Содержание
Введение
1 Понятие и содержание банковскогомаркетинга
1.1 Цели, задачи банковскогомаркетинга
1.2 Функции банковского маркетинга
2 Организация маркетинга в СбербанкеРоссии
2.1 Организация деятельностиСбербанка России
2.2 Концепция деятельности и развитияСбербанка России: проблемы и перспективы
Заключение
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
Основным нормативно-правовым документов регулирующий деятельности банков и банковской системы вРоссии в целом, является ФЗ «О банках и банковской деятельности» от02.12.1990г. № 395-1.
По российскомузаконодательству, банк отличается от всех других финансовых посредников тем,что только они имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующиебанковские операции:
· привлечение вовклады денежных средств физических и юридических лиц;
· размещениепривлеченных денежных средств юридических и физических лиц от своего имени и засвой счет на условиях возвратности, платности и срочности;
· открытие иведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Следовательно, основноеназначение банка – посредничество в перемещении денежных средств от кредиторовк заемщикам и от продавцов к покупателям.
Маркетинг как комплекснаядеятельность в области рынка обеспечивает решение конкретных задач в конкретнойситуации путем. В качестве совокупности отработанных практикой методов изучениярынка, маркетинг призван сыграть роль в преобразовании всех хозяйственныхотношений на российском рынке.
Маркетинг системауправления деятельности компаний, фирм, банков, всесторонне учитывающая нарынке процессы. Банковский маркетинг представляет собой особую отрасльмаркетинга. Это внешняя и внутренняя стратегия, политика деятельности банка,определяемая конкретной экономической ситуацией. Реальная хозяйственнаяситуация в России сегодня привели к жизненной необходимости освоениякоммерческими банками самых современных приемов и способов маркетинга.
Теманастоящей работы является актуальной. Основой успешного проведенияэкономических реформ является функционирующее устойчивое денежное обращение.Именно оно позволяет реализовывать связи между всеми участниками хозяйственногоорганизма. Коммерческие банки — это центры, где в основном начинается изавершается деловое партнерство. От четкой, грамотной деятельности коммерческихбанков в решающей мере зависит здоровье экономики. Без развитой сети банков,действующих на коммерческой основе, стремление к созданию реального иэффективного рыночного механизма осуществить невозможно.
Важными задачамибанковского маркетинга являются повышение конкурентоспособности и прибыльностибанка в долгосрочном периоде, эффективное продвижение его услуг на рынке имаксимальное удовлетворение потребностей клиентов на основе постоянногоизучения рынка банковских услуг. Особенность банковского маркетинга состоит вспецифике банковских услуг. В условиях жесткой конкуренции проводником маркетинговойполитики банка можно считать всех сотрудников — не все принимают решения, новсе участвуют в их реализации.
Предметом исследованияявляется определение современной концепции банковского маркетинга в Российскихусловиях.
Объектом исследованияявляется Сбербанк России, как единая крупная банковская сеть с развитойинфраструктурой банковского сектора.
1Понятие и содержание банковского маркетинга
В современное времявопросам маркетинга посвящено множество работ, проводится множество дискуссий,семинаров, а также в о многих работах посвящено понятию банковского маркетинга.К сожалению в определениях научных работ понятие банковского маркетинга даетсянедостаточно ясно. Необходимо посвящать банковскому маркетингу деятельности поизучению рынка и продвижению банковских услуг.
Такой подход копределению банковского маркетинга подтверждается приводимой в литературеструктурой коммерческих банков, включающий отдел маркетинга и связей склиентурой или управление маркетинга, состоящее из отдела связи с клиентурой,отдела услуг и рекламы и отдела рыночной конъюнктуры, которое должно решатьследующие задачи:
— обеспечиватьустановление связей с новой клиентурой;
— способствовать развитиюделовых и нужных связей для коммерческих отношений;
— изучать рыночную конъюнктуру;
— оказыватьорганизационную помощь клиентам.
Деятельностьмаркетинговых служб включает анализ рынка банковских услуг, разработкурекомендаций для руководства банка по принятию необходимых управленческихрешений, разработку плана маркетинга[1].
