Содержание
Введение
I. Инфляция и ее проявления в современных условиях
1.1 Понятие инфляции
1.2 Виды инфляции
1.3 Причины инфляции
1.4 Социально-экономические последствия инфляции
II. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ БАНКОВСКОГО ПРОЦЕНТА
2.1 Сущность банковского процента.
2.2 Классификация банковского процента.
2.3 Процентная политика банка.
III. Инфляция и банковский процент.
3.1 Инфляция в Республике Казахстан.
3.2 Влияние инфляции на динамику банковского процента.
3.3 Методы стабилизации экономики и денежного обращения,регулирование инфляции.
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Явление инфляции присущев той или иной степени любой рыночной и переходной к ней экономикам, в томчисле и экономикам промышленно развитых стран. Инфляция проникает во все сферыэкономической жизни и начинает их разрушать. От нее страдают государство,производство, финансовый рынок и рыночная экономика, но больше всего страдаютлюди.
Инфляция является оченьсложным социально-экономическим явлением. На протяжении столетий с изменениемформ собственности, типов ценообразования, денежных систем изменялись причины,следствия, формы проявления инфляционного процесса. Неизменной оставалась лишьсущность инфляции — обесценение денег.
Через определенныепромежутки времени (экономический цикл) инфляция посещает все страны. Поэтомусегодня актуальным представляется вопрос: как бороться, и какими методами можнообуздать инфляционные процессы?
Без анализа конкретныхмеханизмов этих противоречий и их последствий невозможно выработать действенныемеры по выводу выхода экономики из кризиса.
В системе регулирования экономики всегда присутствует банковский процент.В механизме воздействия на экономику он превосходит все другие инструменты постепени своей доступности и простоты. Это всегда учитывается при решениипроблемы регулирования экономических процессов.
Целью данной работы является рассмотрение понятия инфляции, ее причин ивидов; изучение банковского процента. А также непосредственное влияние инфляциина банковский процент.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Ø раскрытиесмысла процесса инфляции и выявить ее влияние на экономику;
Ø выявитьвозможные причины инфляции и рассмотреть меры по их устранению;
Ø рассмотретьсоциальные и экономические последствия инфляции;
Ø рассмотретьсущность банковского процента, изучить его виды;
Ø проанализироватьпроцентную политику Национального банка Республики Казахстан;
Ø выявитьвлияние инфляции на банковский процент.
Поставленные цель и задачи обусловили структуру курсовой работы, котораясостоит из введения, 3 глав, разделенных на подразделы, заключения, спискаиспользованной литературы. Первая глава посвящена изучению процесса инфляции.Вторая глава посвящена изучению банковского процента. В третьей главерассмотрена инфляция как фактор, оказывающий непосредственное влияние набанковский процент. В заключении приводятся выводы, которые были получены врезультате написания курсовой работы. В завершении работы приведен списокиспользованных источников.
I. Инфляция и ее проявления в современных условиях
1.1Понятие инфляции
Существуют различные понимания термина «инфляция»
1) «Инфляция (от лат. inflatio — вздувание), переполнениеканалов обращения избыточными бумажными деньгами, вызывающее их обесценение. Врезультате инфляции бумажные деньги обесцениваются по отношению к денежномутовару — золоту, а также по отношению ко всей массе рядовых товаров и киностранной валюте, сохраняющей прежнюю реальную ценность или обесценившейся вменьшей степени».
2) «Инфляция — процесс переполнения каналов денежногообращения, выраженный в обесценении денег, росте цен на товары и услуги иснижении реального жизненного уровня трудящихся».
3) Инфляция — это «чрезмерная экспансия денежной массы,сопровождаемая ростом цен и сокращением спроса».
Если коротко, то инфляция– это повышение общего уровня цен.
Вообще-то, инфляция (хотьи проявляется только в росте товарных цен), не является только денежнымфеноменом. Инфляция – сложное социально- экономическое явление. И корни этогоявления всегда кроются в ошибках проводимой государственной политики. Причинамимогут служить и весомый дефицит бюджета, неверные мероприятия денежной эмиссиии многое другое.
Инфляция, имея длительнуюи богатую историю, и сейчас представляет собой одну из наиболее острых проблемсо времен развития экономики во многих странах мира.
1.2Виды инфляции
Существует нескольковидов инфляции. Для классификации инфляции применяют следующие критерии:
Ø темп роста цен;
Ø особенностипроявления;
Ø степеньрасхождения роста цен по различным товарным группам;
Ø ожидаемость ипредсказуемость инфляции.
I. С позиции первого критерия инфляциюразличают:
1) Ползучая (умеренная) инфляция, для которойхарактерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10% в год.Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой,и она не представляется чем-то необычным.
Такая инфляция позволяетэффективно корректировать цены применительно к изменяющимся условиямпроизводства и спроса.
Темпы умеренной инфляции,по мнению многих экономистов, являются просто платой за развитие промышленностистраны. При такой инфляции стоимость денег сохраняется и отсутствует рискподписания контрактов в номинальных ценах. Нарастающая инфляция изменяется,следуя за экономическим циклом. Она увеличивается во время подъема иуменьшается в период спада. Однако здесь выявлена интересная закономерность:спад снижает темпы инфляции на меньшую величину, чем увеличивает их следующийза ним подъем.
Кроме того, во времяспада процесс подавления инфляции идет весьма медленно, тогда как подъемвосстанавливает прежний уровень инфляции за довольно короткий срок, а дальшепревосходит его. Описанная ситуация заставила многих экономистов задуматься надцелесообразностью расширения производства, жертвуя некоторыми темпами инфляции,а также возможностью перерастания устойчивой инфляции в галопирующую. За этисвойства умеренная инфляция получила еще два названия — ползучая и нарастающая.
2) Галопирующая инфляция, при которой характеренрост цен от 20% до 200% в год является уже серьезным напряжением для экономики,хотя рост цен еще не сложно предсказать и включить в параметры сделок иконтрактов.
Она отражаетнестабильность экономической обстановки, деньги ускоренно материализуются втовары.
Наблюдается ускоренная материализацияденег. Обычно процесс галопирующей инфляции возникает вследствие продолжающейсянеобдуманной денежно-кредитной политики. Она показывает, что, появляясь,галопирующая инфляция сначала движет кривую спроса вверх вдоль кривойпредложения, что приводит к увеличению как цен, так и объема производства.Дальнейшее развитие процесса лишь перемещает вверх кривую предложенияпараллельно линии естественного объема производства. Это объясняется тем, чтопродолжающееся повышение цен перестает стимулировать производство к дальнейшемуросту, т.к. цены на ресурсы уже успели подняться, повысив издержки.
