Реферат по предмету "Психология"


Девиантное поведение подростков и его профилактика средствами социальной работы

ФЕДЕРАЛЬНАЯСЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ РОССИИ
АКАДЕМИЯПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ
Кафедрасоциальной психологии и социальной работы
Курсоваяработа
НА ТЕМУ: «Девиантное поведениеподростков и его профилактика средствами социальной работы»
Выполнил:
Научныйруководитель:
Рязань

План
Введение
Глава I.Специфика и формы проявления девиантного поведения в подростковом возрасте каксоциальная проблема
§ 1. Специфика формирования идентичности в подростково-юношескомвозрасте
§ 2. Формы проявления девиантного поведения у подростков
Глава II.Профилактика и социальный контроль девиантного поведения среди подростковсредствами социальной работы
§ 1. Профилактика девиантного поведения подросткового возраста
§ 2. Социальный контроль как средство предупреждения и профилактикидевиантного поведения
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Введение
Актуальность этой темы работызаключается в сложности и многоплановости определения психологического,социального развития детей и подростков, которое может отрицательно сказатьсяна обществе в целом. Зная глубину и обоснованность социальной работы сподростками, особенность проблемных ситуаций, возникающих в этом возрасте,можно предотвратить многие проблемы, проявляющиеся впоследствии в обществе.
Резкое ухудшение материального уровняжизни существенно сказывается на здоровье населения. Среди подростков получилиширокое распространение наркомания и токсикомания. Резко ухудшились условияотдыха школьников, полноценно им охвачены лишь дети состоятельных родителей.Идет стремительная коммерциализация досуга. Немало подростков уверовали ввозможность безбедно жить, не имея ни знаний, ни профессиональных навыков. Тысячидетей оставляют школу, не закончив даже 9 классов. Это усугубляет криминогеннуюобстановку. Сегодня можно констатировать, что постановка социальной защитыподростков в России постепенно выходит из кризиса на новый профессиональныйуровень. Во многих регионах создается и функционирует разветвленная системасоциальных служб, в которых трудится многочисленный корпус квалифицированныхсоциальных педагогов и работников.
Целью работы является рассмотрениеподростка в аспекте социально-негативных проявлений, определение сущностинегативного поведения и принципов по социально-профилактической работе попредупреждению негативного поведения детей и подростков.
Объектом является наше общество сподрастающим поколением.
Предмет исследования – это, с однойстороны, дети и подростки, с другой – отклоняющееся поведение.
Исходя из поставленной цели, можновыделить следующие задачи:
1. Дать характеристикупсихологического развития детей и подростков, выделить особенности социального,психологического и сексуального развития, найти бреши (слабые места) всущностном образе развития, обосновать факторы, имеющие влияние на последствияразвития детей и подростков с учетом сложностей возраста.
2. Определить меры по предупреждениюсоциально негативных отклонений детей и подростков, осветить правовую базузащиты прав несовершеннолетних, привести федеральные и муниципальные программыпо профилактике безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков.

Глава I. Специфика и формы проявлениядевиантного поведения в подростковом возрасте как социальная проблема
§ 1.Специфика формирования идентичности в подростково-юношеском возрасте
В социально-психологических и педагогических исследованиях дляобозначения отклонений (девиации) в поведении человека используются различныеопределения: деликвентное поведение, девиантное поведение, асоциальноеповедение и т.п. Как показывает анализ публикаций, девиация является одной изсторон явления изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружающемуего миру. Изменчивость в социальной сфере всегда связана с деятельностью ивыражается в поведении человека, которое представляет взаимодействие его сокружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью подростка.Качество процессов данного взаимодействия позволяет «делить» поведение нанормальное и отклоняющееся.
Нормальное (адекватное, адаптивное) поведение подростка полагаетвзаимодействие его с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям ивозможностям его развития и социализации. Отсюда отклоняющееся поведение можетбыть охарактеризовано как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающееего развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средойособенностей его индивидуальности и проявляющееся в поведенческомпротиводействии установленным нравственным и правовым общественным нормам.
В других исследованиях отмечается, что внутри девиации выделяюттакие ее формы, как девиантное, деликвентное и криминальное поведение.
Девиантное поведение — один из видов отклоняющегося поведения,связанный с нарушением соответствующих возрасту норм и правил поведения,характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малыхполовозрастных социальных групп. То есть этот тип поведения можно назватьантидисциплинарным. Типичными проявлениями девиантного поведения являютсяситуационно обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, такиекак: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение отучебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома ибродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация исвязанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия сексуальногохарактера; попытки суицида.
Девиантное поведение рассматривается в широком и узком смыслах. Вшироком смысле девиантным поведением можно назвать любые действия, которые несоответствуют сложившимся в данном обществе нормам и социальным стереотипам.При таком подходе необходимо различать позитивную и негативную девиацию.
Позитивная девиация — это такое отклоняющееся по ведение, котороехотя и воспринимается многими как необычное, странное, но в то же время, восновном, не вызывает неодобрения. Это могут быть героические поступки,самопожертвование, сверхпреданность чему-либо или кому-либо, чрезмерноеусердие, обостренное чувство жалости или сочувствия и т. д.
Негативная девиация, напротив, представляет те поведенческиеотклонения, которые вызывают у большинства людей реакцию неодобрения илиосуждения. Сюда можно отнести терроризм, вандализм, воровство, предательство,жестокое обращение с животными и т. д.
В узком смысле под девиантным поведением понимаются всякиенегативные и неодобряемые отклонения от общепринятых норм. Деликвентноеповедение, в отличие от девиантного, характеризуется как повторяющиесяасоциальные проступки детей и подростков, которые складываются в определенныйустойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущихуголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности илинедостижения ребенком возраста, с которого начинается уголовнаяответственность.
Выделяются следующие типы деликвентного поведения:
•  Агрессивно-насильственноеповедение, включая оскорбление, побои, поджоги, садистские действия,направленные, в основном, против личности человека;
•  корыстное поведение,включая мелкие кражи, вымогательство. Угоны автотранспорта и другиеимущественные посягательства, связанные со стремлением получить материальнуювыгоду;
• распространение и продажа наркотиков.
Деликвентное поведение выражается не только во внешнейповеденческой стороне, но и во внутренней, личностной, когда у подросткапроисходит деформация ценностных ориентации, ведущая к ослаблению системырегуляции.
Криминальное поведение как противоправный поступок, который подостижению возраста уголовной ответственности служит основанием для возбужденияуголовного дела и квалифицируется по определенным статьям уголовного кодекса.Криминальному поведению, как правило, предшествуют различные формы девиантногои деликвентного поведения.
Негативные формы девиации являются патологией: пьянство иалкоголизм, токсикомания и наркомания, проституция, суицид, правонарушения ипреступность. Они дезорганизуют систему, подрывают ее основы и наносятзначительный ущерб, в первую очередь, личности самого подростка.
Как справедливо считает Кичева И.В., чтобы навеститерминологический порядок в определениях феномена «девиация», в многозначномгнезде существующих понятий требуется выделить общее значение. Дезаптация какнарушение социально-психического состояния и поведения под воздействиемвнешних/внутренних причин может быть рассмотрена в качестве базового понятия, объединяющеговсе вышеперечисленные определения отклоняющегося поведения человека. В рамкахдезаптации исследователями определяются границы социальной, психологической ипатологической дезаптации; отмечается специфика дезаптации вобщеобразовательной школе, в средне-специальном учебном заведении и вузе.
