Реферат по предмету "Банковское дело"


Банковская система и ее роль в национальной экономике

РЕФЕРАТ
Курсовая работа содержит 31страниц, 18 источников.
Ключевыеслова: БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА, ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК, ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА,КОМЕРЧЕСКИЕ БАНКИ, ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
Объект исследования – банковская система и ее роль в национальной экономике.
Предмет исследования – особенности и перспективы развития банковской системыРеспублики Беларусь с учетом зарубежного опыта.
Цельработы: раскрытьпринципы и механизм функционирования банковской системы в целом и особенностейстановления и развития банковской системы Республики Беларусь с учетомзарубежного опыта.
Методыисследования: анализи синтез материалов и информации, относящихся к проводимому исследованию; методиндукции и дедукции в изучении эмпирических данных; системный подход приисследовании банковской системы страны.
Исследования и разработки: элементами научной новизны полученных результатовявляются комплексность и системность проведенного исследования.
Работаоснована на фактическом материале.
Авторработы подтверждает, что приведенный в ней аналитический материал правильно иобъективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные излитературных и других источников теоретические и методологические положения иконцепции сопровождаются ссылками на их авторов.

СОДЕРЖАНИЕ 
Введение. 3
1 Современная банковская система: сущность, структура,функции. Роль центрального банка в банковской системе. 5
2 Опытстановления банковских систем в переходных странах. 17
3 Особенности банковской системы республики беларусь иконцепция её развития до 2010 года. 25
Заключение. 41
Список использованных источников. 43
ВВЕДЕНИЕ
 
Даннаякурсовая работа посвящена актуальной на сегодняшний день теме, а именнорассмотрению банковской системы в целом и особенностей становления банковскойсистемы Республики Беларусь. Актуальность этой темы определяется тем условием,что современная банковская система является важнейшей сферой национальногохозяйства любого развитого государства. Её практическая роль определяется тем,что она управляет в государстве системой платежей и расчетов; большую частьсвоих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитныеоперации; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережениянаселения к фирмам и производственным структурам. Коммерческие банки, действуяв соответствии с денежно-кредитной политикой государства, регулируют движениеденежных потоков, влияя на скорость их оборота, эмиссию, общую массу, включаяколичество наличных денег, находящихся в обращении. Стабилизация же ростаденежной массы — это залог снижения темпов инфляции, обеспечение постоянствауровня цен, а это и является на сегодняшний день приоритетной статьей инаправлением продвижения финансовой политики нашего государства. Созданиеустойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры – одна из важнейших(и чрезвычайно сложных) задач экономической реформы в Беларуси.
Важнойчастью исследования также является развитие банковской системы за рубежом, таккак именно практика зарубежных банков предопределяет становление современнойотечественной банковской системы, приближает её к международным стандартам и,таким образом, обусловливает выход белорусских банков на мировой уровень, а значитвосстановление и укрепление доверия со стороны иностранных партнеров по отношениюк нашей стране.
Такимобразом, для раскрытия цели курсовой работы были определены следующие задачи:исследование теоретических основ формирования и функционирования банковскогосектора страны, анализ зарубежного опыта развития банковской системы, выявлениеособенностей развития банковского сектора в Республике Беларусь и анализПрограммы развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на2006-2010 гг.
Внаписании данной курсовой работы были использованы работы Масленникова В. В.«Зарубежные банковские системы», Долана Э. Дж. «Деньги, банковское дело,денежно-кредитная политика», журнал «Белорусский банковский бюллетень», сайт www.nbrb.by. Материал по Республики Беларусь основан на статьях Ковалева М., Корейчука Д.В., Банковском кодексе Республики Беларусь, Программе развития банковскогосектора Республики Беларусь на 2006-2010 гг.
1 СОВРЕМЕННАЯ БАНКОВСКАЯСИСТЕМА: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ. РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА В БАНКОВСКОЙСИСТЕМЕ
Современнаябанковская система – это важнейшая сфера национального хозяйства любогоразвитого государства. Её практическая роль определяется тем, что она управляетв государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческихсделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду сдругими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмами производственным структурам.
Банк– это юридическое лицо, созданное в определенной организационно – правовойформе и имеющее исключительное право на существование в законодательноустановленном порядке деятельности от своего имени по привлечению средств навклады (депозиты) и размещению указанных средств на условиях возвратности,платности, срочности.
Задачибанка как предприятия связаны с удовлетворением потребностей в своих услугахнародного хозяйства и населения. Банковский продукт (услуга) по своей природеотносительно не дифференцированный, как это имеет место на предприятияхотраслей народного хозяйства, где выпускаются товары различного назначения.Банки имеют дело со специфическим товаров — деньгами, и их услуги связаныглавным образом с движением денег (ссудные, депозитные операции, расчеты ит.д.) или сопутствуют этому движению (трастовые операции, выдача гарантий,хранение ценностей и др.) Специфическими продуктами банков являются: платежныесредства, эмитируемые на макро- и микроуровне (наличные деньги, векселя, чеки,банковские карточки и др.); аккумулируемые ресурсы и превращение их в работающиена экономику; кредиты, предоставляемые клиентам как капитал; разнообразныеуслуги потребителям.
Банки,в отличие от таких отраслей народного хозяйства, как промышленность, сельскоехозяйство, строительство, транспорт, связь, действуют в сфере обмена, а непроизводства, но воздействуют на производство только им свойственными методами(выдача, возврат кредитов, процент).
Банкиявляются сферой приложения труда особого типа предпринимателей — банкиров. Трудработников, занятых в банковской сфере, образует издержки обращения ипредставляет вычет из стоимости, созданной в отраслях материальногопроизводства.
Банкиотносятся к категории, так называемых финансовых посредников. Посредническаяфункция — важнейшая в деятельности банков. Это прежде всего посредничество вкредите. Банки аккумулируют и мобилизуют денежный капитал, временновысвобождающийся в процессе кругооборота фондов, и предоставляют во временноепользование тем, кто нуждается в дополнительном капитале. Перераспределениеденежного капитала осуществляется от кредитора к кредитополучателю припосредничестве банков. Денежные средства могут перемещаться и безпосредничества банков, однако при этом резко возрастают риски потери денежныхсредств, отдаваемых в кредит, и увеличиваются общие издержки по перемещениюсредств. Непосредственное предоставление свободных денежных капиталов ихвладельцами в ссуду промышленным, торговым и иным предприятиям наталкивается наряд препятствий (не соответствие размеров свободного денежного капиталаразмерам спроса, несовпадение по срокам, не осведомленность о состояниикредитополучателя). Банки же наиболее осведомлены о платежеспособностиклиентов, о размерах и сроках предложения денежных ресурсов, обладают новейшимитехнологиями банковских операций.
Длябанков характерен двойной обмен долговыми обязательствами: они размещают своидолговые обязательства (депозиты, сертификаты, векселя, чеки) при мобилизацииденежных средств, а мобилизованные средства размещают в долговые обязательстваи ценные бумаги, выпущенные другими. Принимая вклады клиентов, банк создаетновое обязательство “депозит”, а, выдавая ссуду — новое требование ккредитополучателю. Новые требования и обязательства становятся товары наденежном рынке. Банки принимают на себя безусловные обязательства сфиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами (средства насчетах, вклады). Это увеличение риск банковской деятельности. Фиксированные посумме долга обязательства должны быть оплачены в полной сумме независимо отрыночной конъюнктуры.
Посредническаяфункция банков проявляется и в посредничестве в платежах для своих клиентов какналичными, так и безналичными денежными средствами. Концентрация денежныхресурсов на счетах в банках позволяет осуществлять бесперебойные платежи,сокращать расходы по их проведению. Стандартные формы расчетов, платежныхдокументов используют для совершения расчетов через банки. Банки берут на себяответственность за своевременное и полное выполнение поручений клиентов посовершению платежей за их счет, а в определенных условиях и за счет кредита.
Банкивыступают посредниками в операциях с ценными бумагами (купля-продажа ценныхбумаг, их хранение, консультации, другие агентские функции), тем самымспособствуя развитию, формированию фондового рынка.
