ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «БРАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ»
«КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА»
Контрольная работа
Банковские технологии
1.Центральныйбанк РФ; основные понятия. 2.Система страхования вкладов.
Контрольная работа
Выполнил Т.А.Шестак
Ст.гр. ФиКзус-6
Руководитель Старший преподаватель А.М. Слинков
Братск2007/>Оглавление
Оглавление. 2
Введение. 3
1Центральный Банк РФ… 4
2Функции Центрального Банка РФ… 6
2.1Функциипо организации и регулированию денежного обращении. 6
2.2Функции по обслуживанию Правительства РФ… 7
2.3Функции по обслуживанию коммерческих банков. 8
3Денежно-кредитная политика Банка России. 9
Заключение. 14
Списокиспользованной литературы: 15/>Введение
На ранних стадиях развития кредитнойсистемы отсутствовало четкое разграничение между центральными и коммерческимибанками. Коммерческие банки широко использовали выпуск банкнот как один изисточников мобилизации капитала. По мере развития кредитной системы происходилпроцесс централизации банкнотной эмиссии в немногих крупных коммерческихбанках, в результате чего монопольное право выпуска банкнот закрепилось заодним банком, пользовавшийся всеобщим доверием коммерческих банков, чьибанкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения.Первоначально такой банк назывался эмиссионным или национальным, а в дальнейшем- центральным банком, что соответствовало его главенствующему положению,центральный банк служит осью, центром кредитной системы.
С точки зрения собственности накапитал центральные банки подразделяются на :
1. - государственные — капитал которых принадлежит государству (например, ЦБ РФ);
2. -Акционерные;
3. - смешанные — акционерные общества, часть капитала которых принадлежит государству.
Независимо от того, принадлежит илинет капитал ЦБ государству, исторически между банком и правительством сложилисьтесные связи. Правительство заинтересовано с надежности ЦБ в силу особой ролипоследнего в проведении экономической политики правительства.
Однако тесные связи с государством неозначают, что оно может безгранично влиять на политику ЦБ. Независимо отпринадлежности капитала ЦБ является юридически самостоятельным. Чаще всего онподотчетен либо законодательному органу, либо специальной банковской комиссии,образованной парламентом. />/>1ЦентральныйБанк РФ
В банковской системе России ЦБ РФ ( ЦБР ) определён какглавный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится вгосударственной собственности и на него возложены функции общего регулированиядеятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно — кредитнойсистемы страны. Центральный банк призван приводить их деятельность всоответствие с общей экономической стратегией и выступает ключевым агентомгосударственной денежно-кредитной политики, при этом со стороны ЦБРиспользуются в первую очередь экономические методы управления и только вотдельных случаях административные.
Принципы организации и деятельности Центрального банка РФ (Банка России), его статус, задачи, функции, полномочия определяютсяКонституцией Российской Федерации, Законом о Центральном Банке и другимифедеральными законами.
Уставный капитал и иное имущество ЦБ РФ являетсяфедеральной собственностью. Однако ЦБ РФ не финансируется за счет бюджета, оносуществляет свои расходы за счет собственных доходов. При этом получениеприбыли не является целью деятельности Банка России. ЦБ перечисляет вфедеральный бюджет 50% полученной балансовой прибыли по итогам года. оставшуюсяприбыль ЦБ направляет в резервы и фонды различного назначения. ЦБ подотчетенГосударственной Думе, которая назначает и освобождает Председателя Банка ичленов Совета директоров ЦБ. Она рассматривает годовой отчет ЦБ и аудиторскоезаключение, определяет аудиторскую фирму для проведения проверки годовогоотчета ЦБ.
ДеятельностьЦБ РФ в современных условиях должна быть подчинена трем целям:
1. защите иобеспечению устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности икурса по отношению к иностранной валюте;
2. развитию иукреплению банковской системы РФ;
3. обеспечениюэффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.
Банк России образует единую централизованную систему свертикальной структурой. В систему Банка входят центральный аппарат,территориальные учреждения, отделения на местах. Национальные банки республикявляются территориальным учреждениями ЦБ РФ. Территориальные учреждения неимеют статуса юридического лица и не имеют права принимать решения, носящиенормативный характер. />/>2Функции Центрального Банка РФ
Все центральныебанки выполняют аналогичные функции, которые условно можно объединить вследующие группы:
1) по организации ирегулированию денежного обращения;
2) по обслуживаниюсчетов правительства;
3) по банковскомуобслуживанию коммерческих банков;
4) по надзору иконтролю за деятельностью коммерческих банков;
5) по валютномурегулированию и валютному контролю./>/>2.1Функции по организации и регулированию денежного обращении
Центральные банки монопольно осуществляют эмиссию наличныхденег и организуют их обращение, обеспечивают стабильность и устойчивостьнациональной денежной единицы, организуют систему безналичных расчетов.
