ВСТУПЛЕНИЕ
С семнадцатого января, с момента опубликования в «Урядовом курьере», в стране действует новая «банковская конституция» именуемая Законом «О банках и банковской деятельности». Темой данного реферата является выяснение типичных черт, нововведений, усовершенствований в новой законодательной инициативе относительно ее предшественницы.
Следует начать с того, что принятие данного закона во многом являлось политическим, а не экономическим решением. Широкое лоббирование со стороны НБУ с задействованием административного ресурса в лице Кабмина и многочисленные сетования по поводу несовершенства старой версии с референциями на «комплекс экономической неполноценности», возымели свое действие и весьма проблемный во многих аспектах законопроект стал законом. Теперь, когда страсти понемногу улеглись, можно более менее беспристрастно расставить все точки над “i”, а также рассмотреть и недостатки, и приятные новшества, привнесенные Законом «О банках и банковской деятельности».
ДИСКРИМИНАЦИОННЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ В ЗАКОНЕ «О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
На составление и принятие Закона «О банках и банковской деятельности» повлиял действующий глава НБУ, не иначе, как именно этим может объясняться наличие статей 17, 18, 51, 64, 72, 73, во многом дискриминирующих и угнетающих банковскую систему.
Статья 17. Государственная регистрация банков
… Решение о государственной регистрации банка или об отказе в государственной регистрации банка принимается Национальным банком Украины не позднее трехмесячного срока с момента представления полного пакета документов, указанных в данной статье…
В предыдущем законе на сей счет были оговорены нюансы, например, штрафные платежи за превышение срока рассмотрения. Сам срок рассмотрения ограничивался всего лишь месяцем.
Статья 18. Основания для отказа в государственной регистрации
Национальный банк Украины может отказать в государственной регистрации банка в случае, если:
… 5)профессиональная пригодность и деловая репутация председателя исполнительного органа и главного бухгалтера банка, а также членов исполнительного органа банка не отвечают требованиям Национального банка Украины…
А судьи, судьи кто? Основой любого закона является отсутствие субъективности в правовых аспектах. Насколько мне известно на сегодняшний день не существует правового акта, который мог бы являться мерой добропорядочности. Исходя из Закона в случае отказа по статье 18, пункт 5 можно обращаться в суд с требованием защиты деловой репутации.
Статья 51. Расчетные банковские операции
… При выполнении расчетной операции банк обязан проверить достоверность и формальное соответствие документа.
Из кредитно-расчетного учреждения (КРУ) банк вынужденно превращается в контрольно-ревизионное управление (КРУ). Банк заставляют действовать как бы подвергая сомнению честность клиента. На банк взваливают дополнительные хлопоты по проверке документов, удостоверяющих правомочность операции. Процессинговые затраты возрастают, а ресурсы их покрытия в Законе не указаны. Хотя вынужденность появления этого пункта вполне очевидна, но в условиях, когда хороший банк в 100% случаев является по совместительству и финансовым консультантом клиента, наивно надеяться на действенность данной поправки к старому Закону.
Статья 64. Обязанность по идентификации лиц
Банкам запрещается вступать в договорные отношения с анонимными лицами.
Банки обязаны идентифицировать всех лиц, осуществляющих значительные и/или сомнительные операции.
Значительными являются операции, если безналичные расчеты по сделкам на суммы, превышающие эквивалент 50 000 евро, или сделки с наличностью на сумму, превышающую эквивалент 10 000 евро по официальному курсу гривны к иностранной валюте, установленному Национальным банком Украины.
Сомнительными являются операции, имеющие следующие признаки:
1) операция осуществляется при необычных или неоправданно запутанных условиях;
2) операция не является экономически оправданной или противоречит законодательству Украины…
На банки возлагается дополнительный ряд обязанностей, которые ранее не регламентировались и не связаны с их основной деятельностью. Кроме очередного фактора субъективности, который в Законах противопоказан («…сомнительные операции», «…осуществляются при необычных обстоятельствах», «… не являются экономически оправданными»), на банки возложены функции СБУ и роль доносителя на кормильцев-клиентов. Полностью игнорируются нормы европейского права: предоставление информации по клиенту только по решению суда, частная тайна и т.д.
Статья 72. Проверка лиц, которые охватываются надзорной деятельностью Национального банка Украины
Национальный банк Украины имеет право осуществлять проверку лиц, которые охватываются надзорной деятельностью Национального банка Украины, с целью соблюдения законодательства о банковской деятельности. При осуществлении проверки Национальный банк Украины имеет право требовать от этих лиц предоставления любой информации, необходимой для осуществления проверки. Инспектируемые лица обязаны предоставлять Национальному банку Украины затребованную информацию в определенный им срок.
