Реферат по предмету "Банковское дело"


Доходность и прибыльность коммерческого банка

/>Карагандинский Экономический Университет
Казпотребсоюз
Кафедра: Банковское дело

Курсовая работа
По дисциплине: «Банковское дело»
На тему: «Доходность и прибыльностькоммерческого банка»
Выполнил: ст-т гр. Ф-24с
Рыспаева Ж.М..
Караганды-2008
/>/>/>/>/>/>Содержание
/> 

Введение. 3
Глава 1 Теоретические основыбанковской прибыли. 5
1.1 Сущность доходов и прибылибанка. 5
1.2 Показатели доходности иприбыльности коммерческого банка. 10
Глава 2 Анализ доходности иприбыльности коммерческого банка на примере АО «КазкоммерцБанк». 14
2.1 Оценка абсолютных показателейдоходности (прибыли) 14
2.2 Анализ показателейрентабельности банка. 30
Глава 3 Политика увеличениябанковской прибыли АО «Казкоммерцбанк»  33
Заключение. 42
Список использованной литературы… 44
Приложения. 45
/>/>/>Введение
Банковскаясистема — одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Вмеханизме функционирования банковской системы государства большая рольпринадлежит коммерческим банкам. Коммерческие банки – это старейшая и наиболеемассовая группа кредитных учреждений, выполняющих большинство финансовыхопераций и услуг, известных в практике предпринимательства в рыночнойэкономике.
Коммерческиебанки относятся к особой категории деловых предприятий, которые привлекаюткапиталы, сбережения населения и другие свободные денежные средства,высвобождающиеся с процессе хозяйственной деятельности, и предоставляют их вовременное пользование другим экономическим агентам, которые нуждаются вдополнительном капитале. Целью банковской деятельности является привлечениеклиентуры, расширение сферы сбыта своих услуг, завоевание рынка и, в конечномсчете, — увеличение получаемой прибыли.
Прибыль– есть конечный финансовый результат деятельности банка. Рост прибыли создаетфинансовую основу для самофинансирования деятельности банка, осуществлениярасширенного воспроизводства и удовлетворения растущих социальных иматериальных потребностей банка. За счет прибыли выполняются им обязательстваперед бюджетом, другими банками и клиентами.
Врамках любой концепции банковской прибыли ключевыми элементами при определенииее величины являются доходы и расходы. Доход – это увеличение активов либоуменьшение обязательств в отчетном периоде, а доходы, полученные от основной инеосновной деятельности субъекта составляют его совокупный доход. Расходы – этоотток или иное использование активов и/или возникновение обязательств врезультате оказания банковских и других услуг или осуществления иных операций,составляющих основу деятельности банка.
Рентабельность, в отличие от прибыли банка,показывающей эффект предпринимательской деятельности, характеризуетэффективность этой деятельности. Рентабельность — относительная величина,выражающая прибыльность (доходность) банка.
Такимобразом, экономическая сущность эффективности деятельности современногокоммерческого банка определяется чистым доходом и рентабельностью.
Цельработы – исследовать доходность и прибыльность коммерческого банка. Всоответствии с целью сформулированы задачи работы:
— исследовать сущность банковской прибыли и порядок ее образования;
— рассмотреть основные показатели, характеризующие прибыльность и рентабельностьбанка;
— провести анализ прибыльности и рентабельности банка на материалах АО«Казкоммерцбанк»;
— рассмотреть политику увеличения банковской прибыли.
Объектом исследования послужилифинансовые показатели деятельности АО «Казкоммерцбанк».
Глава 1 Теоретические основыбанковской прибыли 1.1 Сущность прибыли банкаи порядок ееобразования
Прибыль – есть конечный финансовыйрезультат деятельности банка. Ее детальное рассмотрение позволяет более точнооценить значение и влияние на деятельность банка.
Экономисты обычноопределяют прибыль в терминах благосостояния (well-offness),т. е. как степень улучшения благосостояния банка за отчетный период времени.Хотя в данном определении говорится об индивидуальном доходе, понятие прибыликак прироста благосостояния применимо к любому хозяйствующему субъекту.Бухгалтеры традиционно придерживались иного взгляда на прибыль. Так, прибыль…представляет собой величину, получаемую вычитанием из доходов, или выручки,себестоимости оказываемых услуг, прочих расходов и убытков…. А чистая прибыль(чистый убыток) – превышение (дефицит) доходов над расходами за отчетныйпериод… Два этих определения прекрасно иллюстрируют узкий подход к понятиюприбыли от финансово – хозяйственной деятельности, основанный на соотнесениидоходов и расходов. Предпринимались, однако, и попытки расширить бухгалтерскоепонимание прибыли: были утверждения, например, что прибыль должна включать всевыигрыши и потери по активам и пассивам банка в течении данного периода.
Эдварс и Белл выделяютчетыре типа прибыли:
1. текущая прибыль отфинансово – хозяйственной деятельности банка (current operating profit) – превышение выручки от оказания услуг над текущейстоимостью затрат на производство услуг и внутренней стоимостью[себестоимостью] оказываемых услуг;
2. реализуемая экономиязатрат (realizable cost savings) – рост цен имеющихся в наличии активов в течениипериода;
3. реализованная экономиязатрат (realized cost savings) – разница между себестоимостью и текущими покупнымиценами оказываемых услуг;
4. реализованные выигрышипо капитальным активам (realized capitalgains) – разность выручки от реализации иисторической себестоимости при ликвидации долгосрочных активов.
Сведения об этих четырехвидах прибыли послужили бы лучшим показателем “благосостояния” и предоставлялибы пользователям информацию для анализа результатов деятельности банка. Такойподход к прибыли шире и являет собой существенный шаг вперед по сравнению страдиционным, так как выступают за предоставление отчетности о возникших запериод выигрышах и потерях от владения (holding gains and losses) на том основании, что это улучшило бы информационноенаполнение финансовых отчетов.
В британском проектеконцептуальной основы формально признается важность принятия широкого подхода кприбыли в бухгалтерском учете. FASB предпринимает в 1985 году попыткураздвинуть границы оценки (измерения) финансово – хозяйственной операций банковпосредством принятия подхода активы / обязательства взамен традиционного доходы/ расходы. Полную прибыль (comprehensive income) FASB определяет как изменениесобственного капитала (чистых активов) банка за отчетный период, являющеесярезультатом финансово –хозяйственных операций и событий, не связанных с личнымкапиталом собственников банка. Она включает все изменения собственногокапитала, произошедшие за период, за исключением тех, что являются следствиемвкладов собственников и выплат собственникам. Описанный подход представляетсобой попытку сблизить традиционное бухгалтерское понимание прибыли иэкономическое понятие прибыли как прироста благосостояния.
Ключевыми элементами в процессе определенияприбыли являются доходы и расходы. Доход как экономическая категория выражаетфинансовые результаты деятельности предприятия. Это определение не включает вчисло доходополучателей тех, кто уже или ещё не может участвовать вэкономической деятельности. При этом необходимо подчеркнуть следующиеотличительные особенности дохода как экономической категории:
1.    Доход, какправило, представлен денежными средствами;
2.    Регулярностьполучения;
3.    Критерийзаконности [9, с.6].
В международном стандарте финансовойотчетности 18 «Выручка» дается следующее определение дохода: «Доход — любые поступления,увеличивающие собственный капитал (кроме вкладов акционеров), как в ходеобычной деятельности (выручка), так и прочие поступления» [10, с.216].
