Реферат по предмету "Безопасность жизнедеятельности"


Значение русского языка в культуре безопасности человека

Гафнер В.В.
Когдасоциальный класс использует язык тех,  кто его угнетает,  он становитсяугнетенным окончательно.
Русскийязык является не только национально-культурной ценностью, но и представляетсобой объект системы национальной безопасности, требующий внимания и защиты. Вкультуре безопасности человека язык занимает одно из ключевых мест, а егозначение можно определить с позиций информационно-психологической безопасностиличности и нации.
ПроведенныйК. Колиным анализ информационных аспектов проблемы национальной безопасностиРоссии показывает, что сегодня для русского языка существуют достаточносерьезные угрозы, которые не позволяют оставить без внимания эту важную, но ещенедостаточно осознанную проблему. К. Колин выделяет четыре наиболее важныеугрозы, к которым относятся [1]:
1)засорение русского языка терминами и словесными оборотами иностранногопроисхождения, не свойственными традициям русской словесности;
2)все более широкое использование в русской речи слов и оборотов жаргонногохарактера;
3)активное сокращение русскоязычного информационного пространства в «ближнемзарубежье», т. е. в новых независимых государствах, еще недавно бывшихреспубликами СССР;
4)вытеснение русского языка из зоны «дальнего зарубежья» и все большееограничение его использования в качестве одного из мировых языков международногообщения.
Основнойпосылкой указанных угроз является то, что язык — это «народообразующийстержень», который соединяет нацию воедино. Язык связывает настоящеенарода с его историческим прошлым и веком грядущим. Но самым важным предметом,ускользающим от многих исследователей, является не сам единый стержень, асоединяющая этот стержень сила языка, которая находится в заложенных смыслахслов. В языке содержится больше исторической и культурной информации оносителе, чем в самом народе, если «вживую» изучать его нравы,традиции, обычаи. Поэтому, исследуя любой древнейший язык, можно восстановить иоживить образ его носителя-народа, даже если этот народ исчез с лица земли.Поняв язык, можно осознать нормы культуры, конкретные особенности взаимоотношенийчеловека и социальной общности, в которую он включен. Например, в настоящеевремя фраза «с грехом пополам» понимается как «кое-как»,тогда как ранее она, вероятно, применялась в отношении женщин легкогоповедения, которые «добывали себе пропитание с грехом пополам».
Еслиисчезает язык, вместе с ним уходят сложный мир и самобытная культура той илииной общности. В России насильственная стандартизация жизни привела кисчезновению многих малых этносов, ибо был вытеснен их родной язык. Вместе сгибелью языка рушится жизненный мир: традиции, обычаи, культурная самобытностьмалых народностей.
Всознании каждого человека существует нормативная система, которая представляетсобой модель мира, задающая программу деятельности и состоящую из неявных иявных норм. Неявные нормы запрограммированы в языке, который отражает сложнуюструктуру бытия, систему отношений и связи между людьми. Слова действуют насознание человека через ассоциации, порождая поток образов и чувств. Например,когда русский человек слышит слова «наемный убийца», они поднимают вего сознании целые пласты смыслов, он опирается на эти слова в своем отношениик обозначаемым ими явлениям. Но если ему сказать «киллер», онвоспримет лишь очень скудный, лишенный чувства и не пробуждающий ярких ассоциаций,смысл. И этот смысл он воспримет пассивно: «Киллер — это профессия, такаяже, как маляр или токарь».
Мышлениевзрослого, нормально развитого человека неразрывно связано с речью. Речьявляется орудием мышления. Мысль не может ни возникнуть, ни существовать внеязыка, вне речи. Мы мыслим словами, которые произносим вслух или проговариваемпро себя, т. е. мышление происходит в речевой форме. Люди, одинаково хорошовладеющие несколькими языками, совершенно четко осознают, на каком языке онимыслят в каждый данный момент. В речи мысль не только формулируется, но иформируется, развивается. С другой стороны, стиль мышления человека проявляетсяв его речи.
