Реферат по предмету "Банковское дело"


Страховой рынок в России

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И ЭКОНОМИКИ
Кафедра: финансы и кредит
Предмет: страхование
РЕФЕРАТ
на тему:
«СТРАХОВОЙ РЫНОК В РОССИИ»
Омск-2011.

Оглавление
Введение
Страховой рынок России в цифрах
Аналитическая информация
Финансовый кризис и страховой рынок россии
Заключение
Библиографический список
Введение
Страхование — важнейший элемент общейкультуры человека. Если каждый человек страхует свое жилье, свой бизнес, здоровьеи жизнь, то он предусмотрителен относительно будущего своей семьи, коллег и самогосебя, он смотрит в завтрашний день, обеспечивая его сегодня. Посредством страхованиячеловек реализует одну из важнейших своих потребностей — потребность в безопасности.Благодаря страхованию снижается степень такой зависимости, когда человеческие ошибкиили злой умысел, просто стихийные бедствия могут поставить отдельную жизнь, семью,бизнес на грань катастрофы.
В рыночной экономике страхованиеявляется особым механизмом, который способствует «сглаживанию» негативныхэкономических положений, а также является потенциальным инвестором, способным вкладыватьреальный капитал в развитие отечественной индустрии. В настоящее время страхование- это уже не просто финансовый механизм возмещения ущерба, а ещё и источник рефинансированиякредитного сектора или одна из крупнейших сфер институциональных инвестиций. Страхованиетакже способно заменить некоторые государственные социальные программы, снимая нагрузкус государственного бюджета. Надежная и стабильная система страхования обеспечиваетвысокий уровень экономической защиты ее участников и успешного функционированияих в рыночной экономике, что является необходимой предпосылкой роста и стабильностиэкономики в целом.
В данный момент, страхование в Россиинедостаточно развито. По основным макроэкономическим показателям Российский страховойрынок значительно уступает развитым странам. И поэтому возникает задача в должномобеспечении развития этой стороны экономическо-общественных отношений. Без осознаннойна уровне государства и общества экономической целесообразности страхования невозможносоздать прочную основу для развития страхового рынка.
/>Страховой рынок Россиив цифрах[1]
Число страховых компаний в России,зарегистрированных в Едином госреестре, сократилось на 13% (83 компании) в I полугодии2010 года относительно аналогичного периода 2009 года и составило 660 организаций.Такие данные содержатся в обзоре страхового рынка, подготовленном «Росгосстрахом».
Другой важный показатель рынка — общий объем страховых премий — в I полугодии 2010 года вырос на 5,6% в годовом выражениии составил 521,1 млрд рублей. Объем страховых выплат увеличился на 4,3% по сравнениюс прошлым годом до 367,2 млрд рублей. В минувшем полугодии наблюдался рост премийпо всем видам страхования за исключением премий по имущественному страхованию (-1,3%).Зафиксировано также снижение выплат по добровольному страхованию, страхованию жизнии имущества. Рост рынка был обеспечен увеличением объема как добровольных, так иобязательных видов страхования, считают в «Росгосстрахе».
В структуре страховой премии первоеместо занимает обязательное медицинское страхование (ОМС) — более 45%. На второмместе страхование имущества — 26%, далее следует личное страхование — 14%. В I полугодии2010 года чуть больше половины совокупной страховой премии без учета ОМС приходитсяна страхование юридических лиц (57%). Доля физических лиц составляет, соответственно,43%.
Среди действующих договоров большуючасть портфеля занимает ОСАГО (43%), на втором месте личное страхование — 26%. Ровнополовина (50%) числа заключенных договоров приходится на личное страхование, что«Росгосстрах» объясняет большим количеством полисов страхования от несчастногослучая, проданных пассажирам на железнодорожном транспорте (более 83% от всех заключенныхдоговоров по личному страхованию). На втором месте в структуре заключенных договоровнаходится ОСАГО — порядка 29% от общего количества договоров.90% заключенных и действовавшихдоговоров в I полугодии 2010 года приходилось на договоры с физическими лицами.
Таблица 1.
