Манеров Станислав
Врачотделения скорой помощи стоял на крыльце, курил, глубоко затягиваясь, ибеззвучно матерился. Потом повернулся ко мне, и его прорвало:
— Нет, ну надо же… ну что за уроды… привезли человека с ДТП. У него позвоночниксломан, а они его из машины за руки тянули, потом в «Оку» на заднее сиденьепосадили и к нам… Помощнички… Так бы не трогали, скорая б его аккуратно наносилки и к нам. Собрали бы – все было б хорошо. А теперь калека на всю жизнь –ходить не будет. И откуда только берутся… доброхоты…
Онеще поматерил этих очевидцев ДТП, потом бросил бычок в урну, зло сплюнул иушел. А я остался стоять и думать – что же такое творится у нас на дорогах стем, что правильно называется «оказание первой доврачебной помощи».
ДТП.Авария. Пострадавшие люди. Травмы, кровь, крики, боль. И вы – случайныйсвидетель или, не дай Бог, участник происходящего. Потенциальный шанс оказатьсяс такой ситуации есть у каждого водителя. И тут возникает вопрос – а чтоделать? Чем можно помочь пострадавшим в аварии людям? Надо ли бросаться напомощь или просто вызвать «скорую» и стоя в сторонке ждать, когда подъедутспециалисты?
Первоепорыв каждого нормального человека, особенно выросшего в России и с молокомматери впитавшего принцип «сам погибай, а товарища выручай» — оказать помощь.Но, увы – как часто люди, пытаясь помочь пострадавшим, наносят вред им и, чтоеще страшнее – себе.
Простойи расхожий пример: шел по улице человек. Шел, и вдруг упал. Одет прилично, непьян, не болен — по крайней мере, внешне. Очевидно, что с ним что-то случилосьи требуется помощь. Вокруг лежащего, как правило, собирается толпа. И это незеваки, а люди, желающие помочь. Однако никто не решается подойти первым.Почему? Да потому, что никто не знает, что делать и как делать. Как толькопоявляется кто-то, начавший действовать, окружающие готовы сделать все, что онскажет. Но пока — стоят и смотрят. Кто-то в шоке, кто-то в растерянности.Кто-то просто боится что-либо предпринять, памятуя об историях, в которыхчеловек, старавшийся помочь, делал еще хуже и в итоге нес наказание. Беда нашав том, что водители не знают, как правильно помочь. В Европе и США давнодействуют стандарты оказания первой доврачебной помощи – четкий алгоритм,позволяющий сделать все возможное до приезда специалистов – эффективно, быстрои безопасно. В России до сих пор водители, готовясь к получению прав, заучиваютнаизусть ответы на несколько вопросов по медицинской помощи, абсолютнооторванных от действительности. Иногда в автошколах преподают и азы первойпомощи но, как правило, фрагментарно и бессистемно. О чем говорить, если 90процентов водителей, имеющих в машине аптечки, не знают, как пользоватьсябольшинством находящихся там инструментов и препаратов? А те, кто знают, невсегда будут этими препаратами пользоваться, так как закон запрещает безсогласия больного давать ему какие-либо лекарства, и уж тем более – делать этолюдям, не имеющим минимального медицинского образования. Кстати, о законах.Если внимательно изучить все юридические документы, касающиеся оказания первойпомощи, станет понятно – сам этот предмет напрочь вынесен из правового поля медицины.Есть статьи, оговаривающие ответственность медицинских работников. Но нетничего, регламентирующего оказание доврачебной помощи без применениялекарственных препаратов. С другой стороны, в нашем УК существуют две статьи,касающиеся подобных ситуаций: оставление в опасности и неоказание помощи.Пример – статья «Неоказание помощи больному» касается только людей, обязанныхоказывать эту помощь в соответствии с законом или со специальным правилом.