СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретические особенностисистемы социального страхования РФ
1.1 Экономическая сущность, виды иособенности социального страхования
1.2 Доходы и расходы ФСС
Глава 2. Анализ доходов и расходовФонда социального страхования
2.1Анализ динамики и структуры доходов Фонда социального страхования
2.2 Анализ динамики и структурырасходов Фонда социального страхования
Заключение
Списокиспользованной литературы
Приложение 1. Выплаты, производимые Фондом социального страхования в 2008году
ВВЕДЕНИЕ
Современная рыночнаяэкономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшимзвеном которой является социальное страхование.
Становление новой моделисоциальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике исоблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.
К задачам социальногострахования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываютсязатраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих втрудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечениянеработающих и работающих членов общества.
Учитывая особую важность социального страхования, еговлияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системыобязательного государственного социального страхования, дающие возможностьзначительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечениенадежной социальной защиты населения страны.
Созданиеэффективного правового механизма социального страхования предполагаетреализацию, по крайней мере, двух основных положений. Во-первых, он долженстроиться на исторической преемственности правового регулированиясоциально-обеспечительных отношений. Это обеспечение активной роли государстване только в обязательных формах социального страхования, но и добровольных(договорных). Во-вторых, этот механизм должен основываться на сочетании общегои особенного, что означает взаимодействие международных и национальных начал,принципов правового регулирования основ социального страхования. Национальнаяспецифика форм и методов социального страхования обусловлена уровнемсоциально-экономического развития страны, ее историческими и этническимиособенностями. В этой связи, очевидно, что механическое копирование той илииной модели социального страхования или их компиляция в российскомзаконодательстве не принесет ожидаемых результатов.
В России обязательное государственное социальноестрахование представлено тремя внебюджетными фондами:
— пенсионным;
— обязательного медицинского страхования;
— социального страхования.
В формировании и использовании этих фондов есть своиособенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципамформирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны чертыбюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановоерасходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. Поэкономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятсяк внебюджетным фондам.
Актуальностьданной темы определяется тем, что в условиях рыночной экономики главным институтомзащиты человека является социальное страхование. В период социально –экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектамиизменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслениюзадач в области социального страхования в условиях развития экономики. И в этойсвязи принципиально важным является изучение теоретических основ социальногострахования, а так же концептуальных подходов к законодательной базе.
Обоснованнаясистема социального страхования — одна из предпосылок обеспечения социальнойсправедливости, создания и поддержания политической стабильности.
Как показывает опытразвитых стран, наличие сбалансированных систем социального страхования исоциального обеспечения как базовых элементов социальной защиты трудящихся ивсего населения расширяет и укрепляет трудовые ресурсы страны, усиливаетнациональный потенциал экономического роста, является необходимым условиемпроведения реформ, а также содействует политической и экономическойстабилизации общества.
Проблемы социальнойзащиты личности, отдельных социальных групп и всего населения имеютобщегосударственное значение и характеризуются статусом национальной безопасности.От решения их зависит социальное воспроизводство населения,социально-психологическое состояние людей, стабильность функционированияобщества, трансформация его в гражданское состояние.
Предметом исследованияданной курсовой работы являются система социального страхования РФ.
Объектом исследованиявыбран Фонд социального страхования, являющийся специализированнымфинансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, управляющим средствами государственного социальногострахования Российской Федерации. Фонд финансирует выплату пособий по временнойнетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка иежемесячного пособия до достижения ребенком возраста полутора лет, а такжепособия на погребение умерших.
Основная цель работы заключается в исследовании системы социальногострахования в России и поиск путей роста ее эффективности.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить сущность и все основные составляющие системы социальногострахования в России.
2. Определить роль и значение социального страхования
3. Проанализировать основные проблемы системы социального страхования ивозможные пути их устранения.
4. Провести анализ динамики доходов и расходов Фонда социальногострахования.
5. Выработать пути увеличения доходов и направления оптимизации расходовФонда социального страхования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ
1.1 Экономическаясущность, виды и особенности социального страхования
Поворот в историиразвития нашей страны от социалистического хозяйствования к рыночномупотребовал глубоких реформ не только в экономической сфере, но и в социальнойполитике. Глубокие, исключительно трудные, во многом противоречивые, ноисторически неизбежные преобразования в данной области происходили всоответствии с новыми принципами формирования социально ориентированнойрыночной экономики, сформулированными Президентом и Правительством России инашедшими отражение в статье 7 Конституции Российской Федерации от 1 декабря1993 года, которая провозгласила, что «Российская Федерация является социальнымгосударством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающихдостойную жизнь и свободное развитие человека». [1, 6] В соответствии со ст.39Конституции РФ каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение повозрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитаниядетей и в иных случаях, установленных законом. [1, 13]
Социальноестрахование — этоустановленная, контролируемая и гарантированная государством системаобеспечения, поддержки престарелых, нетрудоспособных граждан за счётгосударственного целевого внебюджетного Фонда социального страхования, а такжедругих коллективных и частных страховых фондов. С другой стороны, социальноестрахование как финансовая категория — это система денежных отношений,связанных с перераспределением национального дохода, что позволяет формироватьи расходовать фонды денежных средств для материального обеспечения членовобщества, не обладающих физической трудоспособностью или трудоспособных, но неимеющих возможности реализовать эту способность по различным причинам. [13, 47]
Государственноесоциальное страхование находится в ведении органов законодательной иисполнительной власти, формирующих государственный бюджет и его расходнуючасть. Пособия и льготы, поступающие населению через эту систему,устанавливаются законодательными и нормативными актами. Они распределяются попринципу солидарности, который означает, что выплаты не зависят от уплачиваемыхгражданином налогов и страховых взносов и определяются только степеньюнуждаемости.
Государственноесоциальное страхование осуществляется за счет специальных фондов, образуемых изобязательных взносов работодателей и, в некоторых случаях, работников, а такжедотаций из федерального бюджета на материальное обеспечение работников и членових семей. [22, 135]
Объектом социальногострахования является все население в целом или отдельные социальные группы,выделенные по критериям наличия социальных рисков. Условия государственногосоциального страхования устанавливаются законодательными и нормативными актамии носят обязательный характер. Управление фондами государственного социальногострахования осуществляется специальными государственными финансово-кредитнымиучреждениями, создаваемыми при органах законодательной или исполнительнойвласти.
Субъектамиобязательного социального страхования являются страхователи (работодатели),страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане,определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видахобязательного социального страхования.
Страхователи- организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанныеуплачивать страховые взносы и (или) налоги, а в отдельных случаях,установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страховогообеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти иорганы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральнымизаконами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачиватьстраховые взносы. Страховщики — некоммерческие организации, создаваемые дляобеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованиюпри наступлении страховых случаев. Застрахованные лица — граждане РоссийскойФедерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие потрудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иныекатегории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованиювозникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видахобязательного социального страхования. Существующая система обязательного социальногострахования в России включает в себя следующие виды:
− пенсионноестрахование работающих от социальных рисков — старости, инвалидности и утраты кормильца; страховщикомвыступает Пенсионный фонд Российской Федерации;
− страхование временной утраты трудоспособности (не совсем правильно именуемоекак «социальное страхование»); страховщик — Фонд социального страхованияРоссийской Федерации;
− социальное страхование от несчастных случаев напроизводстве ипрофессиональных заболеваний; страховщик — Фонд социального страхованияРоссийской Федерации;
− медицинское страхование; страховщики — федеральный и региональныефонды обязательного медицинского страхования. [21, 42]
Система социальногострахования имеет свои особенности. Она финансируется за счет средстввнебюджетных фондов. Государство регулирует деятельность фондов социальногострахования, определяют их виды и финансирование этих фондов, для чего онипредназначаются и где применяются. Но главной особенностью социальногострахования является величина страховых рисков. Они носят массовый характер,выражаются в больших масштабах и имеют существенные последствия.