Функциейбанка является также стимулирование накоплений в хозяйстве. Это достигаетсяпутем мобилизации денежных доходов и сбережений и превращения их в капитал. Впервую очередь используются внутренние накопления хозяйствующих субъектов инаселения. Различные субъекты получают денежные доходы (прибыль), часть изкоторых аккумулируются для будущих расходов. Банки мобилизуют эти денежныедоходы и сбережения в виде вкладов (депозитов) с выплатой депозитного процента.Стимулирование к накоплению и сбережению денежных средств формируются на основегибкой депозитной политики банков, страхованием депозитов, гарантией их возврата.
Кфункциям банка можно также отнести — функцию регулирования денежного оборота.Банки являются центрами денежного и платежного оборотов. Через них создаютсявозможности совершения обмена, движения денежных средств, регулирования этихпроцессов, эмитирования средств платежа.
Выполняяперечисленные функции, банки играют важную роль в экономике.
Рольбанка можно рассматривать с количественной и качественной точки зрения.Количественная сторона определяется объемами банковского продукта (кредитныевложения, их структура, вложения в ценные бумаги и т.д.), а также набором,разнообразием банковских услуг (операций). Эти данные позволяют оценитьмасштабы банковской деятельности, сравнить работу отдельных банков как постране, так и в сопоставлении с другими странами.
Качественнаяоценка роли банков производится в увязке с общеэкономическими показателями.Так, банки обеспечивают аккумуляцию временно свободных денежных средствпредприятий, организаций, населения, государства и др. и передают (на условияхвозвратности) денежный капитал из сфер накопления в сферы использования.Благодаря банкам действует механизм распределения и перелива капитала по сферами отраслям производства, через банки могут быть мобилизованы большие капиталы,необходимые для инвестиций, внедрения новаций, расширения и перестройкипроизводств, строительства жилья и др. Банки способствуют экономии общественныхиздержек обращения, способствуя ускорению оборота денег, ускоренным расчетам,переводом денег, выпуском кредитных орудий обращения вместо наличных денег(векселей, чеков, дебетовых и кредитовых карточек, сертификатов и др.). Велика рольбанков и в осуществлении денежно-кредитной политики государства, так какинструментарии этой политики проводятся через банки. Денежно-кредитная политикаосуществляется непосредственно через центральный банк и воздействует на егоотношения с коммерческими банками и остальными звеньями кредитной системы.Банки опосредствуют воздействие этой политики на другие сферы национальнойэкономики.
Количественнаяи качественная сторона роли кредита неразрывны. Качественная сторона в конечномсчете выражается в каких-то количественных показателях (денежная масса,безналичный денежный оборот, размер активов, курс валюты и др.). При этом рольбанков может быть и положительной и негативной.
Надежностькоммерческих банков всегда была предметом беспокойства для акционеров,вкладчиков, органов регулирования банковской системы и контроля. Банковскоебанкротство оказывает более неблагоприятное воздействие на экономику, чембанкротство других типов предприятий. Надежность имеет важное значение дляакционеров, ибо убытки банков могут нанести ущерб их вложениям. Потеря вкладазатрагивает многочисленные сбережения вкладчиков и капитал многих хозяйственныхорганизаций. Убытки банков снижают общее доверие к кредитной системегосударства, а это ощущается и в других секторах экономики.
Экономическиепотрясения в любой стране сказываются в свою очередь на банковской системе. Всилу специфики своей деятельности банки подвержены многочисленным потенциальнымрискам, например, таким как: гораздо большая зависимость от вкладов, чем откапитала; более долгосрочный характер и меньшая ликвидность активов посравнению с пассивами и др. Между банками и их клиентурой, а также между самимибанками, возникают сложные взаимоотношения, взаимная зависимость, в результатечего проблемы, которые на начальном этапе носят местный характер, могут охватитьвесь банковский сектор и перекинуться на экономику в целом. Кризисы вбанковской системе приводили к крупным потерям материальных ценностей, перебоямв кредитовании инвестиционной и торговой сфер, в на их ликвидацию государствозатрагивало огромные средства.
Поэтомустратегической целью банков, денежно-кредитной политики государства являетсясоздание условий для макроэкономической и финансовой стабилизации как фактораэкономического роста.
Структурабанковской системы состоит из трех уровней:
1) Центральныйбанк (ЦБ).
2) Коммерческиебанки.
3) Небанковскиекредитно-финансовые учреждения.
Посвоему положению в кредитной системе центральный банк играет роль “банкабанков”, т. е. хранит обязательные резервы и свободные средства коммерческихбанков и других учреждений, предоставляет им ссуды, выступает в качестве“кредитора последней инстанции”, организует национальную систему взаимозачетовденежных обязательств либо непосредственно через свои отделения, либо черезспециальные расчетные палаты.
Правительстваво все времена понимали, что банковское дело может быть довольно прибыльным.Поэтому, от случая к случаю использовали центральный банк для обложения своихграждан косвенными налогами. Такие налоги государство получало в виде дохода отэмиссии денег, что вытекало из исключительного права ЦБ создавать деньги, иэкономической прибыли, которую ЦБ получал в силу своей монополии напредоставление банковских услуг индивидам и фирмам.
Историческитак сложилось, что одной из важных функций является выполнение им ролифискального агента государства. Даже если политика государства социальнонаправлена и оно не стремится получить максимальную прибыль от банковскойдеятельности и осуществления денежно-кредитной политики, ему нужен институтцентрального банка для проведения финансовых сделок, являющихся прерогативойгосударства. Государству также нужна централизованная система выпуска долговыхинструментов, например казначейских векселей или облигаций, на финансовый рынок.Роль центрального банка обычно заключалась в выполнении функций депозитногоучреждения казначейства и управления государственным долгом в течениефинансового или фискального (бюджетного) периода [14, с. 402].
Р.Миллер и Д. Д. Ван-Хуз одной из причин возникновения банков называют внешниеэффекты. Они проявляются, когда сделка между одними лицами или фирмами влияетна экономическое благосостояние группы лиц или фирм, не принимавших участие вэтой сделке.
ЦБвсегда готов предоставить ликвидные активы депозитным учреждениям при ихнедостаточной ликвидности (ЦБ-кредитор последней инстанции). Многие аналитикисчитают, что ЦБ выполняет в этом случае более широкую функцию: необходимобществу для обеспечения нормальной ежедневной работы финансовой системы. ЦБдолжен устранять неполадки, вести себя как специальная охранная системанефтяного оборудования, которая не дает последнему сломаться, и вытирать лужи спола, чтобы неведующие о них прохожие не поскользнулись и не упали [14, с.404].
Впроцессе исторического развития роль центрального банка возрастала и всовременном мире он выполняет значительно большее количество функций:
— проведениеединой государственной денежно-кредитной политики;
— валютноерегулирование;
— выполнениефункций центрального депозитария;
— организацияи осуществление валютного контроля;
— организациямежбанковских расчетов и кассового обслуживания банков;
— консультирование,кредитование и осуществление функций финансового агента;
— государственнаярегистрация банков, специализированных кредитно-финансовых учреждений;
— выдачалицензий на осуществление банковских операций;
— надзорза деятельностью банков и специализированных кредитно-финансовых учреждений пособлюдению безопасного и ликвидного функционирования;
— регулированиевнешнеэкономической банковской деятельности;
— регулированиекредитных отношений;
— осуществлениеконтроля за соблюдением установленного порядка кредитования;
— установлениеправил проведения банковских операций и обеспечение единого порядкабухгалтерского учета и правил организации безналичных расчетов и отчетности вбанковской системе;
— определениеи утверждение порядка и правил организации безналичных расчетов иответственности за их нарушение;
— эмиссияденег;
— разработкаплатежного баланса;
— созданиеи накопление золотовалютных резервов;
— осуществлениевсех видов банковских операций, необходимых для выполнения основных целейНационального банка;
— регистрацияэмиссии ценных бумаг банков;
— проведениеанализа и прогнозирование кредитно-денежных и валютных отношений;
— инкассацияи доставка денежной наличности, валютных и других ценностей коммерческим банками другим субъектам хозяйствования [12, с. 164].
Чтокасается организации и структуры управления центральным банком, то следуетотметить: четкое функционирование центральных банков обеспечиваетсязаконодательно закрепленной системой управления этим важнейшимфинансово-кредитным механизмом. Центральные банки, в том числе принадлежащиегосударству, строятся как акционерные общества. В связи с этим построениеорганов управления центральных банков в общих чертах совпадает с аналогичнойструктурой иных национальных компаний.
