СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫКРЕДИТОВАНИЯ В РОССИИ
1.1 Понятие кредитной системы.Факторы ее развития
1.2 Развитие системы кредитованияв России, основные тенденции
2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НИЗВОГОЗВЕНА КРЕДИТНОЙ СИСТЕМ РОССИИ
2.1 Понятие «низового звена»кредитной системы РФ
2.2 Этапы развития низового звенакредитной системы
Заключение
Список используемых источников
Приложение
Введение
Актуальность темыкурсовой работы определяется тем, что в условиях перехода к рыночной экономикев России существенно изменились состав и структура денежных доходов населения.В частности, увеличился временной интервал, необходимый для накопленияопределенной суммы сбережений, достаточной для приобретения населением товарови услуг. В связи с этим, возросла роль низового звена кредитной системы, каквыдачи кредитов населению через специальные учреждения, призванного устранитьвременной разрыв между потребностью в получении товаров или услуг ивозможностью их оплаты.
Исторически, в силусложившихся обстоятельств, кредитованием потребительских нужд населениязанимался Сберегательный Банк Российской Федерации. Между тем, даже у СбербанкаРоссии, миссией которого является обслуживание, прежде всего, населения,удельный вес кредитов населению в общем объеме выданных кредитов в среднем запоследние пять лет не превышает 3 %, что, на наш взгляд, является крайненедостаточным. Как и вся банковская система в целом, Сбербанк Россиирассматривает население в качестве источника денежных ресурсов, а не какальтернативу для осуществления активных операций.
Таким образом необходимоопределить исторические условия возникновения низового звена кредитной системыРоссии пи определить основные направления его развития.
Степень разработанности. Общиевопросы теории кредита, развития и становления кредитной системы,кредитно-денежной политики изложены в трудах А.В. Аникина, Н.Г. Антонова, С.А.Бахматова, Э.Я. Брегеля, B.C. Волынского, О.И. Лаврушина, М.А. Песселя, М.Н.Соболева, М.М. Ямпольского и др. Исследованию потребительского кредита вплановой экономике посвящены работы B.C. Захарова, В.И. Зонова, С.Н. Ни, В.А.Черненко и др. С переходом к рыночной экономике смещаются приоритеты, меняютсяусловия функционирования субъектов экономических отношений, системавзаимоотношений приобретает иной характер. Поэтому практика предоставления ииспользования потребительского кредита в советский период не может бытьэлементарно перенесена на современность и служить основой для исследования.Прикладное использование зарубежного опыта кредитования, изложенного в работахС.Л. Брю, Э.Дж. Долана, К.Р. Макконнелла, К.Д. Кэмпбелла, Р.Дж. Кэмпбелла, П.Самуэльсона, В. Лексиса и др., возможно только в случае его адаптации кусловиям российской экономики.
Изучением различныхаспектов потребительского кредитования в современной России занимается рядэкономистов. В работах В.А. Черненко проводится комплексное исследование рынкапотребительского кредита, изучаются проблемы его становления, рассматриваютсяперспективы развития. Многие работы посвящены узкому сегменту рынкапотребительского кредита: банковскому кредиту (А.А. Казимагомедов, Е.Б.Ширинская), ипотечному кредитованию (И.А. Разумова, Л.И. Рябченко, П.Н.Кострикин), деятельности кредитных союзов (М.И. Гурьева), ломбардов (А.А.Киселев, Т.Н. Лустина). В.А. Черненко, А.Ж. Енанов, А.Х. Махамат исследовалипотребительский кредит как средство повышения уровня благосостояния населения.Однако вопрос требует дальнейшего комплексного изучения. В научной литературе вдолжной мере не изложен макроэкономический аспект проблемы, что обусловилонеобходимость проведения исследования рынка потребительского кредита внаправлении анализа современного уровня его развития и факторов, оказывающихвоздействие на этот процесс, оценки его видовой структуры и прогнозной оценки егодинамики.
Цель данной работы состоит в том, чтобы,опираясь на исторический анализ кредитной системы России определить механизмыфункционирования низового звена, а так же выявить основные тенденции егоразвития.
В соответствии споставленной целью основными задачами данной работы являются:
— Изучить теоретическиеаспекты кредитования;
— Рассмотретьтеоретические основы потребительского кредитования;
— исторические аспекты развитиякредитной системы в России;
— выявить основные формыи направления развития потребительских кредитов;
— выделить основные направленияразвития низового звена кредитной системы;
— определить тенденцииего развития;
— охарактеризовать основныеэтапы развития кредитов населению;
Предметом даннойдипломной работы является анализ и исследование развития низового звенакредитной системы в современной России.
Объектом дипломногоисследования является низовое звено кредитной системы.
Теоретической иметодологической основой данногоисследования послужили концепции и гипотезы, представленные и обоснованные вклассических и современных трудах отечественных и зарубежных экономистов,реализующих историко-теоретический подход к анализу тенденций развития низовогозвена кредитной системы.
Нормативно-правовуюоснову составили ЗаконыРоссийской Федерации, законодательные и нормативные акты Президента иПравительства России, а также другие официальные документы и материалы в ихкритическом осмыслении.
Эмпирической базой исследования послужили материалымонографических работ, текущих публикаций в периодических изданиях.
Инструментально-методическийаппарат исследования. Припроведении анализа и обобщения практического и теоретического материала применялисьметоды сопоставления, структурно-функционального анализа, единстваисторического и логического, статистический метод.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, состоящих издвух параграфов каждая, заключения и списка используемых источников.
Во введении обосновывается актуальность данной темы,определяется цель и основные задачи исследования.
В первой главе «тенденции развития кредитной системы в России»используется оценка исторических аспектов развития кредитования в Росси,выявляются основные тенденции и направления.
Во второй главе «История развития низового звена кредитнойсистемы России» выявляется историческая детерминация периода становлениянизового звена кредитной системы в России. Показываются основные характеристикиэтапов и историческая оценка аспектам исторического развития.
В заключение делаются краткие выводы о низовом звене в РФ.
Список использованных источников содержит 11 наименований.
Приложения содержат таблицыи графики.
1. Тенденции развитиясистемы кредитования России
1.1 Понятие кредитнойсистемы. Факторы ее развития
Современная кредитнаясистема — это совокупность различных кредитно-финансовых институтов,действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию имобилизацию денежного капитала. Через кредитную систему реализуются сущность ифункции кредита.
Различают два понятиякредитной системы: 1) совокупность кредитных отношений, форм и методовкредитования (функциональная форма); 2) совокупность кредитно-финансовыхучреждений, аккумулирующих свободные денежные средства и предоставляющих их вссуду (институциональная форма).
В первом аспектекредитная система представлена банковским, потребительским, коммерческим,государственным, международным кредитом. Всем этим видам кредита свойственныспецифические формы отношений и методы кредитования. Реализуют и организуют этиотношения специализированные учреждения, образующие кредитную систему во втором(институциональном) понимании. Ведущим звеном институциональной структурыкредитной системы являются банки. Кредитная система — более широкое и емкоепонятие, чем банковская система, включающая лишь совокупность банков,действующих в стране.[1]
Банк — коммерческоеучреждение, которое привлекает денежные средства юридических и физических лиц иот своего имени размещает их на условиях возвратности, платности и срочности, атакже осуществляет расчетные, комиссионно-посреднические и иные операции.
Кредит — это движениессудного капитала, выдаваемого во временное пользование на условиях платности,срочности и возвратности.
Кредит выполняетследующие функции:
· выравниваниенормы прибыли и обеспечение перемещения капитала по отраслям;
· обеспечениенепрерывного круговорота средств предприятий;
· способствованиеразвитию производительных сил в народном хозяйстве;
· Финансово-кредитноеобеспечение предприятий, организаций и физических лиц осуществляется черезкредитную систему.
Коммерческий банк — этоорганизация, созданная для привлечения денежных средств и размещения их отсвоего имени на условиях платежности, срочности и возвратности с цельюполучения прибыли; также коммерческий банк выполняет комиссионные, расчетные идругие операции.[2]
Типы коммерческих банков:
· АО Сбербанк;
· АО Промстройбанк;
· АО Внешторгбанк;
· инвестиционные;
· инновационные;
· биржевые;
· ипотечные и т.д.
· Специализированныефинансово-кредитные институты:
· Инвестиционные фонды (принимаютвклады только от юридических лиц);
· Финансовые фонды (принимают вклады,как от юридических, так и от физических лиц);
· Страховые фонды;
· Пенсионные фонды;
· Общества взаимного кредита;
· Ломбарды;
· Лизинговые компании;
· Факторинговые компании (Факторинг — это переуступка долговых обязательств);
· Форфейтинговые компании (Форфейтинг — это факторинг на международном уровне).
Центральный банк Россиинаходится в федеральной собственности и не зависит ни от исполнительных, ни отзаконодательных органов власти. ЦБР выполняет следующие функции:
· Обеспечениеустойчивости рубля (борьба с инфляцией, создание валютного коридора и т.д.).
· Регулированиеденежного обращения (эмиссия денежных знаков и изъятие их из обращения).
· Регулированиеденежно-кредитных отношений.
ЦБР определяет ставкурефинансирования — учетную ставку, задает нормативы для коммерческих банков.Учетная ставка — это плата за кредит коммерческим банкам (сколько коммерческийбанк должен будет вернуть ЦБР за пользование кредитом), регулирует объемкредитов, которые могут быть выданы коммерческим банкам.[3]
· Организацияразмещения государственных займов (ГКО) среди населения и юридических лиц.
· Организациябезналичных расчетов.
· Являетсяхранилищем золотовалютных резервов страны.
· Представляетинтересы России в международных финансовых организациях.