Различают следующие видысоциальных страховых рисков:
− необходимость получения медицинской помощи;
− временная нетрудоспособность;
− трудовое увечье и профессиональное заболевание;
− материнство;
− инвалидность;
− наступление старости;
− потеря кормильца;
− признание безработным;
− смерть застрахованного лица или нетрудоспособность членов его семьи, находящихся наего иждивении.[19, 58]
Обязательное социальноестрахование — часть государственной системы социальной защиты населения,осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного измененияматериального и социального положения, в том числе по не зависящим от нихобстоятельствам. Обязательное социальное страхование образует системусоздаваемых государством правовых, экономических и организационных мер,направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материальногои социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренныхзаконодательством, — других категорий граждан вследствие признания ихбезработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности,болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступлениястарости, необходимости получения медицинской помощи, санитарно-курортноголечения и наступления других установленных законодательством социальныхстраховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Социальноестрахование отличается от личного рядом признаков:
− оно обязательно для плательщиковстраховых взносов;
− страхование производится автоматически,помимо воли и желания застрахованного;
− страхование связано с трудовымиотношениями (работой по найму) и должно охватывать только трудящихся. Выплаты,не связанные со стажем работы по найму, относятся к соцобеспечению. Главнаязадача соцстраха — предоставить работнику средства для существования на товремя, на которое он лишается заработка;
− государство курирует фондсоциального страхования, т. к. гарантирует бесперебойное поступление в негоотчислений от учреждений и предприятий (в том числе государственных) и спомощью законов определяет порядок страховых выплат.[25, 152]
Отношения по обязательному социальному страхованию возникают:
1) у страхователя (работодателя) — по всем видам обязательного социальногострахования с момента заключения с работником трудового договора;
2) у иных страхователей — с момента их регистрациистраховщиком;
3) у страховщика — с момента регистрации страхователя;
4) у застрахованных лиц — по всем видам обязательного социального страхованияс момента заключения трудового договора с работодателем.[4,10]
Косновным принципам обязательного социального страхования относятся:
− устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая наоснове эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
− всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность длязастрахованных лиц реализации страховых гарантий;
− государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту отсоциальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательномусоциальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
− государственное регулирование системы обязательного социальногострахования;
− паритетность участия представителей субъекта обязательного социальногострахования в органах управления системы обязательного социального страхования;
− обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондовконкретных видов обязательного социального страхования;
− ответственность за целевое использование средств обязательногосоциального страхования;
− обеспечение надзора и общественного контроля;
− автономность финансовой системы обязательного социального страхования.[4,51]
Социальнаяполитика в развитых странах с рыночной и социально ориентированной экономикой вкачестве важнейшего своего атрибута включает систему обязательного социальногострахования. Ее роль и значение для социальной защиты населения являютсяключевыми. Экономические, медицинские и социальные функции социальногострахования позволяют справедливо и эффективно распределять финансовые ресурсыдля работающих и членов их семей, оказывать медицинскую и социальную помощь вслучаях наступления для них социальных рисков.
Формированиесовременной системы социального страхования в России включает созданиегосударственных внебюджетных фондов страхования от важнейших социальных рисков.Они обеспечивают защиту конституционных социальных прав граждан в условияхрыночной экономики и включают деятельность Пенсионного фонда РФ, Фондасоциального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) образован постановлением Правительства Россииот 22 декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионногообеспечения в стране.
ПФРобеспечивает:
− аккумуляциюстраховых взносов и финансирование расходов, предусмотренных Положением о нем;
− контроль засвоевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, за правильным и рациональнымрасходованием его средств;
− международноесотрудничество по вопросам, относящимся к компетенции ПФР;
− проведение научно-исследовательскойработы в области государственного пенсионного страхования.
ПФРможет принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых инетрудоспособных граждан.
СредстваПФР направляются на:
− выплатугосударственных пенсий;
− выплату пособийпо уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;
− оказание материальнойпомощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
− обеспечениедеятельности ПФР.
В Россииосуществляется постепенный переход от распределительной пенсионной системы кнакопительной, суть которой состоит в том, что каждый работник в течениетрудовой деятельности осуществляет взносы, в пенсионный фонд средства которогодлительное время используются для инвестирования в экономику, а послепрекращения трудовой деятельности идут на его личное пенсионное обеспечение.Аккумуляция финансовых ресурсов в пенсионном фонде и их расходование на выплатупенсий осуществляется по установленным государством тарифам и нормативам. [22,142]
Федеральныйфонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) обеспечивает конституционное право граждан России на медицинскуюпомощь и направлен на повышение ответственности граждан, государства иработодателей в области охраны здоровья. Обязательное медицинское страхованиевведено с 1993 года, в России оно является всеобщим, составной частьюгосударственного социального страхования и реализуется посредством программ обязательногомедицинского страхования (базовой и региональных).
Согласнозакону, граждане России имеют право на:
− выбор страховоймедицинской организации, свободный выбор медицинского учреждения и врача;
− медицинскуюпомощь на всей территории России;
− предъявление искастрахователю, страховщику и медицинскому учреждению на возмещение ущербапациенту.
Для выполнения задач по обязательномумедицинскому страхованию в РФ образован Федеральный фонд обязательногомедицинского страхования. Деятельность Фонда регулируется Бюджетным кодексомРоссийской Федерации и федеральным законом «О медицинском страховании граждан вРоссийской Федерации», а также иными законодательными и нормативными актами.Положение о Фонде утверждено 24 февраля 1993 г., а 29 июля 1998 г. вместо него принят устав Фонда.
СредстваФОМС направляются на:
− финансированиеОМС проводимого страховыми медицинскими органами;
− осуществлениефинансово-кредитной деятельности по обеспечению системы ОМС;
− выравниваниересурсов городов, районов для проведения обязательного медицинскогострахования;
− направлениефинансовых ресурсов для разработки тарификации стоимости медицинских услуг;
− созданиефинансовых резервов устойчивого медицинского страхования;
− текущеесодержание. [22, 131]
Фондсоциального страхования Российской Федерации (ФСС) управляет средствами государственногосоциального страхования России. Он является специализированнымфинансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ.
Основныезадачи Фонда:
− обеспечениегражданам государственных пособий, санаторно-курортного лечения, оздоровленияработников и членов их семей;
− участие вразработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников;
− осуществлениемер, обеспечивающих финансовую устойчивость фонда;
− разработкапредложений о размерах тарифа страховых взносов;
− подготовка иповышение квалификации специалистов системы государственного социальногострахования;
− сотрудничество саналогичными фондами других государств и международными организациями повопросам социального страхования.
В состав фонда социального страхования входят:
− региональныеотделения, управляющие средствами государственного социального страхования натерритории субъектов РФ;
− центральные отраслевыеотделения, управляющие средствами государственного социального страхования вотдельных отраслях экономики;
− филиалыотделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениямифонда.
1.2 Доходы и расходы ФССВ России система социальногострахования далека от совершенства. Ее главным недостатком считается отсутствиесистемы дифференциации страховых взносов, что не позволяет задействоватьмеханизм экономической заинтересованности работодателя в снижении страховыхрисков и связанных с ними выплат.
Денежные средства Фондаявляются государственной собственностью, не входят в состав бюджетовсоответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
Средства Фондасоциального страхования формируются за счет:
− страховых взносов предприятий,учреждений, иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;
− страховых взносов граждан,занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачиватьвзносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
− страховых взносов граждан,осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право наобеспечение по государственному социальному страхованию, установленному дляработников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
− доходов от инвестирования частивременно свободных средств Фонда;
− добровольных взносов граждан июридических лиц;
− ассигнований из федерального бюджетаРоссийской Федерации на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот(пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофыили радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военногоназначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
− прочих доходов (сумм, полученных вустановленном порядке за путевки, оплаченные за счет средств Фонда; средств,возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователями других).
Основную долюдоходов ФСС составляют страховые взносы. Страховые взносы начисляются по тарифу, размер которого устанавливаетсяфедеральным законом.
Плательщиками взносовявляются:
− организации, являющиеся юридическимилицами, независимо от организационно — правовых форм, в том числе иностранныеорганизации, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерациичерез постоянные представительства;
− граждане, в том числе иностранные,осуществляющие прием на работу по трудовому договору, использующие труд наемныхработников в личном хозяйстве.
Не являются плательщикамистраховых взносов в Фонд социального страхования общественные организацииинвалидов, находящиеся в собственности этих организаций предприятия, учрежденияи объединения, созданные для осуществления их уставных целей.
Налогооблагаемой базойдля расчета страховых взносов являются все виды оплаты труда независимо отисточников финансирования и без уменьшения на сумму налогов и удержаний.