Обычновыделяют следующие цели банковского надзора:
1)защита мелких вкладчиков от плохого управления и мошенничества;
2)защита клиентов банка от «системного риска», защита страхового фонда илисобственных фондов правительства от потерь в тех странах, которые имеютнациональные системы страхования депозитов или осуществляют другие меры позащите банковских вкладчиков;
3)обеспечение доверия вкладчиков и населения к финансово-кредитной системе вцелом и к кредитным институтам в отдельности.
В некоторыхстранах осуществление банковского надзора возложено на центральные банки(например, Великобритания, Италия, Россия); в других принята смешанная система,при которой Центральный банк выполняет обязанности по надзору совместно сдругими государственными органами (например, США, ФРГ). Организация банковскогонадзора закреплена соответствующими законами, и надзору придан статуспублично-правовой деятельности. Ряд аналитиков считает, что последнеепредпочтительнее закрепления функций по надзору за центральным банком, полагая,что тем самым обеспечивается более высокий уровень независимости надзорногооргана. В этом случае объединение усилий Центрального банка и другогогосударственного органа делает возможным, с одной стороны, использование вконтрольной работе высокой квалификации банковских работников и, с другой,придает деятельности по надзору государственно-властный характер. Контрольнаядеятельность Центрального банка требует развитой системы статистики, котораяобеспечивает надлежащий учет и аналитическую оценку работы самого банка иконтролируемых им других банковских учреждений.
Второйуровень банковской системы составляют коммерческие банки, которыеотносятся к особой категории деловых предприятий, получивших название финансовыхпосредников. Они привлекают капиталы, сбережения населения и другие денежныесредства, высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности, ипредоставляют их во временное пользование другим экономическим агентам, которыенуждаются в дополнительном капитале. К основным функциям учреждений второгоуровня относят:
— предоставлениекредитов от своего имени за счет собственных средств;
— ведениесчетов физических и юридических лиц, осуществление расчетов по их поручению;
— факторинг;
— поручительство(предоставление гарантий);
— доверительноеуправление активами;
— инвестиционноеи финансовое посредничество и консультирование;
— дилингс наличной и безналичной валютой;
— деятельностьдепозитария;
— деятельностьинвестиционного банкира [12,с.165].
Банкиразделяют по сфере деятельности:
— Инвестиционныебанки (в Великобритании — эмиссионные дома, во Франции — деловые банки)специализируются на эмиссионно-учредительных операциях. Инвестиционные банкиберут на себя определение размера, условий, срока эмиссии, выбор типа ценных бумаг,а также обязанности по их размещению и организации вторичного обращения.
— Сберегательныебанки (в США — взаимосберегательные банки, в ФРГ — сберегательные кассы).Пассивные операции сберегательных банков включают прием вкладов от населения натекущие и другие счета. Активные операции представлены потребительским иипотечным кредитом, банковскими ссудами, покупкой частных и государственныхценных бумаг. Сберегательные банки выпускают кредитные карточки.
— Ипотечныебанки — учреждения, предоставляющие долгосрочный кредит под залог недвижимости(земли, зданий, сооружений). Пассивные операции этих банков состоят в выпускеипотечных облигаций. Ипотечный кредит — это долгосрочная ссуда. Ипотечныйкредит широко распространен в странах с рыночной экономикой. Ссуды выделяютсяна жилищное и производственное строительство под высокий процент (10-20%).
— Банкипотребительского кредита — тип банков, которые функционируют в основном, засчет кредитов, полученных в других коммерческих банках, и выдачи краткосрочныхи среднесрочных ссуд на приобретение дорогостоящих товаров длительногопользования и т.д.
Банковскийхолдинг представляетсобой держательскую (холдинговую) компанию, владеющую пакетами акций и иныхценных бумаг других компаний и осуществляющую операции с этими ценнымибумагами. Помимо чистых холдингов, занимающихся только указанными операциями,существуют смешанные холдинги, которые, кроме того, ведут предпринимательскуюдеятельность в различных сферах экономики. В этом случае холдинг создается, какправило, в связи с основанием головной компанией дочерних производственныхфирм. Холдинговые компании могут иметь сложную структуру, когда головнойхолдинг контролирует через систему участий, т.е. через владение акциями,дочерние компании-холдинги, в свою очередь, являющиеся держателями акцийразличных фирм. Материнская (головная) холдинговая компания получает прибыль засчет дивидендов на контролируемые ею акции дочерних компаний, а также внекоторых случаях за счет перевода части прибыли дочерних компаний на основеспециальных соглашений. Холдинг, обычно, выступает в качестве собственникаконтрольного пакета акций, что позволяет ему оказывать решающее влияние нафункционирование подконтрольных компаний. Как правило, холдинги могут иметьразличные правовые формы: обществ с ограниченной ответственностью, товариществ,компаний, акционерных обществ. Наиболее распространены холдинги, организованныекак акционерные общества (в том числе и с участием государства).
Крометого, выделяют инновационные, отраслевые и внутрипроизводственные банки.
Специализированныекредитно-финансовые учреждения
Кромебанков, перемещение денежных средств на рынке осуществляют и другие финансовыеи кредитно-финансовые учреждения: инвестиционные компании, страховые компании,брокерские, дилерские фирмы, кредитные союзы, сберкассы и т.д. Но коммерческиебанки как субъекты финансового риска имеют два существенных признака,отличающие их от всех других субъектов.
Во-первых,для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами: они размещают своисобственные долговые обязательства (депозиты, вкладные свидетельства,сберегательные сертификаты и пр.), а мобилизованные на этой основе средстваразмещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими. Этоотличает коммерческие банки от финансовых брокеров и дилеров, осуществляющихсвою деятельность на финансовом рынке, не выпуская собственных долговых обязательств.
Во-вторых,банки отличает принятие на себя безусловных обязательств с фиксированной суммойдолга перед юридическими и физическими лицами, например при помещении средствклиентов на счета и во вклады, при выпуске депозитных сертификатов и т.п. Этимкоммерческие банки отличаются от различных инвестиционных фондов, мобилизующихресурсы на основе выпуска собственных акций.
Децентрализованнаябанковская система – единственная в своем роде, существует в США – Федеральнаярезервная система (ФРС).
Выводыпо первой главе
Такимобразом, современная банковская система — это важнейшая сфера национальнойэкономики любой развитой страны. Главенствующая роль в банковской системепринадлежит центральным банкам. Они разделяются на государственные, акционерныеи смешанные. ЦБ выполняет следующие основные функции: осуществляет монопольнуюэмиссию банкнот, является банкиром правительства, проводит денежно-кредитноерегулирование. Важная роль в кредитном механизме принадлежит коммерческимбанкам. В современной банковской структуре выделяют также: инвестиционные,сберегательные, ипотечные банки, банки потребительского кредита и банковскиехолдинги и специализированные кредитно-финансовые учреждения. 2 ОПЫТСТАНОВЛЕНИЯ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ В ПЕРЕХОДНЫХ СТРАНАХ
 
Еслиговорить о странах с переходной экономикой (а именно о группе странпостсоциалистического лагеря), то стоит отметить, что за последние десять-двадцатьлет развитие банковского сектора в этих странах происходило в необычайносложных условиях. Проблемы, обусловленные собственно переходом экономики и еебанковского сектора от распределительных отношений и административных методовуправления к рыночным моделям хозяйствования при существенной регулирующей ролигосударства, осложнялись негативными внешними воздействиями, связанными сфинансовой глобализацией. Децентрализация и приватизация в экономике, в томчисле в банковском секторе, не во всех странах сопровождались адекватным и своевременнымсозданием необходимой правовой базы и соответствующих институтов. Нередкокоммерческие банки начинали свою деятельность за несколько лет до принятияосновополагающих законов, например, о банках и банковской деятельности или оцентральном банке.
Напервоначальном этапе в странах с переходной экономикой наблюдался серьезныймакроэкономический дисбаланс, вызванный кризисом государственных финансов,неэффективностью доминировавшего государственного сектора экономики (в томчисле и государственных банков), нестабильностью торгового и платежногобалансов, а, следовательно, и курса национальных валют. Капитал новыхкоммерческих банков быстро обесценивался в результате инфляционных процессов в экономике.На начальном этапе становления двухуровневых банковских систем отсутствовалижесткие требования к величине и качеству капитала кредитных организаций.Управление рисками банковской деятельности было неэффективным. Ощущался острыйдефицит профессиональных кадров, отработанных технологий совершенствованиябанковских операций и управления рисками, необходимых информационных систем.Серьезной проблемой были доступность и качество информации о макроэкономическойситуации, состоянии банковского сектора. В бывших социалистических странах небыла сформулирована комплексная система защиты интересов кредиторов ивкладчиков. Вклады в банках не подлежали страхованию, и вкладчики в любоймомент могли потерять свои сбережения. Однако незащищенность прав кредиторовбыла губительна и для самих банков, поскольку недобросовестность заемщиковполучила широкое распространение.
