Реферат по предмету "Безопасность жизнедеятельности"


Оценка условий труда на рабочем месте инженера-механика в лаборатории вибродиагностики

ОЦЕНКАУСЛОВИЙ ТРУДА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ ИНЖЕНЕРА-МЕХАНИКА В ЛАБОРАТОРИИ ВИБРОДИАГНОСТИКИ
Уфа 2008

Содержание
Реферат
Введение1. Основные понятия безопасности труда и аттестация рабочихмест
1.1 Обзор основных опасных и вредныхпроизводственных факторов1.1.1Естественное и искусственное освещение
1.1.2Производственный шум1.1.3 Микроклимат помещений
1.1.4 Электромагнитное излучение
1.1.5 Производственная вибрация
1.2 Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда1.3 Аттестация рабочих мест посанитарно-гигиеническим условиям
2. Идентификациявредных факторов,воздействующих на работников лаборатории вибродиагностики
2.1Характеристика аттестуемого объекта
2.2Характеристика выполняемой работы3. Оценка опасных и вредных производственных факторов нарабочем месте в лаборатории вибродиагностики
3.1 Измерение и оценка уровня шума
3.2 Условия труда по показателям микроклимата
3.3 Измерение и оценка уровняосвещенности
3.4 Измерение и оценка электромагнитногоизлучения
4. Аттестациярабочего места по условиям трудана рабочем месте инженера-механика в лаборатории вибродиагностики
5. Мероприятия по улучшению условий труда в лаборатории вибродиагностики
5.1 Разработкамероприятий по снижению уровня шума лаборатории
5.2 Расчет общеобменной вентиляции привыделении вредных веществ
Выводы
Список литературы

