Реферат по предмету "Банковское дело"


Лицензирование банковских операций

План
Введение
Глава I.Понятие и правовые основы лицензирования отдельных видов деятельности.Взаимоотношения Банка России с коммерческими банками. Банковский надзор ибанковский аудит
1.1 Правовоерегулирование лицензирования банковской деятельности Общая характеристика
1.2 ВзаимоотношенияБанка России с коммерческими банками. Банковскийнадзор и банковский аудит
Глава II.Порядок предоставления лицензии. Отзыв лицензии
2.1 Порядок предоставления лицензии
2.2 Отзыв лицензии
Заключение
Список литературы
Приложение

Введение
Лицензированиебанковской деятельности является одним из важнейших условий формированиясовременной эффективной органичной банковской системы. Четкая регламентациядеятельности кредитных организаций защищает от рисков, как банки, так и ихклиентов.
Актуальность настоящей работыобусловлена также существованием некоторых неопределенностей и разногласиймежду разными отечественными нормативно-правовыми актами, регламентирующимиработу кредитных организаций.
Банковская деятельность, во-первых, затрагивает имущественные интересынеограниченного круга субъектов, а во-вторых, в силу своей специфики способнаоказывать решающее влияние на экономические процессы в стране в целом.Указанные обстоятельства являются вполне закономерной предпосылкой дляустановления в отношении банков более строгих требований в целях обеспеченияобщественной безопасности по сравнению с другими субъектами предпринимательскойдеятельности.
Как подчеркнул Конституционный суд РФ, лицензирование кредитныхорганизаций, а также отзыв у них лицензии на осуществление банковских операций,по существу, являются законодательной реализацией конституционной функции БанкаРоссии, который осуществляет банковское регулирование, надзор и контрольпосредством принятия нормативно-правовых актов и индивидуально-правовых(ненормативных) актов на основе оперативной информации как о состоянииэкономики в целом, так и в области денежно-кредитной политики (ОпределениеКонституционного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. №268-О «По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционностичасти третьей статьи 75 Федерального закона „О Центральном банкеРоссийской Федерации (Банке России)“).
Лицензирование банковскойдеятельности является одной из форм пруденциального регулирования и банковскогонадзора, и в этом смысле представляет собой систему правоотношений, возникающихмежду Банком России и кредитными организациями и существующих на всемпротяжении функционирования последних, по поводу выдачи, переоформления,приостановления, отзыва лицензий на осуществление банковской деятельности, атакже осуществления надзора за соответствием деятельности кредитных организацийтребованиям банковского законодательства, в общем, и отдельным нормативам, вчастности. Лицензированием подтверждается правомерность создания кредитнойорганизации, соответствие ее на момент выдачи лицензии и в процессеосуществления банковской деятельности предъявляемым Банком России требованиям инормативам.
Объектом лицензирования вбанковской сфере является банковская деятельность как совокупностьсистематически осуществляемых банками или небанковскими кредитнымиорганизациями как участниками единой банковской системы банковских операций,направленных на извлечение прибыли.
В аспекте банковской деятельности лицензирование имеет определеннуюспецифику, которая заключается в том, что банковская лицензия прямолегитимирует совершение лишь банковских операций (ч. 1 ст. 5 ФЗ „О банкахи банковской деятельности“). Помимо банковских операций банковскаялицензия косвенно легитимирует также совершение ряда сделок, указанных в ч. 3ст. 5 ФЗ „О банках и банковской деятельности“, а также операций сценными бумагами, перечень которых приведен в ст. 6 Закона.

Глава I. Понятие иправовые основы лицензирования отдельных видов деятельности.Взаимоотношения Банка России с коммерческими банками. Банковский надзор и банковский аудит
1.1 Правовое регулированиелицензирования банковской деятельности. Общая характеристика
Государственнаярегистрация юридических лиц — очень важный вопрос как для самого юридическоголица (например, возможность выступать участником правоотношений), длягосударства (в частности, решение налоговых вопросов, выполнение контрольныхфункций), так и для других юридических лиц и граждан (возможность получениянеобходимой информации при выборе контрагента и ведении хозяйственныхопераций).
Традиционно деятельностькредитных организаций строго регламентируется государством.
По этой причине всоответствии со ст. 10 ФЗ „О банках ибанковской деятельности“ о государственной регистрации юридическихлиц установлен специальный порядок регистрации кредитных организаций.Государственную регистрацию банков и иных кредитных организаций осуществляетБанк России на основании ст. 12 Закона, который в целях осуществления имнадзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций.
В настоящее время порядокрегистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности, атакже отзыва лицензий регламентируется федеральными законами „Огосударственной регистрации юридических лиц“, „О Центральном банкеРоссийской Федерации (Банке России)“, „О банках и банковскойдеятельности“, а также следующими нормативными актами Банка России:Инструкцией ЦБР от 14 января 2004 г. N 109-И „О порядке принятия Банком России решения о государственнойрегистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковскихопераций“; Указанием ЦБР от 19 июня 2003 г. N 1292-У „О порядке представления небанковской кредитной организацией в Банк России документов дляпринятия Банком России решения о получении небанковской кредитной организациейстатуса банка“. О рассмотрении документов, представляемых втерриториальное учреждение Банка России для принятия решения о государственнойрегистрации кредитных организаций, выдаче лицензий на осуществление банковскихопераций и ведении баз данных по кредитным организациям и их подразделениямдействует Положение ЦБР от 9 июня 2005 г. N 271-П. Отзыв лицензий на осуществление банковских операций у кредитных организаций вРоссийской Федерации» регулируется Положением ЦБР от 2 апреля 1996 г. N 264. Выдаваемая Банком России и получаемая кредитной организацией лицензия – этобессрочное разрешение на совершение банковских операций. В лицензии наосуществление банковских операций указываются банковские операции, наосуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта,в которой эти банковские операции могут осуществляться. Лицензии, выдаваемыеБанком России, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществлениебанковских операций.
Необходимо различатьлицензию, выдаваемую кредитной организации: банку, небанковской кредитнойорганизации, представительству иностранного банка. Цели создания каждого извида кредитных организаций предопределяет строго определенные законом видыбанковских операций.
Банковская лицензиялегитимирует, помимо банковских операций, также ряд сделок, указанных в ч.3ст.5 ФЗ «О банках и банковской деятельности», но не непосредственно,а косвенно, опосредованно.
