Министерствосельского хозяйства Российской Федерации
Федеральноегосударственное образовательное учреждение высшего профессиональногообразования
«Курскаягосударственная сельскохозяйственная академия имени профессора И.И. Иванова»
Финансовыйфакультет
Кафедра «Финансы икредит»
Курсовая работа
По дисциплине «Деньги,кредит, банки»
Проблемыуправления ресурсами банка в современных условиях
Автор:
студент (ка) ____ курса ____ группы
специальность: 080105 «Финансы и кредит»
форма обучения: заочная
Руководитель:
комиссии
Разрешаю допустить к защите
Оценка на защите
Курск 2010
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основыуправления финансовыми ресурсами. 6
1.1 Управление финансовымиресурсами банка. 6
1.2 Банк как кибернетическаясистема. 9
1.3 Общая постановка задачиуправления финансовыми ресурсами банка. 11
Глава 2. Методы управленияфинансовыми ресурсами банка. 14
2.1 Экономические методыуправления ресурсами банка. 14
2.2 Методы, основанные наматематическом моделировании. 17
2.2.1 Метод линейногопрограммирования. 17
2.2.2 Метод динамическогомоделирования управления финансовыми потоками банка 19
2.2.3 Модели, основанные натеории нечетких множеств. 20
Глава 3. Современные проблемыуправления финансовыми ресурсами банка 23
3.1 Использованиематематических методов управления. 23
3.2 Управление ресурсами иинформационные технологии. 25
3.2.1 Проблемы традиционныхтехнологий. 25
3.2.2 Проблемы перспективныхтехнологий. 28
Заключение. 35
Список используемых источников. 36
Введение
Если спросить у самых разных людей о том, нуждается либанк в управлении финансовыми ресурсами, то нетрудно предположить, что вподавляющем большинстве случаев ответ будет положительным. Другое дело, какимдолжно быть это управление? На этот вопрос однозначный ответ получить вряд лиудастся даже у профессионалов. Почему? Попробуем последовательно разобраться вэтом.
Финансовые ресурсы — это фонды денежных средств,находящиеся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов и населения,образуемые в процессе распределения и перераспределения части стоимости ВВП,главным образом чистого дохода в денежной форме, и предназначенные дляобеспечения расширенного воспроизводства и общегосударственных потребностей.Иными словами, это целевые фонды денежных средств. Финансовые ресурсыпредставляют собой материальное содержание финансов [5].
Управление финансовыми ресурсами коммерческого банказаключается в планировании привлечения денежных средств с наиболее выгоднымиусловиями для банка и дальнейшем их размещением с целью получения максимальнойприбыли, обеспечивая при этом ликвидность банка, т.е. возможность банкасвоевременно и полно обеспечивать выполнение своих долговых и финансовыхобязательств перед всеми контрагентами, что определяется наличием достаточногособственного капитала банка, оптимальным размещением и величиной средств постатьям актива и пассива баланса с учетом соответствующих сроков [1].
Проблемы банковской системы, в частности ресурснойполитики коммерческих банков, исследовались в теоретических и практическихразработках ведущих ученых-экономистов мира. Так, проблема формированиябанковских ресурсов и управления ними анализировалась в работах таких ведущихиностранных ученых, как Э. Гилл, Дж.Эдвин, Б.Эдрадс, Дж. Розмари Кемпбелл, Р.Котлер, Э. Рид, Ж, Ривуар, П.С. Роуз, Д. Синки и другие.
Дж. Розмари Кемпбелл, например, говорил, что главнойцелью банка является увеличение его прибыли, поэтому разработка эффективныхспособов управления финансовыми ресурсами является важнейшей задачейэкономистов [16].
Таким образом, эффективное управление финансовымиресурсами банка — это оптимизация кредитно-депозитной политики банка, т.е.моделирование оптимального управления активами и пассивами с целью максимизацииприбыли и обеспечение ликвидности банка.
Цель работы – выявление проблем эффективного управленияресурсами банка.
В соответствии с данной целью в работе предполагаетсярешить следующие задачи:
1. Охарактеризовать проблемы управления ресурсами банка;
2. Анализ методов управления ресурсами банка;
3. Систематизировать научные знания о повышенииликвидности банка и увеличении прибыли.
Банковская система — это одна из самых важных элементовэкономики страны, поэтому эффективное управление деятельностью банков, котороев первую очередь заключается в эффективном управлении их финансовыми ресурсами,на данный момент является актуальной проблемой. Большинство банков вследствиенеэффективного управления своими финансовыми ресурсами не могут максимизироватьприбыль, терпят финансовыми трудности и убытки, не могут обеспечить ликвидностьбанка, вследствие чего некоторые из них становятся даже банкротами.
Научная новизна работы состоит в усовершенствованииметодов и инструментов для управления финансовыми ресурсами банка, разработкеновых критериев зависимости между привлеченными и распределенными ресурсамикоммерческого банка, определяющими ликвидность и прибыльность банка.
Практическая значимость – материалы курсовой работы могутбыть использованы для устранения проблем в управлении финансовыми средствами.
Глава 1. Теоретические основыуправления финансовыми ресурсами
1.1 Управление финансовымиресурсами банка
Для того чтобы разобраться каким должно быть управлениересурсами банка, последовательно в этом разберемся.
С этой целью рассмотрим ряд специфических условий,определивших состояние процессов управления финансовыми ресурсами в банковскойсфере.
Во-первых, существует достаточно большое количество типовбанков с точки зрения целевого предназначения и выполняемых ими функций:казначейских, расчетных, депозитарных, инвестиционных, универсальных и др.Банки могут выполнять одну, несколько (специализированные банки) или все разрешенныедля банковской деятельности функции (универсальные банки). Поэтому протекающиев них бизнес-процессы, а значит, и процессы управления будут, строго говоря,различными.
Во-вторых, сфера банковской деятельности сложиласьзначительно раньше промышленного производства. Она имеет давние и весьмаустойчивые традиции, принципы и приемы управления и является наиболееконсервативной частью экономики. Поэтому современные методы теории управления,сформировавшейся как наука об управлении сложными техническими и производственнымисистемами в начале 50-х — середине 60-х годов прошлого века и составившейтеоретическую основу разработки и широкого внедрения автоматизированных системуправления производством, практически не нашли применения в сфере управленияфинансовой деятельностью.