Входе реформ бывшие социалистические страны сделали чрезмерную ставку наоткрытость своих экономик для иностранных инвесторов. Это не привело ксущественному росту капиталовложений в модернизацию национальных экономик, нозато повысило привлекательность их финансовых и валютных рынков дляспекулятивного капитала [8, с. 135].
Рассмотримподробнее ситуацию в некоторых бывших социалистических странах.
Так,по сравнению с аналогичными странами состояние и динамика развития польскойбанковской системы выглядят очень перспективно. Законом о реструктуризациикооперативных банков была введена трехступенчатая структура кредитнойкооперации (кооперативные банки, региональные банки, Банк продовольственногохозяйства) предусмотрены меры по поддержанию ликвидности и платежеспособностикооперативных банков (предполагается солидарная ответственность всехкооперативных банков, объединенных в региональный банк), определены источникифинансирования убытков кооперативного банковского сектора.
Другаяважная особенность банковской системы Польши – значительное присутствиеиностранного капитала. В стране функционируют 15 банков со 100-процентныминостранным участием, 3 отделения и 37 представительств иностранных банков [13,С.215-228].
Заслуживаетвнимания последовательная позиция польских властей по вопросу приватизациибанков, который осуществлялся в очередности от менее привлекательных дляинвесторов финансовых учреждений к более сильным. Реструктуризация польскихбанков осуществлялась при участии международных финансовых организаций, чтообеспечило внешний надзор над этим важным процессом.
Развитиюпольских банков в период рыночных преобразований среди прочих способствовалиследующие факторы:
— вПольше не был окончательно истреблен частнопредпринимательский дух у населения;
— ещедо реформы разрешался мелкий частный бизнес;
— значительноеколичество этнических поляков проживает за пределами страны.
Национальныйбанк Польши сузил свои функции до входящих в исключительную компетенциюэмиссионного банка, сохранив при этом за собой функции банковского надзора.Однако, удачное положение Польши на перекрестке торговых путей между Западом иВостоком, быстрое расширение иностранного присутствия в экономике страны резкоповысило привлекательность польской банковской системы для иностранных инвесторов.
Большойинтерес представляет исследование банковских систем Чехии и Словакии. Чехия,имея более выгодные стартовые позиции, не испытывала в первой половине 90-хгодов инфляционных потрясений, процесс приватизации банков шел планомерно ипродуманно. Однако чешские банки управлялись старыми кадрами, не достаточноадаптированными для работы в новых условиях. В результате постепенно в чешскихбанках стали преобладать негативные тенденции, связанные с превышениемдопустимых норм кредитования и низким качеством кредитного портфеля, чтопривело к серьезному банковскому кризису. Вместе с тем в 1990-е годы доляплохих кредитов в совокупном кредитном портфеле чешских банков находилась надостаточно высоком уровне (в 1994-1995 гг. – 38%, в 1996 г. – 35%, в начале 2000-х годов – 30%). В 1996-1997 гг. банковская система Чехии пережиласистемный банковский кризис. ЦБ и правительство Чехии в целях недопущения дальнейшейдестабилизации ситуации были вынуждены реализовать дорогостоящую (12% ВВП)программу реструктуризации проблемных банков.
Внастоящее время в банковской системе Чехии очень сильны позиции иностранногокапитала, прежде всего немецкого, австрийского и французского. Банковскаясистема Чехии, как и Польши, органично интегрирована в банковскую системуЕвропейского союза [8, с. 137].
Вотличие от Чехии Словакия, оставшись практически без кадрового потенциала, менеепромышленно развитая, изначально столкнулась с серьезными экономическимитрудностями и была вынуждена реализовать жесткую денежно-кредитную политику.Для этого НБ Словакии был наделен высокой степенью самостоятельности. Большоевлияние на положительные результаты деятельности словацких банков оказалопривлечение иностранных специалистов, обеспечивших создание современногомеханизма управления отдельными банками и банковской системой в целом. НоСловакия пошла по пути сокращения рамок самостоятельности НБ. Наиболее опаснымпредставляется увеличение обязательств банка по финансированию дефицита государственногобюджета. Тем самым, словацкое правительство не смогло удержаться от соблазна использоватьЦБ как источник недостающих ему средств.
Обестраны проводят работу по борьбе с отмыванием денег, что свидетельствует об ихстремлении к более глубокому уровню европейской интеграции, также созданаэффективная система страхования вкладов. В целом развитие их банковских системследует оценивать как поступательно-прогрессивное [13, с. 243].
Интереснымпредставляется исследование опыта становления банковской системы Японии, таккак основа современной централизованной банковской системы этой страны былазаложена после окончания Второй мировой войны, когда экономика страны былапрактически полностью разрушена. Поэтому важным представляется анализ развитияее банковской системы, которая при равных стартовых возможностях с большинствомпостсоветских республик смогла добиться такого значительного прогресса.
Банковскаясистема — базис японской экономики. Вся страна густо опутана сетью всевозможныхбанковских компаний. Получить лицензию на право банковских операций в Япониикрайне сложно. Тем не менее, дефицита банков в стране нет.
Среднийяпонец уже давно привык к тому, что банки выполняют все его поручения — платятразличным фирмам за коммунальные услуги, расплачиваются за его покупки вмагазинах, автоматически перечисляют деньги на счет его клиентов за выполненнуюими работу и даже самостоятельно связываются с компаниями-работодателями, еслина счет клиента своевременно не поступает заработная плата.
Главнымиэлементами банковской системы Японии являются около десятка действующих по всейстране крупнейших частных банков, которые называют «городскими банками», болеешестидесяти частных местных банков, действующих в масштабах одной префектуры, итри крупных частных банка долгосрочного кредитования.
«Городскиебанки» обслуживают в основном крупный бизнес, крупнейшие корпорации страны, аместные — предприятия малого и среднего бизнеса. «Городские банки» занимаютключевые позиции в банковской системе страны. На их долю приходится более 20%суммы всех имеющихся в частных банках Японии депозитов. Во всех «городских» иместных частных банках любой гражданин страны может получить кредит и хранитьсвои сбережения.
Банкидолгосрочного кредитования, первый из которых был создан в начале XX в., играютпервостепенную роль в экономике Японии, целенаправленно выделяя долгосрочныекредиты предприятиям наиболее приоритетных отраслей индустрии. Сейчас онизанимаются преимущественно финансированием компаний в тех сферах бизнеса,которые связаны с высокой степенью финансового риска: разработка принципиальноновых технологий, создание источников энергии будущего и т.п.
Особуюроль в банковской системе страны играет Банк Японии, который являетсяцентральным банковским учреждением страны. Банк Японии управляет всейбанковской системой страны, включая и государственные банки. В Японии ихнасчитывается 11, точнее — 2 банка и 9 банковских корпораций.
Японскоебанковское законодательство определяет четыре главные функции Банка Японии:
1)функция денежной эмиссии;
2)функция банка банков;
3)функция осуществления связей между правительством и частным сектором;
4)функция разработки и проведения денежно-кредитной политики, в том числепосредством осуществления трех вышеперечисленных функций.
Впрямом подчинении Банка Японии находятся и частные банковские компании. Нарядус Министерством финансов Центральный банк страны имеет право в любое времяпроводить ревизию фондов любых частных банков. Результаты этих проверокрегулярно представляются в Министерство финансов, и на их основе финансовоеведомство может подвергать наказаниям частные банки за допущенные ими нарушениязаконодательства, вплоть до лишения их государственной лицензии на правоведения банковских операций.
