Реферат по предмету "Банковское дело"


Системный подход в менеджменте страховой деятельности

Содержание
1. Системный подход в менеджментестраховой деятельности
2. Технология составления ипрактической реализации планов страховых компаний
3. Принципы управленияперестраховочной деятельности
Список использованной литературы

1. Системныйподход в менеджменте страховой деятельности
Современные страховыекомпании сегодня нуждаются в менеджерах – специалистах с профессиональнымизнаниями по конкретным специальностям, владеющие базовыми понятиями предметнойобласти «Страховой менеджмент». В то же время отраслевые направления должныбыть обеспечены страховым менеджментом, что безусловно в полной мере относитсяк туристской деятельности, сопряженной с понятиями «страховой риск», «страховойслучай», «страховое событие». Вместе с этим практическая вузовская подготовкастудентов туристского вуза еще достаточно удалена от требований отрасли. Толькоцеленаправленная подготовка студентов в вузе и их обучение профессиональнымзадачам туристско-страховой деятельности смогут вызвать интерес работодателей кподбору своих будущих сотрудников через специализированные кафедры  учебныхзаведений, что обеспечит молодым специалистам трудоустройство по окончаниивуза.
Анализ учебных плановдисциплин по страховому менеджменту в туристском вузе показывает, что напрофессиональное обучение студентов приходится не более 7% учебного времени, ак процессу преподавания специальных дисциплин недостаточно привлекаютсядействующие специалисты туристской отрасли. Подобное построениепрофессионального образования не соответствует в полном объеме современнымтребованиям туристского рынка. Значительный разрыв между задачами туристскойотрасли и содержанием профессионального туристского образования студентов ввузе настоятельно требует введения в учебный план специальной дисциплины поосновам практического страхового менеджмента при страховании в туристскихпредприятиях и применения целенаправленных методов при подготовке страховыхменеджеров по туризму, что позволит разрешить реально существующие противоречиямежду насущной потребностью туристской сферы в специалистах, обладающихпрофессиональными знаниями в области страхового менеджмента в туризме инеготовностью выпускников туристских вузов, силу недостаточности ихпрофессиональной подготовки, осуществлять страхование в туризме.
Страхование являетсяодной из наиболее динамично развивающихся сфер современного бизнеса, котораявстроена в систему рыночных экономических отношений. Объемы операций на рынкестраховых услуг продолжают расти.
Все это свидетельствует опереосмыслении роли и места страхования в обслуживании труда и капитала, впроцессе управления риском. Активно идет процесс внутренней перестройки системыуправления передовых отечественных страховых компаний, стремящихся строить своюработу с учетом реально существующих страховых интересов всех хозяйствующихсубъектов. Деятельность в сфере страхования строится на специфических знаниях,умениях и навыках, успешная реализация которых требует координации трудаотдельных страховых работников. Ключевая роль в решении этой задачи принадлежитстраховому менеджменту, систематизации и обобщению передовой отечественной изарубежной практики управления страховым делом. Конкурентная средаотечественного страхового рынка объективно ставит задачу организации иэффективной работы страховой компании. Нежелание признать этот факт практическине оставляет страховой компании шансов на успех. Страховой менеджмент позволяетоптимальным образом объединить разные аспекты деятельности страховой компании вединое целое и направить ее на достижение общей цели. Качество менеджментаопределяет, насколько эффективным может быть такое объединение.
Страховые компании,реформирующие свои системы управления, оказываются в более выгодном положении,стимулируя тем самым проведение преобразований у своих конкурентов. Знания вобласти общего менеджмента и способы применения общей теории к управлениюстраховыми компаниями становятся все более востребованными[1].
Эффективная системауправления требует целостного, системного подхода к организации работыстраховой компании. Важнейший рычаг повышения эффективности управления лежит вобласти управления персоналом. Значимость этого ресурса трудно переоценить.Использование современных подходов к организации управления позволяетсконцентрировать ресурсы страховщика на приоритетных направлениях страховойдеятельности. В зависимости от задач компании менеджмент выбирает разныеорганизационные структуры. Реструктуризация и оптимизация процессов управлениястановятся неотъемлемыми частями в управлении развивающимися компаниями наразвивающихся страховых рынках. Например, управление компанией можетобеспечиваться через формирование и управление стратегическими бизнес-единицамиили через управление центрами прибыли. В зависимости от этапа развития компанииможет применяться горизонтальная, вертикальная, гибкая, пористая системыуправления. Разрабатываются страховые технологии управления рисками иразрабатываются новые формы предложения услуг страховых компаний. Создаютсяновые и развиваются традиционные каналы продвижения страховых продуктов дляпотребительского рынка. Формируется активная позиция страховщика, выступающегос конкретными предложениями на рынке. Развивается кадровый потенциал страховойкомпании.
