Министерствообразования и науки Российской Федерации
СЫКТЫВКАРСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Финансово-экономическийфакультет
КафедраБанковского дела
Допустить кзащите
Зав. каф.Банковского дела
__________________Алексеева В.Д.
«_______»_____________2007 г.
КУРСОВАЯ РАБОТА
РЫНОКДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ.
ПОНЯТИЕ.ДИНАМИКА. РОЛЬ.
Научныйруководитель
К.э.н., доцент - АлексееваВ.Д.
Исполнитель
Студент 425группы
А. Е.Гортинский
Сыктывкар 2007
Содержание:
Введение
1. Классификация финансового рынка и его составляющего рынка драгоценных металлов
1.1. Общаяхарактеристика финансового рынка
1.2. РДМкак составляющая финансового рынка
1.3. ФункцииРДМ
1.4. Правовыеакты, регламентирующие деятельность РДМ в РФ
2. Экономическаясоставляющая функционирования РДМ
2.1. Динамикацен на РДМ
2.2. РольРДМ в экономике РФ
2.2.1. «ЛиберализацияРДМК в России: состояние и перспективы»
Заключение
Библиографическийсписок
Приложения
Введение
В данной работе мнойбыло изучена информация касающаяся рынка драгоценных металлов – его понятие,функции, роль в экономике, а так же в каком состоянии находится РДМ вРоссийской Федерации.
Выбранная мной темаявляется актуальной, потому что, рынок драгоценных металлов очень больная темадля нашей страны. При том, что на территории нашего государства имеютсяогромные залежи сырья, деятельность в данной сфере является малорентабельной, ав отдельных случаях убыточной. В основном это связано с недоработаннойзаконодательной базой, с очень сложной системой контроля, которая мало того,что не оправдывает себя, так еще и наносит ущерб интересам страны в даннойсфере.
Цель данной курсовойработы – определиться в понятии «Рынок драгоценных металлов», что он из себяпредставляет. Изучить текущее состояние рынка драгоценных металлов в РоссийскойФедерации, сделать выводы, выяснить будущие перспективы его развития.
Для реализации даннойцели решены следующие задачи:
· Раскрытопонятие «Рынок драгоценных металлов»
· Раскрытыфункции РДМ
· Изученыправовые акты действующие в РФ, касающиеся РДМ
· Проанализированаситуация на РДМ за период 1992-2007 и что конкретно предпринимало правительстводля его поддержания и развития
· Проанализированадинамика цен на драгоценные металлы с 1992 по 2006гг
Объектом исследованияявлялся рынок драгоценных металлов РФ.
Информационно-аналитическойбазой данного исследования послужили нормативно-правовые акты, данныестатистических отчетов, результаты исследований отечественных и зарубежныхавторов по вопросам функционирования и перспективы развития РДМ в РФ.Глава 1. Классификация финансового рынка и его составляющегорынка драгоценных металлов. 1.1 Общая характеристика финансового рынка
Финансовый рыноксостоит из денежного рынка и рынка капиталов. Это обусловлено разным характеромфинансовых ресурсов, обслуживающих основной и оборотный капитал. На дененжномрынке обращаются средства, обеспечивающие движение краткосрочных ссуд. На рынкекапиталов же происходит движение долгосрочных накоплений.
Внутри финансовогорынка функционирует фондовый рынок. На нем объектом торговли выступают ценныебумаги, ценность которых должна определяться стоящими за ними активами. Рынокценных бумаг обслуживает как денежный рынок, так и рынок капиталов. Но ценныебумаги обслуживают лишь часть движения финансовых ресурсов (кроме нихсуществуют еще внутрифирменные и межфирменные кредиты, прямые банковские ссудыи т.п.).
Таким образом,финансовый рынок состоит из двух частей- денежного рынка и рынка капиталов.Входящий же в его состав фондовый рынок является сегментом обоих этих рынков.Движение средств на финансовом рынке имеет направление от сберегателей кпользователям. Посредством финансового рынка может осуществляться переливфинансовых ресурсов из одних секторов экономики в другие. Всего выделяют 4 сектора:домохозяйства, коммерческие фирмы, государственный сектор и финансовыепосредники. Большая часть капитала домашних хозяйств формируется за счетсобственных средств. Именно здесь образуется основной избыток финансовыхсредств, направляемый на финансирование коммерческих фирм, государства иразмещается в финансовых институтах (инвестиционные фонды, банки и т.д.).Наибольшую потребность в финансовых средствах испытывает крупнейший сектор –государство. Оно является крупнейшим заемщиком на финансовом рынке, но такжевыступает как крупнейший кредитор домохозяйств, коммерческих фирм и финансовыхпосредников. Имеет место и внутрисекторное движение средств. Однако этиденежные потоки “взаимопогашаются”, т.к. в конечном итоге сумма сбережений(финансовых активов) равна сумме инвестиций (финансовым обязательствам).
Характерной чертойразвития рыночных отношений является быстрое развитие финансового рынка и всехего звеньев.
Современный финансовыйрынок представляет собой семиблочную систему относительно самостоятельныхзвеньев. Звено — это рынок определённой группы однородных финансовых активов. Ктаким звеньям финансового рынка относятся денежный рынок, рынок ссудныхкапиталов, рынок недвижимости, валютный рынок, рынок драгоценных металлов. 1.2 РДМ как составляющая финансового рынка.
Рынок драгоценныхметаллов состоит из следующих секторов:
· рынокзолота
· рыноксеребра
· рынокплатины
· рынокпалладия
· рынокизделий из драг. металлов
· рынокценных бумаг, котируемых в золоте
Его можно определитькак сферу экономических отношений между участниками сделок с драгоценнымиметаллами, драгоценными камнями, котируемыми в золоте. К последним относятсязолотые сертификаты, облигации, фьючерсы…
Как системное явлениерынок драгоценных металлов можно рассматривать с двух точек зрения: сфункциональной и институциональной.
С функциональной точкизрения рынок драгоценных металлов и драгоценных камней представляет собойторгово-финансовый центр, в котором сосредоточены торговля ими и другиекоммерческие и имущественные сделки с этими активами.
· Сэтой позиции функционирование рынка драгоценных металлов должно обеспечитьпромышленное и ювелирное потребление драгоценных металлов и драгоценных камней,создание золотого запаса государства, страхование от валютных рисков, получениеприбыли за счёт арбитражных сделок…
· Синституциональной точки зрения рынок драгоценных металлов представляет собойсовокупность специально уполномоченных банков, бирж драгоценных металлов.
Рынок драгоценных металловвключает в себя совокупность разнообразных взаимоотношений между субъектамирынка на этапе разведки, добычи, переработки и т. д. до конечного изготовленияизделий из драгоценных металлов.
К драгоценным металламотносятся золото, серебро и металлы платиновой группы: платина, палладий,родий, рутений, иридий, осмий. По своему назначению драгоценные металлы играютдвоякую роль:
— они предназначены дляпромышленного использования (техника, электроника, медицинское оборудование,протезирование и т, д.);
— они являютсяпредметом инвестиций (изготовление монет, ювелирных изделий), используются каксокровища, резервы.
Фактически рынок золотабыл неотличим от валютного рынка до 1968 года, когда курсы валют сталиплавающими, а сами валюты стали продаваться независимо от золота.
Существеннойособенностью рынка золота является торговля, которая привязана к местунахождения металла (location). Центрами торговли являются: Локо Лондон, ЛокоЦюрих, Локо Нью-Йорк, Локо Токио.
Крупнейший мировойцентр по торговле золотом — Лондон. Это место оплаты стандартных золотыхконтрактов, то есть место осуществления поставки золота, независимо от того,где была заключена сделка. Такие сделки носят название «Локо Лондон», то есть споставкой в Лондоне 1.3 Функции РДМ
Золото выступает: вкачестве валютного актива, выполняющего ряд функций денег; в качестве обычноготовара, со своей себестоимостью производства, подверженного законам спроса ипредложения, а также спекуляции.
Наибольший объемторговли драгоценными металлами наблюдается на международном межбанковскомрынке золота.
Межбанковский рынокбезналичного металла включает широкий спектр торговых операций. Рассмотримнекоторые операции с драгоценными металлами.
1) Операции типа «спот»осуществляются на условиях спот, то есть с датой зачисления-списания на второйрабочий день после дня заключения сделки. Все остальные сделки купли-продажиметалла называются сделки «аутрайт» (outright — «неправильные сделки»).
Цена «спот Локо-Лондон»служит базой для расчетов цен, лежащих в основе всех прочих сделок.
Стандартный объемсделки в золоте на условиях спот на международном рынке — 5 тыс. тройскихунций, или 155 кг; в серебре — 100 тыс. тройских унций (называется один ЛЭК, 50тыс. тройских унций — полЛЭКа), или около 3 тонн; в платине — 1000 тройскихунций. Поведение каждого банка на рынке обусловлено, прежде всего, егоклиентской базой, то есть наличием или отсутствием у него клиентских заказов напокупку-продажу драгоценных металлов.
2) Операции типа «своп» (swap-«обмен») — это купля-продажа металла с одновременным присутствиемобратной стороны сделки. Стандартная сделка по свопам — 1 тонна, или 32 тыс.унций.