· Осуществляетнадзор и контроль за деятельностью коммерческих банков.
Развитие современнойкредитной системы России на современном этапе характеризуется относительнойстабильностью. К 2000 г. российская кредитная система практически полностьюоправилась от основных последствий кризиса 1998 г. В случае благоприятного сценария развития российской экономики (рост ВВП на 4-4,5%, продолжениемонетизации экономики и укрепление рубля на 8-9%, а также усиление процессовконцентрации и реструктуризации банковского капитала) экономистамипредполагаются следующие направления развития кредитной системы.[4]
Первое. Активизациякредитования (кредиты могут достигнуть 0,4-0,7% ВВП), что приведет к ростуактивов на 0,6-0,9% ВВП. При этом в условиях подъема внутреннего спроса и сокращениявнешнеторгового сальдо продолжится рост прежде всего рублевого кредитования.Объем государственных ценных бумаг в портфелях банков по номиналу увеличитсянезначительно.
Второе. Увеличениекапитализации банков, причем без особого участия государства. Совокупныйкапитал российских банков близок к докризисному уровню лишь номинально.Реальный капитал отечественной банковской системы около 5 млрд дол. США. Этониже капитала одного не самого крупного американского банка. Несмотря на то,что практика прямого участия государства в рекапитализации банков имеется вряде стран, у государства сеть в распоряжении и другие способы, позволяющиенайти источники рекапитализации в самой банковской системе. Так, значительныйэффект могут дать косвенные меры поддержки банков со стороны государства.Доходы кредитных учреждений в 2001 г. будут примерно соответствовать доходамвторого полугодия 2000 г. (то есть 40-50 млрд. руб. за год или 0,5-0,6% ВВП).Произойдет дальнейшее увеличение роли доходов от кредитования (так как пойдетотдача от прироста кредитов 2000 г.).
Увеличение роли вкладовнаселения по мере роста реальных доходов можно предположить, лишь при условиисохранения действующего уровня цен на основные продукты (доля депозитовнаселения в банковских пассивах увеличится с 19,3% до 21-22%) В противномслучае эти цифры могут, наоборот, уменьшиться.
Третье. Национальныеинтересы страны требуют формирования самостоятельной, устойчивой кредитнойсистемы. Именно с национальными приоритетами должна быть связана политика вотношении банков с участием иностранного капитала. Тезис о том, что широкийдопуск данных кредитных учреждений на российский рынок банковских услуг усилитконкуренцию и, соответственно, ускорит эффективное развитие отрасли, на нашвзгляд, не совсем корректен. Вряд ли можно в данном случае говорить оравноправной конкуренции, так как конкурировать будут не конкретные банки, астабильность и устойчивость той или иной западной страны с нестабильностью иизменениями в России. В связи с этим необходимо взвешенно подходить кдеятельности иностранных кредитных учреждений.
Четвертое. Исключительноезначение для успешного развития российской кредитной системы имеет налаживаниеадекватного потребностям экономического роста взаимодействия банков с реальнымсектором.[5]
Коммерческие банки, содной стороны, заинтересованы в кредитовании реального сектора. Этоклассическая банковская операция с хорошо изученными рисками. Но с другойстороны здесь есть две существенные проблемы, связанные с недостаточнойзащищенностью банков в отношениях кредитор — заемщик и краткосрочностьюпассивов. Банки не могут расширять кредитование, потому что государство необеспечивает защиту их интересов в случае возникновения проблем с возвращениемссуд.
Еще более сложнойпроблемой является активизация инвестиционной деятельности банков. Пока вэкономике сохраняются денежные суррогаты, бартер, неплатежи, банковская системане может активно осуществлять инвестиционную деятельность. В стране еще несозрели условия для долгосрочных накоплений и ни один коммерческий банк непойдет на риски длительных инвестиций без государственных гарантий.
Пятое. По всей видимости,структура отечественной кредитной системы в части преобладания в ней банковскихучреждений не претерпит изменений.
В рамках принятиястратегических решений на настоящий момент Правительство и Банк России непредложили ничего принципиально нового, что могло бы как-то существенноизменить сложившуюся конфигурацию отечественной кредитной системы. Т.н.“Программа Грефа” — программа социально-экономического развития страны до 2010 г. — не содержит, на наш взгляд, сколько-либо кардинальных мер, могущих действительно радикальнооздоровить действующую кредитную систему. Этой программой предлагаются мерынормативного характера (усиление надзора, ускорение ликвидации несостоятельныхкредитных организаций, изменение видов выдаваемых лицензий и т.п.), которые, впринципе, и так осуществляются Банком России, хотя и достаточно медленно.
Характерно, чтопредложенный Правительством ряд мер, направлен, в первую очередь, на повышениекапитализации банковской системы и развитие новых технологий. Среди них отметимпрежде всего осознание необходимости приравнять налогообложение банков кналогообложению предприятий (как по ставкам, так и по составу затрат), а такжесоздание полноценной законодательной базы по электронным документам в России.[6]
Безусловный интереспредставляют “Концептуальные основы развития банковской системы России”,представленные на Х съезде Ассоциации российских банков. Этот документрассматривает банковскую отрасль как облетающую большим потенциаломсамоорганизации. Основное внимание при этом уделяется принципам, в соответствиис которыми государство может развивать банковскую отрасль на основе законов иправительственных решении: многоукладность, равноправная конкуренция, рыночнаядисциплина, развитие финансово-экономического федерализма, соответствиекредитно-финансового сектора реальному и другие.
1.2 Развитие системыкредитования в России, основные тенденции.
Элементысистемы кредитования — это не навсегда что-то заданное по содержанию, они отражаютимеющееся целое, находящееся в стадии развития. Тенденция (позднелат. tendentia— направленность, лат. tendo — направляю) определяется как «направленное развитиекакого-либо явления или процесса». При анализе данных явлений или процессовнеобходимо различать:
•односторонне направленные и противоположные тенденции;
•ведущие тенденции и второстепенные, а также локальные тенденции;
•сходные и различные тенденции для родственных процессов.
Тенденцииразвития обычно рассматриваются применительно к определенному историческомуэтапу, так как тенденция — это развитие на определенном отрезке времени.Тенденция, проявляемая как нечто постоянное в развитии, характеризуетсущественную связь между процессами, становится закономерностью. Поэтому важнопонимать, что является тенденцией данного этапа, что неприемлемо дляопределенного времени и что может существенно видоизменяться при определенных экономическихи политических условиях.
Тенденцииразвития кредитования мы рассматриваем:
1) поотношению к переходной экономике;
2)как целостный процесс, в котором каждый элемент кредитования
развиваетсяв специфических направлениях;
3)как процесс, зависящий от макро- и микроэкономических предпосылок.
Вотличие от системы кредитования распределительного хозяйства действующаясистема отражает процесс трансформации экономики — ее переход к рыночнымотношениям. Как во всякой системе, находящейся между прошлым и настоящим, новоесодержание продолжает сосуществовать с прежним. Старая система кредитованияоказалась разрушенной, новая система должна была быть создана на базе новыхценностей и идей, адекватных рыночной экономике.
Всвязи с переходом к рыночным отношениям произошла коммерциализация отношениймежду хозяйствующими субъектами. Целевая ориентация в цепочке «банк-кредитор —предприятие-заемщик» сместилась в сторону прибыли. При этом наблюдались общеепадение объема производства и уменьшение объема инвестиций, высокие темпы инфляции,разрушение прежних хозяйственных связей. Под влиянием макро- и микроэкономическихфакторов увеличивалось число убыточных предприятий.[7]
К сожалению,на первых порах это не помешало российским коммерческим банкам упроститьпорядок выдачи кредита. Доверительные отношения между банком и заемщиком вначале 90-х годов стали преобладающими. Кредитная документация, предоставляемаяв банк, анализировалась слабо, довольно распространенными были так называемые дружескиекредиты. Бесспорно, все это отразилось на динамике и структуре кредитныхвложений банков, которая отражена на приложении 1.
Какпоказывает приложение 1, за период с 1980-го по 1990 г. с некоторыми интервалами происходило снижение размера кредита. Это особенно стало заметно впериод с 1985-го по 1990 г., когда кредитные вложения в нефинансовый секторэкономики снизились с 0,52 до 0,18 трлн руб., или почти в 3 раза. Согласнорасчетам, в те годы кредиты в днях к ВВП снизились в 2 раза. В последующемможно было наблюдать аналогичную картину Кредиты в днях к ВВП с 1991-го по 1994 г. снизились более чем в 2,5 раза.
С 1января 1997 г. кредитные вложения коммерческих банков в ценах соответствующихлет к 1 января 2006 г. существенно возросли (приложение 2). Согласнопредставленной диаграмме кредитные вложения в период с 1997 по 2006 гг.увеличились в 17 раз. Несколько иная картина складывается, если на динамикуразмера кредитов взглянуть не с позиции цен соответствующих лет, а в реальномвыражении (приложение 2).
