Реферат по предмету "Банковское дело"


Современная кредитная система РФ

Федеральноеагентство по образованию РФ
Байкальский государственныйуниверситет экономики и права
Финансово-экономический факультет
Кафедра банковского дела и ценныхбумагКУРСОВАЯРАБОТАПодисциплине «Деньги, кредит, банки»
Тема: современнаякредитная система РФ
Иркутск2009

Содержание
Ведение
1.Понятие и историческое развитие кредитной системы РФ
1.1Понятие кредитной системы
1.2Становление и развитие современной кредитной системы РФ
2. Современная кредитная система РФ
2.1 Банковская система РФ
2.2 Парабанковская система РФ
3. Перспективы развития кредитнойсистемы России
Заключение
Список используемой литературы

Введение
 
В развитии любогогосударства значительное место занимает кредитная система, которая во многомопределяет развитие экономики, рост потенциальных возможностей государства ирост благосостояния его населения. Вместе с этим само государство должнооказывать влияние на развитие кредитной системы, на ее формирование,деятельность и соответственно размещению на территории государств.Эффективность кредитной системы во многом зависит не только от ее структуры,функций, но и размещения банков по территории государства.
Возникновениюсовременной кредитной системы Российской Федерации предшествовал длительныйисторический период, который определялся социально-экономическими условиямиразвития нашей страны. История кредитной системы прошла несколько этаповформирования.
За 10 лет коренногореформирования общественно-экономического строя в нашей стране была созданатрехуровневая кредитная система рыночного типа.
В то же времяпроцесс становления кредитной системы выявил определенные недостатки. Онивыразились в нарушениях во всех звеньях: продолжают образовываться исуществовать мелкие учреждения (банки, страховые компании, инвестиционныефонды), которые из-за слабой финансовой базы не могут справляться спотребностями клиентов; коммерческие банки и другие учреждения в основномпроводят краткосрочные кредитные операции, недостаточно инвестируя своисредства в промышленность и другие отрасли.
Многие вновьсозданные кредитно-финансовые институты, страховые компании и инвестиционныефонды занимаются несвойственной им деятельностью: привлекают вклады населения,выполняя функции коммерческих и сберегательных банков. Ряд инвестиционныхфондов, финансовых компаний и банков построили свою деятельность не наподлинной коммерческой основе, а по принципу пирамиды, что вызвало волнубанкротств в 1993-1994 гг. Кроме того, высокие ставки на краткосрочные кредитыведут к необоснованному росту прибылей, которые в последующем конвертируются виностранную валюту, что обесценивает рубль и ведет к усилению инфляции. Поэтомумногие стороны деятельности банковской системы Российской Федерации нуждаются вдальнейшем совершенствовании.
В данной работебудет рассмотрена кредитная система России и её развитие, а также современноесостояние и перспективы развития.

1. Понятиеи историческое развитие кредитной системы РФ
 
1.1 Понятие кредитной системы
 
В российской и зарубежнойлитературе не существует единого мнения относительно понятия «кредитнаясистема»:
Кредитная система – этосовокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынкессудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала(Е. Ф. Жуков).
Кредитная система – этосовокупность банков и иных кредитных организаций, осуществляющих кредитныеотношения (П. И. Вахрин).
Кредитная система – (вшироком смысле) совокупность кредитных отношений, форм и методов кредита,существующих в рамках той или иной социально-экономической формации; (в узкомсмысле) совокупность банков и других кредитно-финансовых учреждений,осуществляющих мобилизацию свободных денежных капиталов и доходов ипредоставление их в ссуду (Л. М. Максимова).
Кредитная система – 1) совокупностькредитных отношений, форм и методов кредитования (функциональная форма); 2)совокупность кредитно-финансовых учреждений, аккумулирующих свободные денежныесредства и предоставляющих их в ссуду (институциональная форма) (В. И.Колесников).
В функциональном аспектекредитная система представлена банковским, потребительским, коммерческим,государственным, международным кредитом. Всем этим видам кредита свойственныспецифические формы отношений и методы кредитования.
Реализуют и организуютэти отношения специализированные учреждения, образующие кредитную систему вовтором (институциональном) понимании. Ведущим звеном институциональнойструктуры кредитной системы являются банки. Кредитная система – более широкое иемкое понятие, чем банковская система, включающая лишь совокупность банков,действующих в стране.
С позицийинституционального подхода кредитная система состоит из нескольких звеньев,каждое из которых выполняет специфические функции по аккумуляции и распределениюденежных средств. Разделение функций между звеньями объективно обусловленоразличиями в методах и средствах их деятельности и разной ролью. Организационнаяструктура современной кредитной системы представлена в таблице 1.
Таблица 1. Структурасовременной кредитной системыЯрус Сектор, институт Система 1 Центральный банк Банковская система 2 Банковский сектор — коммерческие банки — сберегательные банки — инвестиционные банки — ипотечные банки и др. 3 Страховой сектор Парабанковская система — страховые компании — пенсионные фонды 4 Специализированные небанковские кредитно-финансовые институты (СКФИ) — инвестиционные компании — финансовые компании — благотворительные фонды — кредитные союзы и пр.
Эта система являетсятипичной для большинства промышленно развитых стран. Ее называют четырех илитрех ярусной.
В РоссийскойФедерации кредитная система складывается из двух уровней: первый уровень –Центральный банк РФ (Банк России); второй уровень – коммерческие банки и другиефинансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции,т.е. ко второму уровню отнесены банки и небанковские кредитные организации.