Закона, обязывающего любого человека, что называется, с улицы, оказывать помощь– нет. Статья «Оставление в опасности» чуть ближе к условиям ДТП. В нейкарается заведомое оставление без помощи лишь в случаях, если виновный имелвозможность оказать помощь, был обязан иметь заботу о пострадавшем или сампоставил его в опасное для жизни или здоровья состояние. По сути, попадает поддействие этой статьи любой человек, ничего не предпринявший. Но что можетпредпринять среднестатистический водитель или пешеход? Навыков оказания первойпомощи у него нет, медицинского образования – тоже. Единственно, за что такогочеловека можно наказать – то, что он не вызвал специалистов, призванных этусамую помощь оказывать. То есть, звонок в «скорую» или МЧС полностьюосвобождает очевидца трагедии от обязанностей как-то действовать дальше. Что жеполучается? Да то, что оказание первой помощи – не обязанность, а право. Мыможем помочь, а можем и не помогать. Главное – вызвать врача. И проблема в том,что многие – по перечисленным выше причинам – предпочитают не помогать. Кромеотсутствия знаний тут имеется и еще один мощный сдерживающий фактор – боязньответственности в случае, если пострадавшему во время оказания помощи будетнанесен вред или он умрет. Что же говорит об этом закон? А ничего. По нашемузаконодательству, даже если помощь была оказана некомпетентно, никаких правовыхпоследствий не будет. А в случае соблюдения всех условий – обладания знаниямипо оказанию первой помощи, выполнение правил ее оказания – человек неподсуден,какой бы результат в итоге не получился.
Такчто же в итоге получается? Надо ли помогать или нет? Каждый должен сам для себяна это ответить. Хотя, думается мне, все порядочные люди не задумываясь,скажут: «Да». И тут же вопрос – а как оказывать первую помощь правильно? Именнооб этом мы в этой статье хотим вам рассказать. За основу возьмем европейскийстандарт Красного Креста – тот минимальный объем знаний, без которых вевропейских странах водительского удостоверения просто не получить. Конечно,формат статьи не позволит в полной мере обучить всем необходимым навыкам, нобазовую информацию, основополагающие принципы мы вам дадим. Надеемся, этопослужит как минимум информацией к размышлению.
Сегодняшняятема – вызов врача. Тема важная, нужная и незаслуженно забытая многимиметодистами от первой помощи. Это часть общего алгоритма оказания помощи.Представьте себе равнобедренный треугольник. Одна его вершина – вы ипострадавший. Вторая – дежурно-диспетчерская служба (ДДС), телефонный центрскорой помощи. Третья – карета скорой помощи. Три эти пункта соединеныпоследовательно – мы звоним и сообщаем ситуацию, сигнал идет на ближайшую к намподстанцию и оттуда отправляется машина. На каком этапе мы сможем помочь? Наэтапе передачи информации от Центра к подстанции? Вряд ли. А вот на двухостальных – да, и очень существенно. Как обычно принимаются заявки отнаселения? Мы звоним, набирая номер 03 или – с сотового телефона – короткийномер 911 или 112. Нам отвечает оператор. Что она должна узнать? Подробностислучившегося, обстоятельства? Нет, эти детали ее не интересуют. Условно говоря,перед девушкой-диспетчером стоит компьютер, в котором открыта программазаполнения карточки вызова. В ней есть несколько пунктов, и пока не будетзаполнен первый, невозможно перейти ко второму. И самое первое, что надо знатьработнику ДДС – пол пострадавшего. Затем – возраст. И уж потом – что случилось,каковы симптомы. Последнее, что от нас нужно – адрес. Чем более четко иподробно мы изложим информацию, тем быстрее сигнал попадет на подстанцию. Такчто примерный разговор по телефону должен выглядеть вот так:
Оператор:
— Скорая помощь, слушаю вас.
Вы:
— Девушка, примите заявку. ДТП. Пострадавший один, мужчина. Средних лет (не надовдаваться в подробности и выяснять точный возраст). Множественные раны и ушибы.Без сознания. Дышит. Адрес – Щелковское шоссе, напротив дома номер 15.