В-третьих, финансовая деятельность вообще и банковская вчастности развивались как виды гуманитарной деятельности, оперирующейпреимущественно качественными категориями и взаимосвязями. Поэтому широкоеприменение точных наук в управлении финансовыми ресурсами не продвинулось, какправило, дальше использования возможностей традиционной (в первую очередьэлементарной) математики [7].
Современный этап развития мировой экономикихарактеризуется несколькими принципиально важными для нашего исследованиятенденциями, обусловленными существенным усложнением процессов, протекающих всфере материального производства:
— интеграцией производств и созданием транснациональныхкомпаний;
— созданием финансово-промышленных объединений;
— интеграцией рынков капитала.
Развитие интеграции в производственной сфере и вызванноеэтим объективное усложнение производственных объектов приводят к усложнениюпроцессов управления ими. Так как любой производственный цикл начинается сфинансирования и заканчивается получением выручки от реализации продукции(деньги — товар — деньги), влияние финансовой деятельности на производственнуюсферу трудно переоценить. При этом следует иметь в виду, что отмеченные вышеинтеграционные тенденции выдвигают дополнительные требования к ресурсному и впервую очередь финансовому обеспечению процессов развития экономики. В этойсвязи можно заметить то противоречие, которое объективно возникает привзаимодействии финансовых ресурсов и производства: научный, методический итехнологический уровни управления финансовыми ресурсами, являющимися альфой иомегой любого производственного цикла, не могут быть поставлены ни в какоесравнение с достигнутыми высокими стандартами управления современнымвысокотехнологичным, наукоемким и автоматизированным производством.
Управление финансовыми ресурсами является составнойчастью общего процесса управления, организованного в банке в целях эффективногоиспользования его подразделений по решению стоящих перед банком задач. Обычнопод управлением понимается специфический вид деятельности, направленной наформулировку и достижение цели для управляемого объекта [9, 10].
Вместе с тем при управлении финансовой деятельностьюбанка обычно ориентируются на другие (нестрогие с точки зрения математики иматематической теории управления) методы управления, например на основе«общих ценностей». Такие методы обычно применяются при управлениисамоорганизующимися (например, общественными) системами, для которых бываетчрезвычайно трудно определить количественно требуемые целевые показателиразвития.
С чем же связана приверженность банковского менеджментанеформальным методам управления, не предполагающим строгую формулировку целевыхпоказателей и математическую постановку управленческих задач? Причин здесьмного, но основные, на наш взгляд, две. Во-первых, менеджеры должны брать насебя ответственность за формулировку целей (целевых показателей), при этоммногие из них просто не владеют соответствующими методами целеполагания, апорой просто не желают обнародовать истинные цели своей деятельности.Во-вторых, как только цели и задачи деятельности банка сформулированы, онистановятся измеримы и их достижение (выполнение) поддается контролю, а значит,и появляется объективная возможность оценки деятельности этих самых менеджеров.
Здесь отметим, что, по мнению К. Маркса, «не толькоцели, но пути их достижения должны быть верными». А это означает, чтонеобходимо не только сформулировать реальные (достижимые) цели и задачи, но иуказать существующие пути их достижения (способы решения), представленные,например, планами конкретных мероприятий. Для формирования соответствующихпланов служат методы планирования финансовой деятельности банка.
Для более глубокого анализа состояния проблемы управленияфинансовыми ресурсами банка рассмотрим основные принципы и методы управлениятехническими и финансовыми системами. В банковской среде существует достаточношироко распространенное мнение, что из-за существенных различий впредназначении технических и финансовых систем применение в банковской сфере общихметодов для решения задач целевого управления невозможно. Попробуемразобраться, так ли это на самом деле, для чего кратко рассмотрим основныеособенности кибернетических, т.е. в принципе управляемых, систем [12].
1.2 Банк как кибернетическаясистема
Точкой отсчета в формировании современной общей теорииуправления сложными системами принято считать опубликование в 1948 годузнаменитой книги Н. Винера «Кибернетика, или управление и связь в животноми машине», где были не только показаны пути создания такой теории, но изаложены основы методов исследования проблем управления и связи для самыхразличных систем с единой точки зрения.
В настоящее время кибернетика, определенная Винером как«наука об управлении и связях в механизмах, организмах и обществе»,представляет собой общую теорию управления, применимую к любой системе вообще.При этом под системой (несмотря на отсутствие строгого определения этогопонятия) обычно подразумевается объединение любых элементов, рассматриваемыхкак связное целое.
Поскольку под кибернетическими обычно понимаютсяисключительно управляемые системы, в их составе обязательно долженприсутствовать некоторый механизм, осуществляющий функции управления. Иногдаэти функции могут выполняться попутно органами, предназначенными для другихцелей, однако в сложных системах, как правило, управляющий механизм локализованв органах, специально созданных для реализации функций управления.
Простейшие управляемые системы такого рода никогда неявляются изолированными. Они взаимодействуют с внешней средой, с другимипростейшими системами, а также могут составлять более сложные управляемыесистемы, входя в качестве элементов в управляемые и управляющие части сложныхсистем, образуя, таким образом, некоторую иерархию управляемых систем.
Нетрудно заметить, что любой банк представляет собойтипичную сложную кибернетическую систему, взаимодействующую с внешней средой(органы государственной власти, финансовые рынки, учредители, партнеры,клиенты). При этом структурно банк может состоять из управляемых элементовразличной сложности (департамент, управление, отдел, сектор, группа), каждый изкоторых имеет свои управляющие элементы (начальник департамента, начальникуправления, начальник отдела, начальник сектора, начальник группы и, возможно,их заместители). Кроме того, банк в целом может иметь коллегиальные органыуправления — правление (во главе с председателем правления) и управляющиеорганы (комитеты) по отдельным направлениям деятельности (финансовый комитетили комитет по управлению активами и пассивами, кредитный комитет, комитет попроблемам развития и др.).
Следует иметь в виду, что всякое управление основываетсяна информации, которая служит для выбора управляющих воздействий, а сами этивоздействия формируются на основе информации, содержащейся в командахуправления. Таким образом, в кибернетической системе появляется специфическийресурс — информация, который имеет такую же ценность, как историческитрадиционные виды ресурсов: материя и энергия.
Любой банк, являющийся управляемой системой, имеет ещеважное для нашего дальнейшего рассмотрения системное качество: упорядоченностьили организованность.
