Реферат по предмету "Философия"


Дух русского народа

Российский государственныйпрофессионально-педагогический университет
Институт педагогической юриспруденции
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Философия»
ДУХ РУССКОГО НАРОДА

Введение
Ключи к тайне русскойдуши европейцы начали подбирать давно, ещё Канту казалось, что Россия непроявила себя на столько, чтобы можно было делать выводы о её национальномхарактере. Каждая личность есть своеобразный, единственный в мире индивидуум,неповторимый по бытию и незаменимый по своей ценности. Индивидуальноесвоеобразие личности не может быть выражено в общих понятиях. Пытаясь датьхарактеристику русских людей, приходится говорить о тех общих свойствах,которые чаще всего встречаются у русских и поэтому выразимы в общих понятиях.Эти общие свойства представляют собой нечто вторичное, производной изиндивидуальной сущности каждого отдельного лица, но все же они заслуживаютисследования, потому что дают представление о том, с какими чертами характераможно встретиться в среде русского народа.
Самая увлекательная, но итрудная, не всегда разрешимая задача состоит в том, чтобы найти такое основноесвойство, из которого вытекают два противоположных свойства, так чтоотрицательное свойство есть как бы оборотная сторона той же медали, у которойлицевая сторона – положительная.
Мировая война ибольшевистская революция дали новую пищу для размышления о русской душе.Русская национальная мысль чувствует потребность и долг разгадать загадкуРоссии, понять идею России, определить ее задачи, место в мире. Все чувствуют внынешний мировой день, что Россия стоит перед великими мировыми задачами. Ноэто глубокое чувство сопровождается сознанием неопределенности, почтинеопределимости этих задач. С давних времен было предчувствие, что Россияпредназначена к чему-то великому, что Россия – особенная страна, не похожая нина какую страну мира.
Россияне обладаютособенным и независимым менталитетом. Патриотизм – великое чувство русскогочеловека. К сожалению, с недавних пор многие приравнивают патриотизм к расизму.Эта проблема актуальна в наше время. Я считаю, что патриотизм это не только борьба за то, чтобы только русские могли жить в России, а это любовь к Родине как к большому понятию, это Русская земля, природа, её культурное богатство...
Среди многообразиямотивов и ведущих тем русской философии таких как «соборность», «всеединство»,«русский космизм» тема «русская идея» имеет особое значение*. Можно назватьдесятки имен и не менее полусотни книг и статей, которые уже в названиисодержат такое понятие и концептуальную программу. Как может быть постигнута, понята и выражена «русская идея»? Существует множество синонимов, которыехарактеризуют, разграничивают наши представления, смысловые значения понятия«русская идея». Это – «судьба России», «душа России», «русский характер»,«русская культура», «русское сознание» и многие другие. Тем не менее, понятие«Русская идея» стало интегральным выражением множества смысловых характеристик.Эта тема существует столько же столетий, сколько их насчитывает русскаякультура. Еще в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Иллариона, в «ПоученииВладимира Мономаха» отчетливо намечены основные контуры русской идеи.
Для меня одним изпримеров широты русской души, огромной любви к Родине послужили слова,выцарапанные на скале в г. Горячий Ключ людьми, проходившими там реабилитациюпосле аварии на Чернобыльской АЭС:
Россия – ветер,
Россия – буря,
Одну на свете
Люблю такую!
Русская душа всегда былазагадкой для европейцев, да и для нас она отчасти остается тайной, ведь русскаядуша многогранна и неповторима.
Выбором темы «Духрусского народа», я хочу напомнить нашему поколению о силе и стойкости, широтеи красоте русской души. Ведь мы начинаем забывать о своих традициях, духовныхценностях, ориентируясь на Запад.
Цель данного реферата –раскрыть понятие заданной темы, анализ источника, критика на тему реферата.
Задачи реферата –расширение и углубление знаний, сбор и обработка информации по теме.

1. ЛосскийН. О. «Характер русского народа»
 
1.1Доброта – первичное свойство русского народа
 
К числу первичныхосновных свойств русского народа принадлежит выдающаяся доброта его.* Онаподдерживается и углубляется исканием абсолютного добра и связанною с неюрелигиозностью народа. В «Дневнике писателя» Достоевский дает конкретный образдоброты, рассказывая о том, как в девятилетнем возрасте он пошел в лес загрибами и, забравшись в чашу кустарника, вдруг услышал крик «Волк бежит!». « Явскрикнул и вне себя от испуга, крича в голос, выбежал на поляну, прямо напашущего мужика. Это был наш мужик Марей, — мужик лет пятидесяти, плотный,довольно рослый, с сильною проседью в темно-русой окладистой бороде. Он дажеостановил кобыленку, заслышав крик мой, и когда я, разбежавшись, уцепился однойрукой за соху, а другой за его рукав, то он разглядел его испуг.
— Волк бежит! – прокричаля, задыхаясь.
Он вскинул голову иневольно огляделся кругом, на мгновение почти мне поверив.
— Где волк?
— Закричал… Кто-тозакричал сейчас: «Волк бежит»… — пролепетал я.