Какпоказывают данные приложения 3 за период с 1 января 1998 г. По 1 января 2006 г. доля кредитов, предоставленных реальному сектору экономики, в совокупныхактивах кредитных организаций увеличилась на 12,6%. Таким образом, можноутверждать, что вслед за тенденцией к существенному сокращению объемов кредита,наблюдавшейся в период с 1980-го по 1990 г., в начале 90-х годов обозначилась тенденция к росту кредитных вложений. Кредит при этом оставался незначительнымисточником формирования оборотных средств предприятий. Если в дореформенныйпериод доля кредита как источника формирования оборотных средств организаций вразные годы была на уровне 40—50%, то в последующие годы эта доля существенноснизилась. К примеру, в 1997 г. удельный вес кредита как источника формированияоборотного капитала был на уровне 7—8%, или в 5—6 раз меньше, чем в начале —середине 80-х годов. Подавляющая доля приходилась на кредиторскую, в том числепросроченную, задолженность. Не без основания можно заключить, что напротяжении 90-х годов кредит постепенно терял свою роль в развитии экономики.Организации, испытывающие острую потребность в платежах, переходили наальтернативные формы финансирования, в том числе посредством невыполнения своихплатежных обязательств перед контрагентами. В целом опосредование кредитомпроцесса создания валового внутреннего продукта неуклонно снижалось. Впоследующие годы положение стало выравниваться: наблюдалось некоторое повышениедоли кредита как источника формирования оборотных средств предприятий до уровня23% в 2001 г., правда, это в 2 раза меньше, чем в начале — середине 80-х годов;общая картина снижения роли кредита продолжала сохраняться.
С 1986 г. отношение размера кредитов к ВВП неуклонно снижалось. Особенно заметным это снижение стало в1989—1990 гг., когда участие кредита сократилось почти в 2 раза, всего же запериод с 1980-го по 1997 г. отношение кредитов к ВВП уменьшилось в 6 раз.
Стользначительное сокращение кредита в опосредовании создания ВВП в основном былосвязано с кризисными явлениями в российской экономике, когда сжатие кредитастало естественным процессом и отражало как уменьшение ресурсной базыроссийских кредитных учреждений, так и возрастание рисков потерь от кредитныхопераций. На протяжении десятилетия число убыточных организаций в общей численностихозяйствующих субъектов находилось на уровне 40 — 50% Так, в сентябре 1998 г. в целом по стране действовало 48,9% убыточных хозяйственных субъектов, в том числе впромышленности — 50,1%, на транспорте — 59,2%.[8] Естественно, этиорганизации были исключены из числа субъектов кредитования. В январе — августе 2005 г. удельный вес убыточных организаций по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. сократился и составил 37,2%, а по итогам 2007 г. — 34,5%. Быстрый рост стоимостных объемов реализациипозволил предприятиям выйти на более высокие уровни рентабельности.Сальдированный финансовый результат в промышленности по итогам января — октября 2007 г. более чем на 63% превысил значение соответствующего периодапредыдущего года. Следствием этого, а также роста ресурсной базы коммерческихбанков явилось увеличение отношения кредитов к ВВП за период с 2000 по 2007 гг.в 2,2 раза.[9]
Немаловажени размер платы за кредит. К примеру, в 1995 г. основные ставки по кредитам составили 320,3%, в 1996 г. — 146,8% годовых, в то время как рентабельностьпродукции организаций составляла соответственно 15,8 и 4,8% Естественно, притаком разрыве говорить о широком использовании кредитов не приходилось, кредит былслишком дорогим.
Нетруднозаметить, что процентная ставка с 1 января 2000 г.по1 января 2008 г. продолжала быть довольно высокой, она колебалась по кредитам до 30 дней от21,1 до 49,5%, по кредитам от 31 до 90 дней — от 36,4 до 54,4%, по кредитам от91 до 180 дней — от 33,9 до 51,4%, по кредитам от 181 дня до 1 года — от 29 до46,5%. В тот же период довольно существенной была и ставка рефинансирования; кпримеру, в середине 2000 г. она была на уровне 60% и лишь к ноябрю 2008 г.сократилась до 25% годовых. К концу 2000 г. процентная ставка продолжала оставаться высокой.
Кноябрю 2008 г. процентные ставки по ряду российских коммерческих банковколебались в зависимости от срока от 17 до 80% — по кредитам в рублях и от 10до 80% — по кредитам в валюте. Более низкой была плата за кредит, взыскиваемаяМеждународным промышленным банком, где кредиты в рублях от 1 месяца до 1 года ивыше стоили от 17 до 27% годовых, а кредиты в валюте на эти же сроки — от 10 до19% годовых, что наиболее приемлемо для российских клиентов. Крайне дорогойбыла плата за кредит, взыскиваемая рядом других коммерческих банков, где зарублевые кредиты на срок от 1 месяца до 1 года и выше взыскивали от 40 до 90%годовых, а за валютные кредиты в пределах тех же сроков — от 20 до 80% годовых.Наиболее типичной ставкой по кредитам в рублях в пределах 6 месяцев была ставка25—30% годовых, а по валютным кредитам в пределах этого же срока — 15— 20%годовых, что, естественно, было довольно дорого. К концу 2003 г. процентная ставка по кредитам предприятиям несколько снизилась и составила 15%. Привлечениекредитов при такой ставке было рентабельно для предприятий, на которыеприходилось 50% промышленного производства.[10]
Неоднократноеснижение в 2004—2005 гг. Банком России ставки рефинансирования (с 16 до 12%), атакже сокращение обязательных резервов, депонируемых кредитными организациями вБанке России, способствовали удешевлению привлекаемых банками ресурсов, что, всвою очередь, позволило банкам снизить стоимость предоставляемых кредитов. Так,на 1.01.2006 г. процентная ставка по кредитам, предоставленным в рублях,составила 10,4%, в долларах США — 9,1%, в евро — 7,1 %. Таким образом, можносделать вывод, что некоторое улучшение финансового положения производственногосектора наряду со снижением платы за кредит способствовали развитию кредитныхопераций банков. В то же время наличие все еще широкого слоя убыточныхорганизаций наряду с сохраняющимся уровнем рисков продолжает пока быть препятствиемна пути развития кредитных вложений коммерческих банков в реальный секторэкономики.
Определенныеявления можно наблюдать и в структуре кредитов, выданных коммерческими банками.Обращает на себя внимание прежде всего изменение доли кредитов, предоставленныхматериальному производству. Если в 1980 г. на долю материального производства приходилось 45,7% всего объема кредитов, в 2000 г. — 61,7%, в 2005 г. — 45,4%, в 2007 г. — 54,9%, то в 2008 г. — 40%. За промышленностью закрепилось основное место в отраслевой структуре кредитных вложений. В 2008 г. ее удельный вес составил 28%. Заметно увеличились вложения банков в строительство итранспорт, снизилась доля кредитов, предоставляемых сельскому хозяйству, гдеубыточность производства и риск оказались особенно высокими.[11]
Сложившаясяпрактика показывает, что основная масса кредитов, выдаваемых коммерческимибанками, представлена кредитами крупным промышленным предприятиям, частным игосударственным, а также кредитами крупным производителям в агропромышленном комплексе.Данная категория заемщиков всегда вызывала интерес у коммерческих банков,поскольку крупные предприятия, работающие в области энергетики, тяжелойпромышленности, добычи и обработки полезных ископаемых, занимали ведущее местов экономике. Падение производства и ухудшение общей экономической ситуациименьше сказывались именно в этих отраслях. Огромные оборотные средства крупныхпредприятий всегда были хорошим обеспечением кредитов, гарантировали возвратссуженных средств и достаточно четкое выполнение обязательств перед банками. Вагропромышленном комплексе приоритетными являются переработкасельскохозяйственной продукции и строительный комплекс, особенно производствостройматериалов и жилищное строительство, так как производимая продукцияобеспечивает первейшие потребности человека в пище и жилье, ориентирована наконечного потребителя, и поэтому предприятия этих отраслей меньше другихзатронуты неплатежами. Среди них наибольшее количество средних динамично развивающихсяпредприятий с хорошим уровнем рентабельности и конкурентоспособной продукцией.Проекты в нефтяном и нефтехимическом комплексе и металлургии, продукция которыхсейчас доминирует в российском экспорте, относятся ко второму эшелону, так какпроизводства этих отраслей гораздо сильнее концентрированы, масштабны икапиталоемки. Экспортные производства (особенно сырьевые) уже поделены междукрупными кредитными институтами. Завоевание средними банками своей ниши ввысокотехнологичных, наукоемких отраслях, у которых есть хорошие перспективы навнешнем и внутреннем рынках, во многом зависит от отлаженности механизмапривлечения, отбора, обслуживания массового клиента, взаимодействия с властнымиструктурами, с предпринимательскими и финансовыми кругами в России и зарубежом, с международными экономическими организациями, от техническойоснащенности самого банка.[12]
Кредитованиемеждународной торговли в последнее время является одним из наиболее широкоразвивающихся направлений кредитной политики крупных универсальных российскихбанков. Развитие этих операции во многом сдерживается из-за того, что толькоузкому кругу российских банков открыты линии для подтверждения аккредитивовзападными кредитными институтами. Этот круг ограничивается крупнейшимизападными кредитными институтами, в капитале которых участвуют международныебанки (Московский международный банк), Европейский банк реконструкции иразвития. К этому кругу также принадлежат некоторые банки, образовавшиеся набазе отраслевых министерств и государственных банков. Подтверждениеаккредитивов остальных банков осуществляется западными банками в основном под100%-ный залог депозитов. Так же поступают и крупные российские банки поотношению к своим заемщикам или мелким и средним банкам. Реальное содействиекредитам в производство банки зачастую оказывают через развивающееся проектноефинансирование (управление проектами). Кредитный институт самостоятельно илисовместно с предприятием выбирает проект для прямого кредитования, оцениваетего обоснованность, эффективность с учетом различного рода рисков,разрабатывает общую концепцию, технико-экономическое обоснование, бизнес-план.Практика показывает, что для расширения участия банков в проектах кредитованияцелесообразно законодательно определить программу стимулирования инвестиций вроссийскую экономику. Постепенно российские банки начинают осуществлять проектысовместно с российскими партнерами.[13]
Особымнаправлением деятельности коммерческих банков является кредитование сферымалого бизнеса. Этот сегмент рынка в последние годы постоянно растет.Появляются новые малые предприятия, работающие в сфере услуг, торговли имелкого производства. Именно они в настоящий момент остро нуждаются в свободныхденежных средствах. Однако здесь банки сталкиваются с основной проблемой — возвратом кредитов. Сложность проблемы состоит в том, что вновь открываемые идаже действующие организации не обладают необходимым имуществом и капиталом ине в состоянии предоставить обеспечение получаемым ссудам. Прежде чем открытькредит подобному предприятию, соответствующему подразделению коммерческогобанка необходимо тщательно изучить ситуацию в данной сфере экономики, проверитьблагонадежность предпринимателя, его способность к правильному ведению дел итолько после этого принимать решение о предоставлении кредита. И хотясуществует множество федеральных и государственных программ, связанных сострахованием кредитов, предоставляемых коммерческими банками частнымпредпринимателям, малым предприятиям сферы услуг, торговли и производства, всеже банки неохотно предоставляют им ссуды. Одним из флагманов кредитованиямалого бизнеса является Сбербанк России, предлагающий несколько условий и схемкредитования данной категории заемщиков.