Характеристика страховых организаций 
2005
2006
2007
2008
2009 Количество учтенных страховых организаций (на конец года), единиц 983 921 849 777 693 Число филиалов страховых организаций 5038 5171 5341 5443 5213 Уставный капитал, млн. руб 142042 149411 156556 158722 150687 Среднесписочная численность агентов 67218 40766 37056 20346 28736 Количество заключенных договоров, млн. 138,1 133,4 147,2 157,8 120 Страховая сумма по заключенным договорам, млрд. руб 107945 134030 159848 196258 216739 Страховые премии, млн. руб. 506151 614002 775083 954754 979099 Выплаты по договорам, млн. руб. 308484 356934 486597 633234 739908
Источник: материалы Федеральной службыгосударственной статистики www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/finance/#
Таблица 2.
Финансовые результаты деятельностистраховых организаций 
2005
2006
2007
2008
2009 Прибыль прибыльных организаций, млрд. руб 29,7 34,5 29,3 23,5 36,4 Доля прибыльных организаций в общем объеме, % 84,9 83,2 86,7 80,2 86,9
Источник: материалы Федеральной службыгосударственной статистики www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/finance/#
Как видно из представленных таблиц,количество страховых организаций и их филиалов, а также число страховых агентовимеет ярко выраженную тенденцию к снижению. Однако совокупный уставный капитал нетолько не сокращается, но и напротив растет, что свидетельствует об активных процессахслияния-поглощения на рынке. Финансовые показатели подчеркивают поступательное развитиерынка. В частности увеличивается объем страховых премий и прибыль страховых организаций. Аналитическая информация
Темп роста страхового рынка по собраннымпремиям в 2010 году составил 22%. По выплатам — 29%. При этом наибольший объем выплатпришелся именно на 2-е полугодие прошлого года. Наиболее емкий сегмент рынка страховыхуслуг (кроме ОМС) — страхование имущества, рост которого в 2010г. по сравнению с2009г. составил 15% соответственно.
Традиционно второе полугодие болеепродуктивно для сбора премий в сегментах ОМС, ОСАГО, страхование имущества, чтообеспечивает рост всего объема премий по отношению к первому полугодию. Например,в 2009г. он составил 16%, но в 2010 г. только 1%. Сокращение объема собранных премийво 2-м полугодии 2010г. по отношению к 1-му полугодию произошло в личном страхованиии ОСАГО. Наибольший регресс продемонстрировало личное страхование (сокращение объемав 2 раза).
Общий показатель уровня выплат вовтором полугодии 2009 года заметно вырос — на 12% в целом для всех сегментов. Наиболеезаметный рост уровня выплат оказался характерен для сегмента личного страхования- в 2,6 раза по сравнению с первым полугодием за счет серьезного сокращения объемапремий.
страховой рынок россия
Одним из результатов количественногоопроса, проводимого в 4-х регионах России, стало выявление высокого уровня корреляцииразмера собираемых страховыми компаниями премий с уровнем спонтанной известности,как среди физических, так и юридических лиц (0,8).
При этом СОГАЗ и РЕСО-Гарантия, являясьлидерами рынка, отличаются заметно меньшей известностью по сравнению с прочими лидерами.Обратная картина у Спасских ворот, Югории и МСК.
Что касается основных факторов, влияющихна принятие решения при выборе страховой компании, то основными источниками полученияинформации для физических лиц при выборестраховойкомпании являются рекомендации знакомых и страховых агентов. При этом самое высокоедоверие у потребителей (как юрлиц, так и физлиц) вызывают рекомендации друзей.
В сегменте страхования жизни: в Россиизанимается пока еще очень малое число компаний, поэтому мы переживаем кризис немноголегче, чем наши «старшие» братья". Хотя в молодости рынка тоже кроютсяпроблемы: «Многие компании только что начали работать, они уже „потратились“- вложили достаточно серьезные инвестиции, чтобы заниматься этим бизнесом, а теперьвынуждены резать те самые инвестиции и частично закрывать офисы, так что они в непростомположении. Выжить можно, ведя четкий мониторинг и контроль расходов». Практическийинтерес вызвало предложение г-на Бергманна о путях борьбы с кризисными явлениями:«Она должна вестись в трех направлениях. Первое — это оптимизация кадровогосостава. Хотя надо оговориться, что эта мера сама по себе абсолютно недостаточна.Проще всего уволить персонал и таким образом поправить свое финансовое положение,однако, это не выход. Мы также обязаны заниматься оптимизацией всех видов издержеки внедрять экономные решения. И третья необходимая мера — это жесткая селекция страховогопортфеля, выделение убыточных продуктов и их исключение».