РЕФЕРАТ
БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА,ОПАСНЫЕ И ВРЕДНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ, АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ, ШУМ, ОСВЕЩЕНИЕ,МИКРОКЛИМАТ, ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ, ТЯЖЕСТЬ ТРУДА, ОПТИМАЛЬНЫЕ ИДОПУСТИМЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА.
Объект изучения: лабораториявибродиагностики подшипников.
В ходе работы изученыопасные и вредные производственные факторы в лаборатории.
Составлено описаниерабочих мест и выполняемых работ.
Выявлены и оцененыприсутствующие опасные и вредные производственные факторы и их источники.
Произведены измерения ирасчет характеристик освещения, шума, параметров микроклимата,электромагнитного излучения на рабочих местах.
Определен класс условийтруда по санитарно-гигиеническим критериям и принципам классификации условийтруда.
Разработаны мероприятияпо улучшению условий труда и повышению уровня безопасности.
Пояснительная записка:страниц 42, рисунков 2, таблиц 7, библиограф. 25.
Введение
Охрана труда – это система законодательных актов,социально-экономических, организационных, технических, гигиенических илечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность,сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда. Полностьюбезопасных и безвредных производственных процессов не существует. Задачи охранытруда – свести к минимальной вероятность поражения или заболевания работающегос одновременным обеспечением комфорта при максимальной производительности труда[1].
Охранатруда играет важную роль в трудовой жизни человека. Правильная организациятруда значительно повышает его производительность и резко снижает возможностьпроизводственных травм, увечий. Это, в свою очередь, оказывает инепосредственное положительное влияние на экономическую сторону труда:происходит снижение на оплату больничных листов и лечения сотрудников,уменьшается количество и размер компенсаций за работу во вредных условиях и пр.По статистическим подсчетам, затраты на необходимые мероприятия и средства дляохраны труда и безопасности жизнедеятельности обходятся в десять раз меньше,чем расходы из-за несчастных случаев и т.п.
Одной изважнейших составляющих охраны труда является защита от производственныхвредностей – факторов, которые негативно влияют на состояние здоровьяработников. Отклонения от допустимых условий деятельности, вызывающие этинегативные факторы, отрицательно влияют на производительность труда, ухудшаютсамочувствие, приводят к травмам, заболеваниям, а иногда и к гибели людей [2].
В связи с этим весьмаактуальными являются анализ опасных и вредных факторов на рабочем месте, атакже разработка мероприятий, направленных на обеспечение безопасных икомфортных условий труда. Полученные результаты курсовой работы могут бытьиспользованы для практического улучшения условий труда на рассматриваемомрабочем месте.
Социальный аспект.Аттестация рабочего места имеет важное социально-гигиеническое значение. С еепомощью определяют вредные и опасные факторы производственной среды и трудовогопроцесса, приоритетные направления модернизации оборудования и технологическихпроцессов, осуществляют разработку и внедрение соответствующих санитарно-гигиеническихи медико-профилактических мероприятий, исходя из специфики условий труда наконкретных предприятиях [3].
Экономический аспект.Существует определенная связь между уровнем организации работ по охране труда ворганизациях и показателями травматизма и профессиональной заболеваемости, атакже такими показателями, как рост производительности труда, снижениетекучести кадров, повышение экономических показателей деятельности предприятийв целом. Положительное влияние аттестации на все аспекты деятельностиорганизации – от финансовых результатов до социально-психологического климата вколлективе – отмечено на многих крупных, средних и малых предприятиях различныхформ собственности.
Цель работы: провестиисследование и оценку рабочих мест по условиям труда в лабораториивибродиагностики подшипников. Для достижения поставленной цели необходиморешить следующие задачи:
— изучить опасные ивредные производственные факторы (ОВПФ);
— составить описаниерабочих мест и выполняемых работ;
— выявить и оценитьприсутствующие опасные и вредные производственные факторы и их источники;
— измерить характеристикиосвещения, шума, вибрации, микроклимата, электромагнитного излучения на рабочихместах.
— определить классусловий труда по санитарно-гигиеническим критериям и принципам классификацииусловий труда;
— разработать мероприятия поулучшению условий труда и повышению уровня безопасности.
1. Основные понятиябезопасности труда и аттестация рабочих мест
Проблемами приспособленияпроизводственной среды к возможностям человеческого организма занимается эргономика.Эргономика изучает систему «человек – орудие труда – производственная среда»как единый процесс и ставит своей задачей разработать рекомендации по егооптимизации. Оптимизация этого процесс предполагает поставить человека внаиболее благоприятные условия при выполнении функциональных задач.
Система, которую человексоздает в процессе труда, называется эргатической системой. Ключевыми понятиямиэргатических систем являются: производственная среда, рабочая зона, рабочееместо, опасная зона, опасная ситуация.
Производственная среда – пространство, в котором осуществляетсятрудовая деятельность человека.
Рабочая зона – пространство над рабочейплощадкой, ограниченное высотой 2м, в котором находятся места постоянного иливременного пребывания работающих.
Условиятруда – это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса,оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.
Опасная зона – пространство, в которомпроявляется действие опасных и вредных факторов [12].
При оценке категории тяжести и напряженности труда иаттестации рабочих мест используются следующие понятия:
Опасный производственныйфактор – это фактор среды и трудового процесса, воздействие которого наработающего в определенных условиях приводит к травме или другому резкомуухудшению здоровья.
Вредный производственныйфактор – фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работающегопри определенных условиях (интенсивность, длительность и др.) может вызватьпрофессиональное заболевание, временное или стойкое снижение работоспособности,повысить частоту инфекционных и соматических заболеваний, привести к нарушениюздоровья потомства.
Гигиенические нормативыусловий труда (ПДК, ПДУ) – уровни вредных производственных факторов, которыепри ежедневной (кроме выходных дней) работе, но не более 40 часов в неделю, втечение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений всостоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований, впроцессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующегопоколений.
Профессиональныезаболевания – заболевания, в возникновении которых решающая роль принадлежитвоздействию неблагоприятных факторов производственной среды и трудовогопроцесса.
Трудоспособность –состояние человека, при котором совокупность физических, умственных иэмоциональных возможностей позволяют трудящемуся выполнять работу определенногообъема и качества.
Работоспособность –состояние человека, определяемое возможностью физиологических и психическихфункций организма, которое характеризует его способность выполнять определенноеколичество работы заданного качества за требуемый интервал времени (ГОСТ12.0.002-80 «ССБТ. Термины и определения») [12].
1.1 Обзор основныхопасных и вредных производственных факторов
Все виды негативных воздействий,формируемых в процессе трудовой деятельности, разделяют на четыре основныегруппы: физические, химические, биологические и психофизиологические(социальные).
Физическиефакторы – движущиесямашиныи механизмы; передвигающиеся изделия, заготовки, материалы; повышенные уровнишума и вибраций; повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов;электромагнитные и ионизирующие излучения, недостаточная освещенность,повышенный уровень статического электричества, повышенное значение напряжения вэлектрической цепи и другие.
Химическиефакторы – вещества исоединения, различные по агрегатному состоянию и обладающие токсическим,раздражающим, сенсибилизирующим, канцерогенным и мутагенным воздействием наорганизм человека и влияющие на его репродуктивную функцию.
Биологическиефакторы – патогенныемикроорганизмы (бактерии, вирусы, грибы, простейшие и др.) и продукты ихжизнедеятельности; а также макроорганизмы (животные и растения).
Психофизиологическиефакторы – по характерудействия подразделяются на физические и нервно-психические перегрузки.Физические перегрузки подразделяются на статические и динамические, анервно-психические – на умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов,монотонность труда, эмоциональные перегрузки [18].1.1.1 Естественное и искусственноеосвещение
Свет являетсяестественным условием жизни человека, необходимым для сохранения здоровья ивысокой производительности труда, и основанным на работе зрительного анализатора.Ощущение зрения происходит под воздействием света, которое представляет собойэлектромагнитное излучение с длиной волны 0,38-0,76 мкм.
Недостаточное освещение рабочегоместа затрудняет длительную работу, вызывает повышенное утомление и способствуетразвитию близорукости. Слишком низкие уровни освещенности вызывают апатию,сонливость, а в некоторых случаях способствуют развитию чувства тревоги.
Излишне яркий свет слепит, снижаетзрительные функции, приводит к перевозбуждению нервной системы, уменьшаетработоспособность, нарушает механизм сумеречного зрения. Воздействие чрезмернойяркости может вызывать фотоожоги глаз и кожи, катаракты и другие нарушения [15].
При освещении помещенийиспользуют естественное освещение, создаваемое прямыми солнечными лучами ирассеянным светом небосвода и меняющимся в зависимости от географическойшироты, времени года и суток, степени облачности и прозрачности атмосферы; искусственноеосвещение создаваемое электрическими источниками света, и совмещенное освещение,при котором недостаточное по нормам естественное освещение дополняютискусственным.
Конструктивноестественное освещение подразделяют на боковое, осуществляемое через световыепроемы в кровле и перекрытиях; верхнее –через световые проемы в кровле и перекрытиях;комбинированное- сочетание верхнего и бокового освещения.
Действующимистроительными нормами и правилами предусмотрены две системы искусственногоосвещения: система общего освещения и комбинированного освещения. Общее – дляосвещения всего помещения, местное (в системе комбинированного) – дляувеличения освещения только рабочих поверхностей или отдельных системоборудования. Применение только местного освещения не допускается.
Необходимые уровниосвещенности нормируются в соответствии со СНиП 23-05-95 «Естественное иискусственное освещение» в зависимости от точности выполняемых производственныхопераций, световых свойств рабочей поверхности и рассматриваемой детали,системы освещения [10].
Для работы наперсональном компьютере существуют особые подходы к нормированию освещенности: санитарно-эпидемиологические правилаи нормативы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональнымэлектронно-вычислительным машинам и организации работы» [17].
Характеристиказрительной работы определяется наименьшим размером объекта различения. Взависимости от размера объекта различения все виды работ, связанные созрительным напряжением, делятся на восемь разрядов, которые в свою очередь взависимости от фона и контраста объекта с фоном делятся на четыре подразряда [7].
Кгигиеническим требованиям, отражающим качество производственного освещения,относятся:
—равномерноераспределение яркостей в поле зрения и ограничение теней;
— ограничениепрямой и отраженной блесткости;
— ограничение илиустранение колебаний светового потока.
Дляобеспечения наиболее благоприятных условий зрительной работы принятонормировать минимальную освещенность (освещенность на наиболее темном участкерабочей поверхности).
Естественноеосвещение положительно влияет не только на зрение, но также тонизирует организмчеловека в целом и оказывает благоприятное психологическое воздействие. В связис этим все помещения в соответствии с санитарными нормами и правилами должныиметь естественное освещение. Исключение составляют производства, гдеестественное освещение нарушает технологический процесс.
Нормированиеестественного освещения производится при помощи коэффициента естественнойосвещенности (КЕО).
Освещенностьпомещения естественным светом характеризуется коэффициентами естественной освещенностиряда точек, расположенных в пересечении вертикальной плоскости характерногоразреза помещения и горизонтальной плоскости, находящейся на 1 м над уровнем пола и принимаемой за условную рабочую поверхность.
МинимальныйКЕО в зависимости от точности работы при верхнем и комбинированном освещениинормируется в пределах от 10 до 2, а при одном боковом освещении – от 3,5 до0,5 [1].