3) Наиболее губительнадля экономики гиперинфляция, представляющая собой астрономический ростколичества денег в обращении и как следствие катастрофический рост товарныхцен. Роль самих денег в таких случаях сильно уменьшается и население, да ипромышленные предприятия преимущественно переходят на другие, гораздо менееэффективные формы расчета, например — бартер. В отдельных случаях появляютсяпараллельные валюты, а также квазиденьги (талоны, карточки и т.д.) сильновозрастает роль иностранных валют.
В условиях гиперинфляциинаносится огромный ущерб населению, даже состоятельным слоям общества.Разрушается национальное хозяйство. Во многих странах, испытавших гиперинфляцию,в том числе и в нашей, наблюдалось следующее явление: темпы роста цензначительно опережали темпы роста количества денег в обращении. Это объясняетсятем, что когда население (и покупатели и производители) окончательно теряютдоверие к обесценивающейся национальной валюте, они начинают стараться какможно быстрее избавиться от нее. Результатом является резкое увеличениескорости оборота денег, что равносильно увеличению их количества.
Очевидно, что огромнуюроль в раскручивании спирали гиперинфляции играют инфляционные ожидания.
Некоторые экономистыбоятся, что умеренная ползучая инфляция, которая может сначала сопутствоватьоживлению экономики, потом, нарастая как снежный ком, превратиться в болеежесткую гиперинфляцию. Дело в том, что когда цены медленно, но постояннорастут, население и предприятия готовятся к их дальнейшему повышению. Поэтому,чтобы их неиспользованные сбережения и текущие доходы не обесценились, то есть,чтобы опередить предполагаемое повышение цен, люди вынуждены тратить деньгисейчас.
И умеренная, игалопирующая, и гиперинфляция представляют собой тип так называемой открытойинфляции.
II. С точки зрения второго критерия(особенности проявления) выделяют: открытую и подавленную инфляцию.
1) Открытая инфляция характерна для экономики сосвободным ценообразованием, и представляет собой хронический рост цен на товарыи услуги. Наблюдая рост цен, потребители стараются предугадать, насколькоподорожают товары, и наращивают текущий спрос в ущерб сбережениям, а это, всвою очередь, сокращает объем кредитных ресурсов, что препятствует ростукапиталовложений, производства и предложения.
Поскольку открытаяинфляция относится к разряду макроэкономических явлений, то она характеризуетсяувеличением народнохозяйственных индексов цен. В то же время в экономике любойразвитой страны очень часто возникают ситуации, когда на отдельных товарныхрынках наблюдается снижение цен (или, по крайней мере, замедление их роста).Объяснение только одно: открытая инфляция не разрушает механизмы рынка. Они продолжаютработать, посылают в экономику ценовые сигналы, подталкивают инвестиции,стимулируют расширение производства и предложение.
2) Подавленная инфляциярост цен может и не наблюдаться, а обесценивание денег может выражаться вразличного рода дефицитах.
Подавленная инфляция,которую иногда называют скрытой, характерна для экономики с регулируемымиценами (и, возможно, заработной платой), и проявляется в товарном дефиците,ухудшении качества продукции, вынужденном накапливании денег, развитии теневой экономики,бартерных сделок. Этот вид инфляции очень опасен, т. к. ведет к разрушениюрыночного механизма.
Итак, инфляционныйпроцесс может развиваться по двум основным направлениям. Еслимакроэкономическое неравновесие в сторону спроса выражается в постоянномповышении цен, инфляцию следует считать открытой. Когда оно сопровождаетсявсеобщим государственным контролем над ценами, инфляция становится подавленной.
III. С позиции третьего критерия(степень расхождения роста цен по различным товарным группам) также разделяютдва типа инфляции — сбалансированную и несбалансированную инфляцию.
1) При сбалансированнойинфляции цены поднимаются относительно умеренно, и одновременно на большинствотоваров и услуг Центральный банк подсчитывает результаты среднегодового ростацен и на этой основе поднимает процентную планку ставки. Таким образом,ситуация выравнивается, балансируется и фиксируется как ситуация со стабильнымиценами.
2) В случае же несбалансированнойинфляции цены на различные товары и услуги повышаются разновременно ипо-разному на каждый тип товара. Несбалансированная инфляция встречаетсягораздо чаще и представляет большую беду для экономики, т.к. хаос с ростом цензатрудняет ориентировку и оценку экономической ситуации для граждан,предприятий и инвесторов. Рост цен на сырьё опережает рост цен на конечнуюпродукцию, стоимость комплектующего компонента превышает цены всего сложногоизделия.
IV. С позиции четвертого критерия(ожидаемость и предсказуемость инфляции) различают ожидаемую и неожидаемую инфляцию:
1) Ожидаемую инфляцию можноспрогнозировать на какой-либо период времени с достаточной степенью надёжности,и она зачастую является прямым результатом действий правительства.
2) Неожидаемая инфляция характеризуется внезапным скачкомцен, что негативно сказывается на системе налогообложения и денежногообращения. В случае наличия у населения инфляционных ожиданий такая ситуациявызовет резкое увеличение спроса, что само по себе создает трудности вэкономике и искажает реальную картину общественного спроса, что ведет к сбою впрогнозировании тенденций в экономике и при некоторой нерешительностиправительства еще сильнее увеличивает инфляционные ожидания, которые будутподстегивать рост цен. Однако в случае, когда внезапный скачок цен происходит вэкономике, не зараженной инфляционными ожиданиями, то возникает так называемый«эффект Пигу» — резкое падение спроса у населения в надежде на скорое снижениецен. Вследствие снижения спроса, производитель вынужден снижать цену и всевозвращается в состояние равновесия.
Ожидаемая предсказывается и прогнозируетсязаранее, неожидаемая — нет. Этим она опасней ожидаемой, т.к. индивиды ихозяйственные агенты не успевают к ней приготовиться, что может быть чреваточастичной или полной потерей сбережений.
Комбинация сбалансированнойи ожидаемой инфляции не наносит экономического вреда, а несбалансированной инеожидаемой — особо опасна.