Необходимо учитыватьдействующую редакцию нормативных актов Банка России, регламентирующих получениеи содержание лицензий. Так согласно Инструкции ЦБР от 14 января 2004 г. N 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрациикредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций»лицензия на осуществление банковских операций, выдаваемая Банком России,содержит указание на один из видов лицензий, перечень банковских операций,право на осуществление которых предоставлено кредитной организации.
1.2 Взаимоотношения БанкаРоссии с коммерческими банками. Банковский надзор и банковский аудит
Взаимоотношения БанкаРоссии с коммерческими банками и другими кредитными учреждениями определяетсятем, что, с одной стороны, Банк России наделен широкими властными полномочиямипо управлению денежно-кредитной системой РФ, а с другой стороны, Банк России — юридическое лицо, вступающее в определенные гражданско-правовые отношения с коммерческимибанками и другими кредитными учреждениями. В целях воздействия на ликвидностьбанковской системы Банк России рефинансирует банки путем предоставления имкраткосрочных кредитов под залог различных активов. Банк России согласно законодательствуявляется кредитором последней инстанции. Он способствует созданию условий для устойчивогофункционирования коммерческих банков, не вмешиваясь в их оперативнуюдеятельность. В соответствии с законодательством он осуществляет контроль зазаконностью и целесообразностью создания коммерческих банков и других кредитныхучреждений.
Банк России как орган управления,кредитной системой РФ, осуществляя функции регулирования, вправе издаватьнормативные акты по вопросам, отнесенным к его компетенции в областибанковского кредитования.
С помощью экономическихнормативов Банк России воздействует на деятельность коммерческих банков идругих кредитных учреждений, способствует созданию условий для их устойчивогофункционирования, поддерживает стабильность кредитной системы России.
Одной из наиболеедейственных форм регулирования является выдача лицензии (разрешения) надеятельность коммерческого банка.
Центральный банк выдаеткоммерческим банкам несколько лицензий в определенной последовательности.Первой и основной лицензией коммерческого банка является лицензия на совершениебанковских операций, которая выдается всем банкам и свидетельствует собойначало деятельности банка. ЦБ России принимает решение о выдаче данной лицензиив течение трех месяцев. Он может принять отрицательные решения по рядуоснований: несоответствие учредительного договора и устава действующемузаконодательству; неудовлетворительное финансовое положение учредителей,угрожающее интересам вкладчиков и кредиторов.
При выдаче лицензии на совершениебанковских операций одновременно производится регистрация устава банка. Завыдачу лицензии учредители вносят (в бюджет) плату в зависимости от размерауставного капитала. При отказе в выдаче лицензии плата не возвращается.
Валютных лицензий существуеттри, и различаются они по объему полномочий на совершение валютных операций. Кпервой относится внутренняя валютная лицензия, действующая на территории РФ, ковторой — расширенная валютная лицензия, дающая дополнительно к первой валютнойполномочия на установление корреспондентских отношений с шестью иностранными банками.
Генеральная валютнаялицензия (самая престижная) позволяет совершать любые операции с иностраннойвалютой на территории РФ и за рубежом.
Генеральная лицензиятакже позволяет коммерческому банку оказывать брокерские услуги, даватьконсультации и совершать лизинговые операции; формировать часть уставного фондабанка в иностранной валюте.
Банк может бытьучредителем или пайщиком банковских учреждений в РФ и за ее пределами, а такжеоткрывать свои филиалы за границей с разрешением Центрального банка. Этимправом некоторые наши банки уже активно пользуются.
Генеральная лицензия даетразрешение и на другие валютные операции, в частности на покупку и продажудрагоценных металлов, камней; привлечение и размещение их во вклады, и другиеоперации с этими ценностями в соответствии с международной банковскойпрактикой.
К коммерческим банкам,имеющим генеральные лицензии, предъявляются большие требования:профессионализм, высокая банковская культура, знание иностранных языков,современная техническая оснащенность и др.; другими словами, они должнысоответствовать уровню организации любого крупного иностранного банка.
Коммерческие банки,получившие генеральную лицензию, наделяются статусом уполномоченного банка, тоесть банка с более широкими полномочиями.
Центральный банк РФявляется основным органом по осуществлению государственного банковскогонадзора. В его аппарате действует Департамент по регулированию – надзору — илицензированию банковской деятельности.
В компетенцию банковскогонадзора входит:
1. Разработка единых правиллицензирования и экономических нормативов для коммерческих банков, координациядеятельности банковского надзора ЦБ, оказание консультационных и методическихуслуг коммерческим банкам, ведение общегосударственного реестра коммерческихбанков.
2. Выдача лицензий и осуществлениепрямого надзора за крупномасштабными и межрегиональными коммерческими банками.
3. Проведение ревизий
— коммерческих банков(национальных банков) — 1-2 раза в году;
— иностранных банков — 1раз в 2 года;
— небанковских филиалов — 1 раз в 3 года).
4. Управление процессами слияний ипоглощений банков.
5. Координация и установление связей сбанками.
6. Установление нормативных коэффициентов,определение форм, сроков и содержание отчетности.
Центральным банком Россииустановлены следующие формы отчетности, предоставляемые коммерческими банками:баланс на первое число месяца; квартальная оборотная ведомость, ежеквартальнаяведомость остатков по счетам «Прочие дебиторы и кредиторы»;ежеквартальные перечни предприятий, организаций, объединений, внесших паевыевзносы на формирование уставного фонда коммерческого банка, с указанием дат исумм фактически внесенных и заявленных ими паевых взносов; ежеквартальный отчетоб операционных и разных доходах и расходах — вместе с балансом; расчетыэкономических нормативов — вместе с балансом.
Коммерческие банки,имеющие лицензии на проведение операций в иностранной валюте, представляютотчетность по валютным операциям.
В целях обеспечениястабильности всей банковской системы России Центральным банком определенынормативы отчислений в централизованные фонды, страхования депозитов истрахования коммерческих банков от банкротств, а также девять нормативовликвидности (доходности) банков и риска (предельного размера риска на одногозаемщика).
Банковский аудит возникраньше других форм аудита в РФ. С учетом мировой практики еще в 1991 году былапредусмотрена аудиторская деятельность в банковской системе России. Аудит былопределен как независимый, нейтральный контроль за деятельностью коммерческихбанков и других кредитных учреждений.
Банковский аудит сложилсяв двух основных формах:
1. Внешний аудит.
2. Внутренний аудит.
