ФГОУ ВПО «НГАВТ»
Новосибирское командное речноеучилище имени С.И. Дежнева
Контрольная работа по дисциплине«Охрана труда»
Выполнил: ст.гр. Св-51
Марков Иван Александрович
Новосибирск
2010
1. Каковы основныенаправления борьбы с травматизмом на производстве?
Производственная травма – это внезапное повреждениеорганизма человека и потеря им трудоспособности, вызванные несчастным случаемна производстве. Под несчастными случаями понимаются профессиональныезаболевания, профессиональные отравления и, в исключительных случаях, общиезаболевания. В свою очередь, повторение несчастных случаев, связанных спроизводством, считается производственным травматизмом.
Выделяют следующие видынесчастных случаев:
1) по количеству пострадавших: одиночные и групповые;
2) по тяжести: легкие, тяжелые и с летальным исходом;
3) в зависимости от обстоятельств: связанные с производством, несвязанные с производством, но связанные с работой, и несчастные случаи в быту.
В случаепроизводственного несчастного случая руководитель участка, где произошел этотнесчастный случай, обязан сделать следующее:
— организовать мерыдоврачебной помощи пострадавшему и госпитализировать его;
— принять необходимыемеры по предупреждению повторения подобного несчастного случая;
— срочно сообщить опроисшедшем руководителю предприятия и в профсоюзный комитет;
• совместно со старшимобщественным инспектором по охране и инженером по технике безопасностирасследовать несчастный случай в течение 3 суток;
• составить акт о несчастномслучае по установленной форме Н-1 в количестве двух экземпляров и направить ихруководителю предприятия, который должен утвердить данный акт и заверить обаэкземпляра печатью организации. При этом один экземпляр выдается пострадавшему,а второй (вместе с материалами расследования) хранится в течение 45 лет вархивах предприятия.
Если произошел групповой,смертельный или тяжелый случай, то руководитель предприятия обязаннезамедлительно сообщить об этом техническому инспектору обслуживающему данноепредприятие профсоюза, вышестоящему хозяйственному органу, в прокуратуру поместу нахождения предприятия, Госгортехнадзору или Энергонадзору поподконтрольным им объектам. При этом каждый подобный случай подлежитобязательному специальному расследованию техническим инспектором профсоюза сучастием представителей администрации, профсоюзного комитета, вышестоящегохозяйственного органа, а при необходимости – при участии Госгортехнадзора илиЭнергонадзора в срок не более 7 дней.
За несчастные случаи,связанные с производством, администрация предприятия несет ответственность, приэтом пострадавшему выплачивается пособие по временной нетрудоспособности вразмере среднего заработка за счет средств самого предприятия. В случаеинвалидности, которая возникла в результате увечья, или иного поврежденияздоровья, пострадавшему назначается пенсия, помимо этого ему обязаны возместитьматериальный ущерб из-за потери трудоспособности в размере разницы междуутраченным среднемесячным заработком и пенсией по инвалидности.
Одним из важнейшихусловий борьбы с производственным травматизмом является систематический анализпричин его возникновения, которые делятся на технические и организационные.Первый вид причин производственного травматизма проявляется в большинствеслучаев как результат конструктивных недостатков оборудования, недостаточностиосвещения, неисправности защитных средств, оградительных устройств. Ко второмувиду причин относят несоблюдение правил техники безопасности из-занеподготовленности самих работников, низкая трудовая и производственнаядисциплина, неправильная организация работы, отсутствие на предприятиинадлежащего контроля за производственным процессом.
Что касается результатованализа травматизма, то в значительной степени они зависят от достоверности итщательности оформления актов о несчастных случаях на производстве, особенночто касается формулировки причины несчастного случая. Целью проведения анализапричин несчастных случаев на производстве является выработка мероприятий поустранению и предупреждению несчастных случаев. При проведении подобногоанализа применяют монографический, топографический и статистический методы.
Монографический метод предусматривает многостороннийанализ причин травматизма непосредственно на рабочих местах. При этом изучаюторганизацию и условия труда, состояние оборудования, инвентаря, инструментов.Такой метод эффективен в совокупности со статистическим анализом состоянияохраны труда.