Термин «менеджмент»означает «управлять, рационально вести хозяйство». Он объединяет понятия«система управления», «условие управления», «теория управления», «заведование»,«организация». Иначе говоря, менеджмент – это совокупность принципов, методов,средств и форм управления производством, страховой, туристской и другойдеятельностью с целью повышения эффективности их работы и увеличения прибыли.
Это понятие возникло отфигуры менеджера как наемного управляющего, специалиста по управления,основными чертами которого являются компетентность, чувство правды,ответственности и умение рисковать, энергичность и коммуникабельность, высокаяработоспособность и достоинство.
Менеджер – этоорганизатор бизнеса, владеющий навыками эффективного управления предприятием,фирмой, туристской и страховой организацией в условиях рыночной экономики.
Следует отметить, чтохотя менеджмент представляет собой непременное условие рационального управлениядеятельностью страховых, туристских, банковских, коммерческих, производственныхи других структур и организаций, в целом его нельзя отождествлять только суправленческой деятельностью. Он включает более широкую систему мер поизучению, анализу, планированию, прогнозированию и формированию экономического,а также страхового рынка. Менеджмент играет ключевую роль в создании атмосферыделового партнерства, коллективной ответственности за принятие важных решений ирисков[2].
2.Технологиясоставления и практической реализации планов страховых компаний
При разработке планасоздания и развития страховой компании наиболее важным является выбороптимальной стратегии развития страховой компании. Разработка основныхнаправлений развития страховой компании осуществляется при помощи развернутогоSWOT-анализа.
Применение методаSWOT-анализа в процессе подготовки бизнес-плана развития страховой компаниипредполагает исследование рынка страховых услуг и анализ текущего положениярассматриваемой компании с целью определения сильных и слабых сторон компании,а также возможностей и угроз со стороны внешней среды. Слабые и сильные стороныкомпании выявляются путем анализа текущего состояния рассматриваемой страховойкомпании. Возможности и угрозы со стороны внешней среды определяются на основеданных, полученных в результате мониторинга страхового рынка, в ходе которогопроизводится сегментирование рынка и даются характеристики каждого сегментарынка.
Далее, при подготовкеплана страховой компании проводится разработка стратегии развития компании,позволяющей максимально развить сильные стороны фирмы и использоватьвозможности внешней среды. Начальным этапом в процессе выработки стратегииявляется определение стратегической цели развития страховой компании.Определение стратегической цели компании – всегда интерактивный процесс, вкотором задействованы внешние консультанты и топ-менеджеры страховой компании.
После определениястратегической цели необходимо провести анализ страхового рынка, датьобоснованные прогнозы развития основных сегментов рынка страховых услуг,структурировать и оценить перспективность возможных направлений развитиякомпании. Среди возможных направлений развития страховой компании можнорассмотреть такие варианты, как создание компании, специализирующейся наперестраховочной деятельности, ориентация на обслуживание физических илиюридических лиц, ряд других возможных направлений.
На основе анализавозможных направлений развития страховой компании в процессе подготовки планапроисходит выбор наиболее эффективных вариантов развития с учетом возможностейкомпании. В рамках выбранного направления развития прорабатываются способыпродвижения страховых услуг, и разрабатывается план мероприятий, необходимыхдля реализации разработанной стратегии.
В соответствии свыбранным направлением развития страховой компании при подготовке планаподготавливается маркетинговая стратегия, которая включает в себя постановкумаркетинговых целей компании и разработку плана мероприятий, реализация которыхнеобходима для достижения поставленных целей. При этом для каждого мероприятияпроизводится оценка его целесообразности с точки зрения его соответствиястратегическому плану развития страховой компании.
Важнейшей частью планаразвития страховой компании является обоснование и прогноз поступлений и выплатпо страховой деятельности при реализации разработанного стратегического плана.Оценка производится с учетом накопленного опыта консультантов и страховщиков,принимающих участие в проекте, отраслевых стандартов убыточности, доли рисков,передаваемых в перестрахование и величины перестраховочной комиссии.
В процессе подготовки иреализации плана развития страховой компании выявляются и описываютсяизменения, которые необходимо внести в существующую организационную структуру икадровую политику, проводимую в компании. При этом если у компании имеютсякакие-либо подразделения или филиалы в других городах, целесообразным являетсярассмотрение данных вопросов отдельно для головного офиса и для филиалов. Прирасчете затрат на оплату труда учитывается не только заработная платасотрудников страховой компании, но также затраты на предоставлениекомпенсационных пакетов и прочие выплаты персоналу (прежде всего комиссии),предусмотренные системой вознаграждения[3].