Уплата страховых взносовс оплаты труда, начисленной в иностранной валюте, производится в рублях. Дляисчисления страховых взносов оплата труда, начисленная в иностранной валюте,пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации,действующему на день начисления страховых взносов.
Если в организациидействует система оплаты труда, предусматривающая расчеты по заработной плате внатуральной форме, то фонд оплаты труда увеличивается на стоимостьсоответствующей продукции.
Страховыевзносы начисляются на оплату труда по всем основаниям работников, в том числевнештатных, сезонных, временных и выполняющих работу по совместительству, заисключением выплат, на которые в соответствии с законодательством страховыевзносы не начисляются.
Плательщикиперечисляют в бюджет ФСС не всю начисленную сумму, а разницу между суммойначисленных взносов и суммой средств, использованных плательщиками на выплатупособий по временной нетрудоспособности, беременности, родам, на погребение,санаторно-курортное лечение, физкультурно-оздоровительные мероприятия и другиецели своим работникам.
Кроме того, страхователиуплачивают в Фонд и другие платежи. К ним в частности относятся:
− расходы, не принятые к зачету в счетстраховых взносов;
− суммы по возмещению пособий,выплаченных по трудовым увечьям и профессиональным заболеваниям;
− пени, штрафы;
− сокрытая сумма оплаты труда;
− частичная оплата за путевки.
Доходы Фондасоциального страхования зависят от ставки страховых взносов и величины фондаоплаты труда в народном хозяйстве страны, который равен произведению среднейзаработной платы на численность работающего населения. Оба эти показателя вгоды реформ сокращаются, чему способствует также рост теневой экономики.Уровень же ставок социальных страховых взносов в последние годы оставалсяпрактически неизменным. В результате общие доходы государственных внебюджетныхфондов в реальном исчислении постоянно сокращаются.
Средства государственногосоциального страхования направляются на:
1) выплату пособий:
− по временной нетрудоспособности;
− по беременности и родам;
− единовременного пособия женщинам,вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
− единовременного пособия при рожденииребенка;
− ежемесячного пособия на периодотпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
− социального пособия на погребение;
2) санаторно-курортноелечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие целигосударственного социального страхования, предусмотренные законодательством:
− частичное содержаниесанаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей июношества;
− лечебное (диетическое) питание,частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей, оплатупроезда к месту лечения и отдыха и обратно и другие;
3) создание резерва дляобеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях.
Порядок формированиярезерва и предоставления из него средств (на возвратной основе илибезвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты,расходования и учета средств государственного социального страхования,утвержденной Фондом совместно с Министерством труда Российской Федерации, Министерствомфинансов Российской Федерации, Государственной налоговой службой РоссийскойФедерации и с участием Центрального банка Российской Федерации;
4) обеспечение текущейдеятельности, содержание аппарата управления Фонда;
5) финансированиедеятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающихгосударственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включаяподразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленныхзаконодательством;
6) проведениенаучно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охранытруда;
7) осуществление иныхмероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работусреди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих вреализации мероприятий по социальному страхованию;
8) участие вфинансировании программ международного сотрудничества по вопросам социальногострахования.
Средствафонда могут использоваться только на целевое финансирование указанныхмероприятий. Не допускается зачисление средств социального страхования наличные счета застрахованных.
Наибольшийудельный вес в расходах Фонда социального страхования Российской Федерации занимаютнепосредственно выплаты по социальному страхованию.
Примерно 75%взносов на социальное страхование остается в распоряжении страхователя. Поистечению финансового года, если у страхователя остаются неиспользованнымисредства, он обязан их перечислить в федеральный и региональный уровни. В то жевремя в случае превышения фактических расходов над суммой начисленных страховыхвзносов страхователь не имеет права приостанавливать выплату пособий.Недостаток средств ему возмещается за счет исполнительного органа фонда.
Что касаетсясанаторно-курортного обслуживания, то ежегодно исполнительный орган утверждаетстрахователю лимит средств, которые он может использовать на приобретениепутевок.
Основнаячасть средств социального страхования поступает работникам непосредственно отработодателей, а меньшая (примерно 22%) перечисляется в Фонд социальногострахования для перераспределения между отдельными предприятиями, учреждениями,организациями.
Министерствоэкономического развития и торговли РФ предлагает сегодня более широкоиспользовать такие рыночные механизмы, как система бонусов (скидок к тарифу) и надбавокдля страхователей в зависимости от уровня производственного травматизма инизкой заболеваемости на каждом конкретном предприятии. Речь идет о том, чтобымаксимально привязать социальные страховые выплаты, страховой тариф к реальнойситуации на конкретном предприятии. В рамках действующей системы ФСС РФ такойпривязки добиться сегодня очень сложно, поэтому предлагается перейти ксмешанной системе социального страхования и более активно привлекать в системусоцстрахования негосударственных страховщиков (акционерных страховых компаний).
Выплата пособий посоциальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей всанаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий посоциальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иныххозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется черезбухгалтерии работодателей.
Страхователь не вправеприостанавливать выплату пособий по государственному социальному страхованию ив том случае, когда фактические расходы превышают сумму начисленных страховыхвзносов. Если сумма фактических расходов по социальному страхованию превышаетсумму начисленных страховых взносов, недостающая сумма возмещается вдесятидневный срок по получении от страхователя расчетной ведомости за отчетныйквартал путем перечисления денежных средств с текущего счета исполнительногооргана Фонда на расчетный или текущий счет страхователя.
Расходы насанаторно-курортное обслуживание должны производиться страхователем в пределахнорматива, установленного ему исполнительным органом Фонда на календарный год.
Оплата путевок насанаторно-курортное лечение, в учреждения отдыха, санатории — профилактории,санаторные и оздоровительные лагеря для детей и юношества, на лечебное(диетическое) питание производится по счетам организаций, в которых ониприобретены.
Порядок частичногофинансирования санаториев — профилакториев, детских оздоровительных лагерей,детско-юношеских спортивных школ определяется исполнительным органом Фонда, вкотором зарегистрирован страхователь, согласно представленным сметам.
Расходы наадминистративные, хозяйственные и иные цели, связанные с деятельностью Фонда,его исполнительных органов осуществляются по смете в пределах ассигнований,предусмотренных соответствующими бюджетами.
На текущие счетаисполнительных органов фонда зачисляются суммы, полученные в порядкефинансирования с текущих счетов вышестоящих органов фонда, отчислений странзитных счетов, а также в порядке расчетов исполнительных органов фонда сорганизациями. С текущих счетов исполнительные органы фонда производят всерасходы согласно утвержденным в установленном порядке бюджетам и сметам.
Страхователь не вправеприостанавливать выплату пособий по государственному социальному страхованию ив том случае, когда фактические расходы превышают сумму начисленных страховыхвзносов. Если сумма фактических расходов по социальному страхованию превышаетсумму начисленных страховых взносов, недостающая сумма возмещается вдесятидневный срок по получении от страхователя расчетной ведомости за отчетныйквартал путем перечисления денежных средств с текущего счета исполнительногооргана фонда на расчетный или текущий счет страхователя.
Расходы на санаторно-курортноеобслуживание производятся страхователем в пределах норматива, установленногоему исполнительным органом фонда на календарный год. Оплата путевок насанаторно-курортное лечение, в учреждения отдыха, санатории-профилактории,санаторные и оздоровительные лагеря для детей и юношества, на лечебное(диетическое) питание производится по счетам организаций, в которых ониприобретены. По мере выдачи путевок на санаторно-курортное лечение и отдыхстрахователи относят их стоимость на расходы по государственному социальномустрахованию. Порядок частичного финансирования санаториев-профилакториев,детских оздоровительных лагерей, детско-юношеских спортивных школ определяетсяисполнительным органом фонда, в котором зарегистрирован страхователь, согласнопредставленным сметам.
Страхователи ведут учет:
− сумм начисленных страховых взносов идругих платежей в бюджет фонда;
− сумм произведенных расходов по ихвидам;
− сумм произведенных платежей в счетначисленных страховых взносов;
− расчетов по средствам социальногострахования с исполнительным органом фонда, в котором они зарегистрированы.
Финансовые отчеты обисполнении бюджета фонда составляются ежеквартально.