1.2 Становление иразвитие современной кредитной системы РФ
 
Банки были известны уже в древности. В Нововавилонском царстве(7-6 вв. до н.э.) их называли деловыми домами. Среди разнообразных функций,которые они выполняли, были чисто банковские. Деловые дома принимали вклады, ивыдавали ссуды, учитывали векселя, осуществляли безналичные расчеты,финансировали внешнюю и внутреннюю торговлю. Дальнейшее развитие банковскоедело получило в античную эпоху. В Древней Греции и Древнем Риме многие храмыпринимали на хранение деньги и выдавали ссуды. На территориях храмов чеканилисьмонеты.
В средневековой Европе развитию банковского дела препятствовалохристианство, которое осуждало ростовщичество.
Кредитная система РФ развивалась по другому сценарию: сначалапоявились казенные банки, ориентировавшиеся на государственные и сословныеинтересы, и только во второй половине 19 века – частные.
На 1 января 1914 года кредитная система России имеласледующий вид. Верхний ярус банковской системы России включал систему государственныхкредитных учреждений, возглавляемую Государственным банком страны. К этомуярусу относились Дворянский поземельный банк, Московская и Санкт–Петербургскаяссудные казны и 8 553 сберегательные кассы. Второй, средний ярус кредитнойсистемы России включал две самостоятельные подсистемы. К первой относилисьразнообразные кредитные учреждения народного кредита: 108 обществ взаимногокредита, 367 городских общественных банков, 105 городских ломбардов, 33городских кредитных общества, 7 взаимно-общественных земельных банков, 6городских сословных банков, 6 сельских общественных банков. Ко второйподсистеме среднего яруса относились кредитные учреждения коммерческогокредита: 47 акционерных коммерческих банков, 18 частных ломбардов, 10акционерных земельных банков. К третьему ярусу кредитной системы Россииотносились следующие кредитные учреждения: 9 952 кредитных товарищества, 3 528ссудно-сберегательных товарищества, 203 земские кассы, 11 союзов учреждениймелкого кредита, 2 кооперативных банка, 6 476 крестьянских сословных кредитныхучреждений, другие кредитные учреждения, образованные частными лицами иземскими собраниями (Сумский и пермский кустарно-промышленные банки).
В отличие от западных стран в России были развиты в основномдва яруса: Государственный банк и частный банковский сектор. Третий ярус(специализированные кредитные институты) был развит сравнительно слабо, чтообъяснялось низким уровнем развития рынков капиталов и ценных бумаг. В то времяв России практически не было учреждений, специализирующихся на операциях сценными бумагами, а их рынок был представлен всего тремя фондовыми биржами.Поэтому аккумуляционно-мобилизационные функции на рынке капиталов выполняли в основномкоммерческие банки.
После денежной реформы 1895–1897 гг. значение Госбанка какэмиссионного учреждения особенно возросло. В России был введен золотой стандарт,российский рубль стал одним из самых устойчивых валют мира. Стабильность рубляобеспечивалась огромным золотым запасам (почти 1200т), а также строгоупорядоченным выпуском банкнот. Госбанк имел право выпускать банкноты, непокрытые золотом, в пределах твердого лимита – 300 млн. руб.
В первые месяцы после революции 1917 г. была проведена национализация всех кредитных институтов (банков и страховых компаний), набазе Госбанка был создан Народный банк. Начавшаяся в начале 1918 г. гражданская война по существу ликвидировала кредитную систему, так как в условиях отсутствиятоварно-денежных отношений кредит потерял свое значение. Это подтверждает фактслияния Народного банка с Наркомфином (министерство финансов).
Единственным источником доходов в стране стала эмиссия такназываемых денежных знаков, что способствовало натурализации хозяйственныхотношений и ограничивало сферу товарно-денежных отношений. В начале 20-х годовновая экономическая политика обусловила восстановление кредитной системы, но вдовольно усеченной форме.
В октябре 1921 года вновь учреждается Государственный банкРФ, который с июля 1923 становится Государственным банком России. ГосбанкРоссии был учрежден с целью стимулирования кредитом и прочим банковскимоперациями развития промышленности, сельского хозяйства и товарооборота, атакже концентрации денежных оборотов и проведения других мер, направленных навосстановление денежного обращения. Госбанку было поручено провести денежнуюреформу. В октябре 1922 года Госбанк выпускает в обращение новые банкноты –червонцы. В течение 1922–1924 гг. Госбанк провел три денежных реформы.
Реформа кредитной системы проводилась в четыре этапа и была направленана усиление роли Госбанка. На первом этапе государственным и кооперативныморганизациям запрещалось отпускать товары и оказывать друг другу услуги вкредит. Коммерческий кредит был заменен прямым банковским кредитованием. Врезультате усилилась роль Госбанка как проводника и контролера экономическойполитики правительства.
На втором этапе был установлен новый порядок межхозяйственныхрасчетов, в соответствии с которым счета поставщиков стали оплачиваться лишьпри наличии согласия покупателя (акцепт) или его аккредитива.
На третьем этапе в систему кредитования были внесены существенныеизменения. Кредит Госбанка становится целевым, срочным, возвратным иобеспеченным товарно-материальными ценностями. Кредитование предприятийосуществляется в соответствии с выполнением ими планов. Госбанк могограничивать или полностью прекращать выдачу ссуд предприятиям, нарушающим своиобязательства, а также производить в принудительно порядке продажу ихтоварно-материальных ценностей для погашения полученных ссуд. Кроме того,Госбанк должен был обеспечивать контроль за ходом выполнения производственных,финансовых планов и планов накоплений.
На четвертом этапе усилилась роль Госбанка как единого банкакраткосрочного кредитования процессов производства, распределения и обращения.Была сформирована сеть специализированных банков долгосрочного кредитования ифинансирования капитальных вложений – Промбанка, Сельхозбанка, Цекобанка иТоргбанка.
К 1925 г. была восстановлена кредитная система, структуракоторой выглядела следующим образом[1]:
– государственныйбанк;
– банковский сектор(акционерные, кооперативные, коммунальные банки);
– специализированныекредитно-финансовые учреждения (кредитная кооперация, обществасельскохозяйственного кредита, сберегательные кассы, общества взаимногокредита).
Структура кредитной системы была представлена тремя ярусами ивыражала новые социально-экономические отношения, сложившиеся в стране к началу30-х годов. Особенность новой кредитной системы заключалась в том, что большаячасть ее звеньев являлась государственной собственностью, затем шликооперативная и самая незначительная – капиталистическая (в основном собществами взаимного кредита). При этом кредитная система была представленаглавным образом отраслевыми и специализированными банками и обществами покредитованию. В новой структуре кредитной системы отсутствовали страховыекомпании и учреждения, занимавшиеся операциями с ценными бумагами. Этообъяснялось созданием государственной страховой компании и ее выведением из кредитнойсистемы, а также очень ограниченным рынком ценных бумаг в виде оборота акциймежду различными государственными организациями-акционерами.
Таким образом, аккумуляция и мобилизация денежных ресурсовпрактически осуществлялась банками в рамках государственной собственности.
В последующие годы кредитная система претерпела дальнейшиеизменения под влиянием кредитной реформы 30-х годов, когда были ликвидированывсе виды собственности, кроме государственной. Кредитная система былапревращена в одноярусную, или однозвенную систему, выражая социально-экономическиепотребности того времени, связанные с осуществлением планов индустриализации иколлективизации. Кредитная система начала функционировать в рамкахкомандно-административной системы управления экономикой и была представленавсего лишь тремя банками, сберегательными кассами и двумя страховымиорганизациями.
Структура кредитной системы СССР:
– Государственныйбанк;
– Стройбанк(Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений);
– Внешторгбанк(Банк для внешней торговли);
– Государственныетрудовые сберегательные кассы.
В результате такой реорганизации Государственный банк, помимоэмиссионной и расчетно-кассовой деятельности, взял на себя предоставлениекраткосрочных кредитов промышленности, транспорту, связи и другим отраслямхозяйства, а также долгосрочных кредитов сельскому хозяйству.
Второй банк страны – Стройбанк сосредоточил свою деятельностьна предоставлении долгосрочных кредитов и финансировании капиталовложений вразличных отраслях хозяйства, кроме сельского хозяйства.
Банк для внешней торговли занимался кредитованием внешнейторговли, международными расчетами, а также операциями с иностранной валютой,золотом и драгоценными металлами.
Система сберегательных касс обслуживала широкие слои населенияпутем привлечения денежных сбережений, оплаты услуг и реализации выигрышныхгосударственных займов.
Госстрах монополизировал страховые операции юридических и физическихлиц внутри страны. Ингосстрах осуществлял операции по иностранному страхованию(страхование имущества иностранцев, советского имущества за рубежом,экспортно-импортные грузы, транспортные средства).
Все аккумулированные денежные средства указанных организацийсоздавали так называемый ссудный фонд страны, который в последующем распределялсяи перераспределялся в виде кредитов в различные сферы хозяйства.
Длительное командно-административное функционирование кредитнойсистемы показало ее слабую эффективность, особенно в условиях обостренияфинансово-экономических проблем в стране к началу 80-х годов. Кредит посуществу перестал играть роль активного инструмента воздействия нанаучно-техническое обновление экономики. Большая часть кредитов выполняла рольвторого бюджета, так как кредиты не возвращались предприятиями. В результатемногие кредиты списывались или шел процесс перекридитования предприятий. Вособенности это относилось к большому количеству планово-убыточных предприятийи сельскому хозяйству. Процент за кредит оставался на довольно низком уровне,что не стимулировало к взаимной эффективности ни банки, ни предприятия. Все этонарушало главную сущность кредита – плату за кредит и его возвратность.
Поэтому в середине 80-х годов в связи с реорганизациейуправления экономикой была проведена банковская реформа, которая выразилась всоздании крупных отраслевых специализированных банков.
