Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Депрессивные состояния у подростков и их коррекция

АстраханскийГосударственный УниверситетДипломная работа
на тему:«Депрессивные состояния у
подростка  и их коррекция»
Выполнил:
Ст-т гр. 653 ППФ
Мазурова Ю.А.
Проверил:
Майсак Н.В.
Астрахань, 2004г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава1. Депрессивные состояния как психологический феномен …………...6
1.1.Депрессия как эмоциональное состояние личности ………………………6
1.2.Характеристика депрессивных состояний у подростков ………………...12
1.2.1    Основныепричины и факторы, влияющие на возникновение депрессивных состояний уподростков …….................................................12
1.2.2.Особенности протекания депрессивных состояний у подростков ...22
1.3.Психологические подходы к диагностике и коррекции депрессивных состояний уподростков ………………………………………………………...32
Глава2. Эмпирическое исследование депрессивных состояний у подростков………………………………………………………………………..39
2.1.Диагностика депрессивных состояний у подростков ……………………39
2.1.1.Применениеопросника CDI(«Описаниедетской депрессии») в изучении депрессивных состояний у подростков ……………………….39
2.1.2.Использованиеопросника СПА («Социально-психологическая адаптивность») для выявлениядезадаптации у подростков …………….42
2.1.3.Применение стандартизированной беседы и теста Люшера для подтверждения состояниядепрессии у подростков ……………………..46
2.2. Программа коррекционной работы с депрессивнымиподростками …………………………………………………………………………………….52
2.3.Анализ коррекционной работы с депрессивными подростками ………..59
Заключение…………………………………………………………...................64
Списоклитературы ……………………………………………………………..68
Приложение…………………………………………………..............................71
Введение.
Эмоциональная сфера личности всегда являлась предметом пристальноговнимания психологов. Исследованиями в этой области занимались какотечественные, так и зарубежные ученые (Адлер А.,       Изард К.Э., Павлов И.П., Сеченов И.М.,Селье Г., Фрейд З., Юнг К., и др.). Еще античные философы отметили, что врадости человек совершенно другой, чем в горе, и это касается не только еговнешности, поведения, поступков, но и характера влияния на других людей. Вситуации угрозы, опасности, обиды происходят изменения в эмоциональной сфереличности, что является предпосылкой развития стрессовых реакций, следствиемкоторых являются тревожность, невротичность, депрессия.
К началу третьего тысячелетия на одно из первых мест выходитпроблема депрессивных расстройств. По этому поводу во всем мире ведутсяобширные и интересные исследования. По данным Всемирной организацииздравоохранения(1998г.) депрессии подвержено от 5 до 15 % всего населенияземного шара. По прогнозам американских исследователей к 2010-2030 годудепрессия выйдет на первое место по распространенности. Профессор О. П.Вертоградова провела исследование, в котором показала, что в рамкахпсихоневрологического диспансера депрессивные расстройства составляют 1%, примассовом обследовании на промышленном предприятии обнаружилось уже 26%, а средиобратившихся на прием к терапевту в городскую поликлинику доля таких больныхсоставляет 68%. Депрессия настолько распространена, что ее часто называют“болезнью XXвека”.
Современный подросток живет в мире, сложном по своемусодержанию и тенденциям развития. Эмоциональное неблагополучие подростка – одиниз объектов пристального внимания: школьных психологов, педагогов, родителей.Своевременная  и качественная диагностикаподобного неблагополучия, адекватные коррекционные меры могут уменьшить рисквозникновения  нежелательных тенденций вразвитии личности. Одно из ярких проявлений подобного неблагополучия –депрессивные состояния.
