Содержание
Стр.
Введение ………………………………………………………………………
3
1 Принципы создания банковских систем и технологий ………………….
4
2 Применение информационного обеспечения в деятельности банка
(на примере оценки кредитоспособности предприятия с помощью коэффициентов ликвидности) ……………………………………………….
13
2.1 Организационно-экономическая сущность задачи …………….
13
2.1.1 Наименование задачи …………………………………….
13
2.1.2 Цели решения задачи …………………………………….
13
2.1.3 Периодичность и сроки решения задачи ………………..
14
2.1.4 Источники поступления информации …………………..
14
2.1.5 Информационные связи с другими задачами ………….
14
2.2 Входная информация ……………………………………………..
15
2.2.1 Перечень показателей входной информации …………..
15
2.2.2 Форма предоставления входной информации …………
16
2.2.3 Способы контроля ………………………………………..
16
2.3 Выходная информация ……………………………………………
17
2.3.1 Перечень выходной информации ……………………….
17
2.3.2 Формы выходной информации ……………………………
18
2.3.3 Способы контроля ………………………………………..
18
2.4 Алгоритм решения задачи …………………………….………….
18
2.4.1 Составление алгоритма решения задачи ………………..
18
2.4.2 Выполнение действий по решению задач ………………
19
2.5 Условно-постоянные данные ……………………………………...
20
Заключение ……………………………………………………………………
22
Список используемой литературы ………………………………………….
24
Введение
Автоматизированная банковская система позволяет организовать быстрое и качественное обслуживание клиентов по широкому спектру услуг.
Основные функциональные модули системы реализуют:расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц;обслуживание счетов банков-корреспондентов;кредитные, депозитные, валютные операции;любые виды вкладов частных лиц и операции по ним;фондовые операции;расчеты с помощью пластиковых карт;бухгалтерские функции;анализ, принятие решений, менеджмент, маркетинг и др.
Создание и функционирование автоматизированных банковских технологий основывается на системотехнических принципах, отражающих важнейшие положения теоретической базы, которая включает ряд смежных научных дисциплин и направлений. К ним относятся экономическая кибернетика, общая теория систем, теория информации, экономико-математическое моделирование банковских ситуаций и процессов, анализ и принятие решений.
Цель работы – изучение применения информационных технологий в банке.
Для достижения цели решались следующие задачи:
— провести анализ принципиальных подходов к созданию банковских продуктов;
— рассмотреть один из элементов информационного обеспечения деятельности банка на примере оценки кредитоспособности предприятия с помощью коэффициентов ликвидности.
1. Принципы создания банковских систем и технологий
Автоматизация банковских технологий в новых рыночных условиях стала складываться в начале 1990-х годов, когда появились коммерческие банки. На рынке программных средств появляется ряд фирм-разработчиков, ведущие из них: «Инверсия», «Диасофт», «Асофт», «Програмбанк», «R-Style» и др. Развитие процесса автоматизации привело к предложению разнообразных банковских систем, что обусловлено не столько множеством фирм-разработчиков, но и различием самих банков по выполняемым функциям, структуре, размерам и технологии банковского дела.
Создание и функционирование автоматизированных банковских технологий основывается на системотехнических принципах, отражающих важнейшие положения теоретической базы, которая включает ряд смежных научных дисциплин и направлений. К ним относятся экономическая кибернетика, общая теория систем, теория информации, экономико-математическое моделирование банковских ситуаций и процессов, анализ и принятие решений.
Банковские технологии как инструмент поддержки и развития банковского бизнеса создаются на базе ряда основополагающих принципов:
— комплексный подход в охвате широкого спектра банковских функций с их полной интеграцией;
— модульный принцип построения, позволяющий легко конфигурировать системы под конкретный заказ с последующим наращиванием;
— открытость технологий, способных взаимодействовать с различными внешними системами (системы телекоммуникации, финансового анализа и др.) обеспечивать выбор программно-технической платформы и переносимость ее на другие аппаратные средства;
— гибкость настройки модулей банковской системы и адаптация их к потребностям и условиям конкретного банка;
— масштабируемость, предусматривающая расширение и усложнение функциональных модулей системы по мере развития бизнес-процессов (например, поддержка работыфилиалов и отделений банка, углубление анализа и т.д.);
— многопользовательский доступ к данным в реальном времени и реализация функций в едином информационном пространстве;
— моделирование банка и его бизнес «процессов, возможность алгоритмических настроек бизнес-процессов;
— непрерывное развитие и совершенствование системы на основе ее реинжиниринга бизнес-процессов.
