Реферат по предмету "Банковское дело"


Система кредитования коммерческим банком "ПриватБанк" физических лиц

/>СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ХАРАКТЕРИСТИКА БАЗЫ ПРАКТИКИ
1.1 Характеристика ЗАО КБ«ПриватБанк»
1.2 Характеристика отдела потребительского кредитованияЗАО КБ «ПриватБанк»
1.3 Законодательная база
2. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА КРЕДИТОВАНИЯФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ КОММЕРЧЕСКИМ БАНКОМ
2.1 Сущность и особенностиденежно-кредитной политики
2.2 Виды кредитов, предоставляемыхфизическим лицам
2.3 Анализ кредитоспособностифизического лица
2.4 Анализ кредитных продуктов
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССАКРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ КОММЕРЧЕСКИМ БАНКОМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ
Кредит выступает опоройсовременной экономики, неотъемлемым элементом экономического развития. Егоиспользуют как крупные предприятия и объединения, так и малые производственные,сельскохозяйственные и торговые структуры, как государства, правительства, таки отдельные граждане.
Кредитные операции — самая доходная статья банковского бизнеса. За счет этого источника формируетсяосновная часть чистой прибыли, отчисляемой в резервные фонды и идущей навыплату дивидендов банка.
Банки предоставляюткредиты различным юридическим и физическим лицам из собственных и заемныхресурсов. Средства банка формируются за счет клиентских денег на расчетных, текущих,срочных и иных счетах; межбанковского кредита, средств мобилизованных банков вовременное пользование путем выпуска долговых ценных бумаг и т.д.
Благодаря кредитусокращается время на удовлетворение хозяйственных и личных потребностей.Предприятие-заемщик за счет дополнительной стоимости имеет возможностьувеличить свои ресурсы, расширить хозяйство, ускорить достижениепроизводственных целей. Граждане, воспользовавшись кредитом, имеют двойнойшанс: либо применить способности и полученные дополнительные ресурсы длярасширения своего дела, либо ускорить достижение потребительских целей,получить в свое распоряжение такие вещи, предметы, ценности, которыми они моглибы владеть лишь в будущем.
Кредиторы, владеющиесвободными ресурсами, только благодаря их передаче заемщику имеют возможностьполучить от него дополнительные денежные средства. Кредит, предоставляемый вденежной форме, представляет собой новые платежные средства.[1]

1. ХАРАКТЕРИСТИКА БАЗЫПРАКТИКИ
1.1  Характеристика ЗАО КБ «ПриватБанк»
Коммерческий банк ПриватБанк был основан в 1992году. На сегодняшний день ПриватБанк является одним из наиболее динамичноразвивающихся банков Украины и занимает лидирующие позиции банковского рейтингастраны. По состоянию на 1 марта 2004 года размер чистых активов ПриватБанкасоставляет 10 547 млн. грн. Уставный фонд банка составляет 700 млн. грн.,собственный капитал – 1 034 млн. грн. Кредитный портфель банка составляет 7 983млн. грн., в том числе кредиты физическим лицам – 2,1 млрд. грн. Балансоваяприбыль банка на 1 марта 2004 года составляет 9,8 млн. грн.
Обладая генеральной лицензией Национального БанкаУкраины на проведение банковских операций, ПриватБанк осуществляет весь спектримеющихся на отечественном рынке банковских услуг по обслуживанию корпоративныхи частных клиентов в соответствии с международными стандартами. Долгосрочныйинтерес клиента – главный приоритет в работе банка. С клиентами работаетвысококвалифицированная команда специалистов и персональные менеджеры, которыенесут ответственность за обеспечение качественного обслуживания, оперативное иточное удовлетворение потребностей клиента. Внедряя новые виды банковских услуги постоянно совершенствуя комплекс банковского обслуживания, на сегодняшнийдень банк обслуживает 165 тысяч корпоративных клиентов, 96 тысяч частныхпредпринимателей и свыше 5,6 миллионов счетов физических лиц. Объем средствфизических лиц, привлеченных ПриватБанком на 1 марта 2004 года составляет 4 770млн. грн. (наибольший показатель среди всех украинских банков).
Проводя последовательную политику укреплениястабильности банка и совершенствования качества обслуживания, ПриватБанксчитает одним из приоритетных направлений своей работы развитие комплексасовременных услуг для индивидуального клиента. На сегодняшний день банкпредлагает гражданам Украины более 150 видов самых современных услуг, средикоторых текущие, вкладные операции, карточные продукты, разнообразные программыпотребительского кредитования, осуществляемые в партнерстве с ведущимиотечественными торговыми, риэлтерскими компаниями и автопроизводителями.ПриватБанк является уполномоченным Правительством Украины банком по выплатепенсий и социальной помощи гражданам, а также выплате компенсаций жертвамнацистских преследований. Сегодня свою пенсию и социальные выплаты вПриватБанке получают свыше 1 миллиона человек.
Национальная сеть банковского обслуживанияПриватБанка, включающая в себя 1 528 филиалов и отделений по всей Украине,позволяет любому клиенту получить самый высокий уровень обслуживанияпрактически в любой точке страны. Широкий круг зарубежных партнеров ПриватБанкане только демонстрирует его признание в качестве полноправного участникамировой банковской системы, но и, самое главное, позволяет наиболее широкоудовлетворять потребности клиентов банка, связанные с их международнойдеятельностью. ПриватБанк поддерживает корреспондентские отношения скрупнейшими иностранными банками, эффективно сотрудничая с ними на различныхсегментах финансового рынка. ПриватБанк является уполномоченным банком пообслуживанию кредитных линий Мирового банка реконструкции и развития (МБРР),Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и Украинско-Немецкого Фонда,направленных на развитие малого и среднего бизнеса.
ПриватБанк — лидер в сфере внедрения передовыхбанковских услуг. ПриватБанк является признанным лидером отечественного рынкаплатежных карт. На сегодняшний день банком выпущено более 4,6 миллионапластиковых карт (43% от общего количества карт, эмитированных украинскимибанками). В сети обслуживания пластиковых карт банка работает 1 226 банкоматов,13 675 POS-терминалов и более 3 450 пунктов выдачи наличных. Наличие широкойсети обслуживания карточных продуктов позволяет ПриватБанку активно внедрятьуслуги по автоматизированной выдаче корпоративным клиентам заработной платы сиспользованием пластиковых карт.
Инновационная политика ПриватБанка ориентирована навнедрение на украинском рынке принципиально новых, передовых банковских услуг,которые предоставляют клиентам новые возможности управления своими финансами.ПриватБанк первым в Украине предложил своим клиентам услуги интернет-банкинга«Приват24» и GSM-банкинга, а также услуги по продаже через сеть своихбанкоматов и POS-терминалов электронных ваучеров ведущих операторов мобильнойсвязи и IP-телефонии.
Надежность и качество проводимых банковских операцийво многом зависят от опыта и компетентности специалистов банка. Сегодняперсонал ПриватБанка — это команда высококвалифицированных специалистов,способных оперативно решать самые сложные задачи и удовлетворить быстрорастущие потребности клиентов в банковском обслуживании. На сегодняшний день вбанке работает свыше 19 тысяч сотрудников, из них 1 800 – в головном офисебанка. Средний возраст сотрудников банка составляет 34 года. Большинствосотрудников ПриватБанка (75%) имеют высшее образование, соответствующее профилюзанимаемой должности. В банке созданы благоприятные условия для получениявысшего и последипломного образования, более 50% сотрудников ежегодно повышаютсвою квалификацию.
Текущие рейтинги/> Fitch Ratings Standard & Poor's Краткосрочный рейтинг B C Долгосрочный рейтинг B- B- Долгосрочный прогноз Стабильный Стабильный

История работы с рейтинговыми агентствами.
28 октября2003 года компания Standard & Poor`s присвоила ПриватБанку долгосрочныйкредитный рейтинг «В-» и краткосрочный рейтинг «С» состабильным прогнозом. ПриватБанк стал первым украинским банком, который получилрейтинг Standard & Poor`s, и единственным банком в Украине, имеющимрейтинги двух крупнейших международных рейтинговых компаний.
10 июля 2003 года международное рейтинговоеагентство Fitch Ratings, повысило Долгосрочный Рейтинг ПриватБанка до«B-» (B минус) с «CCC+» и Краткосрочный Рейтинг — до«B» с «C». Как говорится в официальном сообщении Fitch,изменение рейтинга одного из крупнейших украинских банков связано с повышениемСуверенного Долгосрочного Валютного Рейтинга Украины до «B+», а такжеотражает растущую значимость ПриватБанка для украинского банковского сектора.
В декабре2001 года рейтинговое агентство Fitch Ratings подтвердило рейтинги ПриватБанка.
19 октября2000 года рейтинговое агентство Fitch IBCA заключило соглашение с Thomson Groupо приобретении их дочерней компании BankWatch. Аналитики Fitch IBCA совместно сBankWatch, проверили долгосрочные рейтинги в иностранной валюте всехфинансовых институтов России и стран СНГ, получивших рейтинги от этих двухагентств. Целью проверки была гармонизация рейтингов в тех случаях, где имелисьразличия в подходах, а также присвоение рейтингов по шкале Fitch IBCA тембанкам, которым были присвоены рейтинги BankWatch. В результате, ПриватБанкубыл присвоен долгосрочный рейтинг ССС+ (ССС плюс) со стабильной перспективой.
В 1999 году были одтверждены рейтинги от Fitch IBCAи Thomson BankWatch.
В 1998 годуПриватБанк получает рейтинговоезаключение от международного рейтингового агентства Fitch IBCA. ПриватБанкявляется единственным банком в Украине, имеющим рейтинги двух крупнейшихмеждународных рейтинговых компаний.