Топографический метод позволяет установить место наиболеечастых случаев травматизма, для чего на плане-схеме предприятия, на которойобозначены рабочие места и оборудование, отмечают количество несчастных случаевза анализируемый период. В результате появляется возможность уделить большевнимания улучшению условий труда именно на тех рабочих местах, где чаще всегопроисходят несчастные случаи.
Статистический метод основан на изучении количественныхпоказателей данных отчетов о несчастных случаях на предприятии. При этомиспользуются в основном коэффициенты частоты, тяжести травматизма и нетрудоспособности.
Результаты расследованиянесчастных случаев рассматриваются работодателями в целях разработки иреализации мер по их предупреждению, решения вопросов о возмещении вредапострадавшим (членам их семей), предоставления им компенсаций и льгот.
Анализ причин несчастныхслучаев на производстве представляет собой одну из важнейших задач предприятия,обеспечивающих такие его экономические показатели, как производительность трудаи качество выпускаемой продукции.
Процесс предупрежденияпроизводственного травматизма, являющийся весьма важной производственнойзадачей, неразрывно связан с постоянным совершенствованием системы учета ианализа причин несчастных случаев на производстве.
Целью анализа причиннесчастных случаев на производстве является разработка конкретных мероприятийпо их устранению. В результате анализа устанавливаются причинные связинесчастных случаев с конструктивными недостатками производственногооборудования, с недостатками организации выполнения производственных процессови обучения работающих безопасным приемам и методам труда. Анализу несчастныхслучаев на производстве предшествует их расследование и учет, так как откачества расследования зависти правильность установления причин, достоверностьанализа и эффективность профилактических мероприятий, поскольку причины должнывытекать из обстоятельств несчастного случая, а профилактические меры, в своюочередь, должны тесно увязываться с причинами.
Главная трудность прианализе производственного травматизма заключается в однозначном определенииосновных причин несчастных случаев, анализ которых должен включать в себяследующие этапы:
1. выявление всех причин несчастного случая, которые привели ктравме;
2. установление взаимосвязи тех причин, которые непосредственнопривели к несчастному случаю;
3. определение основной причины несчастного случая (желательнотехнической), вызвавшей травмирование пострадавшего.
На основе анализа причиннесчастных случаев и заболеваний на производстве администрация предприятия ипрофсоюзный комитет составляют план мероприятий по охране труда, которыйвключается в раздел «Охрана труда» коллективного договора или вприлагаемое к данному договору соглашение по охране труда. После одобренияпроекта коллективного договора на общем собрании работников предприятия администрациязаключает договор с профсоюзным комитетом не позднее февраля текущего года.Администрация предприятия и профком должны регулярно отчитываться передколлективом рабочих и служащих о выполнении ими обязательств по коллективномудоговору
К эффективным мероприятиямотносятся квалифицированное проведение вводного, на рабочем месте,периодического (повторного), внепланового и текущего инструктажей работников потехнике безопасности.
Вводный инструктаж должныпроходить работники, впервые поступившие на предприятие, и учащиеся,направленные для производственной практики. Вводный инструктаж знакомит справилами по технике безопасности, внутреннего распорядка предприятия,основными причинами несчастных случаев и порядком оказания первой медицинскойпомощи при несчастном случае.
Инструктаж на рабочем месте(первичный) должны пройти работники, вновь поступившие на предприятие илипереведенные на другое место работы, и учащиеся, проходящие производственнуюпрактику. Этот инструктаж знакомит с правилами техники безопасностинепосредственно на рабочем месте, а также с индивидуальными защитнымисредствами.
Инженерно-техническое решениевопросов безопасности труда складывается из автоматизации и механизации опасных, тяжелыхи трудоемких процессов; создания безопасных в эксплуатации механизмов,оборудования, аппаратов, приспособлений; дистанционного управленияпроизводственными процессами; установления нормируемых безопасных расстояниймежду оборудованием, разрывов и габаритов безопасности; безопасного размещенияоборудования; ограждения опасных зон; сигнализации об опасности; блокировочнойзащиты; тормозной и удерживающей техники; средств индивидуальной защиты отвредного воздействия внешней среды и опасностей производства, возникающих принесовершенстве технологических процессов, а также из разработки такихнормативных документов, как стандарты, технические условия по охране труда.