Структура кредитной системы СССР в середине 80-х годов:
– Государственныйбанк (Госбанк СССР);
– Промышленно-строительныйбанк (Промстройбанк);
– Агропромышленныйбанк (Агропромбанк СССР);
– Банк жилищно-коммунальногохозяйства и социального развития (Жилсоцбанк СССР);
– Банк трудовыхсбережений и кредитования населения (Сберегательный банк СССР);
– Банквнешнеэкономической деятельности СССР (Внешторгбанк).
Особенность этой реорганизации заключалась в том, чтоотраслевым специализированным банкам предоставлялось право как краткосрочного,так и долгосрочного кредитования. Значительные кредитные ресурсы из Госбанкабыли преданы специализированным банкам. Государственный банк сохранил за собойэмиссионную, расчетную, контролирующую, функции, а также кредитованиенепроизводственной сферы. Система сберегательных касс была преобразована вединый Сберегательный банк с многочисленными филиалами и отделениями.
Основная задача реорганизации банковской системы сводилась к проведениюпрогрессивной кредитной политики, повышению эффективности всей кредитнойсистемы. Однако, как показала дальнейшая практика, такая реорганизация носилабольше негативный, нежели позитивный характер, поскольку монополия трех банков(Госбанка, Стройбанка, Внешэкономбанка) по существу была заменена монополиейвновь созданных, реорганизованных, специализированных банков.
Центральная, одноярусная структура банковской системызакрепляла сферу влияния банков по ведомственному принципу. Предприятия, как прежде,закреплялись за банками и не имели права выбора в получении кредитных ресурсов.Резко возросли издержки обращения банков в связи с увеличением банковскогоаппарата, ростом его заработной платы и организованных расходов.
Госбанк занимался только распределением ресурсов на верхнемуровне, не имея возможности воздействовать на выполнение кредитных планов.Каждый банк реализовал самостоятельные кредитные планы, используя административныеметоды управления. Так, распределяли свои ресурсы на вертикали между своимиучреждениями, не обращая внимания на выгодность помещения средств, иосуществляли простое финансовое обслуживание и субсидирование предприятий.
Монопольное положение спецбанков и централизованноезакрепление ресурсов не позволяло вести торговлю деньгами или создаватьденежные рынки. Кроме того, банки стали вводить искусственные поборы с предприятийи населения за обычные банковские услуги. В результате этого кредитные иденежные ресурсы продолжали выполнять пассивную роль и не могли рационально воздействоватьна ход экономического развития.
В качестве позитивных мер банковской реорганизации 1987 г. можно назвать упорядочение безналичных расчетов, прекращение кредитования убытков,сверхплановых запасов товарно-материальных ценностей, а также выдачи кредитовна восполнение утраченных собственных оборотных средств, приостановлениеизъятия излишних кредитных средств из хозяйственного оборота и замену ихсобственными ресурсами предприятий. В результате этих мероприятий были высвобожденыкредитные ресурсы на сумму свыше 75 млрд. руб. Однако такие позитивные мерысущественно нивелировались отрицательными последствиями банковской реформы.
Как ответ на негативные последствия банковской реформы в1988–1989 гг. стали создаваться коммерческие и кооперативные банки в основномна базе денежных накоплений различных отраслей промышленности. В течениепервого периода 1988-1989 гг. было создано около 150 коммерческих икооперативных банков. Начала вырисовываться новая двухъярусная структурабанковской системы: Госбанк и специализированные банки – первый ярус,коммерческие и кооперативные банки – второй ярус.
В середине 1990 г. в связи с объявлением правительствомпрограммы перехода к рынку стало очевидным, что банковская система нуждается вдальнейшей реорганизации. В частности, в правительственной программе отмечаласьнеобходимость создания эффективной двухъярусной банковской системы, состоящейиз Государственного банка и коммерческих банков, в которые должны бытьпреобразованы также созданные 1987 г. специализированные банки.
Наряду с этой программой исполнительные и законодательныеорганы страны рассматривали альтернативную программу перехода к рынку –«500 дней», предлагавшую создать трехъярусную банковскую систему,которая помимо Госбанка и коммерческих банков дополнялась сетью специализированныхкредитно-финансовых учреждений в лице страховых компаний, земельных банков,инвестиционных фондов, кредитных товариществ, пенсионных фондов, брокерских илизинговых компаний. Программа «500 дней» расширяла количествобудущих субъектов рынка капитала за счет перспективного созданияспециализированных кредитных учреждений, однако по существу неправильноподменяла понятие «кредитная система» понятием «банковскаясистема». Первое понятие шире, чем второе, которое ограничивается толькобанками. Кроме того, в программе оставалось понятие «ссудного фонда»,тогда как в условиях рынка необходима его замена на «рынок капитала».
Концепция структуры новой кредитной системы практически полностьюперешла в программу союзного правительства «Основные направления развитиянародного хозяйства и перехода к рынку», принятую осенью 1990г. ВерховнымСоветом СССР. Однако и здесь была допущена профессиональная ошибка, так как подбанковской системой по сути подразумевалось создание новой кредитной системы.
В конце 1990 г. Верховным Советом СССР был принят «Законо Госбанке и банковской деятельности», который окончательно устанавливалдвухъярусную банковскую систему в виде Центрального банка (Госбанка),Сберегательного банка и коммерческих банков. Согласно этому закону коммерческиебанки получили самостоятельный статус в области привлечения вкладов и кредитнойполитики, а также при определении процентных ставок. Кроме того, им были даныправа осуществлять валютные операции на основе лицензий, выданных Центральнымбанком.
Закон 1990 г. изменил функциональную деятельность Госбанка:кроме эмиссионной, расчетной функции, он стал контролировать деятельностькоммерческих банков путем установления для них обязательных норм резервов ихранения их на счетах Центрального банка. Принятие закона 1990 г. способствовало созданию широкой сети коммерческих банков во всех регионах страны.
Специализированные банки были превращены в коммерческиебанки. Уже в 1988–1989 гг. начали возникать отдельные специализированныекредитно-финансовые институты. В качестве альтернативы двум государственнымстраховым учреждениям – Госстраху и Ингосстраху были образованы на коммерческойоснове страховые компании «Центрорезерв», «Дальросс»,«Аско» и др.
Одновременно было создано несколько инвестиционных компаний ибанков. К 1990 г., т.е. к моменту принятия «Закона о банках и банковскойдеятельности», в стране начинает складываться трехъярусная кредитнаясистема. К концу 1991 г. в связи с образованием Российской Федерации каксамостоятельного государства формируется новая структура кредитной системы,которая складывается из следующих трех ярусов.
Структура кредитной системы Российской Федерации на конец 1992 г.:
1. Центральный банкРФ;
2. Банковскаясистема:
– коммерческиебанки;
– сберегательныйбанк РФ;
3. Специализированныенебанковские кредитные институты:
– страховыекомпании;
– инвестиционныефонды;
– прочие.
Новая банковская система пока развивается сложно ипротиворечиво. К началу 1992 г. в РФ действовало 1 414 коммерческих банков, изних 767 созданы на базе бывших специализированных банков и 646 вновьобразованы.
Суммарный составной фонд составил 76,1 млрд. руб. Однакоосновным недостатком новой банковской системы является большое число мелких банков– 1 037, или 73% от общего числа банков, с уставным фондом от 5 до 25 млн.руб., в то время как банков с уставным фондом свыше 200 млн. руб. насчитывалось24, или 2% их общего количества.
Структура кредитной системы Российской Федерации на коне 1994 г.:
1. Центральный банк РФ;
2. Банковская система:
– коммерческиебанки;
– сберегательныебанки;
– ипотечные банки;
3. Специализированные небанковские кредитно-финансовые институты:
– страховыекомпании;
– инвестиционныефонды;
– пенсионные фонды;
– финансово-строительныекомпании;
– прочие.
Новая структура кредитной системы стала в большей степениотражать потребности рыночного хозяйства и все больше приспосабливаться к процессуновых экономических реформ.
В то же время процесс становления кредитной системы выявилопределенные недостатки. Они выразились в нарушениях во всех звеньях: продолжаютобразовываться и существовать мелкие учреждения (банки, страховые компании,инвестиционные фонды), которые из-за слабой финансовой базы не могутсправляться с потребностями клиентов; коммерческие банки и другие учреждения восновном проводят краткосрочные кредитные операции, недостаточно инвестируясвои средства в промышленность и другие отрасли.
Многие вновь созданные кредитно-финансовые институты,страховые компании и инвестиционные фонды занимаются несвойственной им деятельностью:привлекают вклады населения, выполняя функции коммерческих и сберегательныхбанков. Ряд инвестиционных фондов, финансовых компаний и банков построили своюдеятельность не на подлинной коммерческой основе, а по принципу пирамиды, чтовызвало волну банкротств в 1993–1994 гг., а также финансовый кризис 1998 годазаметно сократил число организаций кредитной системы России. Благодаря этомупроцессу, из кредитной системы РФ исчезли большинство мелких кредитныхорганизаций, которые не смогли устоять перед кризисом банковской системы, темсамым укрепив банковскую систему страны (создание банковских пулов, ассоциацийи т.д.)[2].
Новым этапом в развитии кредитной системы России сталопринятие в 1995 году Законов РФ «О банках и банковской деятельности вРФ» и «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»,закрепивших основы деятельности и разграничение функций между банками инебанковскими кредитными организациями. Период развития кредитной системы до 1999 г. характеризовался следующими основными чертами:
– преобладаниемелких кредитных учреждений;
– преобладаниеуниверсальных коммерческих банков;
– ориентация накраткосрочные операции;
– финансовыезлоупотребления (финансовые пирамиды);
– выполнение СКФИнесвойственным им функций.
В современных условиях для кредитной системы РФ характерны следующиехарактеристики:
– четкоеразграничение функций между банками и небанковскими кредитными институтами;
– централизациябанковского дела;
– возникновениеспециализированных банков;
– повышениеустойчивости кредитных институтов;
– расширениесистемы СКФИ.