Слушаявас, оператор уже заполнил заявку и отправил ее по назначению. Чем точнее высообщили адрес, тем быстрее найдет вас карета «скорой». Для того чтобыполностью проконтролировать процесс, вы можете спросить у оператора номернаряда выехавшей бригады. По нему всегда можно будет выяснить, какая машина иоткуда к вам выехала. В условиях ДТП такая информация существенной роли неиграет, но может пригодиться в дальнейшем, если к работе врачей возникнут какие-топретензии.
Чтоделать, если пострадавших много? При получении такой информации «включается»свой механизм реагирования, и на место трагедии едут несколько машин. Правилотут простое – один пострадавший – одна машина. При звонке важно сообщить точноеколичество людей, нуждающихся в помощи. Если вы не уверены – называйтеприблизительное количество, но в сторону превышения (видим троих – говорим«пятеро»).
Вот,собственно, и все. Просто, не правда ли? Минимальный набор знаний, но как важнопорой бывает применение их на практике. Так что запомните:
Оказыватьпервую помощь – ваше право, а не обязанность.
Есливы не знаете, как помочь – вызывайте специалистов. Это уже само по себе будетоказанием помощи.
Если«Скорую» вызывать неправильно, она все равно приедет. Но – значительно позже. Иможет быть этих самых минут и не хватит врачам, чтобы спасти человеку жизнь.
Желаемвам спокойствия и уверенности на дорогах!
Ссылки.
Уголовныйкодекс Российской Федерации
Статья124. Неоказание помощи больному
Неоказаниепомощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать всоответствии с законом или со специальным правилом, если это повлекло понеосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью больного,-наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработнойплаты или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либоисправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок от двухдо четырех месяцев.
Тоже деяние, если оно повлекло по неосторожности смерть больного либо причинениетяжкого вреда его здоровью, — наказывается лишением свободы на срок до трех летс лишением права занимать определенные должности или заниматься определеннойдеятельностью на срок до трех лет или без такового.
Уголовныйкодекс Российской Федерации
Статья125. Оставление в опасности
Заведомоеоставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровьясостоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству,старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновныйимел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либосам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние, -наказываетсяштрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платыили иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательнымиработами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либоисправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трехмесяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.
Алгоритмвызова скорой помощи.
Чтонадо сообщить оператору:
— пол пострадавшего;
— возраст пострадавшего;
— что случилось и состояние пострадавшего;
— максимально точный адрес.
«First aid — the right or a duty»
авторстатьи: Илья Бойко, спасатель,
Списоклитературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.allsafety.ru/
Искусствовызова
Бываеттак, что родителей нет дома, и, как назло, случилось что-то непредвиденное: пожарили бабуле стало плохо во время прогулки.
Чтошкольнику делать? Как вызвать «скорую помощь», пожарных, милицию, службуспасения? Технологию этого, как выясняется, совсем непростого дела поможетосвоить Станислав Манеров, специалист Консультационно-тренингового центра«Школа первой помощи».
Описанныйуже алгоритм оказания первой помощи («Здоровье школьника», 2006, май, с. 57)содержит указание на важность и необходимость «вызова специалистов». Ведь отправильных и своевременных действий при вызове «скорой помощи», спасателей,пожарных может зависеть как время их прибытия, так и жизнь пострадавших. Дотого, как будет набран номер экстренной службы, нужно мысленно подготовитьсамую важную информацию, которая поможет уверенно отвечать на возможные вопросыдиспетчера.
Диспетчерспрашивает не просто так, а следует строго определенной схеме, чтобы потомзаполнить специальный бланк наряда, без которого вызов не состоится.
Мырассмотрим случай, когда нужно вызвать врача «скорой помощи». Это – таксказать, классика жанра. Когда понадобится вызвать других специалистов,информация потребуется почти такая же, с небольшими уточнениями.
Однакопрежде чем снять трубку и набрать 03, нужно решить, чего мы хотим? Снять боль,спасти свою или чужую жизнь? Получить лечение или рецепт? Стоит помнить, что«скорая помощь» – служба экстренная. И никаких рецептов и справок не выдает.Для всего этого существуют участковые поликлиники.