— Что ты, что ты, какойволк, померещилось; вишь! Какому тут волку быть! – бормотал он, ободряя меня.Но я весь трясся и еще крепче уцепился за его зипун, и должно быть, был оченьбледен. Он смотрел на меня с
беспокойною улыбкою,видимо боясь и тревожась за меня.
— Ишь ведь испужался! –качал он головой. – Полно, родный.
Он протянул руку и вдругпогладил меня по щеке.
— Ну я пойду, — сказал явопросительно и робко смотря на него.
— Ну и ступай, а я-те вслед посмотрю. Уж я тебя волку не дам! – прибавил он, все так же матерински мнеулыбаясь. – Ну Христос с тобой; ну ступай, — и он перекрестил меня рукой и самперекрестился. Я пошел, оглядываясь назад почти каждые десять шагов. Марей,пока я шел, все стоял со своей кобыленкой и смотрел мне вслед, каждый раз киваямне головой, когда я оглядывался».
В этой картинке прекрасноизображена душевная мягкость русского человека, одинаково часто встречающаяся иу простолюдина, и во всех слоях общества. Говорят иногда, что у русского народа- женственная природа. Это неверно: русский народ, особенно великорусская ветвьего, народ создавший в суровых исторических условиях великое государство, ввысшей степени мужественен; но в нем особенно примечательное сочетаниемужественной природы с женственною мягкостью. Кто жил в деревне ивступал в общение с крестьянами, у того, наверное, всплывут в уме живыевоспоминания об этом прекрасном сочетании мужества и мягкости.
Солдаты Советской армиинередко вели себя отвратительно – насиловали женщин, грабили все что нравитсяим. Не только солдаты, даже офицеры отнимали у всех часы. Интересно однаконаблюдение профессора психологии Братиславского университета в Словакии. Онвстретил Советскую армию в деревне, где жили его родители, и близко наблюдалповедение русских солдат. «Они ведут себя, как дети», говорил он, «награбятмного часов, а потом и раздают их направо и налево».
Доброта – одно изосновных свойств русского народа: поэтому даже и бесчеловечный режим советскойвласти не искоренил их. Об этом свидетельствуют иностранцы, наблюдавшие зажизнью в СССР. Австрийский немец Отто Бергер, бывший в России в плену в1944-1949 гг., написал книгу «Народ, разучившийся улыбаться». Он говорит, что,живя вблизи Можайска, пленные поняли, «какой особый народ русский. Все рабочие,а в особенности женщины относились к нам, как к несчастным, нуждающимся впомощи и покровительстве. Иногда женщины забирали нашу одежду, наше бельё ивозвращали все это выглаженным, выстиранным, починенным. Самое удивительноебыло в том, что русские сами жили в чудовищной нужде, которая должна была быубавить в них желание помогать нам, их вчерашним врагам».
Доброта русского человекасвободна от сентиментальности, т.е. от наслаждения своим чувством, и отфарисеизма: она есть непосредственное приятие чужого бытия в свою душу и защитаего, как самого себя. Л.Толстой в «Анне Карениной» превосходно изобразилхарактер князя Щербатова, непосредственно доброго человека, и его насмешливоеотношение к поэтизму М ме Шталь. Дочь его Кити говорит Вареньке,воспитательнице госпожи Шталь: «Я не могу жить иначе, как по сердцу, а выживете по правилам. Я вас полюбила просто, а вы, верно, только затем, чтобыспасти меня, научить меня». «Жизнь по сердцу» создает открытость души русскогочеловека и легкость общения с людьми, простоту общения, без условностей, безвнешней привитой вежливости, но с теми достоинствами вежливости, которыевытекают из чуткой естественной деликатности. «Жизнь по сердцу», а не поправилам выражается в индивидуальном отношении к личности всякого другогочеловека. Отсюда в русской философии вытекает интерес к конкретной этике впротивовес к законнической этике. Примером может служить «Оправдание добра» ВалентинаСоловьева, книга Вышеславцева «Этика Фихте», Бердяева «Назначение человека»,Н.Лосского «Условие абсолютного добра».
У русских и у всех славянвысоко развито ценностное отношение не только к людям, но и ко всем предметамвообще. Это выражается в славянских языках в обилии уменьшительных,увеличительных, уничижительных имен. Уменьшительные имена, выражающие чувствонежности, особенно распространены и разнообразны. Велико богатство для личныхимен: Иван – Ваня, Ванюша; Мария – Маня, Маша, Маничка, Машенька, Машутка.Многие не личные имена могут приобретать форму, ласкательную, уменьшительную,увеличительную, уничижительную, напр., дом – домик, домище, домина, домишко.Уменьшительно-ласкательные имена могут быть образованны весьма различнымиспособами, напр., головка, головушка, камешек, кораблик, кружок, чемоданчик,волосок, волосочек. Не только от существительных, и от других частей речисуществуют ласкательно-уменьшительные формы, напр., прилагательные маленький,рад-радешенек, наречия – рядышком, прямехонько.