В 60-70 г.г. ХХ столетия подростковая депрессивностьупоминалась лишь зарубежными исследователями и только в клиническом смысле (Эйслер,1958г., Оффер, 1969г., Раттер, 1976г., Ковакс, 1984г.). В 90-е г.г. ХХ века и вначале ХХIвекапроизошли серьезные изменения в исследовании депрессии у подростков. Взарубежной  и отечественной наукенаблюдается значительный рост интереса к этой проблеме со стороны психологии –общей, педагогической, возрастной. Появились фундаментальные теоретическиетруды, крупномасштабные исследования (Коул, 1991г., Ратерсон и Капалди, 1990г.,Ковакс, 1992г., Хейманс, Подольский, 1996г.) Депрессивные состояния вподростковом возрасте встречаются относительно редко (5-6%), но эти состоянияопасны по своим последствиям; они осложняют процесс взросления и могут приводитподростков к дезадаптации.
     Поскольку депрессивные состояния уподростков изучены недостаточно, это существенным образом ограничиваетвозможности психологов в отношении коррекционной работы. Следовательно,проблема данного исследования состоит в изучении специфики депрессивныхсостояний у подростков и нахождение оптимальных способов их коррекции.
Объектомисследования выступают депрессивные состояния у подростков.
Предметисследования —  процесс коррекциидепрессивных состояний у подростков.
Цельисследования: выявление оптимальных методов психологической  коррекции и осуществление коррекциидепрессивных состояний у подростков.
Гипотеза: депрессивныесостояния подростка имеют определенные психологические особенности,своевременная коррекция которых позволяет повысить адаптивность подростков испособствует профилактике возможной дезадаптации.
Всоответствии с целью поставлены следующие задачи:
1.    Проанализировать теоретическую и научно-практическуюлитературу    по проблеме исследования.
2.    Выявить специфику депрессивных состояний вподростковом                  возрасте.
3.    Определить оптимальные приемы, методы, пути коррекциидепрессивных состояний в подростковом возрасте.
4.    Разработать и апробировать программу коррекциидепрессивных состояний в    подростковомвозрасте.
База исследования: СОШ № 4 г. Астрахани.
Испытуемые – 62 подростка, 8-9-ых классов.
Методыисследования: опросники CDI(«Описаниедетской депрессии») и СПА («Социально-психологическая адаптивность»),индивидуальная стандартизированная беседа, тест Люшера.
Работасостоит из введения, двух глав, заключения, приложения.      Основное содержание работы изложено на 70 страницах.
1.1Депрессиякакэмоциональное состояние личности
Депрессия — это аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном,изменениями мотивационной сферы, когнитивных представлений и общей пассивностьюповедения. Субъективно человек испытывает, прежде всего, тяжелые, мучительныеэмоции и переживания — подавленность, тоску, отчаяние. Различаютсяфункциональные состояния депрессии возможные у здоровых людей в рамкахнормального психического функционирования, и патологическая депрессия,являющаяся одним из основных психиатрических синдромов. Использование в даннойдипломной работе термина «депрессивное состояние» опирается напсихологическую составляющую данного понятия. Термин «депрессивноесостояние» относится к классу психических состояний, обладая необходимыми дляэтого психологическими характеристиками (психическое состояние — это понятие,используемое для условного выделения в психике индивида относительно статичногомомента).
Депрессивноесостояние включает в себя две составляющие: 1) субъективное переживаниеотрицательного аффекта; 2) симптомы его выражения в поведении, мимике, жестах,определенных сдвигах во внутренней среде организма. При депрессии какзаболевании учитывается и третий компонент — патогенетические механизмы,лежащие в основе заболевания, одно из проявлений которого — эмоциональныенарушения.
Депрессиивсегда реализуются в неразрывном единстве психических и соматических изменений,имеющем определенную динамику на разных этапах развития депрессивных состояний.Более того, в ряде случаев сдвиги в соматической сфере организма могутопережать психопатологическую симптоматику или же выступать на первый план вклинической картине депрессии. С точки зрения психологии, соматическиеизменения и расстройства возникают вследствие психических нарушений, в томчисле и вследствие депрессии. Депрессия как функциональное расстройствовозникает в результате определенных психических изменений.
