Реферат по предмету "Безопасность жизнедеятельности"


Положения эргономики. Безопасность при эксплуатации технических систем. Пожары в населенных пунктах

Контрольнаяработа
Предмет:Безопасность жизнедеятельности
Положения эргономики.Безопасность при эксплуатации технических систем. Пожары в населенных пунктах
 

Содержание
 
Вопрос29. Основные положения эргономики. Направления установления совместимости средыобитания и человека
Вопрос59. Обеспечение безопасности при эксплуатации технических систем, включающихемкости с аномальными значениями температуры
Вопрос89. Пожары в населенных пунктах: их разновидности и факторы, влияющие на ихраспространение; мероприятия противопожарной защиты. Ландшафтные пожары: ихвиды, особенности и методы борьбы
Задача9
Списоклитературы

Вопрос29. Основные положения эргономики. Направления установления совместимости средыобитания и человека
 
Дифференциациянаук, изучающих человека в труде, сыграла и продолжает играть положительнуюроль в развитии наших знаний о нем. Однако на ряду с этим стала проявлятьсяцеховая обособленность научных дисциплин, появились признаки утратыпредставления о целостности человека в трудовой деятельности. По меренакопления знаний возникали контакты между науками. Гигиена труда вынужденабыла обращаться к данным физиологии и психологии труда, психология труда – кданным гигиены и системотехники и т.д.
Современныепроизводство и транспорт, оснащенные сложными техническими системами,предъявляют к человеку требования, вынуждающие его иногда работать на пределепсихофизиологических возможностей и в экстремальных ситуациях. [2]
Различныевиды трудовой деятельности сопряжены с ответственностью человека за эффективноеи надежное функционирование сложных систем. Резко увеличивается цена ошибкичеловека при проектировании систем, а также в процессе их использования.
Показателифизической среды на производстве, в учреждениях, в кабинах самолетов, тракторови т.д. (освещенность, состав воздуха, атмосферное давление, шум и т.п.) такжедолжны быть согласованы с психофизиологическими возможностями и особенностямичеловека. Только тогда можно рассчитывать на высокую эффективность и качествотруда человека при одновременном сохранении его здоровья.
Доизвестного времени разделение труда между учеными и практическими работниками,занятыми главным образом «приспособлением» человека к уже созданной технике,оказывалось достаточным. Однако по мере увеличения сложности машин,оборудования, систем управления и деятельности по их управлению, освоению иобслуживанию все больше выявлялась необходимость участия в их созданиипредставителей всех наук о труде и сфер практической деятельности. [4]
Раньшекаждый вариант оборудования мог буквально столетиями совершенствоваться. Сейчасже общество не располагает временем для этого (за последнее десятилетие,например, сменилось несколько поколений ЭВМ). Поэтому при проектировании новойи модернизации существующей техники необходимо заранее и с максимальнойполнотой учитывать возможности и особенности людей, которые будут еюпользоваться. Теперь в работе с большими системами можно действовать толькоодним способом – заранее теоретически все рассчитать и проверить, а на практикедействовать наверняка.
Эргономическиеисследования подчинены задачам проектирования, их результаты отличаются оттрадиционных научных знаний тем, что ориентированы главным образом не напознание, а на преобразовательно-проектное действие.
Например,изучение моторного поля показывает различие эргономического подхода и подходовнаук, методы которых используются в эргономических исследованиях. Определениемоторного поля (скажем, при движении рукой) в прикладной антропологииосуществлялось простым измерением дуг, описываемых рукой при стандартномположении тела испытуемого. Имитация специальной задачи (включение-выключениетумблера, связь движения со зрительной сигнализацией) позволила получить другиехарактеристики моторного поля. Изменились его структура и размеры, геометрияприняла не метрический, а топологический характер. В моторном поле фиксируетсяуже не только область пространства, а «пространство – движение – время»,включенные в двигательную задачу. [8]
Эргономикане изучает рабочую среду и другие ее виды как таковые, это предметы другихнаук. Для эргономики важно влияние среды на эффективность и качестводеятельности человека, его работоспособность, физическое и психическое благополучие.Эргономика определяет оптимальные величины средовых нагрузок – как по отдельнымпоказателям, так и в сочетании.
 Объектомизучения эргономики является система «человек – машина», а предметом –деятельность человека или группы людей с техническими средствами.
Общаяцель эргономики формулируется как единство двух аспектов исследования ипроектирования:
· удобствои комфортные условия эффективной деятельности человека, а соответственно иэффективное функционирование систем «человек – машина»;
· сохранениездоровья и развитие личности. [6]
Вконкретном исследовании и проектировании тот или иной аспект можетпревалировать. Однако общая цель реализуется через их совокупность ивзаимодополняемость.