У положительных качествбывает нередко и отрицательная сторона. Доброта русского человека побуждает егоиногда лгать вследствие нежелания обидеть собеседника, вследствие желание мира,добрых отношений с людьми во что бы то ни стало. Русские крестьяне лгут иногдаиз любезности, говорит Легра, ссылаясь на наблюдения Г. Норманна. Надо заметитьеще, что источником русской лжи человека может быть слишком большая живостьвоображения, о которой будет сказано в главе «Даровитость русского народа». Орусском вранье Достоевский написал целую статью, очень насмешливую: «у нас»,говорит он, «в огромном большинстве лгут из гостеприимства», «хочетсяпроизвести эстетическое впечатление в слушателе, доставить удовольствие, нулгут, даже, так сказать, жертвуя собою».
1.2Даровитость русского народа
Русский народ поражаетмногосторонностью своих способностей. Ему присуща высокая религиознаяодаренность, способность к высшим формам опыта, наблюдательность, теоретическийи практический ум, творческая переимчивость, изобретательность, тонкоевосприятие красоты и связанная с нею артистичность, выражающаяся как вповседневной жизни, так и в творении великих произведений искусства.
Основное свойстворусского народа, искание абсолютного добра, есть источник разнообразия опыта иразносторонности упражнения различных способностей. Отсюда естественновозникает богатое развитие духа и обилие дарований.
К Западноевропейскойкультуре Россия приобщилась только при Петре Великом и поразительно быстроусвоила ее настолько, что начала творчески проявляться в этой области. Уже в XVIII веке появился такой многостороннийгений, как Ломоносов, сын крестьянина рыбака, родившийся в самых суровыхусловиях жизни вблизи Белого моря. Девятнадцатый век весьма богат выдающимисяучеными во всех областях знания, такими как: математики Лобачевский, М. В.Остроградский, физик Лебедев, открывший давление света, П. Л. Капица, химикиМенделеев, Ипатьев, В. И. Вернадский (биосфера и ее законы), Докучаев,основатель науки почвоведения, физиолог И. П. Павлов. С. Н. Виноградский,историки Карамзин, С. М. Соловьев, Ключевский, философ В. С. Соловьев.Убедительным доказательством высокого уровня русской науки во всех областяхмогут служить достоинства статей в русском «Энциклопедическом словаре»Брокгауза и Ефрона. После большевистской революции во всех школах всех страндети русских эмигрантов по способностям и успехам оказывались среди первыхучеников.
Любовь к красоте иутонченное восприятие ее сказывается у русского народа в том, как способнывидеть красоту природы даже и совершенно необразованные люди. Щедринрассказывает о своей беседе с отставным солдатом, семидесятилетним стариком,который шел на Афонии, между прочим, заговорил о чудесах. « Нет того на светезнамения, которое бы, по Божьему произволению, случиться не могло! Толькозаверить трудно, потому как для этого надобно самому большую простоту в сердцеиметь, — тогда всякая вещь сама тебе объявится. Иной человек ума ипреизбыточного, а идет, примерно хоть по полю, и ничего не замечает. Потому каку него в глазах и ширина, и долина, и высь, и травка, и былие – всеобыдень-дело… А другой человек, умом незлокозненным, сердцем бесхитростнодействующий, окроме ширины, и долины, и выси, слышит тут гласы архангельские,красы бестелесные зрит». «Пташка Божия тебе песенку поет, ветерочки мягкиеглаву остужают, листочки звуками тихими в ушах шелестят… и столько становитсядля тебя радостно и беззаботно, что даже плакать можно!»
1.3Свобода русского духа
К числу первичных свойстврусского народа, вместе с религиозностью, исканием добра и силою воли,принадлежит любовь к свободе и высшее выражение ее – свобода духа. Это свойствотесно связано с исканием абсолютного добра. В самом деле, совершенное добросуществует только в Царстве Божием, оно – сверхземное, следовательно, в нашемцарстве эгоистических существ всегда осуществляется только полудобро, сочетаниеположительных ценностей с какими-либо несовершенствами. Когда человекопределяет какой из возможных путей поведения избрать, у него нет математическидостоверного знания о наилучшем способе действий. Поэтому тот, кто обладаетсвободою духа, склонен подвергать испытанию всякую ценность не только мыслью,но даже на опыте.
Вследствие свободногоискания правды и смелой критики ценностей русским людям трудно столковатьсядруг с другом для общего дела. Шутники говорят, что когда трое русских заспорято каком-либо вопросе, в результате окажется даже и не три, а четыре мнения,потому что кто-либо из участников спора будет колебаться между двумя мнениями.Экард в книге «Русское христианство» замечает, что в Православной церкви культнеизменен, но многие религиозные представления верующих не подчиненыобязательным формулам. А русские, отколовшиеся от Церкви, старообрядцы исектанты дробятся без конца на множество толков и сект.