2. Современная кредитная система РФ
 
2.1Банковская система РФ
 
Банковская система – этосовокупность банков, банковской инфраструктуры, банковского законодательства ибанковского рынка, находящихся в тесном взаимодействии друг с другом и свнешней средой.
Банковская системасегодня – одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики.Развитие банков и товарного производства и обращения исторически шло параллельнои тесно переплеталось. При этом банки, выступая посредниками вперераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективностьпроизводства[3].
Формирование банковскойсистемы, соответствующей развитой рыночной экономике, в РФ началось с 1987 г. и в дальнейшем сопровождалось ростом числа коммерческих банков.
Современная банковскаясистема РФ функционирует в соответствии с Конституцией РФ, двумяспециализированными федеральными законами: «О банках и банковской деятельностив РСФСР» № 396-1 1990 г. в редакции закона 1996 г. № 17-ФЗ с последующими дополнениями и изменениями и Законом «О Центральном банке РФ (БанкеРоссии)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ с учетом дополнений и изменений, а такжеГражданским кодексом и другими нормативными актами.
Российская банковскаясистема – двухуровневая. На первом уровне находится Центральный банк (БанкРоссии), который работает в основном с кредитными организациями (исключениясоставляют структурные единицы Федерального казначейства), на втором –коммерческие банки и небанковские кредитные организации.
Кредитная организация –это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли, как основной цели своейдеятельности, на основании лицензии ЦБР имеет право осуществлять банковскиеоперации.
Число кредитныхорганизаций в России неуклонно изменяется. На 01.07.05 в РФ функционировала1281 кредитная организация; на 01.07.06 – 1221; а по состоянию на 01.09.09зарегистрировано 1228 кредитных организаций (действующих – 1080), из них 1172банка, 56 НКО, филиалов – 3505.
Кредитные организации неотвечают по обязательствам государства, а государство не отвечает пообязательствам кредитных организаций, кроме случаев, когда государство самоприняло на себя такие обязатекльства.
В соответствии сзаконодательством банк – это кредитная организация, которая имеетисключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц; размещатьуказанные средства от своего имени и за свой счет на условиях возвратности,платности, срочности; открывать и вести банковские счета физических и юридическихлиц.
К банковским операциямотносятся:
– привлечениеденежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и наопределенный срок);
– размещениепривлеченных средств от своего имени и за свой счет;
– открытие иведение банковских счетов;
– осуществлениерасчетов;
– инкассацияденежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовоеобслуживание физических и юридических лиц;
– купля-продажаиностранной валюты;
– привлечение вовклады и размещение драгоценных металлов;
– выдача банковскихгарантий.
Кроме того, банки вправеосуществлять следующие сделки:
– выдачупоручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств вденежной форме;
– приобретениеправа требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
– доверительноеуправление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими июридическими лицами;
– осуществлениеопераций с драгоценными металлами и камнями;
– предоставление варенду специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранениядокументов и ценностей;
– лизинговые операции;
– оказаниеконсультационных и информационных услуг.
Банкам запрещаетсязаниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.
Небанковская кредитнаяорганизация – это кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельныебанковские операции.
По характеру проводимыхопераций небанковские кредитные организации (НКО) можно разделить на двегруппы.
1. Расчетные НКО, которыевправе:
– открывать и вестибанковские счета юридических лиц;
– осуществлятьрасчеты по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по ихбанковским счетам;
– осуществлятьинкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов икассовое обслуживание юридических лиц;
– совершатькуплю-продажу иностранной валюты в безналичной форме;
– переводитьденежные средства по поручению физического лица без открытия банковского счета.
В зависимости отфункционального назначения НКО могут осуществлять обслуживание юридических лиц,в том числе кредитных организаций, на межбанковском, валютном рынках и рынкеценных бумаг, осуществлять расчеты по пластиковым картам.
2. НКО, осуществляющиедепозитно-кредитные операции и имеющие право:
– привлекатьденежные средства юридических лиц во вклады;
– размещатьпривлеченные во вклады денежные средства юридических лиц от своего имени и засвой счет;
– совершатькуплю-продажу иностранной валюты в безналичной форме;
– выдаватьбанковские гарантии.
Примером небанковскойкредитной организации является Московская расчетная палата. Палата осуществляетоткрытие счетов, прием и выдачу наличных средств, установку электронной системыуправления счетом «банк – клиент», встречные платежи для всех клиентов,зачисление денежных средств клиента «день в день» независимо от суммпоступлений, инкассацию денежных средств и ценных бумаг, платежи физических лицбез открытия счета.
Центральный банк РФ
Главным звеном банковскойсистемы любого государства является центральный банк страны.
Уставный капитал и иноеимущество Банка России являются федеральной собственностью. Однако государствоне отвечает по обязательствам ЦБР, как и обратное, если они не приняли на себятаких обязательств или если иное не предусмотрено федеральными законами. БанкРоссии осуществляет свои расходы за счёт собственных доходов.
Деятельность ЦБРподчинена следующим целям:
– защите иобеспечению устойчивости рубля;
– развитию иукреплению банковской системы России;
– обеспечениюэффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Основными задачами ЦБРявляются регулирование денежного обращения, проведение единой денежно-кредитнойполитики, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностьюкоммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций повнешнеэкономической деятельности.
Функции ЦБР:
– разработка ипроведение денежно-кредитной политики;
– управлениезолотовалютными резервами;
– валютноерегулирование и валютный контроль;
– анализ ипрогнозирование экономики;
– участие вразработке прогноза платежного баланса России, составление платежного балансаРФ;
– установление официальныхкурсов иностранных валют к рублю;
– монопольнаяэмиссия наличных денег и организация их обращения;
– установлениеправил проведения расчетов в РФ.
Получение прибыли невходит в цели деятельности ЦБР, хотя его весьма значительна. Прибыль Банка определяетсякак разница между суммой доходов от банковских операций и сделок и расходов,связанных с осуществлением Банком своих функций.
Банк России перечисляет вфедеральный бюджет 50% фактически полученной по итогам года прибыли, оставшейсяпосле уплаты налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом РФ.Оставшаяся прибыль направляется в резервы и фонды различного назначения.
Банк России подотчетенГосударственной Думе РФ, которая:
– назначает надолжность и освобождает от должности Председателя ЦБР по представлениюПрезидента РФ;
– назначает надолжность и освобождает от должности членов Совета директоров ЦБР попредставлению Председателя ЦБР, согласованному с Президентом РФ;
– направляет иотзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете врамках своей квоты;
– рассматриваетосновные направления единой государственной денежно-кредитной политики ипринимает по ним решение;
– рассматриваетгодовой отчет Банка и принимает по нему решение;
– принимает решениео проверке Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности ЦБР, егоструктурных подразделений и учреждений. Такое решение может быть принято толькона основании предложения Национального банковского совета;
– поводитпарламентские слушания о деятельности Банка России с участием егопредставителей;