2. Назовите нормативныедокументы по электробезопасности, и дайте их характеристику
Поражение электрическим токомможет произойти при прикосновении к проводам с поврежденным изоляционнымпокрытием, к корпусу неисправного электрооборудования, оказавшегося поднапряжением к выводам и токоведущим частям при ремонте и осмотрахэлектрооборудования, замене электроламп, при использовании осветительных идругих электроприборов и инструментов, не удовлетворяющих требованиямэлектробезопасности, а также неисправных основных и дополнительных средствзащиты от поражения электрическим током. Нередко причина несчастных случаев –пренебрежение требованиями правил технической эксплуатации иэлектробезопасности.
К обслуживаниюэлектрооборудования допускаются лица не моложе 18 лет, годные по состояниюздоровья, имеющие определенную квалификационную группу по безопасности длявыполнения работ с электрооборудованием, прошедшие стажировку в течениенескольких смен с опытным работником и проверку знаний по безопасности трудадля данной квалификационной группы. При каждом переводе на новую работуобязателен внеплановый инструктаж. Работы с электрооборудованием выполняют сполностью снятым, частично снятым или не снятым напряжением. В последнем случаеэти работы наиболее опасны и к их выполнению допускают лиц высокой квалификациипод обязательным наблюдением работника с квалификацией не ниже 3 группы,который хорошо знает правила первой помощи при поражение электрическим током.
До начала любой работы придействующих установках должны быть проведены мероприятия для предупреждениянесчастных случаев (технические и организационные).
Основные техническиемероприятия при работах с электрооборудованием:
— отключение электроустановкии обеспечение условий, не допускающих ошибочных включений;
— установка ограждений,предупредительных знаков и плакатов;
— проверка отсутствиянапряжения в местах выполнения работы;
— установка переносныхзаземлений с предписывающими знаками и плакатам.
Общие организационныемероприятия предусматривают:
— соответствующее оформлениезадания на работу;
— оформление допуска бригады кработе с поименным указанием лиц, направляемых на работу;
— обеспечение надзора забезопасностью во время работы;
— оформление окончания работыи снятия технических ограничений, проверка отсутствия на линии обслуживающегоперсонала, закрытие наряда и включение установки в работу.
Все электрические установкидолжны иметь защитные средства, обеспечивающие безопасное техническоеобслуживание.
Защитные средстваподразделяются на основные и дополнительные. К основным относят защитныесредства, выдерживающие рабочее напряжение установки, используя которые, можноприкасаться к частям установки, находящимся под напряжением. Дополнительныесредства защиты без применения основных не исключают возможности пораженияэлектрическим током.
Диэлектрические свойстваосновных и дополнительных защитных средств следует проверять в установленныесроки, испытанием на повышенное напряжение. На защитных средствах, выдержавшихиспытание, ставится клеймо с указанием организации, выполнявшей испытание, датыиспытания, напряжения, на которое испытывалось защитное средство, и напряжения,для которого оно предназначено. Диэлектрические средства необходимо осматриватьперед каждой работой и хранить на постоянных местах.
Электроизмерительные приборыдолжны быть исправны. При несоответствии показаний приборов их следуетремонтировать. Обслуживающему персоналу не разрешается вскрывать иремонтировать электроизмерительные приборы. Проверку приборов выполняют вустановленные сроки, а также при сомнении в правильности их показаний.
3. Изложите требования,предъявляемые к освещению рабочего места и устройству искусственных источниковсвета
Освещенность — важныйфактор производственной и окружающей среды. Не случайно известный французскийархитектор Шарль Ле Корбюзье отмечал: «Материалами для застройки городовявляются солнце, пространство, растительность, сталь и бетон. Их роль точносоответствует порядку перечисления».
И с его мнением трудно несогласиться — для нормальной жизнедеятельности человека крайне важны солнечныелучи, свет, освещение. Напротив, недостаточные уровни, низкое качествоестественной и искусственной освещенности, особенно при выполнении работ,напряжении органа зрения, являются одной из значимых причин ухудшения зрениясреди населения, в том числе работающих. Основные количественные и качественныехарактеристики освещенности могут быть обеспечены правильной эксплуатациейбезопасных и соответствующих своему назначению источников света и освещения, атакже государственным надзором и контролем за выполнением гигиеническихрегламентов и норм освещенности.