Однако, как показал анализ литературы по интересующейпроблематике, остается прежним название групп лиц с нарушениями состояния иповедения. Привыкнув к словам «трудные, трудновоспитуемые, группы риска», многиеисследователи не считают необходимым заострить внимание на том, что всовременной педагогической ситуации в помощи и поддержке нуждаются дети иподростки с разными нарушениями адаптации. Для преодоления указанной установкипредлагается ввести более широкое определение групп с нарушениемприспособительных механизмов: «социально неадаптированная молодежь» (СНАМ).
В связи с этим может быть значительно расширен количественный икачественный состав групп социально неадаптированной молодежи, в их числе:молодые люди из различных культурно-этнических сред (мигранты, этническиегруппы, цыгане) и социально благополучных/ неблагополучных семей (инвалиды,оставшиеся без родительской поддержки и места жительства, группы риска,одаренные).
Многочисленны группы детей, подростков, юношей из благополучных инеблагополучных семей с выраженными симптомами социальной дезаптации, срединих: так называемые группы риска (молодежь девиантного поведения); сироты,оставшиеся без родительской поддержки, опеки; брошенные дети при живыхродителях; бомжи без определенного места жительства. Особого вниманиязаслуживают вынужденные переселенцы из Чечни, дети иммигрантов из странближнего Зарубежья.
Следует также обратить внимание на одарённых детей из общего числас нарушениями социальной адаптации и инвалидов. Предрасположенные кспонтанности и творчеству, молодежные группы могут социализироваться как спозитивными, так и отрицательными установками. Среди обычных детей предстоитпроизвести отбор детей с задатками-склонностями к техническому творчеству, ктрудовой деятельности, нацеленных на приобретение рабочих специальностей.Многочисленна группа ребят, имеющих коммуникативные навыки и педагогическиеспособности.
В группе социально неадаптированной молодежи основной акцентсмещается на подростков и юношей. Они объединены в маргинальную группу, членыкоторой испытывают повышенную потребность в соответствии (идентичности) иактивном влиянии на социальную ситуацию. Повышенная потребность в соответствииявляется объективной характеристикой общества, обусловленная ранним и быстрымвзрослением этой группы молодежи. Однако потребности в достаточной степени неудовлетворяются, а если и удовлетворяются, то зачастую наблюдаются«отрицательные идентичности».
Для подтверждения выдвинутой гипотезы были выделены социальныеуровни: семьи, сверстников, школы, предприятий, общественных организаций;описаны их психологические представления подростков, а также установленоотношение молодежи к группам сверстников. В каждой из перечисленных социальныхгрупп преобладают негативные установки на восприятие подростково-юношескоговозраста. Родители рассматривают своих повзрослевших дочерей и сыновей детьми,которые нуждаются во взрослой опеке. Сверстники сформировали стандартныйобразец удачливого, сильного, богатого и умного подростка. Каждый, кто неподходит под образец, изгоняется из сообщества или становится объектом насмешеки издевательств. Средняя и высшая школа не может преодолеть установку наотличника, усидчивого и прилежного в добывании книжных знаний. Предприятиярассматривают молодых людей в качестве бесплатной рабочей силы, будущеготрудового резерва страны. Государственные и общественные организации, а такжеСМИ и рекламные компании предпочитают экспериментировать с данной категориейлиц. Молодежь может служить «пушечным мясом» в военных событиях или может бытьвовлечена в разного рода политические, религиозные и другие игры взрослых.Вместе с тем подростки и юноши обладают наличными потребностями в соответствиис перечисленными социальными группами. По отношению к родителям они испытываютпотребность в эмоционально-оценочных чувствах. Они хотят немногих, но глубокихчувств со своими сверстниками. У подростков и юношей выражены потребности впознании, получении высшего образования и экономической деятельности. Наконец,у них обострено чувство включенности в социальные отношения и актуальнапотребность в изменении социально-экономической и нравственной ситуации клучшему.
К сожалению, у подростков и юношей формируются отрицательныеустановки, что, несомненно, отражается в их поведении и деятельности. Поотношению к родителям они не хотят следовать их советам. Нереализованныенадежды взрослых, зависть со стороны стареющих родителей, сосредоточенность набыстром и скором удовлетворении материальных потребностей не способствуютпозитивной идентификации молодежи. В формировании их соответствий упущен моментразвития собственных способностей, у подростков отсутствует привлекательныйопыт пластичных отношений, не формируются разумные ценностные ориентации иценности.
Усугубляются отношения со сверстниками. Страх в полученииотрицательных эмоциональных неудач сильнее, чем отрицательный опыт. Жизненнаяфилософия молодежи проста и ужасна: нельзя быть изгоем. Так, приобретенные всегодняшнее время болезни анорея (недоедание ради похудения) и булимия(переедание) являются для подростков способом самоутверждения в компанияхсверстников.
Молодежь предъявляет претензии средней и высшей школе за то, что вних отсутствует единство теоретической базы и практических источников реализациинакопленного багажа знаний. Потому, как правило, у большинства подростковпреобладают негативные установки на образование. Некоторые группы рассматриваютобразование как промежуточный этап на жизненном пути. Усугубляются ощущениясвоей ненужности в подростковых группах при удовлетворении потребности вэкономической деятельности. С одной стороны, школа не обеспечивает достаточныхусловий для дополнительного заработка. С другой, как считает многочисленнаягруппа исследователей, предприятия безжалостно эксплуатируют труд повзрослевшихдетей. Известные требования руководителей, нанимающих молодых людей на работу:обязательное высшее образование, знание компьютера, иностранного языка инепременно стаж работы не менее 5 лет — усиливают негативные установки молодежина бесперспективность своей трудовой и профессиональной деятельности. Правда,некоторые социологи и психологи полагают, что молодежи следует подчинитьсяправилам и регламентациям в обществе, с тем, чтобы в будущем занять воюсоциальную нишу.
И, наконец, развиваясь в информационном обществе, молодежьоказывается безоружной под мощным воздействием СМИ и рекламы, анонсирующимижестокость и насилие. Как уточняют исследователи, молодежь с высокимикогнитивными показателями выступает в роли пассивных потребителей средствмассовой информации. Не исключено, что они принимают безоговорочно правила игры,моделируют своё поведение, ориентируясь на банальные или странные события,которые изображаются на экране.
Таким образом, неблагоприятные условия в семье и школе, проблемына пути к знаниям и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строитьвзаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликтныеситуации, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья часто ведутк кризису духа, потере смысла существования, к негативной девиации ипреступности, как самой острой формы девиантного поведения подростков.

§ 2. Формы проявлениядевиантногоповедения у подростков
Наркомания и токсикомания. Наркомания — это заболевание, которое выражаетсяв физической или психологической зависимости от наркотиков, непреодолимомвлечении к ним, что постепенно приводит организм к физическому и психическомуистощению. Состояние наркотического опьянения характеризуется чувством эйфории,легкостью тела, ясностью мысли. Мир воспринимается в радужных тонах, теряетсяощущение времени. Прием наркотиков — опиума, гашиша, кокаина — сопровождаетсятахикардией, сухостью во рту, другими, еще более серьезными расстройствами. Дляабстинентного синдрома, так называемой «ломки», т. е. Наркотического похмелья,характерны резкий спад настроения, общая слабость, сонливость, тремор(дрожание) конечностей.
Наркомания имеет социальные причины и последствия. Для преступныхэлементов это самый легкий путь добывания денег. Злоупотребление наркотикамиведет к росту смертности, особенно среди молодежи, и развитию целого «букета»соматических и психических заболеваний. Экономике общества и его моральнымустоям наносится материальный и морально-нравственный ущерб. На почвенаркомании совершаются преступления, так как в состоянии «ломки» наркоманспособен на любое преступление. Приобретение наркотиков становится причинойсовершения преступлений против личности: воровства, грабежа, разбоя. Наркоманиякрайне отрицательно сказывается на потомстве. Дети рождаются с серьезнымифизическими и психическими отклонениями, что, в свою очередь, ведет к распадусемьи. Наркоман по мере развития болезни деградирует как личность, так какрабская зависимость от наркотиков заставляет его совершать аморальные поступки.