Оценка материальныхрасходов производится на основании анализа расходов, которые необходимоосуществить для обеспечения реализации стратегии развития страховой компании.Материальные расходы, так же как и затраты на оплату труда, рассчитываютсяотдельно для головного офиса и филиалов при наличии последних.
В соответствии сразработанным стратегическим планом развития компании составляется графикреализации проекта, который включает в себя все основные планируемыемероприятия в течение срока реализации проекта.
При подготовке планаразвития страховой компании ключевым моментом является определениеэффективности выбранного направления развития путем сравнения финансовыхпоказателей, заявленных при постановке стратегической цели и достигнутых врезультате реализации разработанного стратегического плана.
Завершающей стадиейразработки плана развития страховой компании является анализ рисков проекта.Целью данного анализа является определение степени чувствительности ключевыхфинансовых показателей страховой компании к изменениям внешней и внутреннейсреды. В процессе своей деятельности страховая компания может столкнуться стакими рисками, связанными с изменением условий внешней среды, как рискувеличения убыточности по предлагаемым компанией видам страховых услуг, рисквведения дополнительных регуляций и ограничений и т.п. Что касается измененийво внутренней среде, существует риск уменьшения различных статей доходов иувеличения расходов страховой компании. Как показывает большинство наших исследований,наиболее значимыми являются риски возможного увеличения расходов на оплатутруда и падения объемов страховой премии, собранной ключевыми специалистамипремии. Вместе с тем, следует особо отметить, что для каждого проектасуществуют специфические риски и специфические методы, позволяющие не допуститьв процессе реализации проекта возникновения кризисных ситуаций[4].
3. Принципыуправления перестраховочной деятельности
Перестрахование является особым видом экономических страховых отношениймежду страховыми организациями (страховщиками) по поводу заключенных сострахователями договоров страхования. Перестрахование называют также «вторичным»страхованием или страхованием страховщиков. Перестрахование происходит нетолько на уровне национальной экономики, оно уже стало международным видомстраховой деятельности. В этой связи углубление специализации в страховом делепривело к формированию особой группы страховых компаний – перестраховщиков,специализирующихся на операциях перестрахования.
Перестрахование является самостоятельной услугой, имеет своюсамостоятельную цену в результате спроса и предложения на определенные видыперестраховочных услуг.
Перестраховщик сглаживает колебания убыточности страховщика во времени, атакже в некоторых случаях снижает влияние конъюнктурных изменений на характерубыточности. Альтернативой перестрахованию для страховщика служит созданиефондов для компенсации крупных убытков, однако в таком случае страховщик можетне успеть накопить достаточно средств для возмещения крупного убытка или сериииз таких убытков, особенно в начале деятельности. Таким образом,перестрахование позволяет принимать на страхование крупные риски безобязательного увеличения собственных средств и фондов при сохранениинеизменного уровня надежности и платежеспособности.
Перестрахование также позволяет страховщику создать однородный страховойпортфель. Это означает заключение как можно большего количества договоров соптимальной для него ответственностью по каждому принятому риску. Выплата покаждому или даже нескольким таким рискам не должна влиять на финансовоеположение страховщика.
С точки зрения отечественного законодательства страховщик имеет правооставлять на собственном удержании ответственность по одному риску не более 10%от собственных средств (капитал + резервы). Данная норма заставляет страховщикалибо перестраховывать принятые на себя обязательства, либо не принимать на страхованиекрупные объекты, либо увеличивать уставной капитал. Мы видим, что здесьперестрахование является наиболее логичным способом обеспечения надежностистраховой деятельности.
Касаясь принципов перестраховочной деятельности, можно дать ее болееуниверсальное определение. Перестраховщик уменьшает неопределенность страховойдеятельности. Страховщик всегда рискует, но степень риска бывает разной. Кпримеру, страховая компания имеет вероятность закончить год с положительнымрезультатом в 100 единиц в 85%, с околонулевым результатом – 10%, и сотрицательным результатом в 40
Соотношение выплаченных убытков к полученной премии за период. Основныедва вида убыточности – на базе календарного года и на базе андеррайтерскогогода (расчет по заработанной премии). Второй вид является более корректным прирасчете убыточности для растущего портфеля.
Понятно, что для страховщика и его акционеров отрицательный результат стакой вероятностью является неприемлемым. С помощью перестрахования страховщикуменьшает вероятность отрицательного результата до 0,5%, околонулевогорезультата – до 5%, положительный результат также уменьшается до 80 единиц (этоплата за перестрахование), однако его вероятность повышается до 94,5%, чтоявляется разумным компромиссом между доходностью и надежностью. Разумеется,данный пример является условным и его конкретные параметры зависят от портфелястраховщика, выбранной перестраховочной защиты, профессиональностиперестраховщика, целей, преследуемых страховщиком и других факторов.