На ЦБ РФ возлагается:
1) прогнозирование и организацияпроизводства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание их резервныхфондов;
2) установление правил хранения,перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
3) установление признаковплатежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот имонет, а также их уничтожения;
4) определение порядка ведениякассовых операций для всех предприятий и организаций;
5) разработка и проведение вовзаимодействии с Правительством РФ единой денежно-кредитной политики,направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
6) установление правил осуществлениякак наличных, так и безналичных расчетов в РФ.
Для воздействия на денежное обращение ЦБ РФ в настоящее времяиспользуют следующие инструменты:
— процентные ставки по кредитам и депозитам ЦБ РФ.
— объемы кредитования коммерческих банков и объемыпривлечения средств в депозиты ЦБ РФ;
— нормативы обязательных резервов, депонирующих в ЦБ.
Нормативы устанавливаются в процентном соотношении ксреднедневным остаткам на расчетных, текущих, депозитных и других клиентскихсчетах юридических и физических лиц за прошедший месяц и вносятся за счетсредств на корреспондентском счете коммерческого банка на специальный резервныйсчет в ЦБ РФ в начале каждого месяца. Максимальная ставка нормативаобязательных резервов не может превышать 20%. Не допускается единовременноизменения норматива более чем на 5 пунктов.
7) операции по куплепродаже ценных бумаг на открытом рынке;
8) установлениеконкретных ориентиров роста денежной массы;
9) операции покупле-продаже иностранной валюты за рубли на валютном рынке./>/>2.2 Функции по обслуживанию Правительства РФ
ЦБ РФ ведет счета по учету бюджетных средств и предоставляетбанковские услуги по ведению счетов и осуществлению расчетов для ряда бюджетныхорганизаций, в первую очередь Федерального казначейства.
Согласно статье 22 Федерального закона «О Центральном банке»,ЦБ РФ не вправе предоставлять кредиты Правительству РФ для финансированиябюджетного дефицита, покупать государственные ценные бумаги при их первичномразмещении, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом офедеральном бюджете. ЦБ РФ также не вправе предоставлять кредиты нафинансирование дефицитов бюджетов РФ, местных бюджетов и бюджетовгосударственных ценных бумаг. В его обязанность входит регулирование рынка исвоевременное погашение долговых обязательств государства за счет средств,выделяемых из бюджета, а также консультирование Министерства финансов повопросам выпуска и размещения государственных ценных бумаг./>/>2.3 Функции по обслуживанию коммерческих банков
Для осуществления расчетно-кассового обслуживания ЦБоткрывает счета коммерческим банкам. С этих счетов, называемыхкорреспондентскими счетами, производится списание средств в пользу другихбанков и зачисление средств в пользу владельцев счетов или их клиентов. Дляпроведения расчетов банки хранят на корреспондентских счетах определенныйрабочий остаток. В случае недостатка средств они прибегают к кредитам другихбанков или ЦБ РФ.
ЦБ является кредитором последней инстанции для кредитных организаций. Онпредоставляет им несколько видов кредитом. Регулярное кредитованиеосуществляется под залог ценных бумаг, включенный в Ломбардный список. Однакопо решению Совета директоров в обеспечение могут приниматься и государственныеценные бумаги, не входящие в список. Для получения кредита ценные бумагиблокируются на специальном счете в депозитарии. Претендовать на получениекредита может только банк, в полном объеме выполняющий обязательные резервныетребования и не имеющий просроченной задолженности по кредитам ЦБ. При наличиидостаточного обеспечения и соблюдении требований ЦБ РФ банк может получитьнесколько видов кредитов: ломбардный кредит, одновременные расчетные кредиты(кредиты овернайт), внутридневные кредиты, стабилизационные кредиты, кредитыбанку-санатору, учет векселей, операции РЕПО, депозитные операции ЦБ РФ./>/>3Денежно-кредитная политика Банка России
Денежно-кредитнаяполитика является единой государственной политикой, которая разрабатывается ипроводится Центральным банком России (ЦБР) во взаимодействии с ПравительствомРФ. Правовой основой денежно-кредитной политики в России является Закон «ОЦентральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Цели данной политики, какследует, определяются задачами общей экономической политики государства.Конечной целью денежно-кредитной политики является снижение инфляции. Однако,следует отметить, что ЦБР не в состоянии достичь конечной цели напрямую, ондолжен выбрать промежуточную цель, достижение которой повлияет на конечнуюцель. Промежуточной целью может выступать достижение целевых ориентиров ростаденежной массы, уровня валютного курса, процентных ставок. В качествепромежуточной выбирается какая-либо одна цель, так как достижение всех целейодновременно невозможно.[1]
Обычно при проведенииденежно-кредитной политики ЦБР придерживается соблюдения целевого ориентираприроста денежной массы, которое носит название «таргетирование» (от англ. target – цель). Целевой ориентир приростаденежной массы определяется на конкретный срок, например на год вперед, номожет корректироваться в течении данного периода. Размеры денежной массынаходятся в прямой зависимости от проводимой Центральным банкомденежно-кредитной политики и в то же время тесно связаны с общими изменениямиэкономической конъюнктуры страны.