К лицам, которые могут быть объектом проверки Национального банка Украины, относятся:
1) владелец существенного участия в банке, если Национальный банк Украины считает, что он не отвечает требованиям, установленным настоящим Законом, по существенному участию, или негативно влияет на финансовую безопасность и стабильность банка…
Очередной случай субъективности Закона и его неоднозначной трактовки. Фактически данная статья дает НБУ право проверять учредителей, если его работники склонны считать, что они не соответствуют трактовке Закона.
Статья 73. Меры воздействия
… Если в действиях руководителя банка или физического лица или представителя юридического лица - владельца существенного участия, которому предъявлено обвинение в совершении преступления, не установлен состав преступления, но имеет место нарушение требований настоящего Закона или нормативно-правовых актов Национального банка Украины либо если такое лицо признано виновным в совершении корыстного преступления с назначением наказания без лишения свободы, Национальный банк Украины имеет право выдать банку распоряжение об освобождении такого лица от должности или запрете пользоваться правом голоса приобретенных акций (паев)…
Суд как высшая инстанция урегулирования спорных вопросов отпадает. Даже если состав преступления отсутствует, НБУ фактически оставляет за собой право казнить-миловать, т.е. лишать занимаемых должностей директивным порядком, отнимать паевые голоса. Видимо дело «Славянского» весьма упрочило позиции НБУ и усовершенствовало методы его работы.
ОБЩИЕ НОВШЕСТВА И ДОПОЛНЕНИЯ
УСТАВНЫЙ КАПИТАЛ
Прежде всего о ст. 31, которая основательно подпортила нервы целому сонму Председателей банков и видимо коренным образом изменит ситуацию на рынке банковских услуг:
Минимальный размер уставного капитала на момент регистрации банка не может быть меньше:
1) для местных кооперативных банков - 1 миллиона евро;
2) для коммерческих банков, осуществляющих свою деятельность на территории одной области, - 3 миллионов евро;
3) для банков, осуществляющих свою деятельность на территории всей Украины, - 5 миллионов евро.
Согласно статистике из 160 зарегистрированных на Украине банков лишь 60, т.е. 40% от общего числа имеют в уставном фонде суммы превышающие вышеуказанные, а что же остальные? Видимо им придется либо не солоно хлебавши уйти в ранг региональных в течение двух лет с момента опубликования Закона, либо довнести нужную для легитимности сумму. Согласно предположениям экспертов в будущем параметры авторизации для всеукраинских банков могут возрасти до EUR 10 млн. Естественно это играет на руку во-первых, банкам нерезидентам у которых традиционно уставный капитал приведен в соответствие с нормами ЕС и во-вторых, просто очень крупным банкам, коих на Украине единицы.
Из плюсов данной статьи: а) гармонизация с нормативами ЕС, б) санация неработающих банков.
ВИДЫ БАНКОВ
Статья 4. Банковская система Украины
Банковская система Украины состоит из Национального банка Украины и других банков, созданных и действующих на территории Украины в соответствии с положениями настоящего Закона.
Банки в Украине могут функционировать как универсальные или как специализированные. По специализации банки могут быть сберегательными, инвестиционными, ипотечными, расчетными (клиринговыми)…
По сравнению со старым Законом расширен перечень видов банков, которые могут действовать на Украине – кроме обычных универсальных, выделяются специализированные банки.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНК
Статья 7. Государственные банки
Государственный банк - это банк, сто процентов уставного капитала которого принадлежат государству.
Государственный банк учреждается по решению Кабинета Министров Украины. При этом в законе о Государственном бюджете Украины на соответствующий год предусматриваются расходы на формирование уставного капитала государственного банка. Кабинет Министров Украины обязан получить положительное заключение
Национального банка Украины по поводу намерения учреждения государственного банка. Получение заключения Национального банка Украины является обязательным также в случае ликвидации (реорганизации) государственного банка, за исключением его ликвидации вследствие неплатежеспособности…
Введено понятие государственного банка причем учреждает и утверждает устав такого банка Кабмин, но формирование его высшего органа – наблюдательного совета (имеющего право назначать правление госбанка) – осуществляется Верховной Радой и Президентом. Такая появившаяся в Законе "несправедливость", естественно, не понравилась премьер-министру (ранее именно Кабмин назначал членов наблюдательного совета госбанков), и 2 января 2001 года Виктор ЮЩЕНКО попросил Президента "ветировать" ст.7 нового Закона.
11 января Президент Украины подписал Закон "О банках и банковской деятельности", не воспользовавшись правом вето в отношении ст.7 Закона.
12 января Кабмин своим постановлением утверждает новый устав Ощадбанка, в котором усиливает свою роль в управлении этим банком. К исключительным полномочиям учредителя банка - Кабинета министров - отнесены, среди прочих, внесение изменений в устав банка, назначение и увольнение председателя и членов наблюдательного совета банка (11 человек), председателя правления и его заместителей и т.д.