Порядок расчета суммединого социального налога, зачисляемого в ФСС, в целом аналогичен порядку,применяемому для Пенсионного фонда Российской Федерации. Ставки единогосоциального налога, зачисляемого в Фонд социального страхования (ст. 241 НКРФ), так же, как и для других внебюджетных фондов, дифференцированы порегрессивной шкале в зависимости от размера оплаты труда застрахованныхработников. С 2005 г. основная ставка зачисления части единого социальногоналога в Фонд социального страхования Российской федерации снижена с 4 до 3,2%.
Отчисления отсельхозналога, единого налога при упрощенной системе налогообложения, единогоналога на вмененный доход поступают от предпринимателей, юридических илифизических лиц, если их доход получен от деятельности, на которуюраспространяются указанные специальные налоговые режимы. Процент отчисления отэтих налогов в Фонд социального страхования Российской Федерации устанавливаетсяналоговым и бюджетным законодательством.
С 2003 г. у индивидуальных предпринимателей, не имеющих наемных работников, есть возможностьосуществлять добровольные страховые взносы в Фонд социального страхования РоссийскойФедерации для получения пособий при временной нетрудоспособности, а также побеременности и родам.
При ликвидацииюридических лиц — страхователей по обязательному социальному страхованию отнесчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний они вносят вФонд социального страхования Российской Федерации капитализированные платежи.
Размер субвенций изфедерального бюджета Фонду социального страхования Российской Федерацииопределяется ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете насоответствующий год.
В соответствии сПоложением о Фонде социального страхования Российской Федерации временносвободные денежные средства Фонда могут инвестироваться в банковские депозиты иликвидные ценные бумаги. В 2002 г. утвержден порядок формирования и размещениярезерва по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев напроизводстве и профессиональных заболеваний, согласно которому средства резерваразмещаются в высоколиквидные государственные ценные бумаги.
Особенностьюфункционирования Фонда социального страхования Российской Федерации являетсяиспользование принципа децентрализованного управления средствами социальногострахования, предполагающего выплату пособий и оплату путевок (полную иличастичную) непосредственно в организации за счет начисленных сумм. С этой цельюв организациях создаются комиссии или действует уполномоченный по социальномустрахованию, причем работодатели перечисляют единый социальный налог лишь всумме, оставшейся после выплаты пособий и оплаты путевок. При недостаткеначисленных сумм страховых взносов или единого социального налога для выплатыпособий организация получает субсидию из отделения Фонда.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДОХОДОВ ИРАСХОДОВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаютсяПравительством Российской Федерации, а бюджеты региональных и центральныхотраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлениемФонда утверждаются председателем Фонда.
2.1 Анализ динамики и структуры доходов Фонда социальногострахования
Поскольку главнымфактором для формирования прибыли является объем и качество доходов, необходимвсесторонний анализ динамики и структуры доходов.
Задачи анализа динамики иструктуры доходов организации заключаются в оценке их объема и структуры,динамики доходных составляющих, оценке уровня доходов на единицу активов,определении степени влияния факторов на общую величину доходов и анализедоходов, полученных от отдельных видов операций.
Динамика доходов Фонда социального страхования представлена втаблице 2.1.
Таблица 2.1 Динамика доходовФСС за период 2006-2008 гг.Статьи доходов Сумма (млрд. руб.) Отклонение +/- /> 2006 Уд.вес (%) 2007 Уд.вес (%) 2008 Уд.вес (%) /> 07-06 08-07 /> обязательное социальное страхование 152,0 69,4 190,1 64,4 217,4 71,1 +38,1 +27,3 /> обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 39,3 18 48,5 16,4 44,5 14,6 +9,2 -4 /> передаваемые бюджету Фонда средства на исполнение государственных функций из федерального бюджета 14,6 6,7 41,7 14,1 27,2 8,9 +27,1 -14,5 /> передаваемые бюджету Фонда средства на исполнение государственных функций из бюджета ФОМС 12,9 5,9 15,1 5,1 16,6 5,4 +2,2 +1,5 /> Итого 218,9 295,4 305,7 +76,5 +10,3 />
Как видно из таблицы, темпроста доходов по всем статьям в период 2007-2008 гг. значительно сократился посравнению с периодом 2006-2007 гг.
В 2007 году наблюдаетсяповышение доходов от обязательного социального страхования от несчастныхслучаев на производстве и профессиональных заболеваний, что обусловлено нетолько фактическим ростом фонда оплаты труда, но также высоким коэффициентомполноты сбора страховых взносов (коэффициент сбора по страховых взносамсоставил 98,9% при запланированных 98%). В 2008 году доходы от этой статьисократились. Это связано с использованием более низких тарифов и поступлений отпеней и штрафов.
В 2008 году значительносократились межбюджетные трансферты из федерального бюджета по сравнению с 2007 г., так как в 2007 году произошло увеличение налоговых доходов Фонда.
Как видно изрисунка, на протяжении всего периода исследования наибольшую часть доходовФонду приносили поступления от обязательного социального страхования,наименьшую – межбюджетные трансферты из бюджета ФОМС.
В складывающейся ситуациисогласно расчетам уменьшается эффективная ставка единого социального налога(ЕСН), являющегося основным видом доходов по обязательному социальномустрахованию, которая составила в 2006 году 2,51 %, в 2007 году — 2,48 % и в2008 году — 2,37 % при предельной ставке, установленной Налоговым кодексомРоссийской Федерации 2,9%.
/>
Рис. 2.1. ДоходыФСС за период 2006-2008 гг.
Отставаниеразмера доходов ЕСН в части, зачисляемой в Фонд, в сравнении с увеличениемфонда оплаты труда вызвано действием регрессивной шкалы налогообложения изначительным ростом количества страхователей-налогоплательщиков, переходящих наспециальные режимы налогообложения. Наибольшуюдолю доходной части бюджета ФСС занимают доходы от обязательного социальногострахования, а наименьшую – доходы от межбюджетных трансфертов Фонда обязательногомедицинского страхования.
Поступлениеналогов на совокупный доход (доход от налогоплательщиков, применяющихспециальные налоговые режимы) в бюджет ФСС произошло в 2006-2008 годах,соответственно, в суммах 8678768,6 тыс. рублей (на 23,1 % больше, чем предусматривалосьв 2005 году), 10287627,8 тыс. рублей и 12203894,7 тыс. рублей.
Доходыбюджета ФСС в 2007 году выросли на 76,5 млрд. рублей по сравнению с 2006 годом,в том числе по обязательному социальному страхованию — на 38,1 млрд. рублей, пообязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний — на 9,2 млрд. рублей. Рост поступлений в ФСС попоследнему пункту объясняется увеличением выплат в пользу работников, накоторые начисляются страховые взносы. Доходы от межбюджетных трансфертов изфедерального бюджета увеличились в 2007 году на 27,1 млрд. рублей, из Фондаобязательного медицинского страхования – на 2,2 млрд. рублей по сравнению с2006 годом.
Расчетотчислений в доходы ФСС страховых взносов на обязательное социальноестрахование от несчастных случаев на производстве и профессиональныхзаболеваний на 2007 год произведен исходя из фонда оплаты труда — 7289,0 млрд.рублей, скорректированного на 3,57 % за счет разницы сумм фонда оплаты труда, скоторого уплачиваются страховые взносы по этому виду страхования, начисленногов декабре 2006 года и в декабре 2007 года, и в связи с неначислением страховыхвзносов на некоторые виды оплаты труда и вознаграждений за труд по договорамгражданско-правового характера. Среднегодовой уровень сбора страховых взносовпо обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производствеи профессиональных заболеваний принят в размере 98,0 % с учетом поступлений всчет погашения задолженности по страховым взносам.
Одним изисточников налоговых поступлений в доходы Фонда являются отчисления от платежейстрахователей, переведенных на специальные налоговые режимы налогообложения(единый налог, взимаемый с применением упрощенной системы налогообложения,единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единыйсельскохозяйственный налог). Всего по состоянию на 01.01.2007 г. было зарегистрировано43 тыс. страхователей, что на 22,1% больше по сравнению с 2006г. Количествострахователей, переведенных на уплату Единого налога на вмененный доход, увеличилосьна 7,45% по сравнению с 2006г. Поступления недоимки, пеней и штрафов по взносамв ФСС в 2007 году определены в сумме 500млн. руб., или 84,7 % к уровню 2006года. Эти средства предполагается получить в результате мобилизациипросроченной задолженности страхователей по страховым взносам, сложившейся на 1января 2001 г.