Внешний банковский аудитосуществляется на договорной платной основе специализированными аудиторскимиоперациями, имеющими лицензию Центрального банка или физическими лицами — независимыми частными аудиторами с высшим экономическим или юридическимобразованием, прошедшими аттестацию и также имеющими лицензию.
Внешний банковский аудитпризван подтвердить достоверность банковской отчетности, соблюдение банкомустановленных законодательных и нормативных требований, проверить анализфинансово-хозяйственной деятельности банка.
Деятельность коммерческихбанков подлежит ежегодной проверке аудиторскими организациями. Без аудиторскихзаключений годовые отчеты коммерческих банков не принимаются.
Известны три основныхканала покрытия дефицита государственных финансов. К ним относятся: внутреннеефинансирование; прямое внешнее финансирование – новые кредиты; косвенноевнешнее финансирование, отсрочка платежей по внешней задолженности.
Для каждого из названныхканалов в аппарате Центрального банка и национальных банков в регионахсоздаются советы по банковской аудиторской деятельности. В 1994 году 22 июлябыла утверждена Центральная аттестационно — лицензионная аудиторская комиссия ЦБ РФ.
Привыполнении своей работы аудиторские фирмы имеют права и обязанности. В случаевыявления злоупотреблений с их стороны, на них делаются представления вправоохранительные, финансовые органы и в ЦБ РФ. лицензированиекоммерческий банк аудит
Руководители аудиторскихформ и аудиторы несут ответственность за подтверждение отчетности коммерческихбанков.
Внутренний аудит банкаиспользуется в качестве текущего контроля за работой банка и для этой цели внем создаются специальные службы. Контроль за финансовой деятельностью банканаправлен на правильность ведения бухгалтерского учета, на внутрихозяйственныйконтроль за производством расходов банка по статьям, обнаружение допустимых нарушений,их анализ, правильность ведения счетов по расходам и доходам банка, законностьвыполнения отдельных операций.
ФЗ «О Центральномбанке Российской Федерации (Банке России)» устанавливает переченьполномочий Банка России в рамках надзора по устранению нарушений законодательстваРФ о банках и установленных экономических нормативов.
В случае неисполненияпредписаний Центрального банка России, а также при выявлении нарушенийнормативов, причинивших ущерб банкам, клиентам, непредставления отчетности илипредоставления недостоверной или вводящей в заблуждение отчетности, подведенияитогов года с убытками и возникновения в связи с этим угрозы интересамвкладчиков и кредиторов банка, при обнаружении других систематических нарушенийЦБ РФ представляет учредителям (участникам) банков необходимые требования:
— о проведении мероприятий пофинансовому оздоровлению банка, в том числе по увеличению его капитала иизменению структуры активов;
- о реорганизациибанка, кредитной организации.

Глава II. Порядок предоставления лицензии.Отзыв лицензии
2.1 Порядок предоставления лицензии
Лицензия на осуществлениебанковских операций выдается после государственной регистрации банка, именно сполучением специального разрешения (лицензии) Банка России Закон о банкахсвязывает возникновение у банка права осуществлять банковские операции,предусмотренные Законом о банках. Банк создается для извлечения прибыли какосновной цели своей деятельности путем осуществления банковских операций. Правона их осуществление возникает только с момента получения лицензии, выданнойБанком России.
Как отмечается влитературе, лицензирование предпринимательской деятельности есть правовоесредство государственного регулирования рыночных отношений, элемент легитимацииопределенных видов деятельности предпринимателя. Лицензируемые видыдеятельности обычно требуют специальных знаний, направлены на обеспечениеобщественных интересов или требуют более тщательного контроля со стороныгосударства в целях защиты интересов граждан. Основной целью лицензированияотдельных видов деятельности является контроль за ее осуществлением дляобеспечения защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства.
Применительно кбанковской деятельности «сущность лицензирования кредитных организаций наосуществление банковских операций Банком России состоит в том, что онофициально признает и санкционирует как орган государственной власти закредитными организациями право (специальной правосубъектности) осуществлятьбанковские операции и контроль за выполнением этих операций».
В банковскомзаконодательстве отсутствует легальное определение понятия «банковскаялицензия». В юридической литературе даются различные определения лицензииприменительно к банковской деятельности. Так, под лицензией на осуществлениебанковских операций предлагается понимать специальное разрешение Банка Россиина осуществление банковской деятельности (банковских операций) в формеофициального документа, удостоверяющего с соблюдением установленной БанкомРоссии формы (реквизитов) право кредитной организации на осуществлениеуказанных в нем банковских операций, без ограничения сроков действия такогодокумента. Позиция Банка России по этому вопросу отражена в Бюллетенебанковской статистики: лицензия Банка России — специальное разрешениеЦентрального банка Российской Федерации (Банка России), на основании которогокредитная организация имеет право осуществлять банковские операции. В лицензиина осуществление банковских операций указываются банковские операции, наосуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта,в которой эти банковские операции могут осуществляться. Порядок лицензированиябанковской деятельности вновь созданных кредитных организаций и порядокрасширения деятельности кредитных организаций путем получения дополнительныхлицензий определяются нормативным актом Банка России. С.В. Пыхтин пишет, чтобанковская лицензия — это разрешение в форме индивидуального определенногодокумента Банка России, выданное банку или небанковской кредитной организации вподтверждение их соответствия требованиям, предъявляемым для осуществленияуказанных в нем видов банковских операций и обязывающее к их проведению.
Длягосударственной регистрации кредитной организации и получения лицензии наосуществление банковских операций в Банк России в установленном им порядкепредставляются следующие документы:
1)заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации ивыдаче лицензии на осуществление банковских операций; в заявлении такжеуказываются сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующегоисполнительного органа кредитной организации, по которому осуществляется связьс кредитной организацией;
2)учредительный договор (подлинник или нотариально удостоверенная копия), еслиего подписание предусмотрено федеральным законом;
3)устав (подлинник или нотариально удостоверенная копия);
4)бизнес-план, утвержденный собранием учредителей (участников) кредитнойорганизации, протокол собрания учредителей (участников), содержащий решения обутверждении устава кредитной организации, а также кандидатур для назначения надолжности руководителя кредитной организации и главного бухгалтера кредитнойорганизации. Порядок составления бизнес-плана кредитной организации и критерииего оценки устанавливаются нормативными актами Банка России;
5)документы об уплате государственной пошлины за государственную регистрациюкредитной организации и за предоставление лицензии на осуществление банковскихопераций при создании кредитной организации;
6)копии документов о государственной регистрации учредителей — юридических лиц,аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а такжеподтверждения налоговыми органами выполнения учредителями — юридическими лицамиобязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РоссийскойФедерации и местными бюджетами за последние три года;
7)документы (согласно перечню, установленному нормативными актами Банка России),подтверждающие источники происхождения средств, вносимых учредителями — физическими лицами в уставный капитал кредитной организации;
8)анкеты кандидатов на должности руководителя кредитной организации, главногобухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также надолжности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера,заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации. Указанныеанкеты заполняются этими кандидатами собственноручно и должны содержатьсведения, установленные нормативными актами Банка России, а также сведения: оналичии у этих лиц высшего юридического или экономического образования (спредставлением копии диплома или заменяющего его документа) и опыта руководстваотделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлениембанковских операций, не менее одного года, а при отсутствии специальногообразования — опыта руководства таким подразделением не менее двух лет; оналичии (отсутствии) судимости.
