Реферат по предмету "Банковское дело"


Международная классификация страхования

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КОЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра бухгалтерского учета и аудита
Дисциплина «Страхование»
 
 
 
 
 
Контрольная работа
 
 
студентки 2 курса
заочного отделения
экономического факультета
(гр. ФиК 2008/3)
специальность 060400 —
Финансыи кредит
Большаковой Ирины Сергеевны
Старшийпреподаватель —
Яковлева Ярославна Игоревна.

Апатиты 2010

Содержание
1. Международная классификация страхования
1.1 Транспортное страхование
2. Страхование финансово-кредитной сферы
2.1 Валютные (коммерческие) риски
2.2 Страхование иностранных инвестиций
2.3 Страхование кредитов
3. Сущность перестрахования
4. Страхование транспортных средств, принадлежащихгражданам
Задачи
Список использованных источников
1. Международная классификация страхования
Современныйэтап мирового цивилизованного развития характеризуется тенденцией усиления связейи взаимодействием между странами, в основе которых лежит необходимость решения глобальныхпроблем человечества: экологии, космоса и других. С другой стороны, это обусловленонарастающей взаимозависимостью государств в экономической сфере. В настоящее времямеждународные экономические отношения утвердились и реализуются в следующих основныхформах: международная торговля товарами и услугами, обмен в области науки и техники,движение капиталов и зарубежных инвестиций, валютно-кредитные отношения и так далее.
Международноестрахование обеспечивает защиту национальных интересов при выходе на внешние экономическиерынки проведением страховых операций в области внешнеэкономических отношений.
Цельмеждународного страхования — решение проблемызащиты валютных интересов нашей страны, связанных с экспортно-импортными операциями,туризмом и автотуризмом, деятельностью совместных предприятий.
Видыи сферы страхования внешнеэкономических интересов разнообразны, они аналогичны страховымоперациям на внутреннем страховом рынке, но имеют и свои особенности. [1]
Выделяютсяследующие основные сферы международного страхования:
1.1 Транспортное страхование
Международноетранспортное страхование имеет многовековую историю развития, начавшуюся с морскогострахования — страхования судов, грузов и фрахта, а также ответственности судовладельцевперед третьими лицами.
Пристраховании судов основанием заключения договора выступают следующие условия:
· страхование с ответственностью за гибельи повреждение;
· с ответственностью за гибель судна,включая расходы по спасению;
· с ответственностью за повреждение суднаи другие.
Страхованиефрахта — страхование платы за перевозку груза.В зависимости от условий оплаты фрахта в качестве страхователя могут выступать владелецгруза, перевозчик (судовладелец), либо тот и другой вместе. Страхование фрахта обычновключается в договор страхования груза.
Договорстрахования груза — «карго» — заключается либо на конкретную перевозкуопределенного груза, либо на определенный отрезок времени. В международной практикеморских перевозок действуют традиционные условия поставки товаров, в которых оговариваютсявопросы страхования грузов, зафиксированные в международных правилах толкованияторговых терминов Инкотермс. Целью Инкотермс является установление единообразныхмеждународных правил по толкованию наиболее важных терминов и понятий, применяемыхв договорах купли-продажи во внешней торговле. Наиболее распространенными являютсяследующие:
СIF- стоимость, страхование и фрахт — включаетобязанность продавца по доставке (погрузке) груза в порт отгрузки, его оплате, фрахтуи страхованию от морских рисков;
FOB- франко-борт — включает обязанности продавцапо погрузке товара на борт судна, обязанности покупателя по фрахту и страхованиюгруза на время перевозки. Ответственность за груз переходит к покупателю с моментапересечения борта судна;
FAS- франко вдоль борта судна — включает обязанностипродавца и покупателя на условиях FOB. Однако ответственность за груз переходитк покупателю после доставки груза на причал к борту судна;
CAF- стоимость и фрахт — включает обязанностипродавца по заключению за свой счет договора морской перевозки и доставке грузана борт судна, обязанности покупателя по страхованию груза. [2]
Автотранспортноестрахование в международном страховании преимущественнопредставлено основным видом — страхованием гражданской ответственности владельцевавтотранспортных средств по «Зеленой карте». Зеленая карта — соглашениестраховщиков ряда стран о взаимном признании страхового покрытия гражданской ответственностивладельцев средств автотранспорта и об оказании взаимной помощи по урегулированиюубытков, возникающих в международном автотранспортном сообщении. В настоящее времяРоссийская Федерация не входит в систему «зеленой карты», поэтому в случаепоездки автотранспортом граждан за рубеж полис «зеленой карты» приобретаетсялибо при пересечении границы каждой страны, либо у иностранных страховщиков, имеющихлицензии на проведение этого вида страхования.
Нарядусо страхованием гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств,в международном страховании также страхуется ответственность воздушных перевозчиков- за багаж пассажира и за вред причиненный третьим лицам, ответственность морскихи речных перевозчиков — за столкновение судов и загрязнение вод нефтью и прочие.[3]
2. Страхование финансово-кредитной сферы2.1 Валютные (коммерческие) риски
Всеучастники международных отношений подвергаются различным коммерческим рискам, возникающимвследствие:
· изменения цены товара после заключенияконтракта;
· отказа импортера от приема товара,особенно при инкассовой форме расчетов;
· злоупотреблений или ухудшения валютныхсредств, выплатой по поддельным банкнотам, чекам и т.д.;
· неплатежеспособности покупателя илизаказчика;
· неустойчивости валютных курсов, инфляцией.