Упорядоченность системы характеризует способностьподдержания ею своей структуры под воздействием внешних и внутренних факторов.Если упорядоченность системы со временем растет, то говорят, что она не толькоорганизованная, но и самоорганизующаяся. Важнейшей особенностью организованнойсистемы является наличие в ней элементов, отвечающих за взаимодействие каквнутри системы, так и с окружающей ее средой. Поэтому в организованных системахрешаются два типа задач управления: 1) задачи управления внутреннейорганизацией системы и 2) задачи управления ее функционированием.
Применительно к работе банка задачи первой группы включаютуправление персоналом, организационной и штатной структурой, хозяйственнойдеятельностью, материально-техническим снабжением, безопасностью и другимивидами обеспечения. К задачам второй группы относится управление финансовымиресурсами в целом и отдельными направлениями финансовой деятельности:корреспондентскими счетами, клиентскими отношениями, портфелем ценных бумаг,кредитным портфелем, рисками, учетно-операционной деятельностью и др. Именнопроблемы, связанные с решением задач управления второй группы, осуществляемогов масштабе банка для обеспечения поддержки принятия финансовых решенийруководством банка, и являются основным предметом настоящей работы[14].
1.3 Общая постановка задачиуправления финансовыми ресурсами банка
В предыдущих разделах была дана краткая характеристикауправления банком и особенностей, присущих процессу управления его финансовымиресурсами, а также показано место этого вида управления в более общей проблеме- принятия управленческих финансовых решений. Кроме того, была дана краткаяхарактеристика основных методов, рекомендуемых в современной финансовой иэкономической литературе для решения задач управления финансовой деятельностьюбанка в целом. Это позволяет дать достаточно четкое определение содержанияпонятий «объект» и «предмет» исследований для настоящейработы, а также сформулировать для нее общую постановку задачи.
Объектом исследования настоящей работы выступаютфинансовые ресурсы банка — рабочие пассивы и доходные активы, а предметомисследования являются методы управления этими ресурсами.
В кибернетических системах процесс управления, какправило, основан на целевых критериях. При этом управление в них строится такимобразом, чтобы система достигала заранее определенного целевого состояния. Есливыдвигается только требование достижения некоторого конечного (целевого)состояния системы, то такое управление называют «чисто терминальным».
При формулировке дополнительных требований к обеспечениюоптимальных значений некоторых критериев — показателей степени достижения целиили характеристик самого процесса приведения системы в целевое состояние — говорят об «оптимальном терминальном» управлении. Для отдельныхэтапов процесса управления и отдельных подсистем (подразделений) сложной системы(банка) глобальная цель системы порождает локальные цели, образующиеупорядоченное множество. О структуре этого множества часто говорят как о«дереве целей», хотя порядок локальных целей часто не являетсядревовидным, иерархически устроенным.
Во многих банках имеет место ситуация, когда ихфинансовая деятельность не определяется четкой целью. Эти банки не имеютиерархической структуры управления финансами. Отсутствие такой структуры оникомпенсируют созданием коллегиальных органов управления (комитетов: финансового,кредитного, по управлению активами и пассивами, развития и др.), координирующихтекущую финансовую деятельность. В таких банках финансовая деятельностьстроится не на иерархии целей, а на иерархии общих ценностей.
При целевом управлении, наоборот, важен результат,оцениваемый по степени достижения цели. При управлении на основе реализацииобщих ценностей могут оцениваться сами управляющие воздействия и текущиесостояния системы, которых она достигает в результате этих воздействий. Вкачестве общих ценностей, заменяющих банку несформулированные цели финансовойдеятельности, обычно выступают:
— нормативные требования центрального банка к параметрамбанковского баланса;
— требования минимизации рисков на основе введениясистемы лимитов (на величину открытой валютной позиции, на контрагентов,дилеров, на виды операций и др.);
— принцип фондирования ресурсов и требованиеположительности маржи по направлениям деятельности или по видам операций;
— требование максимизации прибыли при проведенииактивно-пассивных операций.
Таким образом, становится более понятным наше замечание,сделанное ранее о том, что управление по максимуму текущей прибыли не являетсяцелевым: это — управление на основе общих ценностей. Такой способ управления неявляется внутренне присущим иерархической системе, поэтому не стимулирует ееразвития, так как в явном виде не указывает способа конкретных действий.
Применительно к банку, являющемуся по форме организациииерархической системой, практически только управление финансовой деятельностьюне является целевым. Возникает определенный парадокс: все виды деятельностибанка, кроме основной — финансовой, являются целевыми! Определение путейликвидации этого парадокса и есть основная задача настоящей работы [5].
Глава 2. Методы управленияфинансовыми ресурсами банка
/>/>
Существуют множество методов управления финансовымипотоками, как экономических, так и экономико-математических.
2.1 Экономические методыуправления ресурсами банка
К экономическим методам относятся:
метод общего фонда средств
метод распределения активов.
В основе метода общего фонда средств лежит идеяобъединения всех ресурсов. Затем совокупные средства распределяются между темивидами активов (ссуды, правительственные ценные бумаги, кассовая наличность ит.д.), которые считаются подходящими. В модели общего фонда средств дляосуществления конкретной активной операции не имеет значения, из какогоисточника поступили средства, пока их размещение содействует достижению поставленныхперед банком целей. Схематически этот метод представлен на рисунке 1.1
/>
Рисунок 1.1 — Управление активами с помощью модели общегофонда средств
Преимущества:
Применение метода общего фонда предоставляет банкузначительную
свободу в выборе активных операций.
Недостатки:
Недостатком данного метода является отсутствие четкихкритериев распределения средств по отдельным категориям активов, а такжеотсутствие решения вопроса о взаимосвязи принципов ликвидности и прибыльности.Данный метод основывается на опыте служащих банка, которые распределяетденежные средства так, как на их взгляд является выгодной в сложившейсяситуации.
Метод размещения активов (или метод конверсии средств)основан на том, что размер необходимых банку ликвидных средств зависит отисточников привлеченных средств.
/>
Рисунок 1.2 — Управление активами с помощью моделираспределения активов
Преимущества:
Основное преимущество данного метода управления активамисостоит в том, что появляется возможность более точно установить минимальнуюграницу резервов первой и второй очереди, а это позволяет больше средствнаправлять на предоставление ссуд и приобретение ценных бумаг, увеличивая такимобразом доходность банка.