В настоящее времяосновная тенденция и важная закономерность развития источников света — это ихдальнейшее совершенствование, в том числе повышение экономичности, надежности,эффективности, безопасности, качества цветопередачи. В этом плане следуетотметить перспективу внедрения и использования люминесцентных, особеннокомпактных люминесцентных ламп, возможности регулировки уровней освещенности наоснове использования инфракрасных и других датчиков, определяющих присутствиелюдей в помещении, различных систем управления светом, в том числе дистанционных.С гигиенической точки зрения лучшим источником искусственного освещения следуетсчитать люминесцентные лампы, представляющие собой газоразрядные трубки, заполненныесмесью паров ртути и инертного газа — аргона. Внутренняя поверхность трубокпокрыта слоем люминофора – вещества, способного преобразовывать невидимыеультрафиолетовые лучи в видимый свет. Уже сегодня активно внедряетсяэкономически выгодное светодиодное освещение, создаются управляемые совмещенныесистемы освещения и передачи солнечного света в помещениях, дистанционноеуправление лампами. Качество света определяется мощностью источника света,спектром излучения, его соответствию условиям выполняемой работы, отдыха и т.д.А если сказать кратко, то это правильная эксплуатация безопасных и соответствующихсвоему назначению источников освещения.
Для условий трудовойдеятельности различают три основных вида освещения: естественное (только засчет солнечного света, инсоляции), искусственное (используются толькоискусственные источники света и освещения) и совмещенное (иногда называютсмешанным), когда недостаточное естественное освещение дополняетсяискусственным светом.
Высокая зрительнаяработоспособность и производительность труда тесно связаны между собойрациональным производственным освещением. И основные требования к освещению нарабочем месте вне зависимости от источника света должны быть следующими:
— достаточностьосвещения, что должно обеспечить комфортные условия для общей работоспособностии оптимальные уровни яркости для работы зрительного анализатора;
— обеспечение безопасноговыполнения работы;
— равномерность освещенияво времени и пространстве, чтобы предметы и объекты, имеющие разнуюотражательную способность и значительную яркость, воспринимались органом зренияв полном объеме.
Кроме достаточности иравномерности, освещать нужно так, чтобы на рабочих поверхностях не было резкихтеней (особенно движущихся), исключалось слепящие действие источника света ибыло правильно выбрано направление света, источники света не мигали и немерцали, обеспечивался соответствующий спектральный его состав (если необходимотонко различать цвета и оттенки).
Следствием работы вплохих условиях освещения (недостаточные уровни, различные отвлекающие вниманиепомехи и т.п.), а также в результате утомления из-за прилагаемых усилий дляопознания недостаточно четких или сомнительных объектов, сигналов может бытьзрительная усталость, снижение работоспособности органа зрения.
Классификация световыхприборов осуществляется по ряду признаков. К главным признакам относятся:основная светотехническая функция, характер светораспределения, условияэксплуатации, основное назначение светового прибора.
По основнойсветотехнической функции световые приборы разделены на приборы для освещения(осветительные приборы) и приборы для световой сигнализации (светосигнальныеприборы). Они могут также совмещать обе эти функции. По характеру распределениясветового потока от ламп световые приборы разделяются на светильники(перераспределяют свет внутри больших телесных углов), прожекторы общего испециального назначения, перераспределяющие свет ламп внутри малых телесныхуглов (до 4?), проекторы (световой поток концентрируется на поверхности малогоразмера или в малом объеме).
По своему основномуназначению светильники классифицируют: для промышленных и производственныхзданий; для общественных зданий и жилых (бытовых) помещений; для наружногоосвещения; для подземных рудников и шахт; для кинематографических ителевизионных студий. По способу установки различают светильники стационарные(потолочные, настенные, встраиваемые, подвесные, пристраиваемые, венчающие,консольные, торцевые) и нестационарные (настольные, напольные, ручные,головные).
Светильники общегоосвещения предназначены для общего освещения помещений, зданий и открытыхпространств, тогда как светильники местного освещения рассчитаны в основном наосвещение рабочих поверхностей. Светильниками или световыми приборамикомбинированного освещения называют приборы, создающие (поочередно илиодновременно) как общее, так и местное освещение.