2. Русскаяидея как помощь в раскрытии русского духа
Особенно интенсивно тема«русская идея» стала разрабатываться в 30-40-е годы XIX в., в борьбе тех оппозиционных направлений, которыеполучили название «западничество» и «славянофильство».* По утверждениюН.А.Беляева, в этой идейной борьбе рождалось наше национальное самосознание.Когда это самосознание станет зрелым, когда прекратится эта вековая дискуссия.Тогда вечная правда славянофильства и западничества органически войдет в нашенациональное бытие. «Тысячелетие продолжалось русское бытие, но русскоенациональное самосознание начинается лишь с того времени, когда Алексей Хомякови Иван Киреевский с дерзновением поставили вопрос о том, что такое Россия, вчем ее сущность, ее призвание и место в мире».
Очень талантливое,глубокое исследование характерных черт русского народа принадлежит перу Н. О.Лосского. Среди положительных свойств русского характера он называетрелигиозность, способность к высшим формам опыта, свободолюбие, доброту,даровитость. Но мимо его внимания не проходят и отрицательные свойства –недостаток «средней области культуры», нигилизм, хулиганство. «Основноесвойство русского народа есть его религиозность и связанное с нею исканиеабсолютного добра Царства Божья и смысла жизни; снижающиеся при утрате религиина степень стремления к социальной справедливости в земной жизни; в связи сэтим свойством стоит способность к высшим формам опыта, именно к религиозному,нравственному, эстетическому опыту, к философскому умозрению и к чуткомувосприятию чужой душевной жизни, откуда получается живое индивидуальное общениес людьми. Второе первичное свойство русского народа – могучая сила воли, откудавозникает страстность, максимализм и экстремизм, но иногда обломовщина,леность, пассивность вследствие неравнодушия к несовершенному добру земнойжизни; отсюда невыработанность средних областей культуры, а вместе с темневыработанность характера, недостаток самодисциплины.
Второй аспект анализа – «русская идея» как размышление обисторической миссии России, ее месте и предназначении в мировой истории.
Рассматривая Россию какмногонациональное государство, я выделяю и второй аспект исторической миссииРоссии – она несла и несет материальную и духовную культуру многочисленнымэтносам, которые через приобщение к русской культуре постигают вместе с тем иосновные всемирной культуры. Это столь же эмпирически фиксируемая, яснонаблюдаемая и исторически оправданная миссия России.
Третий аспект темы «русская идея» — понимание ролиРоссии как посредника между Западом и Востоком, как выражение диалога культурЗапада и Востока.
На протяжении целого рядастолетий русский народ испытывал на себе воздействие материальной и духовнойкультуры, политического и военного напора со стороны скандинавского Севера,католического Запада, христианской Византии и степного Востока, оказывая, всвою очередь, и на них свое воздействие. Тем самым русский народ как бысоединил в себе системные качества культур Запада и Востока, не теряя при этомвсей западной специфики, исполняя свои исторические задания.
Четвертый аспект исследования проблемы — «русскаяидея» как православная идея, проходит красной нитью через все направлениярусской философской религиозной мысли. Религиозная философия развивалась подвлиянием реформы 1861г. – великой «бескровной» революции, ход и итого которойждут и сегодня своего исследователя. «Серебряный век» русской культуры былоплодотворен именно 1861 г. Поэтому осмысление предназначения России еемыслители связывали не столько с научно-техническим прогрессом исовершенствованием политических форм, сколько с принципами Православия и чащевсего в форме эсхатологического понимания смысла истории и мессианскогопредназначения России. Чтобы познать русскую идею, нельзя ставить себе вопроса,что сделает Россия для себя, но что она должна сделать во имя христианскогоначала и во благо всего христианского мира.
И наконец, пятыйаспект исследования «русской идеи» как выражение русской культуры в целом ирусской философии, в частности. Специфической особенностью философской русскоймысли, по выражению А. Ф. Лосева, было то, что она длительное время развиваласьв лоне художественной литературы и публицистики. Русская литература всегдаотзывчива к временному и приходящему, была необычайно сильна мыслью о вечном инепреходящем. В отличие от европейской, русской философии чуждо стремление кабстрактной, чисто интеллектуальной систематизации взглядов. Она представляетсобой чисто интуитивное, чисто мистическое познание сущего, его скрытых глубин,которые не могут быть постигнуты посредством сведение к логическим понятиям.

3. Россия– «Неизвестная земля» (И. Ильин, А. Хомяков, В. Соловьев)
 
Всякий раз, когда вРоссии наступает пора общественных перемен или угроза внешней опасности, можноотметить повышение интереса к славянофильству.* При этом всегда содержаниеславянофильских идей становится своеобразным катализатором общественныхнастроений, а по отношению к ним формируются различные, порой непримитивныеидейные и научные группировки.
«Недоброжелательство кнам других народов, — по мнению Хомякова, — очевидно, основывается на двухпричинах: на глубоком сознании различия во всех началах духовного иобщественного развития России и западной Европы, и на невольной досаде предэтой самостоятельною силою, которая потребовала и взяла все права равенства вобществе европейских народов».
Государство исходит изцелого, а не из части, из единения народа, а не классовой борьбы. Оно – немашина принуждения, а орган духовной солидарности. Солидарность граждан, пишетИ. Ильин, есть основа государства. Оно держится не насилием, а правовымавторитетом, правосознанием граждан, их добровольной лояльностью. Истиннаяполитика считается с интересами лиц, групп, классов «с точки зрения целого»государства, Родины, народа. Истинный вопрос избирателя: в чем нуждаетсяРодина? А не «что мне, моему сословию надо?». Государство, следовательно,представляет собой «дух целого». Родина шире патриота. А формула патриота –«мое дело есть дело моей Родины и моего народа».