Недостатки:
Недостатки равно касаются и метода общего фонда средств,и метода распределения активов. Оба метода делают акцент на ликвидностиобязательных резервов и возможном изъятии вкладов, уделяя меньше вниманиянеобходимости удовлетворять заявки клиентов на кредит. В этом случае ликвидныесредства потребуются главным образом для покрытия спроса на кредит, который,возможно, будет расти более высокими темпами, чем вклады. Следует также учестьналичие сезонных колебаний у отдельных банков, при которых спрос на кредитможет расти именно в тот момент, когда объем вкладов снизился. Кроме того, подвоздействием проводимой денежно-кредитной политики спрос на кредиты в периодыподъема может опережать рост вкладов, а в периоды спада деловой активноститемпы роста депозитов у всех банков выше; в условиях бума умеренному ростувкладов противостоит высокий спрос на кредиты.
Оба рассмотренных метода имеют и еще один недостаток: ониопираются на средний, а не предельный уровень ликвидности. Среднее отношениекассовой наличности и правительственных ценных бумаг к общей сумме вкладовможет быть достаточным для оценки ликвидности банковской системы в целом, нооно не подскажет руководству отдельного банка, какова должна быть его кассоваяналичность на следующей неделе, чтобы покрыть изъятие вкладов и заявки накредит. Только анализ счетов отдельных клиентов банка и хорошее знаниехозяйственных и финансовых условий на местном рынке позволят банку определитьпотребности в наличных деньгах на данный момент.
2.2 Методы, основанные на математическоммоделировании
2.2.1 Метод линейногопрограммирования
Метод линейного программирования — это один изэкономико-математических методов, позволяющих создать модель управленияфинансовыми ресурсами коммерческого банка. Данная задача управления состоит вопределении такого количества депозитов и кредитов, уровней их процентныхставок при заданном предложении и спросе на разные виды денежных ресурсов,чтобы обеспечить максимальное значение процентной маржи, которая есть целевойфункцией работы банка. Для обоснованности принятия решений о привлечении вобращение денежных ресурсов можно использовать методы линейногопрограммирования и сформулировать функцию цели и модель ограничений.
Предложена модель оптимизации кредитно-депозитныхопераций на основании метода линейного программирования. Рассмотрено 2варианта: совпадение и расхождение сроков привлечения и размещения финансовыхресурсов в коммерческом банке.
В первом варианте решение модели сводится к выбору оптимальногообъема кредитов из следующего уравнения:
/>
где Аn, Рn — предложение кредитов или ресурсов; Аc, Рc — спрос на кредиты или ресурсов; N — норматив обязательного резервирования дляпривлеченных ресурсов.
Т.е. в зависимости от сформированной конъюнктуры надепозитно-кредитном рынке оптимальный объем кредита равняется или спроса накредиты, или предложения ресурсов, скорректированных на частицу потока, которыйнаходится в обращения.
Второй вариант — при несогласованных во времени платежныхпотоках — отличается от первого возможным расхождением процентных ставок изпривлечение ресурсов, временными колебаниями в предложения ресурсов.
Решения такой задачи сводится к выбору оптимальногообъема кредита:
/>,
Pn1- предложение ресурсов на срок Т1 в первоначальныймомент времени; Рn2 — предложение ресурсов на срок T2 в будущему за пройденноевремя; Рni -предложение ресурсов на срок Ti в будущем за пройденное время.
Рассмотренная модель не дает ответа на вопрос, какимобразом банки могут регулировать ставки размещения и привлечения, чтобымаксимизировать функцию цели. Банки имеют несколько источников для пополненияресурсов: счета юридических и физических лиц, эмитированные векселя, ломбардныекредиты и т.п… В большинстве случаев цену на ресурсы диктует рынок, но ставкииз привлечение ресурсов должны отвечать потенциальным возможностям банка.
Недостаток метода линейного программирования дляуправления финансовыми ресурсами коммерческого банка заключается в том, чтоисходная информация для планирования, проектирования и управления в экономике,как правило, недостаточно достоверна. Планирование деятельности банка обычноведется в условиях неполной информации об обстановке, в которой будетвыполняться план работы банка. Во всех случаях в моделях линейногопрограммирования, к исследованию которых сводятся задачи планирования,проектирования и управления, отдельные или все параметры целевой функции иограничений могут оказаться неопределенными или случайными.
Естественный на первый взгляд путь анализа подобных задач- замена случайных параметров их средними значениями и вычисление оптимальныхпланов полученных таким образом детерминированных моделей — не всегда оправдан.При сглаживании параметров условий задачи может быть нарушена адекватностьмодели изучаемому явлению. Усреднение исходных данных может привести к потереполезной информации и привнести в модель ложную информацию. Решениедетерминированной задачи с усредненными параметрами может не удовлетворять ограничениямисходной модели при допустимых реализациях параметров условий [1].
2.2.2 Метод динамическогомоделирования управления финансовыми потоками банка
Представлена план-матрица развития Банка на основе методадинамического моделирования. В данной модели банк рассматривается каксовокупность финансовых ресурсов и их потоков, которые взаимно влияют друг надруга, зависят от текущих рыночных условий и эволюционируют в соответствии сизменениями внешних и внутренних условий. Иначе говоря, данная модель можетрассматриваться как детерминированная саморазвивающаяся система, зависящая отограниченного числа экономических внутренних и внешних факторов. Динамическиемодели послужили основой разработки так называемых план – матриц развитиябанка.
В модели денежные ресурсы (запасы) и финансовые потокиресурсов представляются в виде векторов на входе и выходе операторных звеньев.Вектор на выходе звена равен произведению входного вектора на передаточныйкоэффициент звена. По существу, модель строится в соответствии со структурой,адекватной системе интегро-дифференциальных уравнений, описывающих изучаемыйобъект. В данной модели учтен широкий круг экономических показателейдеятельности банка: собственный денежный капитал, привлеченные ресурсы, активы,процентные и непроцентные доходы, административно-хозяйственные расходы,амортизация, расходы, относимые на прибыль, налогооблагаемая прибыль,капитализируемая прибыль и другие.