Путь молодых людей к наркомании начинается с безнадзорности состороны семьи и общества, когда подросток попадает под влияние так называемогоавторитета неформальной группы. Предложение попробовать «травку» следует, какправило, после психологической обработки новичка. Привыкание зависит отиндивидуальных особенностей личности, но происходит быстро. Физическаязависимость проявляется в том, что если наркотик не вводится, то наступаетабстинентный синдром — «ломка», т. е. организм уже требует новой порции отравы.Человек попадает в рабскую зависимость от «наркоты», и деградация личностизавершается.
Токсикомания — заболевание, вызванное потреблением токсических веществ, т.е.таблеток транквилизаторов (больные называют их «колесами»), кофеина, полученногоиз крепкого чая — «чифиря», вдыханием ароматических веществ бытовой химии. Всостоянии опьянения, помимо эйфории, возникают зрительные галлюцинации.
Пьянство и алкоголизм. Между этими понятиями существуют различия.Алкоголизм характеризуется патологическим влечением к спиртному и последующейсоциально-нравственной деградацией личности. Пьянство — это неумеренноепотребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности нарушает еесоциальную адаптацию.
По данным различных обследований, в России более 500 тыс.подростков-алкоголиков, 80—85% из них школьники и учащиеся ПТУ, в том числе3,8% пьют систематически, 18% — умеренно, 27% — эпизодически.
Употребление подростками алкогольных напитков запрещено законом.Однако результаты некоторых обследований свидетельствуют, что 7 из 10опрошенных впервые употребили алкогольные напитки в возрасте 10—11 лет. Помнению медиков, четвертая часть юношей и шестая часть девушек, употребляющихалкоголь, потенциальные алкоголики.
Сложность ситуации в том, что если к наркотикам подростки вбольшинстве случаев приобщаются через друзей и знакомых, то к алкоголю — черезчленов семьи. Они же, по мнению некоторых исследователей, — основные поставщикиалкоголя для подростков. В семьях, где традиционное употребление спиртного попраздникам и дням рождения еще не перешло в пьянство, дети воспринимаюталкогольное застолье как естественное и даже обязательное явление. О томсвидетельствуют сюжеты детсадовских после праздничных игр, имитирующихповедение взрослых за праздничным столом. Всегда в группе детей найдетсяорганизатор «празднества», объявляющий себя «тамадой», строго соблюдающий«правила» застолья, например, такие: «После первой рюмки не закусываем», «Пить надодо дна» и др. Участники игры, вспоминая прошедший праздник в своей семье,делятся друг с другом сведениями, какие алкогольные изделия подавались к столу,как и по какой рецептуре можно приготовить самогон или «слезы садовода»,сообщают, сколько водки, самогона, чачи или чего-то другого им дали попробоватьили выпить их родители.
На формирование алкоголизма влияет несколько факторов, средикоторых главные — наследственность, характер, индивидуальные свойства личностии особенности окружающей среды.
К факторам, способствующим алкоголизации, можно отнести низкий уровеньматериального положения и образования. Влияет и обычай непременного угощения соспиртным. Одним словом, программирование предпочтительного отношения к алкоголюкак обязательному элементу любого праздничного застолья начинается с самогораннего возраста.
В процессе детских игр с «алкогольным содержанием» явственнопроявляются аспекты оценки детьми роли и назначения алкоголя. Им нравятся,прежде всего, ритуалы, связанные с потреблением спиртного, вызывает интерес егоопьяняющее действие. Ритуалы формируют у ребенка отношение к алкоголю как кценности и ориентируют на его потребление. А опьяняющее действие спиртноговоспринимается как факт положительный, дающий повод для необычных ощущений иформ поведения, непозволительных для трезвого человека. И тот и другой аспектывызывают повышенный интерес к алкоголю. Так, уже в первые годы жизни у ребенказакладывается модель будущего алкогольного поведения. Из этого следует, чторазвитию алкоголизма у подростков способствуют раннее приобщение к спиртному иформирование «алкогольного мышления».
Вторая причина пьянства подростков — усиленные притязания навзрослость. Потребление алкоголя представляется символом самостоятельности,мужества, средством самоутверждения.
Привлекательность спиртного усугубляется для подростковпопуляризацией алкоголепития в кино и телевизионных передачах. Социологи СШАутверждают, что для подростков, проводящих до 5 часов у телевизора, примерыпьющих кино и телегероев — наиболее действенная форма вовлечения в пьянство.Ими подсчитано, что в самых популярных программах, идущих в Америке с 20 до23.00, за каждый час показывают в среднем 7,02 случая употребления алкогольныхнапитков (безалкогольных только 3,33 случая). При этом положительные героиприкладываются к рюмке в 5 раз чаще отрицательных.
Еще одна причина подросткового алкоголизма — пример сверстников. Удетей и подростков из неблагополучных (особенно неполных) семей, как правило,культура общения не развита. Отсутствие душевной близости с родителями,контактов с детьми из семей благополучных, некоммуникабельность приводят кпоиску «уличной», «дворовой» компании, в которой обязательным элементом общенияи времяпрепровождения является выпивка. В такой компании, часто неоднородной повозрасту, пьющие подростки имеют реальные возможности для самоутверждения,проникаются самоуважением, чего не в состоянии получить ни в семье, ни в школе.
В последние годы выявлена еще одна причина влечения подростков калкоголю. Наблюдается она у детей, о благополучии которых чрезмерно заботятсяблизкие. Попытки оградить свое чадо от неизбежных забот и обязанностей приводятк формированию у подростка комплекса
таких черт характера, как безволие, зависимость,безответственность, неподготовленность к жизни. Внешне это благополучные,тихие, смирные, легко подчиняющиеся воле взрослых дети и подростки. У них какбы «соглашательский» тип характера, аморфный, без яркой индивидуальности.Нежелание преодолевать возникающие в жизни трудности приводит к поиску легкихпутей решения проблем, к несопротивлению дурным влияниям. Потребление спиртногодля молодых людей такого склада является наиболее простым и доступным(благодаря материальной обеспеченности родителей), хотя и иллюзорным выходом изгрудных ситуаций. Они — продукт среды. В здоровом коллективе они могут статьхорошими людьми, учениками, работниками, а в компании антисоциальных подростковлегко спиваются. Их будущее зависит от окружения, в котором им придется жить иработать.
Если человек страдает какой-то формой олигофрении, врожденнымфизическим или психическим заболеванием, то здесь алкоголь выступает каккомпенсирующий фактор, позволяющий якобы сгладить дефекты личности. Длямолодежи алкоголь служит универсальным средством раскрепощения и преодолениязастенчивости, некоммуникабельности, от которой страдают многие подростки.
Проституция. Долгое время проституцию окружали мифы и таинственность, но уэтих мифов есть две стороны: одна, внешняя, — приятная, другая — скрытая инелицеприятная. Мифы о престижности занятия проституцией, о благородных«кавалерах», о насилии и неизбежности проституции так и остаются мифами.Красивые номера в гостиницах обычно заканчиваются грязными комнатами впритонах, салонами машин и подобными местами, кожно-венерическимизаболеваниями, наркологическими больницами или «психушками». Таков обычныйфинал.