Актуален и вопрос слияний-поглощенийна страховом рынке. Так, в феврале прошлого года сообщалось, что «Согаз»включил в свой состав страховую группу «Шексна», о которой упоминалосьв докладе MARCS («Шексна» некогда входила в ТОП-20 российских страховыхкомпаний). Прогнозируется, что консолидация впредь будет активной, хотя крупныхсделок с участием иностранных инвесторов пока не превидится.
Российский страховой рынок в настоящеевремя продолжает пока свое снижение. По уточненным данным за 2010 год сокращениесборов страховых премий без учета ОМС составило в рублях 7%, а с учетом официальногоуровня потребительской инфляции — 15,8%.
В то же время, для практическогоуправления страховым бизнесом в РФ существенное значение имеет привязка страховыхсумм, сумм страховых возмещений, других статей расходов страховых организаций кмировой валюте. Поэтому наиболее актуальной является «долларовая» оценкастоимостных показателей динамики рынка и каждого из его участников. В соответствиис этой оценкой отечественный рынок рискового страхования упал за 2010 год на 27%,а с учетом рублевой инфляции — на 34%. Финансовый кризис и страховой рынок россии
Пережитый российским и мировым страховымрынком кризисный период 2010 года поставил перед профессиональным сообществом ирегулирующими страховую отрасль государственными органами немало вопросов, средикоторых одним из наиболее острых стала проблема обеспечения финансовой устойчивостии платежеспособности страховщиков.
В соответствии со ст.25 Федеральногозакона от 27.11.1992г. №4015-1 «Об организации страхового дела в РоссийскойФедерации» гарантиями обеспечения финансовой устойчивости страховщиков являютсяэкономически обоснованные страховые тарифы, страховые резервы, собственные средстваи перестрахование.
И в последнее время рассмотрениеданного вопроса существенным образом активизировалось, став основным вектором измененийв страховом законодательстве.
Так, в апреле 2010 года в рамкахизменений к Федеральному закону от 27.11.1992 г. №4015-1 «Об организации страховогодела в Российской Федерации» было зафиксировано увеличение требования к минимальномууставному капиталу страховщиков с 01.01.2012 г. с 30 млн. рублей до 120 млн. рублей(кроме страховщиков, осуществляющих исключительно медицинское страхование, минимальныйразмер уставного капитала которых устанавливается в сумме тридцать миллионов рублей),и определены меры по предупреждению несостоятельности и особенности банкротствастраховых организаций. В сентябре-октябре 2010 года, в соответствии с проектом ФЗ№391338-5 также будет законодательно предусмотрено уточнение требований к структурекапитала страховой организации, введение системы внутреннего контроля и аудита,введение процедуры финансового мониторинга страховых организаций со стороны ФССНна основе систематизированного перечня финансовых показателей, возможность привлечениясубординированных займов, определение процедуры передачи страхового портфеля и введение2-летнего запрета на профессию для топ-менеджеров компаний, лишившихся лицензий.
Меры по увеличению размера уставногокапитала страховщиков можно рассматривать как своеобразную форму компенсации того,что на сегодняшний день страховой надзор работает в несколько ретроспективном режиме,принимая те или иные решения в отношении страховщиков на основании анализа предоставляемойими отчетности за прошедшие периоды времени. В этой связи, пока не имея возможностиработать в режиме онлайн, надзор обладает ограниченным спектром инструментов дляпредупреждения проблемных моментов, связанных с недостаточной финансовой устойчивостьюи платежеспособностью страховщиков. Поэтому повышение требований к минимальномуразмеру уставного капитала — действенная форма защиты сложившейся системы страхованияв целом, поскольку больший размер уставного капитала подразумевает наличие большегообъема средств, которые могут быть направлены на закрытие кассовых разрывов в случаевозникновения проблем с платежеспособностью страховой компании.