Преимущества разработки финансового плана сиспользованием план — матрицы заключаются в возможности оперативно рассмотретьмножество различных вариантов развития банка. Полезным свойством матричногопредставления плана развития банка является возможность наглядной и быстройоценки влияния ряда видов рисков на динамику развития и на конечный финансовыйрезультат. Риски изменения процентных ставок стоимости ресурсов, доходностиактивов, кредитные риски и др. могут быть учтены путем изменения прогнозныхданных, и вычислено их влияние на динамику изменения показателей и на финансовыйрезультат в конце планового периода. Проектирование управления финансовымиресурсами коммерческого банка на основе динамической модели позволяет оценитьвлияние ряда рисков на величину капитализируемой прибыли, а также даетвозможность учесть риски невозврата кредитных ресурсов [1].
2.2.3 Модели, основанные натеории нечетких множеств
Ресурсы банка можно рассматривать как определеннуюматематическую конструкцию. Есть некоторое множество Е, так называемоегенеральное множество. Если рассматривать совокупность {Е} ее нечеткихподмножеств, то фиксированный конечный набор из этой совокупности и естьресурсной базой банка.
Операции с ресурсами банка формально есть операциями снечеткими множествами:
равенства;
дополнения;
включения;
пересечения;
объединения;
разности;
декартового произведения;
выпуклой комбинации нечетких множеств;
концентрирования и растягивания нечеткого множества.
Отсюда получается, что ресурсы банка — это конечный наборупорядоченных пар
/>
Любую нечеткое множество можно представить в видеразложения множества в виде уравнения:
/>
где,
/>.
И с этим определением связано и понятие носителя, которыйзадается выражением Пользуясь данными свойствами нечетких подмножеств можноспрогнозировать любую банковскую задачу (недоступность ресурсов, ликвидностью,оптимальность использования ресурсов).
Преимущество. Управления ресурсами банка можно формальнорассматривать как операции с нечетким множеством, содержание которых может бытьинтерпретирован любым удобным способом. В общей оценке эффективности работыбанка важную роль сыграет точная оценка общего объема его ресурсов. Тогда влюбой матрице (относительно свойств рефлексивности, симметричности,транзитивности и неопровержимости) необходимо найти четкие подмножества,которые приближают банковские ресурсы, к нечетким подмножествам E. Важнойособенностью управления банковскими ресурсами являются имеющиеся факторынеопределенности, случайности, неточности. Причины неопределенности — отсутствие, неполнота (недостаточность, неадекватность), недостоверностьинформации. Нечеткость принятия решений обусловленная субъективностьюруководства банка, неточностью выводов и интерпретации данных, сложностью илиразнообразием выводов. Вероятностные модели в подобных случаях могут оказатьсяне только неэффективными, а и вредными (много операций банка уникальные в томплане, которые связанные с определенными покупателями услуг в конкретныхусловиях и не могут иметь достаточной статистической информации). Наиболееадекватным математическим аппаратом для учета всего комплекса неопределенностейесть методы теории нечетких множеств [2].
Глава 3. Современные проблемыуправления финансовыми ресурсами банка
В рамках этой главы мы попробуем осветить основныепроблемные вопросы разработки и внедрения в повседневную деятельность банковсовременных автоматизированных технологий управления финансовой деятельностью(ресурсами).
/>/>
3.1 Использование математическихметодов управления
В числе объективных причин и факторов, препятствующихширокому внедрению математических моделей и методов в управленческую практикуруководящего состава банков, первое, на наш взгляд, место занимает«информационный вакуум» относительно понимания существа инеобходимости применения математических методов управления, в котором пребываетбольшинство финансовых менеджеров. В главе 1 мы показали, что банк как управляемыйобъект относится к классу так называемых кибернетических систем, для которых всередине прошлого века были разработаны математические (т.е. теоретические)основы методов оптимального управления. Вследствие того, что финансоваядеятельность вообще и банковская в частности является предметом изученияпреимущественно гуманитарных наук, а теория оптимального управления — один изнаиболее новых и сложных разделов нетрадиционной математики [15], которые неизучаются в гуманитарных вузах, вероятность сколько-нибудь близкого знакомствас ними основной массы финансовых менеджеров представляется нам весьма малой.Этот вывод подтверждает повседневная банковская практика управления финансовойдеятельностью, которая строится преимущественно на интуиции и простейшихсредствах финансового анализа.
Вместе с тем деятельность финансовых менеджеров банков вусловиях растущего спроса на банковские продукты и услуги со стороныразвивающейся российской экономики, с одной стороны, и снижение доходностифинансовых инструментов — с другой, обусловливают объективную необходимостьсовершенствования процессов финансового управления и повышения экономическойэффективности принимаемых решений. Этому может способствовать широкоеиспользование математических моделей и методов оптимального управления дляформирования вариантов (поддержки принятия) финансовых решений.
Вторым по значению объективным фактором, на наш взгляд,является сложность и неуниверсальность самих методов оптимального управления.Это означает, что для решения каждой отдельно взятой более или менее сложнойпрактической задачи управления (в т.ч. и финансовыми ресурсами) приходитсяразрабатывать свой метод. При этом оказывается, что постановка и алгоритмизациятакой задачи, как было показано в главах 1-3, представляет собойсамостоятельную и весьма нетривиальную проблему.
Причем проблема эта комплексная: первая ее часть связанасобственно с содержательным (смысловым) описанием и строгой (математической)постановкой задач управления финансовой деятельностью, а вторая — с выбором иприменением соответствующих математических методов решения поставленных задач.
Для решения указанных задач в целях проверки иобоснования работоспособности предлагаемых технологий автору пришлосьразработать свой достаточно универсальный численный метод формированиярациональных (квазиоптимальных) решений задач управления ресурсами, позволившийзначительно упростить процессы создания необходимого программного обеспечения ипроведения вычислительных экспериментов [4, 5].
/>/>
3.2 Управление ресурсами иинформационные технологии
3.2.1 Проблемы традиционныхтехнологий
Третьей объективной проблемой внедрения серьезныхматематических моделей управления ресурсами в широкую банковскую практикуявляется весьма низкий средний уровень информационного обеспеченияуправленческой деятельности. Даже у самых крупных российских банков этоахиллесова пята. Такое положение с информационными технологиями (ИТ) являетсяотражением тех условий и процессов, которые были присущи периоду зарождения истановления российской банковской системы после распада Союза ССР.