В Казахстане основополагающимиопределениями являются определения, данные в стандартах бухгалтерского учета. Вчастности, стандартом бухгалтерского учета № 21 “Финансовая отчетность банков”маржа (чистый процентный доход) определяется как “разница между доходом в видевознаграждения по активам”. Доход в виде вознаграждения (интереса) – естьдоход, связанный с предоставлением денег по кредитам и т.д. А операционный ипрочий доход определен как “доход, не связанный с предоставлением денег”,например, комиссия за услуги банка и т.д.
Зарабатывая доходы, банк несет определенныерасходы. Расходы – это уменьшение активов, либо возникновение обязательств (илито или другое одновременно) в результате производства и реализации продукции(работ, услуг) и иной деятельности [2, с.220].
Хотя в литературе слова “расходы” (expense) и “затраты” (cost) нередко используются как синонимы,но их значения различны. Термин “затраты” относится ко всякому использованиюресурсов, в том числе на приобретение активов, в то время как термин ”расходы” касаетсяиспользования лишь тех ресурсов, которые при определении прибыли банка заданный период времени ставятся в соответствие доходам. FASB дает определение расходов, исходя в основном изразреза активы /обязательства. Так, расходы – это отток или иное использованиеактивов и/или возникновение обязательств в результате оказания банковских идругих услуг или осуществления иных операций, составляющих основу деятельностибанка. FASB различает расходы и потери (убытки):потери (убытки) – это уменьшение собственного капитала (чистых активов) врезультате побочных или случайных сделок банка и всех прочих операций,оказывающих на него влияние в течение периода, за исключением выплатсобственникам. Но в расчет прибыли включаются как расходы, так и потери.
Стандартом бухгалтерского учета № 21“Финансовая отчетность банков” даются определения процентных и непроцентныхрасходов. Расход в виде вознаграждения (интереса) – расход, связанный спривлечением ресурсов по депозитам и т. д. Операционный и прочий расход – расход,не связанный с привлечением ресурсов, например, от дилинговых операций,комиссионные расходы и т.д. Расход в виде вознаграждения (интереса) признаетсяв тех случаях, когда в соответствии со сделкой у банка возникают расходы запользование деньгами контрагента.
Напрямую зависимость предприятия отвеличины доходов и расходов выражается в финансовом результате деятельностипредприятия, который может выражаться в форме прибыли (превышения доходов надрасходами) или в форме убытка (превышения расходов над доходами).
Прибыль – есть конечный финансовыйрезультат деятельности банка. Ее детальное рассмотрение позволяет более точнооценить значение и влияние на деятельность банка.
Экономисты обычноопределяют прибыль в терминах благосостояния (well-offness),т. е. как степень улучшения благосостояния банка за отчетный период времени.Хотя в данном определении говорится об индивидуальном доходе, понятие прибыликак прироста благосостояния применимо к любому хозяйствующему субъекту.
Наряду с понятиембалансовой прибыли (балансового убытка) применяют определения: чистая прибыль,использованная прибыль, изъятая прибыль, нераспределенная прибыль и непокрытыйубыток.
Под чистой прибылью банкапонимают часть балансовой (полной) прибыли, оставшейся в его распоряжении послеуплаты налогов на прибыль в бюджет и отчислений на использованную прибыль.
Использованная прибыль –расходы банка из прибыли на расширенное воспроизводство производственныхосновных средств и объектов социальной сферы, социальные нужды и материальныепоощрения сотрудников банка, благотворительные и иные цели.
Изъятая прибыль – суммаденежных средств, стоимость иного имущества, полученная собственником илиучастниками акционерного общества за отчетный период в счет прибыли банка.
Нераспределенная прибыль– это часть чистой прибыли, нераспределенная между акционерами банка инаправленная на накопление его имущества.
Непокрытый убыток – суммабалансового убытка отчетного года, не покрытая резервным капиталом и резервнымифондами, а также повышение суммы балансового убытка над величиной накопленнойранее нераспределенной прибыли.
Итак, прибыль – важнейшийпоказатель эффективности работы банка, источник его жизнедеятельности. Ростприбыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности банка,осуществления расширенного воспроизводства и удовлетворения растущих социальныхи материальных потребностей банка. За счет прибыли выполняются им обязательстваперед бюджетом, другими банками и клиентами. Поэтому анализ прибыли долженохватывать как факторы ее формирования, так и распределения.
Получение прибыли является одной изосновных целей функционирования коммерческих банков, поскольку решениебольшинства важнейших задач, стоящих перед ними, таких, как наращиваниевеличины собственного капитала, пополнение резервных фондов, финансированиекапитальных вложений, поддержание созданного имиджа, других жизненно важныхусловий функционирования и развития, а также увеличение размера выплачиваемыхдивидендов, требует постоянного притока денежных средств, одним из основныхисточников которых является прибыль. 1.2Показатели доходности и прибыльности коммерческого банка
Эффективность банковской деятельностизависит от его способности приносить прибыль, чистый доход. Для оценки способностибанка приносить чистый доход используют кроме анализа системы абсолютныхпоказателей доходности, анализ системы относительных показателей доходности(рентабельности).
Вертикальный анализ отчета о доходах ирасходах позволяет оценить динамику удельного веса каждого из основныхэлементов совокупного дохода банка.
Абсолютные показатели доходности можноотнести к показателям экономического эффекта. Эффективность банковскойдеятельности измеряется путем сопоставления банковских результатов (эффекта) сзатратами или примененными ресурсами. Сопоставляя полученный эффект (доход) савансированными или потребленными ресурсами (затратами), можно определить рядпоказателей эффективности банковской деятельности. В качестве разновидностипоказателей эффективности деятельности банка можно рассматривать относительныепоказатели доходности (рентабельности).
Показатели рентабельности характеризуютэффективность банковской деятельности в целом, доходность различных направленийдеятельности (операционной, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Ониболее полно, чем чистый доход (прибыль) отражают окончательные результатыбанковской деятельности. Экономический смысл показателей рентабельностизаключается в определении, сколько денежных единиц чистого дохода (прибыли) приходитсяна денежную единицу: капитала; выручки; себестоимости.
Доходность – прибыльность банкахарактеризуется не только абсолютной величиной прибыли, но и относительнымипоказателями рентабельности его деятельности, использования капитала, кредитныхресурсов и его активов.
Обобщающим показателемрезультативности деятельности коммерческого банка является показательрентабельности капитала (Рк), определяемый отношением прибыли (П) ккапиталу банка (К) по формуле:
/>                                          (1),
Наряду с этим определяют прибыльностьуставного фонда (Руф), как отношение прибыли банка (п) к суммеуставного фонда банка (УФ) по формуле:
/>                                        (2),
Показательприбыльности уставного фонда отображает эффективность использования банкомуставного фонда. Дает информацию акционерам и учредителям банка обэффективности использования вложенных ими средств.
Рентабельностьвсех активов (Ра), определяется отношением прибыли (П) к активам банка (А) поформуле:
/>                                                    (3),