1.1.2 Производственныйшум
Шумом называют всякийнежелательный звук. Длительное воздействие интенсивного шума (выше 80 дБА) начеловека приводит к частичной или полной потере слуха. В зависимости отдлительности и интенсивности воздействия шума происходит большее или меньшееснижение чувствительности органов слуха, которое выражается либо:
а) во временном смещениипорога слышимости, которое исчезает после окончания воздействия шума;
б) в необратимой потереслуха (тугоухость), характеризуемой постоянным изменением порога слышимости.
Шумы классифицируются почастоте, спектральным и временным характеристикам. По частоте звуковое полеразличается на три области: инфразвук – колебания, распространяющиеся ввоздушной среде с частотой ниже 16 Гц; звук – колебания с частотой от 16 до20000 Гц, распространяющиеся в воздухе и воспринимающиеся органом слухачеловека; ультразвук – колебания, распространяющиеся как в воздухе, так и втвердых средах с частотой более 20000 Гц.
По частоте шумы звуковогодиапазона подразделяются на низкочастотные (максимум звукового давления вдиапазоне частот ниже 350 Гц), среднечастотные (350 – 800 Гц) и высокочастотные(свыше 800 Гц). По характеру спектра шум подразделяется на широкополосный итональный.
По временнымхарактеристикам шум подразделяется на постоянный и непостоянный (колеблющийсяво времени, прерывистый, импульсивный). Постоянным считается шум, уровенькоторого за восьмичасовой рабочий день изменяется во времени не более чем на 5дБ, непостоянным – более чем на 5 дБ.
Органы слуха человекавоспринимают звуковые волны с частотой от 16 до 20000 Гц. Колебания с частотойниже 16 Гц (инфразвук) и выше 20000 Гц (ультразвук) не вызывают слуховыхощущений, но оказывают биологическое воздействие на организм [24].
Шум отрицательно влияетна организм человека, и в первую очередь на его центральную нервную исердечно-сосудистую системы. Длительное воздействие шума снижает остроту зренияи слуха, повышает кровяное давление. Производственный шум нарушаетинформационные связи, что вызывает снижение эффективности и безопасностидеятельности человека, так как высокий уровень шума мешает услышатьпредупреждающий сигнал об опасности. Кроме того, шум вызывает обычнуюусталость. При действии шума снижаются работоспособность, сосредоточениевнимания, точность выполнения работ, связанных с приемом и анализом информации,производительность труда. При постоянном воздействии шума рабочие жалуются набессонницу, снижение зрения, вкусовых ощущений, расстройство органовпищеварения и т.д. Энергозатраты организма при выполнении работы в условияхшума больше, т.е. работа оказывается более тяжелой [8].
Для профилактическойработы по обеспечению безопасных условий труда по шумовому фактору, служитаудиометрический контроль (аудиометрия) работающих, проводимый для оценкисостояния органов слуха. При этом состояние слуховой функции оценивают каксреднеарифметическое значение снижения слуховой чувствительности в диапазонеречевых частот (500-2000 Гц) и на частоте 4000 Гц.
Основными нормативно-техническими документами в областишумового воздействия являются ГОСТ 12.1.050-86 «ССБТ. Методы измерения шума нарабочих местах», ГН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещенияхжилых, общественных зданий и на территории жилой застройки» [20,21].1.1.3 Микроклимат помещений
Микроклимат помещенийопределяется сочетанием температуры, относительной влажности, скорости движениявоздуха, температуры окружающих поверхностей и интенсивности их тепловогоизлучения. Параметры микроклимата определяют теплообмен организма человека иоказывают существенное влияние на функциональное состояние различных системорганизма, самочувствие, работоспособность и здоровье.
Температура в помещенияхявляется одним из ведущих факторов, определяющих метеорологические условияпроизводственной среды. Высокие температуры оказывают отрицательное воздействиена здоровье человека. Работа в условиях высокой температуры сопровождаетсяинтенсивным потоотделением, что приводит к обезвоживанию организма, потереминеральных солей и водорастворимых витаминов, вызывает серьезные и стойкиеизменения в деятельности сердечно-сосудистой системы, увеличивает частотудыхания, а также оказывает влияние на функционирование других органов и систем –ослабляется внимание, ухудшается координация движений, замедляются реакции ит.д. Длительное воздействие высокой температуры, особенно в сочетании сповышенной влажностью, может привести к значительному накоплению тепла ворганизме (гипертермии). При гипертермии наблюдается головная боль, тошнота,рвота, временами судороги, падение артериального давления, потеря сознания [6].
При воздействии наорганизм человека отрицательных температур наблюдается сужение сосудов пальцеврук и ног, кожи лица, изменяется обмен веществ. Низкие температуры воздействуюттакже и на внутренние органы, и длительное воздействие этих температур приводитк их устойчивым заболеваниям.
Влажность воздуха оказываетзначительное влияние на терморегуляцию организма человека. Переносимостьчеловеком температуры, как и его теплоощущение, в значительной мере зависит отвлажности воздуха. Относительная влажность воздуха – это отношение содержанияводяных паров в 1 м3 воздуха в их максимально возможному содержаниюв этом же объеме. Высокая относительная влажность при высокой температуревоздуха способствует перегреванию организма, так как с поверхности кожи вединицу времени меньше испаряется пота и поэтому перегрев тела наступаетбыстрее. Особенно неблагоприятное воздействие на тепловое самочувствие человекаоказывает высокая влажность при температуре окружающей среды более 30°C, так как при этом пот не испаряется, а стекает каплями с поверхности кожного покрова. Возникаеттак называемое проливное течение пота, изнуряющее организм и не обеспечивающеенеобходимую теплоотдачу. Вместе с потом организм теряет значительное количествоминеральных солей, микроэлементов и водорастворимых витаминов (С, В1, В2). Принеблагоприятных условиях потеря жидкости может достигать 8-10 л за смену и с ней до 40 г NaCl (всего в организме около 140 г). Потери более 30 г NaCl крайне опасны для организмачеловека, так как приводят к нарушению желудочной секреции, мышечным спазмам,судорогам. Компенсация потерь воды в организме человека при высокихтемпературах происходит за счет распада углеводов, жиров и белков .
При низкой температуре высокаяотносительная влажность увеличивает теплопотери организма в результатеинтенсивного поглощения водяными парами энергии излучения человека. Это ведет кпереохлаждению организма – гипотермии. Низкая влажность вызывает пересыханиеслизистых оболочек дыхательных путей работающего [3].
В помещениях, оборудованных ПЭВМ,должна проводится ежедневная, влажная уборка и систематическое проветриваниепосле каждого часа работы на ПЭВМ. Уровни положительных и отрицательныхаэроионов в воздухе помещений, где расположены ПЭВМ, должны соответствоватьдействующим санитарно-эпидемиологическим нормативам.
Содержание вредных химических веществв воздухе производственных помещений, в которых работа с использованием ПЭВМявляется вспомогательной, не должно превышать предельно допустимых концентрацийвредных веществ в воздухе рабочей зоны в соответствии с действующимигигиеническими нормативами.
Содержание вредных химических веществв воздухе помещений, предназначенных для использования ПЭВМ во всех типахобразовательных учреждений, не должно превышать предельно допустимыхсреднесуточных концентраций для атмосферного воздуха в соответствии сдействующими санитарно-эпидемиологическими нормативами.
Основными нормативно-техническимидокументами являются: ГОСТ 12.1.003-83 «ССБТ. Воздух рабочей зоны», СанПиН2.2.2/2.4.1340-03 ««Гигиенические требования к персональнымэлектронно-вычислительным машинам и организации работы» [19,17].
Оптимальные микроклиматическиеусловия – это такое сочетание параметров микроклимата, которое при длительном исистематическом воздействии на человека обеспечивает ощущение тепловогокомфорта и создает предпосылки для высокой работоспособности.
Допустимыемикроклиматические условия – это такие сочетания параметров микроклимата,которое при длительном и систематическом воздействии на человека могут вызыватьнапряжение реакций терморегуляции и которые не выходят за пределыфизиологических приспособительных возможностей. При этом не возникает нарушенийв состоянии здоровья, не наблюдаются дискомфортные теплоощущения, ухудшающиесамочувствие, и понижение работоспособности.[13]
Методы снижениянеблагоприятного влияния производственного микроклимата регламентируются гигиеническимитребованиями к производственному оборудованию: ГОСТ 12.2.003-91 «ССБТ.Оборудование производственное. Общие требования безопасности», и осуществляютсякомплексом технологических, санитарно – технических, организационных и медико –профилактических мероприятий [11].