– заслушиваетдоклады Председателя ЦБР о деятельности Банка (при представлении годовогоотчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитнойполитики).
В пределах, разрешенныхКонституцией и законами, Банк России независим в своей деятельности.Федеральные органы государственной власти и другие органы власти не имеют прававмешиваться в его деятельность. Более того, нормативные акты, изданные ЦБ РФ впределах его компетенции, обязательны для федеральных органов государственнойвласти.
Высшим органом ЦБявляется совет директоров – коллегиальный орган, определяющий основныенаправления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управлениеБанком России. В него входит председатель Банка России и 12 членов, которыедолжны работать в банке на постоянной основе.
Возглавляет советдиректоров Председатель Банка России, который назначается Государственной Думойна четыре года по представлению Президента Российской Федерации[4].Одно и тоже лицо не имеет права занимать эту должность более трёх сроковподряд.
Национальный банковскийсовет – коллегиальный орган Банка. В состав Совета входят 12 человек, изкоторых двое направляются Советом Федерации из числа его членов, трое –Государственной Думой из числа ее депутатов, трое – Президентом РФ, трое –Правительством РФ. В состав Национального банковского совета входит такжеПредседатель Банка России.
Члены Национальногобанковского совета, за исключением Председателя Банка России, не работают в ЦБРна постоянной основе и не получают заработную плату за эту деятельность.
В систему Банка Россиивходят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовыецентры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другиепредприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности иРоссийское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельностибанка[5].
ЦБР имеет право осуществлятьследующие банковские операции и сделки с российскими и иностранными кредитнымиорганизациями, Правительством РФ:
– предоставлятькредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другимиактивами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете; соктября 2008г. без обеспечения;
– покупать ипродавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;
– покупать ипродавать облигации, эмитированные Банком России, и депозитные сертификаты;
– покупать и продаватьиностранную валюту, а также платежные документы и обязательства, номинированныев иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитнымиорганизациями;
– покупать,хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;
– проводитьрасчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управлениеценные бумаги и другие активы;
– выдаватьпоручительства и банковские гарантии;
– осуществлятьоперации с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовымирисками;
– открывать счета вроссийских и иностранных кредитных организациях;
– выставлять чеки ивекселя в любой валюте;
– осуществлятьдругие банковские операции и сделки от своего имени в соответствии с обычаямиделового оборота, принятыми в международной банковской практике.
В случаях,предусмотренных федеральными законами, ЦБР может осуществлять банковскиеоперации по обслуживанию органов государственной власти и органов местногосамоуправления, их организаций, государственных внебюджетных фондов, воинскихчастей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц.
В регионах, гдеотсутствуют кредитные организации, ЦБР также вправе обслуживать клиентов, неявляющихся кредитными организациями.
Банк России не имеетправа:
– осуществлять банковскиеоперации с юридическими лицами, не имеющими лицензии на осуществлениебанковских операций, и с физическими лицами, за исключением случаев,предусмотренных законом;
– осуществлятьоперации с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечениемсвоей деятельности;
– заниматьсяторговой и производственной деятельностью, за исключением случаев,предусмотренных законом;
– участвовать вкапиталах кредитных и иных организаций, за исключением случаев, предусмотренныхзаконом;
– продлятьвозможные сроки возврата выдаваемых кредитов;
– предоставлятькредиты правительству РФ для покрытия дефицита государственного бюджета,приобретать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, заисключением случаев, предусмотренных законом.
Рефинансированиекоммерческих банков – предоставление им заимствований в случаях, когда онииспытывают временные финансовые трудности. Цель рефинансирования – воздействиена состояние денежно-кредитной сферы. Выполняя функцию рефинансирования, ЦБвыступает в качестве банка банков.
Кредиты рефинансированияпредоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовыетрудности, и различаются в зависимости от: формы обеспечения (учетные иломбардные кредиты); методов предоставления (прямые кредиты и кредиты,предоставляемые на основе проведения аукционов); сроков предоставления(среднесрочные – на 3–4 месяца и краткосрочные – на 1 день или несколько дней);целевого характера (корректирующие кредиты и продленные сезонные кредиты).
Основным источникомресурсов Банка России является эмиссия банкнот, на втором по важности местенаходятся средства коммерческих банков на корреспондентских счетах, на счетеобязательных резервов, депозиты коммерческих банков и средства бюджета.
Основная масса средствБанка России вложена в ценные бумаги, на втором по объему месте находятсясредства, вложенные в валютные ценности, размещенные у нерезидентов.
Коммерческие банки
С одной стороны, банк,как и любое другое предприятие, создается для удовлетворения интересовсобственника банка (акционеров) и общественных интересов (клиентуры). С другойстороны, банк — это предприятие особого вида, которое организует и осуществляетдвижение ссудного капитала, обеспечивая получение прибыли собственникам банка.
Коммерческие банки можноклассифицировать по ряду признаков.
1. По характерусобственности:
– государственные;
– акционерные;
– кооперативные;
– частные;
– муниципальные;
– смешанные;
2. по видамопераций:
– универсальные;
– специализированные;
3. потерриториальному признаку:
– международные;
– республиканские;
– региональные;
– обслуживающиенесколько регионов страны;
4. по отраслевойориентации:
– промышленные;
– сельскохозяйственные;
– строительные;
– торговые
Основными функциямибанков являются:
– мобилизациявременно свободных денежных средств и превращение их в капитал;
– кредитованиепредприятий, государства и населения;
– выпуск кредитныхорудий обращения (кредитных денег);
– осуществлениерасчетов и платежей в хозяйстве;
– эмиссионно-учредительскаядеятельность;
– консультирование,предоставление экономической и финансовой информации.
Коммерческие банкиотносятся к особой категории деловых предприятий, получивших названиефинансовых посредников. Они привлекают капиталы, сбережения населения и другиеденежные средства, высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности, ипредоставляют их во временное пользование другим экономическим агентам, которыенуждаются в дополнительном капитале. Банки создают на новые требования иобязательства, которые становятся товаром на денежном рынке. Так, принимаявклады клиентов, коммерческий банк создает новое обязательство – депозит, а выдаваяссуду – новое требование к заемщику. Этот процесс создания новых обязательствсоставляет сущность финансового посредничества. Эта трансформация позволяет преодолетьсложности прямого контакта сберегателей и заемщиков, возникающие из-занесовпадения предлагаемых и требуемых сумм, их сроков, доходности, и т.д.
Коммерческие банкиявляются многофункциональными учреждениями, оперирующими в различных секторахрынка ссудного капитала. Крупные коммерческие банки предоставляют клиентамполный спектр услуг, включая кредиты, прием депозитов расчетов и т.д. Этим ониотличны от специализированных учреждений, которые ограничены определеннымифункциями.