Особоеместо среди коммерческих рисков занимают валютные риски как опасность валютных потерьв результате изменения курса валюты цены (займа) по отношению к валюте платежа впериод между подписанием внешнеторгового или кредитного соглашения и осуществлениемплатежа по нему. Так, при понижении курса валюты цены (займа) по отношению к валютеплатежа убытки несет экспортер (кредитор), так как он получает меньшую реальнуюстоимость по сравнению с контрактной. Напротив, при повышении курса валюты цены(займа) по отношению к валюте платежа убытки возникают у импортера и должника. Вобоих случаях эквивалент в национальной валюте должника будет меньше сумм, на которыеконтрагенты рассчитывали при подписании контрактов.2.2 Страхование иностранных инвестиций
Страхованиеиностранных инвестиций имеет важное значениедля современного этапа развития отечественной экономики. Страхование иностранныхинвестиций обеспечивает защиту интересов национальных и зарубежных инвесторов припроведении финансово-кредитных операций в виде компенсации ущерба в случае невыполнениядоговорных обязательств, национализации, реквизиции, конфискации.
Практическивсе внешнеэкономические операции осуществляются через банки, что предусматриваетряд определенных гарантий в этой сфере. Основным риском, вытекающим из природы банковскихопераций, является риск неплатежа заемщика.2.3 Страхование кредитов
Страхованиекредитов во внешнеэкономических операцияхвключает страхование ответственности заемщиков за непогашение кредита и страхованиеэкспортных кредитов:
· страхование ответственности заемщиковза непогашение кредита предусматривает заключениедоговора между страховой компанией, банком и заемщиком. Объектом страхования являетсяответственность заемщика перед банком, выдавшим кредит, за своевременное и полноепогашение кредитов и (или) за погашение кредитов, включая процент за пользованиекредитами. Обязательным условием заключения договора страхования является оценкафинансового состояния и репутация заемщика с точки зрения его платежеспособности.
· страхование экспортных кредитов предусматривает заключение договора страхования между страховойкомпанией и экспортером. В качестве страховщика, как правило, выступают специализированныегосударственные страховые компании. Объектом страхования являются вытекающие издоговора купли-продажи
обязательствапокупателя оплатить в указанный в договоре срок обусловленную сумму за полученныев кредит товары, которые являются предметом сделки. [4]Страхование экспортных кредитов предусматривает возмещение застрахованным экспортерам:
затрат,связанных с производством экспортной продукции, при отказе от нее иного покупателя;
убытковот неплатежа вследствие экономических или политических причин;
убытковот изменения курсового соотношения между валютой платежа и валютой, в которой выраженыиздержки экспортера и др.
3.Медицинское страхование и страхование от несчастныхслучаев выезжающих за рубеж.
4.Страхование технических рисков: страхование монтажно-пусковых работ, страхование обслуживанияи гарантийных обязательств (лизинговые контракты), страхование строительных рисков,страхование риска экспроприации арендуемого оборудования.
5.Перестрахование в сфере страхования внешнеэкономическихрисков.
3. Сущностьперестрахования
Для того, чтобы раскрыть сущностьперестрахования необходимо сначала вспомнить что же такое страхование и страховаядеятельность.
Страхование- отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации,субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенныхстраховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченныхстраховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.
Страховаядеятельность (страховое дело) — сфера деятельности страховщиков по страхованию,перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариевпо оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием. [5]
Перестрахование зародилось в Германии в концеXIX в., с 1985 г. появилось в России.
Перестрахование — совокупность отношений между страховщиками по страхованиюриска. Страховщик, принимая на страхование риск, превышающий его возможности застраховатьтакой риск, передает часть риска другому страховщику. Отношения оформляются договором,по которому одна сторона — перестрахователь, или цедент, — передает риск и соответствующуючасть премии другой стороне — перестраховщику, или цессионарию. Последний обязуетсяпри возникновении страхового случая оплатить принятую на себя часть риска. Операциипо передаче риска называют цессией. В свою очередь перестраховщик может передатьчасть риска в перестрахование следующему страховому обществу. В этом случае перестраховщиквыступает в роли ретроцедента, новое страховое общество называется ретроцессионарием,а операция по передаче риска именуется ретроцессией. Отношения по перестрахованиюпредполагают два вида договоров — по перестрахованию всех полученных рисков, независимоот их размера, и по перестрахованию лишь отдельных «избыточных» рисков.
Обязательное перестрахование, основывающееся на заключении договора с цессионариемоб обязательном принятии на перестрахование всех рисков компании. Факультативное,предполагающее возможность отказаться от перестрахования отдельных рисков, и факультативно-обязательноев виде сочетания первого и второго.
Цедент — страховая компания, размещающая риск, отдающая риск в перестрахование. Цессионарий- страховая компания, принимающая риск на перестрахование (перестрахователь). Цессия- передача риска на перестрахование. В этом случае перестрахователь выступает вроли цедента, а перестраховщик в роли цессионария. Ретроцессия — передача перестрахователемчасти принятого на себя риска другим перестрахователям; дальнейшее дробление рисков.[6]
ФЗ«Об организации страхового дела в России» 27 ноября 1992 года N 4015-1регулирует отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страховогодела, или с их участием, отношения по осуществлению государственного надзора задеятельностью субъектов страхового дела, а также иные отношения, связанные с организациейстрахового дела.