1.3Причины инфляции
Независимо от состоянияденежной сферы товарные цены могут возрасти вследствие изменений в динамикепроизводительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных сдвиговв системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулированияэкономики, введения новых ставок налогов, девальвации и ревальвации денежнойединицы, изменения конъюнктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей,стихийных бедствий и т.п. Следовательно, рост цен вызывается различнымипричинами.
Вот пять главных причининфляции:
1) Диспропорциональность (несбалансированность) государственных доходов и расходов.Это означает дефицит государственного бюджета. Недостаток можно покрытьвыпуском государственных ценных бумаг, т.е. взять в долг у населения. Но самыйпростой способ напечатать. Эмиссия ведет к увеличению денежной массы, и какследствие к инфляции.
2) Инфляционно опасныеинвестиции — преимущественномилитаризация экономики. Военные ассигнования ведут к созданию дополнительногоплатежеспособного спроса и, следовательно, к увеличению денежной массы.Чрезмерные военные ассигнования обычно являются главной причиной хроническогодефицита государственного бюджета, а также увеличения государственного долга,для покрытия которого выпускаются дополнительные бумажные деньги.
3) Отсутствие свободногорынка и совершенной конкуренции.
Современный рынок – рыноколигополистический. Олигополисты заинтересованы в увеличении цен, сокращениипроизводства и создании дефицита.
Монополии способны сильновлиять на денежную политику государства и уровень инфляции. У них нетконкурентов, они способны диктовать свои цены. Поэтому государственный контрольнад монополиями – необходим.
4) Импортируемаяинфляция, роль которой возрастает с ростом открытости экономики и вовлечения еев мирохозяйственные связи той или иной страны. Возможности для борьбы угосударства довольно ограничены. Метод ревальвации собственной валюты, иногдаприменяемый в таких случаях, делает импорт более дешевым. Но ревальвация делаети более дорогим экспорт отечественных товаров.
5) Инфляционное ожидание. Это, скорее всего самая распространенная причина инфляции внашей стране. Возникновение самоподдерживаемого характера инфляции. Население,напуганное постоянным ростом цен, приобретает товары впрок, сверх своих текущихпотребностей, ожидая нового повышения цен. Одновременно с этим требуя повышениязаработной платы, подталкивая потребительский спрос к расширению. Производителиопасаются повышения цен со стороны поставщиков, и закладывают в цену своихтоваров прогнозируемый ими рост цен на комплектующие. Банкиры закладываютпредполагаемую инфляцию в процент, под который дает кредит. Предприниматели – впланы сделок, будущие цены.
Инфляция может возникатьв результате повышения совокупного спроса, которое является следствиемувеличения оплаты труда госслужащих, социальных выплат, субсидий и другихгосударственных расходов, не покрываемых соответствующим увеличением доходовгосударственного бюджета. Основными причинами здесь могут также быть увеличениегосударственных заказов, увеличение спроса на средства производства в условияхполной занятости и почти полной загрузки производственных мощностей, а такжерост покупательной способности. Вследствие этого возникает избыток денег поотношению к количеству товаров, повышаются цены. Нарушившееся рыночноеравновесие между количеством денег и товаров восстанавливается путем повышения цен.
Множество причин инфляцииотмечается практически во всех странах. Однако комбинация различных факторовэтого процесса зависит от конкретных экономических условий.
1.4Социально-экономические последствия инфляции
Галопирующая инфляция, атем более гиперинфляция дезорганизует хозяйство, наносит серьезныйэкономический ущерб, как крупным корпорациям, так и мелкому бизнесу, преждевсего из-за неопределенности рыночной конъюнктуры. К тому же неравномерный ростцен усиливает диспропорцию между отраслями экономики и обостряет проблемыреализации товаров на внутреннем рынке. Такая инфляция активизирует бегство отденег к товарам, превращая этот процесс в лавинообразный, обостряет товарныйголод, подрывает стимул к денежному накоплению, нарушает функционированиеденежно-кредитной системы, подрывает доверие народа к правительству.
Вместе с тем инфляция нетолько подрывает экономический рост внутри страны, но и отрицательновоздействует на международные валютные отношения.
Во-первых, рост ценозначает внутреннее обесценение валют, падение их покупательной способности.Обесценение валют порождает валютный демпинг, бросовый экспорт по ценам нижемировых.
Во-вторых, инфляцияповышает, уровень мировых цен.
В-третьих, рост ценослабляет конкурентоспособность экспортной продукции. Подрываяконкурентоспособность национального производства, инфляция тем самым усиливаетрост внешнеторгового дефицита, затрудняет уравновешивание платежных балансов.
В-четвертых,неравномерность падения покупательной способности валют усиливаетнеэквивалентность валютных курсов, вызывает несоответствие между официальными ирыночными курсами валют, что чрезвычайно затрудняет стабилизацию валютныхкурсов, делает необходимым пересмотры курсовых соотношений. Однако каждое такоеизменение (девальвация или ревальвация) не только не устраняло причиннеустойчивости валютных курсов, но наоборот, еще больше углубляло и обострялоих, порождая множество новых противоречий.
Таким образом, инфляциястала не только внутренней проблемой, но и основной разрушительной силой вмеждународных валютных отношениях.
На практике имеют местоследующие основные социально-экономические последствия инфляции:
1) Обесценение потокаденежных доходов
Инфляция приводит к тому,что все денежные доходы (как населения, так и предприятий и государства)фактически уменьшаются. Это определяется различиями между номинальным доходом иреальным.
Номинальный (денежный)доход — это количество денежных средств, которые получает человек в видезаработной платы, ренты, прибыли или процента.
Реальный доходопределяется количеством товаров и услуг, которые он может купить на суммуноминального дохода. Если номинальный доход остается стабильным или растетмедленнее темпов инфляции, то реальный доход падает. Именно поэтому от инфляциив наибольшей степени страдают люди с фиксированными доходами
2) Перераспределение доходов и богатства.
Инфляция перераспределяетдоходы и богатство между разными сферами производства и регионами в силунеравномерного роста цен; между населением и государством, так как последнееиспользует излишнюю денежную эмиссию в качестве дополнительного источника своихдоходов. Так, должники богатеют за счет своих кредиторов. Причем выигрываютдебиторы на всех уровнях, так как ссуда берется при одной покупательнойспособности денег, а возвращается, когда на эту сумму можно купить гораздоменьше. Выигрывает и правительство, которое накопило большой государственныйдолг, так как инфляция дает ему возможность оплатить долги деньгами, имеющимименьшую покупательную способность.