Ксожалению, состав кредитных инструментов, применяемых в настоящее времяроссийскими коммерческими банками, однотипен, неразнообразен. Слабоиспользуются такие широко применяемые в развитых странах финансовые инструментыи методы кредитования, как ломбардное кредитование, лизинг, факторинг,облигационное кредитование, синдицированное кредитование.
Соотношениемежду отдельными видами кредитов в разных банках неодинаково. Вместе с темнеобходимо отметить достаточно широкое развитие кредита в пределах кредитнойлинии. Это свидетельствует о том, что банки стремятся установить долговременныесвязи с клиентами. В целом развитие кредитования в России проходит довольнопротиворечиво. Между масштабами кредитных операций и материальным производствомпрослеживается весьма важная закономерность: объемы развития кредитовопределяются масштабами развития экономики. Вместе со спадом производства иобращения товаров на протяжении последних 20 лет сокращались и кредитныевложения. Некоторое оживление экономики, рост валового внутреннего продукта ипромышленного производства приводили к постепенному росту кредитных вложений.Кризис и оживление экономики соответственно сопровождались падением и некоторымувеличением кредитных вложений. В соответствии с данной закономерностью вразвитии кредита за последнее время прослеживается тенденция, связанная сдлительным периодом спада экономики, существенным уменьшением объемов кредитования,сокращением доли кредита как источника формирования оборотных средстворганизаций, удорожанием платы за кредит, снижением его роли в экономическомразвитии. К 1996 г. отношение размера кредита к ВВП снизилось до 9,6%, илипочти в 6 раз по сравнению с 1980 г. В 1997 г. удельный вес кредита как источника формирования ВВП был в 6—7 раз меньше, чем в середине 80-х годов.[14]К середине 90-х годов плата за кредит превышала условную рентабельность производства.За кредиты в пределах года организациям нужно было платить от 30 до 50%годовых, в то время как в распределительной системе хозяйства до перехода ксистеме рыночных отношении плата за кредит составляла 1—2% годовых. В этотпериод происходили и другие важные процессы. Вслед за реформой банковскойсистемы в конце 80-х годов начались коммерциализация кредитных отношений, ихприспособление к новой системе хозяйствования. От кредитования объектов банкипереходили к кредитованию субъектов, полнее учитывали их кредитоспособность.Шел процесс освоения новой технологии и процедур рассмотрения кредитной заявки,расчета размера кредита с учетом различного рода рисков, выдачи и погашениябанковских ссуд. Принципы кредитования хотя и оставались с экономической точкизрения прежними, однако их реализация приобретала несколько иные формы (вчастности, действовали ограничения на размер крупных кредитов, уровеньликвидности и др.). Характерно и то, что с момента образования первыхкоммерческих банков в России в структуре кредитов также происходилисущественные изменения. Вместо кредитов под товарно-материальные ценности, товарыотгруженные и затраты возникали новые ссуды: по контокорренту (впоследствии былупразднен), по овердрафту, в пределах кредитной линии, с применением векселей.В российской практике все чаще стали прибегать к жилищным ипотечным ссудам,синдицированным кредитам, лизингу и др. Происходил своеобразный процесс обновлениякредитного портфеля, когда появлялись новые ссуды, расширяющие границыкредитования, при общем снижении (вплоть до середины 90-х годов) масштабовкредитования. Таким образом, тенденция сокращения масштабов кредитованиясосуществовала с расширением перечня банковских ссуд, подтверждая тем самымвозможность появления противоположных тенденций родственных процессов (о чем мыупоминали в самом начале этого параграфа). Главной тенденцией мы считаемпроисходящий процесс формирования новой системы кредитования, адекватнойпереходной экономике, где между участниками кредитного процесса создаются иные отношения,отображающие интересы обеих сторон, появляются иные формы кредитования,позволяющие снизить кредитные риски. Данная тенденция, как уже отмечалось,проявляется в обновлении арсенала банковских ссуд, применении технологии ихвыдачи и погашения. Не только меняются процедуры кредитования, обновляетсяпонятийный аппарат. Сейчас не применяются понятия так называемых специальных ипростых ссудных счетов, кредитов на долевых началах, выдаваемых предприятиямтяжелой промышленности, кредитов под расчетные документы в пути и др.[15]
Ктенденциям, отображающим количественную сторону развития системы кредитования,относятся:
•снижение абсолютного размера кредитных вложений (в том числе в отраслевомразрезе), имевшее место с середины 80 до начала 90-х годов;
•увеличение абсолютного размера кредитных вложений (в том числе в отраслевомразрезе), начавшееся в начале 90-х годов;
•рост доли кредита в совокупных активах, наблюдающийся в последние пять лет.
Ктенденциям, выражающим качественную сторону развития системы кредитования,можно причислить:
•падение доли кредита как источника формирования оборотных средств предприятий, происшедшеев 1990-х годах;
•снижение отношения размера кредита к ВВП, имевшее место во второй половине 80-хгодов;
• увеличениеотношения размера кредита к ВВП, наблюдающееся в последние пять лет;
•увеличение срока пользования ссудами, обслуживающими основную производственнуюдеятельность предприятий (по сравнению с началом 90-х годов);
•сокращение доли просроченных платежей по банковским ссудам, наблюдающееся впоследние годы (начиная с 1999 г.);
•сокращение доли проблемных и безнадежных ссуд, проявляющееся в послекризисныйпериод;
•более высокое покрытие кредитных вложений резервами, создаваемыми на возможныепотери по ссудам, наблюдаемое с 1999 г.
Индикаторамипозитивных тенденций могут служить:
•ускорение оборачиваемости кредита;
•рост доходов на каждый рубль кредита;
•улучшение структуры кредитных вложении, адекватной приоритетам экономическогоразвития страны;
•развитие новых видов кредитов и форм кредитования;
•сокращение размера и доли пролонгируемых ссуд;
•снижение себестоимости кредитных операций;
•снижение цены кредита и расширение его доступности для более широкого кругаклиентов;
•формирование инфраструктуры кредитных операций (в том числе информационного,методического, кадрового обеспечения и т.п.);
•улучшение регулятивной базы, в том числе законов, защищающих права кредиторов изаемщиков, и др.
2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯНИЗВОГО ЗВЕНА КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
2.1 Понятие «низовогозвена» кредитной системы РФ
Структура кредитнойсистемы и организация кредитного дела должны способствовать наиболее полномуудовлетворению потребностей в кредитно-денежном обслуживании всей экономики иее звеньев. При этом кредитная система характеризуется совокупностью банковскихи других кредитных учреждений, правовыми формами организации и подходами косуществлению кредитных операций.
Кредитное делопредставляет собой особую сферу предпринимательской деятельности, направленнуюна привлечение и аккумуляцию временно свободных денежных средств и ихраспределение между отдельными хозяйственными звеньями в соответствии спринципами кредитования. При этом каждому этапу историко-экономическогоразвития страны соответствуют свой тип организации кредитного дела и свояструктура кредитной системы.[16]
Кредитные операции вэкономике могут осуществляться самыми разнообразными учреждениями. Однакоосновными по масштабам операций и значимости обслуживания хозяйственногооборота являются банки. Тем не менее всегда выделяют две основные подсистемыорганизации кредитных отношений, функционирующих в рамках банковских учреждений(институтов) и в рамках небанковских (околобанковских, квазибанковских)учреждений (институтов). В соответствии с такой организацией кредитныхотношений формируются два основных звена кредитной системы: банковскиеучреждения, формирующие банковскую систему, и па-рабанковские учреждения,формирующие парабанковскую систему.
В данном случаебанковская система представлена банками и другими учреждениями банковского типа(например, учетными домами), а парабанковская система — специализированнымикредитно-финансовыми и почтово-сберегательными учреждениями. При этом самакредитная система состоит из соответствующим образом организованных звеньевуправления или иерархичной структуры составляющих ее элементов, к которымотносятся центральный управляющий орган и низовые (функциональные) органы.
В целях координациидеятельности низовых звеньев центральный управляющий орган должен осуществлятьнадзор за функционированием кредитных учреждений, анализ деятельности кредитныхучреждений и ее направление в нужное русло с тем, чтобы обеспечитьбесперебойность и надежность функционирования кредитной системы, эффективностькредитно-расчетного обслуживания хозяйственного оборота, не допуститьнеобоснованного расширения или сокращения объема кредитных операций. Всоответствии с этим кредитная система характеризуется функциональнойспециализацией, объемом кредитных операций и количеством кредитных учреждений,а также количеством предоставляемых отдельным субъектам хозяйствованиякредитно-финансовых услуг.[17]
Ядро кредитной системысоставляет банковская система, на которую падает основная нагрузка поденежно-кредитному обслуживанию хозяйственного оборота, а единым органом,координирующим деятельность банковских учреждений, является центральный(эмиссионный) банк, выполняющий функции управления процессами организациикредитно-расчетного и финансового обслуживания экономики. Центральные банкирегулируют ликвидность банковской системы и балансы банковских учреждений. Приэтом цели регулирования сводятся в конечном счете к стабилизации покупательнойспособности денег и процентных ставок, стимулированию экономического роста,борьбе с инфляцией.
