ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ РОССИЙСКИЙУНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ
Юридический факультет
Кафедра конституционного, административногои финансового права
2ИСТОРИЯ 0 2СОЗДАНИЯ 0 2В 0 2РОССИИ 0 2ЦЕНТРАЛЬНЫХ 0 2 БАНКОВСКИХ 0 2 УЧРЕЖДЕНИЙ 3.
1Курсовая работа по предмету«Финансовое право»
студента 3-го курса
Сувертока Константина
ак.группа ЮЮ-307,
ст/б960791
Научныйруководитель:
ст.преп. Макарчук З.В.
— 1 -
Заведующий кафедрой:
доц.Зеленцов А.Б.
Москва, 2000 г.
Содержание.
Введение........................................................3
Глава I. Становление кредитно-банковскойсистемы России.
Первые попытки созданияцентрального банка.............5
1. Появление в России первыхкредитных учреждений.........5
2. Новый подход к построениюгосударственной кредитно-
банковской системы. СтатусКоммерческого банка.........7
3. Реформы 60-х гг. ХIХ в. иучреждение Государственного
банка России...........................................9
4. ПреобразованиеГосударственного банка.................11
5. Итоги развитиякредитно-банковской системы России
— 2 -
в ХVIII — начале ХХв.................................13
Глава II. Государственный банк СССР какединый центр
управления советскойкредитно-банковской системой.....15
1. Формированиекредитно-банковской системы в СССР.......15
2. Кризис социалистической экономикии необходимость
экономическихреформ..................................18
Глава III. Банк России — центральноебанковское учреждение
в условиях рыночнойэкономики.......................22
Заключение.....................................................24
Список использованнойлитературы...............................25
2Вступление.
В последнее время средства массовойинформации активно обсуждают
и комментируют деятельность Банка России. В первую очередь в связи с
послекризиснойситуацией в стране и поддержанием им курса национальной
валюты. Однакоего компетенция гораздо шире. Банк России сегодня — это
орган государственной власти, верхнее звено кредитно-банковской
системы страны,учреждение, обладающее широкими полномочиями в области
— 3 -
кредитования,операций с ценными бумагами, нормотворчества и контроля.
Так,однако, было не всегда. Вообще центральный банк вРоссии
возник совсемнедавно — только в первой четверти ХХ в. Тем не менее,
опыт накоплен уже достаточно большой, поскольку первая попытка
создания в России кредитного учреждения была предпринята еще в
середине ХVII в. За прошедшие три с лишним столетия в стране
неоднократноменялась общественно-политическая обстановка, отношение к
собственности, взгляды на кредитно-денежную политику, авместе с ними
менялась икредитно-банковская система государства.
Последняя, по мнению ряда специалистов,может быть представлена в
трехформах 5* 0:
1) Совокупность независимых друг от друга, практически не
взаимосвязанныхкредитных организаций; кредитное учреждение,
выполняющее рольцентрального банка, при этом отсутствует.
2) Наличие одной банковской организации, имеющей разветвленную
сеть филиалов, которая охватывает всю страну - государственная
монополия.
3) Двухуровневая форма. Верхний уровень - центральный банк и
другиеорганы управления кредитно-банковской системой, нижний -
остальныекредитные учреждения и банковская инфраструктура.
Россия, пройдя первые две стадии, перешла уже к двухзвенному
принципу, которого придерживаются развитые страны мира.Тем не менее,
в процессестановления системы возникает множество проблем. И в первую
очередь они связаны с функционированием ее верхнего уровня, со
статусом Центрального банка РФ. Существует множество проектов и
───────────────
5* 4 См., напр.: Тосунян Г.А.,Викулин А.Ю., Экмалян А.М. Банковское
— 4 -
4правоРоссийской Федерации. Общая часть: Учебник / Под общ. ред. акад.
4Б.Н.Топорнина.-М.: Юристъ, 1999.- с. 0 451.
предложений поповоду того, в каком направлении следует развиваться
кредитно-банковскойсистеме страны. Но как бы то нибыло, совершенно
необходимо учитывать накопленный опыт и разрабатывать дальнейшую
стратегию и принципы, на которых будут основываться в своей
деятельности кредитные учреждения, опираясь в том числе и на
трехвековую историю развития кредитно-банковской системы нашего
государства, а не только бездумно перенимая западные стандарты и
технологии. В этой связи представляется интереснымпроследить, как и
почему возник вРоссии центральный банк и каким образом изменялись его
правовоеположение и полномочия.