Этипоказатели отражают внутреннюю политику банка, профессионализм его персонала вподдерживании оптимальной структуры активов и пассивов с точки зрения доходов ирасходов.
Показателихарактеризуют способность банка обеспечить наибольшую отдачу активов, ихприбыльность, на которую, в свою очередь, влияет доходность активов, ивозможности банка минимизировать расходы и тем самым максимизировать долюприбыли в доходах.
Показательобщей рентабельности деятельности коммерческого банка (Роб) определяетсяотношением чистой прибыли банка (Чп) к сумме расходов банка (РБ) по формуле:
/>                                                   (4),
Такжев практике банковского дела используются следующие относительные показателидоходности:
Показательпроцентной доходности:
/>                                                    (5),
Показательнепроцентной доходности:
/>                                                   (6),
Отношениеоперационных расходов к операционным доходам:
/>                                                      (7),

Такимобразом, в результате исследования сущности прибыли банка и ее составляющихможно сделать несколько обобщающих выводов.
Прибыльбанка – это финансовый результат деятельности банка в виде превышения доходовнад расходами. Доходы и расходы являются лишь элементами конечного финансовогорезультата банка – прибыли. Совокупный (валовой) доход представляет собойсовокупность процентных и непроцентных доходов. Процентные доходы – этоначисленные и полученные проценты по ссудам, депозитам и ценным бумагам в тенгеи иностранной валюте. Непроцентные доходы – это доходы от инвестиционнойдеятельности; валютных операций; полученных комиссий и штрафов и прочие доходы.Совокупные (валовые) расходы – это затраты денежных средств банка на выполнениеопераций и обеспечение функционирования банка. Процентные расходы – начисленныеи уплаченные проценты в тенге и иностранной валюте. Непроцентные расходы – эторасходы операционные и расходы по обеспечению функционирования банка, а такжепрочие расходы (штрафы, пени, неустойки, комиссии прошлых лет).
Такжебыли рассмотрены основные показатели рентабельности и прибыльности банковскойдеятельности. Данные показатели характеризуют эффективность финансовогосостояния банка.
/>/>/>Глава 2 Анализ доходности иприбыльности коммерческого банка на примере АО «КазкоммерцБанк» 2.1 Оценка абсолютных показателей доходности(прибыли)
Анализируемыйкоммерческий банк АО «Казкоммерцбанк» осуществляет свою деятельность на территорииРеспублики Казахстан. АО«Казкоммерцбанк» в настоящее время является крупнейшим частным финансовым институтом Казахстанапо размеру активов, ссудного портфеля и прибыли.
Основнойдеятельностью Банка традиционно является прием депозитов и предоставление ссуди кредитов в тенге и иностранной валюте. Банк также предлагает широкий спектруслуг по обслуживанию текущих счетов клиентов, таких как платежи, дебетные икредитные карточки, инкассация, а также розничный банкинг.
Финансоваяотчетность акционерного общества «Казкоммерцбанк» составляется в соответствии сЗаконом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от28.02.2007 года, Законом Республики Казахстан «Об акционерных обществах»,Уставом и Учетной политикой АО, Международными стандартами финансовойотчетности, Налоговым Кодексом Республики Казахстан от 31 декабря 2006 года,положениями и инструкциями Национального Банка Республики Казахстан и АгентстваРеспублики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовыхорганизаций и другими нормативно-правовыми актами.
Эффективностьдеятельности предприятия зависит от его способности приносить прибыль, чистыйдоход. Для оценки способности АО «Казкоммерцбанк» приносить чистый доходпроведем анализ системы абсолютных показателей доходности.
Абсолютными показателямидоходности АО «Казкоммерцбанк» являются следующие:
1. Чистый процентныйдоход
2. Чистый непроцентныйдоход
3. Операционные доходы ирасходы
4. Доля в доходезависимых компаний
5. Расходы поформированию резервов
6. Прибыль доналогообложения
7. Расходы по налогу наприбыль
8. Чистая прибыль
9. Прибыль на акцию
Рассмотрим подробнеединамику изменения данных абсолютных показателей доходности. Данные для анализавзяты из финансового отчета АО «Казкоммерцбанк»за 2006 год [13]. Результатыдеятельности АО «Казкоммерцбанк» за 2006 год и по сравнению с 2005 годомпредставлены в таблице 1.
Таблица 1 — Результаты деятельностиАО «Казкоммерцбанк» за 2006 год и по сравнению с 2005 годом (млн.тенге)Показатель 2006 2005 Изменение, % Чистый процентный доход 31248 22719 37,5 Чистый непроцентный доход 28967 14567 98,9 Операционные доходы 60215 37286 61,5 Операционные расходы -18039 -13368 34,9 Формирование страховых резервов и резервов на обесценение по прочим операциям -283 -880 -56,5 Формирование резервов по гарантиям и прочим внебалансовым обязательствам -1548 -1059 46,2 Доля в доходе зависимых компаний 1130 174 549,4 Прибыль до налогообложения 41375 22153 86,8 Налог на прибыль -11789 -2338 404,2 Чистая прибыль, относящаяся к: 29586 19815 49,3 Акционерам материнской компании 27810 18392 51,2 Доле меньшинства 1776 1423 24,8

Согласно таблице 1, видно, что за2006 год получена прибыль, относящаяся к акционерам материнской компании, всумме 27,810 млн тенге, что на 51,2 % выше уровня 2005 года. Высокий уровеньприбыли по сравнению с прошлым годом, прежде всего, обусловлен ростом в 2006году объема чистых процентных доходов и объема чистых непроцентных доходов,рост на 37,5 и 98,9 % соответственно по сравнению с 2005 годом.
Далее рассмотрим изменение всехпоказателей, повлиявших на изменение чистой прибыли.
1. Чистый процентный доход (расход)(таблица 2).
Процентные доходы и расходыотражаются в финансовой отчетности АО «Казкоммерцбанк» по принципу начисления ирассчитываются по методу эффективной процентной ставки. Метод эффективнойпроцентной ставки – это метод, который заключается в исчисленииамортизированной стоимости финансового актива или финансового обязательства(или группы финансовых активов / группы финансовых обязательств), а такжеотнесения процентного дохода или процентного расхода к соответствующемупериоду. Эффективная процентная ставка—это процентная ставка, с помощью которойожидаемые будущие выплаты или поступления денежных средств приводятся к чистойтекущей стоимости финансового актива или финансового обязательства. При этомдисконтирование производится на период предполагаемого срока жизни финансовогоинструмента или, если это применимо, на более короткий период. Если финансовыйактив или группа однородных финансовых активов были списаны (частично списаны)в результате обесценения, процентный доход определяется с учетом процентнойставки, используемой для дисконтирования будущих денежных потоков для целейисчисления убытков от обесценения. Процентные доходы также включают в себяпроцентные доходы от вложений в ценные бумаги.

Таблица2 – Динамика изменения чистого процентного дохода, млн.тенгеПоказатель 2006 2005 Процентный доход
Проценты по ссудам, предоставленным клиентам и обратному РЕПО:
— по ссудам 129117 75648 — по обратному РЕПО 1351 608 Проценты по долговым ценным бумагам 7183 4087
Проценты по ссудам и средствам, предоставленным банкам и обратному РЕПО:
— по ссудам и средствам, предоставленным банкам 6532 3923 — по обратному РЕПО 462 38 Амортизация дисконта по ссудам 2605 2103 Итого процентные доходы 147250 86407 Процентный расход Проценты по выпущенным долговым ценным бумагам 36610 22136
Проценты по средствам клиентов и РЕПО:
— по средствам клиентов 20034 11649 — по РЕПО 98 40
Проценты по ссудам и средствам банков и РЕПО:
— по ссудам и средствам банков 19514 10475 — по РЕПО 1773 97 Дивиденды 636 669 Проценты по программе секьюритизации 3744 Прочие процентные расходы 706 789 Итого процентные расходы 83115 45855 Чистый процентный доход до формирования резервов на обесценение активов, по которым начисляются проценты 64135 40552
Такимобразом, согласно таблице 2, чистый процентный доход в 2006 году составил31,248 млн тенге и вырос на 37,5 %по сравнению с 2005 годом. Данное увеличениестало возможным за счет роста средних объемов активов Банка, приносящихпроцентный доход на 70,4 %, и роста их стоимости с 11,73 до 11,82 %.
Нарисунках 1 и 2 проанализируем показатели чистой процентной маржи.