Каждая банковская системаимеет свои особенности. В частности, банковская система Германии являетсявесьма разнообразной по видам деятельности и формам собственности. Во главебанковской системы находится центральный банк (Дойче Бундесбанк); каждоеотделение банка обслуживает в среднем около 1600 человек. Банковская системаАнглии характеризуется устойчивыми традициями, а также сложившимся правовымрегламентированием. Для банковской системы Швейцарии характерным являетсястрогий контроль за деятельностью банков и инвестиционных компаний.
Прямое и непосредственноевоздействие и регулирование, контрольные и надзорные функции центральный банквыполняет, как правило, только по отношению к банковским учреждениям, а такжедругим организациям, специализирующимся на чисто банковских операциях и имеющимсоответствующую лицензию центрального банка. На остальные звенья кредитнойсистемы центральный банк и его учреждения могут оказывать прямое воздействиелишь в отдельных случаях, а в большинстве — только опосредованное воздействие,проявляющееся во взаимосвязи кредитных и финансовых операций различных сектороврынка кредитно-финансовых услуг.
Банки являютсяфинансовыми институтами универсального типа и обладают правом созданияплатежных средств и регулирования массы денег в обращении (образованиеплатежных средств, их выпуск в оборот и изъятие из оборота). Кредитные жеучреждения, напротив, только специализируются на отдельных финансовых операцияхи лишь перераспределяют уже существующие платежные средства. Однако проведениетакого различия между банками и кредитными учреждениями представляется взначительной мере однобоким. Дело в том, что как первые, так и вторые выполняютзначительное количество операций. В частности, классическими операциямикоммерческих банков (банков второго уровня) являются привлечение денежныхсредств на расчетные (текущие) счета и в срочные вклады, предоставлениеаккумулированных денежных средств в ссуды и осуществление расчетов.
В настоящее время кругбанковских операций также существенно расширяется, все больше стирается граньмежду традиционно банковскими и квазибанковскими операциями, соответственно,стирается грань между операциями банков и парабанков. Особенностью банковявляется то, что они организуют весь денежный оборот в его совокупности,непосредственно осуществляют его и трансформируют налично-денежный оборот вбезналичный и обратно. В принципе могут существовать банки, не выполняющиефункции финансирования капитальных вложений, сберегательного дела,расчетно-кассового исполнения Госбюджета и даже кредитования. Поэтому основнымипризнаками банков являются организации и непосредственное осуществлениеденежного оборота, ведение общегосударственного счетоводства.[18]
Однако в ряде случаевбанки отождествляются с кредитными организациями, что представляется такжевесьма неточным, поскольку:
• возможно наличиебанков, которые не занимаются кредитной деятельностью, а осуществляют,например, эмиссию денег или финансирование капиталовложений на безвозвратнойоснове;
• банки не могутзаниматься только кредитной деятельностью, не выполняя другие функции,например, по организации безналичного оборота, аккумуляции средств;
• кредитованиемзанимаются не только банки. Так, товары в кредит продаются различнымиорганизациями государственной и кооперативной торговли. Кредитуют население втой или иной форме ломбарды, пункты проката. Предприятия и хозяйственные организацииза счет фондов экономического стимулирования выдают рабочим и служащим ссуды нахозяйственное обзаведение, улучшение жилищных условий.
2.2 Этапы развития низовогозвена кредитной системы
Для оценки значенияпроцессов, происходящих ныне в банковской системе страны, целесообразносовершить небольшой экскурс в прошлое России. Ретроспективный подход позволит нетолько взвешенно подойти к анализу складывающейся ситуации в банковском деле, нои в определенной степени предвидеть будущее. Коммерческие банки, естественно,не представляют собой новации переходного периода Союза Независимых Государств.Это банки, присущие любой экономической формации, занимающиеся кредитованием ифинансированием промышленности и торговли за счет денежных капиталов, привлеченныхв виде вкладов и путем выпуска собственных акций и облигаций. Коммерческие банкипополняют также свои ресурсы за счет заимствований у эмиссионных банков.Аккумулируя денежные капиталы, временно высвобождающиеся в процессе производстваи обращения, а также свободные средства населения, коммерческие банки передаютих в ссуду функционирующим предпринимателям. Иными словами, через эти банкипроисходит перераспределение капиталов между различными отраслями хозяйства. Коммерческиебанки создают кредитные орудия обращения посредством открытия текущих счетовсвоим заемщикам, на которые последние выписывают чеки.[19]Через коммерческие банки осуществляются безналичные расчеты черезкорреспондентские счета в центральных банках. Просматривается объективная тенденция,(конечно, не в наших современных условиях) объединения коммерческих банков вбанковские монополии и их широкое внедрение в промышленность и иные сферыпроизводства. Итак, немного истории. До проведения одной из важнейших экономическихреформ — отмены крепостного права — банковская система страны состояла в основномиз дворянских банков. Сферой их деятельности являлся поземельный кредит, которыйпредоставлялся под залог помещичьих имений из расчета числа крепостных «душ»,а также драгоценностей.
Первый дворянский банкбыл учрежден в 1854 г. с конторами в Петербурге и М[20]осквеи назывался Банк для дворянства. Кредитованием промышленности и торговли занималисьпрежде всего банковские фирмы и менялы, широко процветало ростовщичество. С60-х годов стали учреждаться акционерные коммерческие банки, развитие которыхактивизировалось в 90-е годы. Важную роль в экономической жизни страны сталииграть ипотечные банки, представляющие кредиты под землю и недвижимость, игородские банки, находящиеся в ведении городских управлений. Банковская системаРоссии в преддверии первой мировой войны включала эмиссионный Государственный банк,акционерные коммерческие банки, ипотечные банки, городские банки. Продолжалсяпроцесс концентрации, слияния банковских ресурсов. До 80% капитала акционерных коммерческихбанков, которых насчитывалось около 50, было сосредоточено в 18 банках. Из нихвыделились 5 крупнейших банков Русско-Азиатский, Петербургский международныйкоммерческий, Азово-Донской, Русский (для внешней торговли) и Русский торгово-промышленный.
Собственные капиталы и вкладыэтих банков превысили 2 млрд. рублей, или 48% указанных средств всех акционерныхкоммерческих банков. Ведущая пятерка банков имела 418 филиалов по всей стране. Подконтролем акционерных коммерческих банков находилось множество крупнейшихпромышленных и торговых фирм. Например, Русско-Азиатский банк контролировалтакие предприятия, как Путиловский завод, Петербургский и Русско-Балтийскийвагоностроительный заводы, Петербургский международный банк представительствовалв 50 акционерных обществах.
Особенностью банковской политикиРоссии являлось активное привлечение иностранного капитала, в основномфранцузского. В 1914 году примерно половина акционерного капитала 18коммерческих банков принадлежала иностранным партнерам.
Система ипотечных банков включаладва государственных — крестьянский поземельный и дворянский земельный, 10акционерных земельных банков, 36 губернских и городских кредитных обществ.
Свыше 60% общей суммыипотечной задолженности приходилось на государственные банки. Городских общественныхбанков насчитывалось 317. Они специализировались преимущественно на выдаче ссудпод городскую недвижимость.[21]
Одним из первых актовОктябрьской революции был захват Государственного банка России, а затем, в концедекабря 1917 года, издан декрет ВЦИК о национализации частных акционерныхбанков. В 1917-1919 годах в связи с отменой частной собственности на землю былиликвидированы ипотечные банки. Сохранилась лишь кредитная кооперация,осуществляющая выдачу ссуд крестьянским хозяйствам. Национализированные частныебанки, объединенные с Госбанком, образовали Народный банк РСФСР, который в 1920году прекратил свою деятельность, будучи трансформирован в Центральноебюджетно-расчетное управление Наркомфина. Однако с переходом к новой экономическойполитике возникли предпосылки развития кредитных отношений и создания по существузаново банковской системы. В конце 1921 года начал функционировать Государственныйбанк, стала активизироваться кредитная кооперация, были созданы кооперативныебанки. На селе низовое звено кредитной системы представляли кредитные исельскохозяйственные товарищества, осуществляющие банковские операции.
Затем начали формироватьсяна паевых началах общества сельскохозяйственного кредита, которые представляли собойместные сельскохозяйственные банки, расположенные в областных (губернских)
центрах.
Одновременно свозрождением кредитной кооперации в начале 1922 года были учрежденыкооперативные банки, призванные содействовать кредитом развитию потребительскойкооперации. Следующий этап тановления кредитной системы — создание отраслевых специальныхбанков — акционерного общества «Электрокредит», акционерногоРоссийского торгово-промышленного банка, Центрального коммунального, с сетьюместных учреждений и других. Начали действовать и территориальные банки, вчастности, Среднеазиатский и Дальневосточный. Здесь важно выделить следующиймомент. Стало ясно, что реализация новой экономической политики невозможна безаккумуляции и широкого использования средств предпринимателей. Вот почему в 1922году были учреждены с участием частного капитала два банка — Российский коммерческийбанк и Юго-Восточный банк. Причем, что весьма примечательно, одним изучредителей Роскомбанка явились представители деловых кругов Швеции. Было такжепринято решение об организации частных банковских учреждений в форме обществвзаимного кредита, деятельность которых предполагала мобилизацию и вовлечение вхозяйственный оборот средств мелких товаропроизводителей и частников.[22]
Реализация указанных мерпозволила сформировать к концу 1925 года достаточно развитую кредитную систему,состоящую в основном из кредитных учреждений, созданных на новых началах.Функционировал 121 акционерный банк, 114 кооперативных банков, 153 коммунальныхбанка, 196 обществ сельскохозяйственного кредита, 173 общества взаимного кредитаи кредитная кооперация, объединяющая 3800 подразделений. В то же время сеть учреждений.