Как следует из анализа постановок задач финансовогопланирования всю необходимую исходную для их решения информацию можно разделитьна две большие группы: данные о деятельности банка и данные о его финансовомокружении — рынке. Каждая из этих групп данных, в свою очередь, подразделяетсятакже на две составляющие: одна — это ретроспективные данные (включая текущиймомент), а другая — прогнозные или требуемые параметры для реализации вбудущем.
Поскольку основу банковских ИТ составляют бухгалтерскиесистемы, предназначенные для выполнения строго определенных функций учета (дляроссийского — преимущественно фискального свойства), то использование их дляинформационного обеспечения рассматриваемых задач финансового планированияоказывается весьма затруднительным, а в ряде случаев и просто невозможным.
Так, опыт разработки и внедрения технологий финансовогопланирования в ряде российских банков различных размеров и категорий надежностипозволил установить следующие общие для них информационные проблемы. Оникасаются как информации, которая имеется, но ее получение в требуемом виде(формате) не предусмотрено штатными средствами банковских информационныхсистем, так и информации, которая в банке в принципе отсутствует. Существоуказанных проблем в свете решаемой нами задачи сводится в основном кследующему.
Во-первых, представляет серьезную сложность расчетпараметров исходного состояния банковского портфеля для оперативного и текущегопланирования при его формировании по (в разрезе) срочности финансовыхинструментов. Это связано с тем, что срочность финансовых инструментов (времядо выбытия или погашения) в течение всего срока их нахождения на балансе банкав регистрах бухгалтерского учета остается неизменной.
Во-вторых, при обеспечении данными«предыстории» всех видов планирования затруднение зачастую вызываетобычное построение графиков предстоящих платежей по заключенным сделкам на заданнуюперспективу как по банку в целом, так и в разрезе финансовых инструментов(отделений) банковского портфеля. Необходимая для такого достаточно простого,по сути, построения информация в основном относится к области управленческогоучета [14] и в большинстве банков ведется в произвольной форме вспециализированных локальных системах учета сделок (обычно в виде Excel-таблиц)соответствующими подразделениями банка, проводящими (или готовящими) этисделки. Практика показывает, что децентрализация такой информации и отсутствиеобщебанковского центра ответственности по этим вопросам часто приводит кошибкам, нестыковкам, потере целостности, актуальности и достоверностиуправленческой информации. Поэтому сбор необходимой для планирования информациииз таких систем обычно представляет самостоятельную проблему, на решениекоторой тратится большая часть времени и ресурсов, отпускаемых на решение задачуправления финансовой деятельностью. Именно подобная ситуация породила весьмараспространенное заблуждение в сфере банковских работников, а затем иразработчиков ИТ-систем: главное, чтобы была собрана и представлена в требуемомвиде необходимая управленческая информация, а далее с ней «можно делатьвсе что угодно».
В-третьих, средневзвешенные управляющие параметры — ставки,сроки и риски (для портфеля в целом и по его отделениям/финансовыминструментам), являющиеся одними из основных определяемых и контролируемых припланировании величин, также с трудом поддаются определению вследствие вышерассмотренных первых двух причин, а также ряда других негативных особенностейроссийского бухгалтерского учета.
В-четвертых, принятая в банках классификация финансовыхрисков в соответствии с нормативными документами Банка России предполагаетраспределение активов по группам риска. Такая (по сути своей балльная)классификация изначально предназначена для целей формирования резервов подвозможные потери, а не для планирования изменения состава и структурыбанковского портфеля при управлении финансовыми ресурсами. Поэтому необходимыхпараметров, количественно характеризующих риски финансовой деятельности в виде,требуемом для планирования в соответствии с предлагаемой технологией, вподавляющем большинстве банков в настоящее время нет. Кроме того, следуетотметить, что отличительной особенностью математических моделей финансовогопланирования является наличие в них параметров риска, характеризующих не толькоактивы (активные инструменты), но и пассивы (пассивные инструменты), с которымимногие финансовые менеджеры никогда не сталкивались, а возможно, и никогда неслышали о таких видах рисков.
В-пятых, параметры бюджета банка (если он вообщепринимается) обычно формируются в специализированных локальных системах, причемна отдельные точки (как правило, поквартально, на отчетные даты). Вместе с темзадача долгосрочного (среднесрочного) планирования предполагает знание динамикипроведения платежей бюджета потрем группам расходов.
Это выдвигает повышенные требования к качеству бюджетногопроцесса, который должен быть детально проработан не только по объемамрасходов, но и возможным срокам (датам) их проведения. Немаловажным является итребование совместимости форматов задач планирования и бюджетирования, чтопозволит обеспечить совместную оптимизацию плана и бюджета [1, 4,16].
3.2.2 Проблемы перспективныхтехнологий
Предвидим заранее возражения некоторых читателей о том,что в последние годы наиболее передовые банки в целях совершенствованияинформационного обеспечения управленческих процессов занимаются разработкой ивнедрением у себя технологий сбора, представления и хранения данных — такназываемых хранилищ данных (DWH-DataWareHouse). Подробно концепция DWH изложенав книгах [12], а с некоторыми прикладными вопросами создания таких хранилищ вбанковской практике можно ознакомиться по работам [16]. Что же представляетсобой хранилище банковских данных, для чего служит и в чем заключаются проблемыего создания и эксплуатации, а также чем оно может быть полезно дляинформационного обеспечения рассматриваемых в настоящей книге задач финансовогоменеджмента?
Хранилище представляет собой специальным образоморганизованную базу данных, в которой систематизированы и «помечены»все данные, которые загружены в нее из самых различных информационных систембанка. Характерной особенностью хранилища является наличие в нем особой базыданных — репозитория, в котором хранятся так называемые метаданные,определяющие состав и структуру объектов хранилища (в частном случае — данных)и взаимосвязи между ними. В технологическом плане DWH представляет собой весьмапрогрессивную и мощную технологию работы с разнородными данными, однако еевозможности для решения управленческих задач используются в настоящее времявесьма ограниченно.
Тому есть ряд объективных причин, которые зачастую неучитывают или просто игнорируют, когда приступают к реализации проектов посозданию хранилищ. Забегая вперед, отметим, что достигаемый результатоказывается даже при благоприятном исходе весьма скромным: получается еще однадорогостоящая, сложная в сопровождении и развитии информационная система.