В размышлениях опоследствиях большевизма И. Ильин излагает свою линию верности историческойнациональной России. Дело не в том. Кто сейчас временно одолел, а в том, ктоправ по самому существу. Зло большевизма само по себе не состоятельно. Победабудет за религиозной национальной Россией. Предательство обратило нас вверности, порабощение – в свободе, бесправие – в справедливости, а разорениеРодины – в патриотизме. Россия, писал И. Ильин, спасается творчеством –обновленной религиозной верой, новым пониманием человека, новым политическимстроительством, новыми социальными идеями. Былой России не будет. Будет новаяРоссия. Она восстановится служением Богу на Земле, религиозно-осмысленнымпатриотизмом и религиозно-вдохновенным чувством и пониманием. Соблазны материализма,безбожия, интернационализма, западного модернизма будут преодолены. Русскоеискусство вернется к собственным созерцаниям и глубинам. И в созидании новойРоссии важно помнить, что Отечество выше классов, сословий, партий, вышевсякого лица. Россия – не механическая сумма лиц, партий и классов, а«священное единство». Крепость единства России – в самобытной культуре,созданной русским народом во всем сложном сочетании его национальностей. Этокультура, продолжает Ильин, создавалась в течение целого тысячелетия на единойтерритории, под единой государственной властью, при едином языке, в единойсудьбе международных войн и социально-классового, хозяйственно-торговогосотрудничества.
Все это выработало ународов России сходство душевного уклада, подобие характеров, близость вобычаях, то основное единство восприятия мира, людей и государство, которымрусские народы без различия племени отличаются от западноевропейских народов.
Русский народ, поСоловьеву, только благодаря созданному им государству, могучему и всевластному,сохранил величие и самостоятельность России, которую он, желая выразить своичувства к Родине, называл «Святой Русью». Эта «святость» есть особенностьнационального идеала Соловьева. В ней нет ничего аскетического, что стольхарактерно для восточного идеала святости. Полнота идеала святости требует,чтобы «святая Русь» возжелала «святого дела», а именно: соединения церквей,духовного примирения Востока и Запада в богочеловеческом единстве русскогохристианства. Это и есть святое дело, есть то действенное слово, которое Россиядолжна сказать миру.

4.«Сказочный» взгляд на Россию
Далекая таинственнаяРоссия … ее всегда боялись и не понимали. Теперь она выкинула какую-то штуку,которая волнует, пугает или восхищает весь мир*. И вот она, как будтоопозоренная, предательская, стала невероятно популярной, и ее нужно понять. Всезаинтересовались ею. Никогда русское искусство, русская мысль не были такпопулярны в мире, никогда не влияли так на западную культуру, как сейчас. И мы,рассеянные по всем странам, сыны нашей таинственно-загадочной Родины,осуществляем странную миссию – дружиться с разными народами, принимать в сердцесвое их судьбу и нести им свой трагический опыт. Задача всех сильных духовныхиндивидуальностей различных наций состоит в том, чтобы разрушить стены,разъедающие народы, чтобы работать для всемирного богатства, чтобы создатьвзаимодействие всех национальных индивидуальностей и дарований. Человечество икаждая душа устали жить ненавистью и вообще отрицательными аффектами. Сейчас необходимаинтернациональная мобилизация всех светлых духов, всех, кто хочет возродитьчесть, любовь к родине, свободе. Им предстоит борьба с разлагающими темнымисилами меркантильного духа бесчестной корысти и злобы. Мы хорошо знаем этот духу себя на родине и чувствуем его влияние во всей Европе. В Италии эти духискованы на время, но не совсем покорены, не совсем подчинены высшим началам. Унас они напротив, властвуют и сковывают все, что им противоположно.
Из того, что пишется иговорится на Западе, я вижу, что русский народ и русская судьба все ещеостается полной загадкой для Европы. Мы интересны, но непонятны; и, может быть,поэтому особенно интересны, что непонятны. Мы и сами себя не вполне понимаем,и, пожалуй, даже непонятность, иррациональность поступков и решений составляютнекоторую черту нашего характера.
Я расскажу вас однудревнейшую русскую былину. Это русский эпос, создававшийся в веках,следовательно, это выражение исконного народного подлинного, духа.
Характер человека неесть, однако, что-то явное, очевидное; напротив, он есть нечто скрытое. Поэтомутрудно понять характер и возможны неожиданности. Как часто люди говорят: «Вотэтого я от тебя никогда не ожидал!» Характер имеет свой корень не в отчетливыхидеях, не в содержании, а скорее в бессознательных силах, в областиподсознания. Там, в этой подпочве, подготавливаются землетрясения и взрывы,которые нельзя объяснить, если смотреть на внешнюю поверхность. В особенностиэто применимо к русскому народу. Все герои Достоевского поражают такимивыходками и вспышками. И весь русский народ в целом поразил мир своимреволюционным извержением. Нужно сказать, что область подсознательного в душерусского человека занимает исключительное место. Он чаше всего не знает, чегоон хочет, куда его тянет, отчего ему грустно и весело.