Банковский маркетингнепосредственно связан с деятельностью банка и управлением банковской системы,включая как управление самой системе, так и управление персоналом банка. Сотрудникибанка непосредственно занимающиеся продвижением банковских услуг на рынке,могут затратить большие усилия и средства на рекламу и личное общение спотенциальными клиентами банка с целью убедить их воспользоваться его услугами,в результате чего возможные клиенты придут в банк. Однако в следствиеневнимательного отношения к ним сотрудников банка, у них может сложитьсянеблагоприятное впечатление о банке и они откажутся от взаимодействия с ним.Поэтому, деятельность всех сотрудников банка должна основываться на концепциимаркетинга, ориентированной на потребителя.
Для формирующегосябанковского рынка России, который является немаловажной структурой современнойэкономики, приемлем такой маркетинг, который определяет четкую системувзаимосвязи и взимзаимствованием, а также гарантирует воздействие всех факторовна рынок, приобщая основные элементы маркетинга, такие как:
— услуга;
— изучение условий продаж;
— средства доставкиуслуги на рынок;
— реклама, средствапродвижения услуги, мероприятия для создания благоприятного общественногомнения о банке и т.д.
Банковский маркетингреализовать на практике сложнее, чем маркетинг, ориентированный на услугу. НоРоссии, банкирам предстоит осваивать самые современные приемы и методыуправления, чтобы быстрее ликвидировать дистанцию между состоянием еесегодняшней экономики и уровнем хозяйства промышленно-развитых стран[2].
Банковский маркетингможно определить как поиск банком наиболее выгодных банковских продуктов сучетом реальных потребностей клиентуры. Главная задача банковского маркетингазаключается в анализе процессов, происходящих на рынке капитала, то естьнепосредственно в сфере действия кредитно-финансовых институтов, целом банковскойсистеме. Это необходимо руководству банков для того, чтобы принимать гибкиерешения, направленные, прежде всего, на расширение банковской деятельности исоответственно на увеличение прибылей[3].
Важнейшими элементами,вызвавшими необходимость применения маркетинга в банковской сфере, являютсяследующие:
• Развитие информационныхтехнологий и средств коммуникации на базе современной техники и как следствие расширениерегиональной и национальной сфер деятельности финансово-кредитных институтов.
• Развитие конкуренциивнутри банковской системы.
• Ограничения ценовойконкуренции на рынке банковских услуг, связанные с государственнымрегулированием.
Целью политикируководства банка и деятельности всех его служб является привлечение клиентуры,расширение сферы услуг, рост получаемой прибыли.
Банковский маркетингможно определить как использование банком наиболее выгодных рынков банковскихпродуктов с учётом потребностей клиентуры, что предполагает чёткую постановкуцелей банка, формирование способов их достижения, мероприятий для реализациипланов.
Коммерческий характербанков требует точного применения маркетинга. Специфика маркетинга в банковскойобласти характеризуется не только тем, особенностями денежного оборота, которыйвыступает объектом всей банковской деятельности и всей банковской системы.Банковский маркетинг должен быть ориентирован на ускорение оборота денежноймассы за счёт безналичных расчётов в хозяйстве.
Маркетинг рыночнаяконцепция управления деятельностью банка и банковской системы, направленная наизучение экономической конъюнктуры, запросов клиентуры и ориентации на нихпредлагаемых услуг.
1.1 Цели, задачибанковского маркетинга
Цель банковскогомаркетинга — создание условий необходимый и подходящие к требованиямсовременного рынка капитала, повышение конкурентоспособности и прибыльности, атакже выработка современной концепции модернизации банковской системы ибанковских услуг в период международного финансового кризиса..
Целями маркетинга в банкетакже являются:
· формирование истимулирование спроса на рынке банковских услуг;
· обеспечениепринимаемых управленческих решений и планов работы банка;
· расширениеобъемов услуг;
· увеличениеприбыли.
Основные задачимаркетинга в банке являются
1. Обеспечениерентабельности работы банка.
2. Обеспечениеликвидности банка в целях соблюдения интересов кредиторов и вкладчиков,поддержание имиджа банка[4].
3. Максимальноеудовлетворение запросов клиентов по качеству услуг, оказываемых банком.
Исходя из задач,банковский маркетинг ориентируется количественными и качественнымипоказателями, как:
• количество клиентов;
• объем депозитов;
• объем кредитныхвложений;
• объем инвестиций;
• размеры совершаемыхбанком операций и услуг;
• показатели доходов ирасходов банка;
• данные о скоростиоборота средств;
• объем затрат насовершение операций;
• сроки обработкидокументов;
• степень удовлетворениязапросов клиентов по объему, структуре и качеству услуг; обеспечениесохранности конфиденциальной информации;
• развитиепрофессиональной подготовки работников банка.
