, подойди сюда!» Такого не должно быть. Особенно, если дорожные знаки,например знак 3.24, устанавливаются не там, где действительно необходимоснижать скорость, а где можно наказать большое количество водителей. СотрудникиГАИ последовательно работают над исключением любых случаев нарушения законностии всего того, что мешает созданию благоприятного морального климата на нашихдорогах.
А сколькомужества, мастерства, незаурядной физической подготовки требует, например,задержание нетрезвого водителя или преступника, не желающего подчинятьсятребованиям регулировщика. Навсегда остаются в памяти имена тех работников ГАИ,которые не щадя себя, рискуя собственной жизнью, предотвращали беду.
Положение оГосударственной инспекции – основной документ, который регламентирует поведениесотрудника ДПС. Там сказано, что взаимоотношения инспектора с участникамидорожного движения должны основываться на строгом соблюдении законности, четкомисполнении своих обязанностей, сочетании твердости, решительности ипринципиальности в предупреждении и пресечении нарушений с внимательным,доброжелательным и уважительным отношением к гражданам. Обращаться к участникамдвижения необходимо только на «вы», «товарищ водитель» или «гражданин».
Приобращении к участникам движения инспектор обязан, приложив руку к головномуубору, поздороваться, четко и внятно представиться, назвав свою должность,звание, фамилию. После проверки документов официально, кратко и ясно(обязательно вежливо) надо сообщить причину или цель обращения.
Все вопросыи ответы в этом разделе даны в строгом соответствии с действующими законами инормативными актами.
В каких случаях инспектор имеет право остановить автомобиль?
Требованиеоб остановке подается:
1. Жестомруки с жезлом или диском с красным световозвращателем. Жезл (диск) направляетсяна транспортное средство, а затем на место, где следует остановиться.
2. Спомощью громкоговорящего устройства; произносится следующее: «Водительавтомобиля (марка, цвет), регистрационный знак (номер), остановитесь(уточняется, где)».
Основаниямидля остановки транспортных средств являются:
а)нарушение Правил дорожного движения водителями или пассажирами;
б) наличиеданных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП,административного правонарушения, преступления;
в)нахождение транспортного средства в розыске, а также наличие данных обиспользовании транспортного средства в противоправных целях;
г)необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП,административного правонарушения, преступления, очевидцами которого ониявляются;
д)выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностныхлиц об ограничении или запрещении движения;
е)необходимость привлечения водителя или транспортного средства для оказанияпомощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
ж) проверкадокументов на право пользования и управления транспортными средствами, а такжедокументов на транспортное средство и перевозимый груз – только на стационарныхпостах ДПС, контрольных постах милиции и контрольно-пропускных пунктах. Впериод проведения специальных мероприятий допускается остановка транспортныхсредств вне стационарных постов с целью проверки водительских и регистрационныхдокументов, а также документов на перевозимый груз. Запрещается останавливатьтранспортные средства без необходимости.
Как себявести, получив сигнал об остановке?
Васостанавливают. Не бросайтесь опрометью выполнять указание, шарахнув по тормозамили резко изменив траекторию движения. Перво-наперво, включите указательповорота, показав инспектору, что вы поняли его указание, и предупредивостальных участников движения о своих намерениях. Включенный указатель поворотане дает приоритета, поэтому перед перестроением уступите дорогу попутному транспорту(если он есть) и лишь затем плавно направьте автомобиль к тому месту, кудауказал регулировщик.
ВНаставлении указано, что действия инспектора должны быть понятны водителю.
Вобязанности сотрудника ДПС входит и объяснение причин остановки.
Если сотрудникДПС не представился, неразборчиво назвал свои должность, звание или фамилию,попросите его предъявить документы. Такая ситуация предусмотрена Правиламидорожного движения. Лица, обладающие правом проверять у водителя транспортногосредства документы или использовать транспортное средство, обязаны предъявитьпо требованию водителя служебное удостоверение, не выпуская его из рук.Инспектор должен его держать перед водителем столько времени, сколько можетпотребоваться для того, чтобы переписать реквизиты удостоверения.
Какпоступить водителю, если он не согласен с решением ГИБДД по административномуделу (за нарушение Правил дорожного движения)?