Инструментами и методамиденежно-кредитной политики в соответствии с Федеральным Законом о БанкеРоссии являются следующие:
1. процентные ставки по операциям ЦБР;
2. нормативы обязательных резервов,депонируемых в Банке России (резервные требования);
3. операции на открытом рынке;
4. рефинансирование банков;
5. валютное регулирование;
6. установление ориентиров ростаденежной массы;
7. прямые количественные ограничения;
8. выпуск от своего имени облигаций,размещаемых и обращаемых только среди кредитных организаций. [№2, ст.35]
Следует отметить, чтосамыми главными инструментами из всех являются установление минимальныхрезервных требований, регулирование официальной учётной ставки и операции наоткрытом рынке. Долгое время основную роль играли первые два инструмента,процентной ставке же отводилась своего рода вспомогательная (декоративная)роль. Рассмотрим их подробнее:
· Резервныетребования Центрального банка служат инструментом проведения монетарнойполитики государства. Это метод косвенного регулирования, который применяетсядля регулирования ликвидности банков и кредитной эмиссии.
Минимальные резервы –законодательно обязательная норма депонирования ресурсов в Центральном банке,определяемая по нормативному проценту от общей суммы привлечённых коммерческимбанком средств. Обязательные резервы размещаются на счетах ЦБР и другихкредитно-банковских учреждениях. При повышении норм обязательных резервныхтребований ЦБ сокращает суммы свободных денежных средств, находящихся враспоряжении коммерческих банков и использующихся для расширения активныхопераций; снижение нормы резервов, наоборот, увеличивает возможностикредитования .
В настоящее время в РФнорма отчисления в Фонд обязательного резервирования от всех видов привлечениясоставляет 10%, по вкладам населения – 7%. Расчётный период выполнениярезервных требований составляет 1 месяц, хотя возможны и исключения.
Однако, при длительномприменении резервных требований в качестве инструмента денежно-кредитнойполитики возникают и негативные для банковской системы последствия:
1) Повышение конкурентоспособностикредитных учреждений, на которые не распространяются обязательные резервныетребования;
2) Широкое использование операций,которые не включаются в базу исчисления суммы резервных требований.
· Важныминструментом денежно-кредитной политики является изменение процентных ставок пооперациям Банка России. Федеральный закон предусматривает, что ЦБР можетустанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций(ставки по внутридневным кредитам, кредитам «овернайт», ломбардным кредитам, атак же депозитным операциям) или сводить процентную политику без фиксациипроцентных ставок. Процентные ставки банка России представляют собойминимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Изменение ставкирефинансирования, например, играет роль сигнала, давая участникам рынкаинформацию об оценке Банком России уровня инфляции и перспектив её развития. Тем самым она оказывает влияние на информационные ожидания, а значит, наполитику хозяйствующих субъектов.
· Законом о ЦБРпредусмотрено проведение Банком операций на открытом рынке.
Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.
Для оживления экономикиЦентральный банк увеличивает спрос на ценные бумаги. Он либо фиксирует курс,при достижении которого он скупает любой предлагаемый объем, либо приобретаетопределённое количество ценных бумаг данного типа независимо от курсапредложения. Если же целью Центрального банка является уменьшение резервовбанковского сектора, то он выступает на открытом рынке на стороне предложения,проводя тем самым контрактивную политику, которая приводит к возрастаниюдоходов от государственных ценных бумаг и к потере кредитными институтами частисвоих резервов.