Создание или выбор автоматизированных банковских систем (АБС) связаны с планированием всей системной инфраструктуры информационной технологии банка.
Под инфраструктурой АБСпонимается совокупность, соотношение и содержательное наполнение отдельных составляющих процесса автоматизации банковских технологий.
В инфраструктуре кроме концептуальных подходов выделяются обеспечивающие и функциональные подсистемы. К обеспечивающим относят: информационное обеспечение, техническое оснащение, системы связи и коммуникации, программные средства, системы безопасности, защиты и надежности и др. Функциональные подсистемы реализуют банковские услуги, бизнес-процессы и любые комплексы задач, отражающие содержательную или предметную направленность банковской деятельности.
Создание автоматизированных банковских технологий помимо общесистемных (системотехнических) принципов требует учета особенностей структуры, специфики и объемов банковской деятельности. Это относится к организационному взаимодействию всех подразделений банка, которое вызывает необходимость создания многоуровневых и многозвенных систем (головной банк, его отделы, филиалы, обменные пункты, внешние структуры), со сложными информационными связями прямого и обратного направления.
Другой характерной особенностью банковских технологий является многообразие и сложность видов обеспечения автоматизации деятельности банка.
Автоматизированные банковские системы (АБС) создаются в соответствии с современными представлениями об архитектуре банковских приложений, которая предусматривает разделение функциональных возможностей на три уровня (рис. 1).
Верхний уровень (front-office) образуют модули, обеспечивающие быстрый и удобный ввод информации, ее первичную обработку и любое внешнее взаимодействие банка с клиентами, другими банками, ЦБ, информационными и торговыми агентствами и т.д.
Средний уровень (back-office) представляет собой приложения по разным направлениям внутрибанковской деятельности и внутренним расчетам (работу с кредитами, депозитами, ценными бумагами, пластиковыми карточками и т.д.).
Нижний уровень (accounting) — это базовые функции бухгалтерского учета, или бухгалтерское ядро. Именно здесь сосредоточены модули, обеспечивающие ведение бухгалтерского учета по всем пяти главам нового плана счетов.
БАНКОВСКИЕОПЕРАЦИИ
Front-office
Первичный ввод информации
Платежи
Касса
Межбанковскиерасчеты
Пластиковыекарточки
Картотеки
Ценности
Векселя
Управлениепортфелями
Кредиты
Операциинаденежномрынке
Операциинафондовомрынке
Back-office
Функциональные модули
Балансовыйучет
Внебалансовыйучет
Доверительныйучет
Депозитар
ныйучет
Учетсрочныхопераций
Accounting
Бухгалтерское ядро
Рис. 1. Архитектура банковских приложений
Разделение банка на Front-office и Back-office основывается не столько на функциональной специфике обработки банковских операций (сделок) и принятия решений (обобщения и анализа), сколько на самой природе банка как системы, с одной стороны, фиксирующей, а с другой — активно влияющей на экономическое взаимодействие в финансово-кредитной сфере
Основные этапы создания АБС требуют:
- проведения функционального и информационного обследования деятельности банка;
- формирования требований к системе и их анализ;
- разработки структурно-функциональной модели банка;
- разработки информационной модели банка:
- детальной структуризации АБС общесистемного проектирования, постановок задач;
- программирования, отладки, внедрения, эксплуатации, сопровождения.
Наработанный в России опыт создания АБС к настоящему времени имеет ряд особенностей. Охарактеризуем главные из них.