Припредставлении документов Банк России выдает учредителям кредитной организацииписьменное подтверждение получения от них документов, необходимых длягосударственной регистрации кредитной организации и получения лицензии наосуществление банковских операций.
Принятиерешения о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензиина осуществление банковских операций или об отказе в этом производится в срок,не превышающий шести месяцев с даты представления всех документов.
БанкРоссии после принятия решения о государственной регистрации кредитной организациинаправляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы,необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единогогосударственного реестра юридических лиц.
Наосновании указанного решения, принятого Банком России, и представленных имнеобходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок неболее чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документоввносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись ине позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи,сообщает об этом в Банк России.
БанкРоссии не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченногорегистрирующего органа информации о внесенной в единый государственный реестрюридических лиц записи о кредитной организации уведомляет об этом ееучредителей с требованием произвести в месячный срок оплату 100 процентовобъявленного уставного капитала кредитной организации и выдает учредителямдокумент, подтверждающий факт внесения записи о кредитной организации в единыйгосударственный реестр юридических лиц.
Неоплатаили неполная оплата уставного капитала в установленный срок является основаниемдля обращения Банка России в суд с требованием о ликвидации кредитнойорганизации.
Дляоплаты уставного капитала Банк России открывает зарегистрированному банку, апри необходимости — и небанковской кредитной организации корреспондентский счетв Банке России. Реквизиты корреспондентского счета указываются в уведомленииБанка России о государственной регистрации кредитной организации и выдачелицензии на осуществление банковских операций.
Припредъявлении документов, подтверждающих оплату 100 процентов объявленногоуставного капитала кредитной организации, Банк России в трехдневный срок выдаеткредитной организации лицензию на осуществление банковских операций.
2.2 Отзыв лицензии
В отношении кредитнойорганизации, обладающей специальной правоспособностью, справедливо утверждение,что ни предоставление лицензии на осуществление банковских операций, ни ееотзыв сами по себе не влияют на правоспособность или дееспособность даннойорганизации. Однако отзыв лицензии, который фактически лишает кредитнуюорганизацию субъективного права на осуществление своей основной деятельности,неизбежно влечет за собой ее ликвидацию в соответствии с нормами действующегозаконодательства.
Однако,лицензирование банковской деятельности не предоставляет юридическому лицусубъективного права на осуществление своей деятельности. Оно является темфактом, который порождает появление у банков их специальной правосубъектности.Если же вести речь о том, что с выдачей банкам лицензий на осуществление имисвоей банковской деятельности правосубъектность кредитных организаций неменяется, тогда можно рассуждать о том, что неполучение лицензий или их лишениене влекут для банков никаких правовых последствий, поскольку у них сохраняетсяих правосубъектность. Однако это положение не соответствует низаконодательству, ни судебной практике: в этом случае данное юридическое лицо (вслучае неполучения лицензии) либо банк (в случае лишения лицензии) подлежатликвидации или признанию банкротом. Таким образом, государство принудительноликвидирует лицо, не соответствующее критериям субъекта права.
Это подтверждается исудебной практикой. Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации, всилу особенностей правового положения кредитных организаций отзыв лицензииявляется начальным этапом процедуры банкротства или ликвидации банков.
Решением Арбитражногосуда г. Москвы от 20 марта 2006 г., 27 марта 2006 г. по делу N А 40-2767/06-92-26 суд отказал в удовлетворении требования опризнании незаконным ненормативного акта уполномоченного органа об отказе ввыдаче лицензии на осуществление банковских операций, так как ответчик доказал,что заявителем пропущен срок оплаты уставного капитала. Поскольку учредителембанка не была произведена оплата уставного капитала в установленный срок, уБанка России отсутствовало предусмотренное законом основание для принятиярешения о выдаче лицензии на осуществление банковских операций, и по заявлениюБанка России Арбитражным судом Ярославской области возбуждено производство поделу N А 82 -18162\05-43 о ликвидации ООО КБ. Следовательно, судебной практикойподтверждается тот факт, что государственная регистрация и лицензированиебанковской деятельности — два процесса, не связанные друг с другом во времени.Получение лицензии необходимо и достаточно для приобретения обществом своегостатуса коммерческого банка и осуществления банковской деятельности. Впротивном случае общество подлежит ликвидации.
Отзывлицензии на осуществление банковских операций также влечет за собой ликвидациютакой кредитной организации. В качестве примера можно привести ПостановлениеФАС Московского округа от 6 декабря 2005 г., 29 ноября 2005 г. N КГ –А 40/11839-05. Из материалов дела следует, что Обществозарегистрировано Банком России 26 января 1993 г., регистрационный номер — 15. При этом суд указал, что согласно ст. 20 Закона о банкахотзыв у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операцийвлечет за собой ликвидацию такой кредитной организации в порядке,предусмотренном ст. 23.1 этого Закона. В соответствии со ст. 23.1 Закона обанках в случае отзыва у кредитной организации лицензии и отсутствия у неепризнаков банкротства Банк России обязан обратиться в арбитражный суд стребованием о ликвидации кредитной организации. Суд первой инстанции, неустановив признаков несостоятельности (банкротства) коммерческого банка, сучетом результатов рассмотрения дела N А 40 -42690/02 -44 -80 Б онесостоятельности (банкротстве) ответчика, производство по которому былопрекращено в связи с недоказанностью наличия задолженности по уплатеобязательных платежей и признаков банкротства, пришел к обоснованному выводу онеобходимости принудительной ликвидации ответчика в соответствии со ст. 20Закона о банках.