Есливодитель не согласен с решением по делу, вынесенным в его отношении, он имеетправо обжаловать решение в соответствии с Законом Российской Федерации «Обобжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
Всоответствии с ним водитель вправе обратиться с жалобой на действия (решения),нарушающие его права и свободы, к вышестоящему в порядке подчиненностигосударственному органу, органу местного самоуправления, учреждению,предприятию или должностному лицу. Если в удовлетворении жалобы отказано илижалоба оставлена без ответа в течение месяца со дня ее подачи, то водитель вправеобратиться с жалобой в суд.
В какихслучаях сотрудник дорожно-патрульной службы имеет право досмотреть автомобиль,и как себя вести при этом водителю?
Производитсяв установленном законодательством Российской Федерации порядке досмотртранспортного средства при подозрении, что водитель использует его впротивоправных целях, а также досмотр груза при наличии основания полагать, чтоон незаконно перевозится. О проведении досмотра транспортного средства идосмотра груза составляется протокол (либо делается отметка об этом впротоколе, об административном правонарушении). Обнаруженные в процесседосмотра вещи или предметы, свидетельствующие о совершении противоправныхдействий, и их владельцы доставляются в дежурную часть органа внутренних дел,куда передаются также все материалы по данному правонарушению.
Еслиинспектор хочет досмотреть ваш автомобиль, не возмущайтесь, будьте вежливы.Однако если вы увидели в автомобиле незнакомые вещи и предметы, непритрагивайтесь к ним, предоставьте возможность лицу, производящему досмотр,самому взять их. Имейте в виду, что личный досмотр и обыск должно проводитьлицо одного пола с вами.
Какимиспособами сотрудники ГИБДД, контролируют дорожное движение? Разрешено ли замерятьскорость из-за кустов?
Контроль задорожным движением с использованием транспортных средств может быть открытым(обычным), скрытым и смешанным. Открытый контроль осуществляется инспекторамиДПС на автомобилях и мотоциклах, имеющих специальную окраску. Скрытый контроль –на автомобилях обычной окраски без надписей и опознавательных знаков. Оносуществляется, как правило, в дневное время, а в вечернее – лишь на участкахдорог, имеющих достаточную освещенность, ширину и хорошее покрытие.
Если рядомс вами движется самый обычный автомобиль и за рулем человек в штатском, – тоэто может быть и инспектор ДПС. В любом случае, остановив ваш автомобиль,инспектор обязан представиться, объяснить причину остановки, по вашемутребованию предъявить служебное удостоверение, не выпуская его из рук. На грудиу него должен быть прикреплен нагрудный знак сотрудника ДПС. Этот знак круглойформы, наверху надпись – «МИЛИЦИЯ», в центре геральдический знак России – двуглавыйорел и надпись – «ДПС», а внизу личный номер сотрудника.
Законна липроверка содержания окиси углерода в отработанных газах двигателя на дороге илипроверка технического состояния транспортного средства?
Недопускается проведение проверки содержания окиси углерода в отработавших газахдвигателя и технического состояния транспортных средств, прошедших вустановленном порядке государственный технический осмотр.
Если выуправляете транспортным средством, прошедшим государственный техническийосмотр, то в нижнем углу лобового стекла со стороны пассажирского места долженбыть восстановлен талон техосмотра.
Что делать,если у вас угнали автомобиль?
Если у васугнали автомобиль, постарайтесь как можно быстрее сообщить об этом в милицию.Объясните точно, откуда угнана машина, сообщите ее номерной знак, цвет и особыеприметы. В необходимых случаях, при розыске по горячим следам вводится вдействие специальный план поиска «Перехват», а данные автомобиля заносятся всистему «Автопоиск». Сотрудники ДПС блокируют основные магистрали вокруг местаугона и обследуют внутренние территории, к Поиску подключаются и другиемилицейские службы. Никогда не оставляйте в автомобиле документы, облегчая темсамым жизнь преступникам.
В какомслучае водителя могут освидетельствовать на состояние опьянения?
Когдаимеются достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянииопьянения.
Освидетельствованиеводителей, управляющих транспортными средствами, производится работникамимилиции с использованием индикаторных трубок «Контроль трезвости» или другихспециальных технических средств.
Основаниямиполагать, что водитель находится в состоянии опьянения, являются:
– наличиепризнаков опьянения (запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушениеречи, выраженное дрожание пальцев рук, резкое изменение окраски кожных покрововлица, поведение, не соответствующее обстановке);
– заявлениеграждан об употреблении водителем спиртных напитков, признание самого водителяв употреблении спиртных напитков.