По мнениюизвестного психотерапевта Покрасса Михаила Львовича, депрессия — это проявлениеи необходимый инструмент осознанной или неосознанной перестройки мотивационнойсистемы ценностей — инструмент выбора, механизм самостроительства илисаморазрушения. Депрессия возникает всякий раз, когда человек сталкивается сотсутствием условия, без которого для него невозможно удовлетворение егоценностей, сохранение целости „Я“ или самой жизни, невозможноосуществление важной для него активности.[1]
Депрессия, помнению американского психотерапевта Ш.Трикетт, часто является следствиемтревоги.  В состоянии тревоги действиячеловека ускоряются, а при депрессии — наоборот, замедляются. Депрессия выступает   вынужденным отдыхом организма после тревоги.
Ш.Трикеттподчеркивает, что депрессивное состояние в большей или меньшей степенидействует на всего человека, перестраивает всю его структуру – начиная отмыслей, заканчивая его поведением.  Хотяэти изменения могут происходить постепенно, депрессивный человек отличается оттого, каким он был до начала депрессии. Возможно даже, что  он становится собственной противоположностью.[2]
Наиболееочевидный и типичный признак депрессии — тоскливое настроение, а такжепереживание подавленности, одиночества или апатии. Человек в состояниидепрессии может плакать, даже тогда, когда казалось бы нет очевидного поводаили, наоборот, утрачивает способность плакать при подлинно тяжелых событиях.Гнетущее ощущение подавленности, опустошенности, полной безнадежности являютсясимптомами депрессивных расстройств большинства людей. Мрачное расположениедуха — не просто печаль, это мучительная душевная боль. Однако печаль отмечаюту себя не все страдающие депрессией. У детей и подростков состояние депрессиипроявляется чаще в форме не унылого настроения, а раздражительности. Молодыелюди в состоянии депрессии в основном капризны, легко раздражаются и говорятони главным образом о собственном «уродстве», «глупости», освоей «бесполезности». Иные взрослые в состоянии депрессии такжебывают совсем не печальны, а брюзгливы, ворчливы и даже гневливы и враждебны.Пожилые же чаще жалуются не на подавленное настроение, а на неприятныефизические ощущения и боли.
Курпатов А.В.считает, что в депрессии многие замыкаются в себе, отгораживаются от других.Характерно, что человек в состоянии депрессии имеет весьма негативный взгляд насамого себя. Он убежден в собственной беспомощности и полном одиночестве набелом свете. Обвиняет себя за самые тривиальные погрешности и недостатки. Длядепрессивных людей характерен пессимистичный взгляд на себя, мир, собственноебудущее. Депрессивный человек теряет интерес к тому, что происходит вокруг, изачастую не получает удовольствия от тех занятий, которые обычно его радовали.Он часто испытывает трудности в принятии, а также в выполнении уже принятыхрешений. [3]
По мнениюКовалева Е.В., во время депрессии преобладают устойчиво-негативные, безнадежныемысли о будущем и настоящем. Они могут быть смешаны с раздумьями о смерти исамоубийстве. Человек в депрессии чувствует себя одиноким, неполноценным,безнадежным и бесполезным: он пессимистично настроен по отношению почти ковсему.  До 80% всех депрессий протекают ссуицидальными тенденциями (мысли о самоубийстве и попытки свести счеты сжизнью).
Кроме того,по мнению Ш.Трикетт, человек в депрессии может испытывать трудности ссосредоточением, вниманием, памятью и принятием решений. Поэтому у людейстаршего возраста потеря ориентации, возникающая вследствие депрессии, можетбыть ошибочно принята за старческое слабоумие и помешательство. И как самоекрайнее проявление, возможна непоследовательность и хаотичность мыслей.