Так же важныминаправлениями денежно-кредитной политики Банка России являются валютнаяполитика и прямые количественные ограничения.
Банку России разрешенопроводить валютные интервенции, т.е. куплю-продажу иностранной валюты навалютном рынке для воздействия на объем рублевой массы и на курс рубля.
Одной из формрегулирования в валютной политике являются валютные ограничения, которыеиспользуются в случаях недостаточности или неэффективности практики валютныхинтервенций. Для проведения международных расчётов и обеспечения стабильностинациональной валюты Центральный банк формирует валютные резервы, которыепредставляют собой запасы иностранной валюты, находящиеся на его счетах, а также в зарубежных банках, либо вложенные в иностранные ценные бумаги (наиболеешироко используемые – государственные ценные бумаги США). Официальные валютныерезервы состоят из золота, иностранных валют, специальных прав заимствований(СДР), нетто-позиций в МВФ.
Под прямымиколичественными ограничениями понимается установление максимальных уровнейставок по отдельным видам операций и сделок, прямое ограничение кредитования,замораживание процентных ставок, прямое регулирование конкретных видов кредитадля банков и кредитных учреждений. Согласно Закону Центральный банк вправеприменять прямые количественные ограничения в исключительных случаях, в целяхпроведения государственной денежно-кредитной политики только после консультациис Правительством Российской Федерации
Сам же процессразработки и реализации денежно-кредитной политики организуется следующимобразом.
Банком Россииразрабатывается проект «Основных направлений денежно-кредитной политики напредстоящий год», который передается для рассмотрения и уточнения Национальномубанковскому совету. Далее данный проект представляется Президенту РФ иПравительству РФ. Не позднее 1 октября ЦБР представляет в Государственную Думупроект «Основных направлений» и не позднее 1 декабря – согласованные «Основныенаправления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящийгод». Указанные направления содержат анализ состояния и прогноз развитияэкономики РФ; основные ориентиры, параметры и инструменты денежно-кредитнойполитики. Государственная Дума рассматривает предложенный проект и принимаетрешение – утвердить данный проект или же нет.
Реализация утвержденнойденежно-кредитной политики целиком возложена на Банк России. Эффективностьпроводимой ЦБР денежно-кредитной политики зависит от уровня развития исостояния банковской системы. Банковский сектор является главным звеном, черезкоторое Центральный банк оказывает реальное воздействие на экономику страны.Поэтому обеспечение финансовой устойчивости и стабильности банковской системы Банк России рассматривает в качестве одного из основных направлений своейдеятельности.
Для того, чтобыбанковская система эффективно функционировала необходимо осуществлять еерегулирование посредством надзора и контроля за деятельностью коммерческихбанков и других кредитных организаций, теоретическим основам которых и будетпосвящён следующий параграф данной курсовой работы./>/>Заключение
Таким образом, Центральный банк — это государственный органфинансового контроля и регулирования в Российской Федерации.
Центральный Банк — самостоятельное учреждение, осуществляющеесвои расходы за счет собственных доходов. Он единственный банк в России,наделенный правом выпуска (эмиссии) наличных денег. Выполняет роль главногокоординирующего и регулирующего органа денежно-кредитной системы страны. Находитсяв собственности Российской Федерации.
Центральный банк РФ должен быть независимым. Иначе он неспособен быть центральным в действительном смысле этого слова (большую илименьшую часть его функций фактически будут выполнять какие-то иные органы).
В то же время независимость ЦБ РФ может и должна бытьотносительной. Другими словами, в определенных моментах он не может не бытьзависимым. Вопрос лишь в том, от чего он должен быть зависим. Представляется,что это должна быть зависимость, прежде всего и больше всего от потребностейэкономики страны (и от курса законодательной и исполнительной властей, если онправильно отражает эти потребности).
Независимость ЦБ является необходимым условием эффективностиего деятельности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочнымицелями правительства. В тоже время независимость ЦБ от правительства имеет относительный характер в том смысле, что экономическая политика не может бытьуспешной без четкого согласования и тесной увязки ее основных элементов:денежно-кредитной и финансовой политики. В конечном счете, любой ЦБ в той илииной степени сочетает черты банка и государственного органа./>Списокиспользованной литературы:
1. А.М. Ковалевская– Финансы и кредит, 2004г.
2. В.В Иванов –Анализ надежности банка, 1996г.
3. Г.Б. Поляка –Денежное обращение. Кредит, 2004г.
4. Колесников В.И.,Кроливецкая Л.П. «Банковское дело», 1997г.