Госбанка СССР насчитывала459 учреждений, на долю которых приходилось 56% всех кредитных вложений. Наэтом, пожалуй, развитие инициативы в становлении кредитной системы былоприостановлено. В 1927 году ЦИК и Совнарком СССР приняли постановление «О принципахпостроения кредитной системы», которое положило начало монополизации банковскогодела. Дальнейшие изменения в организационной структуре банков произошло в 1930году в связи с проведением кредитной реформы. Все операции по краткосрочномукредитованию были сосредоточены в Госбанке, реорганизованы банкисельскохозяйственного кредита, функции которых в последующем перешли кГосбанку, создано четыре специализированных банка долгосрочных вложений. Реформациябанков происходила и в последующие годы, вплоть до 1988 года, когда была созданане оправдавшая себя система специализированных банков.
В 1987 году началась 2-хэтапная реорганизация.
1. Начало реформыкредитно-банковской системы (1987 – 1990)
В середине 80-х годов вобстановке поиска путей более интенсивного развития экономики сталипредприниматься попытки реорганизации банковской системы. После длительныхдискуссий в 1987 г. было решено провести в стране радикальную экономическуюреформу, стержнем которой предполагалось сделать идею полного хозрасчета исамофинансирования. В свою очередь это требовало перестройки кредитно-банковскойсистемы. Предусматривались изменения всей ее организационной структуры,повышение роли банков, усиление их влияния на развитие народного хозяйства,превращение кредита в действенный экономический рычаг.
На первом этапереорганизации была создана новая структура государственных банков. Модельреорганизации включала:
· созданиедвухуровневой банковской системы (Центрального эмиссионного банка игосударственных специализированных банков, непосредственно обслуживающиххозяйство);
· переводспециализированных банков на полный хозрасчет и самофинансирование;
· совершенствованиеформ и методов кредитных отношений с предприятиями различных отраслейхозяйства.
· В результате быласоздана система банков в следующем составе:
· Государственныйбанк СССР.
· Агропромышленныйбанк (Агропромбанк).
· Промышленно-строительныйбанк (Промстройбанк).
· Банкжилищно-коммунального хозяйства и социального развития (Жилсоцбанк).
· Банквнешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк).
· Банк трудовыхсбережений и кредитования населения (Сберегательный банк).
Центральное место вкредитной системе страны должен был занять Государственный банк. Ранеевыполнявшиеся им функции по кредитованию предприятий и организаций различныхотраслей народного хозяйства и осуществлению расчетов между ними были переданысоответствующим специализированным банкам:
— специализированнымбанкам была передана вся низовая сеть Госбанка (отделения), им предоставлялосьправо как краткосрочного, так и долгосрочного кредитования;
— система сберегательныхкасс была преобразована в единый Сберегательный банк с многочисленнымифилиалами и отделениями;
— за Госбанкомсохранились: в центре – Правление, в союзных республиках – республиканскоезвено (Госбанк республики), в областях, краях и автономных республиках – управленияГосбанка;
Госбанк сохранил за собойэмиссионную, расчетную, контролирующую, функции, а также кредитованиенепроизводственной сферы.
Вновь созданныеспециализированные банки (Промстройбанк, Агропромбанк и Жилсоцбанк) образовалив центре правления, в союзных республиках – соответствующие республиканскиебанки, а в областях, краях и автономных республиках, как и Госбанк, –управления. Каждое из управлений спецбанков получило в свое подчинение рядбывших отделений Госбанка, причем прикрепление отделений к тому или иномууправлению осуществлялось в зависимости от того, клиентура какого банкапреобладала в даннном отделении – Промстройбанка, Агропромбанка илиЖилсоцбанка. Благодаря проведенной реорганизации в одном отделении (филиале)банка сосредоточивалось обслуживание и текущей, и инвестиционной деятельностипредприятий.[23]
В качестве позитивных мербанковской реорганизации 1987 г. можно назвать упорядочение безналичныхрасчетов, прекращение кредитования убытков, сверхплановых запасовтоварно-материальных ценностей, а также выдачи кредитов на восполнениеутраченных собственных оборотных средств, приостановление изъятия излишнихкредитных средств из хозяйственного оборота и замену их собственными ресурсамипредприятий. В результате этих мероприятий были высвобождены кредитные ресурсына сумму свыше 75 млрд. руб. Однако такие позитивные меры существеннонивелировались отрицательными последствиями банковской реформы. Ведь главныммотивом преобразований было стремление приблизить банки к интересам хозяйства.Да, реорганизация в определенной степени активизировала банковскуюдеятельность. Но она не могла коренным образом изменить ситуацию, поскольку посуществу не затрагивала экономические отношения:
· не изменилисьпринципиально кредитные отношения: продолжалось кредитование вполуавтоматическом режиме, сохранился административный метод распределениякредитных ресурсов, не была ликвидирована монопольная структура банковскойсистемы, произошло лишь разделение сфер влияния спецбанков по ведомственномупринципу, что делало невозможной конкуренцию между ними.
· резко возрослииздержки обращения банков в связи с увеличением банковского аппарата, ростомего заработной платы и организованных расходов.
· Госбанк занималсятолько распределением ресурсов на верхнем уровне, не имея возможностивоздействовать на выполнение кредитных планов.
· каждый банкреализовал самостоятельные кредитные планы, используя административные методыуправления, распределяли свои ресурсы на вертикали между своими учреждениями,не обращая внимания на выгодность помещения средств, и осуществляли простоефинансовое обслуживание и субсидирование предприятий;
· монопольноеположение спецбанков и централизованное закрепление ресурсов не позволяло веститорговлю деньгами или создавать денежные рынки. Кроме того, банки стали вводитьискусственные поборы с предприятий и населения за обычные банковские услуги. Врезультате этого кредитные и денежные ресурсы продолжали выполнять пассивнуюроль и не могли рационально воздействовать на ход экономического развития.
· целесообразностьи выгодность предоставления средств в ссуду не стали критериями в деятельностибанков.
В целом реорганизациятолько усугубила недостатки в работе банков. Далеко идущие замыслы осталисьневыполненными. В итоге получился «аппаратный» вариант перестройкибанковской системы. Реорганизация, проведенная, казалось бы, с целью ликвидациимонопольного положения Госбанка и Стройбанка в сфере кредитных отношений,привела на смену одним монополистам других. Очень скоро стало ясно, чтонастоящая реорганизация банковской системы еще впереди. Объективно былнеобходим второй этап банковской реформы, направленный на комплекснуюреконструкцию системы экономических отношений в области кредита. Начало егосвязывается с созданием в 1988 г. первых коммерческих банков, призванных статьфундаментом для формирования рыночных отношений и структур в банковской сфере.Создание такого рынка стало означать замену административно-командных отношенийна гибкие экономические методы перемещения финансовых ресурсов в сфере наиболееэффективного применения.[24]
Мысль о необходимостиперехода к рыночной экономике в общественном мнении стала утверждаться нарубеже 80-х и 90-х годов. Первые негосударственные коммерческие и кооперативныебанки стали создаваться на фоне ожесточенной идеологической дискуссии вокругданной проблемы. Тем самым и возникло качественно новое направлениеформирования банковской системы. Идеологически и экономически была подготовленапочва для возрождения коммерческих банков, судьба которых, казалось бы,бесповоротно определилась в момент их полной ликвидации при переходе ккомандным методам управления экономикой.
Коммерческий статус даетбанку значительную самостоятельность в определении целей, условий и сроковкредитования, уровня процентных ставок, развитии разнообразных форм банковскойдеятельности, в использовании полученной прибыли, определении штатов и уровняоплаты труда своих работников, укреплении материально-технической базы ирешении других вопросов.
Численность вновьсозданных коммерческих и кооперативных банков быстро возрастала. На 1 января 1989 г. в СССР насчитывалось всего 43 коммерческих и кооперативных банка, а через 2 года их числовозросло до 1357, в том числе в России – до 1215. В дальнейшем количествокоммерческих банков продолжало быстро возрастать, в том числе за счетобразовавшихся на базе не оправдавших себя государственных специализированныхбанков.
В середине 1990 г. правительство объявило о начале программы перехода к рынку, которая включала также планыдальнейшей реорганизации банковской системы. В частности, в правительственнойпрограмме отмечалась необходимость создания эффективной двухъярусной банковскойсистемы, состоящей из Государственного банка и коммерческих банков, в которыедолжны быть преобразованы созданные в 1987 г. специализированные банки.
Наряду с этой программойисполнительные и законодательные органы страны рассматривали альтернативнуюпрогармму перехода к рынку — «500 дней», предлагавшую создатьтрехъярусную банковскую систему, которая помимо Госбанка и коммерческх банковдополнялась сетью специализированных кредитно-финансовых учреждений в лицестраховых компаний, земельных банков, инвестиционных фондов, кредитныхтовариществ, пенсионных фондов, брокерских и лизинговых компаний. Программа«500 дней» расширяла количество будущих субъектов рынка капитала засчет перспективного создания специализированных кредитных учреждений, однако посуществу неправильно подменяла понятие «кредитная система» понятием«банковская система». Первое понятие шире, чем второе, котороеограничивается только банками. Кроме того, в программе оставалось понятие«ссудного фонда», тогда как в условиях рынка необходима его замена на«рынок капитала».