Специфической чертоймаркетинговой деятельности банка выступает широкая гамма факторов, которыепостоянно приходится держать под контролем: денежный оборот и кредитныеотношения на макро и микро уровнях, наличие немалого риска при выполненииденежных операций, вытекающего из сложного переплетения действий многочисленныхвнутренних и внешних обстоятельств и другие.
Маркетинговаядеятельность имеет своего рода несколько элементный характер.
1 элемент включает такиекатегории как товар, цена, рынок, при быль.
2 элемент включаетсистему маркетинговой информации, планирование и организацию маркетинговойработы, маркетинговый контроль.
3 элемент включаетпосредников, клиентуру.
В рамках маркетингадолжны реализовываться следующие основные принципы:
а) направленностьдействий всех банковских работников на достижение конкретных рыночных целей;
б) комплексность процессамаркетинга (планирование, контроль);
в) единство текущегопланирования маркетинга;
г) контроль зареализацией решений;
д ) стимулированиетворческой активности каждого работника;
е) обеспечениезаинтересованности работников в повышении квалификации;
ж) созданиеблагоприятного психологического климата в коллективе.
Значение маркетинговойработы банка, заключается в содержание и цели которой существенно меняются подвлиянием конкуренции на финансовых рынках и меняющихся между банками иклиентурой.
Конкуренция на финансовомрынке очень сильно возросла, банкам требуется абстрагировать свою деятельность,развивать систему управления. Цель состоит в создании банковского универмага собслуживанием клиента по данной системе. Важным для банка является разработкановых продуктов с хорошим дизайном и удобной доставкой потребителю.Использование маркетинговой стратегии и техники продаж становится неотъемлемойчастью организационной структуры банка. Банки вместе с тем отказываются отпринудительного навязывания услуг и акцентируют внимание на максимальномудовлетворении нужд клиентов как на основе своей политики"[5].
Маркетинг- это не толькоакт реализации продукта, но это стратегия банка, требующая тщательнойподготовки, анализа, активной работы многих подразделений банка.
Маркетинговая стратегияпредполагает первоочередную ориентацию банка не на свой продукт как таковой. Маркетингпредполагает тщательное изучение рынка, анализ меняющихся склонностей банковскихуслуг. Банковский служащий становится продавцом финансовых продуктов и в этомсостоит наиболее существенный сдвиг по сравнению с 20-30 лет назад.
Одной изважнейших задач банка в условиях современной банковской системы являетсяорганизация процессов управления операциями банков, координация деятельности банков,поддержания стабильности функционирования банковской системы в целом. К примеруЦентральным банком выбираются цели и приоритеты банковской деятельности,разрабатываются соответствующие стратегия и тактика денежно-кредитной политики,которые конкретизируются в выборе определенных методов, инструментов и средствдостижения поставленных целей.
1.2 Функции банковскогомаркетинга
Основными функциямибанковского маркетинга являются:
— изучение спроса нарынке капитала и его отдельных сегментах, представляющих особый интерес длябанков;
— анализ и изучение процентнойполитики, реклама;
— разработка системыпланирования банковской деятельности;
— управление персоналом;организация обслуживания клиентов.
Банк на основе анализарынка, изменений объема рынка, учета социально-психологических особенностейобъектов на территории составляет программу по привлечению средств и денежноймассы. Банк обязан определить общие принципы стратегии конкурентной борьбы иконкретные способы овладения рынком сбыта.
Специфика маркетинга вбанковской сфере обусловлена особенностями денежного оборота, который выступаетобъектом всей банковской деятельности. Банковский маркетинг связывается сновыми формами расчетов, в максимальной степени учитывающими характерхозяйственной деятельности клиентов банка, особенности места нахождения их партнеров,их финансовое положение и другие факторы, влияющие на скорость денежногооборота.