Основная характеристика условий световой среды — освещенность (отношениепадающего на поверхность светового потока (измеряется специальной единицей — люмен) к величине площади этой поверхности. Уровень освещенности измеряют иоценивают специальной единицей люкс (лк).
На рабочих местах наиболее распространенных профессий, не требующихвысокого напряжения со стороны органа зрения, нормируемые уровни освещенностисоставляют 150-250 лк. Напомним, что для зрительного восприятия основноезначение придается не падающему световому потоку от источника света, а уровнюяркости освещаемых объектов, которая отражается от освещаемой поверхности внаправлении глаза. Иными словами, зрительное восприятие определяется неосвещенностью, а яркостью как характеристикой светящихся тел, объектов,поверхностей. Яркость — основная световая величина, на которую реагируетзрительный анализатор, орган зрения.
4. Как организуется борьба с пожаром на судне?
Одной из самых распространенных ЧС наводном транспорте является пожар, причинамикоторого могут стать:
— наличие на всех видахсудов большого количества легковоспламеняющихся и самовозгорающихся веществ(горюче-смазочные, лакокрасочные материалы, запасы сыпучих пищевых продуктов идр.);
— неисправности инарушения правил эксплуатации электрооборудования;
— притуплениебдительности (в связи с длительностью пребывания на судне) членов экипажа ипассажиров, нарушение ими элементарных правил пожарной безопасности, например,курение в неотведенных для этого местах, беспорядок в машинном отделении и др./>
Предупреждение, локализация и тушение пожарованалогичны для судов всех типов. Проведение операций по борьбе с пожаромтребует четкой согласованности действий на всех этапах.
Начальный этап действий — подача сигнала тревоги и сообщение о месте возникновения пожара.
Борьба экипажа с пожарамина судне возглавляется капитаном судна с главного командного пункта (ГКП) идолжна быть направлена на: обнаружение и выявление места, размеров, характерапожара; установление наличия и возможности эвакуации людей из помещений,охваченных пожаром; эвакуации людей; ограничение распространения пожара посудну; предупреждение возможных взрывов; борьбу с пожаром и ликвидацию егопоследствий.
Для обеспечения какборьбы с пожаром, так и эвакуации людей запрещается загромождать коридоры,выходы и трапы.
Все двери жилых помещенийдолжны иметь исправные филенки аварийного выхода
Борьба экипажа с пожарамина судах должна проводиться в соответствии с оперативно-тактическими картами ипланами пожаротушения под руководством капитана и включать следующие действия:
— обнаружение пожара ивыявление его места и размеров;
— ограничениераспространения пожара;
— предупреждениевозможных при пожаре взрывов;
— ликвидация пожара и егопоследствий.
На всех судах для лицкомандного состава должны быть постоянно вывешены схемы общего расположения, накоторых для каждой палубы должны быть четко показаны:
— посты управления;
— различные пожарныесекции, выгороженные перекрытиями класса «А» и «В»;
— элементы системсигнализации обнаружения пожара;
— элементы спринклернойустановки;
— элементы средствпожаротушения;
— путей доступа кразличным отсекам, палубам и т.д.;
— элементы вентиляционнойсистемы, включая расположение постов управления вентиляторами и заслонок, атакже нумерацию вентиляторов, обслуживающих каждую секцию.
Однако, по усмотрениюадминистрации, указанные выше сведения могут быть изложены в буклете, по одномуэкземпляру которого должно иметься у каждого лица командного состава и одинэкземпляр должен постоянно находиться в доступном месте на судне.
После получения сигналаили доклада о пожаре вахтенный помощник капитана обязан немедленно объявить общесудовуютревогу по борьбе с пожаром, по сигналу которой экипаж судна должен действоватьв соответствии с расписанием по тревогам.
По сигналу общесудовойтревоги по борьбе с пожаром начальники аварийных партий (групп) обязаны:
— прибыть в район пожара,установить место и размеры пожара и немедленно приступить к его тушению, длячего выделить необходимое количество людей в дыхательных изолирующих аппаратахдля работы в задымленных отсеках и средств, для тушения пожара;
— обеспечить вынос изохваченных огнем или задымленных помещений пострадавшим и оказать им первуюмедицинскую помощь;
— организовать осмотротсеков и помещений, смежных с аварийным, и при необходимости обеспечитьохлаждение переборок водой;
— доложить на ГКП орезультатах разведки и действиях аварийной партии.