Концепция структуры новойкредитной системы практически полностью перешла в программу союзногоправительства " Основные направления развития народного хозяйства иперехода к рынку ", принятую осенью 1990 г. Верховным Советом СССР. Однако и здесь была допущена профессиональная ошибка, так как под банковской системой посути подразумевалось создание новой кредитной системы.
Верховным Советом СССР 11декабря 1990 г. были приняты законы “О Государственном банке СССР” и «Обанках и банковской деятельности », которые окончательно устанавливалидвухъярусную банковскую систему в виде Центрального банка (Госбанка),Сберегательного банка и коммерческих банков. Согласно этому закону
были изменены статусГосударственного банка СССР и его роль в экономике страны. Банк был выведен изподчинения правительству и получил, таким образом, необходимую независимость.Он стал выполнять функции Центрального банка;
коммерческие банкиполучили самостоятельный статус в области привлечения вкладов и кредитнойполитики, а также при определении процентных ставок. Кроме того, им были даныправа осуществлять валютные операции на основе лицензий, выданных Центральнымбанком.
Закон 1990 г. изменил функциональную деятельность Госбанка: кроме эмиссионной, расчетной функции, он сталконтролировать деятельность коммерческих банков путем установления для нихобязательных норм резервов и хранения их на счетах Центрального банка. Принятиезакона 1990 г. способствовало созданию широкой сети коммерческих банков во всехрегионах страны.
Специализированные банкибыли превращены в коммерческие банки. Уже в 1988-1989 гг. начали возникатьотдельные специализированные кредитно-финансовые институты. В качествеальтернативы двум государственным страховым учреждениям — Госстраху иИнгосстраху были образованы на коммерческой основе страховые компании«Центрорезерв», «Дальросс»,«Аско» и др.[25]
Одновременно было созданонесколько инвестиционных компаний и банков. К 1990 г., т.е. к моменту принятия «Закона о банках и банковской деятельности», в страненачинает складываться трехъярусная кредитная система.
2. Реформыкредитно-банковской системы РФ до середины 1998 г.
Кредитная система:
К концу 1991 г. в связи с образованием Российской Федерации как самостоятельного государства формируетсяновая структура кредитной системы, законодательной основой для которой былипринятые в РСФСР законы «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» и«О банках и банковской деятельности в РСФСР» (от 2 декабря 1990 г.). Новая кредитная система складывается из следующих трех ярусов (конец 1992 г.):
— Центральный банк РФ
— Банковская система
-коммерческие банки
-сберегательный банк РФ
— Специализированныенебанковские кредитные институты:
— страховые компании
— инвестиционные фонды
— прочие
Такая структура кредитнойсистемы РФ приближается к модели кредитной системы промышленно развитых стран.Но дело в том, что наиболее слабым звеном новой кредитной системы являетсятретий ярус. Он представлен в основном страховыми компаниями, а для развитиядругих типов специализированных кредитных институтов нужно полноценноефункционирование рынка капиталов и его второго элемента — рынка ценных бумаг.Создание последнего возможно в условиях относительно широкой приватизациигосударственной собственности. Именно это должно стимулировать развитиетретьего яруса кредитной системы.
Новая кредитная системапока развивается сложно и противоречиво. К началу 1992 г. в РФ действовало 1414 коммерческих банков, из них 767 созданы на базе бывшихспециализированных банков и 646 вновь образованы. Суммарный составной фондсоставил 76,1 млрд. руб. Однако основным недостатком новой банковской системыявляется большое число мелких банков — 1037, или 73% от общего числа банков, суставным фондом от 5 до 25 млн. руб, в товремя как банков с уставным фондомсвыше 200 млн. руб. насчитывалось 24, или 2% их общего количества.
Поэтому мелкиекоммерческие банки не могли эффектно организовать обслуживание клиентов игарантировать сохранность их вкладов. Кроме того, характерными негативнымисторонами всей банковской системы являются нехватка квалифицированных кадров;слабая материально-техническая база; отсутствие конкуренции; недоступностьуслуг для ряда клиентов из-за высого уровня процента. 1993-1994 годыхарактеризовались дальнейшим ростом числа коммерческих банков и другихкредитно-финансовых институтов, что было обусловлено расширением масштабовприватизации, развитием рынка ценных бумаг, дальнейшим продвижением рыночныхреформ.
К концу 1994 г. в России действовало около 2400 коммерческих банков, более 2 тыс. страховых компаний, большоеколичесиво инвестиционных фондов (компаний), одновременно стали создаватьсяипотечные банки, негосударственные пенсионные фонды, финансово-строительныекомпании, частные сберегательные банки и ряд других кредитных учреждений.
На конец 1994 г. структура кредитной системы России значительно отличается от 1991 — 1992 гг.
— Центральный банк
-Банковская система:
— коммерческие банки
— сберегательные банки
— ипотечные банки
-Специализированныенебанковские кредитно-финансовые институты
— страховые компании
— инвестиционные фонды
— пенсионные фонды
— финансово-строительныекомпании
— прочие
Новая структура кредитнойсистемы стала в большей степени отражать потребности рыночного хозяйства и всебольше приспособливаться к процессу новых экономических реформ.
В то же время процессстановления кредитной системы выявил определенные недостатки. Они выразились внарушениях во всех звеньях: продолжают образовываться и существовать мелкиеучреждения ( банки, страховые компании, инвестиционные фонды), которые из-заслабой финансовой базы не могут справляться с потребностями клиентов;коммерческие банки и другие учреждения в основном проводят краткосрочныекредитные операции, недостаточно инвестируя свои средства в промышленность идругие отрасли.
Многие вновь созданныекредитно-финансовые институты, страховые компании и инвестиционные фондызанимаются несвойственной им деятельностью: привлекают вклады населения,выполняя функции коммерческих и сберегательных банков. Ряд инвестиционныхфондов, финансовых компаний и банков построили свою деятельность не наподлинной коммерческой основе, а по принципу пирамиды, что вызвало волнубанкроств в 1993-1994 гг. Кроме того, высокие ставки на краткосрочные кредитыведут к необоснованному росту прибылей, которые в последующем конвертируются виностранную валюту, что обесценивает рубль и ведет к усилению инфляции.
Современная структуракрединой системы приведена в приложении.
Банковская система:
После обретения Россиейнезависимости продолжися 2-й этап банковской реформы, начавшийся еще в 1987 г. Однако условия проведения реформы теперь значительно изменились.
В связи с распадом СССР,коренными изменениями в политике и экономике банковская система в том виде, докоторого ее удалось преобразовать в последние годы существования СССР (т.е. завсе годы «перестройки»), не могла эффективно функционировать. Возникланеобходимость в ее новой перестройке в рамках нового государства. Новаябанковская система должна была производиться в условиях:
масштабных структурныхизменений, ведущих к радикальному изменению экономического и политическогостроя страны (изменения в формах собственности, конверсия, демонополизация,масштабные изменения в структуре производимой продукции, нарушение целостногохозяйственного комплекса бывшего СССР, формирование внешне ориентированнойэкономики, масштабная перестройка государственной и политической системы);
· крайнейнестабильности, требующей не только оперативного, но, прежде всегодолгосрочного, перспективного управления;
· глубокого кризисахозяйства (падение производства и его эффективности, инфляция), тяжелейшегосостояния денежно-кредитного обращения, расстройства всего финансовогохозяйства страны;
· неудачнойполитики Банка России в 1991-I полугодии 1992 г., которая привела к ослаблению банковской системы (платежный кризис, кризис наличности, расстройство системыбезналичных расчетов, чрезмерно жесткая и непредсказуемая монетарная политика ит.п.).
В конечном итогесуществовала необходимость долгосрочной концепции перехода России к экономикерыночного типа и демократической государственности, которым соответствуеткачественная иная банковская система, нежели для централизовано планируемойэкономики и тоталитарного государства.[26]
К сожалению, проект такойконцепции был разработан О.И. Лаврушиным, Я.М. Миркиным только в 1993 г.
· Основнымипринципами этой концепции являлись:
· организациябанковского дела в переходной экономике;
· реальная степень“рыночности” будущей банковской системы, соотношение в ней централизованных идецентрализованных начал.
· направленностьновой банковской системы на обслуживание процесса реформ:
· диверсификациюсобственности (приватизацию, становление независимого частного сектора);
· демонополизацию;
· становление новыхрынков (ценных бумаг, земли, основных фондов, страховых услуг,научно-технической продукции и информации и т.п.);
· техническую,технологическую и продуктовую перестройку хозяйства, конверсию и сокращениевоенных расходов;
· перестройкумежрегиональных и межреспубликанских связей;
· усилениюоткрытости экономики, ее интеграцию в микрохозяйственные связи;
· перераспределениеполномочий между центром и регионами.
Кроме того, банковскаясистема, по мнению авторов концепции должна способствовать развитию частнойсобственности в финансовом секторе, развитию различных видов кредитныхинститутов. Но, при этом, не должна нарушаться, строгая, система контроля задеятельностью банков со стороны Центрального банка и представительных органовгосударства.[27]
Структура кредитнойсистемы России на конец 1994 г. значительно отличалась от структуры 1991-1992гг. и была следующей:
I. Центральный банк.
II. Банковская система:
— коммерческие банки;
— сберегательные банки;
— ипотечные банки.
III. Специализированныенебанковские кредитно-финансовые институты:
— страховые компании;
— инвестиционные фонды;
— пенсионные фонды;
— финансово-строительныекомпании;
— прочие.
Новая структура кредитнойсистемы стала в большей степени отражать потребности рыночного хозяйства, всеболее приспосабливаться к процессу экономических реформ.