Доходыбюджета ФСС в 2008 году выросли на 10,3 млрд. рублей по сравнению с 2007 годом,в том числе по обязательному социальному страхованию — на 27,3 млрд. рублей. Доходыпо обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производствеи профессиональных заболеваний сократились на 4 млрд. рублей по сравнению с2007 годом. Также в 2008 году произошло сокращение поступлений в Фондсоциального страхования межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на14,5 млрд. рублей. Это объясняется растущим дефицитом бюджета. В то же времядоходы от межбюджетных трансфертов из Фонда социального страхования увеличилисьв 2008 году по сравнению с 2007 годом на 1,5 млрд. рублей.
В 2008 годуувеличены объемы средств, перечисляемые в бюджет из федерального бюджета, навыплату пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора летгражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, на 16,79 млрд.рублей. В целом объем средств, перечисляемых в бюджет ФСС из федеральногобюджета на эти цели, составил в 2008 году 34,03 млрд. рублей.
Наибольшиедоходы в Фонд социального страхования наблюдаются в 2008 году – 305,7 млрд.рублей.
Снижениефонда оплаты труда 4 квартала в связи с финансовым кризисом и рост числастрахователей, применяющих специальные налоговые режимы (на 8,5 %) — всё этопривело к тому, что по итогам 2008 года произошло снижение доходов от единогосоциального налога. В 2008 году Фонд за счет средствобязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний осуществлял организацию и финансированиеуглубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и(или) опасными факторами, израсходовав на эти цели 2 млрд. рублей. В целом постране в рамках этой программы медосмотры прошли более 3 миллионов человек.
ФСС всоответствии с законодательством имеет право передавать средстваподведомственным центрам реабилитации на строительство и реконструкцию ихобъектов. Помимо этого, закон устанавливает, что средства федерального бюджета,направляемые ФСС на оказание государственной социальной помощи посанаторно-курортному лечению, проезду к месту лечения и обратно и на предоставлениеинвалидам технических средств реабилитации и услуг, не использованные до концасоответствующего года, направляются на те же цели в качестве дополнительныхбюджетных ассигнований.
Динамику доходов ирасходов ФСС за период 2006-2008 гг. рассмотрим на основе таблицы 2.5.
Таблица 2.2. Динамика доходов и расходов ФСС за период 2006-2008 гг.Показатели 2006 2007 2008 Отклонения +/- 07-06 08-07 Доход 218,9 295,4 348,6 +76,5 +53,2 Расход 208,2 303,1 365,1 +94,9 +62,0 Профицит (+) Дефицит (-) +10,7 -7,7 -16,5 /> /> /> /> /> /> />
Таким образом, врассматриваемом периоде профицит бюджета наблюдался в 2006 г. (10,7 млрд.руб.), а начиная с 2007 г. бюджет ФСС является дефицитным. Указанный дефицит бюджета Фонда в части обязательногосоциального страхования обусловлен, прежде всего: увеличением дефицита средствна обязательное социальное страхование по страхователям, перешедшим наспециальные налоговые режимы; увеличением (с учетом индексации) максимальныхразмеров пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам;государственных пособий гражданам, имеющим детей; социального пособия напогребение.
/>
Рис. 2.2.Динамика изменения доходов и расходов ФСС за 3 года.
Наибольшийрост доходов наблюдался в 2007 году. Это обусловлено увеличением сбора ЕСН истраховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев.Среди факторов, повлиявших на увеличение доходов от ЕСН, выделяется увеличениепо сравнению с 2006 годом фактически сложившегося фонда оплаты труда посравнению с расчетной величиной, рост коэффициента сбора с учетом пеней иштрафов, фактическое увеличение численности работников и увеличение удельноговеса первого интервала шкалы социального налога, имеющего максимальную ставку2,9%. В итоге в 2007 году по этой статье доходы по отношению к запланированнойвеличине выросли на 10,98 млрд. рублей. Коэффициент сбора по ЕСН в 2007 годусоставил 100,2%.
Одной изпричин, также повлиявших на дисбаланс бюджета ФСС РФ, является непродуманноепроведение Правительством РФ манипуляции с основным источником поступлений вбюджеты внебюджетных фондов — единым социальным налогом (ЕСН). С цельюуменьшить общий налоговый пресс на работодателей, вывести зарплаты из «тени» итем самым расширить общую базу налогообложения, чтобы не потерять, а увеличитьсуммарные объемы сбора налогов, с 1 января 2005 г. ставка ЕСН была снижена с 35 до 26%. Однако это оказалось лишь чисто механическим действием,полумерой и не принесло ожидаемого эффекта (бизнес из тени так и не вышел, авсе социальные внебюджетные фонды понесли огромные финансовые потери, которыепоставили под сомнение возможность выполнения ими основных уставных функций),поскольку должно было поддерживаться серьезными мероприятиями по модернизациивсей системы социального страхования.
Кроме того,на сегодняшний момент влияние на снижение наполняемости доходной части бюджета ФССоказывает и то, что определенное число предприятий в соответствии снормативными документами освобождаются от уплаты ЕСН, так как применяютспециальный режим налогообложения. В данном случае возникли обоснованныевозражения, исходящие от Фонда социального страхования, так как взнос в ФСС нив коей мере не покрывает те расходы, которые несет Фонд, выплачивая работникампособия. Получается, что взносы работодатель платит от расчетной налоговойсуммы, где фиксированная ставка 2,9%, а пособия получает по факту. Поэтому дляпредприятий, перешедших на специальный режим налогообложения, в большинствеслучаев Фонд социального страхования является дотационным.
С 1 января 2010 годаработодатели вместо ЕСН будут платить страховые взносы в государственныевнебюджетные фонды. Страховые взносы на обязательное социальное страхование отнесчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний сохраняются(согласно 125-ФЗ от 24.07.1998). В отличие от ЕСН, при расчете которого внастоящее время применяется регрессивная шкала налогообложения в зависимости отразмера выплат, с 2010 года взносы будут взиматься по единой ставке.
Установленапредельная базовая величина выплат и иных вознаграждений в пользу физическихлиц, при превышении которой взносы взиматься не будут (п. 4 ст. 8 Закона №212-ФЗ). Она исчисляется нарастающим итогом с начала расчетного периода.
Следует отметить, чтосумма налога, подлежащая уплате в ФСС, подлежит уменьшению налогоплательщикамина сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственногосоциального страхования, предусмотренных законодательством РоссийскойФедерации. Такая «зачетная система» позволяет повысить размер среднегодовогоуровня сбора единого социального налога на 1% против предусмотренного размерасреднегодового уровня сбора единого социального налога, поступающего вфедеральный бюджет (97 %).
Расчет страховых тарифовосуществлялся на принципе эквивалентности обязательств страхователя истраховщика, то есть величина всех страховых взносов должна покрывать объемывсех выплат, связанных с возмещением вреда пострадавшим на производстве.
2.2 Анализ динамики иструктуры расходов Фонда социального страхования
Анализ расходов можетбыть двух видов: горизонтальный и вертикальный.
Горизонтальный анализ — это деление каждой расходной статьи отчетного года на соответствующую статьюрасходов базисного года для выявления направлений и закономерностей измененийотносительной значимости статей расходов в течение определенного периода.
Вертикальный анализотчетности подразумевает представление всех статей отчетности в видеотносительных показателей. Он позволяет получить наглядное представление о том,какую долю составляют те или иные расходы предприятия в общей сумме расходов,что позволяет судить о степени их влияния на деятельность предприятия.
В таблицах 2.3. и 2.4.представлен горизонтальный и вертикальный анализ бюджетных показателейрасходной части Фонда социального страхования.