В случаях,когда водитель доставляется в медвытрезвитель, основанием для привлечения его кответственности служит акт медвытрезвителя о принятии на вытрезвление лица,находящегося в состоянии опьянения.
Положительнуюреакцию на содержание алкоголя в выдыхаемом воздухе индикаторы могут дать призаболеваниях полости рта (кариес, стоматит), верхних дыхательных путей(ларингит, тонзиллит и др.) и при употреблении некоторых лекарственныхпрепаратов.
Занарушение порядка производства освидетельствования, вынесение заведомо ложногозаключения о состоянии обследуемого работники милиции и медицинских учрежденийнесут ответственность в установленном порядке.
При несогласиис результатами освидетельствования сотрудниками милиции требуйте направления наосвидетельствование в медицинское учреждение. В протоколе запишите: «Срезультатом освидетельствования не согласен, прошу провести освидетельствованиев медицинском учреждении».
При отказев проведении освидетельствования в медучреждении как можно скореесамостоятельно отправляйтесь в наркологический диспансер или больницу, гдепроверят наличие и концентрацию алкоголя в крови, слюне, моче.
Принесогласии с результатами освидетельствования в медучреждении проводитсяповторное освидетельствование другим врачом.
Приуклонении водителя от освидетельствования в присутствии двух свидетелейсоставляется протокол о нарушениях ПДД, в котором указываются признакиопьянения и действия нарушителя по уклонению от освидетельствования.
Как долженсебя вести водитель при ДТП?
Придорожно-транспортном происшествии на транспортном средстве должна быть включенааварийная световая сигнализация.
Аварийнаясигнализация предусмотрена конструкцией современных механических транспортныхсредств. Она приводится в действие специальной кнопкой, на которую, какправило, нанесен символ в виде треугольника. Запомните расположение этой кнопкина щитке приборов. Научитесь включать аварийную сигнализацию вслепую, не глядяна приборный щиток.
Привключении аварийной сигнализации начинают одновременно работать (мигать) всесветовые указатели поворота.
Придорожно-транспортном происшествии после включения аварийной световойсигнализации должен быть незамедлительно выставлен знак аварийной остановки(мигающий красный фонарь). Знак аварийной остановки представляет собойтреугольник, имеющий красную светоотражающую кайму.
Этот знакустанавливается на расстоянии, обеспечивающем в конкретной обстановкесвоевременное предупреждение других водителей об опасности. Однако эторасстояние должно быть не менее 15 м от транспортного средства внаселенных пунктах и 30 м – вне населённых пунктов. Дальнейшие действияводителя при ДТП будут рассмотрены в следующей главе.
В какой срокпри покупке автомобиля он должен быть зарегистрирован в ГАИ, и какие при этомнеобходимы документы?
Всоответствии с действующим законодательством любой автомобиль должен бытьзарегистрирован в ГАИ до истечения срока действия регистрационного знака «Транзит»или в течение 5 дней с момента приобретения либо таможенного оформления машины.
Если выприобрели автомашину отечественного производства, то для регистрации ее в ГАИнеобходимы документы:
–заявление;
–общегражданский паспорт (удостоверение личности для военнослужащих);
– документыоб уплате платежей, установленных законодательством;
– регистрационныйпаспорт, если выдавался;
–транспортное средство;
–справка-счет, выданная торговой организацией, или другой документ,удостоверяющий право владеть этим транспортным средством;
– копиялицензии торгующей организации (или на обороте справки-счета номер и датавыдачи лицензии предприятию, заверенные печатью и подписью руководителя).
Если выприобрели иномарку, то вам необходимы следующие документы:
– договоркупли-продажи;
–нотариально заверенный перевод этого договора;
–технический паспорт;
–таможенная декларация;
–общегражданский паспорт;
–удостоверение ввоза.С Пассажирами и заказчиками
В той жеприсяге водителя записано: «Я буду всегда нести ответственность за рядомсидящих пассажиров». Когда водитель находится в автомобиле один и рискованноуправляет им, то он подвергает опасности свою жизнь, и жизнь других участниковдвижения. При наличии пассажиров он теперь рискует и жизнью своих пассажиров.
Водительявляется хозяином своего автомобиля и обязан заботиться о безопасности людей, которыеедут с ним в автомобиле.