Виды свопов:
— Своп по времени(финансовый своп ) — покупка-продажа одного и того же количества металла наусловиях спот против продажи-покупки на условиях форвард. Процентная ставка пофинансовым свопам представляет собой разницу между ставками по долларовомудепозиту и по золотому депозиту.
Ставки по золотымсвопам ниже, чем по долларам на тот же период. Это связано с тем, что депозит взолоте дешевле, чем депозит в долларах.
Пример. Владелец золотапривлекает доллары на рынке на условиях 5 % на один месяц под залог своегозолота, поскольку ставка на рынке импортных депозитов по долларам составляет5,5 % на один месяц. Допустим, текущая цена золота — 395 долларов за унцию.
Форвардная цена посвопу определяется
/>
где ставка — пофинансовому свопу, в процентах годовых; кол. дн. — количество дней.
— Свопы по качествуметалла — это одновременная покупка-продажа металла одного качества (например,пробы 999,9) против продажи-покупки золота другого качества (например, пробы999,5). Сторона, продающая золото более высокого качества, будет получатьпремию.
— Свопы поместонахождению — это покупка-продажа золота в одном месте (например, вЛондоне) против продажи-покупки его в другом месте (например, в Цюрихе).Поскольку, в зависимости от конъюнктуры рынка, золото в одном месте можетстоить дороже, то в этом случае одна из сторон получает компенсирующую премию.
3) Депозитные операции.Они проводятся, когда необходимо привлечь металл на счет или, наоборот,разместить его на определенный срок. Депозитные ставки по золоту нижедепозитных ставок по валюте (разница около 1,5 %), что объясняется более низкойпо сравнению с валютой ликвидностью.
Процент по золотомудепозиту обычно выплачивается в валюте (иногда — в золоте) и рассчитываетсяследующим образом:
Кол-во металла *текущую цену на рынке спот • процентную ставку • кол-во дней
360 * 100
Сумма процентов запользование депозитом зачисляется на счет контрагента, предоставившего металл вдепозит, в день истечения такого депозита.
4) Опцион — право (ноне обязательство) продать или купить определенное количество золота поопределенной цене на определенную дату или в течение всего оговоренного срока.
Опцион, который можетбыть исполнен в любой день в течение всего срока действия контракта, называетсяамериканским опционом.
Опцион, который можноисполнить только в день истечения контракта, называется европейским опционом.
Существует 2 видаопциона:
— Опцион на продажу(опцион put). Он дает право покупателю опциона продать металл по ценеисполнения или отказаться от его продажи.
— Опцион на покупку(опцион call). Он дает право покупателю опциона купить металл по ценеисполнения или отказаться от его покупки.
Такие сделкииспользуются для хеджирования. Принцип хеджирования выглядит следующим образом.
Если инвестор хеджируетсебя от повышения в будущем цены, он должен или купить опцион call, или продатьопцион put; если же инвестор хеджирует себя от уменьшения цены, он должен иликупить опцион put, или продать опцион call.
Дилеры в своей работеиспользуют комбинации опционов. Выделяют следующие опционные стратегии:
а) Straddle — это такаяопционная стратегия, при которой покупаются или продаются один опцион call илиодин опцион put с одинаковой ценой исполнения и датой истечения при условии,если дилер полагает, что на рынке не ожидается никаких потрясений и сильныхизменений цены ни в одну, ни в другую сторону.
б) Strangle — этоопционная стратегия, при которой покупаются или продаются один опцион call иодин опцион put с разными ценами исполнения, но одной датой истечения. Этастратегия максимально подходит для «спокойных» рынков с низкой волатильностью(изменяемостью) цены, но подверженных сильным колебаниям.
в) Bull spread — повышательный spread. Это опционная стратегия, при которой покупают и продаютдва опциона put или два опциона call с разными ценами исполнения. Стратегияотражает мнение дилера о будущем росте цен на драгоценные металлы, но вограниченных пределах. Продавая опцион с одновременной покупкой, дилер получаетвозможность сократить расходы по уплате премии за более дорогой опцион.
Все опционы можноподразделить на три категории:
— Опцион с выигрышем(in the money) — это такой опцион, цена исполнения которого более выгодна, чемтекущая форвардная цена, посчитанная на момент его исполнения.
— Опцион без выигрыша(at the money).
— Опцион с проигрышем(out of the money).
Например, опцион call сценой исполнения 400 долларов и сроком исполнения через один месяц будетсчитаться «in the money», если форвардная цена на золото, рассчитанная из существующихна данный момент ставок по золотым и валютным депозитам сроком на один месяцбудет выше 400 долларов. А если текущая форвардная цена такого опциона около400 долларов, то опцион считается «at the money», если ниже — «out of themoney».
В момент заключенияопционного контракта покупатель уплачивает продавцу премию, котораяпредставляет собой цену опциона. Премия складывается из двух компонентов:внутренней стоимости и временной стоимости. Внутренняя стоимость — это разностьмежду текущей форвардной ценой металла и ценой исполнения опциона, когда онявляется опционом с выигрышем. Временная стоимость ~ это разность между суммойпремии и внутренней стоимостью.
Величина премииопционов зависит от: цены «спот» на металл; цены исполнения (strike price);срока до истечения опциона; существующих процентных ставок на валюту и металл;специфической величины — «степени изменяемости рынка» («volatility »).
С помощью опционовинвестор получает возможность строить различные стратегии хеджирования.
Пример. Золотодобывающеепредприятие через три месяца планирует осуществить продажу золота. Чтобызастраховаться от падения цены золота, оно приобретает сегодня опцион put ценойисполнения 390 долларов, уплатив за это некоторую премию. Одновременнопредприятие продает опцион call с той же датой истечения и величиной премии,равной премии опциона put и ценой исполнения 430 долларов.
Возможны три вариантасобытий:
а) Если через тримесяца цена золота окажется меньше 390 долларов за унцию, предприятие исполнитопцион put и получит цену, равную 390 долларов.
б) Если цена превысит430 долларов, то будет исполнен опцион call, и предприятие реализует золото поцене 430 долларов.
в) Если цена будетнаходиться в интервале от 390 до 430 долларов за унцию, то предприятие будетреализовывать золото по рыночной цене и опционом пользоваться не будет.
Таким образом,предприятие без каких-либо затрат обеспечило себе возможность реализоватьзолото через три месяца в зависимости от конъюнктуры по цене в интервале от 390до 430 долларов за унцию.
5) Фьючерсный контракт- это соглашение между контрагентами о будущей поставке металла, котороезаключается на бирже. Исполнение всех сделок гарантируется Расчетной палатойбиржи.
В мировой практикефьючерсные контракты на золото торгуются на нескольких биржах: Комекс(Нью-Йорк); Нимекс (Нью-Йорк), торговля платиной; Симекс (Сингапур); Током(Токио); Люксембургская биржа золота.
Схема проведенияфьючерсных операций
Брокер по телефонусообщает клиенту информацию о том, что происходит на бирже. Клиент размещаетзаказ у брокера на покупку или продажу фьючерсных контрактов с указаниемколичества и уровня цены. О выполнении заказа брокер немедленно сообщаетклиенту, заполняет карточку с указанием времени исполнения, после чего данные осделке вводятся в центральный компьютер клиринговой палаты. После закрытиябиржи клиенту направляют выписку о состоянии его счета и совершенных сделках.Клиент оплачивает услуги брокерской фирмы, клиринговой палаты и биржи (12долларов США на один фьючерсный контракт).
Один контракт на золотовключает в себя 100 унций золота и для его заключения требуется внести маржу вразмере 1,5 тыс. долларов США.
Фьючерсные контрактыиспользуются не для осуществления реальной поставки, а для хеджирования испекуляции.
Спекуляция основываетсяна колебаниях фьючерсной цены. Спекулянт получит выигрыш по фьючерсномуконтракту, если он: купит его по более низкой цене и в последующем продаст поболее высокой цене; продаст контракт по более высокой цене и в последующемвыкупит по более низкой цене.
С помощью фьючерсныхконтрактов хеджер может застраховаться от изменения в последующем цены золота.Если хеджер страхуется от понижения цены золота, то ему следует продатьфьючерсный контракт. А если инвестор страхуется от повышения цены золота,поскольку планирует купить его через какое-то время, он должен приобрестифьючерсный контракт.
6) Форвардные сделкипредусматривают реальную покупку или продажу металла на срок, превышающийвторой рабочий день.
Цель заключенияфорвардной сделки покупателем состоит в том, чтобы застраховаться от повышенияв будущем цены металла на спотовом рынке. Цель заключения форвардной сделкипродавцом — застраховаться от понижения в будущем цены металла на спотовомрынке.
При определении ценыфорвардного контракта необходимо учитывать то, что:
— продавец форвардногоконтракта обязуется поставить золото по истечении определенного в сделке срока.Это позволяет ему в пределах срока действия контракта разместить золото надепозите и получить определенный процент. Поэтому форвардную цену следуетуменьшить на величину данного процента;
— отказавшись отпродажи золота на спотовом рынке, в день заключения форвардной сделки инвестортеряет процент по валютному депозиту, который можно было бы получить, разместивденьги от продажи золота в банке. Поэтому форвардная цена должна быть увеличенана данную сумму.