Чрезмернаятревога и ужас перед настоящими событиями также могут сопровождать депрессию:согласно исследованиям, более 60 процентов людей, страдающих депрессией,чувствуют сильную тревогу; у них может нарушиться обычный аппетит и сон.Большинство теряет вес, но некоторые в результате своей болезни начинают естьеще больше, а бывает, то объедаются, то вообще ничего не едят. Сон и усталостьтакже являются основными проблемами. Люди, страдающие депрессией, могут ранопросыпаться, иногда не могут заснуть вообще или спят намного больше, чемобычно. Даже если они спят, то сон их, как правило, беспокойный, безсновидений, им трудно заснуть или их мучают кошмары, наполненные образамисмерти, разрушения и тьмы. Следовательно, сон мало облегчает их всепоглощающеечувство усталости и у них наступает истощение.
Кроме того,депрессию может сопровождать потеря интереса к сексу. Для некоторых людей,страдающих депрессией, необходимость половой близости переходит в ненасытныйголод, который приводит к постоянной тревоге, что их оставят или отвергнут.Отвращение к себе и обесценивание себя, особенно если оно касается чувстванеполноценности по поводу своего тела, может стать средоточием депрессии.
Апатичность инеспособность закончить работу, а также трудности, возникающие при чтении и изучении,-все это симптомы депрессии. М.Голант отмечает, что при депрессии «…каждый вздохможет сопровождаться глубокими стонами. Некоторые люди постоянно заливаютсяслезами или просто находятся на грани потери самообладания, плача по каждомумалейшему поводу. Одни сутулятся и еле волочат ноги, другие,наоборот, возбуждены и нервозны.Некоторые, страдающие депрессией, способны функционировать, несмотря на свойнедуг, тогда как другие не способны даже выполнять простые повседневные дела,например, одеться, приготовить еду или поесть, помыться или пойти на работу»[4]. Всеэти симптомы взаимодействуют друг с другом и накладываются друг на друга, а недействуют в одиночку. Один симптом может приводить к другому, и в итоге человекначинает «скатываться вниз». Справиться с этим в одиночку сложно,помощь специалиста способна помочь человеку в этой ситуации.
Специалистов интересовали не только проявлениядепрессии, но и ее причины, среди которых А.Лоуэн выделяет такую какпреследование нереальных целей. Основными человеческими потребностями, кромефизиологических, являются любовь, самовыражение и свобода.
Преследуя наши иллюзии, мы ставим перед собойнереальные цели, то есть те цеди, достижение которых, по нашему убеждению,сделает нас свободными, и восстановит наше право на самовыражение. и даст намспособность любить. Причем нереальными являются не сами цели, а вознаграждения,которые должны последовать после их достижения. Среди целей, которые многиепреследуют, можно выделить следующие: богатство, успех и слава. Никакоеколичество денег не может обеспечить внутреннего удовлетворения, которое самопо себе делает жизнь радостной и ценной. В большинстве случаев стремлениеприобрести богатство отклоняет энергию от деятельности более творческой, болеесамовыразительной и ведет к обнищанию духа.
Депрессия стала таким распространенным явлением в нашидни,  потому что мы живем в нереальности,и большая часть энергии уходит на преследование нереальных целей. Человек будетдо тех пор подвержен депрессии, пока будет искать источники для самореализациивне себя. Если он будет думать, что, имея все материальные преимущества,которыми обладают его соседи, станет более важным, будет в большей степени человеком, будет жить в мире с собой, то может горькоразочароваться. А с разочарованием придет и депрессия.