Чаще всеговодитель и пассажир контактируют в общественном транспорте. У водителя автобусаработа ответственная – за спиной пассажиры (причем не один или два, а десятки),за жизнь которых он отвечает. Не случайно, что здесь, как правило, работаютопытные и высококвалифицированные специалисты. Но не только высокое мастерстводолжно быть присуще водителю автобуса, во многом его характеризует отношение кпассажирам. На передний план выступают его личные качества, и вежливость ипредупредительность здесь совсем не лишние.
Уже потому, как автобус подъезжает к остановке, можно определить отношение водителя кпассажирам. Один водитель подъедет к ней на невысокой скорости, плавнозатормозит, остановится вплотную к бордюру так, чтобы удобно было садиться ивыходить из автобуса. Другой словно куда-то очень торопится, приближается костановке на слишком высокой скорости, резко тормозит, да еще останавливаетсядалеко от края проезжей части напротив лужи или столба, которые мешаютпассажирам.
Высокаяскорость при приближении к остановке особенно опасна зимой, когда от частоготорможения около нее образуется лед. Он может быть припорошен снегом – этоследует учитывать. На льду автобус может занести, и никто не гарантирует, чтоон не выскочит на посадочную площадку. Способствует заносу и грязь на проезжейчасти около остановки, гололедица, а также и то, что посадочная площадка илипавильон остановки автобуса находится на одном уровне с проезжей частью. Снег,уплотняясь, зачастую сводит на нет высоту бордюрного камня. По статистике,например, только на транспорте общего пользования за год происходит 4–5 наездовавтобусов на остановку, а в целом эта цифра достигает нескольких десятков. Втаких дорожно-транспортных происшествиях страдают в основном пассажиры,ожидающие автобус.
Большеконфликтов между водителями и пассажирами возникает в городах, где и народубольше, и остановки чаще. Здесь особого внимания требует пользование дверями.Нередки случаи, когда из-за невнимательности водителя кто-то из пассажировоказывается защемленным в дверях, а автобус уже трогается. Тут недалеко и дотравм.
На улицахнередко можно увидеть и такую картину. Человек, может быть уже немолодой, изовсех сил бежит к стоящему на остановке автобусу. И вот, когда ему остаетсясделать несколько шагов, двери захлопываются и транспортное средство отъезжаетот остановки. Иногда создается впечатление, что водитель делает это специально.Возмущается при этом не только опоздавший пассажир, но и видевшие это люди. Окакой этике, о каком уважении к человеку можно говорить с таким водителем? Встранах, где уровень дорожной культуры высок, подобное поведение простоневозможно.
Стильвождения автобуса также имеет этическую сторону. Его издержки чувствуются здесьособенно остро. Водитель не должен резко трогаться, набирать скорость итормозить. Недопустимы также крутые повороты. С этим, думается, согласны все.Но речь в данном случае идет не только о комфорте, но и безопасности. В часыпик в городах в автобусах многие вынуждены стоять, а при резком маневре стоящиелюди могут не удержаться на ногах и упасть, получив при этом травмы.
Водительавтобуса, объявляя остановки, обращается к пассажирам. И хотя этот фактнепосредственно не влияет на безопасность движения, хотелось бы немногоостановиться на нем. Здесь очень ярко проявляется отношение к пассажирам состороны водителя, его культура.
Хотяводитель обязан объявлять остановки, он часто этого не делает. Вот и вынужденпассажир расспрашивать стоящих рядом людей. А разве так уж трудно сказатьнесколько слов в микрофон? Никаких особых затрат энергии на этане требуется. Необъявляя остановки, водитель просто не выполняет часть своих обязанностей.
Есть, хотяи редкие, обратные примеры, когда водитель добровольно берет на себя рольэкскурсовода. Он не только своевременно объявляет остановку, но еще иинформирует о том, что здесь находятся такие-то магазины, кинотеатр и т.д. Всеэто он делает, конечно, не отвлекаясь от управления автобусом. К сожалению,такие водители – редкое исключение, ведь за культуру обслуживания не платят.
Не тольководители автобусов имеют дело с пассажирами. Не надо забывать о таксистах, да ипросто о водителях грузовых и легковых автомобилей, которые ежедневно выезжаютна дорога страны. Работа водителя такси имеет свою специфику. Он не отгороженот пассажиров стеклянной перегородкой, как его коллега в автобусе. Неотгорожены часто и пассажиры от неприкрытой грубости и бескультурья. Правда, такихявлений становится сейчас все меньше и меньше. И «виноваты» в этом таксистычастных фирм, которые во многих городах стали настоящими конкурентамитаксопарков. Они более вежливы, с уважением относятся к клиентам, о грубости неможет быть и речи – такой работник не сможет трудиться. Вот и приходитсятаксистам подтягиваться.