Что же мы имеем в виду, когда говорим об ограниченномиспользовании потенциала, которым обладают современные технологии построенияDWH? В подавляющем числе случаев они строятся для консолидации балансовой иуправленческой информации в целях формирования обязательной и управленческойотчетности о прошлой (текущей и ретроспективной) деятельности банка. Какправило, такие хранилища не содержат данных, характеризующих внешнее окружениебанка — рынок, что не позволяет делать достоверную сравнительную оценкуэффективности по отношению, например, к позиции конкурентов. Обычно данные,имеющиеся в хранилище, используются для целей построения заданной совокупностиформ обязательной отчетности и мониторинга («отслеживания») тенденцийизменения текущих позиций банка по отношению к прошлым периодам. При этомгромоздкие и трудоемкие процедуры планирования/бюджетирования деятельностибанка в значительном объеме используют информацию извне. С чем связана такая напервый взгляд нерациональность использования возможностей таких мощныхинформационных технологий, как DWH?
На основе имеющегося опыта автор берет на себя смелостьутверждать, что основные проблемы внедрения ИТ в управленческую деятельностьвообще и в банковскую в частности носят исключительно методологическийхарактер. Они связаны с весьма высокой сложностью четкой (однозначной)постановки задачи, т.е. формулировки функциональных требований к системамтакого рода.
Для того чтобы сформулировать такие требования,необходимо совершенно ясно и отчетливо представлять себе объем, содержание,порядок и алгоритмы решения управленческих задач, для обеспечения которыхсоздается DWH. В подавляющем большинстве банков полной ясности на этот счетнет. Единственное, что известно всем доподлинно, так это требования БанкаРоссии к составу и содержанию обязательной отчетности, и здесь, как правило,смысловых и методологических проблем не возникает.
Иначе дело обстоит с управленческой деятельностью.
Управленческие решения — планы деятельности банка, его структурных/региональныхподразделений, кост /профит – центров [8,15], а также временных коллективов(включая отдельных сотрудников) по выполнению стоящих перед ними задач стребуемой эффективностью в заданные сроки. Управленческие решения разделяютсянами на две основные категории (группы): типовые (стандартные) и нетиповые(ситуационные).
Типовые, или стандартные, решения содержат набор плановыхпараметров (показателей) деятельности, имеющих явную и устойчивуюалгоритмическую связь с исходными данными о деятельности банка и требуемымицелевыми показателями. Как правило, такие решения формируются на постояннойоснове и с заданной периодичностью. Наиболее распространенными видами типовыхрешений выступают Финансовый план и Бюджет банка.
Нетиповые, или ситуационные, решения в отличие от типовыхсодержат набор плановых параметров (показателей) деятельности, не имеющих, какправило, явной и/или алгоритмической связи с исходными данными о деятельностибанка и требуемыми целевыми показателями. Формируются такие решения в основномпо мере необходимости и часто связаны с внешними нерасчетными ситуациями,такими, как форс-мажорные обстоятельства, значительные изменения рыночных цен,поступление предложений от инвесторов, изменение состава акционеров, и др [2].
Отчетность — документы установленной формы, содержащиеисходную, аналитическую или справочную информацию, используемую дляформирования и/или принятия управленческих решений, в том числе и самиуказанные решения.
Введение представленных выше понятий составляет методическуюоснову классификации управленческих решений, из которой следует, что вхранилище данных должна присутствовать, как минимум, следующая информация:
данные для формирования типовых решений;
собственно варианты решений (как возможные, так ипринятые к реализации).
Важнейшим составным элементом информации, необходимой дляформирования управленческих решений, выступают целевые показатели деятельностии конкретные (требуемые) значения для соответствующих плановых периодов.
Вопрос о месте хранения информации, необходимой дляформирования нетиповых (ситуационных) решений, мы рассмотрим ниже.
Функции формирования вариантов управленческих финансовыхрешений сводятся в большинстве банков к формированию годового плана и бюджета споквартальной разбивкой. При этом под «планом» обычно понимаютпрогнозные значения балансовых показателей на отчетные (квартальные) даты. Обэтих показателях руководство обычно вспоминает после подведения квартальныхбалансов и очень удивляется, когда «факт» отличается от«плана». Здесь мы намеренно взяли слово «план» в кавычки,так как в свете всего вышеизложенного нами материала, где мы достаточноподробно рассмотрели существо научного подхода к планированию, хотели тем самымеще раз подчеркнуть следующее:
прогнозирование относится к классу математических задачанализа, когда для известного начального состояния и заданных управляющихвоздействий определяется состояние банка на требуемые моменты времени вбудущем;
планирование относится к классу математических задачсинтеза, когда для известного начального, требуемого конечного состояния банкаи выбранного критерия (показателя) эффективности плана определяются управляющиевоздействия (из множества их допустимых значений), которые обеспечиваютоптимальный (в смысле выбранного критерия) переход банка из начальногосостояния в требуемое конечное (например, за заданное время) [7].
В качестве управляющих параметров, напоминаем, выступаютследующие характеристики отделений банковского портфеля (финансовых операций):объемы, средневзвешенные ставки, сроки и риски для инструментовпривлечения/размещения ресурсов.
Очевидно, что задача планирования по своей сложности иобъемам необходимой информации во много раз превосходит задачу прогнозирования,поэтому подмена одного другим, что имеет место в большинстве банков, приводит ктому, что формируемая управленческая отчетность фактически не содержит самихуправленческих решений, а лишь представляет сопоставимые данные по рядупоказателей деятельности банка в сравнении с предыдущими периодами. Она служит какбы для принятия «любых» решений. А это значит, что по такойотчетности просто невозможно определить, какие были приняты решения и как онивыполнялись.
С другой стороны, если задача планирования не решалась,то собственно плана мероприятий или действий, приводящих к требуемомурезультату, не было сформировано, а следовательно, и совпадение требуемыхрасчетных показателей такого «плана» с «фактом» на отчетныедаты есть простая случайность!
Теперь после сделанных нами замечаний здесь уместнопоказать связь вопросов организации процесса управления финансовойдеятельностью банка с проблемными вопросами ее информационного обеспечения вчасти DWH.
Поскольку четкого представления о том, какиеуправленческие решения, когда и кем принимаются в банке, как правило, нет, тоне существует и заданного набора параметров, которые должны быть представлены вхранилище в виде исходной информации, необходимой для формирования вариантовуправленческих финансовых решений. Как же тогда и на основании чего строятся тенемногие хранилища, о существовании и разработке которых есть публикации и скоторыми автор сталкивался в своей практической деятельности?