/>
где F — форварднаяцена; spot — цена спот на металл; ставка swap — процентная ставка по свопам(разница между ставкой валютного депозита и золотого депозита); срок — срок, накоторый заключается форвардная сделка.
На рынке золотапериодически колеблется не только цена металла, но и процентные ставки позолотым кредитам и депозитам. Поэтому на практике возникает необходимостьстраховаться от таких изменений. Одним из инструментов хеджирования являетсясоглашение о форвардной ставке — ФРА. Это соглашение между двумя контрагентами,в соответствии с которым они берут на себя обязательства обменяться наопределенную дату в будущем платежами на основе краткосрочных процентныхставок, одна из которых является твердой, а другая — плавающей. ФРА появились вначале 80-х годов как качественный момент в развитии межбанковских контрактовна процентную ставку. Цель заключения ФРА состоит в хеджировании процентнойставки. Золотые ФРА на рынке широкого распространения не получили.. 1.4 Нормативные документы по работе на рынке драгоценныхметаллов в РФ
· Основнымнормативным документом по работе на рынке драгоценных металлов являетсяФедеральный Закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», вступивший взаконную силу 7 апреля 1998 года.
Подробно с ним можно ознакомиться по следующей ссылке:
www.rdmk.ru/info/law/index.html
В соответствии со статьями Закона драгоценные металлы, приобретенные впорядке, установленном законодательством РФ, могут находиться в федеральнойсобственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, а такжев собственности юридических и физических лиц.
Аффинированные драгоценные металлы поступают в гражданский оборот всоответствии с правами владельцев, установленными соответствующими лицензиями идоговорами.
Совместно с Правительством РФ, Государственной Думой, были подготовлены иприняты Законы «О разделе продукции», который позволяет инвесторам получатьприбыль в нашей стране, как в денежном эквиваленте, так и в натуральном иэкспортировать их; был принят Закон «О снятии НДС с оборота драгоценныхметаллов»; «О снижении платы за недра».
· СогласноЗакону РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» к валютнымценностям, кроме иностранной валюты и ценных бумаг котируемых в валюте,относятся также следующие драгоценные металлы: золото, серебро, платина иметаллы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осьмий) влюбомвиде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а такжелома таких изделий, а также «природные драгоценные камни-алмазы, рубины,изумруды, сапфиры и александриты ..., а также жемчуг ...»
· Всвязи с вступлением в силу Указания Банка России от 28 мая 2003 года № 1283-У«О порядке установления Банком России учетных цен на аффинированныедрагоценные металлы», с 7 июля 2003 года Банком России введен следующийпорядок установления учетных цен на аффинированные драгоценные металлы (золото,серебро, платину и палладий).
Банк России каждый рабочий день осуществляет расчет учетных цен исходя издействующих на момент расчета значений фиксинга на золото, серебро, платину ипалладий на лондонском рынке наличного металла «спот», уменьшенных надисконт, равный средней величине расходов по поставке на международный рыноккаждого вида драгоценных металлов, и пересчитываются в рубли по официальномукурсу доллара США к российскому рублю, действующему на день, следующий за днемустановления учетных цен.
Учетные цены применяются для целей бухгалтерского учета в кредитныхорганизациях, начиная с календарного дня, следующего за днем их установления, идействуют до вступления в силу новых значений учетных цен.
Глава 2. Экономическая составляющая функционирования РДМ 2.1 Динамика цен на РДМ.
Золото
Динамика учетных цен назолото c 01/01/2000 по 01/01/2007 (руб./грамм)
Использование:
Золото обычноиспользуется в сплавах с другими металлами, которые, при сохранении главныхкачеств чистого золота, характеризуются большей твердостью и плотностью ипозволяют расходовать золото более экономно. Сплавы золота c платинойиспользуются для производства стойких к химическому воздействию приборов, асплавы золота с серебром и платиной используется для изготовления электрическихконтактов в ответственном оборудовании. Золото и содержащие его сплавы такжеиспользуются для золочения, производства ювелирных украшений и зубногопротезирования. Радиоактивный изотоп Au198 используется для радиотерапииопухолей.
Серебро
Динамика учетных цен насеребро c 01/01/2000 по 01/01/2007 (руб./грамм)
Использование:
Основные потребителисеребра — кинофотопромышленность, электротехническая и электроннаяпромышленность, производство ювелирных изделий. Серебро обладает бактерициднымисвойствами: ионы Ag+ стерилизуют воду.Платина
Динамика учетных цен наплатину c 01/01/2000 по 01/01/2007 (руб./грамм)
Использование:
Платина используетсядля изготовления ювелирных украшений и автомобильных катализаторов, впроизводстве химической аппаратуры, в электро- и радиотехнике, и, частично ввиде сплавов с родием, палладием и иридием.
Так же платина играетбольшую роль в водородной энергетике, о чем можно было бы написать много…Эта роль обусловлена особыми химическими свойствами платиновых металлов: онилучше всех других позволяют получать чистый водород в топливных элементах./> Палладий
Динамика учетных цен напалладий c 01/01/2000 по 01/01/2007 (руб./грамм)
Использование:
Главным образомпалладий используется в электронике (особенно в мобильной связи) и приизготовлении слоистых палладиевых конденсаторов, которые используются вкаталитических преобразователях автомобилей. В сплаве с другими металлами ониспользуется при производстве химического оборудования и для протезированиязубов. Сплавы палладия также используются в драгоценностях, а сам металл можетбыть частью сплавов белого золота.
Максимальныецены (руб./грамм), по выше приведенным данным, следующие:Дата Золото Серебро Платина Палладий 12.05.2006 625,53 322,11 15.05.2006 12,67 20.11.2006 999,84
Примечаниек таблицам, для перевода цен из «руб. за грамм» в«дол. за унц.», используйте следующие данные:
1унция = 28,3495231 грамм
1доллар (на 28.02.07) = 26.1481 рублей2.2 Роль РДМ вэкономике РФ
РФ стала«наследницей» экономики золота СССР, представлявшей собой сферумонопольного жесткого контроля и управляющего влияния государства. Состояние иперспективы развития золотопромышленности определялось системой фиксированныхцен, ограниченностью внутреннего спроса, дефицитом оперативно-финансовой мобильностидобывающих предприятий и низким «запасом рентабельности» добычи.Накануне распада СССР золотопромышленность стала предметом пристальноговнимания правительства, что в т.ч. выразилось в передаче отрасли из компетенцииМинистерства цветной металлургии в прямое ведение Совета министров(постановление ЦК КПСС и Совета министров «О совершенствовании управленияпромышленностью по добыче драгоценных металлов и природных алмазов» от 14апреля 1988 г.). Это решение было связано с необходимостью придания отраслиособого статуса в условиях истощения притока в страну «нефтедолларов»особой востребованности валютного металла для «захлебнувшейся»перестройки"". Попытки упорядочить платежный баланс страныобращались в распродажу части «стратегического» золотого запаса; виерархии средств обновления большое место занимал импорт западных технологий, сдругой стороны, на золото приобреталось большое количество, работавших на имиджновой власти, западных потребительских товаров.
Энергетикапреобразований новой структуры — «Главалмаззолота» Совмина СССР,подключившей к проблемам отрасли мобилизационный ресурс советской экономики,дала свои плоды — уровень годового производства 1989- 1999 гг. превысилрекордную для 80-х гг. отметку 300 тонн (прирост на порядок 14-16%), былненадолго восстановлен уровень объема золотого запаса страны середины 80-х гг.(около 850 тонн в 1984 и 1989 гг.). Но резкое сокращение общих объемовпроизводства золота (добыча из недр, попутное и вторичное извлечение)последовало уже в 1991 г. — с 302 (1990 г.) до 168 тонн (См. Приложение №2).Характер дальнейшей динамики — в 1992-1994 гг. добыча держалась на уровне140-150 тт. тонн, к которому, после ряда спадов (критический — до 115 т. в 1998г.) возвратилась в 2000 г. с последующим приращением в 2002 гг. (163 т.),свидетельствует о правомерности характеристики положения отрасли в течение 90-хгг. как «балансировании на грани кризиса»
Состояние отрасли былообусловлено характером процессов реформирования экономики, задававшими общийконтекст развития отрасли, ориентирами и реализационными механизмами собственнозолотопромышленной политики.
Образованный приМинистерстве экономики и финансов РФ, Комитет драгоценных металлов идрагоценных камней стал правопреемником «Главалмаззолота» СовминаСССР. Ожидавшихся действенных мер по упорядочению государственногорегулирования, рационализации условий функционирования отрасли не последовало,поскольку комитет действовал преимущественно в рамках ограниченных функцийпрежнего Гохрана: «принял — оплатил, отпустил — получил». В феврале1993 г. предприятия отрасли были переданы в ведение специального Комитета РФ,на который было возложено проведение единой федеральной политики в областидобычи, производства, использования и экспорта драгоценных металлов. Но, во-первых,на развитие деятельности Роскомдрагмета негативное влияние оказала«судьба» долго не принимавшегося базового закона — основания для«регулирования » были размытыми; во-вторых, этот теоретическивысокополномочный орган просуществовал совсем недолго — уже в конце 1996 г.Роскомдрагмет был упразднен, а его функции — рассредоточены. Частично ониперешли к Департаменту драгоценных металлов и драгоценных камнейновообразованного Министерства промышленности РФ, частично к ГохрануМинистерства финансов, в отрасли, таким образом, сложилось своеобразное«двоевластие». Но и на этом «чехарда» ответственных заэкономику золота правительственных органов не завершилась — с совсем скорым(март 1997 г.) упразднением Министерства промышленности, его функции в даннойсфере перешли к Министерству экономического развития, специальная Комиссия подрагоценным металлам и драгоценным камням была создана при Правительстве РФ.