Справедливостиради следует признать, что нельзя во всем обвинять только водителя, пассажирытоже встречаются разные. Бывает, что они вынуждают водителя нарушать Правила,например, требуя ехать быстрее там, где скорость ограничена. Попадаются ислишком разговорчивые, которые постоянно отвлекают водителя от управленияавтомобилем. Причем это опаснее для автолюбителей, квалификация которых, какправило, ниже, чем водителей-профессионалов. Отвлекая человека за рулем,пассажир увеличивает вероятность дорожно-транспортного происшествия. Этоподтверждает и статистика: по вине водителей их происходит свыше 70%, многие изних совершены из-за того, что водитель на мгновение отвлекся от управленияавтомобилем, разговаривая с пассажиром.
Есть ещетакая категория пассажиров, которая постоянно дает советы. Это чаще всегоделают супруги водителей, которые сидят рядом с ними на переднем сиденье и,видимо, считают, что лучше своего мужа знают науку управления автомобилем.Упреки, советы, указания, приказы следуют непрерывно и, естественно, оченьмешают водителям.
Рассматриваявопрос взаимоотношений водителя и пассажиров, хочется еще раз подчеркнутьглавное – их отношения должны строиться на доброжелательной, взаимовежливойоснове. Водители, особенно пассажирского транспорта, кроме высокого мастерствауправления автомобилем, должны обладать соответствующей культурой общения спассажирами, которая основывается на высокой ответственности за их жизнь издоровье. И это не мелочи, не второстепенные вопросы, которые можно отложить.Многие такие «пустяки» закончились, как свидетельствует статистика, трагически.При дорожно-транспортном происшествии
ДТП – этовсегда стресс для водителя, тем более, если его модель автомашины дешевле той,что принадлежит другим участникам аварии.
Поэтомусначала самое важное – взять себя в руки и не поддаваться психологическому илииному давлению с другой стороны.
Даже принезначительной аварии важно дождаться сотрудников ГИБДД.
Постарайтесь,если есть такая возможность, привлечь на свою сторону свидетелей. И учтите,все, кто находился с вами в машине в момент аварии, даже если это ваширодственники – так же свидетели.
Если вамзадают вопрос о страховке и, вдруг так случилось – ваша страховка буквальнонакануне закончилась – ни в коем случае не сообщайте о том противоположнойстороне. Если на вашей стороне нет страховой компании (с которой судиться кудахлопотнее, чем с вами), то ваши шансы быть оказаться виновным, даже при полной вашей,невиновности стремительно возрастают.
Когдаприехали сотрудники ГИБДД:
Постарайтесьпроследить, чтобы приехавшие сотрудники ГИБДД аккуратно составили схему, и неподписывайте её не глядя, а проявите дотошность в её сверении собстоятельствами аварии, дорогой, её шириной, относительным расположением машинна ней.
Внимательнопроследите за тем, как составлен протокол, если его отдают вам – значит васпредопределяют виновным, и потому вам желательно настаивать уже с самого началао своей невиновности – пусть будет ругань, но если вы пойдёте на поводу на васже потом повесят вину по максимуму. Проследите за тем, чтобы в протокол быливнесены свидетели вашей стороны.
Требуйтезанесения максимально полного описания повреждений вашей машины в протокол и следитеза тем, чтобы повреждения вашей машины, в случае, если они никак не меньшеповреждений автомобилей других участников ДТП, были таковыми и записаны – какнаибольшие.
Незабывайте, что даже если вас обвиняют – вы тоже пострадавшая сторона. Иначе,если вдруг в последствии суд признает обоюдку может так случиться, чтовыплачивать ущерб придётся только вам – если у вас не будет дополнительныхдоказательств понесённых ваши убытков. Поэтому крайне желательно и то, чтобываш ущерб в любом случае был оценен так же независимой экспертизой – даже есливас указывают как виновника ДТП.
Непозволяйте сотрудникам ГИБДД оставаться наедине с другой стороной идоговариваться им друг с другом. Если есть возможность – обязательно вызывайтена место аварии родственника или друга, чтобы он помогал вам проследить засоставлением схемы, за участниками ДТП и сотрудниками ГИБДД. Будучи со своими,вы себя будете увереннее чувствовать.