Лица судового экипажа,направляемые в задымленные и горящие помещения, должны быть снабженыснаряжением пожарного.
Использование фильтрующихдыхательных аппаратов в задымленных и горящих помещениях запрещается.
Для охлаждения помещений,в которые проникают испарения горючих материалов, и обеспечения безопасностипрохода людей через них на пожарных стволах должны применяться распылительныенасадки. Тушение пожара рекомендуется осуществлять в следующем порядке:
1. прекратить доступгорючих веществ в очаг пожара;
2. изолировать очагпожара от доступа воздуха:
3. охладить горючиевещества до температуры ниже температуры воспламенения их газов.
Следует обратить вниманиена то, что при тушении пожара водой отсутствие примеси пара в дыму говорит отом, что вода не достигает очага пожара.
При тушении пожаранадлежит учитывать возникновение угрозы отравления людей образующимися газами,в том числе в смежных помещениях.
При пожаре в жилых ислужебных помещениях для предотвращения усиления горения и распространения огнярекомендуется не открывать двери, а пожарные стволы подавать через иллюминаторыили специально пробиваемые для этой цели отверстия (через филенки).
В особо тяжелых случаяхпожара в грузовом трюме, когда не представляется возможным ликвидировать пожарс помощью имеющихся на судне огнетушащих средств, следует затопить трюм. Приэтом необходимо учитывать:
— влияние принимаемойводы в трюм (отсек) на остойчивость и запас плавучести судна;
— возможность всплытиягорящего груза под палубу;
— увеличение объема(разбухание) некоторых грузов.
При пожаре врефрижераторном отделении, когда в результате повышения температуры возрастаетдавление в сосудах и аппаратах, а предохранительные клапаны не срабатывают, воизбежание взрыва надлежит произвести аварийный выпуск аммиака (хладагента) извсей системы рефрижераторной установки.
Для тушения наружногоогня необходимо:
— по возможностиразвернуть судно так, чтобы огонь относило в сторону от других конструкций,грузов и материалов, находящихся вблизи района пожара;
— подавать на очаг пожаранаибольшее количество струй воды, по возможности с наветренного борта;
— охлаждать водойнаходящиеся вблизи от огня горючие конструкции, грузы и материалы;
— вести наблюдение засмежными с районом пожара помещениями;
— сбивать за борт струямиводы разлившиеся горящие нефтепродукты, если их не удается погасить.
При горении топлива уборта судна необходимо:
— вывести судно изопасного района, по возможности против ветра и течения;
— отгонять горящеетопливо от борта сплошными водяными струями из пожарных стволов под углом 30 — 40° к поверхности воды по границам жидкостей, сжимая очаг пожара;
— применять пенотушениедля покрытия поверхности забортной воды в угрожающих судну местах;
— охлаждать корпус вугрожающих местах водяными струями.
Вентиляция. При объемном способе тушения пожарапроизводить вентиляцию помещения запрещается.
Для предотвращенияповторного возгорания после применения средств объемного пожаротушениявентиляцию горевшего отсека следует производить не ранее чем через 8 ч послеокончания тушения пожара. Вентиляция производится до полного удаления газов изапаха, но не менее 30 мин.
До окончания производствавентиляции входить в помещение, где разрешается только в дыхательныхизолирующих аппаратах, соблюдая все правила предосторожности, пользуясьпредохранительным тросом, переносным аккумуляторным фонарем взрывобезопаснойконструкции и предварительно убедившись, что температура в помещении не выше 60°С.
Сухогрузные трюмы, гдетушение пожара производилось стационарными углекислотными установками,вскрываются для производства вентиляции только по прибытии судна в ближайшийпорт.
5. Какие вы знаетепроизводства на производственных предприятиях МРФ, чем они характеризуются?