Маркетинг в банковскойсфере нацелен на и анализ финансового состояния клиентов и прогнозирование наэтой базе возможностей привлечения вкладов в банки, изменений в деятельностибанка. Сейчас, когда предприятиям и организациям разрешается открывать счета влюбом банке, расширяется основа конкуренции в банковском деле. Маркетингнаправляется на обеспечение условий, способствующих привлечению новых клиентов,расширению сферы банковских услуг, заинтересовывающих клиентов во вложениисвоих средств на счета данного банка.
2Организация маркетинга в Сбербанке России
Создание и развитиеширокого спектра услуг банков, оказываемых клиентам (физическим и юридическимлицам) базируется на ряде основных предпосылок: формирование стратегии банка,определение эффективности, концепция, продажа услуг, исследования рынка,кадровая политика и др.
Особенности маркетинга вбанковской сфере Сбербанка России обусловлены спецификой банковской продукции[6].
Целью политики СбербанкаРоссии является привлечение клиентуры, расширение сферы сбыта своих услуг и ростполучаемой прибыли.
Банковский работникдолжен знать основные принципы маркетинга, чтобы постоянно применять его всвоей работе. Чтобы выжить, банки должны применять самый широкий наборбанковских услуг. Так, из более чем 200 услуг, предлагаемых западными банками,российские банки предлагают только 80.
В последнее время пристабилизации экономики России, у основных клиентов Сбербанка России — компаний,рынок банковских услуг превратился в рынок покупателя. С этого моментабольшинство российских банков стали искать новые способы привлечения клиентов.Для этих целей они могут успешно применять маркетинг.
Маркетинг в СбербанкаРоссии — это стратегия данного банка, требующая тщательной подготовки,глубокого анализа. Маркетинговый подход в организации деятельности предполагаеториентацию банка со своего продукта на потребности клиента. Необходимотщательное изучение рынка, анализ потребностей потребителей банковских услуг.Так, после ускоренного погашения Правительством задолженности по пенсиямСбербанк повысил ставки по пенсионному вкладу, после решения Правительства оначале индексации вкладов граждан 1916-1924 годов рождения Сбербанк ввел дляэтих категорий граждан вклад «Компенсационный». Эти акции Сбербанкабыли проведены в 1997 году, и за это время доля Сбербанка в привлечении вкладовнаселения выросла с 60% до 74,45%1
В рамках современногомаркетинга меняются отношения банка и клиента. Сейчас Сбербанк России вынужденпостоянно разрабатывать новые виды банковских продуктов, которые адресованыконкретным группам клиентов. Недавно банк объявил о введении новой услуги:предоставление студентам государственных ВУЗов кредита на покупку собственногоперсонального компьютера с возвратом кредита в течение одного года. Залогомкредита будет являться сам компьютер. Данная банковская услуга для студентовявляется очень умным и дальновидным ходом руководства банка, так каксегодняшние студенты, которым нужен компьютер, — это вероятные будущие«белые воротнички» с доходами выше среднего. Таким образом СбербанкРоссии привлекает стратегическую в будущем группу клиентов[7].
Одна из целей банковскогомаркетинга Сбербанка России — постоянное привлечение новых клиентов. Суммавкладов населения в Сбербанке на 01.01.2010 года составила 1154230 млн.«новых» рублей. Стоит обратить внимание на качество предлагаемыхбанками услуг: количество услуг банка, в большинстве своем ограничиваетсяхранением денег на счете, краткосрочным кредитованием и обслуживанием дебетовыхкарт.
Банковский маркетинг,можно определить как использование банком наиболее выгодных рынков банковскихпродуктов с учетом реальных потребностей клиентуры. Это предполагает четкуюпостановку целей банка, формирование путей и способов их достижения иразработку конкретных мероприятий для реализации планов.
Маркетинг в СбербанкеРоссии нацеливается на изучение рынка кредитных ресурсов, анализ финансовогосостояния клиентов. Маркетинг направляется на обеспечение условий,способствующих привлечению новых клиентов, расширению сферы банковских услуг,заинтересовывающих клиентов во вложение своих средств в этот банк[8].
Особенность маркетингаСбербанка России является объединение в единое целое принципы маркетингаконечного продукта. В соответствии с этим разделением клиентов банка происходити разделение маркетинга внутри банка. Но, я думаю, не стоит делить предметбанковского маркетинга на две части, гораздо проще рассматривать банковскиймаркетинг как одну систему, соединяющую в себе два различных подхода.