Напримере данного дела можно выделить еще одну проблему, с которой сталкиваютсябанки при лицензировании своей деятельности. Связано это с тем, что междуотзывом лицензии и принудительной ликвидацией банков проходит слишком многовремени. Как, например, в данном случае — около девяти лет. По-видимому, БанкРоссии упустил факт отзыва лицензии и необходимость исполнения возложенной нанего обязанности по возбуждению дела о ликвидации банка, нарушив при этомустановленные Законом о банках сроки подачи заявления о принудительнойликвидации банка. И лишь обращение банка о государственной регистрации выпускаакций, размещенных при учреждении банка, и отчет об итогах выпуска акцийпосодействовали исполнению Банком России возложенной на него Законом о банкахобязанности. Как вывод можно отметить, что Банку России необходимо исполнятьсвои обязанности в соответствии с требованиями законодательства.
Рассматривая другое дело,суд указал, что отзыв лицензии на осуществление банковских операций — эторешение Банка России, принимаемое в порядке и по основаниям, которыепредусмотрены федеральным законодательством. Он означает запрещение совершать какие-либобанковские операции и представляет собой исключительную меру воздействия,которая применяется к кредитной организации, допускающей нарушения требованийфедеральных законов, регламентирующих банковскую деятельность, нормативныхактов Банка России. В силу особенностей правового положения кредитныхорганизаций отзыв лицензии является начальным этапом процедуры банкротства илиликвидации банков.
Такимобразом, для банков установлена специальная процедура государственнойрегистрации и лицензирования банковской деятельности.
Государственнуюрегистрацию банков и лицензирование банковской деятельности осуществляет БанкРоссии, что является оправданным. Банковская деятельность — особый видпредпринимательской деятельности для общества и государства, банки — особый видколлективных субъектов. Банковская деятельность настолько связана с экономикойстраны, с ее благосостоянием, что нуждается в особом надзоре. Банк России вцелях осуществления им надзорных функций осуществляет государственнуюрегистрацию банков, лицензирование банковской деятельности. И именно винтересах пользователей банковских услуг надо оставить за Банком России какспециализированным органом возможность осуществлять надзорные функции путемгосударственной регистрации и лицензирования банковской деятельности.
БанкРоссии может отозвать у кредитной организации лицензию на осуществлениебанковских операций в случаях:
1)установления недостоверности сведений, на основании которых выдана указаннаялицензия;
2)задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных этойлицензией, более чем на один год со дня ее выдачи;
3)установления фактов существенной недостоверности отчетных данных;
4)задержки более чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности (отчетнойдокументации);
5)осуществления, в том числе однократного, банковских операций, непредусмотренных указанной лицензией;
6)неисполнения федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а такженормативных актов Банка России, если в течение одного года к кредитной организациинеоднократно применялись меры, предусмотренные Федеральным законом «ОЦентральном банке Российской Федерации (Банке России)», а такженеоднократного нарушения в течение одного года требований, предусмотренныхстатьями 6 и 7 (за исключением пункта 3 статьи 7) Федерального закона «Опротиводействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступнымпутем».
7)неоднократного в течение одного года виновного неисполнения содержащихся висполнительных документах судов, арбитражных судов требований о взысканииденежных средств со счетов (с вкладов) клиентов кредитной организации приналичии денежных средств на счетах (во вкладах) указанных лиц;
8)наличия ходатайства временной администрации, если к моменту окончания срокадеятельности указанной администрации, установленного Федеральным законом«О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», имеютсяоснования для ее назначения, предусмотренные законом;
9)неоднократного непредставления в установленный срок кредитной организацией вБанк России обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единыйгосударственный реестр юридических лиц, за исключением сведений о полученныхлицензиях;
10)неисполнение кредитной организацией, являющейся управляющим ипотечнымпокрытием, требований Федерального закона «Об ипотечных ценныхбумагах» и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актовРоссийской Федерации, а также неустранение нарушений в установленные сроки,если в течение одного года к кредитной организации неоднократно применялись меры,предусмотренные Федеральным законом «О Центральном банке РоссийскойФедерации (Банке России)».
БанкРоссии обязан отозвать лицензию на осуществление банковских операций в случаях:
1)если достаточность капитала кредитной организации становится ниже 2 процентов.
Еслив течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту, когда в соответствии снастоящей статьей у кредитной организации должна быть отозвана указаннаялицензия, Банк России изменял методику расчета достаточности капитала кредитныхорганизаций, в целях настоящей статьи применяется та методика, в соответствии скоторой достаточность капитала кредитной организации достигает максимальногозначения;
2)если размер собственных средств (капитала) кредитной организации нижеминимального значения уставного капитала, установленного на датугосударственной регистрации кредитной организации. Указанное основание дляотзыва лицензии на осуществление банковских операций не применяется к кредитныморганизациям в течение первых двух лет со дня выдачи лицензии на осуществлениебанковских операций;
3)если кредитная организация не исполняет в срок, установленный Федеральнымзаконом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»,требования Банка России о приведении в соответствие величины уставного капиталаи размера собственных средств (капитала);
4)если кредитная организация не способна удовлетворить требования кредиторов поденежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательныхплатежей в течение 14 дней с наступления даты их удовлетворения и (или)исполнения. При этом указанные требования в совокупности должны составлять неменее 1000-кратного размера минимального размера оплаты труда, установленногофедеральным законом;
5)если банк, размер собственных средств (капитала) которого на 1 января 2007 года равен 180 миллионам рублей или выше этой суммы, в течение трех месяцевподряд допускает снижение размера собственных средств (капитала) ниже 180миллионов рублей, за исключением снижения вследствие изменения методикиопределения размера собственных средств (капитала), и не подает в Банк Россииходатайство об изменении своего статуса на статус небанковской кредитнойорганизации;
6)если банк, размер собственных средств (капитала) которого на 1 января 2007 года менее 180 миллионов рублей, не достиг на соответствующую дату размерасобственных средств (капитала), Федерального закона, или если этот банк втечение трех месяцев подряд допускает уменьшение размера собственных средств(капитала) (за исключением случаев такого снижения вследствие примененияизмененной методики определения размера собственных средств (капитала) банка)менее большей из двух величин: размера собственных средств (капитала),достигнутого им на 1 января 2007 года, или размера собственных средств(капитала), и не подает в Банк России ходатайство об изменении своего статусана статус небанковской кредитной организации;
7)если банк, имевший на 1 января 2007 года собственные средства (капитал) в размере, равном 180 миллионов рублей и выше, и допустивший снижение размерасобственных средств (капитала) ниже минимального размера, из-за измененияметодики определения размера собственных средств (капитала), в течение 12месяцев не достиг указанного минимального размера собственных средств(капитала) и не подал в Банк России ходатайство об изменении своего статуса настатус небанковской кредитной организации;
8)если банк, имевший на 1 января 2007 года собственные средства (капитал) в размере менее 180 миллионов рублей допустил уменьшение размера собственныхсредств (капитала) по сравнению с уровнем, достигнутым на 1 января 2007 года, или установленным на соответствующую дату, вследствие применения измененнойметодики определения размера собственных средств (капитала) банка, в течение 12месяцев не достиг большей из двух величин: размера собственных средств(капитала), имевшегося у него на 1 января 2007 года, или размера собственных средств (капитала), и не подал в Банк России ходатайство об изменении своегостатуса на статус небанковской кредитной организации.