В то же время процессстановления кредитной системы выявил определенные недостатки во всех еезвеньях: продолжали образовываться и существовать мелкие учреждения (банки,страховые компании, инвестиционные фонды), которые из-за слабой финансовой базыне могли справляться с потребностями клиентов; коммерческие банки и другиеучреждения в основном проводили краткосрочные кредитные операции, недостаточноинвестируя свои средства в промышленность и другие отрасли.
Многие вновь созданныекредитно-финансовые институты, страховые компании и инвестиционные фондызанимались несвойственной им деятельностью: привлекали вклады населения,выполняя функции коммерческих и сберегательных банков. Ряд инвестиционныхфондов, финансовых компаний и банков построили свою деятельность не наподлинной коммерческой основе, а по принципу пирамиды, что вызвало волнубанкротств в 1993-1995 гг. Кроме того, высокие ставки на краткосрочные кредитывели к необоснованному росту прибылей, которые в последующем конвертировались виностранную валюту, что обесценивало рубль и вело к усилению инфляции. Поэтомумногие стороны деятельности банковской системы Российской Федерации нуждаются вдальнейшем совершенствовании.
С середины 1995 г. напряженность в кредитной системе России еще более возросла, что объясняется рядом факторов.Прежде всего, введением валютного коридора правительством. Эта мера былапризвана обуздать спекулятивные операции коммерческих банков, связанные спереходом рублевой массы в иностранную валюту (доллар и марку), поскольку такиедействия способствовали снижению курса рубля и росту инфляции. Однако валютныйкоридор ослабил межбанковский кредит, в результате чего ликвидность ряда банковухудшилась. В качестве других факторов, способствовавших ухудшению работыкоммерческих банков, можно назвать невозврат кредитов в результате ухудшенияэкономической конъюнктуры в стране, неэффективный банковский менеджмент имаркетинг, плохую оценку банками кредитоспособности заемщиков, ожесточениекредитного регулирования Центрального банка.[28]
В этих обстоятельствахмногие банки оказались неликвидными и неплатежеспособными, так как не могливыполнить требования по своим обязательствам. Последствиями такого положениястало лишение их лицензий Центральным банком, а по существу — их банкротство. Врезультате количество коммерческих банков в Российской Федерации существенносократилось с 2800 в 1995 г. до 1700 в 1997 г.
Не лучшим положение былои в ряде других кредитных институтов. Так называемые инвестиционные фонды,базировавшиеся на приеме ваучеров, оказались несостоятельными, посколькувложения ваучеров в частные ценные бумаги не принесли дохода вследствиепродолжающегося падения производства. Некоторые инвестиционные фонды, чтобывыжить, стали вкладывать свои средства в государственные ценные бумаги иразличные финансовые инструменты. Значительная же часть их прекратила своесуществование. Страховые компании также оказались в сложном положении,поскольку проведение в основном краткосрочных имущественных страховых операцийснижает их инвестиционные возможности. В то же время операции по страхованиюжизни развиваются чрезвычайно слабо, так как падение реальных доходов населенияне обеспечивает достаточного спроса на личное страхование. Кроме того, допускиностранных страховых компаний на российский рынок еще больше снижаетпотенциальные возможности национальных компаний.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основанииисторического анализа кредитной системы России, а в частности низового звена,можно сделать следующие выводы:
1. Развитиесовременной кредитной системы России на современном этапе характеризуетсяотносительной стабильностью. К 2000 г. российская кредитная система практическиполностью оправилась от основных последствий кризиса 1998 г. В случае благоприятного сценария развития российской экономики (рост ВВП на 4-4,5%,продолжение монетизации экономики и укрепление рубля на 8-9%, а также усилениепроцессов концентрации и реструктуризации банковского капитала) экономистамипредполагаются следующие направления развития кредитной системы.
2. Элементы системыкредитования — это не навсегда что-то заданное по содержанию, они отражаютимеющееся целое, находящееся в стадии развития. Тенденция (позднелат. tendentia— направленность, лат. tendo — направляю) определяется как «направленноеразвитие какого-либо явления или процесса».
3. Сложившаясяпрактика показывает, что основная масса кредитов, выдаваемых коммерческимибанками, представлена кредитами крупным промышленным предприятиям, частным игосударственным, а также кредитами крупным производителям в агропромышленномкомплексе. Данная категория заемщиков всегда вызывала интерес у коммерческихбанков, поскольку крупные предприятия, работающие в области энергетики, тяжелойпромышленности, добычи и обработки полезных ископаемых, занимали ведущее местов экономике.
4. Ядро кредитнойсистемы составляет банковская система, на которую падает основная нагрузка поденежно-кредитному обслуживанию хозяйственного оборота, а единым органом,координирующим деятельность банковских учреждений, является центральный(эмиссионный) банк, выполняющий функции управления процессами организациикредитно-расчетного и финансового обслуживания экономики. Центральные банкирегулируют ликвидность банковской системы и балансы банковских учреждений. Приэтом цели регулирования сводятся в конечном счете к стабилизации покупательнойспособности денег и процентных ставок, стимулированию экономического роста,борьбе с инфляцией.
5. В настоящее времякруг банковских операций также существенно расширяется, все больше стираетсягрань между традиционно банковскими и квазибанковскими операциями,соответственно, стирается грань между операциями банков и парабанков.Особенностью банков является то, что они организуют весь денежный оборот в егосовокупности, непосредственно осуществляют его и трансформируютналично-денежный оборот в безналичный и обратно. В принципе могут существоватьбанки, не выполняющие функции финансирования капитальных вложений,сберегательного дела, расчетно-кассового исполнения Госбюджета и дажекредитования. Но нельзя представить банки, не организующие денежный оборот. Поэтомуосновными признаками банков являются организации и непосредственноеосуществление денежного оборота, ведение общегосударственного счетоводства.
6. До проведенияодной из важнейших экономических реформ — отмены крепостного права — банковскаясистема страны состояла в основном из дворянских банков. Сферой их деятельностиявлялся поземельный кредит, который предоставлялся под залог помещичьих именийиз расчета числа крепостных «душ», а также драгоценностей.
7. Мысль онеобходимости перехода к рыночной экономике в общественном мнении сталаутверждаться на рубеже 80-х и 90-х годов. Первые негосударственные коммерческиеи кооперативные банки стали создаваться на фоне ожесточенной идеологическойдискуссии вокруг данной проблемы. Тем самым и возникло качественно новоенаправление формирования банковской системы. Идеологически и экономически былаподготовлена почва для возрождения коммерческих банков, судьба которых,казалось бы, бесповоротно определилась в момент их полной ликвидации припереходе к командным методам управления экономикой.
8. В середине 1990 г. правительство объявило о начале программы перехода к рынку, которая включала также планыдальнейшей реорганизации банковской системы. В частности, в правительственнойпрограмме отмечалась необходимость создания эффективной двухъярусной банковскойсистемы, состоящей из Государственного банка и коммерческих банков, в которыедолжны быть преобразованы созданные в 1987 г. специализированные банки
Список используемыхисточников
1. Антонов Н.Г.,Пессель М.А. Денежное обращение, кредит и банки. М.: Финстатинформ. — 1995.
2. Большойэкономический словарь. — М.,2002.
3. Боровская М.А.Банковские услуги предприятиям: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ.- 2006.
4. Жуков Е.Ф. Банкии банковские операции: Учебник для вузов. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ.- 2004.
5. Колесников В.И.,Кроливецкая Л.П. Банковское дело.: Финансы и статистика.- 2004.
6. КоробейниковаО.М., Мануйлов А.А. Факторы финансовой устойчивости сельскохозяйственнойкредитной кооперации. // Финансы и кредит.-2008.-№ 2.
7. Кравцова Г.И.,Кузьменко Г.С., Кравцов Е.И. Деньги, кредит, банки. Мн.: БГЭУ.-2008
8. Лаврушин О. И.Банковское дело: Современная система кредитования. — 2-е, доп.- Россия, М.: Кнорус.-2007.
9. Литовских А.М.,Шевченко И.К. Финансы, денежное обращение и кредит. Таганрог: Изд-во ТРТУ.-2003.
10. Молчанов А.В..-Коммерческий банк современной России: теория и практика.- М.: Финансы истатистика, 1999.
11. Моргоев Б.С.Исследование рынка банковских услуг в Российской Федерации // Финансы икредит.-2008.- № 1
12. Пенкина И.Высокие кредитные риски сдерживают рейтинги Российских банков // Банковскоедело. — 2004. — №2.
13. Основныенаправления единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год. / /Деньги и кредит. 2009. № 2.
14. Россия.Экономическое и финансовое положение. ЦБ РФ, февраль 2006.
15. Соколова О.В.Финансы, деньги, кредит.- М.: Юристъ.-2006
16. Уэрта де Сото,Хесус. Деньги, банковский кредит и экономические циклы. М: Социум. — 2008.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Таблица1. Динамика валового внутреннего продукта, кредитных вложений банков внефинансовый сектор экономики(без межбанковских кредитов) в период 1980—1990гг.[29]Год Кредиты Внутренний валовой продукт 1980 -0,34 0,56 1985 -0,52 0,70 1986 -0,45 0,72 1988 -0,40 0,79 1999 -0,18 0,64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
/>
Рисунок1. Динамика кредитных вложений коммерческих банков в 1997—2006 гг в целом поРоссии (млрд руб.)[30]
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Таблица2. Доля кредитов в совокупных активах кредитных организаций с 1 января 1998 г. по 1 января 2006 г.[31]показатель год доля совокупных кредитов 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 30,3 28,4 28,1 32,4 37,7 38,9 41,1 44,7 42,9