/>
/>

/>/>
Рисунок1
/>/> />
Рисунок2
Согласноданным рисунков, показатель чистой процентной маржи после формирования резервовна обесценение процентных активов к средним процентным активам несколькоснизился — с 3,1 % в 2005 году до 2,5 %в 2006 году, Такое снижение обусловленоглавным образом ростом средней стоимости процентных обязательств с 6,71 % за2005 год до 6,87 %за 2006 год.
Чистыйпроцентный доход до формирования резервов на обесценение процентных активовувеличился на 58,2 %, до 64,135 млн тенге по сравнению с 40,552 млн тенге в 2005году. Показатель чистой процентной маржи до формирования резервов к среднимпроцентным активам снизился с 5,5 %в 2005 году до 5,1 %в 2006 году.
Таблица3 – Процентные доходы и средняя доходность по активамПоказатели Доходы, млн.тенге 2006 2005
Изме-нение,
% Проценты по займам, предоставленным клиентам 130468 76256 71,1 Проценты по соглашениям обратного РЕПО 1351 608 1222 Проценты по займам, предоставленным клиентам 129117 75648 707 Проценты по займам, предоставленным банкам: 6994 3961 766 — проценты по займам, предоставленным банкам; 6532 3923 665 — по соглашениям обратного РЕПО 462 38 11158 Проценты по торговым ценным бумагам 7183 4087 758 Амортизация дисконта по займам 2605 2103 239 Итого процентных доходов 147250 86407 704
Согласнотаблице 3, процентный доход за 2005 год увеличился на 70,4 %, или на 60,843 млнтенге, и составил 147,250 млн тенге против 86,407 млн тенге за 2005 год. Данноеувеличение связано с ростом средних процентных активов на 70,4 % и небольшимростом их стоимости — с 11,73 % за 2005 год до 11,82 %за 2006 год. Так, среднийобъем процентных активов за 2006 год составил 1,246 млрд тенге в сравнении с731 млрд тенге за 2005 год.
Основнойрост произошел за счет процентного дохода по займам, предоставленным клиентам,несмотря на то, что его доля в структуре процентного дохода осталась на уровнепрошлого года и составила 88,6 % (в сравнении с 88,3 %в 2005 году). Ростпроцентных доходов по ссудам, предоставленным клиентам, на 71,1 % обусловлензначительным увеличением среднего объема ссуд, выданных клиентам (брутто), с580 млрд тенге за 2005 год до 1,015 млрд тенге, за 2006 год. Рост среднегообъема ссуд клиентам (брутто) составил 435 млрд тенге или 75 %. В структуресредних процентных активов основную часть продолжают занимать ссуды клиентам,их доля за 2006 год составила 77,5 % в сравнении с 74,9 % в 2005 году.
Процентныедоходы по займам клиентам, предоставленным по соглашениям обратного РЕПО в структурепроцентного дохода по займам, предоставленным клиентам, занимают незначительнуюдолю (1,0 и 0,8 % за 2006 и 2005 годы соответственно).
Ростпроцентных доходов по займам, предоставленным банкам, составил 76,6 %—c 3,961млн тенге в 2005 году до 6,994 млн тенге в 2006 году.
Егодоля в структуре процентного дохода не изменилась и составила 4,7 % (всравнении с 4,6 % в 2005 году). Рост на 3,033 млн тенге (в 1,8 раза) произошелв связи с ростом средних процентных ставок с 4,11 % за 2005 год до 5,75 % за 2006год и увеличением среднего объема ссуд, предоставленных банкам (брутто), на 17,8млрд тенге, или на 19 % в сравнении с 2005 годом.
Среднийобъем ссуд, предоставленных банкам (брутто), за 2006 год составил 111,3 млрдтенге по сравнению с 93,5 млрд тенге за 2005 год. Доля процентных доходов позаймам, предоставленным банкам по соглашениям обратного РЕПО в структурепроцентного дохода по займам, предоставленным банкам, выросла с 1 % в 2005 годудо 6,6 % за 2006 год.
Процентныйдоход по торговым ценным бумагам за 2006 год увеличился до 7,183 млн тенге с4,087 млн тенге за 2005 год. Рост обусловлен увеличением среднего объемапортфеля ценных бумаг за 2006 год на 75,1 млрд тенге (в 1,9 раза)в сравнении с2005 годом. Это увеличение произошло, несмотря на падение средних процентныхставок с 5,92 % в 2005 году до 5,80 % в 2006 году. Доля процентных доходов поторговым ценным бумагам за 2006 год в структуре процентного дохода почти неизменилась и составила 4,9 % (в сравнении с 4,7 % в 2005 году).
Втаблице 4 представлены данные по процентным расходам АО «Казкоммерцбанка» запериод 2005-2006 года.

Таблица4 – Процентные расходы и средняя стоимость обязательств, млн.тенгеПоказатели Доходы, млн.тенге 2006 2005 Изме-нение,% Процентные расходы по выпущенным долговым ценным бумагам 36610 22136 65,4 Проценты по займам и средствам банков и по соглашениям прямого РЕПО 21287 10572 101,4 Проценты по займам и средствам банков 19514 10475 86,3 Проценты по соглашениям прямого РЕПО 1773 97 1727,8 Процентные расходы по счетам клиентов 20132 11689 72,2 Процентные расходы по счетам клиентов 20034 11649 72,0 По соглашениям прямого РЕПО 98 40 145,0 Процентные расходы по прочим привлеченным средствам 4450 789 464 Дивиденды по привилегированным акциям 636 669 -4,9 Итого процентных доходов 83115 45855 81,3
Процентныерасходы за 2006 год увеличились на 81,3 % по сравнению с 2005 годом, или на37,3 млрд тенге. Данное увеличение связано с ростом средних объемов процентныхобязательств Банка на 78,4 % по сравнению с прошлым годом, а также с ростом ихстоимости c 6,71 % за 2005 год до 6,87 % за 2006 год. Так, средний объемпроцентных обязательств Банка за 2006 год составил 1,201 млрд тенге в сравнениис 673 млрд тенге за 2005 год.
Вструктуре средних процентных обязательств наибольшую долю составляют долговыеценные бумаги, выпущенные в обращение. Их доля в средних процентныхобязательствах в 2006 году уменьшилась до 34,4 % по сравнению с 36 % в 2005году. Удельный вес счетов клиентов в 2006 году снизился до 31,7 % по сравнениюс 34,5 % в 2005 году. Соответственно изменению структуры среднего объемапроцентных обязательств изменилась структура процентных расходов. Доляпроцентных расходов по выпущенным долговым ценным бумагам в общем объемепроцентных расходов за 2006 год составляет 44 % против 48,3 % за 2005 год; доляпроцентных расходов по счетам клиентов составляет 24,2 % против 25,5 % в 2005году.
Процентныерасходы по выпущенным долговым ценным бумагам за 2006 год составляютзначительную долю (44 %). Они увеличились на 14,5 млрд тенге, или на 65,4 % посравнению с 2005 годом. Рост произошел в основном в результате новых выпусковевронот в ноябре 2005 года в размере 500 млн долларов США по ставке купона 8 %,в феврале 2006 года 3-летних еврооблигаций в экзотической валюте (сингапурскиедоллары) в объеме 100 млн синг.долларов со ставкой купона 4,25 %, в марте 2006года еврооблигаций в евро на сумму 300 млн евро по ставке 5,125 % сроком на 5лет, в ноябре 2006 года на сумму 500 млн долларов США со ставкой 7,5 % срокомна 10 лет. Средний объем выпущенных долговых ценных бумаг за 2006 год вырос на170,5 млрд тенге, или на 70,3 %, по сравнению со средним объемом за 2005 год.
Несмотряна снижение доли процентных расходов по счетам клиентов за 2006 год, суммарасходов увеличилась на 72,2 % (на 8,4 млрд тенге) и составила 20,132 млнтенге, по сравнению с 11,689 млн тенге за 2005 год.
Увеличениеобусловлено ростом среднего объема счетов клиентов за 2006 год на 63,7 % всравнении со средним объемом за 2005 год и увеличением средней стоимости данныхобязательств с 4,46 % за 2005 год до 4,75 % за 2006 год.
За2006 год процентные расходы по займам и средствам банков возросли в 2 раза исоставили 21,287 млн тенге в сравнении с 10,572 млн тенге за 2005 год. Этообъясняется увеличением в течение 2006 года среднего объема заимствований обанков и финансовых институтов на 87,8 % (или на 163,5 млрд тенге) в сравнениисо средними объемами за 2005 год, при одновременном увеличении среднихпроцентных ставок с 5,71 %за 2005 год до 6,24 % за 2006 год.
Процентныерасходы по прочим привлеченным средствам выросли за 2006 год в 5,6 раза исоставили 4,450 млн тенге по сравнению с 789 млн тенге за 2005 год. Этообусловлено, прежде всего, выплатой процентов по секьюритизированнымоблигациям, выпущенным Банком в размере 300 млн долларов США в декабре 2005года, в размере 200 млн долларов США в июне 2006 года, а также ростом среднегообъема прочих привлеченных средств за 2006 год в 4,7 раза в сравнении с 2005годом.
Втаблице 5 представлена информация о расходах на резервы на обесценениепроцентных активов.
Таблица5 – Расходы на резервы на обесценение процентных активов, млн.тенгеПоказатель 2006 2005
Изменение,
% Ассигнования в резервы на потери по ссудам клиентам 33277 17121 94,4 Ассигнование в резервы на потери по ссудам банкам -390 712 -154,8 Всего 32887 17833 84,4 Показатели качества кредитов Ассигнования в резервы на потери по ссудам клиентам на средний объем ссуд клиентам (брутто) 3,3% 2,95% Ассигнования в резервы на обесценение процентных активов (операционный доход до формирования резервов на обесценение) 35,3 32,4
Такимобразом, согласно таблице 5, в 2006 году ассигнования в резервы на обесценениепроцентных активов составили 32,887 млн тенге против 17,833 млн тенге в 2005году (рост — 84,4 %).
За2006 год расходы на формирование резервов на возможные потери по ссудамклиентам составили 33,277 млн тенге в сравнении с 17,121 млн тенге за 2005 год.Рост на 94,4 % обусловлен в первую очередь значительным увеличением объемассудного пор феля (брутто)—по состоянию на 31 декабря 2006 года в 2,2 раза (илина 945,8 млрд тенге)в сравнении с объемом по состоянию на 31 декабря 2005 года.
Несмотряна рост объемов ссуд, выданных клиентам, эффективная ставка резервированияснизилась до 4,3 % по состоянию на 31 декабря 2006 года по сравнению с 5,5 %наконец 2005 года. Это обусловлено улучшением общего экономического положения вКазахстане, а также общим улучшением качества ссудного портфеля АО«Казкоммерцбанка».
Среднийобъем сформированных резервов на возможные потери по ссудам клиентам за 2006год составил 50,192 млн тенге в сравнении с 32,840 млн тенге в течение 2005года. Рост на 17,352 млрд тенге, или на 52,8 %, произошел за счет увеличениясредних объемов действующих ссуд на 436,9 млрд тенге, или на 78 %. Долясреднего объема просроченных ссуд в общем среднем объеме ссудного портфеля за2006 год составила 1,8 %против 3,5 % в 2005 году.
За2006 год восстановление резервов на потери по ссудам, предоставленным банкам,составило 390 млн тенге в сравнении с начислением расходов в сумме 712 млнтенге за 2005 год. Это стало возможным в связи с тем, что в учетной политикеБанка произошли некоторые изменения по начислению провизий по ссудам,предоставленным банкам — членам ОЭСР. В 2005 году на данные ссуды начислялось 2% провизий, в 2006 году — ноль.
Далеерассмотрим чистые непроцентные доходы (таблица 6).