По словам премьера, он также заручился договоренностью с Президентом, в соответствии с которой до внесения изменений и дополнений в Закон "О банках...", касающихся формирования состава наблюдательных советов государственных банков, наблюдательные советы Ощадбанка и Укрэксимбанка сформированы не будут и, таким образом, ст.7 нового Закона "не будет работать".
КООПЕРАТИВНЫЕ БАНКИ
Статья 8. Кооперативные банки
Кооперативный банк создается в порядке, предусмотренном настоящим Законом. Законодательство о кооперации распространяется на кооперативные банки в части, не противоречащей настоящему Закону.
Кооперативные банки создаются по принципу территориальности и делятся на местные и центральный кооперативные банки.
Минимальное количество участников местного (в пределах области) кооперативного банка должно быть не менее 50 человек.
В случае уменьшения количества участников и неспособности кооперативного банка в течение одного года увеличить их количество до минимального необходимого количества деятельность такого банка прекращается путем изменения организационно-правовой формы или ликвидации.
Необходимость механизма объединения региональных финансовых ресурсов давно назрела и ее сублимацией может быть кооперативный банк. Ст.8 нового Закона "О банках..." принята в более-менее сносном виде, требования к капиталу такого банка установлены на приемлемом уровне – EUR1 млн.
Конечно, 50 фермеров (минимальное количество участников местного (в пределах области) кооперативного банка) вряд ли наскребут такую кучу денег, но ведь в качестве участника кооперативного банка могут выступать не только фермеры, но и, например, облгосадминистрация.
ПОРЯДОК РЕОРГАНИЗАЦИИ
Ст. 26. Реорганизация банка осуществляется добровольно по решению его собственников или ПРИНУДИТЕЛЬНО по решению национального банка Украины. Реорганизация может осуществляться путем: слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования.
Ст. 27. Порядок осуществления принудительной реорганизации банков устанавливается этим Законом и нормативно-правовыми актами Национального банка Украины... Принудительная реорганизация осуществляется в случае существенной угрозы платежеспособности банка.
Ст. 28. ...в случае ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ реорганизации решения... принимаются национальным банком Украины, договор о реорганизации не подписывается, общие условия реорганизации определяются постановлением правления Национального банка Украины и являются ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ для исполнения всеми сторонами.
СРЕДСТВА ВОЗДЕЙСТВИЯ
Ст. 46. Правление банка обязано на протяжении трех рабочих дней ИНФОРМИРОВАТЬ Национальный банк Украины о:
…3) убытках на сумму, превышающую 15% капитала банка;
4) падении уровня капитала банка ниже уровня регулятивного капитала;
5) наличии хотя бы одного из оснований для назначения временного администратора или ликвидатора;
6) прекращении банковской деятельности;
7) предъявлении обвинения в совершении корыстного преступления руководителю банка, физическому лицу - собственнику существенного участия или представителю юридического лица - собственнику существенного участия.
Ст. 73. В случае нарушения... приведшего к значительной потере активов или доходов, и в случае возникновения признаков неплатежеспособности банка Национальный банк имеет право отозвать лицензию и инициировать процедуру ликвидации банка...
Ст. 80. С дня своего назначения ВРЕМЕННЫЙ АДМИНИСТРАТОР ИМЕЕТ ПОЛНОЕ И ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПРАВО УПРАВЛЯТЬ БАНКОМ И КОНТРОЛИРОВАТЬ ЕГО, принимать любые меры по возобновлению надлежащего финансового состояния банка или, в случае необходимости, подготовить банк к продаже или реорганизации в целях обеспечения интересов вкладчиков и других кредиторов.
Ст. 87. Банк может быть ликвидирован:
1) по инициативе собственников банка;
2) ПО ИНИЦИАТИВЕ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА УКРАИНЫ (в том числе по заявлению кредиторов).
Ст. 91. С дня принятия решения об отзыве лицензии и назначении ликвидатора:
1) прекращаются полномочия общего собрания, наблюдательного совета и правления...
2) банковская деятельность банка завершается...
Ст. 93. Ликвидатор прекращает принятие требований кредиторов по истечении одного месяца со дня опубликования объявления о начале ликвидационной процедуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Закон несомненно полезен и нужен, но возникает вопрос, почему еще на стадии разработки не были учтены интересы всех сторон, включая ту для которой, а не против которой должен создаваться Закон.
Пугает количество рестрикциональных и административных методов в регулировании, многие из которых вполне прозрачны и объяснимы, но не соответствуют нормам Страсбургского права.
Из хороших нововведений – статья о кооперативных банках и специализация банков, их разбиение по видам.
В целом Закон хорош, выглядит вполне логичным и взаимоувязанным и является шагом вперед относительно предыдущей редакции.