Концепция и правовыеосновы регулирования отношений в сфере драгоценных металлов были определены вУказе Президента «О добыче и использовании драгоценных металлов и алмазовна территории РСФСР» (от 15 ноября 1991 г.), провозгласившем ориентирылиберализации золотодобывающей деятельности. Последовавшее в январе 1992 г.постановление правительства «О добыче и использовании драгоценных металлови алмазов на территории Российской Федерации и усилении государственногоконтроля над их производством и потреблением» подтверждало традиционнуюпротиворечивость внутреннего и внешнего статуса золота: с одной стороны, провозглашаласьгосударственная монополия на драгметаллы и алмазы на внешнем рынке(ответственность за всяческие ее нарушения усиливалась); с другой, право назолотодобычу было предоставлено всем юридическим лицам РФ (процедура оформлениябыла освобождена от ряда формальностей, фактически утвердилась т.наз. явочнаясистема организации золотодобывающих предприятий).
Общая стратегиярыночной экономики в делах отрасли проявлялась в опытах либерализации цен назолото. Введение новой системы ценообразования имеет свою предысторию, и встоль политизированный период отечественной истории она соответствующе окрашена- низкие цены на закупаемое государством золото породили волну забастовок вотрасли, после пика которых (январь 1992 г.) Президент РФ и подписал давно готовившийсяуказ о новой «протокольной» системе цен. Цена ежемесячнофиксировалась (исчисляясь на основе цен лондонской золотой биржи и усредненногокурса рубля к доллару) и вводилась в действие протокольным решением Минфина РФ.Постановлением правительства РФ от 30 апреля 1992 г. устанавливались единыерасчетные цены за золото, сдаваемое в Гохран для всех регионов страны,сдатчиков и потребителей (независимо от формы собственности предприятий),единые отпускные — для нужд промышленности (ранее они были льготными) и длярасчетов с прочими покупателями.
В январе 1992 г. в сориентированной наскорое обновление России были «отпущены цены», регулировать которыебыл призван «свободный рынок». Но в золотопромышленности, с еефиксированной ценой и обязательной продажей золота государству-монополисту,этот механизм действовать не мог. Ценовые ножницы «состригали» всюприбыль производителей. В течение 1990-1994 гг. издержки золотодобычи выросли в26 раз, цена на золото поднялась всего в 11 раз — в отрасли массово разорялисьпредприятия, директорат сохранившихся «ностальгировал» подифференцированной расчетной политике советских времен. Для поощрениязолотодобычи, особым распоряжением правительства временно устанавливалсячастичный расчет за золото в свободно конвертируемой валюте (сначала 25%, а сдекабря 1993 г. — 40%). Принятию таких неординарных мер поддержаниязолотодобычи способствовало становившееся все более удручающим состояниегосударственного фонда драгоценных металлов, провозглашенного в одном из первыхУказов Президента «важнейшим условием» суверенитета страны.
В 1990 г. золотой запасРоссийской Федерации составлял 784 тонны, к 1998 г. он снизился почти наполовину — до 405. Вряд ли и в наше время, когда по закону о государственнойтайне сведения о размерах золотого запаса «засекречиванию неподлежат», можно прокалькулировать истраченные четыре сотни тонн запаса иоколо 1100 тонн добытого за этот период.
Спад золотодобычинаносил ущерб интересам страны, государство искало пути ее восстановления иразвития. Первым официальным свидетельством собственно рыночных перспективдрагметаллов стал указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. «О развитиирынка драгоценных металлов и драгоценных камней». Именно им было снятотабу с самого понятия «рынок драгметаллов». Центробанк посогласованию с Минфином получил право выдавать коммерческим банкам особыелицензии на право проведения операций с золотом, заявлялась необходимостьсоздания специализированных бирж. К концу 1994 г. государство покупало 50%объема добычи, 20-30% реализовывалось через Центральный Банк, а такжепролицензированные коммерческие банки, оставшуюся долю (20-30%) продуцентымогли продавать самостоятельно (с условием последующего вложения вырученного вразвитие производства). Действовала система квот обязательных продаж золотагосударству, Центробанк и Гохран в этот период активно «скупали» (занаши неконвертируемые рубли и с большими задержками) все крохи золота,добываемого из российских недр.
Позиция власти была воснове своей внутренне противоречивой — с одной стороны, активизировалисьвнегосударственные структуры, с другой, государство стремилось к тщательномуконтролю над обращением золота. Полярные стратегии развития сферы золотапредставляли два основных субъекта политики — Центральный банк и Гохран РФ.Первый ратовал за максимизацию рыночных механизмов, второй — не простоподдержание, но усиление контролирующего и регулирующего воздействиягосударства. Правительство оказалось не в состоянии консолидировать субъектовобновляемой экономики золота, что в полной мере проявилось в судьбе новогобазового закона о драгоценных металлах, подготовка и согласование которогопроходили «в муках», затянувшись на шесть с половиной лет. Отставаниенормативно-правовой базы от реальных потребностей производства было одной изнаиболее характерных черт золотопромышленной политики 90-х гг.
Иррациональныеэкономические условия внутреннего обращения золота сдерживали и без тогостагнировавшее производство, возросший теневой оборот приобретал угрожающиемасштабы. В поисках путей выхода из кризиса, выдвигались различные проекты — шел напряженный диалог государственный структур и финансово-промышленных сил.Специально созданной полномочной правительственной комиссии не удавалось всистеме действовавших нормативно-правовых актов, примирить интересы всехсторон, вязанных с оборотом драгметаллов. Практики говорили о саботажечиновников, чиновники упрекали практиков в вопиющей экономическойбезграмотности.
Ассоциация российскихбанков выступила с заявлениями, в которых требовала: ускорить принятиедокументов, устанавливающих договорные цены на золото, установить квоты наэкспорт золота для банков не ниже авансированной ими добычи, заменитьнерыночные займы федеральной программой поддержки банковских инвестиций вотрасль. Некоторое время активно обсуждалась идея создания «Золотогоклуба» (Гохран, ЦБ, пролицензированные банки), в рамках которого участникимогли «договариваться» о ценах. Департамент финансов, бюджета иденежного обращения Аппарата Правительства, настаивал на жесткой государственноймонополии по установлению цен. Деструктивно на развитие отрасли влиялиразногласия между Минфином и Центральным банком, претендовавшим на ведущиепозиции в управлении золотовалютными резервами.
Всепрограммно-теоретические построения правительственных ведомств о подъемеотечественной золотодобычи «разбивались» о непреложный фактотсутствия необходимых финансовых средств.
Постановлениемправительства«О внесении изменений в порядок регулирования цен (тарифов)на драгоценные металлы» от 30 июня 1997 г., с целью «привлечения всферу производства ресурсов на внутреннем рынке» было упраздненогосударственное регулирование цен на драгметаллы. Расчетные цены предлагалосьфиксировать исходя из данных Лондонского фиксинга — в долларах США, с пересчетомв рубли по курсу Центробанка на день, предшествующий оплате. Отпускные цены назолото, реализуемое потребителям из Гохрана, устанавливались и фиксировались по«взаимосогласованной договоренности применительно к ценам мирового рынка,с учетом спроса и предложения и компенсации Гохрану».
Но очевидно, что вотсутствие экспортных операций привязка внутренней цены на золото к общемировымэкономически нецелесообразна. Указом Президента РФ от 23 июля 1997 г. «Онекоторых мерах по либерализации экспорта из Российской федерацииаффинированного золота и серебра» либерализация операций с внутреннегорынка распространилась на внешний — банки получили право экспорта драгметаллов.Это решение получило развитие в постановлении «Об экспорте из РФаффинированного золота и серебра, осуществляемого кредитнымиорганизациями» (февраль 1998 г.). И хотя оно, будучи облеченным в жесткиеформы обязательных лицензирования, визирования контрактов, квотированияобъемов, вызвало у банков недовольство, они начали приобщаться к новой сфере деятельности.
Ситуация в отрасликрайне обострилась именно к рубежу 1997-1998 гг. ЦБ, официально заявлявший, чтодля поддержки золотодобытчиков будет скупать все предлагаемое золото, в конце1997 г. неожиданно и решительно прекратил заключать договоры купли-продажи (этаситуация получила у специалистов образное название «золотой паузы»).Реакция банков на позицию правительства была мгновенной и многоплановой — ониприняли решение не покупать золота у производителей, прекратили финансированиепрограмм в этой сфере, снизили (на 10-15%) цены на продаваемые населениюзолотые слитки.