Людей можно разделить на две категории:сосредоточенных на внешнем мире и его ценностях и живущих своим внутренниммиром. В широком смысле внутренне-ориентированный человек обладает сильным иглубоким чувством самости. В отличии от человека внешнего мира его поведение ивзгляды мало подвержены влиянию постоянно меняющихся условий внешнегоокружения. Его личность имеет внутреннюю стабильность и порядок, находится натвердом фундаменте самоосознания и самопринятия. Он крепко держится на ногах изнает, на чем он стоит. Все эти качества отсутствуют у человекавнешне-ориентированного, который в сильной зависимости от окружающих, особеннов своей эмоциональной сфере. Лишенный поддержки других он впадает в депрессию.Еще одним различием между человеком внутреннего и внешнего мира является то, вочто они верят. Человек, сосредоточенный на своем внутреннем мире, верит в себя.Человек, сосредоточенный  на внешнеммире, верит в других людей, поэтому он всегда рискует столкнуться сразочарованием.
Итак, придепрессии страдают практически все сферы – эмоциональная, интеллектуальная,волевая и обязательно мотивационная, что проявляется как субъективно в жалобахклиента, так и объективно – в изменении поведения. Стойкое снижение настроенияпри депрессии сочетается с утратой интереса к тому, что раньше воспринималоськак привлекательное, приносящее удовлетворение или радость – различные формыдосуга, общения, чтение книг, хобби и пр. Пропадет не только чувствоудовлетворения в результате такой деятельности, у страдающего депрессией нетмотивации, не возникает желание приступить к этой деятельности, а интерес ксамой деятельности сменяется равнодушием и раздражением, эти нарушениясоставляют один из главных диагностических признаков депрессии, который обозначаетсякак «утрата интереса и удовольствия».
Лод
Лодол
олроддж
1.2. Характеристика депрессивныхсостояний в подростковом возрасте
1.2.1. Основные причины и факторы,влияющие на возникновение депрессивных расстройств у подростков
Биологические изменения в процессеполового созревания, равно как и социальные перемены, связанные с переходом изначальной школы в средние и старшие классы, — все это требует громадных усилийдля психологического приспособления у подростков.
Ученые считают, что вероятность возникновенияу подростков депрессии повышают следующие факторы:
·           Негативный образ тела (по мнению многих специалистов, можетприводить к депрессии и расстройствам пищевого поведени).
·            Возросшая способность ккритическому осмыслению развивающейся личностью своего будущего (может повышатьриск развития депрессии, когда подростки фиксируются на возможных негативныхисходах).
·           Дисфункция семьи или проблемы психического здоровья родителей (могутвызывать стрессовые реакции и приводить к депрессии и поведенческим расстройствам).
·           Супружеские разводы или развод и экономические затруднения в семье(вызывают стресс и депрессию).
·           Низкая популярность среди сверстников (устойчиво связывается сдепрессией в подростковом возрасте и служит одним из самых надежныхпредсказателей депрессии у взрослых).
·           Низкая школьная успеваемость (ведет к развитию депрессии инарушениям поведения у мальчиков, но не сказывается столь негативно на девочках).
У подростков естественной частью процесса развития являются ролевыепереходы. Ролевой переход определяется как проблема в адаптации кжизненным умениям, требующим исполнения новой роли. Изменение роли сопровождаетпереходы из одной стадии жизни в другую: из детства впериодполового созревания, из средней школы в колледж, от роли незамужней девушки кроли жены и т.д.
Для подростков ролевые переходы являются естественнойчастью процесса их развития (окончание школы, планирование работы или карьеры,романтические отношения). Эти изменения воспринимаются как традиционные, и сними обычно успешно справляются. Проблемы обычно возникают, если родители немогут принять изменений, сопутствующих переходу (например, желание подросткабольше времени проводить с друзьями и меньше – с семьей), или когда подростокне может сам справиться с изменениями. Однако ролевые переходы также могут бытьнавязаны подростку в результате непредвиденных обстоятельств, как, например,болезнь родителя. Способность подростка справляться с непредвиденнымиобстоятельствами зависит от предшествующего психологического развития и социальнойподдержки в настоящий момент.
Ученые считают, что необходимость измененияисполняемых ролей возникает в результате нескольких причин:
1.ухудшения социальной активности в результатедепрессии,
2.психологической и социальной незрелости,
3.проблемы между подростком и родителями,
4.изменений, вызванных неожиданным событием.