Итак, инфляцияперераспределяет доход и богатства за счет тех, кто дает деньги, исходя изноминальной и долгосрочно фиксированной договоренности (ставка процента закредит, зарплата), в пользу тех, кто откладывает платежи. Скорость,неожиданность и несбалансированность инфляции усиливают подобноеперераспределение.
Инфляция увеличиваетстоимость недвижимого имущества. Поэтому, семьи и фирмы, имеющие значительнуюдолю недвижимости в своей собственности (здания, дом, землю, квартиру),становятся богаче.
3) Материализацияденежных средств
В период инфляции растутцены на товарно-материальные ценности, пользующиеся спросом на рынке. Поэтомунаселение и предприятия стремятся как можно быстрее материализовывать своистремительно обесценивающиеся денежные средства в запасы, что приводит кнедостатку денежных средств у населения и у предприятий.
4) Падение интереса кдолгосрочным целям
Инфляция приводит к тому,что никому не выгодно делать долгосрочные инвестиции, так как вкладываютсяденьги одной покупательной способности, а доходы от инвестиций получают ужеденьгами другой покупательной способности. Целесообразным оказываются толькоинвестиции, обеспечивающие рентабельность выше темпа роста инфляции. Причем,чем длиннее срок инвестиций, тем больше обесценение.
5) Обесценение денежныхсбережений
Инфляция приводит также кобесценению амортизационного фонда фирмы, что затрудняет процесс нормальноговоспроизводства. Инфляция уменьшает и реальную ценность всех других сбережений,будь-то это вклад в банке, облигация, страховка или наличные деньги. Людистараются не делать сбережений. Фирмы также значительную часть прибылинаправляют на текущее потребление, что ведет к дальнейшему сокращениюфинансовых ресурсов общества, сворачиванию производства.
6) Скрытая конфискацияденежных средств и падение реального процента.
Инфляция приводит кскрытой конфискации денежных средств у населения и предприятий через налоги. Обэтом писал еще Дж. Койне в З0-х годах XX века.
Это имеет местовследствие того, что налогоплательщики из-за роста номинального доходаавтоматически попадают в более высокую группу налогообложения. В результате, унаселения и у предприятий может изыматься часть доходов, которые непредставляют собой прибыль и должны были бы направляться на текущие затраты.Для того чтобы избежать этого, развитые страны Запада проводят индексациюналоговых ставок с учетом темпа инфляции. Подобная индексация, к сожалению,малоэффективна, так как в силу несбалансированного роста цен происходитперераспределение богатства, усиливается отрыв номинального значения дохода отреального, причем у различных групп по-разному, в разное время, с разнойскоростью. Единая индексация не может уловить подобных нюансов, она оцениваетвсе доходы формально. Следует также отметить, что и государство страдает отинфляции, так как пока налоги доходят до государственной казны, ониобесцениваются.
7) Ухудшениеуправляемости национального хозяйства
Одной из причин этогоявляется нестабильность и изменчивость информации. В ходе инфляции ценыпостоянно меняются, что затрудняет правильный выбор потребителя. Падаетуверенность в будущих доходах, труднее прогнозировать затраты и прибыль. Всеэто снижает стимулы к предпринимательской деятельности, приводит к снижениюэкономической активности.
Очередное последствиеинфляции — нестабильность и недостаточность экономической информации, мешающиесоставлению бизнес — планов.
Цены есть главныйиндикатор рыночной экономики. Ценовая информация — главная для бизнеса. В ходеже инфляции цены постоянно меняются, продавцы и покупатели товаров все чащеошибаются в выборе оптимальной цены. Падает уверенность в будущих доходах,население утрачивает экономические стимулы, снижается активность бизнеса.
Следующее последствиеинфляции — отставание цен государственных предприятий от рыночных цен.
В государственном(регулируемом) секторе рыночной экономики цены издержек производства и товаровпересматриваются реже и дольше, чем в частном секторе. В условиях инфляциикаждое повышение своих цен госпредприятия вынуждены обосновывать, получать наэто разрешение всех вышестоящих организаций. Это долго и неэффективно. Вусловиях ежемесячного резкого, неожиданного и скачкообразного роста инфляцииподобный механизм даже технически трудноосуществим. В итоге нарастает дисбалансчастного и общественного секторов, государство утрачивает свой экономическийпотенциал воздействия на рынок. Данный эффект особенно опасен.
II. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ БАНКОВСКОГОПРОЦЕНТА
2.1Сущность банковского процента
Банковский процент –часть прибыли, которую заемщик выплачивает кредитору за взятый в ссуду денежныйкапитал, он определяется как «иррациональная форма цены» ссудного капитала;процент выражает отношения между кредитором и заемщиком и выступает в формеопределенной процентной ставки. Банковский процент выполняет такие функции какперераспределительную, регулирующую и функцию сохранения ссудного фонда.
Ø перераспределительнаяфункция – это перераспределение части доходов между субъектами хозяйствования инаселением в пользу тех или других посредством процента, который являетсяосновой формирования процентных доходов банковских учреждений;
Ø регулирующаяфункция – оказывает регулирующее воздействие на производство путемраспределения ссудного фонда между отраслями, субъектами хозяйствования инаселением, а также используется в системе инструментов денежно-кредитнойполитики;
Ø сохранениессудного фонда – сохраняется не только первоначальный размер кредитныхресурсов, но и происходит его увеличение за счет разности между процентами заразмещенные и привлеченные ресурсы.
Процентная ставкаопределяется в соответствии с конкретными условиями использования ссудногокапитала и является объектом денежного и кредитного регулирования со стороныцентрального банка. Величина процентных ставок способствует либо притокуденежного капитала на внутренний рынок с денежных рынков других стран, либо егооттоку.
Процентные (учетные)ставки, устанавливаемые центральными банками, — один из важнейших инструментов,с помощью которого осуществляется внутренняя и внешняя экономическая политика.Поэтому основой ставок денежного рынка является официальная учетная ставка(фиксируемая) или текущие ставки по операциям центрального банка. Эти ставкипочти всегда ниже других ставок денежного рынка, поскольку операции по учетуцентральным банком коммерческих векселей практически не сопряжены с риском.