1.1.4 Электромагнитноеизлучение
Опасное воздействие наработающих могут оказывать электромагнитные поля радиочастот (60 кГц-300 ГГц) иэлектрические поля промышленной частоты (50 Гц).
Источником электрическихполей промышленной частоты являются токоведущие части действующихэлектроустановок (линии электропередач, индукторы, конденсаторы термическихустановок, фидерные линии, генераторы, трансформаторы, электромагниты,соленоиды, импульсные установки полупериодного или конденсаторного типа, литыеи металлокерамические магниты и др.). Длительное воздействие электрическогополя на организм человека может вызвать нарушение функционального состояниянервной и сердечно-сосудистой систем. Это выражается в повышенной утомляемости,снижении качества выполнения рабочих операций, болях в области сердца,изменении кровяного давления и пульса.
Устройство ПЭВМ излучаетсвет в оптическом диапазоне, помимо этого является потенциальным источникомэлектромагнитного излучения в диапазоне радиочастот, сверхнизких частот, атакже ионизирующего излучения и электростатических полей.
Спектр электромагнитногоизлучения природного и техногенного происхождения, оказывающий влияние начеловека как в условиях, имеет диапазон волн от тысяч километров (переменныйток) до триллионной части миллиметра (космические энергетические лучи).Характер воздействия на человека электромагнитного излучения в разныхдиапазонах различен. В связи с этим значительно различаются и требования кнормированию различных диапазонов электромагнитного излучения.
Наибольшее влияние из всего спектраэлектромагнитного излучения на операторов персональных компьютеров оказываетэлектромагнитное поле (ЭМП) диапазона радиочастот [14].
В ЭМП существуют 3 зоны, которыеразличаются по расстоянию от источника ЭМП:
· Зона индукции срадиусом R≤λ/2π (λ – длинаволны электромагнитного излучения). В этой зоне электромагнитная волна несформирована и поэтому на человека действует независимо друг от друганапряженность электрического и магнитного полей.
· Дальняя зона –зона cформировавшейся электромагнитнойволны – имеет радиус R≥λ/2π. В этой зоне на человека воздействуют только энергетическаясоставляющая ЭМП – плотность потока энергии.
· Зонаинтерференции имеет радиус R ПР = RИЗЛ – RБЛИЖ– промежуточнаязона. В этой зоне одновременно воздействуют на человека напряженностьэлектрического, магнитного поля, а также плотность потока энергии.
Биологическое действиеЭМП радиочастот характеризуется тепловым и нетепловым эффектом. Под тепловымдействием подразумевается интегральное повышение температуры тела или отдельныхего частей при общем или локальном облучении. Нетепловой эффект связан спереходом электромагнитной энергии в объекте в нетепловую форму энергии(молекулярное резонансное истощение, фотохимическая реакция и др.). Чем меньшеэнергия ЭМИ, тем выше тепловой эффект, который он производит.
Возле монитора могутобразовываться электромагнитные поля радиочастот (5-10 Мгц), создаваемыесистемой модуляции электронного луча. Наиболее высокая напряженность ихэлектростатического поля фиксируется на расстоянии 10-15 см от боковых, верхних и задних поверхностей дисплея. У экрана и клавиатуры на расстоянии 30-70 см, где находится оператор, эти значения не превышают 1В/м [13] .
Вблизи компьютераобнаруживаются также импульсные магнитные поля сверхнизкой (50-100Гц) и низкой(15-53 кГц) частот создаваемые системой вертикальной и горизонтальной разверткиэлектронного луча.
Наиболее высокие значениясоставляющих электромагнитных полей фиксируются на расстоянии 10-15 см от боковых, верхних и задних поверхностей дисплея и а меньшей степени перед экраном.
По своим биофизическимсвойствам ткани организма неоднородны, поэтому может возникнуть неравномерныйнагрев на границе раздела с высоким и низким содержанием воды, что определяетвысокий и низкий коэффициент поглощения энергии. Это может привести кобразованию стоячих волн и локальному перегреву ткани, особенно с плохойтерморегуляцией (хрусталик, желчный пузырь, кишечник, семенники).
Наиболее биологическиактивен диапазон СВЧ, менее активен УВЧ и ВЧ (длинные и средние волны), т.е. сукорочением длины волны биологическая активность возрастает [13].
Оценка воздействия ЭМИрадиочастот на человека согласно СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 осуществляется последующим параметрам:
— По энергетическойэкспозиции. Определяется интенсивностью ЭМИ радиочастот и временем еговоздействия на человека. Применяется для лиц, работа и обучение которых связаныс необходимостью пребывания в зонах влияния источников ЭМИ радиочастот.
— По значенияминтенсивности ЭМИ радиочастот. Применяется для лиц, работа и обучение которыхне связаны с необходимостью пребывания в зонах влияния источников ЭМИрадиочастот.
Предельно допустимыеуровни ЭМИ радиочастот должны, как правило, определяться, исходя изпредположения, что воздействие имеет место в течение всего рабочего дня(рабочей смены) [17,25].
1.1.5 Производственнаявибрация
Вибрация представляетсобой процесс распространения механических колебаний в твердом теле. Онахарактеризуются частотой и амплитудой смещения, скоростью и ускорением.Вибрации могут быть непреднамеренными (например, из-за плохой балансировки ицентровки вращающихся частей машины и оборудования, работы перфоратора и др.) испециально используемые в технологических процессах (вибропогрузители свай,специальное оборудование для ускорения химических реакций и др.). Длительноевоздействие вибрации ведет к развитию профессиональной вибрационной болезни.Особенно вредны вибрации с вынужденной частотой, совпадающей с частотойсобственных колебаний тела человека или его отдельных органов (для телачеловека 6..9 Гц, головы 6 Гц, желудка 8 Гц, других органов в пределах 25 Гц).При частоте колебаний рабочих мест, близкой к собственным частотам внутреннихорганов, возможны механические повреждения или даже разрывы.
Общаявибрация нормируется с учетом свойств источника ее возникновения и делится навибрацию:
· транспортную, которая возникает в результате движения машин по местности и дорогам;
· транспортно-технологическую, которая возникает при работе машин, выполняющихтехнологическую операцию в стационарном положении, а также при перемещении поспециально подготовленной части производственного помещения, промышленнойплощадке или на оптовых базах;
· технологическую, которая возникает при работе стационарных машин или передается на рабочиеместа, не имеющие источников вибраций (например, от работы холодильных,фасовочно-упаковочных машин).
Систематическоевоздействие общих вибраций, характеризующихся высоким уровнем виброскорости,приводит к вибрационной болезни, которая характеризуется нарушениямифизиологических функций организма, связанными с поражением центральной нервнойсистемы. Эти нарушения вызывают головные боли, головокружения, нарушения сна,снижение работоспособности, ухудшение самочувствия, нарушения сердечнойдеятельности.
Различают гигиеническое итехническое нормирование вибраций. Гигиенические – ограничивают параметрывибрации рабочих мест и поверхности контакта с руками работающих, исходя изфизиологических требований, исключающих возможность возникновения вибрационнойболезни. Технические – ограничивают параметры вибрации не только с учетомуказанных требований, но и исходя из достижимого на сегодняшний день дляданного типа оборудования уровня вибрации.
Вибрация по способу передачи телу человека подразделяется наобщую (воздействие на все тело человека) и локальную (воздействие на отдельныечасти тела – руки или ноги). Для санитарного нормирования и контроля вибрацийиспользуются среднеквадратичные значения виброускорения и виброскорости, атакже их логарифмические уровни в децибелах (ГОСТ 12.1.047-85) [22].
Для измерения вибрацииприменяются виброметры и шумомеры с дополнительным приспособлением – предусилителем,устанавливаемый вместо микрофона. Широкое распространение получили приборы ВШВ-3М2– измерители шума и вибраций. 1.2 Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда
Аттестация рабочего места– система анализа оценки рабочего места, применяемая для охраны здоровьярабочего, ознакомления его с условиями труда, а также сертификациипроизводственных объектов для подтверждения или отмены действующих компенсацийи льгот работникам, занятых на тяжёлых работах с вредными и опасными условиямитруда.
Аттестация рабочих местпо условиям труда является важной составляющей организации охраны труда напредприятии. Проведение аттестации рабочих мест определяется «Положение опорядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» Минтруда России. Задачамиаттестации рабочих мест являются:
· Определениефактических значений опасных и вредных производственных факторов на этихрабочих местах;
· Оценка фактическогосостояния условий труд на рабочих местах;
· Предоставлениельгот и компенсаций за работу с вредными и тяжелыми условиями труда;
· Разработкамероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда [16].
Аттестация проводитсяспециально созданной аттестационной комиссией, которая оформляет результатысвоей работы общим протоколом аттестации рабочих мест по условиям труда, ккоторому прилагаются все материалы аттестации и план мероприятий по улучшениюусловий труда.
Аттестация рабочих местначинается с определения фактических значений опасных и вредныхпроизводственных факторов на рабочих местах. При аттестации рабочего места поусловиям труда оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте опасные и вредныепроизводственные факторы (физические, химические, биологические), тяжесть инапряженность труда.
Уровни опасных и вредныхпроизводственных факторов определяются на основе инструментальных измерений.Инструментальные измерения ОВПФ, эргономические исследования должны выполнятьсяв процессе работы, то есть при проведении производственных процессов всоответствии с технологическим регламентом, при исправных и эффективнодействующих средствах коллективной и индивидуальной защиты.
Аттестация рабочих местпо условиям труда проводится 1 раз в 5 лет. Обязательной аттестации подлежатрабочие места после замены оборудования, изменения технологического процесса,реконструкции помещения, а также по требованию органов государственнойэкспертизы условий труда [4].