Согласно СНиП институтамиГипроречтранс и Ленгипроречтранс составлены классификация и перечень объектовсудоремонтных и судостроительно-судоремонтных предприятий, портово-пристанскогои путевого хозяйства, которые по степени взрывной, взрывопожарной и пожарнойопасности подразделяются на следующие 6 категорий:
Категория А.Взрывопожарные производства. В этих производствах обращаются: горючие газы,нижний предел воспламенения (взрываемости) которых составляет 10% и менее кобъему воздуха; жидкости с температурой вспышки паров до 28 ОСвключительно при условии, что указанные газы и жидкости могут образовыватьвзрывоопасные смеси в объеме, превышающем 5% объема помещения; вещества,способные врываться и гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха илидруг с другом.
К этой категориипроизводств на речном флоте относят: кислородные и ацетиленовые станции; складыкарбида кальция, горючих газов, смол, их инициаторов и ускорителей; участки дляприготовления связующего, компаунда и шпаклевок при производстве пластмассовыхсудов; помещения для зарядки кислотных и щелочных аккумуляторов;пропиточно-сушильные отделения электроцехов; малярный участок и участкивосстановления декоративных покрытий в деревообделочных цехах.
Категория Б.Взрывопожарные производства. В производствах обращаются: горючие газы, нижнийпредел воспламенения (взрываемости) которых более 10 % к объему воздуха;жидкости, нагретые в условиях производства до температуры вспышки и выше;горючие пыли или волокна, нижний предел взрываемости которых равен 65 г/м3и не менее к объему воздуха, что указанные газы, жидкости и пыли могутобразовывать смеси в объеме, превышающем 5% объема помещения.
Сюда относят: участкиформирования деталей и пропитки стеклонаполнителя, камеры термообработки иполимеризации, участки сборки конструкции и механической обработки изделий вцехах пластмассового судостроения и конструкций из стеклотканей, малярные икраскоприготовительные участки (в зависимости от применяемого растворителя).
Категория В.Пожароопасные производства. В производствах обращаются: жидкости с температуройвспышки выше 610С; горючая пыль или волокна с нижним пределомвоспламенения (взрываемости) более 65 г/м3 к объему воздуха;вещества, способные только гореть при взаимодействии с водой, кислородомвоздуха или друг с другом; твердые сгораемые материалы.
К этой категориипроизводств на речном флоте относят: гаражи, склады строительных лесныхматериалов, центральные материальные склады, фотолаборатории, участкикапронового литья; участки топливной аппаратуры, если при испытании применяетсятопливо с температурой вспышки выше 610С; станочный, столярный обойно– парусный участки, деревообрабатывающие и лесопильные цеха и т.п.
Категория Г. Впроизводстве этой категории обращаются: несгораемые вещества и материалы вгорючем, раскаленном или расплавленном состоянии, процесс обработки которыхсопровождается выделением лучистой теплоты, искр и пламени; твердые, жидкие игазообразные вещества, которые сжигаются или утилизируются в качестве топлива.
Сюда относят: плавильно –заливочные отделения и шихтовые дворы литейных цехов, ковочные участкикузнечных цехов; сварочные и корпусно – заготовительные участки корпусныхцехов; испытательные станции дизеле – ремонтных цехов; медницкие, термические,котельные и др. участки.
Категория Д. Впроизводстве обращаются несгораемые вещества и материалы в холодном состоянии.
К этой категории вМинречфлоте относят: механо – сборочные цеха, участки приготовления латексно –цементных мастик, склады и кладовые с несгораемыми материалами и др. участки.
Категория Е. Взрывоопасныепроизводства. В производстве обращаются: горючие газы без жидкой фазы ивзрывоопасной пыли в таком количестве, что они могут образовывать взрывоопасныесмеси в объеме, превышающем 5% объема помещения, где по условиямтехнологического процесса возможен только взрыв (без последующего горения) привзаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом.
Сюда относяткомпрессорные станции.
Используемая литература
1. Грузинский П.П… Аварийно-спасательноедело и борьба за живучесть судна. -М.: Транспорт, 1977.
2. Разумнов В.К. и др. Охрана труда ипротивопожарная защита на речном транспорте. 1983.
3. Сухин К.М. Основы охраны труда иорганизация службы на судах Речного флота. 1988.
4. Правила безопасности труда напромышленных предприятиях МРФ РФ. 1984.
5. Устав службы на судах МинистерстваРечного Флота РФ. 1983.