Коммерческие банкиустанавливают ставки процентов, ориентируясь на учетные ставки, принятые вцентральных банках своих стран. Крупные банки определяют минимальные или лучшиеставки по ссудам, предоставляемым первоклассным заемщикам. Важное значение вструктуре процентных ставок имеют проценты по вкладам банковских клиентов.Проценты, выплачиваемые банками их клиентам, всегда существенно ниже процентовпо кредитам.
2.2Классификация банковского процента
Процент выступает в видеденежного платежа и используется в качестве орудия регулирования денежногообращения, развития коммерческого расчета, является инструментом экономическоговоздействия на заемщика и кредитора. При этом можно выделить следующие основныевиды процента за кредит:
Основные виды процента закредитПо содержанию По методу установления процентных ставок По способам взыскания
Учетный
Депозитный
Ссудный
Фиксированный
Плавающий
Базисный
Дисконтный
Единовременный
Периодический
Погашение ссуд с фиксированнойставкой сопровождается заранее установленными выплатами по процентам,измененными в течение всего срока. Фиксированные процентные ставки обычноустанавливаются по кредитам с небольшим сроком пользования. Плавающие ставки попроцентам колеблются в зависимости от развития рыночных отношений, измененияразмеров процентов по депозитам (вкладам), складывающегося спроса и предложенияна кредитные ресурсы, а также состояния экономики, финансового состояниязаемщика и могут пересматриваться банком в течение срока кредитования собязательным уведомлением кредитополучателя.
Современные монетарныетеории различают реальные и номинальные ставки процента. Реальными процентнымиставками считаются номинальные ставки, скорректированные на темпы инфляции.
В настоящее времясуществует множество видов процентных ставок в зависимости от характера идлительности кредита, объекта кредитования, платежеспособности заемщика и т.д.Можно, например, выделить официальную учетную (дисконтную) ставку, ставкуденежного и финансового рынков, процент на банковский кредит и на ценныебумаги, дебиторские и кредиторские ставки.
Между различными видамипроцентных ставок существует определенная связь и взаимосвязь. Так, ставкиденежного рынка на краткосрочные кредиты непосредственно отражаются на базовойбанковской ставке, на основе которой банки определяют цену предоставляемыхссуд, дифференцированных по видам заемщиков. При этом зависимость междуставками на краткосрочные и долгосрочные кредиты имеет наибольшее значение длякрупных и средних предприятий, так как обуславливает их инвестиционнуюполитику. Поскольку изменение ставок на денежном рынке зависит от политикиправительства, то центральный банк выступает на этом рынке как в качествекредитора, так и заемщика кредитных ресурсов. Тем самым он может оказатьдавление на соотношение спроса и предложения на кредитные ресурсы и,соответственно, на уровень процентных ставок денежного рынка.
2.3Процентная политика банка
ПРОЦЕНТНАЯ ПОЛИТИКА — органическая часть кредитно-денежной политики государства (Центрального банка)по регулированию количества денег в обращении через увеличение или уменьшениекредитных ресурсов путем изменения ставки рефинансирования Центрального банка.Увеличение ставки рефинансирования, т. е. ставки, по которой коммерческие банкимогут получить кредиты Центрального банка, делает этот кредит более дорогим, аследовательно, и менее доступным. В свою очередь, и коммерческие банки повышаютсвои процентные ставки для клиентуры, т.е. для потенциальных получателей кредитов.Спрос на кредиты снижается. Уменьшение суммы выдаваемых и получаемых кредитовозначает, что на эту же сумму снижается денежная масса. Все это имеетследствием сокращение совокупного спроса, «охлаждение» экономическойконъюнктуры и ограничение инфляции.
Уменьшение ставкирефинансирования расширяет границы, при которых коммерческим банкам выгоднобрать кредиты у Центрального банка. Коммерческие банки при получениидополнительных кредитных ресурсов вынуждены и сами снижать ставки по кредитам,предоставляемым юридическим и физическим лицам. А это делает экономическипривлекательными такие инвестиционные проекты, которые ранее не были выгодными.Тем самым производство товаров и услуг получает дополнительные ресурсы. Но, сдругой стороны, расширение денежной массы через рост кредитных ресурсов можетпривести к возникновению инфляции.
Процентная политикаявляется одним из важнейших и в то же время достаточно сложных инструментоврегулирования банковской деятельности. Основные принципы построения шкалыпроцентных ставок должны исходить из состояния спроса и предложения накредитные ресурсы, сроков хранения, величины депозитов, темпов инфляции и т.д.
Рыночный процессформирования процентных ставок является достаточно сложным. Средний уровеньпроцента как и рыночная величина зависит от спроса и предложения денег,развитости денежного рынка, источников свободных денег, заемщиков средств идругих факторов.
Политика процентныхставок содействует в основном достижению трех целей:
Ø благоприятствоватьросту экономики путем установления умеренно низких процентных ставок накредиты;
Ø сдерживатьинфляцию;
Ø обеспечиватьстабильность национальной валюты на валютных рынках посредством установленияумеренно повышенных процентных ставок.
Первая цель оправдываетпонижение процентных ставок на денежном рынке, вторая и третья оправдывают ихрост. Разрешение данного противоречия частично достигается путем проведенияселективной политики процентных ставок в пользу приоритетных производств исекторов экономики. В данном случае регулирующие функции политики процентныхставок проявляются как регулирование уровня сбережений и инвестиций,регулирование уровня деловой активности и воздействие на уровень инфляции.
III. Инфляция и банковский процент
3.1Инфляция в Республике Казахстан
Инфляция в годовомвыражении с 2001 по 2004 год оставалась на относительно стабильном уровне впределах 6-7%, Однако, начиная с 2002 года, наметилось усиление инфляционныхпроцессов в экономике Казахстана. По итогам 2005 года инфляция сложилась науровне 7,6%
Фактический уровеньинфляции в Казахстане на протяжении трех лет превышает официальный прогнозНационального банка и правительства. 2005 год не стал исключением. По даннымАгентства РК по статистике, инфляция в декабре 2005 года по отношению к декабрю2004−го составила 7,6%, в то время как Нацбанк республики прогнозировалгодовую инфляцию на уровне 5,2−6,9%, а Министерство экономики ибюджетного планирования в коридоре 5−7%.
В качестве основныхпричин выхода инфляции за прогнозный уровень фигурируют внешние факторы –высокие мировые цены на нефть и металлы (основа казахстанского экспорта), атакже внутренние – социальные выплаты из бюджета, направленные на повышениезаработной платы, пенсий, стипендий, пособий, рост цен на энергоносители,услуги и плодоовощную продукцию.