Коммерческие банки традиционноиграют роль базового звена кредитной системы. Переплетение функций различныхвидов кредитных учреждений и популярность универсального типа банка создаеттрудности для определения понятий банк и банковская деятельность. Чаще всегоглавным признаком банковской деятельности считается прием депозитов и выдачакредитов[6].
Коммерческий банкспособен предложить клиенту до 200 видов разнообразных банковских продуктов иуслуг. Широкая диверсификация операций позволяет банкам сохранять клиентов иоставаться рентабельными даже при весьма неблагоприятной хозяйственной конъюнктуре.
Банки обладают уникальнойспособностью создавать средства платежа, которые используются в хозяйстве дляорганизации товарного обращения и расчетов. Речь идет об открытии и ведениичековых и других счетов, служащих основой безналичного оборота. Хозяйство неможет существовать и развиваться без хорошо отлаженной системы денежныхрасчетов. Отсюда большое значение банков, как организаторов этих расчетов.
Создание платежныхсредств тесно связано с депозитной функцией кредитования банковских клиентов.Депозит может возникнуть двумя путями: в результате внесения клиентом наличныхденег в банк или же в процессе банковского кредитования. Эти операциипо-разному отразятся на величине денежной массы в стране. Если клиент внес деньгидо востребования, то они превратились из наличных в безналичные. Общая суммаденег в хозяйстве не изменилась. Если же деньги зачислены на депозит, то общееколичество денег в хозяйстве увеличилось, так как банк своей операцией создал новыеплатежные средства. Обратное действие — уничтожение происходит при снятииклиентом наличных со счета и при списании денег с депозита для погашениякредитов. Способность коммерческих банков увеличивать и уменьшать депозиты иденежную массу широко используется центральным банком, который через системуобязательных резервов управляет динамикой кредита.
Коммерческие банки,выступая на финансовом рынке со спросом на кредитные ресурсы должны не толькомаксимально мобилизовать имеющиеся в хозяйстве сбережения, но и формироватьдостаточно эффективные стимулы к накоплению средств. Стимулы к накоплениюсредств и сбережению денежных средств формируются на основе гибкой депозитнойполитики коммерческих банков. Помимо высоких процентов, выплачиваемых по вкладам,кредиторам банка необходимы высокие гарантии надежности помещения накопленныхресурсов в банк. Созданию гарантии служит формирование фонда страхованияактивов банковских учреждений, депозитов в коммерческих банках. Наряду сострахованием депозитов важное значение для вкладчиков имеет доступностьинформации о деятельности коммерческих банков и о тех гарантиях, которые онимогут дать. Решая вопрос об использовании имеющихся у кредиторов средств, ондолжен иметь достаточную информацию о финансовом состоянии банка, чтобы самомуоценить будущих вложений.
Вторая обширнаяфункциональная сфера деятельности банков: посредничество в кредите.Коммерческие банки, как уже говорилось, выполняют роль посредников междухозяйственными единицами, накапливающими и нуждающимися в денежных средствах.Они предоставляют владельцам свободных капиталов удобную форму хранения денег ввиде разнообразных депозитов, что обеспечивает сохранность денежных средств иудовлетворяет потребность клиента в ликвидности. Для многих клиентов такаяформа хранения денег более предпочтительна, чем вложение в облигации или акции.Банковский кредит — тоже весьма удобная и во многих случаях незаменимая формафинансовых услуг, которая позволяет гибко учитывать потребности конкретногозаемщика и приспосабливать к ним условия получения ссуды (в отличие от рынкаценных бумаг, где сроки и другие условия займа стандартизированы).
Помимо выполнения базовыхфункций, банк предлагают клиентам множество других финансовых услуг. Например,банки осуществляют разного рода доверительные операции для корпораций и частныхлиц, связанных с передачей имущества в управление банку на доверительнойоснове, покупкой для клиентов ценных бумаг, управлении недвижимостью,выполнение гарантийных функций по облигационным выпускам.
Третья функция банков – посредничествов платежах между отдельными самостоятельными субъектами. В связи сформированием фондового рынка получает развитие такая функция, какпосредничество в операциях с ценными бумагами, банки имеют право выступать вкачестве инвестиционных институтов, которые могут осуществлять деятельность нарынке ценных бумаг в качестве посредника, инвестиционного консультанта,инвестиционной компании и инвестиционного фонда. Выступая в качестве финансовогоброкера, банки выполняют посреднические функции при купле-продаже ценных бумагза счет и по поручению клиента на основании договора комиссии или поручения.
Как инвестиционныйконсультант банк оказывает консультационные услуги своим клиентам по поводувыпуска и обращения ценных бумаг. Если банк берет на себя роль инвестиционнойкомпании то он занимается организацией выпуска ценных бумаг и выдачей гарантиейпо их размещению в пользу третьего лица, куплей-продажей ценных бумаг от своегоимени и за свой счет, в том числе путем котировки ценных бумаг, т.е. объявляя наопределенные ценные бумаги “цены продавца” и “цены покупателя”, по которым онобязуется их продавать и покупать. Когда банк размещает свои ресурсы в ценныебумаги от своего имени и все риски связанные с таким размещением, все доходы иубытки от изменения рыночной оценки приобретенных ценных бумаг относятся засчет акционеров банков, то он выступает в качестве инвестиционного фонда.Необходимым условием выполнения роли инвестиционного фонда является наличие вштате банка специалистов по работе с ценными бумагами, имеющих квалификационныйаттестат Министерства финансов РФ дающей право на совершение операции спривлечением средств граждан.
Банковские операции могутпроводиться как в рублях, так и в валюте при наличии соответствующей лицензииЦентрального банка. Внутренняя лицензия дает право на:
1. ведение счетов виностранных валютах клиентах банка, при условии открытия коммерческим банкомкорреспондентского счета в кредитном учреждение обладающим генеральной лицензией;
2. проведениерасчетов, связанных с экспортно-импортными операциями клиентов банка в формедокументального аккредитива, банковского перевода;
3. привлечение иразмещение средств в иностранных валютах в форме кредитов, депозитов, вкладов,а также выдачу гарантии в пользу клиента в иностранной валюте (в пределахсобственных валютных средств),
4. посредничество накомиссионной основе при обмене средств валютных клиентов банка.
Генеральная лицензия даетвозможность коммерческому банку устанавливать прямые корреспондентскиеотношения с иностранными банками. Коммерческие банки, имеющие генеральнуюлицензию, могут открывать корреспондентские счета для проведения валютныхопераций другим коммерческим банком.
В настоящее времядеятельность коммерческих банков РФ по кредитованию предприятий недостаточно эффективновоздействует на структурную и инвестиционную политику. В деятельности многихкоммерческих банков кредитование занимает не главное место. Необходимостькачественного совершенствования кредитования в деятельности коммерческих банковРФ требует увеличения направления ресурсов на инвестиционные цели, внедрения вбанковскую практику новых форм кредитования.
В период преобразованияроссийской экономики регулирование депозитной эмиссии стало острой проблемой.Нестабильность денежного обращения, инфляция в значительных размерахпотребовали от Центрального банка РФ проведения политики ограниченияпредложения кредитных ресурсов коммерческим банкам. Ограничителями возможностейкоммерческих банков увеличивать денежную массу являются прежде всего резервныетребования и уровень процентной ставки ЦБ при кредитовании коммерческих банков.Кроме того, ЦБ установил лимиты на рост централизованных кредитов и направляетих в приоритетные отрасли народного хозяйства.
Тем не менее, в настоящеевремя в современных условиях продолжается развитие тенденции расширения функцийкоммерческих банков, которые для улучшения банковской ликвидности, получениядоходов, занятия позиций на рынке развивают нехарактерные ранее для банковоперации и услуги.
2.2Парабанковская система РФ
 