Разговоро спасении
Итак,мы звоним в «скорую помощь». Диспетчер принимает звонок и представляется.Разговор пойдет по такой схеме.
— Здравствуйте! Номер такой-то слушает. Чем мы можем вам помочь?
Имеетсмысл запомнить номер. Можно переспросить.
Надоназвать причину вызова «скорой помощи». Например: «Человек без сознания лежитнапроезжей части» или «Высокая температура у ребенка». Дальше диспетчер спроситследующее в такой последовательности:
— Пол пострадавших и их количество?
Нужноответить, мужской или женский, и назвать число пострадавших.
— Возраст пострадавших?
Нужносказать, например: «Около 30 лет» или «Подросток лет 12».
— Что случилось?
Нужнозаранее выяснитьу пострадавшего, болел ли чем-то раньше, когда лечилсяпоследний раз, как давно ухудшилось состояние, что побудило вызвать «скорую»именно сейчас (боли усилились или сменили характер, появились новые жалобы,ухудшилось самочувствие).
— Адрес?
Назовитеулицу, дом, корпус, подъезд, этаж, номер квартиры, код подъезда или домофона –так бригаде будет легче и быстрее найти пострадавшего. Дайте им приметы иориентиры, объясните, как можно проехать. Если машина не сможет подъехать ксамому месту происшествия, то скажите, где и кто будет их встречать.
— Кто вызвал?
Скажите,кто вы: родственник, прохожий, сосед.
Назовитесвой номер телефона.
Убригады могут быть вопросы, требующие уточнения по мере выдвижения к вам. Этоособенно важно, если чрезвычайная ситуация случилась где-нибудь на автострадеили в незнакомом месте.
Далеедиспетчер сообщит номер наряда.
Запишитеномер, это позволит потом отыскать пострадавшего, а возможно, и поблагодаритьврача «скорой», если такое желание появится.
Диспетчервешает трубку.
Мыже вешаем трубку только после того, как это сделает диспетчер.
Безлишних слов
Ситуациюнадо описывать так, как она есть, не надо нагнетать страсти, придумыватьнесуществующие болезни или пытаться скрыть что-либо. В «скорой помощи» естьразные специализированные бригады, и именно по итогам разговора диспетчеррешает, какую бригаду послать на вызов: общего профиля или специализированную,например, детскую.
Когдабригада «скорой» приехала, уточните номер их наряда и не мешайте им. Помните:одна бригада увозит одного пострадавшего. Поэтому при вызове важно указыватьколичество пострадавших!
Нередкодиспетчер предложит экстренную телефонную консультацию специалиста. Этим нужнопользоваться. Работники «скорой» являются универсальными специалиста-ми, какправило, работают в экстренной медицине не один год. В несложных случаях можноблагополучно разрешить ситуацию, пользуясь их советами.
Особенностинежного возраста
Бываютслучаи, когда ребенку приходится самому вызывать помощь. Юный россиянин долженубедить специалиста, что это не баловство, которого, к сожалению, случаетсямного.
Ребенокдолжен назвать свои имя, фамилию и возраст, адрес, где произошла чрезвычайнаяситуация, – все, как взрослый.
Картинуон должен описать так, как ее видит, не придумывая ничего. И, конечно, оченьжелательно, чтобы он постарался найти взрослого, который сможет перезвонить иповторить сообщение о чрезвычайной ситуации.
Длятого, чтобы ребенку бы-ло легче вести себя в реальной ситуации, с ним надоразыграть сценки с вызовом «скорой помощи». Имеет смысл сделать это несколькораз, так как с первого раза ребенок может не запомнить. Нетнеобходимостиговорить о том, что ребенок должен знать наизусть домашний телефони телефон родителей.
Чтобыребенку, да и взрослым в случае чрезвычайной ситуации было легче дозвониться доспециалистов, имеет смысл заполнить и повесить дома рядом с телефоном«телефонную карту».
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.allsafety.ru/