В 1997 году ПриватБанк первым среди украинских банков получаетрейтинговое заключение от международного рейтингового агентства ThomsonBankWatch.
Награды
Награды «Лучший Банк» от GLOBAL FINANCE
/>
Best Bank Award by GLOBAL FINANCE
Октябрь 1999 года — по оценке журнала GlobalFinanсe, ПриватБанк признан лучшим украинским банком на развивающихся рынках.
Награды за выдающееся мастерство в 2002 году от EUROMONEY
/>
AWARDSFOREXCELLENCE2002 BYEUROMONEY
В конце июля 2002 года одно из авторитетнейшихевропейских финансовых аналитических изданий — журнал EUROMONEY, опубликовалпобедителей престижного рейтинга AWARDS FOR EXCELLENCE 2002 (Награды завыдающееся мастерство в 2002 году). В рамках этого рейтинга, эксперты журнала иведущие европейские финансисты присуждают награды банкам, добившимся наиболеезначительных результатов на мировом финансовом рынке, а также победителямнациональных номинаций среди стран континента. В частности, лучшим украинскимбанком в номинации Best bank (лучший банк) четвертый год подряд был признанПриватБанк. В номинации Best debt house (лучшее учреждение на рынке долговыхобязательств) победителем стал WestLB, лучшим украинским учреждением на рынкеценных бумаг (Best equity house) признана компания Dragon Capital.
В комментарии по поводу присуждения номинаций,аналитики EUROMONEY отмечают, что ПриватБанк является национальным лидером всфере внедрения новых банковских продуктов, развитии услуг электронногобанкинга, его деятельность отличает стремление к адаптации международных стандартовбанковского дела на украинском рынке. По данным экспертов журнала, в 2001 годубанк значительно увеличил портфель депозитов физических лиц, также средиклиентов банка большинство ведущих украинских компаний. Кредитный портфельбанка в 2001 году увеличился на 63,7%, в том числе и за счет кредитованиямалого и среднего бизнеса. Также EUROMONEY отмечает лидирующие позицииПриватБанка на украинском рынке пластиковых карт и сильные позиции на рынкеинвестиционных услуг.
Награды «Лучший банк года» от THE BANKER
/>
3 сентября 2002 года в Лондонском отеле«Дорчестер» состоялась церемония вручения наград ежегодной программынаграждений, устраиваемой журналом The Banker.
Как было отмечено в ходе церемонии, награды БАНКГОДА присуждаются банкам на основе тщательного анализа показателей роста ихкапитала, активов и прибыли. Также редакционной командой The Banker учитываютсятакие факторы, как использование банками современных технологий, соответствиебанковской структуры и стратегии будущим достижениям на рынке.[13]
Эксперты The Banker отмечают высокий статус наградыБАНК ГОДА 2002, поскольку в этом году количество претендентов на получениеноминации выросло, по сравнению с 2001 годом, приблизительно на 40%, чтообъясняется ясной и четкой системой судейства, а также, престижем и значимостьюэтой награды в деловом мире.
1.2    Характеристика отделапотребительского кредитования ЗАО КБ «ПриватБанк»
Отдел потребительскогокредитования Банка служит способствованию краткосрочной и среднесрочнойдоходности Банка, измеряемой прибылью на инвестированный капитал.
Предметом отделаявляются:
-    потребительский кредит — кредит, который выдается как внациональной, так и в иностранной денежной единице физическим лицам — резидентам Украины на приобретение потребительских товаров и услуг и которыйдолжен быть возвращен, согласно условиям кредитного договора;
-    кредитный лимит — сумма денежных средств, которую банк предоставляет во временное пользованиедержателю пластиковой карты на условиях срочности, возвратности и платности.Возможно предоставление как национальной, так и в иностранной валютах.
 При кредитовании изсобственных ресурсов, Банк придерживается мнения, что депозит являются основнымисточником средств только для кратко- и среднесрочных кредитов, которыепредоставляются таким образом, чтобы Банк мог выполнить свои обязательства вслучае непредвиденного изъятия вкладов.
ПриватБанк прикредитовании физических лиц отдает предпочтение работникам предприятий и фирм,находящихся на обслуживании в банке, а также клиентам, имеющим позитивнуюклиентскую историю работы с банком.[9]
Анализ финансовогоположения Заемщика является одним из основных элементов в процессе кредитногоанализа.
Основными критериямивысокой кредитоспособности физического лица являются:
-    устойчивыеположительные денежные потоки, подтвержденные документально, с учетомперспективы на шесть месяцев (эта информация подлежит проверке со стороныслужбы безопасности банка). При наличии расхождений, за исходную для расчетапринимается меньшая величина;
-    высокие моральныекачества;
-    стабильностьотношений в семье и на работе;
-    качественноеобеспечение кредита.
Банк использует вкачестве обеспечения залог, заклад, поручительство, гарантию. Задача кредитногоработника — убедиться, что все кредиты обеспечены, в случае залога, имуществозастраховано Приемлемая абсолютная и относительная стоимость залога должна поддерживатьсяна протяжении всего действия кредитного договора, принимая во внимание, каквозможное уменьшение стоимости, так и уменьшающийся размер основной суммыкредита в случае проведения планового погашения кредита. Все клиенты, обязаныпредоставлять приемлемый залог для получения кредита. Бланковые кредиты могутпредоставляться на короткие сроки (не более 2-х лет) клиентам с отличнымфинансовым положением и кредитной историей. Доля бланковых кредитов — не более5% от общего объема кредитного портфеля.
Кредитный портфель банкаклассифицирован в соответствии с требованиями по следующим группам риска:
-    стандартные;
-    под контролем;
-    субстандартные;
-    сомнительные;
-    безнадежные.
Следует избегать кредитовследующих видов:
-    бланковыекредиты;
-    ссуды под гарантию(обеспеченные гарантийными письмами либо гарантиями клиентов, не имеющихположительной кредитной истории, без обеспечения);
-    ссуды,обеспеченные неликвидным имуществом или имуществом залогодателя, полное правособственности, которого вызывает сомнение;
-    ссуды наприобретение недвижимости для последующей перепродажи и спекуляции.
В отношении проблемныхкредитов Банк применяет следующие правила:
-    кредитный Комитетустанавливает объем резервирования для проблемных кредитов;
-    оценка страховогорезерва производится в соответствии с требованиями НБУ в отношении проблемныхкредитов с учетом обеспечения;
-    кредиты,классифицированные Банком как безнадежные, списываются за счет страховогорезерва и выносятся на внебалансовые счета, после чего проводится работа повозврату задолженности в течение 3 лет;
-    отработкапроблемных кредитов ведется в соответствии с утвержденным внутреннимположением.
Основные принципы,которые необходимо строго соблюдать — платность, срочность, возвратность,обеспеченность, целевая направленность, территориальность и персональнаяответственность.
Платность — выдачазаемных средств осуществляется на определенных кредитным договором условияхоплаты банку процентного дохода заемщиком за пользование кредитными ресурсами.
Срочность — выдачасредств заемщику осуществляется на строго определенный договором срок.
Возвратность — поусловиям договора заемщик обязуется в оговоренный срок возвратить заемныесредства в полном объеме, включая плату за использование ресурсов и всевозможные начисленные штрафные санкции.
Обеспеченность — средствазаемщику выдаются только при условии предоставления им в распоряжение банка насрок договора ликвидных активов, за счет которых банк будет в состоянии, приневозможности исполнения обязательств заемщиком, в короткие сроки погасить долгза счет активов заемщика.
Целевое использование — кредиты выдаются только на конкретную цель. Только при наличии таковой банк всостоянии проследить законность использования предоставленных заемщикуресурсов, что в комплексе с качественной проработкой вопросов финансовогоанализа, механизмов и источников погашения задолженности дает практическиполную гарантию своевременного возврата средств.
Перечень направленийцелевого использования потребительских кредитов определяется сущностьюоперации, то есть удовлетворение потребностей населения, например:
а)   приобретение товаров длительногопользования (мебель, бытовая техника);
б)   приобретение транспортных средств;
в)   приобретение товаров народногопотребления;
г)    целевые нужды (лечение, учеба,рождение детей, отдых, и т.д.);
д)   строительство:
-    индивидуальныхжилых домов с надворными постройками;
-    домов в сельскойместности, которые не являются основным местом жительства;
-    домов дачноготипа;
-    надворных построек для содержания скота, сохранения продуктов,летних кухонь, теплиц, мастерских и т.д.;
-    гаражей.
е)    благоустройство дачных участков,жилых домов, квартир.
ж)  покупка:
-    индивидуальныхжилых домов с надворными постройками, квартир;
-    строений дачноготипа;
-    строений в сельскойместности, не являющейся основным местом проживания;
-    гаражей;
-    квартир.
з)    Реконструкция и капитальный ремонт:
-    индивидуальныхжилых строений;
-    квартир;
-    гаражей;
-    построек дачноготипа и строений в сельской местности.
и)   приобретение оборудования для инженерногоустройство дома, квартиры;
к)   на освоение земли.
Подразделения банкапринимают к рассмотрению кредитные проекты только в пределах охвата своейтерритории (для кредитных лимитов — только по картам, обслуживающимся в данномподразделении банка). Заемщики из регионов деятельности других подразделенийбанка направляются в подразделение банка соответствующей территориальнойкомпетенции.
В отделе потребительскогокредитования ПриватБанка работают 9 человек. Каждое рабочее место оснащенокомпьютером и принтером. Основные компьютерные программы, с которыми работаютработники отдела: Аннуитет, Приват 24, Приват 48, One touch credits, Sybridge, Microsoft Office.
1.3 Законодательнаябаза
В основе работы банка — качество и корпоративный стиль обслуживания, партнерские отношения с клиентами,предоставление услуг, которые своевременно реагируют на потребности рынка.