Таким образом, депрессия может привести к появлению проблемв ролевом переходе.
Э. Эриксон описал изменения и основные задачи,связанные со стадиями развития подростка и взрослого человека. Естественные дляподростка переходы таковы:
1.переход в период полового созревания,
2.сдвиг от групповых отношений к парным,
3.начало сексуальных отношений и проявление желаний,
4.отделение от родителей и семьи для достижениянезависимости,
5.стремление найти работу, чтобы обеспечивать себяфинансами,
6.принятие на себя ответственности за свое будущее,планирование карьеры.[5]
Проблемы, возникающие во время этих переходов, связаныс понижением самооценки, неспособностью оправдать ожидания свои и семьи,растущим давлением и ответственностью, давлением ровесников, направленнымповедением, соответствующее группе, неспособностью уйти от зависимости от семьииз-за недостаточной уверенности в себе или нежелания семьи отделяться.Подростки, впадающие в депрессию в последние годы учебы в средней школе, обычнообеспокоены растущим давлением и ответственностью за принятие решений о своембудущем.
Депрессия может привести к искажению восприятияподростком и нормального ролевого перехода. Подросток в таком случае начинаетвоспринимать  свой переход как потерю илинеудачу. Подросток может почувствовать неспособность исполнять новую роль илинедовольство ограничениями в ней. Депрессия может усугубить проблему и привестик появлению у подростка постоянного чувства безнадежности, к неспособностиприспособиться к новой роли или найти способ изменить ее так, чтобы она лучшесоответствовала потребностям подростка. В результате переход влияет напонижение самооценки и появление ощущения неудачи вследствие неспособности успешноисполнять новую роль. Таким образом, проблемы в ролевом переходе приводят кдепрессии.
Непредвиденные или навязанные ролевые переходывключают переход к исполнению роли родителя и изменение семейной роли,сопровождающееся возрастанием или снижением ответственности. Проблемы, которыевозникают в результате совершения навязанных переходов, часто возникают из-зачувства подростка, что он перегружен новой ответственностью, связанной семейнойструктурой, и ощущения неспособности справляться с новым давлением.Неспособность совершить ролевой переход может привести к появлению чувства потерисоциальной поддержки и трудностям в рассмотрении сопутствующих чувств – грусти,злости, страха и разочарования.
Неспособность вжиться в новую роль из-за неодобрения родителейили внешних обстоятельств может также привести подростка к депрессии.
В отечественной психологии и педагогикетрадиционно признается ведущая роль взрослого в психическом развитии подростка(работы Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, Л.И.Божович, И.В.Дубровиной,М.И.Лисиной). С первых же дней жизни ребенка социальная среда представлена емукак система семейного взаимодействия. Установлено, что такие распространенныеявления, как дисгармоничные виды семейного воспитания, служат фактором высокогориска разнообразных нарушений общего психического и особенно личностногоразвития. Показана ведущая роль семейного неблагополучия и неправильноговоспитания в формировании неврозов у подростков.
В своем труде по психогенным расстройствам удетей и подростков А.Дюрсен высказывает мнение, что в подростковом возрастевозможно развитие достаточно глубоких депрессивных расстройств, которые подчас мало,чем отличаются от таковых у взрослых. Причиной их развития автор называл,прежде всего, неправильное поведение родителей.[6]
Как показывают многочисленные исследования,депрессивные подростки чаще выходят из семей с высоким уровнем психопатологийили же из неблагополучных семей того или иного вида. Существует множествовозможных механизмов, которые могли бы объяснить такую связь. Это игенетические процессы, и экспозиция семейного нарушения, и моделирование негативныхродительских стилей и т.д. Генетическую теорию поддерживают факты,свидетельствующие о том, что подростки депрессивных родителей имеют тенденциюпоказывать те же самые психические нарушения, что и у их родителей.  