В любомслучае, даже если вы не названы виновником ДТП, прежде чем идти на разбор, и ужесли вы названы виновником, то просто обязательно! – вам надо ознакомиться с законодательствомдля автомобилистов на Rambler-Право, где также находятся и образцы документов(заготовки наиболее часто встречающихся на практике юридических документов).
Чем болеевы будете активны, тем вас более будут уважать и считаться с вами.
На разборе уинспектора ГИБДД:
Послеаварии вас сразу начнёт мучить вопрос «что делать?». Проблем много. Проблемы смашиной, со страховкой, с разбором аварии и её материальными результатами.
Если васобвиняют при разборе аварии, протестуйте, не позволяйте инспектору оставатьсятет-а-тет с другими участниками ДТП, не позволяйте ему давить на вас.
Нижеприведена ссылка на законодательство, касающееся прав автомобилиста: «Чемлучше вы будете знать законы, ПДД и свои права – тем увереннее вы себя будетечувствовать на разборе аварии».
Если естьтакая возможность, на разбор тоже желательно приехать с родственником илидругом, чтобы он в случае чего мог засвидетельствовать необъективностьсотрудника ГИБДД и его неправомочные действия, как то:
— попыткавывести вас из комнаты дознания для разговора с другими участниками ДТПнаедине;
— провод наразбор вас и других участников ДТП вне очереди знакомыми инспектора / другихучастников аварии;
— знакомство других участников ДТП или сопровождающих их лиц с инспектором ДТП.
Если вы несогласны с постановлением инспектора:
Подписываяпостановление, укажите, что вы не согласны и крайне желательно: почему.
Оченьвероятно, что инспектор вас попросту обманет, отвечая на вопрос, куда надоподавать жалобу на него за незаконное вынесение постановления.
Обжаловатьпостановление по делу об административном правонарушении может лицо, вотношении которого вынесено постановление, или его защитник, а такжепотерпевший или его представитель (кроме того, пересмотр дела производится и попротесту прокурора).
Обратитевнимание, что только после истечения срока на обжалование постановление по делуоб административном правонарушении вступает в законную силу и только послеэтого к лицу, в отношении которого вынесено постановление, может быть примененаназначенная мера наказания.
Жалобуможно подать вышестоящему органу (должностному лицу) ГИБДД и / или всуд.
Если вынесогласны с постановлением инспектора и хотите оспорить его решение, то вамследует обратиться в суд в 10-дневный срок после вынесения постановления.Обращаться надо в суд, в ведении которого находится данный участок ГИБДД (егореальный адрес, а не адрес самого ДТП!)
Учтите, чтообжалования постановления инспектора ГИБДД происходит в рамкахадминистративного дела, решение о вашей вине может вынести только суд.
В данномслучае – когда вы подаёте жалобу в суд на инспектора ГИБДД – административныйсуд.
А вот есливам не удалось выиграть это дело, то вам придётся отстаивать свои правадалее уже в гражданском суде.
При взаимодействиис окружающей средой
 
Шумы изапахи
Припоездках на одном и том же автомобиле водитель хорошо знаком со всеми егонормальными шумами и запахами. Он знает, как стучит цепь распределительногомеханизма и какой запах имеет разогретая незамерзающая смесь в радиаторе. Всякиепосторонние шумы и запахи должны вызывать у него тревогу. Стук в передней частиавтомобиля наводит на мысль об ослаблении крепления буфера или амортизатора.Стук в двигателе вынуждает водителя тщательно исследовать причину еговозникновения. Скрип в колесе свидетельствует о наличии недовернутых илиослабших гаек. Запах разогретой резины – признак неисправностиэлектрооборудования; запах масла для двигателя – неплотностей в системе смазкидвигателя; запах дыма – признак опасности. Конечно, где-то что-то горит…
Опытныйводитель никогда не оставляет без внимания посторонние шумы и запахи исходя изсправедливой поговорки, что «дыма без огня не бывает». Поэтому он в случаенеисправности останавливает автомобиль, тщательно осматривает его и выясняетпричину неисправности.
Это спасаетводителя от опасных последствий.