Умеем ли мы вообщехотеть? Да, у нас бывают многвенные и непреодолимые желания, и в нас есть жаждажизни, есть Эрос, но мы не можем определить направление хотения. Любимецрусской сказки Иванушка–Дурачок, долго лежавший на печи, ни с того ни с сеговдруг вскакивает и кричит: «Эх вы, тетери, отпирайте двери, хочу идти туда, самне знаю куда!»
Но как проникнуть туда,надо, в бессознательное нашего духа? Фрейд думает, что оно раскрывается в снах.Сны суть наши подсознательные устремления. Во сне мы видим то, чего мы боимся,и то, чего мы жаждем. В этом отношения сны не обманывают: они развертываютхудожественные символы скрытых сил нашей души.
Чтобы понять душу народа,надо, следовательно, проникнуть в его сны. Но сны народа – это его эпос, егосказки, его поэзия… Многих возмущала пошлость и безнравственность сказки. Носны бывают разные: прозаические, низменные, отвратительные, и – возвышенные,божественные. Сны, как и сказки народа, не выбирают самого красивого иблагородного, как это делают стихи поэта; они, напротив, неумолимо правдивыдаже в своем цинизме.
Русская сказка показываетнам ясно, чего русский народ боится: он боится бедности, еше более боитсятруда, но всего более боится «горя», которое привязывается к нему. И горе это как-тострашно является к нему, как будто по его собственному приглашению:возвращается бедняк из гостей. Где его обидели, и пробует затянуть песню. Поетон один, а слышит два голоса. Останавливается и спрашивает: «Это ты, Горе мнепеть пособляешь?» И Горе отвечает: «Да, хозяин, это я пособляю». «Ну, Горе,пойдем с нами вместе». «Пойдем, хозяин, я теперь от тебя не отстану». И ведетгоре хозяина из беды в беду, из кабака в кабак. Пропивши последнее, мужикотказывается: «Нет, Горе, воля твоя, а больше тащить нечего». «Как нечего? Утвоей жены два сарафана: один оставь, а другой пропить надобно». Взял мужиксарафан, пропил и думает: «Вот когда пир! Ни кола, ни двора, ни на жене!»
И непременно нужно дойтидо конца, до предела, чтобы подумать о спасении. Эту тему потом развивалДостоевский. Замечательно тоже, что «горе» здесь сидит в самом человеке: это невнешняя судьба греков, покоящаяся на незнании, на заблуждении, это собственнаяволя, или скорее какое-то собственное безволие. И пьет русский человек обыкновеннобольше с горя, чем ради веселья. Даже его кутеж, его веселье как-то незаметнонезаметно переходит предел и становится источником расточения материальных идуховных сил, источником «горя».
Но есть еще один страх всказках и былях, страх более возвышенный, чем страх лишений, труда и даже«горя» — это страх разбитой мечты, страх падения с небес – прямо в болото;множество сказок изображает эту тему Икара в чисто русском смешном обаянии. Какчасто мы видим и теперь сны этого типа, сны падения с высоты воздушного замка!И это вещие сны, которые предсказали русскую действительность.
Теперь посмотрим, о чеммечтает чего желает русская сказка, каковы бессознательные мечты русской души.Прежде всего – это искание «нового царства и лучшего места», постоянное стремлениекуда-то «за тридевять земель». Здесь есть, конечно, нечто общее сказочному мирувсех народов: полет над действительным к чудесному, но есть и нечто свое,особенное, какие-то странничество русской души, любовь к чужому и новому здесь,на земле, и за пределами земли: «Града грядущего взыскуем».
Замечательно то, что всягамма желаний развернута в русской сказке – от самых возвышенных до самыхнизких. Мы найдем в ней и самые заветные мечты русского идеализма, и самыйнизменный житейский «экономический материализм». Прежде всего это есть мечта отаком «новом царстве», где распределение будет построено на принципе «каждомупо его потребности», где можно наестся и напиться, где стоит «бык печеный», гдемолочные реки и кисельные берега. А главное – там можно ничего не делать иленится. Сказка о дураке-Емеле рассказывает, что он проводил время на печи и навсякое предложение пальцем шевельнуть для какова – нибудь дела неизменноотвечал: «Я ленюсь!» Но ему, дураку, принадлежит волшебная щука, котораяисполняет все его желания. Все работы выполняются сами собою, «по щучьемувелению».
Сказка рассказывает все,что тщательно скрыто в жизни, в ее официальном благочестии и в ее официальнойидеологии. Она разоблачает социальную вражду и жажду социальной утопии. Вотнапример работник нанимается к купцу задаром, за право дать хозяину поокончании года «щелчок и щепок». Дал он ему щелчок, по истечении года работы, икупец помер. Батрак «взял себе его имение и стал себе жить, поживать, добраприпасать, лиха избивать». Затем повторяется постоянная тема о том, как мужикстановится первым министром, или даже царем. Обыкновенно после опасных итрудных подвигов он от ран «скоро поправляется, зелена вина напивался, заводилпир на весь мир; а после смерти царя начал сам царствовать, и житие его былодолгое и счастливое».