       Некоторые исследователи отмечают, что организацияструктуры семьи помогают эффективно преодолевать или переживать проблемы. Всемьях, неблагополучных в отношении межличностных взаимодействий, движение подросткак независимости рассматривается как уход от родителей, что еще более усугубляетотношения в семье, ведет к развитию депрессии. В семьях, где принято избегатьвнешних взаимодействий, и где устанавливаются сверхлояльные отношения друг кдругу, развитие подростковых депрессивных синдромов может быть следствием мифасемейного единства. Депрессивные симптомы могут также появляться вследствиетого, что подросток зеркально отражает симптомы родителей, или потому, чтоподростки в таких семьях часто социально изолированы и одиноки. В этомотношении важно заметить, что двунаправленный эффект также очень вероятен.Например, у депрессивных матерей могут быть трудно управляемые дети, что, вконечном счете, ведет к увеличению депрессии у самих материй, или дети могутдействовать таким образом, что провоцируют возникновение тех же проблем инеудач, которые привели к депрессии их матерей. Обнаруженное в одномисследовании тесное временное отношение между материнской и детской депрессиейподдерживает идею общих факторов риска. Выявлена связь депрессивных симптомов сколичеством конфликтов между подростками и родителями.
Значимые для жизни подростка отношенияобычно включают отношения с членами семьи, учителями, лучшими друзьями илицами, а которым подросток испытывает романтическую привязанность. На качествоэтих отношений может значительно повлиять депрессия, в то время, как и сами этиотношения, точнее, возникшие в них проблемы, могут привести к депрессии.Например, подросток с депрессией часто сталкивается с межличностными проблемамив отношениях с родителями, братьями или сестрами и друзьями даже после того,как их подавленное настроение было успешно устранение. Конфликты с семьей идрузьями могут также повлиять на развитие депрессивного эпизода.
 Ролевые споры в семье могут возникать, когдародители ожидают, что подросток будет полностью раскрывать им свои чувства и вподробностях рассказывать о своей жизни, в то время как подросток чувствуетпотребность отделиться от родителей и раскрывает чувства друзьям, а не всемье.  Один из особенно частыхмежличностных споров, который возникает между подростком и родителями, этоконфликт между консервативным родителем и подростком, который старается вестисебя сообразно взглядам своего поколения. Межличностные ролевые споры становитьсяпроблемой, если депрессивный эпизод подростка связан с подобнымконфликтом.  Типом спора, который,вероятнее всего, приведет к депрессивному эпизоду, является тот, в которомподросток чувствует свою беспомощность в разрешении конфликта, и спор вотношениях предполагает повторяться, способствуя развитию у подростка этогочувства. Так как  подросток чувствуетсебя непонятым и теряет надежду на взаимное общение, его самооценка падает, чтоотражается на социальном отстранении.[7]
Развод родителей отражается на спектреотношений в семье. Для детей и подростков самая острая реакция на расставаниеродителей проявляется в течение первых 6 месяцев или года после развода(Уоллерстейн и Келли, 1980). Первые несколько лет после развода дети вразведенных семьях, независимо от уровня конфликта, проявляют антисоциальноеповедение и импульсивное, агрессию, неуступчивость, зависимость,раздражительность. Они испытывают больше трудностей в социальных отношениях,больше проблем в школе. Развод родителей может привести к возникновению у подростка депрессивных состояний. При разводеродителей подростку часто приходиться приспосабливаться к другому типуотношений с ними, особенно с тем из них, кто не является опекуном.  Часто родители, которые периодически общаетсяс подростком, считают, что имеют законное право вмешиваться в занятия своихдетей иустанавливать для них правила, дажеесли находиться далеко.Дети, однако, чувствуют что, если родителя нет, он не имеет права вноситьограничения в их жизнь. Раздражение и злость на родителя, появляющаяся в такихситуациях, могут также привести к подростковой депрессии и чувствусамобеспомощности в создании более продуктивных отношений с родителями. Такжечасто подросток считает, что он может сохранить отношения родителей, приложитьмаксимум усилий, чтобы они остались вместе, но достигнув желаемого результата,переоценив свои возможности, у подростка приходит разочарование появляютсямысли о собственной несостоятельности. Он начинает самоуничижаться, снижаетсясамооценка, а вслед за ней наступает депрессия.