Цель банка — бытьсистемным, универсальным и динамическим банком, усилить свои позиции в группелидеров финансового рынка Украины, увеличить собственную рыночную стоимость идоходы его персонала.
В банке принятабизнес-ориентированная внутренняя структура, которая состоит из трехбизнес-направлений (корпоративный, розничный (и малый и средний) и финансовоинституционный) и подразделения поддержкибизнес-направлений.
„ПриватБанк” приосуществлении банковской деятельности руководствуется действующим законодательствомУкраины, в частностиЗаконами Украины: „О банках и банковской деятельности”, „Охозяйственных обществах”, „О ценных бумагах и фондовом рынке”, Гражданскимкодексом Украины, Хозяйственным кодексом Украины, другими законодательнымиактами Украины, а также нормативно правовыми актами Украины, в том численормативно правовыми актами Национального банка Украины.
ЗАО „ПриватБанк” приосуществлении своих функций руководствуется также внутренними нормативнымиактами: Уставом банка, Положением о Наблюдательном совете банка, Положением, оПравлении банка, Положением о Ревизионной комиссии, другими внутреннимидокументами, которые регламентируют осуществление банковских операций:Положениями, Правилами, Инструкциями, Порядками, Технологическими карточками, итому подобное; приказами, распоряжениями Председателя Наблюдательного совета иПредседателя Правления банка.
Организационная структура(сеть) ЗАО „ПриватБанк” определена Уставом банка и состоитиз Главного офиса в г. Днепрпетровске, филиалов (региональных филиалов,расположенных в областных центрах Украины, Крымского республиканского филиала,Киевского городского и Севастопольского филиалов) и отделений.
ЗАО „ПриватБанк” сосвоими филиалами и отделениями является единственной системой. Филиалы иотделения банка не являются юридическими лицами и осуществляют своюдеятельность от имени банка в соответствии положениями о филиалах и отделениях,доверенности банка и разрешения, предоставленного банком – юридическим лицом.
Банк осуществляет своюдеятельность во всех регионах Украины, имея по состоянию на в 01.01.2008 годувсего 28 филиалов (включая 27 региональных филиалов и Главный офис) и 481отделение.
ЗАО „ПриватБанк” ведетбухгалтерский учет и составляет финансовую отчетность в соответствии ЗакономУкраины “О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине”, нормативноправовых актов Национального банка, основных принципов международных стандартовфинансовой отчетности и национальных положений (стандартов) бухгалтерскогоучета.
В пределах действующегозаконодательства и нормативных актов Национального банка Украины, Положения, обучетной политике ЗАО “ПриватБанк” определяет основные принципы ведениябухгалтерского (финансового) учета и формирования статей отчетности,единственные методы оценки активов, обязательств и других статей баланса банка,порядок начисления доходов банка, за каждым финансовым инструментом, отнесение ихна счета просроченных, критерии признания активов сомнительными илибезнадежными к получению, порядок создания и использования  специальных резервов (порядок списания за счетрезервов безнадежной задолженности), требования иуказания, относительно учета отдельных операций.
Для ведениябухгалтерского учета и составления финансовой отчетности активы и обязательствабанка оприходуются и учитываются по стоимости их приобретения иливозникновения, справедливой (рыночной) стоимости.
Кроме методов и способовоценки, которые применяются при возникновении (признании) активов дляоприходования их стоимости по балансу, банк использует разные методы приведениястоимости активов в соответствие с их реальным состоянием: начисление доходов ирасходов с соблюдением их соответствия, формирования специальных банковскихрезервов, переоценка активов к их справедливой стоимости, амортизациянеобратимых активов и тому подобное.
Путем примененияорганизационных и контрольных методов управления системой подведомственныхучреждений банком обеспеченно соблюдение требований и правил его учетнойполитики учреждениями банка.[5]

2    АНАЛИЗ ПРОЦЕССАКРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ КОММЕРЧЕСКИМ БАНКОМ
2.1 Сущность иособенности денежно-кредитной политики
Деньгииграют огромную роль в экономике. Они опосредуют кругооборот доходов ипродуктов, способствуют эффективному функционированию производства, обмена.Деньги продаются и покупаются на денежном рынке, элементами которого являютсяспрос на них, предложение денег, цена денег.
Движение денег обслуживаеткредитная система, что обусловливает необходимость изучения принципов еепостроения, функционирования в развитых странах. Именно через кредитную системуЦентральный банк страны реализует денежно-кредитную политику. Она являетсяодним из основных инструментов государственного регулирования макроэкономики.Более того, монетаристы и представители школы рациональных ожиданий считают еенаиболее эффективным и быстродействующим методом воздействия на экономику.Знание механизма денежно-кредитной политики позволяет правильно использоватьее, чтобы достичь поставленных целей.
Денежная система — этоисторически сложившаяся в каждой стране форма организации денежного обращения,законодательно установленная государством.
В мире существуют различные системы денежногообращения, которые сложились и исторически закреплены законодательно каждымгосударством.
Различают денежную систему с твердым обеспечением исвободное денежное обращение. Такое различие связано с регулированием дефицитаденежной массы в обращении. В системах с твердым обеспечением нехватка денегзаконодательно обеспечивает положение о нормах покрытия. В то же времясуществует опасность недостаточного снабжения народного хозяйства деньгами(дефляция), если в развивающейся экономике денежная масса не может бытьувеличена из-за нехватки золотых запасов в центральном банке. При свободномденежном обращении всегда существует опасность чрезмерного увеличения денежноймассы (инфляция), так как не существует никаких законодательных положений опокрытии находящихся в обращении денег.
Денежная масса — совокупность всех денежных средств,находящихся в хозяйстве в наличной и безналичной формах, обеспечивающаяобращение товаров и услуг в народном хозяйстве.
В структуре денежной массы выделяется активнаячасть, к которой относятся денежные средства, реально обслуживающиехозяйственный оборот, и пассивная часть, включающая денежные накопления,остатки на счетах, которые потенциально могут служить расчетными средствами.Особое место в структуре денежной массы занимают так называемые«квазиденьги» (от латинского «quasi» — как будто, почти),т. е. денежные средства на срочных счетах, сберегательных вкладах, депозитивныхсертификатах, акциях инвестиционных фондов, которые вкладывают средства тольков краткосрочные денежные обязательства.
Совокупностьналичных денег (металлические деньги и банкноты) и денег для безналичныхрасчетов в центральном банке (бессрочные вклады) составляет деньги центральногобанка. Их называют также монетарной или денежной базой, так как они определяютсуммарную денежную массу в народном хозяйстве. Денежная масса, которойрасполагает народное хозяйство для осуществления операций обмена и платежа,зависит от предложения денег банковского сектора и от спроса на деньги, т. е.стремления учреждений небанковского сектора иметь у себя определенную денежнуюсумму в виде наличных денег или вкладов до востребования.
Для характеристики денежного предложения применяютсяразличные обобщающие показатели, так называемые денежные агрегаты. К ним обычноотносятся следующие:
а)  агрегатМ-1-«деньги для сделок» — это показатель, предназначенный для измеренияобъема фактических средств обращения. Он включает наличные деньги (банкноты иразменные монеты) и банковские деньги.
б)  агрегатыМ-2иМ-3включают,кроме М-1,денежные средства на сберегательных и срочных счетах, а также депозитныесертификаты. Эти средства не являются деньгами, поскольку их невозможнонепосредственно использовать для сделок купли-продажи, а их изъятие подчиненоопределенным условиям, однако они сходны с деньгами в двух отношениях: с однойстороны, они могут быть в короткие сроки выброшены на рынок товаров и услуг, сдругой — позволяют осуществлять накопление денег. Не случайно их называют«почти деньгами».
в)  наиболееполные агрегаты денежного предложения — L и D. L наряду с М-3 включает прочиеликвидные (легко реализуемые) активы, такие, как краткосрочные государственныеценные бумаги. Они называются ликвидными, так как без особых трудностей могутбыть превращены в наличность. Агрегат D включает как вселиквидные средства, так и закладные, облигации и другие аналогичные кредитныеинструменты.
АгрегатыМ-3, L, и D более четко отражают тенденции вразвитии экономики, чем М-1: резкие изменения в этих агрегатахчасто сигнализируют об аналогичных изменениях в ВНП. Так, быстрый рост денежноймассы и кредита сопровождает период подъема, а их сокращение частосопровождается спадами. Однако большинство экономистов предпочитаетиспользовать агрегат М-1, так какон включает активы, непосредственно используемые в качестве средства обращения.[8]
Денежныйрынок — это рынок, на котором спрос на деньги и их предложение определяютуровень процентной ставки, «цену» денег; это сеть институтов,обеспечивающих взаимодействие спроса и предложения денег
Банки выступают основными институтами кредитно-денежной системы.Именно они организуют обращение значительной части кредитных денег, занимающихдоминирующее положение в общем объеме денежной массы. Банки располагаютвозможностями создавать деньги и тем самым увеличивать их предложение.
Банк – это особое кредитно-финансовое предприятие, котороевыполняет ряд базовых функций, при осуществлении которых, а также по поводуприсвоения имеющихся у него активов, между различными субъектами возникаетопределенная совокупность производственных отношений, или отношенийэкономической собственности, с целью получения дохода, и, прежде всего,присвоения прибыли. Банковская система – это совокупность различных видовбанков и банковских объединений в их взаимосвязи и взаимодействии, действующихв пределах единого финансово-кредитного механизма в стране в определенныйисторический период.[4]
Центральный банк является главным субъектом денежно-кредитнойполитики. Коммерческий банк представляет собой финансовый институт, которыйпринимает вклады и выдает коммерческие ссуды, или предприятие, которое покупаети продает деньги. Покупка (мобилизация) денег связана для банка с расходами, апродажа (выдача ссуд) приносит доходы. Банку удается достичь своей коммерческойцели, то есть получить прибыль, если маржа – разница между доходом и расходом –положительна. Чем больше эта разница, тем лучше финансовые результатыкоммерческого банка. Таким образом, банк, как один из институтов рыночнойинфраструктуры, выступает в роли посредника между держателями временносвободных денежных средств и теми, кто в них нуждается. Функции коммерческихбанков: привлечение денег, выдача кредитов. Резервы коммерческих банков – этоактивы банков, которые могут быть использованы для немедленного удовлетворениятребований вкладчиков. Норма резервов (резервная норма) – это отношение суммырезервов к сумме вкладов, принятых банком. Применение в банковской деятельностисистемы частичных резервов означает, что коммерческие банки в каждый данныймомент располагают только частью денежных средств, необходимых для покрытиявсех данных ими обязательств. Банки резервируют только часть полученных отвкладчиков денег, а остальные отдают в кредит.