При быстромдвижении слышен все увеличивающийся шум, вызванный качением протектора шин поповерхности дороги. Шум этот, доходящий до неприятного гула, изменяется взависимости от вида дорожного покрытия. Шум от шин изменяется не только взависимости от вида дорожного покрытия, но и от его состояния. На сухой дорогешум обычно бывает слабее, а на мокрой значительно сильнее. Умелый водитель поэтим признакам может определить даже ночью, едет ли он по сухой дороге иливъехал на мокрую. Этот шум не должен вызывать беспокойства водителя.
Опытныйводитель определяет неплотно закрытую дверь автомобиля по шумам, поступающим всалон.
Еще одиншум, который не должен возбуждать у вас беспокойства, – это свист или войвоздуха, вызванный выступающими частями автомобиля. Особенно неприятный свиствозникает при полном открытии поворотного вентиляционного стекла. Может быть,он также вызван боковым зеркалом, а особенно багажником, укрепленным на крыше.Тонкие прутья этого багажника издают при быстром движении свисты, пугающиемалоопытных водителей, которые подозревают в этом повреждение автомобиля.Отклоняющиеся при быстром движении поводки и щетки стеклоочистителей такжеиздают неприятный и утомляющий свист. Совет один – закрыть окна. Тогда внутрикузова наступит тишина; уменьшатся шум и свист. Опытный водитель даже в сильнуюжару при быстром движении закрывает окна и пользуется исключительновентиляторами, которыми оснащен каждый современный автомобиль.
Пользуясь случаем,следует отметить, что открытие окон во время быстрого движения вызываетвозникновение сильных завихрений воздуха, значительно увеличивающихсопротивление движению, а поэтому снижающих скорость автомобиля и повышающихрасход топлива.
Если окноприоткрыто, можно заметить изменение шума внутри кузова при проезде мимопредметов, находящихся поблизости от дороги: заборов, штакетов, столбов, перилмостов и т.п. Внезапное появление этих шумов, иногда очень сильных, особеннобеспокоит ночью, когда плохо видно, мимо чего мы проезжаем. Не надо обращатьвнимания на эти шумы. При некоторых обстоятельствах они могут даже помочь намсориентироваться в дороге.
Перегревдвигателя, нагрев неотпущенного ручного тормоза, кипение воды в чрезмернозакрытом чехлом радиаторе, замыкание в системе электрооборудования водительможет обнаружить при помощи обоняния и установить причину путем осмотра.Следует отличать запахи, имеющие отношение к нашему автомобилю, от проникающихизвне. Необходимо определять, не дошел ли, например, запах дыма или гари споля, на котором жгут картофельную ботву, от горящего костра, от паровоза,рельсы которого мы пересекли, из дымовой трубы промышленного предприятия, мимокоторого мы проезжаем, или от другого внешнего источника. От внешних источниковмогут исходить также такие запахи, как запах светильного газа или сероводородавблизи от газового или металлургического завода, специфические запахикожевенных заводов, заводов искусственного волокна, цементных, сахарных,рыбных, химических и т.п.
Определить,что запахи эти исходят не из нашего автомобиля, можно, выждав некоторое время,после нескольких сот метров пути проверить, исчезли запахи или нет.Прогнозирование дорожной обстановкиВодитель постоянно учится распознавать опасныедорожно-транспортные ситуации по их типичным признакам, быстро и правильнооценивать информацию в конкретной ситуаций и прогнозировать не только движениесвоего транспортного средства, но и действия других участников движения,выбирать наиболее правильные решения по предупреждению дорожно-транспортнойситуации.Прогнозирование водителем действий другихучастников движения на дорогах в современных условиях имеет большое значение.Участники движения обладают, с одной стороны, ограниченной возможностью прямогообмена информацией по оценке ими определенной дорожно-транспортной ситуации и освоих намерениях, а с другой стороны, сравнительно высокой вероятностью ошибокв анализе дорожно-транспортной ситуации и, следовательно, в выработкесоответствующих решений. Это обусловливает в каждой опаснойдорожно-транспортной ситуации определенную вероятность возникновения дорожно-транспортногопроисшествия.Умение быстро, в условиях ограниченного лимитавремени, выбирать правильные решения по предупреждению дорожно-транспортногопроисшествия создает благоприятные условия для выработки навыков по реализацииэтих решений.