Перестрахование- деятельность по защите одним страховщиком (перестраховщиком) имущественных интересовдругого страховщика (перестрахователя), связанных с принятым последним по договорустрахования (основному договору) обязательств по страховой выплате.
Неподлежит перестрахованию риск страховой выплаты по договору страхования жизни вчасти дожития застрахованного лица до определенного возраста или срока либо наступленияиного события.
Страховщики,имеющие лицензии на осуществление страхования жизни, не вправе осуществлять перестрахованиерисков по имущественному страхованию, принятых на себя страховщиками.
Перестрахованиеосуществляется на основании договора перестрахования, заключенного между страховщикоми перестраховщиком в соответствии с требованиями гражданского законодательства.[7]
ГражданскийКодекс Российской Федерации регулирует страховую деятельность в части перестрахования.Согласно статьи 967 «Перестрахование»:
1)Риск выплаты страхового возмещения или страховой суммы, принятый на себя страховщикомпо договору страхования, может быть им застрахован полностью или частично у другогостраховщика (страховщиков) по заключенному с последним договору перестрахования.
2)К договору перестрахования применяются правила, предусмотренные настоящей главой,подлежащие применению в отношении страхования предпринимательского риска, если договоромперестрахования не предусмотрено иное.
Приэтом страховщик по договору страхования (основному договору), заключивший договорперестрахования, считается в этом последнем договоре страхователем.
3)При перестраховании ответственным перед страхователем по основному договору страхованияза выплату страхового возмещения или страховой суммы остается страховщик по этомудоговору.
4)Допускается последовательное заключение двух или нескольких договоров перестрахования.[8]
4. Страхование транспортных средств, принадлежащихгражданам
Вцелях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровьюили имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, Федеральным закономот 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственностивладельцев транспортных средств» определяются правовые, экономические и организационныеосновы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортныхсредств.
Договоробязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств- это договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договоромплату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страховогослучая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни,здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договоромсуммы (страховой суммы).
Страхователь- лицо, заключившее со страховщиком договор обязательного страхования.
Страховщик- страховая организация, которая вправе осуществлять обязательное страхование гражданскойответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией),выданным федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностьюв установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Страховойслучай — наступление гражданской ответственности владельца транспортного средстваза причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использованиитранспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором обязательногострахования обязанность страховщика осуществить страховую выплату. [9]
Страховаясумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая(независимо от их числа в течение срока действия договора
обязательногострахования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:
· в части возмещения вреда, причиненногожизни или здоровью каждого потерпевшего, — не более 160 тыс. рублей;
· в части возмещения вреда, причиненногоимуществу нескольких потерпевших, — не более 160 тыс. рублей;
· в части возмещения вреда, причиненногоимуществу одного потерпевшего, — не более 120 тыс. рублей. [10]
Документом,удостоверяющим осуществление обязательного страхования, является страховой полисобязательного страхования, оформляемый страховщиком по форме, утверждаемой федеральныморганом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственнойполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности.
Бланкстрахового полиса обязательного страхования имеет единую форму на всей территорииРоссийской Федерации и является документом строгой отчетности.
Встраховом полисе обязательного страхования указывается эксплуатируемое транспортноесредство или прицеп, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковымавтомобилям.
Страховойполис обязательного страхования выдается страхователю непосредственно при уплатеим страховой премии наличными деньгами, а в случае ее уплаты по безналичному расчету- не позднее рабочего дня, следующего за днем перечисления на расчетный счет страховщикастраховой премии.
Приутрате страхового полиса обязательного страхования страхователь имеет право на получениеего дубликата бесплатно.
Основнымипринципами обязательного страхования являются:
1.Гарантия возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших,в пределах, установленных настоящим Федеральным законом;
2.всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности владельцамитранспортных средств;
3.недопустимость использования на территории Российской Федерации транспортных средств,владельцы которых не исполнили установленную настоящим Федеральным законом обязанностьпо страхованию своей гражданской ответственности;
4.экономическая заинтересованность владельцев транспортных средств в повышении безопасностидорожного движения.
ПостановлениемКонституционного Суда РФ от 31.05.2005 N 6-П положения абзацев третьего и четвертогостатьи 3, закрепляющие обязанность страхования владельцами транспортных средствриска своей гражданской ответственности и недопустимость использования на территорииРоссийской Федерации транспортных средств, владельцы которых не исполнили эту обязанность,признаны не противоречащими Конституции РФ. [11]
Задачи
Задача №1
Рассчитать брутто-ставку по страхованиюгрузов, если:

п/п Показатели Ед. изм. Условное обозначение Значение 1. Количество договоров шт. N 100 2. Вероятность наступления страхового случая отн. ед. Р (А) 0,006 3. Средняя страховая сумма руб.
/>
Сс 50000 4. Среднее страховое возмещение руб.
/>
В 15000 5. Доля нагрузки в структуре тарифа % Н' 30 6. Вероятность не превышения возможных возмещений (гарантия безопасности) отн. ед.
/>/>/> 0,84 7. Расходы на ведение дела %
Рвд 0,06
Решение:
1. Рассчитываем нетто-ставку без учета рисковойнадбавки со 100 рублей страховой суммы:
/>/>/>              Т0=      В    * Р(А)  * 100 =    15000      * 0,006 * 100 =  0,18 руб.
/>                         Сс                                 50000
2. Находим рисковую надбавку со 100 рублейстраховой суммы:
/>

              Тр = 1,2 * Т0 * α*        1 — Р(А)         = 1,2*0,18*1*      1-0,006         =  0,28 руб.
                                                   N * Р(А)                                   100*0,006
 
α — это коэффициент, который зависитот гарантии безопасности
/>/>/> 0,84 0,90 0,95 0,98 0,9986 α 1 1,3 1,645 2 3
 
3. Находим нетто-ставку с учетом рисковойнадбавки на 100 рублей страховой суммы:
Т = Т0 + Тр = 0,18руб. + 0,28 руб. = 0,46 руб.
4. Находим брутто-ставку со 100 рублей страховойсуммы:
 