Все эти смешные сказочныесны русского народа оказались, однако, вещими и пророческими. Ведь сныраскрывают то, что живет в душе, как постоянно присутствующие, хотя пороюскрытое и подавленное желание. И они могут предсказывать будущее, ибо счеловеком случается обыкновенно то, чего он больше всего хочет, особенно чегоон бессознательно хочет. Вот почему сказки так символичны для судьбы народа.
Тот спасен от низменногои пошлого, кто почувствовал его ничтожество и разразился от смеха. Смех естьвеликое освобождение. Он есть в русской душе и русской сказке. С мудрым юморомона показывает, что конец жадного и завистливого земного благополучия есть«разбитое корыто». Наш поэт Пушкин оценил и обессмертил тему народной сказки.Сказка хорошо осознает всю пошлость земной утопии сырого рая, как пределажеланий, как вершины фантазий, которая притом никогда не сбывается.
Такова мудрость эпоса –подсознательная душа народа высказывает в нем то, чего она втайне желает иличего боится. В этих подсознательных силах заключено все прошлое и будущее.Разве вы не замечали, что с человеком обыкновенно случается то, чего он большевсего хочет или чего он больше всего боится?
Правильность этой мыслираскрывается в судьбе русского богатыря, предводителя новгородской «вольницы»Васьки Буслаева. Это воплощение русского нигилизма, бесчинства и своеволия.Васька объявляет себя совершенным атеистом. Он пугает весь Новгород своимибесчинствами, постоянно кого-то избивает, устраивает пиры, на которых убиваетгостей и выбрасывает за ворота. Замечательна его гибель. Попадается уму надороге человеческий череп, и он отбрасывает его ногой с пути. Череп говорит:«Ты к чему меня подбрасываешь? Я, молодец, не хуже тебя был». И предрекает емугибель. Череп – напоминание о гибели, о ничтожности земной силы и своеволия. Онвстречает длинный камень, на котором надпись:

А кто де у каменя станеттешиться,
А и тешиться забавляться,
Вдоль скакать по каменю,
Сломит будет буйнуголову.
Василий, конечно, этомуне верит. Вся его дружина начинает «тешиться и забавляться», прыгать черезкамень. Однако попрек все прыгают, а вдоль камня никто прыгнуть не решается.Василий, конечно, не мог стерпеть таинственного запрета, его своеволие ибезверие потребовало немедленного нарушения. Он разбежался, прыгнул вдоль,«недоскочил только четверти» и «тут убился под камнем». С ним случилось то,чего он втайне боялся, ибо во всяком своеволие есть подсознательный страх: авдруг сорвусь! И этот страх всегда оправдывается.
Есть еще одна сказка,быть может, самая поэтическая, где раскрывается сущность русской души, русскойПсихеи. Это сказка « о серебряном блюдечке и наливном яблочке». Была обиженнаясистрами дурочка, которая на всех работала. Ей досталось в руки серебряноеблюдечко и наливное яблочко такой красоты, что сестры начали ей завидовать.Заманили они ее в лес и убили. На могиле вырос тростник, из которого пастухсделал дудочку, заиграл на ней, и она человеческим голосом все рассказала. Отецдостал у царя живую воду, оживил дочь и пришел к царю. Видит царь старика стремя дочерьми: «две за руки связаны, а третья дочь, как весенний цветок, очи –райский свет, по лицу заря, из очей слезы катятся, будто жемчуг, падают». И вотпоказывает она царю чудеса: в серебряном блюдечке он видит все свое царство сгородами, полками, кораблями, и весь мир. «Яблочко по блюдечку катится,наливное по серебряному; в блюдечке все небо красуется; солнышко за солнышкомкружится; звезды в хороводы собираются». Царь удивлен чудесами, а красавицальется слезами, перед царем в ноги падает, просит помиловать: «Царь-государь,говорит она, возьми мое серебряное блюдечко и наливное яблочко, лишь прости тысестер моих, за меня не губи ты их».
Что же такое «серебряноеблюдечко», которому позавидовали сестры и в котором царь увидал всю красотумира? Это ведь серебряное зеркало, в котором отражается весь мир. Но «зеркаловселенной» есть душа, так определил ее Лейбниц. И в этой душе отражались непредметы жалких забот, а красота Космоса, вращение светил и хороводы звезд, поистине,как сказал философ «la monde entier plein d’infinite». Этодуша, умевшая видеть красоту, была единственным сокровищем девушки, которомупозавидовали ее сестры. Она же не могла ни гневаться, ни мстить, ибо та душа,которая поднялась к созерцанию мировой гармонии, которая вбирает в себя весьмир и любит весь мир, может только прощать.
И она предлагает своёединственное сокровище, свою душу, прямо по слову Христа: «Больше сия любвиникто же имать, аще душу свою положит за други своя».