Последовал самыйтяжелый, «черный» Новый год в новейшей истории отечественнойзолотопромышленности. На начало 1998 г. задолженность государства передсдатчиками, по данным Союза золотопромышленников России, составляла около 1млрд. (деноминированных) руб. В 1998 г. объем российской добычи снизился доминимального уровня — 115 тонн. Сложное положение золотодобывающих фирм былообусловлено грабительским порядков расчетов (золото государством покупалосьпримерно за 50% биржевой цены, вычитая аванс (и процент с него), то есть заграмм металла при мировой цене около 10 долларов на руки золотодобытчикиполучали 15 тыс. руб., с которых еще платились налоги; но и эти деньгипредприятия получали не сразу, примерно через пять месяцев к новому сезону).
Необходимые решенияявно запаздывали, отсчитывая сроки агонии отрасли, функционировавшей в крайненерациональной правовой и налоговой среде (речь, по мнению практиков, шла ужетолько о том «насколько поздно» произойдет ее рациональнаямодернизация). В марте 1998 г., наконец, был принят столь долго обсуждавшийсябазовый закон РФ «О драгоценных металлах и камнях». Ликвидировавгосударственную монополию, но, оставив золото в категории валютных ценностей,закрепив принятые знаковые решения в важнейших сферах производства и обращениязолота, закон фактически утвердил сложившуюся на момент принятия«расстановку сил», в т.ч. закрепилась ранее вынужденная, теперьосознанная «отстраненность» государства от проблем производства,внутреннего и внешнего обращения золота.
Государствопотенциально оставило за собой роль привилегированного участника рынка,сохранило определенные механизмы изъятия рыночных отношений, восполняя своихдирективных начал. В августе 2000 г. функции по проведению государственнойполитики в сфере золота были вновь перемещены, на сей раз из Министерстваэкономического развития в Министерство финансовednote36. В рамках последнего была определенаорганизационная структура в лице трех подразделений — Управления по драгоценнымметаллам и драгоценным камням, Гохрана и Пробирной палаты. Управление подрагоценным металлам и драгоценным камням МФ, как явствует из уставныхзаконоположений, обеспечивает проведение единой государственной промышленнойполитики при добыче, производстве и переработке драгоценных металловпредприятиями всех форм собственности; участвует в разработке федеральногобюджета, осуществляет лицензирование по девяти видам деятельности в даннойсфере. Что касается Гохрана, то с 1996 г., когда был утверждено изменение егостатуса, он, во-первых, выполнял функции «кармана» действующегоправительства, средства из которого используются на текущие нужды, такназываемые «малые дела»; во-вторых, поддерживаемым запасомобеспечивал «мобилизационный ресурс государства», необходимый дляобеспечения нужд оборонной промышленности; в-третьих, вел учет всех сделоккупли-продажи золота у производителей. В соответствии с действующимзаконодательством, все операции с ценностями Госфонда России строгорегламентированы, их отпуск осуществляется только по решению Президента иПравительства РФ. Участие Гохрана на рынке обеспечивалось преимущественнымправом покупки золота для нужд правительства, экономическим рычагом этой его практикибыла более высокая закупочная цена.
Решение о либерализацииэкспорта было направлено на поддержание «руками банков» отечественныхпроизводителей золота, соблюдение же государственных интересов при данной схемереализации золота можно поставить под сомнение, поскольку золото из страны«уходит», и государство лишается прибыли от этого вида ресурсов,перспектив его реализации в будущем. Банки финансируют отрасль, авансируядобычу — перед началом сезона они заключают с предприятиями договоры на полнуюквоту добычи и выдают кредитные ресурсы (денежные и товарные). Такой«посезонный», «одноразовый» характер финансовых отношениймежду производителями и банками, безусловно, поддерживая отрасль, в минимальнойстепени связан с перспективами совершенствования технико-технологическогооблика предприятий.
Очевидно, что самымзависимым и страдающим элементом сформированной системы обращения золотаявляется недропользователь. По оценке Петербургского экономического форума (IV,июнь 2000 г.), российская золотодобыча откатилась на уровень начала XX в. Наперспективах развития отрасли, положении производителей отрицательносказывались механизмы ценообразования, нерациональная система налогообложения.Три ступени взимания сборов, отчислений, платежей и налогов (от стоимоститоварной продукции, с балансовой прибыли, с налогооблагаемой прибыли)составляют в среднем по отрасли от 21 до 29,5% стоимости добытого. По расчетамспециалистов, до 1996 г. доля налогов в себестоимости золота имела тенденцию кповышению, а с 1996 г. — практически не изменилась. На состояние производствасущественное влияние оказывают высокая стоимость кредитов, а также тот факт,что производители сегодня не могут напрямую работать со всеми участникамирынка.
В 90-е гг. в Россиивозлагались большие надежды на привлечение в золотодобывающую промышленностьзарубежных инвестиций. Так, Федеральной программой «Производства золота исеребра на период до 2000 г.» предусматривалось на ввод и реконструкциюзолотодобывающих предприятий привлечь 1246 млн. долларов. Реально же, по даннымМинистерства экономического развития, из планируемых (и предварительноподготовленных) на 1996-1999 гг. иностранных инвестиций в объеме 842 млн.долларов, удалось привлечь 232 млн., т.е. 27,5%.
Состоявшаяся в ноябре2000 г. Третья Международная деловая конференция «Российский рынокдрагоценных металлов и драгоценных камней», отметила, что основнымпрепятствием развития сферы золота является «отсутствие единойгосударственной политики». Один из документов Оргкомитета РДМК скрасноречивым названием «Поможем президенту России навести порядок нарынке?» подтвердил готовность «оказать на общественных началахроссийским властным структурам …немедленную и деятельную поддержку в частиразработки концепции и политики государства». «Политики, как таковой,в сфере добычи и обращения золота на сегодня нет», — констатировал годомпозже председатель Союза золотопромышленников России В.Н. Брайко, заостряявнимание на то, что по алмазо-брильянтовому комплексу программа была принята, апо золоту — «не состоялась».
2.2.1 ЛиберализацияРДМК в России: состояние и перспективы.
Материалы«круглого стола» по теме: «Либерализация рынка драгоценных металлов идрагоценных камней в России: состояние и перспективы»
Оргкомитет РДМК-2007 иЦентр развития международного сотрудничества производителей и потребителейдрагоценных металлов с участием информационно-аналитического агентства «Русскаяювелирная сеть» и при поддержке ИТАР-ТАСС провели 29 января 2007 года «круглыйстол» по теме: «Либерализация рынка драгоценных металлов и драгоценных камней вРоссии: состояние и перспективы». В его работе приняло участие 24 представителяделового сообщества отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней, а такжеболее 50 приглашенных работников СМИ.
В сокращении, полная версия по ссылке:
www.rdmk.ru/info/konfer/rdmk2007/round_table.pdf
ОргкомитетРДМК-2007 и Центр развития международного сотрудничества производителей ипотребителей драгоценных металлов с участием информационно-аналитическогоагентства «Русская ювелирная сеть» и при поддержке ИТАР-ТАСС провели 29 января2007 года «круглый стол» по теме: «Либерализация рынка драгоценных металлов идрагоценных камней в России: состояние и перспективы». В его работе принялоучастие 24 представителя делового сообщества отрасли драгоценных металлов идрагоценных камней, а также более 50 приглашенных работников СМИ.
Центральный вопросдискуссии — изменение таможенного режима и порядка получения экспортныхлицензий в соответствии с Указом Президента России «О совершенствованиигосударственного регулирования ввоза в Российскую Федерацию и вывоза изРоссийской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней» №26 от 11января 2007 года. Указом отменены квоты на экспорт необработанных природных алмазов,платины и металлов платиновой группы, руд и концентратов цветных металлов,содержащих драгоценные металлы. Кроме того, отменен запрет на экспорт руд иконцентратов драгоценных металлов, лома и отходов драгоценных металлов.
На «круглом столе»детально обсуждалась сложившаяся ситуация и новые рыночные механизмы, которые всоответствии с Указом Президента России должны прийти на смену порядку работы сдрагоценными металлами и драгоценными камнями, установленному еще в советскоевремя.
Отмена квот позволитдобывающим компаниям выстраивать долгосрочную стратегию добычи и сбытапродукции, укрепить свои позиции на внутреннем и внешнем рынках. Прежняяпроцедура выделения экспортных квот предусматривала длительный (до 90 дней)период согласований в министерствах и ведомствах. Добывающие компании зависелив своих планах от решений чиновников, не успевали оперативно реагировать наизменения конъюнктуры рынка. А как будет сейчас?
Указаннаяпроблематика особенно важна в свете согласованных на Саммите-2006 «Группывосьми» документов по торговле и предстоящего присоединения России к Всемирнойторговой организации (ВТО), а также по проблемам коррупции, энергетики,экологии и другим, так или иначе связанным дальнейшей либерализациейроссийского рынка драгоценных металлов и драгоценных камней. Данный рынок стоитперед необходимостью адаптации к сложившимся международным нормам регулированияэкспортной деятельности драгоценных металлов и драгоценных камней. Так, вразвитых странах этот рынок регулируется тремя способами: через экспортныепошлины, налоги и специализированные биржи. Многие участники рынка полагают,что этого вполне достаточно для обеспечения государственного контроля исаморегуляции рынка.