Термин «проституция» происходит от латинского слова — осквернение,обесчещение. Ученые выделяют в проституции следующие существенные признаки:
а)      род занятий — удовлетворение сексуальных потребностей клиентов;
б)      характер занятий — систематический промысел в формеполовых связей с разными лицами, без чувственного влечения и направленный наудовлетворение половой страсти клиента в любой форме;
в)      мотив занятий — заранее согласованное вознаграждение ввиде денег или материальных ценностей, которые являются основным илидополнительным источником существования проститутки.
Помимо общих причин существования проституции, социально-экономическихи морально-этических, можно выделить также специфические причины. Так, частьженщин обладает сильным либидо, и их потребности выше средних, отсюда выход наспортивный секс. Другая причина кроется в среде, которая окружает проституток.Это рэкетиры, сутенеры, содержатели «малин» и прочие уголовные элементы,которые устанавливают свои нормы взаимоотношений с проститутками и подчиняют ихсвоему «уставу».
В чем заключается общественная опасность проституции? Во-первых,проституция — это форма социального паразитизма, Что выражается в уклонении отобщественно полезного труда. Проституция способствует распространению венерическихзаболеваний и СПИДа. Такие женщины не способны производить на свет здоровоепотомство. Происходит нравственное падение женщины, она утрачивает стыд,эстетические идеалы. Особенно опасно вовлечение в проституциюнесовершеннолетних. Целесообразно ли установление уголовной ответственности запроституцию? На этот вопрос большинства экспертов отвечают отрицательно.Почему? В настоящее время государство воспроизводит условия, которыеспособствуют девиантному поведению, и у государства нет моральных основанийвводить уголовную ответственность за проституцию.
Уголовное преследование привело бы к судебным ошибкам, так какдоказать состав преступления чаще всего невозможно. Однако в Уголовном кодексеРФ существует ряд статей за «сопутствующие» проституции деяния (сводничество,содержание притонов и пр.). Следует отметить, что в статьях 198, 210, 226 и 228УК РФ хотя и содержатся меры уголовного наказания, но в судебной практике онииспользуются редко.
Рассмотрим проблемы предупреждения проституции. Ликвидацияпроституции дело безнадежное, так как сексуальные потребности — первейшаяпотребность человека. Речь поэтому идет не об искоренении проституции, а о еецивилизованном регулировании. Факторами, сдерживающими проституцию, могут статьповышение жизненного уровня населения, реализация программы половоговоспитания, сглаживание социального неравенства, введение уголовнойответственности за деятельность сутенеров, держателей «хат» и прочих, ктопаразитирует на проституции. Государство должно четко определить свое отношениек организованной проституции.
Сегодня приходится признать, что нынешние власти не располагаютвозможностями активно воздействовать на предупреждение проституции.Организованная проституция между тем открыто развернула бизнес по «продажелюбви». Рост проституции и половых дисгармоний неизбежно ведет краспространению СПИДа. По прогнозам ученых, через 10—15 лет эта эпидемия станетпроблемой номер один. Вопрос, вводить ли уголовные санкции, или легализоватьпроституцию, остается открытым.
Суицидальное поведение. Суицид — это сознательное лишение себя жизниили попытка к самоубийству. Суицидальное поведение — саморазрушительноеповедение, к которому можно отнести и такие формы девиантного поведения, какзлоупотребление алкоголем, употребление наркотиков и упорное нежеланиелечиться, управление транспортом в нетрезвом состоянии, самоистязание,сознательное участие в драках и т. п.
Суицидальное поведение у подростков часто объясняется отсутствиемжизненного опыта и неумением определить жизненные ориентиры. Помимо общихпричин, есть и особые. Среди молодежи более распространены следующие: потерялюбимого человека или высокомерно отвергнутое чувство любви; уязвленное чувствособственного достоинства; крайнее переутомление; разрушение защитных механизмовличности в результате алкогольного опьянения, употребления психотропныхсредств; токсикомания и наркомания; отождествление себя с известным человеком,совершившим самоубийство; состояние фрустрации или аффекта в форме остройагрессии, страха, когда человек утрачивает контроль над своим поведением.
Девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний. Современнаясексопатология выделяет патологические и иные отклонения в сексуальномповедении личности. Патологические девиации в форме всякого рода сексуальныхизвращений являются предметом исследования медицины и психиатрии. Непатологическиедевиации, т. е. отклонения в пределах нормы, являются предметом социально-психологическогоисследования, поскольку включают в себя отклонения от социальных и моральныхнорм в сексуальном поведении здорового человека.
В свою очередь все сексуальные девиации делятся на следующиеосновные группы: отклонения в отношении объекта сексуального удовлетворения(зоофилия); отклонения в способах реализации половой страсти (садизм, мазохизми пр.); нетипичные отклонения в форме половой страсти к лицам своего пола илиблизким родственникам (гомосексуализм, лесбиянство, кровосмешение); отклонения,связанные с нарушением полового самосознания (транссексуализм); отклонения,связанные с изменением стереотипа полоролевого поведения (маскулинность) и пр.Правонарушения. Одной из форм антисоциального поведения, которое направленопротив интересов общества в целом или личных интересов граждан, являютсяправонарушения.
В юриспруденции различают правомерное и неправомерное поведениеграждан. Неправомерные действия (правонарушения) — это такие юридические факты,которые противоречат нормам права. Подобные действия нарушают установленный встране и обществе порядок.
Все правонарушения делятся на преступления и проступки.
Преступление — противоправное, виновное, наказуемое общественно опасноедеяние, посягающее на охраняемые законом общественные отношения и приносящее имсущественный вред. Преступления квалифицируются по нормам уголовно-процессуальногоправа.
Проступок — тоже противоправное и виновное деяние, но не представляющеебольшой общественной опасности. Проступки регулируются нормамиадминистративного, гражданского, трудового и другими отраслями права.
Правонарушения в форме проступка проявляются у подростков ввызывающей манере поведения, сквернословии, драчливости, мелком воровстве,пьянстве, бродяжничестве.
Подросткам и юношам в возрасте от 14 до 18 лет присуща каккорыстная, так и насильственная мотивация противоправного поведения. Корыстныеправонарушения носят незавершенный «детский» характер, поскольку совершаются изозорства, любопытства, немотивированной агрессии. К подростковым и юношескимправонарушениям можно отнести угон автотранспорта, завладение предметамимолодежной моды (радиоаппаратура, спортивный инвентарь, модная одежда, деньги,сладости, вино, табачные изделия). Насильственные правонарушения вызываютсяпотребностями самоутверждения, стадным чувством ложно понятого долга передсвоей компанией, недостатками воспитания, особенно в семьях, где нормой былопьянство, грубость, жестокость. К типичным насильственным правонарушениям можноотнести молодежные «разборки», которые сопровождаются нецензурной бранью,телесными повреждениями, насилием.
Подростки — одна из наиболее криминально активных частей населениястраны. В 1998 г. численность подростков, совершивших преступления, составляла164,9 тыс. человек (против 153,2 тыс. чел. в 1990 г.), ими или при их участии было совершено 189,3 тыс. преступлений (в 1990 г. — 164,7 тыс.). К настоящему времени доля подростков в общей численности осужденных составляет12,3 % (в 1990 г. — 14,7%). Однако объясняется это не столько сокращениемпреступности, сколько увеличением возраста отправления подростков в местазаключения. В мире и у нас в стране все большее внимание уделяется принципуненасилия. Общество стремится вывести человека из расширяющихся зон риска, ккоторым могут быть отнесены следственные изоляторы, воспитательные колонии.
Характерной особенностью последних лет является «омоложение»преступников. Ежегодно в стране выявляете более 300 тыс. уголовных делнесовершеннолетних, причем более 100 тыс. преступлений совершаются подростками,и достигшими 14 лет. Подростки все чаще вовлекаются в преступные группировкивзрослых: использование несовершеннолетних в преступной деятельности позволяетгруппировкам избежать уголовной ответственности, и это ведет к еще большемувовлечению подростков в эту сферу.