Еслиразмер собственных средств (капитала) кредитной организации ниже минимальногозначения уставного капитала, установленного на дату государственной регистрациикредитной организации.
Указанноеоснование для отзыва лицензии на осуществление банковских операций неприменяется к кредитным организациям в течение первых двух лет со дня выдачилицензии на осуществление банковских операций.
БанкРоссии отзывает у кредитной организации лицензию на осуществление банковскихопераций в течение 15 дней со дня получения органами Банка России,ответственными за отзыв указанной лицензии, достоверной информации о наличииоснований для отзыва этой лицензии у кредитной организации.
Отзывлицензии на осуществление банковских операций по другим основаниям, заисключением оснований, предусмотренных законом, не допускается.
РешениеБанка России об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществлениебанковских операций вступает в силу со дня принятия соответствующего акта БанкаРоссии и может быть обжаловано в течение 30 дней со дня публикации сообщения оботзыве лицензии на осуществление банковских операций в «Вестнике БанкаРоссии». Обжалование указанного решения Банка России, а также применениемер по обеспечению исков в отношении кредитной организации не приостанавливаютдействия указанного решения Банка России.
Сообщениеоб отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операцийпубликуется Банком России в официальном издании Банка России «ВестникБанка России» в недельный срок со дня принятия соответствующего решения.
Послеотзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операцийкредитная организация должна быть ликвидирована в соответствии с требованиямистатьи 23.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»,а в случае признания ее банкротом — в соответствии с требованиями Федеральногозакона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
Послеотзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операцийБанк России не позднее рабочего дня, следующего за днем отзыва указаннойлицензии, назначает в кредитную организацию временную администрацию всоответствии с требованиями Федерального закона «О несостоятельности(банкротстве) кредитных организаций»; в течение 15 дней со дня отзыва укредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обязанобратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации,за исключением случая, если ко дню отзыва указанной лицензии у кредитнойорганизации имеются признаки несостоятельности (банкротства), предусмотренныеФедеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитныхорганизаций».
Еслико дню отзыва лицензии на осуществление банковских операций у кредитнойорганизации имеются признаки несостоятельности (банкротства), предусмотренныеФедеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитныхорганизаций», или наличие этих признаков установлено назначенной БанкомРоссии временной администрацией по управлению кредитной организацией после дняотзыва у кредитной организации указанной лицензии, Банк России обращается варбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации несостоятельной(банкротом) в порядке, установленном Федеральным законом «Онесостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
Арбитражныйсуд рассматривает заявление Банка России о принудительной ликвидации кредитнойорганизации в соответствии с правилами, установленными Арбитражнымпроцессуальным кодексом Российской Федерации, и с учетом особенностей,установленных настоящим Федеральным законом. Заявление Банка России опринудительной ликвидации кредитной организации рассматривается арбитражнымсудом в срок, не превышающий одного месяца со дня подачи указанного заявления.
Арбитражныйсуд принимает решение о ликвидации кредитной организации и назначенииликвидатора кредитной организации, если не будет установлено наличие признаковнесостоятельности (банкротства) кредитной организации на день отзыва у неелицензии на осуществление банковских операций. При рассмотрении заявления БанкаРоссии о принудительной ликвидации кредитной организации предварительноесудебное заседание, предусмотренное Арбитражным процессуальным кодексомРоссийской Федерации, не проводится.
Арбитражныйсуд направляет решение о ликвидации кредитной организации в Банк России иуполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственныйреестр юридических лиц запись о том, что кредитная организация находится впроцессе ликвидации.
Смомента отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковскихопераций:
1)считается наступившим срок исполнения обязательств кредитной организации,возникших до дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций. При этомразмер денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежейкредитной организации, выраженных в иностранной валюте, определяется в рубляхпо курсу, установленному Банком России на день отзыва у кредитной организациилицензии на осуществление банковских операций;
2)прекращается начисление предусмотренных федеральным законом или договоромпроцентов и финансовых санкций по всем видам задолженности кредитнойорганизации, за исключением финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащееисполнение кредитной организацией своих текущих обязательств;
3)приостанавливается исполнение исполнительных документов об имущественных взысканиях,не допускается принудительное исполнение иных документов, взыскание по которымпроизводится в бесспорном порядке, за исключением исполнения исполнительныхдокументов о взыскании задолженности по текущим обязательствам кредитнойорганизации;
4) додня вступления в силу решения арбитражного суда о признании кредитнойорганизации несостоятельной (банкротом) или о ликвидации кредитной организациизапрещается:
совершениесделок с имуществом кредитной организации, в том числе исполнение кредитнойорганизацией обязательств, за исключением сделок, связанных с текущимиобязательствами кредитной организации, определяемыми в соответствии с настоящейстатьей;
исполнениеобязанности по уплате обязательных платежей, возникшей до дня отзыва укредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, прекращениеобязательств перед кредитной организацией путем зачета встречных однородныхтребований;
5)прекращаются прием и осуществление по корреспондентским счетам кредитнойорганизации платежей на счета клиентов кредитной организации (физических июридических лиц). Кредитные организации и учреждения Банка России осуществляютвозврат платежей, поступающих после дня отзыва лицензии на осуществлениебанковских операций в пользу клиентов кредитной организации, на счетаплательщиков в банках-отправителях.