Немаловажное значение имеет ликвидность активов банка. Степеньликвидности активов тем выше, насколько быстро и с какими издержками эти активымогут быть проданы.
Применение банками порядка частичного резервирования придаетбанковской системе два свойства:
а)  убанков появляется возможность увеличивать предложение денег;
б)  возникаетпотенциальная угроза стабильности денежной системы в случае одновременногомассового предъявления клиентами требований возврата денег.
Поскольку любой предоставленный банком безналичный кредитзачисляется на другой счет как депозит, то коммерческие банки создаютмультипликативный эффект банковских кредитов и депозитов.
Большую роль в анализе финансовой политики государства(Центрального банка) играют следующие понятия:
— мультипликатор – числовой коэффициент, устанавливающий восколько раз прирост одного показателя будет больше вызвавшего его приростдругого показателя;
-депозитный мультипликатор – это множитель, обратнопропорциональной норме минимальных банковских резервов. Депозитныймультипликатор показывает, во сколько раз коммерческие банки увеличиваютприрост денежной массы в обороте, если денежная база увеличится на единицу;
— денежный мультипликатор – усложненный вариант депозитногомультипликатора, в котором учитывается поведение как банков, так и населения.Он показывает, во сколько раз изменится прирост денежной массы в результатеприроста денежной базы с учетом соотношения наличности и депозитов.
Депозиты – средства, или ценные бумаги, отданные на хранениебанкам или другим финансово-кредитным учреждениям. Если обозначить объем депозитовчерез Д, часть депозитов, которая хранится в обязательных резервах (нормаминимальных резервных условий) через r, часть депозитов, предоставленных вкредит – через (1-r), то вложение в коммерческий банк депозитов (тыс. грн.) врезультате мультипликативного эффекта обеспечит предложение денег в объеме
 />,                                                                                              (1.1)
где />, m – простойденежный мультипликатор, который обратно пропорционален норме обязательныхрезервов, его еще называют коэффициентом депозитных вкладов. Он показываетмаксимальное количество новых кредитных денег, которые может создать каждаяденежная единица (гривна) измененных резервов при определенной величинеобязательных резервов.
Одной из причин, влияющей на уменьшение мультипликативногоэффекта, является «побег» наличных денег в оборот, который объясняется тем, чтоклиенты желают получить часть кредита в наличной форме. Для учета этого факторавлияния на мультипликатор вводят соотношение наличных денег к депозитам иобозначают через d (соотношение 1.2):
/>                                                                                      (1.2)
Тогда денежный мультипликатор будет иметь вид (соотношение 1.3):
/>                                                                      (1.3)

Целевая направленность денежно-кредитной политики зависит отмногих составляющих. В частности, на различных этапах развитияденежно-кредитной системы государства она может существенно отличаться.
Денежно-кредитнуюполитику независимой Украины можно разделить на несколько этапов:
— первый этап(1992-1996 гг.) – создание денежной системы на основе внедрения в оборотукраинского купона и подготовка к введению национальной валюты. Главная задачаэтого периода – стабилизация купона и преодоление инфляции. Монетарная политикаэтого периода была направлена на эмиссионную поддержку экономической системыбез коренной структурной перестройки. В результате этого периода НБУсамостоятельно стал контролировать эмиссию и денежные потоки, а также былиудовлетворены потребности экономики в наличных деньгах.
— второй этап (сентябрь 1996 г. – конец 1998 г) связан с выпуском в оборот постоянной национальной валюты – гривны. Этот этап называют этапомстановления денежно-кредитного рынка Украины и его регулирования с помощьюмонетарных инструментов. Достижения этого этапа:
- введениепостоянной национальной валюты;
- развитиефондового рынка государственных ценных бумаг, которые эмитировались в формеоблигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ);
- ограничениедефицита бюджета;
- ослаблениеинфляционного давления дефицита бюджета на экономику;
- ограничениеденежной экспансии.
Монетарная политики этого периода была направлена на:
-    поддержаниепокупательной способности гривны;
-    стабилизациюфинансовых рынков;
-    поддержкубанковской системы.
Позитивными результатами третьего этапа (современный этап) можносчитать: относительно низкий уровень инфляции; произошло увеличение реальныхденег в экономике и постепенное восстановление процесса ремонетизации.[2]
Однако, проведем анализ целевой направленности современнойденежно-кредитной политики исходя из экспертных заключений. Ниже по текступриводится мнения Директораинститута экономики и прогнозирования НАН Украины, главы Совета НБУ ВалерийГееца (по материалам интервью газете «Зеркало недели», 2005 год).
ВОсновах кредитно-денежной политики НБУ на 2005 год появилось словосочетание«таргетирование инфляции». Эксперт так определяет сущность этого целевогонаправления. Данное направление означает, что для выполнения задачи поддержаниястабильности денежной единицы в качестве якоря макроэкономической стабильностивместо валютного курса берутся цены. Со временем курс будет определятьсяспросом и предложением валюты на рынке. Понятно, что в зависимости отэкономической конъюнктуры и перспектив экономической политики данный процессможет меняться в ту или иную сторону. Для примера: общеизвестно, что курсывалют ведущих экономик мира тоже подвержены колебаниям в силу самых разнообразныхфакторов. Скорость процесса перехода Украины в этом направлении будет зависетьот изменений как в экономике, так и в факторах и условиях, их определяющих.Если положительные структурные преобразования будут идти достаточно быстро, томожно перейти к плавающему курсу. Если они затормозятся или даже повернутвспять, поддержание конкурентоспособности страны будет лежать в плоскостиценовой конкуренции, а, следовательно, и политика обменного курса будетнаправлена на это. Поэтому переход к инфляционному таргетированию как стратегия- это приемлемо, но как действие — это не разовая акция. Чисто теоретически этоможно будет сделать в течение одного-двух лет. В условиях нынешнейнеопределенности дать такой прогноз сложно. Исследования экономик Польши иЧехии показывают, что усиление национальной денежной единицы негативносказывалось на росте ВВП. Или, скажем, Китай очень жестко стоит на позицииудержания курса. В ответ на критику США в июле он ревальвировал, но всего на2%. При этом следует учитывать, что инструментом заниженного курса нельзяпользоваться до бесконечности. Во-первых, тогда нет стимула для структурныхпреобразований (проблема морального риска). Во-вторых, рост денежных агрегатоввызовет инфляцию. В ситуации, когда растут цены и их снижения добиваются засчет ревальвации, страдают многие, особенно, если инфляцию вызвали немонетарные факторы, как это имело место в Украине ранее. Что касается другихинструментов, уменьшающих риски, то для них нужны развитый фондовый рынок иинституты, обеспечивающие свободный переток капитала, а все это отстраиваетсягодами.
Большойриск настоящей денежно-кредитной политики связан с тем, что ревальвациянациональной денежной единицы в долларизованной экономике мгновенно приводит кобесцениванию сбережений. Население попадает в ловушку: долгое время оно неверило в гривну, поэтому нашло альтернативный источник сбережений в видеиностранной валюты. Сейчас, после нескольких лет стабильного обменного курса,еще не восстановилось полностью доверие к национальной валюте, а тутревальвация… Надо помнить, экономика не любит шоков.
Борьба сдолларизацией экономики должна происходить постепенно и это возможно за счетревальвации. Если одновременно есть и инфляция, и ревальвация, тогда кроменедвижимости и ценных металлов некуда податься со сбережениями. И это проблемане только Нацбанка, правительство также должно думать о том, чтобы чрезмернымибюджетными расходами социально ориентированного характера при дефицитесвободных мощностей не провоцировать инфляцию и не создавать дополнительныельготные условия для импорта.
Все этовремя инфляция (2001-2005 г) в Украине была намного меньше, чем рост денежныхагрегатов. Поэтому население весьма спокойно реагировало на рост цен, резкаяреакция была лишь со стороны политиков. А вот на фоне спада экономики такая жеинфляция вызвала негативную реакцию граждан. Однако, если в Украине будетактивно развиваться фондовый рынок, то он будет способствовать при ранееуказанных предпосылках повышению монетизации экономики, поэтому в результатебудут соблюдаться условия для поддержания экономического роста.
Приоритетнымицелями денежно-кредитной политики Украины на современном этапе являются:
-    обеспечениевнутренней и внешней стабильности гривны как монетарной предпосылкиэкономического роста;
-    поддержаниеуровня инфляции в границах 6-7%;
-    наращиваниезолотовалютных резервов;
-    улучшениеструктуры денежной массы и рост уровня монетизации экономики;
-    созданиеусловий для снижения цены кредитных ресурсов;
-    применениеметодов по стимулированию развития фондового рынка;
-    увеличениедоверия кредиторов и вкладчиков к банковской системе;
-    расширениебезналичной формы расчетов;
-    усовершенствованиебанковского законодательства и нормативно-правовых актов НБУ.[1]
2.2    Виды кредитов, предоставляемыхфизическим лицам
Рассмотрим виды кредитов,предоставляемых физическим лицам на примере ЗАО КБ «ПриватБанк».