Вместе с тем 2005 годознаменовался высокими показателями социально-экономического развития. Попредварительным данным Агентства РК по статистике, темпы роста ВВП в 2005 годусоставили 9,2%, объем инвестиций в основной капитал выросли почти на четверть,положительное сальдо внешнеторгового оборота превысило 9 млрд. долларов.
/>
Рис. 1 Инфляция 2006 г.
Предпринятые НациональнымБанком меры по ужесточению денежно-кредитной политики в начале 2006 годаоказали сдерживающее влияние на инфляцию, которая в годовом выражениипонизилась с 9,0% в мае 2006 года до 8,5% в сентябре 2006 года.
При этом по итогам 2006года индекс потребительских цен, используемый в качестве индикатора инфляции, вКазахстане в 2006 году составил 8,6% в сравнении с 7,6% в 2005 году, по даннымв государственном агентстве по статистике.
В отчетном году, поданным статистиков, цены на платные услуги населению увеличились на 10,3%, напродовольственные товары — на 8,7%, на непродовольственные — на 6,8%.
По официальным даннымАгентства Республики Казахстан по статистике инфляция в октябре 2007 годасоставила 4,4% (в октябре 2006 года – 0,7%), что является максимальнымзначением с февраля 2000 года.
Цены на продовольственныетовары повысились на 6,5%, непродовольственные – на 1,5%, платные услуги – на4,2%.
В группе непродовольственныхтоваров стали дороже бензин — на 2,9%, моющие и чистящие средства – на 1,3%.
Ускорение инфляции былообусловлено ростом цен ее составляющих, главным образом, на продовольственныетовары – на 18,6% (в январе — октябре 2006 года – на 4,9%), в незначительнойстепени на непродовольственные товары – на 7,3% (на 6,0%) и платных услуг — на11,9% (на 10,2%).
/>
Рис. 2 Инфляция и еесоставляющие за январь – октябрь 2006 и 2007 гг.
В октябре 2007 годаинфляция в годовом выражении составила – 15,3%.
В 2007 году формированиеинфляции происходило под воздействием как сохранивших свое влияниефундаментальных факторов (высокие темпы роста совокупного спроса и потребления,импорт инфляции, значительный рост денежного предложения в предыдущие годы),так и факторов, имевших шоковое воздействие.
Кроме того, росту цен навнутреннем рынке способствовал рост цен на мировых товарных рынках. В 2007 годузначительно выросли мировые цены на нефть. Во втором полугодии 2007 года резкийскачок мировых цен на продовольственные товары (пшеница, растительные масла)привел к значительному повышению инфляции. При том, что в 2007 году денежноепредложение увеличивалось умеренными темпами, внешний фактор стал определяющимв повышении инфляции до 18,8% на конец 2007 года.
В 2008 году инфляционныепроцессы носили разнонаправленный характер. В первой половине 2008 годанаблюдалось усиление инфляционного давления на экономику, оказываемого ростоммировых цен на продовольствие и энергоресурсы. По данным Агентства постатистике уровень годовой инфляции вырос с 18,7% в январе до 20,1% в августе2008 года.
В среднегодовом выраженииуровень инфляции в январе-августе2008 года к соответствующему периоду прошлого года составил 19,4%.
/>
Рис. 3 Среднегодовойуровень инфляции в 2007-2008 годах, % к соответствующему периоду предыдущегогода
В среднегодовом выраженииуровень инфляции в январе-феврале 2009года к соответствующему периоду прошлого года составил 8,7% по сравнению с18,8% в январе-феврале 2008 года.
/>
Рис. 4 Изменение цен напотребительские товары и услуги, в % к соответствующему периоду предыдущегогода
В региональном разрезе вфеврале 2009 года к декабрю 2008 года наибольший уровень инфляции, превышающийсреднереспубликанский сложился в городах Алматы (1,9%) и Астана (1,4%),Павлодарской (1,5%), Кызылординской (1,3%) областях.
/>
— среднереспубликанский уровень – 1,1%
Рис. 5 Уровень инфляции вразрезе регионов
в феврале 2009 года кдекабрю 2008 года, %
Прогноз инфляции на 2010год
После периода кризисаэкономика Казахстана вступит в период посткризисного развития, которыйпредполагает: период восстановительного роста, и период качественного и сбалансированногороста экономики.
Продолжительность периодавосстановительного роста будет зависеть от тенденций развития мировойэкономики. Учитывая текущие условия развития казахстанской экономики, а такжепрогнозы международных экспертов касательно перспектив развития мировойэкономики, этап восстановительного роста экономики Казахстана может завершитьсяк 2012 году. По оценкам, к 2012 году ВВП на душу населения достигнет уровня2008 года, самого высоко показателя за предыдущие годы.
В целях обеспечения к2020 году заданных параметров роста экономики по сравнению с 2010 годом в 2010 –2014 годах реальный ВВП предполагается увеличить на 15,7%.
Снижению уровня инфляциив долгосрочном периоде будет способствовать снижение ее уровня в среднесрочномпериоде с 8,0 – 8,5 % на конец 2009 года до 7 % на конец 2014 года.
Для восстановления ростаэкономики будет проводиться стимулирующая денежно-кредитная политика,направленная на обеспечение объема денежного предложения, необходимого дляповышения экономической активности, но при этом не оказывающего инфляционногодавления на экономику.
Однако, длительноепроведение политики «дешевых денег» может способствовать ускорению инфляционныхпроцессов. Поэтому, по мере восстановления роста экономики акцентденежно-кредитной политики будет перенесен в сторону антиинфляционногорегулирования.
Денежно-кредитнаяполитика будет формироваться в зависимости от изменения ситуации в мировой иотечественной экономиках. Основными инструментами денежно-кредитногорегулирования останутся выпуск краткосрочных нот, привлечение депозитов банковвторого уровня, изменение минимальных резервных требований. Ставки по операциямНационального Банка будут регулироваться в зависимости от складывающейсяситуации на денежном рынке. Стимулирование развития экономики будетосуществляться с учетом не нанесения ущерба для макроэкономическойстабильности.
3.2Влияние инфляции на динамику банковского процента
Инфляция как процесс,который характеризует постоянный рост уровня цен, оказывает значительное воздействиена экономическую активность и процентные ставки. Точное и достоверное измерениеинфляции является одной из существенных проблем.