1.3 Аттестация рабочихмест по санитарно-гигиеническим условиям
Исходя из гигиеническихкритериев и принципов, классификации условия труда подразделяются на 4 класса:
1-йкласс — оптимальные (комфортные) условия труда обеспечивают максимальнуюпроизводительность труда и минимальную напряженность организма человека. Этоткласс установлен только для оценки параметров микроклимата и факторов трудовогопроцесса (тяжесть и напряженность труда). Для остальных факторов условнооптимальными считаются такие условия труда, при которых неблагоприятные факторыне превышают допустимых пределов для населения;
2-йкласс — допустимые условия труда характеризуются такими уровнямифакторов среды и трудового процесса, которые не превышают гигиеническихнормативов для рабочих мест. Возможные изменения функционального состоянияорганизма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началуследующей смены и не должны оказывать неблагоприятное воздействие в ближайшем иотдаленном периоде на состояние здоровья работающего и его потомство.Оптимальные и допустимые условия труда безопасны;
3-йкласс — вредные условия труда характеризуются наличием вредныхпроизводственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающихнеблагоприятное воздействие на организм работающего и/или его потомства. Взависимости от уровня превышения нормативов факторы этого класса подразделяютсяна четыре степени вредности:
3.1 —вызывающие обратимые функциональные изменения организма;
3.2 —приводящие к стойким функциональным изменениям и росту заболеваемости;
3.3 —приводящие к развитию профессиональной патологии в легкой форме и ростухронических заболеваний;
3.4 —приводящие к возникновению выраженных форм профессиональных заболеваний,значительному росту хронических и высокому уровню заболеваемости с временнойутратой трудоспособности;
4-йкласс — травмоопасные (экстремальные) условия труда. Уровнипроизводственных факторов этого класса таковы, что их воздействие на протяжениирабочей смены или ее части создает угрозу для жизни и/или высокий рисквозникновения тяжелых форм острых профессиональных заболеваний [16].
2. Идентификация опасныхи вредных производственных факторов в лаборатории вибродиагностики/>/>2.1 Характеристика аттестуемогообъекта
На рисунке 1 изображенапланировка лаборатории вибродиагностики. Аттестуемым местом является местоинженера-механика.
/>
Рисунок 1 – Планировкалаборатории вибродиагностики
А – окно; Б – отсек сваннами; В – компьютерный стол; Г – выход из лаборатории; Д – установка длявибродиагностики; Е – компьютер; Ж – вентиляция./>/>/> 2.2 Характеристикавыполняемой работы
Станокдля вибродиагностики предназначен для проверки качества подшипников,поступающих на предприятие. Входной контроль включает в себя следующие этапы:
1.Визуальный контроль качества;
2.Снятие с консервации подшипников в первой ванне с мыльным раствором;
3. Промывкаво второй ванне с водой;
4.Смазка подшипников в третьей ванне с техническим маслом при повышенной температуре80°С;
5.Загрузка в виброустановку, которая представляет собой станок КВП-508. При этомна подшипники оказывается радиальное и осевое давление.
6.Показания датчика обрабатываются на компьютере.
Работа инженера-механикакатегории IIa, т.е. средней тяжести – с расходомэнергии 175…290 Вт (постоянная ходьба и перемещение мелких предметов (до 1 кг). 8-часовой рабочий день включает перерыв продолжительностью 1 час. Так как есть необходимостьработы с ПЭВМ, зрительным работам присвоена категория IIIв – высокой точности./>/> 
3. Измерение и оценкаопасных и вредных производственных факторов на рабочем месте в лаборатории вибродиагностики
/>При работе в лаборатории диагностикиподшипников выделяют следующие опасные и вредные производственные факторы (ГОСТ12.0.003-74) [18]:
· повышенныйуровень шума на рабочем месте;
· несоответствиенормам параметров микроклимата;
· повышенноесодержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны (выделение нефтепродуктов);
· недостаточнаяосвещенность рабочей зоны;
· повышенныйуровень электромагнитного излучения.3.1 Измерение и оценкауровня шума
Шум измеряется с помощьюшумомера (ВШВ – 003 с октавными фильтрами). Допустимый уровень звукарегламентируется в соответствии с СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Санитарные нормыдопустимых уровней шума на рабочих местах». При нормирование шума определяютследующие параметры:
¾ уровни звукового давления (дБ) воктавных полосах частот со среднегеометрическими частотами 31.5, 63, 125, 250,500, 1000, 2000, 4000, 8000 Гц;
¾ уровни звука (дБА);
На рассматриваемомрабочем месте шум непостоянный. Источником шума является вибродиагностическийстанок КВП-508. Шум действует на рабочего в течение 5 часов. Получены следующиезначения уровней звукового давления (таблица 1):