Психологиутверждают, что развитие у человека способностей к абстрактному логическомумышлению существенным образом зависит от богатства того языка, на котором онмыслит. Кроме этого, от богатства языка существенным образом зависит и процессформирования его общего мировоззрения. Другими словами, «образ мира»,который формируется в нашем сознании, определяется не только уровнем нашихзнаний и идеологическими установками, но также и теми языковыми средствами, спомощью которых он формируется в процессе мышления.
Словав естественном языке отражают становление национального характера, типчеловеческих отношений и отношения человека к миру. Специфика языка определяетспецифику осмысления мира. При усвоении родного языка у каждого ребенкаформируется «фильтрующая сетка», заставляющая воспринимать мир вопределенных категориях.
И.С.Тургенев писал о русском языке: «В дни сомнений, в дни тягостных раздумийты один мне поддержка и опора». Чтобы лишить человека этой поддержки иопоры, достаточно исказить язык. Искажения языка происходили всегда и во всехстранах, но в наше время это явление приняло угрожающие размеры (процесс сталнеуправляемым или, наоборот, очень хорошо спланированным). Таким образом,методичную и тщательную замену слов русского языка чуждыми нам словами следуетрассматривать как манипуляцию сознанием, а не просто «засорение»языка или признак бескультурья. Постепенно происходит искажение модели мира,заложенной структурой родного языка, и навязывание чуждой модели мира, котораяпризвана обеспечить желаемые (кому-то) типы поведения. Президент РоссийскойАкадемии наук, государственный секретарь, министр просвещения А.С. Шишков ещё вXIX веке писал, что «Не одно оружие и сила одного народа опасна бываетдругому; тайное покушение прельстить умы, очаровать сердца, поколебать любовь кземле своей и гордость к имени своему, есть средство надежнее мечей и пушек.Средство медленное, но верное, и рано или поздно, но цели своей достигает.Мало-помалу налагает оно нравственные узы, дабы потом наложить и настоящиецепи, зная, что пленник в оковах может разорвать их, может еще быть горд истрашен победителю, но пленник умом и сердцем остается всегда пленником(выделено нами. — В.Г.)» [2, С. 116].
Говоряо воспитании культуры безопасности, считаем, что человек должен мыслитьобразами и категориями безопасности. К сожалению, в настоящее время процесскриминализации нашего общества оказывает значительное влияние на язык. Поэтомусчитаем, что необходимо затронуть вопрос об употреблении в нашей повседневнойречи слов и оборотов речи из блатного жаргона уголовников. Широко употребляемыетакие слова как «наезд», «зачистка», «разборка» итому подобные — это прямые заимствования из словаря представителей преступногомира нашей страны. И означают они вполне конкретные деяния. В чем разница междупроизнесением слов «милиционер» и «мент»? В измененииотношения к сотруднику правоохранительных органов того человека, кто произноситэто слово (при сохранившемся смысле слова). Это отношение — негативное, и оноимеет одни корни — криминальные.
Криминальное«заражение» речи происходит в основном через СМИ, литературу, кино имузыку. Известно, что те вопросы, которые наиболее подробно рассматриваются вэлектронных и печатных СМИ, считаются наиболее важными, тем более, если этойтеме целиком посвящена телепередача или газета с непременным употреблениемкриминального жаргона. Благодаря ежедневной деятельности СМИ меняется отношениек преступности, которая выходит из «тени», становится болеедемонстративной, публичной и легитимной. Частые показы насилия по телевидению«культивируют» устойчивое впечатление о мире как ненадежном, злом иопасном. Кроме этого, происходит привыкание к насилию.
«Жертвами»криминального жанра (боевики, триллеры, фильмы ужасов и т.д.) чаще оказываетсямолодежь с традиционно высокой степенью внушаемости, психически больные, лица снеустойчивой психикой и отсутствием сформированной профессиональной мотивации.Телевизионные образы главных героев «Бригады» и «Бумера»,дополняемые другими «раздражителями» (от музыки для мобильныхтелефонов до изображений на обложках школьных тетрадей), оказывают сильноевоздействие на симпатии подростков. Они начинают употреблять слова изкриминального словаря, не понимая заложенного в них смысла.