Отсюда вытекает необходимость предвиденияповедения не только управляемого транспортного средства, но и других участниковдвижения, что соответствует концепции коллективной безопасности в противовесиндивидуальной.Водителю в первую очередь важно уметьпредвидеть возможные дорожно-транспортные ситуации и их изменение во времядвижения. Основой для такого предвидения служат опыт водителя, его знания ианализ обстановки на дороге, которые он получил в результате наблюдения задорогой. Главное в прогнозе – определить, как повлияют на безопасность путидвижения его автомобиля объекты, попавшие в поле зрения водителя.Водитель в процессе прогнозирования отвечаетсебе на следующие вопросы:– что произойдет в ближайшее время;– что произойдет с большей вероятностью;– какая ситуация представляет непосредственнуюопасность;– какая ситуация представляет потенциальнуюопасность.Потенциальная опасность – это когдадорожно-транспортная ситуация может стать непосредственной через определенноевремя. Например, стоящий у тротуара автомобиль, в котором сидит водитель, можетначать движение, не предупредив об этом, и тогда создает опасность длядвижения.Непосредственная опасность – это когда дорожно-транспортнаяситуация очевидна и требует немедленных действий водителя. Например, выдвижетесь по главной дороге, а по пересекаемой второстепенной дорогеприближается автомобиль, не снижающий скорость.Рассмотрим дорожно-транспортную ситуацию,представляющую непосредственную опасность для водителей.Ремонт дорогиНа дорогах неоднократно встречаются участки,где проводится ремонт в меньшем или большем объеме. Перед ремонтируемымучастком устанавливают не только предупреждающий знак 1.23. «Дорожные работы»,но и запрещающий знак 3.24. «Ограничение скорости». Помимо безусловногособлюдения предписаний обоих знаков, следует ехать осторожно, чтобы не мешатьработающим дорожным рабочим. Если проезжая часть засыпана щебнем, но еще неукатана, необходимо ехать очень медленно, чтобы избежать разбрасывания щебня.Проезд по неукатанному щебню сопровождаетсяобычно сильным шумом. Шум этот тем сильнее, чем быстрее мы едем, хотя он слышени при самом медленном движении. Сам по себе этот шум не опасен, он лишьнапоминает о необходимости снизить скорость. Следует добавить, что камни,выбрасываемые из-под колес, ударяясь о низ шасси автомобиля, могут повредитьтрубопроводы привода тормозов и бензотрубопроводы, а также металл крыльев и приэтом отбить во многих местах слой краски, что в дальнейшем может привести ккоррозии.Если осуществляется гудронирование дорожногопокрытия, то надо ехать очень медленно и подальше от гудронатора, потому что наавтомобиль могут попасть частицы разогретого битума, который быстро затвердеваети затем с трудом счищается, оставляя грязные следы на полированной поверхностикузова. При движении по свежепропитанной битумом дороге шины колес разбрасываютчастички битума, образуя на шасси автомобиля черный липкий слой, который трудноудаляется. Если его не счистить, то к нему будут прилипать пыль, песок икаменные крошки.Когда при приближении к ремонтируемому участкудороги водитель видит, что работы проводятся в большом объеме, следует наминуту остановиться и дождаться сигнала дорожного мастера. От него мы можемполучить совет, как удобнее и безопаснее объехать ремонтируемый участок безвреда для автомобиля. Часто бывает, что сбоку от ремонтируемого участкаобозначен узкий проезд, достаточный, однако, только для проезда в один ряд.Тогда на нем организуют маятниковое движение, сначала в одном, затем в обратномнаправлении. На такой объезд нельзя въезжать, если заметим, что какой-тоавтомобиль въехал с противоположного конца, так как мы с ним встретимся насередине узкого проезда и не сможем разъехаться. Ничем не помогут тогда ниспоры, ни брань; один из автомобилей должен будет отъехать назад.Когда проходит реконструкция дороги на всей ееширине, то движение на ней закрывают и переводят на другую дорогу, обычнозначительно более длинную и плохую, иногда даже на временную полевую дорогу.

Списоклитературы
1)  О безопасности дорожного движения. Федеральный закон. ПринятГосударственной Думой 15 ноября 1995 г.
2)  Методическое пособие по курсу подготовки и пере подготовкиспециалистов по безопасности движения на автомобильном и городскомэлектротранспорте. – М.: Транспорт, 1995.
3)  Мелкий В.А. Пособие по правилам дорожного движения. – М.:Высшая школа, 1995.
4)  Коноплянко В.И. Организация и безопасность дорожногодвижения. – М.: Транспорт, 1991.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.