Наиболее частым преступлением является грабеж. Появился такой вид«деятельности» как вымогательство школьников у школьников. Новый для подростковвид преступления — детоубийства, похищение детей с целью выкупа.
В последние годы появилась еще одна тенденция. Раньше преступлениясовершали дети из неблагополучных, асоциальных семей. Сейчас — изблагополучных. Первые грабили киоски, вторые совершают тяжкие преступления,грабежи, торгуют наркотиками, т.е. внешнее благополучие семей может бытьобманчиво.
Одной из наиболее, значимых причин подобного является утратамонополии на воспитание детей родителями и школой. Семья, в которой ранеевместе жили представители трех поколений, и которая веками была опоройгосударства, ушла в прошлое. Распад семьи многие психологи считают важнейшейпричиной роста насилия.
Родителям все труднее приучать подрастающее поколение копределенной шкале ценностей, которая была бы понятна им, и в которую оно моглобы поверить. Нормы, существовавшие во времена родителей, обесценились, нередкосами родители потеряли ориентиры и не в состоянии приобщить детей к благороднымзанятиям.
Нарушения поведения детей и подростков и их социальнаядезадаптация являются актуальной проблемой, и эта актуальность имеет четковыраженную тенденцию к росту. Отклонения от общепринятых социальных и морально-нравственныхформ поведения детей и подростков ставят серьезные задачи перед семьей,дошкольными учреждениями, школой и обществом в целом.

ГлаваII. Профилактика и социальный контрольдевиантного поведения среди подростков средствами социальной работы
 
§ 1. Профилактика девиантногоповедения подросткового возраста
Первоосновой системы защиты детства выступает правовая база,которая включает международное законодательство, российские государственныезаконы и местные положения, инструкции, методики. В качестве государственнойправовой базы социальной защиты подростков следует назвать Конституцию РФ,Закон о семье, Закон об образовании. В России действует президентская программа«Дети России» (Указ Президента РФ от 18.08.94 г. № 474), издан Указ «Осовершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационныхвыплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров». В 1994 г. Изданы ряд законов и постановлений, например «О гарантиях прав граждан Российской Федерации наполучение образования», положения об учреждениях профессионально-техническогообразования, общеобразовательных учреждениях, стандартах образования, оборганизации летнего отдыха, принята программа «Вакцинотерапия».
Созданы и функционируют приюты для беспризорных детей, оставшихсябез попечения родителей и взрослых. Эти мероприятия основываются на УказеПрезидента РФ от 01.06.92 г. «О первоочередных мерах по реализации Всемирнойдекларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90е годы», Указеот 06.09.93 г. «О профилактике безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних и защите их прав». Летом 1999 г. Вышел Федеральный закон, касающийся детской безнадзорности и системы профилактикибезнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В письме Правительства РФот 04.02.94 г. определено примерное положение «О создании и основныхнаправлениях деятельности специальных учреждений (служб) для несовершеннолетних,нуждающихся в социальной реабилитации». В 1994 г. Министерство социальной защиты населения Российской Федерации утвердило примерное положение«О специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся всоциальной реабилитации».
Выделяются следующие основные направления деятельности попрофилактике и преодолению социально-негативных форм девиантного поведениядетей и подростков.
I. Повышение роли семьи в профилактике социально-отклоняющегосяповедения у детей.
Это одно из наиболее важных направлений в деле профилактикиформирования отклоняющегося поведения у детей и подростков. С древнейшихвремен известно, что корни порока идут из семьи. Многие проблемы можно решить,если суметь создать наиболее благоприятные возможности семейной жизни исемейного воспитания. Реализация этого направления требует решения комплексапроблем внесемейного и внутрисемейного характера.
Во-первых, требует решения проблема подготовки будущих родителей ксемейной жизни и воспитанию своих детей.
В целом подготовка молодых людей к семейной жизни и воспитаниюдетей должна включать изучение следующих разделов:
*  основы взаимоотношения всемье;
*  внутрисемейные конфликты,причины их возникновения, возможности предупреждения и пути преодоления;
*  основы ведения семейногохозяйства, экономика семьи;
*  основы семейноговоспитания на различных этапах возрастного развития ребенка, подростка (данноенаправление решается чаще всего через школу либо центры по работе с семьей помере роста ребенка) и др.
Непосредственно подготовка родителей к воспитанию детейпредставляет достаточно емкую педагогическую проблему. Для ее решения А.Дернова-Ярмоленко, например, рекомендовала учить молодую маму: методикеизучения ребенка на различных этапах его возрастного развития; пониманиювлияния на ребенка окружающей среды; умению считаться с окружающей средой,пользоваться ею; методам и методике воспитательного воздействия на детей наразличных этапах их возрастного развития. Наряду с изложенным, для матерейрекомендовались специальные курсы по изучению аномальных, отсталых, слабыхдетей и детей, трудных в воспитательном отношении, беседы о значении искусств вделе воспитания, физические упражнения и игры детей, прогулки и экскурсии и др.
Во-вторых, создание благоприятной нравственной обстановки в семьеи во внутрисемейных взаимоотношениях. Обстановка в семье — та среда, где преждевсего формируются основы мировоззрения растущего человека. С раннего детстваребенок именно в семье, в обстановке, в которой он живет, развивается ивоспитывается, усваивает то, какими должны быть отношения между людьми (мужчинык женщине, взрослых к детям, детей к взрослым), знакомится с основами культурыобщения и поведения, проведения досуга и пр. Одновременно формируется и будущийсемьянин, человек, создающий, укрепляющий и реализующий потенциал семьи всоответствии с ее социальным предназначением.
Следует подчеркнуть, что безнравственная обстановка (пьянки,драки, истерические крики, грубость) помимо отрицательного примера можетпривести к серьезным психическим травмам ребенка, преодолеть которые впоследующем исключительно трудно. Негативные проблемы семьи и семейноговоспитания отрицательно сказываются на физическом, психическом и социальномразвитии растущего человека.
В-третьих, предупреждение ошибок в семейном воспитании.
Как правило, в каждой нормальной семье родители заинтересованноотносятся к воспитанию своих детей. Однако педагогическая неподготовленностьнередко приводит к типичным ошибкам. Такие ошибки описаны в литературе. Кнаиболее характерным можно отнести: антипедагогическое поведение родителей какпример для подражания. Характерное проявление поведения родителей через такназываемые «ложные авторитеты» описал А. С. Макаренко. Он, в частности, выделялавторитеты подавления, чванства, педантизма, резонерства, подкупа; утрата связимежду родителями и детьми. Сохранить нормальные взаимоотношения между детьми иродителями удается, к сожалению, далеко не всегда. Утрата внутренней связизначительно снижает возможности целесообразного педагогического воздействияродителей на детей особенно в подростковом возрасте, когда оно наиболее важно.
В-четвертых, формирование у ребенка твердых нравственныхориентиров, нравственной позиции.
Речь идет о формировании главного стержня, определяющегопоследующую позицию человека в оценке себя, окружающих людей, происходящихсобытий, своих действий и поступков, а также активность и направленность усилийв работе над собой. Нравственное воспитание начинается с самого раннеговозраста. Упущения в этом отношении приводят к невосполнимым последствиям.
В-пятых, воспитание с раннего детства волевых качеств и чувствасобственного достоинства, что позволит сформировать у человека нравственно-волевыекачества.
Волевые качества — это тот инструментарий, который позволитчеловеку самореализоваться, отстоять свою позицию, сохранить свое «Я».Отсутствие волевых качеств, превращает человека в стадное существо и можетпривести его под влияние другого, нередко социально  негативного лидера. Втакой ситуации безвольный человек вполне может оказаться соучастником социальноопасных действий группы. Нравственная основа развития личностных качествчеловека определяет направленность его волевой активности.