Сегодня ПриватБанк рад предложить своим клиентам – физическимлицам самые современные, самые удобные банковскиепродукты и услуги:
- разнообразныепрограммы кредитования (кредитные карты, кредиты на автомобили, жилье, товарынародного потребления);
- привлекательныедепозитные вклады;
- уникальныетехнологии обслуживания, позволяющие клиенту сократить финансовые и временныерасходы (internet-banking, mobile-banking, регулярные платежи), а также многиедругие услуги.
Программа «Жилье в кредит»
В соответствии с условиями банка, клиенты, имеющие стабильныедоходы, могут:
- получитькомплексное обслуживание в Ипотечных центрах ПриватБанка в любом регионеУкраины;
- сэкономить время,оформив в течение 30 минут «Ипотечный сертификат», гарантирующийпредоставление кредита у любого сотрудника ПриватБанка.
/> Условия программы:
- срокпредоставления кредита — до 30 лет;
- сумма кредита — до 100% от стоимости квартиры;
- ежемесячноепогашение кредита равными платежами;
- обеспечениекредита — залог приобретаемой недвижимости;
- минимальный пакетдокументов для оформления кредита.
Клиенту достаточно сделать всего 5 шагов для получения ключей отсобственной квартиры/дома:
-  шаг первый – обратиться в банк ипредоставить минимальный пакет документов: паспорт, ИНН, справку с места работыо заработной плате за последние 6 месяцев;
-  шаг второй – в течение 30 минутполучить Ипотечный Сертификат, подтверждающий гарантию банка на предоставлениекредита;
-  шаг третий – найти объектнедвижимости, который клиент желает приобрести в кредит;
-  шаг четвертый – предоставить вИпотечный центр банка документы на недвижимость;
-  шаг пятый – в течение 1 банковскогодня заключить сделку в Ипотечном центре банка, при участии нотариуса,кредитного эксперта, страхового агента.[7]«Автомобиль вкредит»
Основными клиентами –потенциальными потребителями данной услуги являются:
-    лица,занимающиеся бизнесом, денежные средства которых находятся в обороте (их выгодаот кредитования заключается в получении гораздо большей прибыли от денежныхсредств, взятых в кредит, в случае сохранения своего капитала в пределах своегоБизнеса);
-    менеджерысреднего и высшего звена;
-    госслужащие ивоеннослужащие соответствующих рангов;
-    сотрудникипредприятий с высоким уровнем доходов.
Преимущества банка:
а)   решение вопроса о выдаче кредитапринимается за 30 минут;
б)   необходим минимальный пакетдокументов для оформления кредита;
в)   возможно оформление кредита как напокупку новых, так и на покупку б/у автомобилей;
г)   сроккредитования:
- новых автомобилейимпортного производства, а также автомобилей марки Daewoo, Chevrolet – до 7лет;
- новых автомобилейотечественного производства и производства стран СНГ – до 5 лет;
- автомобилей б/у импортногопроизводства – 5 лет;
- автомобилей б/уотечественного производства и производства стран СНГ – 3 года.
Всего за 30 минут в нашем банке клиент получает роскошьвладения собственным средством передвижения.
Обеспечением по кредиту выступает приобретаемый автомобиль, которыйнаходится в пользовании заемщика, но остается в залоге у банка до моментаполной выплаты кредита.
Перечень документов, необходимых при первоначальном обращенииза кредитом в ПриватБанк для частных лиц:
- паспорт;
- копия справки оприсвоении идентификационного кода;
- справка ополученных доходах за последние 6 месяцев;
- договоркупли-продажи автомобиля.«Рассрочка»
Условия для получения кредита:
-  кредит оформляетсяза 15 минут только при наличии паспорта;
-  срокпредоставления кредита — 36 месяцев (при наличии справки о доходах илизарплатной карты ПриватБанка) и 24 месяца (без справки о доходах и отсутствиязарплатной карты ПриватБанка);
-  кредиты выдаются внациональной валюте;
-  проценты запользование кредитом начисляются простые на остаток задолженности по кредиту;
-  погашениезадолженности по кредиту производится ежемесячно равными платежами в любомотделении ПриватБанка;
Для удобства клиентов ПриватБанк совместно с сетями«Домотехника», «Vicotec», «Эльдорадо», «Фокстрот», «АБВ-Техника», «Технобум»проводит различные совместные акции с очень привлекательными условиями дляклиентов.
Кредитка «Товары в рассрочку»
Кредитку может получить любой желающий, который подходитследующим требованиям банка: гражданин Украины, возраст от 20 до 65 лет иналичие прописки.
Для получения Кредитной карты необходимо, заполнить заявлениеи предоставить паспорт гражданина Украины.
Копия паспорта и ИНН не является обязательным условием иберется у клиента только в случае их наличия. Данные в заявления заполняютсятолько с оригиналов документов.
Обязательное условие — если нет возможности сделать копиидокументов, то в заявление вносится отметка о проведении идентификации клиентапо оригиналу паспорта.
Условия по кредиту:
- льготный период –15 дней;
- валюта: UAH;
- сумма кредита = стоимостьтовара + стоимость доставки товара;
- ставка в месяц 2%на остаток задолженности;
- ежемесячнаякомиссия 2% от суммы кредита;
- максимальнаясумма кредита 15000 грн;
- минимальная суммакредита 200 грн;
- минимальныйежемесячный платеж — 7% от суммы кредита, но не менее 50 грн;
- комиссия занесвоевременное внесение ежемесячного платежа — 1%, минимум 10 грн;
- после согласованиякредитной сделки 100% суммы кредита автоматически поступают на расчетный счет компании;
- срок действиякарты 2 года.Кредитка«Универсальная со льготным периодом 30 дней»
/>/>Кредитка«Универсальная со льготным периодом 30 дней» реализована на базе VISA Classic.
На протяжении30дней с момента возникновения задолженности проценты запользование кредитными средствами начисляются исходя из ставки 0,01% годовых,что делает пользование кредитом практически бесплатным.
Условия обслуживания:
-    кредитный лимитустанавливается в виде возобновляемой линии;
-    срок действиякредитного лимита соответствует сроку действия карты — 2 года. По истечениисрока производится перевыпуск карты;
-    валюта карты –гривна или доллары США;
-    погашение –необходимо ежемесячно совершать платеж в размере 7% от остатка задолженности наконец отчетного месяца (проценты включены в платеж);
-    платность – начисление процентов производится за каждый деньпользования лимитом исходя из месячной ставки (3,00% в месяц для UAH и 2% вмесяц для USD). За первые 30 дней пользования кредитными средствами (по каждойоперации) начисляется пониженная ставка — из расчета 0,01 % годовых;
-    целевоеиспользование средств — оплата товаров и услуг в торгово-сервисной сети,получение наличных.Кредитка«Универсальная с льготным периодом 55 дней»
/>/>Кредитка«Универсальная со льготным периодом 55 дней» реализована на базе MasterCard.
Льготный период – до 55 дней: проценты начисляются исходя изставки 0,01% годовых, при условии погашения задолженности по карте до 25 числаследующего месяца, благодаря чему кредитом в течение 55 дней можно пользоватьсяпрактически бесплатно.
Условия обслуживания:
-    кредитный лимитустанавливается в виде возобновляемой линии;
-    срок действиякредитного лимита соответствует сроку действия карты — 2 года. По истечениисрока производится перевыпуск карты;
-    валюта карты –гривна или доллары США;
-    погашение –необходимо ежемесячно совершать платеж в размере 7% от остатка задолженности наконец отчетного месяца (проценты включены в платеж);
-    платность –начисление процентов производится за каждый день пользования лимитом исходя измесячной ставки (1,9% в месяц для UAH и 1% в месяц для USD). Ежемесячная комиссияначисляется из расчета 1% на всю сумму задолженности к концу предыдущегомесяца. Льготный период – до 55 дней. Проценты и комиссия начисляются по ставке0,01% при условии погашения задолженности по карте до 25 числа следующегомесяца. Если кредит не погашен в течение первых 55 дней — % начисляются закаждый день пользования кредитом, комиссия начинает начисляться на суммузадолженности месяца следующего за отчетным;
-    целевоеиспользование средств — оплата товаров и услуг в торгово-сервисной сети, получениеналичных.Кредитная карта«Метро»
Кредитку может получить любой желающий, удовлетворяющийследующим требованиям:
-    гражданинУкраины;
-    возраст от 20 до65 лет;
-    наличие карточкипокупателя «МЕТRO»;
-    наличиеконтактных телефонов (мобильный/домашний/рабочий).
Условия обслуживания:
-    сумма кредита — максимальная – 15000 грн;
-    тип кредитнойлинии – возобновляемая;
-    погашениезадолженности — погашение задолженности производится ежемесячными платежами исоставляет 10 % от остатка задолженности (внесение платежа до конца месяца,следующего за отчетным);
-    платность – картаоформляется бесплатно. Проценты за пользование кредитом – 2,5% в месяц отостатка задолженности.[5]
2.3   Анализкредитоспособности физического лица
При совершении оценки кредитоспособности лица учитываютсоциальную стабильность клиента: гражданство, наличие собственной недвижимости,ценные бумаги, собственный бизнес, семейное положение, город и постоянноепроживание на одном месте.
На основе этого разрабатывают анкету, которую заемщик должензаполнить перед составлением кредитного соглашения. К анкете он долженпредоставить документы о личных доходах и доходы гаранта с места работы, аиногда и справку о состоянии здоровья, документы о праве собственности наимущество.
На основе этой информации берут во внимание:
-    реальностьналичного залога;
-    возраст издоровье клиента;
-    общеематериальное состояние, доходы и затраты;
-    пользованиебанковскими займами в прошлом, своевременность их погашения и проценты по ним;
-    наличиедепозитных счетов в банке и пользование другими услугами;
-    связи клиента сделовым миром и его авторитет.