Однако, введение такого, достаточновысокого требования, к минимальному размеру уставного капитала целесообразно далеконе для всех страховых компаний, что обусловлено совершенно разными по уровню объемамибизнеса действующих на рынке игроков. К примеру, существуют региональные, кэптивныекомпании, которые действуют в очень узких сегментах рынка, с незначительным оборотом- очевидно, что для них размер уставного капитала на уровне 120 млн. рублей будет,по меньшей мере, избыточным. По этим причинам, установление единой нормы по размерууставного капитала для всех страховщиков представляется не очень логичным. Для нивелированияэтой проблемы можно было бы законодательно утвердить так называемые «размерные»классы страховых компаний исходя из объема их бизнеса и установить по отношениюк каждому из них разные требования к размеру уставного капитала.
В целом реализацию мер по повышениюфинансовой устойчивости страховщиков необходимо было разделить на два этапа. Напервом из них нужно было добиться того, чтобы страховщики обеспечили наполнениереальными активами заявленных ими на сегодня уставных капиталов, и уже на втором- повышать требования к их размеру. Иными словами, введение жесткого контроля качествана первом этапе позволило бы снизить потенциальный риск фиктивного увеличения объемовактивов под новые требования к уставному капиталу.
Федеральный закон об ответственностиза создание препятствий к банкротству финансовых организаций предусматривает введениев силу поправок к Кодексу об административных правонарушениях (КоАП) и Уголовномукодексу, устанавливающих ответственность за неправомерные действия в период процедурыбанкротства финансовых организаций, в том числе страховых.
Данная законодательная инициативаносит исключительно позитивный характер, поскольку, к сожалению, случаи, когда страховыекомпании уходят с рынка «красиво», в полной мере соблюдая процедуру банкротства- это скорее исключение, а не правило сложившейся на нашем рынке практики. Поэтомуесли людям самим не хватает правовой сознательности, то установление уголовной ответственностиза несоблюдение законодательных норм вполне справедливо. Государство должно иметьв своем арсенале инструмент, способный оказать решающее влияние на изменение достаточнопагубной для рынка ситуации.
В свою очередь, Федеральный законот 27.07.2010 N 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» определилтребования к порядку составления, представления и публикации консолидированной финансовойотчетности. При этом данные нормы применяются к отчетности за год, следующий загодом признания МСФО для применения на территории РФ.
При оценке данного законодательногоизменения хочется выразить некоторое удивление по поводу той спокойной реакции,с которой страховое сообщество отнеслось к его появлению. По-видимому, несколькурасхолаживающий эффект оказало то, что реально сдавать отчетность по стандартамМСФО необходимо будет не раньше, чем в 2015 году, что представляется достаточнодалекой перспективой. Однако, на самом деле, эти изменения носят поистине революционныйхарактер, и уже сегодня и государству, и операторам страхового рынка необходимоначинать тщательную подготовку к вступлению в силу нового формата работы. В первуюочередь, это касается разработки принципиально новых IT-систем, набора и обучениякадров, а также планирования дополнительных затрат на международный аудит, к проведениюкоторого, на сегодняшний день, готовы далеко не все страховщики.
В 2010 году Госдумой РФ приняты впервом чтении поправки в Закон РФ «Об организации страхового дела в РоссийскойФедерации» — в части регулирования профессиональной деятельности страховыхактуариев. Позитивный характер этих изменений очевиден. Страховые актуарии не случайноопределены законодательно в качестве одного из субъектов страхового дела — нарядусо страховыми компаниями, обществами взаимного страхования и страховыми брокерами.Законодательное регулирование их правового статуса очень важно с точки зрения значимостивыполняемой ими работы для всей страховой отрасли в целом. Это касается и расчетаэкономически обоснованных страховых тарифов, учитывающих финансовую устойчивостьстраховщиков, и той высокой степенью информативности, которую носит актуарная отчетностьдля надзорных органов. Ответственность, лежащая на плечах актуариев, велика — ив этом смысле требования к должному уровню квалификации и созданию СРО страховыхактуариев вполне заслуженны.
Еще одна плоскость законодательногорегулирования вопросов финансовой устойчивости страховщиков — расширение полномочийодного из основных органов страхового регулирования — Министерства финансов РоссийскойФедерации.