Отзыву лицензии должныпредшествовать предупредительные меры, направленные на устранение нарушений вбанковской деятельности. Вышеназванный закон дает право коммерческим банкамзащищать свои позиции, соответствующие банковскому законодательству. Так, повопросам выдачи и отзыва лицензии на совершение банковских операций,регистрации уставов банков, а также другие решения, связанные с выполнением ЦБРФ надзорных функций, могут быть обжалованы коммерческими банками в Высший арбитражныйсуд.
Отзыв лицензии БанкомРоссии не означает, что арбитражный суд обязательно вынесет решение о признаниикоммерческого банка или иного кредитного учреждения банкротом и его ликвидациипо правилам конкурсного производства. Арбитражный суд может вынести решение оботклонении заявления о признании банка несостоятельным (банкротом) илипроведении соответствующих реорганизационных мероприятий.

Заключение
Центральный банк РФявляется главным банком Российской Федерации. Правовое положение ЦБ и еговзаимоотношения с банками и другими кредитными организациями определяются тем,что, с одной стороны, ЦБ наделён широкими властными полномочиями по управлениюденежно-кредитной системой РФ, а с другой стороны, ЦБ – юридическое лицо,вступающее в определённые гражданско-правовые отношения с банками и другимикредитными организациями.
Банк России с самогоначального этапа — этапа создания коммерческих банков — предъявляет к нимопределенные требования, которые служат целям государства и общества в целом. Вслучае соответствия кредитных организаций указанным требованиям они проходятрегистрацию и лицензирование. При этом коммерческие банки обязаны соблюдать какобщие правила, установленные для всех юридических лиц, — противопожарные,санитарные и др., так и специальные банковские.
Созданиебанков представляет собой длительный организационный процесс, в течениекоторого решается ряд важнейших вопросов, определяющих деятельность банков.Процесс регистрации коммерческих банков включает три основные стадии: подготовкадокументов, сама регистрация и пострегистрационные процедуры.
Осуществлениеюридическим лицом банковских операций без лицензии влечет за собой взыскание стакого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществленияданных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы вфедеральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке по искупрокурора, соответствующего федерального органа исполнительной власти,уполномоченного на то федеральным законом, или Банка России.
Итак,в процессе создания и осуществления деятельности банки вступают в различныеадминистративные правоотношения с государственными органами. При этом последниеоказывают на них управляющее, властное воздействие. Это отношения, связанные сгосударственной регистраций и лицензированием банковской деятельности, сосуществлением государственного надзора за деятельностью коммерческих банков состороны Банка России и иных государственных органов, с привлечением банков кадминистративной ответственности. В данных административных правоотношениях сгосударственными органами банки выступают носителями пассивной административнойправосубъектности.
Лицензированиеявляется одной из главных и всегда актуальных тем не только в банковской, но ив любой иной деятельности.
Лицензирование банковскойдеятельности интерпретируется, как правило, как «система правоотношений,возникающих между Банком России и кредитными организациями и существующих навсем протяжении функционирования последних, по поводу выдачи, переоформления,приостановления, отзыва лицензий на осуществление банковской деятельности, атакже осуществления надзора за соответствием деятельности кредитных организацийтребованиям банковского законодательства в общем и отдельным нормативам вчастности».
Исходяиз изложенного, можно сделать вывод, что лицензируемые Центральным банком РФбанковские операции (описанные в ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О банкахи банковской деятельности») являются исключительной прерогативой кредитныхорганизаций, прочие сделки последних (перечисленные в ч. 3 ст. 5 Федеральногозакона «О банках и банковской деятельности»), для осуществлениябольшинства из которых лицензии не требуются, могут быть также проведеныдругими коммерческими организациями.

Списоклитературы
1. Асадов А.М.Правовое положение Центрального банка Российской Федерации(административно-правовой аспект): Дис.… канд. юрид. наук. Екатеринбург,1997.
2. Государственнаярегистрация коммерческих банков и лицензирование банковской деятельности(Скороходова В.В.) («Банковское право», 2009, N 2).
3. Дедов Д.И.Правовой статус предпринимателя // Предпринимательское право РоссийскойФедерации / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. М., 2003.
4. Камоликова С.Лицензии на осуществление отдельных видов деятельности: права или разрешения //Хозяйство и право. 1998. N 9.
5. Козлова Н.В.Правосубъектность юридического лица. М., 2005 // СПС «Консультант Плюс».
6. Лицензированиеразличных направлений банковской деятельности в Российской Федерации(Оробинский С.С.) («Право и экономика», 2009, N 3)
7. Пыхтин С.В.Лицензирование банковской деятельности в РФ. – М.: 2005.
8. Сапожников Н.В.Валютные операции коммерческих банков. Правовое регулирование: Практическоепособие. — М.: 1999.
9. Соболь О.С.Лицензирование предпринимательской деятельности: Автореф. дис.… канд. юрид.наук. М., 2004.
10. Тосунян Г.А.,Викулин А.Ю., Экманян А.М. Банковское право Российской Федерации. Общая часть:Учебник / Под общ. ред. акад. Б.Н. Топорнина. М., 1999.
11. Фондовая лекция «Правовоерегулирование банковской деятельности» Лантава В.Н. // СПС«Консультант Плюс».
12. Федеральный законот 08.08.2001 N 128-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «О лицензировании отдельных видов деятельности» (принят ГД ФС РФ 13.07.2001).
13. ФЗ «О банкахи банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 23.07.2010).
14. Федеральный законот 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 25.11.2009) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (принят ГД ФС РФ 27.06.2002).
15. Инструкция ЦБ РФот 02.04.2010 N 135-И «О порядке принятия Банком России решения огосударственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий наосуществление банковских операций» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.04.2010 N 16965).
16. Комментарий к Гражданскомукодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред. О.Н.Садикова. М., 2010; Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации,части первой (постатейный) / Под ред. С.П. Гришаева, А.М. Эрделевского //Подготовлен для публикации в СПС «Консультант Плюс»; Научно-практический комментарий к Гражданскомукодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред. В.П.Мозолина, М.Н. Малеиной. М., 2009; Комментарий к Гражданскому кодексуРоссийской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю.Кабалкина. М., 2009; Реут А.И. Статус резидента особой экономической зоны //Современное право. 2006. N 5.
17. Бюллетеньбанковской статистики. 2004. N 3.