На самом деле все обстоит очень просто: со всего банкасобираются отчетные формы, которые готовятся теми или иными подразделениями для«решения управленческих задач», устанавливаются входные данные и ихпервичные источники (информационные системы), а затем все эти данныеконсолидируются («сливаются») b DWH. При этом зачастую оказывается,что не всю полученную таким образом информацию удается классифицировать иописать на уровне метаданных (репозитория), поэтому в некоторых банкахпоступают совсем просто: создают одну большую базу данных, каждая их таблицкоторой содержит исходные данные и результаты формирования отдельной отчетной формы.Получается отчетная форма вычислительными средствами самой базы данных (благо,что для таких вычислений обычно не требуется больше четырех арифметическихдействий). Конечно, получаемую таким образом даже очень большую базу данных намочень трудно назвать хранилищем.
При подобном подходе к формированию функциональныхтребований к хранилищу в процессе эксплуатации DWH могут возникать следующиечисто технологические проблемы:
трудно, а порой просто невозможно организовать процедурыконтроля данных на полноту, достоверность и непротиворечивость, чтонепосредственно сказывается на качестве получаемой отчетности;
при добавлении новых объектов в хранилище (связанных споявлением новых форм отчетности вследствие эволюции или бурного развитияаналитической мысли на различных уровнях) могут возникать проблемы с ихклассификацией, что, в свою очередь, может потребовать реорганизациирепозитория;
практически любые, даже самые незначительные изменения вклассификаторах управленческого учета, без которых невозможна кодировка данных,помещаемых в DWH, могут потребовать существенной перестройки хранилища.
Таким образом, как уже отмечалось выше, мы получаемвесьма дорогостоящую и не очень эффективную информационную систему; единственнокому от этого хорошо, так это разве что многочисленным сотрудникам службы ИТбанка и внешним разработчикам DWH, которые при подобных подходах надолгообеспечены своим куском хлеба. Очевидно, что формируемые рассмотренным вышеспособом хранилища данных в значительной степени не решают проблем информационногообеспечения задач управления финансовой деятельностью.
Перечень проблемных вопросов, которые не позволяют вполной мере реализовать возможности, предоставляемые современными ИТ дляпостроения хранилищ данных, можно было бы продолжать и далее. Однако на уровнефункциональных требований к DWH все они обусловлены одной общей причиной:отсутствием единой системы классификации общебанковской информации, подлежащейразмещению в хранилище. Для того чтобы создать такую классификацию, нуженпринципиально иной подход не только к информационному обеспечениюуправленческих задач, но и к организации управления бизнесом в целом. Проблемамформирования и применения такого подхода посвящен следующий раздел [12,13, 17].
/>
Заключение
Результатом данной работы являетсяобобщение и систематизация теоретических сведений об управлении финансовыхресурсов банка. Был проведен анализ математических и оптимизационных методовуправления финансовыми ресурсами коммерческого банка, обоснована актуальностьтемы курсовой работы, определены направления исследования в данной области.Проанализировав модели управления финансовыми ресурсами коммерческого банка,можно выделить следующие выводы:
для эффективного управления финансовыми потоками банка(повышение ликвидности и увеличение прибыли) необходимо разработка модели,которая была бы направлена на повышение эффективности взаимодействия активов ипассив, а не отдельно активов или пассивов (что наблюдается в анализируемыхмоделях);
важной особенностью управления банковскими ресурсамиявляются имеющиеся факторы неопределенности, случайности, неточности. Причинынеопределенности — отсутствие, неполнота (недостаточность, неадекватность),недостоверность информации. Нечеткость принятия решений обусловленнаясубъективностью руководства банка, неточностью выводов и интерпретации данных,сложностью или разнообразием выводов. Вероятностные модели в подобных случаяхмогут оказаться не только неэффективными, а и вредными. Поэтому необходимопостроение системы с использованием нечеткой логики.
существующие разработки в данной области далеко не всегдамогут быть применены к управлению финансовыми ресурсами в банках России, таккак экономики страны имеет свою специфику.
Список используемых источников
1. Банки и банковские операции: Учебник / Под ред. проф.Е.Ф. Жукова. – М.:
2. Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008. – 480 с.
3. Банковское дело. Учебник / Под ред. Г.Г. Коробовой. –М.: Юристъ, 2006. – 751 с.
4. Банковское дело: Учебник. / Под ред. проф. О.И.Лаврушиной. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 450 с.
5. Банковское дело: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. /Под ред. проф. В.И., Колесникова, Л.П. Кропивецкой. – М.: Финансы и статистика,2005. – 353 с.
6. Батракова Л.Г. Экономический анализ деятельностикоммерческого банка. Учебник. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2001. –344 с.
7. Букато В.И., Головин Ю.В., Львов Ю.И. Банки ибанковские операции в России / Под ред. М.Х. Лапидуса. – 2-е изд., перераб.,доп. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 368 с.
8. Виноградова Т.Н. Банковские операции. Учебное пособие.– Ростов н/Д: «Феникс», 2008. – 384 с.
9. Ефимова Л.Г. Банковские сделки: право и практика.Монография. – М.: НИМП, 2001. – 654 с.
10. Иванов А.Н. Банковские услуги: зарубежный ироссийский опыт. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 176 с.
11. Кураков Л.П., Тимирясов В.Г., Кураков В.Л.Современные банковские системы. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гелиос АРВ,2008. – 320 с.
12. Макарова Г.Л. Система банковского маркетинга. Учебноепособие. – М.: Финстатинформ, 2006. – 210 с.
13. Маркова О.М. и др. Коммерческие банки и их операции:Учебное пособие. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008. – 397 с.
14. Масленченков Ю.С., Тавасиев A.M., Эриашвили Н.Д.Расчетные и кассовые услуги банка / Под ред. А.М.Тавасиева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,Элит-2000, 2001. – 232 с.
15. Панова Г.С. Кредитная политика коммерческого банка. –М.: ИКЦ «ДИС», 2007. – 464 с.
16. Розмари Дж. Кэмпбелл Деньги, банковское дело иденежно – кредитная политика / Драйден Пресс, 1991 – 350 с.
17. Семенюта О.Г. Основы банковского дела в РФ. – Ростовн/Д: Феникс, 2008. – 448 с.