Налитературе уже давно лежит большая ответственность перед всем обществом запопуляризацию и романтизацию образов уголовников, но современное «криминальноечтиво» не просто выполняет «заказ» криминальной«профориентации» населения. Для некоторых категорий людей онопредставляет собой учебники, руководства к действию.
Нарадио существуют музыкальные каналы, специализирующиеся на блатной песне, получившейновое демократичное название «шансона». Популярные криминальные бардыгастролируют по всей стране с концертными программами. Они занимаются не толькопропагандой преступного образа жизни, но и вносят в него элемент романтики,которая привлекает и воодушевляет молодое поколение «брать от жизнивсе», ничего не давая взамен. В текстах песен этого жанра, как правило,восхваляется криминальный «герой» и его «подвиги», апорядочные люди откровенно высмеиваются.
Соглашаясьс суждением Т. Мироновой, что насаждаемая в наше сознание криминальнаясубкультура, «совсем не безобидна, она рождает в обществе преступнуюагрессивность, звериную жестокость, разделяет нацию на „лохов“ и»крутых", формирует в обществе криминальные идеалы. Язык преступников,которому навязчиво обучают нашу молодежь, воспитывает у нее… преступноемышление и преступное поведение.… Опасный, заставляющий содрогнуться путь кпоголовной бандитизации страны" [3].
Историяпоказывает, что введение жесткой «языковой цензуры» не приноситощутимого эффекта, но из этого не следует, что нам нужно пассивно смотреть напроисходящее, надеясь, что «язык переживал ещё и не такое, онсправится». В петровские времена, когда заимствования насаждались вприказном порядке, этот процесс происходил осознанно. Сейчас ситуацияпринципиально иная — люди добровольно употребляют заимствованные слова, поройне считаясь ни с какими смыслами (как в случае с употреблением нецензурныхслов, которое, как показывают последние научные исследования, негативноотражается даже на физическом здоровье человека).
Несмотряна немалое количество общественных и государственных организаций, заботящихся очистоте русского языка, проблема никак не решается, а судя по сегодняшнимшкольным программам — ситуация стала еще хуже. Говоря о русском языке как офакторе духовного единения многонациональной России, встаёт вопрос: «Кто икак должен заниматься вопросами сохранения языка?». Только ли лингвисты?Не только. Затронуты неразрывно связанные с мировоззрением человека сферыбезопасности личности и нации, обучения и воспитания. Слово формирует сознание,а сознание формирует бытие. Как мы говорим, так мы и живем.
Список литературы
1.Колин К. Русский язык и национальная безопасность [Электронный ресурс]. — Режимдоступа: www.rustrana.ru/article.php?nid=6783, свободный. — Загл. сэкрана.
2.Язык наш поводырь наш в рай или ад. — СПб.: Изд-во Л.С. Яковлевой, 2001. — 336с.
3.Миронова Т. Русский язык в национальной безопасности России [Электронныйресурс]. — Режим доступа: www.ndpr.ru/publication/?part=4, свободный. — Загл. с экрана.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.bezopasnost.edu66.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат The Whites Defendant Essay Research Paper White
Реферат Законодательные процессы в парламенте
Реферат Автореферат разослан 22 ноября 2011 г
Реферат Persona как субъект права. Понятие правоспособности и дееспособности в римском праве
Реферат Лидерство: стиль, ситуация, эффективность
Реферат Иностранные инвестиции в России
Реферат Аннотация рабочей программы дисциплины «Учёт и анализ: управленческий учёт» (название дисциплины) по направлению ­
Реферат Банковский кредит 4
Реферат Технічна експлуатація дорожніх машин
Реферат Геополітичне розміщення Різноманітність і багатство української природи Різноманітність і бага
Реферат Девіантна поведінка молоді як об’єкт соціологічного дослідження
Реферат Guardian Ad Litem Essay Research Paper Guardian
Реферат Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 годах
Реферат Ак и в других сферах человеческой деятельности, общепринятым является постоянное стремление к соответствию между потребностями и возможностями их удовлетворения
Реферат Алкоголизм - противоядие для проблем?