— 5 -
2Глава I. Становлениекредитно-банковской системы России.
2Первые попытки созданияцентрального банка.
1 1. Появление в России первыхкредитных учреждений.
Начиная разговор о кредитно-банковской системе, надо в первую
очередь датьопределение этого понятия. Оно, как мне кажется, имеет
двоякий характер.
Во-первых, это совокупность банков (включая центральные ), иных
кредитныхорганизаций, филиалов и представительств иностранных банков.
Во-вторых, это отношения между указанными субъектами, их
структурная ифункциональная взаимосвязь.
То есть речь должна идти не просто о некотором количестве
организаций,осуществляющих различные банковские операции, а о наличии
организованной структуры, элементы которой связаны между собой
равноправными отношениями или отношениями подчинения, несут
— 6 -
установленные(законодательно определенные) функции и образуют таким
образомопределенную целостность и единство.
В таком виде кредитно-банковская система России появилась
сравнительнонедавно, гораздо позднее, нежели впередовых европейских
государствах, хотя попытка создать некий прообразсовременных банков
была предпринятаеще в 1665 году известным государственным деятелем, в
то времяпсковским воеводою А.Л.Ордин-Нащокиным.
Главными причинами слабости и неустойчивости русской торговли
того времени онсчитал «недостаток капиталов, взаимное недоверие и
отсутствие удобного кредита" 5* 0. В целях устранения этихнедостатков
были предложеныочень смелые для того времени преобразования, и в
числе прочего предлагалось наделить городскую управу полномочиями по
выдаче ссуд«маломочным» русским купцам. Идея эта, однако, была крайне
негативно воспринята московским боярством и еевоплощение в жизнь
вскоре пресекли.
Дальнейшие попытки организации кредитных учреждений также нельзя
назвать удачными.Так, созданный в 1733 году по Указу императрицы Анны
Иоановны банк обернулся на деле тем, что можно было бы
───────────────
5* 0 4КлючевскийВ.О. Исторические портреты. Деятели исторической
4мысли.-М.: Правда, 1990.- с.133. 0
охарактеризоватькак «казенный ломбард». Образованная ею же Монетная
контора, выдававшая ссуды под залог золота и серебра, очень скоро
прекратила свое существование ввиду незначительности кредитных
операций.
В 1754 году Правительствующий Сенатучредил банки, уполномоченные
на работу с отдельными сословиями: государственные заемные банки для
— 7 -
дворянства, образованные в Москве и Санкт-Петербурге, выдавали
ипотечные кредиты соответственно дворянам, а так называемый Банк для
поправления при Санкт-Петербургском порте коммерции и купечества
предоставлялкраткосрочные ссуды местным купцам. Организация процесса,
днако, оставляла желать лучшего - деньги помещиками в срок не
возвращались, а зачастую те даже не платили процентов, бухгалтерский
учет был развиточень плохо, процедура продажи просроченных залогов
практически не действовала, чиновники банков всячески злоупотребляли
своимположением. Все это привело в конце концов к закрытию этих
учреждений.
Подобная же участь постигла и два портовыхкоммерческих банка -
Петербургский и Астраханский, созданные Екатериной II в целях
поощрения внешнейторговли.
Государство тем временем, а надо отметить, что вплоть до начала
шестидесятых годов ХIХ века все кредитные учреждения были
государственными, не прекращало попыток создания структуры,
позволившей бы, наконец, наладить процесс выдачи-получения ссуд.
Творческий поиск властей выливался в появление все новых и новых
организаций: Сохранные и Ссудные казны, Приказы общественного
призрения, заемные банки (в том числе Государственный заемный банк).
Заметим, впрочем, что, делалось все это, как правило, не с целью
организации развитой и действительно работающей схемы покредитованию
как бы сейчассказали производственного сектора экономики или торговых
операций, а дабы поддержать переживавшее не лучшие свои времена
российское дворянство. ( Например, Павел I учредил в 1797 г.
учреждение, которое так и называлось — Вспомогательныйдля дворянства
банк ).
— 8 -
1 2. 0 1Новый подходк построению государственной кредитно-
1банковской 0 1системы. Статус Коммерческого банка.