Имеяв качестве объекта исследования систему «человек – машина», эргономика изучаетопределенные ее свойства, которые обусловлены положением и ролью человека всистеме. Эти свойства получили название человеческих факторов в технике. Онипредставляют собой интегральные показатели связи человека, машины, предметадеятельности и среды, проявляющиеся при деятельности человека с системой и еефункционировании, связанные с достижением конкретных целей. Человеческиефакторы в технике существуют актуально, т.е. «здесь и теперь», порождаются вовремя взаимодействия человека и технической системы. В этом смысле они относятсяк виртуальной реальности и обладают ее свойствами. Она источник какэффективного управления так и неэффективного.
Человеческиефакторы в технике не могут быть сведены к взятым самим по себе характеристикамчеловека, машины (технического средства), среды. Характеристики и свойства,фиксируемые в понятии человеческого фактора в технике, представляют собой неотдельные изолированные признаки компонентов системы «человек – машина», аявляются ее совокупными качествами.
Человеческиефакторы в технике формируются на основе базовых характеристик:социально-психологических, психологических, физиологических ипсихофизиологических, антропологических, гигиенических в их соотношении стехникой.
Эргономичностьсистемы «человек – машина» взаимосвязан с критериями производительности,надежности, экономичности и эстетичности. Эргономичность – это целостностьэргономических свойств, к которым относятся управляемость, обслуживаемость,освояемость и обитаемость. Первые три описывают свойства системы, при которыхона органично включается в структуру и процесс деятельности человека или группылюдей по управлению, обслуживанию и освоению. Четвертое свойство – обитаемость– относится к условиям функционирования системы, при которых сохраняетсяздоровье людей, поддерживаются нормальная динамика их работоспособности ихорошее самочувствие. [3]
Каждоеэргономическое свойство представляет определенную целостность человеческихфакторов в технике, которые являют собой разные, но взаимосвязанныесущественные признаки указанных свойств. Вопрос 59.Обеспечение безопасности при эксплуатации технических систем, включающихемкости с аномальными значениями температуры
Прииспользовании технических систем, включающих емкости с аномальными значениямитемпературы, может произойти следующее:
· Обмораживаниеоткрытых участков тела при контакте с охлажденными поверхностями.
· Ожогиоткрытых участков тела при контакте с нагретыми поверхностями
· Обморокили удушье в результате снижения концентрации кислорода в воздухе.
· Взрывемкости вследствие внезапной потери вакуума, быстрой десоркции газов приотогревании сосудов.
· Конденсацияна охлажденных поверхностях кислорода и возгораниях при контакте с горючимиматериалами.
Всвязи с этим обращаться с емкостями необходимо осторожно, в строгомсоответствии с инструкцией по их эксплуатации. При падении, ударах, резкихтолчках может произойти нарушение целостности наружного кожуха или внутреннегососуда, что сопровождается потерей вакуума. Эксплуатировать или отогревать в рабочихпомещениях неисправные емкости категорически запрещается. Потерявшую вакуумемкость надо освободить от хранимого в ней вещества, а затем поставить наотогревание или остужение в течение 3-х суток в помещение, куда запрещен доступлюдей. [1]
Закрыватьемкости можно только предназначенными для них крышками. Повышение давлениясоздает опасность повреждения сосуда или выброса азота.
Притранспортировке емкости находящиеся рядом предметы необходимо надежнозакреплять во избежание падений и повреждений.
Категорическизапрещается заглядывать в емкость для определения уровня жидкости. Заправкасчитается законченной при появлении из горловины первых брызг жидкости. Особуюосторожность следует соблюдать во время заполнения теплых емкостей, т. е. новыхили отогретых.
Недопустимов смеси свыше 15% кислорода, так как такая смесь может воспламениться.
Вблизимест слива не должно быть деревьев, бумаги, асфальта и т. д.
Промывкуи очистку емкостей проводят на гос. предприятиях и гос. станциях.
Нельзянагревать сосуды. Такая операция может привести к взрыву.
Персонал,работающий с такой емкостью, обязан надевать защитные очки, перчатки илирукавицы. Одежда должна быть без карманов, брюки без манжет и закрывать верхобуви. Рукавицы должны быть свободными, чтобы при необходимости можно было ихлегко сбросить. При попадании вещества с аномальной температурой на кожу,пораженный участок обмыть водой, обильно. [5]
Помещение,где работают такими веществами, должно быть оборудовано вытяжкой — приточнойпринудительной вентиляции, обеспечивающее содержание кислорода в воздухе неменее 19%.
Приестественной вентиляции работа допускается в помещении, объем которого в 7000раз больше объема находящегося там вещества. Снижение концентрации кислорода ввоздухе ниже 16% приводит к головокружению, обморокам или удушьям.Вопрос 89. Пожары в населенных пунктах: их разновидности ифакторы, влияющие на их распространение; мероприятия противопожарной защиты.Ландшафтные пожары: их виды, особенности и методы борьбы
Длянаселенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местногосамоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия,исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарахна здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос,посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухойрастительности и другие).
Рекомендуетсяу каждого жилого строения устанавливать емкость (бочку) с водой илииметь огнетушитель.
На территориисельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачныхи садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковойсигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасыводы для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызовапожарной охраны.
Возводитьжилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения,сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участкаи его разрешенным использованием с соблюдением требованийпротивопожарных правил, нормативов. [9]
В летнийпериод в условиях устойчивой сухой, жаркой и ветреной погоды или приполучении штормового предупреждения в сельских населенных пунктахи предприятиях, дачных поселках, садовых участках по решению органовисполнительной власти, местного самоуправления разведение костров, проведениепожароопасных работ на определенных участках, топка печей, кухонных очагови котельных установок, работающих на твердом топливе, может временноприостанавливаться.
В весенне-летнийпожароопасный период необходимо при пожарном депо в помощь членамдобровольной пожарной дружины (пожарно-сторожевой охраны) организовыватьдежурство граждан и работников предприятий, расположенныхв населенном пункте.
Населенныепункты и отдельно расположенные объекты должны быть обеспечены исправнойтелефонной или радиосвязью для сообщения о пожаре в пожарную охрану.
Не разрешаетсяпереводить линии связи «01» в таксофонах на платноеобслуживание.
Тушениепожаров в сельских населенных пунктах затрудняется недостаточным количествомпередвижной пожарной техники, неудовлетворительным противопожарнымводоснабжением и связью, удаленностью пожарных подразделений от населенныхпунктов.
Припожарах в сельских населенных пунктах возможны [7]:
· быстроераспространение огня по горючим строениям и материалам;
· переносогня (искр, головней) на значительные расстояния;
· взрывыбытового газового оборудования.
Длятушения пожаров в сельской местности используются пожарные автомобили имотопомпы, а также приспособленная сельскохозяйственная и другая техника:автобензозаправщики, автожижеразбрасыватели, автомобили и тракторы,оборудованные навесными насосами, водораздатчики, прицепные тракторныеопрыскиватели и дождевальные установки, поливочные машины, молоковозы, тракторыс плугами и др.
Притушении пожара в сельском населенном пункте РТП обязан [6]:
·  черездежурного по отделу внутренних дел, местный узел связи или ПСЧ организоватьсвоевременный вызов сил и средств, предусмотренных районным планом, сообщить опожаре на ЦППС;
·  одновременнос принятием мер по предупреждению распространения огня организовать спасаниелюдей, эвакуацию животных и материальных ценностей;
·  использоватьтракторы, бульдозеры и другую технику для создания разрывов на путях возможногораспространения огня;
·  выставитьпостовых из членов противопожарных формирований, ПСО и населения согнетушителями и ведрами с водой при угрозе новых очагов горения;
·  мобилизоватьчерез местные исполнительные органы, администрацию хозяйств на тушениеразвившихся пожаров технику объектов хозяйствования и население.
Притушении пожаров в животноводческих помещениях РТП обязан[1]:
·  принятьмеры к эвакуации животных и ввести стволы на тушение и защиту путей эвакуации,для освобождения животных от привязи привлекать обслуживающий персонал, членовпротивопожарных формирований и ПСО, для ускорения эвакуации скота использоватьструи воды, которые подавать на животных, находящихся в дальней от выходастороне;
·  организоватьзащиту соседних объектов.
Притушении льнотресты, сена, соломы в скирдах, стогах и на складах грубых кормовРТП обязан[7]:
·  натушение открытого пламени подать распыленные струи воды; произвести разборку,тушение горящих и защиту соседних скирд, стогов силами населения, членовпротивопожарных формирований, ПСО со средствами пожаротушения;
·  припожарах на пунктах льнообработки отключить пневмотранспорт и агрегаты активноговентилирования скирд;
·  послеликвидации пожара для предотвращения возможных повторных загораний организоватьдежурство членов противопожарных формирований и ПСО со средствами пожаротушения.Задача 9
Врезультате аварии на АЭС и выпадения радиоактивных осадков поселок Nоказался в зоне радиоактивного заражения. Определить:
·  времяаварии, если мощность дозы (уровень радиации) в поселке в 12:00 составила 36 мкЗв/ча в 17:00 – 24 мкЗв/ч;
·  дозуоблучения, которую получили жители поселка в период с 12:00 до 17:00 ч, если вэто время они находились в одноэтажных деревянных зданиях. Время аварии: Дозаоблучения:
Доза облучения D (Зв,мЗв, мкЗв) персонала (населения) при аварии на АЭС рассчитывается по формуле:
/>
где Рср– средняя мощность дозы (уровень радиации) за время облучения, Зв/ч, мЗв/ч,мкЗв/ч;