По материалам анкеты, справочных и расчетных данныхопределяют рейтинг займа физического лица и классифицируют заемщиковсоответственно требованиям положения о порядке формирования и использованиярезерва для возмещения возможных утрат по кредитным операциям банков.
Выдача кредитов физическим лицам обосновывается коммерческимбанком, исходя из данных о доходах заемщика от заработной платы, сбереженийценных бумаг и других доходов. Доходы сопоставляются с затратами и определяетсястабильность прибыли заемщика, которая подтверждается документально (справка озаработной плате, другие документы).
При определении оценки финансового состояния заемщика –физического лица должны учитываться:
-    общеематериальное состояние клиента (доходы и затраты, имущество, правособственности на которое удостоверяется согласно с действующимзаконодательством Украины; соответствующие подтверждающие документы);
-    социальнаястабильность клиента, т.е. наличие постоянной работы, семейное положение;
-    возраст клиента;
-    интенсивностьпользования банковскими кредитами в прошлом и своевременность погашения их ипроцентов по ним, а также пользование другими банковскими услугами;
-    деловаярепутация;
-    другаяинформация.
Рассчитаем платежеспособность заемщика с помощьюкоэффициентов.
Коэффициент платежеспособности заемщика (КПЗ) рассчитываетсякак отношение совокупного среднемесячного дохода (МД) к сумме среднемесячныхзатрат (МЗ) и месячных платежей по кредитам и процентам (МПП) по формуле
 />                                                                             (2.1)
где МПП – месячные платежи по задолженности, включая проценты(в счетах берется задолженность, которую предполагает получить заемщик).Теоретическое значение КПЗ не менее 1,3.
Рассчитаем коэффициент платежеспособности заемщика наопределенном примере. Допустим, среднемесячный доход заемщика составляет 3000грн., среднемесячные затраты составляют 1200 грн, месячный платеж по кредиту ипроцентам 700 грн.
/>

Заемщик является платежеспособным клиентом банка(1,3
Коэффициент платежеспособности семьи (КПС) рассчитывается какотношение совокупного месячного дохода семьи ко всем месячным затратам, включаязатраты по займу, по формуле
/>                                                                          (2.2)
где МДС – месячный доход семьи;
МЗС – месячные затраты семьи.
Теоретическое значение коэффициента платежеспособности семьидолжно быть не меньше 1,5.
Рассчитаем коэффициент платежеспособности семьи на примереодной из семей. Предположим, что месячный доход семьи 7300 грн., месячныезатраты этой же семьи 3600 грн., а месячный платеж по кредиту и процентамсоставляет 1500 грн. Т.о.:
/>
Теоретическое значение коэффициента составляет не менее 1,5.В нашем же случае мы получили 1,43, что обозначает, что исследуемая семьяявляется неплатежеспособной.
Оказывается реальность расчета заемщика по обоснованиюфинансовых возможностей погашения долга и уплаты процентов по кредиту:реальная, частично реальная, нереальная.
Определяется ликвидность залогового имущества заемщика илиимущественного поручителя: высоколиквидная, ликвидная, неликвидная.
Изучается кредитная история заемщика, наличие кредитнойзадолженности по ранее полученным кредитам и взаимопоручительствам.
Юридической службой банка обосновывается правовая оценкакредитного соглашения, на основании которой выдается кредит; правовая оценкаобеспечения (договор залога с заемщиком, договор залога с имущественнымпоручителем); наличие застрахованного имущества, которое является залогом; егоправовой статус. Служба безопасности банка изучает, соответствуют лидействительности данные, приведенные в анкете заемщика, надежность обеспечениякредита и реальность целевого назначения кредита.
На основе вышеперечисленных обоснований, делается общий выводо возможности предоставления кредита заемщику – физическому лицу.[3]
2.4   Анализ кредитныхпродуктов
История создания пластиковых карт.
Идея кредитной карточкибыла выдвинута в книге Эдуарда Беллами «Глядя назад» в 1880 году.Однако, реально первая кредитная карта была выпущена лишь в 1914 году известнойфирмой Mobil Oil (правда раньше эта фирма называлась General PetroleumCorporation of California). Выпущенные данной компанией карты использовалисьпри оплате торговых операций по нефтепродуктам. Первые карточки быликартонными, данные на них были либо написаны, либо выдавлены.
В 1928 году Бостонской компаниейFarrington Manufacturing были выпущены первые металлические пластинки, накоторых выдавливался (эмбоссировался) адрес и которые выдавалиськредитоспособным клиентам. Продавец вкладывал такую пластинку в специальнуюмашинку, называемую импринтером, и буквы, выдавленные на ней, отпечатывались наторговом чеке.
Поиск подходящегоматериала затянулся на десятилетия, и лишь в 60-е годы было найдено приемлемоерешение — пластиковая карточка с магнитной полосой. Десять лет спустя, в 1975 г. француз Ролан Морено изобрел и запатентовал электронную карту памяти. Прошло еще нескольколет, и компания Bull (Франция) разработала и запатентовала смарт-карту совстроенным микропроцессором.
Большинство специалистовсчитает, что начало банковских кредитных карточек было положено Джоном С.Биггинсом, специалистом по потребительскому кредиту из Национального банкаФлэтбуш в нью-йоркском районе Бруклин. В 1946 году Биггинс организовал работупо кредитной схеме под названием «Charge-it». Эта схемапредусматривала собой расписки, которые принимались от клиентов местнымимагазинами за мелкие покупки. После того, как покупка состоялась, магазинсдавал расписки в банк, и банк оплачивал их со счетов покупателей. Во Флэтбушебыла впервые опробована классическая цепочка расчетов, используемая сейчас вбанковском карточном бизнесе повсеместно.
1 октября 1958 года былавыпущена первая карта American Express. Уже через год эта компания насчитывала32 тысячи предприятий и более 475 тысяч держателей карточек. Такой успехAmerican Express объясняется, во-первых, тем, что компания приобрела UniversalTravel Card, выпускавшуюся Ассоциацией американских отелей. Но главной причинойбыла уже существовавшая разветвленная международная сеть обслуживания дорожных чеков«American Express» и огромные финансовые средства, позволившиекредитовать клиентов.
В 50-е годы свыше 100американских банков начали свои программы кредитных карточек. Но, пожалуй,принципиально новый период в развитии карточного, бизнеса начался, когда в неговступили первый и второй по величине американские банки: Bank of America иChase Manhattan Bank. Это произошло также в 1958 году.
Chase Manhattan Bank кконцу первого года карточной программы имел 350 тысяч держателей карточек ипривлек 5300 предприятий розничной торговли. К 1960 году объем карточныхопераций вырос до 25 миллионов долларов. Но одновременно число держателейкарточек уменьшилось до 160 тысяч, операционные расходы и невозврат кредитовувеличивались, и программа в целом стала убыточной. В январе 1962 года банк продал ее за 9 миллионов долларов компании Юни-Серв, котораяначала выпускать на ее основе карточку «Юни-Кард». На некоторое времяона стала частью American Express, затем в 1969 году ее вновь выкупил уже за 50миллионов долларов ее инициатор — Chase Manhattan Bank. Но и вторая попыткаэтого банка оказалась неудачной: программа приносила ежегодный убыток в 1миллион долларов и была продана ассоциации National BankAmericard.
С аналогичными трудностями сталкивались и другие банки, но,тем не менее, рос успех «BankAmericard», выпускаемой Bank of America.Главное преимущество этого банка заключалось в большой сети отделений в штатеКалифорния с ее богатой клиентурой.
По мере роста карточныхпрограмм большинство банков столкнулось с главным препятствием — локальностьюсети обслуживания своих карточек. И вот в 1966 году Bank of America началвыдавать лицензии на выпуск карточек BankAmericard другим банкам в ответ на этонесколько крупных банков-конкурентов Bank of America создали свою Межбанковскуюкарточную ассоциацию — МКА (Interbank Card Association). В 1969 году этаассоциация купила права на карты «Master Charge», выпускавшиесякарточной ассоциацией банков западных штатов, большинство банков-членов МКАперешли на выпуск «Master Charge». В свою очередь банки, выпускавшие«BankAmericard», настояли, чтобы карточная программа была выведенаиз-под контроля Bank of America. Так в июле 1970 г. была созданаNational BankAmericard Incorporated — НБИ.
Таким образом, к началусемидесятых годов в Соединенных Штатах сформировались два основных конкурентана рынке уни-версальных банковских карточек: НБИ и МКА. Среди небанковскихуниверсальных карточек выделялась «American Express».
Следует отметить, чтоизначально в зарубежной классификации универсальные карточки разделялись накарточки для «путешествий и развлечений» (Travel and Entertainment — Т&Е) и чисто банковские. Первые выпускались компаниями Diners Club,American Express, Carte Blanshe и предназначались главным образом для оплатыгостиниц, ресторанов, то есть преимущественно для путешествующих бизнесменов.Карточки же, выпускаемые банками, имели более «потребительский»характер и предназначались для «обычных клиентов». К настоящемувремени эти различия в значительной степени исчезли, и такое разделениеявляется весьма условным.
Первоначально банки,начинавшие выпуск карточек, присоединялись либо к НБИ, либо к МКА. Но в 1971 году Worthen Bank and TrustCompany of Little Rock стал членомобеих систем. Состороны НБИ последовали санкции в виде запрета на выпуск карточек «MasterCharge» членами НБИ. Дело дошло до суда, и в 1972 году окружной суд,рассматривавший этот вопрос, вынес 26-страничное заключение, что запрет НБИявляется нарушением антитрестовского законодательства, препятствует развитиюсвободной конкуренции и ограничивает права потребителей. НБИ пыталасьапеллировать, но в течение 5 лет, пока тянулся этот процесс, многие банкиначали выпускать обе карточки, и, в конце концов, в 1976 году НБИ сдалась.Вопрос окончательно был снят с повестки дня, когда несколько крупныхбанков-членов НБИ, включая Bank of America и Chase Manhattan, в октябре того жегода подали заявку на членство в Межбанковской карточной ассоциации и,соответственно, на выпуск карточек «Master Charge».