18. ОпределениеКонституционного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. N 268-О «По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверкеконституционности части третьей статьи 75 Федерального закона „ОЦентральном банке Российской Федерации (Банке России)“ // ВестникКонституционного Суда Российской Федерации. — 2001г. -№2.
19. Постановление ФАСМосковского округа от 6 декабря 2005 г., 29 ноября 2005 г. N КГ-А40/11839-05 // СПС „КонсультантПлюс“.
20. ПостановлениеДевятого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2005 по делу N 09АП-8385/05-АК // СПС „КонсультантПлюс“.
21. ОпределениеКонституционного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. №268-О „По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверкеконституционности части третьей статьи 75 Федерального закона “ОЦентральном банке Российской Федерации (Банке России)».
22. Определение ВАС РФ от 27.04.2010 N ВАС-1991/10 по делу N А53-5802/2009. В передаче дела по заявлению о признаниинедействительным требования налогового органа для пересмотра в порядке надзорасудебных актов отказано, так как отсутствуют объективные основания дляпризнания исполненной налоговой обязанности обществом путем направленияплатежных поручений в банк, у которого, как установлено судами, отозваналицензия на право совершения банковских операций.

Приложение
Судебная практика
Высший арбитражный суд российской федерации. Определение от 27 апреля 2010 г. N ВАС-1991/10 Об отказе в передаче дела в президиум Высшего АрбитражногоСуда Российской Федерации.
Коллегиясудей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
— председательствующего судьи Поповченко А.А.,
-судейБациева В.В. и Завьяловой Т.В.
Рассмотрелав судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью«Южная Топливная Компания» о пересмотре в порядке надзора решенияАрбитражного суда Ростовской области от 17.06.2009 по делу N А 53-5802/2009, постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.11.2009 по тому же делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью«Южная Топливная Компания» (ул. Красноармейская, 206, офис 222, г. Ростов-на-Дону, 344010) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскомурайону г. Ростова-на-Дону (пр-т Ворошиловский, 54, г. Ростов-на-Дону, 344010) о признании незаконным ее требования от 09.03.2009 N 4960.
Суд установил:- Общество с ограниченной ответственностью «Южная Топливная Компания»(далее — общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлениемк Инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району городаРостова-на-Дону (далее — инспекция) о признании недействительным требования от 09.03.2009 N 4960.
РешениемАрбитражного суда Ростовской области от 17.06.2009, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2009 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
ПостановлениемФедерального арбитражного суда Северо — Кавказского округа от 05.11.2009 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанцииоставлены без изменения.
Взаявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, обществопросит указанные судебные акты отменить как нарушающие единообразие втолковании и применении судами пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса РоссийскойФедерации.
Основания,по которым судебный акт может быть отменен или изменен в порядке надзора,предусмотрены статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса РоссийскойФедерации.
Судебнаяколлегия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изучив материалыистребованного дела, обсудив доводы, изложенные в заявлении и выводы судов, ненаходит оснований для удовлетворения заявления.
Какследует из судебных актов, общество направило открытому акционерному обществу«Акционерному банку „Южный Торговый Банк“ (далее — банк)платежные поручения от 16.02.2009 N 93-97 на уплату в бюджет налога на добавленную стоимость за IV квартал 2008 года на общую сумму 1 169 817 рублей.
Данныесредства в бюджет не зачислены в связи с отсутствием денежных средств накорреспондентском счете банка, и инспекция выставила обществу требование от 09.03.2009 N 4960 об уплате налога.
Оспариваяназванное требование инспекции, общество указывало на несоответствие правовойпозиции инспекции правоположению, изложенному Конституционным Судом РоссийскойФедерации в Постановлении от 12.10.1998 N 24-П „По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года “Об основах налоговой системы в Российской Федерации», всоответствии с котором конституционная обязанность каждого налогоплательщика — юридического лица по уплате налога считается исполненной в день списания с егорасчетного счета в кредитном учреждении денежных средств, при наличии на этомсчете достаточного денежного остатка, независимо от времени зачисления сумм насоответствующий бюджетный или внебюджетный счет.
Даннаяправовая позиция была судами принята во внимание при рассмотрении настоящегодела с учетом разъяснений, приведенных в определении Конституционного СудаРоссийской Федерации от 25.07.2001 N 138-О. Выводы, содержащиеся в резолютивной части указанного выше постановления, касаются только добросовестныхналогоплательщиков, что предполагает обязанность налоговых органов и другихорганов государства осуществлять контроль над исполнением налоговых обязательствв установленном порядке, проводить проверку добросовестности налогоплательщикови банков. В случаях выявления их недобросовестности обеспечивать охрануинтересов государства, в том числе с использованием механизмов судебной защиты.
Отказываяобществу в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что намомент предъявления платежных поручений от 16.02.2009 N 93-97 налогоплательщик был осведомлен о наличии неисполненных банком платежных поручениях от 09.02.2009, которые были помещены в картотеку банка как неисполненные в связи сотсутствием денежных средств на корреспондентском счете.
Судыоценили также, что 12.02.2009 обществом заключен договор банковскогообслуживания с другим банковским учреждением — Ростовским филиалом открытогоакционерного общества «Русь-Банк», на расчетный счет в котором уже с 17.02.2009 стали зачисляться денежные средства, причитающиеся обществу от хозяйственныхопераций. Однако налоговые платежи общество проводило через расчетный счет воткрытом акционерном обществе «Акционерном банке „Южный ТорговыйБанк“, который уже не выполнял поручения клиента по перечислению денежныхсредств.
Доводы,изложенные в заявлении, не опровергают выводы судов об отсутствии объективныхоснований для признания исполненной налоговой обязанности обществом путемнаправления в платежных поручений в банк, у которого, как установлено судами, с 05.03.2009 отозвана лицензия на право совершения банковских операций приказомЦентрального банка Российской Федерации от 04.03.2009 N ОД-196, опубликованном в „Вестнике Банка России“ от 11.03.2009 N 18.
Нарушенийсудами норм права, которые могли бы рассматриваться в качестве основания дляпересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора, коллегией судей неусматривается.
Учитываяизложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуальногокодекса Российской Федерации, суд определил:
— Впередаче дела N А 53-5802/2009 Арбитражного суда Ростовской области в ПрезидиумВысшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзорарешения Арбитражного суда Ростовской области от 17.06.2009, постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Северо- Кавказского округа от 05.11.2009 отказать.
Председательствующийсудья А.А. Поповченко
Судья В.В. Бациев
Судья Т.В. Завьялова


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.