Кроме основной деятельности, перестраховщик оказывает ряд бесплатныхсопутствующих услуг. Среди них можно назвать следующие:
– Консультативная помощь. Перестраховочные компании обладают огромныминтеллектуальным потенциалом и имеют возможность по просьбе страховщика провестиэкспертизу и котировку объекта страхования, определение ключевых условийдоговора, оказывать юридическую и экспертную помощь при наступлении страховогослучая и др. Как правило, ведущие перестраховщики организуют обучающие семинарыдля сотрудников своих клиентов.
– Обеспечение полной конфиденциальности. Страховщик может быть уверен,что сведения о страхователе, условиях договора и о положении самого страховщикане «расползутся» по рынку. Это особенно важно в условиях жесткой конкуренциимежду страховыми компаниями.
– Помощь в разработке новых страховых продуктов. Иногда перестраховщикпредлагает страховщику запустить на рынок готовый страховой продукт соговоренной долей перестрахования.
– Возможность получения эксклюзивных услуг. Примером таких услуг можетслужить депо убытков. Это сумма заранее оцениваемых убытков по долеперестраховщика, перечисляемая страховщику в начале действия (облигаторного)договора. Сумма премий по доле перестраховщика и перерасчитываемая суммаубытков перечисляется страховщиком во время действия или после истечениядоговора перестрахования. Такая услуга позволяет избежать кассового разрывамежду выплатой страхового возмещения и получением доли перестраховщика.
Выше кратко описаны принципы традиционной перестраховочной деятельности.Однако существуют новые способы перестрахования и формы организации страховой иперестраховочной защиты, например альтернативное перестрахование исекыоритизация страховых и перестраховочных обязательств. По некоторым оценкам,доля альтернативного перестрахования составляет в настоящее время 35-40%мировой перестраховочной премии[5]. В настоящее времякрупные страховщики заинтересованы не только в защите результатов прямогострахования, но и финансовых результатов деятельности в целом. Таким образом,перестраховщик покрывает в том числе и нестрахуемые риски (изменения взаконодательстве, политика акционеров, потрясения финансовых рынков и т.д.),вероятность наступления которых рассчитать на основе статистики невозможно.
Существует две трактовки альтернативного перестрахования. Согласно первой– более широкой – оно представляет собой альтернативное управление риском(финансовым и страховым), связанным с деятельность страховщика, не являющейсятрадиционным перестрахованием. Под такое определение подпадает и кэптивноеперестрахование, и секыоритизацию, и классическое финансовое перестрахование.Вторая трактовка дает более узкое понятие – это финансовое перестрахование, обеспечивающеезащиту страховщику на долгосрочной основе по поводу перераспределения какстрахового, так и финансового риска страховой деятельности. Таким образом, еслитрадиционное перестрахование позволяет управлять только пассивами(обязательствами страховщика перед страхователями), то альтернативноеперестрахование, кроме пассивов – еще и активами[6].
Рост спроса на перестрахование катастрофических рисков породилсекыоритизацию – выпуск страховыми (перестраховочными) компаниями ценных бумагв целях привлечения дополнительного капитала для передачи рисковкатастрофических и иных непредвиденных убытков по заключенным договорамстрахования.
Сравнительный анализ условий перестрахования и секьюритизации как двухконкурентных способов привлечения дополнительного капитала, необходимыхстраховщику для обеспечения страховых обязательств по договорам прямогострахования, показывает, что, во-первых, секюьритизация не может являтьсязаменой перестрахованию, во-вторых, стоимость сделок секьюритизации покадостаточно высока и может быть эффективной только в том случае, если размерпривлекаемого капитала достаточно велик.

Список использованной литературы
1. Введение в страхование. Учебное пособие для вузов по специальности«Бухучет и аудит», «Финансы и кредит», «Коммерция». 2-е изд. перераб. и доп.–М.: Финансы и статистика, 2000.
2. Гвозденко А.А. Страхование: Учебник. – М.: ТК Велби. Изд-во.«Проспект», 2006.
3. Кургин Е. Страховой менеджмент. Управление деятельностью страховойкомпании. – М., РКонсульт, 2005.
4. Основы страховой деятельности: Учебник / Отв. ред. проф. Т.А.Федорова. – М.: Издательство БЕК, 2001.
5. Сплетухов Ю.А., Дюжиков Е.Ф.Страхование: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007.
6. Страховое дело. Учебник. /Под ред.проф. Рейтмана Л.И. Банковский и биржевой научно-консульский центр. – 1992.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.