В настоящее время, Минфин РФ утверждаетнормативные акты, регулирующие вопросы платежеспособности и финансовой устойчивостистраховых организаций. В их числе — порядок расчета нормативного соотношения собственныхсредств страховщика и принятых обязательств, правила формирования страховых резервов,правила размещения страховщиком собственных средств и средств страховых резервов,план счетов и стандарты бухгалтерского учета, формы и состав отчетности, предоставляемойв порядке надзора, а также порядок составления статистической отчетности.
Уже в ближайшее время, в соответствиис проектом ФЗ № 391338-5, планируется введение таких новаций, как наделение Министерствафинансов РФ обязанностью по утверждению систематизированного перечня финансовыхпоказателей в целях мониторинга финансового состояния страховщиков, а также составаи объема информации, содержащийся в отчетности страховщиков, обязательной к раскрытиюв средствах массовой информации. Дополнительно предлагается наделить Министерствофинансов РФ обязанностью по установлению правил организации внутреннего контролястраховщика и требований к содержанию положения об организации и осуществлении внутреннегоаудита страховщика.
Целесообразной также представляетсяподготовка дополнительного законопроекта о внесении поправок в Закон об ОСАГО, всоответствии с которыми РСА наделяется правом квотирования БСО в зависимости отфинансовой устойчивости страховых компаний. Законопроект подразумевает, что страховыекомпании необходимо разделить на категории по параметру финансовой устойчивостии, соответственно, ввести для менее финансово устойчивых компаний ограничения повыдаче бланков строгой отчетности, а для более устойчивых по данному показателювообще отказаться от таких ограничений. Но здесь встает вопрос о том, кто определяетстепень этой финансовой устойчивости. Представляется, что Минфин РФ должен разработатьопределенные показатели финансовой устойчивости, надзор — разнести страховые компаниипо категориям на основании разработанных Минфином показателей, а РСА, в свою очередь,определить квоты по БСО для каждой из категорий. Такая комплексная цепочка позволилабы обеспечить справедливое и адекватное решение задачи квотирования, поставленнойзаконопроектом, и именно в такой реализации квотирование могло бы выступить хорошимуправленческим инструментом для страховой отрасли.
В работе также находятся проектыизменений в Приказы Министерства финансов №100н и №149н: «Правила размещениястраховщиками средств страховых резервов» и «Требования, предъявляемыек составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика».Проекты предполагают новации по исключению векселей организаций из состава активов,принимаемых в покрытие средств страховых резервов, повышению требований к частиактивов, а также изменению предельных размеров отдельных активов. Кроме того, впокрытие собственных средств и средств страховых резервов не будут приниматься активы,не являющиеся оплаченными. Данные изменения будут введены в действие с 30 июня 2011года, и, по нашему мнению, будут иметь исключительно позитивное влияние на повышениефинансовой устойчивости страховщиков.
Ряд законодательных инициатив в сфереобеспечения финансовой устойчивости страховых компаний связан с деятельностью ещеодного, не менее значимого, страхового регулятора — Федеральной службы страховогонадзора (ФССН). Инструментами для контроля финансовой устойчивости страховых организацийФССН, на сегодняшний день, являются бухгалтерская отчетность (годовая и промежуточная),статистическая ежеквартальная отчетность, проведение проверок и отправка официальныхзапросов. В качестве дополнительного инструментария контроля выступает система оценкирисков страховых организаций.
В соответствии с проектом ФЗ № 391338-5в среднесрочной перспективе планируется введение практики мониторинга финансовогосостояния страховщиков на основе систематизированного перечня финансовых показателей,утверждаемого по согласованию с органом страхового регулирования. Данная мера наделяетФССН инструментом выбора форм и методов контроля за страховщиками, включая составлениеклассификационных групп страховщиков в зависимости от факторов риска и применениемер пруденциального надзора.
Одним из направлений новых инициативМинфина РФ и ФССН является, в частности, отмена права страховщика выдавать банковскиегарантии, разработка органом страхового регулирования требований к методике расчетастраховых тарифов и критериев оценки обоснованности страховых тарифов, а также существенноеувеличение объемов раскрываемой страховщиками отчетности.