Таблица 2.3. Горизонтальный анализ бюджетных показателей расходной частиФСССтатьи расходов
Сумма расходов на 2006 г.,
тыс. руб Сумма расходов на 2007 г., тыс. руб Темп роста, % Сумма расходов на 2008 г., тыс. руб Темп роста, % 1) Общегосударственные вопросы 3427,8 3164,4 92,3 3218,4 101,7 Международные отношения и международное сотрудничество 3427,8 3164,4 92,3 3218,4 101,7 2) Образование 17123502 17120287,5 99,9 18147507,1 106 Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации 578307,1 615897 106 652850,9 106 Учебные заведения и курсы по переподготовке кадров 42465,9 45226,1 106 47939,7 106 Молодежная политика и оздоровление детей 16545194,9 16504390,5 99,8 17494656,2 106 3) Социальная политика 430857672,8 338943928,1 95 371312882 109 Социальное обеспечение населения 429365054,8 337356400,7 95 370236459,6 109 Обеспечение инвалидов техническими ср-вами реабилитации 8989699 9680090 108 10387050 107 Выплата пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному соц. страхованию 34351125,6 16795276,2 49 17169184,8 102 Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному соц. страхованию 45220082,2 52220719,8 115 59032339,6 113 Пособия при рождении ребенка 14723016 13772000 87 14062400 102 Пособия при временной нетрудоспособности по обязательному соц. страхованию 134059547 128267460 95,7 143236160 111,7 Пособия по беременности и родам 39697020 33901200 85,4 38798085 114,4 Оплата мед. помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде 16600000 17000000 102 17000000 100 Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 2395877,4 1768181,8 74 1801006,2 102 Оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников 4383536,5 4189187,7 96 4440538,9 106 Другие вопросы в области соц. полит. 1411508,2 1501145,4 106 984857,4 66 Итого расходов 30312355,8 365067380,1 94,8 389463607,5 109,4
Как видно из таблицы,общая сумма расходов на 2006 год составляла 303112355,3 тыс. рублей (122,6 % куровню 2005 года), из них: на обязательное социальное страхование предусмотрено264771853 тыс. рублей (130,6 %), на обязательное социальное страхование отнесчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — 49852551,2тыс. рублей (115,7 %).
На 2007 год расходы Фондасоставляли 365067380,1 тыс. рублей (120 % к уровню 2006 года), из них: наобязательное социальное страхование — 259639308,6 тыс. рублей (111,8 %), наобязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний — 51907735,2 тыс. рублей (108,5 %).
На 2008 год расходы Фондасоставляли 389463607,5 тыс. рублей (107% к уровню 2007 года), из них: наобязательное социальное страхование — 288449082,9 тыс. рублей (111,1%), наобязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний 55323889,8 тыс. рублей (106,6%).
Наибольший темп ростанаблюдался в период 2006-2007 гг. на пособия по уходу за ребенком до достиженияим возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному соц.страхованию.Он составил 115%. Наименьший наблюдался в тот же период и составил 49% навыплату пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора летгражданам, не подлежащим обязательному соц. страхованию.
/>
Рис. 2.5. Расходы ФСС запериод 2006-2008 гг.
Таким образом, расходы насоциальную политику на протяжении рассматриваемого периода имели наибольшиетемпы роста. За период 2006-2007 гг. они были сокращены, а с 2007 по 2008 гг.наблюдалось их увеличение.
Таблица 2.5. Вертикальный анализ бюджетных показателей расходной части ФСССтатьи расходов Сумма расхо- дов на 2006 г., тыс. руб Уд. вес, % Сумма расходов на 2007 г., тыс. руб Уд. вес, % Сумма расхо-дов на 2008 г., тыс. руб Уд. вес, % 1 2 3 4 5 6 7 1) Общегосударственные вопросы 3427,8 0,001 3164,4 0,001 3218,4 0,001 Международные отношения и междунар. сотрудничество 3427,8 0,001 3164,4 0,001 3218,4 0,001 2) Образование 17123502 4,56 17120287,5 4,8 18147507,1 4,67 Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации 578307,1 0,15 615897 0,17 652850,9 0,17 Учебные заведения и курсы по переподго- кадров 42465,9 0,01 45226,1 0,01 47939,7 0,01 Молодежная политика и оздоровление детей 16545194,9 4,4 16504390,5 4,64 17494656,2 4,49 3) Социальная политика 213549151,4 95,44 338943928,1 95,19 371312882 95,34 Социальное обеспечение населения 212056533,4 95,04 337356400,7 94,75 370236459,6 95,06 Обеспечение инвалидов техническими ср-вами реабилитации 8989699 2,39 9680090 2,72 10387050 2,67 Выплата пособий по уходу за ребенком до полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному соц. страхованию 34351125,6 9,15 16795276,2 4,72 17169184,8 4,41 Пособия по уходу за ребенком до полутора лет гражданам, подлежащим обязательному соц. страхованию 45220082,2 12,04 52220719,8 14,67 59032339,6 15,16 Пособия при рождении ребенка 14723016 3,92 13772000 3,87 14062400 3,61 Пособия при временной нетрудосп-ти по обязательному соц. страхованию 134059547 35,7 128267460 36 143236160 36,78 Пособия по беременности и родам 39697020 10,57 33901200 9,52 38798085 9,96 Оплата мед. помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде 16600000 4,42 17000000 4,77 17000000 4,36 Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному соц. страхованию от несчастных случаев на производстве и проф. заболеваний 2395877,4 0,64 1768181,8 0,5 1801006,2 0,46 Оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников 4383536,5 1,17 4189187,7 1,18 4440538,9 1,14 Другие вопросы в области соц. политики 1411508,2 0,38 1501145,4 0,42 984857,4 0,25 Итого расходов 303112355,3 100 365067380,1 100 389463607,5 100
Вертикальный анализпоказал, что основным видом расходов ФСС в 2006-2008 годах остаются расходы навыплату пособий по социальному страхованию. Расходы Фонда на выплату пособийпри рождении ребенка, пособий по уходу за ребенком до достижения им возрастаполутора лет, единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинскихучреждениях в ранние сроки беременности, предусмотрены в размерах всоответствии с действующими законодательными нормами без индексации, но с учетомпрогнозируемого роста рождаемости.
Наибольшийрост расходов наблюдается в 2006 году. Это обусловлено, прежде всего,новшествами в законодательстве о социальном обеспечении и активной реализациейнациональных программ. Так, в 2006 году в рамках нац.проекта «Здоровье»стоимость родового сертификата увеличилась с 7 до 10 тыс. рублей, расходы,доступные по сертификату, также претерпели изменения (с 2006 г. ФСС оплачивает в рамках родового сертификата услугу детских поликлиник – 1 тыс. рублей впервый год жизни ребенка. Кроме того, в 2006 году существенно выросли пособияпо материнству и детству. Расходы на выплату этих пособий увеличились почти в 2раза (на 96,2%) с 334,08 до 655,46 млн. рублей. При этом расходы на оплатупособий по уходу за ребенком до полутора лет неработающим женщинам ложатся нафедеральный бюджет. Однако дополнительные расходы в 2,7 раза на пособияработающим женщинам потребуются из средств ФСС. Рост расходов ФСС связан еще ис введенной еще в 2006 году оплатой больничного листа гражданам на неосновномместе работы (рост расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособностив 2007 г. составил 35,6%).
В соответствии сНаправлениями, основными мероприятиями и параметрами приоритетногонационального проекта «Здоровье», утвержденными президиумом Совета приПрезиденте Российской Федерации по реализации приоритетных национальныхпроектов (протокол от 21 декабря 2005 года № 2), на Фонд возложена обязанностьпо финансированию проведения страхователями углубленных медицинских осмотровработников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственнымифакторами, на 2006-2008 годы по 2000000,0 тыс. рублей ежегодно (в 2005 годуданные расходы составили 1916554975,4 тыс. рублей, на 2006 год они были запланированыв сумме 2000000,0 тыс. рублей). Расчеты производились исходя из затрат (безиндексации) на одного работника в сумме 580,0 рубля и количества работников — 3448276 человек.
Основные виды выплат,производимых ФСС в 2008 году, отражены в Приложении 1.
Итак, проанализироваврасходную часть Фонда, можно сделать следующие выводы и сформулироватьследующие недостатки:
1) До настоящего временинормативно не урегулирован вопрос перехода к Российской Федерации обязательствпо возмещению вреда гражданам вне рамок обязательного социального страхованияот несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в случаеликвидации причинителя вреда.