Банковскаякартина Японии будет неполной, если не упомянуть о почтово-сберегательныхкассах, которые призваны аккумулировать мелкие сбережения населения. Те жефункции выполняют и крупные «городские банки», местные и другие банки, нояпонские сберкассы при почтовых отделениях, предоставляют физическим лицам гораздобольший набор услуг, чем частные банки, позволяют на более выгодных условияхчеловеку среднего достатка получать кредиты и хранить сбережения. Благодаряэтому государственные почтово-сберегательные кассы, административно подчиняющиеся,не Министерству финансов, а почтовому ведомству, смогли аккумулировать большиеобъемы финансовых средств.
Еще больший набор услуг предлагают«профессиональные банки». Для своих участников эти банки предоставляют гораздоболее высокие проценты по депозитам и более выгодные условия кредитования.«Сельхозбанки» и «раббанки» представляют собой фактически отделениясоответствующих профессиональных кооперативов, главной целью которых являетсяпредоставление банковских услуг людям определенной профессиональной принадлежности.Но в последние годы значение кооперативных банков стало снижаться. Сейчас онипревратились в инструмент кредитования мелкого и среднего бизнеса. Но в этом сними успешно конкурируют другие специализированные банковские компании,кредитные кооперативы. Строго говоря, различия между всеми видами банков сталинезначительными. Данные статистики свидетельствуют о том, что кредитованиемелких и средних компаний является сегодня одним из центральных направленийработы не только специально созданных для этого банков, но практически всехчастных банковских компаний страны, и удельный вес таких кредитов неуклонновозрастает.
Внимание,с которым банки относятся к выдаче кредитов своим клиентам, объясняется впервую очередь тем, что проценты по кредитам являются одним из главныхисточников доходов банковских компаний, составляя 47,2% прибылей частныхбанков.
Насегодняшний день Япония обладает одной из самых развитых в мире систем«электронных банков» — в стране насчитывается более 100 тыс. электронныхбанковских аппаратов. Объясняется это не только выдающимися успехами страны виспользовании достижений научно-технической революции, но и такой отличительнойфинансовой особенностью Японии, как очень высокая интенсивность использованияжителями страны банковских счетов.
Запоследние годы наблюдается процесс слияния банков в Японии, который будет иметьдалеко идущие последствия как для финансовых рынков, так и для корпоративнойЯпонии в широком плане. Банковские группы будут универсальными финансовымипосредниками. Они будут предлагать все виды услуг — от выпуска и торговликорпоративными ценными бумагами до жилищного кредита. У них будут огромныефилиальные сети. Большинство банков, управляющих корпоративными пенсионнымифондами, вошли в состав главных банковских групп. Объединяются дочерниеброкерские и страховые компании [18, с. 55].
Оченьважно, что банки объединяются, невзирая на принадлежность к историческиразличным финансовым группировкам. Начинается объединение банковских кредитныхпортфелей. В результате, например, холдинг «Мидзухо» оказался головным банкомдля примерно 30% компаний, котирующихся на биржах, а всего у него было около170 тыс. корпоративных клиентов. Но холдинг скорее всего не сможет бытьголовным для всех и обслуживать всех одинаково эффективно. Несомненно, заявкимногих корпоративных клиентов будут отвергаться. Кроме того, объединившимсябанкам придется «сбрасывать» акции из своих портфелей, так как разрешенный Антимонопольнымзаконом лимит в 5% акций любой компании может быть превышен.
Торговыеи промышленные компании, впервые допущенные к банковскому делу, создают новоепоколение розничных банков.
Выводыпо второй главе:
Наоснове анализа опыта ряда стран с переходной экономикой, в частности Польши,Чехии, Словакии 1990-годов и Японии послевоенного периода можно сделать вывод,что эти страны столкнулись со схожими проблемами, как и Республика Беларусьпосле обретения независимости. Однако поступательная и жесткая государственнаяполитика на первоначальном этапе реформ и определенная либерализациябанковского сектора и привлечение иностранного капитала в дальнейшем привели кпоступательному и эффективному развитию банковских систем этих стран. 3 ОСОБЕННОСТИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ИКОНЦЕПЦИЯ ЕЁ РАЗВИТИЯ ДО 2010 ГОДА
 
Несмотряна непродолжительность истории банковской системы РБ, на ее протяжении ужеможно выделить ряд этапов.
Первыйэтап (до1993-1994гг.) – этап бурного экстенсивного роста. В это время ежегодносоздавалось 5-10, а то и более новых банков, а их общее число к концу 1994 годадостигло 48. Банки активно заполняли свободные ниши рынка банковских услуг,потребности в которых были весьма велики, в особенности со стороны новогонегосударственного сектора экономики. Вместе с тем многие из них обладалинезначительным финансовым и организационно-технологическим потенциалом, имеликрайне узкую базу клиентуры, ориентируясь в некоторых случаях на обслуживаниеодного-двух клиентов из числа акционеров. Высокая номинальная прибыльность банковскихопераций обеспечивалась в основном за счет высокой инфляции и соответствующегоуровня номинальных процентных ставок [17].
Такаяполитика не обеспечивала в должной мере безопасность функционирования банков,ориентацию на повышение фундаментальных факторов эффективности работы банков.Кроме того, этот начальный период развития банковской системы РБхарактеризовался слабостью и неразвитостью нормативно-правовой базырегулирования банковских операций, систем контроля и надзора. Естественно, чтонаступил второй этап (1995-1996гг.), на протяжении которого многие малые и дажесредние банки обанкротились, другие объединялись между собой или были присоединенык более крупным.
Примернов 1997-1998 годах наступил этап интенсивного роста банковской системы.Продолжается процесс ликвидации маломощных банков. Банки начали понимать, чтозалогом успешного развития является не ориентация на получение сиюминутнойприбыли, а освоение новых банковских технологий и видов услуг, в максимальнойстепени удовлетворяющих потребности клиентов.
Насовременном этапе осуществляется качественно совершенствование технологическогопотенциала банковской системы, освоение передовых видов банковских услуг и наэтой основе наращивания масштабов операций банков.
Насегодняшний день в республике сформировалось ядро довольно крупныхструктурообразующих банков, которые располагают 90 % банковских ресурсов:Белпромстройбанк, Белвнешэкономбанк, Белагропромбанк, Беларусбанк, Приорбанк иБелинвестбанк. Эти банки обладают довольно значительным финансовым потенциалом,широкой сетью корреспондентских отношений, активно осваивают прогрессивные видыбанковских операций и технологий [17].
По состоянию на 22.10.2009 г. банковскаясистема Беларуси включала 32 работающих банка. В настоящее время банковскийсектор продолжает играть доминирующую роль на рынке финансовых услуг.Характерной особенностью институционального развития банковского сектораРеспублики Беларусь является наличие в устойчивых тенденций к изменениюструктуры собственности в банковском секторе [17]. В их числе:
— увеличение доли нерезидентовРеспублики Беларусь в совокупном уставном фонде банков с 4,5 до 9,3 процента содновременным ростом доли банков с преобладанием капитала нерезидентовРеспублики Беларусь в активах банковского сектора с 4,4 до 15,9 процента, вкапитале – с 11 до 15,7 процента, а также увеличение количества таких банков с6 до 18;
— уменьшение долинационального частного капитала в совокупном уставном фонде банковского секторас 8,1 до 5,4 процента с одновременным сокращением доли банков с преобладаниемнационального частного капитала в активах банковского сектора с 29,6 до 6,1процента, в капитале – с 15,3 до 5,5 процента;
— рост доли банков спреобладающим участием в уставном фонде государственных органов и юридическихлиц, основанных на государственной форме собственности, в активах банковскогосектора – с 66 до 78 процентов, в капитале – с 67,4 до 78,8 процента и доли государственныхорганов и юридических лиц, основанных на государственной форме собственности, всовокупном уставном фонде банковского сектора на 2,1 процентного пункта.
Одной из важных особенностейинституционального развития банковского сектора в является существенноеуменьшение количества филиалов банков, что связано с оптимизацией банкамифилиальной сети, ликвидацией убыточных филиалов, переходом на современныетехнологии управления.
Деятельность Национальногобанка регламентируется Законом Республики Беларусь от 14 декабря 1990г. «ОНациональном банке Республики Беларусь» и Уставом Национального банка,утвержденным постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 13 февраля 1991 г. Положениями Закона «О Национальном банке Республики Беларусь»установлены цели и задачи деятельности Центрального банка, определены егоосновные функции, права, организационная структура и компетенция органовуправления. Этим законом установлены случаи, при которых Национальный банквправе отказать в выдаче разрешения на создание банка, определены меры воздействия,применяемые Национальным банком к банкам и их должностным лицам засистематическое нарушение нормативов и предписаний Национального банка, а такжеза нарушение требований законодательства Республики Беларусь. Устав НБРеспублики Беларусь определяет организационную систему НБ, устанавливает состави источники формирования имущества НБ, порядок образования доходов и составрасходов НБ, источники формирования фондов, порядок использования прибыли,порядок осуществления расходов на содержание аппарата. Уставом НБ болеедетально определены компетенция Председателя Правления, порядок принятиярешений Правлением.