Дискуссия проходила подпредседательством В.В.РУДАКОВА, главы отраслевого Комитета ТПП РФ, председателяСовета директоров ЗАО “Полюс”. В ней приняли участие заместитель председателяПравления ОАО «ГМК Норильский никель» Ю.А.КОТЛЯР, президент НП “Центр развитиямеждународного сотрудничества производителей и потребителей драгоценныхметаллов” Е.М.БЫЧКОВ, председатель Союза золотопромышленников В.Н.БРАЙКО,президент Российского алмазного союза В.В.ПИСКУНОВ, генеральный директор НП«Межрегиональное объединение производителей драгоценных металлов»О.В.ПЕЛЕВИН, вице-президент Ассоциации производителей бриллиантов А.А.ЭВОЯН,генеральный директор Московского представительства “Джонсон Матти ЛТД”(Великобритания) Ю.М.ПИСКУЛОВ, директор по маркетингу ОАО “Мосэкспо-металл”В.Н.УСТИНОВ и другие.
Ю.А.КОТЛЯР,
заместительпредседателя Правления
ОАО«ГМК Норильский никель»
Прежде всего, мнехотелось бы сказать, что подписанным Указом Президента сделан огромный шаг внаправлении либерализации рынка. То есть работа, которая ведется с 1992 года,практически 15 лет с момента образования новой демократической России,находится сейчас на достаточно хорошо продвинутом уровне. Я бы не хотел здесьговорить о том многом положительном, что уже достигнуто, это не являетсяпредметом обсуждения на «круглом столе». Хотел бы сосредоточиться на перспективах.
Вы знаете, что ГМК“Норильский никель” как производитель металлов платиновой группы, по-прежнемунаходится в положении со связанными руками. Представьте себе,горно-металлургический комбинат не может продавать собственную продукцию поодной простой причине: для этого ему государством определен эксклюзивныйпосредник “Алмазювелирэкспорт”. Определена схема продаж и движения металловплатиновой группы, совершенно не соответствующая мировой схеме, даже несоответствующая схеме движения других драгоценных металлов, производящихся вРоссии в гораздо большем количестве. Я имею в виду золото и серебро.
В общем, после УказаПрезидента еще осталось много ограничений. Прежде всего, что сейчас беспокоит?Если мы будем продавать слитки платиновых металлов, то, скажем так, большогообременения со стороны государства для нас не будет. Сохраняется практически таже система надзора над продажами, та же система контроля. Ничего страшногоздесь нет, мы к этому все привыкли.
Сегодня нас гораздобольше беспокоит движение руд, концентратов, полупродуктов, которые идут посовершенно другой схеме. Для примера могу сказать, что в “Норильском никеле” мыпроводили большие исследования, чтобы решить, как улучшить наш самый узкийпередел, передел обогащения. Наши конкуренты имеют сейчас концентрат покачеству в два раза лучше, чем наш. О чем это говорит? О том, что если мыперейдем на такие концентраты, как у наших конкурентов, то тогда у нас вместотрех заводов должен быть один завод. И тогда мы будем меньше выбрасывать серы,то есть мы выйдем на новый технологический уровень.
Но для продолженияисследований на обогатимость нам нужно было вывезти за рубеж полторы тонныруды. И вот мы этой самой работой, т.е. не исследованиями, а согласованиями навывоз, занимались 8 месяцев!
Вот по всему по этомуменя сегодня очень беспокоит то, как будет разворачиваться дальшелицензирование вывоза таких продуктов. Прекрасно понимаю, что если на слитки мы(или “Алмазювелирэкспорт”) получим генеральную лицензию, то на руды иконцентраты мы будем получать лицензии под каждую партию и под каждый контракт.Это будет огромная тяжелая работа по согласованию с контролирующимиинстанциями, которые должны будет вникать в производство, которое им простонепонятно и недоступно. И это в условиях, когда, в конечном счете,ответственность за ввоз-вывоз несет собственник, а не контролер. Думаю, чтопора призадуматься над интересами государства: нужно ли это сегодня — иметьтакую сложную систему контроля?
В.Н.БРАЙКО,
председательСоюза золотопромышленников
Наше мнение такое, чтоУказ Президента – это шаг в дальнейшую либерализацию рынка драгоценных металлови драгоценных камней. Расширяются границы деятельности наших предприятий, играница теоретически уже разрушена. По Указу получается, что все нашипредприятия уже встроены в мировой рынок драгоценных металлов и драгоценныхкамней.
Мы рассчитываем, чтоПравительство в ближайшее время внесет в Государственную Думу законопроект,который отменит 19-й пункт Федерального закона №23 ФЗ, который уберетрэкетирующий “Алмазювелирэкспорт” с пути движения платиноидов. Извиняюсь перед“Алмазювелирэкспортом” и Минфином за слово, но на деле это все-таки 1% отстоимости металла.
Главное, по нашемумнению, это разрешение вывоза сырья, руд, концентратов, вторички, самородков ит.п. на переработку за рубеж. Но ведь законопроект, разрешающий сии действия,внесение изменений в закон о драгоценных металлах и драгоценных камнях, былпринят 4 года назад, и вот за 4 года Президент, наконец, своим Указом вразвитие законопроекта о возможности вывоза, написал этот порядок.
У меня двойной подход кэтому. С одной стороны, это все прекрасно, и это дает возможность нашимперерабатывающим, металлургическим, аффинажным заводам создавать, путемвключения в мировую систему этих производств, более конкурентоспособную среду,что в целом на рынке должно отразиться положительно.
С нашей точки зрения,российские предприятия получают возможность вовлечь в оборот те сырьевыепродукты, которые у нас практически не востребованы, то есть очень бедныеотходы нефтехимической и химической промышленности, отходы аффинажныхпредприятий, которые перерабатывать и извлекать оттуда драгоценные металлы вРоссии нецелесообразно, а за рубежом можно. Это положительный факт.
Появляется возможностьпри проектировании и строительстве предприятий по добыче, особенно на рудахупорных, вредных, мышьяковистых и т.д., просматривать варианты кооперации сзарубежными предприятиями. И такие предложения у нас уже есть. Если этоэкономически целесообразно, то почему эти концентраты или руды неперерабатывать за рубежом.
Но что можно считатьотрицательным в Указе? Что ни говорите, а все эти благие разрешения, записанныев Указе, все-таки очень сильно ограничены. Возьмем режим таможенногопересечения границы. Это опять спецпост №1, который вы все знаете, через неговывести 20 тысяч тонн концентрата практически никак невозможно. Таможенныеслужбы совершенно не приспособлены к выполнению положений данного Указа. И еслиздесь не будут приняты какие-то решения, не будет прописан порядок, как длядвижения руд и концентратов цветных металлов, более упрощенный, через любойтаможенный пост, то Указ просто-напросто не будет действовать.
И последнее. При учетепроизводства драгоценных металлов, в том числе золота, придется учитывать и то,что мы добываем и экспортируем в рудах цветных металлов и концентратов, как ито, что мы будем вывозить на экспорт в рудах и концентратах драгоценныхметаллов. Потому что это все богатство российских недр, а их, естественно, надоучитывать.
О.В.ПЕЛЕВИН,
генеральныйдиректор Межрегионального объединения
производителейдрагоценных металлов
Указ Президента Россиио совершенствовании государственного регулирования ввоза и вывоза за рубеждрагоценных металлов и драгоценных камней – это, безусловно, определенный шаг внаправлении либерализации производства и обращения драгоценных металлов.Наиболее важными новациями являются отмена квотирования вывоза платиноидов иразрешение вывозить без количественных ограничений с территории РоссийскойФедерации самородки драгоценных металлов, необработанные драгоценные металлы,руды и концентраты драгоценных металлов, сырьевые товары, содержащиедрагоценные металлы, лом и отходы драгоценных металлов.
В результате уроссийских производителей драгоценных металлов возникнет ясное пониманиетехнических и экономических возможностей зарубежных переработчиков, а уроссийских аффинажных заводов возникнет конкурентная среда при переработке иаффинировании драгоценных металлов.
Итак, налицоопределенный шаг в либерализации производства и обращения драгоценных металлов.Однако этот шаг представляется участникам рынка очень робким. Чувствуется, чтонад авторами Указа продолжали довлеть воспоминания об абсолютнойгосударственной монополии на драгоценные металлы.
Во-первых, экспортаффинированных платины и металлов платиновой группы в виде слитков, пластин,порошка и гранул, а также руд, концентратов, лома и отходов, содержащих платинуи металлов платиновой группы, государство доверило осуществлять только ФГУП«Алмазювелирэкспорт».
Но при этом другойдоверенной организации – Минфину России поручено осуществлять контроль за ФГУП«Алмазювелирэкспорт», чтобы обеспечить «принципы не дискриминации идобросовестной коммерческой практики, не допуская необоснованного отказа илиуклонения этого предприятия от заключения договоров, а также установитьпредельные размеры комиссионного вознаграждения, взимаемого этим предприятием».
Осталось выбрать ещедоверенную организацию для контроля над Минфином!
Для ликвидации этихорганизационных нагромождений напрашивается очевидный вывод: сделать ФГУП«Алмазювелирэкспорт» только одним из посредников в конкурентнойсреде.