2) В расходы ФСС посоциальному страхованию от несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний в 2007 -2008 годах включен вид расходов наразработку и обеспечение реализации системы мероприятий по снижениюпрофессионального риска застрахованного по обязательному социальномустрахованию от несчастных случаев на производстве и профессиональныхзаболеваний и оптимизации страховых тарифов. Однако включение этого видарасходов в расходы ФСС по социальному страхованию от несчастных случаев напроизводстве и профессиональных заболеваний не увязано с Федеральным законом №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев напроизводстве и профессиональных заболеваний».
3) Расходы Фонда навыплату пособий при рождении ребенка, пособий по уходу за ребенком додостижения им возраста полутора лет, единовременных пособий женщинам, вставшимна учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, предусмотрены вразмерах в соответствии с действующими законодательными нормами без индексации.
4) Размер социальногопособия на погребение, установленный Федеральным законом от 12 января 1996 года№ 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» в сумме 1,0 тыс. рублей, неиндексировался с 2000 года.
5) Не в полном объемеучтена потребность ФСС в средствах, выделяемых из федерального бюджета, наобеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включаяизготовление и ремонт протезноортопедических изделий.
В соответствии с этиминедочетами, можно предложить следующие пути преодоления проблем:
1) Рассмотреть вопрос обиндексации пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет,пособий при рождении ребенка, пособий женщинам, вставшим на учет в медицинскихучреждениях в ранние сроки беременности, а также вопрос об индексации пособияна погребение.
2) Увеличить объемсредств федерального бюджета, выделяемых Фонду на обеспечение инвалидовтехническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонтпротезноортопедических изделий.
3) В целях реализацииположений статьи 8 Федерального закона «Об основах обязательного социальногострахования», предусматривающей страховое обеспечение по виду обязательногосоциального страхования «Оплата путевок на санаторно-курортное лечение иоздоровление работников и членов их семей», изыскать возможность осуществленияфинансирования санаторно-курортного лечения работников. А также принятие вцелях законодательного обеспечения прав граждан в области санаторно-курортноголечения соответствующего федерального закона.
4) Рассмотреть вопрос овнесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании отнесчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», позволяющихФонду финансировать расходы на разработку и обеспечение реализации системымероприятий по снижению профессионального риска застрахованного пообязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний и оптимизации страховых тарифов за счет средствобязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний.
5) Реализация требованийзаконодательства по принятию нормативных правовых актов, связанных с переходомк Российской Федерации обязательств ликвидируемых причинителей вреда передгражданами, возмещение вреда которым осуществляется вне рамок системыобязательного социального страхования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Потребность в социальном страховании возникает наопределенном историческом этапе экономического и социального развития общества.Его формы и задачи меняются в соответствии с социально-политической иэкономической ситуацией в обществе. Это относится в равной степени и кнынешнему переходному этапу развития страны. Государственное социальное страхование — объективная необходимость. Обоснованнаясистема социального страхования — одна из предпосылок обеспечения социальнойсправедливости, создания и поддержания политической стабильности.
Система социальногострахования все более активно используется как высокоэффективный механизмсоциальной защиты всех граждан независимо от взносов или продолжительности ихтрудового стажа, хотя эти факторы продолжают играть заметную роль приопределении размеров отдельных пособий, превышающих основной минимум.
Социальное страхованиевключает обязательное пенсионное страхование, страхование на случай болезни, отнесчастных случаев и по безработице. Финансирование выплат осуществляется засчет взносов работодателей, работополучателей и государственных дотаций. Видыстрахования отличаются суммами взносов и выплат при наступлении страховыхслучаев.
В России обязательное государственное социальноестрахование представлено тремя внебюджетными фондами:
− Пенсионным;
− Фондом обязательного медицинского страхования;
− Фондом социального страхования.
При исследовании динамики доходов и расходов Фондасоциального страхования за период 2006-2008 гг. было выявлено, что в 2006 гг.бюджет ФСС был профицитным, а начиная с 2007 г. наблюдается его дефицит. Это обусловлено, прежде всего:увеличением дефицита средств на обязательное социальное страхование пострахователям, перешедшим на специальные налоговые режимы; увеличением (сучетом индексации) максимальных размеров пособий по временнойнетрудоспособности и по беременности и родам; государственных пособийгражданам, имеющим детей; социального пособия на погребение.
ДоходыФонда социального страхования формируются в основном за счет поступлений отобязательного социального страхования. Наименьшую долю поступлений в бюджетФонда составляют межбюджетные трансферты из средств Фонда обязательногомедицинского страхования.
Наибольшийудельный вес в расходах Фонда социального страхования Российской Федерации занимаютнепосредственно выплаты по социальному страхованию.
Выявлены следующиенедостатки ФСС:
— расходы на выплатупособий при рождении ребенка, пособий по уходу за ребенком до достижения имвозраста 1,5 лет, единовременных пособий женщинам, вставшим на учет вмедицинских учреждениях в ранние сроки беременности, предусмотрены в размерах всоответствии с действующими законодательными нормами без индексации;
— размер социальногопособия на погребение в сумме 1,0 тыс. руб., не индексировался с 2000 г.;
— недостаточность средствфедерального бюджета, выделяемых Фонду на обеспечение инвалидов техническимисредствами реабилитации
Действующая в Россиисистема социального страхования до сих пор сохраняет черты, в большей степенихарактерные для социальной помощи, чем страхования. При достаточно высокойстраховой нагрузке на работодателей (почти 40% фонда оплаты труда) уровеньбольшинства социальных выплат явно недостаточен и не увязан с объемом вносимыхстраховых средств. Правовое поле данного института социальной защиты толькоформируется. Отсутствует реальное разделение системы социального страхования исистемы социальной помощи. Термины, принципы и инструментарий организации финансовыхинститутов и систем социальных гарантий, которые широко используются во многихразвитых странах в практике различных видов социального страхования — социальный и профессиональный риски, эквивалентность страховых взносов ивыплат, увязка уровней социальных рисков и страховых тарифов — эти и другиеклассические элементы и механизмы данных систем все еще представляютсяотвлеченными категориями, а не жизненно важными регуляторами социальной зашитынаселения. Это во многом объясняет массовую незаинтересованность занятогонаселения в своевременной уплате в полном объеме страховых взносов(работниками, и работодателями) в государственные внебюджетные социальныефонды.
Ключевыепроблемы социального страхования в России (в первую очередь, недостатокполучаемых доходов на фоне резкого увеличения финансирования основныхсоциальных программ, вызвавший дефицит бюджета ФСС) следует решать не черезсокращение расходных статей бюджета или поиска новых источников доходов, а посредствам постепенного законодательного изменения системы социальногострахования России в целом.
Необходимо разработатьсреднесрочную программу мер с целью завершения в ближайшие 5 — 8 летформирования системы социального страхования в России в увязке ее с реформами всистеме заработной платы и налоговой системе. Такая программа мер позволитобеспечить преемственность и последовательность в работе правительства,министерств, ведомств.
В числе первостепенныхзадач Правительства — совершенствование законов по социальному страхованию иобеспечению, их гармонизация с другими видами права — трудовым, гражданским,финансовым и административным, снятие существующих законодательных противоречиймежду ними.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерацииот 12.12. 1993.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от31.07.1998 N 145-ФЗ
3. Налоговый кодекс РоссийскойФедерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 19.07.2009)
4. Федеральный закон " Обосновах обязательного социального страхования" от 16.07. 1999 г. №165 — ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. №29.
5. Федеральный закон «О порядкеустановления размеров стипендий и социальных выплат в РоссийскойФедерации» от 07.08. 2000 г. №122-ФЗ.
6. Федеральный закон «О бюджете Фондасоциального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период2009 и 2010 годов» от 21.07.2007 г. №183-ФЗ
7. Федеральный закон «О бюджете Фондасоциального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период2010 и 2011 годов» от 25.11.2008 г. №216-ФЗ
8. Указ Президента РФ «О фондесоциального страхования Российской Федерации» от 7 августа 1992 г. №822
9. Постановление Правительства РФ «Офонде социального страхования Российской Федерации» от 12 февраля 1994г. №101
10. Бабич А.М., Егоров Е.В. и др.Социальное страхование в России и за рубежом. — М.: РАГС, 1998.
11. Бабич А.М., Егоров Е.В., Жильцов Е.Н.Экономика социального страхования. Учебное пособие. — М.: МГТУ, 1999.