В-шестых, недопущение насилия над ребенком, подавляющего волю,либо, наоборот, формирующего культ силы, стимулирующего воспитаниеагрессивности к слабым, немощным.
Специалисты-психологи рекомендуют воспитателям в процессеприменения принуждения учитывать следующее:
не применять физическое наказание для детей младше 3лет, так как это влияет на проявление их активности;
воздерживаться от наказания детей и, особенно, подростков вприсутствии сверстников. Публичное унижение подавляет волю, травмирует психику;
не наказывать с применением силы за любую вину девочек старше 10лет и мальчиков старше 14 лет. Переходный возраст особенно нетерпим к такимвоздействиям, они могут привести к серьезным психическим травмам, формироватьотчуждение детей от родителей;
не наказывать ребенка хладнокровно, безжалостно, устраивать своегорода экзекуции как какую-то работу.
В-седьмых, недопущение приобщения детей и подростков к спиртнымнапиткам, курению, азартным играм.
Значительная часть проступков со стороны подростков и юношествасовершается в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Приобщениеподростка к наркотикам, с одной стороны, способствует разрушению организма, егодеградации, делает его уязвимым по отношению к опасным инфекционнымзаболеваниям (например, СПИД), с другой — их употребление требует большихматериальных средств, что побуждает наркомана к действиям уголовно наказуемым. В процессевоспитания ребенку с раннего детства постепенно и убедительно разъясняют,сначала в семье, а потом и в школе, пагубность алкоголя и наркотическихсредств. И все же наиболее действенным средством выступает личный позитивныйпример родителей, старших братьев и сестер, старших товарищей.
В-восьмых, побуждение ребенка к самовоспитанию и обучение егометодике работы над собой.
Важнейшая задача воспитания — подготовить человека к самовоспитанию.Чем старше человек, тем его роль в самосовершенствовании возрастает. Семья вэтом плане не только способствует формированию нравственных ориентиров,развитию волевых качеств, но и помогает освоить навыки работы над собой.
II. Повышение воспитательной роли образовательных учреждений впредупреждении и преодолении девиантного поведения детей и подростков.
В школе работают специально подготовленные педагоги. Этимспециалистам вверяются дети и подростки для их дальнейшего обучения ивоспитания. Ошибки и упущения в педагогической деятельности преподавателядорого обходятся их воспитанникам.
В условиях образовательного учреждения ребенок сталкивается с ещеодним воспитателем — коллективом. При этом он входит в различные группы,ощущает на себе их влияние.
Учитель, как воспитатель образовательного учреждения имеетвозможность влиять на воспитанника не только непосредственно, но иопосредованно: через преподаваемый учебный предмет, коллектив класса,товарищей, микрогруппы.
Путями усиления воспитательной роли образовательного учреждениявыступают:
повышение качества подготовки преподавательского состава,формирование у него высокой педагогической культуры;
-          созданиенаиболее благоприятной обстановки в условиях образовательного учреждения дляпедагогической деятельности;
-          побуждениепреподавательского состава к самосовершенствованию, росту своегопедагогического мастерства и педагогической культуры;
-          созданиепри образовательных учреждениях социальной службы, способствующейиндивидуализации работы с детьми и подростками девиантного поведения,оказывающей помощь учителю и родителям в работе с ними;
-          развитиесистемы внеучебной воспитательной работы с детьми и подростками в условияхобразовательного учреждения.
III. Развитие целесообразного взаимодействия семьи и школы; семьи,школы и административных органов по месту жительства в предупреждении ипреодолении девиантного поведения детей и подростков
Единство семьи и школы объединяет и усиливает воспитательноевлияние на детей и подростков. С этой целью практикуется:
*  организация методическихсеминаров при школах для родителей (родительский лекторий, родительскийсеминар);
*  повышение ролиродительских комитетов в жизни школы, детского сада, усиление связи родителей иучителей;
* создание попечительских родительских организаций приобразовательном учреждении; приобщение родителей к активному участию вмероприятиях класса, школы;
* посещение учителями детей на дому (проявление заинтересованногоучастия в том, как живут ученики);
* помощь и поддержка родителей в воспитательной работе с детьми состороны учителя, социального педагога школы.
IV.    Управление наиболее целесообразным влиянием на круг общения,взаимодействия ребенка в процессе его развития, воспитания
Значительное влияние на развитие, воспитание ребенка оказывают телюди, которые непосредственно взаимодействуют с ним. Их авторитет, силавлияния, способность внушать, покорять волю ребенка в значительной степениопределяют, как они будут влиять на ребенка, подростка, в каком направлении онибудут его вести.
Ребенок уже в детском саду оказывается в окружении определенногокруга лиц, впоследствии он оказывается членом коллектива, различных сообществ,каждое из которых имеет свои традиции, обычаи, воспитательные возможности. Ксожалению, далеко не каждое сообщество в воспитательном отношении носитположительный характер. Данный факт говорит о том, что от родителей,воспитателей требуется большое искусство в умении управлять воспитательнымивоздействиями на ребенка, подростка через тех людей, которые его окружают, тегруппы, коллективы, в которые он входит. Требуется искусство ограничитьвзаимодействие их воспитанника в том или ином окружении от влияния негативных(девиантных, криминогенных) лиц, групп, сообществ и, напротив, стремитьсяобеспечивать целесообразное влияние на него лиц позитивных, положительныхгрупп, коллективов.
V.      Развитие внешкольной системы консультирования и помощисемье и детям в преодолении девиантного поведения.
В настоящее время создаются как государственные, так инегосударственные центры по работе с семьей. Эти центры также состоят изквалифицированных специалистов, которые готовы провести диагностику и датьрекомендации для работы с детьми в домашних условиях либо рекомендоватьспециализированные центры по работе с детьми девиантного поведения.Значительная часть обращений в центры по работе с семьей относится к матерям.Их волнуют преимущественно вопросыдезадаптации детей в школе, всреде общения, личностные проблемы детей, взаимоотношения с ними, нарушениевзаимопонимания, конфликтность и пр.
При центрах по работе с семьей открываются отделения дневногопребывания для детей. Здесь они получают возможность в благоприятных условияхпроявить свои личностные возможности, получить консультацию, помощь вподготовке к занятиям, обрести новых товарищей, приобщиться к культуре.Особенно важно, что отделения работают бесплатно и ориентированы на самыемалообеспеченныеслои населения. Однако таких центров и отделений дневного пребывания при нихеще мало и многие только приобретают опытработы с родителями идетьми.
VI. Повышение роли специальных учреждений по пере, воспитанию иисправлению девиантного поведения детей и подростков.
К настоящему времени имеются различные специализированныеучреждения, в которых проводится воспитательная, реабилитационная работа сдезадаптированными детьми и подростками. Многие являются учреждениями закрытогоили полузакрытого типа. Дети поступают туда либо по приговору суда, либо понаправлению отдела по делам несовершеннолетних. Для перевоспитания и исправленияиспользуются различные возможности, в том числе трудотерапия, образовательныйпроцесс, культурно-досуговая деятельность, воспитательное воздействиеколлектива, индивидуальная работа. Практикуется и приглашение для работы своспитанниками самих родителей.
Комитетом по делам молодежи формируются специальные центры поработе с детьми девиантного поведения по месту жительства (например, «Форпост»С.Т. Шацкого, «Четвертый мир» в г. Москве и др.). Таких центров поканемного. Создаются они и на общественных началах. В них активно проводятсямероприятия кулътурно-досуговой, физкультурно-оздоровительной, туристской идругих видов деятельности, работают консультативные пункты по работе с детьми иродителями.