Во-вторых, при ввозе ивывозе сырьевых товаров для переработки «заявитель таможенного режима посогласованию с таможенным органом Российской Федерации определяет нормы выходапродуктов переработки в таможенных целях, исходя из фактических условий, прикоторых осуществляется переработка драгоценных металлов и драгоценных камней.Порядок определения нормы выхода продуктов переработки в таможенных целях устанавливаетсяМинистерством финансов Российской Федерации».
Ну, скажите на милость,есть ли в Минфине хотя бы один чиновник, знающий «нормы выхода продуктовпереработки в таможенных целях»?!
Естественно, что нормывыхода продуктов переработки досконально знают участники контракта ипредварительно долго «торгуются» для оптимизации этой величины. Невозможнодопустить, что в какой-либо стране, кроме нашей, норму выхода продуктовпереработки определяло министерство.
В-третьих, вывозсырьевых товаров для переработки вне таможенной территории разрешается только вслучае экономической нецелесообразности или невозможности (из-за отсутствиясоответствующих производственных мощностей) их переработки на территорииРоссийской Федерации, что должно быть подтверждено соответствующим заключениемМинистерства финансов Российской Федерации и Министерства промышленности иэнергетики Российской Федерации.
Опять загадочнаяситуация, когда чиновник, а не собственник партии товара, должен решать “вопросо целесообразности вывоза на переработку”.
ТезисыЕ.М.Бычкова к обсуждению на «круглом столе»
УказаПрезидента РФ от 11.01.2007 г.
Этот, затянувшийся повремени Указ, наконец-то подписан, что дает возможность упростить оформлениеэкспортных операций. Разрешен ввоз руд, концентратов, ломов и отходовдрагоценных металлов. Это позволит более рационально подходить к проектированиюновых предприятий, предусматривая рациональные схемы использования минеральногосырья, появится возможность у российских компаний к выстраиванию долгосрочныхпланов, усилит их позиции на мировом рынке.
Отмена экспортных квотна драгоценные металлы и алмазы устранит опасность перерыва поставок на экспортпродукции ГМК «Норильский никель» и «АЛРОСА».
Средние и мелкиепроизводители теперь получат возможность прямого экспорта этих материалов, бездоказательств своих прав на него.
Т.е. по большому счетуэто важный и позитивный шаг к полной либерализации рынка драгоценных металлов.
В начале 90-х годов,когда только начинал формироваться рынок драгметаллов и алмазов Гохран иРоскомдрагмет вынуждены были предлагать Правительству РФ постепенные, шаговыемеры по либерализации рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, преждевсего такие, как внедрение мировых цен на эту продукцию, прежде всего золото,что определило в течение нескольких лет выживание золотодобывающейпромышленности. Всего за 90-е годы вышло более 150 Указов Президента РФ ипостановлений Правительства РФ.
Это происходило потому,что решение о полной либерализации рынка драгоценных металлов не могло созретьв то время, слишком сильна была инерция советских взглядов на эту проблему. Онасильна и сейчас у многих высших руководителей.
Поэтому следующим шагомдолжна стать полная отмена лицензирования вывоза драгоценных металлов идрагоценных камней и экспортных пошлин, и отмена 191 и 192 статей УголовногоКодекса РФ. Также необходимо ликвидировать посредника при продаже алмазов иплатиновых металлов «Алмазювелирэкспорт».
М.Ю.ПИСКУЛОВ,
генеральныйдиректор Московского представительства
компанииJohnson Mattey, Великобритания
Безусловно, отменалицензий является положительным фактором, поскольку значительно расширяетпотенциальный круг участников международной торговли драгоценными металлами,включая добывающие и перерабатывающие компании, банки и торговые компании.
Также Указ расширяеткруг товаров, которые можно теперь экспортировать из Российской Федерации:сняты ограничения на экспорт руд, концентратов, лома и отходов, содержащихдрагоценные металлы.
В то же времягосударственный контроль над этим рынком по-прежнему остается излишним. Снятиеодного из ограничений не отменяет целый каскад других мер, которые, как ужеотмечалось, резко снижают конкурентоспособность российских производителей намеждународном рынке.
Система контроляпо-прежнему включает:
· лицензированиеэкспорта, осуществляемое Министерством экономического развития и торговли;
· специализированныетаможенные посты, осуществляющие оформление драгоценных металлов и драгоценныхкамней;
(На всю РоссийскуюФедерацию в настоящее время этих постов всего лишь шесть. Представьте себеогромную территорию, где сотни предприятий в своем производстве используютдрагоценные металлы. Как они могут оформлять соответствующее разрешение?).
Далее. По-прежнемудействуют:
· проведениегосударственного контроля при экспорте и импорте драгоценных металлов идрагоценных камней;
· вслучае вывоза и ввоза сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы —согласование норм выхода продуктов переработки в соответствии с порядком,устанавливаемым Минфином;
· вслучае ввоза сырья, содержащего драгоценные металлы, на переработку в РФ —заключение Минфина и Минпромэнерго о возможности и целесообразностипромышленного извлечения драгоценных металлов;
· вслучае металлов платиновой группы — монопольное осуществление всех операций ГУП«Алмазювелирэкспорт», подведомственным Минфину РФ.
Представляется, что вряде перечисленных случаев, особенно в двух последних, система контроляявляется явно избыточной. Здесь требуется дальнейшая либерализация в целяхповышения конкурентоспособности российской отрасли драгоценных металлов идрагоценных камней как с точки зрения экономии времени, так и средств посравнению с конкурентами на международных рынках, не испытывающих на себеподобных ограничений.
Как видно,государственный контроль в целом при экспорте и импорте драгоценных металлов идрагоценных камней остается прежним.
Я присоединяюсь к тому, что уже здесь было сказано: Указ № 26 является правильным, но явнонедостаточным шагом для того, чтобы российские производители быликонкурентоспособными на мировом рынке. Они должны иметь те же условия, что ипроизводители в других странах. Без выравнивания уровня конкуренции сложнопредположить, что Россия выйдет на экспорт готовой продукции и услуг на рынкедрагоценных металлов, она может так и остаться поставщиком качественного, носырьевого товара на мировой рынок.
В.В.НИКИТИН,
директорМосковского представительства
“ЭнгельхартМетлс Лимитед”, Великобритания
Наша компания работаетна российском рынке более 15 лет, и, безусловно, за эти 15 лет мы видимопределенные изменения в сторону либерализации и прозрачности рынка. Может бытьне такие быстрые изменения, как нам было бы желательно, но это другой вопрос.
В свою очередь, я быхотел бы обратить внимание на то, что либерализация рынка металлов платиновойгруппы подразумевает и более прозрачную торговлю на внутреннем рынке. Как намизвестно, иностранные компании активно строят предприятия в РФ, и возникаетпотребность внутреннего потребления металлов платиновой группы на этихпредприятиях. Поэтому создание биржевой торговли внутри России с понятными ипрозрачными правилами игры на этом рынке – это тоже необходимая стороналиберализации рынка металлов платиновой группы в России. Потому что врезультате этого потребление металлов платиновой группы и российскими, ииностранными компаниями на внутреннем рынке вырастет многократно.
В.В.РУДАКОВ,
председательотраслевого Комитета ТПП РФ,
председателяСовета директоров ОАО “Полюс Золото”.
Сделаю некоторыезаключения, исходя из тех предложений, которые были высказаны коллегами.
Естественноепредложение г-на Пелевина относительно того, что нужно выработать документ,который отражал бы позицию всех присутствующих по дальнейшей либерализациирынка драгоценных металлов и драгоценных камней, конечно, совершенноправильное.
Есть много, с точкизрения наших производственников по драгоценным металлам и драгоценным камням,дискуссионных предложений. Например, если мы вспомним цветную металлургиюСоветского Союза, то тогда не было таких комплексных полиметаллических руд ссодержанием цинка, свинца, молибдена, никеля, чтобы их концентраты неперерабатывались достаточно качественно в нашей стране. Не было такихконцентратов, которые мы не могли бы перерабатывать.
Сейчас это все надовосстанавливать. Мало того, что нас и так многие называют сырьевым придаткомЗапада, а если мы будем только добывать металл, да к тому же еще и отправлятьего на переработку заграницу, то мне кажется, что с точки зрения нашейгорнодобывающей и горнорудной металлургической промышленности, это будетпринципиально неправильно. Мы должны продавать заграницу в самом худшем случаетолько готовые металлы, а в лучшем случае – и изделия из них.
У нас на самом делесегодня пятое место в мире по объему добычи золота, а экспорт изделий иззолота пока еще, к сожалению, очень низкий.
В измененияхтаможенного режима, безусловно, надо поддержать вывоз опытно-промышленные пробдля минералогического исследования руд и для разработки, может быть, технологииобогащения или доводки концентратов и т.д. И надо, конечно, говорить о том, чтотребуется достаточно серьезно дальше либерализовывать все таможенные правила изаконодательства, связанные с движениями «туда-сюда». Хотя, объективно говоря,мы должны согласиться с тем, что последний Указ Президента – это тожедостаточно серьезный шаг в деле либерализации отраслевого рынка.