12. Бугаев Ю.С. О некоторых проблемахи перспективах социального страхования в России. // Финансы – 2005. — № 3
13. Верховцев А.В. Государственное исоциальное страхование. М.: ИНФРА-М, 1999.
14. Волгина Н.А. Социальная политика.Учебное пособие. — М.: Издательство «Экзамен» 2003.
15. Ильюхина Т.М. Виды пособий пообязательному социальному страхованию. // Вестник государственного социальногострахования. Социальный мир. — 2003. — № 7.
16. Кадомцева С.В. Экономические основы системы социальной защиты. М.,1997.
17. Мысляева И.Н. Государственные имуниципальные финансы: учеб. — М.: ИФРА-М, 2003.
18. Роик В. Социальное страхование в России: проблемы ипути их решения // Страховое дело.-1999.-N1.-С.3-11.
19. Роик В. Социальноестрахование-составляющая социальной политики // Человек итруд.-1998.-N12.-С.55-58.
20. Социальная политика: реформысоциального страхования // Общество и экономика — 2002. — № 10-11.
21. Сулейманова Г.В. Социальноеобеспечение и социальное страхование. – М.: Экспертное бюро, 1997
22. Уколов Е.Ф. Социальная политикагосударства. Издательство М.: «Луч», 1997.
23. Федотов Д.Ю. О формированиидоходов внебюджетных фондов России.// Финансы — 2003 — № 7
24. Холостова Е.И. Социальнаяполитика. Учебное пособие – М.: Инфра – М, 2001
25. Якушев Л.П. Социальная защита.Учебное пособие – М., 1998
26. Официальный сайт ФондаСоциального Страхования — www.fss.ru
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Выплаты, производимыеФондом социального страхования в 2008 году№ п/п Вид Размер ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ 1 Пособие по временной нетрудоспособности
При заболевании или травме застрахованного, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения – выплата пособия за счет средств Фонда производится с третьего дня, в остальных случаях – с первого дня нетрудоспособности при страховом стаже
до 5 лет – 60%,
от 5 до 8 лет – 80%,
8 и более лет – 100 % среднего заработка,
но не свыше 18 720 рублей в месяц.
Застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее 6 месяцев — в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда 2 Пособие по беременности и родам
Для женщин, работающих по трудовым договорам – в размере 100 % среднего заработка, но не свыше 25 390 рублей в месяц.
Для женщин, уволенных в связи с ликвидацией организаций – 359,70 рублей в месяц.
Застрахованной женщине, имеющей страховой стаж менее 6 месяцев — в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда 3 Пособие при усыновлении ребенка В размере среднего заработка, но не свыше 25 390 рублей в месяц (определяется по правилам, установленным для выплаты пособия по беременности и родам) 4 Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности 359,70 рублей в месяц(при постановке на учет в медицинских учреждениях до 12 недель беременности) 5 Единовременное пособие при рождении ребенка 9 592,03 рублей 6 Ежемесячное пособие по уходу за ребенком
Для лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию и для лиц, уволенных в связи с ликвидацией предприятий, прекращением деятельности индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, иных физических лиц, в период отпуска по уходу за ребенком – в размере 40 % среднего заработка, но не менее 1 798,51 руб. по уходу за первым ребенком и 3 597,01 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми.
Максимальный размер пособия не может превышать за полный календарный месяц 7 194,03 руб.
Для матерей, уволенных в период беременности, отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами и прекращением статуса адвоката – 1 798,51 руб. по уходу за первым ребенком и 3 597,01 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми.
Для лиц, не подлежащих обязательному социальному страхованию — в размере 1 798,51 руб. по уходу за первым ребенком и 3 597,01 руб.по уходу за вторым ребенком и последующими детьми. 7 Социальное пособие на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению В размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, но не превышающем 4000 рублей. 8 Оплата четырех выходных дополнительных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) по уходу за детьми-инвалидами В размере среднего заработка 9 Оплата полной стоимости путевок, предоставляемых застрахованным гражданам на долечивание в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечения в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации В размере полной стоимости путевки 10
Расходы на оздоровление детей:
1. Оплата стоимости путевок для детей в детские санатории и санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия
2. Оплата стоимости путевок для детей в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря
3. Оплата стоимости набора продуктов питания в организованных оздоровительных лагерях с дневным пребыванием
1. До 600 рублей на одного ребенка в сутки
2. В размере, определяемом Правительством Российской Федерации.
3. Исходя из фактически сложившихся цен в данном регионе
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ 11 Пособие по временной нетрудоспособности За весь период временной нетрудоспособности до выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности — в размере 100 % среднего заработка, исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации о пособиях по временной нетрудоспособности (без ограничения максимальным размером) 12 Единовременная страховая выплата Определяется в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности исходя из суммы 56 200 руб. 13 Ежемесячная страховая выплата Определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности, но не свыше 43 230 руб. 14
Дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших:
1) лечение застрахованного лица, осуществляемое на территории Российской Федерации непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности,
2) на приобретение лекарств, изделий медицинского назначения и индивидуального ухода
3) на посторонний специальный медицинский уход
4) на посторонний специальный бытовой уход
5) на медицинскую реабилитацию застрахованного лица в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги
6) на оплату отпуска (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) застрахованного лица на весь период лечения и оплату проезда к месту лечения и обратно
7) на оплату расходов на изготовление и ремонт протезов, протезно-ортопедических изделий, ортезов, обеспечение техническими средствами реабилитации и их ремонт
8) на обеспечение транспортным средством (автомобилем необходимой модификации)
9) на текущий ремонт транспортного средства и горюче-смазочные материалы
10) на капитальный ремонт транспортного средства
11) профессиональное обучение (переобучение)
12) Оплата расходов на проезд застрахованного лица для получения отдельных видов медицинской и социальной реабилитации, а в случае необходимости и на проезд сопровождающего его лица
1) по счетам на оплату лечения застрахованного лица с приложением копий лицевых счетов соответствующих расходов на основании договора с медицинской организацией;
2) путем выплаты соответствующих денежных сумм застрахованному лицу по мере приобретения им лекарств, изделий медицинского назначения и индивидуального ухода на основании рецептов или копий рецептов, если они подлежат изъятию, товарных и кассовых чеков аптечных учреждений
3) 900 рублей в месяц
4) 225 рублей в месяц
5) осуществляется путем оплаты расходов на лечение, проживание и питание застрахованного, а в случае необходимости – расходов на проживание на тех же условиях, что и для застрахованного лица, и питание сопровождающего его лица, на основании договоров, заключаемых страховщиком с указанными организациями на конкурсной основе в установленном порядке
6) в размере среднего заработка, исчисленного в порядке, установленном статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации для оплаты отпусков
7) на основании государственных контрактов (договоров), заключаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд с расположенными на территории Российской Федерации организациями (индивидуальными предпринимателями), имеющими лицензии на соответствующие виды деятельности
8) осуществляется с учетом затрат на транспортировку, хранение и предпродажную подготовку в порядке и на условиях, установленных в Российской Федерации для бесплатного или льготного обеспечения инвалидов, на основании договора между страховщиком, производителем (поставщиком) транспортного средства и застрахованным лицом о приобретении застрахованным лицом транспортного средства и оплате его стоимости страховщиком. Отбор производителей (поставщиков) транспортных средств осуществляется страховщиком на конкурсной основе в установленном порядке.
9) осуществляется путем выплаты застрахованному лицу, имеющему транспортное средство и не имеющему противопоказаний к его вождению, ежегодно равными частями ежеквартально денежной компенсации в размере 835 рублей в год.
10) по фактической его стоимости, но не более 30 процентов стоимости автомобиля или 50 процентов стоимости мотоколяски, определяемой исходя из фактически сложившихся цен в соответствующем субъекте Российской Федерации на дату проведения ремонта.
11) в соответствии с договорами, заключаемыми страховщиком в пользу застрахованного лица с расположенными на территории Российской Федерации образовательными учреждениями (организациями) профессионального и дополнительного образования, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности и прошедшими аккредитацию в установленном порядке.
12) производится путем возмещения застрахованному лицу фактически произведенных расходов, подтвержденных проездными документами, а в случаях, установленных настоящим Положением, также иными документами, либо путем предоставления />застрахованному лицу проездных документов, приобретаемых страховщиком на основании договора с организацией, осуществляющей реализацию проездных документов.