Таблица 1. Уровнизвукового давления. Уровни звукового давления, дБ, в октавных полосах со среднегеометрическими частотами, Гц. Уровень звука, дБА 31.5 125 250 500 1000 2000 4000 8000 Допустимый уровень звукового давления 103 91 83 77 73 70 68 66 64 75
Фактический уровень звукового
давления 80 79 79 81 76 75 78 79 76 84
Из приведенных вышеданных видно, что уровень звукового давления и эквивалентный уровень звука не соответствуюттребованиям СН 2.2.4/2.1.8.562-96.
Уровень шума влаборатории в течение рабочего дня непостоянен. При этом в течение одного часадействует шум с уровнем звука 83 дБА, в течение следующих двух часов ¾ с уровнем звука 86 дБА, остальноевремя ¾ 81 дБА. Учитывая данный факт,гигиеническую оценку уровня шума необходимо производить по эквивалентномууровню шума.
L ЭКВ = 10 * lg/>,
где
ti – относительное время воздействияшума класса i в процентах от общего времени работы
Li – уровень звука (дБа) шума класса i.
/>

Как видим, для постоянных рабочих мест и рабочих зонлаборатории имеет место превышение предельно допустимых уровней поэквивалентному уровню шума на 9 дБА. Значит, рабочее место по показателю уровня шума относится кклассу условий труда 3.2 – вредный.3.2 Условия труда попоказателям микроклимата
Измерения и оценкапараметров микроклимата: температуры, влажности, скорости движения воздуха проводилисьв соответствии с СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Требования к микроклимату,содержанию аэроионов и вредных химических веществ в воздухе на рабочих местах,оборудованных ПЭВМ».
Работа, выполняемая в лабораториивибродиагностики относится к категории IIа, т.е. работа средней тяжести. Для измерения температурывоздуха применялся ртутный термометр. Для измерения атмосферного давленияприменялся барометр. Для измерения скорости движения воздуха применялся анемометр.
Расчет относительнойвлажности воздуха производится по формулам:
А = р1 –α(tс – tв)∙Р,                                                              (1)
В = А/р2                                                                                                                                     (2)
где А – абсолютнаявлажность воздуха, р1, р2– упругость насыщенных паровводы при температуре влажного и сухого термометров соответственно, кПа, α–психрометрический коэффициент, зависящий от скорости движения воздуха,подаваемого вентилятором, Р – барометрическое давление воздуха, кПа, tс, tв – показания сухого и влажноготермометра, В – относительная влажность, %.
Т.к. скорость движениявоздуха v = 0,4 м/с, то α = 0,0009.
Рассчитаем абсолютную иотносительную влажность воздуха рабочей зоны:
А = 2,275 – 0,0009∙(23– 18,5)∙97,36 = 1,885 кПа,
В = 1,885/3,256 = 0,57,или 57%.
Полученные данные и ихсоответствие нормативам приведены в таблице 2.
Таблица 2 – Результатыизмерения показателей микроклиматаКатегория работ Температура воздуха, °C Скорость движения воздуха, м/с Относительная влажность, % Оптим. Факт. Оптим. Факт. Оптим. Факт. IIа 19-24 23 0,1–0,5 0,4 15-75 57
Из таблицы видно, чтопараметры микроклимата соответствуют требованиям СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03.Класс условий труда – 1.
3.3 Измерение и оценка уровняосвещенности
Измерение и оценкаосвещенности проводились в соответствии со СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования», ГОСТ 17677-82 «Светильники. Общиетехнические условия», ГОСТ 24940-97 «Здания и сооружения. Методы измеренияосвещенности». В соответствии со СНиП 23.05-95, освещенность должна быть 200 лк[10].
В помещении лабораториивибродиагностики горизонтальная освещенность – 160 лк, что не соответствуеттребованиям СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение». Классусловий труда – 3.1.
Тип источника освещения –люминесцентная лампа белого цвета. Прибор для измерения уровня освещенности –люксметр.
Расчет освещенияосуществляется методом коэффициента использования светового потока с учетомпотока, отраженного от стен, потолка и рабочей поверхности. Данный метод даетвозможность определить световой поток ламп, необходимый для создания заданнойосвещенности. Этот метод пригоден для расчета общего освещения горизонтальнойрабочей поверхности с учетом света, отраженного стенами и потолком.
Помещение представляет собой прямоугольное в плане помещение,размером 10х15х4 м. Расчет освещения производится для комнаты площадью S = 150 м2, длина которой а = 15 м, ширина b = 10 м, высота Н = 4 м.
Основное уравнениеметода:
/>                                                                               (3)
где, F – световой поток всех ламп впомещении (лм);
EН – минимальная нормируемая мощность (лк), принимаемая по СНиП 23-05-95«Естественное и искусственное освещение»; ЕН = 200 лк.
k – коэффициент запаса, учитывающийснижение освещенности, вследствие старения ламп, запыления и загрязнениясветильников (k=1,2…1,5) примем k=1,3;
S – площадь помещения, м2;
Z – отношение средней освещенности кминимальной (для люминесцентных ламп Z = 1,1);
N – число светильников;
n – число ламп в светильнике;
η – коэффициент использованиясветового потока, т.е. отношение, падающего на расчетную поверхность, ксуммарному потоку всех ламп. Определяется в зависимости от индекса помещения i, коэффициента отражения потолка ипола.

i=(а*b)/(h*(a+b))                                                                             (4)
где, h – расчетная высота подвесасветильника над рабочей поверхностью, м; a = 15 м; b = 10 м.
h = Н – hсв – hрп                                                                                                                                  (5)
Н=4 м — высота помещения
hсв=0,3 м — высота подвеса светильника
hрп=0,7 м — высота рабочей поверхности
h = 4 – 1= 3 м.
По формуле (4) получаем:
i=(15*10)/(3*(10+15))=2.
Стены на участкепокрашены светлой краской с окнами без штор, коэффициент отражения стен 50%.Потолок побелен, коэффициент отражения потолка 50%. В соответствии с этимкоэффициент использования светового потока лампы принимаем η = 54 %. В соответствии со СНиП23-05-95 «Естественное иискусственное освещение»,для рабочего места инженера-механика зрительную работу в лаборатории можноотнести к IVв разряду Енорм= 200 лк.
Рассчитаем необходимуюмощность светового потока по формуле (3):
F = 200·150·1,3·1,1/0,54 = 79444,4(лм),
Рассчитаем фактическоезначение освещенности в лаборатории.