/>
Dt– время облучения, составило 5 часов (17-12=5);
Косл– коэффициент ослабления дозы облучения средствами защиты (для одноэтажныхдеревянных домов равен 2).
/>

Списоклитературы
1.Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Под ред. С.В. Белова. 6-еизд… испр. и доп.– М.: Высш. шк., 2006. – 616 с.
2.Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов /Под ред. проф.Э.А.Арустамова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд. дом «Дашков и Ко», 2004.– 493 с
3.Безопасность жизнедеятельности: Учебник /Под ред. Л.А.Михайлова. – СПб: Питер,2004. – 301с
4.Власов Е.А., Постнов А.Ю. Безопасность жизнедеятельности Методические указанияк самостоятельной работе для студентов всех специальностей и форм обучения. –Спб.: ИПК СПбГИЭУ, 2003. – 36с.
5.Гринин А.С., Новиков В.Н. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие/ — М.: ФАИР – ПРЕСС, 2003. – 288 с.
6.Девисилов В.А. Охрана труда: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 400 с.
7.Охрана труда. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 348 с.
8.Русак О.Н., Малаян К.Р., Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности: Учеб.пособие. – 7-е изд., стереотип. – СПб.: Изд-во «Лань», 2004. – 448с.
9.Хван Т.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. — Ростов-на-Дону:Феникс, 2001. – 349с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.