Первая четверть ХIХ в. ознаменовалась появлением новых для
зарождавшейся кредитно- банковской системы Россииучреждений. Прежде
всего, возникли специализированные государственные органы по
регулированию кредитной деятельности: в 1810 г. Комиссия погашения
государственныхдолгов, а в 1817 г. Совет государственных кредитных
установлений. Функции первого ясны из его названия, в обязанности же
второго входилопроведение ревизии кредитных учреждений, составление и
рассмотрениезаконопроектов, затрагивающих кредитную сферу.
7 мая 1817 г. был учрежден Государственный коммерческий банк.
Причиной егосоздания было провозглашено желание облегчить и расширить
товарооборотроссийских купцов. Банк был наделен довольно широкими
полномочиями поприему вкладов, выдаче ссуд под залогтоваров, учету
простых и переводных векселей. Однако самым важным элементом его
статуса явилось то, что впервые в российскойпрактике Уставом Банка
было установлено, что его капитал и вклады не подлежат
налогообложению, описи или секвестру по частным или казенным искам и
установлен запретна использование принадлежащих Банку средств для
финансированиягосударственных расходов.
Надо, однако, заметить, что последнее положение долгое время
игнорировалось, и государство активно использовало средстваБанка для
покрытия своихрасходов (ситуация, сильно напоминающая современные
взаимоотношенияБанка России и Правительства).
Контроль за Коммерческим банком государство осуществляло путем
назначения половины директоров ( вторая половина избиралась
петербургскимкупечеством ) и утверждения министром финансов решений
— 9 -
Правления,связанных с активными операциями Банка.
Можно ли считать, что Государственный коммерческий банк был
центральным, системообразующим, иными словами, сопоставимо ли его
положение с тем, которое занимает всовременной кредитно-банковской
системе РоссииЦентральный банк, с поправками на развитость самой
системы,разумеется? На мой взгляд, нет. Дело в том, что центральный,
или системный, банк - это во-первых, учреждение, уполномоченное
государством на управление всей совокупностью кредитныхорганизаций и
наделенноесоответствующими полномочиями, аво-вторых, элемент, без
которого в принципе невозможно нормальное существование и развитие
всей системы, этоее необходимый элемент. Государственный коммерческий
банк таковым не был. Возможно из-за общего низкого уровня
немногочисленныхкредитных организаций страны, возможноиз-за сильной
зависимости от государственнойвласти, но, как бы то ни было, он не
смог стать темстержнем, вокруг которого сформироваласьбы российская
кредитно-банковская система. В середине ХIХ в. все очевиднее
вырисовываласьнеобходимость реформирования сферы кредитования.
— 10 -
1 3. Реформы 60-х гг. ХIХ в. и учреждение 0 1 Государственного
1банка 0 1России.
Началом качественно нового этапа в становлении кредитно-
банковскойсистемы страны можно назвать 1859-1860 годы, отмеченные
целым рядомвесьма значительных в этом отношении событий.
Во-первых, были ликвидированы все существовавшиегосударственные
кредитныеучреждения, прекращен прием новых вкладов, а по текущим
выплаты снизились с 3 до 2 % ( кстати, еще раньше, до 1857 г., по
частным вкладамвыплачивалось 4 % ).
Во-вторых, появились частные кредитные учреждения ( Санкт-
Петербургскоегородское кредитное общество, Херсонский земский банк,
Обществовзаимного поземельного кредита), в том числе учреждения,
занимавшиесякраткосрочным кредитованием(Санкт-Петербургский частный
коммерческийбанк, Харьковский земельный банк и др.).
Надо сказать, что долгое время не было разработано схемы
вхождения этихорганизаций в кредитно-банковскую систему, поэтому их
уставы в каждом случае специальнорассматривались и утверждались на
уровнеправительства. Только в начале 70-х гг. появились закон «О
порядке учреждения кредитных установленийземствами" и «Общие правила
о порядкеучреждения кредитных установлений частных и общественных".
Правда, еще в1862 г. принято было Положение огородских общественных
банках.Таким образом, постепенно формировалось банковское
законодательство.
В Правилах 1872 г. уже была предпринятапопытка выстроить систему
кредитныхучреждений. Они подразделялись на государственные и
негосударственные.Последние в свою очередь также делились на две
группы. В первуювходили общественные, городские иземские банки, во
— 11 -
вторую — частныебанки.