Fф = 160·150·1,3·1,1/0,54 = 63555,5 (лм)
Отклонение рассчитанногосветового потока от действительного:
ΔF = |F –FФ| /F = 79444,4 – 63555,5/ 79444,4 = 20%,
что являетсянедопустимым.
В лаборатории 12светильников, имеющих по 2 лампы в каждом. Расположены в 3 ряда по 4светильника в каждом. Рассчитаем световой поток, который должен приходиться накаждую лампу:
Fл = F /n ∙ N = 79444,4/2∙12 = 3310 лм
Подберем лампу ЛД65-4,создающую световой поток Fл = 3390 лм.
Расстояние между светильниками определяется по формуле:
L /> l × h                                                                                         (6)
где l — коэффициент равномерного распределения светового потока, l =1,3
L /> h×1,3;
L /> 1,3×3;
L /> 3,9 м.
Предложенная схема расположения светильников представлена нарисунке 2.

/>
Рисунок 2 – Предлагаемаясхема расположения светильников
В ходе проведенныхрасчетов получили, что в данной лаборатории вибродиагностики необходимоиспользовать 12 светильников по 2 лампы ЛД65-4 в каждом. Данная системапозволить улучшить качество освещения и равномерно распределить освещенность повсей площади помещения. Спроектированная система освещения позволит приблизитьуровень освещенности к допустимым нормам согласно СНиП 23-05-95 «Естественное иискусственное освещение».
3.4 Измерение и оценкаэлектромагнитного излучения
Измерение и оценкаэлектромагнитного излучения проводились в соответствии с СанПиН2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональнымэлектронно-вычислительным машинам и организации работы» [17].
Основным источникомэлектромагнитного излучения лаборатории вибродиагностики являются персональныекомпьютеры с системными блоками Intel Pentium имониторами SVGA Samsung, SyncMaster 450b.
Измеренияэлектромагнитного излучения осуществлялись с помощью прибора ВЕ – Метр АТ – 002«Измеритель электрического и магнитного поля». Данный прибор предназначен дляконтроля норм электро-магнитной безопасности ПЭВМ в диапазонах частот 5 Гц – 2кГц и 2кГц – 400 кГц.
Данные замеров приведеныв таблице 3.
Таблица 3 – ПараметрыЭМП, создаваемые компьютером Наименование параметра Норматив, не более Фактический уровень Напряжение ЭМИ Е, В/м 5 Гц-2 кГц 25 17 2 кГц-400 кГц 2,5 0,2 Магнитный поток В, нТл 5 Гц-2 кГц 250 120 2 кГц-400 кГц 25 15 Эл.статическ.потенциал, В 500 44
Таким образом, видно, чтоу экрана, где во время работы сидит пользователь (инженер-механик),электрическая составляющая ЭМП минимальна. Класс опасности – 2.

/>4. Аттестация рабочего места поусловиям труда на рабочем месте инженера-механика в лаборатории вибродиагностики
В данном разделерассмотрено фактическое состояние условий труда в лаборатории. А так жепроведена аттестация рабочего места инженера-механика по воздействию на негоопасных и вредных факторов производственной среды.
1. Организация ¾ ООО «Синтез-м».
2. Участок ¾ лаборатория вибродиагностикиподшипников.
3. Рабочее место ¾ инженер-механик.
Строка 060. Фактическое состояниеусловий труда на рабочем месте№ п/п
Наименование производственного фактора,
единица измерения
ПДУ, ПДК,
допустимый уровень Фактический уровень производственного фактора Величина отклонения Класс условий труда, степень вредности и опасности Продолжительность воздействия, мин. . Освещенность, лк 200 160 на 40 3.1 480 . Шум, дБА 75 84 на 9 3.2 300 .
Нефтяное масло, мг/м3 5 9,5 В 1.9 раз 3.2 480 4. Показатели микроклимата:
температура, °C
влажность, %
Скорость, м/с
19-24
15-75
 0,1-0,5
23
40
0,4
-
-
-
 
 
 1
 
 480 . Напряжение ЭМИ Е, В/м 5 Гц-2 кГц 25 17 - 2 кГц-400 кГц 2,5 0,2 - Магнитный поток В, нТл  2  120 5 Гц-2 кГц 250 120 - 2 кГц-400 кГц 25 15 - Эл.статическ.потенциал, В 500 44
Строка 060. Фактическое состояние травмобезопасностиРабочее место Объект оценки Наименование правовых актов по охране труда
Фактическое значение
фактора Класс условий труда Инженер-механик Требования безопасности к производственному оборудованию ГОСТ 12.2.003-91
Оборудование соответствует
требованиям безопасности 1 Требования безопасности к инструменту и приспособлениям ГОСТ 12.2.003-91
Приспособления и инструменты
соответствует
требованиям безопасности Требования к инструктажу и обучению по охране труда ГОСТ 12.0.004-90  Проверка знаний по охране труда и электробезопасности проводится
061. Оценка условий труда:
  по степени вредности и опасности –класс 3.1 – вредные
  по степени травмобезопасности – класс1 – оптимальные
Строка 070. Обеспеченность средствамииндивидуальной защиты
Дата
Проведения оценки Наименование средств индивидуальной защиты
Документ, регламентирующий требования
 к средствам индивидуальной защиты
Фактическое
 значение оценки
Декабрь
2008 г. Фартук резиновый ГОСТ 12.4.099 — 80 Соответствует При выполнение работ по обработке пошипников: ботинки кожаные. ГОСТ 5394 — 85 Соответствует Каска защитная ТУ 6 — 19 – 186 — 81 Соответствует При выполнении всех работ дополнительно: очки защитные от механических повреждений, респиратор.
Отраслевые нормы…
ГОСТ 12.4.013-85 Соответствует Рукавицы резиновые
Отраслевые нормы…
ГОСТ 12.4.010-75 Соответствует