Таблица6 – Чистые непроцентные доходы АО «Казкоммерцбанк» за период 2005-2006 года(млн.тенге)
/>/>
Такимобразом, по данным таблицы 6 видно, что чистые непроцентные доходы за 2006 годсоставили 28,967 млн тенге и возросли на 98,9 %, с 14,567 млн.тенге за 2005 год.Основной составляющей чистых непроцентных доходов продолжают оставаться чистыекомиссионные доходы. Их доля в 2006 году составила 54,8 % в сравнении с 64,6 %в2005 году. Увеличилась доля доходов от финансовых активов по справедливойстоимости через прибыли и убытки, с 5,8 % за 2005 год до 15,7 %за 2006 год. Долядоходов от операций с иностранной валютой, ценными бумагами и драгоценнымиметаллами также увеличилась — с 10,9 % за 2005 год до 18,7 % в 2006 году.
Комиссионныедоходы увеличились на 64,1 %, с 10,684 млн тенге в 2005 году до 17,537 млнтенге в 2006 году. Это увеличение произошло в результате расширения спектрабанковских продуктов и увеличения общего объема операций АО «Казкоммерцбанк».Кроме того, на увеличении комиссий в 2006 году сказались результаты работыПенсионного фонда и Компании по управлению пенсионными активами за счетвзимаемых ими комиссионных взносов. Структура комиссионных доходов по сравнениюс 2005 годом не изменилась, по-прежнему основная сумма комиссий получена зарасчетное обслуживание клиентов и за проведение кассовых и документарныхопераций, их доля составила 58,8 % в 2006 году в сравнении 69,2 % в 2005 году.Также в 2006 году выросли комиссии от операций с пластиковыми картами на 54 %всравнении с 2005 годом, что связано с дальнейшим развитием карточного бизнеса.
Комиссииза проведение операций с валютой и ценными бумагами увеличились на 86,8 %, илив 1,9 раза, в сравнении с 2005 годом. Рост вызван увеличением объема операций сбезналичной валютой.
Прочиекомиссии Казкоммерцбанка увеличились в 4,5 раза, с 592 млн тенге в 2005 году до2,678 млн тенге в 2006 году. Такой рост обусловлен получением доходов дочернейкомпанией «АО Грантум НПФ» в виде комиссионных вознаграждений от пенсионныхактивов —879 млн тенге и инвестиционного дохода —292 млн тенге в 2006 году. Атакже был получен доход Москоммерцбанком от организации синдицированногокредитования, который составил 907 млн тенге.
Комиссионныерасходы увеличились на 31,8 % — с 1,269 млн тенге в 2005 году до 1,672 млнтенге в 2006 году. Наибольшую долю (41,4 %, или 692 млн тенге) в общей суммекомиссий уплаченных составляют комиссии по обслуживанию банковских карточек,которые по сравнению с 2005 годом возросли на 47,9 % за счет увеличения объемаопераций по банковским карточкам. Кроме того,28,3 % от общих комиссионныхрасходов составляют расходы по страховой деятельности, которые по сравнению с2005 годом возросли на 28,8 %, что связано с требованиями страховойдеятельности по дополнительным издержкам. Прочие уплаченные комиссииуменьшились на 1,4 %, с 141 млн тенге в 2006 году до 139 млн тенге в 2005 году,основную долю которых составляет оплата рейтинговых услуг (92,5 %).
Чистаяприбыль от финансовых активов по справедливой стоимости через прибыли и убыткиувеличилась в 5,4 раза, с 849 млн тенге в 2005 году до 4,545 млн тенге в 2006году.
Данныйрост произошел по операциям с производными финансовыми инструментами виностранной валюте. В первом квартале 2006 года Банк осуществил заимствования вевро и сингапурских долларах. В результате значительного укрепления евро исингапурского доллара в течение 2006 года образовался значительный объем доходаот переоценки этих производных финансовых инструментов.
За2006 год чистая прибыль по операциям с иностранной валютой, ценными бумагами идрагоценными металлами увеличилась в 3,4 раза — с 1,591 млн тенге в 2005 годудо 5,403 млн тенге в 2006 году. В чистом доходе от дилинговых операций долядохода от операций с иностранной валютой составляет 99 %, или 4392 млн тенге из4435 млн тенге. Дилинговый доход от операций с иностранной валютой вырос в 2,2 раза,или увеличился с 2019 млн тенге до 4392 млн тенге. Рост объема этих доходов в2006 году по сравнению с 2005 годом объясняется увеличением объема дилинговыхопераций в 3,9 раза.
В 2006году Банк получил дивиденды по акциям торгового портфеля ценных бумаг на сумму83 млн тенге (акции Казахтелекома, Казцинка, УКТМК), по сравнению с 10 млнтенге в 2005 году (акции Казахмыса).
Чистаяприбыль от выбытия инвестиций, имеющихся в наличии для продажи, возросла в 2,4раза, с 12 млн тенге в 2005 году до 29 млн тенге в 2006 году.
Рассмотримпрочие доходы банка. Прочие доходы отражаются в консолидированном отчете оприбылях и убытках по завершении соответствующих сделок. В 2006 году Банкполучил прочие доходы на сумму 3,042 млн тенге, против 2,690 млн тенге в 2005 году,рост составил 13,1 %. Страховые премии АО «Казкоммерц Полис» являются основнойстатьей прочих доходов, несмотря на то что их доля в прочих доходах снизилась исоставила в 2006 году 80,6 % в сравнении с 89 % в 2005 году.
Страховыепремии увеличились с 2,394 млн тенге в 2005 году до 2,451 млн тенге в 2006 году(рост на 2,4 %), что является результатом продолжающегося развития страховогорынка Казахстана.
Таблица6 – Прочие доходы АО «Казкоммерцбанк» за период 2005-2006 года (млн.тенге)Показатели 2006 2005 Страховые премии 2451 2394 Штрафы и пени полученные 89 109 Доходы от продажи основных средств и нематериальных активов 28 28 Прочее 474 159 Итого прочие доходы 3043 2690
Банк продолжает быстроразвиваться и совершенствовать свою деятельность в соответствии смеждународными стандартами, что требует значительных вложений в развитиефилиальной сети, штат, информационные системы, в развитие и внедрение новыхбанковских продуктов.
Операционные расходыБанка выросли на 34,9 % в 2006 году по сравнению с 2005 годом (с 13,368 млнтенге до 18,039 млн тенге соответственно). Однако в результате опережающегороста операционных доходов коэффициент операционных расходов к операционнымдоходам после начисления резервов на возможные потери по ссудам в 2006 году уменьшилсядо 30,0 % в сравнении с 35,9 % в 2005 году (рисунок 3).