В конечном же счетемаркетинг Сбербанка России направляется на осуществление единой цели:рациональное использование доходов и временно высвобождающихся денежных средствв хозяйстве. В рамках маркетинга в Сбербанке России должны реализовыватьсяследующие принципы:
— Направленность действийвсех банковских работников на достижение конкретных рыночных целей.
— Единствостратегического и оперативного планирования маркетинга.
— Разносторонне имасштабное стимулирование творческой активности и инициативы каждого работникабанка.
— Создание благоприятногопсихологического климата в коллективе банка.
2.1 Организациядеятельности Сбербанка России
Сберегательныйбанк РФ создан на акционерной основе. Его основной учредитель — ЦентробанкРоссии. Сбербанк РФ является юридическим лицом и со всеми своими учреждениямисоставляет единую систему банков РФ. Организационная структура Сбербанкаопределяется тремя основными моментами — чрезвычайно развитой филиальной сетью,структурой управления банком, структурой его функциональных подразделений ислужб. Главное назначение органов управления — обеспечить эффективноеруководство коммерческой деятельностью Сбербанка с целью реализации егоосновных функций врыночной экономике.
Спецификадеятельности Сбербанка проявляется и в его функциях. Сбербанк как кредитнаяорганизация имеет право выполнять в соответствии с Уставом следующие операции:
•размещатьпривлеченные средства в экономику;
•кредитоватьпотребительские нужды населения;
•привлекатьвклады (депозиты) и предоставлять кредиты по соглашению с заемщиками;
•осуществлятьрасчеты по поручению клиентов, в том числе физических лиц, ибанков-корреспондентов, включая нерезидентов, и их кассовое обслуживание;
•выпускать,покупать, продавать и хранить платежные документы и ценные бумаги (чеки,аккредитивы, векселя, акции, облигации и другие документы), осуществлять иныеоперации с ними;
•приобретатьправа требования по поставке товаров и оказанию услуг, принимать рискиисполнения таких требований и инкассировать эти требования (форфейтинг), атакже выполнять эти операции с дополнительным контролем за движением товаров(факторинг);
•покупатьи продавать в России и за ее пределами драгоценные металлы, камни, а такжеизделия из них;
•приниматьи размещать драгоценные металлы, камни во вклады, осуществлять иные операции сэтими ценностями в соответствии с международной банковской практикой;
•оказыватьброкерские, консультационные услуги, осуществлять лизинговые операции;
•производитьдругие операции и сделки по лицензии Центробанка России, выдаваемой в пределахего компетенции и др[9].
Первым иосновополагающим принципом деятельности Сберегательного банка является работа впределах реально имеющихся ресурсов. Это означает, что банк должен не толькообеспечивать количественное соответствие между своими ресурсами и кредитнымивложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов спецификемобилизованных им ресурсов.
Вторымважнейшим принципом, на котором базируется деятельность Сбербанка, являетсяэкономическая самостоятельность, подразумевающая и экономическуюответственность банка за результаты своей деятельности.
Вучреждениях Банка обслуживается почти 689 тыс. счетов предприятий иорганизаций. Средства на расчетных, текущих и депозитных счетах юридическихлиц, аккумулированные Сбербанком, составляют 5% общей суммы средств на счетахюридических лиц в коммерческих банках страны. Значительная часть активовСбербанка РФ размещена в Центробанке России и используется в качествеподкрепления ресурсов других коммерческих банков и для финансирования государственногодолга. За пользование ресурсами, сформированными за счет вкладов населения вучреждениях Сбербанка, Центробанк России вносит Сбербанку плату, котораязначительно ниже ставки за пользование кредитными ресурсами на межбанковскомрынке, В результате снижаются возможности Банка по формированию и распределениюсобственных ресурсов, обеспечению их маневренности.
Внастоящее время Сбербанк РФ — крупнейший в банковской системе РоссийскойФедерации. Являясь преемником традиций, приобретенных сберегательными кассамиРоссии за свою более чем 155-летнюю историю, он соединяет в себе опыт прошлогои перспективы будущего.
2.2Концепция деятельности и развития Сбербанка России: проблемы и перспективы
Концепциямаркетинга — это ориентация на нужды и потребности клиентов, подкрепленнаякомплексными усилиями организации маркетинга, нацеленными на созданиепотребительской удовлетворенности в качестве основы для достижения целейорганизации.