Строка 150. Рекомендации по улучшениюусловий труда, необходимость дополнительных исследований:Дата
Кем внесено
(должность,
фамилия)
Содержание
мероприятия
Исполнитель
(должность,
фамилия)
Срок
внедрения
Отметка о
выполнении
Декабрь
2008 г.
1. установление между источником шума и рабочим местом звукоизолирующей перегородки.
2. расчет общеобменной
вентиляции
3. Расчет освещения по методу коэффициента использования светового потока
5. Мероприятия поулучшению условий труда в лаборатории вибродиагностики5.1 Разработка мероприятийпо снижению уровня шума в лаборатории
Основныемероприятия по борьбе с шумом – это технические мероприятия, которые проводятсяпо трем главным направлениям:
— устранение причинвозникновения шума или снижение его в источнике;
— ослабление шума напутях передачи;
— непосредственная защитаработающих.
Наиболее эффективным средством снижения шума является заменашумных технологических операций на малошумные или полностью бесшумные, однакоэтот путь борьбы не всегда возможен, поэтому большое значение имеет снижениеего в источнике. Снижение шума в источнике достигается путем совершенствованияконструкции или схемы той части оборудования, которая производит шум,использования в конструкции материалов с пониженными акустическими свойствами,оборудования на источнике шума дополнительного звукоизолирующего устройства илиограждения, расположенного по возможности ближе к источнику.
Одним из наиболее простыхтехнических средств борьбы с шумом на путях передачи является звукоизолирующийкожух, который может закрывать отдельный шумный узел машины.
Значительный эффектснижения шума от оборудования дает применение акустических экранов,отгораживающих шумный механизм от рабочего места или зоны обслуживания машины.
Применениезвукопоглощающих облицовок для отделки потолка и стен шумных помещений приводитк изменению спектра шума в сторону более низких частот, что даже приотносительно небольшом снижении уровня существенно улучшает условия труда.
Учитывая, что с помощьютехнических средств в настоящее время не всегда удается решить проблемуснижения уровня шума большое внимание должно уделяться применению средствиндивидуальной защиты (антифоны, заглушки и др.). Эффективность средствиндивидуальной защиты может быть обеспечена их правильным подбором взависимости от уровней и спектра шума, а также контролем за условиями их эксплуатации.
Разработаем мероприятия по снижению уровня шума на рабочемместе путем установления между источником шума и рабочим местомзвукоизолирующей перегородки.
Рассчитаем толщинузвукоизолирующей перегородки из алюминия (плотность /> кг/ м3), чтобы снизить уровень звукового давления на 23 дБ.Максимальное превышение уровня звукового давления наблюдается на частоте 4000Гц (измеренное значение составляет – 79 дБ, допустимый уровень – 66 дБ).
Эффективностьзвукоизоляции однородной перегородки (дБ) рассчитывается по формуле:
/>,
где
/> — масса 1 м2 изолирующей перегородки, кг;
/> - частота, Гц;
Масса звукоизолирующейперегородки определяется по формуле:
/>,
где
/> — толщина звукоизолирующейперегородки, мм;
/> — плотность звукоизолирующего материала,кг / мм3;Тогда толщиназвукоизолирующего материала определяется как:
/>
Значит, чтобы снизитьуровень звукового давления на 23 дБ, необходимо установить звукоизолирующуюперегородку (из алюминия) толщиной d = 1,1 мм.
5.2 Расчет общеобменной вентиляциипри выделении вредных веществ
Произведем расчетобщеобменной вентиляции при выделение вредных веществ (нефтепродукты принагревании технического масла в ванне).
При выделении /> />/>вредноговещества потребный воздухообмен /> составит:/>, где />,/> — концентрация вредныхвеществ в удаляемом и приточном воздухе, (/>).Концентрация /> недолжна превышать ПДК, т. е. />. Посанитарным нормам />.
/>,
где
/> — концентрация вредного вещества ввоздухе рабочей зоны,/>;
/> — объем помещения,/>;
/> — времявоздействия вредных веществ,/>; />
/>Тогдаобъем приточного воздуха равен:
/>;Таким образом,потребный воздухообмен для нормализации воздушной среды помещения составляет 271,4м3/час.

Выводы
В данной курсовой работебыли изучены опасные и вредные производственные факторы в лабораториивибродиагностики.
Составлено описаниелаборатории вибродиагностики, рабочих мест и выполняемых работ.
Выявлены и оцененыприсутствующие опасные и вредные производственные факторы и их источники влаборатории вибродиагностики.
Заполнена картааттестации рабочего места инженера-механика в лаборатории вибродиагностикиподшипников.
По проведенному анализуможно сделать следующие выводы:
Электромагнитноеизлучение в лаборатории и микроклиматические факторы (температура, важность,скорость воздуха) находятся в пределах нормы. Искусственная освещенность научастке не соответствует нормативам на 40 лк. Концентрация технического масла ввоздухе рабочей зоны в 1,9 раз превышает норматив. Производственный шумпревышает норматив на 9 дБ.
По результатам аттестациирабочему месту инженера-механика присвоен 3.1 класс условий труда.
Разработаны мероприятияпо устранению или снижению уровня рассмотренных ОВФ. В качестве мероприятий поулучшению условий труда предложено повысить искусственную освещенность – применитьдля освещения лампы ЛД65-4, между рабочим местом и источником шума установить звукоизолирующуюперегородку, а также увеличить общеобменную вентиляцию до 271,4 м3/час.

Список литературы
1. Глебова Е.В.Производственная санитария и гигиена труда. Учеб. пособие для вузов. – М.:Высш. шк., 2005. – 383с.
2. Михнюк Т.Ф.Охрана труда и основы экологии. Учеб. пособие. – Минск.: Вышэйшая школа, 2007.– 356с.
3. Белов С.В.Безопасность жизнедеятельности. – М.: Высшая школа, 2001. – 485с.
4. Кукин П.П., ЛапинВ.Л. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов ипроизводств. Охрана труда. – М.: Высшая школа, 2002. – 318с.
5. Безопасностьпроизводственных процессов: Справочник/Под ред. Белова С.В. – М.:Машиностроение, 1985. – 448 с.
6. Еремин В.Г.Обеспечение безопасности жизнедеятельности. – М.: Высшая школа, 2002. – 485с.
7. Кноринг Г.М.,Фадин И.М., Сидоров В.Н. Справочная книга для проектирования электрическогоосвещения. – Л.: Энергоатомиздат, 1992 –448с.
8. Борьба с шумом напроизводстве: Справочник / под ред. Е.А. Юдина. – М.: Машиностроение, 1985 –399с.
9. СанПиН2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственныхпомещений».
10. СНиП 23-05-95«Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования».
11. ГОСТ 12.2.003-91.«ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности».
12. ГОСТ 12.0.002-80 «ССБТ.Термины и определения».
13. Девисилов В.А.Охрана труда. – М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2006. – 448с.
14. Денисенко Г.Ф.Охрана труда. – М.: Высшая школа, 1985. – 317с.
15.  Бакаева Т.Н. Безопасностьжизнедеятельности. Часть II: Безопасность в условиях производства: Учебноепособие. – Таганрог: ТРТУ, 1997. – 365с.
16. Цвиленева Н.Ю.Безопасность труда. Методические указания. – Уфа.: УГАТУ, 2001.
17. СанПиН2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительныммашинам и организации работы».
18. ГОСТ 12.0.003-74(1999) ССБТ «Опасные и вредные производственные факторы. Классификация».
19. ГОСТ 12.1.003-83 «ССБТ.Воздух рабочей зоны».
20. ГОСТ 12.1.050-86«ССБТ. Методы измерения шума на рабочих местах».
21. СН2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественныхзданий и на территории жилой застройки».
22. ГОСТ12.1.047-85 «ССБТ. Вибрация. Метод контроля на рабочих местах и в жилыхпомещениях морских и речных судов».
23. Безопасность и гигиена окружающейсреды и труда // www.medinfo.ru/medzakon/zak/mejdunar/ek91.phtml
24. Комкин А.И. Шум. Измерение.Нормирование. Защита.//Безопасность жизнедеятельности, 2004. – №10.
25. ГОСТ 12.1.045-84 «ССБТ.Электростатические поля. Допустимые уровни на рабочих местах и требования кпроведению контроля».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.