Парабанковская система РФвключает в себя кредитные союзы, инвестиционные фонды, негосударственныепенсионные фонды.
Кредитные союзы
Кредитные союзы широкораспространились после кризиса 1929 – 1932 гг. и оказались чрезвычайноэффективной и устойчивой формой финансовой самоорганизации населения, той егочасти, которая живет в основном на трудовые доходы. Кредитные союзы сталинеотъемлемой частью финансовой системы, дополняющей банковскую систему, онивзяли на себя функцию обслуживания финансов домашнего хозяйства и тем самымдополнили банковскую систему. По своей социально-экономической природекредитный союз представляет собой потребительский кооператив, члены которогообъединяют свои сбережения в общий фонд, из чего они обеспечивают себя дешевыми легкодоступным кредитом.
Для вступления вкооператив необходимо внести пай, который дает право получать кредит и другиефинансовые услуги от кредитного союза, а также участвовать в управлении,осуществляемом на основании кооперативного принципа «один человек – одинголос». Деятельность кредитного союза не направлена на получение прибыли.Доходы кредитного союза распределяются между пайщиками или идут на удешевлениеуслуг кредитного союза. В официальной статистике кредитные союзы относятся ккатегории неприбыльных организаций.
Кредитные союзы в Россииявляются потребительскими кооперативами и предоставляют кредиты напотребительские цели, а не на производственные или финансовые инвестиции. Этообусловлено тем, что кредитные союзы, основой которых служат финансы домашнегохозяйства, не склонны использовать эти финансы для рисковых вложений. Кредитыили займы, представляемые только своим членам, относятся к категории«спокойных» финансовых вложений. Их возврат гарантирован не толькотрадиционными формами обеспечения (поручительство, залог, заклад), но и личнойрепутацией заемщика, тем, что он живет и работает рядом с такими же, как он, членамикредитного союза. Принадлежность к одной социальной общности является важнымфактором выполнения обязательств заемщика перед кредитным союзом. Как институт«спокойных» финансов кредитный союз ориентирован, прежде всего, настабильность, а не на прибыльность. Поэтому в деятельности кредитного союзаиграют меры обеспечения этой стабильности, в первую очередь гарантии возвратазаймов и сохранности средств пайщиков.
В нынешней Россиикредитные союзы стали создаваться в начале 90-х гг. Их историческим прообразомможно считать до- и послереволюционные кредитные кооперативы, однакогенетически наши кредитные союзы происходят от касс взаимопомощи и такназываемых «черных касс». Они восполняли потребность людей в потребительскомкредите, стали по существу формой самообеспечения и самозащиты потребителей вусловиях экономической и финансовой нестабильности.
В настоящее время вРоссии действует более 200 кредитных союзов, их количество медленно, но вернорастет. Число пайщиков кредитных союзов приближается к 80 тыс. человек. Как иво всем мире, российские кредитные союзы не занимают и не будут заниматьзначительного места в финансовом секторе. Достаточно сказать, что размер вкладаодного пайщика репрезентативного кредитного союза колеблется от 2 тыс. до 3тыс. рублей. Однако в России кредитные союзы становятся факторами социальнойстабильности, они удовлетворяют финансовые потребности домашнего хозяйства ипредставляют собой институт «спокойных» финансов. Это явно обнаружилось в ходефинансового кризиса осени 1998 года. В отличие от банков кредитные союзы непонесли серьезного ущерба и сумели устоять благодаря тому, что сбереженияграждан используются ими для выдачи небольших и гарантированных займовфизическими лицам – членам кредитного союза.
Это вид финансовыхвложений в современной России оказывается наиболее устойчивым, хотя и невысокодоходным. Но поскольку доходы этих займов поступают самим же пайщикам,интересы пайщиков как заемщиков и как сберегателей всегда можно сбалансироватьпри грамотном финансовом управлении и при грамотном использованиидемократических процедур управления в кредитном союзе. Разумеется, сказанное незначит, что у кредитных союзов не возникают проблемы. Ода из насущных проблем –статус кредитного союза. Очевидно, что кредитный союз как потребительскийкооператив, не имеющий целью своей деятельности извлечение прибыли, являетсянекоммерческой организацией и не попадает под статус кредитных организаций.
Деятельность кредитногосоюза в отличие от банка и иных кредитных организаций не носит публичнойдеятельности, отношения пайщиков и кредитного союза не являются отношениямиклиентов и банка, они строятся на основе членства, а не на основе публичногодоговора. Сообразно с этим кредитный союз не попадает под действие Закона «Обанках и банковской деятельности».
Вместе тем правовая базакредитных союзов как кредитных потребительских кооперативов граждан – ст. 17Конституции РФ, а так же ст. 116 Гражданского Кодекса, необходимая, ноабсолютно не достаточная юридическая основа их деятельности.
Инвестиционные фонды
На современном этапепроизошло возрождение некогда популярных паевых инвестиционных фондов (ПИФ).
Образуется он за счет аккумулированиясредств участников с последующим их инвестированием в различные финансовыеактивы. Данный фонд не является юридическим лицом. Доверительное управление имв интересах инвесторов осуществляет управляющая компания паевогоинвестиционного фонда.
Согласно российскомузаконодательству ПИФ может быть открытым или интервальным. В открытомуправляющая компания принимает на себя обязанность осуществлять выкупвыпущенных ею инвестиционных паев по требованию инвестора в срок, непревышающий 15 дней с даты его предъявления. В интервальном – выкуп проводитсяне реже одного раза в год.
Имущество ПИФа состоит изпереданных в доверительное управление средств инвесторов и приращенногоимущества, в том числе имущественных прав, приобретенных управляющей компаниейв процессе доверительного управления средствами инвесторов. Состав и структураПИФа строго определены нормативными актами ФКЦБ.
Инвесторы не в праведавать какие-либо указания управляющей имуществом ПИФов компании, которая несетответственность имуществом за причиненный им ущерб в результате своих действий.Размер УК не превышает 5% годовых от стоимости чистых активов фонда. Кромеэтого, УК может взимать надбавку и устанавливать скидку при продаже (выкупе)инвестиционных паев фонда в размере не больше 5% цены пая.
По истечении 6 месяцев смомента регистрации проспекта эмиссии и правил фонда УК должна проводитьпервичное размещение паев ПИФа. Приобретаемое УК имущество относится наувеличение имущества ПИФА, за исключением средств, направляемых на возмещениепонесенных УК расходов, и средств, выплачиваемых ей в качестве вознаграждения.,а также специализированному депозитарию, независимому оценщику, аудитору.
Покупателямиинвестиционных паев могут быть: физические лица – резиденты и нерезиденты РФ;юридические лица – резиденты и нерезиденты РФ. Инвесторы-нерезиденты не могутпокупать паи за валюту, т. к. те могут продаваться только за рубли. Поэтомумогут возникнуть трудности.
С одной стороны, можноговорить о достаточно жестких требованиях, предъявляемых ФКЦБ к УК,инфраструктуре и самому фонду с момента регистрации, что, безусловно, мешаетбыстрому росту фондов. Но с другой стороны, нормативная база, регулирующаядеятельность ПИФов, в настоящее время – почти исчерпывающая (более 25документов, подробно регламентирующих все основные аспекты деятельностифондов), наиболее полная и непротиворечивая.
Безусловным плюсомявляется формализованность отношений сторон (пайщик – управляющий). Условиядоговора о доверительном управлении между сторонами определенны правилами ипроспектом эмиссии. Подтверждением собственности на часть имущества фондаслужит выписка из реестра пайщиков ПИФа, в которой указано количество паев,находящемся на лицевом счете пайщика. Все это служит основой привлечениямассового мелкого инвестора. Кроме того, размер активов ПИФа ничем не ограничивается,и управляющий может аккумулировать сколько угодно большую сумму активов. Этодает возможность желающим приобретать паи без ограничений. Единственные, комунельзя становиться инвесторами ПИФов, — это государственные органы и органыместного самоуправления.
Если говорить обответственности, то инвесторы не отвечают по обязательствам УК и несут рискубытков, связанных с доверительным управлением имуществом паевогоинвестиционного фонда, в пределах стоимости принадлежащих им инвестиционныхпаев.
В настоящее время довериеинвесторов к долгосрочным инвестициям и инвестиционным институтам достаточнослабо. Причин тому много: начиная от потери стоимости вкладов населения икончая крахом финансовых пирамид и разорение ряда банков в августе 1998 г.
Но постепенно, благодарясозданию информационной открытости, недоверие начинает ослабевать и все большепроявляется интерес к инвестиционным фондам.
Негосударственныепенсионные фонды
Негосударственныепенсионные фонды (НПФ) являются некоммерческими организациями социальногообразования.
Специфическойособенностью НПФ является чрезвычайно долгосрочный характер его финансовых отношенийс вкладчиками и участниками.
Негосударственное пенсионноеобеспечение позволяет работнику предприятия или иному физическому лицу получатьдополнительную пенсию за счет добровольных пенсионных или страховых взносовсамого работника либо третьих лиц в его пользу. Оно осуществляется независимоот системы государственного пенсионного обеспечения.
На данном этапе развитияв нашей стране рынок НПФ еще недостаточно развит. Закон «О негосударственныхпенсионных фондах», регулирующий деятельность НПФ, принят с большим трудомменее полутора лет назад. Не хватает подзаконных актов, положений, нормативов,регулирующих и разъясняющих действие того или иного закона. Кроме того, данныйзакон регулирует лишь вопросы создания и деятельности НПФ. Полностью отсутствуетзаконодательная база, определяющая правовые аспекты негосударственногопенсионного обеспечения.
Сейчас зарегистрированочуть более 300 НПФ, из них реально функционируют около 150. Из более чем 1000фондов, образовавшихся с 1992 г., свыше 50% были отсечены как не справляющиесясо своими функциями или занимающиеся другими видами деятельности. Многиеисчезли сами, причем часто с деньгами участников фонда. Когда сторонники НПФссылаются на западные примеры, они забывают, что там фонды работают в основномс физическими лицами, у нас же 95% выплат приходится на корпоративные фонды (завесь 1998 г. они составили всего 250 млн. руб.).
Важнейший вопрос –инвестирование собранных взносов. НПФ возмещает собранные резервы черезспециальную коммерческую организацию – управляющую компанию. В данном случаескопирована западная модель, которая в наших условиях дала прямопротивоположенный эффект. Учитывая, что размер пенсий заранее неустанавливается и зависит от получения дохода, повсеместной практикой сталозанижение настоящего дохода от инвестирования резервов, лишнее звено при слабомконтроле резко снижает надежность всей системы. Практически доверяют такоймодели только корпорации, владеющие как НПФ, так и управляющей компанией, чтопревращает НПФ в инструмент решения далеко не социальных проблем. При этом малошансов не только на эффективное вовлечение собранных ресурсов в экономикустраны, но и просто на осуществление контроля со стороны государства зафинансовыми потоками.
Несмотря на это сейчаснамечается некоторая тенденция поддержания НПФ. Ярким примером может служитьвведение налоговых льгот для НПФ.
Платежи по договорам снегосударственными пенсионными фондами, имеющими государственную лицензию,включаются в стоимость продукции (работ, услуг).
В перечень выплат, накоторые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, включены суммыработодателей по договорам с негосударственными пенсионными фондами.
Между тем последнийкризис нанес сокрушительный удар по НПФ. Большинство фондов перестали выполнятьсвои обязательства перед вкладчиками из-за кризиса на фондовом рынке, из-запрекращения погашения государственных ценных бумаг и т. п. И если скорпорациями фонды еще работают, то частный вкладчик надолго потерял доверие кНПФ.