В специализированные воспитательные (перевоспитательные) центрыдетей направляют специальные комиссии (или дети сами туда приходят), либосотрудники центров, по рекомендации школы, отдела по работе снесовершеннолетними, посещают семьи и приглашают к себе детей.
VII. Развитие сети центров по преодолению социально-педагогическихпроблем детей, подростков, юношества; педагогической коррекции, педагогическойреабилитации; медико-социально-педагогических по преодолению детского июношеского алкоголизма, наркомании, а также реабилитации жертв насилия,социальной виктимологии.
Анализ причин девиантного поведения детей и подростков ивозможностей его профилактики и преодоления показывает, что необходимо созданиеширокой сети центров, которые могли бы предметно заниматься дифференцированнымигруппами молодежи.
Центры педагогической коррекции. Они работают с детьми раннего возраста.Ранняя педагогическая коррекция ребенка способствует наиболее полному егоразвитию, а в последующем нормальной адаптации в обществе предупреждениюотклоняющегося развития. Для эффективной работы таких центров необходимоследующее:
собственно центры, работающие по определенным направлениям, взависимости от проблем детей (их пока очень мало);
подготовленные специалисты широкого профиля: медицинского,психологического и педагогического направлений, специалисты, способныеобеспечить комплексную диагностику ребенка. Диагностика позволяет выявитьглубину недуга, отклонения в развитии ребенка, а также резервы, несущие в себе,как отмечал Л.С. Выготский, компенсаторные возможности при опоре на которыеобеспечивается индивидуальное развитие и коррекция;
техническое оснащение диагностического центра и педагогическихкабинетов. Без этого в современных условиях невозможно провести никвалифицированной и достаточно полной диагностики, ни педагогической коррекции,а следовательно, и добиться оптимального результата;
широкая информация учителей, социальных служб, семей, педиатров оцентрах педагогической коррекции и их возможностях. Это позволит своевременно,на ранних этапах выявлять у детей отклонения и направлять их в соответствующиецентры для педагогической коррекции;
взаимосвязь центров педагогической коррекции со специальнымидетскими садами и школами для взаимодействия и способствования своевременнойадаптации детей, проходящих или прошедших педагогическую коррекцию.
Центры педагогической реабилитации. Потребность в них также велика. Они могутбыть ориентированы на работу с различными категориями детей, нуждающихся в педагогическойреабилитации, — восстановлении утраченного опыта общения, поведения, профессиональнойдеятельности и пр. Предметом особого внимания является реабилитациядезадаптированных детей и подростков вследствие трудностей учебы, проблем,возникших во взаимоотношениях со сверстниками. Каждая из категорийдезадаптированных детей и подростков требует особой индивидуальной илигрупповой диагностики и определения методики реабилитации.
Особого внимания заслуживают педагогические проблемы работы сжертвами насилия. Их в современных условиях, к сожалению, много. Вмеждународной практике имеется опыт реабилитационной работы с жертвами насилия,появляется такой опыт и в нашей стране. Число пострадавших растет, и потомурастет необходимость развития специальной реабилитационной работы с такойкатегорией детей. Это, в свою очередь, требует специальных теоретическихразработок и накопления практического опыта.
Усиливается алкоголизация и наркоманизация молодежи. Данный факттакже требует открытия специальных центров медико-социально-педагогическогохарактера. В таких центрах нужны комплексные усилия врачей, психологов исоциальных педагогов. Полезным в работе с наркоманами может оказатьсясоответствующий зарубежный опыт. Необходимо создание специальныхреабилитационных центров для адаптации лиц, завершивших свой срок нахождения вспециальных образовательных учреждениях, в пенитенциарных учреждениях. Нужда втаких центрах велика и потому, что подростки чаще всего возвращаются в прежнююсреду, что может обернуться для бывших осужденных самыми негативнымипоследствиями. Адаптация в реабилитационном центре, при участииквалифицированных специалистов помогла бы такому подростку в этот исключительносложный для него критический период обрести уверенность в себе, найти сферысамореализации и таким образом вернуть возможность нормальнойжизнедеятельности.
Для прибывших из мест заключения нужна, помощь адаптации, и помощьв трудоустройстве, иначе человек окажется в исключительно сложной ситуации,побуждающей его вернуться на прежний путь. Особую актуальность эта проблемаприобретает в условиях растущей безработицы.
VIII. Использование позитивных возможностей средств массовойинформации и ограждение детей и подростков от их негативного влияния
Бесспорна роль средств массовой информации в формированиимировоззрения детей и подростков. Современные СМИ несут исключительно многообразную,многоплановую информацию, но — без учета особенностей аудитории. Активновнедряется в быт современной семьи видеотехника, с ее широкими информационнымивозможностями.
Исследования отечественных и зарубежных специалистов, да и самажизнь свидетельствуют о пагубном влиянии на молодежь информационной ивидеопродукции, пропагандирующей насилие, свободный секс, идеи легкого бизнеса.Такого рода информация бесконтрольно демонстрируется на всех каналахтелевидения, представлена в огромном количестве видеокассет. Все это постепенноформирует образ мыслей и действий у людей, не имеющих твердых нравственныхустоев, выступает, как уже отмечалось, своего рода учебным пособием покриминальной деятельности. Следует, однако, подчеркнуть, что по телевидению предлагаетсяи много полезной информации для развития детей и подростков, безусловно имеютсяинтересные, поучительные видеозаписи. В этом плане резко возрастает рольродителей в управлении процессом общения ребенка с телевидением. Педагогическицелесообразное руководство поможет разностороннему развитию детей и подросткови, одновременно, предупреждению их нравственного развращения.
Издается сегодня и множество полезной печатной продукции, котораятакже может активно использоваться в воспитательном процессе, способствоватьформированию духовных взглядов и интересов детей и подростков, уводить их отразлагающей, низкопробной бульварной литературы и периодики.
Одним из направлений, способствующих повышению воспитательной ролиСМИ, является по международному опыту, создание общественного центра контроляза нравственной направленностью деятельности средств массовой информации. Такойобщественный орган мог бы способствовать повышению воспитательных возможностейСМИ и той информационной продукции, которую они предлагают на всю Россию, длявсей российской молодежи.
Каждому человеку присущи свои информационные потребности, своизапросы к виду, качеству, объему информации. Информационные потребностивыступают как фактор социальной зрелости, активности и самореализации личности.Существует понятие — информационно-педагогическая культура человека. Оноявляется показателем воспитанности человека, его отношения к СМИ как источникуидей и сведений, которые целесообразно использовать в процессе самообразованияи самовоспитания.
В современных условиях особенно остро возникает вопрос оформировании у подрастающего поколения информационной культуры, котораяпозволит в определенной степени оградить молодежь от всеядности, научитизбирательно подходить к информации, которую предлагают СМИ. Данная задачарешается не только семьей, но и всеми образовательными учреждениями, обществомв целом и самими средствами массовой информации.
IX. Приобщение детей и подростков к участию в позитивныхобщественных центрах, организациях (спортивных, культурно-досуговых,туристских, театральных и др.)
Такие центры создаются в городах. Очень многие из них открываютсякак общественные, негосударственные, или коммерческие. Они привлекают молодежьво внеучебное время и своей деятельностью активно способствуют развитию у нихздоровых интересов. Деятельность их охватывает различные категории молодежи, втом числе и отклоняющегося поведения.
Следует, однако, иметь в виду, что имеют место и такиеорганизации, центры, которые предусматривают чисто коммерческие цели, далеко невсегда учитывающие особенности детей и подростков, пренебрегают нравственнымаспектом их воспитания. В этом случае последствия деятельности центров могутбыть негативными. Важно оградить детей от участия в них.