НБ Республики Беларусьпредставляет собой единую централизованную систему, состоит из центральногоаппарата и подведомственных ему учреждений, предприятий и организаций. Высшиморганом руководства является Правление НБ Республики Беларусь. Исполнительнымколлегиальным органом является Совет директоров, возглавляемый ПредседателемПравления Национального банка. Председатель Правления руководит всей деятельностьюНБ и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Национальныйбанк Республики Беларусь функций.
Основнымифункциями Национального банка Республики Беларусь являются:
— проведениеединой государственной денежно-кредитной политики;
— регулированиеденежного обращения; валютное регулирование;
— организацияи осуществление валютного контроля; организация межбанковских расчетов икассового обслуживания банков;
— консультирование,кредитование и осуществление функций финансового агента Совета министровРеспублики Беларусь;
— совместноес Министерством финансов исполнение республиканского и местного бюджетов;
— государственнаярегистрация банков, специализированных кредитно-финансовых учреждений; выдачалицензий на осуществление банковских операций;
— регулированиевнешнеэкономической банковской деятельности;
— регулированиекредитных отношений;
— осуществлениеконтроля за соблюдением установленного порядка кредитования;
— созданиеи накопление золотовалютных резервов Республики Беларусь;
— осуществлениевсех видов банковских операций, необходимых для выполнение основных целей НБРеспублики Беларусь;
— регистрацияэмиссии ценных бумаг банков;
— проведениеанализа и прогнозирования кредитно – денежных и валютных отношений;
— инкассацияи доставка денежной наличности, валютных и других ценностей коммерческим банками другим субъектам хозяйствования [12, с.166-167].
Насегодняшний день развитие банковской системы Республики Беларусь осуществляетсяс учетом ее структурных особенностей: экономика республики являетсяиндустриальной, основу ее производственного комплекса составляетпромышленность; экономика республики имеет ограниченную внутреннюю сырьевую итопливно-энергетическую базу, тесно связана торгово-экономическими отношениямисо многими странами, прежде всего с Россией.
Отсюдавытекает стратегия развития в отношении банков и небанковскихкредитно-финансовых организаций, в которой базовыми направлениями являются: интегрированиеденежной системы и банковского сектора экономики Республики Беларусь сРоссийской Федерацией, расширение и углубление взаимодействия с другимистранами, международными финансовыми организациями; проведениеденежно-кредитной политики, отвечающей динамичному социально-экономическомуразвитию страны; уменьшение участия государства в фондах банков;совершенствование налогообложения банков; формирование нормативно-правовойбазы, соответствующей новым условиям функционирования банков.
Важнейшиминаправлениями развития структуры банковской системы в ближайший период будутявляться:
— снижениеудельного веса активов (пассивов), концентрируемых системообразующими банками,и доведение уровня данного параметра в 2010 году до 50-60% и, соответственно,повышение доли несистемообразующих банков;
— уменьшениеучастия государства в банках;
— развитиеальтернативных банкам кредитных и других организаций – ссудосберегательныхассоциаций, кредитных кооперативов, обществ взаимного кредитования,инвестиционных, пенсионных, медицинских и иных структур;
— организациябанков с участием иностранного капитала, иностранных банков и их структур;
— повышениесамостоятельности банков в своем стратегическом развитии и осуществлениидеятельности на основе принципа коммерческой эффективности и ответственности законечные результаты.
Кцелям и направлениям развития банковской системы также относят:
— укреплениеустойчивости банков и системы в целом, исключающее возможность возникновениясистемного банковского кризиса;
— повышениедо международного конкурентного уровня качества осуществления банковскимсектором функций по аккумулированию сбережений населения и субъектовхозяйствования, их трансформации в кредиты и инвестиции;
— существенноеповышение доверия к белорусской банковской системе со стороны инвесторов (в томчисле иностранных) и вкладчиков, в первую очередь населения;
— количественноеувеличение (активы до 80-100% от ВВП, собственный капитал до 8-10% от ВВП) икачественный рост (до международного конкурентного уровня) операций белорусскихбанков;
— снижениедоли госсектора в уставных фондах банков до уровня не выше 50%, повышение долииностранных инвестиций в уставных фондах до уровня не менее 20%.
Факторы,тормозящие развитие банковской системы РБ:
— проблемаформирования правовой базы для создания ссудно-сберегательных ассоциаций,кредитных кооперативов;
— проблемаоттока финансовых ресурсов из регионов через филиальную сеть крупных банков;
— адекватностьобщему состоянию экономики;
— низкийсовокупный капитал банковской системы;
— ограниченныйперечень используемых финансовых инструментов;
— слабаязащищенность от ряда банковских рисков;
— слабоеразвитие современных банковских технологий;
— высокийуровень налогообложения и сложность налогового законодательства [9; с.51].
Средипервостепенных мер по реформированию банковской системы страны следует отметитьтакже преодоление избыточного государственного вмешательства в ценообразование,развитие имеющихся предпосылок развития фондового рынка. Следует осуществлятьмеры со стороны государства, которые позволили бы обеспечить переориентациюзначительных сумм валютных средств из обслуживания мелкооптовой торговли впроизводственный сектор. Для этого необходимо укрепить финансовое состояние банков,резко повысить их надежность и доверие к ним. В свою очередь это предполагаетотказ от любых попыток давления на банки с целью направления их ресурсов навысокорискованные и убыточные проекты, вывод банковского надзора на самыесовременные стандарты.
Определяющеевоздействие на развитие кредитных операций банков могут оказать темпы ихарактер структурных преобразований в экономике, меры по повышению степенизаконодательной защиты прав кредиторов, обеспечению высокого уровня финансовогосостояния и структуры собственности банков и предприятий, работающих в реальномсекторе экономики.
Ростуспроса на кредиты банков со стороны реального сектора экономики можетсодействовать снижение процентных ставок на финансовом рынке, обеспечение стабильнойдинамики рубля.
Развитиекредитных отношений должно сопровождаться адекватным контролем за состояниембанковских рисков. Банки обязаны отслеживать финансовое состояние заемщиков,объективно оценивать риск невыполнения ими своих обязательств и стоимостьвнесенного залога, формировать в необходимых объемах резервы на возможныепотери.
Важнымнаправлением развития кредитных операций банков могут стать: кредитованиемалого и среднего бизнеса, ипотечный и потребительский кредиты. В то же времяна степень коммерческих интересов банков к таким операциям влияют уровеньриска, издержки банка, связанные с необходимостью проработки большогоколичества кредитных заявок и инвестиционных проектов клиентов, а такжестоимость ресурсов, привлеченных банком.
Сначала реализации Концепции развития банковской системы Республики Беларусь на2001 – 2010 годы, одобренной Указом Президента Республики Беларусь от 28 мая2002 г. № 274 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г.,№ 63, 1/3717) (далее – Концепция), прошло восемь лет, и уже возможно оценитьфактические результаты за этот период и перспективы дальнейшего развитиябанковской системы. Принятие Концепции и ее реализация способствовалиукреплению и развитию банковской системы, повышению ее роли всоциально-экономическом развитии страны.
Программойсоциально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы,утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 384(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 92,1/7667), определены приоритеты и параметры макроэкономического развития страны,для реализации которых необходимо повысить функциональную значимость и рольбанковского сектора в экономике, эффективность проводимой денежно-кредитной политики.
Поставленныена текущее пятилетие задачи по обеспечению высоких и устойчивых темповэкономического роста, повышению уровня благосостояния и качества жизни народавызвали необходимость уточнения параметров и направлений развития банковскогосектора экономики, определения целей денежно-кредитной политики и совершенствованияинструментов ее реализации, которые нашли отражение в разработанной Программеразвития банковского сектора экономики на 2006 – 2010 годы (далее – Программа).
ВПрограмме определяются цели, задачи и основные направления развития банковскогосектора, а также меры по повышению эффективности денежно-кредитной политикиРеспублики Беларусь на 2006 – 2010 годы.