Вот русская Психея,которая может быть достойной невестой принца, невестой Ивана Царевича. В такуюПсихею были влюблены наши лучшие писатели: и Пушкин, и Достоевский, и дажеТолстой. Таковы ли мы сами? Конечно, нет. Но такими мы хотели бы быть. К этомупределу устремлена наша религия и наша философия. В ней виден весь русскийЭрос, на всех его низших и высших путях, видно все, что мы любим, к чемустремимся и от чего отвращаемся.
Иван Царевич,отыскивающий Василису Премудрую, есть русский Эрос, устремленный к мудрости икрасоте.
Но эта мудрость и красотав нашем русской мировоззрении понимается не в смысле абстрактных идей Платона,отрешенных и оторванных от мира, не в смысле вечно недосягаемого идеала, а всмысле конкретной мудрости и красоты, воплощенной в Космосе, в природе, в Душе.
Достоевский говорил, что«красота спасет мир». Вот этот мир, спасенный и преображенный красотою, исоставляет предмет любви Ивана Царевича, и первое место в нем принадлежитпросветленной душе человеческой, прекрасной Психее.
Достоевский стремилсяпоказать красоту такой нравственной души в образах Зосимы и князя Мышкина. Вних есть непосредственное прикосновение к мировой гармонии, они ее слышат идают услышать другим:
«Посмотрите на ребенка,посмотрите на Божью зарю, посмотрите на травку, как она растет, посмотрите вглаза, которые на вас смотрят и вас любят…»
В этих словах князяМышкина христианская любовь становится космической любовью, как у ФранцискаАссизского. Замечательно в этом чувстве сочетание эстетического момента сэтическим: устранение в душе жадного своекорыстия и злобной эгоистическойизоляции сразу вырывает из мира разорванного конечного существования и ставитна высоту бесконечности, где переживается солидарность всех людей и всей твари,где выступает подлинная красота бескорыстного созерцания. Все со всеми связаны,«все за все ответственны». Изолированное существование есть иллюзия, естьсмерть.

Заключение
Русский народ нужно болеевсего призвать к религиозной мужественности не на войне только.* Но и в жизнимирной, где он должен быть господином своей земли. Мужественность русскогонарода не будет отвлеченной, оторванной от женственности, как у германцев. Естьтайна особенной судьбы в том, что Россия с ее аскетической душой должна бытьвеликой и могущественной. Не слабой и маленькой, а сильной и небольшой победитона соблазн царства этого мира. Лишь жертвенность большого и сильного, лишьсвободное его уничтожение в этом мире спасает и искупляет. Русское национальноесамосознание должно полностью вместить в себя эту антиномию: русский народ подуху своему и по призванию своему сверхгосударственный и сверхнациональныйнарод, по идее своей не любящий «мира» и того, что в «мире», но ему даномогущественнейшее национальное государство для того, чтобы жертва его иотречение были вольными, были от силы, а не от бессилия. Но антиномия русскогобытия должна быть перенесена внутрь русской души, которая станетмужуственно-жертвенной, в себе самой изживающей таинственную судьбу. Раскрытиемужественного духа в России не может быть прививкой к ней серединной западнойкультуры. Русская культура может быть лишь конечной, лишь выходом за граникультуры. Мужественный дух потенциально заключен в России пророческой, врусском странничестве и русском искании правды. И внутренне он соединился сженственностью русской земли.
Хомяков верил в великуюисторическую миссию России – стать центром мировой цивилизации.* Путь креализации этой миссии – не в том, чтобы быть самой богатой или самой сильнойстраной, а в том, чтобы быть «самым христианским из всех обществ».
Национальная скромность,самокритика и самоосуждение составляют нашу несомненную черту.* Нет народа,который до такой степени любил бы ругать себя, изобличать себя, смеяться надсобой. Вспомните Гоголя и Достоевского. Но тот же Достоевский верит в высокийдух русского народа. Верим и мы и наша вера ценна потому, что она прошла черезгорнило глубочайшего сомнения. Кто из русских не усомнился в русском народе встрашный период революции? Впрочем, в революциях все народы страшны.
Русская идея дает нам духовнуюопору, соединяет связь времен, пробуждает народную память и дает верныеориентиры для будущей деятельности.

Литература
 
1. Вышеславцев Б. П. русскийнациональный характер // Вопр. Философии.1995.№6 .
2. Замалеев А. Ф. Курс историирусской философии. Учебное пособие для гуманитарных вузов. – М.: Наука, 1995 –191 с.
3. Лосский Н. О. Характер русскогонарода // Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. М., 1994.
4. Н. А. Бердяев. Из сборника «СудьбаРоссии», Изд. «Лемана и Сахарова», 1918г.
5. СУДЬБА РОССИИ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ,БУДУЩЕЕ. Доклады всероссийской конференции / Екатеринбург, 17-19 ноября 1994г./Екатеринбург, 1994. – 120 стр.
6. Философия: Часть первая: историяфилософии: Учеб. пособие / Под ред. проф. В. И. Кмриллова, проф. С. И. Попова,проф. А. Н. Чумакова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001. – 376с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.