Прежде всего это ориентация системы на работу с проводками. Теперь явно прослеживается отход от чисто бухгалтерского построения АБС на основе операционного дня. Высоко-технологичная АБС — это эффективное средство контроля над настоящим ипрогнозирование будущего развития финансово-кредитной деятельности банка. В любом западном банке такая система является жизненно необходимой составляющей в каждом звене банковской деятельности.
Сложились и реализуются при создании АБС и АИТ два концептуальных подхода к реализации банковских функций. Первый строится на узкой, ограниченной основе, которая воплощает ту или иную идею. Например, построение АБС ведется по принципу удовлетворения требований пользователей. Построение АБС на основе документооборота приводит к снижению эффективности банковской технологии в угоду этой идее. Без должного уровня проработки имоделирования бизнес-процессов происходит механическое наращивание задач, функций, услуг. Противоположный подход основан на самостоятельном описании и построении пользователями с помощью средств АИТ банковских бизнес-процессов и документооборота. Этот подход отличается значительной трудоемкостью, усложняет настройку системы, нередко приводит к выхолащиванию банковской специфики. В результате система может по терять свою ценность для конечного пользователя.
Трудности выбора концептуальной основы заключаются том, что на российском банковском рынке практически нет устоявшихся технологий. Автоматизация всегда отражает сложившийся технологический уровень банковского дела. Именно поэтому на выходе любых сколь угодно масштабных проектов комплексной АБС появляются системы на основе операционного дня и бухгалтерского учета.
Обращение к западным системам сопряжено с еще большими проблемами и трудностями: адаптация АБС к российской практике, неготовность банковского персонала к западным методам работы и т.д. Внедрение зарубежной АБС чревато полномасштабной внутрибанковской модернизацией. Напрашивается вывод о необходимости разумного сочетания различных концептуальных подходов.
В качестве примера такого подхода можно привести следующий. Автоматизация должна поддерживать устойчивое поступательное развитие банка на всех этапах его роста. В этих целях предлагается целое семейство совместимых АБС, каждая последующая из которых расширяет и совершенствует функциональные возможности предыдущей. Концепция поэтапною движения от младших систем к старшим названа технологической магистралью. Процесс внедрения каждой последующей системы опирается на опыт, наработанный на предыдущем этапе. В финансовом отношении тем самым соблюдается принцип сохранения и развития инвестиций. Рассмотренный подход позволяет постепенно подниматься до уровня систем мирового класса, преодолевать следствия многолетней оторванности России от мировой банковской практики.
Для выработки идеологии требуется создание многоуровневой функциональной модели работы банка, объединяющей ряд уровней и звеньев: организационный для внешних и внутренних потребностей (Front-office, Back-office, Accounting), системный (базовое учетное ядро, функциональные и сервисные подсистемы), архитектурные (сервер, клиентские приложения) и т.д.
Кроме того, модель банка должна учитывать, что предоставление банковских услуг, их программно-техническое и технологическое обеспечение осуществляется на уровне физических и юридических лиц вне банка, внутри банка и на межбанковском уровне.
К первому уровню можно отнести: автоматизацию взаимодействия типа «клиент-банк», филиалов с банком, обменных пунктов; обслуживание с помощью пластиковых карт и расчетов в торговых точках; использование средств для работы с денежной наличностью (банкоматы и другие средства). На втором уровне находится управление денежными и другими операциями, которые формируют прикладные (потребительские) свойства АБС, реализуемые внутри банков. К третьему уровню относится деятельность расчетно-кассовых центров, автоматизированных расчетных палат, межбанковских расчетных палат, клиринговых центров, обеспечение межбанковских расчетов и т.п.
Для многих российских АБС в процессе их создания основной упор делается на привлечение авангардных компьютерных технологий. Слабо учитывается специфика банковских бизнес-процессов. Во внутреннем конфликте между программистом и банковским технологом предпочтение должно отдаваться последнему. Тогда как для российских АБС характерен программистский подход в условиях механического наращивания пользовательских задач, функций, рабочих мест. Вместо локального необходим системный подход с постановками задач для верхнего и среднего звена управления.
Разработка концептуальной основы в создании АБС, ее качество, спос