Концепциямаркетинговой деятельности — это ориентированная на потребителя стратегиябанка. Она основывается на анализе всего спектра показателей влияющих нафинансово-кредитную систему банка в частности.
Взависимости от характеристик банка и его целей и задач выбирается маркетинговаяконцепция, которая принимается за основу до изменения важнейших показателей нарынке заложенных в расчеты при ее выборе. Часть банков в условиях Россииориентируются на одну маркетинговую концепцию на протяжении 3-5-ти и более лет.Однако, это могут себе позволить только надежные и консервативные банки имеющиезначительные собственные средства и их ресурсы могут выдерживать даже сбои вэкономике и политические изменения. Другие меняют свою концепцию оперативно, взависимости от динамики внешних и внутренних факторов, в то же время необходимоотметить, что на практике ни одна концепция в чистом виде не встречается.
Вбанковском маркетинге могут применяться следующие концепции маркетинга:
1.Производственная или концепция совершенствования банковских технологий.Согласно ей клиенты при выборе банка ориентируются на доступные услуги, имеющиеневысокую цену. Данную концепцию банки выбирают при следующих условиях:
— основная часть реальных и потенциальных клиентов банка имеет невысокие доходы;
— спрос на банковские услуги равен предложению или превышает его;
— растет клиентская база банка и на этой основе сокращаются его условнопостоянные расходы, что позволяет выделять средства для увеличения долиотдельных услуг банка на рынке.
2. Концепциясовершенствования банковских услуг. Основной принцип этой концепции состоит впривлечении клиентов к тем услугам банка, которые по своим характеристикам икачествам превосходят аналоги предлагаемые конкурентами и тем самым даютпотребителям большие выгоды. Банки в этом случае направляют немалые усилия наповышение качества предоставляемых услуг[10].
3.Торговая концепция. Основывается на активной информации и рекламе банковскихуслуг на основе маркетинговых исследований, чтобы обеспечить необходимыйуровень привлечения клиентов и роста объема реализации услуг.
4.Традиционная маркетинговая концепция. Согласно ее рост объема потреблениябанковских услуг можно обеспечить в основном после проведения анализапотребностей и мотиваций спроса отдельных социальных групп населения иликонтактных аудиторий на эти услуги, и разработки на этой основе адресногопредложения по продвижению банковских услуг. Иными словами, маркетинг долженначаться с анализа спроса и предложения на ту или иную банковскую услугу итолько после этого составляются предложения и программы по их продвижению.
В развитие Концепции СбербанкаРоссии разработаны стратегические направления деятельности Банка на 2000-2005гг., на 2006-2009 гг., а также на 2010-2012гг. и бизнес-планы по их осуществлению.В ходе реализации этих документов Банк прошел сложный путь превращения изсистемы сберегательных касс в универсальный коммерческий банк, предоставляющийширокий спектр услуг своим клиентам. Важным элементом управлениясовершенствование системы оплаты труда и материального поощрения служащихБанка. Одной из первостепенных задач Банка является обеспечение принципиальнонового уровня обслуживания клиентов. В этих целях необходимо широкое внедрениеновых банковских продуктов, основанных на современных банковских технологиях,высокой степени автоматизации и компьютеризации банковских операций,использовании совершенных телекоммуникационных сетей.
Концепцияразвития Сберегательного банка России получила адекватное отражение вбизнес-плане Банка. Он предусматривает сохранение стратегической линии наразвитие Сберегательного банка России как крупнейшего универсальногокоммерческого банка страны, традиционно ориентирующегося на работу снаселением, при усилении координации его действий с Правительством РоссийскойФедерации и Центральным банком России.
Концепцияразвития Банка воплощается в стратегических целях на период до 2020 г. Главнойстратегической целью деятельности Банка является упрочение достигнутых импозиций универсального коммерческого банка, сохраняющего специализацию илидерство на розничном рынке банковских услуг, активно расширяющего своеприсутствие на других секторах рынка при минимизации рисков, адекватногоусловиям рыночной экономики и занимающего достойное место в международныхрейтингах крупнейших кредитных институтов мира. Приоритетными направлениямидеятельности Банка по достижению этой цели являются:
•обеспечениекачественно нового уровня обслуживания граждан, отвечающего их интересам ипотребностям;
•защитаинтересов вкладчиков, обеспечение сохранности их вкладов путем размещенияпривлекаемых Банком средств в наименее рискованные вложения;
•повышениесберегательной квоты и культуры сбережений в стране;
•дальнейшееразвитие кредитования населения преимущественно на цели жилищного строительства;
•сбалансированноеактивное участие на всех сегментах денежного и фондового рынков при сохранениилидирующего положения в сфере обслуживания частных клиентов;
•определениеприоритетных сегментов рынка и клиентуры Банка;
•переходот экстенсивного к преимущественно интенсивному развитию прежде всего путемболее эффективного использования кредитных ресурсов;
•использованиесовременных банковских продуктов и технологий.