Стратегическимицелями развития банковской системы Республики Беларусь являются повышениеустойчивости и эффективности функционирования банковского сектора, ростпотенциала и совершенствование состава банковских инструментов адекватнорастущим потребностям экономики и населения.
Развитиебанковской системы предполагает расширение состава и объема, улучшение качествабанковских услуг, повышение доверия к банкам со стороны национальных ииностранных инвесторов и вкладчиков, населения республики, интеграциюбанковского сектора Беларуси в региональные, мировую банковскую и финансовуюсистемы.
Денежно-кредитнаяполитика в 2006 – 2010 годах направлена на достижение и поддержание с помощьюмонетарных инструментов, наряду с другими мерами экономической политики, низкихтемпов инфляции, относительной стабильности национальной валюты как важнейшегоусловия обеспечения устойчивого экономического роста и повышения реальныхденежных доходов населения и субъектов хозяйствования.
В тоже время достижение целей и решение задач развития банковского сектора,проведение эффективной денежно-кредитной политики в определенной степенизависят от создания соответствующих макроэкономических условий.
Успешноевыполнение Программы во многом будет зависеть от координации совместныхдействий Правительства и других органов государственного управления,Национального банка и банков, направленных на решение задач, предусматриваемыхв ежегодных прогнозах социально-экономического развития, бюджете и основныхнаправлениях денежно-кредитной политики, иных государственных программахстраны, а также в планах мероприятий по их реализации.
Внастоящее время можно говорить о стабильном и поступательном движениибелорусской банковской системы. За три квартала нынешнего года рублевые иинвалютные вклады населения в белорусских банках увеличились более чем на 3,5триллиона Br, или на 26,7 процента. За сентябрь они возросли почти на 75,6миллиарда Br (рублевые – на 104,5 млрд. Br, или на 1,5 процента, инвалютные –на 64,8 млн. долларов США, или на 1,9 процента).
Наначало октября вклады населения превысили 16,8 триллиона Br. Депозиты внациональной валюте составили свыше 7,2 триллиона Br, а в иностранной – почти3,5 миллиарда долларов США.
Принятыемеры по стабилизации банковской сферы и валютного рынка способствовали перетокуосновной массы наличной иностранной валюты на легальный валютный рынок,повысили степень его ликвидности, расширили активность внебиржевого валютногорынка, закрепили принципы рыночного курсообразования, увеличили прозрачностьопераций нерезидентов, в целом повысили предсказуемость валютного рынка.
Белорусскийрубль стал полностью конвертируемым по текущим операциям, что нашло отражение вприсоединении Беларуси к статье VIII Соглашения Международного валютного фонда(далее – МВФ). С 2001 по 2005 год объем сделок на валютных рынках увеличился в6 раз, а поступление валютной выручки на счета субъектов хозяйствования – в 4,7раза.
Средидругих положительных результатов проводимой денежно-кредитной политики следуетотметить снижение долларизации экономики, улучшение структуры денежной массы,увеличение золотовалютных резервов страны.
Какизвестно, в Беларуси гарантируется полная сохранность сбережений населения вовсех банках (Декрет Президента Республики Беларусь от 4 ноября 2008 г. № 22«О гарантиях сохранности денежных средств физических лиц, размещенных насчетах и (или) в банковские вклады (депозиты)», Закон Республики Беларусьс учетом изменений и дополнений от 14.07.2009 № 41-3 «О гарантированномвозмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц». Кроме этого,согласно действующему в республике законодательству доходы физических лиц отразмещения денежных средств в банковских вкладах не облагаются налогами.
Несмотряна динамичное развитие в прошедшей пятилетке экономики и денежно-кредитнойсферы, авторы Концепции развития банковского сектора РБ на 2006-2010 гг.выделяют ряд нерешенных проблем и макроэкономических рисков, которыеограничивают эффективность проводимой денежно-кредитной политики и развитиебанковского сектора.
Основнымииз них являются:
1)все еще напряженное финансовое состояние значительного числа предприятийреального сектора экономики, обусловливающее высокие кредитные риски банков иограничивающее возможности роста их ресурсной базы, а также снижение ставкипроцента по кредитам и увеличение объемов кредитования.
Этонегативно влияет на структуру активов и пассивов банков, на распределениеденежных доходов населения по социальным группам и регионам, долю неофициальныхдоходов, величину и направленность социальных трансфертов как в целом, так ипредоставленных с участием банковской системы. В сложившейся системеэкономических отношений рост заимствования предприятиями денежных ресурсов вбанках в 2 раза превышал рост их вкладов, что при относительно низком уровнедоходов и сбережений населения обусловливает необходимость увеличенияэмиссионного кредитования, которое сказывается на динамике цен и устойчивостинациональной валюты;
2)сохраняющаяся в стране высокая налоговая нагрузка (при ее незначительномснижении) ограничивает финансовые средства субъектов хозяйствования, исоответственно, снижает их деловую и инвестиционную активность, развитиечастного сектора и конкурентоспособность белорусских товаров на внутреннем ивнешнем рынках;
3)недостаточная эффективность общественного производства вследствие егоневысокого технологического уровня, характеризующегося, в частности,значительным износом активной части основных фондов. Это является одним изосновных факторов, ограничивающих конкурентоспособность отечественной продукциии обусловливающих низкую долю добавленной стоимости в цене на нее, и выражаетсяв высокой затрато- и энергоемкости производства продукции, низком уровнепроизводительности труда, что в конечном итоге оказывает негативное влияние нафинансовое положение отечественных производителей;
4)высокая материало- и энергоемкость производства, сильная зависимость его отконъюнктуры цен на импортируемые топливно-энергетические и сырьевые ресурсы,что негативно отражается на состоянии платежного баланса страны;
5)ограниченность инвестиционных ресурсов для обновления основных фондов;
6)недостаточная инновационная активность, отсутствие механизма трансферта новыхзнаний и технологий из-за рубежа, в том числе путем привлечения иностранныхинвестиций.
Следуетотметить, что перечисленные и иные проблемы и факторы, ограничивающиепроведение денежно-кредитной политики, негативно влияли и на функционированиебанков.
Кчислу других факторов, сдерживающих развитие банковского сектора, можноотнести:
— незначительную долю частного сектора в уставных фондах банков, что ограничиваетих инвестиционную привлекательность, снижает уровень конкуренции иэффективность использования рыночных механизмов в организации деятельностибанковской системы, уровень ее интеграционных возможностей;
— невысокую эффективность деятельности отдельных сегментов банковского бизнеса,связанную с реализацией крупными банками государственных программ, а такжебесплатным расчетно-кассовым обслуживанием операций с бюджетными средствами, всовокупности с недостаточным уровнем бюджетной компенсации банкам потерь отльготного кредитования и обслуживания;
— высокие риски кредитования, связанные с недостаточно устойчивым финансовымположением кредитополучателей некоторых секторов экономики, в рамках ихфинансирования в соответствии с рядом решений, принимаемых государственнымиорганами управления;
— наличие у банков неоправданных рисков при выполнении ими посреднических(агентских) функций по обслуживанию внешних государственных займов и принятии вполном объеме обязательств по возврату этих займов иностранным кредиторам;
— недостаточную развитость корпоративного управления и владельческого надзора вотдельных банках, не учитывающую в полной мере необходимость динамичного иустойчивого развития банков и характеризующуюся отсутствием последовательнойдолгосрочной стратегии развития, эффективного внутреннего контроля, постояннойработы по упреждению проблемных ситуаций, что приводит к снижению показателейих безопасного и ликвидного функционирования, а также эффективности работыданных банков;
— низкую обеспеченность банковского сектора долгосрочными ресурсами, что вусловиях высокой инвестиционной активности банков, и в первую очередь приреализации важнейших государственных программ, приводит к несбалансированностиактивов и пассивов банков по срокам погашения и, в свою очередь, к снижениюустойчивости функционирования банковского сектора, ограничению реальныхвозможностей для трансформации денежных средств в долгосрочные кредитыэкономике, а также к повышению спроса на эмиссионное рефинансированиеНациональным банком;
— недостаточное развитие финансовых институтов долгосрочных накоплений;
— неразвитость рынка корпоративных ценных бумаг и производных финансовыхинструментов, что сдерживает как привлечение инвестиций в банковскую систему,так и обусловливает недостаточное развитие инструментов управления ликвидностьюбанков.