В целом, все эти законодательныеновеллы дадут надзорным органам достаточно комплексный и системный инструментарийпо контролю над финансовой устойчивостью страховых компаний. При этом особенно позитивнымдля развития отрасли могло бы стать законодательное установление необходимости предоставленияв надзорные органы и публикации в СМИ информации о деятельности страховых компанийв разрезе, утвержденном Минфином РФ. Подобное требование позволит обеспечить большуютранспарентность страхового рынка, поскольку не секрет, что, например, существующиесейчас нормы по раскрытию бухгалтерской отчетности и публикации годовых отчетов- в конечном итоге, ни о чем не говорят потребителям страховых услуг, а именно информационнаяоткрытость является одним из залогов построения цивилизованного рынка страховыхуслуг.
Кроме того, в рамках деятельностипланируемого к формированию подразделения ФССН по контролю за финансовым оздоровлениемстраховщиков в число новых функций и полномочий страхового надзора войдет принятиерешений о назначении временной администрации и о приостановлении и ограничении полномочийисполнительного органа страховой организации — соответствующие изменения введеныФедеральным законом от 22.04.2010 г. № 65-ФЗ, 27.07.2010 г. данный закон вступилв силу. Новый отдел будет входить в Управление надзора и контроля ФССН, и в настоящеевремя уже утверждено новое штатное расписание, в соответствии с которым осуществляетсянабор штатов.
Можно сказать, что инициатива понаделению надзора правом назначения временной администрации страховых организацийочень опасна. С одной стороны, она может помочь обеспечить большую степень стабильностистраховой системы, а с другой — внести определенное беспокойство в ряды страховщиков,поскольку перечень оснований, в соответствии с которыми может быть принято решениео назначении временной администрации, довольно широк, и с учетом реалий посткризисногорынка, подобную меру можно применить практически ко всем операторам отрасли.
К числу новых инициатив в контекстеобсуждаемого вопроса можно также отнести создание межведомственной рабочей группыпо мониторингу состояния финансового рынка, которая была сформирована 29 сентября2010г. Советом при Президенте РФ по развитию финансового рынка. Задачей рабочейгруппы является помощь отраслевым регуляторам оперативно обмениваться информациейи получать данные о возникновении рисков в разных сегментах финансового рынка, атакже мониторинг и оценка комплексного состояния системообразующих компаний финансовогорынка, в том числе, страховщиков.
Значимой для отрасли также станетинициатива Всероссийского союза страховщиков (ВСС) по созданию реестра страховыхагентов, поскольку, по сути своей, идея о формировании такого реестра действительнонеплохая. Но ее реализация требует должной степени проработки. Необходимость повышенияуровня квалификации агентов назрела уже достаточно давно, и она очевидна, но монополизацияпроцесса их обучения и сертификации в рамках введения реестра — это не тот путь,который будет способствовать развитию страхового рынка. Тем не менее, если даннаязаконодательная новелла будет в большей степени направлена на систематизацию и формированиеопределенной идеологии страхового рынка, то она будет более перспективной с точкизрения своей эффективности.
Заключение
В страховании реализуются определенныеэкономические отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, обращения,обмена и потребления материальных благ. Оно предоставляет всем хозяйствующим субъектами членам общества гарантии в возмещении ущерба. Вопросы формирования страховогорынка России в настоящее время привлекают большое внимание. Изучаются динамика сборастраховой премии, отраслевая структура рынка, емкость национального рынка, процессыцентрализации и концентрации страхового капитала, интеграционные и глобализационныепроцессы и другие аспекты современной рыночной ситуации. Наряду с этим проявилиськачественно новые процессы, которые требуют своего исследования, а ряд явлений предполагаетновый уровень обобщения и осмысления.
Современный страховой рынок Россиистабильно развивается, хотя и несколько отстает от зарубежных «коллег».Значительные преграды развитию создает отсутствие страховой культуры у населения.Однако перспективы развития страхования в России оптимистичны.
Библиографический список
1. Колесников Ю.А. Финансовая устойчивость страховщиков в фокусе законодательныхинициатив // www.insur-info.ru/analysis/667
2. Официальный сайт компании Росгосстрах, раздел аналитика // www.rgs.ru
3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики //http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/finance/#
4. Сайт журнала «Страхование в России и за рубежом» // insrussia.com/archives/3344
5. Шахов В.В. Страхование: Учебник для вузов / В.В. Шахов. М.: ЮНИТИ_ДАНА.- 2003. С.311


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.