Мы все хорошо помним,что первые шаги были сделаны Президентом в 2001 и 2002 годы в Указах обэкспорте-импорте драгоценных металлов и драгоценных камней, которые двинулидостаточно серьезно нашу промышленность и ее экспортно-импортные возможности.Но, очевидно, мы все согласимся с тем, что либерализация рынка должнапродолжаться постольку, поскольку Россия вступает в ВТО, и, конечно, все нашипроизводители драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них должныиметь такие же возможности, как все предприятия-конкуренты во всех странахмира.
И здесь в первуюочередь я бы хотел поддержать наших ювелиров, которые не могут экспортироватьготовую продукцию только из-за того, что финансовая ситуация на наших ювелирныхпредприятиях достаточно сложна из-за уплаты НДС при покупке драгоценныхметаллов, чего нет нигде в мире. Для ювелирной промышленности главным моментомлиберализации рынка и создания условий для конкурентоспособного экспортароссийской ювелирной продукции за границу является как раз отмена НДС припокупке сырья для производства ювелирных изделий. Государство при этом,конечно, не должно терять свою часть налогов, но оно их может получать отрозничной торговли ювелирных изделий внутри страны. И тогда рыночные условиябудут достаточно серьезно помогать развитию нашей ювелирной промышленности.
Заключение
По результатампроделанной работы можно сделать следующие выводы:
· РДМявляется неотъемлемой частью экономики современного государства.
· СостояниеРДМ в РФ плачевное, чему способствовал кризис 90-х голов, но делается всевозможное для его развития и постепенно Россия все-таки выйдет полноценнымпартнером на мировой рынок.
· Необходимадальнейшая либерализация РДМ РФ
· Нужноупростить систему контроля деятельности на РДМ
· Спросна драгоценные металлы постоянно растет, а так же и цены на них, что сулитувеличение доходов для страны.
C 1 по 3 ноября 2007гбудет проведена очередная конференция RDMK, на которой будет освещена следующаятематика:
· Состояниеи перспективы мирового рынка драгоценных металлов, драгоценных камней,ювелирных и других изделий из них.
· Местои роль России на мировом рынке драгоценных металлов и драгоценных камней.
· Развитиезаконодательной и нормативной базы российского рынка драгоценных металлов,драгоценных камней, ювелирных и других изделий из них.
· Структураи функционирование российского рынка драгоценных металлов и драгоценных камней.
· Таможенноерегулирование ввоза в Россию и вывоза из России драгоценных материалов.
· Банковскиепроекты развития российского рынка драгоценных металлов, драгоценных камней,ювелирных и других изделий из них.
· Проблемыорганизации и осуществления биржевых сделок с золотыми и платиновыми мернымислитками.
· Налогообложениедобычи, производства и торговых операций с драгоценными металлами, драгоценнымикамнями, ювелирными и другими изделиями из них.
· Развитиебазы минерального и возвратного сырья драгоценных металлов и драгоценныхкамней.
· Старательскийспособ производства: возрождение традиций предпринимательства в российскойзолотодобыче.
· Формированиенаучно-исследовательской базы и программного обеспечения российского рынкадрагоценностей.
· Информационноеобеспечение российского рынка драгоценных металлов, драгоценных камней иизделий из них.
Библиографический список:
1. www.cbr.ru
2. www.rdmk.ru
3. www.sbrf.ru
4. www.kuzyk.ru
5. ВоротиловаО.А. «Международные валютно-кредитные отношения»http://www.cis2000.ru/publish/books/book_51/index.shtml
6. www.info.gks.ru– Российский статистический ежегодник
7. www.eh.ru
8. www.ptpu.ru
9. www.dragmet.ru
10. www.liberatium.ru
Приложения
Приложение№1: Таблица цен на РДМ (в сокращении)
Дата
Золото
Серебро
Платина
Палладий 07.07.2003 339,51 4,44 607,37 165,81 31.07.2003 344,59 4,87 618,63 157,58 01.08.2003 342,24 4,85 610,11 162,22 29.08.2003 362,03 4,89 641,36 177,8 01.09.2003 367,75 4,91 642,25 181,68 30.09.2003 376,56 4,94 644,6 191,19 01.10.2003 376,5 4,93 647,29 192,73 31.10.2003 368,42 4,89 669,69 180,34 03.11.2003 367,12 4,84 657,2 180,78 28.11.2003 378,73 5 676,57 168,04 01.12.2003 378,9 5,01 680,2 166,96 31.12.2003 393,15 5,48 713,03 169,06 05.01.2004 393,62 5,55 723,54 171,69 30.01.2004 365,79 5,87 702,48 192,36 02.02.2004 366,7 5,59 705,8 194,69 27.02.2004 357,82 5,72 740,34 196,74 01.03.2004 363,52 5,91 758,16 199,29 31.03.2004 385,86 6,84 763,22 240,84 01.04.2004 387,78 7,03 771,36 242,43 30.04.2004 358,82 5,08 687,31 215,32 05.05.2004 364,5 5,55 706,43 219,15 31.05.2004 364,81 5,63 717,54 212,16 01.06.2004 367,3 5,63 728,04 215,65 30.06.2004 365,88 5,39 682,44 190,05 01.07.2004 366,47 5,41 676,2 185,67 30.07.2004 362,71 5,8 706,23 186,94 02.08.2004 366,59 5,89 716,7 188,06 31.08.2004 381,98 6,15 753,55 186,21 01.09.2004 381,84 6,21 753,45 186,19 30.09.2004 385,47 6,01 738,7 186,85 01.10.2004 390,83 6,14 749,87 192,9 29.10.2004 392,19 6,4 714,32 181,36 01.11.2004 393,94 6,49 713,45 181,36 30.11.2004 407,03 6,79 724,14 175,8 01.12.2004 404,29 6,85 721,54 175,38 31.12.2004 388,8 5,92 710,52 151,84 11.01.2005 377,88 5,7 711,65 159,62 31.01.2005 381,15 6 728,23 157,18 01.02.2005 376,77 5,92 732,71 157,6 28.02.2005 386,85 6,32 716,71 149,11 01.03.2005 385,28 6,42 713,63 149,98 31.03.2005 380,93 6,11 714,9 162,36 01.04.2005 381,28 6,31 715,21 165,85 29.04.2005 384,87 6,21 716,09 161,88 03.05.2005 382,2 6,12 717,74 160,6 31.05.2005 376,02 6,37 723,62 155,12 01.06.2005 376,55 6,36 729,39 155,64 30.06.2005 400,03 6,38 753,48 155,8 01.07.2005 398,36 6,42 750,56 153,52 29.07.2005 391,27 6,37 763 163,5 01.08.2005 394,58 6,44 766,21 162,85 31.08.2005 395,56 6,08 756,69 155,41 01.09.2005 396,55 6,04 755,92 154,91 30.09.2005 432,13 6,65 788,36 166,33 03.10.2005 425,63 6,79 786,27 165,08 31.10.2005 430,97 7 795,96 192,42 01.11.2005 425,65 6,99 790,48 189,55 30.11.2005 454,61 7,52 838,76 220,82 01.12.2005 455,75 7,45 844,12 220,24 28.12.2005 468,23 7,7 827,57 218,86 30.12.2005 472,35 8,08 825,16 216,56 10.01.2006 496,8 8,17 863,98 232,94 31.01.2006 512,76 8,56 898,49 235,92 01.02.2006 509,94 8,78 894,31 239,88 28.02.2006 500,62 8,56 874,78 235,84 01.03.2006 504,37 8,56 871,77 238,36 31.03.2006 517,49 9,99 889,67 275,96 03.04.2006 520,2 10,29 887,92 277,53 28.04.2006 556,87 10,76 931,97 293,62 02.05.2006 573,22 10,78 943,04 306,25 31.05.2006 563,53 10,95 1 023,74 283,57 01.06.2006 547,92 11,19 1 000,64 275,9 30.06.2006 517,47 8,81 971,11 253,19 03.07.2006 532,57 9,06 993,41 260,54 31.07.2006 546,52 9,58 978,66 248,85 01.08.2006 545,68 9,68 979,46 249,85 31.08.2006 531,64 10,29 985,7 271,07 01.09.2006 534,06 10,62 989,79 274,5 29.09.2006 515,51 9,84 911,1 254,85 02.10.2006 516,01 9,75 916,39 251,01 31.10.2006 514,81 10,24 855,39 254,07 01.11.2006 522,65 10,17 863,25 256,75 30.11.2006 537,27 11,31 907,57 251,15 01.12.2006 541,05 11,31 917,15 254,46 29.12.2006 535,47 10,65 874,69 253,72
Приложение№2: Динамика производства золота и состояниягосударственного золотого запаса в 1984-2002 гг.Год Производство (тонн) Государственный запас (тонн) 1984 253 850 1985 264 719,5 1986 271,3 587,4 1987 260 680,9 1988 277,6 785,3 1989 304 850,4 1990 302 784,6 1991 168,1 484,0 1992 150,2 290 1993 149,5 305 1994 142,6 317 1995 131,9 293 1996 123,3 380 1997 124,1 400 1998 114,9 405 1999 123,5 411 2000 142,7 377 2002 163,7 />
Рис.1. Динамика производства золота и состояния государственного золотого запаса в1984-2000 гг.
/>