Высокие процентные ставкипрепятствуют росту деловой активности, удорожая капитал и отвлекая его вфинансовые спекуляции, и снижают платежеспособный спрос населения, отодвигаяего в неопределенное будущее. Поэтому они порождают спад производства. Попыткигосударства противостоять спаду путем даже небольшой и тайной кредитно-денежнойэмиссии стимулируют непропорционально высокие инфляционные ожидания населения,«бегство от денег», обесценение денежной массы, неплатежи и рост цени самих процентных ставок.
Ставка процента — сложныйагрегат. Она формируется как на рынке товаров и услуг, так и на финансовомрынке. На ее уровень влияют ожидания инфляции и связанные с ними ожиданиядоходности различных финансовых инструментов. На ставку процента такжеоказывают воздействие динамика обменного курса и ожидания валютного рынка. Вмакроэкономических исследованиях ставка процента участвует как одна из базовыхпеременных, и в то же время в этих исследованиях практически ничего неговорится о механизме ее формирования. Рассматривая ее как единый показатель,аналитики, однако, делают различия лишь между реальной и номинальной ставками процента.Их взаимосвязь выражает известная формула И.Фишера:
rn = rr — ie (1)
где rn — номинальнаяставка процента: rr — реальная ставка процента; ie — ожидаемые темпы инфляции(взятые как прирост).
При незначительных темпахинфляции классическое соотношение Фишера (1) не вызывает сомнений, однако приболее высоких темпах требуется применять более точное соотношение междуреальной и номинальной ставками процента, учитывающее обесценение не толькокапитальной суммы, но и процента:
rn = rr + ie +rr * ie / 100, (2)
откуда rr = (rn — ie) /(1 + ie /100) (3)
Формула (3) дает весьмасущественные поправки для величины реальной ставки процента по сравнению сформулой (1). Действительно, если rn = 160%, a ie = 130%, то по формуле (1)получим rr = 30%, а по формуле (3) rr = 13%. В связи с этим следует признатьвесьма завышенными те оценки реальной ставки процента, которые даются на основеформулы Фишера (1).
В представленной вышеформуле Фишера фигурирует уровень не фактической, а ожидаемой инфляции,который, строго говоря, не поддается точному измерению. В современнойэкономической литературе нередко применяется следующий подход: уровеньожидаемой инфляции в формуле Фишера (3) принимается равным уровню инфляции намомент оценки, тем самым предполагается, что экономические агенты ожидаютвеличину будущей инфляции на том же уровне, который сложился в настоящем.
Такой подход основываетсяна так называемой теории адаптивных ожиданий (сторонники этой теории исходят изтого, что в будущем уровень инфляции меняться не будет). В соответствии стеорией адаптивных ожиданий можно строить оценки реальной ставки процента наоснове данных о номинальной ставке и о сложившемся уровне инфляции.
Если, например, мыоцениваем реальную ставку по месячным межбанковским кредитам, то должны вформуле Фишера (3) использовать данные о соответствующей номинальной ставкепроцента и о сложившемся уровне инфляции. Так, если кредит равен 435% годовых вэффективном выражении, а прирост темпов инфляции достигает 290% в год, то этоозначает, что реальная ставка процента составляет 37% годовых [(435 — 290) / (1+ 290 / 100)].
В таких расчетах наиболеесложным моментом становится выбор показателя инфляции. Если номинальная ставкапроцента оценивается показателем процента месячного кредита, то и темп инфляцииследует брать именно за месяц. В силу того, что темпы инфляции испытываютдостаточно резкие сезонные, а также и конъюнктурные колебания, оценки реальнойставки процента будут значительно отличаться друг от друга в зависимости отпериода, за который берутся темпы инфляции. Цена месячного кредита в формулеФишера должна соотноситься с месячными темпами инфляции, а трехмесячногокредита — с темпами инфляции, подсчитанными за три месяца. В этом случае мыполучим более обоснованные оценки реальной ставки процента.
Действительно,фактическая динамика процентных ставок практически совпадает с динамикойинфляции, измеряемой индексом цен на потребительские товары и услуги(сглаженный по четырем неделям ряд по методу скользящей средней). Такимобразом, инфляция является одним из основных факторов, определяющих динамикупроцентных ставок.
3.3Методы стабилизации экономики и денежного обращения, регулирование инфляции
Борьба с инфляцией иразработка специальной антиинфляционной программы являются необходимымиэлементами стабилизации экономики.
В основе такой программыдолжен лежать анализ причин и факторов, определяющих инфляцию, набор мерэкономической политики, способствующей устранению или снижению ее уровня доразумных пределов.
Антиинфляционная политикапредставляет собой комплекс мер по государственному регулированию экономики,направленному на ограничение инфляции. Эти меры можно подразделить настратегические, включающие цели и методы долговременного характера, итактические, ориентированные на получение краткосрочных результатов.
Антиинфляционнаястратегия включает в себя широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговыхмероприятий вплоть до проведения радикальных денежных реформ.
Антиинфляционная тактикавключает краткосрочные меры воздействия, которые уменьшают текущее инфляционноедавление. Ее методы позволяют резко увеличить предложение без соответствующегоповышения спроса. Например, жесткий контроль над соотношением цен и заработнойплаты (временное замораживание роста цен и заработной платы), налоговоестимулирование предпринимательства, поддержка жизненно важных отраслей ипроизводства, хозяйственных и государственных расходов.
Современный опытподсказывает два варианта регулирования инфляции в зависимости от состояния экономики:
Дефляционная политика,связанная с ограничением роста цен денежной массы, кредитов, зарплаты, а вконечном счете, платежеспособного спроса. Но данная политика пригодна вусловиях экономического роста с целью сдерживания так называемого «перегрева» экономики.
Политика доходов,применяемая при стагдефляции (сопровождение инфляции со спадом экономики) ипредставляющая собой согласование и увязку темпов роста зарплаты и цен подконтролем государства, вплоть до их полного замораживания или установления пределовроста.
Варианты антиинфляционнойполитики выбираются в зависимости от ситуации в стране и от приоритетов,существующих в народном хозяйстве в тот или иной период времени. Если ставиласьцель сдерживания экономического роста, то проводилась дефляционная политика,если целью было стимулирование экономического роста, то предпочтение отдавалосьполитике доходов.