В-третьих, Указом от 31 мая 1860 г. был учрежден Государственный
банк России. С одной стороны он стал преемникомГосударственного
коммерческого банка, поскольку к нему перешли все обязательства
последнего. Но сдругой новый Госбанк — это уже совсем другой орган,
орган, получивший более широкие полномочия, более действенный набор
финансовыхинструментов, и потому занявший болеезначимое положение в
жизнедеятельностигосударства.
Государственный банк находился в ведении министра финансов и под
наблюдением Совета государственных кредитных установлений.
Непосредственное руководство осуществляли Управляющий банком и
Правление, вкоторое входили: сам Управляющий, его заместители, шесть
директоров и трипредставителя вышеупомянутого Совета.
Перечень коммерческих операций, выполнявшихся Госбанком был
весьма широк. Онзанимался:
1) приемом вкладов;
2) выдачей ссуд под залог;
3) учетом векселей и других ценных бумаг;
4) получением платежей за счетдоверителей;
5) покупкой и продажей золота и серебра, атакже процентных бумаг
за счетдоверителей и за свой счет;
6) с конца ХIХ в. эмиссией кредитных билетов (это было
монопольноеправо).
Со своего предшественника на Госбанк перешел принцип
недопустимостиописи и отчуждения его вкладов по каким-либо взысканиям
или ихиспользования для покрытия государственных расходов.
Госбанк, что немаловажно, обладал собственной сетью местных
подразделений,насчитывавшей более полусотни единиц.
— 12 -
Однако же, по настоящему центральным Госбанк не стал. Связано это
с тем, что он слишком сильно зависел отгосударственной власти и не
имел возможностипроводить самостоятельную кредитно-денежную политику.
Этим можно объяснить то, что Госбанк невыполнил возлагавшихся на
него задач: оживление торгового оборота и стабилизация денежной
системы. В концеХIХ в. министр финансов С.Ю.Витте начал работу по его
преобразованию.
— 13 -
1 4. ПреобразованиеГосударственного банка.
Надо сказать, что конец девятнадцатого столетия - это период
бурного ростаделовой активности в сфере кредитных отношений. Связано
это было сизменениями в политических и экономических реалиях того
времени. Существовавшая кредитно-банковская система уже не отвечала
потребностямстраны. Начал набирать силу процесс модернизации. Он
затронул и самикредитные учреждения, и регулировавшее их деятельность
законодательство.
Так, остро вставшая проблема крестьянского малоземелья подвинула
Госсовет к учреждению Крестьянского поземельного банка, а для
находившегося в не менее затруднительном положении дворянства был
создан (в веденииМинистерства финансов) Государственный дворянский
земельный банк. В это время был принят целый ряд очень нужных актов,
которые упорядочивали деятельность кредитных учреждений и
способствовали в целом более эффективному функционированию всей
кредитно-банковскойсистемы.
При таких масштабных изменениях Госбанк не мог быть обойден
стороной. Инициатором его преобразования выступил министр финансов
РоссийскойИмперии С.Ю.Витте.
С 1 сентября 1894 г. начало свою работу Центральное управление
Госбанка во главе с Советом банка. Последний состоял из Управляющего
Госбанком (он жепредседатель Совета), двух помощников (товарищей)
Управляющего,директора Особенной канцелярии по кредитной части,
управляющегоПетербургской конторой Госбанка, двух представителей
Министерствафинансов и по одному представителю от Государственного
контроля,дворянства и купечества. Двое последнихзаменили депутатов
от не справившегося со своими обязанностями по защите интересов
— 14 -
Госбанка и потому упраздненного Совета государственных кредитных
установлений.
Реформой была предпринята попытка придатьсистеме государственных
кредитныхучреждений в известной степени децентрализованный характер
путем передачичасти полномочий Госбанка на места, где были образованы
егоподразделения. Непосредственно Центральному управлению подчинялись
конторы, которые образовывались в наиболее крупныхгородах страны. В
их подчинении в свою очередь находились отделения. Кроме того
существовали также упрощенные виды местных подразделений — агенства,
управлениекоторыми осуществляли либо отделения, либо сами конторы.
Агенства выполняли простейшие банковские операции и выполняли
отдельныепоручения вышестоящих структур. В начале ХХ в. Госбанк<