/>/>             Б100  =   Т + Рвд     *100   =  0,46+0,06    * 100     = 0,74 руб.
                          100-Н'                       100-30
 
Страхователь должен заплатить страховщикустраховую премию в размере
0,74 рубля со 100 рублей страховой суммы.
5. Находим брутто-ставку по договору страхования:
/>/>             100                   0,74                х = 50000 * 0,74      =   370 руб.
/>             50000                 х                                100
 
Страхователь по договору должен заплатитьстраховщику страховую премию в размере 370 рублей.
Задача 2
В результате пожара были повреждены: 14 кв. м. стен, 16 кв. м. пола,20 кв. м. потолка. Покупная стоимость строения — 116 000 руб. Действительнаястоимость строения составляет 90 000 руб., страховая сумма — 54 000 руб.
Согласно прейскуранту единичных расценок на ремонтные работы:
стоимость оклейки стен обоями — 15 руб. за 1 кв. м.,
стоимость замены полов — 52 руб. за 1 кв. м.,
стоимость окраски полов — 22 руб. за 1 кв. м.,
стоимость побелки потолка — 16 руб. за 1 кв. м.
Кроме того, на приобретение обоев былопотрачено 250 руб., на краску — 115 руб., а общие затраты на приведение имуществав порядок составили 115 руб. Определить сумму страхового возмещения.
Решение:
1. Определяем затраты на ремонт в расценкахпо прейскуранту:
 
1.1 оклейка стен обоями: 14 кв. м. * 15 руб. + 250 руб. = 460 руб.
1.2 замена полов: 16 кв. м. * 52 руб. = 832 руб.
1.3 окраска полов: 20 кв. м. * 22 руб. + 115 руб. = 555 руб.
1.4 побелка потолка: 20 кв. м. * 16 руб. =320 руб.
 
Итого затрат на ремонт по прейскуранту:
 
460 +832+555+320 = 2167 руб.
 
1.5 общие затраты на приведение имуществав порядок составили 115 руб. Всего затрат на ремонт по прейскуранту: 2167 +115 =2282 руб.
2. Определяем размер убытков страхователюс учетом износа помещения:
 
Затраты наремонт                                       Х (размер убытков страхователю)
/>    Покупная стоимостьстроения                   Действительная стоимость строения
/>/>/>    2167руб.                           Х                                      Х =  2167 * 90000  =  1681,3 руб.
/>    116000 руб.                      90000 руб.                                    116000
    Убытки страхователю с учетомизноса помещения: 
                                                                        1681,3 руб.+115 руб. = 1796,3 руб.
 
3. Определяем сумму страхового возмещения:
 
/>    Страховая сумма подоговору                            Действительная стоимость строения                 
/>    Х (Сумма страховоговозмещения)                   Убытки страхователю с учетом 
                                                                                  износа помещения
/>/>/>    54000руб.                    90000 руб.                     Х = 1796,3 *54000  =1077,8 руб.
/>          Х                               1796,3руб.                                      90000
 
Страховщик обязуется выплатить страхователю страховое возмещениев размере 1077,8 рублей за поврежденное имущество в результате пожара.
Список использованных источников
1. Нормативно-правовые акты и другие официальные документы
1.1 Гражданский кодекс РФ. Часть 2 от26.01.1996 (с изм., внесенными Федеральным законом от 26.01.1996 N 15-ФЗ, ПостановлениямиКонституционного Суда РФ от 23.12.1997 N 21-П, от 15.07.2009 N 13-П): КонсультантПлюс, 2009.
1.2 Российская федерация. Законы. Федеральныйзакон об организации страхового дела в России от 27 ноября 1992 года N 4015-1 (сизм., внесенными Федеральным законом от 21.06.2004 N 57-ФЗ): Консультант Плюс, 2009.
1.3 Российская федерация. Законы. Федеральныйзакон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортныхсредств от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ: Консультант Плюс, 2009.
2. Специальная литература
2.1 Грищенко, Н.Б. Основы страховой деятельности:Учебное пособие /Н.Б. Грищенко. — Барнаул:Алтайский государственный университет, 2001.274 с.
2.2 Современный экономический словарь- Режим доступа: slovari. yandex.ru/dict/economic


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.