Параллельно с развитиемамериканского рынка шла и интернационализация карточных операций. Она началасьеще в 1951 году, когда Diners Club выдала первую лицензию на использованиесвоего имени и схемы в Великобритании. Примерно в это же время Британскаяассоциация отелей и ресторанов начала выпускать кредитную карту BHR, которая,не являясь банковской, была все же универсальной карточкой. В 1965 году этасистема, объединившись со своим шведским конкурентом Rikskort, владельцемкоторой являлась семья Валленбергов, учредила компанию Eurocard Internationalсо штаб-квартирой в Швеции.
Продолжалась конкуренцияамериканских карточных ассоциаций и в Европе. В 1974 году МКА совершилазначительный рывок в конкурентной гонке с BankAmericard, подписав соглашение с британскойсистемой Access Card, которая входила в Ассоциацию Eurocard. Так началосьсотрудничество Eurocard и американской Межбанковской карточной ассоциации,выпускающей «Master Charge». Это стало одной из причин, по которой в1976 году НБИ переименовала свою карточку «BankAmericard» наизвестную теперь всем «VISA». Аналогичный шаг предприняла в 1980 годуи МКА, дав своей карточке «более международное» название«MasterCard».
Eurocard также не стоялана месте. Расширяя свое сотрудничество с MasterCard, эта ассоциация по мерепоявления новых технологий заключила соглашения на производство пластиковыхкарт с компаниями Cirrus и Maestro, что позволило расширить ассортиментпредлагаемых клиентам видов услуг за счет карточек для получения наличных вбанкоматах. В конце 1992 года произошло слияние Eurocard International сплатежной системой Eurocheck. Новая организация стала называться EuropayInternational.
Конкурентная борьба междуплатежными системами разворачивалась не только в Европе. В Японии, например,несмотря на активные попытки завоевания этого рынка «VISA» и«MasterCard», они проигрывали карточкам JCB. Общее количестводержателей этих карточек в 1980 году было почти в два раза больше, чемвыпущенных в Японии «VISA» и «MasterCard» вместе взятых.
Итак, на сегодняшний денькрупнейшей платежной организацией является VISA Int., занимающей порядка 60%рынка банковских карт. Второй по величине является Europay/MasterCard Int.,обладающая порядка 30 % рынка. Остальные десять процентов приходятся накарточки других международных организаций и локальные карточки различныхбанков.
Пластиковые карты «ПриватБанка»
ПриватБанк являетсяпризнанным лидером отечественного рынка платежных карт. На сегодняшний деньбанком выпущено более 14,7 млн. пластиковых карт (39% от общего количествакарт, эмитированных украинскими банками). В сети обслуживания пластиковых картбанка работает 4 222 банкомата, пластиковые карты банка принимают к оплатесвыше 38,5 тысяч торгово-сервисных точек по всей Украине. Наличие широкой сетиобслуживания карточных продуктов позволяет ПриватБанку активно внедрять услугипо автоматизированной выдаче корпоративным клиентам заработной платы сиспользованием пластиковых карт.
Инновационная политика ПриватБанка ориентирована на внедрениена украинском рынке принципиально новых, передовых банковских услуг, которыепредоставляют клиентам новые возможности управления своими финансами.ПриватБанк первым в Украине предложил своим клиентам услуги интернет-банкинга«Приват24» и GSM-банкинга, а также услуги по продаже через сеть своихбанкоматов и POS-терминалов электронных ваучеров ведущих операторов мобильнойсвязи и IP-телефонии.[11]
Количество выпущенных пластиковых карт ПриватБанка насегодняшний день можно представить в виде рисунка 2.1
/>
Рисунок 2.1 – Статистика выпуска пластиковых карт ПриватБанка
Единственным негативным моментом на сегодняшний день являетсято, что кредитные карты выдаются с минимальным лимитом, а иногда и с нулевым(зачастую студентам), а также то, что уже существующим кредитным картам снизилилимит средств.[10]
На конец 2009 года ПриватБанк обслуживал:
-    713669 счетовюридических лиц (в том числе 237041 карточные счета);
-    14627667 счетовфизических лиц (в том числе 13021841 карточные счета);
-    214282пользователя системы Интернет-банкинга Приват 24.
Общее количество эмитированных карт на конец 2008 года составило13258882 штуки.
Система обслуживания пластиковых карт включала 4222 банкоматаи 38590 POS-терминалов.
Кредитный портфельПриватБанка достиг рекордных 35 миллиардов гривен, а вкладчики доверили банкуболее 13 миллиардов.
По итогам работы в первомполугодии 2009 года активы лидера украинского рынка банковских услуг –ПриватБанка — составили 43,022 млрд. грн, увеличившись с начала года на 27,4%,или на 9,244 млрд. грн. На 1 июля 2008 года капитал банка составляет 3,552млрд. грн. (на 264,24 млн. грн больше показателей начала года), уставный фонд –2,082 млрд. грн. Прибыль ПриватБанка по итогам первого полугодия 2008 годасоставила 264,243 млн. грн.
 Кредитный портфельПриватБанка за полгода вырос на 24,6% до 35,851 млрд. грн. Банк являетсялидером на рынке – портфель кредитов частным лицам с начала года увеличился на24,5% до 14,398 млрд. грн. ПриватБанк остается “самым сберегательным” банкомУкраины: на 1 июля 2008 года объем средств населения, размещенных вПриватБанке, составляет 17,310 млрд. грн, депозитный портфель физических лиц –13,015 млрд. грн, что на 16,2% больше показателей начала года. ПриватБанкобслуживает свыше 12,5 миллионов счетов частных лиц и 476 тысяч счетовкорпоративных клиентов. Объем средств юридических лиц, размещенных в банке,составляет 9,353 млрд. грн. (прирост с начала года на 12,4%).
На долю ПриватБанкаприходится 30% рынка платежных карт. Банком выпущено свыше 12,695 миллионовплатежных карт, в сети обслуживания карт банка работает 3855 банкоматов (25% отобщего количества в стране) и 30958 POS-терминалов (59% эквайринговой сети).Национальная сеть банковского обслуживания ПриватБанка включает 2475 филиалов иотделений по всей территории Украины.
В 2008 году, как и в предыдущие годы, кредитный портфельполучил значительно большую диверсификацию за счет активного развития банкомпрограмм потребительского кредитования, предоставления кредитов, путемустановления лимита на платежные карточки, кредитования малого и среднегобизнеса, ипотечного кредитования. При этом банк продолжал уделять значительноевнимание формированию резервов под кредитные операции, хеджируя кредитныериски.
В рамках принятой практики по состоянию на конец каждогоотчетного периода осуществлялась переоценка кредитного портфеля. При этомиспользовалась утвержденная нормативными актами Национального банка Украинысистема рейтинга кредитов, и создавались реальные резервы возмещения потерь поактивным операциям.
Кредитный портфель ПриватБанка представлен в виде таблицы.
Таблица 2.1 – Кредитный портфель ПриватБанка
(тыс.грн)Наименование статьи 2006 2007 2008 1 2 3 4
Овердрафт
 в том числе: 1818601 3972149 5905119 -сомнительные -просроченные 12575 422756 531186 Операции рэпо 17764 3781 5530
Учтенные векселя
в том числе: 28202 23901 62562 -сомнительные 2548 3404 1130 -просроченные 1856 1549 2253
Требования, приобретенные по операциям факторинга
в том числе: 12451 277051 433876 -сомнительные -просроченные 154 3930 2120
Кредиты в текущую деятельность
в том числе: 12773462 22186172 32015437 -сомнительные 52032 57335 96164 -просроченные 314638 172095
Кредиты в инвестиционную деятельность
в том числе: 164132 152055 197688 -сомнительные 4166 157 68 -просроченные 3425 3786 1083
Ипотечные кредиты
в том числе: 1275676 2174890 3071788 -сомнительные -просроченные 197 4527
Финансовый лизинг (аренда)
в том числе: 2567 1346 18 -сомнительные -просроченные
Кредиты, выданные органам государственной власти
в том числе: -сомнительные -просроченные Сомнительные задолженности по выплаченным гарантиям 2401 6125 2285 Всего кредитов 16095856 28767500 41694303 Резервы под задолженность по кредитам (1814614) (3059473) (3741096) Всего кредитов за вычетом резервов по кредитам 14281242 25708027 37953207
Общая суммасомнительной задолженности по кредитам состоянием на конец дня 31.12.2007 годасоставила 99 647 тыс. грн. По внебалансовым счетам для учета не оплаченных всрок доходов банк насчитывает сомнительные к получению проценты и комиссии попредоставленным кредитам, штрафы и пеню за нарушение условий договоров и другиесомнительные доходы по операциям с клиентами. Общая сумма недополученногодохода по всем операциям с клиентами по состоянию на конец дня 31.12.2007 годасоставила 756 844 тыс. грн.
Наибольшийудельный вес в кредитном портфеле ПриватБанка принадлежит таким отраслям, как:
–   оптоваяторговля и посредничество в торговле — 24,49%;
– металлургия- 6,81%;
– услуги,предоставленные преимущественно юридическим лицам — 5,78%;
– индивидуальныеуслуги — 3,81%;
– сельскоехозяйство — 3,26%.
Кредиты,предоставленные физическим лицам, составляют 40,18% кредитного портфеля банка. Общаясумма сомнительной задолженности по кредитам состоянием на 31.12.2008 г.составила 67021 тыс. грн (или 0,26%) от общего размера кредитного портфелябанка.