Дляразвития инфраструктуры банковского сектора требуется разрешение ряда проблем,обусловленных недостаточной координацией работ по развитию информационныхтехнологий в банковской системе, отсутствием эффективной системы разработки ипредоставления банками типовых решений, включая поставку готовыхпрограммно-аппаратных средств, центров аутсорсинговых услуг (привлечениеорганизаций – поставщиков услуг для выполнения отдельных видов работ) дляширокого спектра банковских информационных технологий; недостаточнымобеспечением держателей банковских пластиковых карточек надлежащейинфраструктурой обслуживания в части проведения безналичных расчетов ворганизациях торговли (сервиса) вследствие низкой их заинтересованности вустановке терминального оборудования и высокой его стоимости.
Стоит обратить внимание такжена сотрудничество Республики Беларусь с международными финансовымиорганизациями. Международные отношения начали активно развиваться послепринятия Республикой Беларусь Декларации о независимости и вступления вкачестве равноправного члена в международные финансовые структуры. Так. В 1992году, после завершения подготовительного процесса, Республика Беларусь сталачленом таких крупнейших финансовых институтов, как Международный валютный фонд(МВФ), группа организаций Всемирного банка (ВБ), Европейский банк реконструкциии развития (ЕБРР).
Финансовыевзаимоотношения МВФ и Республики Беларусь развиваются по двум направлениям:предоставление льготного кредитования и техническая помощь. Предоставлениетехнической помощи заключается прежде всего в анализе внутренней обстановки иконсультировании силами миссий и постоянных представителей и консультантовфонда от его различных департаментов. Помимо этого, техническая помощь включаеторганизацию семинаров и программ обучения, оплату внешнего консультирования,поставку необходимых информационно-аналитических материалов.
На данный моментРеспублика Беларусь является членом трех из пяти организаций группы Всемирногобанка: Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Международнойфинансовой корпорации и Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций.
Расширение деятельностиВБ в Республике Беларусь зависит от реализации согласованной с МВФ программы, атакже выполнения положения Меморандума о взаимопонимании, подписанного междуПравительством страны и ВБ в июне 1997 года, среди которых ключевыми для НБРеспублики Беларусь являются либерализация валютного режима и сокращение объемовльготного кредитования.
ЕБРР предоставляет прямоефинансирование на конкретные проекты по линии частного сектора, структурнойперестройки и приватизации, а также финансирует инфраструктуру, обеспечивающуюэту деятельность.
Выводыпо третьей главе
Такимобразом, в своем развития банковская система Республики Беларусь прошланесколько этапов: этап бурного экстенсивного роста, когда развитие системыпроисходило в основном за счет увеличение количества банков; этап интенсивногороста, когда банки стремились к диверсификации предлагаемых банковских услуг,максимизации удовлетворения клиентов и когда происходила ликвидация созданныхранее маломощных банков; современный этап развития банковской системы, длякоторого характерно доминирование группы крупнейших банков, во главе сНациональным банком и зрелая и последовательная политика в данной сфере.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Такимобразом, в настоящее время ведущие банки и банковские системы мира уже неявляются просто финансовыми институтами, они принимают активное участие вовнешней и внутренней политике, оказывают огромное влияние на формированиеэкономической мощи страны. Успехи банковских систем Запада объясняютсяправильной политикой руководителей, использованием прогрессивных банковскихтехнологий, обильным привлечением иностранного капитала как в банковскиеструктуры, так и в целом в экономику. Беларуси также следует проводить болееактивную политику по привлечению иностранных инвестиций в банковский сектор.Для их привлечения в экономику и банковскую систему в частности, необходимоулучшить законодательное обеспечение прав инвесторов, обеспечить более благоприятныеналоговые условия для иностранного капитала, ускорить переход предприятий иорганизаций на международные стандарты бухгалтерского учета. Одним из шаговразвития банковской системы РБ должно также стать усовершенствованиебанковского законодательства.
Наоснове анализа опыта ряда стран с переходной экономикой, в частности Польши,Чехии, Словакии 1990-годов и Японии послевоенного периода можно сделать вывод,что эти страны столкнулись со схожими проблемами, как и Республика Беларусьпосле обретения независимости. Однако поступательная и жесткая государственнаяполитика на первоначальном этапе реформ и определенная либерализациябанковского сектора и привлечение иностранного капитала в дальнейшем привели кпоступательному и эффективному развитию банковских систем этих стран.
Всвоем развития банковская система Республики Беларусь прошла несколько этапов:этап бурного экстенсивного роста, когда развитие системы происходило в основномза счет увеличение количества банков; этап интенсивного роста, когда банкистремились к диверсификации предлагаемых банковских услуг, максимизацииудовлетворения клиентов и когда происходила ликвидация созданных ранеемаломощных банков; современный этап развития банковской системы, для которогохарактерно доминирование группы крупнейших банков, во главе с Национальнымбанком и зрелая и последовательная политика в данной сфере.
Приусловии положительной динамики развития экономики РБ, осуществления необходимыхструктурных преобразований можно прогнозировать тенденции к наращиваниюкапитала банков. Динамика совокупного капитала банковской системы будет взначительной степени зависеть от эффективности мер по реструктуризациипроблемных банков и ликвидации банков, не имеющих перспектив для дальнейшегопродолжения деятельности.
Вближайшей перспективе желательно усиление роли банков, которые контролируютсяиностранным капиталом. Расширение присутствия данной группы банков набелорусском рынке является позитивным фактором, поскольку западный капитал,приток которого сам по себе необходим, привносит на белорусский рыноксовременные банковские технологии, новые финансовые продукты и культурубанковского дела в целом. Развитие конкуренции в банковском секторе, котороетакже является результатом притока иностранного капитала в банковскую сферу, — важный фактор ее развития и укрепления.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ
1 Авраменко, Н.Современные формы в международной банковской деятельности / Н. Авраменко //Экономист. — 2006. — № 4. С. 58-65.
2 Алленых, М.А.Банковская система как инструмент рыночной экономики / М.А. Алленых //Банковские услуги. – 2007. — № 8. – С. 2-8.
3 Банковскаясистема Японии: история и современность / А. Баландин // Банковское дело. –2007. — № 7.
4 Банковский кодексРБ.: Принят Палатой представителей 3 окт. 2000 г.: Одобрен Советом Республики 12 окт. 2000 г.: Мн.: «Регистр», 2000. – 128 с.
5 Бюллетеньбанковской статистики №9 (123). Мн. 2009. – 271 с.
6 Долан, Э. Дж.Деньги, банковское дело, денежно-кредитная политика. М/Спб. 1993. – 348 с.
7 Ковалев, М.Белорусская банковская система в 2003 году // Вестник Ассоциации Белорусскихбанков. 2004. №8. – С. 11-17.
8 Ковзанадзе, И.В.Особенности развития банковских систем бывших социалистических стран // Вопросыэкономики. 2003. — №5. С. 135-140.
9 Корейчук, Д. В.Банки Беларуси: реальное положение дел. // Белорусский банковский бюллетень,2001. №26. – С. 48-60.
10 Курсэкономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика,макроэкономика, переходная экономика: Учеб. пособ. / Под. ред. д.э.н., проф. А.В.Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2001.
11 Макконнелл, К.Р.Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2 т.: Пер. с англ. Т.2 / К.Р.Макконнелл, С. Л. Брю. — М.: Туран, 1996. — 400 с.
12 Макроэкономика:Учебн. Пособие / под общ. Ред. Э. Л. Лутохиной. – Мн.: ОДО «Равноденствие»,2004. – 296 с.
13 Масленников, В.В. Зарубежные банковские системы. Иваново.: Талка, 1999. – 360 с.
14 Миллер, Р. Л.,Ван-Хуз, Д. Д. Современные деньги и банковское дело: Учебник М.: ИНФРА – М.2000. – 879 с.
15 Программаразвития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2006-2010 гг. Мн.2006. – 60 с.
16 Трансформациядеятельности банков Республики Беларусь. Мн.: БГЭУ, 2000. — 91 с.
17 Электроннаястраница Национального Банка Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режимдоступа: www.nbrb.by. – Дата доступа: 23.10.09 г.
18 Morishan,J.J. The Basis of Japanese Economy // The Nikkei Weekly. 2001, июнь, С. 55-68.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.