/>Рисунок 3 – Эффективность операционныхрасходов
При этом процентная доляоперационных расходов от средних активов сократилась с 1,7 % до 1,3 %соответственно за анализируемые периоды. Основной частью операционных расходовБанка являются расходы на персонал Банка, которые в 2006 году составили 50,7 %от общих операционных расходов по сравнению с 48,8 % в 2005 году. Увеличениеобусловлено ростом численности (+40 % к прошлому году, в основном за счетрасширения филиальной сети) и повышением размеров должностных окладовсотрудников в соответствии с рыночной конъюнктурой. В 2006 году амортизационныеотчисления увеличились на 17,2 % и составили 1,833 млн тенге при 1,564 млнтенге в 2005 году. Данное увеличение связано с инвестициями Банка в сетьобслуживания клиентов. Так, объем средних основных и нематериальных активов в2005 году увеличился на 49,3 % по сравнению с объемами за 2004 год.
Текущие расходы насодержание основных средств, которые включают расходы на содержание и ремонтсобственных и арендованных зданий, мебели, компьютерной и прочей техники, наподдержку программного обеспечения, расходы на страхование имущества, аренду иохрану помещений, в 2006 году составили 2,183 млн тенге при 1,475 млн тенге в2005 году, увеличившись на 48 %. Налоги и сборы, уплаченные Банком за 2006 год,больше прошлого года на 33,8 %. В общей сумме данных расходов 52,5 % — налог надобавленную стоимость, 33 %—взносы в Казахстанский фонд гарантирования(страхования) вкладов и 14,5 %— прочие налоги и сборы. Расходы на рекламувыросли на 76,8 %, с 587 млн тенге в 2005 году до 1,038 млн тенге в 2006 году,в связи с активной рекламной кампанией по про- движению банковских продуктов втечение года. Увеличение операций на рынке капитала, а также региональноеразвитие вызвали рост коммуникационных, командировочных расходов на 28,2 % посравнению с предыдущим годом.
Такимобразом, в данном пункте был проведен анализ динамики абсолютных показателейдоходности банка. В целом по банку за истекший период 2005-2006 годанаблюдается значительный рост всех абсолютных показателей, но тем не менее,темп роста доходов превышает темп роста расходов банка, что характеризует банккак доходное предприятие.2.2Анализ показателей рентабельности банка
Дляпроведения анализа относительных показателей прибыльности и рентабельностиКазкоммерцбанка необходимо привести основные балансовые показатели за период2004-2005 года в табличной форме. (Приложение 1)
На основании полученныхданных по итогам деятельности АФ АО Казкоммерцбанка, а также на основанииконсолидированных отчетов о прибылях и убытках за 2004, 2005 годы (Приложение2), можно будет провести анализ относительных показателей прибыльности ирентабельности.
Рентабельность капитала (ROA), определяемая отношением прибыли(ЧП) к капиталу банка (СК):
/> - в 2006 году
/> - в 2005 году.

Таким образом, рентабельностькапитала снизилась в 2006 году по отношению к 2005 году.
Прибыльность акционерного капитала(RAK), определяемая как отношение прибыли банка (п) к сумме акционерногокапитала банка:
/> - в 2006 году.
/> - в 2005 году.
Таким образом, прибыльностьакционерного капитала повысилась в 2006 году по отношению к 2005 году.
Для анализа качества поступленийможно использовать, так называемый коэффициент возврата (отдачи) на среднююстоимость активов. Рентабельность всех активов (ROA), определяется отношением чистой прибыли (ЧП) ксредним активам банка (СА). Данный показатель рассчитывается следующим образом:
/> — в 2006 году.
ROA = 2,6% — в 2005 году.
Этот показатель также снизился поотношению к 2005 году.
Эти показатели отражают внутреннююполитику банка, профессионализм его персонала в поддерживании оптимальнойструктуры активов и пассивов с точки зрения доходов и расходов.
Показатель общей (совокупной)рентабельности деятельности коммерческого банка определяется отношениемоперационных расходов к сумме операционных доходов банка:

Rs = 35,9% — в 2005 году.
Rs = 30% — в 2006 году.
Таким образом, в результатепроведенного анализа прибыльности и рентабельности АО «Казкоммерцбанка» можносделать вывод, о том, что этот банк имеет устойчивый рост прибыльностибанковской деятельности, что характеризуется повышением всех абсолютныхпоказателей доходности, но, тем не менее, относительные показателирентабельности активов, собственного капитала, акционерного капитала,операционной деятельности и т.д. снижаются в 2006 году
Следовательно, АО «Казкоммерцбанк»можно признать доходным, но не рентабельным, а тенденции роста его доходности –положительными. В следующей главе рассмотрим политику банка, направленную кувеличению банковской прибыли.
Глава 3 Политика увеличениябанковской прибыли АО «Казкоммерцбанк»
Впоследние годы наблюдается положительная динамика роста показателей доходностиактивов и собственного капитала в целом по банковской системе [14].
На 1октября 2006 года банками второго уровня был получен совокупный чистый доход вразмере 88,1 млрд. тенге, что по сравнению с началом 2003 года больше в 4,3раза (по состоянию на 1 октября 2005 года – 53,1 млрд. тенге). Совокупныйразмер доходов на ту же дату составил 613,0 млрд. тенге, увеличившись в 2,5раза по сравнению с суммой дохода на 1 января 2003 года (на 1 октября 2005 года– 334,6 млрд. тенге). Совокупный размер расходов за период с начала 2003 годапо сентябрь 2006 года вырос в 2,3 раза до 524,9 млрд. тенге (на 1 октября 2005года – 281,5 млрд. тенге ) (Таблица 7).
Следуетотметить, что за 9 месяцев 2006 года банками был получен чистый доход послеуплаты подоходного налога на 65,9% больше, чем за аналогичный период прошлогогода.
Таблица7 – Доходность банковского сектора
млрд.тенге
/>
Источник: АФН

Вструктуре совокупного размера доходов наибольшую долю занимают доходы, связанныес получением вознаграждения. Так, на 1 октября 2006 года доля доходов,связанных с получением вознаграждения, составила 69,0%, увеличившись с 41,6% посостоянию на 1 января 2003 года, что говорит о росте зависимости доходов банковвторого уровня от процентных доходов.
Вструктуре процентных доходов наибольшую долю занимают доходы, связанные сполучением вознаграждения по займам, предоставленным клиентам (83,32% или 117,4млрд. тенге), а в структуре процентных расходов — расходы, связанные с выплатойвознаграждения по требованиям клиентов (70,38% или42,8 млрд. тенге).
Впериод с начала 2005 года произошло увеличение коэффициентов доходности банковского сектора. Так по состоянию на 1 октября текущегогода, отношение чистого дохода до уплаты подоходного налога ксовокупным активам (ROA) рассчитанное в годовом выражении, составило 2,3% (по состоянию на 01.01.2005 г. – 1,8%),отношение чистого дохода до уплаты подоходного налога ксобственному капиталу (ROE) – 23,9% (по состояниюна 01.01.2005 г.-16,9%). При рассмотрении доходности банков важно учитыватьспрэд процентных ставок, как один изфакторов, влияющих на доход банков второго уровня (Таблица 7).