3.Перспективы развития кредитной системы России
 
Банк России намеренв 2009 – 2010 в основном завершить переход к режиму таргетирования инфляции,предполагающему приоритет цели по снижению инфляции. Однако в ближайшее времяденежно-кредитная политика во многом будет сохранять черты, сформированные впоследние годы: продолжится применение режима управляемого плавающего валютногокурса рубля, использование денежной программы для контроля за соответствиемденежно-кредитных показателей целевому уровню инфляции, использованиебивалютной корзины в качестве операционного ориентира политики валютного курса.При этом решения по корректировке политики будут приниматься на основе учеташирокого спектра экономических индикаторов.
Банк Россиипродолжит движение к режиму свободно плавающего валютного курса,последовательно ослабляя жесткость привязки рубля к бивалютной корзине идопуская большую волатильность ее стоимости.
Режим свободноплавающего валютного курса необходим для введения таргетирования инфляции вполном объеме. При этом одновременно с сокращением участия Банка России вкурсообразовании потребуется реализация комплекса мер по превращению процентнойставки Банка России в главный инструмент денежно-кредитной политики, влияющийна инфляционные ожидания экономических агентов и формирующий монетарные условияфункционирования экономики.
При разработкеденежно-кредитной политики на период 2009‑2011 годов Банк Россиипринимает во внимание возможные изменения мировых цен на основные товарыроссийского экспорта, прежде всего на энергоносители. В случае снижения этихцен при продолжении увеличения импорта высокими темпами, поддерживаемоговнутренним спросом, может произойти существенное сокращение положительногосальдо торгового баланса и даже образование его дефицита.
Поскольку в этомслучае ослабнет действие одного из факторов, определяющих укрепление рубля,Банк России может сократить покупки валюты на внутреннем рынке, осуществляемыев целях сдерживания темпов укрепления национальной валюты. Решения о характереи объеме интервенций Банка России на внутреннем валютном рынке в основном будутобусловлены целями денежно-кредитной и бюджетной политики.
Ожидаемое сокращениевалютных интервенций может существенно уменьшить роль чистых иностранныхактивов органов денежно-кредитного регулирования как основного источника ростаденежного предложения. С целью обеспечения соответствия денежного предложенияспросу на деньги Банк России продолжит активно использовать операции порефинансированию банков. Это также будет способствовать повышению ролипроцентной политики Банка России в снижении инфляции.
Для обеспечениясоответствия динамики инфляции целевой траектории Банк России будетиспользовать все имеющиеся в его распоряжении инструменты денежно-кредитнойполитики. На успешность проведения денежно-кредитной политики будут влиять вопределенной степени как бюджетные механизмы аккумулирования дополнительныхдоходов от экспорта нефти и газа при высоких ценах мирового рынкаэнергоносителей, так и проведение консервативной бюджетной политики.
Процентная политикаБанка России будет осуществляться исходя из состояния экономики и динамикиинфляции. Важной задачей процентной политики будет постепенное сужение коридорапроцентных ставок по собственным операциям Банка России и снижениеволатильности ставок денежного рынка. При этом все большее влияние наформирование процентных ставок денежного рынка будут оказывать ставки порыночным инструментам рефинансирования банков, прежде всего по операциямпрямого РЕПО.
Основным факторомриска для российского банковского сектора в условиях международного финансовогокризиса является существенное ограничение доступа к ресурсам с международныхрынков капитала и сокращение возможностей внешнего рефинансирования ранеепривлеченных заимствований в связи со значительным подорожанием привлеченных средствдля первоклассных заемщиков и фактическим исключением такой возможности длядругих заемщиков.
Следствием влиянияуказанного фактора является введение российскими банками более консервативныхподходов при кредитовании и при оценке кредитного риска. В свою очередь, этоведет к снижению темпов роста кредитных вложений в экономику и снижениюфинансового результата (прибыли) кредитных организаций. Одновременно этообусловливает относительное увеличение в портфелях кредитных организаций долипроблемных активов, как накопленных в период кредитной экспансии, так иотражающих ухудшение экономического положения предприятий при ужесточенииусловий привлечения кредитов.
В этой ситуации насостояние банковского сектора будет оказывать влияние качество функционированиявнутрибанковских систем оценки и управления рисками, включая кредитный риск,риск ликвидности, рыночный, операционный и репутационный риски. Наряду свопросами поддержания ликвидности банки должны уделять внимание вопросамподдержания достаточности капитала, в том числе и за счет дополнительныхинвестиций собственников и новых инвесторов.
В целях снижениянегативного влияния международных финансовых потрясений на экономику ифинансовые рынки России реализуется комплекс мер по частичному замещению выбывшихкредитных ресурсов банков и восстановлению нормального кредитного цикла. Этимеры направлены на исключение системной угрозы устойчивости банковскогосектора.
В рамках системыуправления ликвидностью банковского сектора Банк России продолжит улучшать условиядоступа кредитных организаций к инструментам рефинансирования, что должноспособствовать снижению трансакционных издержек и рыночных рисков. Придальнейшем развитии внутреннего финансового рынка, его инфраструктуры это будетспособствовать более эффективному перераспределению денежных средств вэкономике.
Решения поиспользованию инструментов предоставления и абсорбирования ликвидности будутприниматься в зависимости от динамики основных макроэкономических показателей исостояния финансового рынка. При необходимости Банк России может применятьобязательные резервные требования в качестве прямого инструмента регулированияликвидности банковского сектора.
Для перехода крежиму таргетирования инфляции в полном объеме Банк России будет участвовать вработе по созданию необходимых условий институционального характера,способствовать повышению глубины и ликвидности российского финансового рынка,добиваться роста эффективности своей процентной политики, совершенствоватьуправление ликвидностью банковского сектора, развивать систему анализаденежнокредитной политики, макроэкономического моделирования и прогнозирования.
Особое значение БанкРоссии придает формированию доверия общества к осуществляемой денежно-кредитнойполитике, повышению ее открытости и прозрачности, разъяснению общественностисвоих целей, задач и принятых мер.

Заключение
 
Развитие рыночныхотношений в России привело к резкой активизации банков при сохраненииЦентрального банка. Большое развитие получают коммерческие банки, которыесоздаются в центре с размещением своих филиалов по территории России, и вотдельных регионах.
Резкий рост числакоммерческих банков и недостаточное руководство банками со стороны государствав лице Центрального банка привело к снижению уровня влияния Банковской Системына развитие государства.
Наибольшая плотностьразмещения банков наблюдается в Центральной части России; в северных окраинныхрайонах банки практически отсутствуют. К основным банковским центрам относятся:Москва, Санкт-Петербург, Уфа, Самара, Тюмень, Ростов-на-Дону.
Кризис 17 августа 1998 г. показал несостоятельность многих банков их однобокое развитие в направлении получения толькособственных доходов. На современном этапе развития резко встал вопрос ореконструкции Банковской Системы, она должна получить преимущественнорегиональное развитие, которое в большей степени является одним из инструментовподъема экономики страны. При региональном развитии Банковской системы должносохраниться централизованное управление банками, путем корректировкивзаимоотношений центрального банка и коммерческих банках, более интенсивногоразвития специализированных кредитных институтов по всем регионам страны. Дляповышения деятельности коммерческих банков и завоевание рынка банковских услугпо регионам, необходимо использовать маркетинговые исследование. Которыепозволят расширить рынок банковских услуг, повысить качество обслуживания нетолько в Центральных районах, но и по всей территории страны.

Списокиспользованной литературы
 
1. Деньгии финансовые институты: Учебник/ Балабанов И. Т., Гончарук О. В., Савинская Н.А. – Санкт-Петербург, 2000.
2. Финансы,денежное обращение и кредит: Учебник / Под редакцией академика Г. Б. Поляка. –М.: Юнити, 2007
3. КазьминА. И. Развитие банковской системы / А. И. Казьмин // Деньги и кредит – 2005 г. – №11.
4. МахотаеваМ. Ю., Николаев М. А. Практика применения денежно-кредитных инструментов/ М. Ю.Махотаева, М. А. Николаев // Деньги и кредит – 2003 г. – №10.
5. МитрохинВ. В. Диагностика и мониторинг устойчивости банковской системы/ В. В. Митрохин// Деньги и кредит – 2005 г. – №11.
6. МеликьянГ. Г. Развитие банковской системы России и инвестиции: достижения и проблемы /Г. Г. Меликьян // Деньги и кредит, 2006 г. – №1.
7. Принципыденежно-кредитной политики// Деньги и кредит, 2005 г. – №12.
8. Банковское дело.Под ред. Проф. В.И. Колесникова, Л.П. Кроливецкой. – Финансы и статистика,1999.
9. Молчанов А.В.Коммерческий банк современной России: теория и практика / А.В. Молчанов – М.:Финансы и статистика, 2002.
10. Антонов Н.Г.,Пессель М.А. Денежное обращение, кредит и банки / Н.Г. Антонов, М.А. Пессель –М.: Финстатинформ, 1995.
11. Общая теорияденег и кредита. Под ред. Жукова Е.Ф. – М.: Банки и биржа, 1995
12. Банковское дело.Справочное пособие. Под ред. Бабичевой Ю.Н. М.: Экономика, 1992 г.
13. Золотогоров В.Г.Энциклопедический словарь по экономике / В.Г. Золотогоров – Минск: Полымя, 1997
14. Парамонова Т.В.Банк России: взгляд в будущее / Т.В. Парамонова // Экономика и Жизнь, 2005 – №9.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.