Следует обратить внимание наподростка в системе школьного обучения, на школьную успеваемость, навзаимоотношения с учителями и сверстниками, т.к.  депрессивное состояние у подростков накладываетотпечаток и на эту систему взаимоотношений. С другой стороны, отношения сучителями и сверстниками могут спровоцировать появление данных состояний. Нередкодепрессивные состояния у подростков дисфонически окрашены, что может порождатьконфликты с учителями и детьми, грубые нарушения дисциплины. Попыткиадминистративного воздействия при нарушениях поведения и неуспеваемости толькоусугубляет состояние депрессивного ребенка, создавая непреодолимые трудности вобучении.
Депрессии у подростков часто сопровождаютсяпотерей интереса к школьным и внешкольным занятиям. Подростки с депрессивнымирасстройствами часто прогуливают школу.
Некоторыми авторами выявлены половые различия,связанные со школьными проблемами и депрессии у детей. Д.А. Коул, исследуявыборку  подростков, обнаружил, что, хотяучителя оценивают девочек как более академически компетентных, чем мальчики,самооценка у девочек не выше, чем самооценка у мальчиков. По сравнению сучительской оценкой девочки были склонны недооценивать свою академическуюкомпетентность, в то время как мальчики имели тенденцию переоценивать ее.Тенденциянедооцениватьакадемическую компетентность была значимо связана с самоотчетом подепрессивному опроснику. Д.А.Коул связал свои находки с результатами другогоисследования, показавшими, что мальчики стремились связывать академическиенеудачи с недостатком усилий, а девочки – с недостатком способностей. Следствиеиз этого автор видит то, что девочки имели набор когнитивных обоснований,который предполагал их к депрессии. Однако нет уверенности в установлении причинности:возможно, депрессия ведет к недооценке академических возможностей. С точкизрения Д.А.Коула, этот факт требует дальнейшего исследования.[8]
Многие исследования показали, что депрессия у подростковассоциируется с их неудачами в различных типах межперсональных отношений.Депрессия у подростков связана с затруднением в установлении дружескихотношений по мнению некоторых авторов, которые объясняли это следующим образом:или социальное поведение депрессивных подростков негативно влияло на социальноеповедение их друзей, или негативный эффект депрессии повлиял на просоциальноеповедение, необходимое для развития или установления дружеских отношений. Инаяточка зрения была предложена Коулом, который предложил, что социальнаякомпетентность прямо влияет на депрессивные симптомы. В  своем исследовании он обнаружил, чтодепрессия у мальчиков лучше прогнозируется через ощущения низкой у


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ финансового состояния ОАО "Племзавод им. Свердлова"
Реферат Аналіз формування та використання прибутку підприємств нафтопереробної промисловості
Реферат Расходы бюджета на финансирование социальной сферы
Реферат Основні напрями реформування діяльності податкової міліції Державної податкової адміністрації Ук
Реферат Анализ динамики курса индийской рупии
Реферат Наследственность и влияние на человека факторов среды введение
Реферат Аспекты исчисления налогов в условиях наличия обособленных подразделений
Реферат Экономическая политика России
Реферат Організація депозитних операцій з фізичними особами в ВАТ Ощадбанк
Реферат Бизнес-план (финансовый раздел)
Реферат Боргові цінні папери підприємств
Реферат Анализ материальных и финансовых ресурсов ЛПУ методом АВС-анализа
Реферат Основной боевой танк Т-90
Реферат Банкрутство і санація
Реферат Анализ стихотворения А. Блока. «Россия»