Таблица7 – Спрэд вознаграждения по выданным кредитам и выплаченным депозитам (в %)[15]
/>
*свободно-конвертируемая валюта
Источник:НБРК
Пооперациям с физическими лицами (депозитные и кредитные операции) в среднем за2001-2006 гг. разрыв по инструментам в тенге составил 10,5%, в СКВ -9,6%. Понебанковским юридическим лицам — 9,8% в тенге и 7,1% в СКВ соответственно.
Вцелом динамика спрэда процентных ставок по операциям в национальной валюте,оказываемых небанковским юридическим лицам, имеет тенденцию снижения, а пофизическим лицам – тенденцию роста (Рисунок 4). Необходимо отметить, что ростспрэда по операциям с физическими лицами начинается с 2003 года и продолжаетсяв течение 2006 года, что скорее отражает увеличение роли банковских продуктов сболее высоким уровнем риска, а также адекватное восприятие и отражение их вцене услуг. Спрэд по операциям с небанковскими лицами, наоборот, с 2003 годаначинает снижаться и поддерживает данную тенденцию в течение 2006 года

/>
Рисунок4 – Спрэд между ставками вознаграждения по кредитам и депозитам (в % внациональной валюте)
Источник:АФН
Тенденцияснижения СПРЭДА доходности свидетельствует об усилении конкуренции в банковскомсекторе. Снижение отношения операционных расходов к нераспределенному доходуговорит о повышении эффективности управления данной статьей расходов банков.Несмотря на фактический рост доходов, связанных с получением вознаграждения, с46,1 млрд. тенге за 2000 год до прогнозных 563,3 млрд. тенге на 2006 год, спрэддоходности имеет устойчивую тенденцию к снижению (Таблица 8). Это связано вбольшей мере со снижением ставок вознаграждения по выданным займам. Банкистраны все активнее кредитуют население, предлагают новые продукты итехнологии. Все это происходит на фоне увеличивающейся конкуренции не толькомежду банками на внутреннем, но и на внешнем финансовом рынке, а также сразвитием альтернативных источников финансирования.

Таблица8 — СПРЭД доходности [15]
млн.тенге
/>
Источник:АФН
Несмотряна снижение спрэда доходности, прибыльность банков увеличивается, об этомсвидетельствует рост ROE с 9,0 за 2000 год до прогнозных 23,9 на 2006 год. Набазе этого можно сделать вывод об оптимизации операционных расходов. Данныйвывод подтверждается отношением операционных расходов к нераспределенномудоходу (Таблица 9). Так, за 2000 год данное отношение составляло 18,1, а за 3квартала 2006 года – 6,0.
 