Долговременнойстратегической целью Сберегательного банка является повышение его социальнойзначимости. Важными условиями успешной реализации этой стратегической целиявляются:
•укреплениепозиций на рынке розничных банковских услуг;
•активноеучастие в разработке и реализации федеральных программ по восстановлениюсбережений граждан России и урегулированию внутреннего государственного долга;
•дальнейшееразвитие традиционных для Банка операций по приему коммунальных, налоговых ипрочих платежей населения, выплате заработной платы трудящимся, пенсий,пособий, выплате выигрышей по лотерейным билетам и облигациям государственногозайма и др.
Практическая реализацияКонцепции позволит Сбербанку стать ведущим кредитным институтом страны,играющим важную социальную роль и являющийся активным участником реализацииединой государственной денежно-кредитной политики, интегрированным вмеждународную финансово-кредитную систему. Успешная реализация намеченныхстратегических целей предполагает поступательное и комплексное развитие каквсей системы Банка в целом, так и его филиалов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящей работерассмотрены принципы применения маркетинга в банковской деятельности.
Банковский маркетингсвязан со всей деятельностью банка и ее управлением, включая как управлениеоперациями, так и управление персоналом.
Важнейшими факторами,вызвавшими необходимость применения маркетинга в банковской сфере, являютсяследующие:
• Появление и развитиепрактически небанковских учреждений, составивших конкуренцию банкам.
• Развитие информационныхтехнологий и средств коммуникации на базе современной техники и как следствие расширениерегиональной и национальной сфер деятельности финансово-кредитных институтов.
Прибыль современногороссийского банка формируется в основном за счет кредитования юридических ифизических лиц, инвестиций в ценные бумаги и уставные капиталы другихпредприятий, операций по ведению счетов юридических лиц и др. В банковскойдеятельности в РФ государственные органы не устанавливают специализации банков,например, на осуществление инвестиционной, ипотечной деятельности и т. д.Российские банки могут беспрепятственно участвовать на рынке фондовыхценностей.
Систематическоевыполнение банком своих функций и создает тот фундамент, на котором зиждетсястабильность экономики страны в целом. И хотя выполнение каждого вида операцийсосредоточено в специальных отделах банка и осуществляется особой командой сотрудников,они переплетаются между собой. Так, банки обладают уникальной способностьюсоздавать средства платежа, которые используются в хозяйстве для организациитоварного обращения и расчетов. Хозяйство не может существовать и развиватьсябез хорошо отлаженной системы денежных расчетов. Отсюда большое значение банков,как организаторов этих расчетов.
Библиографическийсписок
1. Банки и банковские операции. Под ред.Е.Ф. Жукова 2009г.
2. Банковское дело / Под редакцией О. И.Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2008.
3. Киселев В.В. Коммерческие банки вРоссии: настоящее и будущее. Банковская политика. Регулирование и управление. –М.: Финстатинформ, 2009.
4. Климов А. Сбербанк обещает «перестройку».Город N. -2006 -23-29июля. С.7.
5. Кугаев С. Самый главный теперь — Сбербанк: [Беседу с пред. Правления Рост. Сбербанка вела В. Южанская] // Нашевремя. — 2001. — 24 июля.
6. Масленченков Ю.С. Технология иорганизация работы банка. – М.: ООО «ДеКА», 2008.
7. Масленченков Ю.С. Финансовыйменеджмент в коммерческом банке: в 3-х кн. – М.: Перспектива, 2009.
8. Питер С.Роуз. Банковский менеджмент.– М.: Дело ЛТД, 2007
9. Учебник «Банковское дело» под ред.Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой 2004г.
10. Усоскин В.М. Современный коммерческийбанк: управление и операции. М. 2008.