Казахстан за периодреформирования экономики, переход от централизованно-директивной к рыночнойпрошел все виды инфляции, глубинными ее причинами являются нарушение налаженныхэкономических связей, отпуск цен на товары и продукты промышленности, позднее,сельского хозяйства, энергетический кризис, перенос в структуре экономики идр., т.е. действовали все вышеперечисленные причины, факторы инфляции.
Для разработкиантиинфляционной политики исходным пунктом является совершенствование теорииинфляции, корни которого лежат в механизме воспроизводства. Это означает, чтодолжна быть разработана долгосрочная антиинфляционная стратегия и определенымеры, сдерживающие факторы инфляции.
К этим самым общим мерамотносятся:
Ø оздоровлениеэкономики. Казахстан пытается уйти от сырьевой направленности экономики квысокотехнологичной, конкурентоспособной экономике;
Ø переход кздоровой инвестиционной политике. В Казахстане 90% всех иностранных инвестицийпоступают в сырьевую, горнодобывающую отрасли, в связи с этим необходимонаправить значительную часть иностранных и внутренних инвестиций вобрабатывающую промышленность;
Ø развитие рынкауслуг. В Казахстане развивается инфраструктура, сфера услуг, что являетсясвидетельством того, что ее доля в ВВП составляет более 50%;
Ø развитие малого исреднего бизнеса, который является гарантом стабильности экономики и общества.Этот бизнес, в основном, занят в сфере услуг, в производстве товаров народногопотребления и в торговле. Он создает здоровую конкуренцию;
Ø Создание здоровойфинансово-кредитной системы. Создание банковской системы, соответствующей современнымтребованиям, совершенствующей налогообложение, страхование, пенсионноеобеспечение.
Формы и методыантиинфляционной политики наряду с механизмами воспроизводства включают широкийнабор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых мероприятий. Национальный банк РКиспользует антиинфляционные меры в процессе реализации денежно-кредитнойполитики. Он осуществляет также строгий контроль над изменением денежной массы,воздействует прямыми и косвенными методами на соответствия с товарной массой иобъемом услуг.
Стабилизация денежногообращения фактически означает устойчивое развитие экономики. Поэтому свойтермин деньги и инфляция представители неоклассической и неокейнсианской школнацеливают на использование денежно-кредитных и финансовых мероприятий,направленных на стабилизацию экономики.
Кейнсианцы обеспечениестабильного экономического роста видят в умеренной инфляции. Они предполагаютболее активное регулирующее воздействие государства, включая временноезамораживание роста цен и заработной платы, налоговое стимулированиепредпринимательства, сбережения населения, поддержку жизненно важных отраслей ипроизводства.
В противоположностькейнсианской теории предприниматели монетаристской теории пытаются достичьстабильности экономики с помощью денежно-кредитного регулирования, в частностипутем борьбы с инфляцией. Они отвергают практику регулярного вмешательствагосударства в экономику. Монетаристы, видя основным фактором инфляции измененияв денежной массе, признают инфляцию долгосрочным денежным феноменом, борьба скоторым возможна только ценой временного спада производства. Таким образом, ониотдают предпочтение ограничению денежной эмиссии, сбалансированному бюджету.
Казахстан, учитывая обеэти теории, старается использовать их в стабилизации экономики и денежногообращения и борьбе с инфляцией, с учетом конкретных экономических,социально-политических обстоятельств.
На стабилизацию денежногообращения и ограничение инфляции направлены также денежные реформы.
инфляциябанковский процент
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В рамках отведенной курсовойработы стояла задача — выявить социально-экономическую сущность инфляционныхпроцессов, особенности их проявления, указать причины возникновения инфляции,показать влияние инфляции на динамику банковского процента, а также указатьсистему антиинфляционных мер на современном этапе применяемую ПравительствомРеспублики Казахстан.
В курсовой работераскрыты особенности инфляционных процессов в нашей республике в период 2005-2009 года, также проведен анализ и сделаны объективные выводы, разобравшись скоторыми мы можем научиться разбираться и в сложных социально-экономическихявлениях, а также углубить знания в рамках изучаемого предмета «Деньги. Кредит.Банки».
Сдерживание темповинфляции — одна из главных целей современной экономической политики. Иосуществить это невозможно без государственного регулирования уровня процентныхставок. Процентная политика находит свое выражение в регулировании уровня идинамики процентных ставок. При открытой экономике уровень и динамикапроцентных ставок отражают степень деловой активности в стране, темпы инфляции,напряженность кредитного рынка и воздействие внешних факторов.
Антиинфляционная политиканасчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер,налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию ираспределению доходов, в данной работе этому явлению посвящена отдельная глава.
Народное хозяйство,полностью свободное от инфляции существует лишь в воображении, но никак не напрактике. Современная экономика инфляционна по своему внутреннему устройству, ив обозримом будущем иного ждать не приходится.
Отсюда следует, чтопротиводействие инфляции не может выступать в виде политической программы,рассчитанной на какой-то срок. Это бессрочная, повседневная обязанностьгосударства, его постоянная функция.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Большая советская энциклопедия, т.14
2. Язык рынка — словарь. М.: Росс,1992Словарь банковско-биржевой лексики. М.: МаксОР,1992
3. Словарь банковско-биржевой лексики.М.: МаксОР,1992
4. Деньги, кредит, банки// под общ. ред.академика Г.С.Сейткасимова, изд-во Раритет, 2006.
5. Андрианов В. Инфляция и методы еерегулирования // Маркетинг. — 2006.
6. Инфляция и валютная политика //Экономист. — 2003. — N 12
7. Гапоненко А.Л., Плущевская Ю.Л.Инфляция, ставка процента и ожидания // Деньги и кредит. – 1995
8. Экономическая теория // Под ред. А.С.Тарасович, И.А.Добрынина, 2000.
9. Красавина Л.Н. Регулирование инфляциикак фактор экономической стабилизации // Финансы. – 2000
10. Экономика // Подред. А.С. Булатова. М.: Бек, 1997
11. Деньги, кредит, банки / Под ред. Проф. О.И. Лаврушина. — М.: Финансы истатистика, 1998.
12. ГамарникГ.Н. Управление экономикой Казахстана: методология, подходы, пути реализации.-Алматы. – 2002.
13. Сайт Нацбанка РК- www.nationalbank.kz
14. Сайт Агентства РКпо статистике — www.stat,kz
15. Прогнозсоциально-экономического развития страны на 2010 – 2014 годы, разработанный всоответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года №95-IV.