Таблица9 — Эффективность управления операционными расходами
млн.тенге
/>
 
Таким образом, согласно проведенномуисследованию, банковская прибыль коммерческих банков Казахстана характеризуетсядинамикой повышения как абсолютных показателей, так и относительных:рентабельность и эффективность деятельности.
Важным фактором роста рентабельностив нынешних условиях является работа банков по снижению себестоимости банковскихуслуг, а, следовательно, — росту дохода. Дело в том, что развитие банковскойдеятельности за счет экономии ресурсов намного дешевле, чем разработка новыхвидов банковских продуктов.
Снижение себестоимости должно статьглавным условием роста доходности и рентабельности банковской деятельности.
Поиск резервов для повышенияэффективности использования всех видов имеющихся ресурсов — одна из важнейшихзадач любого банка. Выявлять и практически использовать эти резервы можнотолько с помощью тщательного финансового экономического анализа. Существуютрезервы увеличения чистого дохода и рентабельности. К ним относятся: увеличениеобъема банковских услуг, снижение их удельной себестоимости и повышениекачества.
Казкоммерцбанк предоставляет самыеразные продукты и услуги преимущественно средним и крупным казахстанским имеждународным компаниям, осуществляющим свою деятельность в Казахстане, включаяторговое и проектное финансирование, финансирование инвестпроектов, управлениеактивами, а также краткосрочное кредитование и другие общие банковские услуги.В соответствии с политикой Банка по поддержанию высокого уровня ликвидности, онобычно предоставляет кредиты со средними сроками до 18 месяцев длякорпоративных клиентов, а также предоставляет долгосрочное финансирование взависимости от доступных в настоящее время ресурсов. Банк также организовываетсиндицированные кредиты с иностранными банками для своих основных корпоративныхклиентов в Казахстане и предоставляет финансирование крупным корпоративнымклиентам в России и Кыргызстане.
Кроме собственно банковских услуг,Казкоммерцбанк оказывает и прочие финансовые услуги. Являясь одним из основныхучастников рынка ценных бумаг и валютного рынка Казахстана, он предоставляеткомпаниям услуги управления денежными ресурсами, включая валютно-конверсионныеоперации, операции на денежных рынках, операции с ценными бумагами. Согласногенеральной Банковской лицензии, Банк имеет право проводить сделки (продажу,покупку и хранение) с ценными металлами, включая золото и серебро. С 2001 г.Банк предоставляет своим корпоративным и розничным клиентам трастовые услуги,преимущественно, доверительное управление денежными средствами и активами.
Стратегия Казкоммерцбанка включает всебя удерживание позиций лидирующего банка и провайдера финансовых услуг,увеличивая при этом доходность через управляемый рост и увеличеннуюоперационную эффективность. Для осуществления этой стратегии Банк намерен сосредоточитьсяна следующем:
1. Расширениебанковских услуг. Банк также будет фокусироваться на расширении спектра своих услуг. Банкнамерен расширить свою корпоративную клиентскую базу и улучшить качество своегоссудного портфеля. С целью диверсификации своего портфеля, Банк будетстремиться увеличивать кредитование предприятий малого и среднего бизнеса.
Также в качестве расширенныхбанковских услуг может выступить система интернет-банкинг, т.е. системапредоставления банковских услуг не в банковском офисе, при непосредственномконтакте клиента и банковского служащего, а на дому, на работе, в библиотеке,короче — везде, где это удобно клиенту. Иными словами, для нас это ещё одинканал доступа к своему банку и к своему счёту в этом банке. Но в отличие оттрадиционного канала доступа (банковское отделение) здесь нет очередей и вечнозагруженных кассиров, работают такие системы без выходных и 24 часа в сутки, выне привязаны к месту и, например, можете спокойно продолжать платитькоммунальные услуги, отдыхая при этом за рубежом.
По мере становления и демократизациисети Интернет для всё большего числа пользователей стало актуальным управлятьсвоими финансами при помощи Интернета, в результате чего появился и сталраспространяться интернет-банкинг.
В настоящее время услугиинтернет-банкинга предлагают почти все коммерческие банки Казахстан. Сравнитьнабор предоставляемых услуг можно по Приложению 3.
Система HomeBank Казкоммерцбанка –это система интернет-банкинга. Через систему HomeBank Казкоммерцбанка на начало 2006 годабыло совершено 15 тыс операций на сумму 28 млн тенге.
Из удобств данной системы можноотметить бесплатный доступ к системе HomeBank через VPDN-сеть Казкоммерцбанка.
2. Улучшениеинформационных систем управления и операционной эффективности. Банк работал над улучшениемоперационной эффективности путем организационной реструктуризации и инвестицийв человеческие ресурсы и информационные технологии. Банк намерен продолжитьвведение более передовых информационных систем.
3. Улучшение базыфондирования.
Банк намерен увеличить свою базуфондирования от рынков капитала, включая выпуски суборидинированного иосновного долга, программу секьюритизации активов, сотрудничество смногосторонними финансовыми организациями и иностранными экпортно-кредитнымиагентствами и путем увеличения своей рыночной доли по размеру депозитов откомпаний и, в частности, от розничных клиентов.
4. Выход на другиерынки финансовых услуг. Инфраструктура казахстанского рынка ценных бумаг, включаязаконодательную базу, все еще развивается. Для использования ожидаемыхвозможностей на этом рынке Банк предпринимает шаги для накопления дальнейшегоопыта и позиционирует себя, среди прочих вещей, через деятельность дочернихкомпаний АО «Казкоммерц Секьюритиз»и АО «Казкоммерц Полис»,которые предоставляют услуги по страхованию.
5. Контроль надфинансово-хозяйственной деятельностью. Система контроля зафинансово-хозяйственной деятельностью Казкоммерцбанка направлена на обеспечениедоверия инвесторов к банку и органам его управления. Основной целью такогоконтроля является защита капиталовложений акционеров и активов банка.
Ни одна система контроля зафинансово-хозяйственной деятельностью общества не может гарантироватьпредотвращения событий, ведущих к непредвиденным убыткам. Вместе с тем,создание в Банке эффективной системы внутреннего контроля снижает вероятностьтаких убытков. В этой связи, Банк должен обеспечить эффективноефункционирование системы внутреннего контроля за финансово-хозяйственнойдеятельностью Банка. Внутренний контроль за финансово-хозяйственнойдеятельностью Банка осуществляется службой внутреннего аудита – Департаментомаудита.
С целью получения независимого мненияо достоверности и объективности составления финансовой отчетности,Казкоммерцбанк проводит внешний аудит в соответствии с требованиямизаконодательства Республики Казахстан.
Итак, банк в условиях рынка в своемстремлении улучшить показатели эффективности деятельности обладает четырьмястепенями свободы:
-   установление цен,
-   формированиерасходной части,
-   формированиеобъемов банковских услуг,
-   выбор номенклатурыи ассортимента банковских услуг.
Но этими же степенями свободыобладают и все другие участники банковской системы Казахстан, и поэтому каждыйбанк должен учитывать не только свое поведение на рынке, но и поведениеконкурентов. В условиях рынка банковские институты соревнуются за то, чтобынаиболее полно удовлетворить потребности клиентов в широком смысле слова,только, в этом случае банковская деятельность может быть эффективной.
Таким образом, отношение банка кклиенту является основным стимулом для последнего воспользоваться услугамиименно этого банка, что напрямую влияет на повышение доходности банковскойдеятельности.
/>/>Заключение
Вусловиях рыночной экономики основным критерием оценки успешности банковскойдеятельности служат прибыль и рентабельность по отношению к фондам. Прибыль,точнее, ее максимизация выступает непосредственной целью банковскойдеятельности.
Всовременных рыночных условиях банк должен работать раскованно, самостоятельно,инициативно, контролируя и стремясь к достижению обобщающего показателяэкономической эффективности банковской деятельности – дохода и его увеличения.
Эффективностьбанковской деятельности измеряется путем сопоставления банковских результатов(эффекта) с затратами или примененными ресурсами. Сопоставляя полученный эффект(доход) с авансированными или потребленными ресурсами (затратами), можноопределить ряд показателей эффективности банковской деятельности. В качестверазновидности показателей эффективности деятельности банка можно рассматриватьотносительные показатели доходности и рентабельности.
Показателирентабельности характеризуют эффективность банковской деятельности в целом,доходность различных направлений деятельности (операционной, инвестиционной),окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем чистый доход отражаютокончательные результаты банковской деятельности.
Экономическийсмысл показателей рентабельности заключается в определении, сколько денежныхединиц чистого дохода (прибыли) приходится на денежную единицу: капитала;выручки; себестоимости.
Доходность– прибыльность банка характеризуется не только абсолютной величиной прибыли, нои относительными показателями рентабельности его деятельности, использованиякапитала, кредитных ресурсов и его активов.
Исследованиеприбыльности рентабельности коммерческого банка проводилось на материалах АО«Казкоммерцбанк», который является одним из ведущих коммерческих банковРеспублики Казахстан.
Анализдинамики абсолютных показателей доходности банка показал значительный рост всехабсолютных показателей, темп роста доходов превышает темп роста расходов банка,что характеризует банк как доходное предприятие. Но, тем не менее,относительные показатели рентабельности активов, собственного капитала,акционерного капитала, операционной деятельности и т.д. снижаются в 2006 году.Следовательно, АО «Казкоммерцбанк» можно признать доходным, но не рентабельным,а тенденции роста его доходности – положительными.
Такимобразом, получение прибыли является одной из основных целей функционированиякоммерческих банков, поскольку решение большинства важнейших задач, стоящихперед ними, таких, как наращивание величины собственного капитала, пополнениерезервных фондов, финансирование капитальных вложений, поддержание созданногоимиджа, других жизненно важных условий функционирования и развития, а такжеувеличение размера выплачиваемых дивидендов, требует постоянного притокаденежных средств, одним из основных источников которых является прибыль.
/>/>Список использованнойлитературы
1.   Аргунов И. А. Прибыльность и ликвидность: анализ финансового состояниябанка — М.: Банковский журнал, № 3, 1995 г.
2.   Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. – 3-еизд., перераб., М.: Финансы и статистика, 1995. – 288с.
3.   Банковское дело. Учебник. / Под ред. Г.С. Сейткасимова. – Алматы:Каржы-каражат, 1999
4.   Батрак Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка. М:Логос, 1998 г. (Гл. 6.).
5.   Евзмин З.П., Дмитриев-Мамомнов В.А. Теория и практика коммерческогобанка. 2-е издание, М.:2000.
6.   Иванов Л. Н., Иванов А. Л. Оценка банковской деятельности по материаламфинансовой отчетности — М.: Бухгалтерия и банки, № 1, 1996г.
7.   Лаврушин О.И. Банковское дело. — М.: Финансы и статистика 2001.
8.   Платонов В. Банковское дело: стратегическое руководство. – М.:Консалтбанкир, 2001
9.   Сурин А.И История экономики и экономических учений. Учебник. — М.:Финансы и статистика, 2005. – 200с.
10. Терехова В.А. Международные и национальные стандарты учета и финансовойотчетности. СПб: Питер, 2005. – 311с.
11. Управление деятельностью коммерческого банка (банковский менеджмент) /Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: «Юрист», 2002.
12. Шеремет А.Д., Щербакова Г.Н. Финансовый анализ в коммерческом банке. М:Финансы и статистика, 2000 г. (Гл. 2).
13. Годовой отчет АО «Казкоммерцбанк» за 2006 год
14. Концепция развития финансового сектора Республики Казахстан на 2007-2011годы от 25 декабря 2006 года № 1284
15. Статистический обзор Национального банка РК о развитии финансовойсистемы Республики Казахстан за 9 месяцев 2006 года
Приложение 1
/>КОНСОЛИДИРОВАННЫЕ ОТЧЕТЫ О ПРИБЫЛЯХ ИУБЫТКАХ
ЗАГОДЫ, ЗАКОНЧИВШИЕСЯ 31 ДЕКАБРЯ 2006 и 2005 гг.
(млн.тенге)
/>
/>/>Приложение2
/>КОНСОЛИДИРОВАННЫЕ бухгалтерскиебалансы
на 31ДЕКАБРЯ 2006 и 2005 гг.
(млн.тенге)
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат История аквакультуры
Реферат В чем смысл названия повести А. И. Куприна "Поединок"?
Реферат Особливості реклами на місці продажу послуг
Реферат Методы анализа внешней среды 2
Реферат Рибне асорті. Суп картопляний з домашньою локшиною. Рулет "Екстра"
Реферат Разработка ассортимента и технологии кулинарной продукции для закусочной Вареники на30 мест ,
Реферат Ресторан 1 класса на 50 посадочных мест
Реферат Расч т горячего цеха кафе на 100 мест с пиццерией на 30 мест
Реферат Маркетингові дослідження при здійсненні зовнішньоекономічної діяльності
Реферат Разработка ассортимента продукции кафе Байкальский омуль с пирожко
Реферат Разработка организации обслуживания потребителей закусочной на 76 мест
Реферат Роль вітамінів в харчуванні людини
Реферат Расч т выпечки
Реферат Функции косударства
Реферат Расчёт горячего цеха кафе на 100 мест с пиццерией на 30 мест