Аудиторыоценивают кредитный портфель как удовлетворительный. Формирование резерва напокрытие возможных убытков по кредитным операциям в банке осуществляется всоответствии с требованиями Постановления НБУ № 279 от 06.07.2000 г. сизменениями и дополнениями и разработанного на его основе внутрибанковскогоположения. Размер резерва по каждой конкретной кредитной операции равняетсячистому кредитному риску, умноженному на соответствующую норму резервирования взависимости от рейтинга этой операции.[13]
Во времяопределения чистого кредитного риска для расчета резерва сумма валового кредитногориска по каждой кредитной операции отдельно уменьшается на стоимость принятогообеспечения. Стоимость обеспечения взвешивается на соответствующий коэффициентв зависимости от вида обеспечения и от рейтинга кредитной операции. Дляопределения рейтинга кредитной операции оценивается финансовое состояниезаемщиков:
— юридическихлиц в соответствии с внутрибанковской методикой;
— банков наосновании утвержденной методики оценки финансового состояния банка-контрагента;
— финансовогосостояния заемщика – физического лица на основе утвержденной методики.

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕПРОЦЕССА КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ КОММЕРЧЕСКИМ БАНКОМ
До появлениякризиса в нашей стране, да и по всему миру, процесс кредитования физических лицв быстром темпе развивался и набирал обороты и признание среди граждан. В нашей странестали предоставляться такие виды кредитов как:
-    авто в кредит;
-    ипотечное кредитование;
-    товары в кредит;
-    наличныев кредит и т.д.
Даннаяситуация свидетельствовала о стабилизации экономики, развитии кредитныхотношений между банками и гражданами. Очень многие жители нашей страны смоглисебе позволить приобрести жилье, автомобили, товары в кредит.
Ноэкономический кризис 2008 года стал преградой дальнейшего развития даннойуслуги. Резкий подъем цен, снижение заработной платы и частичное сокращениерабочих, привели банки к ситуации, в которой они не смогли так же предоставлятькредитные средства, т.к. проценты по кредитам повысились, а платежи по нимсократились. Постановлением НБУ было запрещено выдавать кредиты населению.
Что касаетсясовершенствования кредитования физических лиц, то я считаю, что недостаткомявляется не правильный подход к клиентам. Многим клиента отказывают по той илииной причине в предоставлении кредита, хотя данный заемщик мог бы погашатькредит в соответствии с договором. Также отрицательным моментом являетсявысокие процентные ставки по кредиту, которые являются преградой для заемщиков.
Вернувшись кпроблеме кризиса, можно выделить еще один негативный момент кредитования физическихлиц. В то время когда НБУ было поручено запретить выдавать кредиты, по ужеранее выданным кредитам, банки повысили процентную ставку, что негативноотразилось на заемщиках и в будущем может негативно отразиться на отношенииграждан к банкам и кредитам. Чтобы избежать такой проблемы, банкам необходимо вкредитном договоре сделать пометку о не повышении процентных ставок по кредитув любой ситуации.
Банки не всостоянии решить все существующие проблемы с кредитованием. По мнению банкиров,для развития этого направления необходимо внести изменения в законодательство озалоге, чтобы банк, с одной стороны, имел возможность без проблем реализоватьзаложенное имущество, а с другой стороны, в случае банкротства заемщика имелгарантии обращения взыскания на заложенное имущество. Необходима игосударственная поддержка, в том числе государственные гарантии по кредитам,выдаваемым малому бизнесу.
Сейчасипотечное кредитование на территории Украины пользуется просто колоссальнымспросом, так что мы видим постоянное развитие банковских услуг. Люди считают,что можно попробовать получить собственное жилье, которое просто необходимо длякомфортной жизни. Так что, они с удовольствием пользуются ипотекой, но с другойстороны банки предоставляют значительное количество различных послаблений. Этодает больше возможностей населению, но значительно увеличивает риск для банков.
Тем не менее,стоит сказать, что современное состояние ипотечного кредитование не будетпродолжаться вечно. Можно быть уверенным в том, что это прекратится всего черезнесколько лет, что приведет к тому, что многие банки перестанут пополнять своидоходы за счет населения. Конечно, будут продолжаться выплаты, но это будетпроисходить не настолько долго.
Современнаябанковская система Украины в вопросах ипотечного кредитования дошла дооптимального уровня, который обеспечивает малый процент невозвращения кредитов,но необходимо отметить, что данная ситуация также изменится. Сейчас мы видим,как банки значительно упрощают условия получения ипотечного кредита, что даетим большее число клиентов. Тем не менее, это приводит к тому, что уровень рискасильно возрос. Так что, можно быть уверенным в том, что в ближайшем будущемзначительное число клиентов перестанут делать ежемесячные выплаты, потому что скаждым днем чувствуют все меньшее количество ответственности из-за послабленияусловий. Стоит отметить, что в некоторых случаях причина невыплаты будетсвязано просто с невозможностью людей, ведь люди просто не подготовлены длятого, чтобы в течение многих лет постоянно отдавать деньги банку.
В общем,можно сказать, что состояние ипотечного кредитования украинских банков вближайшие годы значительно изменится, притом, к сожалению, далеко не вположительную сторону. Спрос на них уменьшится, поэтому количество клиентовзначительно упадет, а нынешние послабления приведут к большому количествусложностей в будущем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие системы кредитования физических лиц является одним изприоритетных направлений развития банковского сектора Украины. При этом данныйсектор кредитования в последнее время занимает все более заметное место средиуслуг, предоставляемых банками населению. Уже сейчас между банками развернуласьжесткая борьба в развитии операций ипотечного кредитования физических лиц.Общая же динамика предоставления услуг по ипотечному кредитованию имеет явныйположительный характер, как и вообще по стране.
За последнийпериод «ПриватБанком» было введено большое количество кредитных программ, такихкак: «Авто в кредит», «Жилье в кредит», «Товары в рассрочку» и т.д.
В 2001 годубыли выпущены первые кредитные карты, которые на сегодняшний день получилибольшое распространение среди клиентов «ПриватБанка». На сегодняшний деньнасчитывается 18520257 выданных пластиковых карт, и этот показатель растет скаждым днем.
Банки ипрочие кредитные компании Украины уверяют граждан в развитии ипотеки, в унисонс ними говорит и государство, обещая посильную помощь и поддержку. Обывателюсегодня непросто разобраться в разнообразии банковских предложений, ставок ивариантов приобретения жилья в кредит. Меж тем рынок недвижимости пока нерадует снижением цен, хоть его и ожидают многие аналитики. Спрос на ипотекурастет огромными темпами, ведь приобрести жилье без кредита под силу в странеединицам.
Однако есть уэтой медали и не столь радужная сторона. Ипотека не всегда может служить легкими беззаботным решением жилищного вопроса. Банкиры полностью уверены вприбыльности данного вида бизнеса, особенно если посмотреть на ипотечноекредитование в долгосрочной перспективе. При этом их не смущает и то, что дляуспешного развития бизнеса уровень невыплаченных кредитов не должен превышать0,5-1%. Данный бизнес приносит ощутимую прибыль. К тому же, именно в ипотечномкредитовании есть все возможности для того, чтобы распределить риски банковравномерно, можно порой разработать и новую схему выдачи денег на приобретениежилья, лишь бы привлечь новых заемщиков. Но опыт европейских стран показывает,что количество невыплаченных займов неуклонно растет, для того, чтобыэффективно работать в сфере ипотеки, банки вынуждены снижать процентные ставкии сокращать сумму первого взноса. Это повышает риски банков и снижает общуюдоходность данного вида бизнеса. На Украине данная мера необходима еще и из-заколоссального несоответствия стоимости жилья и доходов граждан. Снижениеставок продиктовано и растущей конкуренцией среди кредитных организаций.

ЛИТЕРАТУРА
1            Ковбасюк М.Р. Економічний аналіз діяльності комерційних банківі підприємств / Навчальний посібник. – К.: Видавничий дім «Скарби», 2001. – 336с.
2            КочетковВ.Н. Анализ банковской деятельности: теоретико-прикладной аспект: Монография. –К.: МАУП, 1999.-192с.
3            Щибоволок З.І. Аналіз банківської діяльності: Навч. посібник-2-евид., стер.-К.: Знання,2007.-311с.
4            Аналіз діяльності комерційного банку. Навч. посібник для студентіввищих навч. закладів/за ред. проф. Ф.Ф. Бутинця та проф… А.М.Герасимовича.-Житомир: ПП «Рута», 2001.-384с.
5            ГончаренкоЛ.И. Анализ коммерческих банков.- М.: Финансы и статистика. 2005.- 210с.
6            Деньги.Кредит. Банки: Учебник / под ред. Истомина И.В. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ,2005. – 623с.
7            ДадалкоВ.А., Дадалко А.В. Финансы и кредит: Курс лекций. – Мн.: Армита-Миркетинг,Менеджмент, 2005. – 287с.
8            Деньги,кредит, банки: Учебник. / Под общ.ред. Г.И. Кравцова – Мн.: Мисанта, 2006. –434с.
9            ЖуковЕ.Ф. Банки и банковские операции. М., “Банки и биржи”. Издательское объединение“ЮНИТИ”, 2006.- 374 с.
10          ИвановВ.В. Анализ надежности банка. Практ.пос. – М.: Русская деловая лит.-ра, 2006. –320с.
11          КараваеваИ.В. Банковское дело.- М.: Юристъ, 2005. -421с.
12          КнязевВ.Т. Совершенствование банковской системы и подготовка кадров дляhttp://www.privatbank.com.ua
13          Основыбанковского дела: Учебное пособие / Под ред. Ю.М. Ясинского. – Мн.: Тесей,2005. – 446с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.