X. Активизация самовоспитания, самовоспитательной деятельности поисправлению и преодолению негативных качеств и привычек, помощь молодомучеловеку в работе над собой.
Данное направление нами уже рассматривалось. Следует подчеркнуть,что активизация самовоспитания молодежи — дело не только семьи, но иобразовательных учреждений, социальных педагогов специализированных центров попедагогической коррекции, педагогической реабилитации, перевоспитанию иисправлению. Включение объекта социальной педагогики в целенаправленную работунад собой во многом характеризует действенность педагогической среды, в которойон находится, педагогическую деятельность воспитателя, работающего с ним. Вэтом случае объект социального воспитания становится субъектомсамосовершенствования. Действенность самовоспитания человека в преодолениисвоего негативного поведения имеет место, когда он достаточно самокритичен,способен к осмыслению своих действий, поступков и их последствий, владеетметодами и методиками самопознания, самоуправления, целенаправленной работы надсобой. Особенно важной выступает способность человека управлять собой вкритических ситуациях взаимодействия с другими людьми (напряженных условияхобстановки).
§ 2. Социальный контроль каксредство предупреждения и профилактики девиантного поведения
Как быть в отношении тех девиантов, которые уже сталиалкоголиками, наркоманами, заразились венерическими болезнями, страдаютсексуальными расстройствами? Очевидно, что использование уголовного наказания вотношении гомосексуалистов, проституток и пьяниц теряет смысл, так какбольшинство из них больные люди и нуждаются в медицинской, психологической исоциальной помощи.
Исправительно-трудовая система (тюрьмы, следственные изоляторы иколонии) имеет целью наказание и исправление осужденных. Но тюрьма не столькоисправляет, сколько карает человека, порой на весь остаток его жизни насвободе.
Именно места лишения свободы являются основными рассадникамигомосексуализма, школой, где завершается формирование девиантного поведения исамосознания.
Девиантное поведение вначале всегда бывает немотивированным.Молодой человек, как правило, хочет соответствовать требованиям общества, но всилу социальных условий, неумения правильно определить свои социальные роли,незнания способов социальной адаптации, нищенского уровня жизни не может этогосделать. Наличие девиантной группы определяет и прививает склонности, облегчаетпути к совершению противоправных и аморальных действий, обеспечиваетпсихологический комфорт за участие в них, уменьшает эффективность способовсоциального контроля.
К основным факторам социального контроля можно отнести следующие:
1. Методы и средства социального контроля должны быть адекватныконкретным видам девиантного поведения. Основным средством социального контроляпризвано стать удовлетворение здоровых потребностей и интересов лиц, склонных к«ненормальному» поведению. Так, научное, техническое, другие виды творчествамогут служить серьезной альтернативой разным формам противоправного иаморального поведения. Эффективность предупреждения правонарушений достигаетсяне столько временным подавлением девиантного поведения, сколько его постояннымвытеснением социально одобряемым и полезным поведением.
2. Существенное сужение репрессивных мер воздействия. Лишениесвободы приводит личность к социальной и нравственной деградации и можетиспользоваться лишь как крайняя мера воздействия. Следовательно, вотношении молодых правонарушителей допустимо сокращение сроков лишения свободы,отсрочка исполнения приговора, условно-досрочное освобождение и, главное,изменение условий содержания.
3.Создание гибкой и разветвленной системы социальной помощи,включающей государственные, общественные, благотворительные и иные структурныезвенья. Неплохо зарекомендовали себя общественные организации по принципу«самопомощи» (группы «анонимных» алкоголиков, наркоманов, лиц, освобожденных измест лишения свободы).
4.Нравственное возрождение и духовное развитие граждан на принципахобщечеловеческой морали и духовных ценностей, свободы совести и слова,индивидуального поиска смысла жизни (кризис духа или утрата смысла жизни —важный фактор девиантного поведения). Создание «институтов согласия» и«институтов посредничества», которые бы принимали на себя функции уголовного иадминистративного правоприменения сообразно тяжести проступка или преступленияличности правонарушителя, условиям совершения противоправного деяния.
5.Жесткий контроль за потоком видеозаписей, содержащих сценынасилия, жестокости и откровенного секса.
6.Изменение менталитета российских граждан, выросших в условиях тоталитаризма.Формирование средствами массовой информации, учебными и просветительскимиорганизациями более терпимого отношения к инакомыслящим и инакодействующим(сексуальным меньшинствам и пр.).
Подготовка и переподготовка кадров: работников правоохранительныхорганов, особенно специализирующихся на работе с молодыми правонарушителями вместах лишения свободы; социальных педагогов и социальных психологов, врачей –наркологов и социальных работников – всех тех, кто уже сегодня работает сдевиантами.

Заключение
Итак, впроцессе работы с трудными детьми, подростками педагоги, социальные работники идр. зачастую сталкиваются с решением задач такого уровня, где должны бытьзадействованы государственные структуры. В системе мер по защите детстваглавная роль отводится правовой базе, включающей международное законодательство,государственные законы, местные положения, инструкции, методики, программы ит.п. Сегодня у нас есть целый ряд законодательных программ и правовыхдокументов, таких как «Дети России» (Указ Президента РФ от 18.08.1994 г.),Закон «Об образовании» и др., но, к сожалению, эти программы в большинствесвоем не эффективны или вообще не работают из-за отсутствия средств.
Ворганизации профилактики правонарушений среди детей и подростков участвуют всеподразделения органов внутренних дел. Повышается роль педагогическойдеятельности по профилактике и преодолению социально-негативных формдевиантного поведения детей и подростков. Проводится разносторонняя работа нетолько с детьми, но и семьями на базе воспитательной, педагогической,предупредительной деятельности.
Естьоснования надеяться, что в скором времени в социально-экономическом развитиироссийского общества произойдут перемены к лучшему, которые позволят успешно нетолько развиваться этому направлению работы с детьми и подростками сотклоняющимся поведением, но и укрепят всю систему социальной защиты.Исследования в этой области необходимы для разрешения того кризиса, которыйпереживает сегодня Россия. Только тщательные и систематические исследования вобласти подростковой социологии могут помочь понять причины происходящего внашем обществе конфликта поколений. Необходимо понять суть исканий подростков,отрешиться от безусловного осуждения того, что несет с собой подростковаясубкультура, дифференцированно подходить к явлениям жизни современныхподростков.

Списокиспользуемой литературы
1.   Коробкина З.В., Попов В.А.Профилактика наркотической зависимости у детей и молодёжи. – М.: Изд.центр«Академия», 2002.
2.   Иванов В.Н. Девиантное поведение: причиныи масштабы // Социально-политический журнал. 1995. № 2.
3.   Осипова О.С. Девиантное поведение:благо или зло? // Социс. 1998.  № 9.
4.   Габиани А.А. На краю пропасти:наркомания и наркоманы. М., 1990. С. 156.
5.   Гилинский Я.И., Смолинский Л.Г.Социодинамика самоубийств // Социс. 1988. № 5. С. 62.
6.   Голосенко И.А.,Голод С.И.Социологические исследования проституции в России: история и современноесостояние вопроса. СПб., 1998.
7.   Курганов С.М. Мотивы действийнесовершеннолетних правонарушителей // Социс. 1989. № 5. С.61.
8.   Словарь-справочник по СР. Подредакцией Е.И. Холостовой. М. 1997.
9.   Энциклопедия социальной работы. том3.М.1994.
10.     Рудакова И.А.,Ситникова О.С., Фальчевская Н.Ю. Девиантное поведение. РостовнаДону. 2005.
11.     Дивицина Н.Ф.Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Ростов-на-Дону.2005.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.